Кто такие финикийцы: происхождение, история, культура. Древние финикийцы
Кто такие финикийцы: происхождение, история, культура
Раньше землю населяло много людей, живущих в древних государствах, которых теперь не существует. Но кто такие финикийцы? Где они жили и чем занимались?
Определение
Финикийцы — это древний народ, населявший Финикию. Это государство находилось на востоке средиземноморского побережья, на территории современного Ливана, на левантийском побережье Средиземного моря.
Финикийская цивилизация стала в своё время очень культурно развитой и великой. Она достигла своего максимального пика расцвета в 1200-800 годах до н. э.
Происхождение
Согласно письменным трудам древнегреческого историка Геродота финикийцы пришли из северо-западной части Аравии. А именно с прибрежного района Красного моря. Изначально они говорили на семитском языке, поэтому их называли семитами и относили к этой группе. Уже спустя какое-то время греки стали их называть финикийцами. Предполагается, что это слово произошло от древнегреческого «фойникес», что обозначает пурпурный цвет, потому что в прибрежной части государства водился особый моллюск, дающий красный краситель, чем впоследствии народ активно и пользовался, окрашивая вещи и изделия в соответствующие оттенки пурпурного.
История существования
Теперь, когда мы поняли, кто такие финикийцы, лучше подробнее рассмотреть, какова хронология событий этого древнего государства.
Интересно и то, что Финикия появилась настолько в давний период, что у историков по сей день остаются некоторые вопросы касательно быта и истории народа.
Изначально семиты появились на Левантийском побережье Средиземного моря примерно V тысячелетий назад как часть и продолжение ханаанской цивилизации и культуры. В ранний период жизни цивилизации её называли Ханаан. Но примерно в 1500 году до н. э. в Финикии зародилась своя отдельная культура.
Государство стало постепенно развиваться. Впоследствии называемые финикийцами люди возвели один из самых древних городов мира — Библ (или, как называли другие народы, Губл или Гебал). Город разрастался, а его экономика и торговля вышли на высокий уровень. Именно от него произошло название Библии.
А вот ближе ко второму тысячелетию Финикия стала ещё больше и занимала весь восток Средиземноморского побережья. Появился город Сидон, ныне известный благодаря «Илиаде» Гомера, в которой он восхищался жителями того места, потому что они делают великолепные ремесленные предметы.
Финикийцы были отличными ремесленниками и торговцами, но не воинами. Они на протяжении всего времени своего существования терпели осады от греков, затем — от Ассирии, которая смогла завоевать Финикию и заставила народ на протяжении двух веков платить дань. После этого государство долго сражалось за независимость, пока в итоге не стало пятой провинцией Персии в 539 году до н. э.
А в 332 до н. э. Александр Македонский окончательно захватил восточную Финикию. Но тем не менее западная часть государства и город Карфаген продолжали своё существование какое-то время.
Язык и письменность финикийцев
Изначально люди говорили только по-финикийски (примерно до X века н. э.). Когда Финикия достигла своего расцвета, в ней также появился и алфавит. Таким образом, стала появляться и письменность. Такой финикийский тип алфавита был гораздо удобнее, чем иероглифика Древнего Египта или клинопись в Месопотамии. Одна фонема — одна буква. За все время существования языка количество букв варьировалось от 30 и до 22, но не было передачи гласных фонем.
Можно сказать, что именно в Древней Финикии начали активное использование буквенной письменности. Из-за активной торговли, хороших связей с соседними государствами и удобного географического расположения язык распространялся по всему Средиземноморью. К сожалению, до наших дней не уцелело ни одного литературного памятника Финикии, потому что они делали записи на папирусах, которые в условиях того климата очень быстро разрушались.
От финикийской письменности произошло два варианта алфавита: греческий и арамейский, потому что система передачи фонем буквами оказалась очень удобной. А в VII веке финикийцы перешли на арабский и арамейский языки.
Торговля и путешествия
Финикия — очень великое, развитое государство прошлого. Как уже говорилось, главным занятие финикийцев была морская торговля. Через страну проходили многие торговые пути. Примерно в одно время с изобретением ханаанской письменности начали изготавливать большие килевые корабли для мореплавания. Но их корабли действительно были очень прочными для того времени.
Считается, что финикияне — это первые люди, которые смогли обогнуть весь континент Африки. Также Геродот в своём литературном труде пишет, что именно они в 7 в. до н. э. придумали триеры. Известно даже, что путешествия финикийцев были и до берегов нынешней Англии.
Финикия также была известна своими кедровыми лесами, древесину они поставляли в Месопотамию и Египет. Они использовали эти хвойные деревья для кораблестроения. К сожалению, такая вырубка на территории нынешнего Ливана привела к уничтожению кедровых лесов.
Финикийцы изготавливали оливковое масло и вино. Делали пурпурный краситель из моллюсков, каждый из которых приносил лишь каплю краски. Именно поэтому все вещи и изделия красного цвета стоили очень дорого. Также успешно изготавливали стекло и стеклянные изделия, которые славилось по всему Средиземноморью. Особо популярным предметом для торговли у финикийцев была сушёная рыба.
А вот в саму Финикию из других государств привозили папирус, золото, медь, шкуры животных, благовония, шерсть, пряности, хлопок, лён, слоновую кость и многое другое.
Самыми крупными городами-государствами считались Карфаген, Сидон, Тир. Именно они по большей части вытягивали и развивали всю страну.
Религия
Чтобы лучше понять, кто такие финикийцы, следует также узнать немного и духовной жизни их общества. В Финикии правило язычество, а сами люди поклонялись разным богам. Существовали и жертвоприношения, что в наши дни вызывает очень много споров. Соседние народы с финикийцами считали такие обычаи очень жестокими.
В жертву приносили в основном грудных детей в возрасте до 5 месяцев. Неизвестно точно, насколько часто это практиковалось. Но многочисленные праховые урны в тафете не показатель массовости детских жертвоприношений. Существует предположение, что детей кремировали вне зависимости от того, умерли ли они от другой причины или же их принесли в жертву богам.
Но кто такие финикийцы и можно ли, несмотря на все, считать их великим народом? Однозначно можно сказать одно: благодаря Финикии мы получили много изобретений и особый вклад в мировую культуру, поэтому нельзя недооценивать силу и мощь этого древнего государства.
fb.ru
Древние финикийцы, мореплаватели и торговцы
Этот древний отважный народ торговцев и мореходов стяжал в истории славу первого «глобализатора». Финикийцы изобрели алфавит, легший в основу письменности большинства современных народов, усовершенствовали корабли и обогнули Африку, связав торговыми путями весь известный в ту эпоху обитаемый мир. Есть версия, что они даже плавали в Америку. Стремление к прогрессу сочеталось у финикийцев с самым ужасным варварством: они приносили в жертву богам пленников, а в особо важных случаях - собственных детей.
Финикийцы - одна из самых загадочных и влиятельных цивилизаций 11-1 тысячелетий до нашей эры. Она занимала небольшой (всего около 200 километров) участок восточного побережья Средиземного моря на территории современных Ливана и Сирии. Политически Финикия никогда не была мощной империей - она представляла собой ряд городов-государств, во главе каждого из которых стояли правитель и совет знати. Наиболее крупные города-государства финикийцев - Тир, Сидон (нынешняя Сайда), Библ, Арвад, а самым знаменитым считается Карфаген, основанный финикийскими переселенцами на территории современного Туниса в Северо-Западной Африке.
Финикийцы называли свою землю «Ханаан», то есть «страна пурпура», а себя именовали ханаанеями. Под этим именем они часто упоминаются в Библии. Дело в том, что у морского побережья в районе Тира обитали колонии моллюсков багрянок, из раковин которых ханаанеи научились извлекать драгоценный краситель пурпур. Финикийцами этот народ назвали греки (от слова «фойникес» - смуглые, красные). По всей видимости, это тоже было связано с пурпуром или с внешний обликом ближневосточных пришельцев.
Влияние Финикии в Древнем мире обусловлено не политическим, а экономическим могуществом. Самыми доходными статьями финикийской экономики считались добыча пурпуроносных моллюсков и изготовление тканей всех оттенков от багряного до фиолетового. Финикийцы в совершенстве владели технологиями крашения: тирские ткани не линяли при стирке, не выгорали на солнце, их можно было носить годами и даже десятилетиями. Пурпурные шелка и шерсть стоили целое состояние, поэтому их могли позволить себе лишь правители и высшая аристократия. В Византии императоров называли «порфирородными», то есть рожденными в пурпуре. Открытый финикийцами секрет окрашивания тканей натуральным пурпуром был утерян при падении Константинополя в 1453 г. и полностью восстановлен учеными-химиками лишь в конце XX века.
Природа Финикии не давала людям шансов расслабиться. Узкие полоски пригодной для обработки земли чередовались здесь с отвесными горными хребтами, подступающими прямо к морю. Финикийцы ловили рыбу, выращивали плодовые деревья, виноград, но для полноценного сельского хозяйства земли катастрофически не хватало. Зерно, хлеб всегда были предметами ввоза из других регионов. Географическая раздробленность привела к политической разобщенности отдельных городов. Из-за сложного рельефа невозможно было построить ирригационные сооружения, а ведь необходимость поддержания единой системы орошения полей часто была главным сплачивающим фактором государств Древнего мира. Нормальные дороги между финикийскими городами смогли проложить лишь во времена римского владычества.
Зато удобные защищенные бухты позволяли наладить морскую торговлю, обеспечившую финикийцам колоссальные доходы. Ханаан находился на самом оживленном перекрестке торговых путей Древнего мира: Крит, Микенская Греция везли свои товары с запада, Египет и государства Африки - с юга, Месопотамия (междуречье Тигра и Евфрата) и Индия - с востока. Из-за естественных преград врагам было сложно напасть на гавани врасплох со стороны суши, а с моря стояли боеспособные финикийские корабли. Однако завоеватели - египтяне, хетты, ассирийцы, греки, римляне всегда тянулись к богатствам финикийцев.
Лишенные собственных государственных амбиций, те соглашались мириться с иноземным владычеством, лишь бы оно не мешало их торговым операциям. Они уступали политические права на свою скудную землю, но приобрели взамен безраздельную власть над могучей и неукротимой стихией - морем. Занимаясь рыболовством, финикийцы постепенно совершенствовали конструкцию и ходовые качества своих судов. Для этого на их территории имелся великолепный строительный материал - ливанский кедр.
Первые суда финикийского типа относятся примерно к 1500 г. до н.э., однако прорывом в кораблестроении считается XII век до н.э., когда в Восточном Средиземноморье появились загадочные «народы моря». После знакомства с их технологиями финикийцы стали строить корабли с килем, а не с плоским дном. Это существенно увеличило скорость передвижения. Длина финикийского торгового судна достигала 30 метров. Мачта была оснащена двумя горизонтальными реями и несла прямой парус, традиционно использовавшийся еще на египетских кораблях. Финикийский парус был пурпурного цвета. Экипаж насчитывал 20-30 человек. Гребцы занимали места вдоль двух бортов, на корме крепились два мощных весла для поворота судна, а к носовому штевню - огромная керамическая емкость для пресной воды. Хвост корабля вздымался вверх и загибался внутрь, как хвост скорпиона. На носу, выше уровня воды, располагался острый обитый медью таран. С двух сторон от носового штевня финикийцы рисовали на своих судах синие глаза - это было «всевидящее око», первый морской оберег.
На этих кораблях финикийцы смело бороздили моря. До них египетские мореходы плавали только вдоль берега, останавливаясь на ночь и пережидая в бухтах малейший ветерок. Египтяне ориентировались по самым высоким горным вершинам. Если случалось потерять из виду берег, они выпускали голубей, которых специально брали на корабли, чтобы птицы летели в поисках корма, указывая путь к земле. Финикийцы научились ориентироваться по звездам и знали Средиземное море как свои пять пальцев. Для торговых нужд они основали колонии на Кипре, Мальте, Сицилии, Корсике и даже на испанском побережье Атлантического океана (Гадес, ныне Кадис).
Особенно много финикийских колоний было в Северной Африке. Главную из них, Карфаген, основала в 825 г. до н.э. некая царевна Элисса, бежавшая из Тира после дворцового переворота. В «Энеиде» Вергилия она фигурирует как хитроумная Дидона, возлюбленная Героя Энея. Прибыв к тунисскому вождю, она попросила у него столько земли, сколько сможет покрыть бычья шкура. Вождь согласился, и тогда Дидона разрезала шкуру на такие узкие полоски, что они покрыли целый холм. Так возник Карфаген, который римляне считали гнездом коварства и обмана. В поисках новых рынков сбыта карфагеняне совершили ряд географических открытий.
Ганнон в VI веке до н.э. возглавил экспедицию вдоль западного побережья Африки, где видел бегемотов, «волосатых людей» (горилл), «огненные колесницы богов» (действующие вулканы). Гимилькон достиг «застывшего моря», то есть Арктики, и побывал в Саргассовом море, описав его как «странный водоем, где царит вечный мрак и водоросли препятствуют движению кораблей».
Финикийцы усовершенствовали кредитно-банковское дело, использовали в качестве средства расчетов слитки серебра, золота, меди, чеканные монеты и кожаные «векселя». Главное открытие финикийцев I алфавит - также было связано с торговыми нуждами. Необходимость вести учет товаров и фиксировать сделки заставила этих предприимчивых коммерсантов искать самый простой вид письменности. Звуковое письмо оказалось проще египетских иероглифов и удобнее клинописи на глиняных табличках.
Финикийский алфавит состоял из 22 знаков обозначающих только согласные звуки. Первый знак назвался «алеф» (бык), второй - «бет» (дом). Писали фини кийцы справа налево. Эту особенность, как и отсутствие гласных, унаследовали от них еврейская, арамейская и арабская системы письменности. Греки усовершенствовали изобретение финикийцев, добавив гласные буквы и развернув строку слева направо. На основе греческого алфавита были созданы латинский, славянский, грузинский и армянский. Финикийцы распространили по всему Средиземноморью легкий и удобный материал для письма - папирус. Недаром греческое слово «библион» (книга) произошло от названия финикийского города Библ.
Несмотря на бесчисленные открытия и изобретения, которыми финикийцы обогатили человечество, репутация у этого народа была скорее дурная, чем хорошая. Современники считали их самыми ушлыми и бессовестными мошенниками, маниакальными дельцами и авантюристами, не останавливающимися ни перед чем в погоне за прибылью.
Цицерон дал финикийцам эпитет «наиковарнейшего» народа. Геродот писал, что они похитили Ио, дочь аргосского царя и возлюбленную Зевса, грубо втолкнув ее в трюм, когда она вместе с другими девушками разглядывала товары. Финикийцы активно промышляли работорговлей. Но, пожалуй, самой негативной чертой была кровожадность их богов. В основание башен и ворот новых городов финикийцы закапывали младенцев, а перед решающими битвами массово приносили в жертву верховному богу Баалу малолетних детей. Так, во время осады Карфагена войсками сиракузского тирана Агафокла городской совет выбрал двести знатных семей которые должны были пожертвовать Баалу шестимесячных мальчиков.
Еще триста детей горожане отдали на заклание добровольно. Тогда Карфаген выстоял. Однако римляне считали своим долгом уничтожить порочный город и не успокоились, пока в 146 г. до н.э. не сравняли его с землей. Место, где был Карфаген, победители засыпали солью в знак проклятия, чтобы на нем ничего не росло.
Другие города финикийцев также постепенно зачахли, обширные кедровые леса были вырублены. В 350 г. до н.э. персидский царь Артаксеркс III разрушил Сидон, перебив всех его жителей, а в 332 г. до н.э. Александр Македонский сделал то же самое с Тиром. Еще несколько веков потомки отважных финикийских купцов и мореходов сохраняли собственные язык и культуру, но после арабского завоевания Восточного Средиземноморья окончательно их утратили.
mir-faktov.com
2.12. Финикийцы: кто они?. Загадки Финикии
2.12. Финикийцы: кто они?
«Своей славой Финикия обязана своим жителям, искуснейшим людям, исключительно способным к делам военным и делам мирным. Они изобрели буквы и письменность и ввели разные другие искусства, такие, как морское судоходство, морской бой, управление народами, царская власть, сражения» (пер. С.К. Апта), – писал римский географ и уроженец Испании Помпоний Мела, живший в I веке нашей эры.
По библейскому преданию, ханаанеи (финикийцы) являлись потомками Хама и за его непочтительность к отцу обречены Богом вечно быть рабами потомков Сима – израильтян. Сами финикийцы вели свое происхождение от мифического прародителя – Хна, сына бога Баала. По предположению российского историка А.А. Немировского, он упоминается в Библии под именем… Каин: и был он проклят, и построил первый город (Быт. 4,1 – 17).
К имени Хна восходит и самоназвание финикийцев – ханаа-неи. Именно так по-прежнему называли себя финикийцы или же говорили: «Я – сидонянин», «Я – тириец». Так, финикиянка из гомеровской «Одиссеи» говорит о себе:
Я уроженица меднобогатого града Сидона;
Там мой отец Арибас знаменит был великим богатством.
(ХV, 425 – 426; пер. В.А. Жуковского)
Антропологическое исследование, проведенное У. Шенклином и М. Гатусом, позволило представить, как выглядели финикийцы. По имеющимся данным, они были людьми небольшого роста. Средний рост мужчин составлял 1,63 метра, а женщин – 1,57 метра. Судя по сохранившимся изображениям, у финикийцев был удлиненный тип лица, продолговатые глаза, прямой толстый нос, курчавые волосы, завитая или коротко подрезанная борода.
Одевались они в длинную, широкую тунику, достигавшую щиколоток. Одежду выбирали яркую, разноцветную; украшали ее вышивкой; часто подпоясывали. Как отмечал Жорж Контено, финикийцы в своих цветастых одеждах резко выделялись в толпе египтян, предпочитавших легкие белые одеяния. Из обуви предпочитали сандалии. Женщины также носили туники, украшенные вышитыми цветами, и такой же узорчатый платок, спадавший на плечи. Из украшений чаще всего выбирали серьги и ожерелья.
Споры о происхождении финикийцев велись с давних пор. Так, по словам Геродота, «страшное землетрясение вынудило их (финикийцев. – А.В.) покинуть свою прежнюю родину… Они от так называемого Эритрейс-кого моря (возможно, побережья и островов Персидского залива. – А.В.) пришли на это (Средиземное. – А.В.) море и заселили ту страну, где и теперь обитают». Многие поколения финикийцев хранили предания о своем переселении с дальнего юга; они рассказывали об этом еще в середине I тысячелетия до нашей эры. Очевидно, сведения, сообщаемые Геродотом, восходят к рассказу тирских жрецов. По словам Страбона, предки финикийцев жили на островах Бахрейн в Персидском заливе.
Новейшие историки, – например, Отто Айсфельдт и Жорж Контено, – обсуждая происхождение финикийцев, держались мнения, что их предки когда-то покинули родину и, сохранив многие обычаи, переселились на побережье Ливана, – подобно тому, как тысячи лет спустя турки перебрались в Малую Азию, а готы – в Европу.
По словам известного российского историка Ю.Б. Циркина, «данные, касающиеся языка и мифологии, связывают финикийцев (и угаритян) именно с Южной Аравией». Любопытно, что известный историк географии Рихард Хенниг называл жителей Южной Аравии за их склонность к мореплаванию «финикийцами Индийского океана».
Впрочем, в свете последних открытий эти гипотезы оказались несостоятельными. Один из ведущих исследователей Финикии ХХ века, итальянский историк Сабатино Москати подчеркивал, что «формирование финикийской нации кажется результатом процессов, происходивших в сиро-палестинском регионе, а вовсе не итогом переселения сюда людей, живших когда-то за пределами этого региона».
Это значит, что финикийцы не пришли на землю Ливана откуда-то издалека. Нет, как единый народ они сформировались именно здесь, в стране, названной Финикией. Город Библ и прибрежные районы Ливана стали плавильным тиглем, в котором смешались самые разные племена, неоднократно переселявшиеся сюда. Конечно, особую роль в становлении финикийской нации сыграло вторжение ханаанеев, поскольку их племена были многочисленными, и это изменило этнический состав местного населения.
История Ближнего Востока знала множество волн миграций. Народы, говорившие на семитских языках, жили в Передней Азии, вероятно, с VI – V тысячелетий до нашей эры. В конце III тысячелетия западные семиты – ханаанеи – заселили территорию Сирии и Палестины. Они разрушили существовавшие ранее в Сирии города-государства, основанные, очевидно, несемитическими племенами, и создали там свои, причем значительная часть сирийских семитов – амореев осталась кочевниками. Еще одна группа амо-реев поселилась на берегу Средиземного моря, в том числе они заняли существовавший здесь город Угарит.
После переселения ханаанеев на побережье Ливана здесь смешались два древних народа: семитские кочевники и гиблиты – так называли жителей Библа. Из двух разнородных культур родилась новая – финикийская. Впрочем, по мнению многих исследователей, вплоть до второй половины II тысячелетия до нашей эры – до нашествия «народов моря» – финикийцев как народ, строго говоря, нельзя выделить из общей массы ханаанеев.
Впоследствии ханаанеи были вытеснены из Сирии кочевниками-арамеями, а из Палестины еще одной группой семитских племен – древнееврейскими племенами (финикийцы были, кстати, их близкими родственниками). Израильтяне разрушали ханаанейские города и истребляли горожан. Так, город Хазор в Галилее был уничтожен полностью. Порой горожан вырезали поголовно (см. Книгу Иисуса Навина).
Спасаясь от захватчиков, многие ханаанеи переселялись на побережье Ливана, где смешивались не только с местными жителями, но и с осевшими здесь «народами моря», например чекерами. Сабатино Москати описал этот процесс лаконичной формулой: «Ханаанеи плюс народы моря равняется финикийцы». Формула эта давно уже не оспаривается. Так сформировался «особый феномен финикийской культуры». Только с этого времени жителей прибрежных районов Ливана следует называть «финикийцами», а их культуру, в отличие от прежней, «ханаанейской», именовать «финикийской».
Так, три с лишним тысячи лет назад окончательно родился новый народ – беспокойный и деятельный, надменный и уживчивый, народ, давший миру маниакальных дельцов и отчаянных авантюристов, купцов и мореходов, романтиков и сребролюбцев.
Его родина, Финикия, никогда не была единым государством, никогда не завоевывала соседние страны. Свою империю финикийцы создавали не военным, а торговым путем. Все необходимое им добывали не силой оружия, а путем обмена и торговли.
Финикийцы торговали во всех уголках Средиземноморья; их корабли появлялись в водах Атлантического и Индийского океанов. В ХII – IХ веках до нашей эры они основали колонии в Северо-Западной Африке, на юге Пиренейского полуострова, на Сицилии и Сардинии, захватывая один клочок Средиземноморья за другим. Так, из полосок земли, занятых мимоходом, возникала империя.
Поныне о финикийцах бытуют разные мнения. Одни считают их самыми ушлыми и бессовестными мошенниками, каких только знала античность. Другие видят в них самых старательных и неугомонных торговых партнеров, отличных коммерсантов. Не имея собственной страны, они задавали тон другим государствам. Не умея властвовать у себя дома, властвовали над миром.
Финикийские язык и культура сохранялись в отдельных районах Средиземноморья вплоть до Средних веков. Лишь после арабского завоевания потомки финикийцев постепенно привыкают говорить на арабском языке, окончательно утрачивая свою древнюю культуру.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древние финикийцы — 10 тайн, над которыми сломали мозги современные учёные
Финикийцы являются одной из наиболее влиятельных и наименее понятных древних цивилизаций. Между 1550 — 300 годами до н.э. они доминировали в Средиземноморье. Они изобрели алфавит, которым люди пользуются до сих пор, и основали первые города в Западной Европе. Но при этом у них никогда не было единого государства, а только независимые города-государства, связанные общей культурой.
Крышка саркофага.
Первоначально выйдя из современного Ливана и Сирии, финикийцы основали колонии по всему Средиземноморью. Именно они основали Карфаген, который угрожал самому существованию Римской империи.
1. Финикийская кровь
Финикийская цивилизации давным давно исчезла и была забыта, но генетическое наследие этих древних моряков живет и сегодня. Крис Тайлер Смит из National Geographic проверил ДНК 1330 мужчин в бывших местах финикийских поселений (Сирия, Палестина, Тунис, Кипр и Марокко).
Анализ их Y-хромосомы выявил, что по меньшей мере 6 процентов генома современного мужского населения этих мест — финикийские.
2. Изобретатели алфавита
Финикийский алфавит.
Финикийцы разработали основу для современного алфавита в XVI веке до нашей эры. К 3000 г. до н.э., египтяне и шумеры изобрели сложные символические системы письма. Финикийские торговцы обнаружили, что слова состоят из небольшого числа повторяющихся звуков, и эти звуки могут быть представлены только 22 символами, расположенными в различных комбинациях.
Хотя финикийский язык содержит гласные звуки, в их системе письма их убрали. Сегодня подобное отсутствие гласных звуков до сих пор можно найти в иврите и арамейском, оба из которых находились под сильным влиянием финикийского алфавита.
К VIII веку до н.э. греки переняли финикийскую систему и добавили гласные. Римляне также использовали финикийский алфавит и развили его до практически современной версии латинского алфавита.
3. Жертвоприношения детей
Жертвенник младенцев.
Многое из того, что сегодня известно о финикийцах, на самом деле было почерпнуто из исторических записей их врагов. Одним из наиболее устойчивых фактов, который использовался в антифиникийской пропаганде, было то, что они практиковали жертвоприношения детей.
Жозефина Куинн из Оксфорда утверждает, что за этими мрачными мифами действительно скрывается правда. Для того, чтобы снискать божественную милость, финикийцы приносили в жертву младенцев, кремировали их и хоронили их с дарами богам и соответствующими ритуальными надписями на специальных кладбищах.
Жертвы детей на самом деле не были распространенными и использовались только элитой общества из-за высокой стоимости кремации.
Археологи обнаружили могилы принесенных в жертву детей вокруг Карфагена в современном Тунисе и других финикийских колоний в Сардинии и Сицилии. В них погребены урны с тщательно сожженными крошечными телами.
4. Финикийский пурпур
Краситель дороже золота.
Пурпур представляет собой краситель, который добывался из моллюсков иглянок. Впервые он появился в финикийском городе Тир.
Трудность изготовления красителя, насыщенный оттенок и устойчивость к выцветанию сделал его желанным и дорогим товаром.
Финикийцы благодаря пурпуру заработали известность по всему миру и нажили огромное богатство, поскольку этот краситель ценился больше, чем золото идентичного веса.
5. Мореходы
Финикийское судно.
Согласно преданиям, финикийцы достигли Британии, оплыли вокруг южной оконечности Африки и добрались до Нового Света за тысячи лет до Колумба. Британский 52-летний искатель приключений Филип Бил решил выяснить, были ли подобные длительные плавания возможными на древних финикийских судах. Исследователь нанял археологов и судостроителей для проектирования и строительства финикийского 20-метрового 50-тонного судна на основе найденного древнего затонувшего судна в западной части Средиземного моря. Филип Бил отправился в путешествие с острова Арвад у берегов Сирии. Он прошел через Суэцкий канал в Красное море, проплыл вдоль восточного побережья Африки и обогнул мыс Доброй Надежды. После этого он прошел на корабле вдоль западного побережья Африки, вошел в Гибралтарский пролив и вернулся в Сирию.
Шестимесячная экспедиция стоимостью свыше £ 250 000 стерлингов, в ходе которой было пройдено 32 000 километров, доказала, что финикийцы могли бы обплывать Африку за 2000 лет до Бартоломеу Диаша, который сделал это в 1488 году.
6. Редкая европейская ДНК
«Юноша из Бурсы», гаплогруппа U5b2c1.
В 2016 году анализ 2500-летних останков финикийца, найденных в Карфагене, привел к обнаружению редких европейских генов. Названный «Юношей из Бурсы», человек принадлежал к гаплогруппе U5b2c1. Этот генетический маркер присущ людям севера Средиземноморского побережья, вероятно, Пиренейского полуострова. U5b2c1 является одной из самых старых известных европейских гаплогрупп. Сегодня этот редкий генетический маркер можно найти только у 1 процента европейцев.
7. Ливанские сокровища
Бронзовый символ богини Танит.
В 2014 году археологи, проводящие раскопки в южноливанском городе Сидон, сделали одно из самых важных открытий, касающихся финикийских артефактов, за последние полвека. Они раскопали 1,2-метровую статую священника, датируемую VI веком до н.э. Ее украшал бронзовый символ, представляющий финикийскую богиню Танит, форма которого была потрясающе похожа на египетский анкх.
Помимо артефакта, археологи нашли неизвестные ранее подземные камеры, построенные в третьем тысячелетии до нашей эры, и 20 могил, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. Наряду с артефактами, скрытыми камерами и могилами, исследователи обнаружили 200 килограммов обугленной пшеницы и 160 килограммов фасоли.
8. Иберийская колонизация
Руины храма.
Как гласят предания, финикийцы основали испанский город Кадис в 1100 году до нашей эры. До 2007 года это был всего лишь мифом, но археологи внезапно обнаружили остатки стены и следы храма, датируемые VIII веком до н.э.
Они также раскопали финикийскую керамику, сосуды, миски и тарелки. Во время раскопок под Кадисским театром комедии археологи обнаружили два скелета, которые приоткрыли вуаль тайны над сложной историей финикийской колонизации Пиренейского полуострова.
Испанские генетики проанализировали ДНК и обнаружили, что один человек был «чистым» финикийцем и умер около 720 г. до н.э. Другой скелет, погребенный в начале VI века до н.э., имел ДНК, которая распространена в Западной Европе. Это предполагает, что его мать была родом с Иберийского полуострова.
9. Финикийский кулон
Финикийская стеклянная бусина, VI век.
В сентябре 2015 года правительство Канады вернуло древний финикийский кулон в Ливан. Речь идет о крошечном стеклянном кулоне размером не больше ногтя, который канадский пограничный патруль конфисковал у контрабандистов 27 ноября 2006 г. Стеклянная бусина изображает голову бородатого человека.
Эксперт из Монреальского музея изобразительных искусств проверил его подлинность и датировал кулон VI веком до нашей эры. Эксперт также подтвердил, что кулон был сделан на территории современного Ливана.
10. Азорский форпост
Карфагенские храмы на Азорских островах.
Азорские острова расположены в полутора тысячах километров от побережья Западной Европы. Когда португальцы прибыли в это место в XV веке, острова считались нетронутыми человечеством. Тем не менее, археологические доказательства заставляют некоторых ученых считать, что финикийцы достигли архипелага тысячи лет назад.
В 2010 году исследователи из Португальской ассоциации археологических исследований в Нуно Рибейро сообщили об обнаружении загадочной резьбы по камню на острове Терсейра, что предполагает — Азорские острова были заселены за тысячи лет ранее, чем считалось раньше.
Они обнаружили несколько структур, датирующихся IV веком до нашей эры, которые сочли остатками карфагенских храмов, построенных в честь финикийской богини Танит.
www.abcfact.ru
Финикийцы. Кто такие финикийцы?
Финикийцы: кто они?
Древняя Финикия первоначально располагалась в северной и центральной частях восточного побережья Средиземного моря, на участке земли между морем и горами шириной до нескольких десятков километров, с благоприятным для полевого земледелия и садоводства климатом. Семитский народ, который греки со временем назвали финикийцами, появился на побережье восточного Средиземноморья больше 5 000 лет тому назад. С каких мест пришли эти люди, чем занимались прежде — остается для историков тайной по сей день.
Первая половина III тыс. до н. э. — финикийцы возвели на осваиваемой территории один из древнейших городов мира. Ассирийцы и вавилоняне называли его Губл, израильтяне и иудеи — Гебал, а сами финикийцы — Библ. Город стремительно разрастался, его население вело оживленную торговлю древесиной, вином и оливковым маслом, строили дома и укрепления, а также хорошие корабли. Бронзовыми топорами они рубили деревья, росшие на склонах холмов за городской стеной, — знаменитые ливанские кедры, основное богатство этой земли.
Стволы кедров служили строительным материалом для кораблей, дворцов и храмов, их доставляли в соседние страны — Египет и Месопотамию. До наших дней дошла запись египетских писцов о том, что в 2 650 г. до н. э. в столицу Египта Мемфис из Библа пришли 40 финикийских судов с лесом для фараона Снофру. Кроме древесины, из Библа в Египет с III тыс. до н. э. вывозили вино и оливковое масло.
А в Библ на таких же судах привозили золото из Нубии и медные слитки с Кипра, а сухопутные караваны с Востока — зерно, драгоценные камни, шерсть, шкуры животных, пряности и благовония. Во время раскопок Библа обнаружили саркофаг, которому было не меньше 3 000 лет. На нем была высечена надпись: «Ахирам, царь Библа… Его обитель — загробный мир».
К концу III — началу II тыс. до н. э. финикийские поселения появляются на всей территории Восточного Средиземноморья. Приморские поселения — Сидон, Тир, Берута, Арвад и другие — во II тыс. до н. э. превращаются в небольшие, но процветающие города-государства, чему поспособствовало раннее развитие торговли в Финикии. В городах процветали ремесла: во всем Средиземноморье славилось финикийское стекло, лишь здесь владели секретом окраски тканей в пурпурный цвет.
Сидон, появившийся несколько позднее Библа и располагавшийся южней, прославил легендарный древнегреческий поэт Гомер. В «Илиаде» он назвал сидонян «мастерами, искусными в ручной работе». Поэт говорил, в частности, что сделанный ими серебряный кувшин — «один из самых прекрасных на всей земле».
Царь-город Финикии Тир, ровесник Сидона, был самым южным из трех великих финикийских метрополий, городов-государств. Он и другой южный город, Арвад, находились на прибрежных островах для защиты от внешних врагов. (Тир впервые был занят только в IV столетии до н. э., когда войсками Александра Македонского был сооружен насыпной вал от берега до острова.) В Библии полностью 27-я глава Книги пророка Иезекииля посвящается описанию Тира, каким он был в конце VI столетия до н. э. Из Тира его правитель, царь Хирам, отправлял своему другу и союзнику, царю Израиля Давиду, а потом и его сыну, легендарному царю Иудеи Соломону, строительный лес, плотников и каменщиков для постройки дворцов и главного иерусалимского храма (прототипом его послужил храм финикийского бога Ваала в Тире).
«Вот, я намерен построить храм во имя нашего всемогущего бога», — провозгласил около 950 г. до не э. царь Соломон. Но у его народа — в недавнем кочевников — не было опыта в возведении монументальных зданий, потому он обратился за помощью к своему союзнику, выдающемуся строителю, царю Тира Хираму. На протяжении следующих 7-ми лет в Иерусалиме вырос храм в финикийском стиле. В его строительстве принимало участие тысячи рабочих, используя множество искусно обработанного камня, финикийского кедра и других ценных пород дерева, драпировочных и обойных тканей, окрашенных в пурпурный цвет. Прославленный мастер из Тира отлил две высокие бронзовые колонны, которые были установлены по обеим сторонам главного входа в храм.
Соломон расплатился с «прорабом» Хирамом оливковым маслом и пшеницей, 20 городами в Галилее и 120 талантами золота. Такие траты серьезно подорвали экономику страны, что привело к ослаблению всего царства, которое в скором времени распалось на части. Через 400 лет вавилонский Царь Навуходоносор разрушил Храм Соломона. До наших дней в Иерусалиме сохранилась Стена Плача — остаток нового, Второго Храма, построенного на том же месте царем Иродом в I столетии н. э.
«Отец истории» Геродот, который жил в V столетии до н. э., утверждал, что перед входом в храм в действительности стояли две колонны, но одна была не бронзовая, а из чистого золота, другую — покрывали изумруды».
Следует отметить, что на западной оконечности Сицилии по сей день сохранились развалины одного из финикийских городов-колоний. Они входят в экспозицию тамошнего музея под открытым небом. Двое служителей музея, местные жители, рассказывали, что на древнем финикийском кладбище нередко видят призраков — бородатые мужчины в диковинных одеждах. «Я-то никаких призраков не боюсь и вообще в них не верю, — рассказывает один из служителей, — но вот наши ослы их очень пугаются и галопом убегают прочь, а нам потом приходится долго их искать».
Сами финикийцы называли себя по именам городов, откуда были родом: «сидоняне», «тиряне», «карфагеняне». Финикийцами их назвали греки, по названию добываемой из морских улиток сочной темно-красной краски, которой они красили свои одежды. Позднее римляне, взяв за основу греческое слово, начали называть финикийцев-карфагенян «пуни» или «пунийцы», а войны, которые происходили впоследствии с ними, — пуническими.
Геродот рассказывал, как финикийцы-карфагеняне вели торговлю с ливийцами. Причалив к берегу поблизости поселения, купцы выгружали с кораблей свой товар и раскладывали на берегу. После они возвращались на корабль и зажигали дымовой сигнал.
Ливийцы подходили к выложенным товарам, осматривали их. А потом складывали рядом столько золота, сколько они считали уместным заплатить за предлагаемый товар, и отходили от места торга на некоторое расстояние.
Карфагеняне сходили на берег и оценивали предложение ливийцев. Если, как они считали, золота было достаточно, они его забирали и отплывали от берега, а если нет — возвращались на корабль и ждали. Тогда ливийцы добавляли золото до тех пор, пока продавцы не давали согласия принять его. «Ни одна из сторон, — подчеркивал Геродот, — не плутовала. Карфагеняне не трогали золото до тех пор, пока его количество не достигало достаточной величины, а ливийцы не трогали товары, пока финикийцы не забирали золото».
С расцветом Сидона и Тира совпадают по времени изобретение финикийцами алфавита и быстрое распространение основанной на нем письменности. Использовать самые первые в истории человечества буквы для записи произносимых звуков было намного проще, чем огромным количеством пиктограмм — египетских иероглифов или значков месопотамской клинописи.
Общепризнано, что более важным из культурных достижений финикийцев является создание абсолютно нового вида письменности, который со временем лег в основу практически всех древних и современных алфавитных письменностей. В Финикии во второй половине II тыс. до н. э. создали сокращенный тип слогового письма, число знаков которого было вначале около 30, а к XIII столетию до н. э. уменьшилось до 22. Само финикийское письмо, близкое алфавитному, еще не передавало адекватно все фонемы языка: как и в большинстве семитских языков, в финикийской письменности не было знаков для гласных. Гласные первыми стали регулярно обозначать в VIII столетии до н. э. заимствовавшие финикийскую систему письма греки и фригийцы.
Отсутствие у финикийцев символов для гласных звуков доставляло определенные неудобства, но система работала, с успехом применялась в торговых делах, ее перенимали другие народы. Этот древнейший алфавит стал прообразом алфавитов всех европейских языков. Такой был величайший дар этого удивительного народа Востока всем народам Запада.
Свои записи финикийцы делали на папирусе, реже — на черепках глиняных сосудов. Папирус они покупали у египтян и привозили его как правило в Библ. В понятии древних греков Библ и папирус были до такой степени тесно связаны, что, когда они решили перевести на свой язык повествования иудейских пророков, этот гигантский труд получил наименование по названию города Библа — Библия.
К сожалению, но ни один литературный памятник финикийцев найти пока не удалось. Во влажном, насыщенном морской солью воздухе папирус быстро разрушается. Так погибла литература народа, научившего письменности всех нас. О быте и образе жизни финикийцев нам стало известно из записей египетских жрецов, а также по скульптурам, барельефам и росписям ассирийских художников.
Одним из редких памятников финикийской письменности дошедших до наших дней является золотая пластинка V столетия до н. э. с надписью финикийскими буквами — предшественницами букв наших алфавитов. Надпись говорит о возведении святилища в честь богини Астарты. Пластинка была обнаружена в 1964 г. в Италии к северу от Рима, эта находка доказывает, что финикийцы торговали с этрусками еще до появления Римской империи.
Финикийцы были для тех времен людьми необыкновенными. В отличие от соседей, они не стремились к покорению других народов и захвату принадлежащих им землям. Между финикийскими городами и колониями никогда не было вражды. Финикийцы вообще не любили воевать. Его правители, будучи искусными дипломатами, все конфликты с соседями стремились уладить мирными путями. Но когда финикийцы все-же были вынуждены браться за оружие, они становились искусными воинами. Их отряды сражались против греков на стороне персидского царя Ксеркса, а во время Второй Пунической войны карфагенянин Ганнибал со своим войском громил римлян на их собственной территории.
Большая роль купцов в жизни городских общин замедляла развитие в Финикии монархического строя. Финикийские города никогда не были объединены в одно централизованное государство, какими были в ту эпоху, к примеру, древний Египет и Вавилония. Почти в каждом городе был свой царь, но в целом управление в них носило олигархический характер.
Главное направление внешней политики финикийских правителей всегда было развитие торговли, открытие и освоение новых земель. Строя на этих землях портовые города-колонии, финикийцы использовали их в качестве форпостов для последующих морских экспедиций. Финикийские мореплаватели на веслах и под парусами бороздили Эгейское море, плавали вдоль побережья Северной Африки, смело выходили за пределы Средиземного моря, прокладывали новые пути как на запад, так и на восток.
Их самые совершенные по тому времени корабли длиной до 35 метров имели высокую грузоподъемность и мореходность, а кроме этого, на каждом был талисман — скульптура или барельеф бога-покровителя, охранявшего моряков от штормов, коварных прибрежных течений и нападений враждебных судов. Один из таких талисманов — статуэтка XIII столетия до н. э., найденная в Сицилии, — свидетельствует, что уже в те далекие времена финикийцы вели торговые дела далеко на западе от своих метрополий.
Как утверждает Геродот, финикийцы около 600 г. до н. э. проплыли вокруг всей Африки. Полагая, что Ливия (так тогда называли Африку), это только лишь сравнительно небольшой остров, окруженный Рекой Океан, египетский фараон XXVI династии Нехо II нанял самых лучших финикийских моряков и отправил их на юг по Красному морю. «Финикийцы… поплыли по Южному морю, — писал Геродот. — Когда наступала осень, они причаливали к берегу и засевали поле… Потом, убрав урожай, снова отправлялись в плавание. Так прошло два года, а на третий они, миновав столпы Мелькарта, то есть пройдя через Гибралтарский пролив, прибыли в Египет. Они финикияне также говорили — и пусть в это верит, кто хочет, я этому не верю, — что, плывя вдоль берегов Ливии, то есть Африки имели солнце с правой стороны».
Однако именно то, во что не поверил мудрый грек, как раз и показывает правдивость этой истории. Во времена Геродота никто не оказывался так далеко на юге, за линией экватора. А там солнце в действительности перемещается по небу в северной части небосвода, то есть с правой стороны от корабля, если оно движется вокруг Африки в западном направлении.
По свидетельствам римского историка Феста Авенуса, финикийский искатель морских приключений Гимилько проплыл на север вдоль побережья Иберии (Пиренейского полуострова) и достиг богатых оловом берегов Альбиона (Англии).
Есть предположение, что финикийцы побывали и на Американском континенте. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский в I столетии до н. э. написал: «Далеко в стороне от Ливии лежит остров значительных размеров, цветущий, с множеством гор, между которыми текут широкие, судоходные реки. Финикийцами был открыт этот остров случайно, после того как они основали колонии по всему побережью Ливии и решили плыть за Геракловы столбы на запад, в море, которое люди называют Океаном». Но единственные земли с горами и судоходными реками на запад от Африки — это Южная Америка и Антильские острова.
Другие древние авторы — греческие и римские — тоже описывают богатые земли, лежащие далеко на западе. Некоторые из современных археологов и историков твердо уверены в том, что древние мореплаватели (возможно, финикийцы или египтяне) достигли этих земель.
Есть общепризнанные факты, которые по сей день будоражат умы как специалистов, так и просто любителей истории.
Индейцы майя и их Полулегендарные предшественники, загадочные ольмеки, строили плосковерхие пирамиды, подобные месопотамским пирамидам-зиккуратам. Барельефы и скульптуры индейцев изображают жрецов и царей, очень похожих на средиземноморских — горбоносых, с пышными бородами, с коническими головными уборами, в обуви с остроконечными, загнутыми кверху носками, — как на финикийских статуэтках и ассирийских барельефах.
В начале VIII столетия до н. э. был заложен Карфаген, один из самых мощных и неприступных городов-колоний финикийцев на южных берегах Средиземного моря.
Историки полагают, что первый торговый договор между Карфагеном и Римом был заключен в 509 г. до н. э. Договоры о разделе торговых сфер влияния возобновлялись в 348, 305 и 281 годах до н. э. Вместе с тем Карфаген в течении веков боролся с греками, а впоследствии с римлянами за господство не только на Сицилии, юго-западная часть которой была традиционной сферой влияния пунийцев, но, по существу, и на всех землях юго-западного побережья Средиземного моря.
Первая Пуническая война между Римом и Карфагеном началась в 264 г. до н. э. высадкой римских войск во главе с консулом Аппием Клавдием на Сицилии. Боевые действия на суше и на море с переменным успехом велись до 242 г. до н. э. В итоге римляне одержали верх, и это заставило карфагенян заключить невыгодный для них мир, по которому они полностью отказывались от Сицилии и прилежащих островов. Дальнейшие внутренние смуты в карфагенской державе, вызванные восстанием наемников, надолго исключили карфагенян из борьбы за господство в западном Средиземноморье, из за этого римлянами была захвачена и Сардиния.
Непосредственной причиной Второй Пунической войны была активная экспансия Карфагена в Испании. С 237 г. до н. э. полководцы Гамилькар, потом Гасдрубал и наконец Ганнибал постепенно покоряли разные племена Испании. Когда Ганнибал после долгой осады захватил союзный римлянам город Сагунт, они в 218 г. до н. э. объявили войну Карфагену.
Римляне ожидали вторжения пунийцев с моря, но Ганнибал перехитрил их. Со стотысячной армией и боевыми слонами он стремительно переправился через Пиренеи, Галлию и почти недоступные Альпы, спустившись в долину реки По (север Италии) только с третьей частью войска. Стремительность и неожиданность вторжения в Италию принесли ему ряд блестящих побед. Когда в 216 г. до н. э. в битве при Каннах он разбил и почти полностью уничтожил 80-ти тысячное войско римлян, это вызвало настоящую панику в Риме. Путь на столицу был открыт. Но Ганнибал не сумел воспользоваться победой.
В 214 г. до н. э. при городе Ноле римляне нанесли первое поражение пунийцам. В 212 г. до н. э. пал союзный карфагенянам сицилийский город Сиракузы. Поход Ганнибала на Рим в 211 г. до н. э. не принес успеха, так как он не рискнул осаждать город, имея за спиной сильного противника. В 210 г. до н. э. римляне захватили важнейший для пунийцев в Испании город Новый Карфаген, а в 207 г. до н. э. на реке Метавре был совершенно разгромлен Гасдрубал, который шел с 56-ю тысячным войском на соединение с Ганнибалом.
Покорив Испанию, римляне переправили свое войско в Африку. Это вынудило карфагенян отозвать так и не побежденного Ганнибала из Италии. Но на своей собственной территории он был разбит в битве при Заме в 202 г. до н. э. Карфагеняне были вынуждены заключить мир на условиях полного отказа от владений в Испании, выплаты римлянам 10 000 талантов золота, выдачи всего военного флота, слонов и самого Ганнибала. Ганнибал бежал из Карфагена.
Третья Пуническая война была начата римлянами, которые опасались возрождения Карфагена. Сенатор Катон Старший в римском сенате требовал полного разрушения Карфагена. В 149 г. до н. э., использовав раздоры пунийцев с нумидийским царем Масиниссой, римляне объявили войну и осаждают Карфаген. Горожане защищались с отчаянием обреченных, и только после трехлетней осады в 146 г. до н. э. римляне овладели городом, разрушили его до основания, а уцелевших карфагенян продали в рабство. Карфаген перестал существовать.
От периода между 12 и 9 столетиями до н. э. до нас не дошло почти никаких сведений о Финикии. Вероятно, именно в это время гегемония на финикийской территории перешла к Сидону, который был вынужден вести борьбу за первенство с другим крупнейшим финикийским центром — Тиром.
В этот период финикийцы (хананеи) часто упоминаются в Библии. Хирам, царь Тира, помогает Соломону строить его знаменитый Храм, а через сто лет дочь Этбаала из Тира, Иезавель, стала женой Ахава, царя Израиля, а их дочь, в свою очередь, женой царя Иудеи. Библия с негодованием повествует о том, что в это время в Израиле и Иудее воздвигаются храмы и жертвенники финикийским богам. О религии финикийцев нам известно мало, хотя сохранились развалины многих храмов. Главным богом был, как видно, Эл, важную роль играл культ Астарты. Ваал, или Баал, часто упоминаемый в Библии, означал имя бога вообще. Финикийцы практиковали человеческие жертвоприношения.
В 332 г. до н. э. Финикию завоевал Александр Македонский, Тир разрушили, и с того времени финикийская культура стала быстро эллинизироваться. В этот период финикийский язык практически вышел из употребления и был вытеснен арамейским и латынью, поздней греческим.
В.Пименова
ред. shtorm777.ru
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
shtorm777.ru
Финикийцы
Раскопки древнейшего города Библа
Уже в первой половине III тысячелетия до н. э. пришельцы построили на осваиваемой территории один из древнейших городов мира. Ассирийцы и вавилоняне называли его Губл, израильтяне и иудеи – Гебал, а сами строители – Библ.
Город быстро разрастался, его жители вели оживленную торговлю древесиной, вином и оливковым маслом, строили дома и укрепления, а так же отличные корабли. Бронзовыми топорами они рубили деревья, растущие на склонах холмов за городскими стенами, - знаменитые ливанские кедры, главное богатство здешней земли. Стволы кедров были строительным материалом для кораблей, дворцов и храмов, их вывозили в соседние страны – Египет и Месопотамию.
Сохранились записи египетских писцов о том, что в 2650 году до н. э. в столицу Египта Мемфис из Библа прибыли 40 финикийских судов с лесом для фараона Снофру. Помимо древесины, из Библа в Египет с III тысячелетия до н. э. вывозилось вино и оливковое масло.
А в Библ на таких же судах доставляли золото из Нубии и слитки меди с Кипра, а сухопутные караваны с Востока – зерно, драгоценные камни, шерсть, шкуры животных, пряности и благовония. При раскопках Библа нашли саркофаг, которому было не менее 30 веков. На нем выбита надпись: «Ахирам, царь Библа. Его обитель – загробный мир».
Развалины финикийского квартала на холме Бирса
К концу III – началу II тысячелетия до н. э. финикийские поселения возникают по всей территории Восточного Средиземноморья. Приморские поселения – Сидон, Тир, Берута, Арвад и другие – во II тысячелетии до н. э. превращаются в небольшие, но процветающие города-государства, чему способствовало ранее развитие торговли в Финикии. В городах процветали ремесла: по всему Средиземноморью финикийцы славились своим стеклом, только здесь владели секретом окраски тканей в пурпурный цвет.
Сидон, возникший несколько позже Библа и расположенный южнее, прославил легендарный древнегреческий поэт Гомер. В «Илиаде» он называет сидонян «мастерами, искусными в ручной работе». Поэт говорит, в частности, что сделанный ими серебряный кувшин – «один из самых прекрасных на всей земле».
Библия описывает Царь-город Финикии
Царь-город Финикии Тир, ровесник Сидона, был самым южным из трех великих финикийских метрополий, городов-государств. Он и другой южный город, Арвад, располагались на прибрежных островах для защиты от внешних врагов. (Тир впервые был занят лишь в IV веке до н. э., когда войсками Александра Македонского был сооружен насыпной вал от берега до острова.)
В библии вся 27-я глава Книги пророка Иезекииля посвящена описанию Тира - каким он был в конце VI века до н. э.. Из Тира его правитель царь Хирам, посылал своему другу и союзнику, израильскому царю Давиду, а потом его сыну, прославленному царю Иудеи Соломону, строительный лес, плотников и каменщиков для постройки дворцов и главного иерусалимского храма (прототипом его послужил храм финикийского бога Ваала в Тире).
«Вот, я намерен построить храм во имя нашего всемогущего Бога», - провозгласил около 950 года до н. э. царь Соломон.
Но его народ – недавние кочевники – не имели опыта в возведение монументальных зданий, поэтому он обратился за помощью к своему союзнику, выдающемуся строителю, царю Тира Хираму.
В течение последующих семи лет в Иерусалиме вырос храм в финикийском стиле. Его строили тысячи рабочих, используя огромное количество искусно обработанного камня, финикийского кедра и других ценных пород дерева, драпировочных и обойных тканей, окрашенных в пурпурный цвет. Прославенный мастер из Тира отлил две высокие бронзовые колоны, которые установили по обеим сторонам главного входа в храм.
Соломон расплатился с «прорабом» Хирамом оливковым маслом и пшеницей, 20 городами в Галилее и 120 талантами золота. Эти траты серьезно подорвали экономику страны, что привело к ослаблению всего царства, которое вскоре распалось на части. Четыре столетия спустя вавилонский царь Новуходоносор разрушил храм Соломона. До наших дней в Иерусалиме сохранилась Стена Плача – остаток нового, Второго Храма, построенного на том же месте Иродом в I веке н. э.
«Отец истории» Геродот, живший в V веке до н. э., утверждал, что перед входом в храм действительно стояли две колоны, но одна была не бронзовая, а из чистого золота, а другая – покрыта изумрудами.
По финикийскому музею бродят приведения
Примечательно, что на западной оконечности Сицилии до сих пор сохранились развалины одного из финикийских городов-колоний. Они входят в экспозицию тамошнего музея под открытым небом. Двое служителей музея, местные жители, рассказывают, что по древнему финикийскому кладбищу нередко бродят приведения – бородатые мужчины в диковинных одеждах.
Я-то никаких привидений не боюсь и вообще в них не верю, - говорит один из служителей, но вот наши ослы их страшно пугаются и галопом убегают прочь, а нам потом их приходится долго разыскивать.
Сами финикийцы называли себя по имени трех городов, откуда, были родом:
«Сидоняни»
«Тиряне»
«Карфагеняне»
Финикийцами их окрестили греки, по названию добываемой из морских улиток сочной тёмно-красной краски, которой они окрашивали свои одеяния. Позже римляне, взяв за основу греческое слово, стали называть финикийцев-карфагенян «пуни» или «пунийцы», а войны, приходившие впоследствии с ними, - пучиническими.
Геродот рассказывает, как финикийцы-карфагеняне торговали с ливийцами. Причалив к берегу вблизи поселения, купцы сгружали с кораблей свои товары и раскладывали на берегу. Возвращались на судно и зажигали дымовой сигнал.
Карфаген - на территории современного Туниса
Ливийцы подходили к разложенным товарам, осматривали их. А затем складывали рядом столько золота, сколько они считали уместным заплатить за предлагаемые товары, и отходили от место торга на некоторое расстояние.
Карфагеняне сходили на берег и оценивали предложение ливийцев. Если, по их мнению, золота было достаточно, они его забирали и отплывали от берега, а если нет – возвращались на судно и ждали. Тогда ливийцы добавляли золото до тех пор, пока продавцы не соглашались принять его.
Ни одна из сторон, - подчеркивает Геродот, - не плутовала. Карфагеняне не трогали золото до тех пор, пока его количество не достигало достаточной величины, а ливийцы не прикасались к товарам, пока финикийцы не забирали золото.
Финикий алфавит
С расцветом Сидона и Тира совпадают по времени изобретение финикийцами алфавита и стремительное распространение основной на нем письменности. Пользоваться самыми первыми в истории человечества буквами для записи произносимых звуков было гораздо проще, чем огромным количеством пентаграмм – египетских иероглифов или значков месопотамской клинописи.
Общепризнано, что наиболее важным из культурных достижений финикийцев является создание совершенно нового вида письменности, который впоследствии лег в основу практически всех древних и современных алфавитных письменностей.
В Финикии во второй половине II тысячелетия до н. э. был создан сокращенный тип слогового письма, число значков которого было первоначально около 30, а к XIII веку до н. э. сократилось до 22.
Золотая пластинка V века до н. э. с финикийскими буквами
Само финикийской письмо, близкое алфавитному, еще не передавало адекватно все фонемы языка: как и в большинстве семитских языков, в финикийской письменности отсутствовали знаки для гласных. Гласные первыми стали регулярно обозначать в VIII веке до н. э. заимствовавшие финикийскую систему письма греки и фригийцы.
Отсутствие у финикийцев символов для гласных звуков создавало определенные неудобства, но система работала, успешно применялась в торговых делах, ее так же применяли другие народы. Этот древнейший алфавит стал прообразом алфавитов всех европейских языков. Таков был величайший дар этого талантливого народа Востока всем народам Запада.
Священную Библию назвали в честь города
Свои записи финикийцы делали на папирусе, реже – на черепках глиняных сосудов. Папирус они покупали у египтян и привозили его в основном в Библ. В понятии древних греков Библ и папирус были настолько тесно связаны, что когда они решили перевести на свой язык повествования иудейских пророков, этот гигантский труд получил наименование по названию города Библа – Библия.
Развалины финикийских домов IV века до н. э.
К сожалению, ни одного литературного памятника финикийцев, найти, пока не удалось. Во влажном, насыщенном морской солью воздухе папирус быстро разрушается. Так погибла литература народа, который научил письменности всех нас. О быте и образе жизни финикийцев узнаем из записей египетских жрецов, а также по скульптурам, барельефам и росписям ассирийских художников.
Одним из редких сохранившихся памятников финикийской письменности является золотая пластинка V века до н. э. с надписью финикийскими буквами – предшественницами букв наших алфавитов. Надпись сообщает о возведении святилища в честь богини Астарты. Пластинку нашли в 1964 году в Италии к северу от Рима, эта находка доказывает, что финикийцы торговали с этрусками еще до возникновения Римской империи.
www.iksinfo.ru
ФИНИКИЙЦЫ И ЕВРЕИ Древняя история.
Древняя история.
Вдоль восточного берега Средиземного моря,
Map in Spanish of the Mediterranean Sea, with the borders and the name of the States following the ISO 3166-1 Alpha-3 code.
там, где возвышаются Ливанские горы,
journalpp.ruНа склонах Ливанских гор
лежала страна, известная в Библии под названием Ханаан.
Карта древнего Ханаана
Ее населяли два родственных народа:
в северной части — финикийцы,
history.wikireading.ruФиникийцы
а в южной — евреи.
vavilon-plen.ruТюменев А. И. - Евреи в древности и в Средние...
Финикия представляла узкую береговую полосу между Средиземным морем и Ливанским хребтом. Северным пределом ее можно считать устье реки Оронт (современное название — Эль-Аси),
voda.molodostivivat.ruНар-эль-Аси река
а южным гору Кармель, мысом вдающуюся в море.
A beautiful picture of the southwest face of mount Carmel during the sunset. This picture was taken from the entrance of Kibbutz Ma'agan Michael
Эта полоса покрыта отрогами Ливанского хребта, на которых росли прекрасные кедровые леса, а по склонам их зеленели пастбища. Только в устьях горных речек, между возвышенностями, залетали плодоносные долины, хорошо орошаемые и удобные для поселения. Таким образом, с одной стороны, горная природа, препятствуя образованию одного большого государства, способствовала свободному развитию небольших общин, с другой — недостаток широких полей, заливы и бухты, удобные для стоянки судов, и обилие корабельного леса заставляли финикийцев главной своей деятельностью сделать мореплавание. Действительно, они стали первым мореходным и торговым народом древнего мира.
Торговля их началась морским разбоем. Они грабили соседние берега, похищали людей и продавали их в рабство. Потом они оставили разбой и стали мирно обменивать свои товары другим народам на дорогие растения, металлы, ткани и тому подобное.
graphage.ruФиникийские Военные Корабли
Из соседних островов финикийцы особенно посещали Кипр; тут они нашли медные руды и основали финикийские города и селения, то есть завели свои колонии. Мало-помалу торговля и колонии финикийцев распространились почти по всем главным островам и по берегам Средиземного моря. В восточной части моря финикийцы встретили потом сильных соперников — греческих колонистов, поэтому они обратились преимущественно к западной части Средиземного моря и завели колонии по берегам Сицилии (Палермо), Северной Африки (Карфаген, Утика) и Испании (Гадес, или Кадис, Малага). В Испании финикийцы нашли богатые серебряные руды; предания говорят, когда они прибыли . сюда в первый раз, то добыли столько серебра, что нагрузили им все свои корабли, сделали из него всю корабельную утварь и даже якоря.
maxpark.comФиникийский народ, который часто упоминается как...
Смелые финикийские купцы не ограничились Средиземным морем, они ходили и в Атлантический океан, за Столпы Геркулесовы. (Так называли в древности Гибралтарский пролив или, собственно, две скалы, возвышающиеся на
mydiscoveries.ruГеркулесовы столбы
противоположных берегах.) По Атлантическому океану они плавали на Британские острова, откуда вывозили олово; думают даже, что они достигали Балтийского моря, откуда с берегов Пруссии привозили янтарь, который древние народы ценили выше золота. Финикийцы ходили также и на юг от Гибраттарско-го пролива вдоль африканских берегов. Есть предположение, что один из египетских фараонов (Нехо), имея на своей службе финикийских моряков, поручил им объехать всю Африку. Они отправились из Египта по Аравийскому заливу. Когда наступало дождливое время года, мореплаватели выходили на берег, строили себе хнжины, сеяли хлеб и дожидапись, пока он созреет, потом собирали его и плыли дальше. Таким образом, на третий год они благополучно достигли Средиземного моря и возвратились в Египет. Финикийские купцы не желали, чтобы другие по их следам ходили за Гибралтарский пролив, и старались путать их рассказами о страшных бурях, о морских чудовищах и других опасностях, которые будто бы ожидали мореплавателей в океане.
900igr.netИстория корабля
Финикийцы вели также и большую сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям. Финикийские торговцы ездили на север, в Армению, где покупали коней и невольников; с востока, из Вавилонии, они привозили шелк и вино; на юге, в Аравии, доставали золото и благовонную смолу, или ладан, который курился во время жертвоприношений. На финикийских мануфактурах выделывались искусные вещи из металлов, слоновой кости и черного дерева; из шерсти и шелка они изготовляли дорогие ткани. Особенно высоко ценились тогда ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из улиток особой породы. Финикийцам приписываются разные открытия и изобретения: например, способ делать стекло, которое сначала ценилось очень дорого и употреблялось для украшения комнат и одежды. Окна у древних народов, живших в теплом климате, были без стекол, с одними занавесками, а сосуды делались из глины или из металлов. Далее, финикийцам приписывали весьма важное изобретение — систему знаков для письма, то есть азбуку, пли алфавит, а также арифметических знаков, или цифр (которые, впрочем, уже были известны древним египтянам и ассирийцам). Между ремесленниками и художниками особенно славились финикийские зодчие и каменщики.
picsbuy.ruТорговые Караваны
Торговля финикийцев была меновая. Отправляясь к народам диким и полудиким, они привозили свои изделия, которые выменивали на местное сырье. Этим объясняется, что они не имели нужды в изобретении металлической монеты (которая впервые встречается у лидпйцев и греков). Полагают также, что финикийская торговля в особенности способствовала распространению в разных странах орудий так называемого бронзового века. Дикие народы еще не умели обрабатывать металлы и пользовались орудиями из камня {каменный век). Первый металл, который начали обрабатывать для вооружения и домашней утвари, была медь, как наиболее легкий для ковки. Но так как медное оружие оказывалось недостаточно твердо, то стали к меди примешивать олово. Эта смесь называется бронзой {бронзовый век). Финикийцы производили большое количество таких изделий. Затем уже научились более трудному искусству: добывать и ковать железо {железный век).
twofb.ru что продавали финикийские купцы
Религия финикийская состояла главным образом в поклонении светилам небесным. Солнце они называли богом Ваалом, или Молохом,
providenie.ucoz.ruфото
а луну — богиней Астартой, или Танитой. Молоха они считали богом грозным и мстительным и разумели под
« Астарта Сирийская» ( Данте Габриэль Россетти, 1877 год)
ним преимущественно нестерпимый летний зной, поэтому старались умилостивить его большими жертвами, и даже человеческими. В одной финикийской колонии (в Карфагене) стоял медный идол Молоха с протянутыми руками, во время жертвоприношений у ног его разводили огонь, родители приносили своих детей и клали их на раекаленные руки идола; эта жертва считалась для него самой приятной. Кроме того, почти общим почитанием у финикийцев пользовался бог Малькарт,
Мелька́рт, Мелике́рт (от греч.Μελικέρτης, эллинизированоефиникийское Milk-Qart, «царь города») — в финикийской религии и мифологии — бог-покровитель мореплавания и города Тира, отождествлявшийся греками с Гераклом. Почитался в Тире и Фасосе [1]. Считалось, что «тирийский Геракл» был похоронен в Испании [2]. В двуязычной надписи с Мальты имя Мелькарт переведено как Геракл-архегет [3].
Согласно Менандру Эфесскому, его храм воздвиг царь Хиром [4]. Геродот упоминает своё посещение тирского храмаМелькарта, называя его храмом Геракла Тирского. Финикийцы также называли колоннами Мелькарта Гибралтар, откуда, вероятно, и произошло его греческое название Геркулесовы столпы. Есть легенда, как его статуя приплыла на плоту из Тира в Эрифры[5].
В западно-семитской мифологии считался сыном Демарунта и Астарты.[6]
или Тирскип Геркулес, покровитель торговли и мореплавания; ему был воздвигнут великолепный храм в городе Тире, сюда ежегодно присылались из других городов жрецы с дарами для Геркулеса.
Производство изделий и обширная торговля сделали Финикию самой богатой страной древности. Города ее, окруженные красивыми хуторами и деревнями, шли почти непрерывной цепью вдоль морского берега и кипели промышленным народом, в гаванях развевались бесчисленные паруса. Обыкновенно каждый город с своею областью имел царя, власть которого была ограничена жрецами и богатейшими гражданами; некоторые города составляли между собою союзы для защиты от других народов. Главное место в таких союзах в более древнее время занимал Сидон,
а потом знаменитый Тир.
Схема осады финикийского города Тира в 332 г. до н. э. Александром Македонским
(Кроме них замечательны города:
Арвад,
journeye.comСирия, Арвад - крепость
Триполис,
kvobzor.ruТурецкие археологи обнаружили древнеримские...
Библос,
stormcrew.ruЗатем мы посетим ещё более древнийгород Библос...
Берит.)
Берит
город, впервые упоминается в 14 в. до н. э. под именем Берута (Берути, ныне Бейрут). В эллинистич.период Б. имел свою торговую колонию в Делосе; с 16 в. до н. э. — рим. колония и центр торговли шелком,льняными тканями, вином. В 3 в. в Б. основана рим. школа права. Руины города в наст, время застроены.
darsik.comКосмополитичный Бейрут
Из государей финикийских нам известны только имена некоторых царей города Тира, например: Хирам,
Царь Соломон, Царь Хирам Тирский и Хирам Абиф на строительстве Иерусалимского Храма.
который послал Соломону финикийских зодчих и материалы для построения Иерусалимского храма;
Пигмалион^ брат карфагенской,
Pygmalion and Galatea (Gérôme) back
Дидона
и Этбаал, современник Навуходоносора.
yuliyakelidi.comНавуходоносор
На северном конце Ханаана, в нижнем течении реки Оронт, обитало храброе племя хеттов, которое имело монархическое устройство и владело соседней частью Сирии до Евфрата, с городом Хельбон (Алеппо), но было потом покорено ассирийцами.
Древний Восток около 1220 до н. э., короткая ситуация накануне катастрофы бронзового века. Микенская культура, Новоегипетское царство, Новохеттское царство (с частью уничтоженного Митанни), Среднеассирийская держава (с Митанни, Аррапхэ и Вавилонией).
Богатства финикийских городов послужили приманкой для сильных воинственных государей Египта и Ассирии. Особенно разрушительным, по сказаниям Библии, было нашествие ассирийского царя Салманасара.
picstown.ruСалманасар Iv
Потом Финикию покорил вавилонский царь Навуходоносор; после чего город Тир стал приходить в упадок. Со времен Кира Финикия находилась в зависимости от персов. Александр Македонский взял город Тир и разрушил его совершенно (332). Тогда торговля финикийцев перешла в другие места, преимущественно в египетскую Александрию; а Финикия мало-помалу обеднела и запустела. Гавани ее заволокло песком, и некогда цветущие города стали грудой мусора
Главным источником знакомства с финикийцами служит древнегреческий географ Страбон.
Geographer Strabo.
Многие известия о них находим также в книгах Ветхого Завета. Говорят, финикийцы имели и собственного летописца
twofb.ruветхий завет краткое содержание
Санхониатона, но сочинения его не дошли до нас, и о нем мы знаем только от греческих писателей. В последнее время источником финикийской истории служат клиновидные надписи Ассирии и иероглифические — Египта.
Южная часть Ханаана, или страна евреев, известна под названием Палестины. Вдоль нее протекает река Иордан,
evreimir.comПропущенные уроки истории. Еврейскиезамечания к...
впадающая в горько-соленое озеро, называемое Мертвым морем, потому что в нем не могут жить ни рыбы, ни растения. В древности холмы и долины Палестины были довольно плодоносны, они изобиловали прекрасными рощами, густою травой и виноградниками, и страна эта по справедливости называлась Обетованною землею. Она делилась на четыре части. На севере лежала Галшся
Галилея, ок. 50 года
с горою Фавор,
w:en:Mount Tabor with the village of Daburiyya in the foreground.
Колокольня и ворота православного монастыря на вершине Фавора
озером Геннисаретскмм к
slavicbaptists.comХРИСТОС НА БЕРЕГАХ ГЕННИСАРЕТСКОГООЗЕРА
blogs.pravostok.ru61. Укрощение бури на пути черезГеннисаретское...
городами: Капернаум. Тивериада, Назарет, Кана.
Назарет, изображенный на византийской мозаике в монастыре Хора, Стамбул.
В середине находилась Самария с городами Самария и Сихем.
Южную часть Палестины занимала Иудея
с главным городом Иерусаишом,
A collage of Jerusalem
который был построен на четырех крутых холмах;
к востоку от него возвышалась Елеонская, или Масличная, гора,
Елеонская гора (рисунок из « Библейской энциклопедии»)
, отделенная от города долиной Кедрона. Кроме Иерусалима
в Иудее замечательны были города: Кесария, Иерихон, Вифлеем.
Вифлеем. Иллюстрация из « Библейской энциклопедии» архим. Никифора. Гравюра на стали. 1891
На востоке от Иордана лежала пустынная область Иерея, населенная отчасти номадами — кочевниками. Источником для истории евреев служат книги Ветхого Завета, которые по содержанию распадаются на исторические, поэтические и пророческие.
О происхождении евреев Библия повествует следующее.
lideceniq.mlистория еврейского народа в ветхом завете
Родоначальником и первым патриархом еврейского народа был Авраам; он покинул родину, Месопотамию, и переселился в Ханаан, где нашел хорошие пастбища для своих стад. Отсюда внук его Иаков, прозванный Израилем, со своими одиннадцатью сыновьями переселился в Египет. Двенадцатый сын его Иосиф прославился необыкновенной судьбою. Он был продан братьями в Египет невольником, но там сделался первым любимцем фараона, призвал к себе отца и братьев и отвел им для поселения прекрасную долину. Здесь потомки их продолжали пастушеский образ жизни; они сильно размножились и по числу сыновей Израиля разделились на двенадцать колен. От жестоких притеснений фараонов евреи ушли из Египта под пред водительством своего пророка Моисея.
Долго кочевали они в аравийских пустынях, пока возвратились опять в Палестину. После упорной войны евреи частью покорили, частью истребили другие племена и разделили землю по числу колен. Колено Левитово не получило особого участка, оно рассеялось между другими и исполняло должность священников. Мало-помалу израильтяне оставили пастушескую, или кочевую, жизнь, занялись земледелием, построили города и селения. Правление вначале было теократическое, то есть верховная власть находилась в руках первосвященников. Но так как евреи постоянно должны были защищать свою землю от соседних кочевых народов (филистимлян, амаликитян и других), то нередко верховная власть переходила в руки военачальников, прославивших себя победами (например, Гедеон, Самсон). Наконец, опасность со стороны соседей и внутреннее неустройство побудили израильтян избрать себе царем храброго Саула, и пророк Самуил помазал его на царство.
Особенно было славно царствование преемника Саула Давида. Этот умный, воинственный царь расширил пределы своего государства и утвердил столицу в Иерусалиме, на Сионском холме. Он известен также своими благочестивыми песнями, или псалмами, в которых воспевал славу и величие Господа. Сын его, Соломон, прославился мудростью и построением великолепного Иерусалимского храма. Этот храм был сооружен на горе Мориа финикийскими зодчими из мрамора и ливанских кедров, а внутренние украшения сделаны были из чистого золота. Сюда со всей Палестины сходился народ для жертвоприношений. Только одни евреи сохранили монотеизм, веру в единого Бога, Творца вселенной (Иегову), и потому они считали себя избранным народом Божиим. Однако пример соседних языческих народов (идолопоклонников) не оставался без последствий для еврейских нравов и религии. Сам Соломон под старость полюбил пышность, обременил народ тяжкими налогами, завел у себя много иноплеменных жен и допустил при своем дворе языческое богослужение.
После смерти Соломона (около 980) наступили смуты, и евреи разделились на два царства: Иудейское — на юге, со столицей Иерусалимом, и Израильское— на севере, с главным городом Самарией. Эти два царства находились во взаимной вражде, а народ все более и более впадал в идолопоклонство. По временам являлись вдохновенные люди, или пророки, которые предвещали народу бедствия и призывали его к покаянию; таковы Илия, Исайя, Иеремия.
Наконец евреи были покорены другими народами. Первым пало Израильское царство, завоеванное ассирийским царем Саргоном II (721). Потом вавилонский царь Навуходоносор покорил Иудейское царство, разрушил Иерусалимский храм, а народ отвел в Вавилон (587). При персидском царе Кире (539) иудеи получили позволение возвратиться в Палестину и возобновили Иерусалим вместе с храмом. Бедствия исправили иудеев: теперь они оставили идолопоклонство и начали строго соблюдать поклонение единому Богу.
Началом Вавилонского пленения традиционно считается прибытие 10 тыс. евреев, переселённых из Иудеи в 597 году до н. э. Они надеялись вскоре вернуться домой, полагая, что на их родине вспыхнет восстание против Навуходоносора, которое принесет им освобождение. Они не стремились основательно укорениться в незнакомом месте, чурались чужаков, жили тесно сплочёнными сообществами и даже ухитрялись тайно вести переговоры с оставшимися жителями Иудеи, настойчиво призывая их бунтовать и восстановить попранную справедливость. Этот процесс продолжался до 586 года до н. э., когда стало известно о падении Иерусалима. Ослеплённого иудейского царя привели в оковах в Вавилон. Тогда стало очевидным, что надежда на быстрое возвращение домой не подтвердилась. Автор diletant.media Мария Молчанова перелистывает трагические страницы истории древней Иудеи.
После покорения Ассирии в 612 году до н. э. вавилоняне завладели обширной территорией своего бывшего соперника, в том числе и Иудеей с ее величественной столицей Иерусалимом, жители которого не хотели подчиняться новым властям. В 605 году до н. э. юный наследник вавилонского престола Навуходоносор успешно сражается с египетским фараоном и одерживает победу — Сирия и Палестина становятся частью вавилонского государства, а Иудея фактически обретает статус государства, находящегося в зоне влияния победителя. Спустя четыре года стремление вернуть утерянную свободу возникает у тогдашнего царя Иудеи Иоакима (Иегоякима), в тот самый момент, когда ему приходит известие о том, что Египет отразил атаку вавилонской армии у своей границы. Заручившись поддержкой прежних колонизаторов, он надеется тем самым освободиться от вавилонян. В 600 году до н. э. Иоаким поднимает мятеж против Вавилона и отказывается выплачивать дань. Однако из-за весьма скоропостижной смерти он так и не смог насладиться плодами своих решений.
Иудея существовала еще около шести столетий, но почти всегда в зависимости от других народов.