Мумии европеоидов в Древнем Китае. Древние европеоиды в китае
Белые европеоиды и появление цивилизации древнего Китая
В порядке полемики с freakup
Итак оппонент усомнился в формировании Шан-иньской культуры под сильным влиянием евопеоидных соседей. Однако, обратимся к исследовательской литературе (Л.Н. Гумилев "История Хунну").
Во II тысячелетии до н.э. в Южной Сибири археологи различают две синхронные самостоятельные культуры: глазковскую на востоке и андроновскую на западе. "На территории Прибайкалья обитала группа родственных друг другу племен, которые могли быть скорее всего предками современных эвенков, эвенов или юкагиров. Культура их... была чрезвычайно близка к культуре обитателей верховьев Амура и Северной Маньчжурии, а также Монголии, вплоть до Великой китайской стены и Ордоса. Не исключено, следовательно, что вся эта обширная область была заселена родственными друг другу по культуре племенами охотников и рыболовов неолита и ранней бронзы... вероятно, говорившими на родственных друг другу племенных языках". Позднее с южной частью этих племен - носителей глазковской культуры - столкнулись и перемешались некоторые предки хуннов. Западную половину Южной Сибири и Казахстан до Урала занимала с 1700 по 1200 г. до н.э. андроновская культура. Носители ее, принадлежавшие в белой расе, в XVIII в. до н.э. овладели Минусинской котловиной и чуть-чуть не сомкнулись с глазковцами на Енисее. Андроновцы были земледельцами и оседлыми скотоводами; из металлов они знали бронзу, в их могилах сохранились многочисленные изящно орнаментированные глиняные сосуды. Андроновская культура связана с западом. "Неоднократно отмечалось большое сходство андроновских памятников со срубными нижневолжских, донских и донецких степей". Но не андроновцы и не глазковцы играли первую роль в Южной Сибири во II тысячелетии до н.э.
Выше мы уже говорили о динлинах, обитавших в "песчаной стране Шасай", т.е. на окраине Гоби. Они же населяли Саяно-Алтайское нагорье, Минусинскую котловину и Туву. Тип их "характеризуется следующими признаками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза". Эти выводы, построенные на основании письменных источников, нашли себе подтверждение и в археологии. Саяно-Алтай был родиной афанасьевской культуры, датирующейся приблизительно с 2000 г. до н.э. Антропологически афанасьевцы составляют особую расу. Они имели "резко выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб - все эти признаки говорят о принадлежности их к европейскому стволу. От современных европейцев афанасьевцы отличаются, однако, значительно более широким лицом. В этом отношении они сходны с верхне-палеолитическими черепами Западной Европы, т.е. с кроманьонским типом в широком смысле этого термина".
Итак что мы имеем - три европеоидных культуры по соседству с ареалом обитания китайских племен. Китайцы до момента появления афанасьевской, андроновской и глазковской культуры безнадежно отсатют и вдруг практически одномоментно делают цивилизационный рывок вперед из неолита в бронзу. Да при этом еще и используя керамику типологически мало схожую с до шан-иньской. Комментарий freakup Керамика иньцев закономерный последователь керамики культуры яншао (3-4 тыс. до н.э.) через хэнаньский луншань на самом деле не объясняет проблемы, т.к. влияние более древних культур на керамику отрицать невозможно по факту сохранения основной массы автохтонного населения (но только влияние - основная масса населения была протокитайской, европеоиды здесь выступали скорее в роли учителей - принесших цивилизацию), то же время очевидно, что керамика культуры яньшао имеет не так много причин являться прямым предком керамики шан-инь, носящей в этом смысле синтетический характер.
Влияние европеоидов прослеживается и антрополгически: Около 1200 г. в Минусинских степях андроновскую культуру вытеснила новая, карасукская, принесенная переселенцами с юга из Северного Китая, с берегов Желтой реки. Впервые в Западную Сибирь проникает китайский стиль. Это не просто заимствование. Вместе с новой культурой в могильниках появляется новый расовый тип - смесь монголоидов с европеоидами, причем европеоиды брахикранны, а монголоиды узколицы и принадлежат к "дальневосточной расе азиатского ствола". (Указ. соч.)
Если европеоидно-монголоидные гибриды приходят в конце 2 тысячелетия уже из Китая в Сибирь, то ведь должны же были они вначале оформиться, что и произошло на территории собственно Китая, чуть ранее, как раз в период шан-инь.
Вот что пишет Васильев Л.С. "Проблемы генезиса китайской цивилизации": Ни колесницы, ни повозки, ни даже просто колеса неолитические племена Китая, судя по всему, не знали, хотя с идеей круга (гончарный круг) они были знакомы. Не были одомашнены в неолитическом Китае и лошади. Да они и не могли быть одомашнены там, ибо происхождение одомашненной лошади вполне очевидно восходит к более западным районам. Для иньского же Китая великолепные боевые колесницы на тонких и прочных колесах с большим количеством спиц и бронзовыми втулками были едва ли не наиболее характерной особенностью. В определенном смысле можно сказать, что вся иньская культура, весь иньский этнос были теснейшим образом связаны с запряженной выносливыми лошадьми колесницей, которая в те времена и в тех условиях равнинно-степного ландшафта являлась не только наиболее мощным видом вооружения, дававшим решающий перевес в схватке с противником, лишенным такого оружия, но и своеобразным этнокультурным символом, первейшей единицей учета боевой силы племени. Именно колесница, по своим функциям напоминавшая современные танки, наводила страх и ужас на воинов противника, сминала его ряды и тем самым решала исход сражения, а вслед за тем и историческую судьбу племени. Именно колесница в немалой степени способствовала мобильности полуоседлого этноса, его тысячекилометровым миграциям, завершавшимся, как это случалось, например, с хеттами, касситами, гиксосами, ариями, неожиданным появлением воинственного племени в районе поселения мирных земледельцев.
Выглядит убедительно, не так ли? Но в ответ freakup комментирует - Весь пафос заявления разбивается о то, что колесница появляется лишь в позднеиньских слоях. Однако, и этот комментарий ничего не объясняет, потому что появление боевых колесниц это тоже вторая половина 2-го тысячелетия до н.э. и естественно для того, чтобы передовая по тем временам технология ведения боя достигла окраины цивилизации (что представлял из себя Китай) необходимо время и немалое. Особенно учитывая то, что передача информации шла через посредников.
А вот часть текста из книги Васильева на которую freakup не обратил внимания, а между тем она весьма важна для понимания исходного тезиса нашей дискуссии: Практика эта <изображения в иньском искусстве человеческих лиц> была достаточно реалистична, и, видимо, скульпторы не отступали в своих творениях от оригинала. Собранные воедино, 15-20 изображений иньцев в расовом отношении являют собой поразительно пеструю картину. Среди них можно обнаружить и бесспорных монголоидов, как континентальной, так и тихоокеанской ветви, и меланезиоидов, и близких к ним типов с негро-австралоидной примесью и, что наиболее интересно в свете изучаемых нами проблем, явно выраженные европеоидные типы. Прямые, острые, даже чуть крючковатые носы, очень слабо выраженные скулы, глаза с явно немонголоидным разрезом, сжатый рот с тонкими губами – ни в Чжоу, ни в более поздние эпохи ничего похожего в китайской пластике, камне и бронзе не встретишь.
Также очень важны для нас следующие данные: ...определенные параллели между иньскими представлениями и соответствующими явлениями у некоторых индоевропейских племен. Речь идет о системе наследования власти. Известно, что в иньском Китае эта система выглядела весьма запутанно из-за того, что преобладающей формой наследования был переход власти от старшего брата к младшему. Есть серьезные основания считать, что столь специфическая форма наследования – вне зависимости от того, как она произошла и какие родственные связи и традиции сыграли при этом решающую роль, - была специфичной именно для индоевропейцев, во всяком случае хотя бы для части их. Так, специальное изучение клинописных хеттских источников 18-17 вв. до н.э. показало, что у хеттов наследование также преимущественно осуществлялось от брата к брату и от дяди к племяннику и что в царском роде хеттов (как это было и в Инь) все братья одного поколения называли друг друга братьями, а представителей восходящего и нисходящего поколений соответственно отцами и сыновьями. Если вспомнить иньские надписи, в которых от имени правящего вана приносились жертвы «отцу» такому-то, «отцу» такому-то и еще «отцу» такому-то одновременно, то сходство хеттской и иньской систем родства и наследования будет вполне убедительным.
Но не только хетты могут быть привлечены в качестве сравнения. Эта система наследования один в один похожа на лествичную систему принятую в Древней Руси и похоже являвшуюся отголоском каких то очень древних, возможно еще доарийских систем наследования, которые сохранились в позднейшее время на Руси.
А вот что сообщает нам о влиянии другой европеоидной культуры Черных Е. Н., Кузьминых С. В. "Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен)": Едва ли в истории народов бронзового века северной половины Евразии удастся отыскать культурный феномен, способный сравниться по яркости, самобытности и характеру своего появления с сейминско-турбинским. С ним связываются кардинальные инновации в металлургическом и металлообрабатывающем производствах и в культурах, располагавшихся на обширнейших территориях. Это были племена не только металлургов, но и воинов-коневодов. Характер их оружия и военной организации оказались в середине 2 тыс. до н.э. столь совершенными, что эти люди смогли в очень короткий отрезок времени преодолеть в своих походах-миграциях многие тысячи километров западносибирских лесостепей и тяжелой заболоченной тайги, перевалить Уральские горы и выйти на лесные равнины Восточной Европы. ...по всей северной половине Евразии начнется отливка наконечников копий и дротиков, кельтов и чеканов. В основу новой металлообработки будет положена технология тонкостенного литья, выработанная в сейминско-турбинской среде. Подобные виды орудий и оружия станут основными для громадного количества культур и общностей на финальных стадиях Евразийской металлургической провинции во время ее очередной трансформации. Для восточного соседа этой системы – металлургических очагов Центральноазиатской провинции будут характерны однолезвийные изогнутые ножи-кинжалы с металлическими рукоятями и фигурными навершиями на них. Начнется здесь и отливка кельтов. Сходные формы оружия быстро распространяются вплоть до Древнего Китая в период Инь. Равно и металлургия раннего железного века на тех же евразийских пространствах в огромной степени будет наследовать сходные стереотипы, сказавшиеся в изготовлении многочисленных серий наконечников копий, кельтов и чеканов. Все эти орудия в той или иной степени также несут отпечаток изначального импульса сейминско-турбинской металлургии. Итак, вот еще одна европеоидная культура оказавшая серьезное влияние на формирования шан-иньской культуры, этой якобы уникальной "чисто китайской" цивлизации.
А вот что пишет Грумм-Гржимайло Г.Е. "Западная Монголия и Урянхайский край": Белая (европеоидная) раса населяла Центральную Азию и Северный Китай, вплоть до среднего течения реки Хуанхэ, с незапамятных времен. Соответственно, белокурые племена динлинов (китайский собирательный термин, обозначающий белокурого и голубоглазого европеоида) вполне обоснованно могли считаться автохтонами этих мест (по крайней мере по отношению к позднейшим китайским завоевателям, первый поход которых против динлинов в долину реки Хуанхэ и в Хэси последовал в 636 г. до н. э.). Также Г.Е. Грумм-Гржимайло отмечает, что вообще все духовные и социальные установления чжоусцев имели много общих черт с древнеарийскими, а от них были заимствованы китайцами. Так, новобрачная в Китае, вступая в дом мужа, приносит обязательную жертву его предкам - обычай, который несомненно имеет под собой динлинскую основу (Указ. соч.). На определенном историческом этапе, в течение нескольких веков после завоевания чжоусцами царства Шан-Инь, представители белой европеоидной расы, вероятно, составляли военно-политическую элиту Северного Китая. Иначе трудно объяснить, почему некоторые китайские императоры, вплоть до периода «Троецарствия» (220-280 гг. н. э.) имели достаточно выраженный европеоидный облик. Так, Ши-хуанди, император династии Цинь (246-209 гг. до н. э.), имел продолговатое лицо, широкие глаза и выдающийся нос. Столь же выраженными арийскими чертами обладал и гениальный родоначальник династии Хань - Гао-цзу: "Гао-дu, он же Гао-хуан-ди и Гао-цзу, основатель династии Хань, прозывался Лю, по имени Бан, по проименованию Цзи. Родился в нынешней губернии Ганьсу в области Сюй-чжеу-фу. Он имел орлиный нос, широкий лоб, был прост и одарен обширным соображением". Сыма Цянь добавляет, что Гао-ди имел также великолепную бороду и бакенбарды - фенотипические признаки, практически немыслимые у этнически чистых китайцев. В «Троецарствии» многие деятели китайской политики описаны точно так же, а один из них, рыжебородый богатырь Сунь Цюань, даже носил прозвище «голубоглазый отрок» (Троецарствие /Сань го чжи/. Том I.).
А вот мнение китайских исследователей (Юань Кэ. "Мифы Древнего Китая"): ...многие мифологические сюжеты Древнего Китая находят прямые соответствия в индоевропейской мифологии, например, война пигмеев и журавлей, сюжеты о стране людей с головами псов, об амазонках и змееногой богине, «стране счастья» (аналог вечно счастливых гипербореев). Мифологические представления о «конях-драконах», которые определяли настороженное или даже опасливое отношение древних китайцев к лошадям, возникли, возможно, под впечатлением боевых походов восточных иранцев, у которых конь и всадник сливались в бою как бы в единое целое. Кроме того обратившись к статье Киселева С.В. "Неолит и бронзовый век Китая" // Советская археология, 1960, № 4, мы находим утверждения, что можно считать фактически общепризнанной (по крайней мере, в европейской науке) гипотезу о мощном индоевропейском импульсе, обеспечившем появление в Китае (в эпоху, предшествующую династии Инь) трех важнейших инноваций - колесного транспорта, доместикации лошади и металлургии.
В дополнение о лингвистике. Интересно то, что сейчас мы не можем с уверенностью утверждать, что шан-иньская культура была носителем языка сино-тибетской группы. Т.к. Исследование (шан-иньских) гадательных надписей затрудняется тем, что фонетические реконструкции древнекитайского языка не идут далее середины I тысячелетия до н.э., да и они вызывают сомнения. Полагают, что в оракульных надписях отсутствуют знаки, записывающие конкретное звучание языка. Знаки гадательных надписей были напоминательными (мнемоническими) и понятийными (идеографическими), т.е. передавали понятия независимо от звучания соответствующего слова. (Степугина Т.В. Первые государства в Китае). И сейчас говоря о культуре шан-инь мы не знаем даже действительно ли государство называлось Шан. Так что, вполне возможно, что шан-иньцы даже говорили на одном из языков индо-европейской языковой семьи.
diunov.livejournal.com
Тайны таримских мумий. От древнейших европеоидов Китая остались только могилы и вопросы
Тари́мские му́мии — мумифицированные тела европеоидов XVIII века до н. э. — II века н. э., сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла-Макан близ Лоуланя (могильники Гумугоу (Кявригуль), Сяохэ, Аяла Мазар). Также мумии были найдены на восточном конце бассейна реки Тарим вокруг Турфана, близ Нии, Черчена и вдоль южного края Таримского бассейна в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.
Наиболее ранние мумии могут быть датированы XVIII веком до н. э., наиболее поздние — II веком н. э. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло-русого оттенка.
Краниометрические данные свидетельствуют об антропологическом сходстве таримских мумий с носителями афанасьевской и андроновской культур Южной Сибири (индоевропейцы).
Исследование ДНК семерых мужских мумий из могильника долины Тарима — Сяохэ (Малая Речка или «Кладбище №5») западнее озера Лобнор (3980 ± 40 лет назад) показало, что все они относятся к Y-хромосомной гаплогруппе R1a1a. Анализ митохондриальной ДНК показал наличие восточно-евразийской гаплогруппы C4 (у пяти мужчин и девяти женщин) и западно-евразийских гаплогрупп H и K (у двух женщин). На 2012 год из 12 определённых Y-хромосомных гаплогрупп 11 относится к субкладу R1a1a, 1 — к парагруппе K*.
Отлично сохранилась одежда: просторные платья из очень тонких тканей, вязаные штаны и клетчатые юбки,войлочные плащи и гетры с клетчатым рисунком.
У них, например, были шляпы, украшенные перьями и удивительно напоминающие головные уборы жителей горных областей Тироля. Сохранились и шерстяные плащи с кисточками, и кожаная обувь.
Начиная с 1970-х гг., китайские археологи обнаружили уже более 2-х сотен мумий в песчаных могилах. Могилы находятся между предгорьями Тянь-Шаня с севера и оазисами пустыни Такла-Макан — с юга.
Первой иностранкой, получившей разрешение осмотреть и заснять эти мумии в Музее, была археолог из Центра изучения кочевников Евразии университета Беркли в Калифорнии Джанни Дэвис-Кимбэлл. «Сохранность деталей просто невероятная», — удивляется Дэвис-Кимбэлл. При высокой температуре и исключительно | низкой влажности на коже трупов сохранился даже нанесенный охрой орнамент.
Мумии не утратили свои человеческие черты, и, по словам археолога, можно угадать их социальную принадлежность: они выглядят не просто как высохшие трупы, а как зажиточные воины, купцы, ремесленники, крестьяне...
На них надеты одежды из тканей, вытканных из крашеных шерстяных нитей голубого, коричневого и зеленого цветов.
«Клетчатые и диагональные узоры на тканях — североевропейского типа, — объясняет археолог. — Вместе с покойником в могилу укладывали все, что требовалось человеку в повседневной жизни: горшки, гребни, иглы, пряжки и заколки из дерева и из кости, а также целые караваи хлеба и пучки трав. Очень редко в могилах находится оружие».
Лоуланьская красавица
Лоуланьской красавицей прозвали одну из древнейших таримских мумий. Она принадлежит молодой женщине европеоидной расы (высокий рост 180 см и пряди русых волос) и найдена в 1980 году в окрестностях Лоуланя. Примерный возраст 3800 лет.
Мумия хранится в музее Синьцзян-Уйгурского автономного района в городе Урумчи.
Рядом с лоуланьской красавицей найдено захоронение 50-летнего «черченского мужчины» с заплетёнными в две косы волосами и 3-месячного ребёнка с «бутылочкой» из коровьего рога и соской из овечьего вымени.
Также были найдены артефакты: решето, колпак, тканая сумка с зернами пшеницы. Предположительно, захоронение принадлежит древним индоевропейцам (афанасьевской культуры или тохарам).
Каким образом светловолосые чужаки попали в столь отдаленные районы Азии? Куда же они потом подевались? Ответов не найдено.
В китайских источниках 1 тысячелетия до н. э. говорится о группе «белых людей с длинными волосами», которых называли «бай». Они жили на северо-западных границах Китая, и китайцы, по-видимому, покупали у них нефрит. Известно, что на этой территории жили юэчжи, о которых в 645 г. до н. э. упоминает китайский автор Гуань Чжун. Юэчжи поставляли китайцам нефрит, который они добывали в расположенных неподалеку горах Ючжи (провинция Ганьсу).
Наскальные рисунки в пещерах в северо-западном Китае, относящиеся к I в. н.э.,; представляют рыжеволосых всадников. Судя по их внешнему виду, они вполне могли быть соседями или родственниками мумифицированных мертвецов из Таримской долины.
В качестве базовой гипотезы предполагается при этом, что они говорили на одном из древнейших индоевропейских языков — тохарском. Впрочем, записи на тохарском найдены восточнее и значительно позже, в районе III–VIII века н. э
обзор по материалам из интернета
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
7lostworlds.ru
Монголоиды и европеоиды в Китае. Бремя белых. Необыкновенный расизм
Монголоиды и европеоиды в Китае
Ранняя история Китая — это история племен новокаменного века, «неолита типа яншао», или культура расписной керамики. Керамика и правда очень характерная — красно-черная роспись по вазам.
Культура получила название по месту первых находок — возле деревни Яншао, на берегу реки Хуанхэ. Неолит типа яншао распространен по всему Северному Китаю, в возрасте от 2700-х до 1700-х годов до P. X.
Изначально культура яншао знает двух домашних животных — собаку и свинью. Вскоре к ним присоединяется еще мускусная утка. Кроме множества овощей, пракитайцы разводят еще просо. Высокое такое просо, местный вид — гаолян. Еще чумиза — неприхотливейший сорт проса.
Даже с таким небогатым набором видов растений и животных культура яншао распространяется и на север, в Маньчжурию, и на юго-запад, в Синьцзян. На востоке они в XVIII–XVII веках до P. X. сливаются с примерно такими же племенами культуры чэнчзыяй. А вот на западе… На западе они входят в контакт с населением Восточной Ферганы. То есть с арийскими народами.
Археологи и историки твердо усвоили, что все народы равны и нехорошо говорить о чьем-то преимуществе. Они высказываются очень политкорректно. Например, так: «Своими навыками в сфере зернового земледелия… культура Яншао обязана более ранним западным вариантам единой серии культур расписной керамики Евразии».[207] Одним словом, и яншао без арийского влияния не состоялось бы.
Около 1800 года или чуть раньше у племен культуры яншао появляются овца и корова… Наверное, это очень политически некорректный, очень расистский взгляд… Но что поделать! У людей культуры яншао не появляется буйвол, одомашненный в Индии. Не появляется так называемый балийский скот — бантенг, одомашненный в Юго-Восточной Азии. Не появляется даже зебу, горбатый скот Северной Индии и юга Переднего Востока. Наконец, овца и корова никак не могли быть одомашнены в самом Китае — здесь не водятся дикие коровы и овцы.
Древние арии передают пракитайцам навыки животноводства. Может быть, этот вывод политически некорректный. Зато он научный и верный.
Еще они учат будущих китайцев разводить не только замечательный туземный гаолян и бесподобную чумизу, но еще ихнюю арийскую пшеницу и ячмень.
К тому же именно в XVII–XIV веках до P. X. в Китае появляется бронза. Нет никакого периода использования самородной меди, нет долгих опытов с использованием медных орудий и различных сплавов цветных металлов, как на Переднем Востоке, на Кавказе или в Южной Сибири. Бронза попала в Китай как некий готовый результат. Который остается только использовать.
И произошел взрыв!!
Начался период самой древней цивилизации Китая, период Шан-Инь. Название дано «в честь» двух самых мощных то ли вождеств, то ли государств: Шан и Инь. В этот период уже есть иероглифическая письменность, число иероглифов достигает 3000. Есть землепашество, разведение скота, появляются города.
«Темпы его [бронзового века. — А. Б.] появления и расцвета, высокий уровень бронзолитейного дела в сочетании с рядом иных важных нововведений, как, например, письменность, практика строительства пышных дворцов и сооружения гробниц, искусство резьба по камню, высококачественная отделка утвари, украшений и орудия и многие другие аксессуары развитой цивилизации позволяют предполагать, что цивилизация бронзового века в Китая (эпоха Шан-Инь) очень многим обязана культурным влияниям извне».
Что же это за неопределенные «влияния»?! Политически корректный, политически грамотный автор высказывается чуть более четко: «Индоевропейские племена могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации».[208]
Позволю себе только один вопрос: а что, какие-то другие племена, кроме арийцев, могли сыграть эту роль? Какие же?
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
public.wikireading.ru
Европеоиды в Китае - barjaktarevic
Международная группа археологов обнаружила в ходе раскопок древнего кладбища Цзяи, расположенного в Турфанской впадине на севере Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, древний скелет человека, укрытый растениями конопли.Сотрудники Университета Китайской академии наук с коллегами из других научных центров Китая, США и Нидерландов в одной из гробниц нашли скелет европеоидного мужчины, умершего примерно в 35-летнем возрасте.Радиоуглеродное датирование показало, что возраст захоронения составляет от 2400 до 2800 лет. Фрагменты конопли были найдены еще в одной гробнице в Цзяи.http://www.rosbalt.ru/style/2016/10/07/1556747.htmlДревние могилы в Такла-Макан были обнаружены шведскими исследователями еще в 30е годы минувшего века. Но на главную загадку этих захоронений ученые обратили внимание только спустя много лет. Мумии, найденные в захоронении, имели европеоидные черты. Представители этой неизвестной культуры, относящейся к бронзовому веку, хоронили своих соплеменников на вершинах холмов. Когда то там протекала река, которая впоследствии исчезла. Мертвых накрывали деревянными сооружениями, очень похожими на большие лодки. Тела усопших оборачивались кожей. Из-за большого содержания соли в почве и сухого климата все найденные тела замечательно сохранились. На европейские черты мумий обратили внимание только в 1987м году.http://www.chinamodern.ru/wp-content/uploads/zahor4.jpgЕщё Лев Тихомиров упоминал о китайских легендах, согласно которым предки китайцев были светлокожими и светловолосыми. Однако, в период раннего железного века монголоидные признаки стали доминировать. Можно предположить, что формирование китайской народности происходило путём соединения племён с выраженной монголоидностью (глазничная складка, уплощённое лицо) - родственных бирманцам и в целом народам Индокитая, с одной стороны, и прикаспийских и высокогорных европеоидов, "переливавшихся" из среднеазиатского "плавильного котла" эпохи бронзы, с другой. Небольшая часть древних европеоидов оставалась в орбите влияния "омонголившегося" Китая ещё в средние века - это тохарцы. Вероятно, китайские европеоиды - родственники тохарцев, хотя могут быть и сюрпризы. В принципе, любой народ ранней бронзы, имевший доступ к степной "аэродинамической трубе", "Предшёлковому пути" (Волга-Янцзы), мог с одинаковой вероятностью оставить свой след в генофонде предков китайцев. Иероглифы же, о досада!, были придуманы позже всех этих интересных событий.Впрочем, царство Шу(слишком явно европеоидное по населению) - старше этих завоевателей.Ретроспективно, отталкиваясь от современного генофонда населения бассейна Тарима, можно предположить, что самусьско-сейминские племена не были в числе первых европеоидов того края. В тех краях исстари жили европеоиды кавказского облика. По всем признакам, они были носители носителями гаплогруппы K. Основная их область обитания находилась в современной провинции Сычуани, где они в эпоху царства Шан Инь (вообще-то, по последним данным, несколько раньше) создали свое уникальное, непохожее на китайское, царство Шу.https://sites.google.com/site/destesaviran/the-teamМифология Шу принципиально отличалась от ханьской: народ Шу поклонялся Солнцу, а после Цинь Ши Хуан-ди "организующим центром и средоточием космического всеединства являлась императорская персона, чья божественная ипостась пребывала в той точке рядом с Полярной звездой, вокруг которой вращалась небесная сфера"http://www.xliby.ru/istorija/imperija_uchenyh_gibel_drevnei_imperii_2_e_ispr_izd/p5.phpА.П.
barjaktarevic.livejournal.com
Динлины – древнейшие европеоиды Китая, Монголии и Алтая
Белокурая раса, динлины китайцев, имела на заре китайской истории обширное распространение в Средней Азии. К динлинской расе принадлежат 4 древних народа Центральной Азии: кыргызы на верхнем Енисее, динлины в Прибайкалье, усуни, которых история застает у оз. Лобнор, но в момент передвижения их на запад – в северный Тянь-Шань, и бома в Саяно-Алтае. Все эти четыре народа имели голубые (зеленые) глаза и белокурые (рыжие) волосы. Все эти народы были более или менее смешаны с соседями. К динлинам относятся енисейские остяки-кеты.
Палеоантрополог Дебец считает долихоцефальный южносибирский тип, т.е. динлинов, протоевропеоидным, «близким к кроманьонскому». Прямой связи с европейцами динлины не имели, являясь ветвью, отклонившейся еще в палеолите.
Появление динлинских племен на севере Гобийской пустыни связывается с проигрышем динлинами тысячелетней войны с китайцами (борьба «черноголовых» китайцев с «рыжеволосыми дьяволами» в китайских хрониках 2600 г. до н.э.). Племена ди зафиксированы в Китае в 3 тысячелетии до н.э. как аборигены. За 3000 лет часть динлинов была истреблена, часть бежала, часть смешалась с китайцами [как айны в Японии]. Смешение произошло в эпоху Чжоу, 12 век, причем чжоуские племена состояли в большой мере из ди. Этим объясняется наличие у древних китайцев высоких носов и пышных бород. Другая часть разбитых динлинов отступила на юг, в джунгли Сикана и Юньнани. Там они превратились в лесные племена – мань китайских географов. Потомками их являются черные поло, имеющие ряд европеоидных черт, а также племена цзеляны, яо-мяо, вони, йе-жэнь, путэ и мосо. Потомками динлинов, смешанных с тибетцами, монголами и китайцами, являются тангуты в Амдо и окрестностях Ганьчжоу, воинственные горцы, больше похожие на кавказцев, чем на монголов. Тангуты говорят на тибетском языке. Приближаясь по языку к народам индокитайской группы, динлины по своим физическим признакам и психическим особенностям принадлежали к той же белокурой расе, которая некоторыми антропологами считается первобытной в Европе.» ( Read more... )
Грумм-Гржимайло Г.Е. Белокурая раса в Средней Азии.
Таримские мумии являются непостижимой загадкой древнего мира и одними из наиболее важных археологических находок XX в. Эти на удивление хорошо сохранившиеся человеческие останки были обнаружены в засушливых соляных песках пустыни Такла-Макан, которая является частью Таримского бассейна в Западном Китае. Обнаруженные в тех далеких краях тела датировались большим промежутком времени: 1800 г. до н. э. — 400 г. н. э. Однако больше всего ученых поразило то, что мумии имели черты европеоидной расы. По-видимому, в Западном Китае жили племена, которые таинственным образом исчезли 2000 лет назад.
"Таримские мумии", найденные китайскими археологами в северо-западном Китае, принадлежат людям европейской расы. Предположительно сарматам и скифам - кочевникам из северного Причерноморья. Это доказывает, что индоевропейские племена, жившие от двух до четырехтысяч лет назад, продвигались на восток гораздо дальше, чем привыкли считать историки. Из степных просторов, лежащих к северу от Черного моря, кочевые народы - скифы, сарматы и тохары - проложили путь в далекий Китай. Тохары, вероятно, принесли в Китай бронзовые орудия и искусство их производства. Они же научили азиатские племена делать колесные повозки.Открыватель мумий — шведский ученый Свен Хедин в начале XX в. занимался общей историей Шелкового пути — сети древних дорог, которые когда-то вели из Китая в Турцию и далее — в Европу. Тела доставили в европейские музеи для последующего изучения, но отсутствие необходимого оборудования и финансирования стали причиной того, что о них вскоре забыли. В 1978 г. китайский археолог Вэнг Бинхуа в могильнике Кизилчока, или Красном холме, в северо-восточной части центральной азиатской провинции Ксиньянг, обнаружил 113 мумифицированных тел.
Позднее большая часть тел была перевезена в музей города Урумки. За последние 25 лет китайские и среднеазиатские археологи провели раскопки и осуществили масштабные исследовательские работы в этом районе, обнаружив более 300 мумий. В 1987 г. профессор китайской и индоиранской литературы и религии университета Пенсильвании Виктор Мэйр вел группу туристов по музею Урумки и, подойдя к мумиям, найденным Вэнг Бинхуа, с удивлением обнаружил, что все они одеты в темно-пурпурные шерстяные одежды и обувь из войлока и имеют признаки европеоидной расы: каштановые или белокурые волосы, удлиненные носы и черепа, стройные тела и большие глубоко посаженные глаза.
Политическая обстановка в Китае в те времена не позволила Мэйру заняться исследованием этих удивительных находок, и в 1993 г. он вернулся с группой итальянских генетиков, работавших над изучением «ледяного человека». Ученые отправились на Красный холм, туда, где Вэнг Бинхуа проводил раскопки, чтобы провести эксгумацию мумий, перезахораненных из-за нехватки места в Урумкском музее. Анализ образцов ДНК подтвердил, что это мумии европеоидов, после чего Мэйр заявил, что, скорее всего, древнейшие мумии являлись представителями первых белых поселенцев в бассейне реки Тарим.
Древнейшая мумия, найденная в Западном Китае, получила прозвище Лоуланьская красавица: это хорошо сохранившееся тело китайские археологи нашли в 1980 г. неподалеку от древнего города Лоулань, что в северо-восточной части пустыни Такла-Макан. Женщина ростом 5 футов 2 дюйма, умершая в возрасте 40 лет примерно 4800 лет назад, обладала чертами, характерными для представителей европеоидной расы (в том числе выступающая переносица, высокие скулы, светло-каштановые волосы, которые были собраны и спрятаны под войлочный головной убор).
Тело было завернуто в шерстяной саван, на ногах — кожаные ботинки, а рядом с ним в гробнице лежали гребень и изящная соломенная корзина с зернами пшеницы. Следующая экспедиция в Лоуланьский регион, организованная в 2003 г. археологическим институтом провинции Ксиньянг, позволила сделать ряд новых важных открытий. Раскопки проводились в 110 футах от древнего города Лоулань, в могильнике, который представлял собой насыпь из песка высотой 25 футов. Недалеко от центра кургана была обнаружена довольно интересная находка — еще одна потрясающая женская мумия. Она лежала в гробу, напоминавшем по форме лодку, завернутая в шерстяное одеяло, в войлочной шапке на голове и кожаных туфлях на ногах. Рядом с телом находились: выкрашенная в красный цвет маска для лица, браслет с нефритовым камнем, кожаная сумка, шерстяная набедренная повязка и эфедровые палочки. Эфедра — лекарственное растение, кустарник, применялся жителями Ирана в зороастрийских ритуалах. Следовательно, между этими регионами могла существовать некоторая связь.
Позднее в бассейне реки Тарим удалось найти еще одну группу мумий — тела мужчины, трех женщин и ребенка, — получивших название черченские мумии. Четыре тела взрослых людей датируются 1000 г. до н. э. Их одежда была выполнена в одних и тех же тонах, а вокруг головы были повязаны красные или голубые шнуры, что, по-видимому, указывало на близкое родство.
Мужчина из захоронения, или черченский человек, ростом более 6 футов, умер в возрасте 50 лет. У него были длинные, светло-каштановые, сплетенные в косу волосы, тонкая бородка и множество татуировок на лице. На нем было пурпурно-красное одеяние, а рядом лежало не менее 10 головных уборов различных фасонов. Как и у черченского человека, на лице у одной из женских мумий было множество татуировок. Женщина ростом 6 футов со светло-каштановыми волосами, заплетенными в две длинные косы, была одета в красное платье и ботинки из белой оленьей кожи. Со взрослыми похоронен трехмесячный ребенок с голубым войлочным чепчиком на голове, глаза которого закрывали голубые камни. Возле тела младенца находилась чаша из коровьего рога и бутылочка для кормления, сделанная из вымени овцы. Предположительно, семья умерла от какой-то эпидемии.
Более всего в этих находках археологов поразила изумительная сохранность, яркость красок и европейский тип одежды на этих людях. Профессор лингвистики и археологии Западного колледжа в Лос-Анджелесе доктор Элизабет Барбер провела детальное исследование текстиля, найденного в бассейне реки Тарим, и обнаружила поразительное сходство с кельтским тартаном, который используют в северо-западной части Европы.
При высокой температуре и исключительно низкой влажности на коже трупов сохранился даже нанесенный охрой орнамент. Мумии не утратили свои человеческие черты, и, по словам археолога, можно угадать их социальную принадлежность: они выглядят не просто, как высохшие трупы, а как зажиточные воины, купцы, ремесленники, крестьяне... На них надеты одежды из тканей, вытканные из крашеных шерстяных нитей голубого, коричневого и зеленого цветов. "Клетчатые и диагональные узоры на тканях - северно-европейского типа, - объясняет археолог. - Вместе с покойником в могилу укладывали все, что требовалось человеку в повседневной жизни: горшки, гребни, иглы, пряжки и заколки из дерева и из кости, а также целые караваи хлеба и пучки трав. Очень редко в могилах находится оружие".
Исследовательница выдвинула версию о том, что материал, найденный в могилах таримских мумий, и европейский тартан имеют общее происхождение. Согласно существующим свидетельствам, он появился в районе Кавказских гор по крайней мере 5000 лет назад. Среди многочисленных предметов одежды в могилах китайских мумий были обнаружены: халаты, шапки, юбки, плащи, брюки из тартана и полосатые шерстяные чулки. В могильнике Субиши, расположенном в северной части Шелкового пути, обнаружены три женских мумии, датируемых 500—400 гг. до н. э., в очень высоких шапках в крапинку, за что их прозвали ведьмами из Субиши.
Кем же были эти европейцы и что они делали в Китае? Ареал находок так широк, а их датировка охватывает такой большой промежуток времени, что о существовании одного племени не может быть и речи. Они, по-видимому, являются представителями нескольких групп миграций, которые двигались на восток с различных территорий на протяжении тысячи лет и более. В некоторых источниках есть упоминания о жителях бассейна реки Тарим (территории, где были найдены мумии), которые могут стать ключом к разгадке происхождения хотя бы части мумий.
В китайских источниках 1 тысячелетия до н. э. говорится о группе «белых людей с длинными волосами», которых называли бай. Они жили на северозападных границах Китая, и китайцы, по-видимому, покупали у них нефрит. Известно, что на этой территории жили юэчжи, о которых в 645 г. до н. э. упоминает китайский автор Гуань Чжун. Юэчжи поставляли китайцам нефрит, который они добывали в расположенных неподалеку горах Ючжи (провинция Ганьсу). После разрушительных набегов кочевых племен гуннов большая часть юэчжи перебралась в Трансоксиану (часть Средней Азии, охватывающая земли современного Узбекистана и юго-западного Казахстана), а позднее на север Индии, где создали Кушанскую империю. Портреты царей юэчжи на монетах натолкнули некоторых исследователей на мысль о том, что это могли быть люди европеоидного типа.
Еще одной народностью, населявшей эти земли, были тохары — западные племена, говорящие на индоевропейских языках (языковая группа, в которую входит большая часть европейских, индийских и иранских языков). Некоторые ученые полагают, что юэчжи и тохары, в сущности, одни и те же племена, называемые по-разному. Впрочем, на сегодняшний день эта версия не нашла подтверждения фактами. Территория на западе Китая, где были обнаружены мумии европеоидов, а именно северо-восточная часть бассейна реки Тарим и расположенные к востоку от нее земли у озера Лобнор, соответствуют ареалу распространения тохарских языков в будущем. В китайских источниках говорится о том, что у тохаров были светлые или рыжие волосы и голубые глаза, и на фресках IX в. в буддийских пещерах, расположенных в бассейне реки Тарим, изображены люди с ярко выраженными чертами европеоидной расы.
Известно, что тохары после нападения гуннов не покинули бассейн реки Тарим, а позднее заимствовали у населения Северной Индии буддизм. Культура тохаров существовала по меньшей мере до VIII в., пока они не ассимилировались с тюркскими племенами уйгуров, пришедшими с восточных азиатских степей.
Хотя в бассейне реки Тарим вместе с мумиями никогда не находили тохарских текстов, одно место проживания и тохарские рисунки, изображающие людей европеоидной расы, свидетельствуют с большой долей вероятности о том, что по крайней мере некоторые мумифицированные жители этого региона были предками тохаров. Неужели все эти люди пересекли Европу и половину Азии для того, чтобы поселиться в безводной пустыне на западе Китая? Судя по остаткам текстиля, происхождение которого связано с кавказским тартаном с юга России, и данным лингвистики, которые указывают на то, что индоевропейские языки берут начало в этом же регионе, миграции начались с района Кавказских гор в глубокой древности.
Как светловолосые чужаки попали в отдаленные районы Азии? Куда же они потом подевались? Древнекитайские рукописи II века до Рождества Христова сообщают о "высокорослых пришельцах" с глубоко посаженными голубыми или зелеными глазами, длинными носами, с окладистыми бородами и с рыжими или светлыми волосами. Мумии доказывают, что в этих описаниях нет ничего фантастического. И рост мумий тоже соответствует описаниям: среди них был даже один мужчина двухметрового роста. Наскальные рисунки в пещерах в северо-западном Китае, относящиеся к I веку от Р.Х., представляют рыжеволосых всадников. Судя по их внешнему виду, они вполне могли быть соседями или родственниками мумифицированных мертвецов из Таримской долины.
Доктор Элизабет Барбер выдвинула гипотезу о двух волнах миграции, которые начинались на северо-западном побережье Черного моря — предполагаемой прародины индоевропейского населения. Первая миграция — западная, в результате которой возникли кельтская и другие европейские цивилизации. Другая миграция связана с предками тохаров, которые двигались на восток, в Центральную Азию, и поселились в бассейне реки Тарим. Таким образом, таримские мумифицированные находки ставят под сомнение теорию об изолированном развитии западной и восточной цивилизации.Специалист по мумиям Виктор Мэйр из университета Пенсильвании в Филадельфии убежден, что продвижение индоевропейских кочевников на Восток началось из степей северного Причерноморья. На территории южной Украины около 4000 лет до Р.Х. люди уже научились использовать лошадей. Самые старые остатки конных повозок имеют возраст около 3000 лет. В могилах, где лежали мумии тохаров, тоже найдены деревянные дисковые колеса. Судя по находкам в могильных курганах, эти народы действительно не вели оседлый образ жизни. Кочевники не оставили после себя практически ничего, кроме погребений. Однако эти племена использовали курганы в течение нескольких столетий. Это был их единственный якорь в безбрежном просторе степей, и поэтому содержимое кургана очень много может сказать о племени, которое хоронило в нем своих высокопоставленных покойников.
nmtr.livejournal.com
Мумии европеоидов в Древнем Китае. 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями]
Мумии европеоидов в Древнем Китае
В Древнем Китае властвовали европейцы. В последние два десятилетия археологи, ведущие раскопки в бассейне реки Тарим на северо-западе Китая, все чаще и чаще находят изумительно сохранившиеся мумии, облаченные в одеяния, которые поразительно напоминают одежды обитателей Европы того времени. Эти находки подрывают расхожий тезис, гласивший, что китайская культура развивалась изолированно от остальных цивилизаций.
…Взор мужчины направлен на посетителя. Вот только веки его сомкнуты. Он, похоже, заснул. Странная, мертвенная неподвижность разлилась на его лице. Скулы потемнели, в них просочилась синева. Зубы оскалились. Губы зловеще скривились. Его склоненная набок голова как будто чутко прислушивается ко всему, что происходит вокруг. Вот-вот он встрепенется, откроет глаза, бросится вам навстречу… Но нет, сон его крепок и непреходящ. Он спит вот уже 3200 лет. Свое последнее пристанище он обрел в музее города Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, затерянного между Монголией, Средней Азией и остальным Китаем.
В старину сказали бы, что этот город лежит на краю света. Когда-то он был последней крупной перевалочной станцией на Великом шелковом пути. Впереди расстилалась Срединная империя. Лишь в ХVIII в. маньчжурские правители Китая захватили Синьцзян.
Но мы отвлеклись. Мы по-прежнему пребываем в музейном зале, где нас встретила странная фигура мужчины. Приглядимся к нему внимательнее. Его рост, как указывает табличка, 1,76 м. Длинный нос, глубоко посаженные глаза, светло-каштановые волосы, светлая кожа. У него обличье скорее европейца, чем узкоглазого китайца – отпрыска монголоидной расы. В его одежде – а она очень хорошо сохранилась – тоже видны европейские черты. Рядом, в стеклянных витринах, выставлены еще полдюжины мумий. Все они так же хорошо сохранились, и все наделены явно неазиатскими чертами.
Неожиданность? Сенсация?! Еще в 1937 г. экспедицией Свена Гедина была найдена мумия, датируемая ранним периодом истории Китая, и мумия эта, несомненно, принадлежала европейцу. К сожалению, в то время не удалось подробно исследовать эту находку.
Американский синолог (исследователь Китая), профессор Виктор Х. Мэйр, профессор Пенсильванского университета (Филадельфия), по собственному признанию, был «как громом поражен», когда в 1987 г., прогуливаясь по музею в Урумчи, внезапно заметил мумию европейца. В 1993 г. он получил разрешение на раскопки в Китае, чтобы попытаться ответить на одолевающие его вопросы: кто были эти люди? Откуда они пришли?
Первые мумии были найденны в засушливой, пустынной долине реки Тарим, протекающей к югу от Гоби, и датированы 200 г. до н. э. – 200 г. н. э. Это не удивляло. К тому времени караваны купцов уже освоили путь, связывавший Средиземноморье и Дальний Восток (позднее его назовут Великим шелковым путем).
Однако последние находки изумили. В песках Китая были обнаружены мумии людей европеоидной расы, живших здесь еще в 1800–1200 гг. до н. э.
На одних усопших лишь кожаные или матерчатые плащи, а на других – роскошные одеяния из козьей или овечьей шерсти, вытканные лучшими ткачами. Их ноги обуты в искусно выделанные сапожки из войлока или кожи. Сами гробы, выдолбленные из стволов деревьев, изнутри выстелены коровьими шкурами. Среди погребальных даров в основном предметы повседневного обихода: гребни, иглы, небольшие ножи, керамическая утварь. Оружие и предметы роскоши – свидетельство значительного социального расслоения в обществе – отсутствовали.
Сейчас в музее города Урумчи выставлены всего шесть мумий людей европеоидной расы. Еще более сотни мумий хранятся в подвале музея. Множество других останков, открытых еще в 1970-е гг. (тогда раскопки велись более чем в десятке мест), снова засыпало песком: у китайских ученых нет ни денег, ни подходящей техники, ни помещений, в которых можно было бы подобающим образом хранить найденные реликвии бронзового века. Жители здешних мест, в отличие от египтян, не препарировали своих покойных. Их тела мумифицировались по воле природы. Климат в здешней пустыне резко континентальный, с большими перепадами дневной и ночной температур. В таких условиях человеческие ткани вымерзли и высохли. Довершила дело местная почва.
Содержание соли в ней очень высоко, поэтому здесь не приживаются бактерии, которые в обычной почве быстро разлагают попавшие туда тела. Вот этот особенный климат и уберег от распада останки людей, умерших несколько тысяч лет назад.
Мы привыкли считать, что Китай в ту далекую эпоху был полностью изолирован от средиземноморской цивилизации.
Но, как выяснилось во время недавней генетической экспертизы с привлечением обширного генетического материала, проведенной итальянскими учеными, ДНК найденных мумий скорее похожи на ДНК европейцев, чем жителей Азии.
Красочные ткани, в кои облачены покойные, напоминают текстиль, который в ту же самую эпоху изготавливали в Скандинавии, Австрии, Германии: ткацкая техника, способ выделки нитей. В. Мэйр заявил: «Текстильные изделия, найденные в Синьцзяне, традиционны для жителей Европы и Кавказа».
В одном из захоронений богато одетая женщина была облачена в головной убор высотой 60 см. При виде его сразу вспоминаются островерхие шапки, характерные для Центральной Азии в I тыс. до н. э., которые носили знатные персиянки и жрецы.
В одном из захоронений найдены фрагменты тележного колеса, точь-в-точь напоминающего остатки телег, найденных на Украине.
Кто же были таинственные обитатели долины реки Тарим, населявшие эту китайскую местность в III–II тыс. до н. э.? Профессор Карл Йеттмар предлагает вспомнить тохаров, населявших Центральную Азию, как считалось прежде, в более позднюю эпоху: II в. до н. э. – I тыс. н. э. А профессор Мэйр убежден: на индоевропейских тохарских языках говорили люди, жившие в оазисах Центральной Азии (и, в частности, в бассейне реки Тарим) в IV–VIII вв. до н. э. Сохранилась буддийская литература, написанная на этих языках – восточно– и западнотохарском.
Согласно китайским источникам, в окрестностях Тарима жили юэчжи. Они образовали мощный племенной союз. Однако после столкновений с соседними племенами большая часть юэчжи перекочевала в Бактрию и Северо-Западную Индию, где разгромила Греко-Бактрийское царство и основала собственную державу, о которой сообщают уже античные историографы. «Хотя юэчжи и тохары в различных исторических сочинениях фигурируют под разными именами, – заключает Йеттмар, – следует отождествить их. Сама страна, в которой они поселились, еще в Средние века носила название Тохаристан».
«Мы знаем, как выглядели древние обитатели бассейна Тарима, – продолжает В. Мэйр, – ведь в раскопанных нами захоронениях хорошо сохранились их тела и одежды». Облик тохаров нам тоже известен по фрескам VII в. н. э., найденным в буддийских пещерных храмах. Со стен этих пещер на нас взирают стройные люди с узкими лицами и длинными носами, рыжими или белокурыми прядями волос, с голубыми или зелеными глазами.
Тохарская женская мумия
Каким же образом индоевропейцы тохары сумели добраться до Западного Китая? Почему они обосновались здесь, а не двинулись вместе со своими соплеменниками в Переднюю Азию и Европу? Право искать ответы на эти вопросы Мэйр оставляет коллегам. Сам он вполне удовлетворен результатами археологических раскопок и прежде всего найденными здесь текстильными изделиями. Глядя на них, нельзя не признать, что в бронзовом веке между Европой и Китаем существовала прямая транзитная связь. Американский профессор говорит о «длительных миграциях», начавшихся еще в IV–III тыс. до н. э.
По мнению его немецкого коллеги Йеттмара, племена, населявшие долину реки Тарим, перекочевали сюда из Ирана, с Кавказа и Севера Сибири. Недавние открытия российских и китайских ученых принесли так недостававший прежде фактический материал – доказательства, подкреплявшие их догадки. Древние кочевники – предки тохаров – были оттеснены далеко на восток иранцами, которые переселялись на Ближний Восток со своими лошадьми и боевыми колесницами.
Мумии, хранящиеся в музее Урумчи и песках Синьцзяна, хранят еще немало тайн, ответить на которые предстоит ученым разных стран мира, работающим на окраине Китая.