Сооружения древнего египта. Сооружения Древнего Египта (пирамиды и храмы)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Погребальная архитектура Древнего Египта. Сооружения древнего египта


Погребальная архитектура Древнего Египта - DEPILS блог

На протяжении около трёх тысяч лет архитектура Древнего Египта не претерпевала каких-либо изменений. Она не была преемственной и не испытывала никаких влияний извне за счёт уникального географического положения страны. Египет, как и сейчас окружён пустынями, а люди селились исключительно по берегам Великой реки – Нила. Контакты с другими цивилизованными народами были сведены к минимуму, что позволило египетской архитектуре вырасти в самобытную единицу.

Египтяне использовали кирпич-сырец в качестве основного строительного материала. Кирпич-сырец – это смесь высушенных ила, гальки и соломы. Здания воздвигались из камня (базальт, известняк, гранит). Склеивающим элементом был раствор, замешанный на извести, глине и песке.

Конструкция египетских построек состояла из главных несущих опор, на которых держались блоки-перекрытия. На них сверху ложились плиты. Первоначально несущие колонны имели геометрически правильные формы. В дальнейшем они приобретали более художественное оформление в виде цветков папируса, лотоса и пальмы. Иногда капители приобретали вид головы богини Хатор.

Египтяне большое внимание уделяли теме смерти. Они верили, что, умирая, человек, продолжает жить в другом мире. Современные верования в большей части сохранили верования прошлого и сегодня мы продолжаем хранить память об умерших. Современные места захоронений имеют свои отличия, с ними вы можете познакомиться на этом сайте и вы увидите, что что как и в древние времена главная цель — память.

мастаба погребальная архитектура

Во времена фараонов распространённым типом постройки становится гробница, которая служила чем-то вроде дома для умершего. Первые гробницы напоминали холмы, насыпанные из гальки, укреплённые илом и обложенные кирпичом. Арабы называли эти постройки мастабами (что означает «скамья»).

Эта ступенчатая пирамида, мастаба, состояла из подземной и наземной частей. Строительство всегда начиналось с подземной части, где располагалась мумия умершего и утварь. Мастабы могли уходить под землю на 20 метров. В верхней части находилась молельня. Она имела ложный выход для души умершего и специальное помещение для его статуи (сердаб). Мастабы располагались по сторонам света и часто окружали пирамиды, образовывая тем самым целые города мёртвых.

В Древнем Египте господствовал культ умершего фараона. Правители Египта приравнивались к божествам, их власть была колоссальной. Поэтому для их упокоения строились гигантские пирамиды. Наиболее крупные были возведены в период Древнего царства – время наибольшего расцвета власти фараонов.

Первые пирамиды надстраивались над мастабами. Одна из таких гробниц – это пирамида Джосера, состоявшая из шести мастаб, поставленных друг на друга. Она уходила под землю на расстояние 27 метров, а в высоту достигала 60 метров. До нас дошло имя архитектора этой постройки – первого зодчего монументальной архитектуры в мировой истории. Его звали Имхотеп. Впоследствии его возвели в ранг бога. Он открыл новую страницу в архитектуре Египта. Теперь каждый фараон уже при жизни начинает заботиться о своём посмертном существовании и строит себе усыпальницу в виде пирамиды.

Наиболее известный пирамидный комплекс – это скопление усыпальниц в Гизе. Самыми древними пирамидами считаются 3 усыпальницы – Хеопса, Хефрена и Микерина (III тысячелетие до н. э., Древнее царство). Они расположены таким образом, что не закрывают солнца друг от друга. Ни одна пирамида не остаётся в тени другой. В отличие от ступенчатой пирамиды Джосера, эти имеют правильные геометрические формы и квадратное основание. Этот гигантский некрополь охраняет сфинкс – статуя получеловека-полульва. Пирамиды в Гизе являются единственным из восьми дошедших до нас чудес света.

мастаба погребальная архитектура

Пирамида Хеопса самая высокая из всех (147 м). Она была возведена в XXVI веке до н. э. и состоит из каменных блоков, плотно подогнанных друг к другу без использования сцепляющего материала. Вес каждого блока – 2т. Внутри постройки расположены несколько коридоров и погребальных камер.

Другие две пирамиды – Хефрена и Микерина были возведены позже. По размерам они уступают пирамиде Хеопса.

Фараоны Среднего царства оставили после себя всего лишь 9 пирамид. Экономический упадок Египта привёл к тому, что они уступали размерам вышеприведённым постройкам и не были ориентированы по сторонам света. Камень при их возведении использовался лишь для того, чтобы обложить постройку снаружи. Внутри пирамиды были заполнены щебнем вперемешку с глиной, песком и толчёным кирпичом. Теперь строителям приходилось прибегать к сложным и запутанным системам коридоров, чтобы обеспечить недоступность мумии для грабителей.

Пирамиды Среднего царства утратили своё сакральное значение. Теперь это уже немонументальные постройки. Строители, при их возведении, прибегали к возведению каркаса, который заполнялся щебнем и песком. Для укрепления фундамента применялись гранитные плиты. Вершину пирамиды венчал гранитный пирамидион – маленькая гранитная пирамида. Сегодня эти усыпальницы напоминают лишь холмики, присыпанные песком.

мумия египет захоронение

Фараоны нового царства отказались от возведения пирамид. Теперь их хоронили в выдолбленных в скалах ущельях и колодцах. Так, Тутмос I основал некрополь в Долине царей и предложил новый образец захоронения – глубока шахта, уходящая под землю, спуск в которую был возможен по крутой лестнице.

Долина царей за полтысячелетия была застроена 64 гробницами. Сама долина лежит на западном берегу Нила у древнего города Фивы и делится на две части. Гробницы расположены в восточной её части. По своей схеме они не отличались друг от друга: длинная галерея (до 200 м), глубокий колодец, уходящий под землю (до 100 м), несколько подземных колонных залов и усыпальница с саркофагом. Примечательно, что настенные рисунки залов всё ещё сохранили свою расцветку. Они повествуют о подвигах покойного.

Почти сразу же после их возведения, гробницы были расхищены. В одной из подземных скрытых камер были установлены сразу 40 саркофагов с мумиями фараонов. Вероятно, их спрятали, чтобы защитить от грабителей. Эту камеру XII века до н. э. обнаружил французский археолог Гастон Масперо.

Другой учёный, Говард Картер, в 1922 году обнаружил самую знаменитую и богатую гробницу Долины царей – гробницу Тутанхамона. Это единственная усыпальница, которая не была разграблена, будучи заваленной строительным мусором от строящейся соседней гробницы. В усыпальнице Тутанхамона были обнаружены 143 золотых предмета, каждый из которых хранится теперь в Каирском Египетском музее. В 1979 году Долина царей переходит под опеку ЮНЭСКО, будучи признанной памятником Всемирного наследия.

убранства пирамид

depils.com

Архитектура Древнего Египта

 

Архитектура Древнего Египта

 

· ок. 10000 - 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 - х царств - Верхнего и Нижнего Египта

· ок. 2630 до н.э. Построена 1 - я ступенчатая пирамида

· ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших

· ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство

· ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии

· ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства

· 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия

· 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества

· 1070 до н.э. Начало упадка

· 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским

· 51 до н.э. Начало правления Клеопатры

· 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Возникновение

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Историческая характеристика

Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

Строительные особенности

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.

Пирамида Хеопса.

 

Храм Амона в Карнаке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из пирамид и масштаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Карнака, которые были основаны примерно в 16 - 14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.

По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире, и для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело. В связи с этим в Древнем Египте получает распространение искусство мумификации и строительства погребальных сооружений. Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал н ее возведению, как только занимал престол. Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом,

Типы сооружений

В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.

Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.

Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила.

Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре.

Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Египте, была необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.

Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины.

Храм Гора в Эдфу I - II вв. до н.э.

 

Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца.

Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.

Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Мумия умершего помещалась в погребальном сооружении - мастаба. Внешне мастаба представляет глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений - «город мертвых» - занимали специально отведенные территории.

Дворцы и усыпальницы фараонов и важных сановников вначале тоже строились из кирпича, а затем начинают возводиться из камня - вечного материала, или размещаться в скальных массивах.

Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта.

Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:

Древнее Царство - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)

Среднее - Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)

Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)

Поздний Египет (1071 - 332 гг. до н. э.)

Эллинистический Египет (332 - 30 гг. до н. э.)

В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.

Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально - экономической организации подрывают консервативные устои жизни рабовладельческого Египта.

Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время и породивший ее общественный строй, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.

Тем не менее различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.

Архитектура явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры.

Подражания исключительному по самобытности и яркости искусству Древнего Египта, его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры.

 

old.sapr-library.ru

5.Мемориальные сооружения Древнего Египта

7.Мастаба. МАСТАБА - надстройка над могилой из сырцового кирпича в Египте, позднейший вид Мастабы - пирамиды.

Мастаба от арабского скамья— тип гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями. Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися плитами.Мастаба - гробница знати - включала в себе три части: подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в надземную часть, а также прямоугольную в плане постройку, воздвигавшуюся из кирпича-сырца или камня; в разрезе эта постройка имела форму трапеции. В основе конструкции — деревянные или сделанные из кирпича-сырцаопоры, покрытыебутовойкладкой и затем — кирпичной кладкой или тесаным камнем.

Мастаба состоит из двух частей — наземной и подземной. В подземной части располагается погребальная камера, где находится мумия. А в наземной расположен сердаб — молельня со статуей, в которую, по поверьям египтян, могла переселиться душа усопшего, в случае если мумия будет испорчена.

Мастаба вельможи Ти

Одним из самых замечательных памятников архитектуры Др. Египта является мастаба вельможи Ти, открытая франц. археологом в 1860 году. Стены ее от самого входа до погребального покоя покрыты расписными рельефами, сохранившими к моменту раскопок свой первоначальный цвет. Расположение сцен отвечало назначению культовых помещений. В подземных камерах южной части мастабы, предназначенных собственно для захоронения, находился саркофаг и сердаб с ритуальной статуей покойного. С северной стороны у входа в мастабу помещались фигуры владельца гробницы, изображенного во весь рост на двух столбах, фланкирующих вход. Ти представлен опирающимся на посох в традиционной канонической позе стоящей фигуры с выставленной вперед левой ногой. На северной стене погребальной камеры расположены самые известные рельефы: «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку», «Сцены охоты на Ниле». Фигуры слуг переданы в живых, динамичных позах, в то время как изображение стоящего в лодке Ти, исполненное по строгим каноническим правилам, выглядит статуарно.

   

В композициях с перегоном скота мастер, желая показать множество животных - ослов, быков, коров, — использует принцип повтора фигур, располагая каждую последующую, позади предыдущей так, что одна частично выступает из-за другой. Подобным приемом достигалось впечатление многоплановости, создающееся также за счет различной интенсивности контуров и окраски тел животных.

В гробницах V-VI династий интересны рельефы со сценами хозяйственных работ. Хотя эти композиции и были обусловлены ритуальным назначением — приготовлением пищи и погребального инвентаря для покойного, - воспроизведение трудовых процессов позволяет воссоздать некоторые картины быта древних египтян

.

В эпоху Раннего царства(XXX—XXVIII вв. до н. э.) При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.

Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй.

Фараон Ментухотеп I, который вывел Египет из 200-летнего периода смут велел построить себе гробницу с заупокойным храмом в том месте, которое спустя 500 лет избрала для своего прославленного храма и царица Хатшепсут — в ущелье Дейр-эль-Бахри.

«Великолепны места Небхепетра» — назвал Ментухотеп I этот погребальный комплекс (по своему тронному имени — Небхепетр). Погребальную камеру он приказал вырубить под основанием скального массива; перед его обтесанными и выровненными стенами располагались святилище и заупокойный храм. Святилище имело размеры 40 × 22 м, его плоская крыша держалась на 108 колоннах. Со двора в погребальную камеру вел подземный коридор длиной 150 м.

Заупокойный храм состоял из двух ступенчатых террас, окруженных крытыми колоннадами; Их окружало 254 колонны. Из центра храма, господствуя над этим фантастическим многоколонным храмом, вырастала пирамида на массивном цоколе с основанием 21 × 22 м, представлявшем собой естественную скалу, сложенная из каменных глыб и облицованная плитами из белого известняка.

Весь этот комплекс был огорожен каменной стеной, ограничивающей пространство неправильной формы размерами приблизительно 160 × 120 м. К западу от храма было обнаружено шесть гробниц с саркофагами царских жен и дочерей. .

Перед остатками колоннады, представлявшей собой фронтон заупокойного храма, до сих пор видны следы более чем от шестидесяти ям. Они имеют диаметр и глубину до 10 м и вырублены в скале через определенные промежутки. Эти ямы служили огромными цветочными кадками. В них было посажено более полусотни тамарисков. В восьми самых больших ямах по обеим сторонам пандуса росли благоухающие сикоморы, отбрасывавшие тень на статуи, которые были выше человеческого роста и изображали царя в облике Осириса. А нынешнее безлюдное песчаное плато перед развалинами храма Ментухотепа было настоящей скульптурной галереей с декоративным садом. Пышная зелень деревьев гармонически сочеталась с ярко сверкавшим на солнце желтовато-белым зданием храма

Усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником во временв XI династии. Сейчас от пирамиды и заупокойного храма Ментухотепа мало что сохранилось.

Карнакский храм, посвященный богу солнца - Амону Ра, состоит из трех зон, отделенных друг от друга стеной из кирпича. Вся территория святилища занимает 30 га. Это сооружение считается самым большим в мире по количеству установлены в нем под открытым небом колонн, фигур сфинксов и богов.

.Самыми знаменитыми были храмы бога солнца в Карнаке и Луксоре. Оба храма соединяла двухкилометровая аллея, вдоль которой были установлены бараноголовые сфинксы.  В каждом храме было возведено более 100 колон высотой до 23 метров. Диаметр этих колон был столь велик, что пять человек взявшихся за руки не могли обнять одну.

се стены храма и колонны были исписаны иероглифами и покрыты барельефами, изображавшими сцены из жизни фараонов.

Карнакский храмнеоднократно перестраивался, новые правители добавляли залы, молельные дома. Неизменным осталось разделение на три священные зоны. В центре возвышался храм, рядом размещался бассейн для ритуальных омовений, самым  величественным местом было святилище бога Амона Ра.

В местности Абу-Гураб находятся руины большого солнечного храма, построенного фараоном Ниусерра. Храм Ниусерра возвышался на плато, поднятом над долиной благодаря колоссальным каменно-строительным работам.. Внизу были монументальные ворота, построенные из известняка и им же облицованные. Реконструкция ворот показывает, что в плане они имели форму правильного прямоугольника. От ворот к храму вел крытый коридор, освещавшийся с помощью отверстий, проделанных в перекрытии через равные интервалы. Он вёл к главному входу, находившемуся на оси святилища, ориентированной по линии восток—запад.

В плане святилище представляло собой прямоугольник 80 × 110 м, окруженный высокой и толстой каменной стеной.

Речь идет о памятнике, состоявшем из двух частей. Первая представляла собой цоколь в форме усеченной пирамиды высотой приблизительно 20 м, облицованный блоками полированного гранита и плитами известняка, на нём находилась вторая часть, собственно обелиск, высотой, вероятно, 36 м, также облицованный известняком.

Храмы различных божеств сред.царства:

Храм Осириса в Абидосебыл для древних египтян главным святым местом, куда совершались паломничества, именно отсюда, по верованию египтян, души умерших отправлялись в загробный мир. Связано это было с легендой о том, что богиня Исида нашла здесь голову своего супруга Осириса, убитого братом Сетом.

В первом гипостильном зале 24 колонны, во втором – 36. Из второго гипостильного зала ведут проходы к семи святилищам, посвященным одному из семи богов – Хорусу, Исиде, Осирису, Амону Ра, Птаху, Ра-Хорахти, в седьмом святилище обожествлялся сам фараон Сети I. В каждой часовне была священная ладья и статуя бога, а также ложная дверь, через которую по поверью проникал дух божества.

На рельефе, изображающем фараона Рамсеса II (1279-1213 г. до н.э.) со свитком из папируса, можно увидеть список из фараонов-предшественников.

Эффекты, достигнутые распределением силы солнечного света в храме, подчеркивали постепенное понижение потолка и повышение уровня пола по мере продвижения вглубь здания. Следует принять во внимание, что каждое последующее помещение на оси было более узким, чем предыдущее.

Сенусерт I построил в Карнаке храм, руины которого обнаружены посередине центрального корпуса храма Амона. К лучшим архитектурным сооружениям Сенусерта I принадлежит молельня («киоск») фараона, разрушенная Аменхотепом III.

Храм царицы Хатшепсут

У самого подножия скал Дейр эль-Бахри расположен заупокойный храм знаменитой царицы Хатшепсут. Этот комплекс значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона. 

Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части. Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол. 

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян.

Канонический типа храма нового царства не связанный с загробным культом фараона (храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре)

Карнакские и Луксорские комплексыпосвящены триаде богов: Амону, его супруге Мут и их сыну Хонсу. Храмовые комплексы Карнака и Луксора, находятся в трёх километрах друг от друга. Когда-то они были соединены трёхкилометровой аллеей в триста шестьдесят пять сфинксов, сидящих друг против друга по обе стороны аллеи.Карнакский храмВесь комплекс состоит из трёх храмов: в центре большой храм Амона, на юге храм Мут, на севере храм Менту в руинах. Войдя в Карнакский музей, со стороны Нила, за вторым пилоном стоят 134 колонны Карнакский храм - величайшее архитектурное строение Древнего Египта, и самое большое по площади.

На протяжении существования культа бога Амона все фараоны вносили свои изменения либо дополнения в Карнакский храм, а точнее в его комплекс. Центр храма – это древнейшее святилище поклонения богу Амону, его супруге Мут и их сыну Хонсу – богу луны.

Луксорский храм

Луксорский храм начал строить фараон Аменофис в ХIVвеке до н.э. для встречи нового года. Позже фараон Рамсес IIзначительно расстроил храм, построив пилон и новый двор, окруженный 74 колоннами, меж которых стояли его статуи. Наружные стены всего храма украшает барельеф с изображением битвы при Кадеше, где Рамсес IIвышел победителем. Внутренние стены изображают культ происходящих обрядов в храме. На входе во двор когда-то стояли 6 колоссов и 2 обелиска. Во втором храме находятся громадные статуи Рамсеса IIи Нефретари – его жены. В третьем дворе возвышаются 32 колонны с капителью. Этот вестибюль ведёт к храму, который расширил Аменхотеп IIIиз святилища, воздвигнутого Тутмосом IIIи Хатшепсут в ХVIв. до н.э. От Луксорского храма к Карнакскому когда-то вела трёхкилометровая аллея в триста шестьдесят пять сфинксов, сидящих друг против друга по обе стороны аллеи. От аллеи отходил поворот в правую сторону к храму Мут. Всё что находилось в пределах Луксорского комплекса, сейчас находится в Луксорском музее.

Поминальные храмы нового царства(храм фараона Сети 1 в Абидосе)

Храм фараона Сети I(1294-1279 г. г. до н. э.) - главная его достопримечательность. Воздвиг свой удивительный по красоте храм, посвященный семи великим божествам Египта, фараон XIX династии Сети I. Центральное святилище храма принадлежит Амону-Ра, однако, это только дань уважения "царю богов", "пребывающему в доме Осириса". Справа от центральной капеллы Амона-Ра находились святилища абидосской триады: Осириса, его супруги Исиды и их сына Хора.

Стены и колонны храма украшены великолепными рельефами, изображающими традиционные религиозные сцены - священные ритуалы и обряды с участием фараона и различных богов египетского пантеона. Чтобы попасть в него, надо сначала пройти через два внутренних двора. Фасад храма поддерживают 12 квадратных колонн. Внутри он представляет собой исключительно сложное архитектурное сооружение со множеством помещений. Первые два зала - гипостильные (колонные). В первом - 24 круглые колонны, во втором - 36, но меньшего диаметра.

Храмы в комплексе с дворцами фараонов

Храм Рамсеса 3 в Мединет-Абу Храм и окружающие его постройки спланированы в виде прямоугольника, ограниченного толстой стеной крепостного типа со сложными укрепленными воротами.

Сбоку к храму примыкал дворец, из окна которого фараон показывался присутствующим на храмовом дворе лицам. Двери храма, огромные храмовые колонны, поддерживающие навес перед дворцом, его косяки и ворота были обшиты золотом. Храм владел пашнями и садами. О размерах храмовых владений можно судить хотя бы по тому, что людей у храма числилось свыше 60 тысяч.

Скально-пещерныфе храмы Нового царства( Большой и малый храмы в Абу-Симбеле)

Два храма Абу-Симбела, большой и малый, были вырублены в скале в XIII в. до н. э. Как и храм в Калабше, они попадали в зону затопления. Почти пять лет понадобилось для того, чтобы аккуратно распилить храмы на куски и собрать их затем на новом месте — в 200 м от старого, на 60метровой скале. Храмы накрыли полыми железобетонными колпаками, а сверху насыпали холмы. Причем сделано это было так искусно, что на первый взгляд кажется: храмы стояли на этом месте всегда.

Большой храм посвящен его войне с хеттами. Внутри храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала — большой гипостильный с восемью квадратными колоннами, малый гипостильный с четырьмя колоннами, вестибюль и святилище. По сторонам находятся подсобные помещения — четыре справа и два слева. Большой зал просторен и высок. Все его стены и колонны от пола до потолка покрыты цветными рельефами и текстами. Они рассказывают главным образом о подвигах Рамсеса, воевавшего с хеттами. В святилище установлены четыре скульптуры, выполненные по тому же принципу, что и фасадные: боги Амон, Ра, Птах с лицами Рамсеса и сам фараон. Причем храм построен таким образом, что дважды в году, 22 февраля и 22 октября, первые лучи восходящего солнца, преодолев 55 м от входа, проникают в святилище и попадают на лик фараона. При переносе храмов этот эффект был сохранен.

Справа от большого храма вырублен в скале храм поменьше. Он посвящен богине Хатхор, которой приданы черты царицы Нефертари — главной жены Рамсеса. В фасаде храма сделаны шесть глубоких ниш, в них установлены внушительных размеров статуи — по три с каждой стороны от входа. В каждой тройке крайние изображают стоящего Рамсеса, а средняя — Нефертари. Внутри храм невелик, а план его прост: гипостильный зал с шестью квадратными колоннами, вестибюль и святилище, где установлена статуя богини Хатхор, покровительствующей Рамсесу. Стены и колонны богато украшены цветными рельефами, посвященными Хатхор и Нефертари. 

Одно и двухклуьтовые храмы Эллинистическгого периода( храм гора в Эдфу, храм Гатор в Дендере, храм Исиды на О. Филе)

Эдфу — удивительное святилище бога с соколиной головой- Гора. Хор- бог-сокол. Большой пилон  внутри делится на 4 этажа у входа стоят два сокола  из черного гранита. После входа  идет двор, с трех сторон окруженный колоннами. Дальше находится  фасад Большого зала. Большой зал  включает в себя три ряда  из шести колонн, на стенах изображены  сцены жертвоприношений. Дальше меньший по размерам  зал. Он заполнен  тремя рядами колонн (по четыре колонны в каждом ряду)  в этом зале есть две комнаты: «сухих»даров и «жидких» даров. И специальная комнатка для приготовления этих даров. 

Рядом с этими комнатами двор жертвоприношений и дорога ко входу в святилище. В «коридор мистерий», который окружает святилище  выходят десять комнат.

Храм богини Гаторнам особенно интересен своими колоннами. Их кубическая капитель, стилизующая форму систра, дается с рельефной головой богини Гатор. Колонна эта, именующаяся обычно гаторической, уходит своими корнями еще в Среднее царство, получая полное завершение в рассматриваемом памятнике.

Центральное сооружение Филе - храм Исиды, воздвигнутый около 350 г. до н. э. при Птолемеях. Это главное культовое сооружение острова.

Храм Исиды на острове Филе удивляет соразмерностью колонн, их резными капителями в виде расцветающего папируса, прекрасными барельефами. Сейчас туристы могут осмотреть храм Исиды, к которому прямо от набережной ведет дромос - колоннада со сфинксами. Колоннада окружает переднюю площадку храма - она хорошо сохранилась. А на стенах первого пилона можно увидеть изображения Птолемея XII.

8. жилище древнего Египта: типология, осн. Памятники: жилище рабов в Кахуне, в восточном квартале рабов Ахетатона-Тэль-эль-Амарны, дом вельможи в Кахуне, дом Визиря Нахта и дом богатого египтянина в Ахетатоне-Тэль-эль-Амарне, дворцовые комплексы Рамессум в Мединет-Абу)

Кахун (Это был сравнительно небольшой город, прямоугольный в плане) Здесь располагались жилые дома для строителей и рабов. В архаичные времена жилища простых людей строили из тростниковых циновок, обмазанных глиной, дверные проемы завешивали более тонкими циновками, сплетенными из травы и соломы. Кровлю делали, кладя циновки на балки. Позднее их стали строить из глины и высушенных на солнце кирпичей из глины или ила (обжигать в печи кирпичи египтяне не могли из-за недостатка топлива). Сначала кирпич-сырец использовали только для строительства гробниц и городских стен, но постепенно он стал вытеснять глинобитные конструкции и при строительстве жилья.

Египетские дома представляли собой замкнутые помещения с фасадом без окон, освещаемые только со стороны внутреннего двора. На крыше дома можно было ночевать в жаркое время. Перед домом иногда устраивали портик с колоннами из пучков тростника. 

Жилища вельмож

Богатые люди жили в роскошных загородных поместьях. Усадьба состояла из множества комнат с большой залой для приема гостей в центре. Стены как внутри, так и снаружи были оштукатурены и украшены росписями. Нередко устраивались также сады с тенистыми деревьями, прудами и колодцем.

Как и в Кахуне, городе Среднего царства, в Ахетатоне наряду с богатыми домами, дворцами и храмами были дома менее зажиточного населения и рабочий квартал. Для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка и богатых, и бедных домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек — однотипность их планов. Существенным отличием бедных домов от богатых было лишь то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные службы, помещения для рабов и слуг.

Жилой дом в Древнем Египте а - дом ремесленника в Дейр-эль-Медине (XII в. до н. э.): разрез, план 1 - прихожая; 2 - жилая комната; 3 - спальная комната; 4 - двор; 5 - лестница на крышу б-дом вельможи в Кахуне (началоXX в.до н. э.): план 1 - вход; 2 - открытый коридор; 3 - главный двор; 4 - центральная жилая комната; 5 - двор женской половины дома; 6 - двор кухни в - интерьер центральной жилой комнаты дома визиря Нахта в Тель-эль-Амарне(ХУ!-Х! вв. до н. э.)

Рис 2   

жилой дом

Внутренний двор жилого дома богатого Египтянина

План жилища богатого египтянина в Ахетатоне. а — главный вход; б — часовня; в — северная лоджия; г — центральная комната; д — западная комната; е — помещение для с луг; ж — скотный двор

дворцовые комплексы Рамессум в Мединет-Абу

.Хотя конструктивно египетские колонны несут тяжесть перекрытия, но благодаря невидимым глазу каменным кубам, помещенным между капителью и перекрытием, кажется, что потолок парит в воздухе. В глубине центрального нефа гипостильного зала находился вход в святилище.

Весь храм, от начала аллеи сфинксов, ведущей к пилону, до центральной двери святилища, построен по принципу абсолютной симметрии: сооружения правой части полностью соответствуют сооружениям левой, все подчинено главной оси движения.

Огромную роль в архитектуре храма играл свет. Пройдя через открытый, залитый солнцем двор и полутемный гипостильный зал, освещаемый лишь через дверные проемы и решетки в верхней части среднего нефа, посетитель попадал в затемненное помещение священной ладьи и, наконец, в совершенно темное святилище, где стояла статуя божества.

Наружный фасад храма образует пилон, проход которого фланкируют две статуи фараона. За ним расположен двор, окруженный с трех сторон галереями на квадратных в сечении столбах, перед которыми стоят огромные статуи Рамсеса III.

Галерея на задней стороне двора отделена барьером высотой в человеческий рост; она шире боковых галерей на один ряд колонн, благодаря чему образуется небольшой входной зал. Третий храм Рамсеса III в Карнаке, посвященный богу Амону, сильно разрушен.

Свои заупокойные храмы фараоны Рамсес II и Рамсес III соорудили в традиционном для заупокойных храмов месте, на противоположном Карнаку берегу Нила.

Храм Рамсеса II расположен между храмами Аменхотепа II и Тутмеса IV, известен под названием Рамессеума..

По бокам лестницы высились две 20-метровые статуи Рамсеса II. По южной и северной сторонам двора тянулись портики из двойного ряда гладких колонн с капителями в виде бутонов, а на западной и восточной сторонах высились квадратные в сечении столбы с прислоненными к ним статуями Осириса. За вторым двором следует большой гипостильный зал. Два средних ряда колонн с капителями в виде раскрытого цветка папируса возвышаются над боковыми нефами, где колонны увенчаны капителями в виде бутонов.

Дворец фараона, сооруженный с северной стороны первого двора, состоит из вестибюля, 16-колонного приемного зала, расположенных с западной и восточной стороны последнего, личных покоев царя и находящегося на северной стороне четырех- колонного тронного зала. Позади дворца был построен гарем.

Благодаря тому, что дворец и храм в Мединет-Абу позднее не перестраивались, комплекс хорошо сохранился и в нем ясно выступает замысел архитектора. Это самый грандиозный памятник египетского государства периода его наивысшей мощи; вместе с тем башни, огромные пилоны и толстые стены свидетельствуют о том, что мощь эта уже подвергалась испытаниям.

Храм-крепость был сооружен не на далекой северной окраине и не на краю пустыни, а в самом центре страны, рядом со столицей. В конце II тысячелетия до н. э. расположенное к северу от Египта Хеттское царство стало реальной угрозой Египту, и против этой угрозы и был воздвигнут храм на западном берегу Нила в современном Мединет-Абу.

studfiles.net

Архитектура Древнего Египта

История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства.

Жаркий сухой климат Египта, обилие тростника и ила определили характер строительных материалов: обмазанный глиной тростник (рис.1,) кирпич из нильского ила с соломой (рис.2), в монументальных сооружениях — камень. (рис.3)Художественные формы и изобразительные мотивы сохранившихся храмов, дворцов, гробниц царей и знати взяты у природы. Памятники древнеегипетской архитектуры и подчинявшихся ей остальных видов искусства на протяжении всей ее истории имели в основном культовое назначение.

Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.

Предполагается, что в доисторический (додинастический) период(до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения. Древнейшие могилы, как и ранние жилища, имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, покрытые ветками, циновками(рис.4). Затем появились прямоугольные захоронения со стенами, обложенными изобретенным в то время кирпичом-сырцом, т. е. необожженным глиняным кирпичом, причем стены смыкались, образуя ложный свод — из выступающих один над другим концов кирпичей. В конце периода над могилами стали устраивать песчаные насыпи.

В эпоху Раннего царства(XXX—XXVIII вв. до н. э.) при первых фараонах, в архитектуре закрепились образные и изобразительные средства и нормы, установились культовые каноны. Дома бедняков, как и раньше, строили из тростника и глины (рис.5), дома знати — из дерева и кирпича-сырца (рис.6) с угловыми прямоугольными в плане плоскими выступами — лопатками. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.

В период Древнего царства, приблизительно в 2700—2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений:пирамид обожествляемых фараонов и гробниц знати (мастаба) (рис.9), храмовс лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами (рис.7). Получило развитие искусство рельефа. Сохранились знаменитые пирамиды фараонов в Гизе: пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. (рис.8)

В период Среднего царства(2200—1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, получают распространение полупещерные храмы, (рис. 10) скальные гробницы (рис. 11), декорированные росписями на традиционные сюжеты. Появляются новые формы храмов с двумя рядами колонн и повышенной средней частью, у входа в которые устанавливают монументальные пилоны, колонны с капителью в виде головы женщины с ушами коровы(рис.12) — богини Хатор(рис.13).

В период Нового царства(1500—1100 гг. до н. э.) - время расцвета египетской архитектуры - создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. Для архитектуры этого периода характерно подавление человека величественными громадами архитектурных форм многократно повторяющихся монументальных элементов — колонн, пилонов, сфинксов.

В эпоху Позднего периода(XI—IV вв. до н. э.) Египет покоряли ассирийцы, персы, однако архитектурные традиции не исчезли даже после завоевания его греко-македонцами, когда в страну проникло сильное влияние античной архитектуры и общий облик храмов стал менее грандиозен и торжествен.

Среди монументальных построек Египта особенно выделяются грандиозные погребальные сооружения — пирамиды,строительство которых достигло своей вершины в эпоху Древнего царства, ихрамовые комплексы, расцвет которых относится к периоду Нового царства.

studfiles.net

История, культура, цивилизация: Архитектура Древнего Египта

Wind_1

Архитекторы, строители и живописцы Древнего Египта создали уникальные творения, потрясающие воображение современного человека. Об архитектурных ансамблях, храмах, дворцах Древнеегипетской цивилизации, составляющими культурное наследие мира пойдет сегодня наш рассказ.

Главное архитектурное лицо Древнего Египта – это, конечно же – пирамиды и усыпальницы. Но кроме пирамид и усыпальниц, египтяне возводили величественные храмы в честь богов. Божеств в Египте было много, и каждому из них посвящался особый храм. Наиболее почитаемыми была так называемая «Великая Эннеада» или гелиопольская Эннеада - великая девятка богов: Атум и восемь богов, порожденных им: Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Кроме них, особо почитались Боги Солнце Ра и Гор. Еще в эпоху Раннего и Древнего царства строились храмы, которые были частью усыпальниц. Однако уже к концу правления царей V династия началось сооружение храмов, не связанных с пирамидой. Наиболее известным подобным храмом является храм царя V династии Ниусерра, который находится около селения Абу-Гураб. Этот храм – особый, царский, построенный в честь бога Солнце-Ра. На обширный двор вели каменное преддверье и ход. Частично двор был обведен крытым ходом, с высеченными на стенах изображениями, в том числе и рисующими жизнь природы. В глубине двора на подножии в виде усеченной пирамиды находился огромный сложенный из камня символ Солнца, приземистый обелиск. Это сооружение, согласно общепринятой версии, воспроизводит древний храм Солнца в Гелиополе.

image

Кроме величественных храмов-дворцов в Древнем Египте строились небольшие храмы. Тесная связь государственной и общественной жизни с культом богов способствовала усилению власти и влияния жрецов. Уже в доисторическое время было основано особое жреческое государство в оазисе Сива. Средоточием этой общины стало святилище бога Амона, от которого на данный момент сохранились лишь едва заметные развалины. Несколько подобных святилищ были созданы в самом Египте. Одно из них находилось в большом Карнакском храме-дворце. Храм в Карнаке было главным святилище Амона в Фивах и своеобразной каменной летописью Египта. Каждый фараон пристраивал новые помещения, иногда переделывая и старые. Храм состоит из сотен обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов. Малые храмы отличало отсутствие пилонов и дворов. Они имели форму продолговатых четырехугольников. Внутри эти храмы разделялись на несколько покоев различной величины, а снаружи были обнесены рядом колонн или столбов, которые поддерживали выступ плоской крыши здания. Образцами таких малых храмов являются святилище в Элифии и два схожих с ним храма острова Элефантине. В течение последней эпохи египетского царства сооружение религиозных зданий продолжалось. Помимо множества небольших храмов, рассеянных по всейстране, в это время были построены большие и богатые храмы в Эдфу, на острове Филе и других местах.

image

Самым грандиозным архитектурным сооружением Древнего Египта, бесспорно, его главным символом являются пирамиды, построенные в районе современного городе Эль-Гиза. Пирамиды, являющиеся усыпальницами фараонов IV династии (XXVIII – XXVII века до н. э.) Хеопса, Хафра и Менкаура, еще в древности считались одними из семи чудес света. Здесь же находится Большой сфинкс с лицом фараона Хафра. Рядом расположены поминальные храмы царей и гробницы их приближенных. Пирамиды были выстроены на западном берегу Нила и возвышались над всем городом мертвых, над его бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами. Самой грандиозной среди всех пирамид Гизы является усыпальница фараона Хеопса. Хеопс - египетский фараон IV династии, правивший в XXVII веке до н.э. Высота пирамиды Хеопса достигает 146,6 метров, сторона основания составляет 233 метра. Для ее сооружения потребовалось 2 миллиона 300 тысяч огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 тонны. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. На поле пирамид расположен также некрополь, содержащий свыше 7 тысяч погребений знатных египтян, относящиеся ко времени правления II - IV династий египетских фараонов.

image

Первым из известных каменных погребальных сооружений была усыпальница фараона Джесера - древнеегипетского царя (2780 - 2760 гг. до н. э.), основателя третьей династии. При нём завершилось объединение Верхнего и Нижнего Египта в могучую деспотию. История сохранила память о зодчем пирамиды Джесера - Имхотепе, имя и звание которого сохранились на статуе Джосера в поминальном храме при пирамиде фараона. Имхотеп был не только строителем пирамиды, но верховным сановником фараона, а также автором первого в истории Египта литературного сочинения, так называемого «Поучения Имхотепа». Пирамиды Хефрена и Микерина по своим размерам уступают пирамиде Хеопса. Так, высота пирамиды Хефрена - египетского фараона IV династии (конец XXVII - начало XXVI века до н.э.), составляет 143,5 метра и является вторым по величине, среди пирамид Гизы. Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени - высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена. В Древнем Египте статуя сфинкса, изображающая фантастическое существо с телом льва и головой человека, считалась духом-хранителем и воплощением царской власти. Обычно сфинкс изображается лежащим. Иногда вместо передних лап у него человеческие руки, между которыми размещены разного рода дары, символы, статуэтки божеств.

imageВсе пирамиды точно сориентированы по странам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды. Замечательной инженерной находкой древних зодчих и строителей было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия. Помимо камер в пирамиде есть и другие пустоты - коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы. Тем не менее захоронения в пирамидах были разграблены, видимо, довольно скоро после погребения фараонов. Воры хорошо знали все ловушки, так что они, скорее всего, были связаны либо со строителями, либо со жрецами, осуществлявшими захоронения. Сооружения в Гизе своей грандиозностью и видимой бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид».

image

Другим архитектурным шедевром Древнего Египта является храмовый комплекс в Карнаке и Луксоре. Карнакский храм был посвящен главному божеству Фив Амон-Ра и его супруге, покровительнице цариц Мут и их сыну, богу Луны Хонсу. Гигантский храм Амона в Карнаке был воздвигнут между 1337 - 1320 гг. до н.э., и пришелся в основном на царствование фараонов Сети I (1303 -1290 гг. до н.э.) и Рамсеса II (1290 - 1224 гг. до н. э). Первые святилища на территории Карнака возникли еще в XXVIII веке до н.э., но самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (так называемый Белый храм Сенусерта I, построенный в XX веке до н.э.). В начале Нового царства Карнак из небольшого храма превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый из фараонов, едва взойдя на престол, приступал к расширению обители своего «божественного отца» Амона и стремился придать храмовым постройкам в Карнаке большее величие и блеск, чем его предшественник. Властители не всегда относились с достаточным почтением к постройкам своих предшественников: храмы перестраивались, надписи переписывались заново. В XVI в. до н. э. по приказу фараона Тутмоса I выдающийся зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Барельефы на внутренних и наружных стенах изображают фараона при совершении ритуальных действий. Эту строительную программу продолжила дочь Тутмоса I — царица Хатшепсут. При ее правлении из красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога.

image

Преемник царицы фараон Тутмос III построил в Карнаке большой юбилейный храм Ахменну – «Блистательный памятниками». Судя по одной из надписей, посвященных сооружению храма, фараон лично участвовал в создании плана сооружения. Колонны храма, уникальные по своей форме, имитируют собой тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которого совершался ритуал обновления жизненных сил царя. У входа в зал Тутмоса III, в небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, была найдена знаменитая стела Карнака, представляющая Тутмоса III в момент принесения жертв в честь 62 своих предшественников. Это так называемый «Царский список Карнака» — перечень всех царей-предков Тутмоса III. Неподалеку находится и знаменитый «Ботанический сад» — одно из боковых помещений, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. В центральной части храма Амона при Тутмосе III был также возведен знаменитый «Зал анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах. В центре «Зала анналов» установлены два высоких геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.

image

С XIII века до н. э. началась новая эпоха необычайного расцвета Карнака. При Сети I, втором царе XIX династии и его сыне — Рамсесе II, в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный (колонный) зал, 103 м в ширину и 52 м в глубину, который насчитывает 144 колонны. 12 колонн среднего прохода высотой в 19,5 м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24,282 тыс. кв. метров и отделаны листовым золотом. Строительство в Карнаке продолжалось и в последовавшие за падением Нового царства века смут, гражданских войн и иноземных нашествий. Цари-чужеземцы считали украшение главного святилища страны своей первостепенной обязанностью, данью уважения к величию Египта, на престоле которого они оказались. В I тыс. до н. э. в Карнаке были возведены небольшие святилища Осириса. Карнак был соединен с Луксором аллей сфинксов, что делало их единым храмовым комплексом.

image

image

Луксор – город, расположенный на берегу Нила, где в древности возвышались храмы и дворцы древнеегипетской столицы Фивы. Столь же неторопливо катила свои воды великая река и тысячи лет назад, когда на месте нынешнего небольшого городка с населением в 30 тысяч человек достигла расцвета знаменитая столица Древнего Египта. Одним из главных сооружений города стал Храмы Луксор и Карнак. После того как в далеком XXI веке до н.э. правители Фив вышли в борьбе за объединение страны, фиванский бог солнца - Амон Ра поднялся на вершину древнеегипетского пантеона. Амону Ра, его жене Мут и их сыну - богу Луны Хонсу фараон Аменхотеп III (1405 - 1357 гг. до н.э.) посвятил храм, возведенные по его приказу на берегу Нила. Стены его были покрыты золотом, а пол вымощен серебром. За строительство и расширение Луксорского храма брались за-тем фараоны Тутмос III, Хоремхеб, Рамсес II. Каждый из них стремился таким образом увековечить свое имя, так как был уверен, что Луксор будет стоять вечно... На западной окраине Луксора находится грандиозный древний храмовый комплекс «Южный покой», который обычно называют Луксорским. Длина сооружения от входа до самой северной стены составляет 260 метров. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный (колонный) зал с 32 колоннами, выполненными в форме связок папируса, соединявшийся с большим открытым двором, обнесенный портиками, колонны которых также имитировали пучки священного тростника, геральдического растения Нижнего Египта. В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в которое по традиции проникали, пройдя несколько небольших культовых помещений. К северной части двора примыкала грандиозная центральная, или прецессионная, колоннада Аменхотепа III (вторая половина XV столетия до н. э. Четырнадцать окаменевших «стеблей» папируса, увенчанные распустившимися цветами-капителями, возносятся на высоту 20 метров. На сохранившихся стенах колоннады - замечательные рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона. Центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу, которые сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, веселящийся народ, процессии священных животных, и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название «Южный покой Амона». Храм Луксора был соединён мощёной аллеей сфинксов с Карнаком.

image

image

image

image

Все о чем мы рассказали в этой статье – лишь небольшая часть архитектурного искусства Древнего Египта. Мы еще продолжим говорить об удивительных сооружениях, которыми прославились древнеегипетские зодчие. Следите на нашими анонсами.

hictoryworld.blogspot.com

Сооружения Древнего Египта (пирамиды и храмы)

Пирамиды Древнего Египта

Наиболее знаменитыми памятниками Древнего Египта являются огромные каменные гробницы фа­раонов — пирамиды. Самую большую из них построили около 2600 года до н.э. для фараона Хеопса. Её высота — около 150 мет­ров (это примерно высота 50-этажного дома). На её сооружение пошло 2 миллиона 300 тысяч каменных блоков, средний вес каж­дого — 2,5 тонны.

Две с половиной тысячи лет назад Египет посетил древнегре­ческий историк Геродот. Он написал, что 10 лет египтяне строи­ли дорогу от каменоломни к месту стройки и ещё 20 лет — саму пирамиду. 100 тысяч человек сгоняли на строительство на три месяца, когда разливался Нил и прекращались полевые работы. А многие тысячи каменотёсов работали круглый год.

Для сына Хеопса, нового фараона, египтяне построили пи­рамиду всего на несколько метров ниже, а затем ещё одну, ме­нее громадную, — для его внука Микерина. При этом три вели­кие пирамиды не были первыми. Их сооружение началось за 400 лет до Хеопса. Пирамиды строили и в дальнейшем, правда не такие огромные. Всего же в Египте известно более ста пира­мид, каждая — для очередного фараона.

Пирамиды
Древнеегипетская мумия в саркофаге

Египтяне верили, что у человека есть душа, которая после смерти продолжает жить, если сохранить тело. Они удаляли из тела умершего внутренности, пропитывали его специальны­ми веществами и пеленали тонкими бинтами. Так получалась мумия, которую клали в саркофаг (каменный гроб). Вместе с му­миями фараонов в гробницы клали множество вещей и драго­ценностей, якобы необходимых в царстве мёртвых. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Древнеегипетские храмы

Устройство древнеегипетского храма на­поминало обычный жилой дом, который всегда был обращён к Нилу выходом и со­стоял из двух частей — прямоугольного дво­ра и собственно дома. Дом тоже делился на две части. В передней находились гостевые комнаты, а дальше — комнаты хозяев. Так же был устроен храм. В переднем зале хра­ма верующие собирались для обрядов и молитв, которыми руководили жрецы. За этим помещением рас­полагалось главное святилище храма, где стояла статуя бога. Входить туда могли только главные жрецы или сам фараон. Древнеегипетские храмы были огромными, ведь они должны были вмещать тысячи людей.

Потолки в храмах поддерживали колонны. По форме, как правило, они были подобны растениям долины Нила — па­пирусам, пальмам, иногда лотосам. Потолки красили в синий цвет и расписывали звёздами. Таким образом, древнеегипет­ский храм был как бы моделью мира, в котором жили египтяне и их боги.

Вопросы по этому материалу:
  • Какие знаменитые сооружения Древнего Египта наиболее известны?

  • Зачем были нужны пирамиды?

  • Почему египтяне строили пирамиды?

doklad-referat.ru

Мемориальные сооружения Древнего Египта

 

7.Мастаба.МАСТАБА - надстройка над могилой из сырцового кирпича в Египте, позднейший вид Мастабы - пирамиды.

Мастаба от арабского скамья — тип гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися плитами.

Мастаба - гробница знати - включала в себе три части: подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в надземную часть, а также прямоугольную в плане постройку, воздвигавшуюся из кирпича-сырца или камня; в разрезе эта постройка имела форму трапеции.

В основе конструкции — деревянные или сделанные из кирпича-сырца опоры, покрытые бутовой кладкой и затем — кирпичной кладкой или тесаным камнем.

Мастаба состоит из двух частей — наземной и подземной. В подземной части располагается погребальная камера, где находится мумия. А в наземной расположен сердаб — молельня со статуей, в которую, по поверьям египтян, могла переселиться душа усопшего, в случае если мумия будет испорчена.

Мастаба вельможи Ти

Одним из самых замечательных памятников архитектуры Др. Египта является мастаба вельможи Ти, открытая франц. археологом в 1860 году. Стены ее от самого входа до погребального покоя покрыты расписными рельефами, сохранившими к моменту раскопок свой первоначальный цвет. Расположение сцен отвечало назначению культовых помещений. В подземных камерах южной части мастабы, предназначенных собственно для захоронения, находился саркофаг и сердаб с ритуальной статуей покойного. С северной стороны у входа в мастабу помещались фигуры владельца гробницы, изображенного во весь рост на двух столбах, фланкирующих вход. Ти представлен опирающимся на посох в традиционной канонической позе стоящей фигуры с выставленной вперед левой ногой. На северной стене погребальной камеры расположены самые известные рельефы: «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку», «Сцены охоты на Ниле». Фигуры слуг переданы в живых, динамичных позах, в то время как изображение стоящего в лодке Ти, исполненное по строгим каноническим правилам, выглядит статуарно.

 

В композициях с перегоном скота мастер, желая показать множество животных - ослов, быков, коров, — использует принцип повтора фигур, располагая каждую последующую, позади предыдущей так, что одна частично выступает из-за другой. Подобным приемом достигалось впечатление многоплановости, создающееся также за счет различной интенсивности контуров и окраски тел животных.

В гробницах V-VI династий интересны рельефы со сценами хозяйственных работ. Хотя эти композиции и были обусловлены ритуальным назначением — приготовлением пищи и погребального инвентаря для покойного, - воспроизведение трудовых процессов позволяет воссоздать некоторые картины быта древних египтян

.

В эпоху Раннего царства (XXX—XXVIII вв. до н. э.) При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.

Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй.

Фараон Ментухотеп I, который вывел Египет из 200-летнего периода смут велел построить себе гробницу с заупокойным храмом в том месте, которое спустя 500 лет избрала для своего прославленного храма и царица Хатшепсут — в ущелье Дейр-эль-Бахри.

«Великолепны места Небхепетра» — назвал Ментухотеп I этот погребальный комплекс (по своему тронному имени — Небхепетр). Погребальную камеру он приказал вырубить под основанием скального массива; перед его обтесанными и выровненными стенами располагались святилище и заупокойный храм. Святилище имело размеры 40 × 22 м, его плоская крыша держалась на 108 колоннах. Со двора в погребальную камеру вел подземный коридор длиной 150 м.

Заупокойный храм состоял из двух ступенчатых террас, окруженных крытыми колоннадами; Их окружало 254 колонны. Из центра храма, господствуя над этим фантастическим многоколонным храмом, вырастала пирамида на массивном цоколе с основанием 21 × 22 м, представлявшем собой естественную скалу, сложенная из каменных глыб и облицованная плитами из белого известняка.

Весь этот комплекс был огорожен каменной стеной, ограничивающей пространство неправильной формы размерами приблизительно 160 × 120 м. К западу от храма было обнаружено шесть гробниц с саркофагами царских жен и дочерей. .

Перед остатками колоннады, представлявшей собой фронтон заупокойного храма, до сих пор видны следы более чем от шестидесяти ям. Они имеют диаметр и глубину до 10 м и вырублены в скале через определенные промежутки. Эти ямы служили огромными цветочными кадками. В них было посажено более полусотни тамарисков. В восьми самых больших ямах по обеим сторонам пандуса росли благоухающие сикоморы, отбрасывавшие тень на статуи, которые были выше человеческого роста и изображали царя в облике Осириса. А нынешнее безлюдное песчаное плато перед развалинами храма Ментухотепа было настоящей скульптурной галереей с декоративным садом. Пышная зелень деревьев гармонически сочеталась с ярко сверкавшим на солнце желтовато-белым зданием храма

Усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником во временв XI династии. Сейчас от пирамиды и заупокойного храма Ментухотепа мало что сохранилось.

Карнакский храм, посвященный богу солнца - Амону Ра, состоит из трех зон, отделенных друг от друга стеной из кирпича. Вся территория святилища занимает 30 га. Это сооружение считается самым большим в мире по количеству установлены в нем под открытым небом колонн, фигур сфинксов и богов.

.Самыми знаменитыми были храмы бога солнца в Карнаке и Луксоре. Оба храма соединяла двухкилометровая аллея, вдоль которой были установлены бараноголовые сфинксы. В каждом храме было возведено более 100 колон высотой до 23 метров. Диаметр этих колон был столь велик, что пять человек взявшихся за руки не могли обнять одну.

 

се стены храма и колонны были исписаны иероглифами и покрыты барельефами, изображавшими сцены из жизни фараонов.

Карнакский храм неоднократно перестраивался, новые правители добавляли залы, молельные дома. Неизменным осталось разделение на три священные зоны. В центре возвышался храм, рядом размещался бассейн для ритуальных омовений, самым величественным местом было святилище бога Амона Ра.

В местности Абу-Гураб находятся руины большого солнечного храма, построенного фараоном Ниусерра. Храм Ниусерра возвышался на плато, поднятом над долиной благодаря колоссальным каменно-строительным работам.. Внизу были монументальные ворота, построенные из известняка и им же облицованные. Реконструкция ворот показывает, что в плане они имели форму правильного прямоугольника. От ворот к храму вел крытый коридор, освещавшийся с помощью отверстий, проделанных в перекрытии через равные интервалы. Он вёл к главному входу, находившемуся на оси святилища, ориентированной по линии восток—запад.

В плане святилище представляло собой прямоугольник 80 × 110 м, окруженный высокой и толстой каменной стеной.

Речь идет о памятнике, состоявшем из двух частей. Первая представляла собой цоколь в форме усеченной пирамиды высотой приблизительно 20 м, облицованный блоками полированного гранита и плитами известняка, на нём находилась вторая часть, собственно обелиск, высотой, вероятно, 36 м, также облицованный известняком.

Храмы различных божеств сред.царства:

Храм Осириса в Абидосе был для древних египтян главным святым местом, куда совершались паломничества, именно отсюда, по верованию египтян, души умерших отправлялись в загробный мир. Связано это было с легендой о том, что богиня Исида нашла здесь голову своего супруга Осириса, убитого братом Сетом.

В первом гипостильном зале 24 колонны, во втором – 36. Из второго гипостильного зала ведут проходы к семи святилищам, посвященным одному из семи богов – Хорусу, Исиде, Осирису, Амону Ра, Птаху, Ра-Хорахти, в седьмом святилище обожествлялся сам фараон Сети I. В каждой часовне была священная ладья и статуя бога, а также ложная дверь, через которую по поверью проникал дух божества.

На рельефе, изображающем фараона Рамсеса II (1279-1213 г. до н.э.) со свитком из папируса, можно увидеть список из фараонов-предшественников.

Эффекты, достигнутые распределением силы солнечного света в храме, подчеркивали постепенное понижение потолка и повышение уровня пола по мере продвижения вглубь здания. Следует принять во внимание, что каждое последующее помещение на оси было более узким, чем предыдущее.

Сенусерт I построил в Карнаке храм, руины которого обнаружены посередине центрального корпуса храма Амона. К лучшим архитектурным сооружениям Сенусерта I принадлежит молельня («киоск») фараона, разрушенная Аменхотепом III.

Храм царицы Хатшепсут

У самого подножия скал Дейр эль-Бахри расположен заупокойный храм знаменитой царицы Хатшепсут. Этот комплекс значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян.

 



infopedia.su


Смотрите также