Журнал: Загадки истории №14, апрель 2018 годаРубрика: Невероятные артефактыАвтор: Александра Шепель
В Десятинной церкви хранятся мощи Владимира Святого?
Десятинная церковь — первый каменный храм на Руси, возведённый в 989-996 годах на средства от княжеских доходов (то есть на десятину). Интересно, что средства, выделенные якобы на строительство храма, на самом деле предназначались на развитие всей церковной инфраструктуры тогдашней Руси, а церковь только играла роль казны. Возведённая после крещения язычников церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Как утверждают историки, именно здесь были похоронены Владимир Креститель и его жена — византийская царевна Анна. А также братья великого князя Владимира — Ярополк и Олег. Здесь же покоится и его внук — сын Ярослава Мудрого Изяслав.
В память о мучениках
Летописи повествуют, что место сооружения храма — на Старокиевской горе, у княжеских палат — было выбрано не случайно. Именно там стоял двор первых варягов-христиан — Феодора (Тура) и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году. Князь Владимир решил искупить грех за смерть киевских мучеников и начал строительство Десятинной церкви.Во время раскопок 1908 года ниже фундаментов основного выступа церкви археологи нашли остатки сруба X века, который, как они предполагают, мог быть домом Феодора и Иоанна. Не исключено, что их мощи находились в нововозведённой христианской святыне.Считается, что первая каменная церковь Киевской Руси стала усыпальницей и для многих киевских князей. Правда, по этому поводу мнения историков и археологов разделились. Учёные признают, что, да, были найдены захоронения, которые отождествляют с могилами княгини Ольги и Владимира Святославича, а также братьев Владимира — Ярополка и Олега — и сына Ярослава Мудрого Изяслава. Но мощи не сохранились, а гробницы, которые экспонируются в Софии, также не полностью идентичны. Где какая была, за пределами или в пределах собора, — это открытый вопрос. На мысль о том, что были найдены именно останки князей, исследователей натолкнули мраморные саркофаги. И больше практически никаких фактов…Вплоть до появления Софийского собора церковь князя Владимира выполняла функции кафедрального храма. Как и детище Ярослава Мудрого, она имела свой прототип в Византии. Десятинная строилась по образцу церкви при императорском дворце в Константинополе. А вот техника кладки — это уже заслуга мастеров-строителей Киева. Смешанная кладка из плинфы и камня в технике со скрытым рядом не зафиксирована в тогдашних византийских зданиях.Утверждать точно, какой изначально была Десятинная церковь, никто из исследователей не решается. Их осторожные предположения основываются на письменных источниках, а также на материалах археологических раскопок. В земле было найдено много обломков мраморных колонн, плит, резных деталей, мозаик и фресок. Сейчас они хранятся в фондах Национального заповедника «София Киевская».К сожалению, с самого начала этот величественный храм преследовали беды. Первое повреждение Десятинной церкви произошло в далёком XI веке, во время большого пожара. Впоследствии её отстроили и окружили с трёх сторон галереями.Через 100 лет, в 1169 году, церковь пострадала во время нападения на Киев войска Андрея Боголюбского, а в 1203 году — Рюрика Ростиславича. В 1240 году Киев оказался захвачен монголо-татарской Ордой. Десятинная церковь стала последним оплотом защитников города. Туда спрятались киевляне вместе со своим имуществом. Но конструкции здания, изрядно ослабленные недавним землетрясением, не выдержали и рухнули. Другие источники утверждают, что церковь пала под натиском басурман.
Свято место пусто не бывает
В 1635 году киевский митрополит Пётр Могила «приказал Десятинную церковь Пресвятой Девы выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». То есть Никольская церковь, как её называли в народе, была возведена на месте старой. Но так ли это было на самом деле? Во времена Петра Могилы полностью сохранился юго-западный угол Десятинной церкви. В конце XVI — начале XVII веков тыльное отверстие было закрыто деревянной стеной, образовывая небольшую часовню, в которой, согласно документу 1616 года, служили только на праздники.Именно эту старую деревянную стену и разобрал Могила, заменив её на новую, кирпичную. Разобранная стена относилась ко временам древнерусского ремонта, сделанного за несколько десятилетий до вторжения монгольского полководца Батыя.Следовательно, митрополит Пётр Могила не построил новый храм, а наоборот — «законсервировал» и сохранил остатки древнерусской церкви, разобрав старые деревянные конструкции и укрепив сохранившиеся остатки средневековых стен. Кстати, как раз под его руководством в 1635 году были найдены мраморные саркофаги с мужским и женским скелетами, которые Могила провозгласил мощами князя Владимира и княгини Анны.В XIX веке свой вклад в изучение храма внёс епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болхови-тинов). Он организовал раскопки, благодаря которым был обнаружен фундамент Десятинной церкви. Исходя из данных археологии, история об обнаружении митрополитом Петром Могилой останков князя Владимира не может быть верной. Мощи, выдаваемые сейчас православной церковью за останки князя Владимира, вероятнее всего, принадлежали одному из его дальних потомков.Следующее и последнее восстановление — Десятинной церкви произошло 2 августа 1828 года — на основе проекта петербургского архитектора Василия Стасова. Проект киевлянина Андрея Меленского (автора проекта церкви на Аскольдовой могиле и Гостиного Двора на Подоле) был отклонён.На строительство храма, которое длилось 14 лет, ушло более 100 тысяч рублей золотом, но полученный «памятник русского православия» подвергли сокрушительной критике. Во-первых, построили его с отклонениями от задуманного русско-византийского стиля и не сберегли давнюю кладку из-за опасений осадков. Во-вторых, церковь получилась довольно тяжёлой, особенно по сравнению с соседней Андреевской. В 1936 году церковь разобрали по случаю строительства в этом районе правительственного квартала. К счастью, тогда удалось спасти Софийский собор.
Мистическая связь
Драматично сложились судьбы многих людей, имевших отношение к Десятинной церкви. Её основатель — князь Владимир — умер, собираясь идти войной на своего сына Ярослава. А после кончины крестителя Руси его сыновья немедленно ввязались в кровавую братоубийственную войну.Стоит вспомнить и курского помещика Александра Анненкова, который инициировал восстановление Десятинной церкви в XIX веке. Уже тогда у историков появились подозрения, что его благие намерения были лишь прикрытием. На самом деле им двигало стремление к материальной выгоде — он искал легендарные древнерусские клады. И даже, по слухам, нашёл. Впрочем, найденные сокровища не принесли Анненкову счастья: сам он спился, имущество промотал, доброй памяти не оставил, а его единственная гордость — отстроенная церковь — была разрушена.Археолог Кондрат Лохвицкий в своих очерках абсолютно не скрывал тот факт, что начал заниматься любительской археологией ради славы, чести и наград. Однако его план восстановления Десятинной церкви не был признан ни митрополитом Евгением, ни императорской комиссией из-за многочисленных недочётов. А вот русский профессор архитектуры Николай Ефимов сделал действительно достаточно точный план фундаментов церкви. Однако и его проект не прошёл.Совсем трагически сложились судьбы ряда археологов, исследовавших святыню в начале XX века. Дмитрий Милеев умер от тифа во время раскопок. Сергей Вельмин и Феодосии Молчановский были репрессированы в 1930-х годах. Единственным «счастливчиком» из этой группы исследователей старины оказался ленинградский археолог Михаил Каргер. Но его архив со всеми результатами раскопок Десятинной церкви исчез бесследно.
bagira.guru
Деревянные церкви Руси: by_enigma
Деревянные храмы, церкви и часовни на Руси возводились с глубокой древности. Благодаря доступности материала они строились повсеместно: от большого города до самой захудалой деревушки. К 1917 году храмов, больших и маленьких церквей по всей территории Российской империи насчитывалось огромное количество. Однако всё изменилось после Октябрьской революции и воцареньем новой религии - коммунизма. Строительство храмов и церквей было прекращено, а через некоторое время началось их массовое закрытие и уничтожение. Своё черное дело сделала так же и Великая Отечественная война. В её страшном горниле сгорели тысячи храмов и церквей. В итоге почти за 70 лет существования СССР была утрачена большая часть построенных за несколько веков уникальных памятников деревянного церковного зодчества. Оставшимся "в живых" церквям так же не сладко. Время, погодные условия и небрежное отношение с огнём не щадят редкие и уникальные церкви и их становятся всё меньше и меньше. Ниже представлена подборка фотографий сделанных в самом начале 20-го века на которых запечатлены деревянные храмы. Особый интерес представляют цветные снимки сделанные Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским между 1903-1917 годами по методу трёхцветной фотографии.
Церковь Св. Фрола и Лавра (1878 год) в селе Илемсельга (деревня в составе Кедрозерского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия).Ныне утрачена
Церковь "Одигитрия" Иконы Божией Матери и колокольня при церкви 1702 год. (Верхотурье. Верхотурский район. Свердловская область). Утрачена
Церковь Казанской иконы Божией Матери из Илимского острога 1679 год. (Тальцы.Иркутский район.Иркутская область). Ныне включена в Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»
Церковь во имя Преображения Господня (1904 год). Сестрорецк. Закрыта и снесена в 1925 году.
Церковь в селе Бирюлька (Качугский район, Иркутская область). Не сохранилась
Успенская церковь в Девятинах 1770 год (село в Вытегорском районе Вологодской области). Сейчас памятник архитектуры федерального значения
Старинная деревянная церковь Ильи Пророка (1690 год) Белозерск (Вологодская область) Сохранилась до наших дней
Петропавловский храм в Лесном 1901 год (в то время пригород Петербурга). Действовал до 9 августа 1935 года, через три дня были сожжены все иконы. Вскоре здание было разобрано
Первая деревянная Церковь Казанской иконы Божьей Матери в Терийоки 1880 год (Зеленогорск). Сгорела 5 декабря 1907 года
Никольская церковь (1899-1902 года) в селе Лаврово (деревня Суховского сельского поселения Кировского района Ленинградской области).Не сохранилась
Николаевская церковь (1906) в Томске при станции Томск-II. Ныне Старо-Деповская улица, 1. Снесена в 1930-х годах
Кладбищенская часовня (Часовня Алексия человека Божия) у деревни Викшицы (деревня в составе Кончезерского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия). Ныне утрачена
Деревянная церковь во имя Преображения Господня 1691 год с. Пидьма (деревня в Подпорожском городском поселении Подпорожского района Ленинградской области). Сгорела в 1942 году
Деревянная Скорбященская церковь (1748 год) в селе Керстово под Петербургом. Снесена в советскоевремя.
Вознесенская кладбищенская церковь в Зубцове на Полустовой горе. Не сохранилась
Ну и на последок шесть фотографий из альбома Н.А.Шабунина "Путешествие на север". 1906 год
Церкви так похожи на ракеты.Упираясь куполами в небосвод,Будто во Вселенной бродят где-то,Вместе с твердьюсовершая оборот.Наполняясь на Землетеплом и светом,Храмы, как на старте, напряглись,Чтобы вмиг сорватьсяк тем планетам,На которых все мы родились.
Строительство храмов всегда было связано с наличием многих факторов, причем не только религиозного или политического характера. Важную роль играло состояние общества: уровень благосостояния граждан, организованность, моральные и нравственные устои, взаимосвязи, необходимость в «добром слове» или участии…Первые памятники церковных сооружений. Ремесла и художества в древнейшие времена. Плотничество. Первые деревянные церкви в России 945 и 882 годов. Летописи. Сооружение деревянных церквей XV, XVII века. Оклады и устройство церквей.Первыми памятниками церковных сооружений были деревянные храмы на Руси; впоследствии времени на место их уже воздвигались каменные, равно как и ныне мы постоянно встречаем этот же самый с глубокой древности обычай; вообще деревянные церковные сооружения были и есть временные. О деревянных сооружениях и постройках объясняют так: Когда ремесла и художества в древнейшие времена находились еще на самой низкой степени развития, тогда не существовало специальных мастеров для каждой отдельной отрасли искусств. Каждый ловкий работник старался сам исполнять все, что только мог сделать. Он строил дом, выдалбливал дерево на лодку, украшал седалища резьбою, или ваял какие-нибудь истуканы. Такое младенческое состояние ремесел и художеств на Руси не есть бездоказательный вывод из простых соображений, а вполне подтверждается отсутствием в самом языке особых наименований для отдельных отраслей искусств. Под словом плотничество понимались самые разнообразные работы. Так из летописи видно, что слово "плотничество" означало не только ремесло простого плотника или строителя судов, но также обнимало и архитектуру, резьбу и даже ваяние. Все, что делалось при помощи дерева, называлось плотничеством, а люди, занимавшиеся такими работами, именовались, без различия, плотниками или древоделателями.Многочисленные леса, покрывавшие древнюю Русь, отстраняли всякую потребность отыскивать в недрах земли другой более удобный материал для построек. Леса находились везде, и иногда в таком количестве, что необходимо было их срубать, чтобы очистить просторные места для поселений. Первые обитатели Руси должны были употреблять исключительно только одно дерево на всякое дело и в особенности на постройки.На первоначальные по летописям две деревянные церкви в России, построенные до крещения Владимира, указывают свидетельства: первое относящееся к 945 году, что в то время в Киеве уже была своя особая церковь св. Илии: "А хрестеяную русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конец Пасынче беседе и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша Варязи хрестеяни". Второе известие о христианской церкви в Киеве занесено в летопись под 882 годом: "и убиша Аскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе, еже ся ныне зовет Угорьское кде ныне Олъмин двор; на той могиле поставил Олъма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною". Слово поставил относится к деревянным сооружениям; летописец постоянно употребляет два различные глагола, чтобы означить сделаны ли постройки из камня или из дерева; для деревянных построек или церквей он всегда употребляет слово постави, тогда как для каменных зданий он употребляет глаголы: созда или заложи.О сооружении деревянных храмов мы находим указание: хотя со введением христианской веры в России вошло греческое церковное зодчество, которое сооружало каменные храмы, однако в строении деревянных церквей и часовен удерживалось коренное русское зодчество. Приспособленное к богослужению, религиозному характеру народа и местности, оно выражало жизнь и движение мысли в разнообразных формах.По этому же предмету упоминается: переход от строения жилой избы к сооружению церкви был уподоблен и легок; ибо основою для последней служил сруб избы, к коему прорубался алтарь и крыльце; над островерхим кровом приделывали шейку с главою, увенчанною крестом. По обещанию, во время какого-нибудь общественного бедствия, такие церкви строились тою или другой улицей города или селением, и освященные в один день назывались обыденными. Деревянных церковных сооружений, храмов и часовен до нашего времени сохранилось весьма немного. Они всюду заменяются каменными, а небольшие часовни и совсем прекращают свое существование, а местонахождения их заравнивается землею; об этом было замечено: "не много осталось у нас на руси старых деревянных церквей, везде перестроены они на каменные или деревянные новой архитектуры; но многие из нас помнят еще эти маленькие, темные деревенские храмы из круглыша чернолесья или дуба, с неотделанными, мрачными стенами и закоптелыми образами внутри, обшиты снаружи полусгнившим тесом, с крошечными, неправильно расположенными, окнами, низкой, и иногда покривившейся от времени, колокольней. Скоро первобытная архитектура их сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности".Переходя к архитектуре деревянных церквей позднейшего времени должно сказать, что стиль зодчества храмов этого периода имеет характер церквей древних, что замечается на единоверческой церкви в слободе Мстере устроенной в первой половине нынешнего столетия, при которой уже выстроен другой каменный храм, и как выше было упомянуто что деревянные строения храмов были и есть временные, что постоянно и подтверждается, после деревянного первоначального сооружения следует более прочное каменное храмовое здание. И вообще должно заметить, что впрочем говорилось неоднократно и не без полного и глубокого сожаления, что деревянные памятники сооружений более или менее отдаленного времени, всюду уничтожаются, также весьма мало сохранилось по сельским местечкам старинных рукописей, открывавших иногда драгоценные материалы для исследователей о том или другом происхождении или событии.
smolbattle.ru
Деревянные церкви Руси перекошены древние стены..
Таинственные острова не обязательно должны быть тропическими и океанскими. Экзотика — это, конечно, хорошо, но иногда так хочется найти сокровище своей собственной культуры… И такой остров есть, в Онежском озере. Это Кижи.
Знаменитые церкви Кижей, громадные деревянные храмы, созданные русскими зодчими без единого гвоздя, стоят здесь не случайно. Ведь именно тут, на берегах Онежского озера, а потом и на льду Чудского (где нет больших островов, достаточных для возведения монастырей) Александр Невский заложил основы русской государственности — разгромил шведских рыцарей-крестоносцев.
Архитектурный ансамбль Кижей создавался столетиями. С Кижами связано много легенд, но половину из них можно смело развенчать. Все мы слышали, что храмы Кижей построены «без единого гвоздя». Но гвозди там на самом деле есть, правда, не в основе конструкции, а в куполах. А тому, что каркас церквей построен без гвоздей, удивляться нечего — это традиция русского плотницкого мастерства, и точно так же строились все русские избы. Другое дело, что жилые дома никогда не достигали даже на севере Руси (кроме единственного творения одного архангельского бизнесмена, но дом этот современный и уже почти развалившийся из-за конфликтов предпринимателя с законом) таких впечатляющих размеров и никогда не имели такого количества фигурных деталей на своих фасадах.
Первой была построена в 1714 году церковь Преображения Господня — тот самый двадцатиглавый храм, который является визитной карточкой острова. Через полвека рядом с ней выросла церковь Покрова Богородицы, красивая по-своему, но теряющаяся в тени своей впечатляющей предшественницы. Казалось бы, зачем в столь малонаселенной местности строить две церкви на расстоянии ста метров? Дело в том, что большая церковь — «летняя», неотапливаемая, а с октября до Пасхи службы проводились в «зимней» церкви. Самая молодая — шатровая колокольня, ей «всего лишь» 150 лет.
Сейчас храмовый комплекс Кижей уже не действует. Погост стал музеем, частью архитектурного наследия ЮНЕСКО. Вокруг него появились деревянные крестьянские дома, выполненные в архитектурных традициях русского Севера, но во времена строительства церквей этих домов здесь не было — их привезли из окрестных деревень совсем недавно. Так что Кижи, при всей их красоте и благолепии, являются старшим братом нашего Музея архитектуры и быта в Пирогово, объектом паломничества скорее туристов, чем верующих людей…
Но не только комплекс деревянных церквей и храмов манит сюда туристов. Неброская, но очень уютная карельская природа, причудливо изогнутые под ветром березки, нагромождения гранитных валунов, мягкие пастельные краски пейзажа — в таких местах всегда любили отдыхать и черпать вдохновение русские поэты и писатели. А если вы еще и любите рыбалку, то онежское озеро наверняка отблагодарит вас за визит и прекрасным уловом. Особенно ценным и редким трофеем станет онежский сиг — рыба, которая водится только в этом озере. Копченый провесной сижок — ммм… вкуснятина! Даже в те времена, когда черная икра и стерляди продавались в любой лавке, сиг считался рыбой, достойной царского стола…