Культы древнего египта. Культы и верования Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Египта: Религия. Культы древнего египта


Культы и верования Древнего Египта. Тайны цивилизаций [История Древнего мира]

Культы и верования Древнего Египта

Существует много книг и фильмов, рассказывающих об интересных событиях длительной истории Египта. Однако они не дают ответа на вопрос, как в такой большой стране установились порядки, входные с организацией стада обезьян, и как они сохранялись на протяжении 3 тысяч лет? Понять это можно, лишь проникнув в сознание древних людей Египта.

Если тебе подарят гроб. В Каирском музее хранится каменная плита, найденная в Абидосе, в Верхнем Египте.

Вот что было выбито на ней «единственным другом» царя Египта Уной в XXVI веке до н. э.: «Я был старейшина дворца, князь, начальник Верхнего Египта. Его величество возвел меня в сан друга и смотрителя жрецов города при своей пирамиде… он полагался на меня больше, чем на любого другого своего сановника, больше, чем на другого своего вельможу, больше, чем на любого другого своего слугу.

Его величество велел мне вести в тайне дело против жены царя, одному допросить ее».

За эти услуги царь сделал Уне бесценный подарок — подарил гроб.

«Он (гроб) прибыл в резиденцию на большом грузовом судне вместе с крышкой, гробничной плитой с нишей… Никогда не было сделано подобного ни одному другому слуге, так как я пользовался расположением его величества, так как я был угоден его величеству, так как его величество полагалось на меня».

То, что сейчас ужаснуло бы любого, в Египте считалось ценнейшим подарком. Это объясняется тем, что в Египте жизнь была подчинена культу смерти. Заботы о гробе, о своих похоронах, о своей усыпальнице тогда занимали всю жизнь не только простых людей, но и вельмож и царей. Великий историк Геродот 2,5 тысячи лет назад писал о египтянах, что они «самые богобоязненные люди из всех. Религиозные обряды вообще строго соблюдаются. Если кто-нибудь убьет священное животное, того карают смертью».

Доказательствами глубины этой веры служат огромные гробницы древних царей Египта, сохранившиеся до наших дней. Их строили тысячи лет назад, а они и сейчас стоят, потрясая всех, кто их видит.

«Все боится времени, а время боится пирамид» — так говорили древние. Много легенд существует о пирамидах. В некоторых утверждается, что это творение не людей, а пришельцев, инопланетян, ведь человек не способен соорудить подобное.

В самом деле, это грандиозные сооружения. По высоте самые крупные из них превышают, например, Московский университет на Воробьевых горах. А чтобы обойти такую пирамиду, нужно проделать путь почти в 1 км, потому что длина каждой из четырех сторон составляет 230 м.

Путешествие в глубь пирамиды. В Египте более 100 пирамид. Самые знаменитые — на окраине Капра, в Гизе. Автору довелось побывать там, и вот что увидел: три огромные пирамиды парят в марене окружающих их песков пустыни. Самая крупная — пирамида Хуфу (Хеопса). Каждая ее сторона обращена точно на север, юг, восток и запад. Стены пирамиды выложены огромными каменными плитами, так плотно прилегающими друг к другу, что между ними нельзя просунуть даже лезвие бритвы. Проникнуть вглубь совершенно невозможно. Только на северной стороне на высоте 12 м есть отверстие.

Здесь каменная облицовка обрушилась, и стала видна треугольная арка из огромных каменных плит. Дальше коридор. Идти по нему можно только согнувшись. Коридор стремительно спускается вниз. Дышать очень трудно. Воздух сперт. Коридор кажется бесконечным. Очень страшно. На глубине 30 м находится высеченный в скале склеп. Он пуст.

На обратном пути наша группа прошла в другую галерею, ведущую вверх. Она шире нижней. Стены ее также выложены отполированными глыбами камня.

В полу вырублены зарубки, для того чтобы не соскользнуть обратно. Духота здесь еще сильнее, чем в нижней галерее. Температура выше 30 градусов. Хочется немедленно вырваться отсюда.

Наконец галерея кончилась, но вход в помещение преграждает метровой высоты порог, а над ним нависает громадная гранитная глыба. Перебравшись через порог, мы оказываемся в просторном зале, на высоте 40 м от уровня земли. Комната пуста, только в самом углу ее стоит большой гранитный саркофаг.

Неужели такое громадное сооружение строили только для того, чтобы в нем поставить всего один гроб царя? Сколько же сил и средств уходило на такую гробницу?

Как строили пирамиды. Когда греческий историк Геродот посетил Древний Египет, он увидел в Гизе три огромные пирамиды — Хафра (Хефрена), Хуфу (Хеопса) и Менкара (Микеринуса). Рядом находились три маленькие пирамиды, где были похоронены их жены.

Снаружи пирамиды были облицованы белым известняком (сейчас облицовка почти совсем разрушилась).

Геродота поразили грандиозные сооружения, и он стал расспрашивать жрецов, кто и как построил пирамиды. Вот что он записал: «Сто тысяч людей добывали камень для пирамиды непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы. Работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды…

Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где строят пирамиды… Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Хеопс в конце концов дошел до такого нечестия, что… нуждаясь в деньгах, отправил собственную дочь в публичный дом и приказал ей добыть некоторое количество денег. Дочь выполнила отцовское повеление, но задумала и себе поставить памятник: каждого своего посетителя она просила подарить ей по крайней мере один камень для сооружения гробницы. Из этих камней… была построена средняя из трех пирамид, что стоит перед великой пирамидой».

Камень добывали на другом, правом, берегу Нилa. Десятник-надсмотрщик чертил на скале больной прямоугольник. Рабочие вручную сверлили по чертежу глубокие отверстия и вбивали в них деревянные клинья. Их поливали водой. Клинья разбухали, расширялись, давили на скалу, и она трескалась.

Глыба медленно отваливалась. Потом ее обтесывали. Грузили на сани (колесо тогда еще не было известно в Египте) и с помощью быков тащили к реке. Там глыбу грузили на баржу. Баржу тянули через реку парусником и по суше канатами вручную. На другом берегу под глыбу подкладывали слеги и тащили к месту строительства.

Потом рабочие небольшими шлифовальными камнями терли каждую глыбу, подсыпая мокрый песок. Нужно было отполировать ее до блеска, чтобы она точно легла на другую плиту и чтобы между ними не осталось ни малейшего зазора. Каждый такой блок весил 2,5 т. А всего нужно было уложить 2,3 миллиона глыб.

Они не скреплялись между собой ничем, и если бы хоть на одной из плит была неровность, то под тяжестью других она треснула бы и пирамида развалилась.

Однако за 4,5 тысячи лет этого ни разу не произошло. Не случайно еще в древности пирамида Хуфу была названа одним из восьми чудес света. А она не единственная.

В 2565 году до н. э. пирамида Хуфу была закончена, и его сын Хафра, став фараоном, начал строить свою пирамиду. Она была возведена через 20 лет.

Было уложено около 2,3 миллиона каменных блоков, как и в пирамиде его отца.

Когда пирамида была закончена, Хафра, как и его отец, приказал вырубить в каменоломнях за Нилом блоки из белого известняка и отполировать их. Эти блоки перевезли на баржах через Нил и доставили к пирамиде. Их вручную затащили на самый ее верх, и вся пирамида была покрыта сверкающими на солнце плитами. Возле нее был построен поминальный храм, где ежедневно приносили жертвы умершему царю. От храма шла длинная, до самой реки, крытая галерея, соединявшая его с другим, долинным, храмом. Он стоял на берегу Нила, и к нему причаливали корабли. Сюда привезли тело умершего царя и приготовили к погребению.

Такие крытые дороги и храмы создавали для каждой пирамиды отдельно. Только один из царей (Ментухотеп) построил себе в 2040 году до н. э. поминальный храм и гробницу в одном огромном сооружении.

«Отец страха». На окраине Каира, в месте, где была арабская деревня Гиза, проходит граница между желтым песком пустыни и зеленой долиной Нила. Там возвышается необыкновенная статуя сфинкса, высеченная из цельной скалы, длиной 73,5 м, высотой 21 м. Она представляет собой изображение лежащего чудовища с туловищем павиана и головой человека. Кочевники пустыни называют его «отцом страха» и стараются объехать стороной. У его подножия по ночам жалобно воют шакалы.

Недавно ученые выяснили, что голова сфинкса — это портрет Хафры. Высота головы — 5 м, длина остатков носа — 2 м. Тутмос IV приделал сфинксу бороду, но она отвалилась и хранится сейчас в Каирском музее. Как гласит древняя надпись, Тутмосу приснилось, что бог сфинкса Ахет («Горизонт Гора») отдыхает в тени колосса, у его ног, засыпанных песком.

Царь приказал расчистить ноги. В действительности сфинкса не раз заносило песком пустыни так, что видна была только огромная голова. Птолемей — сатрап Александра Македонского — тоже убирал песок. Делали это и римляне, захватившие Египет. Последний раз сфинкса расчищали в 1926 году. 200 лет назад наполеоновские солдаты стреляли в его лицо из пушек.

Под сфинксом находится храм с двумя помещениями, разделенными шестью гранитными пилонами. Между проходами стояли огромные фигуры богов. Как рассказывает Геродот, этот храм был связан тайным тоннелем с подземным озером и островом, на котором находился саркофаг под пирамидой Хуфу.

Мастабы. Тайные гробницы. Простых египтян хоронили в ямах, засыпанных слоем песка и камней. Тело клали в деревянные гробы. Состоятельных людей хоронили в глубоких шахтах, на дне которых помещалась одна или несколько погребальных камер. Стены ее были украшены росписями. Шахта потом засыпалась камнями и песком, а сверху сооружался храм. Такие гробницы назывались мастабами.

И в пирамиды, и в мастабы, и даже в могилы простых людей клали одежду, пищу, вино, масло, драгоценности. Чем богаче был человек, тем больше ценностей помещали в гробницу. Сначала люди верили в святость пирамид. Но постепенно они стали замечать, что цари ведут себя не как боги. Их прислужники и чиновники тоже стараются больше украсть для себя, чем оставить для бога. Конечно, люди продолжали служить царю и чиновникам, но из страха уже не перед загробной жизнью, а перед наказаниями. Они по примеру чиновников тоже старались что-то украсть. А некоторые даже стали грабить гробницы. Страх перед загробной жизнью еще сохранялся, и цари начали устраивать тайные гробницы.

Например, в период Нового царства фараонов хоронили в вырубленных в скале гробницах в тайной долине к западу от Феб (Долине царей). Вместе с ними погребали огромные сокровища. Единственная гробница, дошедшая до нас неразграбленной, — это гробница Тутанхамона.

Главное занятие государства. Жизнь ради смерти. Итак, 10 лет строили дорогу к каменоломням, 20 лет — гробницу, а кроме того, еще сфинксов, заупокойные храмы, мастабы, множество храмов духам загробного мира. Не говоря уже о сложном и очень дорогостоящем ритуале похорон. В общем, получалось, что государство в Древнем Египте было в основном занято подготовкой к смерти. Огромные средства шли на строительство грандиозных гробниц.

Население десятками лет трудилось на этом строительстве. Причем работали не рабы, а свободные крестьяне, и работали очень добросовестно. Почему же столько сил и средств государство тратило на похоронные ритуалы? Об этом рассказывают письменные источники тех далеких времен.

Религия и власть. От древних египтян сохранилось много различных письменных документов. Стены древних гробниц и скалы испещрены многочисленными надписями.

До нас дошли свитки письменных документов, тексты пирамид, саркофагов и др. И почти все они посвящены смерти, похоронам, загробной жизни. Главная книга древних египтян называлась «Книга смерти».

Египтяне верили, что всем управляют боги, что человек не исчезнет, а будет вечно жить, если он хорошо подготовится к смерти.

Первобытный человек относился к своим богам довольно легкомысленно. Сегодня он верил в того или иного бога и поклонялся его фигурке, а завтра, после каких-то непредвиденных событий, в которых он винил этого бога, выбрасывал его изображение и начинал поклоняться другому.

С появлением сельского хозяйства всюду изменилось отношение к идолам и богам. Теперь от неведомых сил природы зависело многое, почти все. Если будет засуха и выгорят посевы, то человек окажется на краю гибели, если начнется мор среди скота, то скотовод тоже будет обречен. Для охотника и собирателя таких проблем не существовало.

Дикие животные росли сами по себе, и если дичи становилось меньше, значит, нужно было перейти в другое место и там найти ее. Оседлому земледельцу идти было некуда: бросать дом, где жили его родители, поля, которые кормили его детей, очень трудно. Проще было попросить небесные силы не делать засуху и не устраивать мор. В Египте каждому времени года, каждому стихийному явлению, даже ветру из пустыни (хамсину), соответствовали свои боги.

В Египте, где не были развиты ни торговля, ни ремесла, объединение в государстве шло вокруг религиозных центров. Здесь власть религии была особенно сильной. Отступления от ритуала карались смертью. Но и без таких наказаний люди слепо верили в мир загробной жизни. А попасть туда, по представлению египтян, было очень трудно. Каждому в могилу клали специальную «Книгу смерти» с инструкциями, что делать покойному, чтобы попасть в загробное царство. Обязательно нужно было заручиться поддержкой какого-либо бога. Для этого существовали храмы.

Храмы. Чтобы боги их услышали, люди приносили в храмы дары и с ними небольшую известняковую стелу, на которой рядом с изображением бога были высечены глаз и ухо — чтобы бог увидел дарителя и внял его просьбам. Часто высекали несколько глаз и ушей: 3, 9, 48 и даже 378. Человек мог просить все, кроме избавления от смерти.

Храмы Египта — это гигантские каменные книги. Здесь не только на стенах, но и на колоннах, на потолках и на других поверхностях имеются изображения и надписи.

Статуи богов держали в специальных алтарях в глубине храмов. Главной их частью был зал, украшенный огромными колоннами. Обычным людям разрешалось находиться внутри храма только в праздники. В будние дни огромные двери были закрыты.

В праздники жрец зажигал огонь на жертвеннике у храма, и массивные двери открывались сами собой. Торжественно вносилась модель солнечной ладьи, на которой бог солнца разъезжал по небу. И все вступали в храм. Только в наши дни был разгадан секрет открывания дверей храма. Когда священник зажигал огонь, вода в жертвеннике нагревалась и, расширяясь, переливалась в сосуды подъемного механизма.

Невидимые блоки начинали двигаться, и двери открывались. Люди этого не знали и думали, что это делают боги. Много и других хитростей было в храмах. На них работало много ученых, писцов, ремесленников. Храмы были очень богатыми.

Жрецы хорошо знали физику, астрономию, географию и другие науки. Они даже знали голографию и могли с помощью системы зеркал показать изображение спрятанного в подвалах «бога». Все это делалось для усиления власти религии над простыми людьми.

Поклонение обезьянам. Египтяне верили, что душа мертвого человека пересекает реку и попадает в другой мир. Там она отвечает на вопросы о своей жизни на земле. Ответы проверяют боги-обезьяны Тот и Анубис. Они и решают судьбу души: жить ли ей вечно или исчезнуть навсегда. И чтобы душа человека жила вечно, он должен был угодить Тоту и Анубису.

Все первобытные племена имели своих покровителей среди животных. Одни, как некоторые североамериканские индейцы, считали своим прародителем кролика, другие, как обитатели лесов Урала, — сову и медведя. В Индии до сих пор поклоняются священным животным — коровам. Люди подражали своим тотемным животным, надевали их шкуры, устраивали всевозможные праздники в их честь.

В Древнем Египте с давних времен поклонялись павианам. Павиан гамадрил считался у них то богом солнца, то богом луны, то богом мудрости и письма. С VI тысячелетия до н. э. гамадрил стал священным. В Лондонском музее хранится каменная скульптура бога Тота. В первом религиозном центре Египта и его столице Гиераконполе обожествлялся павиан. В Фивах сохранилось целое кладбище, мумий этих животных. На западной стенке гробницы Тутанхамона изображено 20 павианов.

Царь Египта, чтобы показать свою священность и близость к богу Тоту, выходя в тронный зал, подвязывал себе хвост павиана. На надгробье Аменхотепа III написано обращение к богу солнца — Амону Ра: «Священные обезьяны восхваляют твой восход, они же восхваляют тебя, когда ты заходишь на западе». Бог солнца на 10-м часу своего пребывания в потустороннем мире принимает образ павиана. У пирамид сооружались громадные скульптуры — сфинксы, изображавшие павиана с человеческим ликом.

Тот — бог мудрости, счета и письма — следил за жизнью каждого человека и записывал его дела. Сначала Тот назывался «владыкой бедуинов», «владыкой чужеземных стран». Любопытно, что из восьми почитавшихся в главном центре культа Тота городе Шмун (Гермополь) только павиан сохранился как священное животное. Тот отождествлялся с луной, считался сердцем бога солнца Ра и изображался позади него. Тот покровительствовал всей интеллектуальной жизни Египта: создал письменность, календарь, вел «счет времени», летописи, записывал дни рождения и смерти людей.

Все библиотеки и архивы были под его покровительством. В культе мертвых он играл ведущую роль. Он же записывал результаты взвешивания сердца, решал судьбу человека после смерти, охранял каждого покойного и вел его в царство мертвых. В религиозной литературе древних греков Тот выступал под именем Трисмегиста («трижды очень великий»). Римляне отождествляли его с Меркурием.

Вторым важным богом в Древнем Египте был Анубис — покровитель умерших. Он готовил тело к загробному царству. Анубис взвешивал сердце на суде мертвых. Если в сердце мало справедливости, то сидящее тут же чудовище проглатывает душу и она исчезает навсегда. Если же человек делал больше добра, то душа его будет жить вечно в радости и в мире главного бога Осириса. Его называли также «Хентнаменти» («тот, кто впереди страны Запада» — царства мертвых), «владыка Расетау» (царства мертвых), «стоящий впереди чертога богов».

Анубис готовил тело покойника к бальзамированию и превращал его в мумию. Он возлагал на мумию руки и оживлял этим человека. Он же расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и давал каждому сосуд с внутренностями покойного для их охраны. Анубис изображался в виде лежащего собакоголового божества типа павиана. В некрополе в Фивах на печатях Анубис показан лежащим над девятью пленниками.

Огромные погребальные сооружения, поглощавшие значительные средства государства, были попыткой обеспечить вечную жизнь живому богу — фараону, который мог замолвить слово за тех, кто строил эти сооружения, перед теми, кто вершил суд небесный, т. е. перед павианами. У павианов, как уже говорилось, самая развитая иерархия и самая непререкаемая власть вожака. Такие боги требовали не только строительства пирамид, но и подражания им в организации человеческого общества, т. е. возврата к той системе, которая существует у обезьян.

Естественно, чтобы заслужить милость богов, нужно было строго соблюдать иерархию и на земле: слепо подчиняться власти вожака (фараона), отдать ему в полное владение все средства для жизни и примириться с распределением их среди подданных по его произволу. Под страхом загробного суда строители усыпальницы отдавали все излишки зерна и других продуктов. Религия служила укреплению царского режима. В Египте, в отличие от других древних государств, человек, выйдя из каменного века, отказался от демократии и вернулся к такой организации сообщества, какая была присуща обезьянам. Эта чисто биологическая система организации общества оказалась очень удобной для единоличных правителей.

Итак, в Древнем Египте с появлением государства не сохранилась власть народного собрания, а установилась власть царя и строгая иерархия, как в стаде обезьян. Может быть, это произошло потому, что объединение в государство здесь зависело не от развития торговли и земледельческого обмена, как в Месопотамии, Греции и Риме, а от религии.

Чтобы подчинить народ, царь стал называть себя «живым богом». Египтяне считали, что нельзя произносить имя царя. Они говорили о нем «Большой Дом» и изображали иероглифом, который читался как «пер-о». От него и произошло слово «фараон».

Фараону подчинялись все. Остальные начальники располагались по рангам, как и в обезьяньем стаде: наверху — приближенные родичи, ниже — чиновники.

Миф об Осирисе и Исиде рассказывает, что когда-то эти добрые и заботливые боги были царями в Египте. Их злой и ревнивый брат Сетх однажды пригласил Осириса на празднество и показал ему красивый гроб. Он объявил, что подарит гроб тому, кому он окажется впору. А гроб был тайно сделан по размерам Осириса. Когда Осирис лег в него, Сетх бросил гроб в Нил. Течение унесло его в Средиземное море и дальше в город Библ. Волны выбросили гроб с Осирисом на берег, и над ним выросло дерево. Исида долго искала Осириса и, наконец, после многих приключений нашла его. Она привезла его в Египет и спрятала, но Сетх нашел тело Осириса и рассек его на куски. Однако Исида и ее пасынок Анубис собрали куски, соединили их и оживили Осириса.

Сетх пытался убить сына и наследника Осириса и Исиды — Хора. Он вызвал Хора на суд и обвинил его в незаконном захвате власти. После многих сражений между ними Хор победил. Он стал царем Египта, а Осирис — владыкой царства мертвых. С той поры каждый фараон Египта назывался земным воплощением Хора — сына Осириса.

Чиновники и жрецы стали внушать народу, что заслужить загробную жизнь можно, только угодив фараону. Для этого нужно участвовать в строительстве гробниц для фараонов и храмов для богов. Люди надеялись, что, помогая царю устраивать загробную жизнь, они делают приятное богам и будут вознаграждены ими в другом мире.

Во время строительства соблюдался строгий порядок. Всех крестьян объединяли в отряды, которыми командовали чиновники, поставленные фараоном.

Несколько отрядов тоже объединяли, и над ними стоял еще более главный начальник. Еще выше — начальник стройки, а над ним — сам фараон. Работа шла под надзором надсмотрщиков. Когда приезжал фараон, перед ним склонялись начальники строек, а надсмотрщики падали ниц.

Когда люди привыкли подчиняться фараону, жрецам и чиновникам, пирамиды перестали строить. Они стали не нужны. Стройки первых столетий было достаточно, чтобы в течение 3 тысяч лет народ безропотно повиновался чиновникам и фараонам, обеспечивая им и элите роскошное существование. (Цари других стран, чтобы приучить людей к подчинению, тоже стремились организовать огромные стройки.)

Похороны. Важную роль в жизни египтян играл обряд похорон. Простых людей, как уже говорилось, хоронили в ямах в песке и клали в могилу одежду, сосуды с вином и пищей. У царей и чиновников после смерти извлекали мозг и внутренние органы и помещали в особые сосуды — канопы. Тело пропитывали специальными смолами и обертывали много раз тканью. На лицо накладывали погребальную маску. Бальзамирование длилось 70 дней. Подготовленное таким образом тело называют мумией.

После этого начинались похороны. Огромная процессия сопровождала гроб, когда его перевозили через Нил. Последний ритуал происходил перед дверью гробницы. Церемония «открывания рта» должна была вернуть мертвому способность есть, дышать и двигаться. Все, что нужно для другого мира, помещалось в погребальную камеру. Последним покидал камеру жрец. Он заметал все следы и уходил из гробницы. При похоронах царя устраивали церемонию в честь богов Осириса и Исиды.

Эхнатон и Тутанхамон. Фараон Аменхотеп IV (1364–1347 годы до н. э.) решил ввести в Египте культ одного бога — бога солнца Атона и запретил поклоняться всем остальным богам. Он переименовал себя в Эхнатона («полезный Атону») и построил новую столицу Ахетатон (современная Амарна). В святилищах, посвященных Атону, не делали крышу, чтобы лучи солнца могли достигать всех молящихся. Египтяне всегда поклонялись солнцу, называя его богом Ра, но у них было много и других богов. Эхнатон восстановил древний культ солнца и велел стереть из надписей имена других богов. Он приказал на портретах изображать себя целующимся с женой и играющим с детьми. Для «живого бога» это было непривычно. До нас дошли портреты его жены Нефертити.

Однако реформы Эхнатона не удались. Слишком много жрецов разных богов лишались беззаботной жизни и заработка. После смерти Эхнатона его имя было стерто, а построенные им храмы разрушены.

После Эхнатона царем стал 8-летний Тутанхамон (1362–1352 годы до н. э.). Он умер молодым. Его гробница была найдена в 1922 году английским археологом Г. Картером.

Папирусы и иероглифы. Египтяне писали на папирусах. Они вытаскивали сердцевину из тростника, промывали его, укладывали в два слоя, потом уплотняли и высушивали. Получались длинные свитки, на которых красками рисовали иероглифы.

Сначала иероглифы представляли собой схематические рисунки разных предметов, как и клинописные значки. Египтяне заимствовали письмо от шумеров, но рисовали не на сырой глине, а на папирусе. Поэтому их иероглифы были более красочными. Со временем эти рисунки все больше схематизировались, в них уже трудно было узнать первоначальный предмет. Они превращались в скоропись — демотическое письмо.

Ученые долго не могли прочитать египетские иероглифы. В 1799 году недалеко от Александрии был найден большой черный камень с надписью на трех языках. Его называют Розетским. Сейчас он выставлен в Британском музее. 25 лет ученые анализировали надписи, и наконец француз Ж.Ф. Шампольон в 1822 году разгадал их. Благодаря этому открытию перед нами предстал мир древнеегипетского человека.

Спорт и развлечения. На стенках гробниц сохранилось много рисунков, показывающих, как играли египетские дети. Если ребенок умирал, все игрушки клали вместе с ним в могилу. Найдены целые ящики с игрушками. Интересна фигурка собаки из слоновой кости, которая открывает рот и лает, когда нажмешь красный рычажок под ее лапами. Распространена была игра в мяч, который делали из кожи и набивали зерном. Египтяне много танцевали, играли на музыкальных инструментах. Конечно, мелодии их песен неизвестны, но найдены тексты и музыкальные инструменты.

Египетские чиновники любили охотиться и ловить рыбу на маленьких лодках, сделанных из тростника. Они били рыбу гарпунами, а птицу — бумерангами.

Для приманки диких водоплавающих птиц использовали птиц домашних. Одним из самых опасных животных в Египте был гиппопотам. Для охоты на него наиболее ловкие охотники вооружались гарпунами, копьями, веревками и сетями. Молодые люди устраивали турниры на лодках и другие соревнования.

И мужчины и женщины увлекались косметикой. Кожу покрывали маслами и благовониями, брови красили красным цветом, глаза подводили зеленой и другими красками. Зеркалами служили полированные серебряные диски.

Вся жизнь, работа, развлечения древних египтян были связаны с природой и с необычными природными явлениями — разливами Нила, от которых они получали запасы воды, достаточные для полива полей. От этого зависел урожай растений, приплод домашних животных. Люди не знали, почему так разливается Нил, почему урожай то хороший, а то плохой, почему скот то размножается, а то вдруг начинает болеть и умирать. И самое главное, почему человек умирает. Если все это не зависело от человека, то, значит, зависело от богов. Вот почему египтяне так ревностно старались услужить богам, так готовились к загробной жизни. Этим пользовались фараоны и жрецы, подчинившие себе народ. Для того чтобы воспитать послушание у людей, царь затевал грандиозные бессмысленные стройки, во время которых их участники были организованы в полувоенные отряды и жили в особых военно-строительных лагерях. Все это позволило фараонам сохранять свою власть в течение 3 тысяч лет.

Египетские порядки постепенно распространились и на другие страны. Сначала на Месопотамию, Вавилон, Ассирию, Персию, потом на Грецию и Рим. Однако правители этих стран не смогли укрепить свою власть, что привело их к гибели.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Религия Древнего Египта - это... Что такое Религия Древнего Египта?

Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства.

За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточённость на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и посему Египетская религия рассматривается как политеистическая. Существовали также просуществовавшие недолго маленькие культы, такие как атенизм, которые можно рассматривать как монотеистические.

Сменившим египетскую религию христианством она характеризовалась как одна из форм язычества, подобным же термином она называется последователями кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии.

Основные сведения

Египетская цивилизация началась с переселения племен пересыхающих североафриканских пустынь в более плодородные земли и перехода от охотничьей и собирательской к земледельческой культуре. Их тотемические верования столкнулись с религией местных крестьян и слились с ней.

Как и во многих древних культурах, в додинастическом Египте практически в каждой деревне существовал свой пантеон богов. С образованием небольших государств эти верования сливались в одно, из которого со временем развилась классическая египетская мифология с присущим ей разнообразием богов. В значительной степени на нее, как и на всю жизнь египтян, влиял Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву. Разлив также позволял достаточно точно предсказывать положение небесных созвездий; благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что оказало влияние на египетскую религию.

Сотворение мира

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Атума и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Другие мифы

Убийство Осириса

Четвертое поколение эннеады стало в то же время героями одного из наиболее ярких египетских мифов. Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошел только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил ее свинцом, а затем утопил его в Ниле.

Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром. Исида тайно родила Гора и отпустила его в корзине плыть по течению Нила, так как боялась, что Сет убьет и его. Так Гор вырос среди людей, нашедших его на берегу Нила.

Тем временем Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Мелькарта. Исида нанялась при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.

Для Сета не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со всей новообретенной мощью он обрушился на него, убил, расчленил труп и разбросал куски по всей стране. Исида собрала их, чтобы вновь воскресить мужа, но обнаружила, что крокодил сожрал его фаллос, и заменила его деревянным.

Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром.

Война богов

Гор, выросший среди людей, узнал о своем божественном происхождениии и о родителях. Он решил отомстить Сету и начал борьбу против него. У него появились многочисленные союзники, такие, как бывшая супруга Сета Нефтида, Тот, Анубис и, разумеется, его мать Исида. Однако, когда Исида освободила пленника, принадлежащего Гору, тот так разгневался, что отрубил ей голову. К счастью, Тоту удалось предотвратить ее смерть, но все остальные боги отвернулись от Гора.

Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет бросили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.

Глаз Гора

Во время войны с Сетом Гор лишился левого глаза, но Исида исцелила ранение сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора (т. н. Уджат) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времен Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.

Объединение страны

Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт, богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась черная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.

Уничтожение человечества

Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сохмет, чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана дочь Ра Хатор, и после превращения в злобную львицу Сохмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сохмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сохмет. Тогда Ра пошел на хитрость: на пути Сохмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.

Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за ее живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землей разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история. Этот миф известен из «Книги священной коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.

Содержание мифа напоминает библейскую историю о Ное, в которой также гнев бога настигает непокорных людей.

Пантеон богов

Внешний вид

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Виды

В египетском пантеоне можно выделить несколько категорий богов:

Главное божество. Несмотря на разнообразие богов Египта, существовали особенно могущественные и прославленные боги, которым подчинялись остальные. Главным среди них становился бог-покровитель города, из которого происходила правящая династия. В Древнем царстве таковым был Ра, начиная со Среднего царства — Амон (при фараоне Эхнатоне временно был введен культ бога Атона).

Местные боги. Боги, почитавшиеся лишь в определенных городах или областях и считавшиеся их покровителями, как, например, Упуаут в Ассиуте.

Эннеада Гелиополиса. Появилась в раннем периоде истории Египта и к Древнему Царству была уже полностью оформлена. Боги эннеады оформлены в структуру наподобие семейной; на вершине стоит бог-творец Атум, далее — его дети Шу и Тефнут, внуки Геб и Нут, правнуки Осирис, Сет, Исида и Нефтида.

Огдоада Гермополиса. Зародилась также в архаичном периоде, но наиболее известна по греко-римскому периоду. Разделена на четыре пары: Нун и Наунет, Ху и Хаухет, Кук и Каукет; относительно четвертой пары источники расходятся: к ней причисляются Амон и Амаунет, Ниау и Ниаут, иногда — Герех и Герхет.

Триады. Локальные «семьи», обычно состоящие из матери, отца и ребенка. Наиболее известна триада Осириса, Исиды и Гора. Также почитались мемфисская триада (Птах, Сохмет и Нефертум), карнакская триада (Амон, Мут и Хонсу). Существовали и другие триады, менявшие со временем свой состав. Эти «семьи» богов призваны не отображать реальные семейные отношения, а связывать вместе богов какого-либо места.

Боги смерти. Богов смерти возглавлял Ра, повелитель загробного царства; начиная со Среднего царства, это положение занимает Осирис. Далее следует Анубис, следящий за судом над мертвыми, Тот, оглашающий приговор суда, Маат, чье перо как эталон истины определяет решение суда. Пожирательница душ уничтожает тех, кто не пройдет это испытание. Богами смерти можно считать сыновей Гора (Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебексенуфа), охраняющих внутренности умершего — а также несущих стражу богинь Нейт, Нефтиду, Селкет и Исиду. Исида и Нефтида находятся в этом ряду, потому что они нашли и восстановили мертвое тело Осириса, были плакальщицами на его могиле и сопровождали его в мир мертвых — как и любого умершего.

Боги солнца. Главным богом солнечного культа был Ра; остальные боги представляли его аспекты: Атон — восходящее солнце, Атум — заходящее, Шу — солнечный свет, а также Бехдети, крылатое солнце, и Харахти, солнечный сокол. Кроме того, к солнечным богам причислялся Хепри, жук-скарабей, создающий себя сам. Другие боги связывались в продолжение египетской истории с Ра, как Амон-Ра, Себек-Ра и Хонсу-Ра.

Культ Атона

Атон, олицетворяющий солнце, был всеобщим божеством в религии Эхнатона. В период его правления почитание Атона многократно увеличилось, что дает право некоторым исследователям говорить о его монотеистическом культе. Положение Атона в египетской мифологии упрочилось уже при Аменхотепе III, особенно в рамках семьи фараона. Однако при Эхнатоне Атон сменил Ра и стал главным и практически единственным богом в Египте, «дарителем жизни».

Наследники Эхнатона восстановили старую египетскую религию, и главным божеством вновь стал Амон-Ра.

Погребальный культ

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.

Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:

Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный сундук, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой сундук тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили сундук, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку сундука, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли сундук с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашел его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нем появилась в «текстах пирамид», но источник ее неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то еще, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство ее пропорций является результатом сложных математических расчетов. Ее высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырех сторон основания — 230,35 м. На сооружение этой пирамиды понадобилось 2 590 000 кв. м. глыб камня (или как считают многие ученые египетские строители использовали раствор похожий по своим свойствам на современный раствор цемента), нагроможденных на поверхности около 54000 кв.метров. Облицовка ее наружных стен была, по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений возникло в связи с планировкой ее внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на 4 стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dvc.academic.ru

Культура Древнего Египта: Религия это что такое Культура Древнего Египта: Религия: определение — История.НЭС

Культура Древнего Египта: Религия

В течение многовекового развития египетского государства значение и характер различных культов менялись. Смешивались верования древнейших охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались отзвуки борьбы и политического роста или упадка разных центров страны.

В то же время для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлении, и многие древнейшие культы сохранили свое значение на протяжении всей истории древнего Египта.

Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные природные силы и общественные явления. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух — мужскими божествами(У подавляющего большинства народов мира дожненосное небо представлялось Отцом, а плодоносящая земля—Матерью. Иная структура египетской мифологии, возможно, объясняется апологическими причинами: в долине Нила дождь практически не выпадает никогда; небо воспринималось как женское божество в качестве «родительницы» Солнца и небесных светил. Земля же разделялась на «красную», смертоносную землю пустыни и на порождающую жизнь «черную» землю долины. «Черная» земля, как и приходящий ежегодно из неведомого юга Нил, обычно не воспринималась как женское божество, а скорее как мужское; но животворящее начало, содержащееся в земле, придавало, более чем у соседних народов, надежды на блаженную жизнь ушедших в нее мертвых, и не тем ли объясняется совершенно своеобразное развитие культа мертвых именно в Египте и то обстоятельство, что и Геб, бог земного начала как такового, и Осирис, бог загробного мира, воспринимались и как мужское, жизнедающее начало? — Примеч.ред.). Ибисоголовый Тот был покровителем письменности и колдовства, а богиня Маат олипетворяла истину. Явления природы воспринимались как отношения различных божеств.

Некоторые боги в древности почитались египтянами в виде животных или птиц. Сокола Гора (или Хора) еще с древнейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. Сокол изображался на племенных штандартах, он же показан приносящим победу Нармеру над Северным Египтом. После образования государства Гор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Горами. Слиянию культа Гора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Гор входит в круг осирических мифов. В то же время соколы, объекты поклонения в различных местностях, сливались с возникавшими тут местными культами солнечных божеств.

Пережитки первоначального поклонения богам-животным прослеживаются в появлении звериных или птичьих голов у антропоморфных божеств, в деталях головных уборов (рога коровы у Хатхор, газели у Сатит, барана у Амона и пр.). Позднее звери и птицы считались «душами» богов и жили при храмах. Чтобы быть признанным воплощением того или иного божества, животное должно было обладать особым цветом, формой пятен, рогов и т.д.

Одним из наиболее почитавшихся животных и Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быков существовал в ряде мест и слился с культом тех богов, которые получали в данной местности господствующее положение. Так, в Мемфисе «душой» местного бога Птаха стал бык Апис, культ которого был связан с культом Осириса, в Гелиополе бык Мневис считался воплощением солнечного бога Ра, в Гермонтисе «живым образом» местного бога стал бык Бухис.

Животным Амона был баран, подобно быку издавна почитавшийся в Египте как олицетворение плодородия. Священные бараны жили при храмах ряда богов. Например, в Эсне, Элефантине и 21-м номе барана считали воплошением бога Хнума, в Гераклеополе — бога Херишафа. В Мендесе, важнейшем месте почитания барана, священный баран назывался Банебджед — «Душа владыки Джед» (Мендеса).

Большое распространение получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе осмысления явлений природы возник образ жука, толкающего перед собой солнечный диск. Он изображается также летящим и несущим солнце. Скарабей стал считаться воплощением восходящего солнца Хепри, с ним связывали надежды на жизнь и воскресение. Жукам поклонялись в храмах солнечных божеств.

Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. Обычно Хатхор изображался женщиной, иногда с ушами и рогами коровы, иногда с коровьей головой. Обоготворяемые коровы жили при храмах. Поскольку небо, по некоторым сказаниям, мыслилось в виде коровы, Хатхор стала считаться небесной коровой. Ей поклонялись как богине, связанной с солярным культом, подательнице плодородия. С этим же связано представление о Хатхор как о божестве дерева.

С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи, ихневмоны. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе.

Издревле во многих центрах сложились культы солнечных богов. Эти боги представлялись в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой — огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола, иногда в виде человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но независимо от того, назывался ли тот или иной бог Ра, Атум, Хепри или Гор, в основе их лежало поклонение великому светилу. Постепенно многие солнечные божества сливались. Иногда эти слияния пытались объяснить, трактуя, например, Хепри как утреннее солнце, Ра — как дневное, а Атума — как вечернее.

Очень рано особое значение приобретает солнечное божество Ра. Ежевечернее исчезновение солнца и утренний его восход объяснялись как проглатывание и рождение его небом-коровой или небом-женщиной Нут. Наряду с этим существовали и другие представления — о том, например, что Ра днем плывет по небу в ладье до западных гор, где, по верованиям египтян, начиналось ночное плавание Ра в другой ладье. В конце ночного плавания Ра опять переходит на дневную ладью и через ход в восточных горах вновь появляется в небе. Однако, чтобы взойти, солнцу приходится выдержать битву со своим врагом — змеем Апепом. Выйдя из нее победителем, Ра появляется в небе. Очень рано культ этого всеоживляющего и всеохраняющего бога вышел за пределы значения местного божества, и его связь с царским культом мертвых сделала Ра всеегипетским государственным богом.

Главными центрами почитания солнца были Гелиополь и Эдфу. До конца истории Египта культ солнца в том или ином образе оставался официальным государственным культом, причем, если в какой-либо период тот или иной бог получал общеегипетское значение, его немедленно объединяли с главным солнечным божеством Ра (Амон-Ра, Себек-Ра, Менту-Ра).

Со времени Среднего царства, когда Египет вновь объединился под властью не игравшего до сих пор видной роли фиванского нома, огромное значение получил культ Амона. Истоки этого культа не совсем ясны: с одной стороны, Амон, несомненно, близок с коптосским богом производительных сил природы Мином, с другой стороны, Амон встречается среди древнейших божеств г. Шмуну, столицы 15-го верхнеегипетского нома. Культ Амона был перенесен в Фивы для укрепления новой династии и новой столицы. Его женой и сыном провозглашаются фиванские божества Мут и Хенсу. Поскольку Фивы на протяжении многих веков оставались столицей, культ Амона приобрел общеегипетский характер. Чтобы усилить авторитет этого божества, Амона сопоставили с Ра, и под именем Амона-Ра он прочно связывается с царским культом и даже получает черты бога-творца. В качестве отклика на политическую обстановку и настроения времен Среднего и начала Нового царства Амону придают характер защитника и покровителя простых людей. Но основные его черты — это черты завоевателя и грозного владыки, «царя богов». Те или иные действия царя иногда объяснялись появлением Амона, и даже суд часто творился его именем.

Особое место занимал культ правящего царя, и официальное обожествление царской власти — одна из важнейших черт египетской религии. С древнейших времен фараон считался богом во плоти, разновидностью царского бога Гора на земле. Горовы имена входят в его титулатуру. Уже в Древнем царстве фараона начинают считать сыном Ра, а его имя окружать защитным кольцом. Когда Фивы стали играть большую политическую роль и местное божество Амон получил общеегипетское значение, царя уподобляют этому богу и даже объявляют его сыном. Чудесное зачатие его и рождение изображают на стенах храмов. Власть фараона распространяли не только на страну и подданных, но и на явления природы, существовали специальные обряды, изображавшие фараона распорядителем природных сил. Фараон играл главную роль в общегосударственных земледельческих празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом начать разлив, он также начинал пахоту, он же срезал и первый сноп нового урожая.

С культом умершего царя теснейшим образом был связан культ всеегипетского бога Осириса, представляющего ежегодно умирающую растительность. Миф об Осирисе, восстановленный по различным источникам, рассказывает, что некогда он царствовал в Египте и научил людей земледелию и садоводству. Его брат, бог Сетх, желая править сам, убил его. Но и из-под земли Осирис оказался способным оплодотворить свою супругу Исиду; из земли он восходит растительностью. Богиня же Исида рождает от Осириса сына Гора, который вступает в борьбу за наследство отца. После длительных споров боги признают Гора правомочным наследником, Осирис же становится царем загробного мира. Осирис олицетворял воды Нила и был связан с растениями — ячменем, полбой, виноградом. Так же как связь живого царя с Гором, связь Осириса с мертвым царем прослеживается с древнейших времен.

Основными местами поклонения Осирису были Бусирис и Абидос, где Осирис целиком впитал культы местных божеств. Тут проходили в конце периода разлива пышные празднества, в которых представлялась судьба Осириса: его гибель, поиски Исидой его тела, оплакивание и погребение.

После смерти фараон уподоблялся Осирису, даже отождествлялся с ним и получал вечную жизнь. Эти верования отражены в текстах, вырезанных внутри пирамид,— записях царского заупокойного ритуала. То же видно и в коронационном обряде, где живой царь выступает как Гор, а Осирис представлен мумией умершего царя. Очень долго Осирис сохранял черты царского божества, и лишь с конца Древнего, а особенно со времени Среднего царства культ Осириса распространяется на культ мертвых вообще. Не только царь, но и рядовой человек при помощи заклинаний становился Осирисом и получал вечную жизнь. Вера в загробное существование не менее прочно переплеталась с представлениями солярного культа, также вначале связанного только с царем. Ра, как и Осирис, олицетворял источник вечной жизни, и умерший, попавший путем колдовства в число спутников Ра, в его ладью, разделял с ним его судьбу.

Представления, касающиеся загробного бытия, являлись сложной смесью древнейших и более новых верований — часто противоречивых и даже исключающих друг друга. Считали, что человек обладал несколькими «душами». Одна из них — двойник человека, Ка — обитала в гробнице. Ка, которую воображали себе птицей с человеческой головой, должна была при свершении специальных обрядов соединиться с телом, чтобы умерший ожил. Для этого надо было сохранить тело, что привело к мумификации трупов и стремлению построить прочную гробницу. Египтяне строили гробницы из камня или высекали в скалах. Однако недостаточно было совершить заупокойные обряды во время похорон и снабдить покойника необходимыми для загробной жизни вещами и провизией. Вечная жизнь предполагала постоянные жертвоприношения, забота о которых падала на наследников, в первую очередь на старшего сына, затраты на них, на содержание жрецов и гробницы. Поэтому царем и частными лицами выделялись специальные земли, доход с которых шел на поддержание заупокойного культа.

Огромную роль в верованиях египтян играло имя — уничтожение его приносило непоправимый вред загробному бытию, и египтяне всегда придавали большое значение его сохранению. Именно с этими верованиями связан миф о Ра и змее, в котором рассказывается, как Исида хитростью выведала истинное имя Ра и тем приобрела над ним власть.

Ко времени Нового царства окончательно формируется идея загробного суда, смутные представления о котором существовали и ранее. Идея суда характерным для египтян образом тесно связывает этический и магический элементы. Так, письменная фиксация отказа от своих прегрешений как бы уничтожает их, а находящиеся в равновесии весы, на которые при загробном суде Осириса бросают сердце, свидетельствуют о его праведности.

Смерть и состояние после нее считали продолжением земного существования, причем толковали это настолько буквально, что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в загробном мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить «выход днем» из гробницы.

В гимнах, записях ритуалов и т.п. часто встречаются мысли о мироздании. Существовавшие идеи о сотворении мира очень противоречивы, что можно объяснить различиями во времени их возникновения и местах их происхождения. Хотя одно учение и получало преобладание перед другим, не было канонизированной концепции создания мира, и наряду с гелиопольским мифом о творце Атуме и мемфисским сказанием, приписывавшим ту же роль Птаху, существовали верования о том, что на поднявшемся из первобытного океана холме вырос лотос, который дал жизнь солнечному богу, или что солнце появилось из яйца, снесенного «Великим Гоготуном» на этом холме, и т.п.

Все же наибольшее распространение получило гелиопольское сказание из-за особого положения этого города как древнейшего политического и религиозного центра. Согласно ему, Атум, отождествленный с солнцем под именем Атум-Ра, возникнув из первобытного хаоса, оплодотворяет самого себя и выплевывает первую пару божеств: Шу — воздух и Тефнут — влагу. Тем самым Атум-Ра становится прародителем мира, так как Шу и Тефнут порождают Геба — землю и Нут — небо, а те, в свою очередь, Осириса, Исиду, Сетха и Нефтис. Эти боги образуют гелиопольскую «Великую Девятку», которая занимает важное место в пантеоне.

Более поздним, возникшим уже на почве Египта эпохи государственности, является мемфисское сказание. Оно приписывает местному богу Птаху сотворение мира сердцем (т.е. разумом) и словом. Называя вещи, Птах тем самым их создает.

Оцените определение:

Источник: История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность, 1989 г.

interpretive.ru


Смотрите также