Древнейший памятник славянской письменности. Вопрос 4. Проблема возникновения письменности у восточных славян. Древнейшие памятники письменности восточных славян.
ГлавнаяДревнийДревнейший памятник славянской письменности
ПАМЯТНИКИ СТАРОСЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. Работу выполнила студентка 911 группы Клюева Анастасия. Древнейший памятник славянской письменности
Кириллические памятники славянской письменности
Памятник – 1) архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-либо лица или события; 2) объект, являющийся свидетельством исторического события, частью культурного наследия страны, народа, человечества;
Письменность — графическая система записи сведений, одна из форм существования человеческого языка.
Старославянский язык — древнейший известный славянский литературный язык. Термин относят к языку IX—XI веков, иногда также XII века.
Термин «старославянский», введённый А.Х. Востоковым в 1820 г., является наиболее принятым в современной русскоязычной науке;
В разных лингвистических традициях старославянский язык называется: древнецерковнославянский (в русской традиции XIX-начала XX в., нем. Altkirchenslavisch, англ. OldChurchSlavonic), древнеславянский (Н.И. Толстой, Ф. Мареш, Н.А. Мещерский, М.М. Копыленко), древне- или староболгарский (в болгарской традиции, иногда в немецкой: Altbulgarisch). До середины XIX в. в русской традиции назывался (вместе с церковнославянским) просто «словенским», «славенским» или «славянщиной» (у Ломоносова, Шишкова и др). Термин славянизм до сих пор означает заимствование из старо- или церковнославянского языка. Появление старославянского языка связывают с именами Кирилла и Мефодия, которые взялись переводить литургические тексты и некоторые части Библии (Евангелие, Псалтирь, паремии) на язык славян. Диалектной основой старославянского языка стал один из говоров южных славян — солунский диалектhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA - cite_note-0#cite_note-0. В те времена различия между славянскими языками были ещё невелики, поэтому старославянский язык мог претендовать на роль общеславянского литературного языка.
Для того чтобы рассмотреть старославянский язык в кириллических памятниках письменности, для начала нужно разобраться кто такие славяне как народ. То есть в данной работе я попытаюсь применить способ дедукции на практике.
И так, прежде чем говорить о славянах как особом этническом объединении, нужно пояснить значение некоторых этнолингвистических терминов.
Под термином народ обычно понимают 1) в лингвокультурном плане то же, что этнос; 2) в социально-политическом и историческом планах - население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую историческую судьбу; 3) в бытовом плане – большую группу людей.
Однако слово народ как термин не очень удобно, так как имеет несколько значений. Более удобным в этом плане нам представляется термин этнос.
Этнос (от греч. ethnos «племя, народ») – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык), психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Признаки каждого этноса и факторы образования различаются. Формирование этноса происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. Признаки, выделяющие этнос и отделяющие его от других этносов, – это язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, то есть такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют в итоге специфическую этническую культуру. Каждый этнос характеризуется этническим самосознанием.
Славяне (в древности словене) - крупнейшая группа родственных по языку этносов в восточной и юго-западной Европе, объединенная общностью происхождения. В зависимости от языковой и культурной близости славяне делятся на три большие группы: восточную, западную и южную.
Выделяются западные славяне:
- поляки
- чехи
- словаки
- кашубы
- лужичане (верхние, нижние)
южные славяне:
- болгары
- сербы
- хорваты
- боснийцы
- македонцы
- словенцы
- черногорцы
восточные славяне:
- белорусы
- русские
- украинцы
-русины (иногда выделяются как отдельная славянская нация, по другой версии — субэтнос украинцев).
Славяне занимают обширную территорию Восточной Европы, а также северную и центральную части Азии. Сразу бросается в глаза, что славянские государства не собраны в одной кучке, а разбросаны, разрознены. Во второй половине XIX в. самостоятельных славянских государств не существовало. Славянские народы входили в состав трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Османской. Исключение составляли только черногорцы, жившие в небольшом самостоятельном государстве Черногории, и лужичане, которые располагались на территории Германии. К концу XX в. государственную самостоятельность имели уже все славянские народы, кроме русских и лужичан.
После того, как описан славянский этнос можно перейти к повествованию о деятельности Кирилла (Константина) и Мефодия – зачинателей славянской письменности.
Существуют различные источники сведений о деятельности Кирилла и Мефодия и делятся они на 3 основные группы:
- греческие; - славянские; - латинские.
В настоящее время накопилось огромное количество литературы, в которой на основе анализа греческих, римских и славянских источников рассказывается о жизни и деятельности солунских братьев. Кирилло-Мефодиевской проблеме посвящены труды ученых XIX века Н.В. Ястребова, В.П. Бильбасова, О.М. Бодянского, А.В. Горского и других; среди исследователей ХХ века изучением жизни и деятельности Константина и Мефодия занимались С.Б. Бернштейн, В.А. Истрин, М.Н. Тихомиров, Б.Н. Флоря и другие. Характер деятельности солунских братьев в этих трудах получил разную оценку. Так, В.П. Бильбасов, М.К. Любавский рассматривали их деятельность у славян как миссионерскую, В.А. Истрин, С.Б. Бернштейн и другие считали ее просветительской, акцентируя внимание именно на создание братьями славянского алфавита, их переводческую и преподавательскую деятельность. Трудно сказать, создал ли Константин совершенно новую азбуку или переработал и приспособил для лучшей передачи славянской речи уже существовавшее у славян письмо, однако несомненной заслугой миссионеров является создание книжной славянской традиции, что выразилось в создании переводов византийской и римской христианской литературы, послуживших образцом для создания оригинальных славянских произведений.
Константин и Мефодий – уроженцы шумного портового города Солуня (Фессалоники, сейчас – Салоники), одного из крупнейших городов в Византии. Большая часть ученых склоняется к мысли, что братья были болгарами. По одному из афонских преданий, отец братьев, Лев, был славянином, болгарином, он занимал должность «друнгария под стратигом» (военачальник), а мать была гречанкой. У Льва и Марии было семеро детей: старший – Мефодий (около 815 – 885 гг.), младший – Константин (около 827 – 869 гг.). Мефодий – имя, данное при постриге, настоящее имя неизвестно (предполагают, что его звали Михаил). Мефодий и Константин еще с детства хорошо знали как греческий, так и славянский языки.
Во всех житиях традиционно большее внимание уделяется Константину, то же наблюдаем и при описании детских и юношеских лет братьев.Сведений о детских и юношеских годах Константина значительно больше, видимо, еще и потому, что в составлении первого, самого полного жития, принимал непосредственное участие Мефодий, хорошо осведомленный о жизни младшего брата. Из этого «Жития» нам становится известно, что с детства Константин преуспел в учении и вскоре после смерти отца пытливый четырнадцатилетний юноша был замечен логофетом Феоктистом, регентом при малолетнем императоре Михаиле III. Около 840 года, благодаря Феоктисту, Константин перебирается в Константинополь и получает образование в придворной школе, где ему преподают виднейшие учителя того времени. По окончании обучения (около 850 года) перед Константином открывалось перспективное будущее. Логофет Феоктист предложил ему в жены свою крестницу, что означало бы скорое получение воеводства и должность стратига, однако Константин отказался от выгодного предложения и, рукоположенный в священники, получил скромную должность библиотекаря при библиотеке патриарха. Вскоре он отказывается от этого места и на полгода удаляется в монастырь, а, вернувшись в Царьград, становится преподавателем философии. В 856 году в результате дворцового переворота был убит покровитель Константина логофет Феоктист, который фактически возглавлял Империю. Константин вместе со своими учениками, среди которых были Климент, Наум и Ангеларий, поселились в монастыре, настоятелем которого был Мефодий. По мнению ряда ученых, в монастыре вокруг Кирилла и Мефодия образовалась группа единомышленников, своеобразный научный кружок, в котором зарождается идея создания славянской азбуки и начинается работа по ее воплощению в жизнь. В 860 или 861 годах в Византию прибывает миссия из Хазарского каганата (4) с просьбой растолковать основы христианского учения. Византийский император Михаил III и патриарх Фотий воспользовались возможностью упрочить свое политическое и религиозное влияние на хазар, и Константин с Мефодием отправились в Хазарский каганат, чтобы проповедовать там христианское учение. По пути к хазарам византийские посланники остановились в греческом городе Херсонесе (в славянских источниках он фигурирует как Корсунь) в Крыму, где Константин пополнил знания еврейского языка. В Херсонесе же Константин, по свидетельству «Паннонского жития», обнаружил Евангелия и Псалтырь, написанные «руськыми письмены» («Руськыи» имело другое значение. Русь – Киевская земля). В ставке хазарского каганата Константин одержал победу над иудейскими и мусульманскими богословами и крестил около двухсот хазар. По возвращении из Хазарского каганата в Византию, Константин вновь удаляется в монастырь.
В 863 году в Византию к императору Михаилу III прибыли послы из Великой Моравии от князя Ростислава с просьбой прислать к ним епископа и человека, который бы смог разъяснить христианскую веру на славянском языке. Моравский князь Ростислав стремился к независимости славянской церкви и с подобной просьбой уже обращался в Рим, но получил отказ. Михаил III и Фотий так же, как и в Риме, отнеслись к просьбе Ростислава формально и, отправив в Моравию миссионеров, не рукоположили ни одного из них в епископы. Таким образом, Константин, Мефодий и их приближенные могли вести лишь просветительскую деятельность, но не имели права сами рукополагать своих учеников в священнические и дьяконские саны. Эта миссия не могла увенчаться успехом и иметь большого значения, если бы Константин не привез мораванам в совершенстве разработанную и удобную для передачи славянской речи азбуку, а также перевод на славянский язык основных богослужебных книг.
mirznanii.com
ПАМЯТНИКИ СТАРОСЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. Работу выполнила студентка 911 группы Клюева Анастасия
День святых Кирилла и Мефодия
День святых Кирилла и Мефодия (1150 лет со времени возникновения славянской письменности в 863 году равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку) День славянской письменности и культуры
Подробнее
Из истории славянской письменности
Из истории славянской письменности В монастырской келье узкой В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в
Подробнее
СВЕТ ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ
СВЕТ ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ Ев. Мф. (1, 14) Появление письменности у славянских народов определило многие схожие явления и изменения, которые затронули славянское общество того времени. При св. равноапостольном
Подробнее
I. Организационно-методический раздел
I. Организационно-методический раздел Цель курса «История славянской письменности», имеет целью познакомить студентов нефилологических специальностей с процессом возникновения и становления славянского
Подробнее
музей русского языка
музей русского языка История Кирилла и Мефодия. Братья Кирилл и Мефодий родились в семье знатного военачальника по имени Лев в г. Фессалоники, центра византийской провинции на территории македонских славян.
Подробнее
1 страница. «В начале было слово»
У С Т Н Ы Й Ж У Р Н А Л 1 страница «В начале было слово» 24 мая все просвещенные люди отмечают день памяти святых Кирилла и Мефодия Первоучители словенские. Именно так называют во всем мире, особенно
Подробнее
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по православной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий
Подробнее
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ Кафедра
Подробнее
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ Кафедра
Подробнее
Часть первая Раздел I.
Оглавление Предисловие Введение Значение принятия христианства для развития культуры славянских народов Часть первая Раздел I. Значение старославянского языка для просвещения славянства Вопросы к разделу
Подробнее
Виртуальная выставка отдела редких книг
Виртуальная выставка отдела редких книг День православной книги был учрежден на заседании Священного Синода Русской Православной церкви 25 декабря 2009 года. Впервые был отмечен в 2010 году по благословению
Подробнее
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Высшее профессиональное образование Б А К А Л А В Р И А Т М. В. ИВАНОВА ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся
Подробнее
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») УТВЕРЖДАЮ Заведующий
Подробнее
ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ю.Г. Захарова ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия
Подробнее
Санкт-Петербург учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Православный Петербург» Для 6 класса Срок реализации программы 1 учебный год Всего часов на учебный год: 34 Количество
Подробнее
История изучения русского права
История изучения русского права Изучение русского права допетровского периода началось одновременно со становлением научной разработки русской истории. Первые публикации Русской Правды и Судебника 1550
Подробнее
ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Ст. Староминская Краснодарского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 муниципального образования Староминский район ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Подробнее
МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ
МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ Т. Г. ПОПОВА Послание Иоанна Синайского Иоанну Раифскому (по списку «Лествицы» XII в.) «Лествица» Иоанна Синайского это произведение греческой литературы, переведенное на славянский
Подробнее
5 класс. Учебно-тематический план.
5 класс. Учебно-тематический план. п/п Название глав, тем класс Количество часов по плану. История церковнославянского языка и древнерусская книжная 5 4 культура Основные события жизни свв. Кирилла и Мефодия
Подробнее
Ярослав Мудрый. Н. Рерих г.
«Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. Всюду подчёркивается, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства. Книги
Подробнее
ответы современности»
МКУК «Щучанская МЦБ» «Вопросы древности =- ответы современности» Сценарий проведения интеллектуального марафона 2012 Ведущий 1: Добрый день, уважаемые щучане! Центральная библиотека приглашает вас на праздничную
Подробнее
Историческая грамматика русского языка
Белорусский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе А. В. Данильченко..2016 г. Регистрационный УД- /уч. Историческая грамматика русского языка Учебная программа учреждения высшего
Подробнее
Репринтное издание - это
РЕПРИНТНЫЕ ИЗДАНИЯ Репринтное издание - это (англ reprint перепечатка) переиздание произведений печати, при котором текст прототипа воспроизводится в точности: полностью сохраняются его орфография, пунктуация,
Подробнее
ÈÑÒÎÐÈ ÅÑÊÀß ÃÐÀÌÌÀÒÈÊÀ ÐÓÑÑÊÎÃÎ ßÇÛÊÀ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ À. Â. Àëåêñååâ ÈÑÒÎÐÈ ÅÑÊÀß ÃÐÀÌÌÀÒÈÊÀ ÐÓÑÑÊÎÃÎ ßÇÛÊÀ Ó ÅÁÍÈÊ È ÏÐÀÊÒÈÊÓÌ ÄËß ÀÊÀÄÅÌÈ ÅÑÊÎÃÎ ÁÀÊÀËÀÂÐÈÀÒÀ Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì âûñøåãî
Подробнее
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Высшее профессиональное образование БАКАЛАВРИАТ В.Г.ВОВИНА-ЛЕБЕДЕВА ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ УЧЕБНИК для студентов учреждений высшего профессионального образования УДК 947+950(075.8) ББК 63.3(2)43я73 В61 Рецензенты:
Подробнее
Тема урока. Основное содержание часов
Тематическое планирование. Русский язык. 0 класс 02 ч. уро ка Тема урока. Основное содержание Кол-во часов Вводный урок о русском языке 2 Язык как общественное явление. Функции языка 3 Русский язык - государственный
Подробнее
Киевский список Александрии XVI в.
Е. И. ВАНЕЕВА Киевский список Александрии XVI в. Летом 1901 г. в библиотеку Киевского университета поступило семь рукописей от А. С. Петрушевича. Среди них был список Сербской Александрии XVI в. (сейчас:
Подробнее
Ãëàâà 8 Â ïîèñêàõ Òåòðàãðàììàòîíà àñòü 1
57 Ãëàâà 8 Â ïîèñêàõ Òåòðàãðàììàòîíà àñòü 1 Теперь мы изучим третью причину восстановления Божьего имени в Христианских Греческих Писаниях, о которой говорит Комитет по «Переводу нового мира». Согласно
Подробнее
ВОСТОК И ЗАПАД ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Подробнее
н а п л а т ф о р м е letmeprint.ru
н а п л а т ф о р м е letmeprint.ru Апокрифы древней Руси Издание второе, дополненное САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2 0 1 6 УДК 882 ББК 84(2Рос-Рус)1 А76 Составление и предисловие М. В. Рождественской А76 Апокрифы
Подробнее
Культура Руси X - начала XIII в.
Культура Руси X - начала XIII в. Как зарождалась культура Руси. Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют
Подробнее
Процесс падения редуцированных
Процесс падения редуцированных Судьба редуцированных гласных [ь], [ъ] в фонетических системах славянских языков позволяет сделать вывод о том, что их реализация в живой речи в кирилломефодиевскую эпоху
Подробнее
ИСТОРИЯ КИРИЛЛОВСКОЙ АЗБУКИ
ИСТОРИЯ КИРИЛЛОВСКОЙ АЗБУКИ «Славянский язык имеет преимущество над русским, над латинским, над греческим и над всеми возможными языками, имеющими азбуку, потому что на нем нет ни одной вредной книги,
Подробнее
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по православной культуре для 5 класса разработана на основе «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения УМК
Подробнее
docplayer.ru
Вопрос 4. Проблема возникновения письменности у восточных славян. Древнейшие памятники письменности восточных славян.
Создание восточнославянской письменности связано с процессом образования Русского государства, завершившимся к 9 в. Благоприятные условия для развития письменности обуславливались и складыванием древнерусской народности, объединившей все восточнославянские племена и характеризовавшиеся наличием единой этнической территории, общего языка и культуры.
Первоначально для выражения простых образов и понятий славянами использовалось рисунчатое письмо – пиктография. При помощи сочетания рисунков изображались предметы и действия. Например, кругом изображалось солнце, волнистой линией – вода, крестом – огонь. Возможность передачи информации с помощью рисунчатого письма очень ограниченна, и его смысл расшифровывался независимо о передачи звуковым языком. Со временем рисунчатое письмо было заменено слоговым, а затем звуковым – фонетическим.
Сохранились свидетельства о том, что до принятия христианства у славян была письменность. К этим свидетельствам относятся записи византийских и восточных авторов, а также летописные упоминания о составлении специально для "русов" копий договоров Руси с греками и русские тексты самих договоров в летописи. Заслуживает внимания свидетельство из Жития Константина (Кирилла) – составителя славянской азбуки о наличии книжной письменности с "русскими письмены", образцы которой Кирилл видел в Корсуни (Херсонесе) около 860 г.
Вопрос 5. Славянские алфавиты – кириллица и глаголица. Проблема их происхождения.
Первые из дошедших до нас памятников старославянского языка (конца 9 и 10 вв.) написаны "более поздними" славянскими алфавитами – кириллицей и глаголицей. Обе азбуки почти полностью совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отличаются по их графике. Глаголица характеризуется крючковатостью, замысловатостью. Буквенные изображения кириллицы более четки и просты и характеризуются близостью к греческому уставному письму 9 в.
Вопрос о составлении славянских алфавитов связан с именами болгарских миссионеров Кирилла и Мефодия. Кирилл (ок. 827 – 69), носивший до принятия монашеского сана имя Константин, и его брат Мефодий (815 – 85) родились в Солуни – городе, имевшем преимущественно славянское население. В 863 г. братья были направлены византийским императором для проповеди православия в Моравию. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел на славянский язык некоторые богослужебные книги. В науке нет единого мнения о времени составления алфавитов и о том, какой из них принадлежит Кириллу. Одни исследователи считают более ранним алфавит глаголицу, а его автором Кирилла. Другие полагают, что алфавит кириллица создан Кириллом, а глаголица появилась задолго до Кирилла. Существует мнение, что глаголица появилась через несколько десятилетий после создания Кириллом кириллицы как тайнопись в тех районах, где кирилловские книги подвергались особенно жестокому преследованию со стороны католической церкви. Известный лингвист В. А. Истрин высказал мнение о том, что до введения азбуки, созданной Кириллом, у славян было три типа письма: в виде "черт и резов", "протоглаголического" и "протокирилловского" письма. "Протокирилловское" письмо на разных славянских территориях использовало некоторые греческие, латинские или те и другие буквы. "Протокирилловское" письмо постепенно приспособилось в славянской речи, и с учетом его особенностей Кириллом был составлен алфавит кириллица.
Судьба славянских алфавитов была разной. Сначала оба алфавита существовали параллельно. В дальнейшем алфавита глаголица, как более сложный для написания, был вытеснен у восточных славян кириллицей. Алфавит кириллица, выдержав испытание временем, лег в основу современных славянских систем письменности: русской, болгарской, сербской и других. Некоторые другие народы в настоящее время также пользуются алфавитом, имеющим в основе кириллицу.