Великие гетеры: 10 самых знаменитых греческих куртизанок в истории. Гетеры в древней греции
Кто такие гетеры в мифологии
В разные исторические времена в мире жили женщины, которые выделялись среди других своими умственными способностями и познаниями в отношениях с мужчинами. В Японии их называют гейшами, а в Древней Греции использовали термин – гетеры.
Кто это гетеры?
Представительниц прекрасного пола, которые вели свободный образ жизни и становились любовницами для многих мужчин, называли гетерами. Изначально это понятие применялось только в сторону рабынь, а затем, он перешел и на свободных женщин. Гетера стала почетной профессией. Впервые термин начали использовать в Древней Греции, а затем, он перешел и на другие территории. Чтобы лучше понять, кто это гетеры, рассмотрим несколько фактов о них:
Часто такие женщины играли важную роль в общественной жизни города, поскольку они обладали хорошим образованием, талантами и умом.
Куртизанки могли влиять на судьбы людей, для чего они проводили некие «вечера», где собирались знатные люди разных профессий.
Выясняя, кто такие гетеры, стоит заметить, что такие женщины могли выходить замуж, но они сами в большинстве случаев предпочитали оставаться незамужними.
Куртизанки имели богатых покровителей, которые полностью обеспечивали их всем необходимым, но стоит заметить, что благосклонность таких женщин стоит немало.
Кто такая гетера в греческой мифологии?
Женщины, которых называли гетеры, являлись независимыми, что давало им возможность заниматься саморазвитием, обучаться и проводить время в свое удовольствие. Древнегреческие гетеры существенно отличались от замужних дам, которые в те времена практически не имели прав в сравнении со своими мужьями. Существовали специальные школы куртизанок, где можно было получить необходимые знания. Разбираясь в том, кто такие гетеры в мифологии, стоит отметить тот факт, что многие из таких женщин были не только музами поэтов и художников, но и спасительницами целых народов.
Как стать гетерой?
Многие ошибочно полагают, что такие женщины являются «ночными бабочками». Представительницы прекрасного пола, стремящиеся стать гетерами, должны понимать, что необходимо развиваться в разных направлениях. Все дело в том, что они были не только хорошими в плотских наслаждениях, но и в общении. Женщины гетеры отличались тем, что они умели четко и правильно выражать и формулировать собственные мысли. Они не только соблазняли представителей сильного пола, но и давали им важные советы, и утешали в трудные времена.
Секреты гетер
Есть несколько рекомендаций, которые стоит учитывать, желающим научиться обольщать мужчин, как гетеры.
Куртизанки в Древней Греции знали себе цену и никому не разрешали принижать свое достоинство. Важно не путать это качество с завышенной самооценкой.
Женщина должна знать о своей привлекательности, поскольку у каждой представительницы прекрасного пола есть своя уникальная изюминка.
Гетеры куртизанки были всегда ухоженными и опрятными.
Женщина должна быть веселой и непринужденной, чтобы служить не только музой, но и поддержкой для мужчины.
Важно быть разносторонней, чтобы не только правильно слушать, но и поддерживать беседу.
Разбираясь в том, кто такие гетеры, стоит отметить, что такие женщины знали, как зацепить мужчину, используя комплименты. Главное, говорить о достоинствах в нужное время.
Нужно знать отличия между сексуальностью и вульгарностью, поскольку всегда должно оставаться место для воображения.
Гетеры никогда не показывали все свои умения и знания, стремясь держать интригу и быть интересной.
Современные гетеры
Хоть мир постоянно меняется, мужчины все, же хотят видеть с собой женщину, которая будет соединять в себе несколько важных качеств: быть хорошей женой и матерью детей, уметь создавать комфорт, поддерживать интеллектуальные беседы и удовлетворять в постели. Современная женщина гетера – это та, которая обладает женской мудростью, чтобы умело объединить в себе все указанные качества важные для представителей сильного пола. Следует поддерживать такой образ в течение жизни и не расслабляться, чтобы мужчина не заинтересовался другой.
Знаменитые гетеры
Во времена Древней Греции многие женщины гордо носили звание «гетеры», но среди них можно выделить несколько известных персон.
Археанасса. Это главная женщина в жизни известного философа Платона. Она длительное время не подпускала его к своему телу, поэтому отношения в этой паре назывались «платоническими».
Археанасса
Гетера Таис Афинская. В эту женщину был влюблен сам Александр Македонский, но она была женой фараона Птолемея I Сотера.
Таис Афинская
Аспасия. Вторая жена Перикла – главы Афин. Она выделялась своей красотой и умом. Сам Сократ часто приходил в дом Аспасии, чтобы послушать ее рассуждения.
Аспасия
Гетера Фрина. Она была натурщицей у Праксителя, позируя для статуи Афродиты. За это его вызвали в суд, считая, что пригласив куртизанку в качестве модели, он оскорбил божество. Чтобы доказать правильность своего выбора, Пракситель сдернул с Фрины одежду, чтобы ареопаг увидел ее красоту.
Фрина
womanadvice.ru
10 самых знаменитых греческих куртизанок в истории — apsara-journal.ru
Гетеры – уникальное явление в мировой истории, которое мы можем встретить только в Древней Греции. Сам перевод слова «гетера», означающий «подруга», говорит об их основном занятии, далеком от постельных утех. Хорошо образованные, окружённые роскошью и великими мужчинами, эти свободные независимые женщины создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты, облагораживали вкусы, содействовали развитию науки, литературы и искусства — очарованные ими, влюбленные поклонники старались сделаться достойными предмета своего обожания. И в то же время гетеры были причиной расточительности и прочих безумств. Однако некоторые из этих удивительных женщин стали настоящей легендой и украшением своего народа. На этой странице вы найдёте десять имён самых знаменитых гетер в истории…
1. Лаиса из Коринфа
принт Лаис, 1902
Гетера Лаиса была рабыней, привезённой в Афины с острова Сицилия ещё ребёнком. Известный художник Апеллес выкупил ее, и впоследствии, подросшая красавица позировала ему, когда он изображал на картинах Афродиту. В благодарность за любовь, художник отпустил Лаису на свободу. Девушка отправилась в знаменитую школу гетер в Коринф и, обучившись там искусству обольщения, философии, музыке и риторике, осталась в этом городе. Впоследствии она жертвовала деньги Коринфу на возведение в нем храмов Афродиты.
Известно несколько исторических анекдотов о Лаисе — знаменитый оратор Демосфен просил куртизанку о благосклонности, самонадеянно полагая, что она не откажет ему как любимцу афинян. Но Лаиса сказала, что проведёт с ним ночь за десять тысяч драхм, а, если таких денег у него нет, то пусть любящие его афиняне соберут ему такую сумму. Еще Лаиса как-то поспорила, что соблазнит одного из учеников Платона — Ксенократа, известного аскетическим образом жизни, но, Ксенократ, собрав всю свою волю, не поддался ласкам красавицы. Тогда Лаиса, оправдывая своё поражение, произнесла: «Я хотела пробудить страсть в человеке, а не в статуе».
Слава о роскошной гетере разлетелась по всей Греции, Персии и Египту, привлекая богатых поклонников, готовых платить за ее любовь баснословные деньги. В любви прославленная гетера любила контрасты: она одновременно была любовницей изящного Аристиппа и грубого циника Диогена, которому она отдавалась чуть ли не публично. Сохранилась биография Лаисы, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть — гетера страстно влюбилась и последовала за возлюбленным в Фессалию, но, фессалийские женщины из зависти к ее красоте убили Лаису. Коринфяне, в благодарность за царские дары их городу, воздвигли в честь Лаисы памятник, изображавший львицу, разрывающую на части барашка. На том месте, где она была убита, была построена гробница с эпитафией: «Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии»…
2. Фрина
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине, Генрих Семирадский
Знаменитая Фрина влюблёнными в красоту греками почиталась как воплощенная на земле богиня любви Афродита. Она послужила моделью живописцу Апеллесу для его Афродиты Анадиомены и гениальному скульптору Праксителю для статуи Афродиты Книдский. Паломники, преклоняясь перед статуей, шептали: «Как прекрасна твоя красота, Фрина».
Фрина была родом из посвященного музам города Фесписа. В отличие от других известных гетер, она предпочитала держаться вдали от света и жила уединенно. Но, тем не менее, поклонники платили ей такие большие деньги, что гетера стала самой богатой женщиной Греции. Каждый год, во время празднества в честь богини любви Афродиты Фрина на ступеньках храма сбрасывала с себя одежды и под восторженные крики толпы шла к морю, погружалась в волны, а затем выходила из воды, как рождённая из морской пены Афродита.
В гетеру влюбился бедный оратор Гиперид. Он предложил за одну ночь с Фриной отдать свою жизнь. Красавица согласилась, но, когда утром он взял в руки чашу с ядом, гетера не позволила ему лишить себя жизни. Спустя некоторое время Фрина отказалась провести ночь с одним богачом. Оскорбленный поклонник подал на гетеру в суд — он обвинял ее в том, что, обнажаясь во время праздника Афродиты, Фрина развращает народ и оскорбляет богов. Защищал возлюбленную Гиперид. Его речь не убедила судей, и, когда они уже хотели вынести смертный приговор, Гиперид сорвал с Фрины одежды, воскликнув: «Вот, посмотрите!» Поняв, что обвинительный приговор означал бы оскорбление богов, создавших такое совершенное тело, поражённые красотой гетеры судьи оправдали ее. Ещё при жизни Фрины в храме Афродиты ей была установлена статуя, отлитая из чистого золота.
3. Аспасия
Аспасия, художник М.Ж.Бульярд
Аспасия — самая знаменитая из всех греческих гетер. Она прославилась не только красотой и невиданной образованностью, но и огромным влиянием на политику Греции. В Афины юная Аспасия прибыла из Милета (территория современной Турции), который называли царством гетер. Веселые пиры, деньги и дорогие подарки богатых поклонников интересовали девушку во вторую очередь — она серьезно занималась философией и была знакома со всеми новыми философскими течениями того времени. В открытом Аспасией светском салоне собирались самые известные люди древних Афин — философы Сократ и Софокл, драматург Еврипид, скульптор Фидий, влиятельные политики Алкивиад и Перикл. У гетеры была свита красивых учениц, которые не давали скучать именитым гостям ни во время философских бесед, ни после них.
Со временем Аспасия сделала своим избранником правителя Афин Перикла. Из-за нее он развёлся с женой и женился на гетере. Влияние Аспасии на Перикла было так велико, что через него она, чужестранка, фактически управляла Афинами. Многим афинянам это не нравилось, и гетера была обвинена в развращении юных девушек и сводничестве, а также втягивании афинского полиса в войну с другими греческими городами из-за того, что у неё похитили нескольких подруг-гетер. Это привело к судебному процессу, в котором сам Перикл с большим трудом смог добиться оправдательного приговора.
Сын афинянина от чужестранки признавался незаконнорожденным, но, когда у Перикла умерли сыновья от первой жены, он убедил народное собрание вопреки закону признать его сына от Аспасии афинским гражданином. После смерти Перикла гетера сохранила еще достаточно сильное влияние для того, чтобы дать возможность одному из своих любовников, молодому богатому Лизиклу занять видное положение в республике.
4. Таис Афинская
кадр из фильма «Таис Афинская» по книге И. Ефремова
Самая известная у нас гетера благодаря уникальной книге Ивана Ефремова «Таис Афинская», в которой автор описал биографию этой удивительной женщины, объединив художественный вымысел с реальными историческими событиями, для исследования которых он проделал огромную работу по изучению античных и более поздних источников и авторов от Плутарха до Алигьери.
Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, обычно закутанной в плотные одежды, Таис не прятала своё тело, а гордо выставляла напоказ, проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти упоминания о том, что именно Таис после покорения Александром столицы персидского царя Персеполиса уговорила его сжечь царский дворец в знак мести за разрушение персами Афин. Впоследствии Таис вышла замуж за полководца Александра — основателя новой египетской династии Птолемея I, и исполняла обязанности царицы в Мемфисе.
30 лучших книг о куртизанках, гетерах, гейшах — здесь.
5. Диотима из Мантинеи
Эта выдающаяся женщина была увековечена Платоном в его знаменитом «Пире». По словам Сократа, будучи храмовой жрицей, Диотима в юности преподавала ему «философию любви», а также она дала ему «генеалогию Эроса». В платоновском «Пире» Диотима говорит: «Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном», — и добавляет: «Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение». По мнению гетеры, любовь — это средство достижения блага и бессмертия. Для Диотимы и Платона красивый человек, будучи проникнут «платонической» любовью, должен направлять внимание к вечным вещам, не отказываясь от земной жизни.
Жрица Диотима, чьё имя в переводе с греческого означает «уважаемая Зевсом», по утверждению Сократа, успешно победила бушевавшую в 429 в. до н.э. эпидемию чумы в Афинах.
6. Сапфо
фреска в Помпеях
Платон называл великолепную Сапфо десятой музой: «Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду, разве мы в ней не должны музу десятую чтить?» А историк Страбон говорил, что «напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии». Творчество этой поэтессы в античной Греции оно было таким значительным, что Сапфо включили в канонический список «Девяти лириков».
Отнести эту талантливую поэтессу с острова Лесбос к гетерам было бы неправильно, но в седьмом веке до н.э. образ жизни Сапфо иначе трудно классифицировать. Будучи патрицианского происхождения, девушка была вынуждена бежать на Сицилию, но после смерти тирана, ставшего причиной побега, поэтесса возвращается на Лесбос и собирает вокруг себя учениц, которым преподаёт основы стихосложения, правила игры на музыкальных инструментах, учит их пению и танцам. Сапфо возглавляла культовый фиас в честь богинь Артемиды и Афродиты, который называла «своим домом муз». В узком кругу фиаса девушки писали друг другу стихи страстного содержания, отражающие древние культы женственности, но из-за этого Сапфо превратно приписывали лесбийскую любовь с ее ученицами.
По одним сведениям, на Сицилии Сапфо выходила замуж за богатого андрийца, от которого родила дочь, но муж и дочь прожили недолго. Также Сапфо приписывается, что она свела счёты с жизнью, прыгнув в пучину с отвесных скал из-за безответной любви к красавцу Фэону, но многие исследователи называют это выдумкой, основанной на мотиве одного из стихотворений поэтессы. Как бы там ни было — яркая, эмоциональная, страстная и мелодичная манера письма Сапфо оказала огромное влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих эпох. Ее соотечественники даже помещали несравненную Сапфо на своих монетах.
7. Родопида
античный рисунок
Кто из нас не знает сказку о Золушке, и многие удивятся, узнав, что прототипом главной героини стала… гетера. Согласно преданию, Родопида попала из Греции в Египет. Во время купания орёл унёс ее сандалию, а потом уронил ее на колени фараону. Тот был поражён размером сандалии, и приказал отыскать девушку, которой она принадлежит. Сандалию примеряли многим красавицам, но всем она оказывалась мала. Родопиду, в конце концов, нашли — и фараон взял ее в жены.
Это предание впоследствии стало основой европейской народной сказки, а Шарль Перро написал одно из самых известных произведений мировой литературы — «Золушка, или Туфелька, отороченная мехом» (впоследствии она стала хрустальным башмачком). Так гетера Родопида вошла в историю человечества.
8. Кампаспа
Charles Meynier. 1822. Apelles, Alexander and Pancaspe
Эта гетера, любовница Александра Македонского, была настолько прекрасна, что историки не могут отличить многие ее изображения на фресках от легендарной Фрины. Кампаспа стала источником вдохновения для знаменитого художника Апеллеса. Александр Македонский восхищался красотой гетеры, и привлёк Апеллеса изобразить красавицу обнаженной. Художник так влюбился в Кампаспу в процессе работы, что Александр преподнёс ему гетеру в подарок, доказывая себе, что хоть он и великий царь в отваге, но ещё более велик в самообладании.
Римский писатель I века Плиний Старший предполагал, что для знаменитой картины Апеллеса «Афродита Анадиомена», моделью послужила именно Кампаспа.
9. Теодота
Смерть Сократа, художник Ж.Л.Давид, 1787
Гетера Теодота стала причиной смерти Сократа. Она пылко любила философа, несмотря на то, что он был некрасив — куртизанка преклонялась перед его умом. Влюбленный в Теодоту знаменитый драматург Аристофан, желая отомстить счастливому сопернику, высмеял Сократа в одной из своих комедий, а потом обвинил в развращении юношей и безбожии. Сократ был приговорён к смерти и выпил чашу со смертельной цикутой. Но Аристофан так и не добился любви Теодоты.
10. Герпилис
Герпилис и Аристотель, средневековая гравюра
Гетера Герпилис была любовницей Аристотеля и родила от него сына. Философ завещал куртизанке все своё имущество. По утверждению поздних историков, Аристотель ценил ласки Герпилис выше своей философии и исполнял все её прихоти и причуды — чтобы развлечь возлюбленную, он позволял ездить на нем. Средневековая гравюра, изображающая Герпилис верхом на Аристотеле, стала символом победы чувственных наслаждений над возвышенным философствованием…
Искусство обольщения: чем на самом деле занимались гетеры в Древней Греции - Русские Афины
О гетерах ходит столько же легенд, сколько об античных богах и героях. Их называют то содержанками и проститутками, то самыми образованными и прогрессивными женщинами своего времени. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Какие же радости приносили мужчинам гетеры и чем они занимались на самом деле?
Г. Семирадский. Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры, 1875
Жан-Леон Жером. Сократ, нашедший Алкивиада в доме Аспасии, 1861
В переводе с древнегреческого, гетера – это «подруга». Эти женщины вели свободный образ жизни, в отличие от жен, которые становились затворницами сразу после замужества и занимались исключительно детьми и домашним хозяйством. Гетеры хорошо разбирались в музыке, литературе, философии и искусстве. Они могли поддержать диалог на любую тему, их интеллектуальное развитие не уступало мужскому.
Можно ли гетер назвать проститутками? Дело в том, что гетеры стояли на более высокой ступени социальной лестницы, чем проститутки из публичных домов, и пользовались уважением в обществе. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили.
Фрина. Скульптуры Чарльза Гумберворта и Элиоса Роберта
Они становились для мужчин настоящими музами. Эпикур всю жизнь хранил верность гетере Леонтии и говорил о ней: «Она живет со мной и во мне». Афинский полководец Перикл был женат на гетере Аспасии, часто советовался с ней в решении государственных проблем, она помогала ему готовить речи для выступлений. Византийская императрица Феодора до замужества была гетерой. Гетера Таис Афинская – подруга Александра Македонского – после его смерти стала женой египетского царя Птолемея І.
Гетеры на банкете, сидя на скамейке. Терракотовые фигурки из Мерины, 25 г. до н.э. Лувр
Фрина, которую называли самой известной и красивой гетерой Афин, стала моделью для Праксителя, ваявшего статую Афродиты, за что ее обвинили в кощунстве. Она предстала перед судом, но ее оправдали – она обнажилась перед вынесением приговора и покорила судей. Фрина сама назначала цену за свои услуги – царю Лидии из-за выплаченного «гонорара» пришлось поднять налоги в стране, чтоб восполнить бюджет, а Диогену это не стоило денег, поскольку Фрина восхищалась его умом.
Жан-Леон Жером. Фрина перед Ареопагом, 1861
Г. Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине, 1889
Конечно, вряд ли можно судить обо всех гетерах только по самым известным и достойным представительницам этого рода занятий. В эпоху античности к идее продажной любви относились без предрассудков. При храмах Афродиты в Греции и Венеры в Риме служили сотни гетер, оказывающих интимные услуги.
А. Кауфман. Фрина соблазняет философа Ксенократа, 1794
Впрочем, и в эпоху античности у гетер были противники. Киники (философская школа) часто выступали против них. Кратет говорил, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, высмеивал ее любовь к золоту и холодность. Диоген в диалоге с другим философом возмущался: «Как ты можешь быть близок со шлюхой? Или становись киником, или перестань ею пользоваться».
Алкивиад с гетерами. Парфенон, Афины
Их можно называть как угодно, но нельзя отрицать роль, которую сыграли гетеры в античной истории и культуре. Большую или меньшую, чем женщины древнейшей профессии разных времен и народов, – решать вам. Источник
rua.gr
Женщины в истории: гетеры | Блогер lisenok на сайте SPLETNIK.RU 6 августа 2011
Прежде всего следует разобраться, кто такие гетеры. Сейчас их часто приравнивают к проституткам, но это не совсем так, а иногда и совсем не так. Гетеры по своему функционалу всегда были ближе к гейшам. Они вовсе не обязаны были дарить мужчинам сексуальное наслаждение (а могли и подарить. но "покровителей" выбирали сами). Их главная задача была развлечь мужчин интеллектуально. Это вам не нынешние девочки, кадрящие олигархов ради замужества с баблом. Там был совсем другой уровень и другой подход.
Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоит путать их с проститутками, те тоже существовали в Греции и назывались «порнайи». Социальный статус гетер был достаточно высок.
"Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством" — это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени.
Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставил гетер как вульгарных блудниц, однако гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.
В Афинах существовала специальная доска — Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.
Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.
Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна – эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл (он впоследствии женился на Аспазии).
Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины.
По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары.
Потом заболел и умер сам правитель… Аспазия недолго была вдовой, вскоре после смерти мужа повторно выйдя замуж за народного вождя Лизикла, торговца скотом.
Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом.
У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами, притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии.
Бюст Аспазии
Гетера и танцовщица Фрина (IV век до н.э.) была родом из греческого города Феспия. Настоящее её имя – Мнесарет («помнящая о добродетелях»).
Имя же Фрина означает в переводе с греческого «жаба». Но этим именем девушка была награждена вовсе не за какие-то провинности. Как утверждают историки, в Древней Элладе так называли женщин с оливковым – более светлым, по сравнению с привычным для смуглых греков, – оттенком кожи. Дочь состоятельного врача Эпикла, девушка получила хорошее образование.
Но основным её достоинством была необыкновенная красота. Фрина изумляла совершенством своего лица, и особенно фигуры, не только окружающих, но и собственных родителей.
Рано осознав себе цену, умная и честолюбивая красавица поняла, что благодаря внешности она сможет многого добиться. Её совершенно не привлекал удел обычной провинциальной домохозяйки, к чему сводилась судьба многих гречанок. Раннее замужество, куча детей, тяжёлая бесконечная домашняя работа пугали её и были ей отвратительны.
И, чтобы избежать серой участи своих соотечественниц, девушка отправилась в Афины, дабы приблизиться к столичной светской жизни и, в конечном счете, осуществить свою давнюю затаённую мечту – стать гетерой, ведь этим вольным светским львицам разрешалось многое из того, что для остальных женщин Эллады было под запретом.
В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы, в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной.
Особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными-поскольку их лишили образования, сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц).
Главную задачу своего законодательства о нравственности Солон видел в защите и укреплении брака, причем во всех своих действиях придерживался точки зрения так называемой «двойственной» морали, то есть мужчине разрешал добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал.
Свободная и насыщенная жизнь гетер влекла и манила. Эти женщины могли появляться на всех важных собраниях, даже на политических. Они могли, не стесняясь, демонстрировать свою исключительную красоту и подчёркивать её откровенными нарядами, могли позволить себе свободное обращение с мужчинами, даже и с незнакомыми, – разговаривать с ними, спорить, кокетничать.
В их арсенале были и косметика, и духи, и парики, и шиньоны. Они могли украшать себя, как только им вздумается, что было неприемлемо для благородных замужних дам. И Фрина не прогадала. В Афинах её прелести были оценены по достоинству: её поклонниками стали многие высокопоставленные и знаменитые мужи – как от политики, так и от искусства. В том числе Апеллес и Пракситель, оставившие нам в своих нетленных шедеврах-произведениях образ прекрасной куртизанки-гетеры.
Великий скульптор Пракситель, прославившийся ещё при жизни своим талантом, влюбился в неё с первого взгляда и робко просил её позировать ему для знаменитой впоследствии статуи – Афродиты Книдской. Апеллеса же, знаменитого художника, гетера вдохновила на изображение «Афродиты, выходящей из моря» (Афродиты Анадиомены)
По мере того, как росла слава прекрасной гетеры, росли и размеры её вознаграждений, и, соответственно, аппетиты самой красавицы. Ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние, и Фрина, ставшая уже настолько богатой и свободной, что вполне могла бы оставить свое ремесло, стала назначать цену своим клиентам только в зависимости от того, как она сама лично к ним относилась. Если поклонник ей не нравился, то не могло быть речи ни о каких отношениях.
Историки донесли до наших времён свидетельства того, что, будучи совершенно не расположенной к царю Лидии, она назвала ему абсурдную и баснословную сумму за свою любовь, надеясь, что это охладит его пыл. Но одержимый страстью влюблённый правитель, тем не менее, согласился и заплатил Фрине эту невообразимую сумму, что потом немалым образом отразилось на бюджете страны, для восстановления которого ему пришлось поднять налоги.
Противоположный пример, так же известный историкам, рассказывает, что, восхищаясь умом философа Диогена, Фрина снизошла к нему без всякой платы. Став «самой желанной женщиной Эллады», тщеславная гетера хотела как можно дольше сохранять за собой право так называться. И потому она продолжала вести бурную светскую жизнь, полную остроты и любовных приключений, не отвергая своих ставших уже постоянными высокопоставленных любовников.
К 25-ти годам у Фрины было уже изрядное состояние. Она обзавелась собственным домом, рабами и всем необходимым убранством с обстановкой, демонстрирующими её высокий статус. В богатом доме, полном роскоши, украшенном галереей из колонн, скульптурами и картинами, с садом и бассейном, знаменитая и обожаемая гетера Афин устраивала пиры, на которые приглашались исключительно только знаменитые и влиятельные личности.
«Афродита Книдская» (копия)
Несмотря на постоянное участие в пирах, на текущие потихоньку года, Фрина оставалась всегда неизменно свежей и молодой и выглядела идеально. Известно, что она была небезразлична к рецептам омолаживающих мазей и притираний, и у неё был специально обученный секретарь, который находил и записывал секреты чудодейственных и эффективных средств, выведанных разными путями то ли самой гетерой, то ли секретарём.
Прежде чем применять средства на себе, Фрина опробовала их на своих рабынях. Она также придумала собственный крем от морщин и, как гласит предание, до самого почтенного возраста отличалась гладкостью кожи и долго сохраняла привлекательность и стройность.
Конечно, жизнь такой женщины не могла обойтись без драматических событий. В гетеру влюбился оратор Евфий. За её любовь он был готов выложить все свое состояние. Чтобы помолодеть и понравиться возлюбленной, он даже сбрил бороду и домогался благосклонности изо всех сил. Но неблагодарная куртизанка высмеяла его.
И тогда Евфий подал на гетеру жалобу в афинский суд с обвинением в безбожии, что было серьёзным обвинением по тем временам и влекло к изгнанию или к смертной казни. Причиной всему стала статуя Афродиты Книдской – та, которую скульптор Пракситель изваял некогда по подобию тогда только начинавшей малоизвестной гетеры-чужестранки. Это изваяние впоследствии завоевало славу самой знаменитой статуи богини любви и, установленное в святилище города Книда, привлекало к себе толпы паломников. Тысячи паломников, молитвенно простирая руки к статуе богини, восклицали: «О, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!»
За это-то и обвинил гетеру в безбожии и кощунстве оратор Евфий, отвергнутый ею. Якобы, позволяя поклоняться себе, как богине, куртизанка тем самым оскорбляла величие богов, а также постоянно развращала самых выдающихся граждан республики, «отвращая их от службы на благо отечества».
На суде Фрину защищал оратор Гиперид, давно добивавшийся ее благосклонности. За это она пообещала ему стать его любовницей. Но, несмотря на всё красноречие адвоката и показания свидетелей, судьи были настроены крайне сурово, и дело принимало всё худший оборот.
Тогда Гиперид произнёс свои знаменитые слова:
– Благородные судьи, посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой! – и резким движением сдернул с плеч стоявшей перед судом Фрины покрывала, обнажив подсудимую.
200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность
«Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», – писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом.
Пракситель пережил Фрину. После смерти своей музы он чистым золотом заплатил ей за минуты вдохновения и блаженства, отлив ее золотую статую и поставив её в храме Дианы Эфесской. В постскриптуме хочется особо отметить, что Фрина была наиболее стыдливой из гетер. В отличие от своих товарок, она не носила прозрачные одежды, а всегда была закутана в хитон из плотной ткани, закрывая даже руки до кисти и волосы.
Самая известная гетера, пожалуй, Таис Афинская, чьим покровителем был сам Александр Македонский (вот и верь после этого слухам о его гомосексуализме!). Кстати, она одевалась противоположно Фрине - не только не прятала своё тело, но гордо выставляла его напоказ, дерзко проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов.
Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам».
Во многих исторических источниках того времени упоминается это событие. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх, рассказывая о том, как во время пиршества в царском дворце гетера по имени Таис, уроженка Аттики, возлюбленная самого Александра Македонского, вела себя не только на редкость свободно и дерзко, но и очень умно и хитро…
Она то прославляла Александра, то мило подшучивала над ним, заражая своим безудержным весельем и его, и всю честную компанию. Когда же и гости, и сама Таис изрядно захмелели, то она во власти эмоций вдруг обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец. Сказав, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, этот смелый поступок будет самым прекрасным – как месть Ксерксу, предавшему некогда губительному огню Афины.
Таис Афинская. Художник Артур Брагинский
Воскликнув, что хотела бы почувствовать и себя тоже вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии, она добавила, что не прочь сама, собственноручно, на глазах у всех поджечь дворец.
– И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! – потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий.
После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его.
Впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера, от которого у неё были сын Леонтиск и дочь Ирана (Эйрена), вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы.
Элефантида — греческая гетера, предположительно жившая в Александрии в III в. до н. э. Она была известна как автор эротических руководств самого откровенного содержания, которые во времена Римской империи уже слыли библиографической редкостью. По сообщению Светония, у Тиберия на Капри имелось полное собрание её сочинений. Упоминается в Приапее и эпиграммах Марциала. До наших дней не сохранилось, а жаль.
Говорят, что одна из византийских императриц - Феодора – в прошлом тоже была гетерой. Эта женщина была достаточно умна, она смогла силой своей женской мудрости остановить врага. Насмешливо бросив болгарскому королю только одну фразу, она предотвратила его нападение на своё государство.
– Если одержишь победу, то все скажут, что ты победил женщину, а если ты потерпишь поражение, то все скажут, что тебя победила женщина! – сказала она, дав ему понять, что любой исход сражения станет для него позором.
Другие известные гетеры, о которых мало информации:
Археанасса — подруга философа Платона
Белистиха — гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
Вакхис — верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
Герпилис — любовница философа Аристотеля и мать его сына
Гликерия — сожительница комедиографа Менандра
Гнатена — замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
Клеонисса — написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
Лагиска — возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
Лаиса Коринфская (Lais of Corinth) — объект страсти философа Аристиппа
Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara) — предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
Летала — любовница Ламалиона
Леэна (Leaina) — откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
Мания — её называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию
Мегалострата — муза поэта Алкмана
Менатеира — подруга оратора Лисия
Мильто — которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
Неэра (Neaira) — против которой выступал в суде Демосфен, его речь — важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
Никарета — основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
Пигарета — была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
Питиониса — знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
Сапфо — поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
Таргелия — отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте королевой Фессалии
Теодетта — нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести
Источники: 1,2, Обновлено 06/08/11 11:58: Предыдущие посты на эту тему:
Фредегонда и Брунгильда
Олимпиада Эпирская
Хатшепсут Египетская
www.spletnik.ru
Гетера — WiKi
Гете́ра (от греч. ἑταίρα — подруга, спутница) — в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни[1], публичная женщина, куртизанка. Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины.[2][3] Известные гетеры были, как правило, хорошо образованны.[4]
Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, так как гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену — для продолжения рода, рабыню — для чувственных утех и гетеру — для душевного комфорта.
Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.
В VII — IV веках до нашей эры в Греции существовали женщины, по функциям во многом подобные гейшам Японии — но при этом еще и способны снимать физическое сексуальное напряжение мужчины. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Социальный статус гетер был достаточно высок.[источник не указан 2678 дней]
Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.
В Афинах существовала специальная доска — Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.
Знаменитые гетеры Древней Греции
Бюст Аспасии, Ватиканские музеи
Археанасса — подруга философа Платона
Аспазия — на которой, несмотря на её профессию, женился глава Афин Перикл
Белистиха — гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
Вакхида — верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
Герпилида — любовница философа Аристотеля и мать его сына
Гликерия — сожительница комедиографа Менандра
Гнатена — замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
Клеонисса — написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
Лагиска — возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
Лаида Коринфская (Lais of Corinth) — объект страсти философа Аристиппа
Лаида Сицилийская (Lais of Hyccara) — предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
Ламия Афинская — ставшая любовницей Деметрия Полиоркета в 306 до н. э., развлекавшая его также игрой на флейте.
Летала — любовница Ламалиона
Леэна (Leaina) — откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
Леэна Афинская — любовница Деметрия Полиоркета
Мания — её называли пчёлкой за необыкновенно тонкую талию
Мегалострата — муза поэта Алкмана
Менатеира — подруга оратора Лисия
Мильто — которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
Неэра (Neaira) — против которой выступал в суде Демосфен, его речь — важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
Никарета — основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
Пигарета — была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
Питиониса — знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
Сапфо — поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
Таис Афинская — возлюбленная Александра Македонского и супруга фараона Птолемея I Сотера
Таргелия — отказалась предать свою родину персидскому царю Ксерксу I. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте царицей Фессалии
Теодетта — нежно любила блестящего афинского полководца Алкивиада и благоговейно воздала ему погребальные почести
Фрина — натурщица скульптора Праксителя, позировавшая для статуи Афродиты. Из-за особой профессии модели скульптор был вызван в суд по вопросу предполагаемого оскорбления божества. Пракситель сдёрнул с Фрины покрывало, и суд, увидев божественную красоту её тела, снял обвинение
Элефантида — автор руководств эротического свойства
Гетеры Древнего Рима
Гетеры Византии
Императрица Феодора (предположительно, не доказано).
От проституток гетер отличает высокая образованность — они не столько оказывали сексуальные услуги (причём по своему выбору), сколько развлекали беседой, песней или танцем окружающих[4] по аналогии с ойран.
Слово «гетера» также часто используют в описании храмовой проституции, например, в древней Индии.
В древней Индии гетеры, которые в силу возраста уже не могли исполнять свои функции, работали в царских прядильнях (Артхашастра ІІ.23).
В древнем Шумере гетеры были посвящены богине Иштар. Важную роль в Эпосе о Гильгамеше играет храмовая проститутка Шамхат[5].
ru-wiki.org
Гетера Википедия
Гете́ра (от греч. ἑταίρα — подруга, спутница) — в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни[1], публичная женщина, куртизанка. Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины.[2][3] Известные гетеры были, как правило, хорошо образованны.[4]
Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, так как гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену — для продолжения рода, рабыню — для чувственных утех и гетеру — для душевного комфорта.
Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.
Древнегреческие гетеры
В VII — IV веках до нашей эры в Греции существовали женщины, по функциям во многом подобные гейшам Японии — но при этом еще и способны снимать физическое сексуальное напряжение мужчины. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Социальный статус гетер был достаточно высок.[источник не указан 2701 день]
Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.
В Афинах существовала специальная доска — Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.
Знаменитые гетеры Древней Греции
Бюст Аспасии, Ватиканские музеи
Археанасса — подруга философа Платона
Аспазия — на которой, несмотря на её профессию, женился глава Афин Перикл
Белистиха — гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
Вакхида — верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
Герпилида — любовница философа Аристотеля и мать его сына
Гликерия — сожительница комедиографа Менандра
Гнатена — замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
Клеонисса — написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
Лагиска — возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
Лаида Коринфская (Lais of Corinth) — объект страсти философа Аристиппа
Лаида Сицилийская (Lais of Hyccara) — предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
Ламия Афинская — ставшая любовницей Деметрия Полиоркета в 306 до н. э., развлекавшая его также игрой на флейте.
Летала — любовница Ламалиона
Леэна (Leaina) — откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
Леэна Афинская — любовница Деметрия Полиоркета
Мания — её называли пчёлкой за необыкновенно тонкую талию
Мегалострата — муза поэта Алкмана
Менатеира — подруга оратора Лисия
Мильто — которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
Неэра (Neaira) — против которой выступал в суде Демосфен, его речь — важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
Никарета — основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
Пигарета — была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
Питиониса — знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
Сапфо — поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
Таис Афинская — возлюбленная Александра Македонского и супруга фараона Птолемея I Сотера
Таргелия — отказалась предать свою родину персидскому царю Ксерксу I. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте царицей Фессалии
Теодетта — нежно любила блестящего афинского полководца Алкивиада и благоговейно воздала ему погребальные почести
Фрина — натурщица скульптора Праксителя, позировавшая для статуи Афродиты. Из-за особой профессии модели скульптор был вызван в суд по вопросу предполагаемого оскорбления божества. Пракситель сдёрнул с Фрины покрывало, и суд, увидев божественную красоту её тела, снял обвинение
Элефантида — автор руководств эротического свойства
Гетеры Древнего Рима
Гетеры Византии
Императрица Феодора (предположительно, не доказано).
Отличие от проституции
От проституток гетер отличает высокая образованность — они не столько оказывали сексуальные услуги (причём по своему выбору), сколько развлекали беседой, песней или танцем окружающих[4] по аналогии с ойран.
Другие культуры
Слово «гетера» также часто используют в описании храмовой проституции, например, в древней Индии.
В древней Индии гетеры, которые в силу возраста уже не могли исполнять свои функции, работали в царских прядильнях (Артхашастра ІІ.23).
В древнем Шумере гетеры были посвящены богине Иштар. Важную роль в Эпосе о Гильгамеше играет храмовая проститутка Шамхат[5].
Примечания
См. также
Литература
wikiredia.ru
7. Еще раз о гетерах. Сексуальная жизнь в Древней Греции
7. Еще раз о гетерах
То же самое могло происходить и в Древней Греции. О том, что жизнь гетер не могла определяться только сводничеством и необходимостью зарабатывать на пропитание, исполняя эротические желания любовников, но ей был присущ и тяжелый труд и испытания, как всякой другой профессии, – и вместе с тем чувство собственного достоинства, – свидетельствует то обстоятельство, что праздники, посвященные Афродите, отмечались гетерами во многих местах Греции. Афиней описывает некоторые детали, которые были бы излишни после всего, что уже было сказано, но о том же говорит и огромное множество очаровательных любовных историй, в которых участвуют гетеры. Одну из них мы приведем, взяв из десятой книги «Истории об Александре» Хареда Митиленского (Аф., xiii, 575б): «Однажды Одатида увидела во сне Зариадра, и они полюбили друг друга. И так они тосковали друг о друге, поскольку обоим привиделся один и тот же сон. Одатида была самой красивой женщиной в Азии, Зариадр также был красив. И вот Зариадр посылает поверенного к ее отцу Хомарту и просит руки его дочери. Отец отказывает, поскольку из-за недостатка потомства он намеревается выдать дочь замуж за кого-нибудь из своего племени. Немного спустя Хомарт пригласил царских детей вместе с их друзьями и родственниками на свадебный пир дочери, не говоря о том, за кого он намерен ее отдать. Когда собравшиеся на пиру были уже пьяны, он пригласил в зал свою дочь Одатиду и сказал, так, чтобы все гости могли слышать: «Теперь мы желаем, дочь моя, отдать тебя замуж. Огляди зал и всех гостей, потом возьми этот золотой кубок, полный вина, и дай его тому, кого ты хотела бы видеть своим мужем, женой того ты и станешь». Когда Одатида оглядела всех, она выбежала из зала, рыдая, потому что не увидела Зариадра среди гостей, а накануне она послала ему весточку, что на этом пиру должна состояться ее свадьба. В это время он находился в военном походе на Дону, но тайно пересек реку в сопровождении одного только возничего и преодолел на колеснице расстояние около 800 стадий. Когда он прибыл к дворцу, где происходил пир, он оставил колесничего у ворот, а сам вошел во дворец в скифском платье. Войдя во дворец, он увидел, что Одатида стоит у бочки с вином и, рыдая, медленно заполняет кубок. Подойдя к ней, он сказал: «Я здесь, Одатида, если ты еще любишь меня; я – Зариадр». Она взглянула на незнакомца и поняла, что тот красив и похож на человека, виденного ею во сне. Она обрадовалась и протянула ему кубок с вином, тогда он увлек ее в колесницу и увез. А рабы, которые знали об этой страсти, ничего не сказали; а когда отец приказал им говорить, они отвечали, что не знают, где Одатида». Эту историю с гордостью рассказывали жители Малой Азии, и ее изображали художники в храмах, в царских дворцах и даже в частных домах, а многие выдающиеся граждане называли своих дочерей Одатидами.
Хотя в этой истории не участвуют гетеры, мы привели ее здесь, поскольку она относится к жанру «любовных историй», которые пересказывали гетеры своим любовникам, стремясь сделать их более верными или, сообразуясь с обстоятельствами, более щедрыми. Я закончу главу о гетерах, о которых было сказано все наиболее важное, добавив несколько замечаний, собранных из разных старых источников.
Идоменей, ученик Эпикура, которого можно считать неоспоримым авторитетом во всем, что касается великих политиков Афин, рассказывает о них в своем труде «О демагогах, скандальная хроника». Фемистокл, еще в те времена, когда напивались редко, при свете дня проехал через рыночную площадь, заполненную толпой народа, на повозке, запряженной вместо лошадей четырьмя самыми известными в городе гетерами. К сожалению, мы не знаем, что за наряды были на этих «кобылках Афродиты». В соответствии с другим источником, гетеры не везли повозку, а сидели в ней в компании Фемистокла. В этой связи нелишне вспомнить, что сам Фемистокл был сыном гетеры-фраки-янки Абротоны, на которую Амфикрат в своей книге «О знаменитых людях» написал эпиграмму о том, что хотя Абротона и была лишь фракийской гетерой, а все-таки родила великого Фемистокла.
Антифан в своей книге о гетерах рассказывает, что у гетеры Наннии было прозвище «Маска», так как она имела прекрасное лицо и носила золотые украшения и дорогие одежды, но в обнаженном виде была совершенно уродливой. Она была дочерью Короне, которая была дочерью Наннии, поэтому ее называли «бабушкой» династии трех поколений гетер.
Ксенофонт писал в «Воспоминаниях о Сократе»: «Одно время в Афинах жила женщина по имени Феодота, которая отдавалась всякому, кто искал ее любви. Кто-то в присутствии Сократа упомянул о ней и сказал, что красота ее выше всякого описания и что живописцы приходят к ней писать с нее и она показывает им себя настолько, насколько дозволяет приличие. «Надо бы и нам сходить посмотреть, – сказал Сократ, – ведь по одним слухам не представишь того, что выше описания». – «Пойдемте со мною сейчас», – отвечал рассказчик. Так они пошли к Феодоте и застали ее позировавшей какому-то живописцу, с которым она сожительствовала. Они стали смотреть на нее». Ксенофонт дальше рассказывает о том, что Сократ завел с нею разговор о том, каким способом лучше всего привлекать друзей. Одной красотой этого не добиться, сказал он, доброжелательность, скромность также необходимы в этом деле.
Если здесь речь идет лишь о посещении великим мудрецом и учителем молодежи проститутки и встреча не заканчивается более интимной связью, что, учитывая эротический подход Сократа (о чем мы будем говорить позже), маловероятно, то пусть читатель постарается перенести описанную сцену в наше время, чтобы ощутить огромную разницу в подходах. В те времена такая встреча ни для кого не была оскорбительна: о ней открыто говорили, и даже такой щепетильный автор, как Ксенофонт, ни минуты не усомнился, поместив эту сцену в свои «Воспоминания о Сократе». Другие интеллектуальные греческие авторы пошли еще дальше.
У Афинея мы читаем (xiii, 589с): «У Аристотеля был сын Никомах от гетеры Герпеллиды, и он любил ее до самой смерти, поскольку, как говорит Гермипп, он находил у нее полное удовлетворение своих нужд, и разве красивый Платон не любил Арханассу, гетеру из Колофона, как он сам признался в эпиграмме, ей посвященной?»
После того как он привел эту эпиграмму, Афиней говорит о любви Перикла, уже упомянутой, к гетере Аспасии, с которой был также знаком и Сократ. Затем он продолжает: «Перикл вообще был склонен к чувственным наслаждениям». Он также состоял в интимных отношениях с женой своего сына, о чем свидетельствует его современник Стесимброт. Антисфен добавляет, что Перикл входил и выходил из дому Аспасии дважды в день. Когда ее позже обвинили в отсутствии благочестия, ее защищал Перикл, который пытался вынудить судей сочувствовать ей, проливая слезы и причитая, как если бы на кону стояла его собственная жизнь. А когда Кимон имел незаконную связь со своей сестрой Елпиникой и вынужден был отправиться в изгнание, Перикл, в награду за его возвращение, попросил разрешения взять его любовницу.
Естественно, сегодня не представляется возможным установить, какая из этих историй, рассказанная о многих других людях, является правдой; тем не менее остается истиной то, что – и именно поэтому я здесь говорю об этом – в то время никто не считал зазорным иметь незаконные сексуальные связи, но смотрели на это как на дело обыкновенное и говорили об этом предельно искренне. Представления античности относительно этого едва ли можно лучше выразить, чем словами Демосфена (Против Неэры, 122): «Мужчина имеет гетеру для эротического удовольствия, любовницу – для повседневного пользования, а жену, равную себе по положению, – чтобы та рожала ему детей и была верной хранительницей домашнего очага».
Сам Демосфен также, говорят, был довольно беспутным, если можно верить следующему высказыванию Афинея: «Говорят, что у оратора Демосфена также были дети от гетеры. Сам он привел в суд детей, чтобы вызвать у судей к ним симпатию, но не их мать, что позволялось законами того времени».
О других любовных похождениях великого оратора мы будем говорить позже, поскольку он любил мальчиков, то есть был педерастом.
Афиней рассказывает следующую историю о знаменитой гетере Фланге: «Поскольку она была невероятно красива, в нее влюбился юноша из Колофона, хотя он уже любит Вакхиду с Самоса. Молодой человек беседовал с Флангой о красоте Вакхиды, и, поскольку она хотела избавиться от него, она потребовала в подарок знаменитое ожерелье Вакхиды. Вакхида уступила его настойчивым просьбам и отдала ему ожерелье, которое тот передал Фланге. Последняя, тронутая такой щедростью Вакхиды, отослала ей ожерелье обратно и позволила молодому человеку пользоваться своим благорасположением. С тех времен обе гетеры стали неразлучными подругами, и молодой человек счастливо пользовался любовью обеих». Ионийцы гордились таким великодушием и даже впоследствии окрестили Флангу Пасифилой (подругой всех), как утверждает Архилох в эпиграмме, в которой сравнил Пасифилу с фиговым деревом, которое своими плодами кормит множество ворон.
Некоторые подробности из жизни гетер можно почерпнуть из «Палатинской антологии», о содержании которой мы уже говорили подробно. Как сказано в эпиграмме Руфина, две особенно опасные гетеры по имени Лембия и Керкира сделали гавань Самоса небезопасной; поэт выразительно остерегает молодых людей от этих женщин – «пиратов».
Павел Силенциарий с комической серьезностью рассказывает, как однажды, после сильной попойки, он отправился к дому гетеры Гермонассы и стал украшать ее дверь цветами. Но она оказалась не слишком добра и окатила его водой из верхнего окна. С комическим пафосом он жалуется, что она совершенно растрепала его красиво уложенные волосы. Надменная женщина не добилась результата, так как она окатила его водой из кубка, к которому прикасались ее сладкие губки, и, следовательно, вода из этого сосуда лишь воспламенила страсть любовника.
Простота в отношении проституток доходила до того, что даже надписи на надгробных камнях не скрывали ее прошлого, и из нескольких таких эпиграмм одна, посвященная проститутке Агафии, может служить тому примером. Надпись гласит: «Я была проституткой в городе Византии и продавала свою любовь. Я – Каллироя, искусная во всех видах сладострастия; настигнутый стрелой любви, Фома поместил эту эпитафию на мою могилу и показал, какая страсть живет в его душе; его сердце растаяло и стало мягким, как воск».
Даже если это невозможно и весьма допустимо, что эта «эпитафия» VI в. Агафии вымышленная, все же она дает представление о том, насколько почиталась эта умершая гетера в древнегреческой античности. Афиней пишет (xiii, 594е): «Македонец Гарпал, правитель Вавилона при Александре Великом, увезя с собой много золота, прибыл в Афины и там влюбился в гетеру Пифионику, которая постепенно освободила его от богатства. После ее смерти он воздвиг на ее могиле великолепный памятник; в соответствии со свидетельством Посидония, ее тело было предано земле под хоралы знаменитых певцов и в сопровождении всевозможных музыкальных инструментов».
Дикеарх в своей книге «Схождение в пещеру Трофония» (знаменитый подземный оракул Трофония в Беотии, срв. Павсаний, ix, 39) пишет: «Путник, прибывающий из Элевсина в Афины по так называемой Священной дороге, однажды столкнулся с настоящим чудом. Когда он подошел к тому месту, откуда открывался вид на храм Афины и на город, он увидел надгробный памятник, более впечатляющий, чем другие, находящиеся по соседству. Сначала он подумал, что это могила Мильтиада или Кимона, или кого-нибудь из великих мужей Афин и памятник возведен за счет государства. Но потом он услышал, что это памятник гетере Пифионике. Чего же было ожидать от этого города в будущем?»
Это обсуждает еще и Феопомп в письме к Александру, в котором он подвергает резкой критике вольности правителя Гарпала: «Подтвердилось то, о чем говорили вавилоняне: о великолепии, с которым он обустроил могилу гетеры Пифионики. Она поначалу была служанкой флейтистки Вакхиды, которая, в свою очередь, была служанкой фракиянки Синопы, перенесшей занятия проституцией из Эгины в Афины, поэтому первую можно назвать служанкой трижды, а также и трижды проституткой. Он воздвиг ей памятник ценою более 200 талантов. Что более всего удивляет: тем, кто пал в Киликии, сражаясь за твое царство и за свободу Греции – ни этот блестящий правитель и никто другой, – памятника не поставили, но воздвиг он памятники проститутке Пифионике, и один из них мы увидим в Афинах, а другой – в Вавилоне. Подруга этой проститутки, о которой известно, что она отдавалась всякому за ничтожную сумму, хвастающая тем, что она является и твоей подругой, осмелилась посвятить ей святилище и храм, тем самым оскорбив храм и алтарь, назвав их в ее честь Пифионикой Афродитой. Таким образом она не только выказала презрение к божьей каре, но и пыталась растоптать твою репутацию».
Афиней продолжает: «После смерти Пифионики Гарпал послал за Гликерой, которая, по утверждению Феопомпа, тоже была гетерой», он также передает, что «Гарпал не желал принять венок в качестве отличительной награды, пока таким же венком не будет увенчана и эта гетера. Он воздвиг бронзовую статую Гликере в сирийском городе Росс, в том самом месте, где теперь он вознамерился поставить статую тебе и ему самому. Он позволил ей жить в царском дворце в Тарсе, имея в виду, что ей будут оказывать там царские почести, что ее будут называть царицей, и наделяет всеми причитающими привилегиями, которыми пользуются твои мать и жена». Этому вторит и автор сатирической драмы Аген; Аген был представлен во время Дионисий на Гидаспе, когда Гарпал был уже изгнан и отплыл за море. Здесь поэт говорит о Пифионике как об очень красивой женщине, уже покойной, но полагает, что Гликера все еще живет с Гарпалом и что благодаря ей афиняне получали роскошные подарки.
Афиней приводит несколько строк из этой сатиры, в которой уже упоминается «знаменитый храм проституток». В этом же пассаже некоторые маги предлагают Гарпалу возвратить Пифионику из подземного царства.
Далее Афиней пишет: «Были также знаменитые гетеры, прославленные своей красотой, в Навкратисе, в Египте». Например, Дориха, которую проклинала прекрасная Сапфо за то, что та совершенно пленила и отдалила от нее ее брата, который приехал по делам в Навкратис и влюбился, застряв там на долгое время. У Геродота Дориха называется Родопидой, и историк, кажется, не знает, что так называли другую знаменитую гетеру, которая в Дельфах, как замечал Кратин, установила так называемые «обелиски», в действительности представлявшие собой железные вертелы. Об этом ясно сказал Геродот, который среди других упоминаний о Дорихе пишет: «Родопида пожелала оставить о себе память в Элладе и придумала послать в Дельфы такой посвятительный дар, какого еще никто не придумал ни в одном храме. На десятую долю своих денег она заказала (насколько хватило этой десятой части) множество железных вертелов, столь больших, чтобы жарить целых быков, и отослала их в Дельфы. Еще и поныне эти вертелы лежат в куче за алтарем, воздвигнутым хиосцами, как раз против храма»[124].
Афиней приводит эпиграмму Посидония о Дорихе, которая высказывалась в том смысле, что ее всегда будут вспоминать в Навкратисе, пока корабли будут выходить из устья Нила в море.
Далее Афиней сообщает: «Архедика, красавица гетера, также была родом из Навкратиса». Столь же знаменитой была гетера из Эреса, которую звали так же, как поэтессу Сапфо, и которая влюбилась в красивого Фаона, о чем рассказывает Нимфидис в его «Путешествии вокруг Азии».
Гетера Никарета из Мегары происходила из блестящей семьи, давшей ей хорошее образование: она была ученицей философа Стилпона. Также известна была гетера Билистиха, которая возводила свой род к Атридам, а также гетера Леэна, которая была возлюбленной тирана Гармодия и которая впоследствии, когда ее подвергли пыткам близкие тирана Гиппия, погибла, не выдав ни одного государственного секрета.
Гетера Лерне, которую также называли Парорама, была любовницей оратора Стратокла. Ее иногда еще называли Двудрахмой, поскольку она отдавалась любому желающему за две драхмы.
Некий Гераклид написал письмо царю Птолемею IV Филопатеру, в котором он жалуется на поведение гетеры Псенобастиды. Когда он подошел к ее дому, она лежала на подоконнике и пригласила его войти, а когда ей не удалось его заманить, она вышла из дому и хватала его за руки. Когда же он окончательно отверг ее притязания, она разорвала его одежду и плюнула в лицо. Когда прохожие пытались вступиться за пожилого человека, она вернулась в дом и помочилась на него из окна.
Из комедии Плавта «Менехмы» мы знаем, что гетеры посылали своих рабынь или служанок на пристань, чтобы те приглашали странников к ним в дом, можно утверждать, что такая практика была распространена в портовых городах.
То, что гетеры всегда были готовы получать подарки, было в порядке вещей, и мы уже показали это на примерах из античных авторов. Подобные ситуации подтверждаются и вазовой живописью. Например, на краснофигурной шкатулке мы видим изображение юноши, предлагающего ожерелье гетере, сидящей перед ним на стуле, и можно несомневаться, что она примет подарок и положит его в шкатулку, изображенную позади нее. «Кто влюблен, поражают, как стрелы, его поцелуи, и из дому деньги текут, так и тают», – говорит Плавт в комедии «Три монеты»[125]. У Алкифрона гетера Петала пишет своему любовнику: «Хотела бы я, чтобы гетера могла иметь дом благодаря слезам. Я бы в этом преуспела, ведь я имела от тебя столько слез. Но поскольку это не так, мне нужны деньги, и одежда, и мебель, и слуги. От этого зависит вся моя жизнь. К сожалению, я не унаследовала состояние на Миррине и не имею доли от разработки серебряных рудников. У меня есть только те деньги, которые я зарабатываю, и те жалкие подарки, которыми меня одаряют мои глупые любовники».
Даже в примитивных борделях не было бань, хотя греки их очень любили, однако это подтверждает Плавт. Еще более непонятным нам может показаться обычай умащать тело оливковым маслом перед соитием, как это опять-таки видно из Плавта. Кажется, это делалось скорее в целях гигиены, а не для усиления чувственного удовольствия, поскольку известный врач Гален более двух глав посвятил методу смазывания тела оливковым маслом перед соитием в своем трактате «Об охране здоровья» (iii, 11).
Об искусстве пользоваться этим средством уже писали многие авторы, однако можно добавить, что Плавт в своей комедии «Привидение» заставляет говорить старуху служанку гетеры Филематии, что «лучший запах в женщине – без запаху / Вовсе быть. Когда старухи дряхлые, беззубые, / Мажутся, порок телесный пряча под прикрасою, / То, как только пот сольется с мазями, получится, / Точно повар много разных соусов послил в одно: / И не разберешь, чем пахнет, только чуешь скверный дух»[126].
Автор произведения «Боги любви» (ошибочно приписываемого Лукиану) еще более высмеивает искусство женского туалета: «Тот, кто взглянул бы на женщин, когда они только что встали с ночного ложа, решил бы, что они противнее тех зверей, которых и назвать утром – дурная примета. Поэтому и запираются они так тщательно дома, чтобы никто из мужчин их не увидел. Толпа старух и служанок, похожих на них самих, обступает их кругом и натирает изысканными притираниями их бледные лица. Вместо того чтобы, смыв чистой струей воды сонное оцепенение, тотчас взяться за какое-нибудь важное дело, женщина разными сочетаниями присыпок делает светлой и блестящей кожу лица; как во время торжественного народного шествия подходят к ней одна за другой прислужницы, и у каждой что-нибудь в руках: серебряные блюда, кружки, зеркала, целая куча склянок, как в лавке торговцев снадобьями, полные всякой дряни банки, в которых, как сокровища, хранятся зелья для отбеливания зубов или средства для окраски ресниц.
Но больше всего времени и сил тратят они на укладку волос. Одни женщины прибегают к средствам, которые могут сделать их волосы светлыми, словно полуденное солнце: как овечью шерсть, они купают волосы в желтой краске, вынося суровый приговор их естественному цвету. Другие, которые довольствуются черной гривой, тратят все богатства своих супругов: ведь от их волос несутся чуть ли не все ароматы Аравии. Железными орудиями, нагретыми на медленном огне, женщины закручивают в колечки свои локоны; излишек волос спускается до самых бровей, оставляя открытым лишь маленький кусочек лба, или пышными завитками падает сзади до самых плеч.
Затем пестрые сандалии затягивают ногу так, что ремни врезаются в тело. Для приличия надевают они тонкотканую одежду, чтобы не казаться совсем обнаженными. Все, что под этой одеждой, более открыто, чем лицо, – кроме безобразно отвисающих грудей, которые женщины всегда стягивают повязками. Зачем распространяться и о других негодных вещах, которые стоят еще дороже? С мочек свисают грузом во много талантов эритрейские камни; запястья рук обвиты змеями – если бы это были настоящие змеи, а не золотые! Диадема обегает вокруг головы, сверкая индийскими камнями, как звездами; на шее висят драгоценные ожерелья, и до самых ступней спускается несчастное золото, закрывая каждый оставшийся обнаженным кусочек голени. А по заслугам было бы железными путами связать им ноги у лодыжек! Потом, заколдовав себе все тело обманчивой привлекательностью поддельной красоты, они румянят бесстыдныещеки, натирая их морской травой, чтобы на бледной и жирной коже заалел пурпурный цветок»[127].
Специальная одежда для проститутки или гетеры, возможно, и существовала в некоторых местах Греции, однако вряд ли это было общим правилом, как показывают рисунки вазовой живописи; однако по ним можно сказать, что наряд гетер изменялся в соответствии с модой.
Знаменитые гетеры обычно имели прозвища, например:
Антикира (чемерица) – означало средство, которое древние употребляли против душевного возбуждения; гетера Хойа была названа Антикирой потому, что имела привычку водить дружбу с любовниками в возбужденном состоянии ума либо просто с ненормальными, или – как потом говорили – потому, что ее покровитель врач Никострат после своей смерти оставил ей только пучок травы чемерицы.
Прозвищем Лаиды было Аксина (колкая, колючка) – игла из-за остроты или колкости ее запросов.
Афиями (анчоусами) было прозвище нескольких гетер из-за цвета кожи, утонченности форм и больших глаз.
Кюнамией (собачья морда) называли гетеру Никию из-за выражения ее лица.
Люхнос (светильник) называли гетеры Синориды, возможно, потому, что она вечно испытывала жажду и выпивала все вино, как светильник выпивает масло.
Пагида (ловушка) – так прозывалась гетера Филематия, которая улавливала мужчин в сети своего очарования.
Проскенией (передней частью сцены) называли гетеру Наннию, у которой было прелестное лицо и дорогие туалеты, но уродливое тело.
Птоххеленой (нищенкой Еленой) называли Каллистию из-за бедного одеяния. Афиней сообщает, что однажды ее нанял один бездельник, и, когда он лежал возле нее голым, она заметила на его теле следы недавних побоев и спросила, откуда они. Он отвечал, что еще мальчиком он пролил на себя горячую мясную похлебку; тогда она насмешливо заметила, что «это, должно быть, была телячья похлебка»[128].
Хюс (свинья) было прозвищем Каллистии, которое могло относиться к ее жадности или привычкам этого животного или просто говорило о ее нечистоплотности.
Фтейропюле было прозвище Фаностраты, которую однажды видели у дверей ее дома избавлявшейся от вшей.
Много было и ласковых прозвищ, которыми любовники называли своих гетер, о чем свидетельствуют следующие: Сестричка, Соловей, Золотая Рыбка, Виноградинка, Пучина, Ракушка, Коровушка, Ласточка, Матка, Газель, Олень, Слоновая Кость, Лапочка, Низинка (по-гречески hippafesis, то есть то место, с которого лошади начинают свой бег в конном ристалище), Финик, Дорогуша, Зайчик, Зайчонок, Светлячок, Львица, Малышка, Блюдечко, Лютня, Мамочка, Любовь Мальчика, Пчелка, Теленочек, Мушка, Куколка, Ладья, Любимая, Хозяюшка, Бодрствование, Огонек, Поцелуйчик, Лизунчик, Воробей, Курносик, Тигрица.