История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Клинопись (письменность ) Междуречья (Междуречья, Двуречья). Древнейшая письменность в междуречье


Месопотамская письменность. История Древнего Востока

Месопотамская письменность

В эпохи Урук и Джемдет-Наср основным способом письма месопотамцев была пиктография, созданная шумерами. Пиктография с помощью рисунков фиксировала информацию. Содержание таких рисунков можно было передавать различными речевыми конструкциями, пересказывать разными словами без изменения смысла, поскольку они отражали не конкретные слова, а определенный смысл. Шумерское рисуночное письмо было совершенно одинаковым в северных и южных районах Нижней Месопотамии. Это значит, что его разработали в одном центре, столь авторитетном, что разные месопотамские общины заимствовали его оттуда в неизменной форме. Этим центром был, разумеется, Ниппур – столица всешумерского общинно-культового союза эпохи Урук. Можно предположить, что шумерская пиктография была оформлена в ниппурском храме Энлиля в ходе целенаправленной работы по созданию новых методов хозяйственного учета и руководства.

Каждая пиктограмма обозначала предмет либо некое понятие: так, зачерненный небосвод мог обозначать и ночь, и темноту, и болезнь, а гора – и гору, и чужеземную страну, и раба, как выходца из чужеземной страны. Через некоторое время такие пиктограммы стали использовать для «ребусного» письма – например, изображение тростника (шумер. ги) стало обозначать слово «возвращать» (по-шумерски тоже ги, но с другой интонацией). Кроме того, любой знак, изображавший какой-то предмет, мог передавать слог или группу слогов, совпадающих по звучанию с названием этого предмета или хотя бы напоминавших это звучание, т. е. приобретал фонетическое значение (и не одно). Так знаки рисуночного письма становились слоговыми знаками и могли поэтому применяться для передачи служебных частей речи, грамматических показателей и вообще любых звукосочетаний, т. е. для фиксации речи. В итоге тот или иной знак имел несколько словесных и звуковых (слоговых) значений, а также мог употребляться как детерминатив[26]. Все это придавало письму громоздкий и сложный характер.

Постепенно система такого употребления знаков приняла устойчивый и всеобъемлющий характер, одновременно схематизировалось и упростилось их начертание (так что опознать в знаке какой-либо предмет было уже нельзя). Это и означало переход от пиктографии к письменности. Месопотамскую письменность называют клинописью, поскольку месопотамцы писали на сырой глине пером-палочкой из тростникового стебля с треугольным сечением: такие перья оставляли клинообразные оттиски. Для сохранности глиняный документ могли обжигать.

С середины III тыс. до н. э. шумерское письмо стали все чаще применять для аккадоязычных текстов (хотя оно было не очень приспособлено к аккадской фонетике). В начале II тыс. до н. э. потомки шумеров полностью перешли на аккадский язык, шумерский же язык продолжал использоваться на протяжении всей истории Месопотамии прежде всего как «высокий» язык ритуала.

В письменности Месопотамии в каждый момент времени насчитывалось около 400 различных знаков, набор и начертание которых менялись от эпохи к эпохе. Однако для бытовых нужд было достаточно и 70–80, а такое количество знаков мог выучить почти каждый. Поэтому грамотность была распространена среди месопотамцев очень широко. Некоторые ученые считают, что в эпохи процветания страны большинство взрослых свободных месопотамцев были в какой-то мере грамотны, хотя писали с ошибками, да и прочитать могли далеко не всякий текст. Быть грамотным считалось очень почетным.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

1.2 Письменность (клинопись). Культура Древней Месопотамии

Похожие главы из других работ:

Болгарская культура в эпоху Просвещения

ПИСЬМЕННОСТЬ

Несмотря на суровые условия, в которых находилось болгарское население под чужеземным игом в XV-- XVIII вв., развитие его письменности и культуры не прерывалось. Традиционный болгарский быт...

Значение культуры Древнего Египта

ПИСЬМЕННОСТЬ

В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии...

Искусство древнего Египта

5.1.Письменность

В Египте, благодаря хозяйственным требованиям, сис-тема письменности сложилась уже к Раннему царству. Со-став знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковы-ми...

Культура Древнего Египта

5. Письменность

Письменность как элемент культуры возникла в Египте очень рано. В Египте она возникла в связи с необходимостью сохранить на века победы фараонов, символы их власти, обозначения граница государств. Возможно...

Культура Древнего Египта

2. Письменность

...

Культура Древней Индии

3.7 Письменность. Литература

Довольно развита и совершенна была древнеиндийская письменность, о чем свидетельствуют надписи Ашоки, относящиеся к III в. до н. э. Труды Панины по созданию грамматики санскрита в условиях значительной политической, экономической...

Культура Древней Руси

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией...

Культура Древней Руси

2.1 Письменность и просвещение

Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки...

Культура Древней Руси IX-XI веков

2.3 Письменность и литература

Ключевым моментом в развитии русской культуры стало введение единой письменности. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия...

Культура древних цивилизаций Месопотамии

5. Письменность

Письменность Месопотамии в пиктографической форме сложилась на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Существует предположение, что на становление письменности оказала влияние система "учетных фишек"...

Культура Междуречья

1.2 Письменность (клинопись)

культура письменность литература месопотамия Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность...

Культура средневековой Руси

5. Письменность. Летописание

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах...

Культурная и духовная жизнь японцев

7. Письменность

Первые памятники японской письменности датируются 6-8 веками. До этого в Японии не было своей письменности, в 6 веке буддийские монахи привезли из Китая священные сукры. Но скоро стало ясно, что китайские иероглифы...

Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера

1.3 Письменность

Месопотамия - один из важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами...

Развитие культуры древних славян

3. Письменность

Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами...

cult.bobrodobro.ru

1.2 Письменность (клинопись). Культура Междуречья

Похожие главы из других работ:

Болгарская культура в эпоху Просвещения

ПИСЬМЕННОСТЬ

Несмотря на суровые условия, в которых находилось болгарское население под чужеземным игом в XV-- XVIII вв., развитие его письменности и культуры не прерывалось. Традиционный болгарский быт...

Значение культуры Древнего Египта

ПИСЬМЕННОСТЬ

В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии...

Искусство древнего Египта

5.1.Письменность

В Египте, благодаря хозяйственным требованиям, сис-тема письменности сложилась уже к Раннему царству. Со-став знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковы-ми...

Культура Древнего Египта

5. Письменность

Письменность как элемент культуры возникла в Египте очень рано. В Египте она возникла в связи с необходимостью сохранить на века победы фараонов, символы их власти, обозначения граница государств. Возможно...

Культура Древнего Египта

2. Письменность

...

Культура Древней Индии

3.7 Письменность. Литература

Довольно развита и совершенна была древнеиндийская письменность, о чем свидетельствуют надписи Ашоки, относящиеся к III в. до н. э. Труды Панины по созданию грамматики санскрита в условиях значительной политической, экономической...

Культура Древней Руси

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией...

Культура Древней Руси

2.1 Письменность и просвещение

Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки...

Культура Древней Руси IX-XI веков

2.3 Письменность и литература

Ключевым моментом в развитии русской культуры стало введение единой письменности. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия...

Культура древних цивилизаций Месопотамии

5. Письменность

Письменность Месопотамии в пиктографической форме сложилась на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Существует предположение, что на становление письменности оказала влияние система "учетных фишек"...

Культура Междуречья

1.2 Письменность (клинопись)

культура письменность литература месопотамия Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность...

Культура средневековой Руси

5. Письменность. Летописание

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах...

Культурная и духовная жизнь японцев

7. Письменность

Первые памятники японской письменности датируются 6-8 веками. До этого в Японии не было своей письменности, в 6 веке буддийские монахи привезли из Китая священные сукры. Но скоро стало ясно, что китайские иероглифы...

Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера

1.3 Письменность

Месопотамия - один из важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами...

Развитие культуры древних славян

3. Письменность

Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами...

cult.bobrodobro.ru

Клинопись (письменность ) Междуречья (Междуречья, Двуречья) — МегаЛекции

Эпоха позднего палеолита

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, которая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры. Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления.Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений.Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей. В эпоху позднего палеолита успешно развиваетсяискусство, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Эпоха мезолита

Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку. Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники. В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает преобладать. В его изображении появляется некий схематизм. В то же время художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сиены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений. Об этом, в частности, свидетельствуют картины на скалах Валлторта (Испания).

Эпоха неолита

Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, чтокультура перестает быть единой и однородной:она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии. Другие важные изменения были вызваны аграрной, или неолитической, революцией в экономике, т.е. переходом от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых областей материальной культуры. Помимо этого возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.

Серьезные последствия для культуры имел также переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Оно повлекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, появление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентаций.

В результате названных и других сдвигов и преобразований во всей духовной культуре происходят глубокие изменения. Наряду с дальнейшим усложнением религиипоявляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей- полуживотных. Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемистических предков.

В эпоху неолита — наряду с религиозными представлениями — люди уже обладали достаточно широкими знаниями о мире. Они прекрасно ориентировались на местности, где жили, хорошо знати окружающий животный и растительный мир, что способствовало их успехам в охоте и поиске пищи. У них были накоплены определенныеастрономические знания, что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия. Астрономические знания позволяли им составлять первые календари, вести отсчет времени. Имели они такжемедицинские знания и умения: знали целебные свойства растений, умели лечить раны, выправлять вывихи и переломы. Они использовали пиктографическое письмо, могли считать.

Глубокие изменения в эпоху неолита происходят и в искусстве. Помимо животных в нем изображается небо, земля, огонь, солнце. В искусстве возникает обобщенность и даже схематизм, что проявляется и при изображении человека. Настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и глины. Помимо изобразительного искусства существовали и другие виды и жанры: музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.

Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.

Современный человек смотрит на первобытную культуру несколько свысока, снисходительно. В этой связи английский историк Дж. Фрэзер отмечает, что «на долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение». Такое отношение, конечно, никак нельзя считать справедливым. В культуре первобытного общества были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры. Просто люди склонны забывать, кому они обязаны всем тем, что они есть.

 

 

3. Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н.э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил появляются более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Наконец, к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства — Мемфис.

В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуетсядодинастическим (IVтыс. до н.э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называтьДревним (III тыс. до н.э.).Средним (конец III — начало II тыс. до н.э.) иНовым (II тыс. до н.э.)царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н.э.).

Древний Египет

Древний Египет стал классическим примеромречной цивилизации,поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Остававшийся после его разливов ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, являвшегося основой экономики Египта. Использовавшаяся для орошения ирригационная система по необходимости должна была быть единой, что в свою очередь способствовало созданиюединого у централизованного государства.

Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук. Весь уклад жизни египтян покоился на сложнойсистеме религиозно-мифологических представлении и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Пгах, Гор, Тог. Многобожие отчасти объясняется тем, что каждая область предпочитала верить в своего бога. Однако некоторые из них пользовались всеобщим поклонением. В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. На первое место выходитбог солнца Ра, илиАлюн-Ра. Культ солнца становится главным. Уход, исчезновение солнца равносильны концу мира. В то же время существует представление о всех богах как эманации единогоПтаха,создавшего мир «сердцем и языком»: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова.

Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесел и искусств, письма и счета, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималось ими как священное и понималось как «слово бога». Исключительно важная роль при этом принадлежит богу мудрости Тоту, который выступает Владыкой слова и счета, создателем письменности, исчислителем лет, покровителем литературы и писцов, магов и целителей.

Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян игралкульт обожествленного и,аря — фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного — верховного бога солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Можно сказать, что законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, однако проведение законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Именно он каждую весну бросал в Нил особый свиток с приказом о начале разлива. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды.

Огромное значение для египтян имел такжекульт диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, кошка, корова, бык, баран, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.

В эпоху Древнего царства Египет впервые переживает настоящий расцвет. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории своей культуры.

В этот период в Египте утверждаетсямедный век. Высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство. Следует отметить, что именно Египту принадлежит заслуга открытия пчеловодства. В больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения. Завершается становление иероглифического письма, появляется первый свиток папируса, складывается система счета, осуществляются первые попытки мумификации.

В эпоху Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с богом солнца Амоном-Ра во главе. Значительный подъем переживает художественная культура, в которой формируются специфические каноны искусства.

Ведущим искусством Древнего царства была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку (мастабу). Последовательное усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали в конце концов превратили ее впирамиду. Первым это осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера вСакка- ре (нач. III тыс. до н.э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб. Имхотеп являлся не только архитектором, но и ученым, писателем и целителем. После смерти он был обожествлен, и в его честь построили храм. Он стал выдающейся фигурой не только египетской, но и мировой культуры.

Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Она была уже не ступенчатой, но правильным четырехгранником стали пирамиды Хуфу. Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX-XXVIII вв. до н.э.). Самая большая из них — пирамида (по-гречески -Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн блоков по 2,5-3 т, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантскийсфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра или другого фараона. (По последним данным создателем Сфинкса был фараон Джедефра, оставшийся непризнанным в истории.) Всего было построено около 80 пирамид.

Пирамиды стали символом Древнего Египта. В них идея безграничной власти и всеподавляюшей мощи фараона нашла наиболее полное воплощение. Они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, преодолеть время, достичь вечности. Отсюда арабская пословица гласит: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид». Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока.

Наряду с архитектурой в Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним из первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера. Она покрыта с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе Нармера, правителя Южного Египта над Северным. Эта знаменитая палетка интересна тем, что в полной мере выражает своеобразие «египетского стиля», заключающегося в особом способе передачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображаются в профиль, а плечи и тело — в фас.

Среднее царство

Вслед за смутным временем, установившимся между царствиями, последовало Среднее царство, которое явилось вторым периодом рассвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической. В этот период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия избронзы. К уже имеющимся ремеслам добавляется производство стекла. Расширение и улучшение оросительной системы способствовало новому подъему земледелия.

В социальной сфере усиливается рольсредних слоев. Изменения происходят и в других областях жизни. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек. В целом же значение сакральной культуры несколько ослабевает. Возникают даже сомнения в загробной жизни. Возможно, благодаря этому невиданный подъем и расцвет переживает наука.

Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитиюмедицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, кровеносных сосудах, пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи вматематике иастрономии. В художественной культуре Среднего царстваархитектура остается ведущим искусством, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В этот период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными.

В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство, в котором наряду с заупокойными появляются другие сооружения. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошными декором. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III. названный греками Лабиринтом. Он занимал огромную территорию (7,2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Это был настоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. Геродот, видевший его и испытавший при этом глубокое восхищение и настоящее потрясение, счел, что храм превосходит сами пирамиды и не поддается никакому описанию словами. К сожалению, этот храм, как и большинство других, не сохранился.

Новое царство

В этот период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и садоводства, где используются новые сорта деревьев — яблоня, миндаль, олива, персик. Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. В целом страна переживает бурный экономический рост, чему способствуют успешные завоевательные войны, которые дают сырье, пленных рабов, золото. Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши, что отчасти сказывается на развитии искусства: оно приобретает пышность.

В Новом царстве в Египте развертывается грандиозноестроительство. Начиная с Тутмоса I, в так называемой «Долине царей» египетские фараоны строят себе роскошные гробницы. В храмовом строительстве и сооружении царских статуй наблюдается явная гигантомания. Характерным примером в этом плане может служить заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III — «колоссами Мемнона». В таком же духе был построен пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с величественными статуями правителя.

Продолжает успешно развиватьсялитература, становясь в полном смысле многожанровой. Главным творением религиозно- культовой литературы становится завершенная «Книга мертвых», которую можно считать энциклопедией религиозной жизни. Появляется светская литература («Сказка о двух братьях» и др.) и даже никак не связанная с культом любовная лирика, включающая в себя «песни услаждения сердца».

В эпоху Позднего времени (I тыс. до н.э.) Египет идет от одного кризиса к другому, распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н.э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование.

Что касается культуры Древнего Египта, то она живет и по настоящий день. Она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Греческий философ Платон с полным основанием назвал Египет «матерью всех цивилизаций».

 

4. Кратко о культуре Междуречья (Месопотамии, Двуречья)

Клинопись (письменность ) Междуречья (Междуречья, Двуречья)

Народы Месопотамии создали богатую культуру. Культура Месопотамии (Междуречья, Двуречья), а именно к примеру письменность - это одно из величайших культурных достижений того времени. Создание письменности способствовало развитию науки и искусства. Творцами письменности были шумеры. Древнейшее письмо было рисуночным. Трудность передачи рисунком отвлеченных понятий вызвала замену рисуночного письма клинописью.

Значки, состоящие из клиньев, стали обозначать не только отдельные слова, но и слоги.Клинописная система письма была сложной и громоздкой. Один и тот же клинописный знак имел до десятка различных значений, всего же знаков было свыше 600.

 

Однако, несмотря на все неудобства, клинопись для своего времени имела большое значение и оказала влияние на развитие письменности народов Востока. Из клинописи вышли алфавитные системы 29. Клинописные таблички. письма.Клинописью писали на глине, имевшейся в изобилии в Междуречья. Обожженные таблички из глины Клинописные табличкилучше сохраняются, чем папирус или другой писчий материал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек.

megalektsii.ru

Тема 3. Письменность древнего Египта и древнего Междуречья: происхождение, эволюция, дешифровка

При написании контрольной работы студент должен решить следующие задачи: Изучить возникновение, эволюцию и технику письменности в Древнем Египте и Междуречье, определить общие и особенные черты древнеегипетской и шумерской письменности, рассмотреть основные этапы и важнейшие открытия в дешифровке этих письменностей, определить значение письменности в развитии речных цивилизаций.

  • Бардески К.Д. Месопотамия: колыбель человечества. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 128 с.

  • Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. – Мн.: Харвест, 2003. – 832 с.

  • Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. – М.: Наука, 1986. - 208 с.

  • Гуляев В.И. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории. – М.:Алетейа, 2004. – 440 с.

  • Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. – 368 с.

  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации.Ч.1. Месопотамия. – М.: Наука, 1983. – 534 с.

  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.2. Передняя Азия. Египет. – М.: Наука, 1988. – 607 с.

  • Кленгель-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон. – М.: Наука, 1979. – 259 с.

  • Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. – М.: Центрполиграф, 2002.- 383 с.

  • Ллойд С. Археология Месопотамии. – М.: Наука, 1984. – 280 с.

  • Монтэ П. Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. – М.: Наука, 1987. -376 с.

  • Мюррей М. Величие Древнего Египта. - М.: Центрполиграф, 2009. – 268 с.

  • Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2004. – 234 с.

  • Тексты пирамид / Под общ. ред. А.С. Четверухина. – СПб.:Журнал «Нева»; «Летний сад», 2000. – 464 с.

  • Шампольон Ж.-Ф. О египетском иероглифическом алфавите. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. – 273 с.

  • При написании контрольной работы студент должен решить следующие задачи: Раскрыть различные стороны материальной и духовной культуры Древнего Египта на разных этапах его исторического развития. Проанализировать значение этой культуры для стран Древнего Востока и мировой цивилизации в целом.

  • Бадж У. Древний Египет: духи, идолы, боги. - М.: Центрполиграф, 2009. – 480 с.

  • Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: Книжный дом «Университет», 2004. – 227 с.

  • Видеман А. Религия древних египтян. – М.: Центрполиграф, 2009. – 256 с.

  • Замаровский В. Их величества пирамиды. – М.: Наука, 1986. – 432 с.

  • Искусство Древнего Востока. / Авторы текста Матье М.Э., Афанасьева В.К., Дьяконов И.М., Луконин В.Г. – М.: Искусство, 1968. – 453 с.

  • Кларк С., Энгельбах Р. Строительство и архитектура в Древнем Египте. – М.: Центрполиграф, 2009. – 320 с.

  • Котрелл Л. Во времена фараонов. – М.: Наука, 1982. – 380 с.

  • Лауэр Ж.-Ф. Загадки египетских пирамид. - М.: Наука, 1966. – 225 с.

  • Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., Л.: Искусство, 1961. – 592 с.

  • Матье М.Э. Мифы Древнего Египта. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. – 173 с.

  • Меекс Д., Фавар-Меекс К. Повседневная жизнь египетских богов. – М.: Молодая гвардия, 2008.- 331 с.

  • Монтэ П. Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. – М.: Наука, 1987. -376 с.

  • Морэ А. Нил и египетская цивилизация. – М.: Центрполиграф, 2007. – 504 с.

  • Мюррей М. Египетские храмы. Жилища египетских богов. – М.: Центрполиграф, 2008. – 228 с.

  • Мюллер М. Египетская мифология. – М.: Центрполиграф, 2007. – 336 с.

  • Памятники Древнего Египта / Автор-сост. А. В. Нестерова. —М .: Вече, 2002.— 208 с.

  • Рак И.В. Мифы Древнего Египта. – СПб.: Издательство «Петролиф», 1993. – 270 с.

  • Сирил А. Египтяне. Великие строители пирамид. – М.: Центрполиграф, 2004 – 240 с.

  • Уайт М. Джон. Боги и люди Древнего Египта. – М.: Центрполиграф, 2007. – 208 с.

  • Фахри А. Древние загадки фараонов. – М.: Центрполиграф, 2008. -256 с.

  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте. – М.: Центрполиграф, 2008. – 400 с.

  • studfiles.net

    5. Письменность. Культура древних цивилизаций Месопотамии

    Похожие главы из других работ:

    Значение культуры Древнего Египта

    ПИСЬМЕННОСТЬ

    В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии...

    Искусство древнего Египта

    5.1.Письменность

    В Египте, благодаря хозяйственным требованиям, сис-тема письменности сложилась уже к Раннему царству. Со-став знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковы-ми...

    История древнерусской культуры

    3. Письменность и просвещение.

    Письменность у восточных славян, как и другие проявления культуры, возникла из потребностей социального развития в эпоху формирования феодальных отношений и становления государственности...

    Культура Древнего Египта

    5. Письменность

    Письменность как элемент культуры возникла в Египте очень рано. В Египте она возникла в связи с необходимостью сохранить на века победы фараонов, символы их власти, обозначения граница государств. Возможно...

    Культура Древнего Египта

    2. Письменность

    ...

    Культура Древней Месопотамии

    1.2 Письменность (клинопись)

    Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э., которая сложилась на основе системы «учётных фишек». В IX-IV тыс. до н. э...

    Культура Древней Руси

    2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

    С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией...

    Культура Древней Руси

    2.1 Письменность и просвещение

    Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки...

    Культура Древней Руси IX-XI веков

    2.3 Письменность и литература

    Ключевым моментом в развитии русской культуры стало введение единой письменности. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия...

    Культура древних цивилизаций Месопотамии

    5. Письменность

    Письменность Месопотамии в пиктографической форме сложилась на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Существует предположение, что на становление письменности оказала влияние система "учетных фишек"...

    Культура Междуречья

    1.2 Письменность (клинопись)

    культура письменность литература месопотамия Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность...

    Культура средневековой Руси

    5. Письменность. Летописание

    В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах...

    Культурная и духовная жизнь японцев

    7. Письменность

    Первые памятники японской письменности датируются 6-8 веками. До этого в Японии не было своей письменности, в 6 веке буддийские монахи привезли из Китая священные сукры. Но скоро стало ясно, что китайские иероглифы...

    Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера

    1.3 Письменность

    Месопотамия - один из важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами...

    Развитие культуры древних славян

    3. Письменность

    Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами...

    cult.bobrodobro.ru

    SATOR - Зарождение письменности в Месопотамии

    Категории раздела
    Календарь
    «  Июль 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Статистика

    Онлайн всего: 1

    Гостей: 1

    Пользователей: 0

    http://www.sator.ucoz.ru

    Зарождение письменности в Месопотамии

    Беатрис АНДРЕ-САЛЬВИНИ,

    Курьер Юнеско, 1995, Июнь

    БЕАТРИС АНДРЕ-САЛЬВИНИ,

    французский ученый-ассириолог, главный куратор и эксперт по надписям в отделе восточных древностей Музея Лувра (Париж). Среди опубликованных работ: «L'invention de I'ecriture» (Nathan, Paris 1986), «Les tablettes du monde cuneiforme» (Bibliologia, Tumhout, Belgique 1992) и «The Birth of Writing in Ancient Mesopotamia» (Asian art V, Washington, 1992).

    Необходимость вести расчеты и учет послужила толчком к появлению письма в древней Месопотамии, Первые известные записи сделаны на табличке из глины — материала, которым так богаты долины Двуречья,

    /800/600/http/sator.ucoz.ru/EDUCATION/KU1995060509/Baran500.jpg
    Перламутровая инкрустация по лазуриту — произведение шумерского искусства (2800—2100 до н. э.)

    Письменность возникла в Шумере около 3300 г. до н. э. в период преобразований, совпавших со строительством первых городов. Благоприятные политические, социальные и культурные условия способствовали ее появлению.

    Урук, процветающий город-государство Южного Двуречья, нуждаясь в некоторых видах сырья, развивал торговый обмен с соседними государствами.

    В то время храм верховного божества — покровителя города — стал, выражаясь современным языком, крупным административно-хозяйственным центром, которым управлял царь-жрец, воплощавший в себе политическую и религиозную власть одновременно. Хозяйственные отношения постепенно усложнялись: нужно было распоряжаться доходами, нанимать и оплачивать рабочую силу, следить за выпасом скота, отправлением и прибытием товаров. Поскольку возможности человеческой памяти ограничены, возникла потребность в новой еди-ной системе учета, позволявшей фиксировать устную информацию с помощью графических символов с тем, чтобы впоследствии ее можно было воспроизводить в той же форме. Так возникла письменность. Первоначально она представляла собой лишь изображения символов. Понятия передавались в условной манере. Например, для обозначения овец* которых приходилось пересчитывать чаще всего, использо-вался крестик, заключенный в круг, — животное в загоне.

    Возникнув как вспомогательный прием для запоминания, письмо с течением времени усложняется по форме и содержанию.

    Сначала линейные графические знаки выполнялись заостренным инструментом, но вскоре техника письма изменилась; знаки постепенно утратили видимое сходство с первоначальными изображениями. Это произошло бла-годаря глине — единственному природному материалу Южной Месопотамии, который использовался для письма. Ограниченность ее пластических возможностей обусловила трансформацию знаков. Поскольку по сырой глине крайне сложно проводить округлые линии, их начали расчленять на прямые, которые вскоре стали не прорисовывать, а впечатывать с помощью калама — тростниковой палочки с треугольным торцом, оставлявшей клиновидные отпечатки. Они могли быть горизонтальными, косыми или вертикальными, а их различные комбинации образовывали знаки.

    Писцы старались увеличить возможности и эффективность идеографической системы путем создания составных знаков. С целью упрощения письма были предприняты попытки сократить число знаков так, что одна и та же идеограмма стала использоваться для обозначения сходных действий и понятий. Читатель должен был определять нужное значение по контексту, что было не всегда легко.

    Для преодоления этого затруднения были придуманы «детерминативы», которые ставились в начале или в конце слова и, по всей видимости, не произносились. Они определяли категорию высказанного понятия: Бог, человек, планета, птица, страна, предмет, сделанный из камня, и т. д.

    Необходимость записи имен собственных и грамматических связок привела к появлению знаков обозначавших звуки (фонограммы), которые лишались смысловых компонентов и сохраняли лишь звуковое значение.

    В результате к 2400 г. до н. э. число знаков сократилось с 900 до 500. Это дало возможность создать силлабо-идеографическую систему, которая позволяла записывать информацию, выражавшую взаимосвязь между словами и все нюансы разговорного языка.

    Содержание текстов также стало заметно богаче благодаря новым возможностям записи.

    /800/600/http/sator.ucoz.ru/EDUCATION/KU1995060509/Rasxod350W.jpg

    Так выглядели приходно-расходные записи, которые велись в Шумере в третьем тысячелетии до н. э.

    К середине третьего тысячелетия знаки уже разбивались, переделывались и упрощались. Они использовались как звуки, утрачивая свое первоначальное значение и часть символического содержания. Клинопись достигла такого уровня развития, что могла передавать различные оттенки понятий.

    От учета к повествованию

    В эпоху архаических династий (ок. 2700 г. до н. э.) наряду с договорами и другими хозяйственными документами появляются первые письменные памятники шумерской литературы, записанные посредством простых корней и возлагающие на читателя обязанность самому восстанавливать недостающие элементы.К середине третьего тысячелетия знаки уже разбивались, переделывались и упрощались. Они использовались только как звуки, утрачивая свое первоначальное значение и часть символического содержания. Сильному изменению подверглось их написание. К этому времени грамматика языка уже устоялась, а клинопись достигла такого уровня развития, что могла передавать все оттенки понятий. Этот вид письма распространился далеко за пределы шумерского царства. Использование клинописи в других языках явилось главным фактором ее развития./800/600/http/sator.ucoz.ru/EDUCATION/KU1995060509/Razvitie250W.jpg
    Около 2340 г. до н. э. новые правители Шумера, аккадские цари стали использовать шумерское письмо в аккадском языке. В конце третьего тысячелетия, во время непродолжительного возвращения шумеров к власти, наблюдался стремительный взлет культуры. Поэты, писатели и ученые записывали и распространяли великие произведения устного творчества: божественные гимны, мифы, молитвы, эпические, философские и научные произведения. «Сказание о Гильгамеше» стало самым распространенным произведением. К 2000 г. до н. э. шумерский язык перестал быть разговорным языком Месопотамии, его вытеснил аккадский язык, имеющий два диалекта: ассирийский на севере и вавилонский на юге региона, но он остался языком высокой куль-уры вплоть до исчезновения клинописи в I в. н. э.

    Многие семитские и индоевропейские языки Ближнего Востока, как, например, хеттский, приняли клинопись, несмотря на ее сложность. Упадок этой системы письма пришелся на первое тысячелетие нашей эры, когда арамейские племена пришли в Месопотамию и принесли с собой свой письменный язык, основанный на линейном алфавите. Этот алфавит был легок в изучении и употреблении, он легко воспринимался и записывался на папирусе. Клинопись, доступная лишь узкому кругу посвященных, начала постепенно исчезать.

    /800/600/http/sator.ucoz.ru/EDUCATION/KU1995060509/Sobstennost250.jpg

    3та глиняная табличка из Нижней Месопотамии (четвертое тысячелетие доНЭ ) не что иное, как документ, подтверждающий право собственности. Вверху слева видно изображение руки, заменяющее подпись владельца.

    /800/600/http/sator.ucoz.ru/EDUCATION/KU1995060509/Alphavit300W.jpg

    30 клинописных знаков начертаны на небольшом, величиной с палец, куске глины, найденном при раскопках древнего города Угарит(ныне Рас-Шамра, Сирия) в 1948 г. Пришедший к нам из 14 в. до н. э., этот предмет свидетельствует о попытках создания алфавита.

    Как развивалась письменность

    Ксавье ПЕРРЕ

    Франция,

    переводчик и преподаватель

    английского языка.

    Около 35 тыс. лет назад появились первые наскальные рисунки, сделанные первобытным человеком, Потребовались тысячелетия, прежде чем в Египте и Месопотамии возникло рисуночное, или пиктографическое, письмо.

    Появление письменности совпало с возникновением городов. на детали рельефа из дворца ассирийского царя Сарагона II в Дур-Шаррукине (8 в. до н. э.) изображен человек, держащий макет города.

    /800/600/http/sator.ucoz.ru/EDUCATION/KU1995060509/Stroitel130.jpg

    Письменность как система символов, представляющая собой определенный структурированный язык, появилась лишь в середине четвертого тысячелетия до н. э. в Месопотамии. Эта система, первоначально состоявшая из пиктограмм, постепенно развивалась по линии деконкретизации символов, что делало возможным более полное воспроизведение человеческой речи на письме. Некоторое время спустя, в начале второго тысячелетия до н. э., в другом конце земного шара появилась китайская письменность — тоже в виде пиктограмм. История происхождения рисуночного, пиктографического, письма, которым пользовались египтяне и индейцы майя, до сих пор неизвестна.

    /800/600/http/sator.ucoz.ru/EDUCATION/KU1995060509/Borneo500.jpg

    Пиктограммы выполнены ок. 1900г даякским резчиком по дереву.

    Образность этих графических символов передает самые первые шаги человека на пути отражения окружающего мира, и наскальная живопись эпохи палеолита является тому подтверждением. О чем мы узнаем, глядя на наскальные изображения людей и животных, относящиеся к 35 000—18 000 гг. до н. э.? Хотя они не имеют ничего общего со структурированным языком, в них очевидно стремление отобразить окружающий мир графически, что свидетельствует о существовании общего языка или по крайней мере общих понятий внутри группы людей и, таким образом, о существовании общего образа мышления.

    Тысячелетия отделяют рисунки, оставленные Ориньякской и Магдаленской культурами, от самых ранних графических символов, — чисел, будь то система счетных палочек в Древнем Китае или полые глиняные шары с нанесенными на поверхность рисунками у шумеров. Развитие этих систем происходило в течение длительного периода в эпоху неолита, когда взаимоотношения человека с окружающим миром претерпели существенные изменения — из охотника-собирателя он превратился в производителя.

    Различные системы письма, стремящиеся отобразить речевые и мыслительные образы, появились в результате стилизаций и комбинаций изначально существовавших символов.

    Например, самые ранние шумерские логограммы, как и древнейшие китайские пиктограммы, отображали основные понятия, истолкование которых читатель должен был найти, расшифровав написанное. Целая армия писцов трудилась в течение столетий над усовершенствованием способов передачи речи, прежде чем были выработаны системы, упорядочившие все тонкости языка.

    От символов к звукам

    /800/600/http/sator.ucoz.ru/EDUCATION/KU1995060509/VizantiyIV300.jpg

    Рукопись с цветными миниатюрами (Византия, IV в.).

    В то время как появление письменности в Шумере, Китае и, вероятно, в Центральной Америке отражает определенные этапы развития общества, известные науке, разнообразные фонетические системы (алфавитные или слоговые) предположительно возникли путем распространения первичной модели, которая была заимствована, повторена и переработана тем или иным обществом и языком.

    Одной из первых систем, основанных на фонетической (возможно, слоговой) транскрипции, является финикийская система письма, наиболее ранние образцы которой относятся к 13—11 вв. до н. э. И хотя ее происхождение остается неразгаданным, специалисты сходятся во мнении, что в большинстве случаев шумерские идеограммы служили матрицей, на основе которой возникли различные алфавиты, и поныне существующие во всем мире.

    Распространению фонетического письма способствовали миграции населения (например, приход арамейских кочевников в Месопотамию), торговля (деятельность финикийских купцов в Восточном Средиземноморье), установление политических гегемонии (вторжение дорийцев в Грецию) и религиозного господства (распространение христианства, перевод Библии на славянские языки). Однако успех такого письма объяснялся еще и тем, что пользоваться им было гораздо проще, чем, скажем, неуклюжей клинописью или сложным иероглифическим письмом Древнего Египта.

    Таким образом, каждое общество, заимствуя финикийскую систему письма, должно было приспособить ее к своим требованиям. Именно так возникли арамейская, древнееврейская и набатейская системы письма, а на их основе — другие, греческая и арабская, тоже соответствующим образом видоизмененные. Последние в свою очередь легли в основу разных алфавитов.

    Здесь мы уже имеем дело не столько с рас­пространением и эволюцией письменности, сколько со смешением языков.

    /800/600/http/sator.ucoz.ru/EDUCATION/KU1995060509/Xet.jpg

    деталь надписи, сделанной хеттскими иероглифами (9—8 вв. до н. э.), где упоминаются имена царя Телипинуса и его сына Сапплилулиума, которые завоевали Алеппо около 1354 г. до н. э. Хетты, пять веков правившие азиатской частью Турции, пользовались идеограммами, заимствованными у вавилонян.

     

    /800/600/http/sator.ucoz.ru/EDUCATION/KU1995060509/Bolivia300.jpg

    /800/600/http/sator.ucoz.ru/EDUCATION/KU1995060509/Finikiy2.jpg

    с помощью пиктограмм, изображенных на куске пергамента (XVI в.), найденного в Боливии, индейцам объясняли основы христианского учения.

    пример древнейшего из известных финикийских алфавитов. Надпись на гробнице правителя Библа царя Ахирама (13 в. до н. э.).l

    Колесо проходит полный круг

    Какова же функция письма? В Китае, к примеру, его использовали в ритуальных целях для общения с потусторонним миром, о чем свидетельствуют археологические находки — черепашьи панцири с надписями и «гадальные кости», тогда как в Шумере письмо применялось в первую очередь для счета. У египтян и индейцев майя секретами письма владели священнослужители, используя эти знания в интересах религии. В Европе же письменность оставалась привилегией духовенства и в более поздние времена.

    Так как духовная и светская власть часто была в руках одних и тех же лиц, письменность, которая в глазах простых людей так или иначе была связана с магией, постепенно становилась неотъемлемой частью законодательной и политической власти. Долгое время оставаясь привилегией правящего класса, грамотность очень медленно проникала в другие слои общества. Например, с исчезновением священнослужителей майя были утеряны и секреты ее письменности, и прошли века, прежде чем появилось египетское демотическое письмо (форма скорописного письма, использовавшегося в государственных делах, торговле и литературе). На Западе грамотность приобрела широкое распространение только в конце XIX в., и даже сегодня ни одно из современных промышленных государств не сможет похвастаться стопроцентной грамотностью своего населения.

    Достаточно парадоксально, что в странах, где законы формулируются в письменном виде и письмо таким образом обретает силу закона, за последние полтора столетия стало широко развиваться общение с помощью изобразительных средств. Несмотря на то что изобретение печати несколько приостановило процесс развития письма или стало контролировать его, возврат к образу и тот факт, что вокруг появляются все новые идеограммы и пиктограммы, свидетельствуют о том, что эволюция письменности продолжается.

    ОТ РИСУНКА К АЛФАВИТУ

    ок. 35 000 до н. э. — появляются первые наскальные изображения, язык становится средством общения.

    ок. 30 000 до н. э. — наскальные рисунки появляются в Европе.

    ок. 15 000 до н. э. — этим временем датируются рисунки на стенах пещер Ласко и Альтамиры.

    ок. 3300 до н. э. — в Месопотамии возникает пиктографическое письмо.

    ок. 3100 до н. э. — время появления первых египетских иероглифов.

    ок. 2800—2600 до н. э. — в Шумере возникает клинопись.

    ок. 2500 до н. э. — клинопись распространяется в странах Ближнего Востока.

    ок. 2300 до н. э. — племена, населявшие долину р. Инд, пользуются письмом, которое до сих пор не расшифровано.

    ок. 1500 до н. э. — на китайских ритуальных бронзовых сосудах и гадальных костях появляются первые идеограммы.

    ок. 1400 до н. э. — на основе семитского клинописного консонантного алфавита развивается угаритское письмо.

    ок. 1100 до н. э.—этим временем датируются первые из известных надписей, сделанных с помощью финикийского алфавита.

    ок. 1000 до н. э. — на базе финикийского алфавита возникло арамейское письмо, которое в дальнейшем легло в основу арабского и древнеиндийского письма, в частности санскрита.

    ок. 900 до н. э. — финикийское консонантное письмо распространяется в странах Средиземноморья.

    ок. 800 до н. э. — греки создают буквенно-звуковое письмо, используемое сегодня.

    ок. 600 до н. э. — этим временем датируются первые латинские надписи, сделанные прописными буквами.

    ок. 400 до н. э. — в Греции появляется папирус и первые рукописные документы.

    ок. 90 н. э. — в Римской империи место свитков заняли кодексы (старинные рукописи), а на смену папирусу пришел пергамент.

    ок. 105 н. э. — в Китае изобретена бумага.

    Ill в. — появляются начатки письменности майя.

    VII в. — в Китае изобретен печатный станок; появляется арабское письмо.

    XV в. — благодаря изобретению Гутенберга в Европе появилось книгопечатание.

    Источники: «Naissance de I'ecriture», Reunion des musees nationaux, 1994, et. B. Fraenkel, Centre d'etude de I'ecriture, Paris.

    ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ О МЕСОПОТАМИИ

    sator.ucoz.ru