Древнейшая медицина. Военная медицина в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Медицина в Древней Греции. Древнейшая медицина


Медицина в Древней Греции. История медицины

Медицина в Древней Греции

Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна и в первую очередь страны так называемого античного мира с III тысячелетия до н. э. до V в н. э. — Древняя Греция (Эллада), страны так называемого эллинизма и Древний Рим.

Различные области знаний у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием «философия» («любовь к знанию» – любомудрие по древнерусской терминологии). Для древнегреческой философии, особенно в наиболее ранних ее стадиях, характерна стихийная диалектика. Эта черта характеризует, в частности, мыслителей Милетской школы, возникшей около VI в. до н. э. в городах. Малоазиатского побережья. Мыслители эти были одновременно естествоиспытателями и врачами.

В философских течениях Древней Греции – материализме и идеализме – отражались интересы разных слоев общества.

Крупнейшим представителем материализма и атеизма в древнегреческой философии был Демокрит (около 460-370 гг. до н. э.). Значительное внимание Демокрит уделял и медицине. «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют сами в своем распоряжении средства к этому», – писал он.

В этом и других высказываниях нашли выражение общие материалистические взгляды Демокрита. Продолжателем его был Эпикур; влияние этого мыслителя сказалось главным образом позднее, в Риме, в системе! Лукреция, автора энциклопедической поэмы «О природе вещей» («.De rerum natura»).

Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (конец VI в. до н. э.), а поздней, с IV в. — философией Платона. Эти философы-идеалисты объясняли все, что совершается в мире, влиянием стоящей над ним силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

Историческая роль Древней Греции в области медицины отразилась в современной медицинской терминологии: хирургия (хейрургия – дословно рукодействие), педиатрия (лечение детей), психиатрия («лечение души»), дерматология (учение о коже), офтальмология (учение о глазах), гематология (учение о крови). Есть множество других медицинских терминов древнегреческого происхождения.

В Элладе по сравнению со странами Древнего Востока медицина в относительно меньшей степени находилась под влиянием религии. Греческие боги – не столько владыки и деспоты, стоящие над людьми, сколько олицетворение различных людских качеств, как хороших, так и дурных. Наряду с «асклепейонами» (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах) существовали носившие то же название лечебницы и школы врачей-нежрецов, а также мелкие «ятрейи» – лечебницы на дому у врача.

Название «асклепейоны» происходит от имени Асклепия. Асклепий (по-латыни Эскулап), по преданию живший в Фессалии – в северной Греции, «великий и беспорочный врач», как его называет Гомер в «Илиаде», имел много учеников. Впоследствии он был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу как бог врачевания. Многие крупные врачи Древней Греции считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины – Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии – Панацея считались его дочерьми.

Лечение в асклепейонах при храмах в значительной степени заключалось в разработанной системе внушения. Из собственно лечебных процедур особое внимание уделялось водолечению и массажу.

Ценным источником для изучения древнегреческой медицины являются обнаруженные при раскопках остатки хирургического и другого медицинского инструментария. Обнаружены также слепки больных органов, которые больные приносили в асклепейоны иногда как жертвоприношения в ожидании излечения, а иногда как благодарственную жертву за излечение. Слепки дают представление как о болезнях, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

Характерная черта древнегреческой культуры – большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене (рис. 5). В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например «стадион», «пентатлон» и др. На многочисленных греческих вазах имеются художественные изображения ухода за телом (обливание, растирание, массаж и т. д.). Древнегреческие скульпторы (Фидий, Пракситель и др.) в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела. В классических произведениях древнегреческого эпоса – поэмах Гомера «Илиаде» и «Одиссее» – описаны состояние медицины в период перехода от родового строя к рабовладельческому.

Рис. 5. Уход за телом (орнамент древнегреческой вазы).

Купцов, ремесленников и свободных земледельцев обслуживали врачи-периодевты, странствовавшие по полисам – общинам и городам – с набором примитивных инструментов и лекарств. Имелись «семейные» школы для подготовки врачей. Особую славу приобрели медицинские школы в Малой Азии – Книдосе и Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый Гиппократ.

Гиппократ (около 460-377 гг. до н. э.) происходил из рода, в котором медицинская профессия по обычаю того времени передавалась от отца к сыну. Это было семейное ремесленное обучение. Сочинения Гиппократа свидетельствуют о его знакомстве, в частности, с медициной стран Древнего Востока. Разработанные им приемы лечения переломов, вывихов, ран разного рода делают вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах.

Сочинения, приписываемые Гиппократу, были впоследствии сгруппированы в дошедший до нас «Гиппократов сборник», принадлежащий, как установлено, не одному лицу.

Годы деятельности Гиппократа совпадали с правлением Перикла в Афинах. В это время жили философы Анаксагор и Демокрит, скульптор Фидий, драматурги Софокл и Эврипид, историки Геродот и Фукидид и многие другие крупные деятели. Историку Фукидиду принадлежит описание «афинского мора» – крупной эпидемии во время Пелопонесской войны (между Афинами и Спартой), участником которой он был.

Гиппократ придерживался в основном материалистических взглядов. Он знал систему органов движения (кости, суставы, связки, мышцы), о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, растяжений, вывихов. Рациональные советы содержатся и в указаниях Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.

Совершающиеся внутри организма процессы он представлял себе менее ясно. Здесь Гиппократ исходил в основном из гуморальных представлений. Согласно этим представлениям, в их развитой позднее форме жизнь организма определяется четырьмя соками: кровью, слизью (флегма), желчью желтой и желчью черной. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови – сангвинический, слизи – флегматический, желчи желтой – холерический, желчи черной – меланхолический. Темперамент каждого человека зависит от преобладания у него соответствующего сока. Природа человека («физис», по Гиппократу) сводится в основном к тому или иному распределению и смешению различных соков в организме человека. Эта классификация «темпераментов», как и лежавшие в ее основе гуморальные представления, конечно, чрезвычайно далеки от современных научных представлений. Однако И. П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности указал, что «греческий гений в лице – индивидуальном или сборном – Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» [9].

Гпппократ (460-377 до н. э)

Для нас в настоящее время не имеет решающего значения, принадлежит то или иное положение лично Гиппократу или одному из его единомышленников и продолжателей.

Отражая характерный для древнегреческих мыслителей стихийно-диалектический подход, Гиппократ склонялся к пониманию организма и процессов, происходящих в нем, в единстве и целостности.

Материалистическая позиция Гиппократа в вопросах медицины нашла выражение в его произведении «О священной болезни» (имеется в виду эпилепсия). «Нисколько, мне кажется, она ни божественнее, ни более священна, чем другие, но имеет такую же природу происхождения, какую и прочие болезни… Вследствие невежества предоставляется ей божественное свойство, вследствие же знания способа лечения божественность отнимается»[10].

В произведении «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ указывает, что врачу, прибывшему в новый, для него город, необходимо изучать климат, почву, воду, образ жизни населения и т. п. Только тот, что предварительно исследует условия жизни в городе, сможет успешно работать в нем в качестве врача[11]. В своих «Наставлениях» Гиппократ требует от врача не только «умения руководить больными», но и заботиться о здоровых, чтобы они не болели.

Основным принципом терапевтической деятельности Гиппократа было лечение «противоположного противоположным»: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же – переполнением… труд врачует отдых и, наоборот, покой – труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного». Такой взгляд страдает значительным механистическим упрощением сложного многообразия возможных терапевтических воздействий. Однако в последующем историческом развитии медицины этот подход сыграл положительную роль, служа противопоставлением «лечений подобного подобным»; последнее широко использовалось идеалистическими и мистическими течениями в медицине, в частности гомеопатией.

Вынужденный ограничиться непосредственным наблюдением больного при помощи «пяти чувств» – зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса. Гиппократ изощренно владел ими.

Для представленной Гиппократом медицинской школы на острове Кос характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и в сущности отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачи Косской школы на основе установленных признаков переходили к прогнозу и лечению. Детально разработанный для разных случаев прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы.

Соседняя с Косской, но противоположная ей по методу Книдская школа (Эврифон), напротив, значительное место уделяла подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик. Исторически более оправданным следует признать подход Косской школы; предпосылок для обоснованного диагноза в рассматриваемую эпоху еще не было. Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как Косская индивидуализировала его.

И. П. Павлов назвал Гиппократа «гениальным наблюдателем человеческих существ». О наблюдательности Гиппократа дают представление его меткие сравнения. Так, мелкопузырчатые хрипы в легких он сравнивал с кипением уксуса, шум трения при плеврите – с поскрипыванием кожаного ремня. Гиппократ иногда выслушивал ухом грудную клетку; после него этот прием не нашел достаточного развития в древней меди цине.

Гиппократ отвергал решающую роль «удачи» или «счастья» как условия успешной деятельности врача, противопоставляя им владение необходимыми приемами и наличие определенных медицинских знаний. «Иметь счастье – это значит делать хорошо, так делают знающие люди. Иметь несчастье – это, не имея знаний, делать нехорошо; оставаясь невеждой, можно ли иметь счастье?»

Немалое место в произведениях Гиппократа занимают вопросы поведения врачей и врачебной этики, начиная с внешности врача и внешних приемов его работы. В знаменитой «Клятве врача» сформулированы взаимоотношения врача и больного, а также отношения врачей между собой. «Клятва» не представляет собой оригинальное произведение Гиппократа или его современников; сходного содержания профессиональное обязательство врача встречается и в более ранних источниках Древнего Востока, в частности Индии. В последующие века профессиональное’ обязательство врачей в измененном виде вошло во врачебный быт весьма многих стран, в том числе и России.

Считая, что медицина требует не отвлеченного умозрения, а возможно более тщательного наблюдения у постели больного, Гиппократ настаивал на систематическом и всестороннем наблюдении больных. Ряд высказываний Гиппократа прочно вошел в медицину и даже в художественную литературу, например его классическое описание вида умирающего (facies Hippocratica).

«Должно… перенести мудрость (философию) в медицину и медицину в мудрость (философию)», – учил Гиппократ. Другими словами, следует связывать теорию и практику. Учение Гиппократа противостояло одновременно и эмпирикам, пренебрегавшим теорией, и догматикам с их господством надуманных схем над опытом и наблюдениями. Гиппократ требовал учитывать в первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески стимулировать «естественные способности» организма. При ограниченных знаниях своего времени он остерегался насильственно вмешиваться в «естественный» ход патологических процессов, призывая прежде всего «не вредить».

Значительное место в терапевтической системе Гиппократа принадлежало диетическому лечению, которое он понимал расширенно, в смысле не только пищевого, но и общегигиенического режима.

В учении Гиппократа уделялось внимание и организму больного, и внешней среде, условиям жизни.

Приведенные примеры показывают, что учению Гиппократа присуще то самое «драгоценное чувство меры», которое характерно и для диалектической древнегреческой философии, и для древнегреческого искусства. В дальнейшем в медицине неоднократно наблюдались односторонние увлечения тем или иным открытием или новым положением, В определенных пределах и определенных условиях эти положения могли быть правильными и полезными, но вне этих условий они неизбежно приводили к ошибкам. Основные принципы учения Гиппократа предостерегали врачей против односторонних увлечений и ошибок, которых было много в многовековом развитии медицины.

Учение Гиппократа сыграло положительную роль в дальнейшем развитии медицины. Оно при всех его исторически обусловленных недостатках и слабых сторонах не содержало многочисленных метафизических ошибок, представленных в медицине позднее.

В период империализма при растущем разрыве между насущными потребностями общества и возможностями их удовлетворения некоторые деятели науки и культуры начали усиленно развивать упадочнические пессимистические взгляды. К числу их относится отрицание эффективности научной медицины и отрицание возможности ее успешного развития. Эти тенденции особенно усилились в связи с односторонним развитием техницизма в медицине и узколокалистической трактовкой заболеваний. Появилось даже течение «неогиппократизма».

Медицина стран социализма бережно хранит и использует наследие прошлого, в том числе ценные, положительные стороны учения Гиппократа, развивает его в соответствии с новыми запросами, но отвергает лозунг «назад к Гиппократу» как антинаучный и исторически реакционный.

После Гиппократа древнегреческая медицина, как и культура Древней Греции в целом, приобрела новые черты, отражавшие новый этап общественного развития. В области медицины нашли выражение два противоположных течения, представленные догматиками и эмпириками.

Догматик Платон (427-347 гг. до н. э.), крупнейший представитель идеализма античного мира, истолковывал происходящие в здоровом и больном организме процессы идеалистически и мистически. Здоровье или болезнь, по Платону, определяется потусторонним, нематериальным началом – «пневмой». Превращения этой «пневмы» в организме, проникающей вместе с воздухом, ее влияние на различные органы и составляло содержание патологии.

В произведении «Законы» яркое выражение находит классово-рабовладельческая позиция Платона. Он устанавливал здесь две системы лечения, противоположные друг другу: научную (для свободных людей) и ненаучную, знахарскую (для рабов). Врачей он тоже делил на две резко различающиеся категории. «Философию», т. е. науку, он считал занятием врачей-рабовладельцев, лечащих больных из этого же класса. По Платону, рабам знания не доступны и не нужны; не нужна им и настоящая научная медицина. Предусматривал Платон и среднюю группу – свободных, но бедных граждан. В его системе обслуживания они находились посредине между двумя крайними противоположными классами.

Эмпирики, среди которых было немало врачей, боролись против догматиков, против их увлечения надуманными общими схемами. В то же время эмпирики крайне обедняли врачебное мышление, полностью отрицая теорию, ограничивая задачу врача только практикой. «Не то важно, чем болезнь вызывается, но то, что ее устраняет». Тем самым они по существу сводили медицину к простому накоплению оправдавших себя на практике приемов лечения. Эмпирики в лучшем случае были умелыми компиляторами.

Значительной ступенью в развитии науки явилась деятельность Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Будучи сыном врача, Аристотель также получил медицинское образование. Он ставил ряд вопросов, в частности в области медицины, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Он критиковал идеалистическое учение! Платона и в некоторых вопросах приближался к материализму. Но наиболее характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности всего совершающегося (телеология, энтелехия). Церковная философия эпохи феодализма использовала это учение Аристотеля и сделала его вместе с учением Платона одной из главных основ реакционной средневековой идеологии – схоластической философии, господствовавшей в средневековой медицине. В. И. Ленин указывал: «Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое» [12].

* * *

Заключительный период истории Древней Греции носит название периода эллинизма (IV-I вв. до н. э.).

Вместо системы мелких самостоятельных общин – полисов — начало формироваться крупное централизованное государство во главе с военачальником, будущим монархом. Период этот начался завоевательными походами Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.). В Македонскую монархию были включены лежавшие к югу от нее полисы Греции, затем Египет, «передняя» и «средняя» Азия. Огромная держава, возникшая в результате завоеваний Александра Македонского, включала территорию от Балканского полуострова до границ Индии, от Дуная и Черного моря до Аравийского полуострова и Северной Африки. Население было разноплеменным, разноязычным и находилось на разных ступенях социально-экономического и культурного развития. Естественным результатом образования огромной Македонской монархии было смешение культур – завоевателей и покоренных ими народностей. Созданная в короткий срок силой оружия империя начала распадаться сразу же после смерти завоевателя (в Вавилоне в 323 г. до н. э.). Она распалась на несколько крупных так называемых эллинистических государств, во главе которых стали «диадохи», военачальники Александра Македонского: Птолемей в Египте, Селевк в Сирии и Малой Азии и др. Назревшие вопросы экономического и культурного (развития требовали общения между странами и народами, развития торговли, многостороннего обмена. Эти обстоятельства способствовали сохранению системы эллинистических государств и их развитию в течение нескольких столетий до конца I в до н. э., т. е. до завоевания их Римом.

Крупнейшим среди эллинистических экономических и культурных центров была Александрия – столица Египта, расположенная на перекрестке морских и караванных торговых путей. В Александрийской библиотеке находилось до 700 000 свитков. В музее (мусейоне) – научном центре Александрии – работали математики Эвклид и Евдокс, механик Архимед, физик Стратон, астроном Аристарх Самосский. Здесь же получила развитие геоцентрическая система Птолемея, господствовавшая почти два тысячелетия, вплоть до открытий Коперника и Галилея в XVI и XVII вв.

Значительное развитие в Александрии получила также медицина, главным образом хирургия, и в связи с ней анатомия. Александрийские хирурги иногда производили перевязку сосудов. Это делало доступной ампутацию конечностей и другие ранее невозможные сложные хирургические вмешательства. Применялся в Александрии и наркоз с помощью вытяжки корня мандрагоры и других средств. Анатомические знания культивировались в Египте еще с древности.

Крупные успехи в хирургии и в анатомо-физиологических исследованиях связаны с деятельностью врачей Герофила и Эразистрата, живших в Александрии на рубеже IV и III вв. до н. э. Герофил и Эразистрат занимались вскрытием трупов и даже вивисекцией. Особенно большой вклад оставили исследования Герофила и Эразистрата в области нервной и сердечно-сосудистой систем.

Сохранявшаяся до недавнего времени в анатомии терминология – torcular Herophili, calamus Herophili и др. – свидетельствует о значительном вкладе александрийских врачей в науку. Имеются сведения о наличии в Александрии, а также в других эллинистических государствах больниц и прообразов аптек при них, в которых работали врачи.

Аптеки как специальный вид учреждений получили дальнейшее развитие в тех же странах Востока позднее, в Средние века.

В I в до н. э. с падением политической самостоятельности эллинистического Египта (30 г. до н. э.) Александрия утратила свое значение политического и экономического центра Древнего мира. Центр этот переместился в Римскую империю, завоевавшую и поработившую эллинистические государства Востока.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Военная медицина в Древнем Риме: med_history

Римский врач с помощником-капсарием. Современная иллюстрация

Очень приятно, что сейчас появляются независимые и вменяемые исторические ресурсы. Среди них, несоменно, замечательный http://warspot.ru

И как же здорово, что на нём появились две основательные статьи по истории военной медицины. КОторые мы, разумеется, перепостим себе в блог. Сегодня - про медицину Древнего Рима.

Можно вполне уверенно сказать, что военная медицина как таковая появилась вместе с человеком разумным и первыми конфликтами с применением камней и дубин – к сегодняшнему дню известно достаточно скелетов неандертальцев со следами залеченных переломов. Эффективность работы доисторических костоправов была достаточно высока: успешное сращение костей зафиксировано более чем в 70% случаев, и уж наверняка далеко не все эти травмы были получены в результате несчастных случаев. Однако формально военная медицина была выделена как в отдельную науку, так и в специализированное ведомство при армии только в Древнем Риме имперского периода. Разумеется, помощь раненым на поле боя оказывалась и в других государствах античности, от Ассирии до Египта, но именно римляне первыми создали государственную структуру, отвечавшую строго за помощь солдатам во время и после сражения.Прежде чем переходить к существу вопроса, сначала ознакомимся с краткими сведениями о достижениях античной медицины в целом.

Медицинская наука в Римской империи

Отметим, что римские успехи в данной области были унаследованы от всей Средиземноморской цивилизации и прежде всего – Эллады. В начале I тысячелетия нашей эры главным центром медицинского образования была Александрия, но вполне уважаемые школы медицины существовали также в Галлии и Испании, в Афинах, Антиохии, Косе, Эфесе, Смирне и Пергаме. Тем не менее, в поисках медицинского образования молодые люди из всех провинций Империи устремлялась в египетскую столицу. Даже в IV веке н.э., когда Египет переживал серьёзный упадок, Аммиан Марцеллин писал, что достаточной рекомендацией для врача являлось простое упоминание об учёбе в Александрии.

Римский врач. Античная фреска, Помпеи

Это прозвучит странно, но в те времена существенно прогрессировала врачебная специализация. «Никто не в силах быть универсальным врачом, – записывает Филострат Флавий Старший около 225 года н.э., – должны существовать специалисты по ранам, лихорадкам, глазным болезням, чахотке». В Александрии практиковалось анатомирование трупов, а хирургия, пожалуй, была развита здесь в I веке столь же хорошо, как и в лучших европейских клиниках до начала XIX века включительно. Нередко врачами были женщины, одна из них, Метродора, написала сохранившийся трактат о болезнях матки. История медицины той эпохи украшена великими именами: Руф Эфесский описал строение глаза, провёл различие между мoторными и сенсорными нервами и усовершенствовал методы остановки кровотечения в хирургии. Марин Александрийский прославился операциями на черепе, включая установку восстанавливающих пластин из металла, что было весьма актуально после ранений головы. Диоскорид из Киликии (40–90 гг. н.э.) написал труд Materia Medica, в котором содержались описания шестисот используемых в медицине растений, и эти описания оказались настолько хороши, что его книга оставалась наиболее авторитетным пособием по данной теме вплоть до эпохи Возрождения. Он же использовал для обезболивания настойку из мандрагоры.

Абсолютно феноменальных успехов достигает гинекология, и повторить их удалось только почти две тысячи лет спустя – именно античные врачи изобрели гинекологические зеркала и акушерские кресло. Гален, самый знаменитый врач этого периода, был сыном архитектора из Пергама. В семнадцать он обратился к медицине, учился в Киликии, Финикии, Палестине, на Кипре, в Греции и Александрии, работал хирургом в пергамской гладиаторской школе и некоторое время практиковал в Риме (164–168 гг. н.э.). Он оказался внимательным наблюдателем и экспериментировал больше, чем любой другой античный врач. Гален старательно описал строение черепа и спинной хребет, мускульную систему, молочные железы, сердечные клапаны. Он выявил отличие плеврита от пневмонии, описал аневризмы, рак и туберкулёз, раскрыв инфекционную природу последнего.

Рим, с его невероятно действенной и успешной системой государственного строительства, начал заботиться о поддержке медицинской науки во времена Веспасиана, когда открылись первые кафедры, а преподаватели получили твёрдое жалование – выпускники этих школ получали звание «государственного врача» (medicus a republica) и только они впоследствии могли практиковать в пределах Рима. Многие из государственных врачей направлялись на службу в армию.

Таким образом, мы видим, что, в сравнении с позднейшими эпохами вплоть до XIX века, античная медицина стояла на весьма высоком уровне, а поскольку Рим воевал много и практически беспрерывно, перед государством встал насущный вопрос о лечении и последующем возвращении в строй раненых легионеров. Римляне подошли к этому вопросу с присущей им прагматичностью и обстоятельностью.

Медицина в армии

Римляне никогда не завоевали бы половину обитаемого мира, не обладая чётким пониманием необходимости строгой организации всех государственных ведомств – Империя являлась сложнейшим организмом, вполне сопоставимым с современными крупными странами. Поскольку римская армия была, если угодно, «государствообразующей» структурой и самым эффективным военным механизмом времён античности, внимание обеспечению, снабжению и строительству войска отдавалось самое пристальное.В республиканский период армия имела вид народного ополчения, собиравшегося в случае военной угрозы из свободных граждан по имущественному цензу. Ситуация начала меняться при диктаторе Луции Корнелии Сулле в I веке до н.э., когда появилась «профессиональная» армия, а за время до окончания Гражданской войны и воцарения Октавиана Августа эволюция войска была окончательно завершена – легионы, как того требовал старинный закон, после окончания боевых действий не распускались, и служба отныне неслась на гарнизонной основе.

Примерно в эпоху Августа получает развитие столь важное направление военной медицины, как санитария – римляне и так-то были чистюлями, ну а в военном лагере при большом скоплении людей на ограниченной территории санитарные правила должны были соблюдаться неукоснительно. Здоровье легионера, а следовательно, и его возможность незамедлительно выполнить приказ, стояли на первом месте. Офицеры проверяли качество поставляемых продуктов и воды, учитывались все мелочи – туалеты, удобство и чистота одежды, ветеринарная служба; всё это находилось в ведении префекта лагеря. Гигиенические требования к обустройству лагеря можно встретить у многих латинских авторов – Флавий Вегеций Ренат сообщает нам, что палатки необходимо ставить на сухом и возвышенном месте, в случае холодов требуется запас тёплой одежды для солдат, особое внимание во избежание проблем с кишечником следует обратить на чистоту воды. Раненые и больные обязаны отдыхать, а следовательно, лазареты надо устраивать как можно дальше от шумных легионных мастерских, где чинятся доспехи и оружие. До нас дошла и следующая рекомендация:

«…Для того чтобы всё войско не утомлялось шумом, возникающим из-за криков людей или звона щитов, следует разбивать лагерь легиона на одну или две мили от осаждённой крепости, откуда не будет слышен шум, производимый осаждающими».

В наши времена это называется «гигиена слуха» или «акустическая гигиена», но уже две тысячи лет назад римляне отлично понимали, что утомлённый после боя легионер должен как следует выспаться, и принимали соответствующие меры. Юлий Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» совершенно не упоминает о военных врачах, но нет сомнений, что медицинское обеспечение хотя бы на низовом уровне в его армии присутствовало – по крайней мере, каждый римский солдат обязан был носить с собой перевязочный материал для оказания первой помощи товарищу, но это отвлекало его от основной обязанности: сражаться. Какой отсюда следует вывод? Верно – должна быть создана специализированная служба с легионными врачами и санитарными командами!

Санитары-капсарии оказывают помощь раненым. Барельеф на колонне Траяна, Рим

Сказано – сделано: римляне очень быстро внедряли полезные новшества. Ко II веку н.э. военная медицина достигает своего античного апогея, превратившись в великолепно организованную структуру. В каждом легионе насчитывалось 24 хирурга, полевая медицина и служба первой помощи работали практически безупречно, а рядом с каждым крупным военным лагерем находился госпиталь. Назывался госпиталь валетудинарием, от латинского valetudo, valetudinis – «здоровье», то есть наиболее близкий перевод на русский язык должен звучать как «здравница». Валетудинарии, строившиеся в retentura, задней и наиболее удалённой от противника части лагеря, обслуживали крупные военные соединения, обычно два-три легиона – общая вместимость госпиталя составляла около 200 коек, то есть примерно одно место на полсотни легионеров. Рядом часто возводился алтарь, посвящённый Эскулапу, богу врачебного искусства, чей культ проник в Рим из Эллады в 293–291 годах до н.э., когда в Вечном Городе возникла эпидемия неведомой нам заразы – Сивиллины книги тогда дали совет ради избавления от мора привезти в Рим статую Асклепия Эпидаврского…

Если поначалу валетудинарии были деревянными, то ко II веку н.э. привыкшие к унификации и единообразию римляне начали строить типовые госпиталя из камня – сооружения весьма внушительные и оснащённые всеми доступными по тем временам удобствами. В стандартном виде это было прямоугольное одноэтажное здание 60×100 метров с внутренним двором-атриумом, обязательным отоплением, канализационным стоком, по возможности – водопроводом, палатами на 5–6 человек, отдельными операционными и складами для лекарственных трав, инструментов и перевязочного материала. Наиболее хорошо сохранившийся валетудинарий сейчас можно увидеть в городке Карлеон в Уэльсе – надолго обосновавшиеся в провинции Британия легионы возвели даже обширные термы при госпитале. Снабжался валетудинарий (как, впрочем, и вся армия) централизованно.

Современная реконструкция римского госпиталя с внутренним двором

Медицинский персонал госпиталей носил статус immunes, иммунов, то есть освобождался от обязательных для каждого солдата хозяйственных и строительных работ: известно, что в мирное время легионеры в самом буквальном смысле этого слова строили империю – дороги, оборонительные валы, города. Профессиональные «государственные врачи», о которых мы говорили выше, назывались medicus ordinarius, помогали им санитары-капсарии, чьё название произошло от сумки с полевой аптечкой – capsa. Инструментарии отвечали за материальное обеспечение: лекарства, инструменты, вино, являвшееся основой многих лекарств. Общий уход за ранеными и больными осуществляли чаще всего рабы. Возглавлял госпиталь главный врач – medicus castrorum, находившийся в прямом подчинении префекта лагеря или легионного трибуна.

Не надо думать, что при всей кажущейся архаичности римской медицины по состоянию на I–II века н.э. врачебное искусство было примитивным или шарлатанским – как гражданские, так и военные медики отлично знали своё дело. Им было известно медикаментозное обезболивание – препараты на основе дурманящих трав. Археологами обнаружено множество сложных хирургических инструментов, использующихся и в наши времена: зонды для исследования ран, скальпели, катетеры, зажимы для остановки кровотечений из повреждённых сосудов, шовные принадлежности. Цельс описывает более сотни различных инструментов, среди которых были и специализированные – к примеру, тюфлагкистрон, найденный неподалёку от места базирования V Македонского легиона в Мезии: это устройство предназначалось для извлечения из ран наконечников стрел с минимальным травматизмом для раненого. Наконец, римляне имели представление об антисептике – врачи мыли руки и инструменты горячим красным вином, найдены и печи для стерилизации.

Хирургические инструменты, найденные при раскопках в Помпеях

Действия медицинского персонала на поле боя были стандартным. Капсарии, конные санитары, возглавлявшие небольшой отряд носильщиков, или оказывали первую помощь непосредственно во время сражения в ближнем тылу, куда перетаскивали раненых, или немедленно эвакуировали их в госпиталь, где пострадавшие оказывались в руках хирургов. То есть, уже тогда были сформированы понятия о медицинской эвакуации. Раненому в госпитале оказывалась вся возможная помощь и уход, было распространено частичное протезирование – те же металлические пластины при травмах черепа. В случае успешного лечения легионер возвращался в строй, а при получении инвалидности его статус менялся на missio causaria – медицинская демобилизация, дававшая ровно те же гражданские права, что и missio honesta, демобилизация почётная, по выслуге лет. То есть, римлянин, выбывший из армии по медицинским показаниям, освобождался от налогов и гражданских обязанностей.Тем не менее, при всей организованности и серьёзнейшем подходе к военной медицине, шансы выжить были далеко не у всех. Аммиан Марцеллин в XIX книге «Римской истории» описывает битву римлян с армией персидского царя Шапура у города Амида:

«…Наконец ночь прекратила убийства, и пресыщение ужасами боя дало обеим сторонам более продолжительный отдых. Но и когда нам дана была возможность отдохнуть, непрерывный труд и бессонница истощили остаток наших сил, а кроме того, нас терзали своим видом кровь и бледные лица умиравших товарищей. Теснота не позволяла даже отдать им последний долг погребения; в стены сравнительно небольшого города были втиснуты семь легионов, толпа горожан и пришельцев и некоторое число других ещё солдат, всего около 20 тысяч человек. Каждый по возможности лечил свои раны сам или при помощи лекарей; некоторые, получившие тяжкие увечья, боролись со смертью и испускали дух от потери крови, другие, пронзённые насквозь, лежали ничком на земле, и когда они испускали дух, их отбрасывали в сторону; некоторые были так страшно изранены, что сведущие во врачебном искусстве не позволяли касаться их, чтобы не усиливать ещё более их страдания без всякой пользы; у иных извлекались из тела стрелы, и при этой рискованной процедуре они терпели страдания более тяжкие, чем сама смерть».

Римскую структуру организации военной медицины впоследствии унаследовала Византия, расширившая отряды капсариев – это уже были отдельные санитарные подразделения deputatus/депутатов, примерно по 10 человек на одну когорту, занимавшиеся исключительно оказанием помощи на поле боя и эвакуацией. Увы, но после падения Рима и с наступлением Тёмных веков европейская медицина в созданных варварами на обломках Империи государствах откатилась к совершенно первобытному состоянию и начала хоть как-то возрождаться только к периоду Высокого Средневековья, а античных высот достигла и вовсе в Новое время.

Однако великий Рим создал достаточную теоретическую базу, которой потомки пользовались на протяжении практически полутора тысяч лет – сохранились труды Галена, Цельса, Диоскорида, Сорана Киликийского и многих других авторов, направлявших врачей в позднейшие эпохи. Выдающаяся же военная медицина Империи умерла вместе с Римом, и её возрождения пришлось ждать долгие столетия…

Завтра мы перепостим текст о военврачах средневековья.Первоисточник: http://warspot.ru/4068-voennaya-meditsina-v-drevnem-rime

Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке и паблик вконтакте

med-history.livejournal.com

Медицина Древней Греции

После заката и распада цивилизации Древнего Египта возникла цивилизация Древней Греции, это случилось приблизительно в 700 году до нашей эры. Она просуществовала приблизительно до 600 года нашей эры. Среди древних греков было немало великих философов, а врачи того времени уделяли большое внимание рациональному мышлению по сравнению с древними египтянами. Таким образом, мы вполне можем считать древнегреческую медицину основной прародительницей современной научной медицины.

Первые медицинские школы в Древней Греции возникли на территории Сицилии и Калабрии, которые в настоящее время входят в состав Италии. Наиболее известной и влиятельнойшколой была Пифагорейская школа. Пифагор был великим математиком, который внедрил теорию чисел в естественные науки, поскольку в то время медицина не являлась отдельным предметом.

Последователи Пифагора верили, что числа имеют точное значение, особенно цифры четыре и семь. Они упоминали, что Библия описывает бесконечность как 70*7, а длина лунного месяца составляет 7*4, равно как и менструальный цикл (28 дней), 7*40 представляет собой полный срок нормальной беременности. Также пифагорейцы верили, что ребенок будет иметь лучшее здоровье, если родиться на седьмом месяце, нежели на восьмом.

К слову, карантинный период, длящийся сорок дней, пришел к нам именно из Древней Греции, поскольку тогда было принято считать, что данное число является священным. Согласно древнегреческим записям, еще одна греческая медицинская школа была основана в Книдосе в 700 году до нашей эры. Алкмен работал в данной школе, где впервые начали применять практику наблюдения за больными.

Алкмеон из Кротона (приблизительно 500 год до нашей эры) признан осним из наиболее значимых теоретиков медицины и философов Древнего мира. Некоторые считают, что он был одним из учеников Пифагорая. Несмотря на его довольно обширные труды в области медицины, некоторые историки все же утверждают, что он, скорее, был философом медицины, а не врачом. Как известно, Алкмеон являлся первым, кто задумался о внутренних причинах заболеваний, он также выдвинул идею о том, что болезнь может быть обусловлена факторами внешней среды, питанием и образом жизни.

Греческая цивилизация значительно отличалась от египетской. К примеру, Египет находился под управлением монарха, тогда как греческая система состояла из нескольких городов-государств, которые находились под управлением местного правительства. Афины были демократическими, тогда как в Македонии правил диктатор, а Спарта управлялась военным правительством.

Помимо весьма неплохих успехов в торговле древние греки были относительно богаты, они наслаждались культурой, восхищались поэзией, публичными дебатами, политикой, архитектурой, скульптурой, комедией и драмой. Впервые примененные логические дискуссии означали действительно возможное развитие математики и науки. Начиная с 600 года до нашей эры греки становятся все более интересующимися относительно природы окружающих вещей и явлений.

В 600 году до нашей эры Анаксимандр начал продвигать идею о том, что абсолютно все состоит из земли, воды, воздуха и огня, как он определил элементы. Это произошло незадолго до того, как греческие врачи задумались о том, могут ли заболевания иметь естественные причины и, следовательно, будут лучше реагировать на применение естественных методов лечения, нежели на воздействие заклинаний и молитв, изгоняющих злых духов.

Приблизительно в 300 году до нашей эры Александр Македонский превратил Грецию в величественную империю, которая распространилась на Ближний Восток. В Египте была построена Александрия, которая стала одним из главных центров образования и обучения в древнем мире. Несмотря на то, что древние греки верили в существование богов, все постепенно наука занимала все больше места в попытках объяснить причины и найти решение относительно лечения заболеваний, в частности, и окружающих явлений в целом.

Древние греки верили, что медицина вращается вокруг теории гумора

Одной из наиболее значимых фигур в древнегреческой медицине несомненно является Гиппократ, который известен как «отец медицины». Гиппократ родился на острове Кос (460-370 гг до нашей эры), он основал свою собственную медицинскую школу, в который впервые медицина преподавалась как отхдельная дисциплина, что являлось на тот момент революционной идеей. До этого медицину связывали с философией и практикой религиозных ритуалов, чтения молитв и заклинаний. Более того, именно Гиппократ и его ученики впервые заявили о профессии врача.

Научный труд Hippocratic Corpus, написанный самим Гиппократом и его коллегами, состоял из 60 медицинских работ древних греков. Также Гиппократу приписывают создание известной клятвы Гиппократа, которую должны были приносить студенты-медики, когда они становились квалифицированными врачами. Данная клятва, хоть и претерпела изменения, но до сих пор используется современными врачами, которые клянутся практиковать этичный и честный подход к выполнению медицинских обязанностей. Тем не менее некоторые классические ученые, к примеру, Людвиг Эдельштайн, верили, что клятва была создана пифагорейцами.

Принято считать, что Гиппократ улучшил систематическое изучение клинической медицины, предложив изучение заболевания при помощи непосредственного обследования живого пациента. Гиппократ и его коллеги стали первыми, кто описал и правильно задокументировал данные о некоторых болезнях и расстройствах. Считают, что именно Гиппократ впервые детально описал утолщение кольцевых фаланг пальцев, характерных для хронического гнойного заболевания легких, врожденного порока сердца с первичным цианозом и рака легких. Даже в настоящее время некоторые враячи до сих пор применяют термин «пальцы Гиппократа» при описании утолщения кольцевых фаланг пальцев.

Маска Гиппократа является описанием лица человека незадолго до его смерти. Она включает заострившийся нос, запавшие глаза, запавшие виски, холодные уши, сухую, негибкую, отвердевшую кожу лица, бледный землистый цвет лица. При наличии таких признаков и отсутствии улучшений такая маска Гиппократа является прогнозирующим фактором скорого летального исхода.

  • Гиппократ и его последователи первыми применили некоторые термины для описания заболеваний и состояний пациентов:
  • острый;
  • хронический;
  • эндемичный;
  • эпидемичный;
  • выздоровление;
  • кризис;
  • обострение;
  • пароксизм;
  • пик заболевания;
  • возвращение забоелавания;
  • рассасывание.

Влияние Аристотеля и Платона на медицинскую практику и исследования

Два известных греческих философа, Аристотель (384-322 гг до нашей эры) и Платон (424/423-348/347 гг до нашей эры) пришли к заключению, что человеческое тело не имеет жизни после смерти. Такой подход получил широкое распространение среди врачей в Древнем Египте, что привело к началу проведения изучения мертвых тел в Александрии. Иногда врачи вскрываи даже вполне живых преступников, в результате чего, к примеру, врач-хирург Герофил (335-280 гг до нашей эры) заключил, что движения конечностей обусловлены работой головного мозга, а не сердца. Эразистрат (304-250 гг до нашей эры) обнаружил, что кровь движется по венам, однако, он упустил из вида, что она циркулирует. Философские труды и речи Аристотеля и Платона позволили древним грекам изучать внутреннюю часть человеческого тела, применяя систематический подход.

Жидкости человеческого тела

В Древней Греции считали, что все вокруг состоит из четырех основных элементов: земли, воды, водуха и огня. Такой подход привел к развитию теории о том, что тело человека состоит из четырех жидкостей, а поддержание баланса таких жидкостей является необходимым условием хорошего здоровья. Такая теория просуществовала почти две тысячи лет, до 1700 года нашей эры.

К четырем жидкостям человеческого тела относят кровь, флегму, черную желчь и желтую желчь. Баланс жидкостей обеспечивает наилучшее здоровье, тогда как диабаланс ведет к развитию различных заболеваний.

Существовала ли хирургия в Древней Греции?

Греки вскрывали тела умерших людей, а иногда и живых преступников для того, чтобы изучить внутреннее строение тела. Тем не менее историки медицины сомневаются в том, что древние греки были способны проводить внутриполостные операции. Однако, в связи с почти постоянными военными действиями врачи все же имели обширную практику в лечении переломов и вывихов. Более того, они даже умели вправлять вывихи межпозвоночных дисков.

Как и в Древнем Египте в Древней Греции не существовало анестезии, однао, уже было созданы травяные антисептические смеси. Диагностика заболеваний также проводилась с применением натуральных препаратов. Греческие врачи все же проводили клинические наблюдения и тщательные медициснкие осмотры больных.

Согласно рекомендациям Гиппократа для лечения следующих болезней применяли специдические препараты:

  • Грудные заболевания: ячменный суп с уксусом и медом для повышения уровня флегмы;
  • Боли в боку: обтирания мокрой губкой; при распространении боли до ключиц рекомендовали кровопускание в обласыи локтя до того, пока кровь не станет ярко-красной;
  • Пневмония: ванна обеспечит облегчение боли и поможет повысить уровень флегмы, однако, при этом пациент должен быть полностью погружен в воду и не двигаться.

Также Гиппократ советовал при простуде поддерживать тепло тел пациентов, при лихорадке и потоотделении — охлаждать тела и осушать пот, восстанавливать кровопотерю. 

С этим материалом так же читают:

www.megamedportal.ru

Медицина Древней Греции

Медицинское знание существовало в Древней Греции на высоком уровне. Оно было неразрывно связано с религией и философией. Греки знали большое количество заболеваний и способов их лечения, также процветала храмовая медицина. Многие термины, предложенные в то время, активно используются по нынешний день. А символ бога Асклепия – чаша со змеей – одна из наиболее известных медицинских эмблем.  

Медицина и религия

Покровителем медицины в Древней Греции являлся бог-целитель Асклепий, чей культ сложился примерно в VII веке до н.э. Считается, что его прообразом стал легендарный врач времен Троянской войны. Греки верили, что он был сыном бога Аполлона, который сам помог малышу родиться, проведя первое кесарево сечение. Причастны к медицине были и некоторые другие боги Олимпа.

 

Сыновей Асклепия также почитали как легендарных лекарей. Известнейшим их потомком считали Гиппократа. Одним из атрибутов Асклепия была змея. Она являлась символом мудрости, обновления и могущества природных сил. Позже стал изображаться посох или чаша, обвитые змеей, которые по нынешний день являются эмблемами медицины.

 

Первые святилища, посвященные Аскепию, были возведены в VI-V веках до н.э. в Пелопоннесе, Фессалии и на Косе. Назывались они асклепейонами. В их центре располагались храмы и жертвенники. Место для их сооружения выбиралось возле минерального источника с целебной водой и кипарисовой рощи. Хоть там нельзя было находиться роженицам и тяжело больным, в них оказывались некоторые медицинские услуги. В основном это было водолечение и прием лекарств.

 

Таким образом, асклепейоны явились прообразом первых больниц. Практиковался там «искусственный сон» – состояние, которое достигалось применением гипноза и наркотиков. В таком виде больные легко переносили боль и даже хирургические операции. За оказанные услуги храмам приносились дары – мраморные руки, ноги, серебряные сердца, которые символизировали исцелившуюся часть тела.

Древнегреческие врачи

Врачевание в храмах было очень популярным, но не могло конкурировать с настоящими лекарями. Поэтому врачи часто приглашались в асклепейоны для ухода за тяжелыми больными. Медицина была неразрывно связана с философией. Известнейшими врачами были Аристотель, Гераклид, Демокрит.

 

Они были не только философами, в их трудах были рассуждения о жизни и смерти, развитии эмбриона, болезнях, лихорадке, лекарствах и диете. Долгое время врачевание было семейной традицией. Только в V-IV веках до н.э. в семью лекарей стали принимать учеников со стороны и обучать их. Так появились первые медицинские школы и новые направления: книдская, кротонская, сицилийская и косская.

Представления о болезнях и строении человеческого тела

Одними из основных источников сведений о быте и культуре Древней Греции являются эпические поэмы Гомера – «Одиссея» и «Илиада». То же относится и к медицинским знаниям. В поэмах детально описано 141 повреждение конечностей и туловища, среди которых есть проникающие и поверхностные раны, ушибы и нагноения от ядовитых укусов змей. Упоминалось там и о рождении живого семимесячного малыша, об эпидемии чумы и использовании серы в качестве лекарства.

 

Греки умели извлекать из тела стрелы, останавливать кровь, накладывать фиксирующие и давящие повязки. Обрабатывать раны умели не только врачи, но и сами воины. Многие термины, использующиеся в то время, дошли до наших дней и применяются в современном медицинском языке.

 

www.letopis.info

Медицина

 

Поиск по сайту:

Медсправка для работы в Москве. Образец справки на сайте http://medspravka77.com/
Главная » Темы » Медицина

Зародившись еще в первобытные времена, медицинское знание продолжало развиваться и совершенствоваться, постепенно достигнув нынешнего уровня.

Медицина появилась далеко не сразу. Но многие важные открытия были сделаны еще в древние века. Предшественницу современной медицины называют доисторической.

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы – Ведах – содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.

Несмотря на то, что медицина в Древнем Китае отличалась догматизмом и косностью, развита она была достаточно хорошо. Было известно большое количество заболеваний и способов их лечения.

Отличительной особенностью медицины древней Японии была тесная связь с легендами и мифами и народным началом, а также влиянием Китая. Сохранилось большое количество текстов с описанием заболеваний и способов их лечения.

Медицина древнего Тибета – уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться.

Медицинские знания в Древнем Египте находились на высоком уровне. До наших времен дошли тексты, содержащие большое количество сведений о болезнях и способах их лечения. На высоком уровне была диагностика.

Медицинское знание существовало в Древней Греции на высоком уровне. Оно было неразрывно связано с религией и философией. Греки знали большое количество заболеваний и способов их лечения, также процветала храмовая медицина

Медицинское знание в Древней Греции не ограничивалось только открытием новых методов диагностики и лечения. Именно в то время сформировалась тесная связь между эмпирическим и философским направлениями, ставшей основой принципа научного и практического единства, методологии и опыта, активно использующегося по настоящее время.

Медицинские знания Древнего Рима в большинстве своем были основаны на учении греческого врача – Гиппократа. Римляне активно пользовались всеми методами диагностики и лечения, известными в Древней Греции. На высоком уровне была развита травология, которая легла в основу многих современных представлений о лекарственных растениях.

В Средние века медицина развивалась медленно. Накопления новых знаний практически не происходило, поэтому активно использовались те, что были получены еще во времена Античности. Однако именно в Средние века появились первые больницы, а также возрос интерес к ряду заболеваний, служивших причинами эпидемий.

Медицина в Средневековье все еще имела тесную связь с религией. Несмотря на это, развита она была достаточно хорошо. В это время сделано множество открытий в анатомии и физиологии. Появился ряд выдающихся деятелей науки. Предложены новые химические соединения, лекарственные препараты и способы лечения некоторых заболеваний.

XVII—XVIII века стали эпохой открытий в области нормальной и патологической анатомии и физиологии. Открыто кровообращение, система лимфоциркуляции и дыхание

В XIX века медицина стала окончательно сложившейся наукой. Продолжили свое развитие анатомия, физиология и другие ее отрасли. Благодаря успехам в диагностике и лечении о многих болезнях практически забыли. Значительно улучшились такие показатели, как средняя продолжительность жизни и заболеваемость.

Хирургия отделилась от терапии и стала отдельной ветвью медицинской науки еще в древние времена. Постепенно появились врачи, специализирующиеся только на оперативных вмешательствах. Спектр хирургических операций постепенно расширялся, со временем став таким, как сейчас.

Эпоха Возрождения стала решающим этапом для становления хирургии. Изначально на тех, кто ею занимался, смотрели как на шарлатанов-кровопускателей. Но постепенно, благодаря успехам в анатомии, а также деятельности таких выдающихся хирургов, как Паре, Фошан, Гильден, Магати, хирургия была признана как полноценная отрасль медицины.

XIX век стал веком крупнейших открытий в области хирургии. Начала активно развиваться оперативная хирургия и топографическая анатомия. Пусковым моментом к совершенствованию проводимых вмешательств послужило изобретение наркоза, а также совершенствование методов борьбы с кровотечениями и профилактики заражения ран.

Первые хирурги появились в России только в XVI-XVII веках. При Петре I возникли медицинские школы, в которых стала преподаваться анатомия и хирургия. Но настоящий расцвет отечественной хирургии связан с деятельностью великого ученого и врача – Н.И. Пирогова и его последователей.

Первые процедуры пластической хирургии проводились еще до нашей эры в Индии и Древнем Египте. Затем о ней на долгое время забыли. И лишь Позднее Средневековье считается эпохой второго рождения эстетической медицины и хирургии.

История медицины неразрывно связана с развитием человеческой культуры. Эта наука возникла и формировалась по законам, которые характерны для любого направления в изучении окружающего мира. Но если в давно минувший период лекарь следовал религиозным догмам, то последующее развитие медпрактики проходило под влиянием величайших научных открытий.

Невозможно представить современную медицину без антибиотиков. Они помогают вести успешную борьбу со многими инфекционными заболеваниями и ежегодно спасают миллионы людей.

Диэтиловый эфир – это прозрачная летучая жидкость, обладающая своеобразным запахом и имеющая жгучий привкус. Вещество разлагается под воздействием воздуха, света, тепла или влаги, образуя токсичные альдегиды, пероксиды и кетоны, которые раздражают дыхательные пути.

История рентгенографических исследований начинается в 1885 году. Именно тогда Вильгельму Рентгену впервые удалось зарегистрировать затемнение фотопластинок, произошедшее под воздействием излучения особого спектра. Тогда же ученый обнаружил, что при облучении какой-либо части тела человека на фотопластинке остается изображение скелета.

Микробиология изучает невидимые невооруженным глазом живые организмы. Ведь каждому из нас известно, что в окружающей среде находятся различные бактерии, микроскопические грибы, вирусы, архебактерии, простейшие и т.д. И задача, которую выполняет данная наука, заключается в систематизации, а также исследованиях особенностей и роли микроорганизмов в природном круговороте веществ. Кроме того, именно микробиология занимается изучением практического значения микроскопических живых организмов в нашей повседневной жизни.

Трудно представить современную медицину без шприца – незаменимого инструмента для инъекций и диагностических пункций. А, между прочим, он имеет достаточно интересную историю.

Впервые оспа была диагностирована более 3000 лет назад в Древней Индии и Египте. Длительное время это заболевание было одним из самых страшных и беспощадных. Многочисленные эпидемии, охватывающие целые континенты, уносили жизни сотен тысяч людей. История свидетельствует о том, что в XVIII столетии Европа ежегодно теряла 25% взрослого населения и 55% детей. И только в конце XX века Всемирной организацией здравоохранения была официально признана полная ликвидации оспы в развитых странах мира.

О лекарстве от всех болезней человечество мечтает давно. И одним из самых подходящих для этого почетного звания препаратов, как ни странно, является сравнительно простой в изготовлении аспирин. Он оказывается весьма полезным при самых различных недугах, что обеспечило широчайшее его распространение во всем цивилизованном мире.

Еще в конце XIX века в медицине было сделано одно из величайших открытий за всю историю. Английский ученый Ф. Хопкинс одним из первых установил, что в человеческом организме присутствуют вещества, изменение баланса которых приводит к различным расстройствам, заболеваниям и даже смерти. Позже эти химические соединения получили название «витамины».

Есть вполне обоснованное мнение, что медицина существует столько же, сколько и само человечество. И пусть древним людям были не доступны технологии, которыми мы пользуемся сегодня, каким-то образом им удалось не только выживать в суровых условиях окружающего мира, но и интенсивно развиваться.

Трудно найти человека, который никогда не слышал о «Клятве Гиппократа». Однако не так-то много людей, которые бы интересовались судьбой и вкладом в науку того, кто придумал ее текст. Будучи высокоморальным человеком, он сумел в небольшую по объему клятву вложить все важные принципы, которые должен выполнять каждый доктор.

Эскулап или, как его называли в Греции, Асклепий, является античным божеством врачевания. Считается, что его прообразом послужил реальный человек, занимавший пост правителя Фессалии во времена Троянской войны (приблизительно XII век до н.э.).

Парацельс – человек-загадка, с именем которого связаны самые противоречивые, но, тем не менее, весьма эффективные идеи в области науки врачевания. Именно он, опираясь на результаты научных изысканий Гиппократа, создал учение о «спагирической» медицине, которое опровергало общепринятые в эпоху Средневековья теории Галена, Авиценны и Аристотеля. Парацельс считал, что все живые организмы состоят из тех же веществ, что и окружающий мир, причем нарушение баланса соотношений этих элементов в физическом теле и является источником различного рода заболеваний.

Иван Павлов – один из самых ярких научных авторитетов России, да и что там говорить, всего мира. Будучи весьма талантливым ученым, на протяжении своей жизни он сумел внести внушительный вклад в развитие психологии и физиологии. Именно Павлова считают основателем науки о высшей нервной деятельности человека. Ученый создал крупнейшую в России физиологическую школу и сделал ряд весомых открытий в области регуляции пищеварения.

Иван Сеченов – выдающийся российский ученый. Ему впервые в истории удалось обосновать рефлекторную природу бессознательного поведения. Сеченов является создателем физиологической школы. Опираясь на результаты многолетних исследований, он доказал, что основу психических явлений составляют физиологические процессы в организме. Кроме того, ученый продемонстрировал, что физиология индивидуума может быть изучена объективными методами.

Существует несколько наиболее известных медицинских эмблем, каждая из которых имеет свое уникальное происхождение и значение.

 

www.letopis.info

Медицина Древней Индии | Железный век

Расцет медицины Древней Индии

В VI в. до н.э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: «Предписания Маку» (II в. до н. э.— II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского учения — буддизма (с VI в. до н. э.) — первой мировой религии.

Искусство врачевания (санскрит. аюрведа — учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» (датируется I—II вв. н. э.) и «Сушрута-самхнта» (датируется IV в. н. э.).

«Чарака-самхита» и «Сушрута-самхнта»

Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран, лечение болезней области головы, лечение болезней всего организма, лечение психических заболеваний, лечение детских болезней, противоядия, элексиры против старческого одряхления, средства, повышающие половую активность.

«Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению. В ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

Познания индийских врачей

Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире.Несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали: 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (прана, слизь и желчь).

Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т.д.) выделялись как «особо важные» (санскрит — marman).Их повреждение считалось опасным для жизни. Познания индийских врачей в области строения тела человека явились важной вехой в истории анатомии и сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Медицина с философской и религиозной точки зрения

В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней.Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира.

Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану(«атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь).Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь — как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий.

Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа, венерические и другие заразные болезни, понять причины которых в то время было еще невозможно).

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т.п.Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

==Тактика лечения врачевателей Древней Индии Тактика лечения в древней Индии, так же как и в других странах древнего мира, определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного.Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

О многогранности навыков и знаний древнеиндийского врачевателя свидетельствуют известные слова Сушруты: «Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав — человек, знакомый со свойствами ножа и огня —демон, знающий силу молитв — пророк, знакомый же со свойствами ртути — бог!».

Лекарственные растения в Древней Индии

Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели: «для укушенных индийской змеей не было никакого исцеления, если он не обращался к индийским врачевателям,—сами индийцы вылечивали тех, кто был укушен» [«Кндика». XV. II].

Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась широко за пределами древней Индии. Морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай.Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения и благовония. В средние века опыт индийской медицины был заимствован тибетскими лекарями, о чем свидетельствует известный трактат индо-тибетской медицины «Чжуд-ши» (VIII—IX вв. н.э.).

Родовспоможение в Древней Индии

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия, кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку, описанный также римским врачом Сораном во II в., т.е. за два столетия до Сушруты.Однако в индийском порту Арикалиду в I— II вв. существовала римская торговая фактория, следовательно, не исключено, что Соран мог заимствовать указанный метод из более ранних буддийских сочинений, в которых часто упоминается об удачных излечениях путем оперативного врачевания.

Хирургия в Древней Индии

Искусство хирургии в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба (согласно легенде первыми хирургами были врачеватели неба — близнецы Ашвины) верным источником славы».

Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами.

Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, камнесечения, грыжесечения, пластические операции.Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики», писал А. Бэшем.

Предупреждение болезней и развитие гигиенических традиций было одним и з важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии.

Так, в тексте, который приписывается легендарному врачевателю древности Дханвантари(датируется V в. н.э.), говорится: «возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка».Для спаврки — в Европе вакцинация против оспы была открыта английским врачом Э. Дженнеромв 1796 г.).

Общественное положение врача

Положение врача в древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительным, концу древности, с развитием кастовой системы и общественного неравенства некоторые занятия (например, хирургией) стали считать ритуально «нечистыми». Однако в целом занятие врачеванием вызывало большое уважение.

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение, врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом»,— записано в «Сушру-та-самхите».

По окончании обучения будущий Врачеватель произносил проповедь, которая приведена в «Чарака-самхите»:Если Вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти… Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже. ценою собственной жизни…Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей… Ваша речь должна быть приятной… Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания… Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить… никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому.

Записанная в I—II вв. н. э., эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей (записанной в III в. до н. э.). Это свидетельствует о единых принципах врачебной этики в странах древнего мира.

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни…».

Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов, и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

ageiron.ru


Смотрите также