Женщина в Древнем Египте: богиня, сестра и правительница. Древнего египта женщины
Женщина в Древнем Египте — WiKi
Изображение придворной дамы в гробнице Менны (TT69), Луксор
Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — от Шумера и Аккада до Древней Греции и Римской империи. При этом и женщины, и мужчины должны были соблюдать свои обязанности в обществе.
Правовые основы
Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса (др.-греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок[1][2].
Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.
Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь[2]. Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат[3].
Семья
Брак
Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу[3].
Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.
Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны»[4]. Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.[1]
В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.
Измена
В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расправиться с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.
Развод
Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось выплачивать алименты бывшей супруге до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью[5]. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур[4]. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.
Дети
Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду. После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку[6].
Медицинские папирусы приводят рецепты контрацепции, которая не возбранялась. Ингредиенты сегодня определить трудно, но некоторые понятны: напиток из сельдерея и пива, ферментированная смола акации[6], помёт крокодила.
Профессии
Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, тканием полотна, плетением корзин. Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы[7]. Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины. Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Божественная супруга Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут[5].
Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса две самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды». В текстах Дейр эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицы Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[8].
Чтобы стать жрецом, следовало пройти долгий путь обучения писцом. Если женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[5]. Прославленными египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом. Визирем чати служила Небет при VI Династии.
Женщины у власти
За 3000-летнюю историю египетской цивилизации женщинам приходилось становиться во главе государства либо в качестве регента, либо единоличным правителем по причине отсутствия других наследников или из-за собственных амбиций. Науке известны несколько таких женщин-фараонов:
Династический период
Нейтхотеп (I Династия) записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех, что разрешалось лишь фараонам. Вопрос о единоличном правлении остаётся открытым.
Мернейт (I Династия) также записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех. Регентствовала при малолетнем сыне Дене.
Древнее царство
Среднее царство
Клеопатра VII, статуя ок. 51 — 30 гг. до н. э.
Новое царство
Хатшепсут (XVIII Династия) не передала власть вступившему в права и возраст пасынку Тутмосу III, требовала обращения к себе «фараон».
Нефернефруатон (XVIII Династия) — тронное имя, предположительно, Нефертити, правившей около двух лет после смерти мужа фараона Эхнатона.
Анхесенамон (XVIII Династия) оставалась единственной представительницей царской семьи после смерти супруга Тутанхамона и правила непродолжительное время. Это следует из писем Дахамунцу.
Таусерт (XIX Династия) — последний правитель XIX Династии пришла к власти в качестве регента при сыне Сиптахе и вернулась на трон после его смерти. Следующий фараон Сетнахт уничтожал память о Таусерт, узурпировал её гробницу (KV14) в Долине царей.
Эллинистический период
Береника III (Птолемеи) вступила во власть в 81 году до н. э. и после 6 месяцев удачного правления была убита своим мужем Птолемеем XI. Разгневанный народ расправился с фараоном.
Береника IV (Птолемеи) узурпировала власть отца в 58 году до н. э. Первого мужа приказала задушить, со вторым правила 6 месяцев, пока вернувшийся из изгнания Птолемей XII не убил её.
Клеопатра VII (Птолемеи) боролась за власть со своим братом Птолемеем XIII, опираясь на поддержку Рима (особенно Юлия Цезаря). После гибели в бою одного брата Клеопатра вышла замуж за второго Птолемея XIV и правила практически единовластно. После убийства Цезаря она нашла союзника в лице Марка Антония, но потерпела поражение от Октавиана и покончила с собой. Считается последним египетским правителем, хотя по происхождению Птолемеи не были египтянами.
Идеал женской красоты
Примечания
↑ 1 2 Bob Brier, Hoyt Hobbs. Daily Life of the Ancient Egyptians. — Westport: Greenwood Press, 2008. — (Daily life through history). — ISBN 978-0-313-35306-2.
↑ 1 2 Barbara Watterson. The Egyptians. — Wiley-Blackwell, 1997.
↑ 1 2 Маргарет Мюррей. Величие Древнего египта. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009. — С. 107-112. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-44829.
↑ 1 2 Christiane Desroches Noblecourt. Женщина во времена фараонов = La femme au temps des pharaons. — Stock, 1988. — 344 с. — (Le Livre de Poche). — ISBN 2253046418.
↑ 1 2 3 Joshua J. Mark Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : Статья. — 2016. — 4 ноября.
↑ 1 2 Кристиан Жак. Рамсес. Храм миллионов лет = Les Egyptiennes / пер. с фр. Е. Коваленко. — М.: Феникс, 2001. — 448 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00085-0.
↑ Hunt, Norman Bancroft. Living in Ancient Egypt. — New York: Thalamus Publishing, 2009. — ISBN 978-0-8160-6338-3.
↑ David, R. Religion and Magic in Ancient Egypt. — Penguin Books, 2003.
ru-wiki.org
Женщины - фараоны древнего Египта
Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в истории Древнего Египта были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой.
Женщина в Древнем Египте
Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».
Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи – награды за выдающиеся заслуги на поле боя.
Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.
Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)
Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).
Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)
Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек – бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.
Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.
Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250...
...лет.
Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)
Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.
Хатшепсут. Женский и мужской варианты
Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоныя, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.
Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).
Хатшепсут. Женщина-фараон
Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.
В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.
Таусерт (ок. 1194—1192г.)
Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.
Правили она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.
Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)
Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.
Автор Klim Podkova, источник
www.my-71.ru
Женщины- фараоны Древнего Египта - HintFox
Что же означает понятие женщина-фараон? Каким образом стал возможен подобный феномен? В каких случаях женщина могла занять египетский престол в качестве владыки Верхнего и Нижнего Египта, и значит, обладать безграничной властью? Вот такие вопросы возникли у меня перед тем, как я стала изучать материал по данной теме. Оказалось, что в этом нет ничего удивительного, так как Древнем Египте женщины обладали равными правами с мужчинами. Они торговали, владели собственностью и даже правили — в истории Египта известны имена, как минимум, шести женщин-фараонов. Единственными сферами жизни, куда древние египтянки не допускались, была, естественно, армия - по понятным причинам, и медицина. Медицина - исключительно потому, что покровителем врачевателей был "мужской" бог Анубис, и лекари были его жрецами, так как, что для Древнего Мира естественно, любое лечение - травами, минералами, путём хирургического вмешательства, без сакрального знания считалось бесполезным и, даже, опасным для больного, ибо исцеление должен был одобрить сам Анубис.
И так, речь пойдет о женщинах- фараонах, вернее об одной из них, самой известной, талантливой. Потому что ни одна из шести Священных Правительниц Египта не добивалась абсолютной власти, которой обладали не все Фараоны, ни при одной из них Египет не возвышался и не процветал так, как при Хатшепсут.
По законам древнего Египта, правительница, начиная с Нитокрис, могла претендовать только при строго определённых обстоятельствах: в случае, если Священная Супруга переживала Фараона, а Фараон не оставлял наследников мужского пола. Тогда Правительница получала титул Священной, что было почти аналогично титулу Фараона, и становилась полновластной царицей Египта. В случае же, если умерший Фараон оставлял наследников мужского пола младше девяти лет, вдовствующая царица получала статус Правительницы-регента, что так же давало ей абсолютную власть, однако, в отличие от первого случая - не пожизненную, а до достижения Наследником, титуловавшимся Юным Правителем, двенадцатилетнего возраста. Когда происходила его интронация, Наследник объявлялся Фараоном, а вдовствующая Правительница, потеряв свой статус, буквально выдавливалась окружением нового Фараона - советниками - Верховными Жрецами и военачальниками.
Придя к власти, Хатшепсут обезоруживает всех своих врагов, заботится не только о себе, но и о стране. Она добивается такой власти, какой не было ни у одной женщины, ни до, не после неё, включая английских королев и русских императриц 17-19ых веков. Победа, открывшая Хатшепсут путь к созиданию.
Ей достались мощная армия и богатейший золотой запас. И она мудро распорядилась своей казной. Прежде всего, следует сказать, что Хатшепсут - первый - уже Фараон, а, может быть, и единственный, в истории Египта, рискнувший расходовать казну значительно больше, чем она пополнялась. Даже Ху-Фу (Хеопс), построивший самое величественное и самое дорогое в истории Египта сооружение - свою Великую пирамиду с погребальным комплексом, как и его предок Джосер, с которого, собственно, началось строительство пирамид и массовое строительство великих храмов, не расходовали (хотя и щедро оплачивали высококвалифицированный труд тысяч рабочих) золота больше, чем позволял постоянный приток из Нубии. Однако, в отличие от них, Хатшепсут не просто строила себе памятники, она производила инвестиции в укрепление своей власти. Но, главное, правительница не побоялась вложить огромные средства в восстановление сельского хозяйства. Она резко подняла во всех номах закупочные цены на зерно, мясо и финики, стимулируя сельское хозяйство, не смотря на то, что цены были и без того очень высокими. Колоссальные средства были потрачены на восстановление городов Нижнего Египта, но стимулирование сельскохозяйственного производства, а так же восстановление городов Дельты было необходимо. Города Дельты и побережья севера Красного моря были важнейшими торговыми центрами Средиземноморья. Хатшепсут за пятилетний срок - к девятому году царствования на две трети опустошила казну Египта. Но женщина-Фараон восстановила разрушенную почти за три столетия усобиц и войн экономику своей страны.
При этом на содержание армии "Фараон Мааткара" (так называли ее в истории Египта) тратила не меньше, чем её предшественники, но иначе было нельзя. Сокращение армии, конечно же, ослабило бы Египет, но, главное, вызвало бы недовольства военачальников. Но, всё же, ей удалось сэкономить и на армии, причём, с политической выгодой для себя. Она приостановила сооружение оборонительных, наступательных и универсальных форпостов на северных рубежах, уменьшила контингент на границе со страной Куш, отозвав в основную армию, успокоив при этом военачальников. Правительница набирает лучших архитекторов, посылая их в Нубию, строить погребальный храм царю Куш. Отчасти, строительство финансировал Египет, однако эти средства были не сравнимы с притоком нубийского золота, зато нубийский царь, которому Хатшепсут воздвигала погребальный храм, подтвердил полную лояльность "Фараону Мааткара" и вассальное, относительно Египта положение. Она отсылает двух генералов в качестве послов в Ливию и Хеттское царство, причём, верительные грамоты подкрепляются дарами - удивительными по своей красоте и изяществу произведениями египетских ювелиров. В качестве подарка царю Хатти, она посылает одного из своих лучших скульпторов с его мастерами, который создаёт почти десятиметровую статую хеттского царя. Таким образом, женщина- фараон сумела предотвратить войну. Таланты дипломатии женщины- фараона достойны восхищения!
Хатшепсут раздаёт бесплатно крестьянам земельные наделы, давая беспроцентные и бессрочные займы на приобретение на невольничьих рынках отстроенных городов Дельты у иноземных работорговцев, или аренду рабов у аристократов и зажиточных, но безродных землевладельцев, для ирригационных работ. Ну, чем не экономист- гений? Кредиты идут на оплату ремесленников, создающих водоподъёмные колёса и необходимое для обработки земли оборудование - развивается ремесло. Царица сама оплачивает работы по восстановлению магистральных каналов, что ранее номархи делали за свои средства. Теперь и региональная аристократия на её стороне. Вот еще один пример дипломатии.
Заброшенные пахотные земли Дельты распродаются за бесценок крупным землевладельцам и аристократам - разливное земледелие, не требующее ирригации, позволяя собирать по два продуктивных урожая в год при малых финансовых и трудовых затратах приносит прибыль почти сразу же. Порты Дельты и севера Красного моря уже приносят большой доход от торговли. Но для полномасштабного восстановления земледелия, каким оно было до переходного периода и нашествия гиксов, требуется 6-7 лет, чтобы удвоились, благодаря мелиорации, пахотные земли, выросли плантации финиковых пальм, винограда. Тогда торговля заработает в полную силу, наладится экспорт, и казна будет пополняться не только золотодобычей в Египте и данью нубийцев, и Та-Кем вновь станет торговым центром и житницей древнего Ближнего Востока. Вот такие далеко идущие планы строила женщина- фараон, дипломат, экономист, стратег. Но и это еще не полный перечень достижений царицы.
Во время полновластного правления Хатшепсут расцвели прикладные науки, и, прежде всего, архитектура. Были восстановлены древние и недавние памятные постройки и храмы, некоторые обновлены и перестроены. Так при ней в Карнаке перед храмом, построенном еще в Среднем царстве, был возведен целый архитектурный комплекс с культовыми помещениями. А в карнакском храме Амона Тутмоса I по приказу царицы были установлены два обелиска из асуанского гранита. Это были, поистине, величайшие обелиски, когда-либо воздвигавшиеся в Египте до того времени, высотой 30,7 метров и весом в 350 тонн каждый. Надпись на одном из них гласит, что царица сделала их как памятник ее отцу Амону, владыке Фив, главе Карнака, воздвигнув ему два обелиска из вечного южного гранита с верхушками.
Но, прежде всего, Хатшепсут, как и все жители Древнего Египта, заботилась о своём бессмертии. Религиозная традиция диктовала египтянам жить на Земле ради Вечности, а древнеегипетским властителям, начиная с Джосера, оставлять себе храмово-погребальные комплексы, которым будет суждено простоять тысячелетия, прославляя в веках их имена.
«Священнейший» - так Хатшепсут назвала свой храм, - расположен в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Царица не жалела ни рабов, ни средств, чтобы украсить храм, который она посвятила своему божественному отцу Амону. Путь к нему, шириной 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Замысел храма включал редкие в Египте эффекты зелени. «Священнейший» являлся райским садом бога Амона: на широких террасах и вдоль наружного фасада росли благовонные деревья, привезенные царицей из Пунта. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из них находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.
Уникальное для тех времён, и современное, в плане уникальных архитектурных решений, строение действительно прославилось в веках. И не только как архитектурный памятник - в начале двадцатого века, так или иначе, элементы погребального храма Хатшепсут были использованы, причём сознательно скопированы, при возведении столь знаменитых сооружений, как Рокфеллер-центр в США, мавзолей Ленина в России. Хотя в начале двадцатого века сам храм находился в довольно плачевном состоянии, разрушенный сильными землетрясениями, но сохранились зарисовки его прежнего величественного вида, сделанные ещё экспедицией Наполеона. По этим рисункам с 80ых годов прошлого века идёт его восстановление, храм собирают как мозаику. Трудно представить каким это строение было тысячи лет назад, но и сегодня его «остатки» поражают и привлекают паломников со всего мира.
15 лет правления Хатшепсут были яркой страницей в истории страны. Египет успешно вел войны в Азии и Нубии. Она была первой в истории Египта женщиной-фараоном. Ей воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. После смерти своего отца - Тутмоса I - она вышла замуж за своего же сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством и держалась на троне в течение 22 лет.
Во время своего царствования Хатшепсут не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. В годы правления царицы в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут тем самым стремилась обессмертить свое имя. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в далекую страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные изваяния. До сих пор смерть Хатшепсут остается загадкой. Ее мумия не идентифицирована. Не подтверждена также и версия, будто она была убита Тутмосом III.
www.hintfox.com
Женщины - фараоны древнего Египта.
Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в истории Древнего Египта (http://esoreiter.ru/index.php?id=0814/otkuda_faraony_egipta_poluchili_vlast.htm&dat=news&list=08.2014) были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой.
Женщина в Древнем Египте.
Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».
Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи – награды за выдающиеся заслуги на поле боя.
Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.
Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.).
Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).
Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.).
Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек – бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.
Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.
Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.
Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.).
Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.
Хатшепсут. Женский и мужской варианты.
Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоны, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.
Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).
Хатшепсут. Женщина-фараон.
Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.
В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.
Таусерт (ок. 1194—1192г.).
Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.
Правила она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.
Клеопатра (47—30 гг. до н. э.).
Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.
Автор Klim Podkova
maxpark.com
Эталоны женской красоты в истории: Каменный век, Древний Египет
Я нашла не столько для вас, сколько для себя подборку очень интересных постов про историю моды и развитие человеческих представлений о красоте. Надеюсь сделать из нее целую серию . Буков много, все интересные.
На протяжении всей истории человечества женщина воспринималась как источник красоты и вдохновения. Каждый народ, исходя из особенностей своего быта, верований, культурных традиций и т.д. создавал свой неповторимый образ, становившийся эталоном женской красоты на многие годы, а иногда и столетия.
Эталоны женской красоты: Каменный век
Пожалуй, если не все, то многие слышали словосочетание «палеолитическая венера». Это общее название для древних фигурок эпохи палеолита, изображающих женщин. Всех их объединяют общие черты: массивные обвисшие груди, большой живот, широкие бедра и ягодицы, четко очерченные половые органы. Ноги и руки чаще всего отсутствуют, а лица если и присутствуют, то не прописаны детально.
Сейчас сложно точно определить назначение и символичность этих статуэток: отражали ли они представления о женской красоте древних людей, отожествлялись с местными божествами, имели ритуальное значение или иной смысл. Точно ясно одно: символ женщины-матери, многократно рожавшей, способной прокормить потомство имел колоссальное значение в каменном веке. И это неудивительно: в тяжелые времена не до романтики и эстетики. Именно от способности женщины произвести и выкормить потомство во многом зависел вопрос выживания рода.
Эталоны женской красоты: Древний Египет
Никогда еще в истории древнего мира до Египта женщины не уделяли столько внимания уходу за собой: египтянки ухаживали за своим телом и лицом, первыми стали использовать крем для лица и скрабы, активно пользовались макияжем. Именно египтяне первыми ввели в обиход косметические средства, которые мы используем и по сей день: тушь для ресниц, румяна, тени для век, лак для ногтей и др. Не случайно Древний Египет по праву считается родиной косметики.Какие же представления о красоте существовали в этой стране?
Фигура и черты лица
Судя по дошедшим до нас фрескам, представлениям об идеальной красоте соответствовали стройные женщины с развитой мускулатурой, широкими плечами, небольшой грудью, длинной шеей, длинными ногами, узкими бедрами, густыми черными волосами. Также ценились такие черты лица как пухлые губы, прямой нос, густые черные брови, а главное — большие выразительные миндалевидные глаза. Культ красивых глаз властвовал в Египте, поэтому египтянки активно подчеркивали их с помощью косметики. Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной). Для того, чтобы придать взгляду выразительности и расширить зрачки в глаза капали сок белладонны.
Уход за лицом и телом
Египтяне были очень чистоплотными и уделяли большое внимание уходу за кожей лица и тела. Египтянки из высшего сословия принимали ароматические ванны, очищали кожу специальной смесью из глины и золы, втирали в кожу ароматические масла, а для придания гладкости и мягкости — кремы, в основу которых входил тертый мел. Также считается, что именно египтяне придумали скраб для тела, в основе которого входила морская соль и молотые кофейные зерна. В качестве аналога современного мыла использовался пчелиный воск, который разводили в воде и использовали в процедурах омовения.Идеальная кожа в представлении древних египтян должна была быть светло-бронзового цвета. Для того, чтобы добиться эффекта отбеливания и скрыть дефекты кожи, египтянки делали специальные маски из охры. Кроме того, на лице они рисовали тонкие голубые линии, похожие на вены для усиления их контраста с бледностью кожи.Для защиты кожи от ветра и яркого солнца на кожу наносили овечий жир и натуральные масла (оливковое, касторовое, кунжутное).С морщинами боролись с помощью меда с солью.В Древнем Египте волосы ценились только на голове. В папирусах того времени зафиксированы сведения о том, что фараоны желали видеть своих наложниц без лишней растительности на теле. Большой популярностью пользовалась восковая эпиляция. Для удаления волос таким способом использовали пастообразную массу, сделанную из лайма, крахмала и даже мышьяка. Также для удаления лишних волос применяли смесь сахара с пчелиным воском.Кроме того, в ходу были кремниевые и бронзовые бритвы и пинцеты. Служанки специальными пинцетами удаляли волоски на теле своих богатых хозяек. Процедура занимала много времени и была довольно болезненной.
Макияж
Изначально использование косметики считалось прерогативой жрецов. Именно они владели секретами приготовления косметических средств и использовали их в процессе проведения ритуалов, а также для защиты от сглаза и порчи.Позже косметика стала распространяться и среди знатных египтянок. Что представлял из себя макияж той эпохи?Особый акцент делался на глаза. На ресницы специальными палочками, изготовленными из слоновьих бивней, наносили краску сделанную из сурьмы, графита, жженого миндаля и даже крокодильего помета. Делалось это, правда, больше не для красоты, а для защиты от злых духов.Глаза египтянки подводили краской из толченой пыли малахита или лазурита, придавая им миндалевидную форму. Для получения более темного черного контура использовали сурьму. А в качестве теней для век применяли пыль из малахита, бирюзы и глины.В качестве помады для губ выступала смесь на основе морских водорослей, йода и брома, что, конечно, было небезопасно для здоровья. По неподтвержденным данным в связи с этим фактом и появилось выражение «красота требует жертв». Клеопатра готовила помаду по своему оригинальному рецепту: толченные красные жуки смешивались с яйцами муравьев и рыбьей чешуей для придания блеска.В качестве румян на щеки и скулы наносили едкий сок ириса. Раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся длительное время. Для придания лицу мерцающего ровного матового оттенка и для сокрытия дефектов кожи на лицо наносили толченную в мелкую пудру порошок морских перламутровых раковин.Не сложно представить, что такой макияж напоминал в большей степени маску, чем живое лицо, но именно такой образ и превозносился в качестве идеала женской красоты в Древнем Египте.
Волосы
В Древнем Египте ценились пышные гладкие волосы черного цвета. Пиком изящества считались высокие прически, подчеркивающие длину шеи. Со временем прически из собственных волос стали носить только люди незнатные. Знать же использовала парики, изготовленные из натуральных волос, шерсти животных, нитей и волокон растений. Парики были черного цвета, и только на закате древнеегипетской цивилизации в моду вошли разноцветные парики: голубые, оранжевые, желтые. Под парики головы брили или коротко стригли (в том числе и женщины), что защищало от теплового удара и являлось профилактикой педикулеза.Голову мыли смесью воды и лимонной кислоты. В качестве кондиционера использовали миндальное масло.Для покраски волос египтянки использовали хну и краску, изготавливаемую из черной крови животных, жира черных быков и вороньих яиц. Для получения различных оттенков египтяне перемешивали хну с раздавленными головастиками. Те, кто уже поседел, красили свои волосы по рецепту: кровь буйвола, вскипяченная в масле. Такой раствор, по поверью, обладал магическими свойствами. Египтяне верили, что темнота животного переносилась на волосы.Для улучшения роста волос и борьбы с облысением использовали жир льва, тигра, носорога.Чтобы закрепить прическу, египтяне накладывали мазь из пчелиного воска, давая ей возможность высохнуть на солнце до затвердевания.
Источник.
Автор.
Остальные записи этого цикла можно будет почитать по тегу история моды.
beauty-maniac.ru
Женщина в Древнем Египте — википедия орг
Изображение придворной дамы в гробнице Менны (TT69), Луксор
Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — от Шумера и Аккада до Древней Греции и Римской империи. При этом и женщины, и мужчины должны были соблюдать свои обязанности в обществе.
Правовые основы
Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса (др.-греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок[1][2].
Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.
Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь[2]. Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат[3].
Семья
Брак
Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу[3].
Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.
Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны»[4]. Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.[1]
В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.
Измена
В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расправиться с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.
Развод
Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось выплачивать алименты бывшей супруге до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью[5]. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур[4]. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.
Дети
Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду. После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку[6].
Медицинские папирусы приводят рецепты контрацепции, которая не возбранялась. Ингредиенты сегодня определить трудно, но некоторые понятны: напиток из сельдерея и пива, ферментированная смола акации[6], помёт крокодила.
Профессии
Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, тканием полотна, плетением корзин. Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы[7]. Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины. Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Божественная супруга Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут[5].
Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса две самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды». В текстах Дейр эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицы Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[8].
Чтобы стать жрецом, следовало пройти долгий путь обучения писцом. Если женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[5]. Прославленными египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом. Визирем чати служила Небет при VI Династии.
Женщины у власти
За 3000-летнюю историю египетской цивилизации женщинам приходилось становиться во главе государства либо в качестве регента, либо единоличным правителем по причине отсутствия других наследников или из-за собственных амбиций. Науке известны несколько таких женщин-фараонов:
Династический период
Нейтхотеп (I Династия) записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех, что разрешалось лишь фараонам. Вопрос о единоличном правлении остаётся открытым.
Мернейт (I Династия) также записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех. Регентствовала при малолетнем сыне Дене.
Древнее царство
Среднее царство
Клеопатра VII, статуя ок. 51 — 30 гг. до н. э.
Новое царство
Хатшепсут (XVIII Династия) не передала власть вступившему в права и возраст пасынку Тутмосу III, требовала обращения к себе «фараон».
Нефернефруатон (XVIII Династия) — тронное имя, предположительно, Нефертити, правившей около двух лет после смерти мужа фараона Эхнатона.
Анхесенамон (XVIII Династия) оставалась единственной представительницей царской семьи после смерти супруга Тутанхамона и правила непродолжительное время. Это следует из писем Дахамунцу.
Таусерт (XIX Династия) — последний правитель XIX Династии пришла к власти в качестве регента при сыне Сиптахе и вернулась на трон после его смерти. Следующий фараон Сетнахт уничтожал память о Таусерт, узурпировал её гробницу (KV14) в Долине царей.
Эллинистический период
Береника III (Птолемеи) вступила во власть в 81 году до н. э. и после 6 месяцев удачного правления была убита своим мужем Птолемеем XI. Разгневанный народ расправился с фараоном.
Береника IV (Птолемеи) узурпировала власть отца в 58 году до н. э. Первого мужа приказала задушить, со вторым правила 6 месяцев, пока вернувшийся из изгнания Птолемей XII не убил её.
Клеопатра VII (Птолемеи) боролась за власть со своим братом Птолемеем XIII, опираясь на поддержку Рима (особенно Юлия Цезаря). После гибели в бою одного брата Клеопатра вышла замуж за второго Птолемея XIV и правила практически единовластно. После убийства Цезаря она нашла союзника в лице Марка Антония, но потерпела поражение от Октавиана и покончила с собой. Считается последним египетским правителем, хотя по происхождению Птолемеи не были египтянами.
Идеал женской красоты
Примечания
↑ 1 2 Bob Brier, Hoyt Hobbs. Daily Life of the Ancient Egyptians. — Westport: Greenwood Press, 2008. — (Daily life through history). — ISBN 978-0-313-35306-2.
↑ 1 2 Barbara Watterson. The Egyptians. — Wiley-Blackwell, 1997.
↑ 1 2 Маргарет Мюррей. Величие Древнего египта. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009. — С. 107-112. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-44829.
↑ 1 2 Christiane Desroches Noblecourt. Женщина во времена фараонов = La femme au temps des pharaons. — Stock, 1988. — 344 с. — (Le Livre de Poche). — ISBN 2253046418.
↑ 1 2 3 Joshua J. Mark Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : Статья. — 2016. — 4 ноября.
↑ 1 2 Кристиан Жак. Рамсес. Храм миллионов лет = Les Egyptiennes / пер. с фр. Е. Коваленко. — М.: Феникс, 2001. — 448 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00085-0.
↑ Hunt, Norman Bancroft. Living in Ancient Egypt. — New York: Thalamus Publishing, 2009. — ISBN 978-0-8160-6338-3.
↑ David, R. Religion and Magic in Ancient Egypt. — Penguin Books, 2003.
www-wikipediya.ru
Женщина в Древнем Египте: богиня, сестра и правительница
Женщины ходят на рынки и торгуют, а мужчины сидят дома за ткацким станком… Женщины носят грузы на плече, а мужчины на голове. Женщина не может занимать должность священнослужителя ни при боге, ни при богине… Сыновья не обязаны обеспечивать своих родителей, если не желают этого сами, а дочери должны это делать, хотят они этого или нет …Геродот
Так Геродот описывал «странности» Древнего Египта, которые видел сам. Пожалуй, нет в истории другого такого древнего народа, который с таким упорством хранил бы свои обычаи и традиции на протяжении не сотен, но нескольких тысяч лет! И нет другого такого восточного народа, где положение женщины было бы столь противоречивым, ярким и необычным.
Семья в Древнем Египте
Все может фараон, что хочет фараон. И по любви жениться тоже может он.
Брак в Древнем Египте, как и в наше время, заключался по разным причинам: по расчету, по политической необходимости, ну и, конечно, по любви. При этом в отличие от многих других древних культур, брак по любви был явлением частым, привычным, что говорит о том, что в древние египтяне-мужчины не рассматривали женщин как имущество, а признавали за ними равные права на самоопределение. При этом древнеегипетские мужчины не стеснялись демонстрировать свою любовь окружающим, показывали, насколько необходимо им присутствие близкого человека. Вот исповедь вдовца из Лейденского папируса:
«С того времени, как я стал твоим мужем и до сих пор разве я сделал что-нибудь, что должен скрывать от тебя? Ты стала моей женой, когда я был молод, и я был с тобой. Меня назначали на всевозможные должности и я был с тобой; я не покидал тебя, я не причинял твоему сердцу никакого горя… Когда я командовал пешими воинами фараона и его колесничными воинами, я устроил так, чтобы ты приехала, и они падали в поклоне перед тобой, и они приносили тебе всевозможные хорошие вещи в подарок… Когда ты была больна поразившей тебя болезнью, я пошел к главному врачу и он приготовил для тебя лекарство, он делал все, что он, по твоим словам, должен был делать. Когда я должен был сопровождать фараона в его поездке на юг, мои мысли были с тобой, и я провел эти восемь месяцев, не заботясь о том, чтобы есть и пить. Когда я приехал в Мемфис, я упросил фараона и взял тебя к себе, и я сильно оплакивал тебя со своими людьми перед моим домом…». Воистину – и в болезни, и в здравии. Далеко не все современные мужчины могут привести столько доказательств своей любви и верности…
Безусловно, у древних египтян процветала моногамия, и в каждом доме была одна хозяйка – любимая жена или госпожа дома. Однако наличие рабовладения подразумевало возможность содержания гаремов, что не смущало супругов. Примеры же многоженства случались крайне редко и, в основном, в семьях фараонов и то сугубо по политическим причинам, когда фараону приходилось, например, жениться на дочери покоренного правителя, чтобы узаконить свою власть над побежденной страной. Таков, к слову, был брак Рамсеса II с принцессой покоренных хеттов. Однако при этом у Рамсеса была любимая жена, на которой он женился исключительно по любви и долгие годы был ей верен, пока не оброс гаремом.
Случались у фараонов, однако, и египетские две жены, например, у Аменехмета II. Его жены – Небет и Хнут – были подругами и даже называли в честь друг друга своих дочерей. Позже такие коллизии стали встречаться и в низших кругах общества. Например, некий вор, ограбивший гробницу в долине Царей, в каменной надписи любезно сообщил потомкам о наличии у него двух жен – госпожи Таруру и госпожи Тасуэи. Но редкость такого явления показывает, что эти браки, хотя и считались допустимыми, нормой все же не были и заключались только с полного согласия супругов. А поскольку женщины во все времена довольно ревнивы, то и браки такие были редки.
О разводах в Древнем Египте нам почти ничего не известно. Измены, скорее всего, были, так как большинство браков заключалось в совсем молодые годы супругов, а жизнь подбрасывала им со временем новые встречи. Кроме того, мужчины часто отправлялись на войну или на государственные работы. Однако весьма своеобразное и свободное отношение египтян к интимной жизни позволяло обходиться без разводов, тем более что женщина была главной наследницей имени и крови, а также детей и имущества.
Об относительно легком отношении египтян к браку говорит также обычай брать жену «на год кормления». Это означало создание «пробного» брака и если год спустя супруги понимали, что не подходят друг другу, они могли расторгнуть брак в соответствии с брачным договором «годового кормления».
Наследование в Древнем Египте: шансы женихов дочери фараона
Номархом или фараоном не нужно родиться. Нужно правильно жениться.
Чтобы стать правителем нома – области Древнего Египта – или даже фараоном – правителем всей страны, совсем необязательно было быть сыном правителя. Часто вполне достаточно было просто жениться на дочери номарха или фараона, как и поступали многие честолюбивые юноши из аристократических семей. Дело в том, что титул и имущество правителя в равной, а иногда и в большей степени, наследовали дочери, а не сыновья.
Это связано с тем, что свою родословную древние египтяне вели по материнской линии, считая, что происхождение ребенка можно достоверно доказать лишь со стороны матери, которая его родила. В отношении же отца можно лишь строить предположения с той или иной степени вероятности. Кстати, этот обычай долгое время жил в различных африканских племенах, например, у туарегов, титул вождя которых наследует не сын вождя, а сын его сестры.
Иными словами, в том, что сестра умершего принадлежит к роду вождей, у нынешних туарегов и древних египтян было уверенности больше, чем в том, что к этому роду принадлежит сын самого правителя. Адольф Эрман в подтверждение приводит родословную одного из потомков фараона Снорфу:
Фараон Снорфу
Его великая законная дочь Нефреткау
Ее сын Нефермаат
В этой родословной ключевое слово – законная. По-видимому, сыновей таким титулом древние фараоны не баловали.
Поэтому в эпоху Древнего и Среднего царства и номы, и сама страна часто передавались в наследство дочерям, а представителям аристократии предстояло бороться не только за руку принцесс, но и за корону правителя. Из этого же вытекает и свидетельство Геродота о том, что обязанности заботиться о родителях в их земной и потусторонней жизни возлагались в Древнем Египте на дочерей.
По этой причине у древних египтян практически отсутствовало явление, идентичное нашим понятиям фамилии, рода. Женщины-наследницы, выходя замуж, теряли родовые признаки имени и в памяти последующих поколений оставались имена и титулы их мужей, но редко – их отцов. Так египтяне формальную, именную принадлежность к роду приносили в жертву неформальному, подлинному кровному родству.
Однако все это не означало полного исключения сыновей из цепи наследования. Напротив, будучи уверенными в собственном отцовстве, фараоны и чиновники всячески старались закрепить за сыновьями должности имущество, однако не всегда это было возможным.
Жена или сестра фараона: кровосмешение или ошибка филологов?
Действительно ли фараоны женились на своих сестрах?
До сих пор разные исследователи по-разному относятся к вопросу о кровосмесительных браках в Древнем Египте. Версия об их распространенности возникла из-за того, что в иероглифических текстах надписей в гробницах и на стелах слово «сестра» встречается там, где по смыслу должно стоять слово «жена». Также согласно египетской мифологии боги подали пример египтянам, когда Осирис и Сет взяли в жены своих сестер Исиду и Нефтиду. Далее, Птолемеи – самая поздняя династия фараонов, а также римляне сделали эти браки обычаем. Во время правления римского императора Коммода две трети граждан Арси вступили в такие браки. Отсюда и пошло.
Однако более глубокий взгляд на применение слова «сестра» заставляет задуматься о справедливости этого утверждения. С одной стороны, нет видимых признаков того, что египтяне порицали кровосмесительные браки, следовательно, таковые вполне могли иметь место, с другой стороны, слишком широкое толкование носит понятие «сестра» в древнеегипетском мире.
В лирических стихах, древнеегипетские поэты, обращаясь к абстрактной возлюбленной, имели привычку именовать ее «сестрой» или «сестрой сердца», что означало, скорее всего, так называемое родство душ, а не кровное родство. Мужская половина египтян весьма почтительно и трепетно относилась к своим матерям и родным сестрам, а потому назвать возлюбленную сестрой означало показать ей степень привязанности. Это, так сказать, литературная версия.
Есть другая версия – версия временного брака или жены «на прокат». Так, каменщики, отправленные фараоном на строительство храма в пустыне в весьма сложных климатических условиях сроком на два года, имели каждый при себе свою «сестру». Вряд ли это совпадение - трудно представить, что целая группа каменщиков, отправляемых в одну командировку, случайно оказалась жената на своих сестрах. Видеманн склонен считать, что в Египте существовала форма так называемых временных или пробных браков, в некотором роде жена «на прокат». Тогда командированные каменщики выглядят логичнее: в жаркую пустыню жалко тащить законных жен, отрывая их от детей и хозяйства, проще и удобнее взять для исполнения женских обязанностей и работ специальных временных жен, «сестер». Есть документальное подтверждение существованию таких временных браков: пять жалоб, поданных женщинами на рабочих. Четыре из них называют мужчин «тот, с которым я живу» (по-видимому, эти жалобщицы и есть эти самые «сестры») и лишь одна называет виновного своим мужем.
Кроме того, «сестрами» могли называть и «дам полусвета», женщин свободного образа жизни. Как правило, это были женщины-вдовы или женщины, оставленные своими мужьями. Они путешествовали по стране в поисках содержания и приключений и представляли опасность для мужского целомудрия. Приезжая одинокая женщина всегда вызывала подозрения, и мудрецы говорили: «Опасайся женщины из чужих мест! Когда она приходит, не смотри на нее и не знай ее! Она как водоворот в глубоких водах, глубина и опасность которых неизвестна… О, страшное преступление слушать ее!». Хотя сомнительно, что египетские мужчины слишком внимательно прислушивались к советам мудрецов, ведь женщины были красивы и свободны. И эти женщины тоже были «сестрами».
Вывод заключается в том, что, не отрицая возможности заключения кровосмесительных браков в семьях фараонов по династическим соображениям, не следует считать, что это было массовым или хотя бы сколь ни будь распространенным явлением, так как прямых доказательств тому нет. Действительно, даже в отношении фараонов, надписи говорят, что они женились на своих возлюбленных сестрах, при этом надписи не говорят нам, что дочери фараонов выходили замуж за своих возлюбленных братьев. Так что сестра в Древнем Египте – это совсем не то же самое, что сестра в нашем понимании.
Власть красоты в Египте: Нефертити, Нефертари и Хатшепсут
Фараон в юбке или юбки фараонов?
Самые знаменитые женщины Древнего Египта были его правительницами. Две из них, в чьих именах есть слово нефер – красивый, хороший – были женами самых скандальных и эпатажных фараонов Эхнатона и Рамсеса II. Третья – Хатшепсут – самая загадочная женщина-фараон.
Нефертити прославилась по двум причинам. Во-первых, она стала символом египетской красоты, что подтверждается ее сохранившимися изображениями. Во-вторых, она была супругой Эхнатона – фараона-еретика, фараона-отступника, который восстал против владычества бога Амона и стал поклоняться «чистому» солнечному диску. Нефертити была не просто супругой царя, она была супругой наместника бога на земле и потому сама носила божественный титул. Существует распространенное мнение о том, что Эхнатон был без ума от своей прекрасной жены и страшно горевал после ее ранней смерти. Но есть и другое мнение, согласно которому у Эхнатона в поздний период жизни была другая любимая жена, а Нефертити оставалась лишь парадно-выходной супругой, так как ее обожествлял народ.
Нефертари стала любимой женой и верной спутницей фараона-воина – Рамсеса II. Говорят, красота ее была необыкновенна, божественна и ни одна земная женщина не могла сравниться с ней. Возможно, так и было, недаром юный Рамсес влюбился в Нефертари без памяти, и долгое время оставался ей верен, до тех пор, пока огромная воинская слава и еще большая воинская добыча не опьянили его и не заставили нарушить верность любимой Нефертари. Тем не менее, Нефертари подарила фараону восемь (по некоторым данным одиннадцать) детей и оставалась официальной правительницей страны. Да и можно ли считать изменой наличие гарема как символ успешности и мужской состоятельности фараона?
Хатшепсут. Это женщина-загадка. С ней связано много тайн, и ни одна из них не подкреплена достоверными фактами. Начнем с того, что Хатшепсут, по некоторым данным, являлась официальной правительницей Верхнего и Нижнего Египта на протяжении одновременного царствования трех фараонов по имени Тутмос – Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III. В то же время, есть данные, что она была всего лишь супругой Тутмоса III. Она же снарядила большой египетский флот в таинственную страну Пунт, которую так и не определили на карте древнего мира. Из этой экспедиции египтяне привезли сказочные богатства, включая ценнейшие породы деревьев, которые Хатшепсут выращивала в своем прекрасном храме, развалины которого туристы могут увидеть и сегодня.
Хатшепсут изображали в мужском одеянии и есть даже версия о том, что она правила от имени мужчины, сама звалась Тутмосом III, который к тому времени умер, а придворные узнали об этом только при бальзамировании тела Хатшепсут. В то же время, есть данные, что Тутмос III пережил Хатшепсут и уничтожил память о ней, стерев ее надписи, разбив статуи и разрушив храм. Дошло до того, что некоторые исследователи отождествляют Хатшепсут с легендарной библейской Царицей Савской, которая, как говорит Библия, соблазнила Соломона и стала его женой, хотя он и подозревал, что у нее вместо ступней – копыта.
Иными словами, жизнь и смерть Хатшепсут представляют собой сплошную загадку, и всем нам еще только предстоит понять, кто была эта таинственная женщина и какова была ее роль в развитии Египта. Но есть одно абсолютно очевидное утверждение, которое хорошо иллюстрируется историями о Хатшепсут, – пределам власти и величия женщины в Древнем Египте не было. Как не было предела их красоте, уму, талантам и власти над мужчинами.
Литература:
Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
Большая советская энциклопедия. М.: БСЭ, 1972.
Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.