Кочосо́н (кор. 고조선, «древний» Чосон, не путать с династией Чосон), был первым корейским королевством. Согласно Самгук Юса и другим средневековым корейским хроникам оно было основано в 2333 году до н. э. Тангуном на берегах рек Ляохэ и Тэдонган и покрывало территорию севера Корейского полуострова и юга Манчжурии до своего падения в 108 году до н. э. Столь ранняя дата основания подвергается сомнению большинством современных учёных,[1] поскольку никаких письменных упоминаний об этом государстве нет вплоть до середины I тысячелетия до н. э.[2]
Эпоха древнего Чосона часто разделяется на разные периоды, названные по именам королей, стоявшим в начале каждого периода. Это разделение включает Чосон Тангуна, Чосон Вимана и Чосон Киджа, однако иногда древний Чосон рассматривается как непрерывно развивающееся монолитное государство.
Народ
Народ древнего Чосона принадлежал к тунгусской языковой семье, примыкающей к алтайским языкам. Они были распространены в Маньчжурии, восточном Китае, к северу от реки Янцзы, и на Корейском полуострове. Кочосон был расположен как раз в нижней Маньчжурии и на севере Корейского полуострова.
Географическое положение
В зависимости от различного толкования названий древних поселений и археологичесих свидетельств, исторический центр Кочосона переносится либо в район современного Пхеньяна, либо в район реки Ляохэ, немного к северу от современной границы между Северной Кореей и Китаем.
Большинство учёных придерживается мнения, что Кочосон возник на берегах рек Ляохэ и Тэдонган, к юго-востоку от современной Маньчжурии, однако в IV веке до н. э. из-за набегов со стороны Янь столица была перенесена в Пхеньян. [3][4]
Легенда об основании
Основателем Кореи по преданиям является легендарный Тангун. Старейшая запись мифа об основании Кореи появляется в Самгук Юса, хронике XIII века. Похожую историю можно найти и в Чеван Унги.
У повелителя неба Хванина (환인; 桓因, имя, которое также появляется в индийских буддистских текстах), был сын Хванун, который хотел жить на земле среди людей. Хванин пошёл сыну навстречу: Хванун спустился на гору Пэктусан с тремя тысячами помощников и основал город Синси (신시; 神市, «божий город» или «святой город»). Вместе с министрами туч, дождя и ветра, он разработал нормы права и моральные законы и учил людей различным ремёслам, медицине и сельскому хозяйству.
В это время в пещере жил тигр и медведица, которые день и ночь молились Хвануну о принятии человеческого облика. Услышав их молитвы, Хванун дал им двадцать долек чеснока и пучок чернобыльника, наказав есть только эту еду и держаться вдали от солнечного света в течение ста дней. Тигр вскоре сдался и покинул пещеру, а медведица осталась и через 21 день превратилась в женщину.
Женщина-медведица (уннё, 웅녀, 熊女) была очень благодарна Хвануну и делала ему подношения. Однако ей нужен был муж и вскоре из-за этого она стала грустна и неустанно молилась под сандаловым деревом о том, чтобы понести ребёнка. Хванун внял её молитвам, взял её в жёны и вскоре она родила мальчика, Вангома Тангуна (단군 왕검; 檀君王儉).
Тангун взошёл на трон на 50-й год после воцарения императора Яо. Столицу он перенёс в город Асадаль на горе Пэгак (или Кунхоль). 1500 лет спустя в год Кимё, король Ву династии Чжоу пожаловал один из своих уделов Ци Цзы (не путать с историческим лицом Ци-Цзы) Чосону, и Тангун перенёс столицу в Чандангён. И наконец в возрасте 1908 лет он вернулся в Асадаль и превратился в бога гор.
Согласно Тонгук Тхоннам (1485) Кочосон был основан в 2333 году до н. э. Дата основания в различных исторических источников указана разная, хотя все из них ставят её в период царствования Яо (диапазон дат: 2357 до н. э.-2256 н. э.). В Самгук Юса говорится, что Тангун сел на трон на 50-й год после коронования Яо, Седжон Силлок — что на первый, а Тонгук Тхонгам — что на 25-й.
Спор о Киджа
История захвата китайскими военачальниками Кочосона оспаривается корейскими учёными, однако китайские записи, сделанные в III веке до н. э. (когда Китай и Кочосон были в состоянии войны) говорят о том, что Киджа, учитель (и дядя) последнего короля династии Инь (殷, также известной как династия Шань), захватил в 1100 году до н. э. трон Кочосона. Этот период истории называется Чосон Киджа (по времени между Чосон Тангуна и Чосон Вимана), однако термин в настоящее время используется нечасто.
Культура
2000 годом до н. э. датируются гончарные изделия, найденные на территории, по легенде занимаемой Древним Чосоном. Эти изделия раскрашены и доработаны инструментами. Люди того времени занимались сельским хозяйством, собираясь в родовые кланы. По всему полуострову находят прямоугольные хижины и обширные погребальницы, в которых присутствуют различные предметы утвари, такие как бронзовые зеркала и оружие. Существуют также археологические доказательства существования в тот период времени небольших окружённых крепостными стенами посёлков.[5][6]
Гончарное искусство Мумун
В течение периода Мумун (1500—300 до н. э.), простые грубые гончарные изделия замещаются более сложными предметами с гребешковым орнаментом, дизайн, пришедший видимо из Сибири и Маньчжурии. Такие гончарные изделия обычно имели более толстые стенки и большое разнообразие форм. [7] Этот период известен также как «корейский бронзовый век», однако бронзовые предметы в то время сравнительно редки и встречаются не во всех регионах полуострова.
Рисоводство
В районе 1200—900 годов до н. э. в Корею из Китая пришло культивирование риса. Кроме него, древние корейцы выращивали и другие сельскохозяйственные культуры, такие как просо и ячмень, а также занимались животноводством.[8]
Бронзовые орудия
Начало Бронзового века на Корейском полуострове обычно относят к 1000 году до н. э. Несмотря на то, что корейская культура бронзового века произошла от бронзовой культуры Ляонин, она имела уникальные элементы, особенно в части изготовления предметов для ритуалов. [9]
К 7 веку до н. э. культура бронзового века, на которую оказывали влияние культуры Китая, Сибири и даже Скифии, процветала на территории Корейского полуострова. Корейская бронза содержала больше цинка, чем бронза соседних стран. Бронзовые артефакты, найденные в усыпальницах, включают в основном различные типы мечей, копий, кинжалов, колокольчиков и зеркал, украшенных затейливым геометрическим орнаментом. [10][11]
Гробницы
Около 900 года до н. э. обряды погребения становятся более сложными, что отражало усложнение в социальной жизни общества. Дольмены, выложенные камнем, в Корее встретить можно чаще, чем в любой другой стране Восточной Азии. Такие гробницы служили усыпальницами для элиты общества. В них находят бронзовое оружие, керамику и другие предметы быта.[12][13]
Около VI века до н. э. в гробницах появляются полированные железные изделия, а также посуда.[14]
Форма государственного устройства
Кочосон, впервые встречающийся в исторических записях раннего VII века до н. э., расположен возле бохайского залива и торгует с китайским царством Ци (齊). В это время он рассматривается как отдельное государство, однако археологических доказательств наличия полностью функционирующей государственной власти очень мало.[15][16]
Королевство
К четвертому веку до н. э. государства с развитой политической структурой обычно имели форму городов-государств. Кочосон был наиболее продвинутым в политическом отношении городом-государством в регионе.[17]
Цивилизация древнего Чосона основывалась на культуре Бронзового века и являлась федерацией нескольких городов-государств. С IV века до н. э., в то же время, что и правителии китайского царства Янь (燕), правители Кочосона стали называть себя королями.[18] Всадники королевства, вооружённые бронзовым оружием, распространяли своё влияние на север, завоевав большую часть бассейна реки Ляохэ.[19]
Около 300 года до н. э. древний Чосон потерял обширные территории на западе после войны с Янь, однако это говорит о том, что это было уже развитое государство, хотя бы потому, что осмелилось развязать войну с могучими китайскими правителями, и сохранить государственность после потери 2000 ли своей территории.[20] Примерно в то же время столица Кочосона перемещается в район современного Пхеньяна.[18]
Железный век
Около IV века до н.э. Чингук захватила южную часть Корейского полуострова. Об этом государстве известно немного. Скорее всего оно явилось предшественником конфедерации Самхан.
Около 300 до н. э. в Корею из Китая проникли технологии обработки железа. Железо производили в южной части полуострова. Согласно китайским записям, железо из низовий реки Нактонган высоко ценилось на полуострове и даже экспортировалось в Японию. [21]
Виман
Выходец из Янь, Виман поступил на службу в Кочосон в качестве воеводы. Он узурпировал трон в 194 году до н. э., свергнув короля Чуна.
В 109 году до н. э. У-ди, китайский император династии Хань, начал массированное вторжение в Кочосон у реки Ляо. После года войны Кочосон пал, и в южной Маньчжурии и северной части Корейского полуострова возникли четыре китайских округа: Лэлан (樂浪; корейский: Наннан), Сюаньту (玄菟; Хёндо), Чжэньфань (真番; Чинбон), и Линтунь (臨屯; Имдун).
Ранние три корейских королевства
На руинах Кочосона возникло несколько небольших государств: Когурё, Пуё, Окчо, и Тонъе. Три китайских округа через несколько десятилетий пали под ударами местного сопротивления, однако последнее, Лолан, держалось вплоть до 313 года, когда оно было завоёвано расширяющимся государством Когурё.
Король Чун основал в южной части Корейского полуострова государство Чин (Чингук), которое затем развилось в конфедерацию Самхан, предвестницу государств Пэкче и Силла. Когурё, Пэкче и Силла затем окрепли и выросли в три корейских государства, доминирующих на полуострове начиная с IV века.
См. также
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Древний Чосон Википедия
Древний Чосо́н (Кочосо́н, кор. 고조선 [kodʑosʌn], «древний» Чосон, не путать с династией Чосон) — первое корейское королевство. По «Самгук Юса» и другим средневековым корейским историческим сочинениям, было основано в 2333 году до н. э. Тангуном на берегах рек Ляохэ и Тэдонган и покрывало территорию севера Корейского полуострова и юга Манчжурии до своего падения в 108 году до н. э. Столь ранняя дата основания подвергается сомнению большинством современных учёных,[1] поскольку никаких письменных упоминаний об этом государстве нет вплоть до середины I тысячелетия до н. э.[2]
В китайских и корейских источниках эпоха древнего Чосона часто разделяется на разные периоды, названные по именам королей, стоявшим в начале каждого периода. Это разделение включает Чосон Тангуна, Чосон Вимана и Чосон Киджа, однако иногда древний Чосон рассматривается как непрерывно развивающееся монолитное государство. Такое разделение не признаётся большинством западных историков, поскольку считается относящимся не к истории, а к мифологии.
Народ
Народ древнего Чосона принадлежал к тунгусской языковой семье, примыкающей к алтайским языкам. Они были распространены в Маньчжурии, восточном Китае, к северу от реки Янцзы, и на Корейском полуострове. Кочосон был расположен как раз в нижней Манчжурии и на севере Корейского полуострова.
Географическое положение
В зависимости от различного толкования названий древних поселений и археологических свидетельств, исторический центр Кочосона переносится либо в район современного Пхеньяна, либо в район реки Ляохэ, немного к северу от современной границы между Северной Кореей и Китаем.
Большинство учёных придерживается мнения, что Кочосон возник на берегах рек Ляохэ и Тэдонган, к юго-востоку от современной Маньчжурии, однако в IV веке до н. э. из-за набегов со стороны Янь столица была перенесена в Пхеньян.[3][4]
Легенда об основании
Основателем Кореи, по преданиям, является легендарный Тангун. Старейшая запись мифа об основании Кореи появляется в Самгук Юса, хронике XIII века. Похожую историю можно найти и в Чеван Унги.
У повелителя неба Хванина (환인; 桓因, имя, которое также появляется в индийских буддистских текстах), был сын Хванун, который хотел жить на земле среди людей. Хванин пошёл сыну навстречу: Хванун спустился на гору Пэктусан с тремя тысячами помощников и основал город Синси (신시; 神市, «божий город» или «святой город»). Вместе с министрами туч, дождя и ветра, он разработал нормы права и моральные законы и учил людей различным ремёслам, медицине и сельскому хозяйству.
В это время в пещере жил тигр и медведица, которые день и ночь молились Хвануну о принятии человеческого облика. Услышав их молитвы, Хванун дал им двадцать долек чеснока и пучок чернобыльника, наказав есть только эту еду и держаться вдали от солнечного света в течение ста дней. Тигр вскоре сдался и покинул пещеру, а медведица осталась и через 21 день превратилась в женщину.
Женщина-медведица (уннё, 웅녀, 熊女) была очень благодарна Хвануну и делала ему подношения. Однако ей нужен был муж и вскоре из-за этого она стала грустна и неустанно молилась под сандаловым деревом о том, чтобы понести ребёнка. Хванун внял её молитвам, взял её в жёны и вскоре она родила мальчика, Вангома Тангуна (단군 왕검; 檀君王儉).
Тангун взошёл на трон на 50-й год после воцарения императора Яо. Столицу он перенёс в город Асадаль на горе Пэгак (или Кунхоль). 1500 лет спустя в год Кимё, У-ван династии Чжоу пожаловал один из своих уделов Ци Цзы (не путать с историческим лицом Ци-Цзы) Чосону, и Тангун перенёс столицу в Чандангён. И наконец в возрасте 1908 лет он вернулся в Асадаль и превратился в бога гор.
Согласно Тонгук Тхоннам (1485) Кочосон был основан в 2333 году до н. э. Дата основания в различных исторических источниках указана разная, хотя все из них ставят её в период царствования Яо (диапазон дат: 2357-2256 до н. э.). В Самгук Юса говорится, что Тангун сел на трон на 50-й год после коронования Яо, Седжон Силлок — что на первый, а Тонгук Тхонгам — что на 25-й.
Спор о Киджа
История захвата китайскими военачальниками Кочосона оспаривается корейскими учёными, однако китайские записи, сделанные в III веке до н. э. (когда Китай и Кочосон были в состоянии войны) говорят о том, что Киджа, учитель (и дядя) последнего императора династии Инь (殷, также известной как династия Шан), захватил в 1100 году до н. э. трон Кочосона. Этот период истории называется Чосон Киджа (по времени между Чосон Тангуна и Чосон Вимана), однако подобное разделение считается скорее мифологическим, чем историческим.
Культура
2000 годом до н. э. датируются гончарные изделия, найденные на территории, по легенде занимаемой Древним Чосоном. Эти изделия раскрашены и доработаны инструментами. Люди того времени занимались сельским хозяйством, собираясь в родовые кланы. По всему полуострову находят прямоугольные хижины и обширные погребальницы, в которых присутствуют различные предметы утвари, такие как бронзовые зеркала и оружие. Существуют также археологические доказательства существования в тот период времени небольших окружённых крепостными стенами посёлков.[5][6]
Гончарное искусство Мумун
В течение периода Мумун (1500—300 до н. э.), простые грубые гончарные изделия замещаются более сложными предметами с гребешковым орнаментом, дизайн, пришедший видимо из Сибири и Маньчжурии. Такие гончарные изделия обычно имели более толстые стенки и большое разнообразие форм.[4] Этот период известен также как «корейский бронзовый век», однако бронзовые предметы в то время сравнительно редки и встречаются не во всех регионах полуострова.
Рисоводство
В районе 1200—900 годов до н. э. в Корею из Китая пришло культивирование риса. Кроме него, древние корейцы выращивали и другие сельскохозяйственные культуры, такие как просо и ячмень, а также занимались животноводством.[7]
Бронзовые орудия
Начало бронзового века на Корейском полуострове обычно относят к 1000 году до н. э. Несмотря на то, что корейская культура бронзового века произошла от бронзовой культуры Ляонин, она имела уникальные элементы, особенно в части изготовления предметов для ритуалов.[8]
К 7 веку до н. э. культура бронзового века, на которую оказывали влияние культуры Китая, Сибири и даже Скифии, процветала на территории Корейского полуострова. Корейская бронза содержала больше цинка, чем бронза соседних стран. Бронзовые артефакты, найденные в усыпальницах, включают в основном различные типы мечей, копий, кинжалов, колокольчиков и зеркал, украшенных затейливым геометрическим орнаментом.[4][9]
Гробницы
Около 900 года до н. э. обряды погребения становятся более сложными, что отражало усложнение в социальной жизни общества. Дольмены, выложенные камнем, в Корее встретить можно чаще, чем в любой другой стране Восточной Азии. Такие гробницы служили усыпальницами для элиты общества. В них находят бронзовое оружие, керамику и другие предметы быта.[4][10]
Около VI века до н. э. в гробницах появляются полированные железные изделия, а также посуда.[4]
Форма государственного устройства
Кочосон, впервые встречающийся в исторических записях раннего VII века до н. э., расположен возле Бохайского залива и торгует с китайским царством Ци (齊). В это время он рассматривается как отдельное государство, однако археологических доказательств наличия полностью функционирующей государственной власти очень мало.[3][11]
Королевство
К четвёртому веку до н. э. государства с развитой политической структурой обычно имели форму городов-государств. Кочосон был наиболее продвинутым в политическом отношении городом-государством в регионе.[4]
Цивилизация древнего Чосона основывалась на культуре бронзового века и являлась федерацией нескольких городов-государств. С IV века до н. э., в то же время, что и правители китайского царства Янь (燕), правители Кочосона стали называть себя королями.[11] Всадники королевства, вооружённые бронзовым оружием, распространяли своё влияние на север, завоевав большую часть бассейна реки Ляохэ.[5]
Около 300 года до н. э. древний Чосон потерял обширные территории на западе после войны с Янь, однако это говорит о том, что это было уже развитое государство, хотя бы потому, что осмелилось развязать войну с могучими китайскими правителями, и сохранить государственность после потери 2000 ли своей территории.[3] Примерно в то же время столица Кочосона перемещается в район современного Пхеньяна.[11]
Железный век
Около IV века до н. э. Чингук захватила южную часть Корейского полуострова. Об этом государстве известно немного. Скорее всего оно явилось предшественником конфедерации Самхан.
Около 300 года до н. э. в Корею из Китая проникли технологии обработки железа. Железо производили в южной части полуострова. Согласно китайским записям, железо из низовий реки Нактонган высоко ценилось на полуострове и даже экспортировалось в Японию.[4]
Виман
Выходец из Янь, Виман поступил на службу в Кочосон в качестве воеводы. Он узурпировал трон в 194 году до н. э., свергнув короля Чуна.
В 109 году до н. э. У-ди, китайский император династии Хань, начал массированное вторжение в Кочосон у реки Ляо. После года войны Кочосон пал, и в южной Маньчжурии и северной части Корейского полуострова возникли четыре китайских округа: Лолан (樂浪; корейский: Наннан), Сюаньту (玄菟; Хёндо), Чжэньфань (真番; Чинбон), и Линтунь (臨屯; Имдун).
Ранние три корейских королевства
На руинах Кочосона возникло несколько небольших государств: Когурё, Пуё, Окчо и Тонъе. Три китайских округа через несколько десятилетий пали под ударами местного сопротивления, однако последнее, Лолан, держалось вплоть до 313 года, когда оно было завоёвано расширяющимся государством Когурё.
Король Чун основал в южной части Корейского полуострова государство Чин (Чингук), которое затем развилось в конфедерацию Самхан, предвестницу государств Пэкче и Силла. Когурё, Пэкче и Силла затем окрепли и выросли в три корейских государства, доминирующих на полуострове начиная с IV века.
См. также
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Кочосон — WiKi
Древний Чосо́н (Кочосо́н, кор. 고조선 [kodʑosʌn], «древний» Чосон, не путать с династией Чосон) — первое корейское королевство. По «Самгук Юса» и другим средневековым корейским историческим сочинениям, было основано в 2333 году до н. э. Тангуном на берегах рек Ляохэ и Тэдонган и покрывало территорию севера Корейского полуострова и юга Манчжурии до своего падения в 108 году до н. э. Столь ранняя дата основания подвергается сомнению большинством современных учёных,[1] поскольку никаких письменных упоминаний об этом государстве нет вплоть до середины I тысячелетия до н. э.[2]
В китайских и корейских источниках эпоха древнего Чосона часто разделяется на разные периоды, названные по именам королей, стоявшим в начале каждого периода. Это разделение включает Чосон Тангуна, Чосон Вимана и Чосон Киджа, однако иногда древний Чосон рассматривается как непрерывно развивающееся монолитное государство. Такое разделение не признаётся большинством западных историков, поскольку считается относящимся не к истории, а к мифологии.
Народ
Географическое положение
В зависимости от различного толкования названий древних поселений и археологических свидетельств, исторический центр Кочосона переносится либо в район современного Пхеньяна, либо в район реки Ляохэ, немного к северу от современной границы между Северной Кореей и Китаем.
Большинство учёных придерживается мнения, что Кочосон возник на берегах рек Ляохэ и Тэдонган, к юго-востоку от современной Маньчжурии, однако в IV веке до н. э. из-за набегов со стороны Янь столица была перенесена в Пхеньян.[3][4]
Легенда об основании
Основателем Кореи, по преданиям, является легендарный Тангун. Старейшая запись мифа об основании Кореи появляется в Самгук Юса, хронике XIII века. Похожую историю можно найти и в Чеван Унги.
У повелителя неба Хванина (환인; 桓因, имя, которое также появляется в индийских буддистских текстах), был сын Хванун, который хотел жить на земле среди людей. Хванин пошёл сыну навстречу: Хванун спустился на гору Пэктусан с тремя тысячами помощников и основал город Синси (신시; 神市, «божий город» или «святой город»). Вместе с министрами туч, дождя и ветра, он разработал нормы права и моральные законы и учил людей различным ремёслам, медицине и сельскому хозяйству.
В это время в пещере жил тигр и медведица, которые день и ночь молились Хвануну о принятии человеческого облика. Услышав их молитвы, Хванун дал им двадцать долек чеснока и пучок чернобыльника, наказав есть только эту еду и держаться вдали от солнечного света в течение ста дней. Тигр вскоре сдался и покинул пещеру, а медведица осталась и через 21 день превратилась в женщину.
Женщина-медведица (уннё, 웅녀, 熊女) была очень благодарна Хвануну и делала ему подношения. Однако ей нужен был муж и вскоре из-за этого она стала грустна и неустанно молилась под сандаловым деревом о том, чтобы понести ребёнка. Хванун внял её молитвам, взял её в жёны и вскоре она родила мальчика, Вангома Тангуна (단군 왕검; 檀君王儉).
Тангун взошёл на трон на 50-й год после воцарения императора Яо. Столицу он перенёс в город Асадаль на горе Пэгак (или Кунхоль). 1500 лет спустя в год Кимё, У-ван династии Чжоу пожаловал один из своих уделов Ци Цзы (не путать с историческим лицом Ци-Цзы) Чосону, и Тангун перенёс столицу в Чандангён. И наконец в возрасте 1908 лет он вернулся в Асадаль и превратился в бога гор.
Согласно Тонгук Тхоннам (1485) Кочосон был основан в 2333 году до н. э. Дата основания в различных исторических источниках указана разная, хотя все из них ставят её в период царствования Яо (диапазон дат: 2357-2256 до н. э.). В Самгук Юса говорится, что Тангун сел на трон на 50-й год после коронования Яо, Седжон Силлок — что на первый, а Тонгук Тхонгам — что на 25-й.
Спор о Киджа
История захвата китайскими военачальниками Кочосона оспаривается корейскими учёными, однако китайские записи, сделанные в III веке до н. э. (когда Китай и Кочосон были в состоянии войны) говорят о том, что Киджа, учитель (и дядя) последнего императора династии Инь (殷, также известной как династия Шан), захватил в 1100 году до н. э. трон Кочосона. Этот период истории называется Чосон Киджа (по времени между Чосон Тангуна и Чосон Вимана), однако подобное разделение считается скорее мифологическим, чем историческим.
Культура
2000 годом до н. э. датируются гончарные изделия, найденные на территории, по легенде занимаемой Древним Чосоном. Эти изделия раскрашены и доработаны инструментами. Люди того времени занимались сельским хозяйством, собираясь в родовые кланы. По всему полуострову находят прямоугольные хижины и обширные погребальницы, в которых присутствуют различные предметы утвари, такие как бронзовые зеркала и оружие. Существуют также археологические доказательства существования в тот период времени небольших окружённых крепостными стенами посёлков.[5][6]
Гончарное искусство Мумун
В течение периода Мумун (1500—300 до н. э.), простые грубые гончарные изделия замещаются более сложными предметами с гребешковым орнаментом, дизайн, пришедший видимо из Сибири и Маньчжурии. Такие гончарные изделия обычно имели более толстые стенки и большое разнообразие форм.[4] Этот период известен также как «корейский бронзовый век», однако бронзовые предметы в то время сравнительно редки и встречаются не во всех регионах полуострова.
Рисоводство
В районе 1200—900 годов до н. э. в Корею из Китая пришло культивирование риса. Кроме него, древние корейцы выращивали и другие сельскохозяйственные культуры, такие как просо и ячмень, а также занимались животноводством.[7]
Бронзовые орудия
Начало бронзового века на Корейском полуострове обычно относят к 1000 году до н. э. Несмотря на то, что корейская культура бронзового века произошла от бронзовой культуры Ляонин, она имела уникальные элементы, особенно в части изготовления предметов для ритуалов.[8]
К 7 веку до н. э. культура бронзового века, на которую оказывали влияние культуры Китая, Сибири и даже Скифии, процветала на территории Корейского полуострова. Корейская бронза содержала больше цинка, чем бронза соседних стран. Бронзовые артефакты, найденные в усыпальницах, включают в основном различные типы мечей, копий, кинжалов, колокольчиков и зеркал, украшенных затейливым геометрическим орнаментом.[4][9]
Гробницы
Около 900 года до н. э. обряды погребения становятся более сложными, что отражало усложнение в социальной жизни общества. Дольмены, выложенные камнем, в Корее встретить можно чаще, чем в любой другой стране Восточной Азии. Такие гробницы служили усыпальницами для элиты общества. В них находят бронзовое оружие, керамику и другие предметы быта.[4][10]
Около VI века до н. э. в гробницах появляются полированные железные изделия, а также посуда.[4]
Форма государственного устройства
Кочосон, впервые встречающийся в исторических записях раннего VII века до н. э., расположен возле Бохайского залива и торгует с китайским царством Ци (齊). В это время он рассматривается как отдельное государство, однако археологических доказательств наличия полностью функционирующей государственной власти очень мало.[3][11]
Королевство
К четвёртому веку до н. э. государства с развитой политической структурой обычно имели форму городов-государств. Кочосон был наиболее продвинутым в политическом отношении городом-государством в регионе.[4]
Цивилизация древнего Чосона основывалась на культуре бронзового века и являлась федерацией нескольких городов-государств. С IV века до н. э., в то же время, что и правители китайского царства Янь (燕), правители Кочосона стали называть себя королями.[11] Всадники королевства, вооружённые бронзовым оружием, распространяли своё влияние на север, завоевав большую часть бассейна реки Ляохэ.[5]
Около 300 года до н. э. древний Чосон потерял обширные территории на западе после войны с Янь, однако это говорит о том, что это было уже развитое государство, хотя бы потому, что осмелилось развязать войну с могучими китайскими правителями, и сохранить государственность после потери 2000 ли своей территории.[3] Примерно в то же время столица Кочосона перемещается в район современного Пхеньяна.[11]
Железный век
Около IV века до н. э. Чингук захватила южную часть Корейского полуострова. Об этом государстве известно немного. Скорее всего оно явилось предшественником конфедерации Самхан.
Около 300 года до н. э. в Корею из Китая проникли технологии обработки железа. Железо производили в южной части полуострова. Согласно китайским записям, железо из низовий реки Нактонган высоко ценилось на полуострове и даже экспортировалось в Японию.[4]
Виман
Выходец из Янь, Виман поступил на службу в Кочосон в качестве воеводы. Он узурпировал трон в 194 году до н. э., свергнув короля Чуна.
В 109 году до н. э. У-ди, китайский император династии Хань, начал массированное вторжение в Кочосон у реки Ляо. После года войны Кочосон пал, и в южной Маньчжурии и северной части Корейского полуострова возникли четыре китайских округа: Лолан (樂浪; корейский: Наннан), Сюаньту (玄菟; Хёндо), Чжэньфань (真番; Чинбон), и Линтунь (臨屯; Имдун).
Ранние три корейских королевства
На руинах Кочосона возникло несколько небольших государств: Когурё, Пуё, Окчо и Тонъе. Три китайских округа через несколько десятилетий пали под ударами местного сопротивления, однако последнее, Лолан, держалось вплоть до 313 года, когда оно было завоёвано расширяющимся государством Когурё.
Король Чун основал в южной части Корейского полуострова государство Чин (Чингук), которое затем развилось в конфедерацию Самхан, предвестницу государств Пэкче и Силла. Когурё, Пэкче и Силла затем окрепли и выросли в три корейских государства, доминирующих на полуострове начиная с IV века.
См. также
Примечания
Ссылки
ru-wiki.org
Древний Чосон Вики
Древний Чосо́н (Кочосо́н, кор. 고조선 [kodʑosʌn], «древний» Чосон, не путать с династией Чосон) — первое корейское королевство. По «Самгук Юса» и другим средневековым корейским историческим сочинениям, было основано в 2333 году до н. э. Тангуном на берегах рек Ляохэ и Тэдонган и покрывало территорию севера Корейского полуострова и юга Манчжурии до своего падения в 108 году до н. э. Столь ранняя дата основания подвергается сомнению большинством современных учёных,[1] поскольку никаких письменных упоминаний об этом государстве нет вплоть до середины I тысячелетия до н. э.[2]
В китайских и корейских источниках эпоха древнего Чосона часто разделяется на разные периоды, названные по именам королей, стоявшим в начале каждого периода. Это разделение включает Чосон Тангуна, Чосон Вимана и Чосон Киджа, однако иногда древний Чосон рассматривается как непрерывно развивающееся монолитное государство. Такое разделение не признаётся большинством западных историков, поскольку считается относящимся не к истории, а к мифологии.
Народ[ | код]
Народ древнего Чосона принадлежал к тунгусской языковой семье, примыкающей к алтайским языкам. Они были распространены в Маньчжурии, восточном Китае, к северу от реки Янцзы, и на Корейском полуострове. Кочосон был расположен как раз в нижней Манчжурии и на севере Корейского полуострова.
Географическое положение[ | код]
В зависимости от различного толкования названий древних поселений и археологических свидетельств, исторический центр Кочосона переносится либо в район современного Пхеньяна, либо в район реки Ляохэ, немного к северу от современной границы между Северной Кореей и Китаем.
Большинство учёных придерживается мнения, что Кочосон возник на берегах рек Ляохэ и Тэдонган, к юго-востоку от современной Маньчжурии, однако в IV веке до н. э. из-за набегов со стороны Янь столица была перенесена в Пхеньян.[3][4]
Легенда об основании[ | код]
Основателем Кореи, по преданиям, является легендарный Тангун. Старейшая запись мифа об основании Кореи появляется в Самгук Юса, хронике XIII века. Похожую историю можно найти и в Чеван Унги.
У повелителя неба Хванина (환인; 桓因, имя, которое также появляется в индийских буддистских текстах), был сын Хванун, который хотел жить на земле среди людей. Хванин пошёл сыну навстречу: Хванун спустился на гору Пэктусан с тремя тысячами помощников и основал город Синси (신시; 神市, «божий город» или «святой город»). Вместе с министрами туч, дождя и ветра, он разработал нормы права и моральные законы и учил людей различным ремёслам, медицине и сельскому хозяйству.
В это время в пещере жил тигр и медведица, которые день и ночь молились Хвануну о принятии человеческого облика. Услышав их молитвы, Хванун дал им двадцать долек чеснока и пучок чернобыльника, наказав есть только эту еду и держаться вдали от солнечного света в течение ста дней. Тигр вскоре сдался и покинул пещеру, а медведица осталась и через 21 день превратилась в женщину.
Женщина-медведица (уннё, 웅녀, 熊女) была очень благодарна Хвануну и делала ему подношения. Однако ей нужен был муж и вскоре из-за этого она стала грустна и неустанно молилась под сандаловым деревом о том, чтобы понести ребёнка. Хванун внял её молитвам, взял её в жёны и вскоре она родила мальчика, Вангома Тангуна (단군 왕검; 檀君王儉).
Тангун взошёл на трон на 50-й год после воцарения императора Яо. Столицу он перенёс в город Асадаль на горе Пэгак (или Кунхоль). 1500 лет спустя в год Кимё, У-ван династии Чжоу пожаловал один из своих уделов Ци Цзы (не путать с историческим лицом Ци-Цзы) Чосону, и Тангун перенёс столицу в Чандангён. И наконец в возрасте 1908 лет он вернулся в Асадаль и превратился в бога гор.
Согласно Тонгук Тхоннам (1485) Кочосон был основан в 2333 году до н. э. Дата основания в различных исторических источниках указана разная, хотя все из них ставят её в период царствования Яо (диапазон дат: 2357-2256 до н. э.). В Самгук Юса говорится, что Тангун сел на трон на 50-й год после коронования Яо, Седжон Силлок — что на первый, а Тонгук Тхонгам — что на 25-й.
Спор о Киджа[ | код]
История захвата китайскими военачальниками Кочосона оспаривается корейскими учёными, однако китайские записи, сделанные в III веке до н. э. (когда Китай и Кочосон были в состоянии войны) говорят о том, что Киджа, учитель (и дядя) последнего императора династии Инь (殷, также известной как династия Шан), захватил в 1100 году до н. э. трон Кочосона. Этот период истории называется Чосон Киджа (по времени между Чосон Тангуна и Чосон Вимана), однако подобное разделение считается скорее мифологическим, чем историческим.
Культура[ | код]
2000 годом до н. э. датируются гончарные изделия, найденные на территории, по легенде занимаемой Древним Чосоном. Эти изделия раскрашены и доработаны инструментами. Люди того времени занимались сельским хозяйством, собираясь в родовые кланы. По всему полуострову находят прямоугольные хижины и обширные погребальницы, в которых присутствуют различные предметы утвари, такие как бронзовые зеркала и оружие. Существуют также археологические доказательства существования в тот период времени небольших окружённых крепостными стенами посёлков.[5][6]
Гончарное искусство Мумун[ | код]
В течение периода Мумун (1500—300 до н. э.), простые грубые гончарные изделия замещаются более сложными предметами с гребешковым орнаментом, дизайн, пришедший видимо из Сибири и Маньчжурии. Такие гончарные изделия обычно имели более толстые стенки и большое разнообразие форм.[4] Этот период известен также как «корейский бронзовый век», однако бронзовые предметы в то время сравнительно редки и встречаются не во всех регионах полуострова.
Рисоводство[ | код]
В районе 1200—900 годов до н. э. в Корею из Китая пришло культивирование риса. Кроме него, древние корейцы выращивали и другие сельскохозяйственные культуры, такие как просо и ячмень, а также занимались животноводством.[7]
Бронзовые орудия[ | код]
Начало бронзового века на Корейском полуострове обычно относят к 1000 году до н. э. Несмотря на то, что корейская культура бронзового века произошла от бронзовой культуры Ляонин, она имела уникальные элементы, особенно в части изготовления предметов для ритуалов.[8]
К 7 веку до н. э. культура бронзового века, на которую оказывали влияние культуры Китая, Сибири и даже Скифии, процветала на территории Корейского полуострова. Корейская бронза содержала больше цинка, чем бронза соседних стран. Бронзовые артефакты, найденные в усыпальницах, включают в основном различные типы мечей, копий, кинжалов, колокольчиков и зеркал, украшенных затейливым геометрическим орнаментом.[4][9]
Гробницы[ | код]
Около 900 года до н. э. обряды погребения становятся более сложными, что отражало усложнение в социальной жизни общества. Дольмены, выложенные камнем, в Корее встретить можно чаще, чем в любой другой стране Восточной Азии. Такие гробницы служили усыпальницами для элиты общества. В них находят бронзовое оружие, керамику и другие предметы быта.[4][10]
Около VI века до н. э. в гробницах появляются полированные железные изделия, а также посуда.[4]
Форма государственного устройства[ | код]
Кочосон, впервые встречающийся в исторических записях раннего VII века до н. э., расположен возле Бохайского залива и торгует с китайским царством Ци (齊). В это время он рассматривается как отдельное государство, однако археологических доказательств наличия полностью функционирующей государственной власти очень мало.[3][11]
Королевство[ | код]
К четвёртому веку до н. э. государства с развитой политической структурой обычно имели форму городов-государств. Кочосон был наиболее продвинутым в политическом отношении городом-государством в регионе.[4]
Цивилизация древнего Чосона основывалась на культуре бронзового века и являлась федерацией нескольких городов-государств. С IV века до н. э., в то же время, что и правители китайского царства Янь (燕), правители Кочосона стали называть себя королями.[11] Всадники королевства, вооружённые бронзовым оружием, распространяли своё влияние на север, завоевав большую часть бассейна реки Ляохэ.[5]
Около 300 года до н. э. древний Чосон потерял обширные территории на западе после войны с Янь, однако это говорит о том, что это было уже развитое государство, хотя бы потому, что осмелилось развязать войну с могучими китайскими правителями, и сохранить государственность после потери 2000 ли своей территории.[3] Примерно в то же время столица Кочосона перемещается в район современного Пхеньяна.[11]
Железный век[ | код]
Около IV века до н. э. Чингук захватила южную часть Корейского полуострова. Об этом государстве известно немного. Скорее всего оно явилось предшественником конфедерации Самхан.
Около 300 года до н. э. в Корею из Китая проникли технологии обработки железа. Железо производили в южной части полуострова. Согласно китайским записям, железо из низовий реки Нактонган высоко ценилось на полуострове и даже экспортировалось в Японию.[4]
Виман[ | код]
Выходец из Янь, Виман поступил на службу в Кочосон в качестве воеводы. Он узурпировал трон в 194 году до н. э., свергнув короля Чуна.
В 109 году до н. э. У-ди, китайский император династии Хань, начал массированное вторжение в Кочосон у реки Ляо. После года войны Кочосон пал, и в южной Маньчжурии и северной части Корейского полуострова возникли четыре китайских округа: Лолан (樂浪; корейский: Наннан), Сюаньту (玄菟; Хёндо), Чжэньфань (真番; Чинбон), и Линтунь (臨屯; Имдун).
Ранние три корейских королевства[ | код]
На руинах Кочосона возникло несколько небольших государств: Когурё, Пуё, Окчо и Тонъе. Три китайских округа через несколько десятилетий пали под ударами местного сопротивления, однако последнее, Лолан, держалось вплоть до 313 года, когда оно было завоёвано расширяющимся государством Когурё.
Король Чун основал в южной части Корейского полуострова государство Чин (Чингук), которое затем развилось в конфедерацию Самхан, предвестницу государств Пэкче и Силла. Когурё, Пэкче и Силла затем окрепли и выросли в три корейских государства, доминирующих на полуострове начиная с IV века.
См. также[ | код]
Примечания[ | код]
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
История Древнего Чосона | Sinosophia
Первое из корейских государств, Древний Чосон располагался на полуострове Ляодун к востоку от реки Ляохэ и части Корейского полуострова. Согласно преданию, основателем Древнего Чосона был Тангун, сын небесного божества Хвануна, воцарившийся в 2333 году до н. э. Основанная им династия правила до 1121 года, когда ее сменила новая, первым правителем которой был Киджа, царевич из китайского дома Инь. Столь ранее возникновение Древнего Чосона представляется сомнительным. Однако китайские летописи сообщают, что уже в VII веке это государство (или, скорее, племенной союз) действительно существовало.
Этимология названия «Чосон» до сих пор не установлена. В дословном переводе составляющие его иероглифы означают «утренняя свежесть», отсюда — поэтическое наименование Кореи «Страна Утренней Свежести».
Политическая история Древнего Чосона известна лишь в той степени, в которой она касалась китайских государств — сначала царства Янь, возникшего в IV веке до н. э. на крайнем северо-востоке Срединного государства, а затем империй Цинь и Хань. После того, как Янь усилилось, а его правитель принял в 323 г. до н. э. титул царя (вана), Чосон стал первым объектом его экспансии. После того, как Янь в составе коалиции одержало победу над другим древнекитайским царством Ци в 283 г. до н. э., его полководец Цинь Кай вторгся в земли Чосона, в результате чего последний лишился ряда земель к западу от Манбонхана, на которых были созданы китайские округа. Но в 240 г. до н. э., когда Янь само оказалось под угрозой гибели, Чосон, возможно, вернул себе свои западные владения.В 222 г. до н. э. царство Янь пало под ударами своего соседа царства Цинь. В следующем году Цинь завершило объединение китайских земель. Теперь Чосон столкнулся с единой китайской империей, проводившей политику активной внешней экспансии. Под угрозой захвата своих земель чосонский правитель Пу-ван был вынужден признать себя вассалом Цинь.
Однако уже в 209 году до н. э., после смерти грозного императора Цинь Ши-хуанди (221 — 209 гг. до н. э.) в Китае началась гражданская война, продолжавшаяся семь лет. Воспользовавшись ситуацией, Пу-ван перешел в наступление и захватил ряд территорий бывшего царства Янь. После нового объединения Китая, теперь уже под властью династии Хань, граница с Древним Чосоном была утверждена по реке Пхэсу.
В 194 году до н. э. в Древнем Чосоне произошла смена династии. Приехавший в страну годом раньше китаец Виман (по-китайски Вэй Ман) сверг Пу-вана, последнего потомка Киджа, и захватил власть. Виман установил мирные отношения с империей Хань, формально признав себя ее вассалом и обязавшись охранять китайские границы от набегов варварских племен, при этом
sinosophia.wordpress.com
с древности до начала XXI в.
Глава 2. ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИЙ ЧОСОН
В настоящей главе речь пойдет о первом государстве, история которого тесно связана с Корейским полуостровом. Мы не говорим «о первом корейском государстве». Формулировка, начинающая вторую главу книги, очень осторожна, и для этого есть ряд причин. Дело в том, что в связи с историей Древнего Чосона в историографии существует ряд непростых вопросов. Хотя историки отдельных государств, например КНДР, в начале 1990-х годов эти вопросы окончательно и бесповоротно решили. Тем не менее, на наш взгляд, в связи с недостаточностью исторического материала однозначно говорить о Древнем Чосоне трудно. В целом все спорные моменты можно определить в четырех вопросах:
1) об этнокультурной принадлежности Древнего Чосона: было ли это государство корейским, или китайским;
2) о времени образования государства Древний Чосон: возникло ли оно в III тысячелетии до н. э. или в середине I тысячелетия до н. э.;
3) о территории, которую занимал Древний Чосон: находился ли он в районе современной китайской провинции Ляонин и на Ляодунском полуострове, или в северной части Корейского полуострова и имел столицу в Пхеньяне;
4) о социально-экономическом строе Древнего Чосона: было ли это государство рабовладельческим?
Отметим еще один важный момент. Хотя в мировой историографии государство именуется Древний Чосон, во времена его существования оно называлось «Чосон». Слово «древний» появилось позднее для того, чтобы отличать историю этого государства от истории Кореи династии Ли (1392-1910 гг.), когда страна снова стала именоваться «Чосон».
В настоящей главе попытаемся представить основные точки зрения по спорным вопросам и подробнее остановимся на наиболее, на наш взгляд, заслуживающих внимания. Но начнем с изложения формальной хронологии истории Древнего Чосона, которая также не является бесспорной, во многом отражая мифологическое представление об истории этого государства.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
с древности до начала XXI в.
§ 1. Формально-хронологические этапы истории Древнего Чосона
О Древнем Чосоне известно из корейских и китайских письменных источников. Корейские, дошедшие до наших дней, были написаны довольно поздно. Сведения о самых ранних этапах истории Древнего Чосона дошли до нас из мифов, самый известный из которых — миф о Тангуне, основателе Древнего Чосона. Текст мифа зафиксирован в нескольких корейских средневековых памятниках. Прежде всего это «Самгук юса», или «Достопамятные события Трех государств» (1281 г.), автором которых является буддийский монах Ирен (1206-1289). Миф о Тангуне представлен также в летописи XIII в. «Чеван унги» («Рифмованные записи о королях и императорах») историка Ли Сынхю (1224-1301). Кроме того, называют «Сечжон сил-лок» («Реальные записи [правления государя] Сечжона»), «черновое» историописание XV в., готовившееся как материал для составления официальной династийной истории и ряд других.
Историю Древнего Чосона принято делить на три периода. Первый период, «мифический» (поскольку о нем известно из мифов), называется «Чосоном Тангуна» и датируется 2333-1122 гг. до н. э. Вот краткое изложение мифа о Тангуне[12].
Жил некогда Хванин, повелитель Небес, и был у него сын Хванун, который решил жить среди людей. Тогда Хванин высмотрел на земле гору под названием Тхэбэк [находится не территории Корейского полуострова], вручил сыну три небесные печати и послал управлять людьми.
Действительно, Хванун спустился на землю вместе с 3000 человек и основал столичный город Синей [названия города в русском переводе нет; дословно означает «Город духов»]. Там он управлял как главными духами природы — Ветра, Дождя и Облаков, так и делами людей: ростом злаков, судьбой людей, их болезнями, добром и злом — всего 360 видами дел, по одному для каждого дня года.
В то время жили в одной пещере медведь и тигр, которые очень хотели превратиться в людей и молили об этом Хвануна. Хванун предоставил им такую возможность, обязав выполнить условие: дал но стебельку полыни и по 20 чесночин и повелел 100 дней не показываться на солнце. Только медведю удалось выполнить поставленные условия и он превратился в женщину.
Естественно, что женщина хотела иметь ребенка, молила духов, но ничего не получалось. И тогда Хванун «обернулся человеком», взял ее в жены, и она родила сына, которого назвали Тангун-Вангом [о значении имени Тангун будет сказано особо чуть ниже. Иероглиф «ван» означает «правитель, король», «гом» — «бережливый, простой»].
На 50-м году правления китайского императора Яо (2333 г. до н.э.) Тангун основал столицу в крепости Пхеньян, а страну назвал Чосон [что значит «Утренняя свежесть»]. Через некоторое время столица была перенесена в город Асадаль [переводят как «Восточная (или утренняя) гора»; точное местоположение неизвестно]. Так Тангун правил Чосоном 1500 лет.
Так было до тех пор, пока в год зайца (1122 г. до н.э.) китайский правитель новой династии Чжоу — Ху-ван не пожаловал некоему Цзи-цзы [корейское прочтение имени Кичжа] земли в стране Чосон.
В результате Тангуну пришлось перенести столицу в город Чан-дангён [предположительно, в горах Кувольсан провинции Хванхэ]. Сам Тангун возвратился в Асадаль, где и покинул мир людей в возрасте 1908 лет, став горным духом.
Ничего более о Чосоне Тангуна в «Самгук юса» не говорится, и ученым приходится воссоздавать картину событий, исходя из данных археологии, а также кратких упоминаний в древних китайских источниках.
Можно ли говорить о том, что Чосон Тангуна был государственным образованием? Напомним, что, по мнению большинства ученых, кроме историков КНДР, бронза появилась на Корейском полуострове и к северу от него не ранее X в. до н.э., а железо — лишь на рубеже IV-III вв. до н.э. При этом сельскохозяйственные орудия оставались каменными до конца I тысячелетия до н. э. Культура разведения риса проникла на полуостров в VIII-VII вв. до н. э. Выше мы уже упоминали о значении рисоводства и использования металлических орудий труда для процесса образования государства. Поэтому, на наш взгляд, вряд ли можно говорить о государственности на Корейском полуострове и территориях, граничащих с севера, в III — конце II тысячелетия до н. э.
Действительно, большинство историков склоняются к тому, что образование государства Древний Чосон произошло лишь в I тысячелетии до н.э. В конце 1990-х годов южнокорейская историография датировала время формирования государства V-IV вв. до н.э., российские же историки относят его к рубежу VIII-VII вв. до н. э. и позже. Даже в КНДР до 1993 г. признавалось, что население, на основе культуры которого строилось государство Чосон, этнически оформилось ко II тысячелетию до н.э., а о государственности можно говорить лишь с первой половины I тысячелетия до н.э., о чем свидетельствуют археологические находки и данные китайских историописаний.
С 1993 г. северокорейская позиция относительно Чосона Тангуна изменилась коренным образом[13]. В 1993 г. руководитель КНДР Ким Ирсен дал указание избавиться от искажений родной истории, произошедших по вине «японских продажных ученых», неверно излагавших историю Кореи в годы японской колонизации. Указание было выполнено, и вскоре в результате раскопок в 30 км к северо-востоку от Пхеньяна у горы Тэбак «обнаружили» гробницу Тангуна, в которой были найдены «останки» Тангуна и его жены. В результате физико-химического анализа возраст костей был датирован 3018 г. до н. э. Таким образом, для ученых КНДР, возможно, поневоле личность Тангуна стала не мифологической, а исторической. Наверное, существует немало способов оспорить эти результаты. Достаточно указать на «реконструированные» скелеты Тангуна и его жены, форма которых свойственна скорее индоевропейской, а не монголоидной расе (широкие тазовые кости женщины и т.п.). В любом случае, большинство ученых согласны с тем, что говорить о государственности в период Чосона Тангуна не представляется возможным.
Кто же такой Тангун и что означает это слово? «Тангун» — это современное корейское прочтение китайских иероглифов, которыми записывается это имя. В Южной Корее и в России есть немало вариантов дешифровки слова «Тангун». Все их можно свести к обобщающему значению «Небесный князь»[14]. По мнению большинства ученых, Тангун — это, скорее, не имя какого-либо конкретного человека, а название «должности» главы союза племен. Иными словами, на протяжении 1200 лет территорией Чосон правили люди, именовавшиеся «тангунами», или «тангун-вангомами».
Северокорейская историография до 1993 г. также придерживалась схожей точки зрения, утверждавшей, что иероглиф «тан» указывает на одно из названий этноса, населявшего Древний Чосон, а «гун» — обозначение правителя, главы союза племен. Говоря об этносе Древнего Чосона, историки КНДР считают, что большинство его населения составляла народность е и частично — мэк. Иногда говорят о единой народности емэк. Тот фрагмент мифа о Тангуне, где говорится о приходе вместе с сыном Небесного правителя Хвануном (отцом Тангуна) 3000 человек, интерпретируется как отражение процесса перехода протокорейских племен емэк из Алтая в Восточную Азию.
Итак, первый период истории Древнего Чосона —Чосон Тангуна, скорее, следует относить к категории «мифической истории». Тогда еще не было государственного образования, но проходил процесс перемещения и консолидации союза племен в районе Корейского полуострова и севернее от него. Возглавлялись союзы племен «тангунами».
Второй период, «легендарный», называется «Чосон Кичжа» и датируется 1122-195 гг. до н.э. Он связан с легендой, следы которой присутствуют в мифе о Тангуне: правитель китайской династии Чжоу (1122[15]-247 гг. до н. э.) У-ван (1121-1116 гг. до н. э.) отдал Чосон в удел некоему Кичжа.
Легенда эта вызывает разноречивые чувства у корейцев. Действительно, если Чосон был отдан китайским правителем китайскому же вассалу, то возникает вопрос: а не был ли Чосон в это время просто-напросто частью Китая? Ведь территориально Древний Чосон находился не только, а иногда и не столько на Корейском полуострове. К тому же Древний Чосон закончил свою историю тем, что вошел в состав Китая. Огромное влияние китайской культуры, в особенности культуры железа, на Древний Чосон не отрицается учеными.
Однако и южнокорейская, и отечественная[16], и северокорейская историография однозначно отрицают любую возможность положительного ответа на поставленные вопросы. Ведя речь о Чосоне Кичжа, в особенности со второй половины I тысячелетия до н. э., можно с достаточной степенью уверенности говорить о том, что название «Чосон» обозначало государство (а не, к примеру, союз племен). Этому вопросу будет специально посвящен параграф «Социально-экономическое устройство Древнего Чосона». Кроме того, в многочисленных древнекитайских летописях Древний Чосон упоминается как государство. Перечислим важнейшие из них.
Прежде всего это известные нам «Исторические записки» Сыма Цяня, глава 115[17]. «Гуанъ-цзы» (имя собственное) — сводно-энциклопедический текст, составленный в IV-II или V-III вв. до н. э. Авторство приписывается министру древнекитайского княжества Ци — Гуань-чжуну. В летописи, в частности, говорится, что у княжества Ци и Чосона были торговые контакты. «Шань хай цзин» («Каталог гор и морей»)— сборник географических и мифологических сведений о Древнем Китае и сопредельных территориях, составленный в конце III — начале II в. до н. э. О Древнем Чосоне есть короткое упоминание в конце цзюани (главы) 12. Трактат «Вэй люэ» («Краткая история княжества Вэй») относится к IV-III вв. до н.э. Все перечисленные трактаты составлялись во времена Чосона Кичжа и сведения, представленные в них, можно считать в достаточной степени достоверными.
Третий период истории Древнего Чосона именуется «Чосон Ви Мана» и датируется 194-108 гг. до н.э. С наступлением данного этапа связаны следующие события. В 195 г. до н.э. выходец из китайского княжества Янь — Вэй Мань (в современном корейском прочтении иероглифов имя звучит как Ви Ман) вместе с 1000 человек своих людей перешел на службу к древнечосонскому правителю Чун-вану.[18] В 194 г. до н.э. вместе с другими выходцами из китайских княжеств Вэй Мань захватил власть, после чего он, его сыновья и внуки правили в Древнем Чосоне до тех пор, пока император уже объединенного Китая новой династии Хань (206 г. до н.э.— 220 г. н.э.) У-ди (140-87 гг. до н.э.) не отправил в 109 г. до н.э. в Древний Чосон войска: 50000 человек по суше и 7000 — по морю. В результате в 108 г. до н. э. Древний Чосон пал, а на его месте были образованы четыре китайских округа: Чженьфань (корейское прочтение —Чинбон), Линьтунь (Имдун), Сюаньту (Хёнтхо) и Лэлан [Лаолан][19] (Наннан). На этом заканчивается история государства Древний Чосон.
Однако очень много вопросов еще остаются открытыми. Например, вопросы о времени формирования государственности в Древнем Чосоне, его культурной принадлежности и степени независимости от Китая. Почему выходец из Китая Вэй Мань (Ви Ман), в принципе, мог «перейти на службу» в Чосон? Не по причине ли культурной близости, если не говорить о большем? И почему китайский император У-ди, правитель династии, объединившей Китай, решил присоединить к своей империи и Древний Чосон?
Корейские авторы, что вполне естественно, пытаются доказать обратное. Так, они указывают на то, что когда Ви Ман пришел ко двору Чун-вста, то был одет в чосонские одежды, т.е. являлся чосонцем, проживавшим на территории китайского княжества Янь. И тот факт, что после захвата власти он не сменил название государства, также свидетельствует о его чосонском, а не китайском происхождении.
И тем не менее есть такие вопросы, которые в новейшей историографии уже получили разрешение и, кажется, больше не вызывают споров. Одним из них является вопрос о местоположении Древнего Чосона.