Древнее село. Самое древнее село Северного Кавказа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние села в долине реки Лопасня. Древнее село


ДРЕВНЕЕ СЕЛО ТАЙНИНСКОЕ И ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Будучи в поездках в различных зарубежных странах, все мы (ну, по крайней мере, те, кто предпочитает не чисто "овощной" отдых на пляжах) восхищаемся их насыщенной интереснейшими событиями историей, великолепными образцами культуры вообще и архитектуры в частности. И это правильно. Но очень часто мы не замечаем того, что не менее интересное находится прямо у нас под носом. А вот это уже, с моей точки зрения, просто явление некой историко-культурной близорукости.

    Попытаюсь внести хотя бы маленькую лепту для исправления этой ситуации, рассказав немного об истории древнего села Тайнинского, находящегося в непосредственной близости от Москвы, в какой-то сотне метров от МКАД, в черте моего родного города Мытищи.

    Село Тайнинское впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте московского удельного князя Владимира Андреевича Храброго Серпуховского, героя Куликовской битвы, двоюродного брата великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича, не вполне заслуженно известного как Донской. Ведь всем, кто изучал летописные тексты о Куликовской битве, известно, что настоящими полководцами, под руководством которых была одержана победа на Куликовом поле, были именно князь Владмир Андреевич и воевода Дмитрий Боброк-Волынский, а вовсе не великий князь Московский. Впрочем, возможно, об этом я как-нибудь напишу позже.

Памятник Владимиру Андреевичу Храброму в Серпухове:

    На протяжении XV века село было центром обширной волости. В 1456 году владельцем села стал великий князь Московский Василий II Васильевич по прозвищу Темный, а затем его сын князь Андрей Меньшой Вологодский. В 1481 году село унаследовал сын Ивана Великого - Василий, будущий государь Василий III. С этого времени Тайнинское стало великокняжеским, а потом и царским селом. Расположенное по дороге в Троице-Сергиев монастырь, куда русские монархи регулярно ездили на богомолье, село Тайнинское стало загородной резиденцией московских государей. Во времена Ивана Грозного село становится одним из центров опричнины.

    Летом 1605 года (18 июля) здесь происходит встреча Лжедмитрия (Григория Отрепьева) с "матерью" - инокиней Марфой (постриженной в монахини последней женой Ивана Грозного - Марией Нагой), которая признает самозванца своим "чудом спасшимся" сыном - Дмитрием.

  С. М. Соловьев описал это событие так: самозванец "имел с ней свидание наедине в шатре, рас кинутом близ большой дороги; говорят, Марфа очень искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком возле кареты материнской...".

    В июне 1608 года в Тайнинском стояли войска "Тушинского вора" - Лжедмитрия II, а в августе 1612 года здесь останавливалось ополчение Минина и Пожарского.

    Окрестности села издавна славились охотничьими угодьями, при Иване Грозном здесь устраивались "медвежьи забавы", а царь Алексей Михайлович Тишайший тешился здесь соколиной охотой.

    Село Тайнинское и его окрестности настолько понравились Алексею Михайловичу, что он приказал выстроить здесь каменный храм.

    Строительство было начато еще при жизни царя Алексея в 1675 году. Но завершили его в сентябре 1677 года, уже после смерти Тишайшего царя.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы является уникальным архитектурными сооружением. Он состоит из трех основных частей: собственно церкви, трапезной в два яруса и большого крыльца. Здание церкви представляет собой куб, с двух сторон которого расположены узкие и вытянутые окна. По верхней части куба идет широкий карниз, сложенный из кирпича.
  Гармония и стройность этой части здания стала еще более очевидной, когда в 70-е годы ХХ века была проведена реставрация церкви. В ее ходе были восстановлены три ряда кокошников, представляющих постепенный переход от четверика здания к пяти барабанам, увенчанным небольшими главками луковичной формы.   Главной достопримечательностью храма является его крыльцо.    Известный искусствовед М. А. Ильин описывал его так: "Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуется с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применившейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной мы с особой яркостью ощущаем взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Каждый побывавший в Тайнинском надолго запомнит это редчайшее произведение русского архитектурного искусства".

    Вглядитесь в крыльцо церкви. Разве оно похоже на храмовую постройку? Да ведь это настоящий терем, изукрашенный дивными узорами и воплотивший лучшие традиции русской архитектуры прежних времен.

  Место для постройки храма было выбрано не случайно, с умом: на высоком берегу Яузы и впадающей в нее маленькой речушки Сукромки. Когда на месте их слияния была построена плотина, вода широко разлилась, а посредине образовался остров. На нем еще со времен Ивана Грозного, а по некоторым сведениям еще раньше, при Василии III стали возводить царские дворцы.    Царские дворцы располагались на острове до 1823 года, когда сгорели палаты Елизаветы Петровны.
    Впрочем, о царских дворцах села Тайнинского стоит написать отдельную статью. А пока вернемся к Благовещенскому храму и его истории.

    Царь Федор Алексеевич  9 сентября 1677 года приказал приготовить все необходимое для освящения нового храма. Старинные иконы из стоявшего на этом месте деревянного храма были переданы новой церкви. Благодаря прихожанам и вкладчикам иконостас церкви стал шестиярусным, с богатыми окладами.  Храм значительно пострадал во время нашествия Наполеона. На протяжении XIX века Благовещенская церковь все более утрачивала свое значение, хотя церковные службы в ней продолжались до 1929 года, когда храм был закрыт.    Во времена Советской власти в храме были устроены прачечная, мастерская радиодеталей, клуб, столовая, общежитие, мастерская краснодеревщиков, изготовителей кукол и художников-оформителей.

    Реставрационные работы начались в 1989 году:

В настоящее время храм, возвращенный Церкви, является действующим. Он, сохранившийся буквально чудом, предстает перед нами, благодаря работе реставраторов, таким, каким его задумали зодчие XVII века.

    При работе над этой статьей я обращался к книгам Ю. А. Князева "Прошлое земли Мытищинской" (М., 2001) и М. А. Клычниковой "Мытищи. Путеводитель по городу и району (Мытищи, 2005).

    Данная статья была написана в ноябре 2013 года, предлагаю ее вам несколько переработанной и дополненной.

  Сергей Воробьев.

architectstyle.livejournal.com

ДРЕВНЕЕ СЕЛО ТАЙНИНСКОЕ И ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

  Будучи в поездках в различных зарубежных странах, все мы (ну, по крайней мере, те, кто предпочитает не чисто "овощной" отдых на пляжах) восхищаемся их насыщенной интереснейшими событиями историей, великолепными образцами культуры вообще и архитектуры в частности. И это правильно. Но очень часто мы не замечаем того, что не менее интересное находится прямо у нас под носом. А вот это уже, с моей точки зрения, просто явление некой историко-культурной близорукости.

    Попытаюсь внести хотя бы маленькую лепту для исправления этой ситуации, рассказав немного об истории древнего села Тайнинского, находящегося в непосредственной близости от Москвы, в какой-то сотне метров от МКАД, в черте моего родного города Мытищи.

 

    Село Тайнинское впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте московского удельного князя Владимира Андреевича Храброго Серпуховского, героя Куликовской битвы, двоюродного брата великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича, не вполне заслуженно известного как Донской. Ведь всем, кто изучал летописные тексты о Куликовской битве, известно, что настоящими полководцами, под руководством которых была одержана победа на Куликовом поле, были именно князь Владмир Андреевич и воевода Дмитрий Боброк-Волынский, а вовсе не великий князь Московский. Впрочем, возможно, об этом я как-нибудь напишу позже.

Памятник Владимиру Андреевичу Храброму в Серпухове:

    На протяжении XV века село было центром обширной волости. В 1456 году владельцем села стал великий князь Московский Василий II Васильевич по прозвищу Темный, а затем его сын князь Андрей Меньшой Вологодский. В 1481 году село унаследовал сын Ивана Великого - Василий, будущий государь Василий III. С этого времени Тайнинское стало великокняжеским, а потом и царским селом. Расположенное по дороге в Троице-Сергиев монастырь, куда русские монархи регулярно ездили на богомолье, село Тайнинское стало загородной резиденцией московских государей. Во времена Ивана Грозного село становится одним из центров опричнины.

    Летом 1605 года (18 июля) здесь происходит встреча Лжедмитрия (Григория Отрепьева) с "матерью" - инокиней Марфой (постриженной в монахини последней женой Ивана Грозного - Марией Нагой), которая признает самозванца своим "чудом спасшимся" сыном - Дмитрием.

   С. М. Соловьев описал это событие так: самозванец "имел с ней свидание наедине в шатре, рас кинутом близ большой дороги; говорят, Марфа очень искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком возле кареты материнской...".

    В июне 1608 года в Тайнинском стояли войска "Тушинского вора" - Лжедмитрия II, а в августе 1612 года здесь останавливалось ополчение Минина и Пожарского.

    Окрестности села издавна славились охотничьими угодьями, при Иване Грозном здесь устраивались "медвежьи забавы", а царь Алексей Михайлович Тишайший тешился здесь соколиной охотой.

    Село Тайнинское и его окрестности настолько понравились Алексею Михайловичу, что он приказал выстроить здесь каменный храм.

    Строительство было начато еще при жизни царя Алексея в 1675 году. Но завершили его в сентябре 1677 года, уже после смерти Тишайшего царя.

  Храм Благовещения Пресвятой Богородицы является уникальным архитектурными сооружением. Он состоит из трех основных частей: собственно церкви, трапезной в два яруса и большого крыльца. Здание церкви представляет собой куб, с двух сторон которого расположены узкие и вытянутые окна. По верхней части куба идет широкий карниз, сложенный из кирпича.    Гармония и стройность этой части здания стала еще более очевидной, когда в 70-е годы ХХ века была проведена реставрация церкви. В ее ходе были восстановлены три ряда кокошников, представляющих постепенный переход от четверика здания к пяти барабанам, увенчанным небольшими главками луковичной формы.    Главной достопримечательностью храма является его крыльцо.    Известный искусствовед М. А. Ильин описывал его так: "Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуется с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применившейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной мы с особой яркостью ощущаем взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Каждый побывавший в Тайнинском надолго запомнит это редчайшее произведение русского архитектурного искусства".

    Вглядитесь в крыльцо церкви. Разве оно похоже на храмовую постройку? Да ведь это настоящий терем, изукрашенный дивными узорами и воплотивший лучшие традиции русской архитектуры прежних времен.

   Место для постройки храма было выбрано не случайно, с умом: на высоком берегу Яузы и впадающей в нее маленькой речушки Сукромки. Когда на месте их слияния была построена плотина, вода широко разлилась, а посредине образовался остров. На нем еще со времен Ивана Грозного, а по некоторым сведениям еще раньше, при Василии III стали возводить царские дворцы.    Царские дворцы располагались на острове до 1823 года, когда сгорели палаты Елизаветы Петровны.    Впрочем, о царских дворцах села Тайнинского стоит написать отдельную статью. А пока вернемся к Благовещенскому храму и его истории.

    Царь Федор Алексеевич  9 сентября 1677 года приказал приготовить все необходимое для освящения нового храма. Старинные иконы из стоявшего на этом месте деревянного храма были переданы новой церкви. Благодаря прихожанам и вкладчикам иконостас церкви стал шестиярусным, с богатыми окладами.  Храм значительно пострадал во время нашествия Наполеона. На протяжении XIX века Благовещенская церковь все более утрачивала свое значение, хотя церковные службы в ней продолжались до 1929 года, когда храм был закрыт.    Во времена Советской власти в храме были устроены прачечная, мастерская радиодеталей, клуб, столовая, общежитие, мастерская краснодеревщиков, изготовителей кукол и художников-оформителей.

    Реставрационные работы начались в 1989 году:

  В настоящее время храм, возвращенный Церкви, является действующим. Он, сохранившийся буквально чудом, предстает перед нами, благодаря работе реставраторов, таким, каким его задумали зодчие XVII века.

    При работе над этой статьей я обращался к книгам Ю. А. Князева "Прошлое земли Мытищинской" (М., 2001) и М. А. Клычниковой "Мытищи. Путеводитель по городу и району (Мытищи, 2005).

    Данная статья была написана в ноябре 2013 года, предлагаю ее вам несколько переработанной и дополненной.

  Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

ДРЕВНЕЕ СЕЛО ТАЙНИНСКОЕ И ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Будучи в поездках в различных зарубежных странах, все мы (ну, по крайней мере, те, кто предпочитает не чисто "овощной" отдых на пляжах) восхищаемся их насыщенной интереснейшими событиями историей, великолепными образцами культуры вообще и архитектуры в частности. И это правильно. Но очень часто мы не замечаем того, что не менее интересное находится прямо у нас под носом. А вот это уже, с моей точки зрения, просто явление некой историко-культурной близорукости.

    Попытаюсь внести хотя бы маленькую лепту для исправления этой ситуации, рассказав немного об истории древнего села Тайнинского, находящегося в непосредственной близости от Москвы, в какой-то сотне метров от МКАД, в черте моего родного города Мытищи.

    Село Тайнинское впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте московского удельного князя Владимира Андреевича Храброго Серпуховского, героя Куликовской битвы, двоюродного брата великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича, не вполне заслуженно известного как Донской. Ведь всем, кто изучал летописные тексты о Куликовской битве, известно, что настоящими полководцами, под руководством которых была одержана победа на Куликовом поле, были именно князь Владмир Андреевич и воевода Дмитрий Боброк-Волынский, а вовсе не великий князь Московский. Впрочем, возможно, об этом я как-нибудь напишу позже.

Памятник Владимиру Андреевичу Храброму в Серпухове:

    На протяжении XV века село было центром обширной волости. В 1456 году владельцем села стал великий князь Московский Василий II Васильевич по прозвищу Темный, а затем его сын князь Андрей Меньшой Вологодский. В 1481 году село унаследовал сын Ивана Великого - Василий, будущий государь Василий III. С этого времени Тайнинское стало великокняжеским, а потом и царским селом. Расположенное по дороге в Троице-Сергиев монастырь, куда русские монархи регулярно ездили на богомолье, село Тайнинское стало загородной резиденцией московских государей. Во времена Ивана Грозного село становится одним из центров опричнины.

    Летом 1605 года (18 июля) здесь происходит встреча Лжедмитрия (Григория Отрепьева) с "матерью" - инокиней Марфой (постриженной в монахини последней женой Ивана Грозного - Марией Нагой), которая признает самозванца своим "чудом спасшимся" сыном - Дмитрием.

 С. М. Соловьев описал это событие так: самозванец "имел с ней свидание наедине в шатре, рас кинутом близ большой дороги; говорят, Марфа очень искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком возле кареты материнской...".

    В июне 1608 года в Тайнинском стояли войска "Тушинского вора" - Лжедмитрия II, а в августе 1612 года здесь останавливалось ополчение Минина и Пожарского.

    Окрестности села издавна славились охотничьими угодьями, при Иване Грозном здесь устраивались "медвежьи забавы", а царь Алексей Михайлович Тишайший тешился здесь соколиной охотой.

    Село Тайнинское и его окрестности настолько понравились Алексею Михайловичу, что он приказал выстроить здесь каменный храм.

    Строительство было начато еще при жизни царя Алексея в 1675 году. Но завершили его в сентябре 1677 года, уже после смерти Тишайшего царя.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы является уникальным архитектурными сооружением. Он состоит из трех основных частей: собственно церкви, трапезной в два яруса и большого крыльца. Здание церкви представляет собой куб, с двух сторон которого расположены узкие и вытянутые окна. По верхней части куба идет широкий карниз, сложенный из кирпича.  Гармония и стройность этой части здания стала еще более очевидной, когда в 70-е годы ХХ века была проведена реставрация церкви. В ее ходе были восстановлены три ряда кокошников, представляющих постепенный переход от четверика здания к пяти барабанам, увенчанным небольшими главками луковичной формы.  Главной достопримечательностью храма является его крыльцо.    Известный искусствовед М. А. Ильин описывал его так: "Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуется с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применившейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной мы с особой яркостью ощущаем взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Каждый побывавший в Тайнинском надолго запомнит это редчайшее произведение русского архитектурного искусства".

    Вглядитесь в крыльцо церкви. Разве оно похоже на храмовую постройку? Да ведь это настоящий терем, изукрашенный дивными узорами и воплотивший лучшие традиции русской архитектуры прежних времен.

 Место для постройки храма было выбрано не случайно, с умом: на высоком берегу Яузы и впадающей в нее маленькой речушки Сукромки. Когда на месте их слияния была построена плотина, вода широко разлилась, а посредине образовался остров. На нем еще со времен Ивана Грозного, а по некоторым сведениям еще раньше, при Василии III стали возводить царские дворцы.    Царские дворцы располагались на острове до 1823 года, когда сгорели палаты Елизаветы Петровны.    Впрочем, о царских дворцах села Тайнинского стоит написать отдельную статью. А пока вернемся к Благовещенскому храму и его истории.

    Царь Федор Алексеевич  9 сентября 1677 года приказал приготовить все необходимое для освящения нового храма. Старинные иконы из стоявшего на этом месте деревянного храма были переданы новой церкви. Благодаря прихожанам и вкладчикам иконостас церкви стал шестиярусным, с богатыми окладами.  Храм значительно пострадал во время нашествия Наполеона. На протяжении XIX века Благовещенская церковь все более утрачивала свое значение, хотя церковные службы в ней продолжались до 1929 года, когда храм был закрыт.    Во времена Советской власти в храме были устроены прачечная, мастерская радиодеталей, клуб, столовая, общежитие, мастерская краснодеревщиков, изготовителей кукол и художников-оформителей.

    Реставрационные работы начались в 1989 году:

В настоящее время храм, возвращенный Церкви, является действующим. Он, сохранившийся буквально чудом, предстает перед нами, благодаря работе реставраторов, таким, каким его задумали зодчие XVII века.

    При работе над этой статьей я обращался к книгам Ю. А. Князева "Прошлое земли Мытищинской" (М., 2001) и М. А. Клычниковой "Мытищи. Путеводитель по городу и району (Мытищи, 2005).

    Данная статья была написана в ноябре 2013 года, предлагаю ее вам несколько переработанной и дополненной.

  Сергей Воробьев.

eho-2013.livejournal.com

Самое древнее село Северного Кавказа

Дагестанское село Чох считается одним из самых древних на Северном Кавказе. Здесь найдена стоянка древнего человека, относящаяся к периоду неолита. Историки предполагают, что само село появилось примерно с 1300 года, именно в этот период была построена первая крепость.

Сейчас в поселке проживает чуть более 3000 человек, данные переписи на 2010 год. Большинство населения - аварцы, а нас приютила и накормила единственная адыгейка в ауле))

Считается, что самыми первыми в Дагестане ислам приняли жители Чоха. На протяжении многих веков село считалось местом просвещения. Через поселок проходил Великий шелковый путь. А слово "Чох" переводится как "стоянка", "много".

С конца 18 века Чох был одним из богатых аулов Дагестана. Жители занимались торговлей и овцеводством. Аул был известным центром художественного ремесла по металлообработке, оружейному делу, архитектурно-строительному мастерству и т.д.

До прихода советской власти здесь обучали ученых-арабистов, которые впоследствии были передовыми мыслителями. До революции здесь было 7 мечетей.

2. Так село выглядит с дороги. Чуть ранее я писала какая живописная и интересная сама дорога к аулу.

3. Село примечательно тем, что дома врезаны в скалы, а не находятся на пахотной земле. Одна из жительниц сказала, что все живут мирно, ведь стены домов расположены очень близко друг к другу, поэтому здесь принято вести себя тихо, не нарушая тем самым покой соседей. Получилось своего рода многоэтажное строительство.

4. Так выглядит школа, на ней висит табличка, что здесь учился известный советский борец Али Алиев.

5. Местные жители с удивлением смотрели на нас))

6. В селе много старых интересных зданий.

7.

8.

9. Узкие улочки по которым легко можно заблудиться, что мы и сделали))

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16. Из окон домов можно наблюдать за шикарным видом на горы.

17.

18. Прямо по курсу - курятник.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26. По аулу можно гулять часами, такие села очень запоминаются.

27.

Для сравнения как выглядит современное дагестанское село http://mono-polist.livejournal.com/593291.html

mono-polist.livejournal.com

Древнее село Хой - Города и веси России

Высокогорное озеро Казеной-Ам расположено на границе Чеченской республики и Дагестана. Оно находится на высоте 1870 метров над уровнем моря. Длина береговой линии около 10 километров. Вода в озере холодная, даже летом температура не поднимается выше 17-18 градусов. Озеро не сообщается с другими водоемами, поэтому биологическая жизнь не подвергалась воздействию внешних факторов. Местность интересна для изучения. Но к сожалению природные достопримечательности вне тематики сообщества, поэтому расскажу о древнем селе Хой, которое находится неподалеку. Место тихое, уединенное и находится на отшибе. Фактически аул построен на краю обрыва. Похолодало, поднялся ветер, не покидало ощущение нереальности.

Видите застекленное окно? Еще пару десятков лет в этих постройках обитали люди. Я не представляю себе, каково жить в НАСТОЛЬКО старом доме. Село Хой сильно пострадало во время войны. Говорят, его бомбили с самолетов. С одной стороны это резонно, в таких труднодоступных горных районах удобно прятаться боевикам, с другой стороны это все же достояние республики и всемирное наследие, жалко.

Видела летние фотографии, в солнечную погоду все выглядит совсем по-другому

Некоторые постройки сохранились получше, в них можно зайти. Смотрите, в этом помещении колонны! Напоминаю, дом построен без раствора! Это жилая башня. Обычно на первом этаже размещали скот, а выше уже жили сами хозяева.

Мы прошли башню насквозь и вышли с другой стороны

Для изучения и наглядности знаки были обведены. На мой взгляд это кощунственно, плохо смотрится.

Прям крепость

Вылезать из капюшона о-очень не хотелось. Но пришлось. Кстати, ладонь пальцами вниз означает, что хозяин дома совершил кровную месть.

Вроде туча ушла, небо проясняется. Но было реально очень холодно.

Обратите внимание на дверной проем. Вот такое инженерное решение.

Откуда ни возьмись появились коровы. Такие мохнатые, я бы даже сказала пушистые))

За ними пришли лошади. Живописная такая картина.

Я была рада сесть в теплую машину. После посещения села Хой мы двинулись в обратный путь. Снова проехали вокруг озера, пересекли горный перевал и вернулись в Харачой. Там мы отметились на КПП, что живы-здоровы и направились в Грозный. Напоследок вид сверху. На месте бывшей турбазы олимпийской сборной СССР построили гостиницу. Есть основной корпус, можно снять отдельные домики.

При гостинице есть ресторан "Кунаки". У кавказских горцев это слово означает "гости, друзья". Заведение называет себя ресторан-музей. Внутри представлены национальные костюмы, предметы быта и старинные вещицы.

Село Хой было заброшено не только из-за войны. Его трагическая судьба в первую очередь связана со сталинской депортацией 1944 года. Сейчас там построены новые дома и мечеть, желающие могут вернуться в родные места. Что касается руин, то у меня нет однозначного мнения, нужно их восстанавливать или нет. С туристической точки зрения вроде бы требуется придать им "товарный вид", но в этом случае они потеряют свою древнюю привлекательность.

В данном посте только отобранные для сообщества фотографии, полная версия рассказа - здесь.

russiantowns.livejournal.com

Самое древнее село Северного Кавказа

Дагестанское село Чох считается одним из самых древних на Северном Кавказе. Здесь найдена стоянка древнего человека, относящаяся к периоду неолита. Историки предполагают, что само село появилось примерно с 1300 года, именно в этот период была построена первая крепость.

Сейчас в поселке проживает чуть более 3000 человек, данные переписи на 2010 год. Большинство населения — аварцы, а нас приютила и накормила единственная адыгейка в ауле))

Считается, что самыми первыми в Дагестане ислам приняли жители Чоха. На протяжении многих веков село считалось местом просвещения. Через поселок проходил Великий шелковый путь. А слово «Чох» переводится как «стоянка», «много».

С конца 18 века Чох был одним из богатых аулов Дагестана. Жители занимались торговлей и овцеводством. Аул был известным центром художественного ремесла по металлообработке, оружейному делу, архитектурно-строительному мастерству и т.д.

До прихода советской власти здесь обучали ученых-арабистов, которые впоследствии были передовыми мыслителями. До революции здесь было 7 мечетей.

2. Так село выглядит с дороги. Чуть ранее я писала какая живописная и интересная сама дорога к аулу.

3. Село примечательно тем, что дома врезаны в скалы, а не находятся на пахотной земле. Одна из жительниц сказала, что все живут мирно, ведь стены домов расположены очень близко друг к другу, поэтому здесь принято вести себя тихо, не нарушая тем самым покой соседей. Получилось своего рода многоэтажное строительство.

4. Так выглядит школа, на ней висит табличка, что здесь учился известный советский борец Али Алиев.

5. Местные жители с удивлением смотрели на нас))

6. В селе много старых интересных зданий.

7.

8.

9. Узкие улочки по которым легко можно заблудиться, что мы и сделали))

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16. Из окон домов можно наблюдать за шикарным видом на горы.

17.

18. Прямо по курсу — курятник.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26. По аулу можно гулять часами, такие села очень запоминаются.

27.

 

 

july 18th, 2016

http://mono-polist.livejournal.com/593960.html

www.dagestanpost.ru

Древние села в долине реки Лопасня

Древние села в долине реки ЛопасняДревние села

В долине реки Лопасни, начиная с самого впадения ее в реку Оку, на холмах лежат древние села.

В большинстве случаев древние села располагались вдоль рек - водных дорог и торговых путей.

Древние села в долине реки Лопасни: Турово, Починки, Хатунь — необычны тем, что они в течение многих веков находились на приграничной территории.

Ведь совсем рядом река Ока, являющаяся естественным рубежом, границей, долгое время разделявшей различные княжества.

В месте впадения в Оку реки Лопасни находится знаменитый Сенькин брод или перелаз — стратегическая переправа через Оку, которой столетиями пользовались славянские и степные армии.

В 11 веке древние села в долине реки Лопасни были южным форпостом Новгородского государства; в 12 веке северным форпостом Черниговского, а в 13-14 вв. — Рязанского княжества.

В 15-16 веках древние села в долине реки Лопасни находились на беспокойном южном рубеже Московского княжества, там, где по реке Оке проходила граница Руси со Степью, с Диким Полем.

Сенькин брод в месте впадения реки Лопасни в Оку — это входные ворота, через которые вдоль реки Лопасни в Московское княжество врывались степные хищники, сжигая и истребляя все на этом кратчайшем пути до Москвы. От Сенькина брода до Кремля всего 100 км.

Начиная с 1521 года имена крымских ханов сменяют друг друга: Махмет-Гирей, Девлет-Гирей, Бора Газы Гирей, Ислам Гирей ...

Крымский полон, двухсотлетний кошмар русского человека.

По разным оценкам, за все время крымских набегов до миллиона жителей Русского государства (население в конце XVI века около 9 млн), было угнано в рабство. "И людей много и скоту в полон поведоша безчисленно".

Древние села в долине реки ЛопасняН. Пимоненко. Эскиз картины "Набег татар".

На одном из самых крупных в мире невольничьих рынков в Кафе (Феодосия) живой товар продавали в Турцию, Египет, Аравию, Сирию, Персию, Индию и другие страны: женщин в гаремы, мужчин на гребные галеры. Или просто мучили пленников, ожидая выкупа.

Особо охотились за детьми. Английский путешественник Д. Флетчер рассказывает, что во время набегов "крымские татары берут с собой большие, похожие на хлебные, корзины, чтобы возить пленных детей; если кто-то из них ослабевал или заболевал, то его ударяли о землю или о дерево и бросали на дороге".

Угроза Крымского полона была горькой реальностью того времени. По решениям церковно-земского собора 1551 года ("Стоглав") сбор денег для выкупа пленников (полоняничные деньги) стал постоянным всеобщим русским налогом.

Мы начнем поход к древним селам в долине реки Лопасни недалеко от Малюшиной дачи и пойдем к Турово на восток (смотри маршрут похода в конце очерка).

Конец сентября, начало Золотой Осени.

Как там у Тютчева: "Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный ... ".

Именно такой денёк нам сегодня и предстоит. Древние села в долине реки ЛопасняСтранное впечатление, когда входишь в лес. Словно всю неделю в Москве не жил, а был в командировке. А сейчас вернулся домой, где тебя ждут.

Маленькие клены водят хороводы.

Древние села в долине реки ЛопасняВ сентябрьском лесу сухие листья шуршат под ногами.

Древние села в долине реки Лопасня

 Древние села в долине реки Лопасня

 Переходим речку-ручей.

Древние села в долине реки Лопасня Скоро мы выходим из леса и подходим к окраине древнего села Турово. Мы на пологой вершине огромного холма.

Внизу пойма реки Ока, сама река, и уходящие за горизонт Заокские дали.

Древние села в долине реки Лопасня - Турово

Когда-то древнее село Турово было центром Туровского стана Каширского уезда.

Здесь в древнем селе Турово во времена Ивана III на левом берегу Оки, на "государевой украине", пограничная стража несла Береговую службу.

Место в Турово для пограничной заставы идеальное. Если смотреть со стороны Оки, то древнее село Турово расположено на высоком холме.

Древние села в долине реки Лопасня - ТуровоОт древнего села Турово открывается вид на Оку на многие километры вперед.

Древние села в долине реки Лопасня - Турово

Поэтому из Турово вторжение вражеских отрядов с правого берега Оки было видно задолго до того, как они приблизятся к самому Турово.

Турово очень древнее село. Как следует из его названия, в окрестностях водились первобытные быки — туры. В здешних лесах на туров охотился со своей свитой царь Иван Грозный.

Перед Турово интересная диковина — заросли терна. Ветви ломятся от избытка черно-синих ягод, земля вся засыпана ягодами. Сорвал несколько жменей, вкусно.

Древние села в долине реки Лопасня - ТуровоМы проходим через Турово на юго-восток.

В древнем селе Турово сохранились еще старые дома.

Древние села в долине реки Лопасня - ТуровоВосстанавливается церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Древние села в долине реки Лопасня - ТуровоНапротив церкви Рождества Пресвятой Богородицы стоит памятник жителям Турово, погибшим в Великой Отечественной войне.

Древние села в долине реки Лопасня - ТуровоПроходим через Турово, подымаемся на следующий холм и оборачиваемся назад.

Вот он — собирательный образ древних сёл Подмосковья.

Древние села в долине реки Лопасня - ТуровоНа холме как памятник средневековым богатырям-пограничникам стоит могучий дуб.

Древние села в долине реки Лопасня - Турово

 Мы идем дальше, в долину реки Лопасни.

 Полевая дорога создает иллюзию, когда будто мы в степи. Древние села в долине реки Лопасня

 Вскоре мы выходим на берег реки Лопасни.

Древние села в долине реки Лопасня

 По берегам Лопасни деревья начинают желтеть.

Древние села в долине реки Лопасня

 Вдоль Лопасни расстилается узкая долина.

Древние села в долине реки Лопасня

 По левому берегу реки Лопасни вьется полевая дорога.

Древние села в долине реки Лопасня

 Какой денёк!

Вскоре дорога отворачивает направо в лес, и мы идем золотыми сентябрьскими тропами-дорогами.

Древние села в долине реки Лопасня

 Иногда левый берег Лопасни становится высоким, и мы как будто взлетаем.

Древние села в долине реки Лопасня

Снова спускаемся к реке Лопасня.

Древние села в долине реки Лопасня

 Лопасня, определенно, одна из самых красивых Подмосковных рек.

А какие впадают в Лопасню речушки и ручьи: Талеж, Сушка, Еленка, Заполенка, Опоченка, Родинка, Бественка, Люторица!

Перед Барыбино долина реки Лопасни становится привольно широкой.

Древние села в долине реки Лопасня

 Как представишь, как здесь в XVI веке мчалась на Москву крымская конница. Кривые сабли, пики, ржание лошадей, топот копыт. А в обратную сторону вереницы пленников.

Кровью, потом и слезами многих поколений русских людей пропитана эта земля.

Сейчас в долине реки Лопасня пустынно.

По сторонам долины реки Лопасня стеной стоят леса.

Древние села в долине реки Лопасня

 С далеких грозных времен сохранились названия окрестных лесных урочищ: "Сечи", "Полчиха".

На правом берегу Лопасни показалась деревня Бырыбино.

Древние села в долине реки Лопасня

 Здесь мы отворачиваем от Лопасни и идем в старинное село Каменище.

 Почему-то именно в древнем селе Каменище возникает впечатление, что оно находится на краю света в каком-то отгороженном от остального мира месте.

 Церковь Рождества Христова в древнем селе Каменище видно издалека.

Древние села в долине реки Лопасня - Каменище

Вблизи церковь Рождества Христова в Каменище красива, слева от нее деревенское кладбище.

Древние села в долине реки Лопасня - Каменище

 На кладбище интересен памятник погибшим в Великой Отечественной войне жителям древнего села Каменище. Памятником служит старая часовня.

Древние села в долине реки Лопасня - Каменище

 Древнее село Каменище расположено на берегу речки Сушки. Забавное название речки, видимо, отражает тот факт, что летом она пересыхает.

Древние села в долине реки Лопасня - Каменище

 После древнего села Каменище нам, как витязю на распутье, предстоит выбор из трех дорог.

Древние села в долине реки Лопасня - Каменище

 Мы выбираем центральную и держим путь в древнее село Починки.

Древнее село Починки, расположенное на высоком правом берегу Лопасни, видно издалека. Древние села в долине реки Лопасня - Починки

 Река Лопасня, которую мы переходим по мосту, чтобы попасть в древнее село Починки, в этом месте хороша.

Древние села в долине реки Лопасня - Починки

 Позади нас на левом берегу Лопасни остается древнее село Лапино.

Лапино

 Восстановленная церковь Михаила Архангела в древнем селе Починки восхищает.

Древние села в долине реки Лопасня - Починки

 Древние села в долине реки Лопасня - Починки

 Древние села в долине реки Лопасня - Починки

 В Починках жив еще дух древнего большого села.

Древние села в долине реки Лопасня - Починки

 Когда-то жители древнего села Починки на Десятую Пятницу (после Пасхи) приглашали родных и друзей со всей округи. Праздник начинался молебном под торжественный перезвон колоколов. Потом был крестный ход, взаимные поздравления. После праздничного застолья начинались хороводы, танцы, песни на берегу Лопасни.

 Из Починков через Залуги мы приходим в знаменитое древнее село Хатунь, когда-то бывшее городом-крепостью, а затем центром Хатунской волости.

Древние села в долине реки Лопасня - Хатунь

Река Лопасня, которую мы снова переходим по мосту, чтобы попасть в древнее село Хатунь, здесь широка.

Древние села в долине реки Лопасня - Хатунь

 В древнем селе Хатунь впечатляет церковь Рождества Пресвятой Богородицы, стоящая на месте когда-то бывшего здесь посада. Это грандиозный собор, построенный в 1785 г. на средства богатейшего человека России графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы особенно эффектно смотрится вечером в свете последних лучей солнца.

Древние села в долине реки Лопасня - Хатунь

 Древние села в долине реки Лопасня - Хатунь

 На улицах древнего села Хатунь можно встретить еще дома XIX века, напоминающие о том, что здесь когда-то процветали ремесла и торговля.

Древние села в долине реки Лопасня - Хатунь

 Древние села в долине реки Лопасня - Хатунь

  В Хатуне наш 35-километровый поход по древним селам в долине реки Лопасни заканчивается. Отсюда автобус идет до станции Михнево.

Какой отличный пеший маршрут! Полевые дороги, много лесов, мало людей, древние села в долине реки Лопасни. Обретенных сил хватит на предстоящую рабочую неделю.

Большое спасибо за идею похода Владимиру Макаренкову. 

© Сергей Странник

http://www.strannik-sergey.ru/2012/3/2012-09-22-Tyrovo-Hatyn...

sovsojuz.mirtesen.ru


Смотрите также