Щиты древние. Круглый щит эпохи викингов, древнерусский круглый щит
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Холодное оружие. Гоплон — древнегреческий щит. Щиты древние


Русский щит VIII–XI века | Русский след

Вторая половина IX века ознаменовалась возникновением на Восточноевропейской равнине нового государства — Киевской Руси. Географическое положение Древней Руси, сложные этнические и политические процессы привели к взаимопроникновению материальной и духовной культуры нового государства в культуру народов западной Европы, что более ярко проявилось в военном деле оружии древнерусских воинов. Данные археологии наглядно отражают процесс формирования комплекса вооружения древнерусских воинов на базе взаимодействия с различными воинскими традициями, многочисленными военными походами по торговому пути с севера на юг — «путь из варяг в греки», идущий от Варяжского (Балтийского) моря к морю Русскому (Чёрному морю).Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов. Слово «щит», возможно, происходит от слова из санскрита «каваСа» — kavaSa — щит, прикрываться, ховаться (страховаться). (англ. shield; shade-щит).

Щиты использовались с древнейших времён и применялись для защиты воинов вплоть до распространения огнестрельного оружия.

«…Русичи великая поля чремными щиты прегородиша…» («Слово о полку Игореве»).

Именно, щиты служили воинам единственным средством защиты в бою, кольчуги и шлемы появились позже. Самые ранние письменные свидетельства о славянских щитах, как единственных средствах защиты воинов, упоминаются в византийских рукописях VI века:

Прокопий Кесарийский: «Вступая же в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают».

Маврикий Стратег: «Каждый мужчина вооружён двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но трудно переносимыми». Видимо, деревянные щиты были тяжёлыми, подобными по своим функциям с деревянными воротами, служащие защитой каждому дому. На санскрите «Варута» — varUtha — защита, щит, убежище, безопасное местожительство (родстренное слово в рус. яз. ворота)

В верхней части тяжелых щитов этого периода проделывали небольшое отверстие для обзора — амбразуры. В раннем средневековье простые воины часто не имели шлемов, из-за их дороговизны, поэтому прикрывались «с головой» большими щитами.

К сожалению, трудно представить внешний вид тяжёлых деревянных славянских щитов, так как из-за отсутствия металлических частей деревянная конструкция не сохранилась.

Самые ранние фрагменты щитов, найденные на территории Древней Руси, относятся к X веку, так как они уже имели металлические детали.

На территории Древней Руси археологи нашли фрагменты 20 щитов, а именно деталь щита — умбон (лат. umbo) — металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, крепившаяся в центре щита, и защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов.

А.Н.Кирпичников выделяет среди найденных щитов два типа древнерусских металлических накладок (умбонов): полушаровидные щиты (найдено 13 экземпляров) и сфероконические щиты (3 экземпляра). Все найденные щиты стандартны по форме и по размерам — их диаметр 13,2-15,5 см, высота 5,5-7 см. Толщина металла на щите не превышает 1,5 мм.

Ко сфероконическому типу щитов относятся два умбона, найденые в Юго-Восточной части Приладожья, и один щит найден в древнерусском слое Цимлянского городища. Сфероконические щиты довольно крупные, их диаметр 15,6 см и 17,5 см, высота 7,8 см и 8,5 см. Умбоны обоих типов имеют поля шириной 1,5-2,5 см, на которых были пробиты от 4 до 8 отверстий, через которые проходили гвозди от 2,5 до 5 см, редко заклепки, крепившие металлическую бляху на деревянном поле щита, толщиной в пределах 7-8 мм. На одном из найденных в Приладожье металлических блях для щита (умбонов) найдена заклепка длинной 4,5 см. По мнению А.Н.Кирпичникова, подобные заклепки скрепляли одновременно край умбона, деревянную доску щита и планку-рукояти.

Металлические оковки, крепившиеся по краю деревянного  щита, представляют собой тонкие (5-6 мм) железные, или бронзовые полоски длинной около 6 см и шириной около 2 см, согнутые пополам. На одной из металлических оковок сохранились следы орнаментации в виде двух параллельных линий.

Большинство древнерусских оковок на обеих сторонах имели ступеньку, которая, как показывает зарубежный материал, была необходима для кожаной полосы, проходящей по ребру щита.

Во время археологических раскопках Гнездовского курганного могильника под Смоленском были найдены неплохо сохранившиеся остатки древнерусского щита. Вот так его описывает автор раскопок: «Благодаря оставшимся от щита следам дерева, можно представить себе приблизительно размеры щита, измеряя расстояние этих кусочков дерева от центральной бляхи или умбона; при таком измерении ширина или длина щита доходит до 1 метра. В области лежавшего когда-то щита найдено много железных скрепок или обоймиц в виде железных согнутых вдвое пластинок с пробоинами или гвоздиками на концах, служивших для скрепления краев щита и прекрасно сохранивших внутри кусочки дерева; эти-то кусочки дерева представляют часто косые слои, которые объясняются явно тем, что доски, из которых щит состоял, имели на краях закругления, соответствующие окружности круга. Принимая во внимание сохранившиеся следы дерева на ближних камнях можно также смело утверждать, что щит имел круговое очертание. По железным обоймицам также можно легко определить толщину щитовых досок; можно считать также до некоторой степени вероятным, что щит был окрашен в красную краску, так как дерево в одной из обоймиц сохранило следы красной окраски».

Восполнить представление о древнерусском щите помогают археологические материалы сопредельных территорий  Скандинавии, где они найдены в огромном количестве. Интересно, что древнерусское оружие и щиты, подобные скандинавским, найденные в районе Ладоги, дают возможность скандинавам мечтать о том, что эти территории Древней Руси в районе Ладоги в древности принадлежали им. Однако, это не так!

Очень часто «скандинавское оружие» было захвачено древнерусскими воинами в бою во время военных походов и привезено домой на Ладогу в качестве военных трофеев. Крупные оружейные производства были в Ладоге, Новгороде, Суздале, Пскове, Смоленске и Киеве.

Дружинно-торговый социум «русов» начал складываться не ранее последних десятилетий VIII — первых десятилетий IX вв., примерно тогда же, когда в древнесеверной лексике ранней эпохи викингов (на I этапе, 793-833 гг.) слово с исконно русским корнем «rup» — гребцы приобретало новое значение «морское войско». (родственные слова в рус. яз.: гРАБить, гРЕБти…; англ.: robber — гРАБитель)

На Западе «росы» — gentis esse sueonum; на Востоке — «gentis» Славян; они и были и теми и другими одновременно. В Византии середины X века один из преемников великокняжеских послов «от рода Рускаго» перечислял скандинавские названия днепровских порогов «по-росски» (rosistі) и переводил «по-славянски» (sclavinysti); языком этих «росов» был ещё нордический, северный язык скандинавов.

Русь-Ладога князя Олега объединяет в начале X века и варяга, и словенина, «и прочих», хотя послы «великого князя рускаго», объявляя себя от рода Рускаго, носят сплошь скандинавские имена. Для определенного отрезка времени становления скандо-славянского социума «именно Ладога исключительно и была русью» (Stang 1996: 200).

Самая полная информация имеется о щитах, найденных в шведском могильнике Бирка, где было найдено 68 деревянных щитов круглой формы, диаметром от 80 до 95 см, толщина 5-6 мм, материал, из которого изготовлен щит — тис, клён, пихта. В Бирке были найдены оружие, фрагменты доспехов, многочисленные находки, свидетельствующие о том, что здесь длительное время проживала большая группа мужчин-воинов. 

По подсчётам учёных, в IX–X веках в Бирке проживало около 1500 человек постоянного населения. Однако в летние месяцы, сюда со всей Балтики — «Русь-Ладога» приходили корабли с товарами, число жителей увеличивалось до 8 тысяч.  Город Бирки был крупным речным портом и стоял на пересечении торговых путей, именно отсюда начинался путь «из варяг в греки», связывавший Русь Новгородскую с Византийской империей,  Ближним Востоком, Средней Азией и центральной Европой в X–XII веках.

В городе Бирка были найдены восточные шёлковые ткани из Арабского халифата с арабскими надписями «Иллах» (Illah- Аллах), выполненными в куфическом стиле. Древнеперсидские надписи в геометрическом стиле куфического письма находили на восточных шёлковых лентах не только в могилах на территории города Бирка и в захоронениях в Уппсале, но и в Испании. Арабские надписи в куфическом стиле повсеместно присутствуют на одежде викингов в скандинавских могильниках. Возможно, погребения осуществлялись под влиянием ислама с идеей о вечной жизни в раю после смерти. Возможно, арабские надписи просто рассматривались, как декоративный затейливый орнамент.

В последней четверти X века — после 960 года город был оставлен, Бирка прекратила своё существование — странно и необъяснимо. Дружинно-торговый социум русов и скандинавов распался… русы ушли.

Как и в Древней Руси, основную часть находок остатков щитов составляют оловянные или бронзовые накладки различной формы (умбоны), и железные или бронзовые оковки по краю щита (от 2 до 45), крепившиеся двумя заклепками. Некоторые щиты были снабжены и металлическими или деревянными рукоятями  из можжевельника, тополя, ольхи. Металлические рукояти щита из железа или бронзы украшены чеканкой или рельефным литьём. Фрагмент чеканной накладки найден в Старой Ладоге, и хранится в частной коллекции.

На древнерусских щитах сохранились скобки с подвижным кольцом для крепления плечевого ремня для ношения щита.В захоронениях в Норвегии в Бирки и Гокстаде найдены деревянные щиты из 7-8 сосновых дощечек разной ширины, толщиной около 7 мм. Внешняя сторона щитов была окрашена в чёрный или жёлтый цвета. На расстоянии 2 см от края щита и с интервалом около 3,5 см по всему периметру просверлены отверстия для крепления кожаной обшивки края щита, металлических деталей щита нет.

В Тирском торфянике на юго-западе Латвии обнаружен уникальный клад IX века, среди находок — два хорошо сохранившихся деревянных щита, изготовленных из еловых досок. Один из шитов толщиной 6 мм, круглой формы, диаметром 85,5 см. Внутренняя и внешняя стороны деревянного щита покрыты кожей, пришитой к  щиту в центре и по краям, а между кожей и деревом проложена спрессованная трава. В центре деревянного щита пропилено отверстие диаметром 11,5 см, которое с внешней стороны закрывалось деревянной накладкой в форме полушария с краями, на которых имеется 14 отверстий для заклёпок. Подобный тип щита встречается в нескольких курганах Гнездовского и Михайловского могильников.

Второй щит, найденный в Тирском торфянике, был длиной 68 см, ширина — 11,8 см, толщиной — 1,4 см. Судя по краям доски, щит был выгнутым и имел круглую форму, а его диаметр составлял 73 см.

Во второй четверти XIII века появляются треугольные щиты с перегибом, то есть двускатный щит, плотно прижимавшийся к телу, и выгнутые трапециевидные щиты. С конца XIII века входят в обиход сложнофигурные щиты-тарчи, прикрывавшие грудь всадника во время прямого удара копьём, как тараном.

В XIV веке эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом — тарч, который торчал из щита, и служил защитой для руки, удерживающей короткое копьё и облегчал воину защиту и нападение в бою. В Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались Павеза (павез, павиза, павезе, павис; нем. große Pavese — большая павеза) — тип щита, широко применявшийся пехотой в XIV—XVI веках. Щит павез был прямоугольной формы, нижняя часть могла иметь овальную форму.

Известно, что щиты различных форм — круглые, трапециевидные, существовали в течение длительного времени.Богатые воины делали щиты из железа, но самые распространённые щиты для древнерусских воинов из дерева, камыша, и обшивали их кожей. Центр щита усиливали металлическим навершием — «умбоном». Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием — каймой. Тыльная сторона щита имела подкладку, на руке щит удерживался привязками — «столбцами». Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету в древнерусских доспехах отдавалось явное предпочтение на протяжении всей истории Древней Руси.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ЩИТА.

Исходя из информации, полученной из литературных источников, и материалов археологических раскопок, найденных на территории Древней Руси и скандинавских стран, можно представить примерную реконструкцию одного из типов щитов, имевшего распространение в X веке, как на территории Древней Руси, так и на территории Скандинавии.

Древнерусские щиты в X веке изготавливались из деревянных плоских дощечек и имели круглую форму. Диаметр щита варьировался от 80 до 100 см, а толщина редко превышала 6-7 мм. В некоторых случаях деревянный щит покрывали грубой кожей и  окрашивали. В центре деревянного поля щита с внешней стороны крепили на гвоздях, загибавшихся с внутренней стороны, металлическую или деревянную накладку (умбон).  С внутренней стороны щита поперёк досок крепилась деревянная рукоять, иногда с кольцами для крепления плечевого ремня. Кольца для плечевого ремня могли прикрепить и на поле щита. Крепление рукояти щита производилось с помощью металлических заклепок или деревянных гвоздей — нагелей. С помощью металлических оковок по краю щита закреплялась полоска кожи, которую  пришивали и без металлических заклёпок.

Внешнюю, а иногда и внутреннюю сторону щита покрывали кожей и окрашивали красной, белой, чёрной или жёлтой краской. Раскраска воинских щитов имела ритуальное значение,  белый щит считался символом мирных намерений, красный означал воинственность и готовность к бою. Судя по изображениям на поминальных камнях, а также миниатюрным подвескам-амулетам в виде щита, найденным как в Скандинавии, так и на территории Руси, самым популярным мотивом раскраски щита была «вихревая розетка», представляющая собой стилизованное изображение змеевика — оберега древнерусского воина. Змеевик — образ Великой Матери Земли, от которой древнерусский воин черпал силы.

Древнерусские подвески-обереги с изображением Змеевика

Оценивая боевые качества древнерусского деревянного щита, по его конструкции и весу, а также надёжности и удобству хвата рукояти щита, можно утверждать, что это было достаточно маневренное средство обороны, в некоторых ситуациях способное выполнять и роль наступательного ударного оружия. Снижение веса деревянного щита и маневренность во время боя достигались за счет более тонкой деревянной основы щита, который не долго мог служить воину  защитой. Благодаря простоте конструкции деревянного щита, ремонт или изготовление нового щита,  с использованием старых металлические детали, не представлял для воина особой трудности даже в «полевых» условиях.

Основной задачей древнерусских деревянных щитов была защита воина от метательного оружия противника — от стрел и дротиков.

Метод применения деревянного щита продемонстрирован в сцене осады крепости, изображенной на франкском ларце VIII века. Деталь ларца с изображением воина, защищающегося от стрел. VIII в. (Британский музей)

Удары меча и топора могла сдержать и отразить металлическая накладка (умбон) деревянного щита, хотя в исландских сагах встречаются описания попадания меча и топора противника в деревянное поле щита:

— «У Сигмунда был шлем на голове, у пояса меч, а в руках щит и копье. Он бросился на Скарпхедина и тотчас же нанёс ему удар копьём и попал в щит. Скарпхедин отрубил древко копья, поднял секиру и разрубил Сигмунду щит до середины. Сигмунд нанёс Скарпхедину удар мечом и попал в щит, так что меч застрял. Скарпхедин с такой силой рванул щит, что Сигмунд выпустил свой меч… ».

— «Навстречу Гуннару встал Вандиль. Он немедля, нанёс удар мечом, и удар пришёлся в щит. Гуннар быстро отвёл щит с застрявшим в нём мечом в сторону, и меч сломался у рукояти».

— «...Тогда Хрут повернулся к Атли. Тот немедля ударил секирой в щит Хрута и расколол его сверху донизу».

— «Ион бросился на Гуннара в сильном гневе и пробил ему копьём щит и руку. Гуннар с такой силой рванул щит, что копье сломалось у наконечника».

Круглая форма и непрочность щита предполагает, что более эффективно им можно было действовать в свободном строю, а не в плотно сомкнутом, именно, поэтому круглые деревянные щиты исчезли из оборонительного вооружения древнерусских воинов в XI веке.

Во второй половине X века меняется характер военных действий русских дружин. Если в конце IX — начале X веков древнерусские воины совершали стремительные рейды на кораблях с целью захвата добычи или получения дани, то во время Балканской кампании Святослава, длившейся с 969 г. по 971 г., осады и обороны крепостей, военные рейды чередовалась крупными полевыми сражениями против армии Византийской империи. Это не могло не привести к изменениям в тактике боя, что в целом повлияло  на весь комплекс наступательного и оборонительного вооружения древнерусского воина.

Византийский автор Лев Диакон, подробно описавший ход войны 969 — 971 годах, называет построение древнерусских воинов фалангой, а, повествуя о битве под Доростолом в 971 году, подчеркивает, что «тавроскифы  плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы». «Константин Философ (Кирилл, основатель кириллицы) застал в Крыму и письменность, и её носителей, тавров его времени, «глаголющих тою («русскою») беседою». Он пишет о тоурси (они же тoypcïu) —  *тауро-руси — *Ταυρο-ρως или Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃ςοι, что-то вроде «тавры-росы», обозначение племени, жившего к северу от дунайского устья, близ Ахиллова Бега.

В другом месте своего труда Лев Диакон описал щиты древнерусских воинов : «щиты у них прочны и для большей безопасности достигали ног»». К сожалению, из этого описания не ясна форма древнерусских щитов, но подобные описанию «вытянутые по вертикали» щиты получили широкое распространение не только в Древней Руси, но и в Западной Европе XI веке.

 

Древнерусский лучник X - XIII века Русский меч XII–XIII века

ru-sled.ru

Щиты средневековья история, технология и типология рыцарского щита

Проект, связанный с производством стального щита привел нас к тому, что мы должны провести разъяснение о роли щита в средневековом обществе, его формах и типах.

За основу в данной статье, будут взяты материалы фундаментальной работы:  Вендалена Бехайма «Энциклопедия оружия».

Материалы, применяемые при производстве щитов средневековья:
Прорисовка внутреннего устройства раннего щита

Прорисовка внутреннего устройства раннего щита

Как мы увидим ниже, основным материалом производства щитов было:

— Дерево, обтянутое кожей;

— Иногда использовались бронзовые накладки;

— В ранних щитах применялись металлические умбоны и металлические полосы для усиления щита и гвозди.

— поверх накладывался тонкий меловой грунт, на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.

Изредка, встречались металлические щиты.

Как указывает В.Бехайм, первые щиты средневекового общества, например, у германцев были весьма просты. В общем виде они походили на щиты, применявшиеся в римских легионах, но при четырехугольной форме были менее выгнуты. Сделанные из ивовых прутьев, они были обтянуты мехом, обычно волка. Обтянутые мехом щиты применяли до XIII века. От этого обычая происходит в средневековье «геральдический мех» (фр. fêh).51).

 Jan Kohlmorgen - Der Mittelalterliche Reiterschild

Der Mittelalterliche Reiterschild

Щиты во времена Карла Великого были большей частью из дерева, обтянутого кожей и усиленного железными полосами. Всадник имел легкий, деревянный, круглый или заостренный книзу щит с железными полосами на гвоздях. В центре круглого щита была прикреплена выпуклость — умбон (нем. Schildnabel). Носили щит на левой руке, за широкий ремень, в который продевалась рука.

Пеший воин носил большой миндалевидный, высотой более метра, сильно изогнутый деревянный щит, который по краям и в середине усиливался перекрещенными и обитыми крепкими гвоздями железными полосами.

Норманнский щит делался из дерева с меловой грунтовкой, узкий, внизу заостренный, а вверху закругленный, может рассматриваться как прообраз всей позднейшей формы щитов средневековья.

Щиты XI и XII веков имели значительную длину. Забота о крепости щита привела к тому, что его делали сильно выпуклым и снабжали железными накладками.

XIII века: Щит становился все более плоским, умбоны и накладки постепенно исчезли.

Стоячий щит (нем. Setzschild), или большая павеза (нем. große Pavese). Эти щиты были из дерева и обтягивались кожей, поверх накладывался тонкий меловой грунт, на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.

Дерево кожа - Павеза

Дерево кожа — Павеза

Видны доски и заклепки

Видны доски и заклепки

Уже в XI веке всадники стремились освободить левую руку от держания щита, чтобы можно было управлять лошадью. Это привело к тому, что тарч стали вешать на шею и грудь оказывалась закрытой полностью. Такого рода тарчи, хотя встречаются изготовленные из железа, большей частью были сделаны из дерева и обтянуты кожей, по форме они четырехугольные, с закругленными углами, в середине имеют остро выступающее ребро.

Адагра, внутренняя сторона

Адагра, внутренняя сторона

Старая мавританская адагра (подробно) была из крепкой жесткой кожи, овальная, в форме сердца или двух обрезанных овалов.

Щит kalkan

Щит kalkan

Легкие арабские кавалеристы, а от них войны пограничных земель Речи Посполитой  —использовали маленькие круглые щиты, называемые по-турецки kalkan, с верхом из рыбьей кожи, которую или оставляли шероховатой, или гладко отшлифовывали. Такие щиты нередко были из кожи с прекрасными тиснеными орнаментами. Наконец, существовали щиты из тонких прутьев фигового дерева, которые оформлялись в виде круга, концентрически, и переплетались серебряной тесьмой или цветными шелковыми нитями таким образом), что образовывались арабески, выполненные с большим вкусом. Такого рода круглые щиты диаметром не более 60 см обладали необычайной сопротивляемостью удару мечом.

Фехтовальный щит (нем. Fechtschild), который был распространен в школах фехтования. Эти очень длинные и узкие щиты делали из дерева, обтягивали кожей и расписывали. Посередине такого щита проходило высокое ребро, полое внутри, а вдоль него — железный усиливающий стержень. Сверху и снизу из щита выступали длинные железные острия с невозвратными крюками или без них. Общая длина щита составляла 2,5 метра.

В более поздние времена, щиты становятся более сложными и интегрируются с различными приспособлениями.

Полсущества, деревянная доска служила основным материалам, из которого производились щиты средневековья. Обтягивалась щит кожей. В зависимости от эпохи к щиту добавлялись те или иные части: умбоны, радиальные стальные полосы для усиления щита, окантовка. Так же хочется отметить, что окантовка в средневековых щитах, типа тарч, применялась крайне редко.

Типология и история средневековых щитов:
Типология и история щитов

Типология и история щитов

Два обстоятельства привели к совершенствованию оружия народов, осевших в Европе. Во-первых, отношения, в которые они вступили с Константинополем, где на торговом перекрестке они получали оружие, и, во-вторых, то, что в своих набегах на Рим они соприкасались со странами, в которых издавна добывали железо и изготовляли оружие. Те южногерманские народности, которые в начале императорских времен находились в контакте с Римской империей, по необходимости приспосабливались к римскому образу ведения войны. Отсюда возникают сначала заимствованные у римлян, а затем чисто германские, соответствующие национальным особенностям, формы оружия.

Пехотный щит шахматной фигурки с доски из сокровищницы Сен-Дени, времен Карла Великого

Пехотный щит  (Сен-Дени)

Несмотря на это, еще во времена Карла Великого (как можно увидеть на шахматах из сокровищницы Сен-Дени) щиты  были из дерева, обтянутого кожей и усиленного железными полосами. Всадник имел легкий, деревянный, круглый или заостренный книзу щит с железными полосами на гвоздях. В центре круглого щита была прикреплена выпуклость — умбон (нем. Schildnabel). Носили щит на левой руке, за широкий ремень, в который продевалась рука.

Данный круглый щит и является первородным щитом средневековья (имеющий римский корни), так же как и влияющий формально пехотный щит римлян скутум. Возможно, этим и обусловленно стоящего отдельно, овального щита.

shield-9

Пехотный щит шахматной фигурки с доски из сокровищницы Сен-Дени, времен Карла Великого

Пехотный щит шахматной фигурки с доски из сокровищницы Сен-Дени, времен Карла Великого

Сенкт-Галленский "Codex Aureus" ( "Золотая Псалтырь"), времен Карла Великого. Четко изоброжены круглые щиты с умбоном и радиальными металлическими поласами окантовки

Сенкт-Галленский «Codex Aureus» ( «Золотая Псалтырь»), времен Карла Великого. Четко изоброжены круглые щиты с умбоном и радиальными металлическими поласами окантовки

Сенкт-Галленский "Codex Aureus" ( "Золотая Псалтырь"), времен Карла Великого. Четко изоброжены круглые щиты с умбоном и радиальными металлическими поласами окантовки

Сенкт-Галленский «Codex Aureus» ( «Золотая Псалтырь»), времен Карла Великого. Четко изоброжены круглые щиты с умбоном и радиальными металлическими поласами окантовки

Сенкт-Галленский "Codex Aureus" ( "Золотая Псалтырь") прорисовка круглого щита из монографии Вендалена Бехайма «Энциклопедия оружия»

Сенкт-Галленский «Codex Aureus» ( «Золотая Псалтырь») прорисовка круглого щита из монографии Вендалена Бехайма «Энциклопедия оружия»

И отдельно хочется отметить, щит эллиптической формы, как отдельный особенный вид щита раннего средневековья. Возможно именно подобные щиты и были первоисточниками миндалевидных (каплевидных) щитов.

Щит эллиптической формы(The Battersea Shield was found in the area around Chelsea Bridge)

Щит эллиптической формы(The Battersea Shield was found in the area around Chelsea Bridge)

Нормандский щит

Нормандский щит

Новой вехой и первоосновой для развития большинства щитов средневековья стал: нормандский щит. Нормандские щиты XI и XII веков имели значительную длину, так как необходимо было защитить всадника от ударного оружия от ног до плеч. На упомянутом ковре из Байе форма щитов у кавалеристов и пехотинцев не различается. Они подходят как тем, так и другим. Пехотинцы стоят плотными рядами так, что их длинные щиты, заходящие друг за друга, образуют сплошную стену, защищающую от стрел.

Как раз в это время броня существенно улучшилась. Этот значительный результат, вынесенный из опыта крестовых походов, стал причиной того, что в течение XIII века кавалерийский щит постепенно становился короче. Он теперь закрывал всадника от бедра до подбородка. Боковые края остались сильно изогнутыми, но верхний край делали все более горизонтальным, т. к. раньше он служил для защиты лица, а теперь, благодаря новым шлемам, это не было столь необходимым. Щит становился все более плоским, умбоны и накладки постепенно исчезли.

Нормандский щит

Нормандский щит

Любопытно (Бехайм), что щиты пехоты до XIII и даже до XIV века совсем незначительно отличались от кавалерийских. Причина этого заключается в том, что пехоте придавали небольшое значение в войне и поэтому не считали нужным задумываться о ее особых потребностях. Так и использовал пехотинец кавалерийский щит, хотя по своей форме он был рассчитан на защиту при верховой езде. В пешем положении треугольный щит укрывал человека явно недостаточно. Лишь когда кавалерийский щит столь уменьшился, что стал полностью неприменим для пехоты, ощутилось различие в вооружении. Пехотинцы сохранили старые длинные миндалевидные щиты, от которых отказались кавалеристы.

Примерно с 1300 года техническое совершенствование доспеха вновь сделало значительный шаг вперед, и кавалерийский щит еще более теряет значение. Он становится маленьким треугольным тарчем (нем. Tartsche, фр. petit écu) с прямолинейными краями, который более или менее закрывал половину груди и левое плечо. Название «тарч» происходит от арабского «dárake», от которого образовано итальянское «targa», как стали именовать поначалу маленький закругленный щит.

тарч тарч, Экю

К концу XIV и в XV веке форма тарчей претерпевает изменения, но скорее не военно-технического, а стилистического характера. Они становятся снизу полукруглыми, иногда, как в Англии и Северной Франции, четырехугольными, почти квадратными.

С XIV века становится все более заметным стремление использовать мощь пехоты и соответственно оснастить ее. Эти устремления привели снова к древнейшим оборонительным построениям пехоты, которые использовали с большим успехом еще римляне и часто применяли в раннем средневековье в Германии. Прием заключался в создании сплошной стены из плотно поставленных один к другому щитов, за которыми воины укрывались и могли использовать свое древневековое оружие.

Изображение применения щитов пехотой 1553-1556. Reliefs on the Sarcophagus of Maximilian I. Hofkirche. Innsbruck. Austria.

Изображение применения щитов пехотой 1553-1556. Reliefs on the Sarcophagus of Maximilian I. Hofkirche. Innsbruck. Austria.

Для подобных целей появилась новая разновидность щита, берущая начало от щита тарч — стоячий щит (нем. Setzschild), или большая павеза (нем. große Pavese).

Павеза Павеза

Форма этих павез представляет собой в целом четырехугольник. По центру идет вертикальный полый внутри желоб, который на верхнем конце заканчивается выдающимся вперед выступом (рис. 183). Внутри крепились кожаные ремни для переноски, ниже которых находится ручка. В некоторых пеших отрядах немецкого войска в начале XV века вместо павез [139] применялись лучшие защищающие, но тяжело транспортирующиеся штурмовые стенки или штурмовые щиты (нем. Sturmwande), сохранившиеся доныне в Морском музее. Нередко такие щиты имели сверху смотровую щель или отверстие для глаз и были снабжены снизу железными шипами.

Если большая павеза являлась эффективным оружием в обороне, то неизбежно возникало стремление предоставить такую же действенную защиту нападающему пехотинцу. Поэтому возникает ручная павеза (нем. Handschild, kleine Pavese). Она большей частью четырехугольная, сужающаяся книзу и имеющая характерный желоб, углы которого иногда закруглены. Старейшие из таких щитов имеют желоб с заостренными краями.

ручная павеза ручная павеза

Уже в XI веке всадники стремились освободить левую руку от держания щита, чтобы можно было управлять лошадью. Это привело к тому, что тарч стали вешать на шею и грудь оказывалась закрытой полностью. Такого рода тарчи, хотя встречаются изготовленные из железа, большей частью были сделаны из дерева и обтянуты кожей, по форме они четырехугольные, с закругленными углами, в середине имеют остро выступающее ребро. Чтобы не мешать всаднику действовать копьем, они имели справа глубокую выемку, в которую и помещали древко копья.

 тарч  тарч

Особый вид тарчей употреблялся в Венгрии XV века. Это трапецевидные щиты, выпуклые, так что они оказываются прижатыми к груди и закрывают левую часть тела. Эти тарчи нашли применение не только в Венгрии, но и в других странах, находившихся в той или иной мере под влиянием Востока: в Польше и Московии. Очевидно, такие кавалерийские щиты носили также всадники короля Матеуша Корвина (1440—1490) и венгерская гвардия Максимилиана I. Некоторые экземпляры таких тарчей еще сохранились в Императорских собраниях Вены (рис. 189). Там, где венгры вошли в соприкосновение с немцами, проявлялась тенденция объединить преимущества немецких щитов с восточными. Здесь тарчи сохраняют с правой стороны выемку для древка копья. Но в середине XV века в Германии стали повсеместно изготовлять и «венгерские тарчи».

Венгерские тарч

Венгерские тарч

Венгерский тарч, у войск ВКЛ и Королевства Польского во время битвы у Орши в1514 году

Венгерский тарч, у войск ВКЛ и Королевства Польского во время битвы у Орши в1514 году

Венгерский тарч, у войск ВКЛ и Королевства Польского во время битвы у Орши в1514 году

Венгерский тарч, у войск ВКЛ и Королевства Польского во время битвы у Орши в1514 году

Венгерский тарч, у войск ВКЛ и Королевства Польского во время битвы у Орши в1514 году

Венгерский тарч, у войск ВКЛ и Королевства Польского во время битвы у Орши в1514 году

Другая форма восточного щита, адарга (исп. adargue от араб. dárake, как и «тарч»), в XIII и XIV столетии от мавров попала в испанские войска и далее во Францию, Италию и даже в Англию, где оставалась в употреблении вплоть до XV века. Старая мавританская адагра была из крепкой жесткой кожи, овальная, в форме сердца или двух обрезанных овалов. Носили ее на ремне через правое плечо, а слева держали за кулачную ручку. Эти превосходные щиты были изготовлены в Фесе и использовались до конца XVII века кавалеристами, вооруженными копьями, в Оране, Мельиле, Сеуте и далее на побережье Гранады. Изображения их можно увидеть на фресках Альгамбры .

Адарга

Адарга

Упомянем две формы щита XIV и XV веков, которые не предназначались для использования в бою. Это «старый» фехтовальный щит (нем. Fechtschild), который был распространен в школах фехтования. Эти очень длинные и узкие щиты делали из дерева, обтягивали кожей и расписывали. Посередине такого щита проходило высокое ребро, полое внутри, а вдоль него — железный усиливающий стержень. Сверху и снизу из щита выступали длинные железные острия с невозвратными крюками или без них. Общая длина щита составляла 2,5 метра. По происхождению эта форма щита итальянская, как и все искусство фехтования средневековья.

«старый» фехтовальный щит

«старый» фехтовальный щит

Далее, есть масса вариантов щитов, в том числе и кулачных, но думаю, эту тему мы перенесем в другую статью.

Дополнено, размеры щита «тарч» или «экю», по материалам группы Terra Teutonica 1360-1440

1-й шит: высота 86 см., датирован 1250 годам

2-й щит: высота 62 см., датирован 1300 годам

3-й шит: высота 60 см., датирован 1350 годам

4-й щит: высота 82 см., датирован 1250-1300 годами.

Дополнено: Вариант реконструкции ременной системы рыцарского щита.

Реконструкция щита конного война, Германия, 1190 г.. 

Вариант реконструкции ременной системы рыцарского щита

Вариант реконструкции ременной системы рыцарского щита

Дополнительно:

Рондаш траншейный или фонарный щит

Купить рыцарский щит у ремесленников мастерской

 

zbroevy-falvarak.by

Холодное оружие. Гоплон — древнегреческий щит

Согласно Илиаде Гомера доспехи знаменитому древнегреческому герою Ахиллесу смастерил сам Гефест — бог огня и покровитель кузнечного ремесла. По словам писателя, первым делом могучий кузнец выковал щит: «прежде всего Гефест выковал щит Ахиллу. Дивными изображениями украсил его Гефест. На нем представил он землю, море и небо, а на небе - солнце, месяц и звезды» (Николай Кун, «Легенды и мифы Древней Греции»). И даже несмотря на всю неуязвимость героя, в поединке между Ахиллесом и троянским принцем Гектором (который по праву можно назвать одним из самых знаменитых противостояний не только поэмы, но и всех мифов Древней Греции) Гомер в очередной раз делает акцент на прочности божественного гоплона — именно так назывался древнегреческий щит: «”Берегись теперь моего копья!” — так говорил Ахиллесу Гектор и бросил в него копьем и не промахнулся: попало оно в самую середину щита Ахиллова, только не пробило его, а, ударясь о медь, отскочило далеко назад».

Изобретение большого, круглого древнегреческого щита «гоплон» приходится на VIII век до нашей эры. Вместе с тем само слово «гоплон», по одной из версий, стало употребьляться для обозначения такого вида защиты только к пятому веку до н. э. Считается, что гоплон — название более специфическое, в то время как для обозначения щита в целом использовали слово «аспис»: до гоплона был распространен обычный круглый деревянный щит, обтянутый кожей, а поздние греческие авторы асписом зачастую называли и «пельту» (такой небольшой серповидной формы щит, который использовали фракийские пехотинцы). Тем не менее именно гоплон, который вплоть до времен Александра Македонского был главным инструментом защиты воина, дал название знаменитым древнегреческим воинам — гоплитам.

Фото 1. Гоплиты.jpg

Гоплиты — тяжеловооруженная, одетая в броню пехота, вооруженная копьем — дорю, мечом — ксифосом, и щитом. В ее состав преимущественно входили зажиточные горожане — жители полисов. По большей части это были люди, которые имели достаточно средств, чтобы позволить себе покупку оружия и защитного снаряжения. При этом говорят, что гоплита нередко сопровождал своего рода оруженосец, который во время похода был щитоносцем, денщиком, а в бою участвовал в качестве легко вооруженного воина.

Гоплиты — тяжеловооруженная, одетая в броню копьеносная пехота

Возвращаясь к разговору о броне воина Античности, необходимо понимать, что она всегда создавалась индивидуально под каждого отдельно взятого человека. Соответственно, как правило, каждый солдат имел свою собственную броню. Между тем, различия в экипировке скрывались в основном в особых орнаментах, позволяющих определить принадлежность к тому или иному полису, или украшениях, качестве отделки, иногда материале или в размере, который естественно зависел от антропометрических показателей хозяина. В то же время интересно то, что с появлением гоплона в принципе можно говорить об оформлении гоплитов, как пехоты и, по сути, единой боевой единицы. О плотном строе солдат, двигающемся на врага, рассказывал еще Гомер.

Фото 2. .jpg

Собственно, одной из главных задач гоплитов являлось сохранение строя, когда убитого мог заменить следующий за ним. Кстати существует интересная версия, что для спартанца было непозволительно отбрасывать свой щит на поле боя. Он мог потерять любое защитное снаряжение, будь то шлем или панцирь, но щит воин всегда должен держать в руке.

Гоплон весил около 6 кг при диаметре от 80 см до метра

Для этого было следующее объяснение: «броню ты носишь ради своей защиты, но щит — ради защиты всей шеренги». В то же время историки отмечают, что на многочисленных рисунках на найденных при археологических раскопках вазах изображены пробитые щиты.

Фото 3. Структура древнегреческого щита.jpgСтруктура древнегреческого щита

Гоплон весил около 6 кг или даже немного больше. При этом, отмечают, что он служил неплохой защитой от меча или копья, но стрелы и дротики его его пробивали, даже несмотря на довольно сложную структуру. Сердцевину щита составляла деревянная доска, которую делали из тополя или ивы как наиболее гибких видов древесины. Ее ширина в среднем составляла 20, а то и 30 см. При изготовлении щита доске придавали форму чаши с диаметром от 80 см до метра и глубиной примерно в 10 см.

В фильме «Троя» Ахиллес защищается от Гектора щитом «беотийского типа"

Окантовку делали из бронзы, а внешняя часть щита, которая встречала удар оружия, была закрыта медным листом толщиной примерно в 0,5 мм. Внутри место хвата было отделано кожей. Сама рукоятка гоплона отличалась от предыдущих щитов. Она крепилась в последнюю очередь, причем главная рукоять, куда вдевали предплечье, представляла собой скобу, размещенную посередине щита — порпакс. Ручка для кисти была образована шнуром, пущенным по окружности гоплона. Отмечается, что именно подобная конструкция рукояти заставляла воинов невольно выставлять щит так, что он частично закрывал соратника, стоящего левее, вследствие чего солдаты рефлекторно начали смыкаться в единую фалангу.

Фото 4. Воин с щитом беотийского типа.PNGВоин с щитом беотийского типа

Интересно, что в той самой сцене сражения Ахиллеса с Гектором, которая была показана в известном голливудском фильме «Троя» 2004 года, щит грека немного не соответствует описанию в Илиаде. Считается, что в более раннем периоде (а Троянская война произошла, как известно, на рубеже XIII-XII веков до нашей эры) в арсенале древнегреческих воинов действительно существовал щит, который держит в руках исполняющий роль Ахиллеса Бред Питт, — «беотийского типа». Его главной особенностью было наличие вырезов по краям, с помощью которых, как довольно интересно было отображено в фильме, воин мог прикрываясь наблюдать за противником, а также контратаковать после парирования удара.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Круглый щит эпохи викингов, древнерусский круглый щит, описания, история, особенности

Круглый щит — одна из древнейших форм щита, которая использовалась от начала первых воин человечества.

В данном случаи, мы остановимся на боевых щитах эпохи викингов (789- 1066 гг.), которые имели широкое распространение не только у викингов, но и на территории Древней Руси.

Статья просвещенна  круглому щиту викингов, не случайно, а приурочена изготовленному ремесленникам мастерской «Зброевы фальварак» — Круглому щиту викингов, древнерусскому щиту.

 Устройства и внешний вид щита эпохи викингов, древнерусского щита

Устройства и внешний вид щита эпохи викингов, древнерусского щита

 Круглому щиту викингов, древнерусскому щиту.Большое количество найденных археологами элементов от круглых щитов, а иногда и практически целых щитов (скандин. skjöldr) в основном в странах Скандинавии, а также, на землях Древней Руси,  предоставляет нам возможность, достаточно точно описать внешний вид и технологию производства круглых щитов эпохи викингов.

Описание круглого щита:

Размеры окружности щита —  в среднем, диаметр щитов составляла 80-90 см.

Поле щита имело плоскую поверхность и состояла Толщина края щита эпохи викинговиз досок разной ширины из древесины хвойный породы — ель, сосна, пихта.  Также, существует  литературное упоминание досок из липы. Толщина планок (досок) была разной, в среднем от 6 до 10 мм. У некоторых щитов, наблюдается изменение толщина планки от центра к краю, иногда край имел толщину в 3 мм.

Толщин края щита эпохи викинговДоски каким то обзорам скреплялись, по видимому использовался какой то клей (костяной клей?), возможно доски сбивались между собой.

Дополнительно, доски связывались при помощи умбона. Но как показал мой опыт реконструкции подобного щита, основная роль в связывании досок щита приходилась на рукоять щита, которая проходила через все планки. Именно рукоять давал жесткость доскам (из опыта работы над щитом) и только затем жесткость щиту придавалась умбоном, обтяжкой поля и окантовкой краев.  Рукоять щита, как правила выполнялась из древесины, в некоторых вариантах в нее вставляли  металлические пластины с различными узорами.

Круглый щит, Tirskom, ЛатвияПоля щитов, как правило покрывалась кожей. Иногда покрывалась только наружная часть щита, иногда обе.

Особое место в щите занимала металлическая деталь щита — умбон. Это центральный элемент Умбоны, из монографии Кирпичниковащита выполненный из металла (существуют упоминания и о деревянных умбонах (Tirskom, Латвия)) дискообразное выпуклое изделия, основной задачей которого была защита кисти война удерживающего щит. Из-за конструкции щита, взяться за рукоять можно было только по центру, где находилось сквозное отверстие, прикрытое металлическим умбоном, который и выполнял роль защиты кисти руки. Дополнительная функция умбона, скрепление досок для их большой жесткости.  Умбон, это одна из самых распространенных деталей щита, которые находят археологи.

Круглый щит викинговВ среднем диаметр умбона составлял 15 см, толщина стенки 2-5 мм. Умбон устанавливался либо на гвозди, который потом сгибались с другой стороны, либо на своеобразные заклепки.

Умбон имел две формы – ранний вариант умбона (высокий купол и четкую «шею»(шейку, перехват)) и поздний вариант – низкий купол без «шеи».

Окантовка щита — как показывает исследование сохранившихся щитов, на их краях были найдены отверстия, которые с уверенностью дают нам возможность говорить, о существования окантовки. Она была выполнена из кожи, в местах стыков кожи, устанавливалась металлическая пластинка, которая декорировала стык и защищала окантовку от разрыва в местах стыка. Окантовка крепилась к щиту либо с помощью гвоздей, либо при помощи шнуровки.

Круглый щит викинговТак же щит имел несколько металлических деталей — проушены для кожаного ремня, который использовался для переноски щита, а также для того, чтобы во время боя иметь возможность перебросить щит за плечо и использовать оружия двумя руками. Подобный способ ведения боя указывается во многих сагах.

Украшение щита:

Многие литературные, изобразительные и археологические источники указывают на то, что щиты были окрашены, либо имели рисунки. Предполагается что основными цветами щитов были черный, желтый, синий и красный цвет. Так, например Кирпичников указывает на то, что при раскопках в Гнездова, несмотря на то, что щит не сохранился, можно было увидеть его круглую форму,  а также констатировать присутствие окраски в красный цвет.  Что сопоставимо и с европейскими источниками, согласно которым. красный цвет щитов применялся часто. Кроме одноцветного окрашивания, древние мастера могли наносить и художественный рисунок.

Особенности использования:

Щит как правило не представлял собой, какой то вариант защиты останавливающий удар противника, скорее всего, щит предназначался для встречи удара оружия противника и распределения его силы на большую площадь щита, для «смягчения» удара.  Воин мог использовать щит для эффективной защиты во многих направлениях. Многие травмы полученные участниками битв времен эпохи викингов указывают на то, что щит эффективно прикрывал тело война и основные смертельные и травмирующие удары приходились на ноги и голову.

Древнерусский круглый щит, особенности:

Заслуженный эксперт в области оружия и доспехов раннего средневековья Кирпичников А.Н. начинает свое повествования об история древнерусского щита, цитатой из литературного первоисточника: «Повести временных лет» — «И повеси щит свой ввратех, показуа победу«. Тем самым, можно говорить о том, что щит в Древней Руси был широко распространенным видом оборонительного комплекса вооружения древнего русского воина.  Одной из особенностей истории ранних щитов, можно отнести тот факт, что не сохранилось ни одного сохранившегося варианта (Кирпичников). Единственный щит, форму которого можно было отследить был найден в Гнездова, форма его была круглая, диаметр окружности 1 метр, что вполне соотносится с размерами щитов из Скандинавии. У найденного щита имелся умбон, металлические детали с проушинами, за которые цеплялся ремень щита используемый для переноски. Также было найдено несколько металлических пластин, которые по все видимости использовались для усиления края щита. Предположительно, окантовка данного экземпляра была кожаной, но она имела большое количество пластин усиливающих края окантовки щита. Также, как писалось ранее, были найдены пигменты красного цвета, что указывает на окраску щита в красный цвет.

Как сам Кирпичников указывает, щит этот имел все схожие параметры щитов найденных в Скандинавии и Латвии. Данный вид щита, по всей видимости широко использовался на всем протяжении X в. Северной и Восточной Европе. Найденные умбоны щитов славян вполне попадают под типологию умбонов Скандинавских круглых щитов.

Большое количество художественных упоминаний щитов круглой формы, позволяет сделать вывод о их широком распространении на территории Древней Руси. По всей видимости, щиты круглой формы активно использовались на протяжении всего X века, затем на смену круглым щитам, пришли миндалевидные шиты.

Страны Скандинавии и Древняя Русь являлись теми территориями, где круглый щит скандинавского типа, широко употреблялся. Возможно, большое влияния на распространение щитов на территории Древней Руси играли викинги, который постоянно странствовали по речному пути из варяг в греки. Так, щит из Гнездова, вполне может иметь Скандинавское влияние, возможно и происхождение. Как известно, Гнездова одна из крупнейших стоянок викингов на землях Древней Руси.

Скандинавский щит — это один из интереснейших образчиков средневекового вооружения, и именно по этой причине, ремесленники мастерской «Зброевый фальварк» с удовольствием посвятили свое время попытке реконструкции (с элементами стилизации) щита эпохи викингов, древнерусского щита.

Круглый щит викингов, древнерусский щит

zbroevy-falvarak.by

«Щит червлёный». Мы — славяне!

«Щит червлёный»

Вне зависимости от эпохи, славянских воинов чаще всего изображают с миндалевидными щитами, полагая это, видимо, характерной национальной чертой русского воинства. Иногда приходится даже слышать, что подобная форма – исконна и предназначена для пешего боя, круглые же щиты применялись, мол, конниками.

Круглый щит с умбоном и основные формы умбонов. IX–X века

Между тем всё обстоит как раз наоборот. Данные раскопок свидетельствуют, что в VIII—Х веках щиты у славян, как и у их соседей, были круглые, примерно метр в поперечнике. Слой за слоем снимая землю, укрывшую древние погребения, учёные находят заклёпки и иные металлические детали, на которых ещё сохранились частицы истлевшей кожи и дерева. Эти детали позволили установить, что древнейшие круглые щиты были плоскими и состояли из нескольких деревянных дощечек (около 1,5 см толщиной), соединённых вместе, обтянутых кожей и скреплённых заклёпками. По внешней поверхности щита, в особенности по краю, располагались железные оковки, посередине же пропиливалось круглое отверстие, которое прикрывала выпуклая металлическая бляха, предназначенная для отражения удара, – «умбон». Первоначально умбоны имели полушаровидную форму, но в Х веке возникли более удобные – сферо-конические. Специалисты связывают их появление с распространением аналогичных по форме шлемов.

На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку, а также прочная деревянная рейка, служившая рукоятью. Существовал и ремень через плечо, чтобы воин мог закинуть щит за спину во время отступления, при необходимости действовать двумя руками или просто при транспортировке.

Круглые щиты долго держались в воинском обиходе. В ХI веке из плоских они становятся выпуклыми; сохранившиеся изображения такого щита «в профиль» передают его форму как «воронковидную» – это особенно заметно на рисунках ХIII—ХIV веков. В ХI—ХII веках круглые щиты почти полностью вытесняются миндалевидными, но затем, несколько уменьшившись в размерах, возвращаются вновь.

Воин с круглым щитом. С миниатюры Радзивилловской летописи. XV век

Миндалевидные щиты известны у наших предков со второй половины Х века. С ними связана любопытная история, которую хочется рассказать. Учёным, да и не только им, давно известен знаменитый «ковёр из Байё», вернее, вышивка, созданная в ХI веке и повествующая о завоевании Англии норманнами в 1066 году. «Норманнами» в данном случае названы жители герцогства Нормандия, расположенного на севере Франции. Своё название это герцогство получило после того, как в начале Х века там осели скандинавские викинги («норманны» – «северные люди»), одержавшие ряд побед над войсками французских королей. Естественно, скандинавы никогда не составляли в Нормандии большинства населения. Учёные пишут, что войско герцога Вильгельма (будущего Завоевателя), отправившееся в Англию в 1066 году, было вполне обычным рыцарским войском западноевропейского образца, а вовсе не дружиной викингов. Тем не менее до сравнительно недавнего времени состояние археологической науки у нас и за рубежом было таково, что ковёр из Байё был провозглашён чуть ли не классической «энциклопедией викингов». И хотя наука с тех пор успела уйти далеко вперёд, отнюдь не все мастера изобразительного искусства считаются с её доводами. Вот откуда на некоторых картинах – даже принадлежащих кисти знаменитых художников – появляются корабли с парусами, вывернутыми невозможным образом, а также «викинги» с оружием, щитами и шлемами, которых у них не было и в помине.

1. Норманнский пеший воин и герцог Вильгельм Завоеватель. С ковра из Байё. Конец XI века. 2. Норманнский щит, с черно-красным рисунком на желтовато-белом фоне. По миниатюре из Библии святого Марциала Лиможского. Начало XII века

Так вот, на ковре из Байё во множестве изображены миндалевидные щиты. Надо ли удивляться, что их тотчас же окрестили «норманнскими»? Как уже не раз говорилось, в отечественной науке ХIХ века господствовал норманизм – гипотеза, согласно которой «варяги» наших летописей были скандинавскими викингами и якобы принесли нашим предкам цивилизацию и культуру. Соответственно, и щиты начали именоваться «варяжскими»…

1. Воины. С миниатюры Радзивилловской летописи. XV век. 2. Общеевропейские формы щитов. XI–XIV века

Современные исследования показали, что эта точка зрения весьма далека от действительности. Скандинавские викинги, как и славяне, до конца Х века отдавали предпочтение круглым щитам с полушаровидным умбоном. Сфероконические умбоны, найденные в погребениях викингов Х—ХI веков, скандинавские учёные, кстати, считают восточными, вероятно – привезёнными из русских земель. Так что влияние было взаимным.

Внутренняя сторона круглого щита и вид его сбоку. XII–XIII века

Миндалевидные же щиты были изобретены в Западной Европе. Около 1000 года они распространились по всей Европе, не исключая и славянских земель. Произошло это в связи с усилением роли конного боя и формированием конницы как главного рода войск средневековья. Миндалевидный щит прикрывал всадника от плеча до колена и был удобнее для него, нежели круглый. Викинги же, которым так упорно приписывали миндалевидный щит, конного боя не признавали.

В наши дни миндалевидный щит называют общеевропейским, что гораздо более справедливо. Наши воины ХI – начала ХIII века умело им пользовались, а мастера-щитники во множестве изготовляли. Высота такого щита составляла от трети до половины человеческого роста, а не по плечо стоящему, как почему-то принято изображать на рисунках. Щиты были плоскими или чуть изогнутыми по продольной оси, соотношение высоты и ширины было два к одному. Делали миндалевидные щиты, как и круглые, из кожи и дерева, снабжали оковками и умбоном. В ХII веке, по наблюдениям учёных, с появлением более надёжного шлема и длинных, по колено, кольчуг, миндалевидный щит уменьшился в размерах, утратил умбон и, возможно, другие металлические части.

Зато примерно в это же время щит приобретает не только боевое, но и геральдическое значение. Именно на щитах этой формы появились многие рыцарские гербы. Сохранились изображения русских щитов ХII века: на них просматриваются эмблемы и символы княжеских родов. Святые воины изображались со щитами, на которых начертаны кресты.

Стремление воина разрисовать и украсить свой щит проявилось, конечно, задолго до ХII века. Легко догадаться, что древнейшие рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Что чертили на своих щитах славяне VIII—Х веков, к сожалению, доподлинно не известно. Их современники викинги наносили на щиты всякого рода священные символы, изображения Богов и героев, нередко складывавшиеся в целые жанровые сцены. Существовал у них даже особый род стихотворения – «щитовая драпа»: получив в подарок от вождя расписной щит, человек должен был в стихах описать всё, что на нём изображено.

Миндалевидный щит и вид его сбоку. XI – начало XIII века

Фон щита окрашивался в самые разнообразные цвета. Известно, что славяне отдавали предпочтение красному. Памятники литературы рассказывают о «червлёных щитах», алевших, «яко зоря». Откуда такое пристрастие? Попробуем разобраться.

Мифологическое мышление с давних пор связывало «тревожный» красный цвет с кровью, борьбой, физическим насилием, зачатием, рождением и смертью. Красный цвет, как и белый, ещё в ХIХ веке считался у русских признаком траура (см. главу «Свадьба»). А если привлечь данные этнографии – оказывается, у самых разных племён красный входил в «основную» цветовую триаду (белый, красный, чёрный). Что означала такая триада? Ни больше ни меньше – Прошлое, Настоящее и Будущее. В самом деле: мудрые седины Прошлого, живая кровь Настоящего, непроглядная тайна Будущего. Рассуждению о мифологическом смысле красного цвета вообще и крови в частности можно было бы посвятить отдельную книгу. Мы уже касались этой темы в разделе, посвящённом языческой вере, в главе «Звёздный мост». Здесь упомянем лишь о том, что у воинов разных народов существовал обычай перед боем окрашивать щиты… собственной кровью. Кровь, по своей воле пролитая человеком, считалась могущественным лекарством для больных, а также талисманом, способным отвести оружие врага. Прямых свидетельств у нас, к сожалению, нет, но всё, что мы знаем о мифологическом мышлении древних славян, позволяет с наибольшей вероятностью предположить, что подобный обычай мог существовать и у нас.

В Древней Руси щит был престижным предметом вооружения профессионального воина. Источники ХI—ХIII веков упоминают его на третьем месте, сразу после меча и копья. Вспомним, что, по некоторым версиям языческого осмысления устройства Вселенной, само Солнце представляло собой огненно-золотой сверкающий щит (см. главу «Даждьбог Сварожич»). А чего стоит выражение «держать щит» (против кого-либо)! «Взять на щит» значило «захватить, взять вооружённой рукой». Щитами наши предки клялись, скрепляя международные соглашения; достоинство щита оберегалось законом – тот, кто осмелится испортить, «изломать» щит или украсть его, должен был заплатить порядочный штраф. Потеря щитов – их, как известно, бросали для облегчения бегства – была синонимом полного разгрома в бою. Не случайно щит, как один из символов воинской чести, стал и символом победоносного государства: взять хоть легенду о князе Олеге, водрузившем свой щит на врата «преклонённого» Царьграда!

Всадник в чешуйчатом панцире с миндалевидным щитом

В заключение скажем ещё несколько слов о материалах, из которых изготавливались щиты. В основном это дерево и кожа, металлические детали присутствовали далеко не всегда. Иногда пишут, будто по сравнению с металлическими такие щиты «примитивны». Всегда ли это справедливо? Учёные решили поставить эксперимент. Речь в данном случае, правда, идёт не о древних славянах, а об эпохе бронзы, но тем не менее результат интересен. В руках экспериментатора меч, сделанный по древнему образцу, с первого же удара рассёк пополам бронзовый щит толщиной 3 мм. Зато на кожаном щите после пятнадцати сильных ударов появились лишь незначительные царапины! Ещё бы – ведь кожа для щита была взята с плечевых частей туши быка, где она всего толще, и в течение некоторого времени выварена в растопленном воске. Такая обработка придала ей отменную твёрдость да ещё и водоотталкивающие свойства. Щит получился лёгким, к тому же не размокал ни под дождём, ни при переправе через реку. Надо ли сомневаться, что таким мастерством в полной мере владели и славные мастера-щитники, которых, по сообщению летописи, в начале ХIII века в Новгороде была целая улица!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Какие были рисунки на щитах русских дружин? |

Николай Чеботарев 21.01.2015

Щиты

11 век, 12 век, 13 век, 14 век, 15 век, 16 век, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Государственный Исторический музей, Киев, Кирпичников, Москва, Новгород, Псков, Русь, Тверское княжество, Тверь, Юрьев-Польской, Ярославль

рисунок на щите-000

Что рисовали на своих щитах древнерусские дружинники? Такой вопрос прислал нам Александр из города Старая Русса Новгородской области.

Прежде всего следует сказать, что находок щитов на Древнюю Русь – самый мизер.Есть находка в Пскове маленького миндалевидного щита, но там не до конца ясно, щит ли это или какая-нибудь разделочная доска.

Остается одно — просмотреть средневековые миниатюры, барельефы, медальоны, которые достаточно четко фиксируют изображения щитов. И здесь четко проступает отличие от Западной Европы, где буйным цветом цвела геральдика.

Именно она снабдила европейских рыцарей живописнейшими гербами, которые перешли на щиты самих рыцарей, а так же подчиненных им воинов.

На Руси же дело с рисунками на щитах обстояло скромнее. И сейчас мы попробуем разложить все по полочкам.

Кресты

Самое, казалось бы, главное изображение на щитах у воинов христианского вероисповедания. В Европе, где крестовые походы и ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев задавали определенный ритм жизни, крест был популярен.

На Руси, судя по изображениям — не очень.Вот единственное изображение креста на щите, которое удалось найти редакции «Людоты«.

рисунок на щите-016

Это каменная резьба на храме Георгия Победоносца в городе Юрьев-Польской, одном из городов Владимиро-Суздальской Руси. Датируется XII—XIII веками.

«Польской», кстати, не потому что имеет отношение к Польше, а потому что расположен в поле, если точнее — в Суздальском ополье.

Животные

Немногим более чаще на щитах встречаются хищные звери. Вот два изображения, которые нам удалось найти.

Слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день.

Справа — еще одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображен.

рисунок на щите-014

Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим их покрупнее.Сперва щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:

рисунок на щите-013

Теперь каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. Напомним, это XII-XIII века.К сожалению, рассмотреть щит  в подробностях сложно, качество изображений не радует. Но все же:

рисунок на щите-015

Как видим, оба щита очень похожи. Тут и художественный узорный кант по всему периметру и хищные звери в одинаковых позах.

Считается, что лев или леопард (зачастую в символике они смешиваются в единое понятие) — это древний символ Владимиро-Суздальских князей. Появился он около XII столетия и встречается не только в каменной резьбе, но и на монетах времен Куликовской битвы и Стояния на реке Угре.

Еще один щит с представителем фауны есть в Тверском списке хроники Георгия Амартола (Георгия Грешника).  В ней содержатся сведения от сотворения мира до 842 года.

Ее список — рукописная копия, был сделан в  Тверском княжестве в XIII-XIV веках. Так как книга весьма и весьма почтенная по возрасту, то рисунок поединка между Давидом и Голиафом уже не такой четкий, как когда-то.

рисунок на щите-017

Тем не менее, в середине шестидесятых годов прошлого века, будущий академик Анатолий Кирпичников сделал прорисовку с этой миниатюры, и получается, что на ней изображена некая птица.

Геометрические рисунки на щитах каплевидной формы

На рубеже XII-XIII в Рождественском соборе Суздаля были установлены так называемые Золотые врата. На самом деле они всего лишь позолочены, и весят около 600 килограммов.  На створках врат немало изображений, и вот одно из них:

рисунок на щите-010

Слева — Архангел Михаил, справа — Иисус Навин, тот самый, который с помощью громко ревущих труб взял город Иерихон и подарил себе победу, а нам — крылатое выражение «Иерихонские трубы». Обратите внимание на полосатый щит за склоненным Иисусом Навином.

Идем далее. Есть вот такой фрагмент костяной пластины. Она датируется XI столетием, а происходит с территории Галицко-Волынского княжества. Если быть более точным — из руин города Плисненска. Его уничтожили в 1241 году татаро-монголы,  а пластинка вот осталась:

рисунок на щите-005

Расписан щит, кажется, диагональными полосками — то есть Золотые врата не единственный источник на такого рода украшения.

Иногда полоски шли в двух направлениях — «елочкой». Несколько щитов, расписанных так, можно рассмотреть на миниатюрах Симоново-Хлудовской псалтири.

рисунок на щите-003

Еще один сюрприз преподнесли нам черепки, оставшиеся от неких сосудов с изображением воинов. Нашли их в Новгородской земле.

рисунок на щите-004

Однотонные каплевидные щиты с каймой

Но больше всего щитов однотонных. Вот например, Симоно-Хлудовская псалтирь:

рисунок на щите-012

Или Радзивилловская летопись. Создана она была видимо на Смоленщине, в начале XIII века. Затем неоднократно переписывалась — две таких рукописных копии были сделаны в XV веке и сохранились до наших дней — в отличие от оригинала.

рисунок на щите-101

По окончании похода Ивана Грозного на Казань была написана икона «Церковь воинствующая». Теперь мы можем любоваться множеством щитов, рожденных кистью автора, жившего в середине XVI столетия:

рисунок на щите-002

Рисунки на больших круглых щитах

Cудя по изображениям, на Руси использовались не только каплевидные или треугольные щиты, но также и круглые. Вот два примера, с украшением больших выпуклых щитов:

рисунок на щите-001

  • Слева — Святой воин с фрески Кирилловской церкви в Киеве, датировка изображения — XI в.
  • Справа — наш старый знакомый св. Фёдор Стратилат (Новгород, икона Софийского собора, XV век).

Часто считается, что изображения на иконах условны, потому что следуют традиции. Однако, вот пример из Новгорода, который только подтверждает изображение на иконах.

Это ложка XIV века, принадлежавшая Ивану, сыну новгородского посадника Варфоломея. Хранится она в историческом музее в Москве.

рисунок на щите-006

Вот крупное изображение воина в доспехе, с мечом и щитом. Щит тоже выпуклый и очень похож на тот, который тремя векам ранее был нарисован в Кирилловской церкви в Киеве:

рисунок на щите-007

Изображения на малых круглых щитах

В Средневековой Европе широко были распространены маленькие кулачные щиты — баклеры. Их удерживали кулаком за центральную рукоять.

Нечто подобное было и на Руси. Вот пожалуйста, уже знакомый нам источник — Тверской список Георгия Амартола:

рисунок на щите-008

Есть еще один святой воин — Сотник Лонгин. Фигура очень интересная. Изначально он был одним из тех, кто распинал Христа и даже пронзил его копьем — тем самым знаменитым Копьем Судьбы.

Однако, хлынувшая кровь Иисуса попала ему на глаза, и он вылечился от катаракты. После чего стал ярым проповедником христианства, за что и был убит в родной Кесарии, став таким образом, святым мучеником.

Это изображение святого Лонгина есть в уже знакомом нам Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Воин показан с маленьким кулачным щитом:

рисунок на щите-11

Итак…

Подведем итоги. Действительно, древнерусским эмблемам на щитах было очень далеко до европейских гербов. Однако это не так уж и плохо. Это просто по-другому.

В любом случае простой, без украшательства щит, дешевле и если его разбивают в бою, то терять его не так уж и жалко. И кстати.

Если вам есть чем дополнить эту статью — пишите свои комментарии.Обсудим?

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru

Вооружение русских воинов в IX – X веках. Щиты

Доспех и шлем долгое время были очень дорогим снаряжением. Позволить их могли себе только профессиональные военные – дружинники, да и то не все. Самым распространенным защитным снаряжением IX – X веков был щит. Собственно щит является древнейшим элементом защитного снаряжения большинства народов. А у славян таким же важным военным символом как меч.

На территории Древней Руси целых щитов домонгольского периода до сих пор не найдено. Удалось обнаружить только отдельные металлические элементы. Почти все они найдены в курганах X в. Основными источниками, по которым можно судить о древнерусских щитах являются изображения на сохранившихся иконах, печатях, миниатюрах и пр. 

Важной частью древнерусского щита, по которой, собственно, удается установить факт того, что на этом месте он когда-то находился, является умбон. Представляет собой умбон что-то вроде полусферической чаши, в которой свободно помещается кулак. С деревянной основой соединялся  заклепками. Также встречались умбоны другой, в частности сфероконической, формы. Предназначен для усиления щита и защиты кисти руки, которой его держат. Для удержания используется перекладина, которая проходит через центр умбона. Такой хват называется кулачным. Как правило, щиты с кулачным хватом были круглыми. Хотя и необязательно. К примеру, римский скутум также обладал кулачным хватом.Единственный древнерусский щит из раскопок, для которого удалось определить форму, оказался круглым, плоским, с умбоном по центру и металлическими скобами по краю для лучшего скрепления досок. Также щит имел крепления для плечевого ремня. Подобные щиты были широко распространены у викингов и в Европе в целом. Собирались из досок, обтягивались кожей. По размерам достигали половины или трети роста человека.

К концу X века на Руси распространился миндалевидный, или каплевидный щит, с которым чаще всего и изображают русских дружинников. Собственно распространился он не только на Руси, но и по всей Европе. Чаще с таким типом щита изображается пехота, однако его появление и популярность связаны с конницей. А именно с конными копейщиками, которые в Европе стали главной ударной силой. Миндалевидный щит позволил обеспечить более полное прикрытие конного копейщика – от колена до лица. Круглый щит, хоть и более маневренный, защиту ног не обеспечивал.

Миндалевидный щит был изогнут вдоль осевой линии, видимо для соскальзывания ударов. В отличие от круглого щита с кулачным хватом, для удержания миндалевидного использовалось подвесное ременное крепление. Умбон сохранился, но только как средство усиления. Именно его старались подставлять под сильные удары.

Предыдущие материалы:Древняя Русь и ее соседиВооружение русских воинов в IX – X веках. Древковое колющее оружиеВооружение русских воинов в IX – X веках. Древковое рубящее оружиеВооружение русских воинов в IX – X веках. Клинковое оружиеВооружение русских воинов в IX – X веках. ДоспехВооружение русских воинов в IX – X веках. Шлема

arcanag.livejournal.com


Смотрите также