Портреты древние. Живопись Древнего Египта. Фаюмские портреты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Портрет фаюмский: шедевры мировой живописи. Портреты древние


Портреты древнего Египта. - Всё в шоколаде

Profile

Name: sergej_manit

Entry Tags

1000 псто :), 1917, hopper, livejournal, livre d'artiste, nemgosisdat, pin-up, А, Абрамцево, Аверин, Аврора, Австралия, Австрия, Азбука, Аземша, Айвазовский, Алексеев, Алелекова, Алиса, Алиса в стране чудес, Алтай, Алфеевский, Алые паруса, Алянский, Америка, Англия, Андерсен, Андреев, Андриевич, Анисфельд, Антарктида, Антоненков, Аралова, Аржекаев, Артюшенко, Архипов, Арцеулов, Астафьев, Астрель, Афанасьев, Афанасьева Е., Африка, Б, БУМ, Бабиков, Бажов, Байкал, Бакст, Барбье, Барвинок, Барто, Басманова, Басов, Баумволь, Бах, Беломлинский, Бем, Бенвенути, Бенуа, Бергамаско, Берестов, Бернар, Библиотека приключений, Библия, Билибин, Битный, Блок, Блюм, Богаевская, Богдеско, Боим, Бордзиловский, Брак, Брей, Брейгель, Брехт, Бриллиант, Бродский, Брок, Брукс, Бруни, Брюханов, Бубнов, Будный, Булатов, Булгаков, Булла, Бунин, Бурдель, Бушен, Быков, Быльев, Бычков, Бёклин, ВК, Васенко, Василенко, Васильковский, Васин, Васнецов, Васнецов В., Ватагин, Ваулин, Венеция, Венкова, Вергилий, Верейский, Верещагин, Веркин, Вертинский, Веселов, Веселье, Византия, Винокур, Вита Нова, Владимиров, Владимирский, Вламинк, Власов, Власова, Волков, Волкова, Воллар, Вологда, Волошин, Волянская-Уханова, Воробьёв, Врубель, Выборг, Высоцкий, Вятка, ГМИИ, ГРМ, ГТГ, Галей, Галич, Галле, Гальба, Гальдяев, Ганф, Гауди, Гейслер, Герасимова, Герман, Германия, Гершкович, Гнедич, Гоголь, Голландия, Головинская, Гольц, Гончарова, Горбатов, Гориславцев, Горлов, Горький, Горяев, Горячева, Греция, Григорьев, Григорьевы, Гудзенко, Гумилев, Гуревич, Гурченко, Гусев, Гюго, ДДТ, ДЕТГИЗ, Давыдова А, Дали, Данько, Дейнека, Декамерон, Демидов, Демурова, Дени, День Победы, Депардье, Дерен, Детмольд, Детский мир, Дехтерев, Диво Остров, Диккенс, Динотопия, Диньимо, Диодоров, Дмитрюк, Добужинский, Доре, Достоевский, Дошо, Драгунский, Дрезден, Дубинский, Дувидов, Дулево, Дюлак, Дюфи, Евган, Евдокименко, Езучевский, Елагин, Елинсон, Елисеев, Емельянов, Епишин, Ермолаев, Ерёмина, Ефимов, Ефремов, ЖЖ, Жозефина, Жуков, Журнал, Забила, Загадка, Зайчик, Закржевская, Заходер, Зверев, Златоуст, Зусман, ИДМ, Иванов, Ильинский, Инбер, Индия, Испания, Италия, Иткин, Кабаков, Кабинет книги художника, Кавказ, Кайботт, Калаушин, Калевала, Календарь, Калинина, Калиновский, Калинычева, Калмаков, Кандинский, Каневский, Капустина, Караффа-Корбут, Карлов, Касаткин, Катаев, Квитко, Кедрин, Кемпион, Кеш, Кибрик, Киев, Ким, Кино, Киселев, Киселева, Китаев, Клаве, Климт, Клодель, Клузо, Клушанцев, Кнебель, Книга знаний, Книжка-игрушка, Ковенчук, Ковчег, Кокорин, Колобок, Колокол, Коломенское, Кольцова, Комильфо, Компас Гид, КомпасГид, Конашевич, Кононов, Конёк-горбунок, Копейко, Копылков, Корж-Радько, Коровин, Костер, Костров, Котовский, Кочергин, Кранах, Красаускас, Крейн, Крейцер, Криммер, Крокодил, Кронштадт, Круглый год, Крылов, Кубашта, Кудашева, Кузнецов, Кузьмин, Культура, Купка, Куприянов, Курдов, Курёхин, Кусково, Кустодиев, ЛФЗ, Лабас, Лаврова, Лаврухин, Лагерлёф, Ладонщиков, Лазаревская, Ланской, Лаптев, Лебедев, Левитан, Левицкий, Лейхтенбергская, Лемкуль, Ленинград, Лермонтов, Лесков, Лизочек, Литвиненко, Лифшиц, Ломаев, Лондон, Лоренс, Лосин, Луганский, Лурье, Любарский, Маврина, Магомаев, Мазрухо, Мазурин, Майоль, Майорова, Макаревич, Малевич, Малютин, Манизер, Марайя, Маримба, Маркарян, Марсо, Маршак, Массон, Мастрояни, Матисс, Матюх, Маугли, Маяковский, Медведев, Межелайтис, Мейсен, Мелик-Пашаев, Мешков, Мигунов, Мир искусства, Митрофанов, Митрохин, Митурич, Михалков, Михаэлис, Моне, Монин, Моро, Москва, Москвоведение, Мочалов, Мошковская, Мук, Мунц, Мурзилка, Муха, Набоков, Наполеон, Нарбут, Неаполь, Незнайка, Некрасов, Немгосиздат, Нестеров, Нивинский, Нигма, Николаев, Николаенко, Никольский, Нобель, Новая школа, Новгород, Новожилов, Новый год, Норнштейн, Носкович, Носов, О, О Коннелль, Облака, Озон, Окуджава, Олег Попов, Олимпиада, Орлова, Островой, Остроумова, Открытки, Оцуп, П, Павлишин, Павловск, Пажу, Пан пресс, Панов, Париж, Пахомов, Первая мировая, Перцов, Петербург, Петергоф, Петров, Петров-Водкин, Петрова, Петроградская сторона, Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Пиаф, Пикар, Пикассо, Пилецкая, Пименов, Пиранези, Питер, Пластов, Погани, Погодин, Пожарский, Покровский, Поленова, Полетика, Полунин, Попов, Порет, Порхов, Почтовая карточка, Прагер, Приозерск, Прокудин-Горский, Проспект, Прутков, Псков, Пух, Пушкин, Р, РГДБ, РОСМЭН, Радаков, Радиге, Радлов, Рафаэль, Рачёв, Рейпольский, Рекхем, Рембрандт, Ренуар, Репин, Репкин, Рерих, Речь, Рига, Рид, Рим, Рипол, Робинзон, Родари, Роден, Родченко, Рожанковский, Роквел, Роскин, Россия, Россия жжет, Ротов, Рубинштейн, Рублев, Рудаков, Румянцев, Руо, Рыбченкова, Рябушкин, С. Петербург, СССР, Савченко, Салиенко, Салтыков, Самокат, Самокиш, Самохвалов, Сандлер, Сапгир, Сахарнов, Сверстники, Свирин, Свое издательство, Семенов, Семёнова, Серебрякова, Серов, Сибирь, Синани, Сингапур, Слепков, Слуцкая, Смеляков, Смирнов, Смольников, Сморгон, Снежная королева, Солнечный луч, Сомов, Сотников, Союз художников, Старасте, Старое фото, Стацинский, Стивенсон, Стругацкие, Стыка, Суворов, Суриков, Сутеев, Талашкино, Тамби, Тарасенко, Таубер, Твардовский, Тиссо, Токмаков, Толкин, Толстой, Траугот, Тризна, Троице-Сергиева лавра, Трофимов, Трухина жжет, Туве Янссон, Турция, Тырса, Уайет, Узбяков, Украина, Уорхол, Успенская, Устинов, Фаберже, Фаворский, Фарджон, Фейерабенд, Фейнберг, Фелиш, Филипповский, Фини, Фитингоф, Флинт, Форд, Фордевинд, Фраерман, Франция, Фролов, Хайкин, Хармс, Хоббит, Хогард, Ходлер, Холин, Холмс, Храпковский, Художники детской книги СССР, Царицыно, Царское Село, Цветы, Цейтлин, Центомирский, Цигаль, Цирк, Чарли Харпер, Чарушин, Челищев, Челушкин, Черемных., Чехов, Чехонин, Чешка, Чижиков, Чиполлино,

sergej-manit.livejournal.com

Живопись Древнего Египта. Фаюмские портреты

Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.

К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты

Свое название портреты получили по области Фаюм (от египетского слова, означавшего озеро), расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских». Единичные фаюмские портреты в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали.

Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту К 1887 Теодор Граф составил большую коллекцию портретов. У него с ними познакомился известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.

После публикации им данных о коллекции, в 1888 Фаюмский портрет вошел в мировую историю искусства. В некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др.) были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые.

Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел. Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.

Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.

Помимо чисто научного способа датировки портретов, время их исполнения помогли установить... прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне определенную величину. Эпоха правления каждого императора отмечалась новой модой в этой области, более того императрица или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок. Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.

Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустика (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения. Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта. Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.

Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна чем в энкаустических панелях. Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.

В Копенгагенском музее хранится портрет мужчины, изображенного в расцвете сил. В таком же среднем возрасте находился и некий Деметрий из Бруклинского музея, хотя письменные источники свидетельствуют, что оба они умерли глубокими стариками.

Греческое население Фаюма было многочисленным и появилось здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В конечном счете они переняли многое из обычаев Египтян, также, как и римляне, которые прибыли в сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э. Население города смешанное, состоявшее из египтян, греков, сирийцев и римлян, египтяне были главным образом торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Аристократию же составляли иностранцы, некоторые из которых были римскими должностными лицами, а другие потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют их могилы — мумии богачей, покрытые золочением были главным образом надписанным греческими и римскими именами, такими как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым. Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне Фаюмский портрет - настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас "живые" облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

vision7.ru

Портрет фаюмский: шедевры мировой живописи

В начале XVII века в одном из исследуемых захоронений итальянский путешественник обнаружил экзотические портреты, которые вызвали у европейцев настоящий шок – настолько они отличались от других.

Важная историческая находка

Однако настоящую известность получила археологическая находка мумий в 1887 году вблизи города Фаюм, заселенного в древности египтянами. После завоеваний А. Македонского свое место там заняли и греки с римлянами. Погребальный культ, связанный с бальзамированием умерших, претерпевает свои изменения. Если раньше египтяне клали на лицо мумифицированного тела, заключенного в саркофаг, различные маски, не являющиеся реалистичными изображениями покойного, то местные художники писали объемные портреты восковыми красками на устойчивом к гниению дереве, иногда на холстах, которые наклеивались на дощечку.

погребальные портреты

Фаюмский оазис, приоткрывший неизвестные стороны творчества древних художников, и дал название живописным изображениям умерших, которые произвели поистине настоящую культурную революцию в то время. Портреты, обрезанные под нужный размер, крепились к голове мумии: на фоне белых бинтов, словно из окошка, смотрело реалистическое изображение покойного человека.

Техники нанесения красок

Художники применяли особую технику энкаустики, которая предполагала нанесение красок сразу на дерево без предварительной его обработки. Портрет фаюмский представлял собой изображение покойного, которое наносилось кисточками и нагретыми металлическими стержнями. Работа эта была весьма трудоемкой, требующей особых навыков, поскольку исправления в портрете не допускались. За счет высокой температуры тщательно приготовленные восковые краски плавились, образовывая при застывании неровную поверхность, создающую эффект объема. Кроме этого, мастера использовали золотые листы, подчеркивая фон, венки на голове или какие-либо детали одежды.

художественная галерея

Еще одной техникой, использованной в написании погребальных портретов людей, является темпера. Изображения, созданные на основе пигментов, смешанных с животным клеем, выполнялись на матовой поверхности кистями с менее заметным контрастом света и тени. Ученые отмечают долговечность таких изображений: фаюмские портреты Древнего Египта из античной живописи сохранились лучше всего, и до наших дней они дошли, не потеряв яркости цвета и не поддавшись временным изменениям.

Римское искусство изображения мертвых

Нельзя забывать, что написание ритуальных портретов входило в традиции и Римской империи, только изображения не становились частью погребального культа, а образы покойных предков и почивших императоров хранились во дворах, называемых атриумами. Стилистические особенности были схожи с живописью фаюмских портретов, однако археологи обнаружили малую толику произведений римского искусства, а вот древние шедевры мировой живописи египтян, как считают ученые, дошли в таком хорошем состоянии до потомков благодаря не только уникальной технике нанесения красок, но и засушливому климату страны.фаюмский оазис

Схожесть с иконописью

Созданные тысячелетия назад портреты, ставшие настоящим чудом в мировом искусстве, донесли до потомков живые образы людей. Уникальные изображения древних египтян, живших во времена эллинизма и римской власти, не просто передавали облик человека. Огромные печальные глаза, смотрящие сквозь наблюдателей, как будто видят то, что неподвластно взорам ныне живущих.

Не случайно под влиянием таких реалистичных изображений, находящихся по другую сторону жизни, стали формироваться каноны иконописи. Но не стоит забывать, что это все-таки ритуальные портреты, не предназначенные для созерцания живыми, а создавались они исключительно для погребения, ведь египтяне всегда уделяли огромное значение загробной жизни.

Погребальный портрет как предшественник иконописи

В дальнейшем византийская иконопись испытывает влияние творчества древних мастеров, пишущих на дереве восковыми красками и использующих тончайшие пластинки сусального золота. Взгляд на ритуальных портретах, устремленный в другой мир, постепенно перекочевывает в религиозное искусство Византии. По стилистике принято считать фаюмский портрет проиконой, погребальный образ печален и призван сохранить в памяти любимые черты ушедшего человека. На иконе жизнь побеждает смерть, а лицо повернуто к Богу, и смысл ухода заключается не в расставании, а в пасхальной радости от встречи. Художники словно вглядывались в душу, передавая не сиюминутный образ, а рассматривая его с точки зрения бессмертной личности, преображенной в свете вечности.

От реалистических портретов – к идеальному лику

Исследователи убеждены, что все изображения писались с живого человека, так как доступ к покойным и работа с ними были строго запрещены египетским мастерам. Поэтому погребальный портрет (фаюмский) заказывался заранее, нарисованный еще при жизни, он висел в доме до кончины человека. Некоторые ученые предположили, что, возможно, были еще изображения на папирусе, с которых и изготовлялись посмертные копии для мумий.

фаюмские портреты пушкинский музей

Если говорить о реалистичности облика покойных, то она, безусловно, обманчива, все-таки это вневозрастные изображения некоего идеального образа, словно застывшего в вечности. Известны мумии, с погребальных портретов которых смотрели молодые лица, хотя в действительности люди умерли в преклонном возрасте. Византийская иконопись двигалась от реального портрета к идеальному и вечному лику, придерживаясь определенных правил написания святых образов.

Стилистические изменения

Стоит упомянуть, что с развитием христианства в написании фаюмского портрета происходят глобальные изменения, в нем осмысляется изображение человека, а духовное начало все более преобладает над телесным. Творцы Римской империи ощущают заметные перемены в восприятии мира, выражающиеся в условной манере выполнения обликов, отдается предпочтение аскетичным контурам, нежели объему.

Носящий культовый характер портрет фаюмский меняется стилистически, переосмысляя человеческий образ. Христианство, утвержденное в IV веке в Египте, прекращает практику бальзамирования, а техника энкаустики постепенно забывается вместе с исчезновением погребальных изображений.

Особенности ритуальных портретов

Исходя из негласных правил живописания ритуальных образов, отмечаются следующие особенности, характеризующие погребальные портреты той эпохи:

  • Источник света находится сверху, правая от смотрящего зрителя сторона лица расположена в тени.
  • Головы повернуты на три четверти, прямые изображения практически отсутствуют.
  • Взгляд устремлен поверх наблюдателей, а не в глаза зрителя.
  • На лице не отображаются эмоции, широко раскрытые глаза печальны.
  • Фон портрета – однотонный: либо светлый, либо золотой.
  • Асимметричность левой и правой сторон лица (уголки губ, брови, уши отличаются ракурсами и изображаются на разном уровне). Считается, что это новое веяние в живописи стало попыткой передать перспективу изображаемого образа.

шедевры мировой живописи

Так как погребальный портрет (фаюмский) писался еще при жизни человека и, возможно, долгое время находился в его доме, то практически все нарисованные на нем предстают молодыми людьми. После смерти изображение вкладывалось в бинты мумии, а на голову тщательно наносили через трафарет венок из золота, символизирующий вечную жизнь.

Погребальные портреты как отражение веяний моды

Погребальные изображения – это настоящая художественная галерея, создающая уникальную атмосферу причастности каждого зрителя к великому искусству, дарящая эстетическое наслаждение. По фаюмским портретам легко можно проследить эллинистическую моду того времени. Мужчины изображались в светлых одеждах, а женщины – в красных, белых или зеленоватых одеяниях. Украшения соответствовали определенной эпохе, точно так же, как и прически. Считалось, что особый стиль задавала семья императора, изобретавшая новые способы укладки волос, особенно для женщин, а вот в провинции из столицы мода доходила крайне медленно.византийская иконопись

Музейные шедевры мировой живописи

Ученые насчитывают не более 900 фаюмских портретов, производящих неизгладимое впечатление и ставших вполне самостоятельной категорией в искусстве. Думается, что даже небольшая художественная галерея мечтала бы обладать древним сокровищем погребального культа древних египтян. Такие портреты сейчас очень дорогие на различных аукционах, а интерес частных коллекционеров к ритуальному искусству возрастает с каждым годом. Нельзя не упомянуть о большом количестве подделок и копий, но искусно сделанные полотна в стилистике погребальных образов не соблюдают традиций изображения посмертного облика.

Некоторые уникальные произведения, дошедшие до наших дней, сейчас хранятся в коллекциях больших мировых музеев, в том числе в Пушкинском. В зале античного искусства каждый интересующийся культурой и живописью сможет рассмотреть невероятные по глубине передачи образов фаюмские портреты. Пушкинский музей в Москве хранит более 20 погребальных изображений, полюбоваться на которые специально приезжают даже иностранцы. На самом известном портрете юноши изображен настоящий красавец с мужественными чертами лица и горящими, как угольки, глазами. Весь его облик предполагает горячий темперамент и своенравный характер, а сочетание контрастных цветов словно нагнетает внутреннее напряжение.

портрет фаюмский

Египетское искусство навсегда останется настоящей сокровищницей всех времен и народов, а фаюмские портреты, художественная значимость которых невероятно велика, по праву считаются подлинными шедеврами искусства. Их можно назвать вратами, открывшими для будущих мастеров новые пути творчества, выразившиеся в создании византийской иконы.

fb.ru

История портретной живописи

Портреты

Вы когда-нибудь задавались вопросом «Откуда берет свое начало живопись?». Конечно, наскальные рисунки — вот первые доказательства потребности человека в искусстве. Однако есть и другие версии. Например, существует легенда, что живопись произошла от девушки, которая на стене изобразила тень любимого мужчины. В этой красивой сказке можно уловить глубокий смысл: началу живописи послужила потребность человека в портрете.

Таким образом, портрет чуть ли ни самый древний жанр в искусстве. Но вернемся к истории и фактам.

Древние портреты

Первая попытка изображения портрета насчитывает уже, по мнению ученых, ни много ни мало 27 тысяч лет. Обнаруженный во Франции, в пещере Вильоннер «Портрет» сделан мелом, но совершенно четко видны очертания лица: глаза, нос, рот.

«Портрет», возраст которого 27 тысяч лет

Большой интерес представляют также портреты античной живописи. Так, на острове Крит среди фресок Кносского дворца при раскопках найдена целая коллекция женских портретов. Самый знаменитый из низ -«Парижанка». Молодая женщина, изображенная в профиль (в традициях искусства того времени), скорее всего была одна из жриц, придворных дам или богинь.

«Парижанка», фреска из Кносского дворца, XVI век до н.э.

Средневековье

Можно смело утверждать, что именно в средневековье происходит упадок портретного жанра. В эту эпоху все было подчинено церкви. Ограниченные строгими религиозными канонами, художники редко обращались к портрету, а если и приходилось, то ни о каком реалистичном изображении речи идти не могло.

Однако уже в X-XII веках портретный жанр начинает развиваться. Уже можно заметить реалистичные черты в лицах святых, ясность и определенность во взгляде и т.д. Ярким примером такого реалистичного портрета служит работа Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе.

Джотто, портрет Энрике Скровеньи, 1304-1306

Примерно в то же время начинают развиваться автопортреты, портреты в станковой живописи.

Эпоха Возрождения

Возрождение – расцвет портретного жанра. Человек – центр Вселенной, способный изменить этот мир. Эта новая идеология и дала толчок древнейшему жанру, освободив ее от церковных оков. Появились портреты в анфас, возникла техника масляной живописи. Изменилась сама структура портрета: теперь художник помещал своего героя не в условный фон, как это было в Средневековье, а в реалистичный интерьер или пейзаж.

Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи – величайшие мастера Высокого Возрождения – создали новые средства художественной выразительности, при помощи которых портреты стали более психологическими. Так, самый знаменитый мужской портрет того времени – работа Рафаэля «Бальдассаре Кастильоне».

Рафаэль Санти, «Бальдассаре Кастильоне», 1515г

Появились разновидности портрета. Так, стали различать парадный и интимный портрет. Парадные портреты заказывали у художников царские семьи, знать, церковные служители. Дамы для позирования наряжались в свои лучшие наряды, украшения, фоном для таких портретов служили величественные здания, с арками, колоннами и т.д. Очевидно, что цель парадного портрета была в прославлении, наделении людей лучшими чертами.

Одним из самых популярных мастеров парадного портрета был П.П. Рубенс. Его современники мечтали заказать у него портрет. Работы Рубенса виртуозны, красочны и неповторимы.

Рубенс Петер Пауль, «Портрет герцога Лерма», 1603

Интимные портреты не были так «холодны», как парадные. Они были особенно популярны XVII веке. Их главная особенность – отражение эмоций, чувств, духовного состояния людей. Крупным мастером таких портретов был Рембрандт. Его модели – обыкновенные люди, не имеющие ни богатства, ни знатных покровителей. Художник стремился передать истинные качества человека – его внутреннюю сущность.

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет старика в красном», 1654г

Портреты XIX века

Эпоха романтизма диктует свои правила искусству. Портреты перестают быть пышными, какими являлись в XVIII веке, становятся более строгими и холодными. Стоит отметить появление реалистичных ноток в живописи в целом. Жак Луи Давид, Франсуа Жерар, Франсиско Гойя и многие другие вносят в искусство критические линии.

Тенденции романтизма можно найти в творчестве ярчайшего выразителя французской живописи Эжана Делакруа. Так, в портрете Паганини художник передал главное – страсть человека к музыке. Нет точностей в изображении лица, фигуры, однако от этого только сильнее ощущается сила музыки, захватившая все тело и душу музыканта.

Эжен Делакруа, «Портрет Паганини», 1832г

Импрессионисты по-своему подошли к портретной живописи. Они отказались от правдоподобия, тем самым сконцентрировавшись на непостоянстве человека и окружающей среды.

Эдуард Мане, «Женщина перед зеркалом», 1877г

Современная портретная живопись

Кризис человеческой личности в XX веке не мог не отразиться на искусстве. В этот период портретная живопись переживает очередной упадок. Поиски новых идей, появление новых течений, тенденций – все это приводит к возникновению новых портретов, лишенных былой специфики. В работах Пикассо, Модильяни, Грос и многих других мастеров этого времени ощущается противоречие идейно-художественных тенденций.

Хуан Грис, «Портрет Пикассо», 1912г

Несмотря на то, что продолжаются поиски новых реалистичных средств, в целом интерес к портрету падает. Оживление в портретной живописи происходит в 1970-х годах прошлого столетия, когда такие художники, как Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз делают человеческое лицо главным в своих произведениях.

Энди Уорхол, «Мэрилин Монро»

Как же художник пишет портрет? В первую очередь, современный живописец пытается уловить в человеке то, что увидеть обычным взглядом сложнее всего – его человечность. Здесь мастер использует все: жесты, полуповороты тела, акценты поз, штрихи одежды, а главное – художник сохраняет незавершенность портрета, давая зрителю возможность самому осмыслить его творчество.

Так, в портрете «Девочка с кроликом», Сергей Минасян передал атмосферу спокойствия и умиротворения, наполненную душевной теплотой и искренностью.

Сергей Минасян, «Девочка с кроликом», 2009г

Быть объектами восхищения достойны многие портреты. Древнейший жанр по сей день продолжается развиваться, открывая перед нами все новые и новые этапы в искусстве портрета.

Рекомендуем к ознакомлению:

Портреты в галерее САР

А так же можно прочитать биографию, и ознакомится с картинами — Сергея Минасяна

sar-gallery.ru

Чудо фаюмских портретов - La vue Parisienne

Когда впервые видишь эти портреты, которым без малого две тысячи лет, кажется, что столкнулся с настоящим чудом. Как это? за 5 веков до византийских ликов? за 10 веков до романского искусства? за 15 веков до Возрождения? Они же совсем живые!

Открытие

В 1880-х годах грабители древнеегипетских могил нашли близ оазиса Эль-Фаюм необычные портреты на деревянных досках, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших людей. Каждый был вставлен в покровную ткань мумии на место лица, а под бинтами лежала табличка с указанием имени человека, его возраста и занятий. Расхитители вырвали портреты, таблички же были ими брошены и почти все погибли.

Предприимчивый венский антиквар Теодор Граф приобрел часть найденных досок у египетских перекупщиков и в 1887 году показал их на выставках в Берлине, Мюнхене, Париже, Брюсселе, Лондоне и Нью-Йорке. Так мир узнал о портретах, получивших название фаюмских. Впоследствии похожие живописные работы стали находить и в других районах Египта, но первое название стало собирательным, и все портреты продолжают называть по имени далекого оазиса на границе ливийской пустыни.

Несколько портретов из коллекции Теодора Графа находятся в Венском музее истории искусств. Вот один из них, изображающий смуглого мужчину с вьющимися волосами и пронзительным взглядом:

Мужской портрет. Фаюм, Египет, 161-192 гг. н.э. Музей истории искусств, ВенаDSC_5922-1_resize.jpg

В том же 1887 году в Хаваре, на южной оконечности Фаюмского оазиса, работала экспедиция английского археолога Флиндерса Питри. Ему удалось обнаружить еще 80 портретов, некоторые из которых можно смело отнести к шедеврам мировой живописи, настолько они выразительны:

Женщина в красной тунике. Хавара, Египет, 110-130 гг. н.э. Национальный музей Шотландии, Эдинбург

Следует сказать, что фаюмские портреты, найденные в конце XIX века, не были первыми египетскими погребальными образами, ставшими известными в Европе. В далеком 1615 году итальянский путешественник Пьетро делла Валле привез из Египта три мумии, две из которых были с портретами. Затем в 1820-е годы через Генри Солта, британского консула в Каире, в Европу попали еще несколько портретов, один из которых был приобретен Лувром:

Женский портрет. Фивы, Египет, 2я половина II в.н.э. Лувр, Париж

Этот портрет находился в зале египетских древностей Лувра с 1826 года, все посетители его видели, но... мало кто замечал. Понадобился перелом в изобразительном искусстве последней трети XIX века, появление новых живописных течений, в особенности импрессионизма, чтобы сознание современников оказалось готово к принятию фаюмских портретов не как забавного курьеза, но как явления мировой культуры.

Одной из важных точек в этом процессе стало открытие Ричардом фон Кауфманом так называемой Могилы Алины. Это произошло в 1892 году в Хаваре. В небольшой гробнице археолог обнаружил восемь мумий, три из которых - женщина и два ребенка - были с портретами. Из греческой надписи стало известно, что женщину звали Алиной и скончалась она в возрасте 35 лет. Реалистичность этого портрета поражает, а техника исполнения такова, что не зная даты создания, его вполне можно было бы отнести к XIX веку.

Портрет Алины. Хавара, Египет, 24 г.н.э. Египетский музей, Берлин

Откуда мы?

К настоящему времени известна уже почти тысяча фаюмских портретов, треть из которых найдена в окрестностях Эль-Фаюма, а остальные обнаружены в других районах Египта. Все они датируются I-III веками нашей эры. Как создавались эти необычные изображения? Почему именно в Египте? Почему в начале нашей эры? Короткий ответ состоит всего из нескольких слов: так совпало. Три культурных источника соединились вместе и образовали новый поток.

1. Греческие корни

В IV веке до нашей эры Египет был завоеван Алексанром Македонским. После его смерти царем Египта стал ближайший друг Александра Птолемей, потомки которого правили страной более трех веков. При Птолемеях Египет вновь обрел утраченное ранее могущество, при этом правящий класс во многом стал греческим, а эллинизм широко распространился по всей стране. Как раз в это время греческая живопись достигла своего расцвета: объем научились передавать светотенью, использовались линейная и воздушная перспективы, развивалась колористика. Поэтому с определенностью можно сказать, что изобразительная традиция фаюмских портретов имеет греческие корни.

К сожалению, эллинистическая живопись до нас не дошла. Все знают греческую скульптуру, но ни картин, ни портретов греческих художников не сохранилось. Все что мы знаем об этом искусстве - это описания историков и римские копии отдельных работ. Одним из самых знаменитых греческих художников был современник Александра Македонского Аппелес, он первым начал рисовать портреты и ему единственному царь доверял рисовать себя. До нас дошла римская фреска, которую считают копией одной из работ Аппелеса, представляющей гетеру Фрину в образе Афродиты:

Афродита Анадиомена, I в.н.э. Дом Венеры, Помпеи

О другом известном греческом портрете мы также можем судить лишь по римской копии, "законсервированной" в Помпеях пеплом Везувия во время извежения 79 г.н.э. Эта мозаика изображает битву Александра Македонского с персидским царем Дарием, она считается копией картины греческого мастера Филоксена, жившего в IV до.н.э. (существует, впрочем, мнение, что автором картины был Аппелес).

Александр Македонский. Фрагмент мозаики из Помпей, I в.н.э. Национальный археологический музей, Неаполь

Главной техникой, которая пришла в Египет из Греции и использовалась в фаюмских портретах, была энкаустика - живопись окрашенным воском. Работа выполнялась расплавленными восковыми красками с использованием не только кистей, но и лопаточек и даже резцов. Исправления были практически невозможны, все в картине должно быть сделано правильно с первого раза. Писали чаще всего на дереве, реже на ткани. Считается, что энкаустика была изобретена еще в древней Греции, откуда распространилась по всему античному миру, но первыми дошедшими до нас образцами стали именно фаюмские портреты.

2. Римское влияние

Греческий портрет всегда был условным и идеализированным. В классической Греции индивидуальность в изображениях реальных людей никогда не подчеркивалась, и даже напротив - воспрещалась, чтобы в гражданах не развивалось тщеславие. Герои прославляли не себя, а свои города-государства, знаменитые атлеты представлялись идеальными статуями. Реалистическое направление развилось лишь в эллинистический период после походов Александра. Но и тогда в основе портрета оставалось не лицо, а вся фигура, "человек вообще", изображаемый в полный рост.

Древнеримская традиция была иной. Здесь развитие портрета было связано с усилением интереса к конкретной личности со всеми ее особенностями. В основу римского портрета (прежде всего скульптурного) была положена тщательная натуралистическая передача индивидуальных черт персонажа. Римляне верили в себя и считали человека достойным уважения в том виде, какой он есть, без приукрашивания и сокрытия физических недостатков. От скульптурных изображений в полный рост они перешли к бюстам, поскольку по представлениям кельтского и италийского мира жизненность и личность сосредоточены в голове, и достаточно изобразить только ее, чтобы выразить всего человека.

Терентиус Нео и его жена. Фреска из Помпей, 55-79 гг. н.э. Национальный археологический музей, Неаполь

Древнеримская портретная живопись, переняв у греческих мастеров передачу объема и композиционные приемы, внесла в их систему новые черты. Это прежде всего персонификация, внимание к чертам лица, обогащение колорита, свободная манера, сохраняющая характер эскизного наброска. Эти особенности хорошо видны и в фаюмских портретах. Неслучайно они появились на рубеже нашей эры, поскольку именно в это время эллинистический Египет был завоеван Римом (30 г. до н.э) и превратился в одну из провинций Римской империи. Правящая верхушка Египта постепенно становилась римской, а культура метрополии, включающая и живописные стили, начала господствовать и в ее провинции.

3. Египетские традиции

При всех своих эллинистических и римских чертах, фаюмские портреты все же остаются глубоко египетскими по своему духу, поскольку это прежде всего портреты погребальные.

Культ мертвых существовал в Египте с глубокой древности. Одна из его основ - это понятие о бессмертной душе-двойнике человека, которая живет в загробном мире, но может возвращаться в захороненное тело. И очень важно, чтобы душа свое тело узнала. Для этого умерших мумифицировали и сохраняли, для этого мумии снабжали спрятанными табличками с именами, для этого же использовались погребальные маски и портреты.

"Запасная голова". Египет, 2609-2584 гг. до н.э. Венский музей истории искусств

Это одно из самых старых портретных изображений человека. Во времена Хеопса такие головы клали в гробницу невдалеке от мумии хозяина, чтобы душа могла вернуться в нее в случае повреждения мумии или, возможно, чтобы узнать "свое" тело. Более поздние погребальные египетские маски не только несли в себе черты реального человека, но и являлись образом его души и астрального духа. Поэтому они имели идеализированные черты, являясь как бы лицами вечности.

Погребальная маска, Египет, 1400-1300 гг. до н.э. Лувр, Париж

По верованиям египтян, часть души человека, называемая Ка, после смерти должна была видеть погребенные вместе с телом любимые домашние вещи, жертвоприношения, еду и питье, чтобы "пользоваться" всем этим в загробной жизни. Другая часть души, Ба, путешествовавшая по загробному миру, покидала тело через рот, а возвращалась через глаза. Для этого на саркофаге или на стене гробницы обязательно делали изображение покойного с открытыми глазами (страшной местью было замазать глаза на таком образе...). Поэтому далеко не случайно, что глаза на фаюмских портретах так проработаны и подчеркнуто выделены. Это не желание приукрасить человека, а необходимая черта ритуала, без которой портрет не мог бы выполнять свои основные функции. И также неслучайно, что глаза на этих изображениях смотрят не на зрителя, а сквозь него - это взгляды в вечность, в иной мир.

Портрет мужчины. Антинополь, Египет, 190-230 гг. н.э. Лувр, Париж

Фаюмские портреты захоранивались вместе с мумией изображаемого ими человека. Это по-видимому и стало главным фактором, позволившим нам любоваться этими творениями через много веков после их создания. Сухой климат Египта и стабильная атмосфера закрытых гробниц сохранили нежную восковую живопись, не дали разрушится ее деревянным и тканым основам.

Кто мы?

Удивительно, но фаюмский портрет, похоже, не связан с какой-либо конкретной категорией населения. Этническое, социальное и даже религиозное происхождение персонажей очень разнообразно: тут есть египетские жрецы, иудеи и христиане (несмотря на протесты, египетские христиане бальзамировали своих покойников), высокопоставленные римские чиновники и освобожденные рабы, спортсмены и военные герои, эфиопы и сомалийцы... Однако было бы неверно верить в своеобразное "обращение" этих людей в египетскую религию. Скорее можно говорить о принятии ими определенных идей, которые происходили из египетских погребальных обрядов, и следовании традициям страны проживания.

Портрет женщины, называемой "Европейка". Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж

Скорее всего эта женщина была достаточно богатой римлянкой. Она одета в фиолетовую тунику и желтый плащ, который крепится круглой брошью с большим изумрудом. Ее уши украшены серьгами, каждая из которых состоит из темного камня, вставленного между двумя крупными жемчужинами. Под золотым листом, нанесенным на шею, лабораторный анализ выявил жемчужное ожерелье. Сияние золота, напоминающее солнечный свет, сделало для египтян этот металл символом бессмертия. Поэтому золотые листки или вставки часто использовали для погребальных портретов, покрывая ими фон вокруг головы, рамку вокруг портрета или, как здесь, часть одежды.

Фаюмские портреты писались с живых людей, причем делалось это когда человек был в достаточно молодом возрасте, можно сказать в расцвете своих сил. После этого портрет мог многие годы находится в доме хозяина. Археолог Питри находил в домах рамки для портретов и портреты с подвесами. После смерти человека изображение вкладывалось в бинты мумии, часто на него наносили через трафарет золотой венок - типичный погребальный атрибут греков.

Портрет юноши. Египет, первая половина II в.н.э. ГМИИ им.Пушкина, Москва

По видимому, исключением из правила письма портретов с живой натуры, были детские образы. Многие из них создавали уже после смерти ребенка...

Портрет мальчика. Антинополь, Египет, конец II - начало III века н.э. Лувр, Париж

Некоторые фаюмские портреты имеют достаточно точную датировку. Помимо научных способов, время их исполнения помогли установить прически. Мода в римском обществе играла большую роль. Эпоха правления каждого императора отмечалась своим стилем. Мужчины подстраивались под императора, а императрица или другая представительница императорского дома изобретала особую, только ей свойственную прическу, которую копировали женщины. Образцы новых причесок привозили в Египет в виде моделей-головок.

Например, мужской портрет из венского Музея истории искусств датирован временем правления Марка Аврелия. Сравните его с бюстом императора:

А вот портрет молодой женщины, скромная прическа которой достаточно типична для периода правления императора Адриана (117-138 н.э.):

Женский портрет. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж

Этот портрет не отделяли от мумии, в которую он вставлен. Рентгенологический анализ показал, что покойная была сорокалетней женщиной, а не молодой как на портрете, т.е. датой создания мумии является примерно середина II века.

Женская мумия с портретом. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж

Мумия эта лежит за стеклом витрины Лувра так, что ее очень трудно сфотографировать вместе с "лицом", поэтому снимок ее в полный рост я привожу с сайта музея. По-видимому для этого мумию вынимали из витрины

Женская мумия с портретом. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж

На груди женщины видна греческая надпись ΕΥΨΥΧΙ ΕΥΔΑΙΜΟΝΙ, написанная черными чернилами. Трактовки ее разнятся, одни авторы читают надпись как "Прощай, будь счастлива", другие считают второе слово ("Эвдаймон") именем умершей.

На портретной доске, впелёнутой в бинты, видны косые следы от пилы над плечами женщины рядом с ее шеей. Это характерная деталь для работ из Антинополя: здешние портреты, как и в других местах, писались на прямоугольных досках, но перед пеленанием их верхнюю часть подрезали с боков, чтобы доска лучше вписывалась в форму мумии.

Еще один портрет из этого региона, также подрезанный на уровне плеч:

Портрет молодой женщины. Антинополь, Египет, 130-150 н.э. Лувр, Париж

Художник умело использовал плотность воска, укладывая его в штрихи, которые следуют за формой лица, кривыми бровей. Эта же техника хорошо видна и на портрете Европейки, где восковые мазки еще более тонкие и выпуклые. Интересно, что на том портрете ресницы не прорисованы, а прорезаны: в нужных местах воск соскоблен острым инструментом до нижнего слоя черного грунта.

Портрет жреца. Хавара, Египет, 140-160 гг. н.э. Британский музей, Лондон

Этот образ был найден Флиндерсом Питри при раскопках в Хаваре. На нем изображен жрец культа бога Сераписа, чьей отличительной особенностью была диадема с семиконечной звездой - символом семи небесных тел. Серапис был эллинистическим богом изобилия, подземного царства и загробной жизни. Его обычно изображали как греческого бога, но с египетским атрибутами.

Портрет Аммониоса, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж

Этот портрет написан не на доске, а на ткани, являющейся частью погребального савана. Он интересен своими деталями. В одной руке молодой человек держит богатый кубок с вином, в другой - "венок Осириса", гирлянду цветов, символизирующую его очищение от грехов. Слева от шеи нарисован желтый знак Анх - символ жизни, а справа - маленькая статуя божества, скорее всего Осириса. В углу ворота белой туники видны две маленькие фиолетовые линии, которые характеризуют точность работы художника: на многих туниках, найденных в египетских гробницах, места соединения ткани у ворота стягивались несколькими стежками красной, синей или пурпурной шерсти.

Куда мы идем?

К III веку н.э. трудоемкая энкаустика при написании фаюмских портретов постепенно начинает заменяться темперой, где в качестве связующего вещества красок используется не воск, а яичный желток и вода. Но изменения происходят не только в упрощении техники письма, но и в самом стиле изображений: их телесная реалистичность словно начинает угасать, объёмность форм сменяется плоскостной декоративностью.

Портрет молодой женщины. Мемфис, Египет, 2я половина II века н.э. Лувр, Париж

Происходит отказ от идеалов античного реализма, художники все больше предпочитают схематические и символические изображения. По-видимому, многие портреты уже не писались с натуры. В поздних фаюмских портретах усиливается условность в трактовке лица и одежды, возрастает роль силуэтности.

Женский портрет. Фивы, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж

Таким тенденциям находят достаточно разные объяснение. Одни авторы полагают, что погребальные портреты ставятся на поток, становятся скорее ремеслом и лубком, чем искусством. Другие считают, что с развитием религиозных представлений на первый план выходит не художественный образ, а богословская идея, все больше сближающая новый стиль с иконописью. Иногда фаюмские портреты даже называют "иконами до иконописи" - ведь древние художники стремились изобразить не просто внешний облик умершего, но его вечную душу.

Портрет мужчины. Фивы, Египет, середина III в.н.э. Лувр, Париж

Так или иначе, но закономерность не случайна: в тогдашнем мире происходил огромный исторический перелом. Римская империя постепенно рушилась под натиском варваров, центр духовности и силы перемещался с запада на восток, а христианство становилось наиболее распространенной религией.

В 313 году император Константин признал христианство государственной религией империи, а в 395 году Египет стал частью Византии. С этого времени и на долгие столетия живопись входит в двумерный мир. Кто-то называет это потерей третьего измерения, кто-то - обретением четвертого, в котором картина обладает божественными качествами того, кого она представляет. Фаюмские же портреты постепенно исчезают, поскольку христианство прекращает египетскую практику бальзамирования тел, а техника энкаустики забывается.

Так куда же они шли?

Дарий III, фрагмент копии греческой картины IV в. до н.э.Портрет Алины, Фаюм I в.н.э.Женский портрет, Фаюм, III-IV в.н.э.

Можно только догадываться, каких высот достигало греческое и римское изобразительное искусство. Скорее всего, фаюмские портреты - это не расцвет древней живописи, а ее закат - последнее дыхание уходящей античности перед началом ее вечной жизни.

Или может так?

Портрет жреца, Фаюм, II в.н.э.Христос Пантократор, Константинополь, VI в.н.э.

Фаюмский портрет - предтеча и во многом источник византийской культуры. Это лики, которые перешагнули порог вечности и стали символами как поиска Бога, так и воссоединения с ним. Взгляд их огромных глаз, устремленный сквозь зрителя, познал нечто недоступное живым и передал это всему христианскому искусству.

Или...

Женщина в красной тунике. Фаюм, II в.Кес ван Донген, Портрет блондинки, XX в.

...фаюмский портрет - это древний импрессионизм, в котором проявилась передача художниками своих мгновенных впечатлений. Начало импровизационных техник, развитие культуры мазка, системы добавочных тонов и красочных лессировок, повлиявшее на живопись XX века.

А может быть...

Женский портрет, Фаюм, II в.н.эНезнакомка из музея Орсэ, 2016 г.

...не нужно никаких теорий, а достаточно оглянуться по сторонам и увидеть ожившие портреты рядом с нами? Взгляд этой девушки, скользнувший мимо меня в бесконечность, явился тем толчком, который привел к появлению этой записи

Фотографии из Лувра и Венского музея истории искусств мои, остальные взяты с сайтов указанных музеев или из Википедии.

nikolai-endegor.livejournal.com

Эти странные фаюмские портреты.: alexandrafl

Опять я буду писать про египет, вот казалось бы ну что еще можно узнать нового про Египет и его древних жителей. Но если вся история человечества завязана на древний Египет, то особенно интересны новые находки.Как то раз я был в Египетском зале "Русского музея" и меня поразили портреты людей на деревянных саркофагах, они были очень современные, стиль письма был близок в портретам 18 века, я тогда уже прочитал первую книгу Фоменко А.Т про Египет и с удовольствием нашел очередное подтверждение, хотя осадочек остался - ведь Фоменко А.Т. датировал древний Египет 13-14 веками.Когда я заинтересовался возможным потопом, который мог погубить Египет мне попалась информация про скелеты и мумии китов которых находят в пустыне, оказалось что это не просто пустыня, а чаще всего их находят около оазисов где были раньше или сохранились до наших дней соленые озера. Один из таких оазисов находится около Каира всего в 60 км. Оазис называется Фаюмский, там тоже есть свои пирамиды но сильно разрушенные и есть там лабиринт и прочие захоронения! Так вот на погребальных саркофагах, простых, деревянных, как матрешка, там где у матрешки лицо - изображали лицо покойника. Это и есть знаменитые фаюмские портреты, вот эти изображения, когда я их просмотрел в большом количестве меня поразили до глубины души...

fayum1.jpgскачанные файлы.jpg

Portraitdejeunefemme.jpg

64868120_1286211305_930594851.jpg

6.jpg

Официально считается что все фаюмские портреты выполнены в технике энкаустик, вот что пишет об этом специалист: Доктор искусствоведения Л. АКИМОВА.....Вы уж меня простите, но я буду вставлють редкие коментарии.... :-)))

Осенью 1887 года в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм, в Среднем Египте, местные жители нашли древний некрополь с захоронениями мумий. Гробницы разграбили уже давно, вероятно еще в VI-VII веках (вот он туманный ветер историков загудел, слушайте...) Но в пелены мумий на месте лиц были вставлены исполненные на дощечках портреты, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших. Под головой каждого лежала табличка с указанием имени, возраста и профессии. В жажде наживы открыватели стали поспешно выдергивать из пелен написанные на дощечках портреты, таблички же были рассыпаны и в большинстве своем погибли.--(ну конечно, погибли, там же даты смерти были написаны, не одной не сохранилось!!!)К счастью, египетские торговцы сразу же сбыли 94 портрета известному венскому антиквару Теодору Графу (ага, он там рядом проходил, а местные жители думают себе, а не сбыть ли нам портретики!!!). Тот показал их египтологу и писателю Георгу Эберсу. Эберс признал фаюмские находки подлинными античными портретами (ну да дощечки же с датами потерялись!!!), и вскоре в музеях Германии и других государств Европы прошли выставки, вызвавшие неподдельный и шумный восторг. Ведь портреты, помимо их изумительного сходства с живыми людьми, были написаны разогретыми восковыми красками - в технике энкаустики, известной до того лишь по сочинениям древних авторов. (слово не вставить....)В том же году в другом фаюмском местечке, Хаваре, начал раскопки некрополя известный британский археолог Флиндерс Питри ( ну вот наконец то и нашлись те самые грабители, которые разграбили могилки и дощечки старательно потеряли!!!). Ему тоже посчастливилось - он нашел 40 портретов, и в дальнейших раскопках, из которых самым удачным оказался сезон 1910-1911 годов, было найдено еще 30. Впоследствии фаюмские портреты были обнаружены и в других некрополях Египта - в Абурир-эль-Мелеке, Эль-Хибехе, Мемфисе, Антинополисе, Ахмиме, Фивах и Саккаре ( и не одной дощечки, кстати, кто не знает - это обычная манера захоронения - на деревянной домовине рисовался портрет и так весь египет захоронен включая фараонов, все несколько долгих тысячелетий). Кстати, два фаюмских портрета из Саккары поступили в Дрезденский музей еще в 1626 году от итальянского путешественника Пьетро делла Валлы. Сегодня в мире известно не менее 750 портретов, из которых в самом Фаюме было найдено около 300.

Господствовавшая в Египте на протяжении тысячелетий вера в вечную жизнь породила обычай мумифицировать покойников, а мумию снабжать портретом умершего, дабы душа, возвращаясь в свое прежнее обиталище, "не перепутала адрес". Фаюмские портреты заменили собой погребальные маски для мумий.....У нас до сих пор сохранился обычай фотографию на могилку и у них так же, а что то же люди.....

После завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. к власти пришла македонская династия Птолемеев (304-30 годы до н.э.), государственным становится греческий язык, начинается взаимопроникновение культур, местная знать перенимает греческую моду. В I веке до н. э. Египет был вновь завоеван, теперь уже Римом.Фаюмский портрет - результат счастливого союза трех традиций: египетского канона, римского познания натуры и воспаренности эллинского духа.Ранние портреты - I-II веков н. э. - самые достоверные и реалистичные. Они всегда исполнены на дощечках из сикоморы или кедра, таких тонких (толщиной от 1 мм), что на них неизбежно образуются трещины и поломки. И именно эти портреты действительно написаны восковыми красками....---заметьте эту оговорку, значит не все фаюмские портреты написаны восковыми красками!!! То что видел я было по видуобычные масляные краски.

В 1900 году в Керчи нашли саркофаг, а внутри его обнаружили ряд расписных сцен. Одна из них - "Художник в мастерской". Рядом с сидящим мастером - подрамник и палитра с ящичками для красок. В руке художник держит какой-то инструмент, который греет на небольшой переносной жаровне. Вероятно, это упоминаемый древними металлический каутерий. Им разогревали восковые краски перед нанесением на холст или доску. На стене помещения висят два портрета в круглых орнаментальных рамах, а между ними находится небольшой прямоугольный портрет в скрещенных рамках типа фаюмского.....--- как кстати нашелся, а?Процесс работы портретиста восстанавливается в следующем виде. Он брал тонкую деревянную дощечку (иногда обтянутую холстом) и покрывал ее плотным ровным слоем воска. Затем прописывал поверхность краской, предназначенной для фона. На месте фигурной части изображения - головы и плеч - делал подмалевок и уже поверх него писал каутерием плотные части лица, как, например, волосы или щеки, лоб и подбородок. В местах, требующих большего размаха и легкости, применял темперу и кисти. Иногда форму лица художник моделировал пальцами (остались следы), как впоследствии будут делать Рембрандт или Ван Гог.(!!!) После этого мастер разогревал каутерий, вжигая им нанесенные краски в основу. И в завершение работы проходил новым слоем фон.

original.jpg

Вот если бы меня спросили кто автор этого портрета - я бы сказал ранний Ван Гог. Манера письма один в один и судя по всему это масло.Я уже становлюсь хитрым, я задал гуглу простой вопрос - срок хранения воска пчелиного?И получил чудесный ответ - срок годности не ограничен, а знаете почему так, а потому что нашли фаюмские портреты которые написаны воском! От так! Но если спросить про то сколько его можно есть то тут уже дела другие....Срок годностиКак же было отмечено, срок годности воска просто зашкаливает! Он может длительное время хранится в обычных условиях, и с ним ничего не случится. Рекомендуется использовать продукт в первые три года после получения.....но рекомендуется все таки не более трех летИсточник: Что такое пчелиный воск: его состав и полезные свойства http://ylik.ru/pcheliniy-vosk/vse-o-produkte-pchelovodstva/#ixzz3VKbcwzfG..... я однажды видел воск от сот где был мед пятилетней давности он был темно коричневый и сухой до ломкости.Давайте еще немного окунемся в прекрасное...

Имею скафандр - готов к путешествию :-))

roemermumie_detail.jpg

hqdefault.jpg

1365137780_img_490.jpeg

1355440167-0913999-www.nevsepic.com.ua.jpg

1355440140-0914122-www.nevsepic.com.ua.jpg

1341222565_pf-12.jpg

1341222089_pf-14.jpg

2697752_original.jpg

220px-Fayum-Man-Gold-Crown.jpg

220px-Fayum-42.jpg

100_1_11.jpg

16b8f072603277c61d3c43868f44fd7d.jpg

0_95ec5_7afb422b_XL.jpg

У некоторых дам в ушах помоему брилианту - то есть граненый алмаз, может я и ошибаюсь конечно. Я не буду говорить что пигменты которые применяются в красках этих художников, некоторые по крайней мере появились только в конце 18 века, а до этого это была сажа и разновидности охры - от желтой до темно коричневой! Вот такой была палитра первых художников, мало того, стойкие краски были и в 18 веке еще большой проблеммой и очень дорогими!Я задал гуглу еще один простой вопрос - когда появился карандаш цветной - это и есть восковой карандаш которым и сейчас рисуют в этой манере......Современный карандаш был изобретен в 1794 году талантливым французским изобретателем и учёным Никола Жаком Конте. В связи с этим в конце XVIII века английский парламент ввёл строгий запрет на вывоз графита из Камберленда. За нарушение этого запрета можно было лишиться головы! Но все же контрабандно графит попадал в континентальную Европу, что привело к резкому повышению его цены. По заданию французского конвента, Конте разработал рецепт смеси графита с глиной и создал производство высококачественных графитовых стержней. Обработка высокой температурой позволила достичь высокой прочности, а разные пропорции составляющих в смеси дали возможность изготавливать стержни разной твёрдости.А с момента изобретения двоюродными братьями Эдвином Бинни и Гарольдом Смиттом в 1903 году, цветные карандаши стали почти неотъемлемой частью детской жизни. вот такой древний Египет получается, а вместе с ним и вся история!Источник: http://zen-designer.ru/learn/632-voskovye-karandashi-svoimi-rukamiПодробнее про портреты см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/5502/ (Наука и жизнь, ПОРТРЕТЫ ИЗ ФАЮМА)

alexandrafl.livejournal.com

Древний Египет: Погребальные портреты: humus

хумус (humus) wrote, 2007-11-25 11:17:00 хумусhumus 2007-11-25 11:17:00 Когда Гренфелл и Хант в 1895 году приступили к раскопкам в Файюме, они даже не думали, что прославятся на весь мир. Но именно они сделали выдающееся для всем мировой культуры открытие - они обнаружили, что в греко-римских захоронениях Фаюма мумии были завернуты в куски использованного папируса. Изучив эти документы, они обнаружили совершенно уникальные фрагменты работ классических авторов.Таким образом в мир вернулись неизвестные ранее работы Аристотеля, Софокла, Менандра и многих других. Во время раскопок были так же обнаружены так называемые "портреты из Файюма". Римские колонисты сравнительно быстро впитали местные верования и стали хоронить своих мертвецов в египетском стиле. Но в отличие от коренных жителей, вместо традиционных масок, они делали портреты умерших. Примерно так же, как нынче ставят на памятники фотографии ушедших. Ниже представлена часть подобных портретов.Женский портретДощечка с изображением лица молодой женщины, немного повернутым направо..Волосы у нее собраны в пучок. Она носит сережки из жемчуга и ожерелье из темных камней; клавус хитона мы видим выше ее правого плеча; левое плечо покрыто плащом.Женщина с бледным лицомЭтот портрет изображает женщину с бледным лицом. Она одета в фиолетового цвета одежды, и ее темные, вьющиеся волосы зачесаны на лоб и закрывают верхнию часть ушей. Она носит имеющий форму полумесяца кулон и сережки с жемчугом. По стилю портрета можно определить, что это было нарисовано в первом столетии нашей эры.Портрет девочкиЭтот портрет был найден на мумии маленькой девочки, чью мать звали Демос. Есть отдельный портрет Демос в собрании погребальных портретов из Файюма. Ребенок изображается с грустным лицом, короткими волосами и карими глазами. Поверх ее платья - ожерелье из кулонов, имеющих форму полумесяца.. Подобные украшения ассоциировались с изобилием. Стиль живописи указывает, что этот портрет был нарисован в течение правления императора Домициана (A.D. 81-96).Портрет седого человекаЭтот портрет изображает седого человека, одетого в белую одежду с фиолетовой полосой. У мужчины седая борода и лысая макушка..У него несколько длинные уши; карие глаза имеют черные зрачки. Стиль живописи позволяет нам определить, что этот портрет написан во втором столетие нашей эры.Портрет девушки с диадемойЭтот портрет, выполненный на деревянной доске, изображает молодую девушку, носящую золотую диадему в форме ветви. У нее на шее весит на цепочке золотой кулон.. Ее длинные вьющиеся волосы зачесаны, рот выглядит детским.. Как обычно на портретах этого периода, ее глаза имеют грустное выражение.Портрет молодой женщиныНа портрете молодая женщина в фиолетовом платье; ее золотые сережки украшены жемчугом, и цепочка на шее отбрасывает тень на ее кожу. Волосы зачесаны. У нее овальное лицо, толстые кривые брови и большие печальные карие глаза. Стиль портрета и форма сережек указывает, что портрет был сделан во времена правления Антония Пия (середина второго столетия нашей эры).Портрет мужчиныПортрет человека в стиле портретов из Файюма, он сделан в стиле, напоминающим византийский, но несмотря на это, детали атрибутируют его временем между серединой второго столетия и начала четвертого столетия нашей эры. Время определено по его прекрасным линиям и контрастирующим цветам, однако, техника живописи темперными красками, которая использовалась при создании этого портрета, не могла дать впечатление объемного изображения впечатление, которое обычно является результатом использования восковых красок. Портрет мужчиныЭтот портрет изображает молодого человека в анфас. Он носит простую тунику с декоративными полосами. У него короткая борода и усы, а его волосы изображены в завитках. Другие замечательные особенности - его густые брови и длинный нос, которые придают ощущение индивидуальности портрету, несмотря на его обычное выполнение. Примерно четвертый век нашей эрыПортрет женщиныПортрет женщиныПортрет римского периода с изображением этой женщины - редкий пример исключительно красивого портрета, совершенно неповрежденного. На нем изображена молодая женщина с сережками и прической, типичной для конца первого столетия нашей эры.Погребальная маскаГипсовая маска с точно переданными щеками и ртом, а так же продуманно нарисованными деталями, типа ресниц и ноздрей. Маска повреждена в верхней части.. Стиль типичен для провинциальных кладбищ в Египте во время первых лет римского правления.Энкаустический портрет юношиДругой портрет в подобной манере, вероятно нарисованный тем же самым художником, был найден на мумии женщины от того же самого участка (теперь находится в Эдинбурге).Портрет юношиРеалистический портрет молодого человека, нарисованный на деревянной доске, относится к "портретам из Файюма". Созданный в римский период, портрет покойного был нарисован на дощечках, которые были вставлены в бинты мумии; они заменяли традиционную маску.. Портреты были сделаны в энкаустической манере, то есть, воском, смешанный с краскакми. Первоначально греческая техника,она превратилась в традиционно римскую и стала очень популярной среди египтян с 2-ого столетия нашей эры. ПОртрет, хранящийся ныне в Брюсселе изображает юношу с несколько печальным взглядом, одетого в белый 'химэйн' (предмет одежды без рукавов).Поврежденный портретЭто дощечка была частью мумии, которая была найдена в течение раскопок В.Ф. Петри в Хоаре. Мумию в 1970 году использовали для экспертизы, поэтому она больше не существует. Вероятно 2-ой век нашего времени.
  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

humus.livejournal.com


Смотрите также