Портрет узколицего, бородатого мужчины.160–180 н.э
Портрет человека с короткими волосами
Портрет юноши
humus.livejournal.com
Жанр портрета в культуре разных времен и народов
Портрет - жанр изобразительного искусства, несущий в себе неповторимые черты какого-либо человека. Для профессионального художника важный момент – передать не только видимое сходство с живой моделью, но и раскрыть индивидуальный внутренний мир человека, его душу. Этим и отличается жанр портрета в культуре разных времен.
Только опытному портретисту под силу выразить в работе особенности характера, эмоциональное состояние модели, ее настроение в данный момент. Важными в портрете являются все детали - внешность модели, одежда, фоновое окружение, аксессуары. Именно они дают художнику возможность показать также общественное положение портретируемого и добавить красок исторического времени той эпохи.
Эволюция портретного жанра
На сегодня изобразительное искусство собрало огромную коллекцию портретных изображений, включая наследие многих мастеров прошлого и настоящего, отобразивших жанр портрета в культуре разных времен. Сообщение, переданное ими в своих работах, лучше всего рисует картину времени, в котором жили и творили портретисты. В каждую эпоху существовали свои идеалы красоты, господствовали разные стили, менялись требования к портретному изображению. Для того чтобы отразить, сохранить и донести до потомков изображение лица, художники использовали разный материал. Выделяют портреты скульптурные, графические и живописные, что подчеркивает разносторонность, которой обладает жанр портрета в культуре разных времен. Картинки с изображением человеческого лица могли быть также выполнены и нетрадиционно: в виде мозаики, вышивки, аппликации и т. д.
Зарождение портрета
Первые рисованные портреты датированы глубокой стариной. Их родоначальниками можно считать найденные фаюмские портреты, названные по месту своего нахождения (египетский оазис Фаюм). Фрески, обнаруженные при раскопках в развалинах дворца на Крите, в сохранности донесли до нас прекрасные черты молодых женщин. Хотя изображение было весьма схематичным, данные фрески можно считать настоящими «протопортретами».
Первыми сохранившимися портретами, на которых были переданы индивидуальные черты человека, стали работы художников Древней Греции, Египта и Рима, сумевших представить в полной мере жанр портрета в культуре разных времен. Портреты эти были скульптурными и олицетворяли известных в то время поэтов и мыслителей, военачальников и правителей.
Древняя Греция
К изображению человека древнегреческие мастера обратились в архаический период. Искусство архаики связано с идеалом человека, прекрасного духом и телом. Это изображения прекрасных внешне людей, работы, напрочь лишенные портретного сходства.
В дальнейшем изображения становятся более сложными, мастера стремятся создавать острохарактерные портреты. Эпоха эллинизма стала временем внимания к человеку, его эмоциям. В скульптуру пришли динамичность и выразительность. Создаваемые статуи сохранили тело идеального человека, но стремились к портретному сходству. Античные скульпторы лепили в основном бюсты, но были и статуи в полный рост, которые устанавливали на постаменты. Было создано огромное количество скульптурных портретов из различных материалов: мрамора, бронзы, серебра, золота, слоновой кости.
Древний Рим
Интересы государства сочетались у римлян с вниманием к человеку, его индивидуальности. Художники размышляли о правах и обязанностях человека, о внутренней независимости и тяге к свободе. Это определяло развитие истинного скульптурного портрета. Римлян изображали одетыми в парадную одежду – тогу, ведь портрет был призван прославить знатность рода. Ранние изображения передают силу и стойкость характера, что и сохраняет в себе жанр портрета в культуре разных времен. Развитию римской скульптуры способствовал древний обычай делать посмертные маски.
Во второй половине II в. римский портрет достиг вершины своего развития. Скульпторы теперь стали обращать внимание не только на внешнее сходство с моделью, но и на раскрытие ее душевного состояния. Это привело к изменению техники изображения глаз - на смену инкрустации и раскраске пришли пластические приемы. Портретисты того времени стремятся к максимально точной передаче характера, обнажению важнейших черт личности.
Средневековье: Ян ван Эйк
Самостоятельным жанром искусства портрет стал во времена средневековья. Фламандец Ян ван Эйк был одним из первых художников, утвердившим жанр портрета в культуре разных времен. Сообщение, оставленное им в каждой живописной работе, дошло до потомков не хуже, чем в работах писателей и поэтов. Именно Ян ван Эйк сделал портрет самостоятельным жанром. По преданию, он был также автором техники масляной живописи. Одной из первых работ ван Эйка стала роспись Гентского алтаря. Среди персонажей есть и заказчики работы - так называемые донаторы (дарители), люди, жертвовавшие деньги на обустройство церкви. Традиция включать в религиозные композиции лица заказчиков картин существовала еще во времена Средневековья. Художник не просто включает фигуры донаторов в композицию произведений, а стремится раскрыть их характеры.
Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения портрет стал первым самостоятельным живописным жанром. Появившись во второй четверти XV в., он быстро стал популярным. Главной задачей портрета стало отражение личности выдающегося современника. Художники изображали не благочестивых и смиренных донаторов - их героями стали свободные лица, не только всесторонне одаренные, но и способные на решительные поступки.
Германия: Альбрехт Дюрер
Работы живописца и графика стали большим вкладом в развитие портретного жанра. Портреты Дюрера отличает внимание к неповторимой индивидуальности модели. Их герои - энергичные, умные, полные достоинств, энергии и сил. Автопортретам Дюрер придавал особое внимание, что для того времени было явлением необычным, стремился найти индивидуальные черты, то, что отличает одного человека от другого.
Италия: Леонардо да Винчи
Он был прекрасным живописцем, графиком, изобретателем, ученым, инженером и даже музыкантом. Его «Мона Лиза» («Джоконда») - самая известная в мире картина. Пейзаж в этом портрете - не просто фон. Женщина и природа сливаются в единое гармоничное целое. Художник словно стремится показать, что мир человеческой личности такой же большой и непостижимый, как и окружающая людей природа. Леонардо да Винчи сумел в своих произведениях обессмертить жанр портрета в культуре разных времен и народов.
Испания: Франсиско Гойя
Испанский художник Франсиско Гойя прославился как автор портретов и остросоциальных гравюр. Всем его произведениям свойственна страстная эмоциональность и острота характеристик. Гойя любил писать женщин - красивых и не очень, аристократок и служанок. Даже став любимцем правителей, придворным живописцем, Гойя предпочитал писать городскую бедноту.
Англия: Томас Лоренс
Портрет был высшим достижением английской живописи на стыке XVIII-XIX веков. Томас Лоренс был первым английским известным портретистом. Эффектные и виртуозные по технике исполнения портреты Лоренса несут отпечаток романтической возвышенности. Художник уделял большое внимание утонченности линий, богатству цветовой гаммы, смелости мазка. Лоренс писал портреты актрис и банкиров, детей и стариков, молодых людей и девушек. Он понимал всю глубину и важность такого вопроса, как жанр портрета в культуре разных времен. Альбом с репродукциями работ Лоренса был издан отдельной книгой и разошелся многотысячными тиражами по всему миру.
Франция: Огюст Ренуар
В первое десятилетие XIX в. главное место во французской живописи занимали ученики и последователи Давида. Их творчество перекликалось с желаниями общества времен правления Наполеона. Классицизм, господствовавший в этот период в искусстве, получившее название «ампир» - стиль империи. Этот стиль «красной линией» пронизал жанр портрета в культуре разных времен.
Огюст Ренуар не представлял своих полотен без человека, а портрет - вне жизненной ситуации. В середине 1870-х гг. портрет стал главным жанром в живописи Ренуара. В последние годы он начал работать над созданием детских портретов: писал детей в интерьере, на природе. Он точно воспроизводил фарфоровую кожу своих юных моделей, ясный и открытый взгляд, шелковистые волосы, нарядную одежду. Ренуар абсолютно преобразил и дополнил жанр портрета в культуре разных времен. Фото работ этого великого мастера можно увидеть во многих печатных изданиях по культуре и живописи.
Россия
Портретный жанр в России появился позже, чем в Европе (XVIII в.) и был во многом похож на икону. Начало российской портретной живописи связано с именами таких художников, как Никитин, Матвеев, Антропов, Аргунов.
Мастером портрета и жанровой картины был Василий Андреевич Тропинин. В своих произведениях он всегда давал непринужденную, но очень верную характеристику человека. Тропинин практически стал официальным портретистом Москвы.
Алексея Венецианова справедливо называют родоначальником бытового жанра в русском искусстве. Он впервые создал галерею крестьянских образов - правдивых, но не лишенных некоторой доли идеализации и сентиментальности.
Карл Павлович Брюллов написал большое число парадных портретов, проникнутых увлечением красотой человека, испытывающего радость бытия. К числу лучших портретов этого времени относятся «Всадница», портреты Самойловой, Перовского. Брюллов создает особый мир красоты, радости, мир счастливого детства.
Новое время
Новое время принесло новое отношение к искусству. Оно уже не должно было украшать, не должно «быть красивым». Портрет, ранее существовавший как бы в двух ипостасях (заказанный и исследовательский), становится более однородным. Теперь это главным образом коммерческий жанр, дающий художнику заработок, а не возможность выразить себя. Для самовыражения мастера теперь чаще выбирают другие жанры.
Стиль модерн, появившийся на рубеже XIX-XX вв., вернул костюмированные и ролевые портреты. Чтобы раскрыть характер модели, художники выбирали выразительные костюмы, интерьеры и даже позы, напоминающие о XVIII в. Это было не возвращением в прошлое, слепым подражанием, а своеобразной игрой, серьезной и смешной одновременно.
Вывод
Портрет продолжает свое существование и по сей день, правда, теперь, как раньше в Европе, он все больше становится заказным жанром. Пожалуй, это закономерный этап его развития. Однако, продолжая традиции, он остается важным историческим документом, который донесет до потомков память о нашей эпохе.
fb.ru
Прижизненные портреты древних - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации
Существует не так много прижизненных портретов предыдущих обитателей Земли. Но все-таки они есть. В их числе - гигантские каменные статуи острова Пасхи, которые безмолвно свидетельствуют о том, что изображенные на них персонажи были высокими людьми (или богами) с европейской внешностью....Приглашаю вас посетить фотогалерею раздела "Прижизненные портреты древних". В ней я буду размещать фотографии скульптур, барельефов, гравюр, настенных росписей и других изображений, которые с очень большой вероятностью были изготовлены во время жизни изображенных на них моделей. Раздел "Прижизненные портреты древних" состоит их следующих страниц:
Статуи о. Пасхи, ольмекские каменные головыБольшую их группу составляют гигантские каменные (из пористого базальтового туфа, реже базальтов) статуи (высотой от 3 до 22 м и весом от 5 до 90-150 т) о-ва Пасхи и огромные (высотой от 1,5 до 3,5 м и весом от 10 до 35 т) ольмекские каменные (базальтовые и гранитные) головы, обнаруженные в Сан-Лоренсо, Ла-Венте и других местах Мексики. Первые были изготовлены с IV - XI по XVII в. н.э., вторые не позднее 1500 г. до н.э. - I в. н.э., вероятно, гораздо раньше (точно сказать об этом трудно). Проводивший археологические исследования на о. Пасхи Тур Хейердал считал, что статуи "длинноухих" являются скульптурными портретами их творцов (смотрите и читайте дальше...)Изображения змеелюдей, "новых" и "старых" людей на камнях Ики Еще одну большую группу прижизненных портретов древних - прежних обитателей Земли, по-видимому, составляют рисунки, нанесенные на обнаруженных в Перу камнях Ики (весом от 15-20 г до 500 кг и размером от нескольких см до 1 м и более в поперечнике) с помощью гравировки - бороздами глубиной 1-2 мм, или выполненными в технике низкого рельефа -, хотя это и не столь очевидно, как в двух предыдущих случаях. В книге "Земля до потопа - мир колдунов и оборотней" я привел многочисленные аргументы в пользу того, что камни Ики (всего их от 11-15 тысяч до 50 тысяч) были изготолены приблизительно 17 млн. лет назад в крупнейшем подземном поселении раннего миоцена Тулане-Чимостоке ("Семь пещер"), в котором на протяжение почти 7 млн.лет скрывались от мрака и холода прежние жители обеих Америк (смотрите и читайте дальше...)
Статуэтки человека-краба, человека паука и статуя короткоухого с о. ПасхиСледующие два предмета, найденные во время археологических раскопок глинобитных платформ пирамидального комплекса Уака Рахада недалеко от Сипана на северном побережье Перу в 1988 г., почти наверняка, не являются прижизненными портретами древних. Они приурочены к древнейшей гробнице "старого правителя" народа мочика в основании пирамиды, которая датируется археологами примерно 100 г. н.э. и, скорее всего, только лишь отражают представление индейцев о своих далеких предках, которые относились к разумным насекомым (смотрите и читайте дальше...)Статуи и изображения яйцеголовых Нефертити, Эхнатона и их дочерей Представленные на этой странице фотографии статуй, бюстов, голов и настенных (?) росписей являются прижизненными портретами фараона XVIII династии Эхнатона (1351—1334 до н. э.), его супруги Нефертити и их дочерей. Все эти произведения древнеегипетского искусства, выполненные в реалистической "амарнской" манере, свойственной эпохе Эхнатона, до сих пор вызывают множество вопросов у исследователей и дают благоприятную почву для появления самых невероятных теорий о том, кем было это царственное семейство: людьми, пораженными какой-то загадочной наследственной болезнью, космическими пришельцами,... но только не обыкновенными людьми (смотрите и читайте дальше...)
Античные статуи и изображения на камнях ИкиНиже даны для сравнения два фоторяда - античных статуй олимпийских богов (Аполлона и Ареса) и сына Зевса от смертной женщины Геракла, и эротических сцен, выгравированных на камнях Ики. О древности камней Ики, и о том, что на них изображены отличные от человека существа, говорилось на предыдущих страницах сайта. Античные статуи, хотя, скорее всего, и не являются прижизненными портретами "богов" и "полубогов", по-видимому, отражают их истинную внешность (смотрите и читайте дальше...)
www.dopotopa.com
ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ - Вспомнить, подумать...
Во времена династии Птоломеев и римской империи Египет постепенно заселялся греками и римлянами. Основному египетскому населению культура эллинов была чужда и враждебна. Египтяне жили главным образом в деревнях и больших селах. Эти поселения назывались метрополии. А вот эллины были разбросаны по всей стране.Большой культурный центр эллинов был в Александрии. Так же были отдельные греческие общины /
Александрия – столица Птолемеев
Кроме того греки внедрялись в Египет и с помощью организации поселений воинских частей (klerouhoi katoikoi). Сейчас бы наверно это назвалось – организация военных баз. Эти части в основном заселялись в дельте Нила и в Фаюме. Во времена фараонов Фаюм был слабо заселённым болотистым местом.
И вот один из Птоломеев – Птоломей П стал заселять эти места, греческими и македонскими воинами, находившимися у него в услужении.
Птолемей II Филадельф
Птоломей П вообще был очень прогрессивный политик царствование которого послужило рассвету Египта. Он проводил политику раздачи земельных участков крупным вельможам. Запретил обращать свободных в рабство. В результате Фаюм превратился в оазис, там развивалось земледелие. Таким образом Фаюмский оазис был местом, где проживало в основном неегипетское население.
Фаюмский оазис расположен к юго-западу от Каира. Центр — город Файюм.
Фаюмский оазись отделён от долины Нила грядой холмов и песками Ливийской пустыни. Представляет собой тектоническую впадину и находится на 43 м ниже уровня моря.В далёком прошлом оазис называли садами Египта и его размеры в несколько раз превышали нынешние.
Страбон
Во времена августа Фаюм посетил Страбон, знаменитый географ того времени, который писал:«Этот ном - самый замечательный из всех как по виду и плодородию, так и по качеству обработки земли, ибо он один только обсажен большими, зрелыми оливковыми деревьями, приносящими отличные плоды; эти плоды доставляют хорошее масло...Но так как жители пренебрегают этим (они производят, правда, много масла), то масло дурно пахнет (в остальном Египте нет оливковых деревьев, кроме как в садах в окрестностях Александрии...)».
Портрет молодой девушки. Античное собрание, Берлин
Когда царствовали Птоломеи, весь народ состоял как бы из двух групп – Эллины (греки) и египтяне. Но когда к власти пришли римляне, то во главе управления стоящие римские граждане стали считать эллинов тоже египтянами.Таким образом там конечно шла взаимное проникновение культур. Греки, римляне оказались под большим воздействием египетской культуры.
Портрет египтянина
Ещё в с древности египтяне практиковали бальзамирование тел и это заимствовали сначала греки, а потом римляне. Египтяне при погребении мумию пеленали, а затем лицо или голову запелёнутой мумии покрывали маской. Маска была схожа с чертами покойного, но идеализировала их черты. Целью древних египтян было создание физического двойника усопшего. Скульптурные портретные маски продолжали изготовляться в некоторых областях в течение всего римского периода и даже в коптскую эпоху
Эллины восприняли египетские погребальные традиции, но внесли в них новые черты. Они стали вместо маски прикреплят к мумиям портреты, написанные красками на дощечках. Появление таких портретов относят к периоду римского правления.Портреты по римскому обычаю хранились в рамках в атриуме в доме заказчика, однако после смерти изображенного на них, портрет клали на лицо мумии, фигурно закрепляя его слоями погребальных бинтов . Мумии еще долго хранились в доме умершего, пока их не хоронили потомки или родственники.
Портрет молодой девушки из Лувра
Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.
Впервые погребальные портреты были описаны в 1615 г. итальянским исследователем Пьетро делла Валле во время его пребывания в оазисе Саккара-Мемфис.
Итальянский путешественник Пьетро Делла Валле родился в Риме в 1586 году в семье знатных патрициев. Получив прекрасное образование, он блистал в аристократической среде Рима и Неаполя. В возрасте 25 лет Пьетро вдруг отправиляся в долгое путешествие. Он побывал в Константинополе, Каире, посетил Гизу, Саккару,В 1618 г. сеньор Делла Валле присоединился к персидскому шаху и принял участие в кровопролитной битве против турок.Три года сражался против пиратов у Североафриканского побережьяОн первым завёз в Италию персидских кошекБудучи в Египте он владел техникой бальзамирования. Забальзамировав тело умершей своей жены, он положил его в специальный гроб и возил с собой вплоть до возвращения в Рим.
Портрет женщины с вьющимися волосами. Британский музей
Делла Валле привёз в Италию диковинные вещи, из которых он создал небольшой музей. Среди них, например, были две мумии из Египта, хранящиеся в настоящее время в Дрезденском музее
Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту.
У него с ними познакомился известный египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов.
Георг Мориц Эберс ( 1837 - 1898, Бавария) — немецкий ученый-египтолог и писатель, открывший в Луксоре зимой 1873—1874 древнеегипетский медицинский папирус середины 16 века до н. э. Хранящийся сейчас в библиотеке Лейпцигского университета, папирус Эберса является уникальным источником по медицине Древнего Египта.Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.
Портрет женщины
Благодаря Леону де Лаборде в 1827 г. в Европе появились два новых погребальных портрета, якобы найденных в Мемфисе, один из которых хранится сегодня в Лувре, а другой — в Британском музее.
Леон де Лаборд получил образование сначала в Париже, а потом в Гёттингенском университете, сопровождал своего отца в его поездке на Восток и издал, в 1830-33 гг., роскошное описание части этого путешествия, с приложением превосходных литографий собственной работы
В конце XIX в. портреты благодаря своей особой эстетике, пользовались большим успехом в качестве предметов коллекционирования и широко продавались по всей Европе.
Портрет молодой женщины. Лувр, Париж
Научные исследования тоже не стояли на месте. В том же 1887 г. Флиндерс Питри начал раскопки в Хаваре, где помимо прочего обнаружил некрополь, из которого был извлечён 81 погребальный портрет. Погребальные портреты находились в центре внимания лондонской выставки. Зимой 1910—1911 гг. Петри во время раскопок обнаружил ещё 70 погребальных портретов, находившихся, однако, в плохом состоянии. В 1892 году немецкий археолог фон Кауфман открыл так называемую Гробницу Алины, в которой находились некоторые из самых известных на сегодняшний день погребальных портретов.
Портрет юноши. Берлин, Египетский музей
Хотя многие из этих изображений были найдены в оазисе Файюм (Hawara называемая также Арсиноя или Крокодилополь), однако портреты на мумиях были также обнаружены и в других некрополях, включая некрополи в Мемфисе (Саккара), Филадельфии (Er-Rubayat и 'Kerke'), Антиноополе, Панополе (Ахмим), Марина Эль-Аламейне, Фивах и Эль-Хибе (Анкиронополь). Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов.В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Название фаюмских портретов закрепилось за этими произведениями, хотя аналогичные экземпляры были найдены и южнее - в Фивах, Антиное, Ахмиме, Ассуане. Фаюмские портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.
Портрет мужчины с растением в руках из Музея изобразительных искусств в Дижоне
Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа этой страны. Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она была известна еще за 6000 лет до греков. Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист а ему его передал последний потомок Ноя.
Ещё его называют Бог Тот – Гермес Триждывеличайший - Гермес Трисмегист.Согласно легендам, Тот был обожествленным царем Египта за десятки тысяч лет до нашей эры. Египетская хронология древнеегипетского историка и жреца Манефона называет эту эпоху царствованием Богов. Предание гласит, что Тот – Атлант обладал тайным учением, наследием цивилизации погибшей Атлантиды.
Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами. Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.
Портрет юноши. II век н. э.
Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи.
Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.
Портрет мужчины, музей Метрополитен
Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые ранние из них) выполнено в древней технике энкаустика — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце. Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Портрет мальчика по имени Евтихий из собрания Музея Метрополитен
Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.
Портрет мальчика из Национального музея в Варшаве
Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.
Портрет молодого человека из Государственного античного собрания в Мюнхене.
Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).
Мужской портрет. Британский музей
Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. А поздние портреты III—IV вв. написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.
Портрет бородатого человека. Королевский музей Шотландии
Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.
На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.
ngasanova.livejournal.com
Фаюмские портреты | Исторические сюжеты
Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа этой страны. Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она была известна еще за 6000 лет до греков…
Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист, а ему его передал последний потомок Ноя. Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами.
Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.
К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты
Свое название портреты получили по области Фаюм (от египетского слова, означавшего озеро), расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу.
Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».Единичные фаюмские портреты в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали.
Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту
К 1887 Теодор Граф составил большую коллекцию портретов.У него с ними познакомился известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.
После публикации им данных о коллекции, в 1888 Фаюмский портрет вошел в мировую историю искусства.В некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др.) были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые.
Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.
Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.
Помимо чисто научного способа датировки портретов, время их исполнения помогли установить... прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне определенную величину.
Эпоха правления каждого императора отмечалась новой модой в этой области, более того императрица или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок.
Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.
Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.
Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустика (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске.
Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).
Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными.
Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.
Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.
Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин выполненых энкаустикой.
Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна чем в энкаустических панелях. Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.
Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов.
Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве.
Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.
В Копенгагенском музее хранится портрет мужчины, изображенного в расцвете сил. В таком же среднем возрасте находился и некий Деметрий из Бруклинского музея, хотя письменные источники свидетельствуют, что оба они умерли глубокими стариками.
Греческое население Фаюма было многочисленным и появилось здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В конечном счете они переняли многое из обычаев Египтян, также, как и римляне, которые прибыли в сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.
Население города смешанное, состоявшее из египтян, греков, сирийцев и римлян, египтяне были главным образом торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Аристократию же составляли иностранцы, некоторые из которых были римскими должностными лицами, а другие потомками Птолемеевских греков.
Об этом свидетельствуют их могилы — мумии богачей, покрытые золочением были главным образом надписанным греческими и римскими именами, такими как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.
Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне Фаюмский портрет - настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас "живые" облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.
В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.
storyfiles.blogspot.com
История портрета [Развитие портретного жанра]
Древняя Греция
Даже с наступлением цивилизаций в искусстве продолжает господствовать та же система. Мы видим в греческих статуях юношей-атлетов не определенных людей, а обобщенный, типизированный образ. Черты их лиц схожи, пропорции тела одинаковы, позы однообразны и повторяются без вариаций на протяжении нескольких веков.
Древний Египет и Древняя Этрурия
Живописные изображения египтян и этрусков словно созданы по определенному канону. В росписях именных гробниц все персонажи (и рабы, и фараоны) наделены одним и тем же ликом с большими миндалевидными глазами, тонкой линией носа. Точно так же в этрусских фресках все герои изображений однотипны: сам умерший, родственники, собравшиеся на поминальное пиршество, жрецы и другие участники ритуала.
Искусство Этрурии и Египта наглядно демонстрирует два исторических фактора, повлиявшие на становление жанра портрета (идея власти и культ умерших предков). Этрусская традиция семейных захоронений в склепах, где были установлены саркофага с изображением покойного, повлияла на то, что мастерам потребовалось более точно передавать индивидуальные характеристики, неповторимые черты модели при общем родовом сходстве (чтобы было понятно, где чье захоронение). Изображения становились все более конкретными, передавали сходство с определенной личностью, то есть, превращались в портрет. Почитание правителя (а это всегда лицо конкретное) сопровождалось установлением его статуй и бюстов в публичных местах, рядом с храмами. Согласно идеологическим принципам необходимо было показать царя во всем его величии и безупречности. Поэтому, как правило, облик его идеализирован. Никогда мы не увидим признаков старости или бессилия в ликах египетских фараонов, вавилонских царей (да и в более позднюю эпоху всех вождей, властителей, руководителей любого масштаба и ранга). И если в египетском статичном портрете показаны внешнее сходство и атрибуты, то это означает, что художника в первую очередь интересовал статус, роль, персона. Те же качества важны для парадного портрета любой эпохи.
Древний Рим
Эту закономерную линию несколько нарушает портретный жанр древнеримской эпохи. Трудно объяснить, почему наряду с идеализацией в образах императоров там возникает отчетливая реалистическая трактовка, передающая не только неприятную внешность, но и отвратительные черты характера (злобность, коварство в портретах Калигулы, неукротимую агрессию в портретах Каракаллы, хитрость Веспасиана и т. д.). Похоже, мы сталкиваемся здесь с безмерно возросшей субъективностью. Осознание своей уникальности и неповторимости, неуязвимости и свободы приводит к определенному результату: в портрете возникает попытка передать некие сущностные характеристики, свойства характера, своеобразие внутреннего мира личности. Это момент, непосредственно касающийся самопознания. Из истории культуры известно, что римляне, по сравнению с греками, были индивидуалистами. Они ценили личностные качества, старались проявить себя. Если греческий атлет выступал на состязаниях прежде всего за свой полис, за свою общину, то римлянин добивался успеха ради собственного престижа. Стать знаменитым полководцем, или знаменитым гладиатором, пусть даже ценой своей жизни, — таковы амбиции гражданина римской империи. Римская культура впервые дает такое ясное осознание собственной неповторимости и уникальности, культивирование собственного Я, что нашло отражение в портрете. Теперь помимо сходства мастера стремились отразить характер человека, а затем попытались передать настроение и мысли, словом, от внешнего облика художники перешли к внутреннему миру.
Однако после римского скульптурного портрета с его преувеличенной субъективностью все последующие эпохи вновь определяют человека через внешние черты и атрибуты. В образе всегда создается идеализированная и унифицированная модель, даже если отмечаются индивидуальные характеристики. В эпоху Средневековья жанр портрета практически исчезает. И это легко объясняется идеологическими установками христианства. Пренебрежение к земному существованию человека, расценивание любого мышления вне догматов церкви как еретического, осознание своих творческих заслуг как проявление греха гордыни, — все это указывает на подчиненное положение личности коллективной идеологии. Редко появляющиеся изображения конкретных героев (например, галерея королей на фасаде собора Нотр-Дам де Пари) подчинены общим правилам религиозного искусства. Удлиненные фигуры почти бесплотны, безличны, превращены в символы. Отдельный человек не интересует мыслителей и общество эпохи Средневековья. Его показывают либо как представителя цеховой ремесленной общины (каменщики, сапожники, ткачи в витражах Шартрского собора Богоматери), либо как праведника или грешника. Человек осмысляется только через отношения с Богом. Его чувства и поступки оцениваются только в соизмерении с описываемыми в Библии ситуациями, эмоциями и событиями.
Эпоха Возрождения
Каждая культура дает определенный набор ориентиров, в связи с которыми и в отношении которых происходит самовосприятие и оценивание человека. В эпоху Возрождения личность соизмеряется с гражданским обществом. Это положение очень хорошо иллюстрируется высказыванием философа Пико делла Мирандола в его программном и пафосном обращении к человеку: «Тебе дана возможность упасть до уровня червя, но также тебе дана возможность подняться до уровня творца». Отныне человек сам волен выбирать себе судьбу, и его совершенство измеряется общественно полезными поступками, сколько и чего он совершил для родного города, для своего народа. Человек новой эпохи фатально не зависит от Божьего промысла и не надеется на Всевышнего, так как он уверен в своих силах. Он ощущает себя действительно вершиной творения (религиозное мировоззрение пока еще остается в силе) и властелином над всеми остальными существами и предметами. Именно такое ощущение воссоздают портреты XV в., созданные во Флоренции и Риме. Популярность жанра свидетельствует о том, что вновь возник интерес к человеку во всех его земных проявлениях (внимательное отношение художника ко всем деталям лица, костюма). Модель, как правило, показана на фоне грандиозного пейзажа с низким горизонтом, простирающегося за спиной портретируемого. Причем человек всегда господствует в этом пространстве, подчеркнуто его доминирующее положение.
Самонадеянность человека эпохи Возрождения дошла до таких высот, которые показались бы представителю Средневековья кощунством, потому что авторы Ренессанса уподобили свою деятельность творческому процессу создания мира Богом. Так, Микеланджело считал свой труд скульптора аналогичным труду Творца, который, подобно ему, каменщику и ваятелю Буонарроти, высекает мир из первоматерии, придает форму вещам, освобождая их из плена аморфного первозданного вещества. Более того, авторы Возрождения готовы соперничать с Создателем. Правда, эпоха не была еще к этому готова и не приняла подобного вызова. По крайней мере известно, что за свои высказывания Леонардо был арестован по обвинению в ереси. Художник уверял, что в отличие от Бога, чьи творения подвержены тлену и смерти, он, Леонардо, создаст такие шедевры, которые останутся бессмертными в веках. Собственно, он не ошибся. Но критическое отношение к церкви и религии возникнет много позже, лишь в XVIII в., а реакцией на Возрождение стало усиление клерикальной власти.
Эпоха барокко
Господство мистических сюжетов, мотивов видений и знамений, чудес и невероятных преображений в эпоху барокко свидетельствует о растерянности человека перед лицом реальности. Он разуверился в собственных силах, потерял надежду совладать с природой и противостоять катаклизмам, а значит, в поисках надежды вновь обратился к религии. И эти тенденции мировосприятия тут же нашли отражение в изобразительном искусстве. Появился жанр пейзажа, в котором человек теперь вовсе не занимает господствующего положения, напротив, он закружен вихрем стихий, он испытывает на себе разрушительные силы природы, раздавлен ею и подчинен. Однако церковь уже не могла основываться только на страхе. Привлечь приток прихожан после того, как человек Ренессанса узнал, что такое земная слава и власть, можно было только подобными же вещами. Поэтому религиозное искусство барокко поражает своей чувственностью, богатством, роскошью, чрезмерностью форм и любовью к украшениям. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Новое усиление церкви не привело к утрате портретного жанра. Более того, теперь даже клерикальные власти желают увековечить себя и запечатлеть свои черты в живописи или скульптуре, то есть, не остаются равнодушными к славе и популярности. Иным авторам в рамках парадного портрета удается показать тщательно скрываемые за показной торжественностью и церемониальностью порочные черты натуры. Например, испанский художник XVII в. Диего Веласкес в портрете Папы Иннокентия X уловил и воспроизвел читаемые во взгляде алчность, коварство, властолюбие и хитроумие. Сложные психологические характеры вновь начинают интересовать художников, что означает нарастание подобной тенденции в обществе в целом.
Эпоха классицизма
Правда, параллельно существующий стиль классицизм требует передать в образе человека героическое начало. Это искусство создает некий абсолютизированный идеал справедливого, мудрого, сильного лидера, ведущего свой народ к свободе и лучшему будущему. Идеализация в искусстве всегда приводит к лозунгам, а на место реального человека выставляет некого идола. Подобный образ воплощает, конечно, устремления и чаяния человека, но ничего не расскажет нам о реальных интересах людей эпохи. Внимательный взгляд обнаружит в классицизме и всех последующих его имитациях усиление государственной идеологии. Это искусство напрямую связано с политическими режимами. И всякий раз классические образцы используются, когда необходимо показать величие и патриотическую направленность тоталитарной власти. Это, своего рода, средство убеждения народа. Можно обнаружить немалое сходство в искусстве эпохи сталинизма, гитлеровской Германии и наполеоновской империи. В таком государстве человек превращается в винтик, рабочий механизм большой государственной машины, легко заменяемый на другой, стандартный, поэтому не имеющий индивидуальной ценности.
Модернизм
см. Образ человека в искусстве#Человек в модернизме (19 век — начало 20 века)
На этой странице материал по темам:
Доклад про древний рим кратко
Почему в древнем египте портретное сходство
Портретный жанр история возникновения
Портрет эволюция жанра
Сообщение о портретном жанре
Вопросы к этой статье:
Расскажите об истории возникновения и развитии портретного жанра.
Какие социальные и психологические факторы способствовали появлению портретного жанра?
Верно ли утверждение, что портрет — зеркало для человека?
Реконструируйте образ человека определённых культур на материале изобразительного искусства.
Почему церковь так активно использует искусство: каковы приемы воздействия религиозного искусства на верующего?
Какие сюжеты использовала церковь для укрепления собственного авторитета?
Является ли религиозное искусство символичным?
wikiwhat.ru
ПОРТРЕТЫ ИЗ ФАЮМА | Наука и жизнь
Портрет пожилого римлянина датируют серединой или концом I века н. э.
Этот смуглый юноша жил в Египте в начале II века н. э., когда еще слишком велико было влияние греческой культуры.
Мужчина с семитским типом лица жил во II веке н. э.
Женщина со смуглой кожей - египтянка, жившая во II веке н. э.
‹
›
Осенью 1887 года в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм, в Среднем Египте, местные жители нашли древний некрополь с захоронениями мумий. Гробницы разграбили уже давно, вероятно еще в VI-VII веках. Но в пелены мумий на месте лиц были вставлены исполненные на дощечках портреты, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших. Под головой каждого лежала табличка с указанием имени, возраста и профессии. В жажде наживы открыватели стали поспешно выдергивать из пелен написанные на дощечках портреты, таблички же были рассыпаны и в большинстве своем погибли.
К счастью, египетские торговцы сразу же сбыли 94 портрета известному венскому антиквару Теодору Графу. Тот показал их египтологу и писателю Георгу Эберсу. Эберс признал фаюмские находки подлинными античными портретами, и вскоре в музеях Германии и других государств Европы прошли выставки, вызвавшие неподдельный и шумный восторг. Ведь портреты, помимо их изумительного сходства с живыми людьми, были написаны разогретыми восковыми красками - в технике энкаустики, известной до того лишь по сочинениям древних авторов.
В том же году в другом фаюмском местечке, Хаваре, начал раскопки некрополя известный британский археолог Флиндерс Питри. Ему тоже посчастливилось - он нашел 40 портретов, и в дальнейших раскопках, из которых самым удачным оказался сезон 1910-1911 годов, было найдено еще 30. Впоследствии фаюмские портреты были обнаружены и в других некрополях Египта - в Абурир-эль-Мелеке, Эль-Хибехе, Мемфисе, Антинополисе, Ахмиме, Фивах и Саккаре. Кстати, два фаюмских портрета из Саккары поступили в Дрезденский музей еще в 1626 году от итальянского путешественника Пьетро делла Валлы. Сегодня в мире известно не менее 750 портретов, из которых в самом Фаюме было найдено около 300.
Господствовавшая в Египте на протяжении тысячелетий вера в вечную жизнь породила обычай мумифицировать покойников, а мумию снабжать портретом умершего, дабы душа, возвращаясь в свое прежнее обиталище, "не перепутала адрес". Фаюмские портреты заменили собой погребальные маски для мумий.
После завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. к власти пришла македонская династия Птолемеев (304-30 годы до н.э.), государственным становится греческий язык, начинается взаимопроникновение культур, местная знать перенимает греческую моду. В I веке до н. э. Египет был вновь завоеван, теперь уже Римом.
В Фаюме эпохи эллинизма сложилась культура, сплавившая много разных этнических традиций: помимо подверженной греческому влиянию местной знати в Египте жили римские легионеры, сирийцы и финикийцы, евреи, ливийцы, многочисленные местные народности, среди которых встречались негры. Всю эту необычайно богатую палитру этносов мы находим в фаюмских портретах. Флиндерс Питри пытался отождествить тот или иной этнический тип, сопоставляя портреты с мумиями. При этом выяснилось, что столичная римская мода в провинциальном Фаюме сильно запаздывала - дамские прически отстают на 20-30 лет!
Фаюмский портрет - результат счастливого союза трех традиций: египетского канона, римского познания натуры и воспаренности эллинского духа. И все же это портрет совсем особый, ритуальный. Он связан с верой в возрождение, в новую реальность бытия.
Ранние портреты - I-II веков н. э. - самые достоверные и реалистичные. Они всегда исполнены на дощечках из сикоморы или кедра, таких тонких (толщиной от 1 мм), что на них неизбежно образуются трещины и поломки. И именно эти портреты действительно написаны восковыми красками.
В 1900 году в Керчи нашли саркофаг, а внутри его обнаружили ряд расписных сцен. Одна из них - "Художник в мастерской". Рядом с сидящим мастером - подрамник и палитра с ящичками для красок. В руке художник держит какой-то инструмент, который греет на небольшой переносной жаровне. Вероятно, это упоминаемый древними металлический каутерий. Им разогревали восковые краски перед нанесением на холст или доску. На стене помещения висят два портрета в круглых орнаментальных рамах, а между ними находится небольшой прямоугольный портрет в скрещенных рамках типа фаюмского.
Процесс работы портретиста восстанавливается в следующем виде. Он брал тонкую деревянную дощечку (иногда обтянутую холстом) и покрывал ее плотным ровным слоем воска. Затем прописывал поверхность краской, предназначенной для фона. На месте фигурной части изображения - головы и плеч - делал подмалевок и уже поверх него писал каутерием плотные части лица, как, например, волосы или щеки, лоб и подбородок. В местах, требующих большего размаха и легкости, применял темперу и кисти. Иногда форму лица художник моделировал пальцами (остались следы), как впоследствии будут делать Рембрандт или Ван Гог. После этого мастер разогревал каутерий, вжигая им нанесенные краски в основу. И в завершение работы проходил новым слоем фон.
Готовый портрет необходимо было вставить в мумию, причем вставить красиво, чтобы бинты, наложенные в несколько слоев, образовали своего рода рамку - прямоугольную или многоугольную. Почти всегда портрет по форме не подходил, и его вынуждены были подрезать. Порой золотили фон уже посаженного в мумию портрета (следы позолоты видны на бинтах), а в изображениях мужчин наносили по трафарету золотой лавровый венок.
За каждым портретом - неповторимый мир, ушедшая в небытие судьба. Красивые черноглазые мальчики с первым пушком на щеках, грустные пышноволосые девушки, мужчины во цвете лет с классическими лицами - настоящие Аресы и Аполлоны; диковатые заросшие туземцы, заброшенные старики - братья и сестры, матери и дети. Все они смотрят на нас как бы внезапно обернувшись. И этот поворот, движение навстречу человеку, дает разительный контраст к извечно неподвижной мумии, которая и есть субстанция ушедшей жизни. Фаюмские портреты невозможно созерцать без глубокого душевного волнения, без неосознанного стремления понять судьбу неведомых людей: кто они были, как жили, отчего покинули мир? Всматриваясь в изображенных, мы получаем ответный взгляд - глубокий, проницательный, прощальный. Но прощание оборачивается встречей: образы умерших людей оживают в нашем сознании, как столетие назад - в сознании открывших их миру Т. Графа, Г. Эберса, Ф. Питри. Нигде яснее не ощущается та сила, с которой долговечное искусство (ars Longa) спасает от забвения, казалось бы, и совсем не значимые, и даже самые коротенькие человеческие жизни (vita brevis).
Одна из самых значительных коллекций фаюмских портретов хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В 1909 году в Музей изящных искусств было передано уникальное собрание подлинных произведений Древнего Египта, принадлежавшее известному российскому египтологу В. С. Голенищеву (об истории музея см. "Наука и жизнь" № 5, 1998 г.).
Сегодня в музее 23 "фаюма", некоторые из них воспроизведены на страницах журнала.