Древнее изображение христа. Изображение Иисуса Христа в мировой культуре
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

10 ранних изображений Иисуса Христа. Древнее изображение христа


Изображение Иисуса Христа в мировой культуре — WiKi

Раннее христианство

До Константина Великого

Нет физического описания внешности Иисуса Христа, содержащегося в каноническом Евангелии, кроме как в Откровении 1:14,15 (Библия короля Иакова, 1611 год), где сказано: голова его и волосы белы, как снег и шерсть; глаза его, как пламень огненный; ноги подобны латуни, раскалённой в печи. В Деяниях святых апостолов Иисус появляется как «свет с неба», который временно ослепил апостола Павла. Книга Откровение Иоанна Богослова в Новой международной версии[en] (Откровение 1:12-16) делает ссылку на следующее видение Иисуса: «среди светильников был кто-то, подобный сыну человеческому, одетый в одеяние, спускавшееся на ноги с золотым поясом вокруг груди. Его волосы были как шерсть, глаза его были как пламень огненный. Его ноги были похожи на бронзу раскалённую в печи, а голос его, как шум вод многих. Его лицо было как солнце, сияющее в силе своей». При этом используется иллюстрация самой книги.

Одна из десяти заповедей — «Не делай себе кумира и никакого изображения кумира» из Исхода 20:4-6 препятствовала изображению Иисуса. Особенно против изображения человеческих фигур и размещения статуй в храмах были иудеи. Так продолжалось до III века нашей эры. Первые изображения людей в храмах стали известны только при раскопках синагоги Дура-Европос, построенной в середине третьего века.[1] Во время гонений на христиан в Римской империи также было запрещено делать рисунки в церкви и поклоняться им. Вопрос изображения людей в храмах был предметом споров до конца IV века.[2]

Самые ранние из сохранившихся в христианском искусстве изображений Иисуса Христа относятся к началу четвёртого века. Они находятся на стенах гробниц в катакомбах Рима, принадлежавших, скорее всего, состоятельным христианам. Также весьма старинный портрет Иисуса был найден в Сирии и датируется приблизительно 235 годом. Он был изображён безбородым юношей, одетым в стиле молодого философа в тунику и плащ, с коротко остриженными волосами — признаки воспитанности в греко-римском обществе. Из этого можно сделать вывод, что некоторые ранние христиане не обращали внимания на исторический контекст, что Иисус был евреем, и представляли его исключительно с точки зрения их собственной культуры.

Появление изображения Иисуса имело некоторые богословские последствия. В то время как некоторые христиане считали, что Иисус должен иметь красивый внешний вид молодого классического героя, гностики считали, что он мог менять свой облик по желанию автора-изобразителя. Другие, включая Отцов Церкви — Иустина и Тертуллиана, считали, что согласно Исайе 53:2, Христос был ничем не примечателен. Иероним Стридонский и Аврелий Августин утверждали, что Иисус должен быть идеально красив в лице и теле. Августин говорил: он должен быть «красив, как ребенок, на земле и на небесах».

После Константина Великого
  Бородатый Иисус между Петром и Павлом (в катакомбах Марцеллина и Петра в Риме)

С III века появились первые сюжетные сцены из жизни Христа, включая Крещение Господне и Тайную вечерю. Сохранилось до наших дней несколько сцен на тему жизни Христа в церкви Дура-Европос[en] в Сирии. В течение IV века большинство сцен показывают Христа как молодого, безбородого, с короткими волосами, не достигающими плеч. Иногда он изображён с волшебной палочкой, с помощью которой он превратил воду в вино, умножил хлеб и рыб, воскресил Лазаря (изображение на дверях церкви Санта-Сабина в Риме).

  Безбородый Иисус на мозаике в Архиепископской капелле, Равенна

По словам археолога и искусствоведа Пауля Занкера[de], бородатый вид Иисуса Христа с длинными волосами связан с изображением таких харизматических философов, как Евфрат, Дион Хрисостом и Аполлоний Тианский, которые, как утверждалось, тоже могли творить чудеса.[3] Также с III века некоторые христианские апологеты, такие как Климент Александрийский, рекомендовали ношение бороды мужчинам-христианам.

С середины IV века, после того как христианство в 313 году было легализовано Миланским эдиктом, образ Иисуса в иконографии изображался в виде двух типов — как безбородого, так и с бородой. В V веке он стал изображаться большей частью с бородой и длинными волосами, а также с крестообразным нимбом. Этот образ доминировал в Византийской империи. Одновременно Иисус изображался и безбородым, как в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово и Архиепископской капелле в Равенне. Как правило, безбородый Иисус изображался до Страстей Христовых, после чего он стал изображаться с бородой.[4]

После того как бородатый, длинноволосый Иисус стал общепринятым представлением о нём, черты его лица начали тоже стандартизироваться. Этот процесс длился до VI века в восточном христианстве и несколько больше — в западном, где безбородый Иисус изображался до XII века. К концу Средневековья борода стала его неотъемлемым признаком.

Поздний период

Начиная с VI века и до настоящего времени Иисус изображается с удлинённым лицом, длинными прямыми коричневыми волосами с прямым пробором посередине, глаза имеют миндалевидную форму.

В период византийского иконоборчества прекратилось почитание икон, соответственно запрещено было изображать Христа, но с IX века этот запрет был снят. Преображение Господне было одной из основных тем на Востоке, и каждый православный монах, который обучался иконописи, доказывал свое мастерство, рисуя икону Преображения. В это время, когда западные изображения Иисуса все больше были направлены на реалистическое его изображение, приближенное к человеку, на востоке иконы писались с учётом обратной перспективы — изменение размеров и пропорций тела имело целью выйти за пределы земной реальности.

XIII век стал важным в формировании образа владыки Иисуса как чудотворца в западном христианстве. Францисканцы стали подчёркивать смирение Иисуса от его рождения до смерти через распятие. При этом они изображали радость рождения Христа и агонию его распятия. Эти чувства стали преобладающими при изображении Христа на протяжении нескольких веков. Ренессанс породил целый ряд художников, создававших красочные художественные полотна, изображавшие Иисуса с идеальной человеческой красотой. В числе наиболее известных художников были Джотто, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи. Иисуса стали изображать и в скульптуре.

Период Высокого Ренессанса[en] совпал с началом протестантской Реформации, которая, особенно в первые десятилетия своего существования, яростно выступала против идолопоклонства, в результате чего было уничтожено много изображений Иисуса Христа. Постепенно образ Иисуса стал приемлемым для большинства протестантов, изображавших его стандартную внешность. Католическая контрреформация подтверждала важность искусства в оказании помощи верующим и способствовала повсеместному изображению образа Христа, также в стандартном виде.

С развитием человеческой цивилизации, к концу XIX века, когда были найдены новые артефакты, относящиеся к Иисусу, и появились новые виды искусства, Христос стал широко изображаться в книгах, кино, скульптуре.

Интересно, что в 1801 году английский скульптор Томас Бэнкс вместе с художниками Бенджамином Уэстом и Ричардом Косвеем провели эксперимент над телом казнённого преступника, чтобы проверить, насколько правильно с точки зрения анатомии человека в мировом искусстве изображается распятый Иисус Христос.[5]

ru-wiki.org

10 ранних изображений Иисуса Христа

Образ Иисуса Христа всегда узнаваем. Он изображен на иконе Божией Матери, на Спасе Вседержителе и на иконе распятия Господа Иисуса Христа, где он умирает за людские грехи. Великое множество изображений, однако, происходит с самых ранних времен.

Они появились еще до кодификации представления Иисуса. Также обратите внимание на статью 10 спорных христианских реликвий.

10. Добрый пастырь. Мавзолей Галлы Плацидии

Добрый пастырьИзображение Иисуса, пришедшее из Библии, показывает простого крестьянина, спустившегося с небес и не являющегося земным королем. Представляется нам Господь в простой одежде, чаще в робе. В Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне находится мозаичное отображение немного другого Иисуса.

Здание, изначально задумывавшееся под могилу Римской императрицы, было построено около 430 года. Внутри него богатое убранство. На потолке синяя и золотая сверкающая плитка, помогающая создать эффект тысячи звезд, ведущих к кресту. Над входной дверью находится икона “Добрый пастырь”. Только несколько пастырей могли быть одеты так богато, как Иисус на этой иконе.

Он предстает перед нами в фиолетовом и золотом (такую одежду носили императоры, а не деревенские жители), держа имперский крест. Очевидно, так пытались показать связь имперской и господской власти. Возможно, вас заинтересует статья 10 ложных богов современности.

9. Деревянные двери Санта Сабины

Деревянные двери Санта СабиныЦерковь Санта Сабины в Риме была полностью завершена в 432 году. Здание сохраняет свой вид по сей день, хотя оно и было лишено своей великолепной мозаики. Вы можете думать, что мозаика остается неизменной дольше, чем дерево, но эта деревянная дверь уже много лет носит на себе изображение распятого Иисуса Христа.

Деревянные панели, вырезанные из кедра, до сих пор сохранились, и они могут быть видны в церкви. Двери показывают различные сцены из Библии. Одна из сцен - Иисус с длинными волосами и бородой держит крест. Хотя это изображение и стандартизировано, в России Иисус показан без бороды.

8. Иисус, топчущий тварей. Часовня архиепископа в Равенне

Иисус, топчущий тварейС 500-х годов Часовня архиепископа показывает нам Христа, стоящего на шеях льва и змеи. Псалм гласит: «Если вы по-настоящему любите Бога, то наступите на льва и змею, вы затопчите опасного льва и проклятого змия».

На этой мозаике Иисус представлен как воин в доспехах и плаще. Почему церковь нуждается в защитнике? Церковь была воздвигнута в период соперничества между разными христианскими сектами. Поэтому ей нужна была защита не только от врагов, но и от споров внутри веры.

7. Исцеление умирающей женщины. Катакомбы Петра и Марцелина

Исцеление умирающей женщины

Рим построили под катакомбами, туннелями и лабиринтами, поэтому многие древние фрески не сохранились до нашего времени. Изображение умирающей женщины было найдено в катакомбах.

Икона рассказывает о женщине, которая истекала кровью 12 лет. Она верила, что просто потрогав плащ Иисуса, она излечится. И это произошло, но не из-за того, что она прикоснулась к священному одеянию, а из-за веры в Бога.

6. Излечение паралитика. Сирия

Излечение паралитикаОдна из наиболее популярных историй - история про излечение Господом парализованного человека. Друзья больного человека настолько отчаялись от горя, что сломали крышу дома, где жил Иисус, и внесли паралитика к нему на кровать. Увидев это Христос сказал: «Вставай, бери постель и иди к себе домой».

После это исцеленный человек действительно встал с кровати и ушел, взяв с собой постель. Эта картина была найдена на стене в церкви примерно в 230 году до нашей эры в Сирии, поэтому изображение читается не слева направо, а справа налево.

5. Женщина с младенцем. Катакомбы Присциллы

Женщина с младенцемКогда археологи производили раскопки в катакомбах Присциллы, они нашли очень ценное изображение, на котором была женщина с младенцем. Много картин показывают женщин. Но укрытое в углу катакомб изображение Богоматери с ребенком, возможно, самое древнее в мире.

Было много споров по поводу данной находки: правда ли это Иисус и Мария? Если так, то изображение было сделано еще до того, как появились их кодификации.

4. Добрый пастырь. Святой Каллисто, Рим

Добрый пастырьЦерковь отца Тертуллиана описывает, как жители Рима обвинили христиан во всех проблемах. Они думали, что христиане виноваты в эпидемиях и недугах. Поэтому христиане были вынуждены прятаться от римлян в таких местах, как катакомбы и церкви.

На стенах церкви люди видят фрески с изображением Иисуса в виде доброго пастыря, несущего воду и ягненка на плече. Эта фреска показывает его заботу о невиновных христианах.

3. Мозаика в церкви Святой Марии

Мозаика в церкви Святой МарииМозаика пришла из Великобритании, принадлежала известной семье из Римской провинции. Она составлена из христианских и языческих образов во время охоты. В центре находится мужчина без бороды, окруженный двумя гранатами.

Так как позади него нет символов, можно подумать, что он и является Иисусом. За его головой написаны 2 греческие буквы- ки и ро (первая буква имени Христа на греческом и общий символ Господа).

2. Распятие на дощечке, сделанной из слоновой кости

Распятие на дощечке, сделанной из слоновой костиВ Британском музее хранится самое раннее изображение смерти Иисуса Христа. Вырезанная из слоновой кости дощечка показывает его мучения. Христос прибит гвоздями к кресту, над его головой написаны слова «Король Иудеев».

С одной стороны стоят Святые Мария и Джон, с другой- Лонгинус прокалывает Иисуса копьем. На дереве висит тело мертвого Иуды, а под его ногами лежит мешок монет, которые он заработал, предав Господа.

1. Граффити Алексаменоса

Граффити АлексаменосаЭто граффити, возможно, показывает человеческую природу, а также самое первое представление об Иисусе. Найденное на штукатурке в 200 году до нашей эры изображение рассказывает о мужчине, который пристально смотрит на распятого. Если присмотреться, можно увидеть, что у трупа на самом деле голова осла, а под ним нацарапано на греческом: «Алексаменос поклоняется Богу».

Интересный факт - распятие раньше применялось к низшим людям по закону. Ослиная же голова только усиливала эффект при просмотре.

Рекомендуем посмотреть:

Ученые исследуют реликвию Туринская плащаница - полотно в которое было завернуто тело Иисуса Христа после распятия. Сделав снимок плащаницы в 1898 году фотограф Секондо Пиа увидел на снимке человеческий лик. Возможно с помощью плащаницы удастся воссоздать истинный облик Иисуса Христа.

batop.ru

Найден первый истинный портрет ИИСУСА?

Историк утверждает, что эта монета первого века нашей эры является единственным реалистичным изображением Христа

Британский ученый - библейский историк Ральф Эллис утверждает, Христос и King Ману, правитель Эдессы, на самом деле один и тот же человекЭллис назвал монету: «одно из самых важных открытий в современной истории».Недоброжелатели утверждают, что существует противоречие, и его взгляд весьма спорный.

В течение многих столетий историки не соглашались с тем, что Иисуса изображают похоже, но древняя монета с изображением бородатого человека может дать ответ…

Это крохотная бронзовая монета 24мм. Считалось, что на ней отчеканено лицо короля Ману, правителя месопотамского царства Эдессе, (в настоящее время юго-восток Турции).

Историки уже давно разбиты на лагеря, которые спорят, как Иисус на самом деле выглядел, но Ральф Эллис считает, что монета может помочь разгадать тайну

Историк изучил перекрестные ссылки всех писаний и считает, что поразительное сходство между ними не может быть совпадением.Он убежден, «вне всякого разумного сомнения», что тот же человек посмертно упоминается под двумя названиями - «King Izas Manu», и '(King) Иисус Эммануил.

Если он прав, образ на монете является единственным и точным портретом Христа.

3EBBC4FC00000578-4359736-image-a-32_1490778133651 (1).jpg

Самое раннее известное изображение Иисуса Христа, Коптский музей в Каире, Египет

Историк изучил перекрестные ссылки всех писаний и считает, что поразительное сходство между ними не может быть совпадением.

Он убежден, «вне всякого разумного сомнения», что тот же человек посмертно упоминается под двумя названиями - «King Izas Manu», и '(King) Иисус Эммануил.

Если он прав, образ на монете является единственным и точным портретом Христа.

Хотя Иисус самая воспроизводимая фигура всего западного искусства, нет никакого описания его физического облика в Библии.

«Иисус - самая важная фигура в истории западной культуры - заслуживает того, чтобы быть выведенным из библейских теней на исторический солнечный свет».

Многие современные историки согласны с тем, что Иисус Назаретянин, - также известный как «Иисус Эммануэль» - на самом деле существовал и был казнен римлянами.

Знакомый образ Иисуса с длинными, ниспадающими волосами и белым одеянием - позднее изобретение, он начал появляться с шестого века н.э.

Эллис считает, что он был одним из трех еврейских лидеров, которые были распяты римлянами. Эта версия событий имеет поразительные параллели со смертью Иисуса, когда его привели к кресту вместе с двумя другими, на нем был терновый венец и пурпурный плащ.

«Тот факт, что Иисус был единственным арестантом в терновом венце, указывает, что он мог быть королем.

«Пурпурный плащ - символ власти и его мог носить только римский император - ослушание каралось смертью».

«И корона и плащ были явно политическими заявлениями от дальнейших восстаний против Рима».

Мозаика с изображением Иисуса Христа в базилике Сант-Нуово в Равенне, Италия

Эллис уже несколько лет находится под огнем критики тех, кого он называет «религиозными фундаменталистами», поскольку его книга была впервые опубликована в Америке в 2012 году.

Критики по-видимому, высветили недостатки в теории и, в частности, некоторые несоответствия в сроках жизней Эммануэля и Иисуса.

Монета третьего века, изображен король Abgarus XI

Недоброжелатели отмечают, что сирийская монета, с надписью «король Ману» на арамейском, по-видимому, чеканилась при Ману VIII, который, как известно, жил около 70 лет после того, как царствовал Izas Ману VI. Но Эллис считает, что монета старше.

Эллис добавил: «Связь между Хесус Эммануэль и Иисусом является спорной, но сходство просто слишком велико, чтобы быть простым совпадением».

«Все, что противоречит ортодоксальной истории Иисуса, который стал центральной фигурой в церковных верованиях на протяжении более 1500 лет, вероятно, привлечет много критики».

Он сказал: «вероятно…» Сомневался, значит, его теория кажется ему бесспорной. Вот такое исследование британского ученого. Есть ли в нем истина?

источник

tanjand.livejournal.com

Храм Святителя Луки Крымского, Исповедника

М. Чегодаева: «Я с вами до скончания века...»

Лаборатория Альтернативной Истории

С того дня 1898 года, когда перед закрытием выставки христианского искусства в Париже археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал лик Туринской плащаницы (а представлена она была на выставке в качестве плохо сохранившегося творения раннехристианских художников) и обнаружил, что изображение на ткани - негатив, ученые вот уже более ста лет пытаются и не могут разгадать тайну загадочного полотнища. Используются самые совершенные методы анализа и самая современная аппаратура, проводятся сложнейшие эксперименты, выдвигаются различные научные гипотезы, но результаты, кажется, не приближают, а только отдаляют решение проблемы.

Достоверной истории плащаницы около 650 лет. В 1353 году граф Жоффруа де Шарни представил на всеобщее обозрение длинное льняное полотнище (4,3 х 1,1 метра) с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях - спереди и со спины, - расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру, затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело. По утверждению графа, это полотнище являлось не чем иным, как подлинной погребальной пеленой Иисуса Христа, той самой, в которую завернул распятого Учителя Иосиф Аримафейский и которая, согласно Евангелию, была обнаружена в гробнице Петром и Иоанном.

Ткань Туринской плащаницы. Отчетливо виден лик Спасителя и черные пятна от пожара. Фото Юлии Маковейчук (pravmir.ru)

Необходимость как-то "определиться" с обретенной реликвией поставила клерикальные власти в сложное положение. В 1390 году папа Климент VII вынес вердикт: плащаницу можно показывать в церкви, но только в том случае, если при этом разъяснять, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а его художественное воспроизведение - икона. Папа явно не решился взять на себя ответственность во всеуслышание подтвердить подлинность плащаницы как величайшей христианской святыни; не рискнул и публично заклеймить почитаемую реликвию как кощунство и обман. С таким осторожным полупризнанием плащаница просуществовала до конца XIX века... Все изменилось в одночасье. С 1898 года начался третий, современный период в истории плащаницы, ее новое чудесное обретение... Именно с этого момента начинается совершенно иная, современная жизнь загадочной плащаницы, ставшей вдруг из древней реликвии, интересной лишь историкам-религиоведам, научным феноменом ХХ века, волнующим миллионы.

Открытие Секондо Пиа произвело ошеломляющее впечатление. Оказавшееся позитивным негативное воспроизведение позволило разглядеть не только в лице, но и в фигуре такие детали, которые раньше увидеть было невозможно. Безусловно подтвердилось, что изображенный на плащанице человек был распят, что его руки и ноги были пробиты гвоздями, что правый бок (потому что - негатив) был пронзен, что на голову ему был надет терновый венец, изранивший лоб, что перед казнью он подвергся жестокому избиению. Словом, изображение на плащанице до деталей соответствовало евангельскому описанию страстей и казни Христа. Профессор сравнительной анатомии Сорбонны И.Деляж, исследовавший снимки, несмотря на то, что был атеист и вольнодумец, пришел к поразительному выводу: изображение на Туринской плащанице - подлинный отпечаток тела Иисуса Христа.

Лик Спасителя с Туринской плащаницы: слева - негатив, справа - оригинал.

Удобнее и безопаснее всего было предположить, что плащаница - произведение искусства. Правда, химические анализы подтвердили, что следов краски на ткани нет. Но ведь рисунок может быть нанесен на ткань не только с помощью красок, но и с помощью некоторых веществ, дающих при определенных условиях потемнение волокон. Анализы обнаружили следы крови на месте ран, но она могла быть нанесена и специально для большей убедительности. И все-таки версию о том, что плащаница - создание художника, пришлось отвергнуть. Можно допустить, что древние алхимики пользовались веществами, которых мы не знаем и обнаружить химическим путем пока не можем. Но никакие алхимики не могли создать негативное изображение человеческого тела. Это вообще невозможно даже сейчас, когда эффект негатива известен и изучен. Что же говорить о времени, когда о нем не имели ни малейшего представления! Ни одному имитатору и в голову не могла прийти мысль о подобном изображении.

Наконец, настал момент, когда от всех гипотез о плащанице как художественном произведении пришлось отказаться. Исследовавшие плащаницу анатомы решительно отвергли все версии о ней как о деле рук художника. По их мнению, не чем иным, как только отпечатком мертвого тела, изображение на Туринской плащанице быть не может.

Итак, мертвое тело. Труп. Но чей? Чье же все-таки тело оставило отпечаток на ткани? Подлинное тело Иисуса Христа? Хотелось бы видеть Иисуса именно таким: с гармонически прекрасным лицом, идеально сложенной фигурой около 1,80 метра роста. Но пока можно достоверно сказать лишь то, что в льняное полотно было завернуто тело распятого человека, с которым не позднее чем на третий день по погребении (поскольку на ткани нет признаков начавшегося разложения) случилось нечто необъяснимое, какая-то неведомая нам реакция, в результате которой на погребальной пелене запечатлелось негативное изображение трупа, сам же он исчез; причем сгустки крови, присохшие к материи, оказались нетронутыми, словно тело из пелены просто испарилось. Все научные версии, пытающиеся объяснить это явление то ли окислением мочевины, то ли действием благовонных масел, то ли разрядом молнии и т.п., не нашли практического подтверждения; предположение же, что в теле распятого произошел мощный выход энергии, подобный чуть ли не ядерному взрыву, неизбежно приводил к идее Воскресения, с чем решительно не мог согласиться научный позитивизм ХХ века.

Решить вопрос о подлинности плащаницы могла бы ее точная датировка. И она была сделана. Однако считающийся самым точным и неопровержимым радиоуглеродный анализ перечеркнул все доводы "за". Содержание углерода С-14 в ткани определило возраст плащаницы не ранее XIII века. В спорах о подлинности, казалось бы, была поставлена точка. На единственно волнующий всех вопрос, Иисус или нет, был дан отрицательный ответ.

Андрей Рублев. Спас, 1410-е гг., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Надо напомнить еще ряд важных фактов. К XIII - XIV векам в христианской традиции сложились устойчивые каноны изображения Христа. Фигура на кресте никогда не представала нагой, но всегда в набедренной повязке; руки бывали пробиты в ладонях; терновый венец, если изображался (чаще не изображался), рисовался или ваялся в виде обруча, подобия королевской диадемы. На плащанице же распятый совершенно обнажен, что согласно с римскими обычаями; руки пробиты в запястьях, что опять-таки соответствует исторической правде - ладони не выдержали бы тяжести тела; терновый венец сплетен в виде митры - царского венца Востока. Лже-христос XIII века, несомненно, следовал бы канонам своего времени, а не исторической реальности, даже если бы она была ему известна. Но в изображении на плащанице открылись такие исторические подробности, о которых в XIII веке знать просто не могли. Анатомы утверждают, что тело распятого было исполосовано римским бичом с шипами - в XIII веке такой бич был не известен. Самое, пожалуй, сенсационное: на глаза казненному при погребении были положены монеты, чеканившиеся только в 30-х годах новой эры в Палестине. Одна из них - лепта Пилата - содержит ошибку: в имени императора "TIBERIOU KAICAROC" вместо К на плащанице стоит С. До публикации фотографии плащаницы нумизматы не знали об этой ошибке, но после публикации в разных коллекциях обнаружилось пять таких монет. Эти подробности – и характер плетения ткани, и пыльца растений, и соответствие римским обычаям казни на кресте, и "лепта Пилата" - делают в своей совокупности практически невозможной датировку плащаницы XIII веком. Все сходится на первом веке христианской эры.

А как же радиоуглеродный анализ? Наука пришла сама с собой в противоречие, которое ей же, науке, придется разрешать. Не стану приводить аргументы тех, кто, подобно священнику Глебу Каледе, доктору геологических наук, отлично знакомому с радиоуглеродным анализом, выразил сомнения, весьма убедительные, в выводах комиссии.

Показания радиоуглеродного анализа в этом случае ничего не значат. Если бы анализ и показал первый век, это вовсе не стало бы доказательством подлинности плащаницы - она могла быть подделана в I веке, как и в XIII, и даже еще скорее в I, чем в XIII. Мы знаем из Евангелий, что духовные власти Иерусалима подозревали учеников в намерении украсть тело Учителя и возвестить о мнимом его "воскресении". Ну а если плащаница подлинная, об анализе вообще смешно толковать. Анализ мог бы показать и XXI век: чудо Воскресения или, говоря научным языком, выход энергии необычайной мощи, не мог не спутать все показатели, не нарушить все нормы содержания в ткани углерода С-14, определяющие ее возраст.

Быть может, самое неопровержимое, самое странное и чудесное, что явило открытие Секондо Пиа, - поразительная близость лика Туринской плащаницы великим творениям Спаса Андрея Рублева и Пантократора из монастыря святой Екатерины на Синае.

Древнейшие изображения Господа нашего Иисуса Христа
Это копия фрески ІІ века с изображением Христа из катакомб св. Каллиста, сделанная Антонио Бозио, оригинал ее, к сожалению, не сохранился. Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV - нач. V вв.

В XVII веке первый исследователь христианских древностей Антонио Бозио обнаружил в катакомбах святого Каллиста фреску с очевидным изображением Христа, совпадающим с каноническим образом. Бозио датировал ее началом II века, то есть временем, когда теоретически еще могли быть живы люди, в детстве видавшие живого Иисуса. К сожалению, фреска погибла, осталась лишь копия, сделанная Бозио, так что проверить его датировку невозможно. Но совершенно поразительный образ Иисуса предстает перед нами в Христе монастыря святой Екатерины на Синае. Создан он не позднее, чем в VI веке. Сделанный в технике энкаустики, реалистический и живой образ Иисуса кажется уже просто портретным, в нем присутствуют индивидуальные, неповторимо характерные черты: удлиненное лицо с отчетливо обозначенными скулами и запавшими щеками; глубоко посаженные удлиненные глаза; хорошо видные надбровные дуги; довольно длинный нос, маленький рот; характерная линия волос надо лбом...

"Христос Пантократор (Вседержитель) из Синайского монастыря" — энкаустическая икона серед. VI века, является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Когда сравниваешь негативную фотографию Туринской плащаницы с Христом монастыря святой Екатерины на Синае, поражает абсолютное сходство; мысль, что это одно и то же лицо, с какого-то времени просто не давала покоя. И в какой-то момент пришла идея: поразительно, но факт - это субъективное впечатление может быть объективно проверено и подтверждено. Как? Возможности компьютера позволяют соединить два изображения - вот такой, не слишком сложный эксперимент я и произвела, и результат оказался ошеломляющим: фотография Иисуса (а как иначе называть фото-лик Туринской плащаницы?) полностью совмещается с ликом Синайского Христа. Два изображения слились в одно - на экране монитора возник новый, доселе не существовавший образ. Я, конечно, прекрасно знаю утверждение криминалистики, что слиться могут только изображения одного и того же человека...[результат представлен на рисунке]

Как сообщает М. Флури-Лемберг, профессор текстилеведения из Берна и специалист по античным тканям, судя по структуре материала, ткацкой технике и характеру швов, плащаница напоминает образцы ткани из израильской крепости Масада; это позволяет датировать ее I веком новой эры.

"ЗНАНИЕ-СИЛА" N 4, 2001г.

 

Об авторе. Мари́я Андре́евна Чегода́ева (род. 19 января 1931, Москва) — российский искусствовед и художественный критик. Внучка филолога М. О. Гершензона, внучатая племянница пианиста А. Б. Гольденвейзера. Живёт и работает в Москве. В 1956 году окончила Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Кандидат искусствоведения (1986). Доктор искусствоведения (2005). Член-корреспондент (1997), действительный член (2001) Российской академии художеств. Член Президиума Российской академии художеств (2005).

 

Смотрите также фильм "Туринская плащаница".

 

 

 

Назад к списку

svt-luka.prihod.ru

В Египте, возможно, найдено самое древнее изображение Иисуса Христа

Вероятно, назревает историческая сенсация мирового уровня: археологи проводили раскопки на месте древнеегипетского города Пемдже и, как предполагается, обнаружили самое раннее из известных изображений Иисуса Христа. Действительно ли это уникальный лик Спасителя? Это могут прояснить окружающие его надписи, сделанные на одном из древнейших языков.

Сенсация: Уникальный лик Спасителя. Найдено самое древнее изображение Христа

Специалисты из Каталонского университета проводили раскопки на месте древнеегипетского города Пемдже на западном берегу канала Иосифа. Это поселение в древнегреческих источниках называют Оксиринх (Oxyrhynchus), что в переводе означает "город остроносой рыбы". Название дано в честь священного животного египетской богини Таурт - покровительницы женщин и детей, помогавшей при родах и лечившей от бесплодия.

Расположенный в 160 километрах от Каира египетский город в наше время называется Эль-Бахнаса (El-Bahnasa). Как сообщается на сайте издания Cairo Post, в ходе раскопок специалистами найдена потайная усыпальница VI-VII веков, в которой покоились некий "знаменитый писец" и семья священнослужителей.

Газета The Local со ссылкой на информацию из испанской газеты La Vanguardia пишет, что обнаружены также нарисованные растения, которые произрастали в старину на Ближнем Востоке, а также принадлежащие (предположительно 16-летнему) писцу письменные принадлежности — запечатанная металлическая чернильница, одно использованное и два неиспользованных пера. В чернильнице сохранилось ее содержимое, так что есть прекрасная возможность изучить состав чернил, которыми писали в древности.

Читайте также: Землетрясение выдало секрет мумий

Нас может смутить юный возраст покойного. На самом деле, утверждает египтолог, у пользующегося известностью писца вполне уже могли быть дети и он мог несколько лет занимать свою должность. По мнению ученых, захоронение может относиться к копто-римскому периоду, а уникальность находки обусловлена тем, что коптские захоронения, как правило, не содержат домашней утвари.

Судя по сообщениям иностранных СМИ, склеп находится в хорошем состоянии, однако о его назначении историки все еще продолжают спорить.

Наибольшее внимание привлекло изображение молодого человека с "вьющимися волосами, одетого в короткую тунику", который, по словам руководителя раскопок Хосепа Падро (Josep Padró), поднял руку в жесте "благословения".

"Возможно мы имеем дело с очень ранним изображением Иисуса Христа", — сказал профессор Падро. Более точно узнать об этом можно будет лишь после того, как специалисты расшифруют надписи, которые находятся вокруг живописного изображения. Однако в настоящее время археологи вынуждены предпринять все усилия по сохранению уникального изображения от порчи. Надписи вокруг изображения, согласно сообщениям, сделаны на коптском языке, особенной разновидности египетского языка, который возник в третьем столетии нашей эры.

Христианство было привнесено в Египет в 55 году нашей эры святым Марком, рассказывает далее на своих страницах Cairo Post Ахмед Абу эль-Магд (Ahmed Abu el-Magd), глава коптского отдела истории из отделения гуманитарных наук университета Мения (Minya).

Дева Мария с младенцем Иисусом бежала в Египет от козней владыки Ирода. За время своих скитаний, которые продлились до трех с половиной лет, они побывали в Египте, пересекли Синайский полуостров и посетили несколько мест в Верхнем и Нижнем Египте.

Читайте также: Христос был женат - говорит папирус

"Во время этого путешествия они останавливались в нескольких местах, которые в более поздние времена были отнесены к святым местам, и где построили несколько церквей и монастырей, включая Церковь Святой Девы Марии и Собор Пресвятой Девы Марии в городе Асьюте", — поделился своими соображениями эль-Магд.

Старейшее из до сих пор известных изображений Иисуса Христа также найдено в Египте. Оно относится к XI веку и находится в Висячей церкви в Старом Каире. Коптская церковь Аль-Муалляка на территории Старого Каира, в верхней части Водяных Ворот, была построена в IV веке на одном из бастионов римского форта. В переводе с арабского ее название означает "подвешенная", "висячая", что объясняется особенностями ее местоположения.

Церковь Святой Девы Марии — наиболее чтимая из шести каирских церквей, благодаря явлению Пресвятой Богородицы над храмом в 1960-е годы. Пречистая Дева молилась Господу, источая свет и благословляя страждущих.

www.pravda.ru

Обнаружено одно из древнейших изображений Иисуса Христа - 6 Октября 2014 | Земля

Иберийский город Кастуло продолжает открывать свои секреты: недавно ученые обнаружили среди его руин одно из древнейших изображений Иисуса Христа, которое датируется IV веком. Испанские археологи заявили об обнаружении древнейшего изображения Иисуса Христа. Он выгравирован на стеклянной пластине IV века в окружении двух мужчин, которые, как полагают ученые, являются апостолами Петром и Павлом.

По словам археологов, обнаруженное изображение поражает воображение, поскольку сильно отличается от более поздних образов, - у Иисуса с короткими вьющимися волосами нет бороды. Изображение на стеклянной пластине действительно очень далеко от привычного традиционного образа Христа с бородой и длинными каштановыми волосами.

Ученые, осуществляющие раскопки в рамках проекта FORVM MMX, сообщили, что пластина была найдена ими внутри здания, предположительно используемого для религиозных мероприятий, среди руин древнего иберийского города Кастуло, за пределами испанского города Линарес, пишет ABC. Как указывается в отчете археологов, пластина из зеленого стекла диаметром 22 см была найдена в отличном состоянии, поэтому ученым уже удалось восстановить ее на 81%.

На изображении, созданном с помощью техники cграффито, Иисус Христос и двое апостолов окружены пальмами, которые в христианской иконографии означают бессмертие, жизнь после смерти и рай.

"Находка была сделана внутри религиозного здания в древнем городе Кастуло в Андалусии, на юге Испании, которое было построено во второй половине IV века и заброшенно спустя век, - рассказал в интервью изданию El Mundo директор проекта FORVM MMX, Марсело Кастро (Marcelo Castro). - Сцена происходит в небесном шаре между двух пальм, представляющих собой бессмертие, загробную жизнь и рай. Мы полагаем, что стеклянная пластина использовалась при проведении евхаристии”.

Ученые подчеркнули, что обнаруженная пластина может стать поводом для пересмотра хронологии раннего христианства в Испании.

Предполагается, что уникальное произведение искусства будет представлено на международном конгрессе по истории древнего стекла, который состоится в Швейцарии с 7 по 11 сентября 2015 года.

earth-chronicles.ru

Древнейшие изображения Распятия - Журнал "Над суетой"

От у skifos(Андрей Васильев)

Немногочисленные древние изображения Распятия заставляют задуматься о многом и позволяют понять, каким было развитие его иконографической схемы на пути к тому, как мы представляем её сегодня.

1. Итак, первое по хронологии изображение магическая гемма из Британского музея. Датируется концом 2 – началом 3 века РХ, происходит из Газы.

crux1   Фигура бородатого человека с длинными волосами, распятого на высоком Т-кресте с коротким основанием. Кисти привязаны к кресту, ноги с согнутыми коленями разведены в сторону и как будто висят в воздухе.

Над головой фигуры буквы: υιε. Надпись в 8 строк слева и справа от изображения: πατηριη|σουχριστε|σοαμνωα|μωαωια|.σηιουω||.αρταννα|..υσιου|..ι... → Υἱέ, Πατήρ, Ἰησοῦ Χριστέ. 'Сын, Отец, Иисус Христос.' (J. Spier). Также возможно читается ἀρτάνη (“повешен”). На обороте магическая надпись с именами ΒΑΔΗΤΟΦW и CΤΡΑΠΕΤΚΜΗ. Также вроде бы прочитывается «Эммануил». Связь с христианской общиной этого амулета не очевидна. Однако и предположение о том, что гемма принадлежала нехристианскому магу, исцелявшему «именем Христовым», столь же недоказуемо.

2. Гемма Нотта (Nott gem) была куплена в начале 19 века в Риме английским коллекционером Джорджем Фредериком Ноттом. Ее местонахождение неизвестно, поэтому приходится ориентироваться на фотокопии гипсового отпечатка. Иисус стоит на колонне или столпе, широко раскинув руки под прямым углом. Над головой нимб. Справа и слева от пьедестала по шесть фигур, при этом ближние к нему фигуры изображены с поднятыми руками, касающимися основания колонны. Надпись EHCO XPECTOC, последние две буквы помещены справа и слева от агнца, изображенного под сценой Распятия. Предположительная датировка 4 век.

crux2

Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение: Британский музей.

crux3

Маловероятно, что на этих геммах представлены сцена Голгофы. Во-первых, Евангелия свидетельствуют, что апостолы не присутствовали при Распятии. Во-вторых, в число 12-ти тогда должен входить Иуда, что маловероятно. Изображение, вероятно, носит символический, апокалиптический характер и может являться прототипом иконографической схемы Христос среди 12 апостолов, по шесть справа и слева от него. Такое их расположение мы встречаем в поздних изображениях проповеди Христа и Тайной вечери и т.д. Однако, более близким кажется раннехристианский мотив поклонения кресту, который встречается в изобразительном искусстве 4-5 веков. На саркофаге из Ватикана два апостола прикоснулись руками к лавровому венку лабарума, что напоминает гемму Нотта. Общий смысл изображения – торжественное провозглашение победы над смертью, поклонение небесному кресту. Это же толкование можно распространить на гемму Нотта и гемму из Констанцы.

crux4Саркофаг 4 века РХ. Хранился в Ватикане, в настоящее время утерян.

3. Барельеф из капеллы Санта Сабина, Рим. Датировка: время правления папы Целестина I (422-433). Иисус изображен в окружении двух разбойников, фигуры которых значительно уменьшены. Все трое стоят (также, как Иисус стоит на гемме Нотта и гемме из Консанцы) в молитвенной позе «Оранта», распространенной в раннехристианский период. Ладони всех троих прибиты гвоздями к брускам (?), однако ни одного креста не видно.

crux5

Sheckler и Leith в своем исследовании, посвященном дверям Санта Сабины предположили, что прототипом для этого изображения послужила сцена с изображением Трех отроков в горящей печи (Дан. 3).

crux6

4. Саркофаг из слоновой кости с изображением Евангельских сцен, около 450 года. Хронологически это первое изображение соответствующее текстам канонических Евангелий и ортодоксальной церковной традиции. Мы видим римского центуриона, наносящего удар копьем, и мужскую и женскую фигуры (Дева Мария и Иоанн Богослов), предстоящие перед крестом. Слева – Иуда, повесившийся на дереве. На кресте надпись REX IUD[AEORUM].

crux7

Руки распростерты и прибиты гвоздями к кресту. Ноги прямые, следов того, что они прибиты или каким-то образом прикреплены к кресту нет.

Выражение лица, мускулистый торс и сама поза Иисуса не демонстрируют никаких намеков на страдание и контрастируют с фигурой мертвого повесившегося Иуды.

Типологически с одной стороны изображение близко к гемме Нотта и частично к гемме из Констанцы (распростертые под прямым углом руки, прямые ноги), с другой к барельефу из Санта Сабины (пробитые гвоздями ладони рук).

5. Очень грубое изображение распятия без малейших намеков на крест. Голова окружена нимбом, от которого исходят три луча. Вниз справа и слева две фигуры. Вверху надпись на «Иисус Мессия» (?). На обороте надпись на непонятном языке. На сайте Британского музея датируется 4-5 веками. РХ. Хотя Spier и некоторые другие настаивают на более поздней датировке, указывая на то, что мотив согнутого страдающего тела Иисуса не встречается раньше 600 РХ. Справа и слева от Распятого две коленопреклоненные (?) фигуры. Возможно Дева Мария и Иоанн Богослов. Сиро-Палестинский регион. Местонахождение: The British Museum

crux8

crux9

6. Распятие из Евангелия Раббулы, около 586 РХ. В последнее время появилось предположение, что миниатюры Евангелия были созданы раньше, а затем просто вложены в него. Иисус одет в длинный колобиум. Руки и ноги прибиты гвоздями к кресту. Руки Иисуса, также как двоих разбойников распростерты под прямым углом.

crux10

В Латеранском реликвариуеме (около 600 РХ) Иисус, также как на миниатюре из Евангелия Раббулы изображен одетым в длинный колобиум.

crux11

Рисунок из London Oriental Manuscript, около 600 РХ. Манускрипт представляет собой коптскую заклинательную книгу. Изображение распятия иллюстрирует "Молитву, которую Иисус Христос произнес на кресте". Здесь впервые распятый Иисус и разбойники изображены в разных позах. Его руки распростерты, тогда как руки разбойников отведены за спину. Современное православное объяснение этого мотива смотрите здесь.

crux12

* Оригинальный пост

Содержание

nad-suetoi.livejournal.com