Культурно-досуговая деятельность на Руси. Досуг в древней руси
Развлечения на Руси | MagMens
На Руси различным увеселительным программам отдавалось должное внимание, так как народ любил потешиться.
На Руси различным увеселительным программам отдавалось должное внимание, так как народ любил потешиться.
Петушиные бои
Это состязания между обученными боевыми петухами, во время которых наблюдатели делают ставки. Петушиный бой основан на особом уходе за птицами. Например, для того чтобы они становились злее, у них срезали гребень и давали им склевать. При правильном питании их тело становится мускулистым, а перья блестящими.
Для боя двух петухов выпускали друг перед другом, и они сразу же начинали драку. Причем вначале их слегка раскачивали, выпуская на арену. Драка заканчивала бегством или поражением одного петуха.
Медвежья потеха
Медвежья потеха была очень распространена на Руси, она подразделялась на травлю, бои и комедию. Травля происходила с помощью диких медведей или собак, которых напускали на медведя, а собравшиеся люди потешались над животным.
В медвежьих боях принимали участие люди и дикие медведи. Человек использовал в бою рогатины, это был способ охоты. На бой могли выйти служители Конюшенного двора, дворовые люди, стрельцы, бояре и др. сословия. В групповых боях участвовало 2-8 человек и такое же количество медведей. Во время боя человек должен был упереть в медведя рогатину и ножом уложить его на месте. В противном случае он сам становился жертвой зверя.
Третья разновидность потехи — комедии, которые устраивали поводчики. В комедии принимали участие ряженые козы. А поводчики сопровождали комедию поговорками и присказками, объясняя, что происходит. Это был текст к медвежьему балету. Поводчики рассказывали свои истории с юмором, выставляя напоказ смешные стороны жизни.
И хотя такие увеселительные мероприятия давно уже ушли в прошлое, у многих иностранцев Россия до сих пор ассоциируется с разгуливающими по улицам городов медведями…
Игры с быками
Русские юноши с 10-го века занимались небезопасными играми с быками. Это были своеобразные ежедневные тренировки, что требовалось для постоянной борьбы с кочевниками. Сами игры с быками больше представляли собой бои, на которых молодые люди проверяли свою силу. Ценилось умение ловко на него прыгать, останавливать и т.д. Очень часто проводились бои с быками для зрителей.
Возможно, все это выглядело не так зрелищно, как испанская коррида или американское родео. Наверное, славянским тореадорам и ковбоям не хватило для организации подобных забав кровожадности и делового подхода…
Сапог на столбе
Среди молодых юношей на Руси большой популярностью пользовалась забава \»сапог на столбе\». С ее помощью они пытались произвести впечатление на девушек. За медяк любой желающий залезал на деревянный стол, врытый в землю. На верху него находились новые сапоги, что было особенной ценностью того времени. Удалец, забравшийся наверх, забирал приз. Однако столб был настолько высок, что туда добирались только единицы. А вместе с сапогами победитель получал и расположение девиц.
Скоморохи на ярмарке
Скоморохи на Руси принимали участие во всех ярмарках и представлениях. Это были ряженые в скоморошные платья и маски исполнители танцев, песен, музыканты. Их репертуар состоял из пьесок, шуточных сатир и глума (социальные сатиры) под аккомпанемент гуслей, волынки, бубна, домры. Каждый персонаж носил определенную маску.
В их творчестве было много шутовства, юмора, сатиры. Их искусство связывали с древним язычеством, свободным от влияния церкви и проникнутое «мирским духом» с непристойными элементами. Во время своих представлений скоморохи общались с публикой напрямую, представляя сатирическими персонажами представителей церкви, купцов и т. д. Как знатоков традиций их приглашали не только на праздники, но и на похороны.
Народные игры с огнем
Игры с огнем на Руси были довольно популярны, особенно на праздник Ивана Купалы — день «великого очищения огнем». Вначале он имел ритуальное значение. Такие народные забавы отражали общественные отношения. Иногда такие игры проводились на похоронах, что очень странно для современного человека.
Игры с огнем несли в себе магический характер, имели целью выследить, отпугнуть и обезвредить ведьму. Люди бегали с факелами в поисках ведьмы и отпугивая нечистую силу. Также они били в сковороды, звонили в колокол, производя сильный шум. Даже такая популярная игра, как перепрыгивание через костер ранее принималась в качестве способа распознать ведьму. Если девушка не могла через него перепрыгнуть, ее называли ведьмой.
magmens.com
Пособие
74
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 071401(053100) «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ДЛЯ ПОД
I.ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ
1. Основная тематика, включаемая в междисциплинарный экзамен
Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности: 071401(053100) «Социально-культурная деятельность» включает тематику следующих дисциплин: Социально-культурная деятельность, Технологические основы социально-культурной деятельности, Социально-культурная деятельность за рубежом, Ресурсная база социально-культурной деятельности, Методическое обеспечение социально-культурной деятельности, Основы коммуникативной культуры, Экономика социально-культурной сферы, Основы маркетинга, Основы менеджмента, Артменеджмент, Народная художественная культура, Методология и методика социологических исследований, Деловое общение, специальные дисциплины по специализации.
2.Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена: устная по экзаменационному билету, включающему три вопроса.
3. Критерии оценки ответов
При проведении итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности: 071401-Социально-культурная деятельность в письменной форме устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников.
Оценка «отлично» — глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твёрдое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и при необходимости — на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Полное, логичное и четкое решение задачи.
Оценка «хорошо» — твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы; при решении задачи имеются отдельные неточности, хотя в целом задача решена верно.
Оценка «удовлетворительно» — твердое знание и понимание основных вопросов программы; правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы, при решении задачи допущены грубые ошибки или же решение задачи начато верно, но не доведено до конца.
Оценка «неудовлетворительно» — неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; отсутствие решения задачи.
II. Вопросы к госэкзамену и дидактические единицы
1. Развитие досуговых форм в древней Руси (х-хуп вв.).
Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. Он отмечался бурно, песнями и плясками. С течением времени действа приобрели магический и религиозный характер. Именно праздник можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности. К моменту возникновения государственности в конце 9- начале 10 веков славяне имели развитую праздничную культуру. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельхозработ. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, когда крестьяне отдыхали от напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые по мнению славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и в земледелии. Самыми раздольными и разгульными были святки, масленица. Праздник Ивана Купала(с23 на 24 июня).
Во время праздников члены общины устраивали пиршества за общим столом, которое называлось «братчина». «Братчины» выполняли важную функцию единения.
По мере развития праздники обогащались культурным содержанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались их неотъемлемыми элементами. Такие музыкальные инструменты как гудок, дудка, волынка, гусли, были уже известны древним славянам. «Ряженье», сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Развлечениями на праздниках были игры, особенно борьба, кулачный бой, метание копья.
Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс расслоения общества, обусловили появление первых различий в организации отдыха и развлечений. При княжеских дворах устраивались пышные пиры не только по поводу больших праздников, но и по случаю удачных сражений и других значимых для князя и его окружения событий (например, приезд гостей). Любимой забавой высшей знати были звериная и птичья охота. В перерывах между сражениями проводились военные игры. Распространение христианства оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Блюстители христианской церкви называли народные праздники «бесовством». Появляется календарь праздников, отвечающих требованиям новой религии. Многие крестьянские праздники в честь старых божеств нашли свою нишу в христианском календаре. Церковные праздники гарантировали право на отдых в воскресенье и праздничные дни. Христианство способствовало развитию просвещения и образования, проникновению западной культуры в общество. Древняя Русь обрела и письменность. Возникали библиотеки при княжеских дворах. Книги переписывались для боярских семей. С 11 по 13 века переводная литература увеличилась, появились гражданская литература. Грамотность получала распространение. С 14 века Русь оправлялась от набегов татар, создавались условия для возрождения ремесел и торговли, развивалось зодчество, увеличилось число каменных строений. Церкви начинали играть существенную роль в жизни. Здесь трапезная становилась местом для общинных сходок, в ней совершались праздничные церемонии. Регулярно посещалась церковь в воскресные и праздничные дни. Церковь выступала в качестве культурного центра, она давала возможность приобщиться к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, пения, познакомиться с печатным словом. В середине века появляются бродячие артисты-скоморохи. К 17 веку появляется упоминание о «медвежьей потехе» и кукольном представлении. В 14 в. появляется бумага, заменившая пергамент. Во второй половине 15 в. уже существует книжная торговля. Возросло количество книг, написанных отечественными авторами в 17в. делаются переводы латинских и немецких книг, появляются библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе. Начало развиваться искусство. Проникают новейшие научные знания. Цари отдавали предпочтение игре в шахматы и чтению.
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, они вели замкнутый образ жизни. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа, т.ж. они допускались в мужское общество с позволения мужа или отца. Им разрешалось только поприветствовать гостей и поднести вино. Музыка и танцы в их среде не допускались. Женщина не имела права ни на какое развлечение.
В городах устраивались ярмарки и базары, куда привлекало внимание бродячих артистов - музыкантов, плясунов, фокусников, дрессировщиков животных и др. в 10-17в.в. досуг всех слоев общества опирался на народную, традиционную основу. Различия касались лишь атрибутики досугового времяпрепровождения. Еда на пиршественных столах знатных и зажиточных россиян была обильнее, наряды на праздниках роскошнее и т.д., но суть этих видов досуга не менялась. Досуг носил в основном коллективный, общественный характер. Индивидуальные формы досуговой деятельности были выражены слабо, общество не достигло еще той степени цивилизованности и образованности, когда человек ощущает самоценность своей личности и полагается на собственный выбор в проведении свободного времени.
studfiles.net
Досуг в Киевской Руси
Подробности Родительская категория: Киевская Русь Категория: Быт славян
На фото выше символически показан старинный хоровод девушек вокруг Солнца, точнее, символа Солнца. Фото сделано в Киеве на выставке цветов в 2008 году.
А вы знаете, как наши славные предки проводили досуг во времена великой Киевской Руси? Каким же был по старинным обычаям и традициям отдых по праздникам и в выходные дни во времена языческой Киевской Руси, как проводили своё свободное время наши предки?
В дохристиянский период, когда все наши предки были язычниками, у восточных славян были традиционные формы отдыха. Например, известны «Братчины» — пышные пиршества за общим столом, когда все члены общины собирались вместе. Братчины помогали восстановить физические и душевные силы, да и к тому же духовно объединяли между собой всех.
На различных языческих праздниках были песни, пляски, игры, сказания, музыка. В дни славления бога Солнца Ярилы даже прыгали через костёр. Праздники отмечали ярко, водили хороводы. Были первые признаки площадного народного театра, когда появились ряженые. Сам термин «ряженье» означает переодевание в какого-то лесного или мифического персонажа согласно традициям празднования определённого праздника.
Были в те далёкие времена игры: кулачные бои, метание копья, борьба, беганье взапуски и др.
При княжеском дворе в дни важных празднеств устраивались пышные пиры. Князь в такие дни показывал свою щедрость, принято было всех гостей накормить досыта и напоить допьяна. Кстати, женщины в Киевской Руси стояли на одной социальной ступеньке и были наравне с мужчинами, такое положение дел практиковалось далеко не во всех странах даже Европы. Женщин мужчины почитали и ценили. Любимой забавой высшей знати в те времена была звериная и птичья охота, а для неё нужно владеть не только стрельбой с лука, но и копьём, а также мечом. Ведь кто знает не выбежит ли из кустов дикий кабан при охоте на уток.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
podskazok.net
1.2.3. Досуг в эпоху средневековья
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»
важный компонент досуговой деятельности разных групп населения. Изделия промыслов можно было встретить в играх детей как украшение в частных домах, в личных коллекциях и музейных фондах.
Досуг в советский период. Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период, когда она превратилась в объект государственного регулирования и культурной политики, в то время как этнонациональные традиции, религиозные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.
Быт, досуг, а также оздоровительная и досуговая сфера экономики советского периода развивались при отсутствии полноценного рынка. Государственно-партийныеорганы регулировали финансирование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве
идосуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность.
В1950-егоды получили распространение такие формы досуга, как тематические вечера,вечера-встречи,вечера-чествования,устные журналы, воскресные чтения и др.
Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей музыки, поэзии, кино, туризма, природы, фотографии и др.). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями. Большое распространение в то время получили агитбригады, появились первые эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественныекружки, ансамбли бального танца,эстрадно-цирковыеансамбли; расширились масштабы изобразительного идекоративно-прикладногоискусства.
Активизировалась работа по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям. Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая и др.). Увеличился контингент, посещающий театры, библиотеки, кинотеатры, музеи.
Большую роль в организации досуговой деятельности играли комсомольские и профсоюзные организации. На предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, устраивались концерты и вечера отдыха. Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности.
Всоветский период наше общество приблизилось к тем видам досуговой деятельности, которые характерны для индустриального общества, только не на рыночной, а на государственно-плановойоснове. Наряду с платным потреблением услуг существовало «бесплатное потребление», в финансировании которого семейные бюджеты населения, как правило, не принимали прямого участия. Финансирование осуществлялось за счет общественных фондов, которые создавались путем государственного перераспределения доходов
иматериальных средств. Этот вид потребления включал в себя медицинское обслуживание, образование, потребление бесплатных услуг культурных учреждений и др. Существовало льготное потребление – потребление, частично оплачиваемое населением: услуги детских оздоровительных учреждений, домов отдыха, санаториев, туристических организаций и др.
На территории страны сложилась единая информационная социокультурная и рекреационная инфраструктура. В крупных, средних, малых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами. Хуже обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческиеколлективы.
У разных групп населения, представителей этнических и региональных сообществ существовали общие признаки жизни: оптимальное соотношение между объемом труда и отдыха, сходные виды культурно-досуговыхзанятий, общие мировоззренческие регуляторы деятельности.
studfiles.net
Культурно-досуговая деятельность на Руси
Введение
Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.
Я выбрала эту тему для того, чтобы лучше узнать историю развития досуга населения России. Увидеть существенные изменения, взаимосвязь всех граней деятельности человека и непосредственное выражение их же в досуге. Хотела увидеть культурное развитие и достижения на данный момент. Чему отдаёт предпочтение человек на данном историческом этапе.
Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера, кроме того, даёт субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
Мнение учёных относительно понятия досуга неоднозначны. Одни считают досугом просто время, не занятое работой, т.е. свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие - социальную организацию свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий.
На самом деле, в понятие "досуг" мы вкладываем несколько иное содержание: это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в тоже время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.
В досуге как нельзя лучше показано стремление людей каждой эпохи, его духовное содержание. Поэтому наблюдая за историческими изменениями культурной деятельности Русского народа, безусловно видишь целостность формирования его сознания и духовных сил.
Становление досуга по XVII век
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались целой системой праздников.
Календарные обычаи и обряды годичного цикла, связанные с трудовой деятельностью народа, - это сложное общественное явление, своеобразное отражение их социально-политической, историко-культурной, этнической, духовной жизни на различных этапах развития. Как концентрированное выражение духовной и материальной культуры народа, календарные праздники несут на себе печать этнической специфики. В тоже время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей.
Календарные обычаи и обряды составляют важную часть такого явления, как праздник.
Существуя во всех обществах с глубокой древности праздники являются необходимым условием социального бытия. По образному выражению М.М. Бахтина, "празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры".
Во все времена праздник воспринимался как противопоставление будням. И.М. Снегирёв писал: "Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом".
Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции.
Каждое из этих направлений расширяет наше представление о празднике и его роли в развитии культуры.
С годами праздники наполнялись новыми религиозными представлениями, адекватными подробностями земледельческого населения.
Не смотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.
Чередования будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обильную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX - начала ХХ веков славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда.
Божества также дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее.
Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для противостояния врагам.
Народное музыкальное творчество - одна из важных областей художественной культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.
Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем и глубина и значительность художественного замысла.
На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли.
Старинные народные песни - плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании.
Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путём переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то своё, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Видоизменялись, разумеется, и слова песен.
Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков, так как создание широких народных масс, всякая народная песня, эпический сказ, частушка составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в неразрывном гармоничном единстве сочетается с коллективным, как основным, ведущим.
Русская народная музыка - особая самостоятельная облаять народного музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.
Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и военные походы.
Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались неотъемлемой частью праздников.
Распространены игры, борьба, кулачный бой, беганье в запуски, метание копья.
Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей.
Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.
В перерывах между сражениями на княжеском двору проводились важные военные игры.
Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ужесточением набросились на народные праздники. С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии.
Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники нашли свою нишу в христианском календаре.
До принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и обрядовости, и потребность в особых игрецах, помимо жрецов или волхвов, выполнявших все обрядовые и ритуальные функции, ещё не возникла. "Вертимое плясание", пляски и хороводы были общим делом всех участников этих обрядовых действ. Христианство разобщило народ и жречество. Язычество, как культ, было подорвано, но языческая обрядность продолжала существовать на началах двоеверия. Боги поверженных культов становились бесами. Часть жрецов продолжала отстаивать культ, прежняя роль волхвов не угасала, известны восстания, когда "из чащи времён" прошлое завладело умами даже через несколько веков после введения христианства. Другая часть постепенно вырождалась в мелких колдунов и чародеев, знающихся с нечистой силой (т.е. с теми же своими богами). Из вырождавшихся волхвов произошли первые скоморохи. Недаром на протяжении всей своей исторической жизни скоморохи слыли ведунами и знахарями, людьми, якшающимися с нечистой силой, способными напустить "порчу" и принести всякий вред. Главная сфера их первоначальной деятельности - обряды, связанные с ритуальным смехом.
Существовало несколько категорий русских скоморохов: одни постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в городе и, наверняка, были профессионалами; третьи - скоморохи "походные", или бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы.
В деревнях и сёлах нужда в скоморохах ощущалась главным образом в дни праздников, составной частью являлись, как я ужу писала, народные игрица. Скоморохи были также непременными участниками свадеб и общественных пиров - братчин. В остальное время скоморохи мало чем отличались от остальных деревенских жителей.
Какая-то часть скоморохов, живших в городах, вела аналогичный с деревенским образ жизни, занимаясь в периоды между праздниками делами - ремёслами, торговлей и т.д. До городских скоморохов (да и то до некоторой степени условно) оставалось только время постов, все же остальные дни они могли, особенно в больших городах, находить применение своим способностям. По-видимому, постоянную работу скоморохам обеспечивали и развлечения в кабаках.
Любопытство взаимозависимости искусства скоморохов с театром. Причём обращу внимание на различие, обнаруживаемое между традициями скоморохов "походных", т.е. странствующих вне зависимости от того, были ли они городскими или деревенскими.
Замечу попутно, что возраст русского театра многие склонны исчислять всего тремя столетиями ( в 1972 году исполнилось 300 лет со времени устройства первого спектакля "Комедийной хоронины" при дворе царя Алексея Михайловича), в известном смысле это верно. Но театрализованные зрелища на Руси значительно старше. Я имею ввиду театр народный, элементы которого отчётливо проступали ещё во времена язычества. Несомненная роль скоморохов в процессе становления форм русского народного театра.
Со временем в праздниках и обрядах происходили, конечно, изменения, но процесс этот, по крайней мере в XI - XVI веках, шёл очень медленно. Каждый праздник и обряд проходил из года в год по всем хорошо известному чину, каждому празднику и обряду соответствовали строго определённые песни, танцы и игры.
Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем. Интересна была масленичная игра. Она представляла собой целый цикл, разворачивающийся в течении нескольких дней, притом в каждый из дней проводилась строго определённая часть, почти неизученной у нас игры.
Заранее определённый распорядок обуславливал характер и особенности искусства оседлых скоморохов. "Сценарий" каждого игрица был досконально известен каждому участнику; были какие-то твёрдые закреплённые функции, чётко определённый круг обязанностей. Одна из таких обязанностей это то, что люди собирались на игрице по зову, по сигналу скомороха.
Оседлые скоморохи не имели нужды создавать всё заново, они играли, пели, смешили, развлекали, пользуясь готовым, тем , что создал народ и что сохранило их искусство. Новое вносилось в то или иное произведение народного творчества в основном за счёт импровизации. Походные же скоморохи значительную часть своего репертуара создавали сами, а главное - их репертуар складывался уже независимо от игриц и обрядов, и приобретал самостоятельный смысл и интерес.
Разность условий, в которых действовали походные и оседлые скоморохи, породившая различие в характере их творчества, сказалась в конце концов и на итоге их деятельности. Я имея ввиду различие форм, в которые вылилось творчество скоморохов ко времени своего расцвета (XVI - XVII веков). Походные скоморохи оказались почти малоопытными "хозяевами" таких театральных и близких им форм, как "Петрушка", медвежья потеха, раек и др., т.е. форм мобильных, дающих возможность устраивать представление без долгих приготовлений - активно участвовали в процессе становления иной разновидности русского народного театра, именно театра, рождённого игрицами. "Царя Максимильяна" и "Лодки" и спектакли театра охочих комедиантов, т.е. театр живого актёра.
Преимущественное внимание походных скоморохов к медвежьей потехе и "Петрушке" объясняется их исконной популярностью у народа. Это особенно характерно для медвежьей потехи.
Популярность такого представления определялась не только любопытством. Образ медведя у русского народа вызывал целый круг представлений, идущий ещё от времён язычества. Кроме того, действия учёного медведя в совокупности с иногда обширными репликами вожака находятся в русле наиболее популярный традиций или направлений народного творчества в целом, определяющими чертами которых являются пародия и гротеск.
Медвежья потеха и кукольное представление, хотя и не исчерпывают всего многообразия форм искусства походных скоморохов, вполне могут служить основанием для заключения о его важнейшей особенности. Это сплав необычного с традиционным. Необычное - необходимое условие для возбуждения внимания зрителей. Традиционное - использование знакомой канвы, всего созданного раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска - столь же необходимое условие для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями.
Церковь постепенно выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом.
На протяжении XVI века в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.
Через иностранцев россияне знакомились бытом и нравами, господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами досугового времяпрепровождения. В Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно представители высшей аристократии, и прежде всего царь и его приближённые. Особенно любимым занятием во время отдыха было чтение. Но в подавляющем большинстве весь русский народ в проведении своего досуга продолжал следовать патриархальным традициям.
Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.
В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.
Уже в устройстве городской жизни обозначались тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризую развитие досуговой деятельности до XVII века, замечу, что формы её не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоёв российского общества опирался на народную, традиционную основу.
www.coolreferat.com
Досуг в Древней Руси — реферат
Досуг в Древней Руси.
Ходарева Ольга
Группа №126
1.01 - 6.01 - Стужня - Велесовы Дни.
Велесовы дни – иное название этих празднеств Волосовы дни. Вполне можно предположить, что служение славянскому богу Велесу не имело ограничительных рамок, заключенных только днем самих зимних святок , скорее всего начинались служения в новый год и длились все первые шесть дней января, а дни эти, как известно, отмечены особым «разгулом нежити и нечисти». В пользу такого предположения может говорить и болгарский новогодний обряд, при котором участие принимали 12 старцев, которые одевались в звериные маски или маски с изображением морд скота, старцы обвешивались по всемц поясу боталами - коровьими бубенцами. Называли старцев этих – сурвакары (иначе могли именовать «медведями»). Медведи собирались вместе под покровом ночи перед самым новым годом, приходя в назначенное место из близлежащих деревень в село и производили свое удивительное, долгое и многообразное действо поклонения и проведения самого обряда. Действа заключались в заклинательных обрядах и сражениях двух соперствующих партий ряженых. Среди масок здесь можно было увидеть маски медведей и быков. На следующий день после обряда и перехода в новый год - второго января болгары устраивали особенные «воловий праздник», при котором прежние сурвакары и колядники перевоплощались в очистителей стойл и хлевов.
Последний день святок у болгарских славян был 7 января. В этот день главный среди колядников давал угощения своей дружине, люди в которое обязательно должны были приходить к нему в масках, среди которых должна была в первую очередь присутствовать маска медведя. Скорее всего предполагается, что святки были разделены на две части: первая (в том числе и новогодняя ночь) посвящались уготованному в новом году урожаю и гаданиям о браке, а вторая (после новогодней ночи) полностью имела связь со зверьем и скотом, это и были «велесовы дни».
6.01 - 6 Стужня - Турицы Зимние
Посвещены Туру, сыну Велеса и Мокоши, покровителю игрищ, веселья, гаданья, пляса, буйности и страсти. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-ый день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Вообще числа 6 и 12 посвещены Велесу, Мокоши — число 5. Поэтому гадают ещё и 5 стужня (5.01). Собирают снег для отбеливания холстины (Мокошь — покровительница ткачества и рукоделия). Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец (Мокошь покровительница святых колодцев и источников), м ожет сохранить воду на весь год.
18.01 - 18 Стужня - Интра
Интра (Змиулан, Индрик-зверь), брат-противник Змея Ящера, бог источников, колодцев, отец зверей, змей, бог-тучеводитель. Ночью колдуны заговаривали от него трубы (то же самое потом проделывали от злых ведьм), по которым Змиулан проникал в дом. В “Коло Свароже” (годовом круге) ночь Интры-Змиулана приходится напротив Дня Перуна. За доказательства существования подземных стад Интры принимали останки мамонтов и других вымерших животных. Возможно, что и сам образ Интры-Единорога сложился ещё в те времена, когда наши предки воочию наблюдали живых чудищ: мамонтов и шерстистых носорогов. Эти времена отстоят от нас не более, чем на 500 поколений. Тем паче, что человек жил в их окружении десятки тысячелетий и это не могло не отложиться в родовой памяти.
19.03 - 18 березня - Навий День
Праздник воскрешения мёртвых (вообще, с наступлением березня, у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб). В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду.
В воду бросают скорлупу освещённого красного яйца. Считается, что скорлупа доплывёт до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню. В ночь перед Навьим днём навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.
24.03 - 23 березня - Комоедицы (Масленница)
23 березня день, когда ночи становится короче дня, в этот период начинается пробуждение природы, а солнце-дитя Хорс перерастается в юношу Ярило (наступает этот период 20 березня) , тогда-то всеми славянами празднуются Комоедицы. Ранним утром все люди приходят на капище, так называется высокое место, где уже успела подсохнуть земля. Близ капища, а также на всех перекрестках дорог рассыпается зерно. Данный обряд проводится для того, чтобы навьи, которые приняли образ сорок, съедали это зерно и не мешали проводить празднование.
На столы, которые покрывались скатертями, ставилось печенье, конечно же, горячие блины и пироги, кроме того, здесь можно было увидеть мед, овсяный кисель, квас и прочие закуски. Все угощение делились на пять равных частей, последнюю из частей помещали на открытое пустое место рядом со священным Огнем.
Масленица, так сегодня называют комоедицы, выезжала на «семидесяти семи санях», чтобы погостить у «честного Семика» (так называли бога Огня Симаргла, а число его священное было 7). Славяне верили, что все должны почитать богиню, с которой рано или поздно каждому из них хотя бы один раз в жизни придётся повидаться.
В начале празднования все начинали друг друга угощать блинами. И сегодня в масленицу говорят, что первый блин комом, а в старину его клали в чащу и относили в лес, косолапому его хозяину.
На Масленицу обязательно подается сурья, ее жрица Марены подносит к жертвеннику. Другая жрица Живы выбивает данную чашу, так чтобы ни одна капля из не попала на сам жертвенник, потому как в противном случае вернутся холода, придет Марена.
В Масленицу прыгали через маленький костёр, сложенный в виде шалашика, при этом обращались к Симарглу, прося, чтобы он зажёг снег, после этого обязательно умывались снегом, либо талой водой, образованной вокруг костра. Приято было считать, что талая вода способна придать лицу особую красоту. После этого прославляли Ярило, для этого скатывали горящие колёса с небольших гор, как бы привнося честь новому зарождающемуся солнцу.
7.04-14.04 - 7-14 кветня - Перунова Неделя
Празднование Перуновой недели началось еще в период язычества, стародавние и древние времена, в тот период, когда после весеннего равноденствия, проходящего 22 марта, совершались обряды, всецело посвященные приходу и радости весны. Примыкала к данным празднованиям и неделя, названная перуновой, посвящалась она, соответственно, одноименному богу. В течение всей этой недели Перуну приносились жертвы, которые призваны были помогать бог в победе над темными силами зимы. Чтобы принести жертвы, строились алтари на возвышенных местах, где разжигались костры, называемые перуновыми кострами. После того, как на Руси было принято христианство, Перунова неделя в ограничительным мерах была включена в годичный цикл праздников, а все ее обряды приурочили к неделе перед Пасхой (что, по сути, является одними и тем же). Начиная с понедельника, дома убирались, чистились и мылись, кроме них и иные помещения дома (хлев, баня) подготавливались к встрече весны (в православии этот праздник – праздник Пасхи). Вторник являлся днем, когда готовили «соченое молоко». Для такого молока брали нежное конопляное или льняное семя, толкли его в ступе, разводя водой. Капельки масла образовывали легкую взвесь, которая приобретала слегка белесоватый оттенок, похожий на молочный. Было принято считать, что «соченое молоко» способно уберечь от нечистой силы и защитить от всех болезней и недугов. Таким раствором, кроме того, поили животных, чтобы обеспечить его сытую жизнь, здоровье и богатый приплод. В среду производился ритуал обливания домашнего скота «живой водой». Для того, что получить «соченое молоко», по оврагам, где сохранялся чистый снег, его собирали. После того, как он таял уже в избе, в ведро добавлялось немного крупинок «четверговой соли», оставленной с прошлого года. Водой обливалась вся скотину, предварительно выгнанная во двор, а после водой этой обрызгивались углы хлева и курятника.
22.04 - 22 кветня - Лельник
Лельник — праздник, посвещённый Богине девической любви — Леле. Наш, славянский, “женский день”. Девушки в этот день выбирают самую красивую из них, украшают её голову венком из первых цветов и сажают на дерновую скамью. Затем водят вокруг неё хороводы и поют величальные песни.
30.04 - 30 кветня - РОДоница
30 кветня (30.04) заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывая их посетить землю: “Летите, милые деды…”. Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшенную кашу, крашеные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе “боряхуся по мертвецы”, показывая свое боевое искусство.
С высокой горы катают крашеные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи на той же горе раскладывают дрова для большого костра.
01.05 - 1 травня - Живин День
В ночь с 30 кветня (30.04) на 1 травня (01.05) начинается праздник — Живин день. Женщины, взяв мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы. На той же высокой горе затевают веселые игрища и хороводы вокруг костра. Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. Весь наступающий день 1 травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.
4.06 - 5 червня - Ярилин День
В начале червня природа радует глаз буйством красок. 5 червня (4.06) Ярило открывает небо, и зеленые травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. До восхода солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота. В этот день Ярило-Солнце показывает свою силу. На зачине Огонь горит необычайно жарко. Семаргл-Огнебог помогает своему небесному брату. После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. После зачина проводят обряд “Постриги” для юношей, посвещение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.
23.06 - 24 червня - Купало
Празднуется 24 червня (23.06). Вечером, когда заходящее солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец с длинным шестом посередине, на который насаживают купальское колесо с шестью спицами. Отдельно сооружают погребальную краду (для куклы) и малый купалец, через который будут прыгать суженые. Он должен гореть неподалёку от большого купальца, но так, чтобы можно было водить хоровод. На зачин торжественно выносят “Ярилу”, куклу из зелёных веток (её делают женщины). Ставят “его” под увитую венками и лентами берёзку и водят хоровод, прославляя Ярилу. Во время хоровода кукла “нечаянно” падает — умирает. Женщины бросаются к “Яриле”, пытаясь “оживить” “усопшего”. Но всё напрасно. Ярило “умер” и “родился” Дажьбог (Солнце-юноша стал Солнцем-мужем). От приготовленного костра-купальца, в поле отправляется “похоронное” шествие — хоронят “Ярилу”. Дойдя до середины поля, вереница людей пятится назад, притворно плача и горюя над “Ярилой”. Кукла кладётся на погребальную краду под поминальные слова “скорбящих” и, после “прощаний” торжественно сжигается. Затем участники праздника собираются на капище, выстроившись в ряд. Начинается второй зачин.
Жрец собирает общую требу (хлеб, блины, зерно, горох, пироги) в подол облачения, а затем, выбрав самый большой коровай, проходит вдоль рядов. Каждый должен дотронуться правой рукой до коровая, загадав желание.
myunivercity.ru
Культурно-досуговая деятельность на Руси
Введение
Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.
Я выбрала эту тему для того, чтобы лучше узнать историю развития досуга населения России. Увидеть существенные изменения, взаимосвязь всех граней деятельности человека и непосредственное выражение их же в досуге. Хотела увидеть культурное развитие и достижения на данный момент. Чему отдаёт предпочтение человек на данном историческом этапе.
Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера, кроме того, даёт субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
Мнение учёных относительно понятия досуга неоднозначны. Одни считают досугом просто время, не занятое работой, т.е. свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие - социальную организацию свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий.
На самом деле, в понятие "досуг" мы вкладываем несколько иное содержание: это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в тоже время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.
В досуге как нельзя лучше показано стремление людей каждой эпохи, его духовное содержание. Поэтому наблюдая за историческими изменениями культурной деятельности Русского народа, безусловно видишь целостность формирования его сознания и духовных сил.
Становление досуга по XVII век
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались целой системой праздников.
Календарные обычаи и обряды годичного цикла, связанные с трудовой деятельностью народа, - это сложное общественное явление, своеобразное отражение их социально-политической, историко-культурной, этнической, духовной жизни на различных этапах развития. Как концентрированное выражение духовной и материальной культуры народа, календарные праздники несут на себе печать этнической специфики. В тоже время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей.
Календарные обычаи и обряды составляют важную часть такого явления, как праздник.
Существуя во всех обществах с глубокой древности праздники являются необходимым условием социального бытия. По образному выражению М.М. Бахтина, "празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры".
Во все времена праздник воспринимался как противопоставление будням. И.М. Снегирёв писал: "Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом".
Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции.
Каждое из этих направлений расширяет наше представление о празднике и его роли в развитии культуры.
С годами праздники наполнялись новыми религиозными представлениями, адекватными подробностями земледельческого населения.
Не смотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.
Чередования будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обильную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX - начала ХХ веков славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда.
Божества также дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее.
Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для противостояния врагам.
Народное музыкальное творчество - одна из важных областей художественной культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.
Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем и глубина и значительность художественного замысла.
На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли.
Старинные народные песни - плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании.
Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путём переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то своё, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Видоизменялись, разумеется, и слова песен.
Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков, так как создание широких народных масс, всякая народная песня, эпический сказ, частушка составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в неразрывном гармоничном единстве сочетается с коллективным, как основным, ведущим.
Русская народная музыка - особая самостоятельная облаять народного музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.
Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и военные походы.
Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались неотъемлемой частью праздников.
Распространены игры, борьба, кулачный бой, беганье в запуски, метание копья.
Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей.
Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.
В перерывах между сражениями на княжеском двору проводились важные военные игры.
Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ужесточением набросились на народные праздники. С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии.
Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники нашли свою нишу в христианском календаре.
До принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и обрядовости, и потребность в особых игрецах, помимо жрецов или волхвов, выполнявших все обрядовые и ритуальные функции, ещё не возникла. "Вертимое плясание", пляски и хороводы были общим делом всех участников этих обрядовых действ. Христианство разобщило народ и жречество. Язычество, как культ, было подорвано, но языческая обрядность продолжала существовать на началах двоеверия. Боги поверженных культов становились бесами. Часть жрецов продолжала отстаивать культ, прежняя роль волхвов не угасала, известны восстания, когда "из чащи времён" прошлое завладело умами даже через несколько веков после введения христианства. Другая часть постепенно вырождалась в мелких колдунов и чародеев, знающихся с нечистой силой (т.е. с теми же своими богами). Из вырождавшихся волхвов произошли первые скоморохи. Недаром на протяжении всей своей исторической жизни скоморохи слыли ведунами и знахарями, людьми, якшающимися с нечистой силой, способными напустить "порчу" и принести всякий вред. Главная сфера их первоначальной деятельности - обряды, связанные с ритуальным смехом.