ГлавнаяДревнийЗакрасьте древнейшие рабовладельческие государства
Возникновение рабовладельческого государства. Закрасьте древнейшие рабовладельческие государства
Рабовладельческие государства на рубеже II и I тысячелетий до н.э
Рабовладельческие государства в середине I тысячелетия до н.э. (закрашены черным).
В конце II — начале I тысячелетия до н. э. рабовладельческое общество в ряде стран древнего Востока вступает в волосу временного кризиса.
Внутреннее развитие этих стран задерживается.
Внутри рабовладельческих государств ростовщичество всё более подрывает основы хозяйственного благосостояния народа.
Бюрократический аппарат деспотической царской власти, разлагаемый коррупцией и борьбой внутри класса рабовладельцев, всё чаще оказывается неспособным выполнять функции по поддержанию ирригационной системы.
В то же время начинает ощущаться недостаток в рабах, так как почти вся территория Передней Азии оказывается захваченной более или менее равными по силе рабовладельческими государствами, а периферия рабовладельческого общества, т. е. те страны, население которых жило в условиях первобытно-общинного строя, значительно отдалилась.
В этих условиях возможности захвата рабов-иноплеменников становятся более ограниченными.
Расположенные по соседству с рабовладельческими государствами области, откуда передовые земледельческие страны получали необходимое им рудное и другое сырьё, теперь не испытывают серьёзной необходимости во ввозе продуктов сельского хозяйства и ремесла, поскольку эти отрасли хозяйства развиваются и здесь.
В то же время обмен с этими областями остаётся жизненной необходимостью для развития старых земледельческих стран. Следует добавить, что конкурирующие царства часто перерезают основные торговые пути, важные для их соперников.
Крупные и наиболее развитые по тому времени государства — Ассирия, Ново-Вавилонское царство и Египет, стремившиеся к захватам новых территорий, сырья и рабов, к господству на торговых путях, вели постоянные войны со своими слабыми соседями.
При столкновении интересов крупные государства того времени часто вступали в конфликты друг с другом.
Важнейшей причиной этих конфликтов являлось стремление установить своё господство нал государствами Сирии, Финикии и Палестипы. Именно здесь завязывается узел международных противоречий того периода.
Для класса рабовладельцев становится необходимым проведение политики, направленной на то, чтобы насильственным образом соединить не связанные между собой районы с целью обеспечить доступ к источникам сырья, а также увеличить приток рабов за счёт населения покорённых мелких рабовладельческих государств.
Попытки путём завоеваний создать крупные рабовладельческие государства делались и раньше.
Но в Двуречье во второй половине III и в первой половине II тысячелетия до н. э. они ограничивались обычно пределами одного речного бассейна и непосредственно прилегающими к нему областями.
Хеттская держава, хотя и завоевала обширную территорию, сохраняла некоторое самоуправление зависимых областей.
В период Нового царства подчинённые Египтом территории, расположенные в Передней Азии, не были органическими частями Египетского государства, а продолжали оставаться отдельными государствами, правители которых находились в различной степени зависимости от египетских фараонов.
Лишь Эфиопия была и в административном отношении включена в состав Египетского государства.
Первым государством, господствующий класс которого попытался объединить административно и подчинить своей власти весь Ближний Восток, была Ассирия.
Успех сопутствовал завоевательным войнам ассирийских царей, и Ассирийская держава расширилась до таких пределов, которых не достигало до этого ни одно государство.
www.istoriia.ru
Возникновение рабовладельческого государства | История.ру
Рабовладельческие государства в середине III тысячелетия до н.э. (заркашены черным).
С распадением общества на классы, на угнетённых и угнетателей, в конце IV — начале III тысячелетия до н. э. в Египте и Двуречье создаётся система органов насилия, призванных обеспечивать господство класса эксплуататоров, создаётся рабовладельческое государство.
Первоначально это насилие меньшинства над большинством населения осуществлялось органами управления, сложившимися ещё внутри первобытно-общинного строя и находившимися в ведении родо-племенной верхушки, представители которой главным образом и являлись собственниками рабов, господами попавших к ним в зависимость людей и владельцами присвоенной в процессе классообразования основной массы средств производства.
Позже создаются новые органы власти, характерные уже для рабовладельческого государства.
Государство рабовладельцев осуществляет свою власть на определённой территории, разделённой в целях управления по территориальному, а не по родоплеменному признаку; оно облагает население налогами, захватывая то, что ранее выделялось на содержание вождя и в общинный запасный фонд, добавляя к этому всё новые и новые поборы; оно использует в интересах класса рабовладельцев обязанность членов общины выполнять работы на общественные нужды.
В условиях слагающегося рабовладельческого общества ополчение свободных противостоит эксплуатируемым в качестве классового орудия насилия, но затем рабовладельцы создают специальное постоянное войско из профессиональных воинов.
Помимо этого государство обладает и другими средствами насилия для осуществления решений классового суда и для прямого принуждения угнетаемых: выделяются особые надсмотрщики, палачи, стража и т. п.
Войско нужно было рабовладельцам и для ведения войн с целью захвата рабов и материальных ценностей соседних народов.
Поскольку появление ирригационного земледелия потребовало организации управления оросительными работами, эта функция, как и все прочие, попадает сначала в руки племенной верхушки, а затем в руки рабовладельческого государства.
В рабовладельческом обществе происходит отделение умственного труда от физического. Накопленные веками в процессе труда знания и наблюдения становятся достоянием немногочисленной группы эксплуататоров, в первую очередь жрецов.
В Египте и Двуречье в условиях ирригационного земледелия они становятся хранителями всех знаний, необходимых для развития этой основы хозяйства.
Религиозные верования, с начала своего возникновения бывшие отражением беспомощности человека перед силами природы, становятся теперь идеологическим оружием в руках господствующего класса для освящения незыблемости существующего строя и для закрепления покорности масс.
В религиозных представлениях всё более отражается социальная забитость трудящихся. Боги представляются в виде могущественных царей, власть угнетателей обожествляется.
Всё более усиливаются в этих странах могущество и богатство той части знати, которая обладала жреческими функциями. Под защиту выделенных уже на поздних этапах первобытно-общинного строя (например, в Двуречье) храмовых хозяйств, вероятно, прибегали маломощные общинники, и в связи с этим именно в храмовых хозяйствах особенно интенсивно происходил процесс постепенного порабощения соплеменников.
Интересы класса рабовладельцев в Египте и в Двуречье толкали к созданию сильного централизованного государства — рабовладельческой деспотии.
Земледелие, основанное на ирригации, могло дать наибольшую выгоду только тогда, когда использование вод во всей речной долине было координировано и представляло единую систему, в противном случае конкурирующие общины мешали водоснабжению друг друга, а это вело к непрерывным, разрушительным войнам.
Число рабов и беднеющих свободных увеличивалось, держать их в повиновении могла лишь сильная государственная власть.
Это и вело к созданию единых деспотических рабовладельческих государств. Здесь не смогли долго существовать первичные мельчайшие государственные образования, как это обычно бывало в других странах при складывании классового общества.
Объединение создаётся путём завоевания — в Египте очень рано, вероятно, не позже 3000 г. до н. э., в долине Евфрата и Тигра позже — более или менее прочно лишь к концу III тысячелетия до н. э.; завоеватель — вождь или царёк — становится над отдельными общинами с их советами и другими прежними органами управления.
Такое объединение было в интересах всего господствующего класса, но верхушка местной родовой знати теряла при этом монопольное господствующее положение на своей общинной территории; поэтому объединение проходило, по-видимому, в борьбе с родовой знатью.
Первые рабовладельческие государства, возникшие на древнем Востоке, становятся ареной ожесточённой классовой борьбы. В движение приходят по временам и низы свободных и рабы, обездоленные и угнетённые. Отныне развитие человечества происходит в классово-антагонистической форме.
Установление нового общественно-экономического строя привело к значительному росту культуры. Созданная первыми рабовладельческими государствами цивилизация оказала в дальнейшем важнейшее влияние на всё культурное развитие человечества.
В государствах древнего Востока впервые в истории из примитивных способов передачи мысли при помощи рисунков (пиктографии — «рисуночного письма») возникает настоящая письменность.
Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому был для своего времени прогрессивным явлением. Хотя рабовладельческие отношения были основаны на жесточайшем угнетении человека человеком, однако они открывали единственную при тех условиях возможность дальнейшего развития производительных сил и создания более высокой культуры.
Возникновение классового общества, впервые в долинах Нила и Евфрата, явилось одним из важнейших поворотных пунктов в общественном развитии человечества.
Таким образом, к III тысячелетию до н. э. население земного шара являлось уже неоднородным по своему общественному развитию и технической вооружённости.
С одной стороны, целый ряд племён переходит к веку металла, причём у части из них начинает возникать классовое общество.
С другой стороны, в ряде областей земного шара, в особенности в лесных полосах Севера и в тропиках, а также на всём континенте обеих Америк и в Австралии, и в это время и позже сохраняется ещё каменный век и господствуют общественные условия, охарактеризованные в предыдущей части настоящего тома.
www.istoriia.ru
ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА.
ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРОДА РИМА
1. Природа Апеннинского полуострова.
На Средиземном море, к западу от Греции, находится Апеннинский полуостров. Вдоль всего полуострова проходит горный хребет. Его называют Апеннинами или Апеннинскими горами. Апеннины более отлоги и легче проходимы, чем скалистые горы Греции. Между горами и морем расстилаются равнинные побережья. Поэтому и в древности легко было проехать из одной части полуострова в другую.
В средней части Апеннинского полуострова протекает река Тибр. Она берёт начало в горах. Выйдя из гор, Тибр несёт к морю свои мутные воды по низкой болотистой равнине.
На западном и южном побережьях полуострова есть бухты, удобные для стоянки судов. Однако на морях, омывающих полуостров, мало мелких островов, а это в древности затрудняло мореплавание.
Высокие горы Альпы защищают Апеннинский полуостров от холодных северных ветров. На полуострове тёплый климат. Дождей здесь выпадает больше, чем в Греции. Почвы побережья и горных долин очень плодородны. На склонах Апеннин много пастбищ с густой высокой травой.
Продолжением Апеннинского полуострова является остров Сицилия с ещё более тёплым климатом и богатой растительностью.
2.Население полуострова.
В середине I тысячелетия до н. э. на Апеннинском полуострове жило не меньше двенадцати народностей, говоривших на разных языках.
На побережьях полуострова и на востоке Сицилии находились греческие колонии. Греки назвали южную часть полуострова Италией. Позднее это название распространилось на весь полуостров.
На берегах нижнего течения Тибра жили латины. Эта народность сыграла большую роль в истории древней Италии.
3. Город Рим в VI веке до н.э.
Приблизительно в начале VI века до н. э. на землях латинов возник небольшой городок - Рим. Он находился на левом берегу Тибра, в 25 километрах от устья реки.
На крутом, обрывистом холме над рекой была построена крепость. За её стенами жители городка укрывались при нападении врагов.
На соседних холмах стояли глинобитные и деревянные домики, крытые соломой или черепицей. Между ними проходили улички, кривые и немощёные. В низине между холмами располагалась рыночная площадь - по-латински форум. Прямо на улицах и на форуме работали медники, башмачники и другие ремесленники.
Большинство жителей городка занималось земледелием и скотоводством.
4. Кого называли патрициями.
В далёкой древности население Рима жило родовыми общинами. Принадлежавшие родам земли назывались «общинным полем».
Карта Римская республика IV-I в.в. до н.э.:
Роды распались на отдельные семьи - по-латински фамилии. Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Это название произошло от латинского слова «патер» - отец; патриции гордились тем, что их отцы были основателями города. Каждая фамилия патрициев получала участок для посева на «общинном поле» и пасла свой скот на общем пастбище.
В хозяйствах патрициев работали рабы, но их было немного. Обычно сами патриции также работали в поле и дома вместе с рабами. Нередко господа и рабы питались за общим столом. Рабы считались членами фамилии.
Дома патрициев были очень простыми и скромными. В них было по одной комнате. Посередине комнаты находился водоём. Над ним в крыше было четырёхугольное отверстие. Через него дождевая вода стекала с крыши в водоём. Это отверстие служило и для освещения дома.
Старейшины патрициев составляли «совет старцев», по-латински сенат. Управляли Римом царь совместно с сенатом. Для обсуждения важнейших дел они созывали мужчин-патрициев на народное собрание.
5. Кого называли плебеями.
Население Рима постепенно росло. Здесь селились уроженцы других городков и областей Италии. Римляне покорили соседние городки и часть их жителей переселили в Рим. При этом римляне захватили у соседей лучшие земли и присоединили их к «общинному полю».
Новые жители Рима и их потомки назывались плебеями. Большинство плебеев были земледельцами и ремесленниками. У земледельцев были очень маленькие участки земли. Но среди плебеев встречались и богатые люди: купцы, владельцы кораблей.
Плебеи были совершенно бесправны. Они не получали земли на «общинном поле», не участвовали в народных собраниях.
Плебеев, задолжавших и не уплативших вовремя долга, патриции обращали в рабов.
ЛЕГЕНДА ОБ ОСНОВАНИИ РИМА
Значительно позже возникновения города Рима возникла легенда, как и кем он был основан. По этой легенде, царь одного из латинских городков приказал бросить в Тибр сыновей своей племянницы - Ромула и Рема. Царь опасался, что когда дети вырастут, то лишат его престола. Мальчики попали на мелкое место реки и спаслись. Волчица накормила их своим молоком, а затем их нашёл и воспитал пастух. Выросши, братья поссорились, и Ромул убил Рема. Ромул основал город Рим около того места, где их нашёл пастух, и стал в нём царём.
Вероятно, Ромула и Рема никогда и не было, но римляне верили легенде и даже вели счёт лет от вымышленного года основания своего города. Этот год соответствует 753 году до н. э. В Риме была поставлена статуя волчицы.
< ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»
-> ОБРАЗОВАНИЕ АРИСТОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ >
hist-world.com
Почему древние цивилизации были рабовладельческими?
Как уже было сказано во многих ответах, наличие рабов совсем не означает, что государства были рабовладельческими в том смысле что люди, находящиеся в собственности других людей, вносили один из основных вкладов в экономику. На самом деле, многие представления о древнем мире, которыми, в частности, руководствовались марксисты при создании "пятичленки" - не более чем исторический конструкт, перенос современной ситуации на древность. В действительности же по-настоящему рабовладельческими можно назвать скорее общества Раннего Нового Времени и XIX века.
Возьмём типичный пример, ассоциирующийся с Римом: краб... пардон, раб на галерах. На чьих? Правильно, на венецианских. В Венеции работорговля просуществовала до конца XVIII века, и гребли на галерах рабы. Почему так? Во-первых, в Серениссиме хорошо строили галеры - конвейерным методом, десятками а порой и сотнями в год. Во-вторых, в Серениссиме было не так много народу. Так что это был один единственный вариант. К слову, именно умение хорошо строить конкретно галеры и стало одной из важнейших причин упадка Венеции - там не хотели, да и, из-за мелководности лагуны, не особо-то и могли переключится на строительство кораблей, отвечавших духу времени.
А что же в Греции и Риме? А там гребец - это почти всегда была хорошо оплачиваемая профессия. Особенно на военных кораблях, где от профессионализма и преданности всех членов команды зависел исход битвы. В Спарте, например, во времена Пелопонесской Войны, илоты впервые получили возможность стать гребцами, и для них это был социальный лифт, если не уравнивавший, то сильно приближавщий к статусу полноправного спартанца.
В исторических романах о Риме мы постоянно читаем о том, что де в Рим понавезли отовсюду рабов, из-за чего римляне обленились и забросили ремесло, и вообще стали считать физический труд позорным. Согласно современным подсчётам, рабы и впрямь составляли до четверти населения Апеннинского Полуострова. Но только его. Да, в империи были места, где интенсивно применялся рабский труд - например, в шахтах. Но в целом количество рабов в провинциях не превышало нескольких процентов.(UPD: на крупных плантациях Малой Азии количество рабов оценивается в 20% максимум) Да, римская аристократия работой брезговала, о чём и писала, что до нас и дошло в письменных источниках. Но даже в самом Вечном Городе свободные люди продолжали заниматься всеми возможными профессиями. Более того, на своих погребальных монументах граждане Рима любили подчёркивать свою профессиональную принадлежность - будь то булочник, мельник или гончар. Существовали прфессиональные объединения, вроде цехов.
При этом в том же Египте, житнице империи, крестьяне оставались свободными - хотя, казалось бы, плантации практически, тут-то бы рабов и держать.
Более того, до реформ Каракаллы в начале III века, когда римское гражданство получили все свободные жители империи (в результате чего им пришлось платить больше налогов), вольноотпущенник в принципе владел большими правами, чем просто свободный, плюс мог заручиться патронажем бывшего хозяина. Для предприимчивых людей продажа себя в рабство могла стать началом карьеры.
Какие же сообщества действительно основывались на рабском труде. В принципе, можно назвать одну эпоху - XVII - XIX века - и два региона. Во-первых, это плантации в обеих Америках. Чернокожие рабы составляли до четверти населения южных штатов США, на карибских островах - и того больше. Там это было экономически - не морально! - обосновано. Табак, кофе, шоколад, сахарный тростник - тропические растения. Запрячь индейцев было сложно - они быстро вымерли от завезённых европейцами болезней. Европейцы, в свою очередь, мёрли от тропических. Чернокожие рабы худо-бедно переносили и те, и другие. Да и цена была выгодной - вплоть до начала XIX века, когда Британия под влиянием гуманистических настроений и в ущерб даже своим экономическим интересам положила конец транспортировке рабов через Атлантику. Вместе с этим рабы сильно выросли в цене, а их использование было рационализовано. Молодые и здоровые стали получать медицинскую помощь, в южных штатах появляется одно из первых упоминаний понятия "человекочас". Важное о работе и карьере Как выглядят офисы крупных компаний?Как стать лидером в коллективе?Как эффективнее всего построить карьеру, если я твердо выбрал профессию?Узнать больше
Второй регион - это Россия. И это пример экстемально рабовладельческого общества, в масштабах, которых история просто не знала. Четыре пятых населения - рабы.
"Постойте! - скажут мне. - Крепостные же!" Ребята, европейский крепостной обладал не только обязанностями, но и правами. Его не могли просто взять и согнать с земли - в случае английских огораживаний человек формально становился вообще свободным, пусть и только для того лишь, чтобы умереть бродягой. Его не могли продать. Не могли просто так лишить собственности - он ей владел (формально при том же огораживании человек не мог выплатить вздёрнутую ренту). Не могли заставить жениться / выйти замуж по выбору господина - и таким образом, не дать получить более высокий статус или уйти к другому сеньору (хотя, конечно, пытались - одну немецкую крестьянку её сеньор-епископ посадил даже для этого на цепь, но она всё равно вышла замуж по своему выбору). Человек мог уйти в город, получить права горожанина, и больше не был крепостным. К концу XVIII века крепостничество в Европе практически исчезло само по себе, его отменой с революцией во Франции и реформами фон Штайна в Пруссии был скорее подчёркнут статус-кво. Ну, а про Россию я рассказывать не буду, все в школе учились. Экономическая выгода от рабовладения в России всегда была сомнительна, но так уж "исторически сложилось".
Так что представление о том, что рабовладельческй строй - необходимая ступень развития общественных отношений между первобытным и феодальным - это конструкт, созданный марксистами на основе понимания истории в конце позапрошлого века, который исторической наукой по большому счёту давно опровергнут.
P.S. В принципе, есть ещё третий регион - это арабский мир. Интенсивность, с которой рабы поставлялись из чёрной Африки, была в целом ниже, чем у европейских стран, но процесс длился значительно дольше, так что по оценкам историков общее число рабов, попавших в страны Северной Африки и Аравийского Полуострова, превышает количество завезённых в Америку многократно. В Марокко значительная часть населения продолжает являться рабами до сих пор, несмотря на то, что формально рабовладение запрещено. Следует отметить, что захват чернокожих рабов воспринимался как особая милость по отношению к ним. Ведь, таким образом, несчастные дикари получали прекрасную возможность постигнуть и принять ислам, причём даже без интернет-чата.
thequestion.ru
Возникновение рабовладельческого государства
Всемирная История. Том 1
Разложение первобытно-общинного строя и древнейшие рабовладельческие государства в долине Нила и в Двуречье
Общие черты периода
Возникновение рабовладельческого государства
С распадением общества на классы, на угнетённых и угнетателей, в конце IV—начале III тысячелетия до н. э. в Египте и Двуречье создается система органов насилия, призванных обеспечивать господство класса эксплуататоров, создаётся рабовладельческое государство. Первоначально это насилие меньшинства над большинством населения осуществлялось органами управления, сложившимися ещё внутри первобытно-общинного строя и находившимися введении родоплеменной верхушки, представители которой главным образом и являлись собственниками рабов, господами попавших к ним в зависимость людей и владельцами присвоенной в процессе классообразования основной массы средств производства. Позже создаются новые органы власти, характерные уже для рабовладельческого государства.
Государство рабовладельцев осуществляет свою власть на определённой территории, разделённой в целях управления по территориальному, а не по родоплеменному признаку; оно облагает население налогами, захватывая то, что ранее выделялось на содержание вождя и в общинный запасный фонд, добавляя к этому всё новые и новые поборы; оно использует в интересах класса рабовладельцев обязанность членов общины выполнять работы на общественные нужды.
В условиях слагающегося рабовладельческого общества ополчение свободных противостоит эксплуатируемым в качестве классового орудия насилия, но затем рабовладельцы создают специальное постоянное войско из профессиональных воинов. Помимо этого государство обладает и другими средствами насилия для осуществления решений классового суда и для прямого принуждения угнетаемых: выделяются особые надсмотрщики, палачи, стража, и т. п.
Войско нужно было рабовладельцам и для ведения войн с целью захвата рабов и материальных ценностей соседних народов.
Поскольку появление ирригационного земледелия потребовало организации управления оросительными работами, эта функция, как и все прочие, попадает сначала в руки племенной верхушки, а затем в руки рабовладельческого государств.
В рабовладельческом обществе происходит отделение умственного труда от физического. Накопленные веками в процессе труда знания и наблюдения становятся достоянием немногочисленной группы эксплуататоров, в первую очередь жрецов. В Египте и Двуречье в условиях ирригационного земледелия они становятся хранителями всех знаний, необходимых для развития этой основы хозяйства.
Религиозные верования, с начала своего возникновения бывшие отражением беспомощности человека перед силами природы, становятся теперь идеологическим оружием в руках господствующего класса для освящения незыблемости существующего строя и для закрепления покорности масс. В религиозных представлениях всё более отражается социальная забитость трудящихся. Боги представляются в виде могущественных царей, власть угнетателей обожествляется.
Всё более усиливаются в этих странах могущество и богатство той части знати, которая обладала жреческими функциями. Под защиту выделенных уже на поздних этапах первобытнообщинного строя (например, в Двуречье) храмовых хозяйств, вероятно, прибегали маломощные общинники, и в связи с этим именно в храмовых хозяйствах особенно интенсивно происходил процесс постепенного порабощения соплеменников.
Интересы класса рабовладельцев в Египте и в Двуречье толкали к созданию сильного централизованного государства — рабовладельческой деспотии.
Земледелие, основанное на ирригации, могло дать наибольшую выгоду только тогда, когда использование вод во всей речной долине было координировано и представляло единую систему, в противном случае конкурирующие общины мешали водоснабжению друг друга, а это вело к непрерывным, разрушительным войнам. Число рабов и беднеющих свободных увеличивалось, держать их в повиновении могла лишь сильная государственная власть. Это и вело к созданию единых деспотических рабовладельческих государств. Здесь не смогли долго существовать первичные мельчайшие государственные образования, как это обычно бывало в других странах при складывании классового общества.
Объединение создаётся путём завоевания — в Египте очень рано, вероятно, не позже 3000 г. до н. э., в долине Евфрата и Тигра позже — более или менее прочно лишь к концу III тысячелетия до н. э.; завоеватель — вождь или царёк — становится над отдельными общинами с их советами и другими прежними органами управления. Такое объединение было в интересах всего господствующего класса, но верхушка местной родовой знати теряла при этом монопольное господствующее положение на своей общинной территории; поэтому объединение проходило, по-видимому, в борьбе с родовой знатью.
Первые рабовладельческие государства, возникшие на древнем Востоке, становятся ареной ожесточённой классовой борьбы. В движение приходят по временам и низы свободных и рабы, обездоленные и угнетённые. Отныне развитие человечества происходит в классово-антагонистической форме.
Установление нового общественно-экономического строя привело к значительному росту культуры. Созданная первыми рабовладельческими государствами цивилизация оказала в дальнейшем важнейшее влияние на всё культурное развитие человечества. В государствах древнего Востока впервые в истории из примитивных способов передачи мысли при помощи рисунков (пиктографии — «рисуночного письма») возникает настоящая письменность.
Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому был для своего времени прогрессивным явлением. Хотя рабовладельческие отношения были основаны на жесточайшем угнетении человека человеком, однако они открывали единственную при тех условиях возможность дальнейшего развития производительных сил и создания более высокой культуры.
Возникновение классового общества, впервые в долинах Нила и Евфрата, явилось одним из важнейших поворотных пунктов в общественном развитии человечества.
Таким образом, к III тысячелетию до н. э. население земного шара являлось уже неоднородным по своему общественному развитию и технической вооружённости. С одной стороны, целый ряд племён переходит к веку металла, причём у части из них начинает возникать классовое общество. С другой стороны, в ряде областей земного шара, в особенности в лесных полосах Севера и в тропиках, а также на всём континенте обеих Америк и в Австралии, и в это время и позже сохраняется ещё каменный век и господствуют общественные условия, охарактеризованные в предыдущей части настоящего тома.
a-nomalia.narod.ru
Возникновение рабовладельческого государства - это... Что такое Возникновение рабовладельческого государства?
С распадением общества на классы, на угнетённых и угнетателей, в конце IV—начале III тысячелетия до н. э. в Египте и Двуречье создается система органов насилия, призванных обеспечивать господство класса эксплуататоров, создаётся рабовладельческое государство. Первоначально это насилие меньшинства над большинством населения осуществлялось органами управления, сложившимися ещё внутри первобытно-общинного строя и находившимися введении родо-племенной верхушки, представители которой главным образом и являлись собственниками рабов, господами попавших к ним в зависимость людей и владельцами присвоенной в процессе классообразования основной массы средств производства. Позже создаются новые органы власти, характерные уже для рабовладельческого государства.
Государство рабовладельцев осуществляет свою власть на определённой территории, разделённой в целях управления по территориальному, а не по родо-племенному признаку; оно облагает население налогами, захватывая то, что ранее выделялось на содержание вождя и в общинный запасный фонд, добавляя к этому всё новые и новые поборы; оно использует в интересах класса рабовладельцев обязанность членов общины выполнять работы на общественные нужды.
В условиях слагающегося рабовладельческого общества ополчение свободных противостоит эксплуатируемым в качестве классового орудия насилия, но затем рабовладельцы создают специальное постоянное войско из профессиональных воинов. Помимо этого государство обладает и другими средствами насилия для осуществления решений классового суда и для прямого принуждения угнетаемых: выделяются особые надсмотрщики, палачи, стража, и т. п.
Войско нужно было рабовладельцам и для ведения войн с целью захвата рабов и материальных ценностей соседних народов.
Поскольку появление ирригационного земледелия потребовало организации управления оросительными работами, эта функция, как и все прочие, попадает сначала в руки племенной верхушки, а затем в руки рабовладельческого государств.
В рабовладельческом обществе происходит отделение умственного труда от физического. Накопленные веками в процессе труда знания и наблюдения становятся достоянием немногочисленной группы эксплуататоров, в первую очередь жрецов. В Египте и Двуречье в условиях ирригационного земледелия они становятся хранителями всех знаний, необходимых для развития этой основы хозяйства.
Религиозные верования, с начала своего возникновения бывшие отражением беспомощности человека перед силами природы, становятся теперь идеологическим оружием в руках господствующего класса для освящения незыблемости существующего строя и для закрепления покорности масс. В религиозных представлениях всё более отражается социальная забитость трудящихся. Боги представляются в виде могущественных царей, власть угнетателей обожествляется.
Всё более усиливаются в этих странах могущество и богатство той части знати, которая обладала жреческими функциями. Под защиту выделенных уже на поздних этапах первобытно-общинного строя (например, в Двуречье) храмовых хозяйств, вероятно, прибегали маломощные общинники, и в связи с этим именно в храмовых хозяйствах особенно интенсивно происходил процесс постепенного порабощения соплеменников.
Интересы класса рабовладельцев в Египте и в Двуречье толкали к созданию сильного централизованного государства — рабовладельческой деспотии.
Земледелие, основанное на ирригации, могло дать наибольшую выгоду только тогда, когда использование вод во всей речной долине было координировано и представляло единую систему, в противном случае конкурирующие общины мешали водоснабжению друг друга, а это вело к непрерывным, разрушительным войнам. Число рабов и беднеющих свободных увеличивалось, держать их в повиновении могла лишь сильная государственная власть. Это и вело к созданию единых деспотических рабовладельческих государств. Здесь не смогли долго существовать первичные мельчайшие государственные образования, как это обычно бывало в других странах при складывании классового общества. Объединение создаётся путём завоевания — в Египте очень рано, вероятно, не позже 3000 г. до н. э., в долине Евфрата и Тигра позже — более или менее прочно лишь к концу III тысячелетия до н. э.; завоеватель — вождь или царёк — становится над отдельными общинами с их советами и другими прежними органами управления. Такое объединение было в интересах всего господствующего класса, но верхушка местной родовой знати теряла при этом монопольное господствующее положение на своей общинной территории; поэтому объединение проходило, повидимому, в борьбе с родовой знатью.
Первые рабовладельческие государства, возникшие на древнем Востоке, становятся ареной ожесточённой классовой борьбы. В движение приходят по временам и низы свободных и рабы, обездоленные и угнетённые. Отныне развитие человечества происходит в классово-антагонистической форме.
Установление нового общественно-экономического строя привело к значительному росту культуры. Созданная первыми рабовладельческими государствами цивилизация оказала в дальнейшем важнейшее влияние на всё культурное развитие человечества. В государствах древнего Востока впервые в истории из примитивных способов передачи мысли при помощи рисунков (пиктографии — «рисуночного письма») возникает настоящая письменность.
Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому был для своего времени прогрессивным явлением. Хотя рабовладельческие отношения были основаны на жесточайшем угнетении человека человеком, однако они открывали единственную при тех условиях возможность дальнейшего развития производительных сил и создания более высокой культуры.
Возникновение классового общества, впервые в долинах Нила и Евфрата, явилось одним из важнейших поворотных пунктов в общественном развитии человечества.
Таким образом, к III тысячелетию до н. э. население земного шара являлось уже неоднородным по своему общественному развитию и технической вооружённости. С одной стороны, целый ряд племён переходит к веку металла, причём у части из них начинает возникать классовое общество. С другой стороны, в ряде областей земного шара, в особенности в лесных полосах Севера и в тропиках, а также на всём континенте обеих Америк и в Австралии, и в это время и позже сохраняется ещё каменный век и господствуют общественные условия, охарактеризованные в предыдущей части настоящего тома.
Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский. 1956—1565.