Достижения древних римлян. Каковы наиболее выдающиеся достижения римлян в области архитектуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какие были достижения у древних римлян?? Достижения древних римлян


Хитрости, которым мы научились у древних римлян » Русский Клуб г.Тампере

Хитрости, которым мы научились у древних римлянНекоторые вещи, изобретенные древними римлянами, были очень хороши, и продолжают работать по сей день. Однако, с точки зрения абстрактной литературы, они всегда были в тени своих греческих соседей. Их поэзия никогда не достигала тех же высот, их философия стоицизма и эпикуреизма была заимствована, и любой, кто когда-либо использовал римские цифры, знает, как они трудны даже в применении в простой арифметике.

Если вы хотите, чтобы вам объяснили геометрию, то лучше всего было бы обратиться к греку, если же вам нужно построить наплавной мост, канализационную сеть или соорудить оружие, которое стреляет пылающими шарами из гравия и смолы на расстояние до 274 метров, то вам следовало бы взять на помощь римлянина. Блестящие архитектурные, организационные и технические подвиги римлян выделяют их, также как и греков, среди древних народов. Несмотря на то, что их знания математики были рудиментарными, они сооружали модели, экспериментировали, и строили настолько крепко, насколько это было возможно на тот момент.

В результате, их труды мы можем лицезреть и по сей день: они простираются от моста Лимура (Limyra) в Турции до стены Адриана (Hadrian's Wall) в Шотландии. Ниже представлены самые значительные достижения древних римлян.

10. Купол Внутреннее пространство современного мира мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, однако, не стоит этого делать. Наши огромные сводчатые арки, большие атриумы, стеклянные стены, потолки и многое другое – все это было немыслимо в древнем мире.

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры, такие, как, к примеру, Парфенон и пирамиды, выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными, и представляли собой ограниченное пространство.

Римские купола, напротив, были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение внутреннего пространства. Впервые в истории. Исходя из понимания того, что принципы арки можно было вращать в трех измерениях, чтобы создать форму, которая обладает такой же крепкой поддерживающей силой, но "действует" на большей площади, технология куполостроения стала доступной в основном благодаря бетону, еще одному достижению древних римлян, о котором мы поговорим позже.

9. Оружие Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами. Баллист, по существу гигантский арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.

Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады", названные дикими ослами из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы" были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом, они были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

8. Бетон Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, - это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Как уже упоминалось ранее, это было значительное улучшение старого этрусского и греческого прямоугольного архитектурного стилей, которые требовали расположения по всему периметру любого здания колонн и тяжелых стен. Более того, бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

7. Дороги Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.

Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия. Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.

Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), - это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

6. Канализация Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами. Клоака Максима (или Крупнейшая Канализация, если перевести дословно) была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки" началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Тем не менее, римлянам не приходилось использовать воду Тибра для питья или мытья. Стоит отметить, что у них даже была специальная богиня, которая следила за работой этой системы – Клоакина.

Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям. Любая цивилизация может вырыть канаву для того, чтобы справлять естественные нужды, однако, для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

5. Полы с подогревом Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее решить, или, по крайней мере, почти решить.

Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.

В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.

Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.

Вместо того, чтобы "находится" в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

4. Акведук Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные, на самом деле очень длинные.

Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.

Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

3. Гидроэнергия Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.

Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

2. Сегментная арка Как и почти во всех вышеперечисленных инженерных подвигах, римляне не принимали участие в изобретении арки, однако, они уверены, что усовершенствовали ее. Арки и арочные мосты существовали уже почти две тысячи лет, когда римляне взялись за них. Римские инженеры поняли, что арки не должны быть непрерывными, то есть они не должны охватывать заданный промежуток "за один прием". Вместо того, чтобы пересекать пространство за один скачок, они могут быть разбиты на несколько, более мелких деталей. Таким образом и появились сегментные арки.

У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор.

1. Понтонные мосты Римские инженерные технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные дороги не были построены для ежедневного их использования простыми жителями, они были сооружены для того, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда. Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, служили той же цели, и были детищем Юлия Цезаря. В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.

Мост Цезаря через Рейн был крайне умным сооружением. Строительство моста через реку, при этом, не нарушая течения самой реки, это очень сложное мероприятие, тем более в военной обстановке, где сутки напролет стройка должна охраняться, а инженеры должны работать очень быстро и качественно. Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

Возможно, такая же апокрифическая история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от одного прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял это как вызов, и соорудил этот самый мост.

www.tampereclub.ru

Каковы наиболее выдающиеся достижения римлян в области архитектуры - Вифсаида

Древнеримская культура является одним из важнейших аспектов мировой истории. При этом наибольшей оригинальности у римлян достигла архитектура, в которой особое место было уделено ордерам.

Архитектурный ордер – это тип архитектурной композиции, в которой используются определенные элементы и прослеживается определенная архитектурно-стилевая обработка.

Архитекторы Древнего Рима позаимствовали ордеры у греков, при этом они немного модернизировали и видоизменили их по своему вкусу. Так, в римской архитектуре образовалось 5 ордеров:

  1. Дорический ордер, который отличается, в первую очередь, нарушением пропорций и имеет две разновидности:
    • римский ордер с мутулами;
    • римский ордер с зубцами (дентикулами).
  2. Тосканский ордер, основными чертами которого являются гладкий фриз и колонна без каннелюр;
  3. Ионический ордер, обладающий легкостью пропорций и декором каждого элемента;
  4. Коринфский ордер, характеризующийся насыщенным декором;
  5. Композитный ордер, отличающийся роскошью. Он представляет собой сочетание элементов коринфского и ионического ордеров – орнамента в виде листьев аканта и волют.

Для создания архитектурных сооружений римляне предпочитали использовать арки, полуколонны и трехстороннюю колоннаду (псевдопериптер). Римская архитектура, в отличие от греческой, отличается особым прагматизмом. Так, знаменитый римский зодчий Витрувий сформулировал основные требования к архитектуре, отдав первое место пользе, а затем прочности и красоте, тогда как греческие архитекторы особое внимание уделяли красоте.

Римляне любили пышную отделку зданий и богатое убранство. Особое внимание они уделяли не только сооружению театров, храмов и общественно-политических зданий, но и строению вилл, жилых домов, мостов, акведуков, терм и дорог. При этом своеобразие древнеримской архитектуры состоит в том, что здания строились не на возвышенности (как у греков), а в низинах и на равнинах.

К наиболее выдающимся достижениям древнеримской архитектуры можно отнести:

  • Римский Пантеон;
  • Колизей;
  • храмы Фортуны и Сатурна;
  • Аппиеву дорогу;
  • термы Каракаллы;
  • Римский акведук;
  • арку Константина;
  • форум Трояна.

Древнеримская архитектура стала подлинным олицетворением своего времени и существенно повлияла на архитектуру и культуру всех последующих эпох. Наиболее заметный след в истории архитектуры Древнего Рима оставили зодчие Аполлодор и Витрувий.

vifsaida.com

Архитектурные достижения Древнего Рима - Искусство (I часть) - Каталог файлов

                                           Архитектурные достижения Древнего Рима

 Древнеримская цивилизация дала миру тщательно спла­нированные города, дворцы и храмы, общественные учреждения, мощеные дороги и великолепные мосты. Унаследовав лучшие архитектурные достижения Древней Греции, римские зодчие разрабатывали и внедряли новые строительные технологии. Их оригинальные инженерные решения не только определили ар­хитектурный облик мощной Римской державы, но и дали огром­ный импульс для развития архитектурных идей последующих эпох.

                                                Архитектура периода Римской республики

В эпоху Римской республики сложились основные типы архитектурных сооружений: общественные здания, базилики ц храмы, дороги, мосты и акведуки. Городам была свойственна регулярная планировка. Архитектурные сооружения располагались в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях, или форумах, широкие улицы обозначили начало новой эпохи в градостроении. Общественная жизнь древних римлян протекала не в домах - инсулах, а на улицах и площадях городов.

«Все дороги ведут в Рим» — гласит древнее изречение. В нем заложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи. Поэтому в Риме велось строительство огромных масштабов.

С VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти... На территории Форума было множество зданий, обелисков и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.

Планировка его главной площади и размещение примыкавших зданий так же, как и в Афинском Акрополе, ассиметричны, но причины для этого были иные. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первоначальную планировку.

Позднее, в эпоху Римской империи, в начале II в. н. э. Марком Ульпием Траяном был сооружен самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление. «Форум не может быть описан, и ничто подобное смертный не сможет больше создать». В центре обширной площади возвышалась конная статуя Траяна из позолоченной бронзы.

Но самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна, воздвигнутая по приказу императора на месте холма такой же высоты и водруженная на кубический постамент. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна против придунайского народа даков (современная Румыния). Длина ленты рельефов достигает 200 м. Разбивка военного лагеря, осада города с помощью машин для метания каменных ядер, полные эмоциональной напряженности сцены сражений — вот их основные сюжеты. Искаженные лица раненых и убитых, ожесточенные лица сражающихся воинов, фигуры пленных, просящих на коленях пощады.

И конечно, главное внимание уделено изображению самого императора. Мы видим его в бою и на отдыхе, вот он переходит Дунай, а вот приносит жертву богам, наблюдает за постройкой лагеря, командует осадой, ведет в бой кавалеристов и празднует победу. Это величественное сооружение призвано было прославить не только самого императора, но и мощь всего государства.

Позднее колонна выполняла роль надгробного памятника Траяну, и действительно, в ее основании расположена комната с золотой урной, где хранится прах императора. Внутри колонны находится винтовая лестница в 185 ступеней, ведущая на ее вершину. Раньше вершину украшала статуя Траяна, но она была утрачена, и в XVI в. Папа Римский Сикст V дал указание заменить ее на статую Святого Петра.

Со временем Форум был полностью заброшен, часть строительного материала обрушившихся зданий использовалась жителями для возведения домов, а большинство строений было уничтожено навсегда. В Средние века на этом месте пасли скот, а впоследствии Форум был полностью предан забвению. Лишь в начале XX в. археологам и архитекторам удалось восстановить этот грандиозный комплекс, остающийся молчаливым свидетелем великолепия Вечного города Рима. Так что о первоначальном виде Форума сегодня можно судить лишь по его реконструкции.

Из памятников архитектуры республиканского периода почти ничего не сохранилось. Лучшими сооружениями этого времени считаются храм Фортуны Вирилис (конец II - начало I в. до н. э.) и храм Весты (I в. до н. э.) на Бычьем рынке в Риме неподалеку от реки Тибр, в которых нашли отражение традиции греческой (ионический и коринфский ордеры) и этрусской архитектуры - просторный портик и высокий цоколь.

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. В особую группу можно выделить инженерные сооружения: водопроводы (акведуки), огромные каменные мосты (виадуки) и дороги. Вызывает восхищение строительство дорог, служивших средством сообщения и объединения людей, живущих на огромных пространствах Римской империи. В то же время дороги выполняли важную стратегическую роль во время многочисленных военных кампаний. Знаменитая Аппиева дорога, вымощенная щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического пепла, хорошо сохранилась до нашего времени. Она была проложена из Рима в Капую. Начало строительства — 312 г. до н. э. Названа по имени своего строителя — цензора Аппия Клавдия Цека. Сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившие для укладки водопроводных труб через глубокие овраги, ущелья и долины рек, были воплощением смелого архитектурного замысла и высочайшей строительной техники. Вместе с тем акведуки и виадуки составляли единое целое с окружающим пейзажем. Замечательные образцы колоссальных акведуков, строенных римскими инженерами, в настоящее время сохранились и за пределами Италии — в Сеговии (Испания), Пон дю Гар в Южной Франции и в Тунисе.

                                            Шедевры архитектуры эпохи Римской империи

Высшие достижения древнеримского зодчества можно отнести к периоду расцвета империи (20-е гг. до н. э. — II в. н. э.). Отличительными чертами архитектуры теперь становятся монументальность, распространение сводчатых конструкций, облицовка стен кирпичом и мрамором, использование бетона.

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из них — Колизей, где разыгрывались пантомимы, происходили бои гладиаторов, укрощение диких зверей. Колизей (лат. «колло - сеус» — колоссальный) представляет собой огромную овальную чашу (188 X 156 м). В центре Колизея находится арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тысяч. Так что известный лозунг «Хлеба и зрелищ» возник не случайно.

Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных каменных блоков. Четыре яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Бесконечно повторяющиеся арки придают зданию монументальность и величие. Наружные стены украшены пилястрами трех архитектурных стилей. В первом ярусе использованы полуколонны тосканского ордера, во втором — ионического, в третьем и четвертом — коринфского. Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках второго и третьего ярусов.

Очень рационально организовано внутреннее пространство амфитеатра. Лестницы идут радиально, а галереи — концентрически. Подобное расположение позволяло быстро и кратчайшим путем распределить людские потоки, входившие через 80 наружных арок. И хотя внутри Колизей был лишен каких-либо украшений, «многолюдная толпа, — по словам Гёте, — служила достаточным его украшением». Грандиозность масштабов этого сооружения и сегодня поражает своими размерами и величием. В Средние века на арене Колизея была устроена церковь, а затем он был превращен в хорошо укрепленный замок. В эпоху Возрождения этот замечательный памятник был использован как каменоломня: камень выламывали на постройку дворцов и вилл римской знати. В прекрасном состоянии до наших дней сохранился еще один колизей на территории бывшей Римской империи, в Тунисе, в местечке Эль-Джем.

Одним из шедевров римского зодчества является Пантеон в Риме — «храм всех богов», строительство которого завершилось в 125 г. Неоднократно реконструировавшийся, он не имеет аналогов в древнеримской архитектуре. Главная его достопримечательность — грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. Своими размерами купол Пантеона превосходит все крупные своды, построенные в последующее время.

К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей, которую поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. Каждый человек, проходя сквозь небольшую арку с лесом колонн, ощущал границу между внешним суетным миром и внутренним, священным пространством храма. В Пантеоне никогда не приносились жертвы и не совершался обычный ритуал. Главное его назначение сводилось к концентрации всех духовных сил и помыслов человека, который здесь приобщался к идее вечности и единства мира. Не случайно в настоящее время именно в Пантеоне была создана усыпальница великих людей Италии.

До сих пор поражает и гениально найденная соразмерность пропорций храма. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет половину высоты Пантеона. Наружный облик храма отличается простотой и благородством.

Иначе выглядит внутреннее убранство с его сложной и богатой отделкой. Пол выложен мраморными плитами. Стены разделены на два яруса: нижний украшают глубокие ниши с коринфскими колоннами, где некогда размещались статуи богов, а верхний декорирован ложными окнами и пилястрами (плоскими вертикальными выступами на поверхности стены) из цветного мрамора. Полусферический потолок свода разделен глубокими кессонами (квадратными углублениями), благодаря которым создается ощущение необыкновенной высоты и единства внутреннего пространства.

Переступая порог храма, посетитель ждет торжественного полумрака, но его внутренний облик поражает светом, наполняющим все внутреннее пространство. Свет льется через сферическое окно диаметром 9 м («глаз Пантеона»), перемещаясь в соответствии с движением солнца.

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Над аркой обычно помещали колесницу, а мраморные стены украшали рельефы летящей фигуры богини победы Виктории, сцены походов и изображения взятых у врагов трофеев.

Триумфальная арка императора Тита ознаменовала его победу над восставшей Иудеей. Высокий пьедестал, на котором стоит 20-метровая арка, и четыре стройные полуколонны с изящными капителями на фасадах подчеркивают величие памятника. Арка никогда не использовалась в качестве ворот, через нее имели право проезжать в колесницах только одержавшие победу военачальники.

Пролет арки с обеих сторон украшен рельефными композициями, изображающими триумфальное шествие императора Тита. На одной из них император, едущий в колеснице, на другой — римские легионеры несут драгоценные трофеи из Иерусалимского храма. На мраморных рельефах внутренних стен арки не только люди, но и сами боги воздают почести победителям. Покровительница Вечного города богиня Рома в боевом шлеме ведет под уздцы лошадей, впряженных в колесницу полководца. А крылатая богиня Виктория держит над его головой золотой венок. В верхней части ворот, над пролетом, помещена надпись, сделанная крупным латинским шрифтом. Она сообщает, что римский Сенат воздвиг эту арку «божественному Титу».

Много веков спустя триумфальные арки перешагнут с римских площадей в другие города мира, вновь возродятся колесницы славы, управляемые крылатой богиней Викторией. И повсюду они станут замечательными памятниками доблестных побед.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных бань), являющихся неотъемлемой частью любого города. Так, в Риме их насчитывалось великое множество: 12 больших императорских терм и сотни частных бань. Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

Самые знаменитые термы были возведены римским императором Каракаллой в III в. В облицованных цветным мрамором помещениях собиралась изысканная публика, велись философские и литературные беседы, звучала музыка. Здесь легко можно было уединиться под сводами деревьев и в одиночестве поразмышлять о смысле бытия.

 

Вопросы и задания

1.       Какое влияние на римское искусство оказала культура Древней

Греции? В чем их различие? Как вы думаете, оправданно ли рассматривать художественное наследие Древнего Рима как составную часть Античности?

2.       Какой вклад в развитие мировой архитектуры внесло древнеримское

зодчество? В каких произведениях позднейших эпох вы можете наблюдать

его характерные элементы?

3.       Опишите один из шедевров Древнего Рима: Форум, Пантеон, Колизей. Как вы думаете, почему оказались разрушены римский Форум и Колизей, но почти в первозданном виде сохранился Пантеон?

4.       Что вам известно об архитектурных сооружениях общественного назначения: театрах, термах, акведуках? Расскажите о некоторых из них

подробнее.

Творческая мастерская

Проведите заочную экскурсию по античному Риму. Что определяет архитектурный облик этого города?

Подготовьте сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н. В. Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, живописных картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева  при закате солнца»).Посмотрите некоторые из художественных фильмов об истории j него Рима и сделайте рецензию на один из них («Древний Рим. Расцвет и падение империи». Реж. Н. Мерфи, Н. Грин; «300 спартанцев». Р. Матэ; «Спартак». Реж. С. Кубрик; «Камо грядеши?» Реж. М. Лерой)

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Значение искусства этрусков»; «На Форуме Древнего Рима»; «Шедевры римской архитектуры»; «Прогулка по античному Риму»; «Инженерные достижения римских архитекторов»; «Общественные сооружения Древнего Рима»; «Общность и различие архитектурного облика Древней Греции) Древнего Рима»; «Символы величия в архитектуре Древнего Р] «Место и значение римского искусства в истории античной культуры».

 

Книги для дополнительного чтения

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988.

Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего мира. М., 1982.

Немировский А. И. Этруски: От мифа к истории. М., 1983.

Ривкин Б. И. Античное искусство: малая история искусств. М., 1 Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1996.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

sghistoryspb.ucoz.com

Какие были достижения у древних римлян??

Мифы Римляне слышали мифы греков. Они настолько сильно любили эти истории, что взяли эти истории и заменили в них имена греческих богов. У римлян были свои религиозные убеждения. Они просто добавили греческих богов к ним. Но они не полностью копировали греческих богов. Они добавили римские личности к греческим богам, и настояли, что они всегда были римскими богами. Римляне, никогда не давали какой - либо другой цивилизации деньги на изобретения. По мнению древних римлян, все было изобретено в Риме. Римляне были очень хороши в копировании идей других народов. Но, они сами придумывали некоторые вещи. Архитектура Римляне были особенно известны своей архитектурой, которая входит в категорию классической архитектуры. В эпоху республики строительство было почти идентично греческим зданиям. За исключением двух новых стилей расположения колонн. К концу этой эпохи не было внесено существенных новшеств. К 1 веку до н.э. римляне начали широко использовать бетон (основан в 3 - м веке до нашей эры). Вскоре он вытеснил мрамор, как наиболее часто используемого строительного материала. Римляне впервые стали строить с помощью бетона более 2100лет назад и использовали его на протяжении всего средиземноморского бассейна во всем, от акведуков и зданий до мостов и памятников. Римский бетон был значительно слабее, чем его современный аналог, но он оказался удивительно долговечным благодаря своему уникальному рецепту, в котором использовали гашеную известь и вулканический пепел, для создания липкой пасты. Дороги Бетон допускался при создании прочных дорог с твердым покрытием, которые использовались даже после падения Рима. Создание обширной и эффективной дорожной сети значительно увеличило силу и влияние империи. Дороги были построены для быстрого перемещения римских легионов. Вскоре они стали иметь экономическое значение. Их использовали как торговые пути, и Рим стал центром мировой торговли. Водопроводы Римляне построили большое количество акведуков для снабжения водой городов и промышленных центров, а также для сельского хозяйства. Водоснабжение Рима обеспечивали 11 акведуков общей протяженностью 350 км (220 миль). Газеты Римляне были известны тем, что содействовали общественной дискуссии посредством использования официальных текстов, детализирующих военные, правовые и гражданские вопросы. "Ежедневные акты" эти ранние газеты были написаны на металле или камне, а затем размещены в густонаселенных местах, например, в таких торговых областях, как Римский форум. В них включались сведения о римских военных победах, списках игр и гладиаторских поединках, рождениях и смертях. Благосостояние Древний Рим был родником для многих современных государственных программ, в том числе мер, которые определяют субсидии для продуктов питания, образования и других расходов нуждающимся. Эту раннюю форму благосостояния продолжили при Траяне, который реализовал программу, известную как "Алименты", для помощи детям из бедных семей и детям-сиротам. Эта программа помогала обувать, кормить и учить таких детей.

Оцени ответ

napyaterku.com

В шоке - Древнеримские изобретения, которыми мы пользуемся

Так, например, мы привыкли превозносить культуру древних греков, а культуре римской в основном отводится второстепенная роль. Поэзия греков более возвышена, их философия задавала тон среди теоретиков древнего мира. Для представителей знати в Древнем Риме считалось общепринятой нормой перенимать знание именно у греков.

Но теория и практика всё-таки разные вещи. Если вам нужно узнать основы теории геометрии, то стоит обратиться за помощью к грекам. Но если вы решили построить, например, наплавной мост или канализационную сеть, или создать оружие, стреляющее горящими снарядами из смолы и гравия на 27 метра, то в этом случае обратится лучше к римлянам. В современном мире до сих пор используют изобретения жителей Древнего Рима.

Значительные достижения в области архитектуры, инженерии выделяют римлян наравне с греками среди народов древнего мира. Знания математики у римлян были на достаточно низком уровне, но они смело экспериментировали, сооружали уникальные модели, и строили так качественно и надежно, как это было возможно в то время. По сей день мы можем лицезреть результаты их работы: от моста Лимура (Limyrа) в Турции до стены Aдриана (Hadriаn’s Wаll) в Шотландии. С самыми выдающимися достижениями римлян мы познакомим вас в данной статье.

Понтонные мосты

Инженерные технологии древних римлян часто принято считать синонимом военных технологий. Даже известные на весь мир дороги были построены не для использования их обычными жителями, сооружены они были с целью позволить легионам быстрее и легче передвигаться, чтобы они имели возможность достичь пункта назначения и покинуть его в максимально сжатые сроки. Для той же цели служили и разработанные инженерами Древнего Рима понтонные мосты. Они являлись детищем императора Юлия Цезаря, который построил первый такой мост длиной около 400 метров в 55 году до нашей эры. Он дал возможность армии Цезаря пересечь Рейн – речку, которую считали своей гарантированной защитой от нападения римлян немецкие племена.

Мост Цезаря был сооружением чрезвычайно хорошо продуманным. А ведь, чтобы построить мост, который бы не нарушал течение реки, достаточно трудная задача. Усложнялась работа еще и тем, что велась она в военных условиях. Стройка вместе с рабочими и инженерами нуждалась в круглосуточной охране. Всем приходилось работать очень быстро, но при этом качественно. Инженеры решили установить опоры на дне реки специально под углом против течения Рейна, это придало мосту дополнительную прочность. Были установлены также и защитные сваи, целью которых было ликвидировать возможную угрозу, плывущую по реке. В конце концов, были собраны вместе все сваи, на вершине которых и был построен мост. При строительстве использовались только пиломатериалы, а весь процесс занял всего десять дней. Это стало основанием для быстро распространившегося среди местных племен мнения об огромных возможностях Цезаря. Ведь как только древнеримский полководец захотел пересечь Рейн, он сделал это.

Интересные сведенья дошли до нас и относительно строительства понтонного моста Калигулы, который по его приказу был сооружен через море между Бaйи и Пузуoли (Baiae аnd Puzzuоli). Длина моста составила примерно 4 километра. Считается, что решение построить этот мост Калигула принял после слов одного прорицателя, который сказал, что шансы стать императором у Калигулы такие же, как и пересечь на коне залив Байи. Древнеримский правитель воспринял это как своего рода вызов, в результате и появился мост.

Сeгментная арка

В этом случае, как и в большинстве других, римляне не придумывали саму арку, но они умело усовершенствовали ее. К тому времени, как древние римляне взялись за дело, арки и арочные мосты существовали уже практически две тысячи лет. Нововведение римских инженеров заключалось в том, что они не стали строить арку «за один прием», они решили, что она не должна быть непрерывной. Сама конструкция арки может быть вполне разбита на несколько более мелких частей. Именно благодаря этому и появились так званые сегментарные арки.

Новую форму арки отличали два значительных преимущества. В первую очередь новая конструкция позволила увеличить пространство пролетного моста в геометрической прогрессии. А во-вторых сегментарные арочные мосты стали податливыми, на их строительство требовалось меньшее количество материала. В случае с новым видом мостов воде не приходилось протекать через небольшое отверстие, она могла течь свободно, а это в свою очередь снижало возможность наводнения, увеличивалась и износостойкость опор моста.

Гидроэнергия

Выдающийся римский инженер и архитектор Витрувий описал несколько технологий, позволивших жителям Древнего Рима использовать воду и ее энергию в свою пользу. Римляне объединили греческие технологии в этой области, такие как водяное колесо и зубчатые створки, это дало возможность создать уникальные для того времени лесопилки, турбины и мельницы.

Другим важным римским изобретением стало колесо-перевертыш, которое заставляла вращаться не падающая, а текущая вода. На основе его были созданы плавающие водяные колеса, которые были использованы для помола зерна. Технология эта очень помогла римлянам, когда в 537 году во время осады генерал Велизарий приказал построить несколько плавающих мельниц на реке Тибр. Люди в осажденном городе были, таким образом, обеспечены хлебом.

Археологические данные свидетельствуют о странной особенности римлян. Жители обладали достаточным количеством знаний и умений для строительства эффективных водных устройств различного рода, но при этом они отдавали предпочтение дешевому и доступному рабскому труду. Не смотря на это, их водяная мельница являлась одним из крупнейших промышленных комплексов во всем древнем мире вплоть до периода Промышленной революции. 16 водяных колес мельницы мололи муку, обеспечивая потребности соседних общин.

Акведук

Акведуки стали, наряду с дорогами, примером выдающейся инженерной мысли древних римлян. Особенность их состояла в том, что они были действительно очень длинными.

Трудность в обеспечении водой жителей большого города заключается в том, что развивающийся город на каком-то этапе достигает таких размеров, что люди с разных его концов не могут получить доступ к нормальной чистой воде. Рим хоть и располагался на реке Тибр, но воды ее были сильно загрязнены последствиями еще одного римского инженерного достижения – канализации.

Эту проблему римские специалисты постарались решить с помощью акведуков – особой водопроводной системе, состоявшей из сети подземных труб, наземных каналов и мостов. Они-то и доставляли воду в разные точки города и его окрестностей.

Аналогично римским дорогам, акведуки также представляли собой сложную систему. Первый акведук был построен около 300 года дo нашей эры, и протяженность его составляла 11 километров. Но уже к концу ІІІ века нашей эры водой жителей Рима обеспечивали 11 акведуков, общая протяженность которых составляла 250 миль. 

Полы с подогревом

Создание и поддержание необходимого уровня температуры считается одной из самых сложных для инженеров задач. Но в Древнем Риме смогли с ней справиться, по крайней мере, в значительной степени.

Их идеями пользуются до сих пор современные специалисты, разрабатывая технологии теплых полов. Речь идет о гипокаусте, особом отопительном приспособлении, представлявшем собой систему труб и каналов, благодаря которым горячий воздух от отдельно стоящей печи мог поступать в разные помещения.

От других способов отопления гипокаус отличали важные особенности, с помощью которых решались основные проблемы аналогичных приспособлений древнего мира – дым и огонь. Источником тепла в то время мог быть только огонь, однако он часто ставился причиной возгорания, а образующийся в результате этого дым приводил к гибели людей.

А поскольку в системе гипoкaуста пол был приподнят с помощью колон, то горячий воздух никогда не контактировал непосредственно с комнатой, которую обогревал.

Нагретый воздух поступал в комнату через полые плитки, расположенные в стенах помещения. Теплый воздух поглощался черепицами на выходе, что позволяло поддерживать тепло в помещении.

Канализация

Канализационная система в Римской империи является одной из самых странных сооружений, а дело в том, что построена она была изначально совершенно с другой целью. Клоака Максима или при дословном переводе Крупнейшая Канализация предположительно должна была использоваться для слива некоторой части воды из местных болот. Началось строительство «клоаки» в 600 году до нашей эры, а в последующие годы все больше новых водных путей добавлялось к существующей системе.

Поскольку каналы рылись регулярно, сложно сказать точно, когда именно дренажная канава стала превращаться в полноценную канализацию. Но у клоаки Максима существовал один значительный недостаток – выход она имела непосредственно в реку Тибр, в результате чего воды реки стали очень быстро загрязняться отходами. Правда, для питья или гигиенических процедур воду с Тибра римляне не использовали. Примечательно, что имелась у них даже специальная богиня, отвечавшая за работу системы канализации, которую звали Клоакина.

Одним из величайших достижений древнеримской канализации был ее скрытый характер, она не была на виду у людей, не способствовала распространению инфекций и, соответственно, заболеваний. Представители любой цивилизации смогли бы вырыть обычные канавы, чтобы справлять туда свои естественные нужды, но для создания и обслуживания такой масштабной системы потребовалось наличие действительно выдающихся инженеров. Устройство канализации было настолько сложным и продуманным, что Плиний Старший даже сказал, что сооружение это более грандиозно, чем египетские пирамиды.

Дороги

Когда речь идет об инженерных достижениях Древнего Рима, то невозможно не сказать о дорогах, построены которые были настолько качественно, что их вполне можно было бы использовать и сегодня. Сравнить дороги Древнего Рима и современные асфальтовые шоссе – значит сравнить швейцарские часы с дешевым некачественным аналогом. Они были чрезвычайно прочными и крепкими и действительно создавались на века.

Лучшие примеры римских дорог были построены в несколько этапов. Начиналась работа с того, что на месте, где планировалось строительство дороги, вырывали котлован глубиной около одного метра. Затем на дно траншеи закладывались тяжелые и широкие каменные блоки, а оставшееся пространство заполнялось слоями гравия и грязи. В конце верхний слой вымащивали плитами со специальными выпуклостями в центре, которые служили для того, чтобы вода могла стекать, и на дорогах бы не образовались лужи. Все эти особенности строительства способствовали тому, что римские дороги становились практически неподвластными действию времени и стихий.

Согласно традиции древних римлян, инженеры стремились к созданию исключительно прямых дорог, которые должны преодолеть любое препятствие на своем пути во время строительства. Если проложить прямую дорогу мешал, например, лес, инженеры настаивали, чтобы он был вырублен. Если на пути новой дороги стояла гора, тогда строился туннель, если болото - его осушали. Этот тип дорожного строительства имел один существенный недостаток – он нуждался в колоссальном количестве рабочей силы, роль которой в то время выполняли рабы. Правда, в Древнем Риме недостатка в них не отмечалось. На момент 200 года нашей эры около 85295 километров дорожных магистралей пересекали территорию величественной Римской империи.

Бетон

В области строительства римлянам принадлежит еще одно важнейшее изобретение – жидкий камень, который обладал необходимой прочностью, но был легче обычного камня. Бетон стал неотъемлемой частью жизни современного города, мы давно привыкли к нему, но многие и не задумываются, что его изобретение было поистине революционным событием в данной отрасли.

Бетон, созданный римлянами, являлся смесью щебня, песка, извести, вулканического пепла и пуццолана. Его отличительной особенностью было то, что материал этот можно было заливать практически в любые формы при создании различных сооружений. При этом он был чрезвычайно крепким. Изначально римские архитекторы пользовались им при создании мощных оснований для алтарей, но со ІІ века до нaшей эры с бетоном начали экспериментировать, создавая из него автономные формы. Уже более две тысячи лет стоит Пантеон – самая известная конструкция из бетона. До сегодняшнего дня строение это является крупнейшим неармированным сооружением в мире.

Это нововведение можно считать значительным усовершенствованием старого этруccкого и греческого прямоугольного архитектурного стилей, в которых требовалось по всему периметру здания располагать колонны и тяжелые стены. У бетона были и другие преимущества – он был пожаробезопасным и недорогим. При этом он обладал некоторой гибкостью, что позволило ему пережить землетрясения, которые совсем не были редкостью для вулканического полуострова.

Оружие

Римское осадное оружие, как и многие другие технологии, были разработаны изначально греками, но позднее значительно усовершенствованы именно римлянами. Баллист, являвшийся, по сути, гигантским арбалетом, мог стрелять крупными камнями во время осады. Римляне сконструировали его на основе греческого оружие, которое попало к ним в руки.

Баллисты, используя сухожилия животных, работали по аналогии с пружинами в мышеловках огромного размера. Они способны были отбрасывать снаряды на достаточно большое расстояние – 457 метров. Оружие это было точным и при этом легким, поэтому его оснащали стрелами и копьями, что позволяло его использовать как противопехотное. Применялись баллисты и для осады небольших сооружений и зданий.

Римлянами были изобретены и собственные «двигатели осады», которых называли дикими ослами из-за способности этих животных наносить очень сильные удары. «Дикие ослы» были мощными мини-катапультами, стрелявшие целыми ведрами камней большого размера и огненными шарами. Они были не настолько точными как баллисты, но зато гораздо более мощными. Это и делало их прекрасным оружием для поджогов и подрыва стен во время осад вражеских городов.

Купол

То, что сегодня мы воспринимаем как нечто привычное и обыденное, в древнем мире люди просто не могли себе даже представить. Огромные сводчатые арки, стеклянные стены, большие атриумы и многое другое – жители древних городов восприняли бы как диковинку.

Архитекторам того времени приходилось мучиться со строительством каменных крыш, пока римляне не предложили усовершенствованный вариант купола зданий. Даже такие достижения архитектуры как пирамиды и Парфенон, которые были созданы еще до появления римской архитектуры, были снаружи намного более впечатляющими, чем внутри. Пространство внутри этих сооружений древности было темным и ограниченным.

Римские же купола, напротив, были открытыми и просторными, создавали ощущение реального внутреннего пространства. И это произошло впервые за всю историю архитектуры. Основываясь на убеждении, что принципы арки можно «вращать» в трех измерениях для создания формы, которой характерна такая же крепкая и надежная поддерживающая сила, но применена она на большой площади, новую технологию смогли воплотить в жизнь в первую очередь благодаря бетону.

 

v-shoke.com

v-shoke.com


Смотрите также