Рассмотрим в нашей теме, каково значение Огня. Огонь - одна из основных стихий. Символ Духа, Бога. Последнее, третье крещение - крещение огнем. Огонь - символ торжества света и жизни над мраком и смертью, символ всеобщего очищения. Символ домашнего богатства.
Древние символы: значение Огня
Огонь символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь, производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам.
Огонь имеет созидательную и разрушительную функции. На Востоке разрушительное действие было одним из проявлений Бога, в христианстве огонь может быть не только Божественным, но и адским.
Древние символы: значение Огня. Пламя
Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, вздоха жизни; воодушевление и просвещение.
Пламя на голове или вокруг нее, подобно нимбу, свидетельствует о божественной силе, потенции души или гении, поскольку голова рассматривается как место нашей жизненной души. Пламя покидает тело в момент смерти.
Пламя можно разделить на два взаимодополняющих аспекта: свет и жар, изображаемые, соответственно прямыми и волнистыми линиями. Свет и жар могут означать интеллект и эмоции, блеск несущей благодатный дождь молнии, тепло очага, то есть либо огонь уютный, либо внушающий почтительный страх.
Разжигание огня равносильно рождению, воскресению. Обычай носить факелы по случаю помолвки и во время исполнения обрядов плодородия указывает на воспроизводящую функцию огня.
Огонь и пламя - типичные символы сердца. Они двуедины: с одной стороны, они божественные и творческие, с другой-демонические и разрушительные: огонь пожирает все созданное и возвращает его к первоначальному единству.
Огонь и пламя олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество, иллюзии и смерть и выжигающие нечистоту. Крещение огнем восстанавливает первоначальную чистоту, сжигая окалину, что ассоциируется с проходом через огонь для обретения рая, который с тех пор, как был покинут, окружен огненной стеной и охраняется стражами с мечами огненными, олицетворяя невозможность прохода для людей невежественных и непросвещенных.
Огонь и вода являются двумя великими, активным и пассивным, принципами вселенной; они-Отец Небо и Мать Земля, все противоположности в мире элементов. Огонь и вода находятся в постоянном конфликте, но в виде жара и влаги они необходимы для всякой жизни.
Огонь домашнего очага-центр дома и является женским аспектом огня. Символами огня являются треугольник, опирающийся на свое основание; свастика; львиная грива; волосы; острое оружие; ель; азалия.
В христианстве огонь олицетворяет религиозное рвение и мученичество. «Языки огня» означают пришествие Святого Духа, глас Божий, божественное откровение; эмблема святого Антония Падуанского.
У славян Огонь - символ творческого мужского начала, которое в союзе с водой и светом создало все на земле. Считался живой, вечно голодной и очистительной силой.
Древние символы: значение Огня. Свеча
Означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить, мимолетность. Свечи, зажигаемые, когда человек умер, освещают эту тьму смерти, олицетворяя свет мира предстоящего, и являются неотъемлемой частью католического и большинства восточных погребальных обрядов.
Горящая перед иконой свеча-знак веры и надежды на благодатную помощь Божью. Возожженная свеча-символ пламенеющей и благодарной любви к Богу.
Свеча - символ жизни, чистоты сердца. Символ жертвенного огня, жертвы Богу, духовной радости. Считалось, что у каждого человека есть своя свеча (звезда). Выражение «Его свеча ясно горит» означало, что человек живет честной, праведной жизнью. «Его свеча угасла» -человек умер.
В христианстве - это божественный свет, сияющий в мире, Христос, как Свет миру, духовная радость, восставший из мертвых в сиянии преображения Христос, благочестие, освещенное любовью. Свечи по обе стороны от креста на алтаре означают двойственную природу Христа, человеческую и божественную. В Православной Церкви три совмещенных свечи означают Святую Троицу, а две свечи - двойственную природу Христа.
Древние символы: значение Огня. Пасхальная свеча
В христианстве, горя сорок дней с Пасхи до Вознесения, символизирует присутствие Христа с учениками в течение сорока дней после Воскресения. На Вознесение ее гасят, что символизирует уход Христа с земли. Кроме того, изображает свет Христа, восставшего из мертвых, и новую жизнь, а также огненный столб, который сорок лет вел народ Израиля.
Древние символы: значение Огня. Костер
Означает усиление силы Солнца, особенно во время солнцестояния, тем самым ободряя силы света и добра. Символ подвластного человеку огня-огня, вызванного к жизни и питаемого человеком.
Костер - символ тепла среди ночи, круга света. Символ магического единства сидящих (танцующих) у костра. Символ волеизъявления. Костер раскладывают для принесения жертвы, для кремации покойного, для уничтожения греховного, еретического (костер инквизиции).
www.starfate.ru
Символ огня у славян
Огонь – это одна из самых чарующих и мощных стихий. Древние славяне считали, что огонь обладает очищающими свойствами. Поэтому так часто их ритуалы были сопряжены с разжиганием костров, а праздники – с прыжками через них. Но, как мы знаем, огонь обладает и разрушительной силой, он способен уничтожать. Однако славяне относили его к символам добра и чистоты.
У наших предков существовало понятие о двух видах огня: земном и небесном. И у каждого из них было свое предназначение. Первый был жертвенным (в том числе к нему относились костры и пожары), а второй относился к высшему и божественному, в частности к Сварогу и Перуну (в виде молнии).
Символ огня у славян назывался Агни. Он олицетворял священный огонь, также огонь домашнего очага. Считалось, что данный знак оберегает и защищает дом человека, а также Великую мудрость Славяно-Арийских Вед. Изображается Агни в виде креста с загнутыми под прямым углом концами. В целом он напоминает свастику, поэтому и относится к большой группе солярных символов. Но есть символы огня и небесного, и земного в виде других изображений, в основе которых тоже лежит крест. Можно сказать, что Агни – это собирательное понятие огня.
Символ огня у славян был найден при археологических раскопках на посуде, на предметах домашнего обихода. Кроме того, его вышивали на одежде, на полотенцах и других текстильных принадлежностях. Это явно доказывает, что огню придавали большое значение.
Был у древних славян и символ с интересным названием Дуния. Он ассоциировался с единством огня земного и огня небесного. Поэтому и символизировал всегда целостность, единение Рода.
Духобор – тоже в какой-то степени символ огня. Правда, огня внутреннего, жизненного. Этот божественный огонь может исцелить человека от болезни и недуга.
Вообще символов, связанных так или иначе с огнем, существовало великое множество. И это лишний раз доказывает, как для славян был важен огонь, его сила. Огонь испокон веков был источником не только тепла, но и света. Он оберегал древних от нападения диких животных, от холода и голода. Наверное, поэтому за стихией закрепилось предназначение оберегать человека на протяжении его жизни, оберегать его жилище, его здоровье, его родовую память.
Агни — символ огня.
Источник
slavicnews.ru
Огонь - древний и глубокий символ
«В глазах горит огонь», «огонь моей души», «сгорать в огне любви», «сжигает огонь страсти», «внутренний огонь» — как часто мы употребляем подобные выражения в обыденной жизни, даже не задумываясь о том, что используем один из самых сакральных из существующих в нашей культуре символов.
Этот символ не только один из древнейших в истории человечества, но и один из наиболее значимых для каждого из нас, по той простой причине, что на глубинном уровне сознания человека крепко-накрепко закреплена наша связь с природными стихиями, одной из которых и является Огонь.
Восточные трактаты наделяют стихию Огня следующими ключевыми понятиями: горячесть, резкость, живость, инстинктивность, настойчивость, сила, агрессия, насилие. Огню свойственно экспансивное стремление во внешний мир и агрессивное, воинственное самоутверждение. К этой стихии относят и мужество и уверенность в себе, а также некоторую переоценку своих сил.
Стихия Огня представляет собой действие, нередко стремление к чистому действию.
Один из мистических индийских текстов утверждает, что если человек научится концентрироваться на стихии Огня внутри себя, находящейся у пупа и имеющей треугольную форму и пламенно-красный, как божья коровка, цвет, то даже попав в огонь, он останется живым и не погибнет.
Отметим и то, что огонь является столь важным символов еще и потому, что овладение им было одним из величайших открытий в истории человечества, серьезнейшим переломным этапом. И это также нашло отражение в нашей генетической памяти и следовательно реакция на этот символ у всех у нас особо сильна, чем часто пользуются понимающие толк в символах рекламисты.
Во многих культурах огонь символизировал очищение. В частности именно таким представляли огонь древние славяне. Именно как обряд очищения рассматривались ими прыжки через костер на Ивана Купала.
Очищение внутренним огнем – одна из техник работы над своим духовным развитием в самых разных эзотерических традициях. Достигшие высокой степени управления своим внутренним огнем умели регулировать температуру своего тела. Известно, что в качестве испытания буддистским монахам в некоторых тибетских монастырях нужно было на морозе высушить своим телом несколько мокрых простыней.
В целом же три пламени в буддизме стимулируют и претворяют в жизнь кармические энергии: стремление к антипатии, различные страсти и ненависть. Буддисты считают, что если эти три огня задуть, то исчезнут все иллюзии.
Огонь является основной священной стихией и воплощением божественной справедливости для последователей зороастризма. Культ огня практикуется парсами – современными последователями зороастризма – и в наше время. В их храмах священный огонь никогда не угасает и все время поддерживается жрецом, при этом используется исключительно древесина сандала. В новые святилища огонь парсы переносят только из старых, а огонь домашнего очага не выносят за пределы дома. Каждое утро парсы возносят молитву огню и «жертвуют» ему древесину сандала. Известно также, что парсы отвергают кремацию, считая что это может осквернить священную стихию. А потому они сооружают так называемые башни молчания, куда выкладывают тела умерших, где их так сказать «утилизуют» грифы.
В большинстве культур огонь является символом торжества света и жизни над мраком и смертью. Огонь очага — это символ семейного благополучия и мира; он очищает и защищает, отвращает зло. Интересно и то, что на Востоке огонь символизирует богатство, поэтому в Китае, например, на Новый год не разрешалось отдавать огонь в другой дом.
Для многих культур священный огонь был источником власти, символизируя ее честь и достоинство. В таких странах армия, отправляясь в поход, всегда брала с собой священный огонь, который нес специальный огненосец.
Огонь является также символом символом религиозной страсти и горения. Например, пламя или пламенное сердце в руке является атрибутом святого Антония Падуанского, а язык пламени на лбу у каждого апостола символизирует сошествие Святого Духа. Библия повествует, что Моисею около горы Хорив было видение куста, который горел, но не сгорал, — неопалимая купина. Для средневековой Церкви горящий, но несгорающий куст стал символом Девы Марии, родившей Христа, но не потерявшей невинности.
Отметим и то, что в том же христианстве огонь может быть не только небесным, но и адским. Эта двойственная природа огня подмечена во многих традициях. Огонь одновременно может быть и символом созидания и символом разрушения. Огонь, кроме того, может быть и земным, и небесным, озаряющим путь человека, его жизнь.
Огонь — символ глубинный и глубокий, яркий и многообразный, в прямом смысле «полный огня».
Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.
Сергей Мазуркевич
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
06.04.2013
с вашего сайта.
www.vostokolyub.info
Каким был символ огня у славян? Каково было его значение, его роль в жизни людей?
Огонь – это одна из самых чарующих и мощных стихий. Древние славяне считали, что огонь обладает очищающими свойствами. Поэтому так часто их ритуалы были сопряжены с разжиганием костров, а праздники – с прыжками через них. Но, как мы знаем, огонь обладает и разрушительной силой, он способен уничтожать. Однако славяне относили его к символам добра и чистоты.
У наших предков существовало понятие о двух видах огня: земном и небесном. И у каждого из них было свое предназначение. Первый был жертвенным (в том числе к нему относились костры и пожары), а второй относился к высшему и божественному, в частности к Сварогу и Перуну (в виде молнии).
Символ огня у славян назывался Агни. Он олицетворял священный огонь, также огонь домашнего очага. Считалось, что данный знак оберегает и защищает дом человека, а также Великую мудрость Славяно-Арийских Вед. Изображается Агни в виде креста с загнутыми под прямым углом концами. В целом он напоминает свастику, поэтому и относится к большой группе солярных символов. Но есть символы огня и небесного, и земного в виде других изображений, в основе которых тоже лежит крест. Можно сказать, что Агни – это собирательное понятие огня.
Символ огня у славян был найден при археологических раскопках на посуде, на предметах домашнего обихода. Кроме того, его вышивали на одежде, на полотенцах и других текстильных принадлежностях. Это явно доказывает, что огню придавали большое значение.
Был у древних славян и символ с интересным названием Дуния. Он ассоциировался с единством огня земного и огня небесного. Поэтому и символизировал всегда целостность, единение Рода.
Духобор – тоже в какой-то степени символ огня. Правда, огня внутреннего, жизненного. Этот божественный огонь может исцелить человека от болезни и недуга.
Вообще символов, связанных так или иначе с огнем, существовало великое множество. И это лишний раз доказывает, как для славян был важен огонь, его сила. Огонь испокон веков был источником не только тепла, но и света. Он оберегал древних от нападения диких животных, от холода и голода. Наверное, поэтому за стихией закрепилось предназначение оберегать человека на протяжении его жизни, оберегать его жилище, его здоровье, его родовую память.
Агни - символ огня.
Поделитесь с друзьями
slavculture.ru
Символы огня. Книга здоровья богатырей русских [Славянская система здоровья. Русская здрава, массаж, питание]
Огонь наши предки относили к святыням, без которых невозможно существование жизни. Земной огонь не только давал человеку тепло, пищу и защиту от диких животных. Он возносил к небу жертвы, приносимые богам, связывал человека, живущего на земле, и обитателей высшего, небесного мира.
Небесный огонь, горящей в кузнице Сварога, — сильнейшее творческое, созидательное начало, символ мировой справедливости и правды.
В подземном царстве Нави горит другой огонь — агрессивная, разрушающая стихия, способная погубить свет и добро. От нее нужно защищать не только свое тело, но и дух — Навий огонь может «сжечь» тело излишествами, пьянством, или сгубить душу обидой и обманом.
Небесный огонь
Символы небесного огня напоминают свастики. Но, в отличие от солярных символов, они не передают движения в ту или иную сторону — лучи этих крестов воплощают языки пламени.
Сакральный смысл этих знаков — сила и раскрытие (и своих возможностей перед самим собой, и своего потенциала внешнему миру).
Земной огонь
Эти знаки используют для сохранения порядка и достатка в доме, мира в семье.
Огневица
Женский оберег, обеспечивающий замужним женщинам небесное покровительство, помощь во всех делах и защиту от нечистой силы.
В старину этот символ вышивали на различных деталях женской одежды — сарафанах, поневах, рубахах, ткали на поясах, но можно поместить его и на ладанку.
Всеславец
Знак огня, оберегающий мир и согласие в семейном союзе, помогающий супругам мирно разрешать любые споры. Также этот символ дарует единство всех поколений одного рода, защищает дома от огня.
Помещают это знак на общих для двух супругов вещах, а также в тайном месте внутри жилища.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
esoterics.wikireading.ru
Славянский символ - Агни — Славянская культура
Славянский обержный символ - Агни(огонь). Этот славянский обережный символ Священного огня Жертвенника, земное вполащение Бога Агни. Агни - обереговый символ Вышних Светлых Богов. На земле Агни, это посредник между Вышними Светлыми Богами и людьми, во время жертвенных обрядов. Славянский оберег Агни используют для защиты жилища и Храмов, а также Древнюю Мудрость Богов.Бог Агни
Бог Агни - в земном своём воплащении, огне, помимо посредничества между Богами и людьми во время жертвенных обрядов также является защитником от демонов. Также он считается бессмертным гостем смертных.
Семипламенный, как ещё называют Агни, что можно интерпритировать, что он существует во всех мирах.
Само имя Агни обнаруживает надёжные индоевропейские параллели - слав. огнь, литов. ugnis, лат. ignis и др.
Агни в Индийских Ведах
В Индийских ведах, который практически все начинаются с Гимна Агни, упоминается история:
Мудрец Бхригу проклинает Агни за то, что он выдал демону Пуломану имя его жены Пуломы;
Пулома сказала:
– Господин, меня выдал Агни. Хотя я и кричала, точно птица курари, ракшаса потащил меня прочь. Своим спасением я обязана лишь твоему сыну. Подчиняясь его могущественной воле, демон отпустил меня и тут же упал и сгорел дотла.
Сута Госвами сказал:
- Когда Бхригу услышал это, его объял ужаснейший гнев и он проклял Агни, бога огня, вскричав:
– Отныне огонь, ты будешь пожирать все подряд, без разбора.
Сута Госвами продолжил:
Проклятый Бхригу, Агни также разгневался и сказал:
– Брахман! Почему ты поступил так необдуманно, ведь я только следовал предписаниям закона, говоря беспристрастную правду. Я правдиво ответил на заданный мне вопрос. В чем же, спрашивается, мое преступление? Свидетель, говорящий заведомую ложь, обрекает на гибель семь поколений своей семьи, как прежних, так и будущих. Нет сомнения, что всякий, обязанный говорить правду, тем не менее сознательно умалчивает о ней, пятнает себя тем же грехом – (двоедушия). У меня достаточно могущества, чтобы проклясть тебя, но мой долг повелевает мне чтить брахманов. Хотя ты все знаешь, я еще раз ясно объясню тебе, что произошло. Слушай внимательно.
У меня есть тайная способность разделяться на многие пламени, поэтому-то я и могу присутствовать на различных религиозных церемониях – таких, как Агни-хотра, Сатра и Макха, а также и на других обрядах. Даже полубоги и предки охотно принимают приношения очищенного масла, поглощаемые моими пламенями во время исполнения ведических обрядов.
Весь сонм полубогов и предков пользуется заслуженным почтением и вниманием в этом мире. Религиозные приношения в новолуние и полнолуние предназначаются как для богов, так и для предков, ибо обычно их почитают вместе, и только в новолуние и полнолуние отдельно. Даже полубоги и предки пользуются для жертвоприношений моим посредничеством, поэтому я почитаюсь устами тридцати главнейших полубогов и предков.
Предкам приносятся жертвы в новолуние, полубогам же в полнолуние; приношения очищенного масла они поглощают моими устами. Как же могут мои уста поглощать без разбора все чистое и нечистое?
Обдумав происшедшее, Агни перестал принимать участие во всех обязательных религиозных жертвоприношениях и ритуалах, включая и Агни-хотру. Прекратилось пение мантр со священными восклицаниями Ом, Вашат, Свадха и Сваха. Отсутствие Агни сильно огорчало все живые существа. Глубоко обеспокоенные мудрецы отправились к полубогам. "Без огня, – сказали они, – нарушились все религиозные отправления и все три мира, доныне безупречные в этом отношении, обречены на гибель. Сделайте все необходимое, пока у нас еще есть время." Мудрецы и боги пошли тогда к Господу Брахме и сообщили ему о том, что на Агни наложено проклятие, и он устранился от участия в религиозных церемониях.
– О возвышенный духом, – сказали они, – Бхригу проклял Агни без всякого основания. Как можно заставить Агни, уста полубогов, есть все подряд? Ведь это Агни съедает первую порцию всехприношений в этом мире.
Выслушав их доводы, создатель Брахма призвал к себе Агни и обратился к нему с утешительными бессмертными словами, которые должны были послужить на благо всему миру.
Ты исток всех планет и ты их конец. Ты поддерживаешь все три мира и обеспечиваешь совершение религиозных обрядов. О повелитель вселенной, не допусти, чтобы религиозные церемонии окончательно прекратились. Ты управляешь всем, что происходит, поглощаешь жертвенные приношения, почему же ты в таком замешательстве? Ведь ты воплощаешь чистоту в этом мире, пребываешь во всех существах. Не будешь же ты поедать все всеми своими телами! Если ты явишься в этот мир, как грубое материальное тело, о пылающий Господь, твои пламена спалят все живое. Но подобно тому, как солнце очищает все прикосновением своих лучей, так и твои пламена очищают все, ими опаляемое.
О Огонь ужасающей мощи, воспользуйся этой мощью, чтобы проклятие мудреца сбылось. Принимай и поглощай приношения, предназначаемые для полубогов и для тебя самого, если они предлагаются твоим устам подобающим образом.
– Да будет так, – ответил Агни праотцу и отправился выполнять повеление верховного полубога.
Боги и мудрецы разошлись, вполне удовлетворенные, и все мудрецы стали совершать основные религиозные отправления точно так же, как и прежде. Боги в небесах и все земные общины ликовали. И сам Агни, очистившись, испытывал величайшее счастье. Такова эта древнейшая история о проклятии Агни, сожжении демона Пуломы и рождении мудреца Чьяваны.
Похожие статьи:
Славянский быт → Дом-оберег
Славянские символы → Семантика народных узоров
Рукоделие → Славянские обереги - схемы вышивки
Философия → Как один мужик в трёх соснах заблудился
Славянские символы → Символ Коловрат. Исторические корни
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Огонь: что он символизирует и что значит для человечества? | Культура
Наверное, в зависимости от установок личности, огонь может вызывать и такие ассоциации. Но давайте оставим за рамками оценку этого высказывания и задумаемся: а почему вообще такое заявление стало возможным? Может быть, от непонимания подлинного смысла того, что символизирует огонь? Не в Библии ли сказано: «И познаете истину и истина сделает вас свободными»? Ведь именно незнание делает нас уязвимыми для разного рода внушений, домыслов, страхов и суеверий.
Символизм огня возник задолго до возникновения не только христианства, но и иудаизма. Ведь огонь сопровождает человека с самого его (человека) появления.
Собственно, умение обращаться с огнем — само по себе отличает человека (пусть примитивного) от животного. Да и сам огонь принципиально отличен от иных феноменов материального мира. Огонь совершенно реален и в то же время не вполне материален. Он приходит с неба посланником высших сил, и тогда он необуздан и разрушителен. И в то же время его можно добыть, сохранить, управлять им. Огонь одновременно разрушает, обжигает — и согревает, дает пищу и защиту. А еще огонь похож на живое существо: он может рождаться, питаться, умирать.
В мифах именно с огнем связано если не возникновение цивилизации, то по крайней мере переход ее в иное качество. В мифах многих народов огонь похищается либо приносится людям культурным героем. Миф о Прометее — наиболее известный, но далеко не единственный. Зато с ним связано еще одно символическое значение огня, вполне устоявшееся: это символ революционности, героизма, самопожертвования.
Нам нынешним трудно в полной мере оценить значение прирученного огня для древних людей. Овладение огнем можно назвать переломным моментом в становлении человеческой цивилизации. Без огня было бы невозможно ни полноценное гончарное ремесло, ни тем более металлообработка. Даже обожженное дерево становится прочнее и долговечнее.
На первым этапе овладения огнем человек научился использовать и сохранять природный огонь. И это сознательное действие уже означало переход на новую ступень развития. Но предположу, что еще более важным стало умение самому добывать огонь. Впервые человек почувствовал себя независимым от милости природы.
Разумеется, у него не могло не возникнуть совершенно особого отношения к огню. Немалую роль сыграло и сходство с живым существом: огонь рождается и умирает, питается, движется, обладает характером… Плохое питание заставляет его недовольно шуметь, разбрасывать обжигающие искры; при недостатке «пищи» огонь слабеет и умирает; за непочтительное обращение может отплатить пожаром.
Крайняя почтительность в отношении огня вполне объяснима и учитывая его величайшую практическую ценность. Вначале к нему могли просто относиться крайне бережно, затем это отношение формализовалось, постепенно обрастая поверьями и нюансами. Смешиваясь с другими верованиями, обогащаясь ассоциациями, ритуализируясь, отношение к огню постепенно превращалось в культ.
Например, огонь мог становиться символом солнца. Происхождение этих культов различно, но они сближаются по аналогии, ведь солнце тоже огненное, тоже дает тепло и свет, защищает от тьмы. Возможно, от солнца огонь воспринял функцию возрождения: ведь солнце непрерывно «умирает» и вновь «рождается» (причем как в суточном, так и в годовом цикле). Вероятно, поэтому огонь использовался в качестве символа солнца — а затем и сам стал считаться символом возрождения и обновления.
Постепенно огонь очага стал олицетворять сам очаг, а позже дом, род. По сути, очаг представляет собой сердце, центр дома. Пока горит огонь в очаге — в доме живут. В сознании разделяется «свой» и «чужой» огонь. Например, у некоторых народов можно дать соседу кресало, но нежелательно давать угли из своего очага (как и брать чужие). И разумеется, в огонь нельзя плевать, бросать мусор и даже ложиться ногами к очагу.
Позже огонь становится связующим звеном между человеком и богами, занимая центральное место в обрядах поклонения высшим силам. Это не удивительно. Во-первых, огонь изначально сходил с неба (молния), что уже связывает его с богами и делает изначально чистым, исходящим от высших сил. Во-вторых, брошенное в огонь исчезает, превращаясь в дым — и это дает возможность использовать огонь в качестве посредника, позволяющего «отправить» жертвы (заодно и очищаемые огнем) богам. В-третьих, огонь — это чисто человеческое оружие против природных опасностей. И не забывайте о свойстве огня сжигать, уничтожать то, что попадает в него. Отсюда очищающее значение огня, сжигающего зло, болезни, уничтожающего вредоносные влияния.
Видимо, с этими его свойствами связаны обычаи сжигания тел умерших. С одной стороны, огонь здесь используется как стихия, очищающая от связанной со смертью нечистоты; с другой, огонь «возносит» души в мир иной. У некоторых народов изначальная чистота огня, напротив, не допускала его осквернения мертвым телом.
С огнем связана символика энергии, жизненной силы. «Огонь души», «жизнь едва теплится» — так народная мудрость отражает связанные с огнем ассоциации. Связывается огонь и с богами — этого не избежал и иудаизм, где бог предстает в виде то горящего куста, то огненного столпа. В христианстве огонь также используется в обрядах, но я намеренно не касаюсь этой темы, ведь речь идет о символизме огня, возникшем задолго до христианства. Хотя как символ божества он встречается и здесь: например, в эпизоде схождения на апостолов святого духа. Но, как я говорил, огонь как символ божественного гораздо древнее христианства и иудаизма.
И наконец, огонь в представлении древних — одна из первооснов мира. В паре «огонь-вода» он символизирует активное, мужское начало в мире, жизненную силу, энергию в широком смысле.
Даже столь краткий экскурс демонстрирует, сколь всеобъемлющ и глубок символизм огня. И насколько молодо в сравнении с ним христианство. Да и иудаизм. Так стоит ли видеть в Вечном огне сатанинский символ — а заодно языческий (кстати, как сочетаются эти аспекты, относящиеся к принципиально различным религиозным системам?), естественно трактуемый священнослужителем исключительно в негативном ключе?
А может быть, с зажжением первого Вечного огня в 1921 году богатый символический ряд пополнился еще одним значением? Нам решать…