Православный храм — история, архитектура, убранство. Описание древних храмов
Убранство и устройство храма
Для чего верующие строят храмы? Зачем их такое большое количество разбросано по всей православной Земле? Ответ прост: цель каждого – спасение души, а достижение ее невозможно без посещения церкви. Она – лечебница, где происходит исцеление души от греховных падений, а также ее обожествление. Устройство храма, его убранство позволяют верующему окунуться в божественную атмосферу, стать ближе к Господу. Провести обряд крещения, венчания, отпустить грехи может только священник, который присутствует в храме. Без служений, молебнов не может человек стать чадом Божьим.
Православный храм
Православный храм – это место, где служат Богу, где есть возможность соединиться с ним при помощи таких таинств, как крещение, причастие. Здесь собираются верующие, чтобы совершить совместную молитву, о силе которой знают все.
Первые христиане имели нелегальное положение, поэтому у них не было своих храмов. Для молитв верующие собирались в домах предводителей общин, синагогах, а бывало, что и в катакомбах Сиракуз, Рима, Эфеса. Длилось это на протяжении трех столетий, пока к власти не пришел Константин Великий. В 323 году он стал полноправным императором Римской империи. Христианство он сделал государственной религией. С тех пор и началось активное возведение храмов, а позже и монастырей. Именно его мать - царица Елена Константинопольская - была инициатором воздвижения храма Гроба Господня в Иерусалиме.
С той поры устройство храма, его внутреннее убранство, архитектура претерпели значительные изменения. На Руси повелось строить крестово-купольные церкви, этот тип актуален до сих пор. Важной деталью любого храма являются купола, венчаются которые крестом. Уже издалека по ним можно заприметить дом Божий. Если же купола украшаются позолотой, то под лучами солнца они пламенеют, символизируя огонь, пылающий в верующих сердцах.
Внутреннее устройство
Внутреннее устройство храма обязательно символизирует близость к Богу, наделено определенной символикой, убранством, служит для удовлетворения целей христианского богослужения. Как учит Церковь, весь наш материальный мир есть не что иное, как отражение духовного мира, невидимого глазу. Храм – образ присутствия Царства Небесного на земле, соответственно, образа Царя Небесного. Устройство православного храма, его архитектура, символика дают возможность верующим воспринимать храм как начало Царствия Небесного, его образ (невидимый, далекий, божественный).
Как и любое строение, храм должен нести в себе те функции, для которых он предназначен, удовлетворять потребности и иметь следующие помещения:
Для священнослужителей, которые проводят службы.
Для всех верующих, присутствующих в церкви.
Для кающихся и тех, кто готовится принять крещение.
Издревле храм разделяется на три основные части:
Алтарь.
Средняя часть храма.
Притвор.
Далее храм делится на следующие части:
Иконостас.
Жертвенник.
Престол.
Ризница.
Горнее место.
Амвон.
Солея.
Пономарка.
Клиросы.
Паперти.
Свечные ящики.
Колокольня.
Крыльцо.
Алтарь
Рассматривая устройство храма, особое внимание нужно уделить алтарю. Это самая главная часть церкви, предназначенная только для священнослужителей, а также для тех лиц, которые прислуживают им во время богослужений. Алтарь заключает в себе образы Рая, небесного жилища Господа. Обозначает таинственную сторону во Вселенной, часть неба. Иначе алтарь называют «небо на Зеле». Всем известно, что Господь закрыл после грехопадения Врата в Царствие Небесное для простых мирян, вход сюда возможен только помазанникам Божьим. Имея особое священное значение, алтарь всегда внушает верующим благоговение. Если верующий, помогающий в службе, наводящий порядок или зажигающий свечи, заходит сюда, он обязательно должен совершить земной поклон. Мирянам вход в алтарь запрещен по той простой причине, что место это всегда должно быть чисто, свято, именно здесь находится Святая Трапеза. Не допускается в этом месте толчея и бесчинство, которое по своей греховной натуре могут допустить простые смертные. Место это для сосредоточения молитвы священником.
Иконостас
Христиане испытывают чувство благоговения, войдя в православный храм. Его устройство и внутреннее убранство, иконы с ликами Святых превозносят души верующих, создают атмосферу умиротворения, трепет перед Господом нашим.
Уже в древних катакомбных храмах алтарь начали отгораживать от остальной части. Тогда уже существовала солея, алтарные преграды выполнялись в виде приспущенных решеток. Намного позже возник иконостас, который имеет царские и боковые врата. Он служит разделительной чертой, которая разгораживает средний храм и алтарь. Устроен иконостас следующим образом.
В центре размещены царские врата – особо украшенные двери с двумя створками, располагаются напротив престола. Почему они так называются? Считается, что через них сам Иисус Христос исходит, чтобы преподать причастие людям. Слева и справа от царских врат устанавливаются северные и южные врата, которые служат для входа и выхода священнослужителей в уставные моменты богослужения. Каждая из икон, расположенных на иконостасе, имеет свое особое место и значение, рассказывает о каком-либо событии из Писания.
Иконы и фрески
Рассматривая устройство и убранство православного храма, нужно отметить, что иконы и фрески являются очень важной принадлежностью. Изображаются на них Спаситель, Богородица, ангелы, святые угодники из библейских сюжетов. Иконы в красках передают нам то, что описывается словами в Священном Писании. Благодаря им в храме создается молитвенное настроение. Молясь, нужно помнить, что молитва возносится не к картинке, а к образу, изображенному на ней. На иконах образы изображены в том виде, в каком они снисходили к людям, какими видели их избранные. Так, Троица изображена в том виде, как видел ее праведный Авраам. Иисус изображен в том человеческом обличье, в котором жил он среди нас. Святой дух принято изображать в виде голубя, так явился он во время крещения Христа в реке Иордан, или в виде огня, который видели апостолы в день Пятидесятницы.
Вновь писаная икона обязательно освящается в храме, окропляется святой водой. Тогда она становится священной и имеет способность действовать с Благодатью Святого Духа.
Нимб вокруг головы обозначает, что изображенный на иконе лик имеет благодать Божию, является святым.
Средняя часть храма
Внутреннее устройство православного храма обязательно содержит среднюю часть, иногда ее называют нефом. В этой части храма расположены амвон, солея, иконостас и клиросы.
Именно эта часть собственно и зовется храмом. Издревле эту часть называют трапезной, ведь здесь вкушают Евхаристию. Средний храм символизирует земное бытие, чувственный людской мир, но оправданный, обожженный и уже освященный. Если алтарь символизирует Верхнее Небо, то средний храм – это частица обновленного людского мира. Две эти части должны взаимодействовать, под руководством Неба восстановится на Земле нарушенный порядок.
Притвор
Притвор, входящий в устройство христианского храма, является его преддверием. В истоках веры в нем останавливались кающиеся лица или те, кто готовился к Святому Крещению. В притворе чаще всего располагают церковный ящик для продажи просфор, свечей, икон, крестиков, для регистрации венчаний и крещений. В притворе могут стоять те, кто получил от духовника епитимью, да и все люди, которые по каким-то причинам считают себя в данный момент недостойными входить в храм.
Внешнее устройство
Архитектура у православных храмов всегда узнаваема, и хоть виды ее бывают различными, внешнее устройство храма имеет свои основные части.
- Абсида – выступ для алтаря, пристраивается к храму, обычно имеет полукруглую форму.
- Барабан – верхняя часть, которая завершается крестом.
- Световой барабан – барабан с прорезанными проемами.
- Глава – увенчивающий храм купол с барабаном и крестом.
- Закомара – русская архитектура. Полукруглое завершение части стены.
- Луковица – глава церкви луковичной формы.
- Паперть – возвышенное над уровнем земли крыльцо (закрытого или открытого типа).
- Пилястра – плоский декоративный выступ на поверхности стены.
- Портал – вход.
- Трапезная – пристройка с запада здания, служит местом проповеди, собраний.
- Шатер – имеет несколько граней, покрывает башни, храм либо колокольню. Распространено в архитектуре XVII века.
- Фронтон – завершает фасад здания.
- Яблоко – купольный шар, на котором установлен крест.
- Ярус – убывание по высоте объема всего здания.
Виды храмов
Православные храмы имеют различную форму, они могут быть:
В форме креста (символ распятия).
В форме круга (олицетворение вечности).
В форме четырехугольника (знак Земли).
В форме восьмиугольника (путеводная Вифлеемская звезда).
Каждая церковь посвящена какому-либо святому, важному христианскому событию. День их памяти становится престольным храмовым праздником. Если приделов с алтарем несколько, то каждый называется отдельно. Часовня – это небольшое сооружение, которое напоминает храм, но не имеет алтаря.
Во времена Крещения Руси устройство христианского храма Византии имело крестово-купольный тип. В нем объединялись все традиции восточного храмового зодчества. Русь переняла от Византии не только православие, но и образцы архитектуры. Сохраняя традиции, при этом русские церкви имеют много своеобразного и самобытного.
Устройство буддийского храма
Многие верующие интересуются, а каким образом устроены храмы Будды. Дадим краткую информацию. В буддийских храмах также устанавливается все согласно строгим правилам. Все буддисты почитают «Три сокровища» и именно в храме ищут для себя прибежища – у Будды, его учения и у общины. Правильное место - то, где собраны все «Три сокровища», они должны быть надежно защищены от любого влияния, от посторонних. Храм – замкнутая территория, защищенная со всех сторон. Мощные ворота – главное требование в устройстве храма. Буддисты не различают монастырь или храм – для них это одно и то же понятие.
Каждый буддийский храм имеет изображение Будды, неважно, вышитое, рисованное или это скульптура. Изображение это должно размещаться в «золотом зале», ликом к востоку. Главная фигура имеет огромные размеры, все остальные изображают сцены из жизни святого. Храм имеет и другие изображения – это все существа, почитаемые буддистами. Алтарь в храме украшают фигуры знаменитых монахов, они расположены чуть ниже Будды.
Посещение буддийского храма
Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде – это неуважение к вере.
Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.
Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет - сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.
fb.ru
27. Типы древнегреческих храмов.
Греческие храмы
Начиная с раннего периода древнегреческой истории, с VIII в. до н. э., первоочередной задачей строительного искусства становится возведение храмов. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством различных культовых сооружений. В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа микенского мегарона. Сформировавшаяся в ранний период планировочная схема храма легла в основу последующей архитектуры греческих храмов, для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. Храмы в ранний период древнегреческой истории обычно возводили из необожженного кирпича.
Простейший тип храма - антовый. Он состоял из прямоугольного зала - целлы или наоса, где стояла культовая статуя, освещавшаяся лучами восходящего солнца через проем входа на восточном фасаде и входного портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен - антами. Перед входом помещался алтарь для жертвоприношений. Вход в герооны — храмы, посвященные обожествленным героям, был обращен на запад — в сторону «царства теней».
Более поздние храмовые постройки представляли собой простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним пространством — святилищем (наос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и колоннами, расположенными:
- перед одним из фасадов (простиль) - четырехколонный портик выдвинут по отношению к антам,
- на двух противоположных фасадах (амфипростиль) - два торцовые портика на противоположных сторонах,
- или окружавшими здание со всех сторон (периптер).
Типы храмов были разнообразны: с выдвинутыми вперед 4-, 6-, 8-колонными портиками на одном или двух противоположных торцовых фасадах, в период архаики сформировался - периптер, c рядом колонн с четырех сторон, или двумя (диптер) рядами колонн.
Древнегреческий храм всегда возводили на мощном ступенчатом основании и перекрывали деревянной пологой двускатной кровлей.
Храмы становятся центрами политических, культурных, экономических связей. Так, у храма Зевса в Олимпии с 766 г. до н. э. каждые четыре года устраивали олимпийские игры.
Внутренние помещения храма более поздних периодов древнегреческой истории, считавшиеся местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, последние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества. Масштаб интерьера был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глубине больших храмов располагались меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые храмы, например круглые периптеры.
Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы, возведенные в архаический и классический периоды, имели Афины, Олимпия - святилище Зевса, Дельфы - святилище Аполлона, Приена, Селинунт, Посейдония и все другие города.
Во времена Древнего Египта на месте нынешней деревни Карнак, расположенной на восточном берегу Нила невдалеке от крупного административного центра Луксора, находился крупнейший город той эпохи Фивы. На протяжении нескольких столетий он являлся столицей всего государства. Именно здесь четыре тысячи лет назад началось строительство самого крупного храмового комплекса, известного сегодня как храм бога Амона в Карнаке.
Величайший из богов Древнего Египтак
Прежде чем начать рассказ об этом уникальном сооружении, следует хотя бы кратко познакомиться с тем, ради кого тысячи рабов возводили его в течение нескольких столетий. Среди пантеона многочисленных египетских богов Амон занимал главенствующее положение. Он олицетворял собой солнце – то есть ту силу, которой была подчинена вся жизнь на берегах Нила.
Теплом своих лучей оно превращало зерно в полновесный колос, но оно же могло иссушить землю, оставив на месте цветущей нивы мёртвую пустыню. Каждое утро оно, юное и жгучее, восходило на небеса и, пройдя свой дневной путь, старело и в бессилии падало за горизонт, чтобы завтра начать всё сначала. Так же было предначертано и людям – в вечном круговороте жизни стареть, умирать и вновь возрождаться в своих детях.
Храм в Карнаке
Этому величайшему из богов были посвящены Карнакский храм и Луксорский. Храм, о котором ведется наш рассказ, изначально состоял из трёх частей. Первая из них была посвящена ему самому, то есть великому и могучему богу Амону Ра, вторая – его жене Мут, покровительствовавшей всем царицам, которым суждено было осчастливить землю своим появлением на ней, и, наконец, третья – их сыну богу Луны Хонсу. Таким образом, план храмового комплекса в Карнаке изначально демонстрировал ряд сооружений, расположенных на общей оси и предназначенных для поклонения этой священной триаде.
Четыре тысячи лет назад Фивы, являясь столицей Египта, были самым густонаселённым её городом, в котором проживало почти полмиллиона человек. Многочисленные и победоносные войны обеспечили его поступлением дани от покорённых народов и неисчислимыми толпами рабов. Неудивительно, что фараоны могли себе позволить затраты на строительство, колоссальное даже по нынешним меркам. И денег, и рабочих рук было в избытке.
Каменная летопись на берегу Нила
Возводился храм бога Амона в Карнаке в период с XVI по XI век до н. э., и все фараоны, правившие в эти века, старались увековечить в нём свои имена, сохранив о себе память. Тутмос I, например, возвёл многочисленные обелиски и статуи, изображавшие его в образе бога Осириса. Не страдал излишней скромностью и его внук Тутмос III, построивший так называемый зал Анналов, на стенах которого были высечены рассказы о его блистательных военных победах. Он же прославил свои завоевания в Азии, возведя в северной части комплекса храм богини войны Сехмет.
Сценами из жизни фараонов покрыты и многочисленные колонны, украшающие Храм Амона Ра в Карнаке. История, охватывающая многие века жизни Древнего Египта, сохранена в этих каменных летописях. Кроме повелителей страны в их сюжетах важное место занимают жрецы, чьё влияние и значение в общественной жизни возрастало по мере расширения комплекса.
О пользе образования
Весьма любопытна в этом плане местная легенда, рассказывающая о том, как некий жрец дерзнул бороться за власть с самим фараоном. Он настолько преуспел в своём деле, что у владыки появились серьёзные опасения потерять трон. Не желая рисковать, он приказал воинам схватить жреца и как изменника придать смерти.
Но по стечению обстоятельств царская стража явилась в храм именно в тот день и час, когда должно было наступить солнечное затмение, о котором жрец, несомненно, знал, поскольку был, как и все его коллеги, отменным астрономом. Поднявшись в нужный момент на стену храма, он возвёл руки к небу, и на глазах у всех повелел солнцу скрыться, чтобы в наступившей тьме сгинули все его враги. Нетрудно представить реакцию собравшихся, когда вслед за его словами землю покрыл мрак. Кончилось тем, что просвещённый жрец занял место фараона, убитого в тот день толпой по его приказанию.
Фараоны – строители храма
Храм бога Амона в Карнаке был значительно расширен XIII веке до н. э. Его строителями в этот период стали фараон Сети I и его сын Рамсес II, своими деяниями заслуживший звания Великого. Они воздвигли на территории храмового комплекса Гипостильный зал, способный поразить своими размерами не только жителей тех давних времён, но наших современников. На площади пять тысяч квадратных метров шестнадцатью рядами были установлены сто тридцать четыре колонны, покрытые золотыми пластинами.
Труды царицы Хатшепсут
В XV веке до н. э. храм бога Амона в Карнаке значительно дополнила женщина-фараон по имени Хатшепсут. Продолжая дело своего отца Тутмоса II, она возвела в нём ряд пилонов – ворот в форме усечённой пирамиды, увеличила почти в полтора раза храм богини Мут, и построила отдельное святилище небесной барки Амона Ра, названное впоследствии Красной капеллой. На стенах этого сооружения, возведённого из чёрного и красного гранита, древними мастерами были высечены сцены её коронации.
Однако этому святилищу не суждено было дожить до наших дней. Спустя столетие оно было разрушено другим повелителем Египта – Аменхотепом III. Гранитные блоки, из которых оно состояло, использовались в качестве строительного материала для возведения других сооружений. И только значительно позже, в так называемый эллинистический период при Александре Македонском, святилище было воссоздано, но в значительно изменённом виде.
В годы правления Хатшепсут храм Амона Ра в Карнаке был украшен четырьмя монолитными каменными обелисками – самыми большими из существовавших в то время в Египте. Один из них сохранился до наших дней. Высеченный из красного гранита, он достигает в высоту тридцати метров.
В те же годы царица готовилась поразить мир ещё большим сооружением. При ней началось изготовление другого монолита, самого высокого за всю историю Древнего Египта. По замыслу создателей, он должен был подняться над землёй на сорок один метр и весить не менее тысячи двухсот тонн. Но эта работа по ряду причин так и не была завершена.
Дальнейшее строительство комплекса
На стыке XIV и XIII веков до н. э., уже при фараоне Хоремхебе, были выстроены ещё три пилона и появилась знаменитая аллея сфинксов. Правители следующей династии также немало потрудились. Храм бога Амона в Карнаке они соединили с берегом Нила дорогой, по обеим сторонам которой были установлены бараноголовые сфинксы. На территории комплекса они возвели ещё одну колоннаду, два новых пилона, и в довершение всего установили сами себе монументальные статуи.
Новогодняя молитва Амону
Со временем поклонение Амону приобрело характер общегосударственной религии. Ежегодно в августе, когда происходит разлив Нила, его статую торжественно выносили из храма и по аллее сфинксов в сопровождении многолюдной процессии доставляли в Луксор, где божество обновлялось вместе с землёй, возрождённой после долгих месяцев засухи.
Здесь сам фараон в молитве, обращённой к богам, и в первую очередь к великому Амону Ра, испрашивал их благословения в новом году. Завершив молитву, он выходил к народу, заполнившему всю прилегающую к храму территорию, и, стоя лицом к Нилу, они все вместе пели хвалебную песнь реке, столь щедро излившей свои воды на иссушенный солнцем Карнак.
Достопримечательность Египта – храм Амона Ра
Но прошли столетия, и мир изменил своё лицо. Ушли в прошлое боги древнего Египта, но остались под палящим африканским солнцем памятники той эпохи бережно сохраняемые потомками их строителей. В 1979 году в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО появился и Карнакский Храм (Амон Ра). Описание, история и сегодняшний день этого уникального сооружения оказались под пристальным вниманием мировой общественности, и ежегодно привлекают к нему сотни тысяч туристов. Неудивительно, что доход, приносимый ими государству, является важной составляющей частью бюджета.
И хотя за долгие столетия среди прочих древностей Египта был разрушен и Храм бога Амона в Карнаке, отзывы посетивших его свидетельствуют, что даже в руинах он производит неизгладимое впечатление своим величием. На сайтах туристических компаний, осуществляющих туры в Египет, где побывавшие в этой удивительной стране делятся своими впечатлениями, неизменно появляются свидетельства восхищения вызванного столь грандиозным сооружением и тем колоссальным трудом, который был затрачен на его возведение.
Стоит ли удивляться тому, что этот храмовый комплекс входит в число наиболее популярных туристических маршрутов наших дней. Едва ли где-нибудь на свете можно найти хоть и на большом, но всё же ограниченном пространстве такое обилие исторических памятников, отстоящих друг от друга по времени их создания на десятки столетий. Кроме того, в последние годы на его территории ежедневно проводятся грандиозные шоу, включающие в себя световые и звуковые эффекты и рассказывающие об истории храма. Всё это делает его посещение необыкновенно интересным и запоминающимся.
fb.ru
Храм в антах: описание с фото
В Древней Греции храм был важнейшим сооружением в полисах. Он служил центром не только политической, но и общественной жизни, а также использовался для хранения государственной казны. Одним из наиболее ранних видов святилищ был дистиль (храм в антах). Фото, историю возникновения и описание постройки вы найдете далее в статье.
Особенности древнегреческой религии
Развитие греческой культуры тесно связано с образованием полисов, которые появляются в начале архаического периода (750 г. до н. э.). В это время после долгих Темных веков «просыпаются» искусство, религия и архитектура, достигшие своего апогея в V – IV веках до н. э.
Религия занимает одно из важнейших мест в жизни населения и оказывает непосредственное влияние на мировоззрение. Многочисленные мифы повествуют о могущественных, но несовершенных, богах и героях, о нимфах и чудовищах.
В представлении греков, сила богов не безгранична. Все же они умеют управлять некоторыми силами природы и покровительствуют людям. Вначале им поклоняются на алтарях, которые позже переносятся внутрь храмов. Посредниками между людьми и богами выступают жрецы.
С окончательным формированием полисов в Древней Греции распространяется традиция поклоняться богам-покровителям определенного города. В их честь строятся самые большие и помпезные храмы. Большое внимание уделяется декоративному убранству построек. Это приводит к появлению ордерной системы, которая передается даже римской архитектуре.
Виды греческих храмов
Храмы в Древней Греции отличались как внешним видом, так и размерами. Конечно, все зависело от развитости и важности культу того или иного божетсва. Иногда они посвящались героям и назывались в таком случае героонами.
Храмы были важнейшими зданиями, каждая деталь которых, несла в себе не только эстетическую функцию, но и смысловую нагрузку. Все составные части постройки имели четко-определенные параметры и пропорции. А правила их сочетания диктуются ордерной системой (дорической, ионической или коринфской).
Существовало несколько типов храмов. Основное их различие заключалось в количестве и принципе расположения колонн. Наиболее древним типом является дистиль или храм в антах. Он обладал всего двумя колоннами на переднем фасаде. Следующие постройки усложняли свои конструкции:
простиль - четыре колонны у главного входа;
двойной простиль (амфипростиль) – портики с четырьмя колоннами на переднем и заднем фасаде;
периптер – окружен колоннадой полностью;
диптер – по бокам размещалось по два ряда колонн;
псевдодиптер – по одному ряду колонн с боков;
моноптер – здание круглой формы, окруженное рядом колонн.
Все постройки, кроме моноптера, были прямоугольной формы. Они состояли из основного помещения – наоса или же целлы. В передней части обычно находились сени или вестибюль. В глубине наоса размещался алтарь со статуей божества, которому посвящен храм. На заднем фасаде часто находился опистодом – комната для хранения пожертвований и храмовой утвари.
Храм в антах: описание
Первые храмы представляли собой алтарь в виде статуи божества, которую ставили посреди зеленой рощи. Позже появляются более серьезные постройки, напоминающие жилища. В качестве материала служит дерево, затем камень и глина.
Храм в антах – пример архитектурного сооружения раннего архаического периода. Древние греки представляют храм, как божественный дом, а значит, и строят его по типу жилого помещения. Техника и мастерство строителей значительно уступали, предшествующей крито-микенской культуре. Храм в антах возводился из сырца (необожжённого кирпича) и глины.
В плане постройка напоминала мегарон – наиболее древний вид греческого жилья, которое существовало уже в третьем тысячелетии до нашей эры. После алтаря, храм в антах был самым простым типом культовых сооружений. Он состоял из целлы, и входного портика из двух колонн.
Анты или ант – представляют собой боковые выступы, являющиеся продолжением продольных стен постройки. Они обрамляют колонны и поддерживают, опирающиеся на них карнизы.
Сокровищница Афин в Дельфах
Дистиль является одним из старейших видов греческих храмов. От большинства из них в настоящее время сохранился лишь фундамент. Наиболее известный храм в антах (фото смотрите ниже) находится в Дельфах. Это сокровищница Афин, обнаруженная в XX веке.
Согласно выводам исследователей, храм строился на рубеже VI и V веков до нашей эры в период Афинской гегемонии. Главным «посланием», которое несет в себе здание, является возвеличение демократического строя и его победы над властью тиранов. По другой версии, основанной на описаниях Павсания, сокровищницу возвели в знак победы над персами после решающей Марафонской битвы.
Храм в антах, распложенный в Дельфах, сохранился лишь частично, но достаточно, чтобы определить его облик. Элементы фриза, оставшиеся от него, хранятся в Дельфийском археологическом музее. А на месте обнаружения сокровищницы поставлена копия из гипса.
Относительно недавно остатки древнего храма в антах были обнаружены и на территории России. Святилище обнаружили недалеко от современного поселка Сенной. Археологические раскопки в этом месте проводятся с 1936 года, но сам храм нашли только в 2013 году.
Во времена Древней Греции здесь располагалась одна из колоний – Фанагория. На месте города уже находили остатки святилища Афродиты в виде мраморных пьедесталов мраморных статуй, а также курганы древнего некрополя.
Недавно найденный храм располагался в пределах Верхнего города – акрополя. Он был совсем небольшой и охватывал площадь в 12 квадратных метров. Постройка является типичным храмом в антах с двумя колоннами, наосом (центральное помещение) и пронаосом (пристройка возле входа). Это самый старый античный храм на территории России. Его построили примерно в V веке до нашей эры, а вот то, какому божеству он посвящен, остается загадкой.
Значение храмов
Древнегреческие храмы, как правило, размещались на холме в Верхней части полисов. Они находились в пределах акрополя, центральной фигурой которого был храм главного бога или богини. В Афинах, например, таким зданием был Парфенон.
Постройки имели четкое расположение и всегда ориентировались на восток. Религиозные обряды и празднования проводились перед храмом. Внутрь него разрешалось входить только жрецу. Жители города могли ступить максимум на территорию пронаоса.
Храм в Древней Греции был не просто зданием. Он был центром общественной жизни и местом собраний. В случае атаки на полис, он служил убежищем для жителей. Кроме того, он был своеобразным банком - в опистодоме главного храма хранили городскую казну.
fb.ru
Основные элементы архитектуры храма
Внутренняя структура храма
Храмы традиционно строятся по принципу базилики (древний тип сооружений прямоугольной формы). Базилика представляет собой прямоугольник из 3 или 5 нефов, коридоров разделенных колоннами. Центральный неф всегда заканчивается абсидой, обращенной на Восток. Внутреннее помещение базилики представляет собой как бы прямоугольник в прямоугольнике, что символизирует самоограничение, ведущее к духовному совершенствованию. Детали и элементы архитектурных сооружений
АЛТАРЬ (лат. «высокий жертвенник») - восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии. когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.
АПСИДА (Абсида) - полукруглый, граненый или иной сложной формы пониженный выступ, примыкающий к основному объему храма. Как правило, в нем располагается алтарная часть храма.
БАРАБАН - цилиндрическое или граненое завершение объема храма, поддерживающее главу.
БАРАБАН СВЕТОВОЙ - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами
ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов.
ГУЛЬБИЩЕ - открытый или крытый обход, окружающий здание храма.
ЗАКОМАРА - полукруглое или килевидное завершение прясел храма
ЗВОННИЦА - отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом или его западной частью открытое сооружение или стенка с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.
ИЗРАЗЕЦ - керамический элемент декора или облицовки стен или печей. На тыльной стороне имеет выступ - румпу - для сцепления с кладкой. Бывает полихромным и простым (майолика и терракота).
ИКОНОСТАС - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.
КАПИТЕЛЬ - завершение колонны или пилястры, как правило, с более сложным рисунком и формой. Капители бывают коринфского, дорического, ионического, тосканского, композитного ордера и различаются формой - более или менее пышной и сложной.
КЛИРОС - место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи.
КРЕЩАЛЬНЯ - здание или помещение, оборудованное купелью, предназначенное для совершения в нем Таинства Крещения.
КРИПТА - погребальная камера под храмом или над которой возводится мемориальная часовня.
КОКОШНИКИ - декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы с богатой профилировкой или профилированные арки с заполненным полем, иногда с заостренным верхом, служащие декоративным завершением стен, сводов, оконных проемов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов, наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.
КОЛОННА - архитектурный элемент, служащий опорным столбом или декоративный, цилиндрической или граненой формы
ЛЮКАРНА - световой проем в крыше, имеющий вертикальную лицевую плоскость. В храмовой архитектуре чаще всего встречается в шатровых колокольнях и служит для улучшения акустики.
ПАПЕРТЬ - внешняя часть притвора - крыльцо храма.
ПИЛЯСТРА - плоский вертикальный выступ на стене, имеющий базу и капитель.
ПОДКЛЕТ - нижний этаж здания в русской архитектуре, незначительно поднимающийся над землей.
ПОЗАКОМАРНОЕ ПОКРЫТИЕ - кровля, уложенная непосредственно по сводам («камарам»).
ПОНАМАРКА - подсобное помещение при алтаре.
ПОЛУКОЛОННА - колонна, наполовину выступающая из вертикальной поверхности стены.
ПОРТАЛ - декоративное оформление входа. Бывает килевидным или полукруглым, а также перспективным, т.е., с рядом уходящих вглубь уступов одинакового очертания.
ПРИДЕЛ - Дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).
ПРИТВОР - западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др.
ПРЯСЛО - Часть стены, ограниченная по вертикали пилонами или лопатками. Характерно для древнерусской архитектуры.
РИЗНИЦА - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды.
ТРАПЕЗНАЯ (греч. «стол, еда») - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.
СТОЛП - массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.
ФРЕСКА - настенная роспись в храме, наносимая на влажную штукатурку.
ФРИЗ - украшенная горизонтальная полоса на стене, элемент декора
ФРОНТОН - завершение карниза или наличника, имеющее треугольную, полукруглую, лучковую или сложную форму.
ШАТЕР - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
ЯРУС - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
ЯБЛОКО - основание для Креста, который устанавливается на главе храма.
101hit.ru
Древние храмы Крыма. История, описание древних храмов в Крыму
Древние храмы Крыма
В течение сотен тысяч лет в Крыму сменяли друг друга племена и народы, возникали и исчезали государства. История полуострова насыщена событиями, его земля хранит памятники многих культур. Следовательно, на территории Крымского полуострова возникало множество святынь самых различных религий. Здесь были мечети, языческие святилища, православные и католические храмы. А так же различные монастыри.
Некоторые из храмов восстановлены или восстанавливаются, а некоторые так пока и остались руинами, которые хранят в себе историю различных народов и культур.
Чуфут-Кале
Мавзолей Джаныке-ханым
Перед воротами Орта-капу на Чуфут-Кале возвышается центрическое восьмигранное сооружение под черепичной крышей. Со стороны привратной площади к нему пристроен резной портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой. Погребальные сооружения такой конструкции — мавзолеи — в Крыму появились в XIV в. Их архитектура сложилась в малоазиатских княжествах, основанных турками-сельджуками на территориях, отнятых в XI—XII вв. у Византии. На крымско-татарском языке они назывались «дюрбе», или «дурбе». Арабская надпись, украшающая мраморное надгробие в мавзолее, гласит: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-Ханым, дочери Тохтамыш-хана».
Того самого золотоордынского хана Тохтамыша, который через два года после Куликовской битвы привел огромное войско под стены града Дмитрия Донского.
Мавзолеи вызывает немало вопросов. Удивляет его хорошее состояние — ведь окружающие постройки лежат в руинах. Сохранил ли он первозданный вид? Есть ли хоть малая доля истины в поэтических легендах, посвященных «государыне Джанике-Ханым»? В одной из них Джаныке-ханым — юная прекрасная девушка — жертвует собой ради спасения родного города, осажденного врагами, в другой — она гибнет вместе с возлюбленным, не покорившись жестокой воле родителей.
Прекрасный знаток истории Крыма А.Л. Бертье-Делагард в статье, посвященной древностям Чуфут-кале, вышедшей в 1920 г., писал о героине легенд: «С ее именем (Джаныке-ханым. — Авт.) связано несколько вздорных, мнимо народных рассказов, но точного исторического о ней ничего не известно».
Однако внимательное чтение сочинений мусульманских авторов XV в. убеждает, что Джаныке-ханым достаточно известная фигура не только в истории Крыма, но и Золотой Орды.
Перед человеком, входившим в город через открытые ворота, прежде всего открывалось величественное купольное здание мечети, расположенной на стыке Кенасской и Средней улиц, и лишь подойдя к нему, можно было справа на пригорке увидеть кырк-оркский «Тадж-махал» —дюрбе «великой государыни». Несомненно, что мечеть была гордостью мусульманской общины города, главным храмом Крымского ханства. Турецкий путешественник Эвлия Челеби застал мечеть уже закрытой, так как татары-мусульмане к этому времени покинули крепость, оставив ее караимам. Над входом он прочел и записал надпись-хронограмму, высеченную шрифтом джели: «Эту благословенную мечеть построил в 859 году (1455 г.) великий султан и высокий хакан, господин над царями арабскими и адзевшскими Хаджи-Гирей-хан, сын Гияз-ад-дин хана сына Эртогмаза. Да одарит его Аллах длительным существованием».
В 1928 г. руины мечети были раскопаны археологами. Одной из важнейших находок года стал фрагмент плиты с арабской надписью, прочитанной ученым-эпиграфистом О. Акчокраклы. Сохранившийся отрывок текста гласил: «Хаджи-Гирей, сын Гияз-ад-дина». Описание Эвлии Челеби исследователям тогда еще не было известно. Фрагмент надписи с датой 1346г. считался доказательством того, что мечеть построена в это время, а Хаджи-Гирей предполагался строителем медресе при ней. Однако сейчас уже очевидно, что первый крымский хан всерьез занялся именно мечетью, придав ей соответствующее столичному городу великолепие. Реконструкция древнего здания была столь существенной, а лесть вельмож столь беспредельной, что в парадной надписи над входом в храм Хаджи-Гирей был назван ее строителем. Примеры такого рода «неточностей» в строительных надписях не редкость.
Здание мечети — в плане четырехугольное (13,8 х 10,65м по наружному обводу, 12,0 х 8,85 — по внутреннему). Толщина стен — 0,65м. Кладка бутовая с использованием тесаного камня. Вход с западной стороны. Слева от входа находился минарет, от которого еще в 20-е гг.- сохранялись следы винтовой лестницы и фрагмента балкончика — шафоре, а в южной стене — основание михраба, перекрывавшегося сталактитовым сводом. Внутренний объем здания делился на три части рядами колонн со сталактитовыми капителями.
Сурб-Хач
Особое место среди всех крымских армянских монастырей занимал Сурб-Хач, несколько не похожий на другие. Он до сих пор возвышается над остатками своих садов, террасами, зарастающими лесом, «являя собой скорее вид неприступной крепости, нежели мирной обители».
Этот монастырь, основанный (согласно надписи на барабане его церкви) еще в 1338 г. в Старом Крыму, надолго пережил остальные. В XVI—XVIII вв. он стал главной святыней крымских ярмян, да и для коренной закавказской Армении приобрел и сохраняет известное историческое значение.
В настоящее время началось его систематическое и детальное изучение, сопутствующее реставрации этого выдающегося памятника.
Сурб-Хач, или в переводе «Святой Крест», — не только усадьба монастыря, т. е. группа собственно монастырских сооружений вокруг церкви «Святого Знамения».
Так называлась у армян и вся гора, в отрогах которой расположен монастырь. Примерно в километре от усадьбы монастыря дорога выбирается из густого мелколесья на правый край оврага, в густую тень больших развесистых деревьев, и выпрямляется как стрела.
Над дорогой возвышается трехэтажное здание монастырской трапезной и примыкающих к ней помещений. В нижнем, цокольном этаже, отделенном от второго узким поясом из нескольких рядов плоских кирпичей (плинф), между огромными, грубо обработанными глыбами чернеют вертикальные щели, обрамленные тесаным камнем.
Это окна монастырского подвала, похожие на крепостные бойницы. Во втором этаже сравнительно недавно, в 60-х годах прошлого века, пробит ряд обычных продолговатых окон с оштукатуренными откосами.
Несколько пониже — заделанные бутовым камнем проемы прежних окон; более узких и вытянутых, с резными наличниками из желтовато-белого известняка. Третий этаж был построен в тех же 60-х годах из пиленого камня. Здесь, в третьем этаже, — просторные окна и маленький балкон на железных консолях, висящий над дорогой и ущельем.
За углом длинного здания открывается выложенный булыжником двор. Единственное его ограждение — лес, деревья по крутым склонам горы Святого Креста.
Посреди двора — колодец с чистой и свежей родниковой водой, а между ним и собственно монастырскими корпусами вытянулось одноэтажное здание монастырской гостиницы, отделенной от двора высокой подпорной стеной и густо заросшей деревьями и сиренью.
Здание гостиницы, построенное в прошлом веке (скорое всего в 60-х годах), во время Великой Отечественной войны было разрушено до основания Восстановлено почти в прежнем виде по фотографиям и рисункам.
Ниже двора спускаются по оврагу еще четыре террасы с бутовыми подпорными стенами. На верхней и самой узкой из них — фонтан. Расположился он в плоской неглубокой нише под килевидной аркой из тесаных камней, плотно пригнанных друг к другу.
В 70-ых годах исчезла (была кем-то похищена) небольшая посвятительная плита из проконнесского мрамора, которая не только украшала его, но и могла бы послужить для уточнения даты. Утрата вдвойне прискорбная, если учесть, что плита не была опубликована. На ней изображены два ангела, возносящие канфар — богослужебный сосуд, из которого выступает латинской формы крест; под чашей — шлемовидное изображение клобука (головной убор), а по сторонам его облака. Из архитектуры самого фонтана, содержания и стиля изображений на плите (фотография ее сохранилась) ясно, что это сооружение конца XVIII — начала XIX в. Подобные фонтаны часто встречаются и в самой Армении.
Церковь Святого Знамения возвышается справа от входа в атриум; слева — восточный фасад трапезной, с этой стороны двухэтажной, а прямо — высокая, точно крепостная стена, глухая монастырская ограда с маленькой, почти незаметной (едва ли не потайной) калиткой, ныне замурованной за ненадобностью.
Сходство с крепостью придает монастырю и высокая башня, вырастающая над папертью и атриумом из правого (т.е. юго-западного) угла гавита — так называется в армянском храме притвор (сени, вестибюль).
Башня — простая прямоугольная призма с односкатной кровлей—вполне могла бы использоваться в качестве сторожевой. В прошлом, когда не подступал со всех сторон лес, отсюда открывался вид на часть монастырской дороги, на Старокрымскую долину. Однако назначение башни было мирное — служила она главным образом колокольней.
За монастырской оградой вода изливалась в глубокий, обложенный камнем колодец; оттуда по гончарным трубам, заложенным глубоко в земле, скрыто текла под дорогой и попадала на третью террасу, где ее использовали для полива сада и огорода.
Как видим, в пределах монастыря вода непрерывно струилась, тихо журчала, неся прохладу, радуя слух, но при этом ни одна ее капля не пропадала без пользы. Вот истинно армянская черта характера: поэзия и склонность к одухотвореннейшей эстетике.
Партенитская базилика
Недалеко от столовой санатория "Крым" в пгт. Партенит в тени кипарисов возведена каменная памятная стела. На этом месте в средние века стояла трехнефная трехапсидная Партенитская базилика. Ее возвели у старинной бойкой дороги из Партенита к нынешнему Артекскому перевалу в Гурзуфскую котловину на искусственной террасе на крутом склоне Аюдага. Это место было удобно еще и тем, что отсюда недалеко до укрепленного монастыря на юго-восточном склоне горы, центра Готской епархии.
Построена базилика во второй половине VIII в., к XVIII в. полностью разрушилась. В 60-е годы XIX в. при прокладке дороги из Партенита к нынешнему Артекскому перевалу наткнулись на каменную стену крупной постройки. Поначалу ее приняли за "остатки водопровода" и тотчас стали разбирать на камень для укрепления стенки дороги. За короткое время было вы везено около 200 подвод камня, что свидетельствовало о крупном размере постройки. Были обнаружены отлично тесаные штучные камни, мозаичные плиты, декоративная черепица, и тогда стало ясно, что дорога вскрыла часть базилики. Только после этого прекратилось ее уничтожение, а в 1871 г. провели первые археологические раскопки.
По-настоящему базилика раскопана и изучена известным археологом Н.И. Репниковым в начале XX века. Она оказалась крупным сооружением длиной 19,5 м и шириной 14,5 м со стенами толщиной 0,9 — 1,0 м, с трех сторон окруженным галереей. Храм таких размеров вмещал 100 — 120 человек. Фундамент выложен из тесаных блоков мшанкового известняка, добытых в каменоломне в устье р. Черной у окраины нынешнего Севастополя. Кстати, Партенитская базилика — единственный храм на Южном берегу, в строительстве которого использован этот интересный камень. Средний неф отделен от боковых рядами из пяти квадратных столбов из великолепно отесанного известняка. Крыша базилики была покрыта черепицей.
Мозаичный пол базилики, по словам очевидцев раскопок, был оригинальным и привлекательным. Он выложен квадратными и ромбическими плитками отлично обожженной красной и желтой черепицы, зеленовато-бурого песчаника, голубовато-серого мрамора, какого-то светлого природного материала, принятого Н.И. Репниковым за полевой шпат. Сложная композиция мозаики основана на чередовании плиток в ряду: в обычном и косом шахматном порядке, в "елочку" и другими способами. Особенно красива вымостка юго-восточного нефа из больших квадратных плит "полевого шпата", оттененных по краям каймой из квадратов красной и желтой черепицы размером 8 х х 8 х 3 см. Длина квадратов вместе с каймой 65 см.
Византийская архитектура Партенитской базилики упрощена. Классические легкие круглые колонны заменены массивными квадратными, дробящими внутреннее пространство храма. В Партенитской базилике по сравнению с классической византийской архитектурой V — VI вв. явно выражено стремление к архитектурному аскетизму. В 787 г. после подавления антихазарского восстания, вождем которого был епископ Иоанн Готский (его резиденцией был укрепленный монастырь на Аюдаге), поселения, храмы и церкви Таврики были разгромлены и среди них Партенитская базилика.
Понадобилось более шести столетий, чтобы восстановить базилику. В начале XV в. на древний фундамент нарастили стены. Они, сложены из блоков различных горных пород, аккуратно подогнанных друг к другу и связанных известковым раствором иного качества. В центральном нефе проходила религиозная служба, боковые нефы и галерея стали хозяйственными и жилыми помещениями.
Любопытно лаконичное сообщение Н.И. Репникова о том, что в стене южного нефа обнаружена мраморная гробница с дном, выложенным красной черепицей. Гробница оказалась пустой, без костей и каких-либо предметов. Возможно, что в ней был захоронен Иоанн Готский, умерший в Амастриде в Малой Азии, а затем перезахороненный в Партените. Но не исключено, что это был кенотаф (символическое погребение человека, умершего на чужбине).
Перестроенная базилика просуществовала до 1475 г., когда Турция завоевала Крым. Храм вновь был разрушен и сожжен. Несмотря на захват турками Южного берега население Таврики осталось христианским, и верующие восстановили базилику в XVI веке. Расчистили центральный неф и впритык со старыми стенами сложили новые из местного нетесаного камня для небольшой убогой часовни с деревянной кровлей. Пол вымостили плитами песчаника. Бедность храма и незначительные размеры свидетельствуют о том, что прихожане были бедными, да и число их уменьшилось. В конце XVII в. базилика приходит в запустение, а в XVIII в. полностью разрушается.
При строительстве санатория "Крым" остатки базилики оказались на территории здравницы и, чтобы избежать безвозвратного уничтожения, были законсервированы под толстым слоем земли.
В 1996 г. на предполагаемом месте захоронения Иоанна Готского был установлен памятник с надписью: "Здесь погребен преподобный Иоанн, епископ Готфской епархии в Крыму, борец с иконоборческой ересью, предводитель антихазарского восстания. Умер около 790 года. Родившись и возросши, он выбрал себе жизнь подвижническую с самой колыбели, словом и делом совершив всякую добродетель".
Базилики Херсонеса
Не позднее VI в. н.э. в Херсонесе начинается строительство христианских храмов. Поначалу Большинство церквей строились в форме базилики – вытянутого в длину помещения, разделенного рядами колонн на продолговатые части, к которому с восточной стороны пристраивалась сводчатая ниша (апсида) с алтарем и престолом. Базилики украшали роскошными мозаичными полами, перекрытия опирались на мраморные колонны, мрамором же отделывали дверные проемы, пороги и другие элементы конструкции. Церкви возводились видных местах - центре города, на горе, а также вдоль морского берега.
Итак все вышеназванные храмы и монастыри всего лишь малая часть всех святынь Крыма. Но эта малая часть уже показывает различие и разнообразие культур и народов, когда-либо живших или посещавших Крым. Все оставили хотя бы маленький след на Крымской земле. Все эти следы пускай и разных народов, возможно даже далеких для нас, должны быть не менее священны и не забыты.
Назад в раздел
Легендарная Тридцатка, маршрут
Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.
В край гор и водопадов
Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех
В край Крымских гор
Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.
svastour.ru
Православный храм - устройство, архитектура, история
Храм как сооружение культа занимает особое место в любой культуре. Обычно с ним связываются, так или иначе, все основные события жизни людей – рождение, похороны, свадьбы, крещение и т.д. Для русской культуры такими знаковыми сооружения являются православные храмы, их историю, значение и роль для страны мы и разберем в этой статье.
Храм в исторической традиции
Древние культуры и античное время определяли храм как жилище своего божества. Такие сооружения и возводились по принципу человеческого дома. В нём главное место занимала та или иная фигура бога, имелось отдельное место для принесённых этому божеству даров. Вход в такой храм для человека был под запретом, на него можно было смотреть снаружи и лишь изредка заглядывать внутрь, чтобы лицезреть его божественную статую.
Напротив, в христианстве храм изначально не позиционировался как Дом Бога, а лишь как место для молитвы верующих. Эта идея шла еще от ветхозаветной традиции «мобильной» скинии, т.е. переносной постройки, в которой иудеи хранили самое святое – ковчег Завета. К тому же христианский Бог мыслился как надмирный Образ, стоящий вне его границ.
Поэтому
— как можно было построить дом такому Богу? Если весь мир не может вместить в себя Его, то, как рукотворный дом — сможет?
Для первых христиан Бог жил в сердце человека.Однако со временем христианство обретает и «государственные» черты, становясь религией целых стран. Тогда и поднимается вопрос об определении места для всеобщих молитв, т.е. вопрос возведения храма.Для первых культовых сооружений христиане начинают использовать светские строения — позднеантичные базилики. Так в 4-5 вв. н.э. возникают первые христианские храмы. Надо запомнить, что для этих целей культовые сооружения не возводились, а лишь приспосабливались.
Описание первого храма христиан
Античные базилики были достаточно просторными помещениями, чего, собственно, от них и требовалось. Эти сооружения представляли собой прямоугольные строения, у которых был высокий центральный неф (определялся как два света) и два боковых — пониже. В базилике соответственно и размещается символика христианского общества, состоящая из:
• Оглашенных• Верных• Пастырей
По такому же принципу разворачивается и весь ансамбль храма:
Первый православный храм в плане (византийская базилика)
• Двор (атриум)• Помещение у входа (нартекс)• Основное помещение (наос)• Святое место (алтарь, апсида)
Это расположение символизировало сакральное движение верующего к Богу, идущее от входа (запад) к алтарю (восток). Данное направление было сохранено и в других типах храмов, особенно православных.Таким образом, первые христианские храмы открывали верующим не «статику почитания» языческого божества, а «динамику» движения к Богу, выраженную в пластике пространственных форм.
Можно подытожить:
Храм в религиозно-направленной культуре (теоцентричной) становится центральным сооружением и воплощением её основных идей миропонимания. Иными словами, храм воспроизводит определенную картину мира этой культуры.
Например, по виду жилого строения и его внутреннего антуража, интерьера мы можем представить себе образ жизни живущего в нем человека.
Так и храм «олицетворял» свойственные христианской культуре:
Однако именно «несостывка» таких идей миропонимания в христианской культуре с обликом первых базилик привела, в том числе, к дальнейшему развитию идеи православного храма. (православие как ортодоксия). Надо сказать, что эта идея тщательно разрабатывается уже с 5-го века и появляется одной из первых в новых церковных доктринах христианства.Эта «несостыковка» имела следующую проблему. По словам Господа, Его престол – это небо, т.е. стремясь к Богу, верующие обращают взоры наверх. Значит, основное направление движения должно быть не горизонтальное (как в базилике), а вертикальное! В храмах же той поры крыша была плоской и словно загораживала от взгляда верующего само небо.Появляется вопрос купола, который бы символизировал идею небесного престола Бога. Идея купола не была абсолютно новой тогда, её уже воплотили в античном Пантеоне Рима.Кроме этого, так мог визуально решиться дуализм христианского миропонимания, который делил время и пространство в сознании человека на две основные части мира:
• Дольную (земную)• Горнюю (небесную)
Это деление было изначально иерархичным, т.е. выраженным именно по вертикали: главное – там, а не здесь — на земле. То время и пространство превосходит этот век человека. Эта аксиома и выражала главный хронотоп всей культуры христианства Средних веков.
Храм Софии Константинопольской
Купол Софии Киевской
Он нашёл выражение в первом принципиальном культовом сооружении того периода – Константинопольской Софии. Это все ещё была базилика, но уже купольного типа. Храм имеет купол 36 — метрового диаметра, расположенного на 55-метровой высоте, который зримо выражает идею неба и небесного престола Бога.
К слову, этот храм остался уникальным по своему типовому решению купольной базилики, такого больше не строили.
И хотя мы имеем и Киевскую Софию, но это — уже другой тип храмового сооружения.
Православный храм и идея обожения
София в Константинополе — это 6 век. Пройдет еще 3 столетия, и христианство выработает новый и абсолютно свой тип храма. В 9-10 вв. в византийской традиции появится крестово-купольные сооружения, имеющие в своей основе вписанный крест. Купол в этих храмах расположен на 4 опорах, к которым примыкают цилиндрические своды. Динамика храма тут уже имеет акцентированную вертикаль, а его идея трансформируется в идею лестницы, которая ведёт к миру горнему. Если у константинопольской Софии купол отображал звездное небо, то в новых храмах на куполе размещали иконописное изображение Христа. Это выражало идею возможности человеческого обожения, т.е. приближения к Богу и становления человека-бога. Символизм в крестово-купольном храме воплощался везде:
• Центр купола – Христос• Простенки — фигуры апостолов• Паруса сводов – фигуры евангелистов• Столбы храма – изображения святых и отцов Церкви• Стены храма – изображения земной жизни Спасителя
Помимо нового вертикального членения, сохранилось и горизонтальное деление храма, и его восточная направленность.В таком виде Россия получает вид и идею православного храма после своего Крещения, такими же строят и первые русские православные церкви. Впрочем, византийских мастеров на Руси быстро сменяют местные зодчие, и специфика христианских храмов также скоро обретает национальные черты.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь