Почему достижения культуры Древней Греции можно назвать греческим чудом? Достижения древней культуры греции
Достижения и ценности культуры цивилизации Античной Греции
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
Наследие античной Греции бесконечно богато по своему духовному содержанию, разнообразию и совершенно в своих художественных формах. Оно оказывало и оказывает и сегодня своё воздействие и на культуру других народов. Но особенно - на европейскую культуру. Наследие древних греков покоится на величайших творениях, созданных и безымянными демиургами (мастерами высокой квалификации, ремесленниками) и знаменитыми философами, учёными, писателями, поэтами. Назовем лишь некоторых из них.
Считаем, что начать надо с упоминания героического эпоса, который получил название "Илиада и Одиссея". Этот цикл песен традиция приписывает слепому певцу-аэду Гомеру. По всей вероятности, певец жил около 800-750 г. до н. э. Он обработал ряд песен, которые уже сочинили до него, некоторые из них сочинил, возможно, и сам, соединил их в цикл, объединив оригинальной композицией. Поэмы "Одиссея" (она была создана раньше, чем "Илиада") и другие образовали так называемый "Троянский цикл", куда входили и другие поэмы "Кипреи", "Малая Илиада". Именно в этих поэмах приводится миф о причине войны: яблоке, с надписью "Прекраснейшей", которое подбросила богиня раздора Эрида.
Впоследствии создаётся ряд поэм-подражаний. Создателей такого рода произведений стали называть эпигонами (последователями): создаются "Эфеониды", "Разрушение Илиона" (Арктин), "Малая Илиада" (Лесхес), "Телегония" и др. Среди эпигонов особое место занимает Гесиод (VII в. до н. э.). Он создаёт три новых жанра: космогонический - "Теогония", генеалогический - "Каталог женщин", дидактический (назидательный) - "Труды и дни". Именно у Гесиода мы находим первые попытки философски осмыслить первоначало (архэ) этого мира. В "Теогонии" ("Происхождении богов") поэт спрашивает у Муз: "...что прежде всего народилось?" На что получает ответ: "Раньше всего зародился хаос". Космос - порядок, организация - явление более позднее, вторичное. Эпические поэмы Гомера, Гесиода и других поэтов архаики впоследствии будут питать всю древнегреческую духовную культуру - поэзию, театр, философию.
Но архаика закладывает те противоречия, которые будут двигать, развивать всю культуру цивилизации, и которые она так и не сможет преодолеть. Это противоречие между богатым и бедным, свободным и рабом, общиной и личностью и, в конце концов, между обществом и культурой. В наиболее отчётливой форме их выражает поэзия. Становящийся полис - центр культуры, требует единения всех граждан и в труде, и в бою. А защищать свой город приходилось часто, правда, нередко приходилось отстаивать свои интересы у стен соседних городов. Поэтому воинская доблесть, мужество, смелость - необходимые черты культурного человека того времени. "Со щитом или на щите" - вот поговорка, наиболее полно характеризующая настроения патриотизма, коллективизма этой эпохи. Но любая культура амбивалентна, и настроения индивидуализма и реализма выразил замечательный поэт Архилох, описавший поведение воина, бежавшего с поля битвы:
"Сам я кончины зато избежал.
И пускай пропадает
Щит мой.
Не хуже ничуть новый могу я
добыть".
Это - уже совершенно иные настроения. Индивид, отбросив ставшие тесными узы родовой морали, противопоставляет личную жизнь, свободу, самостоятельность - безликому коллективизму, "роевому" началу культуры.
Настроения такого рода вызвали острый протест и старой, родовой, аристократии, и господствующей верхушки нарождающейся цивилизации. Выразителем их взглядов выступил спартанский поэт Тиртей:
"Славное дело - в передних рядах с врагами
сражаясь,
Храброму мужу в бою смерть за отчизну
принять...
Гордостью будет служить и для города и для народа
Тот, кто шагнув широко, в первый продвинется ряд,
И преисполнен упорства, забудет о бегстве позорном,
Жизни своей не щадя и многомощной души."
Классика попытается примирить эти крайности. Прославленный государственный деятель и поэт Солон поставит на первое место чувство меры, умение соблюдать "золотую середину". Этому принципу меры наиболее полно соответствует аретэ - принцип и идеал гармоничного развития гражданина полиса, который сочетает достоинства политического деятеля, качества знатока искусств, совершенство физически развитого воина. "Меру во всем соблюдай", но у каждого - своя мера и уметь её соблюсти, достигнув гармонии, состояния аретэ должен каждый гражданин.
Эллинизм - период упадка культуры. Нормы, идеалы античной Греции распространяются повсюду, где бы ни ступала нога воина Александра Македонского (рис. 7.6), повсюду, но не в самой Греции. Здесь городское хозяйство постепенно приходит в упадок, а после смерти Александра и войны его соратников между собой за раздел и передел "империи" влияние Греции сходит на нет. Очень скоро она превращается в заштатную провинцию Древнего Рима. Для этого этапа характерны настроения индивидуализма и космополитизма. Следует отметить, что в области поэзии, литературы плодотворно трудились не только мужчины: Архилох, Анакреонт, Алкиан, Мимперм и др. История донесла до нас и женские имена: Сапфо с острова Лесбос, Коринна из Танагры, Телесилла из Аргоса, Праксилла из Сикиона. Греческие поэты в отличие от Гомера, Гесиода, открывают не героическое время, а лирическое - время индивидуальных, интимных переживаний, раздумий, чувств. До нас дошли строчки стихов-сетований поэтессы Сапфо:
"Луна и Плеяда скрылись,
Давно наступила полночь,
Проходит, проходит время -
А я все одна в постели..."
(пер. А. Ахматовой)
Не менее впечатляющи достижения греков в области науки. Именно им удалось впервые создать теоретическую науку.
Для научного познания характерно наличие особого метода познания. Он включает в себя ряд положений:
1. Явления и в обществе, и в природе должны наблюдаться. (Принцип наблюдаемости)
3. Из предполагаемых (гипотетических) причин выводятся гипотетические (вероятностные) следствия (Принцип дедукции), которые могут быть проверены на опыте, в практике, в эксперименте.
Все эти три метода были заложены ещё в науке, возникшей в древних цивилизациях. В Древней Греции вводится четвёртый элемент - проверка, доказательство гипотез, осуществляемая рациональными, логическими рассуждениями.
Учение о методах научного познания было изложено Аристотелем, известным философом, в его "Органоне", где он описывает приемы получения из истинных положений новых истинных положений, не требующих дополнительной проверки. Таким образом, греческая наука очень рано стала превращаться в теорию. В математике это проявилось в создании дедуктивной науки, что характерно для творчества Евклида. Наука древних цивилизаций Востока, Египта была достаточно развита: вавилонские математики уже во времена Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) создали шестидесятеричные счётные таблицы, чего не смогли или не хотели создать греки и через 2 тысячи лет. В Вавилоне за 1000 лет до Пифагора вычислили отношение длины диагонали квадрата к его сторонам. Но им не пришло в голову сформулировать теорему, общее правило, как сделал Пифагор. У них отсутствовала попытка доказать математические выкладки. Их задачи носили рецептурный характер.
Для греческой науки было характерно стремление к знанию ради знания. В этом - её сила, но и её слабость: практическим применением знания греческие мыслители не интересовались, считая это "не ценным", уделом "несвободных". Открытия в области математики, механики, физики больше служили делу разрушения - применялись на войне, но не созиданию, не производству. Они служили средством развлечения - например, механические изделия на сценах театров, но не средством облегчить производительный труд. Противоположность, характерная для цивилизации, разорвала духовную и материальную культуры на две самостоятельные области и, в конце концов, подорвала способность обеих к совершенствованию и развитию. В области науки плодотворно трудились Фалес, Евклид, Пифагор, Архимед, Ктесибий из Александрии (создатель водяных часов, клепсидры), Теофраст и другие, заложившие новые формы научного знания, оказавшего своё влияние на культуру соседних народов.
Не менее важны достижения античности в области архитектуры. Хотя архитектурное дело ценилось меньше, чем занятия абстрактными видами умственного труда - философией, математикой, тем не менее архитектура позволяла претворить в камень те эстетические идеалы, которые разрабатывались мыслителями, и рассматривалась как необходимая и почётная деятельность.
Для Древней Греции характерно раннее складывание различных стилей: дорического, ионического и коринфского. Наиболее ранняя, микенская, колонна, суживалась книзу. Дорический и последующие стили дают колонну, суживающуюся кверху. Сужение колонны идёт по особой бочкообразной линии, называемой энтазисом. Очень рано разрабатывается и архитектурный ордер. Полный архитектурный ордер включал в себя следующие части и их элементы:
Пьедестал колонны, её нижняя часть. Она состояла из базы, тела пьедестала или стула, карниз.
Вторую часть образует сама колонна, она состоит из базы, стержня (тело), капители (главы).
Третью часть образует антаблемент. Он находится над колонной и состоит из архитрава, фриза, карниза.
Иногда тело колонны покрывали желобки - каннелюры. Если древнейшие сооружения представляют собой тяжеловесные сооружения, то впоследствии колонны суживаются, вытягиваются в высоту (соотношение диаметра к высоте колонны составляло 1:4), что придавало зданию стройный вид. Утверждается правило перистиля (здания, обнесенного со всех сторон колоннами): боковая стена должна иметь двойное количество колонн плюс одну по сравнению с фронтальными. В таком случае получаются соотношения 6:13, 8:17. Позднее появляется двойной, тройной ряд колонн. Архитектура тесно связана с героическими и трагическими сторонами культуры Античности. Святилище Артемиды в Эфесе было возведено критянином Херсифроном и его сыном Метагеном на болоте, чтобы оно не было разрушено землетрясениями. Но в 356 г. до н. э. было сожжено Геростратом! С той поры в культуру вошло выражение: "Геростратова слава" - известность, достигнутая бесчестным, преступным поступком.
После победы над персами в Афинах строятся многочисленные здания, например, храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон из Элиды), храм Посейдона в Лукании и др. Но наибольшего размаха строительство достигает в период правления Перикла. За неполных два десятка лет были построены Парфенон, Пропилеи (ворота, ведущие на Акрополь, смешение стилей дорического и ионического), храм Афины-победительницы (ионический стиль), Эрехтейон, театр Одеон и был отстроен порт Пирей. Поражение в войне со Спартой, а затем распад империи Александра приводят к изменениям в архитектуре. В собственно Греции строятся здания светского характера: театр Диониса на Акрополе (330 г. до н. э.), театр в Сиракузах, в Эпидавре. В Александрии Египетской при Птолемее Сотере возводится знаменитая Библиотека. При Птолемее Филадельфе она насчитывала уже около 50 тысяч свитков, а спустя 250 лет - при Цезаре - уже 200 тысяч. Особых успехов достигло градостроительство. Считается, что только царь Селевк основал 75 новых городов на развалинах Персидского царства. По преданию, Александр Македонский основал 70 городов. Бурное градостроительство вызвало потребность в архитектуре. Но это развитие - чисто механическое, происходило смешение стилей. Греческий канон вынужден был учитывать азиатские традиции, получались смешанные художественные формы, выражающие идею власти космополитического характера. Преобладает погоня за "чистой" формой. Например, храм Дидимайон в Милете был окружен двойной колоннадой, состоящей из 210 колонн. А это уже признак "вырождения" культуры.
Другим, не менее замечательным достижением культуры античной Греции, являлся театр.
Театр берёт своё начало от ритуалов, а затем и религиозных представлений, "мистерий". В Греции во время Великих Дионисий ставились постановки, изображающие смерть и Воскресение Диониса. Поскольку пьеса предназначалась Богу, она не повторялась, а для каждого празднества писалась заново. Непременными "участниками" представления были сатиры, козлоногие люди, спутники Диониса. "Трагедия" и означала первоначально "песню козлов", сатиров. Хоры сатиров, то есть трагедия, известна с VII в. до н. э. Затем появляется актёр, ведущий диалог с хором. Такая трагедия стала называться драмой. Великий драматург Эсхил добавил в действие второго актера (V в. до н. э.), Софокл - третьего. Обычно трагедию играли три дня, во время которых разыгрывалось три драмы, трилогия, связанные одним сюжетом. Софокл отошёл от этой практики - у него каждая из трагедий есть единое целое. Чтобы разрядить психологическое напряжение, возникающее в ходе восприятия трагедии, давали "сатировую драму" - комедию, веселое представление. В трагедии обычно участвовали: протагонист (положительный герой), антагонист (антигерой), девтерагонист (второй актёр), тритагонист (третий актёр), хор и корифей (актёр, представляющий мнение драматурга, автора пьесы).
Источником сюжетов для греческого театра были мифы. Герои трагедий - герои мифов. Но мифологическая ситуация - лишь повод для пополнения её актуальными политическими, философскими, нравственными идеями, чтобы утвердить высокое чувство гражданственности и патриотизма. Великие поэты и драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид восходили до гениальных философских обобщений: существует ли божественное управление миром? И если оно существует, то какие нормы для него характерны? Почему самые разумные человеческие планы постигает неудача? Как соотносятся нормы общества и интересы личности, разумно ли подчиняться общему, или личности следует предоставить полную свободу? Однозначные ответы жизнь на такого рода вопросы не давала, не могли ответить однозначно и драматурги, но однозначно не может ответить на них и современность. Отсюда - соревнование, агон, который пронизывает творчество древнегреческих драматургов. У Эсхила воля богов (общества) справедлива. В его трагедиях "Персы", "Орестея", "Прикованный Прометей" божественная воля, хотя и сурова, но позволяет утвердить порядок, норму в обществе, сохранить его единство. Софокл в своих драмах "Царь Эдип", "Эдип в колоне", "Антигона", "Аякс", "Следопыты" утверждает идею всесилия воли богов (общества). Но добро или зло несут боги людям - этический смысл божественной воли скрыт от людей, считает Эсхил. Конфликт его пьес - в противоборстве человека и рока, судьбы, в котором человек проигрывает. У Еврипида в таких пьесах, как "Медея", "Троянки", "Алкестида", "Ифигения в Авлиде", "Вакханки", боги - жестоки и коварны, они нечестны в их поведении с людьми, злопамятны и несправедливы. У Еврипида происходит профанация, обмирщение мифа и деградация его персонажей.
В комедийном жанре сочиняли пьесы: Аристофан ("Ахарнане", поставлена в 425 г. до н. э.), Эвполид ("Демос"), Кратин ("Законы") и др. Комедия означает "песню комоса", то есть праздничного деревенского шествия. Для комедии характерно соединение песен с весёлыми сценами. Иногда в комедии присутствовали непристойности, фаллические шутки, похабщина. Всё это соединялось с политической сатирой. Комедии направляли свои нападки против демократических группировок - Перикла, позднее Клеона и Гибербола. Прошлое, связанное с управлением тиранов, приукрашивалось и восхвалялось. В золотой фонд памятников комедийной культуры вошли такие пьесы Аристофана, как "Ахарняне", "Мир", Лисистрата "Лягушки", "Облака", "Всадники".
Вершины своего развития культура достигает в представлениях о человеке, о том идеале, к которому стремится сам человек и поощряет его стремления общество. Для античной Греции этот идеал культурного человека был сформирован Аристотелем в его "Никомаховой этике". Аристотель выводит идеал человека "по праву гордого", это тот, кто считает себя достойным великого, будучи того достойным. Этот человек, по мысли Аристотеля, должен иметь определённые физические данные, прежде всего высокий рост, ведь "красота бывает в большом теле, а малорослые изящны и хорошо сложены, но не прекрасны". В движениях герой неспешен, "ибо не станет торопиться тот, кому мало что важно, а герой считает важным очень немногое". Он должен избегать резких движений, говорить спокойно. Важную черту человека культурного, "по праву гордого" составляет "честь". Но удовольствие могут составить лишь почести, воздаваемые людьми благородными, то есть равными самому герою. Незаслуженным бесчестьем можно и пренебречь, но не позволять никому задевать себя. Культурный человек должен быть щедрым, но обязан соблюдать меру между плебейским швырянием денег на ветер и мелочной расчётливостью. Сам он охотно оказывает благодеяния, но принимать от других - избегает. За благо он воздаёт ещё большим благом. Он помнит тех, кому оказал услугу, а не тех, кто её ему оказал, так как услуга - унижает. У римлян, в представлении Тацита (здесь утверждаются противоположные мнения), услуга - возвышает, и её надо помнить.
"По праву гордый" - правдив и честен, ибо ничего не боится. Он открыто любит и открыто ненавидит. К другим он приспосабливается с трудом - ведь в этом есть что-то рабское. Его нелегко удивить, он не склонен ни к похвалам, ни к осуждению, он не жалуется и не просит. Он предпочитает владеть вещами прекрасными и не приносящими пользы. В трудную минуту, на войне он смело идёт навстречу опасности и не щадит своей жизни, считая, что не стоит цепляться за жизнь любой ценой. Он не возносится над теми, кто стоит ниже него, зато держится величественно с людьми высокого ранга.
Ученик Аристотеля Теофраст в своей книге "Характеры" привёл черты человека "некультурного". Для него характерны крикливость, резкие движения, панибратство со слугами, подозрительность к родственникам, бестактность, скопидомство, чрезмерный интерес к ценам. Некультурный человек позволяет себе танцевать на трезвую голову, сам открывает двери на стук, поёт в бане. А сапоги, обувь он носит больше, чем полагается.
В "Политике" Аристотель вводит ещё ряд признаков культурного человека: ему необходимо благородное происхождение и богатство, он должен быть "свободнорождённым". Люди благородного происхождения с большим правом граждане, чем люди безродные - "ведь первые рождаются для подчинения, вторые же - для господства".
Любые оплачиваемые занятия для благородного, культурного человека - недопустимы, ведь плата уподобляет его рабу. Ни в коем случае не следует достигать совершенства в занятиях - это удел профессионалов, людей зависимых. Музыку надо изучать настолько, чтобы оценить чужое искусство, а затем оставить это занятие, это касается и других занятий. Но для умения пользоваться досугом культурному, благородному человеку нужно "кое-чему учиться, кое в чём воспитаться", - считал Аристотель.
А почти через две тысячи лет А. С. Пушкин заметит: "все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь".
students-library.com
Достижения культуры Древних Греции и Рима
«Достижения культуры Древних Греции и Рима» . 900 igr. net
Античная культура n Античная культура Средиземноморья считается одним из важнейших творений человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии.
Цивилизации… n Древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали различными культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
Соединения Запада и Востока с единой цивилизацией n В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока с единой цивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.
Литература В Древней Греции вся литература так или иначе связана с мифом (от греч. «мифос» — «слово» , «речь» , «рассказ» ). С детства греки слушали рассказы о подвигах Геракла, о приключениях Одиссея, о лабиринте на острове Крит и страшном Минотавре — человеке-быке и верили, что всё это правда.
Из мифов, а не из истории и не из жизни сочинители брали сюжеты для эпоса и трагедий. Без отсылок к мифам не обходился ни один поэтический текст. Пародия на миф или на какой-либо мифологический персонаж служила главным приёмом комедии. Наконец, поэты и мыслители сами сочиняли мифы. Афина Посейдон
Роль права n Рим открыл миру важнейшую роль права и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следить за соблюдением закона.
«Человек – мера всех вещей" n Античность завещала последующим эпохам максимум "человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания
Наука Ученых в Древней Греции называли философами, что означает "любящие мудрость". Древне Греческие философы изучали чисто научные дисциплины: математику, биологию, астрономию и географию. Величайшими философами Древней Греции являются: Фалес Аристотель Архимед и другие Гиппократ Сократ
Древние греки, пытаясь объяснить разные непонятные и таинственные явления, обращались к легендам о своих богах. Землетрясения, наводнения, засуху они объясняли гневом богов. Но начиная с VI в. до н. э философы Греции начали искать более реальные объяснения происходящим в природе процессам и явлениям.
Искусство n Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина ("политического существа") находило свое отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античных сюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.
Искусство (вазопись) В культуре Древней Греции в период архаики (VII— VI вв. до н. э. ). расцветает вазопись. Она претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной.
Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности
Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла) — изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками.
Античное искусство n Античное искусство (V-IV вв. до н. э. ) справедливо называют классикой, так как оно являлось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души, сила ума всецело слита с красотой тела. Наиболее полно это можно было передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни греков обращал внимание Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.
Архитектура n Наряду со скульптурой, высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, к счастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляют своей красотой и величием даже сегодня.
Изобретение бетона n Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволяли римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.
Монументальные сооружения n Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома – инсулы – в 3 -6, а порой и в 8 этажей.
Римские храмы n Римские храмы прямоугольной формой и портиками напоминали греческие, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах с лестницей (подиумах). В римском храмовом зодчестве применялся тип ротонды, т. е. круглого храма. Таким был один из древнейших храмов – храм Весты. Наиболее значительным достижением римской строительной техники был храм всех богов – Пантеон в Риме. Купол Пантеона диаметром 43 м считался самым крупным в мире.
Колизей n Несомненно, грандиознейшим римским сооружением является здание амфитеатра -, которое представляло собой эллипс окружностью 524 м. Стена Колизея имела высоту 50 м и состояла из трех ярусов.
Театр n n Наиболее популярными были трагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Каждый из них по–своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости и сострадания. Аристотель в "Поэтике", определяя трагедию, говорит о том, что она "посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей", вызывает катарсис (очищение). Расцвет другого жанра – комедии связан с именем Аристотеля. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашней политической жизни Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались на мифологическом прошлом. Художественные образы, созданные знаменитыми драматургами, отличаются глубиной психологических характеристик и волнуют многие поколения зрителей на протяжении веков. Прометей, Эдип, Медея, Федра олицетворяют собой легендарное прошлое древних веков.
Олимпийские игры n Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н. э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис.
Олимпийские игры n Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время.
Олимпийские игры n Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала — праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции.
Вывод: n Народы Древней Греции и Древнего Рима сделали немало открытий, создали много великолепных произведений искусства, архитектуры , литературы, интересных нам до сих пор, влекущих, манящих, учащих, дающих лучшие образцы искусства и нравственности.
Литература. n n Вигасин А. А. и др. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. сред. шк. -М. : Просвещение, 2004 Всеобщая история. /Сост. Ф. С. Капица и др. М. : ТКО «АСТ» , 1996. Энциклопедический словарь юного историка: (Всеобщая история)/Сост. Н. С. Елманова, Е. М. Савичева. - М. : Педагогика-Пресс, 1994. Интернет – ресурсы, 2008.
present5.com
Тема 7. Основные черты и достижения культуры Древней Греции (классический период, V – IV вв. До н.Э.) План
1. Понятия «античная культура», «культура Древней Греции», факторы развития культуры.
2. Особенности и достижения культуры.
Методические указания
Сначала студент должен объяснить термин «античная культура». Далее необходимо определить географические и хронологические рамки культуры Древней Греции (Эллады), её периодизацию, объяснить, почему V – IV вв. до н.э. принято называть классическим периодом.
Затем следует рассмотреть факторы развития культуры. К их числу относятся природно-географические (окружённость морями, отсутствие единого территориального пространства), социально-экономические (рабовладельческий строй) и политические факторы (полис, республика, демократия). При этом нужно показать, как они повлияли на облик древнегреческой культуры.
Далее необходимо последовательно раскрыть такие её черты, как космологичность, антропоцентризм, преимущество жизни над смертью, состязательность, красочность, праздничность, зрелищность. При этом каждую черту следует иллюстрировать примерами скульптуры (Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор», Фидий «Афина», «Зевс Олимпийский»), архитектуры (дорический, ионический, коринфский ордера; храм Парфенон), различных празднеств, театра, спортивных состязаний.
После этого нужно перечислить и кратко охарактеризовать основные достижения древних греков в различных сферах культуры.
В заключение следует сделать вывод о влиянии Эллады на современную европейскую культуру. При этом необходимо учесть не только сохранившие свою актуальность достижения древних греков, но и те культурные черты, которые, появившись в Элладе, в той или иной степени характерны для современной европейской культуры.
Литература
Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Ярхо. – М., 1995.
Вощинина А.И. Античное искусство. Исторический очерк. – М., 1962. – С. 111–180.
Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988. – С. 47–78.
Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1989. – С. 311–333.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2002. – С. 15–24.
История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 2000. – С. 253–268.
История и культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М., 2000. – С. 90–107.
Колесникова И.В. Краткий очерк истории античной культуры // Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для студентов негуманитарных специальностей. – М., 1993.– С. 3–17.
Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 138–144.
Тема 8. Культура Древнего Рима: особенности и достижения (ранняя империя, конец I в. До н.Э.– II в. Н.Э.) План
1. Понятия «античная культура», «культура Древнего Рима», факторы развития культуры.
2. Особенности и достижения культуры.
Методические указания
Прежде всего студент должен объяснить термин «античная культура». Затем необходимо определить хронологические рамки и периодизацию культуры Древнего Рима, выделив период ранней империи. Далее следует обозначить территориальные границы римского государства в конце I в. до н.э.– II в. н.э.
После этого нужно рассмотреть факторы развития культуры Древнего Рима в этот период. К числу таких факторов относятся территориальные (Римская империя – самое большое государство в рассматриваемый период), этнические (значительное число стран и народов, входивших в состав империи), политические (монархия, постоянные войны), социально-экономические (рабовладельческий строй). Определяя эти факторы, необходимо пояснять, какое влияние они оказали на развитие культуры.
Далее следует раскрыть такие черты культуры Древнего Рима, как синтетический характер, практицизм, государственный характер, культ императоров, состязательность и зрелищность, культ прошлого. Причём каждую черту культуры нужно иллюстрировать примерами из религии, архитектуры (Колизей, Пантеон, арка Тита, колонна Траяна, плановая застройка городов и др.), скульптуры (индивидуальный скульптурный портрет), науки, зрелищ и т.д.
Затем студент должен перечислить основные достижения древних римлян в разных сферах культуры.
В заключение необходимо сделать вывод о влиянии Древнего Рима на культуру современного Запада. Это предполагает не только выделение достижений древнеримской культуры, сохранивших свою актуальность и по сей день, но и выявление тех культурных особенностей, которые, появившись ещё в Древнем Риме, в той или иной степени свойственны современной западной культуре.
studfiles.net
Почему достижения культуры Древней Греции можно назвать греческим чудом?
Достижения культуры Древней Греции можно назвать греческим чудом потому что греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного. Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии, начав объяснять мир из него самого, не обращаясь к помощи богов, исходя из первоэлементов, каковыми для них выступали вода, земля, воздух, огонь. Примерно такая же ситуация наблюдается в области искусства. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. Последнее в первую очередь относится к скульптуре, где грекам справедливо отдается пальма первенства. Ее представляет целая плеяда великих мастеров во главе с Фидием. В равной мере это относится к литературе и ее жанрам — эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В Греции родилась ордерная архитектура, которая также достигла высокого уровня развития. Следует подчеркнуть, что искусство имело в жизни греков огромное значение. Они хотели не только творить, но и жить по законам красоты. Греки первыми почувствовали потребность наполнить все сферы человеческой жизнедеятельности высоким искусством. Они вполне осознанно стремились к постижению «искусства существования», к тому чтобы сделать из своей жизни произведение искусства. Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Внешне их религиозно-мифологические представления и культы не слишком отличаются от других. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем после длительной борьбы утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия.