Рельеф Древнего Египта ЯКУБОВОЙ — презентация. Рельефы древнего египта презентация
Рельеф Древнего Египта ЯКУБОВОЙ — презентация
Рельеф. Рельеф (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, - развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, так называемого живописного, рельефа). Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение. Техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая — тертый малахит, синяя — лазурит, и черная — сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во- первых — прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, «жизни вечной и вечному блаженству» «Поклонение Атону». Врезанный рельеф. 14 в. до н. э. Египетский музей. Каир. Рельеф храма в Абу – Симбеле. На рельефе из Большого храма в Абу – Симбеле юный Рамсес поражает копьем ливийского воина. Врезанный рельеф. Рельеф храма в Долине царей. Рельеф в храме Мединет – Абу в Долине царей иллюстрирует египетский обычай: после победоносной битвы поверженным врагам отрубали кисти рук и складывали из них «курганы». Это делалось для того, чтобы сосчитать число убитых противников. Врезанный рельеф. Рельеф «Плакальщики». Мемфис. XIV век до н.э. Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина К эпохе Нового царства относится такой шедевр, как рельеф «Плакальщики», где взвивающиеся вверх руки и закинутые назад головы скорбящих образуют композицию, исполненную подлинно музыкального звучания и захватывающего драматизма. Врезанный рельеф. Рамсес II, побивающий врагов Египта. Рельеф из большого храма в Абу-Симбеле. XIX династия. Врезанный рельеф. "Стела Мернепта" контрасты выражаются более ясно и активно воздействуют на зрительное восприятие сценических образов, сделанных углубленными в поверхности, используемой в качестве фона. Врезанный рельеф. Рельеф. Эхнатон и его семья. Искусство Амарны отличает большая подвижность фигур, подчеркнутую правдивость изображения, живость отдельных образов и всей композиции, внесение в искусство вместе с неведомым дотоле динамизмом таких мотивов, как лирика, задушевность, даже интимность. Врезанный рельеф. Роспись по рельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использования чистых контрастных цветов на долгие века остается незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньшего масштаба. На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями, сделанными из травы. На рельефах и фресках обычно изображали сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые при погребении; чёткими, ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, несущих дары покойному; жертвенные столы уставлены яствами; множество людей, работающих на полях и в садах, охотников и рыболовов, скотоводов и пастухов; бесконечный поток пленных с захваченными трофеями. Постройка судна. Рельеф гробницы Ти в Саккаре. Выпуклый рельеф. Древнее царство. 3-е тыс. до н. э. Рельеф гробницы принцессы Идут в Саккаре. Выпуклый рельеф. Середина 3-го тыс. до н. э. Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца. Каир. Музей Сохраняя исконный стиль, египетское искусство украсилось грацией, изяществом. Выпуклый рельеф. 14 в. до н. э. Рельеф на спинке золотого трона Тутанхамона. Каир. Музей На спинке золотого трона мы видим поэтическое изображение царя и царицы с инкрустациями из золота и стекла. Выпуклый рельеф. 14 в. до н. э. Фрагмент выпукловова рельефа , относящийся к мастабу царского писца III династии Хезира в Саккаре, который изображает покойника сидящим перед столом подношений и хранится в Египетском музее в Каире. Сцена на барельефе изображает человека с антилопой, выполнена во времена IV династии. «Стела Мернепта», углубленный рельеф эпохи XIX династии. Египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств — архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира. Конец.
freedocs.xyz
Уроки 29–30 (с презентациями). Тема. Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Иероглифы. | Начальная школа
Уроки 29–30 (с презентациями).
Тема. Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Иероглифы.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта (на примере древнеегипетской росписи и скульптуры). Отличать рельеф от круглой скульптуры. Иметь представление о письменности Древнего Египта, об иероглифах. Уметь выполнять простейшие рисунки человека в стиле древнеегипетского рельефа. Уметь изображать простейшие иероглифы. Продолжить овладение приёмами работы гуашью.
2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения древнеегипетского искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере скульптурного портрета царицы Нефертити, росписей и рельефов царских гробниц.
Обязательный минимум содержания: древнеегипетские роспись и скульптура (Н), каноны, рельеф, иероглифы (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: скульптурный портрет царицы Нефертити, росписи и рельефы со стен царских гробниц, иероглифические надписи, схема изображения человека по клеткам.
Дополнительный материал для учителя.
Искусство Древнего Египта
Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно служило многочисленным культовым и магическим целям. В изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, большее, чем просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно «оживляло» образ, вносило в него нетленность, божественность, скрытый смысл.
Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремёсел, строительством храмов. По велению сердца, облечённому в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул «старейшина художников». Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между земным и божественным. Скульптурные и живописные изображения божеств должны были стать «телом» для богов, дать им возможность жить на земле.
Росписи и рельефы гробниц призваны были помочь душе покинувшего этот мир достичь мира божественного и обрести новую жизнь. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».
Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка – душу, высшую, невидимую часть человека, идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, Вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в невидимом мире, отвечал за него перед богами.
Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.
Что такое канон? Само слово «канон» в переводе с греческого означает «закон», «правило». В этом понимании каноном древнеегипетского искусства мы можем назвать свод правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства – стать посредником между миром богов и миром людей. Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства. Менялись стили и технические приёмы изображения, развивались и обновлялись традиции, канон же оставался неизменным.
В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ.
Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклонённого и т.д. Существовали они также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Отказ от изображения перспективы, цветовых рефлексов, теней должен был помочь изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле.
Изображение человека на плоскости непривычно с точки зрения современного человека. Фигура дана одновременно и спереди, и сбоку. Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. При этом он, переводя объёмную фигуру на плоскость, не прибегает к условному сокращению, а показывает её с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения: плечи, руки и глаза – в фас, голова и ноги – в профиль. Женщины изображались со светлой кожей, мужчины – с тёмной, умершие – со скрещенными руками, живые – с опущенными.
Древнеегипетская письменность
Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисунчатым): слова изображались наглядными рисунками, например:
– солнце,
– бык.
Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было записывать некоторые отвлечённые понятия, например знаком
(горы) – горную, то есть чужеземную, страну;
(солнце) – слово «день», исходя из того, что солнце светит лишь днём.
Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые определители являются идеограммами.
Позже появляются звуковые знаки (фонограммы), в которых изображённый рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой стороной. В Рабочей тетради на с. 48–49 представлены как раз фонограммы.
Итак, среди египетских иероглифов различают две основные группы символов: звуковые знаки (фонограммы) и смысловые знаки (идеограммы).
Количество иероглифических знаков постоянно увеличивалось. Так, в период Старого царства их было 800, а в период греко-римского правления – более 6000.
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД,
технология оценивания
1-й урок темы
действия учителя
действия учеников
I. Создание проблемной ситуации.
Учитель записывает тему урока: «Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф», рассказывает детям историю о маленькой девочке и её путешествии в Египет и просит ответить на вопросы.
Жила-была одна маленькая девочка по имени Маша. И обладала она необычной чертой характера: её никто не мог ничем удивить. Мама уже не знала, что и делать, водила её в интересные музеи, читала увлекательные книги, рассказывала удивительные истории, но всё напрасно. Девочка только и знай твердила:
– Ерунда, ничего необычного.
Однажды отправились они путешествовать в Египет и добрались до самых пирамид. Мама предложила Маше спуститься в древнюю гробницу фараона (царя Египта), но Маша, как всегда, закапризничала.
– Что я там не видела? Скукотища.
Но мама настояла, и они вошли в тёмное помещение, освещённое только факелом. И вот тут-то девочка остолбенела, таких необычных росписей и рельефов она ещё не видела.
Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):
Познавательные действия
1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.
3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.
2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.
3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
II.
Формулирование проблемы.
– Итак, какой вопрос у вас возникает?
– Что необычного можно увидеть в древнеегипетских гробницах?
Возможен другой вариант проблемного вопроса.
III. Выдвижение гипотез.
– Может быть, у кого-то есть своя гипотеза, предположение?
Предполагают.
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 54, 55, рассмотреть древнеегипетские рельефы и ответить на вопросы:
– Рассмотрите цветной рельеф из царской гробницы на с. 55 учебника. Как повёрнуты на нём голова, плечи, туловище, ноги?
– Что ещё необычного вы видите на рельефе?
– Сравните этот рельеф с росписью стены гробницы на с. 54 учебника. Чем они похожи, а чем отличаются?
1. Ученики рассматривают рельеф и отвечают на вопросы.
– Голова и ноги повёрнуты боком (в профиль), а плечи, туловище – прямо (в фас).
– Фигуры очень похожи между собой.
– На рельефе выпуклое изображение, а на росписи – плоское, но повороты фигур и сами фигуры похожи.
2. Учитель предлагает рассмотреть чёрно-белую фотографию рельефа на с. 55 и ответить на вопросы:
– Рассмотрите фигуру на рельефе и скажите, что необычного вы видите?
– Как вы думаете, почему фигура расчерчена на квадратики?
– Откройте учебник на с. 53 и прочитайте первый абзац текста.
– Почему все фигуры росписей и рельефов похожи между собой?
– Совершенно верно, и египетские жрецы (служители храмов) строго следили за этим, ведь все росписи, рельефы и скульптуры в гробницах предназначались для богов, а не для людей. Вся жизнь египтянина представлялась как путь в загробный мир, в вечную жизнь, к богам, поэтому чаще всего людей изображали идущими к этой вечной жизни. Но предстать перед богами нужно было во всей красе, художники не могли изобразить фигуру с изъяном, поэтому и изображали фигуру с разных сторон (и в профиль, и в фас), чтобы показать, что всё на месте: две руки, две ноги.
2. Ученики рассматривают рельеф и отвечают на вопросы.
– Фигура расчерчена на квадратики.
Затрудняются.
Читают.
– Все фигуры похожи, потому что художники пользовались образцом – каноном, с которого по клеткам переносили рисунок на стену.
3. Учитель предлагает ребятам выполнить рисунок головы египетского юноши или девушки, используя клетчатую бумагу и руководствуясь образцами на
с. 46–47 в Рабочей тетради. Если детям трудно справится с рисунком головы, то учитель может предложить выполнить более простой рисунок со
с. 48 в Рабочей тетради, например сокола (А).
– Чтобы выполнить изображение по клеткам, нужно скопировать рисунок каждой клетки.
3. Выполняют.
V. Выражение решения проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.
Отвечают.
VI. Применение знаний (продуктивные задания).
Учитель предлагает ребятам выполнить фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа, руководствуясь образцом на с. 46–47 в Рабочей тетради, задания 2 и 3:
– Переведите на кальку фигуру девушки или юноши с центрального разворота.
– Возьмите лист тонированной бумаги песочного цвета и переведите с кальки на него рисунок.
– Выложите на палитру чайную ложечку белой краски и немного коричневой. Добавляя в белую краску коричневую, пропишите тени на фигуре с одной стороны, противоположной источнику света, как показано на образце.
– Добавьте больше коричневой краски и пропишите падающие тени со стороны, противоположной источнику света.
– Промойте кисть, наберите чистой белой краски и пропишите блики со стороны источника света, как показано на образце.
Выполняют.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Отвечают.
VIII. Домашнее задание.
– Принести альбом, Рабочую тетрадь, карандаш, фломастеры, цветные карандаши.
Записывают.
edu-man.su
Презентация к уроку ИЗО "Искусство Древнего Египта"
Урок МХК и изобразительного искусства
6 класс
Искусство Древнего Египта
Учитель: Хабалонова Г.В.
г. Владикавказ, 2017 год
СТИЛЬ
-
единство образной системы и приёмов художественного выражения, свойственное искусству определённой исторической эпохи.
Египет – одна из древнейших цивилизаций на Земле. Она, так же как и античное искусство, повлияла на формирование европейской культуры. Египетское царство сложилось в начале 30 века до н.э. и просуществовало три тысячелетия, почти не меняясь в своем общественном устройстве. Искусство было составной частью культа поклонения египетским богам и заупокойного ритуала.
Монументальный стиль в архитектуре Древнего Египта
Храм в Карнаке
Рамзес II
Монументальный стиль в архитектуре Древнего Египта
Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри
Хатшепсут
Хнум
Гор (Хорус)
Ра
Себек
Анубис
Божества египтян были звероподобны или зверолики.
Животные считались священными и к ним относились благоговейно.
Исида (Изида)
Сехмет
Тот
Статуя писца Каи
Царица Нефертити
Египетские художники первыми создали портрет, который поражает нас своей выразительностью и достоверностью. Скульпторы вырезали изображения в основном из твёрдых материалов – из камня, дерева и часто дополняли их росписью.
Царевич Рахотеп и его жена Нофрет
Роспись в гробнице Ремхира
Роспись в гробнице Менны
Большинство известных египетских памятников было обнаружено в гробницах. Считалось, что умершему в загробной жизни необходимы слуги, домашние животные, мебель еда. Помимо настоящей утвари и еды, которые ставили в камеру погребённого, реальный мир с его военными походами, пиры, сцены охоты – изображались в виде росписей и рельефов.
Рельеф из гробницы Ти
КАНОН
-
свод правил, сложившихся в процессе художественной практики
и закреплённых традицией.
С самого начала своего становления египетское искусство выработало изобразительный канон . В рельефах и росписях можно увидеть, в чём сущность этого канона. Фигуру человека художник подчинял двухмерной плоскости, разворачивая его к зрителю наиболее выразительными сторонами: голову и ноги изображали в профиль, торс и глаза – в анфас. Правда, при создании фигур рабов, иноземцев, слуг это правило могло нарушаться. Размеры героев зависели от значимости: самая крупная фигура – фараон или хозяин гробницы, все остальные персонажи изображались меньшего масштаба. Кроме того, канон распространялся и на цветовое решение росписи. Самая светлая кожа принадлежала фараону, самыми темнокожими изображались фигуры рабов. Коричневыми оттенками рисовали тело мужчины, жёлтыми – женщины.
Рисунки располагались горизонталями фризов или вертикальными полосами как строки письма.
Фараон Тутанхамон с женой
Рамсес II на колеснице
Суд Осириса
Основные правила египетского канона.
1. Единство изображений и иероглифических надписей .