Должности древней руси. Тысяцкий - это выборная должность в Новгороде. Как выбирали тысяцких и что входило в их обязанности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

РАССКАЖИТЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Должности древней руси


Звания и чины на Руси - Мои статьи - Каталог статей

ВОЕВОДА

 Военачальник, правитель у славян. На Руси известен с Х в. (упоминается в летописях в качестве начальника княжеской дружины или предводителя народного ополчения). С конца XV в. вплоть до создания в России регулярной армии (начало XVIII в.) — военный руководитель полка или отряда. В середине XVI в. воеводы возглавили городское управление, потеснив городовых приказчиков, В XVII в. их власть, военная и гражданская, значительно усилилась. В это время они подчинялись московским приказам, действуя по их «наказам» (инструкциям). С 1708 г. воеводы стояли во главе провинций. В ходе губернской реформы 1775 г. должность воеводы, была упразднена

 

ВОЛОСТЕЛЬ

Должностное лицо в Русском государстве XI— XVI вв., управлявшее волостью от имени великого или удельного князей и ведавшее административными и судебными делами. Не получая жалования от правительства, волостели «кормились» за счет населения, платившего налоги

 

ГОЛОВА

Название военных и административных должностных лиц в России XVI—XVII вв. Должность головы существовала до начала XVIII в. Жалованной грамотой городам в 1795 г. в России была введена должность городского головы.

 

ГРИДИН

Младший дружинник, собирательное гридь — младшая дружина. Гридница — часть дворца, где жила гридь. С конца XII в. термин «гридь» исчезает и вместо него появляется «двор», в смысле младшей дружины.

 

КЛЮЧНИК

То же, что тиун, т. е. холоп великого князя, но вместе с тем первый человек в его домашнем хозяйстве, исполнявший также обязанности управляющего и судьи. Имел даже собственных рабов и дьяков. Жене ключника обыкновенно поручалось управление женской прислугой.

 

КНЯЖИЙ МУЖ

Член старшей дружины князя, а также боярин, по собственному желанию вступивший в состав дружины; являлся советником князя и занимал высшие военные и гражданские должности — посадника, тысяцкого, воеводы. Иногда имел свою собственную дружину.

 

КОНЮШИЙ

Придворный чин Русского государства XV—начала XVII вв. — начальник Конюшего приказа. Руководил Боярской думой и активно участвовал в дипломатической и военной деятельности; иногда возглавлял правительство (И. Ф. Овчина-Телепнев, Б. Годунов).

 

КРАВЧИЙ

Придворный чин Московского государства. Впервые упоминается в самом начале XVI в. Служил государю за столом во время торжественных обедов. В его ведении были стольники, подававшие кушания. Кроме надзора за питьем и едой на кравчего возлагались обязанности по рассылке в дни торжественных обедов еды и напитков с царского стола на дом боярам и другим чинам. На должность кравчего назначались представители наиболее знатных фамилий. Срок службы кравчего не превышал пяти лет. В списках они писались после окольничих. Кравчество, являвшееся высшей степенью для стольника, не соединялось с высшими служебными дожностями — дворецкого, окольничего и боярина.

 

ЛОВЧИЙ

Чин княжеского двора. Ловчие были не только охотниками, спутниками князя по охоте, но и исполнителями его различных поручений, в том числе и дипломатических. В ловчие назначались люди неименитые, но некоторые из них впоследствии возвышались до звания думных дворян, окольничих и даже бояр. Например, Нагие и Пушкины, достигшие боярства

 

МЕЧНИК

Чин княжеского двора, главной обязанностью которого была судебная. Кроме того, мечникам поручалось и ведение дипломатических переговоров. Так, в 1147 г. Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам.

 

ОКОЛЬНИЧИЙ

Придворный чин и должность в Русском государстве XIII—начала XVIII вв. Первоначально в обязанности окольничего входило, по-видимому, устройство и обеспечение путешествия князя и участие в приеме и переговорах с иностранными послами. Впервые чин упомянут в 1284 г. В XIV— XVIII вв. окольничие входили в состав Боярской думы, принадлежа ко второму по значению (после боярина) думному чину. Чин отменен в 1711 г.   

 

ОРУЖНИЧИЙ

Русский Придворный чин примерно с XVI в. В его обязанности входило заведование «казенной оружейной палатой», т. е. царской оружейной казной. В придворной иерархии эта должность считалась очень высокой и на нее назначались окольничие или бояре. Из восьми известных по спискам оружничих четверо — князья.

    С учреждением в XVII в. Оружейного приказа обязанности оружничего расширились. Будучи начальником приказа, он не только хранил оружие, но и заботился об его изготовлении и закупке. Лжедмитрий I установил в 1605 г. сан великого оружничего.

 

ПЕЧАТНИК

Чин княжеского двора, известный с первой половины XIII в. Как следует из летописей, печатники происходили из именитых людей, но одинаково хорошо владели как пером, так и мечом. С XVII в. должности печатников занимали исключительно дьяки, а с половины XVII в. — думные дьяки, руководившие Посольским и Печатным приказами.

 

ПОДЬЯЧИЙ

Помощник дьяка. Подьячие разделялись на старших, средних и младших. С 1641 г. подьячими могли стать только служилые люди, вследствие чего их служба стала наследственной.

 

ПОСАДНИК

Должностное лицо в Древней Руси, имевшее значение княжеского наместника. Особую роль они играли в Новгородском и Псковском народоправствах.

     Уничтожая самостоятельность Новгорода (1478), великий князь Московский Иван III Васильевич требовал, чтобы в нем не было ни посадника, ни веча.

 

ПОСТЕЛЬНИЧИЙ

Чин русского княжеского, а затем и царского двора, ведавший «государственной постелью». По Шереметевской боярской книге упоминается впервые с 1495 г., но фактически существовал значительно раньше этого времени под наименованием покладника.

     Постельничий был ближайшим слугой князя: спал с ним в одной комнате, ходил в баню, сопровождал в торжественных случаях. В его распоряжении состояли стряпчие и спальники. Должность его носила исключительно частный, домашний характер.

 

РЫНДА

Старинное почетное звание царского оруженосца и телохранителя (не было чином и жалования не приносило). Оно давалось молодым людям (наиболее рослым и красивым) из лучших фамилий, состоящим в чине стольника или стряпчего.

 

СПАЛЬНИК

Придворный чин в Русском государстве в XV— XVII вв., находился в подчинении у постельничего. Спальники дежурили в комнате государя, раздевали и одевали его, сопровождали во время поездок. Обычно спальниками становились молодые люди знатного происхождения.

 

СОКОЛЬНИЧИЙ

Чин княжеского двора, известный с 1550 г.; ведал соколиной охотой, а иногда и всеми учреждениями военно-княжеской охоты. В сокольничие назначались обычно люди неименитые, но бывало, что впоследствии они получали звания окольничего или даже боярина. Последним сокольничим московских царей был Гаврила Пушкин. С 1606 г. назначения на эту должность не встречаются.

 

СТОЛЬНИК

Дворцовый чин, известный с XIII в. Служба в стольниках была почетной, среди них были в основном представители высшей аристократии: князья Куракины, Одоевские, Голицыны, Репнины и др.

 

СТРЯПЧИЙ

1) Старинный русский дворцовый чин. Наименование заимствовано от слова «стряпать», т. е. делать, работать;

    2) в XVIII—начале XX вв. — поверенный в делах (адвокат), а также чиновник ведомства прокурора, наблюдавший за правильным ходом дела.

Источник: http://old-rus.narod.ru/zvan.html

forestgwardion.ucoz.ru

Как выглядела зарплата в Древней Руси? Читайте наше расследование…

Сегодня пятница, и, как водится, мы публикуем что-нибудь интересненькое.

Изучая историю Древней Руси, я случайно наткнулся на интересные факты о «зарплатах» древнерусских госслужащих. Многие факты действительно поражают.

Сегодняшний пост о такой далекой, но такой близкой истории нашего государства =)

Так уж получилось, что долгое время в Древней Руси одни и те же люди занимались торговлей и участвовали в военных действиях. Со временем, когда обе сферы развились так, что совмещать не представлялось возможным, да и государству потребовались профессиональные военные, из этого класса в отдельную группу выделились военные. Их мы знаем как княжескую дружину.

Cамые опытные воины, княжи мужи или бояре, вошли в старшую дружину и по-сути составили чиновничью верхушку. С ними князь обсуждал государственные дела, назначал воеводами, cтавил во главу народных ополчений, отправлял наместниками по городам, посылал для сбора штрафов.

К младшей дружине относились: телохранители князя и старших дружинников (гриди), молодые военные (отроки), и детская дружина, куда принимали отпрысков старших дружинников «для обучения уму-разуму».

Князь кормил, одевал, вооружал, снабжал лошадьми и жильем свою дружину, что называется, на бюджетные деньги. Собственно, оплачивать наемный труд на регулярной основе первыми начали именно великие и удельные князья.

«Зарплата» дружинников часто состояла из постоянной и переменной частей. Старшим дружинникам, наместникам в городах, князь назначал постоянный «оклад» – процент с фиксированных княжеских сборов. Получали они и «комиссионные» — процент от судебных штрафов и пошлин, оплачиваемых городом в казну. Младшим дружинникам также предоставлялась на содержание часть собираемой дани. Отроки, как современные сейлз-менеджеры, «сидели на проценте» — жили за счет части доходов от выполнения поручений, которые давали им князья. Например, сбора дани или судебных штрафов. В «релокационный пакет» для всей княжеской администрации входило предоставление казенного жилья и пропитания от местного населения.

Была, кстати, и «бонусная часть», которая выдавалась по итогам военных кампаний — князья делились с дружиной добычей. Когда побежденные откупались, князья брали откупы не только на себя, но и на своих воинов. По легенде князь Олег, прибив щит на вратах Царьграда, потребовал с греков по «12 гривен на каждое весло своих двух тысяч кораблей». Возможно, сказка — ложь, но она определенно отражает принятую тогда практику.

Как можно видеть, оплата услуг дружинников во многом ложилось на плечи населения за счет так называемых кормлений. Как объясняет в своих трудах Василий Ключевский, кормлениями назывались «судебно-административные должности, соединенные с доходом в пользу должностных лиц, который получался ими прямо с управляемых». Доход этот носил общее название «корма», что соответствует нынешнему термину «содержание».

Сначала кормления носили эпизодических характер и были чем-то вроде командировочных: сборщики штрафов, строители городов и некоторые другие получали с населения оговоренное натуральное довольствие. Позже население обязали содержать княжескую администрацию в течение всего периода службы. Все госслужащие на местах обычно получали «корм» натурой — хлебом, мясом, зерном, овсом и сеном для лошадей — трижды в год (на Рождество, Пасху и Петров день). При вступлении в должность полагался отдельный «въезжий корм». Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины, например, за клеймение и продажу лошадей, «полавочное» (за право торговли или аренду торгового места), мыт (тогда – что-то вроде таможенных пошлин) и другие.

Продолжение следует…в следующем пятничном посте расскажем о налоговой инспекции времен Ивана Грозного ☺

blog.ucmsgroup.ru

§ 4. Местное управление в Древней Руси IX-XII вв.. Государство и общество Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Государственность в Киевской Руси

Глава 1. Становление государственной власти и управление в языческой Руси

Предки нынешних славян -- праславяне были известны уже с середины II тыс. до н. э. Начальные письменные свидетельства о них греческих, римских, арабских и византийских историков относятся к началу I тыс. н.э....

Государственный строй и право Древней Руси

2. Государственный строй Древней Руси

Древнерусский государственный строй показывает наличие двух периодов: политическое единство и раздробленность (с XII в.). Государственный механизм Древней Руси определялся отношениями вассалитета - сюзеренитета...

Государственный строй и право Древней Руси

3. Правовая система Древней Руси

Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи...

Древняя Русь

2. Обработка металла в древней Руси

Сварка железа и стали, была широко распространенным технологическим приемом в древней Руси...

История древнерусского монашества XI–XIII вв.

1.2 Первые монашествующие в Древней Руси

В появлении русского иночества расцвет византийского монашества имел чрезвычайно важные последствия. Эхо иконоборчества и та роль, которую сыграли монахи в Торжестве Православия, в пору Крещения Руси были еще живым воспоминанием...

Киевская Русь

6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Культура древней Руси -- это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненныи опыт народа, запечатленный в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников...

Контрольная работа № 00 по предмету «Отечественная история» (ИР)

Вопрос 1. Характер социально-экономического развития Древней Руси. В чем Вы видите общее и особенное в социально-экономическом развитии Древней Руси в IX, X и XI вв. ?

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин...

Культура Древней Руси после принятия христианства

Глава I. Культура древней Руси

...

Основные этапы установления крепостного права в России

1. Становление феодальных отношений в Древней Руси

Крепостное право, как совокупность юридических норм, закреплявших крестьянскую зависимость от феодала, с запретом уходить со своих земельных наделов, наследственным подчинением административной и судебной власти определенного феодала...

П.А. Столыпин - палач или великий реформатор?

2.3 Местное управление и самоуправление

политический столыпин аграрный реформа Институты гражданского общества только тогда приобретают жизнь, когда они могут участвовать в процессе выработки решений на всех уровнях государственного управления...

Принятие Русью христианства и его историческое значение

Внешнее устройство церкви в древней Руси.

Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений...

Проблема норманнского влияния и двух центров в образовании Древнерусского государства

I. Два центра Древней Руси

...

Развитие русского права Древней Руси

1. Государство и право в Древней Руси

Политическая организация восточных славян в 1-м тысячелетии нашей эры. Политическая организация возникает на определенном этапе развития...

Сословная политика Екатерины II

Административно-территориальное деление и местное управление.

В 1775 году чтобы легче было управлять государством Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не более 400 тысяч жителей...

Социальный строй Древней Руси

2.1 Социальная структура Древней Руси

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду -- "купу" (деньги...

hist.bobrodobro.ru

это слуга князя или боярина

Тиун – это устоявшееся родовое название для ряда категорий, в которые входили персональные княжеские и боярские слуги. Ещё этим именем в Древней Руси прозвали государственных служащих, а вернее их должности в административно-судебной области.

Значение

В Киевской Руси тиу́ном (тиву́ном) называли княжеского или боярского управляющего, приказчика, управителя, в Великом Литовском Княжестве и в Московском государстве до XVII в. — название хозяйственных, наместнических, церковных и судебных должностей. Сама функция имеет скандинавские корни и на территорию Руси прибыла благодаря варягам (др.-сканд. thionn). Этимология слова демонстрирует его весьма широкое распространение: со старорусского это слово значит «управляющий», в украинском это «надзиратель», «управляющий имением». Тиун - это также служитель княжеского двора, а ещё нижнее звено администрации в селах.

тиун это

Тиун на Руси

Тиун в Древней Руси – это управляющие по хозяйству, находящиеся на службе у бояр или князей и отвечающие за порядок. Огнищный, более позднее название – дворцовый, нёс ответственность за дом, двор. Конюшный тиун, соответственно, отвечал за лошадей и стойла, работу на конюшне. На сельском и ратайном лежали полевые работы и т. д. Тиуны являлись самой необходимой опорой и помощью для землевладельцев-феодалов в управлении и суде. Большинство из них были несвободны. Как говорит «Русская правда», как только человек принимал должность, называемую «тиун», он переходил в разряд тех, кого кличут холопом. Чтобы сохранить свою свободу, нужно было при этом заключить особый договор. В «Русской правде» также говорится о «тивуньском без ряду» (это означает отсутствие должного договора) как об одном из источников холопства. Несмотря на это, общественное положение княжеских тиунов было весьма высоко. За убийство сельского или ратайного - 12 гривен, за убийство прислужника боярского - 40 гривен. За княжеского огнищного установлен самый большой размер - 80 гривен.

тиун значение

Холопа-тиуна допускали быть свидетелем в суде, если не было иных, свободных, хотя правило гласило «послушества на холопа складают». При этом суд над ним мог проводить только лично князь. Второстепенных чиновников, которые относились к судебно-административной власти, также называли тиунами. Их назначали князья, волостели или наместники. В 13-14 веках число тиунов наместника определяли при помощи уставных грамот. Если сравнивать суд второстепенных чиновников с таковым наместника, то первый являлся низшей инстанцией. Несмотря на то что вознаграждение тиуна проводилось на равных началах, его доходы наполовину не достигали прибыли наместника. Население восставало против ненавистных ему чиновников (можно вспомнить восстание жителей Киева в 1146 году). В литературных памятниках тиун - это корыстный притеснитель народа (к примеру, в Слове Даниила Заточника).

княжеский тиун

Здесь акцент смещается от хозяйственных к управленческим и судебным функциям. В 14–17 вв. продолжал существовать княжеский тиун, занимавшийся его хозяйством. Также были включенные в наместнический аппарат и те, на которых лежали судебные функции. Великое княжество Литовское прозвало тиунами крупных феодалов, которые были ответственны за управление волостями (позже их стали называть наместниками) и собирали дань (которое в ту пору ещё называлось «полюдье»). В отдельных частях Галицкой Руси, где ещё существовали пережитки древнерусского права, таковыми являлись выборные представители сельских общин.

тиун в древней руси это

Тиуны и Церковь

Церковные тиуны были двух родов: те, которые подчинялись светским архиерейским чиновникам, и те, которые назвались «владычами». Последняя группа проживала в кафедральном городе и служила у самого архиерея. Согласно постановлению Стоглавого собора, главной обязанностью тиуна была выдача священникам, которые посещали кафедральный собор и нанимались служить литургии, знамен. Последние являлись правом на осуществление таковых действий. Позднее тиуны несут ответственность за порядок в церкви. Они смотрят, как священнослужители и поповские старосты выполняют свой долг.

Тиунская изба

Тиун, значение которого было велико при церкви, и поповские старосты вместе заседали в избе Поповской, а затем и в Тиунской вплоть до 1667 года. Однако положение дел изменилось. С 1674 по 1690 года патриархом Иоакимом была заменена Тиунская изба по приказу церковных дел. В 1724 году она была окончательно закрыта. Архиереи последовали примеру патриарха и ввели в моду открытие Тиунских изб или приказов. Последние несли ответственность за такие же дела, относящиеся к епархиальному управлению, как в былые времена и тиун. Для создания помощи Синоду во времена Петра I была создана палата, которая также называлась конторой, но уже в следующем году она была упразднена.

Тиун - это человек, который был лишён своей свободы, однако также был наделён большим количеством обязанностей. Эти люди следили за домом, полем, животными, занимали определённое положение в церкви или являлись чиновниками.

fb.ru

Система управления. Древняя Русь. IV–XII вв.

Система управления

Киевская Русь в 9–11 вв. была государством раннефеодального типа. Здесь были налицо все признаки феодального общества, но находились они еще на стадии формирования. Существовала община, игравшая, важнейшую роль в жизни Древнерусского государства. Она объединяла сельское население – смердов. Были и те, кто выходил из общины и жил независимо от нее, – изгои. Формируется боярское землевладение (вотчины), смерды-общинники постепенно все больше попадают в зависимость от феодалов. И если раньше общинники, будучи свободными людьми, облагались только данью (отсюда и слово «подданный»), то теперь, оставаясь на земле, принадлежавшей хозяину-феодалу, они должны были платить оброк, а позже – отрабатывать барщину. Административно-политическое устройство Киевской Руси соответствовало ее социально-экономическому развитию. Во главе государства, как уже указывалось ранее, стоял великий князь, который осуществлял управление страной при помощи дружины. На рубеже 10–11 вв. из состава дружины выделяется ее высшая часть – старшая, или отцовская, дружина, членами которой были бояре-землевладельцы. В период войны члены старшей дружины должны были приводить с собой вооруженных слуг. Из другой части дружины – «молодшей» – комплектовалась княжеская прислуга. При великих князьях действовала Боярская дума. Важную роль в управлении играло вече. Правосудие осуществлялось поначалу по нормам обычного права (по обычаю): действовал принцип «око за око», была кровная месть, существовал общинный суд. Однако постепенно вводятся новые порядки. В 9 в. появляется Русская Правда.

ОБЩИ?НА – надсемейное объединение людей, самоуправляющийся хозяйственный и социально-бытовой коллектив; характерна для доиндустриальной стадии развития человеческого общества.

Наиболее древним типом общины была кровнородственная община, сложившаяся еще у первобытных народов.

Кровнородственная община долгое время существовала у германцев, иранцев, финно-угров и некоторых других народов. Ее наличие археологи определяют по существованию «больших домов», площадью до 300 м2. В каждом из таких домов жила одна патронимия (pater – «отец»; группа близких родственников по отцовской линии). Кровнородственные связи у этих народов продолжали играть большую роль и при переходе к соседской общине. Все члены патронимии возводили себя к хорошо памятному предку. Иногда имена предков помнились на протяжении десяти – двенадцати поколений. Чужеземцев в такую общину принимали лишь на «правах» раба, поскольку он не происходил от этого предка. В племени, состоящем из общин-патронимий, существовала строгая иерархия родов – от правящих до совсем незнатных. Выходец из незнатного рода не мог стать во главе племени.

Со временем кровнородственная община превратилась в соседскую (территориальную). У земледельческих племен территориальная община вытесняет кровнородственную раньше, чем у скотоводческих. Земледелец имел больше возможностей прокормить себя, свою жену и детей без постоянной помощи рода.

У славян соседская община возникла очень рано. Об этом свидетельствуют находки археологами «малых домов», в которых могла проживать только одна семья. В состав славянской общины достаточно легко вливались чужеземцы. Рабы, захваченные в войнах, со временем имели возможность или уйти, или стать полноправными членами общины. Община выбирала старейшин. Земля принадлежала общине, а не отдельной семье. Характерной особенностью славянской общины были переделы земли.

Славянские города служили центрами племен и местом убежища крестьян-общинников от внешней опасности. Жители города и сельской округи делились на десятки, сотни, тысячи. Возможно, существовал и совет старейшин – «старцы градские», руководившие народным собранием – вечем.

Развитие соседской или крестьянской общины у славян связано с постепенным разложением родо-племенных отношений и формированием Древнерусского государства.

Природа и сущность древнерусской общины, которая именовалась вервью, до сих пор остается недостаточно изученной. Вероятно, на ранней стадии она объединяла несколько близлежащих поселений, в каждом из которых жило несколько (иногда несколько десятков) семей. В общинном владении находились пастбища, луговые и лесные угодья, места охоты и рыбной ловли, а также скот. Община обеспечивала устойчивость отношений внутри племени или союза племен. Более того, в течение длительного времени общинная организация тормозила процессы имущественного расслоения и выделения из среды свободных общинников более зажиточных семей.

Свободные общинники («люди», по терминологии Русской Правды) оставались основным населением Руси и в первые века после образования Древнерусского государства. По мере обложения общинников княжеской данью (позднее – податями) община утрачивала владельческие права на землю, что вело к образованию и расширению вотчинного землевладения и постепенному закрепощению крестьянства.

На всем протяжении истории Древнерусского государства и Московской Руси, вплоть до сер. 17 в. община в определенной степени гарантировала входившим в нее крестьянам минимум прав в их взаимоотношениях с землевладельцами и государственной властью в обмен на выполнение общинниками определенной суммы обязанностей. Отношения внутри общины регулировались круговой порукой, зафиксированной еще в Русской Правде и сохранявшей свое значение на протяжении нескольких столетий. Земская реформа сер. 16 в. повысила роль общинного самоуправления, особенно в районах с преобладанием черносошного населения. Однако по мере юридического оформления крепостного права община все более подпадала под контроль государственных органов.

Тем не менее община сохраняла важную роль в организации хозяйственно-поземельных отношений в деревне, в частности, – в определении принципов пользования общинными угодьями – лесами, реками, лугами и др., в периодическом переделе земли, находящейся в наследственном владении крестьянских хозяйств, в распределении между ними налогов и податей. Эти функции община в той или иной степени сохраняла вплоть до нач. 20 в. Е. Г., С. П., Вл. К.

СМЕ?РДЫ – земледельцы, имеющие участок земли, коня, сельскохозяйственный инвентарь и ведущие свое хозяйство; сельское население Древней Руси, организованное в общины.

Основную часть смердов составляли свободные крестьяне-общинники, подчиненные только государству и отличающиеся от холопов, лично зависевших от господина. Свободные смерды платили дань. Постепенно, по мере захвата землевладельцами (князьями, боярами) свободных земель, их число сокращалось. Тем не менее свободные общинники (хотя и под другим именем – крестьяне) в значительном числе сохранились на Русском Севере вплоть до сер. 19 в.

Смерды, жившие на землях, попавших в собственность князя или других владельцев, становились лично зависимыми. Помимо государственного налога (дани) за право пользоваться княжеской (боярской) землей они вынуждены были платить оброк или отрабатывать барщину. Права зависимых смердов были сильно ограничены. Вл. К.

ИЗГО?И – категория свободного населения в Киевской Руси.

Большинство простых свободных людей 11–12 вв. жили в общинах. Правда, некоторые из-за конфликтов с соседями уходили из общины и жили отдельно. Их и называли «изгоями». Изгой – это человек «изжитый», лишенный прежнего своего положения. Кроме лиц, ушедших или изгнанных из общины, изгоями назывались и получившие свободу рабы (их называли также пущенниками, прощенниками или задушными людьми), разорившиеся купцы, необученные поповичи, которые поэтому не могли стать священниками, и князья, не имеющие княжения. Штраф за убийство незнатного изгоя составлял 40 гривен, как и за свободного человека, жившего в общине. В случае совершения им правонарушения никто не защищал изгоя и не помогал ему. Прожить в одиночку было трудно, и обычно изгои искали защиты у князей или монастырей. Источники говорят о целых селах, заселенных изгоями, которые князья основывали на свободных землях. А. К.

ВО?ТЧИНА, отчина – вид земельной собственности.

Возникла в Древней Руси в 10–11 вв. как наследственное владение. Широкое распространение получили княжеские, боярские, церковные, позднее – монастырские вотчины. В 13–15 вв. вотчина стала основной формой землевладения, число вотчин увеличивалось за счет освоения новых территорий, захвата общинных земель, купли, обмена и др.

Вотчинники имели ряд судебных, финансовых и прочих привилегий. После распада Древнерусского государства, в период раздробленности Руси, они становились государями в своих вотчинах, а население – их подданными. Вотчинами иногда называют и удельные княжества (уделы, полученные князьями в наследство от отцов). Происходило дробление вотчин между наследниками, вотчинные земли продавались, закладывались, передавались монастырям в залог посмертного повиновения и пр.

По мере усиления великокняжеской власти и формирования централизованного государства права вотчинников ограничивались. С 15 в. наряду с вотчинным получало распространение поместное землевладение, а владельцы поместий – дворяне – становились опорой центральной власти. После присоединения к Московскому государству в кон. 15–16 вв. лишились своих вотчин многие новгородские, псковские и тверские бояре. Некоторое количество вотчин ликвидировано во 2-й пол. 16 в. в период опричнины. В 17 в. после окончания

Смутного времени вотчинное землевладение вновь стало расширяться: вотчинами наделялись дворяне, выказавшие верность новой династии Романовых.

Однако различия между вотчиной и поместьем постепенно размывались. Окончательно слияние вотчинного и поместного землевладения было юридически оформлено указом Петра I о единонаследии, изданным в 1714 г. Вл. К.

ДАНЬ – натуральный или денежный сбор с подвластных племен и народов.

В 9–10 вв. киевские князья, подчиняя племена древлян, радимичей, северян и др., облагали их данью, которая выплачивалась деньгами, мехами, продуктами. Описание сбора дани киевскими князьями в сер. 10 в. содержится в книге византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». Ежегодно в ноябре князья отправлялись в объезд по землям подчиненных Киеву славянских племен. Сбор дани занимал всю зиму, и только в апреле участники «кружения» (так называет объезд племен византийский автор) возвращались в Киев. В 11–12 вв. дань Киеву платили подчиненные русские земли. В 13–15 вв. русские земли платили дань («выход») ханам Золотой Орды. А. К.

ОБРО?К – обязанность крестьянина поставлять землевладельцу продукты – зерно, мясо, овощи, молоко и др. (т. н. натуральный оброк) или деньги (т. н. денежный оброк) за полученный в пользование участок земли; одна из форм повинности крестьян по отношению к их владельцам (наряду с барщиной).

Термин «оброк» восходит к славянскому глаголу «обрекать» («обречь») – т. е. предписать тому или иному лицу исполнить те или иные обязанности по отношению к другому лицу. Первоначально в Древней Руси преобладала натуральная форма оброка: крестьянин поставлял землевладельцу заранее фиксированный набор продуктов независимо от урожая и других условий. В отличие от барщины оброк, как полагают многие исследователи, был более мягкой формой зависимости крестьян, поскольку оставлял им свободу рук для работы в собственном хозяйстве. По мере расширения рыночных связей и сопутствующих им товарно-денежных отношений получала развитие и денежная форма оброка. При этом помещики старались внедрять ее, сохраняя объемы натурального оброка и барщины. Вл. К.

БА?РЩИНА, в Древней Руси барщина – обязанность крестьянина за полученный в пользование от помещика участок земли обрабатывать поле помещика (барское поле) и выполнять другие работы на господина – ловлю рыбы, уход за скотом, строительство, доставку продуктов к господскому двору и на рынок (подводная повинность) и др. О существовании барщины свидетельствует уже Русская Правда, в которой упоминаются т. н. ролейные закупы, жившие на господской земле и обрабатывавшие за это часть пашни господина. С 13 в. барщина распространилась в боярских и монастырских хозяйствах. По мере увеличения спроса на хлеб и другие продукты сельскохозяйственного производства на внутреннем и международном рынках росла заинтересованность землевладельцев в увеличении собственной запашки. В сер. 16 в. в различных районах Русского государства размер барской запашки составлял от 1/6 до 2/3 всей пашни. На протяжении нескольких столетий барщина носила временный, договорный характер: за крестьянами сохранялось право отказа от несения барщинных повинностей в случае перехода к другому господину. С кон. 16 в. по мере ограничения, а затем, с сер. 17 в., полного запрещения крестьянского выхода, барщина приобретала постоянный характер. С ростом барщины и ужесточением ее условий связано постепенное оформление на Руси крепостного права. Вл. К.

ТИУ?Н – в Русском государстве 11–17 вв. управляющий в хозяйстве князя или боярина.

Первоначально тиуны имелись только у князей. Многие из них были несвободными людьми. Несмотря на это, согласно Русской Правде, убийство тиуна каралось двойной вирой – 80 гривен. Тиуны управляли личным хозяйством князя, некоторые из них были городскими наместниками или судьями в землях, подвластных их господину. Обладая широкими полномочиями, тиуны зачастую использовали свою власть для личного обогащения.

С 12 в. тиуны появились у бояр, а в 14–16 вв. и у духовенства. Так, «владычен тиун» (служитель архиерея) наблюдал за исполнением священниками и старостами своих обязанностей. А. К.

БОЯ?РЕ – высший слой общества на Руси в 10 – нач. 18 вв., занимавший главенствующее положение в государственном управлении после великих князей и царей.

Изначально бояре – потомки родо-племенной знати, в 9–13 вв. – старшие дружинники и крупные землевладельцы, находившиеся на службе у князя. В своих владениях бояре были полными господами, имели собственных холопов, а часто и собственные дружины.

В 14–15 вв. бояре возглавляли отдельные отрасли («пути») управления государством и великокняжеским хозяйством («путные бояре»). В 15–17 вв. боярин – высший служебный чин среди «служилых людей по отечеству». Бояре были членами Боярской думы, занимали высшие придворные, государственные и судебные должности, возглавляли приказы, были воеводами.

По мере усиления централизации государства права бояр ограничивались великокняжеской властью. Отмена местничества в 1682 г. окончательно подорвала влияние боярства. Формально звание «боярин» было отменено Петром I в 1711 г. с упразднением Боярской думы.

В 17 в. в обиходе боярами называли всех помещиков. Позднее слово «боярин» модифицировалось в понятие «барин». С. П.

БОЯ?РСКАЯ ДУ?МА – термин, используемый в современной исторической и историко-правовой литературе для обозначения совета, существовавшего при князьях в 10–1-й пол. 16 вв. и при царях во 2-й пол. 16 – нач.18 вв.

В древнерусских источниках встречаются определения «бояре», «все бояре», «дума», «Государев верх», «палата», «бояре, окольничие и думные люди» и т. п.

В 10–13 вв. Дума существовала при каждом князе, возглавлявшем ту или иную землю. Она не имела постоянного состава, созывалась в случае необходимости, в нее входили земские бояре, старшие дружинники и «старцы градские», представлявшие старую племенную аристократию.

В 12–13 вв. из-за распада Древнерусского государства значение земских бояр возросло, усилилось их политическое влияние. В. В.

ВЕ?ЧЕ (от ст-слав. «вещати» – говорить) – у древних славян название собрания племени; в Киевской Руси – орган городского управления и самоуправления.

Порядок решения общественно значимых вопросов на «вече» восходит к древним славянским общинным традициям. Впервые «вече» упоминается в «Повести временных лет» под 997 г.: во время осады Белгорода печенегами его жители «створиша вече в городе». В Лаврентьевской летописи под 1176 г. есть сообщение о древности этого обычая: «Ибо новгородцы изначала, а также и смоляне, и киевляне, и полочане, и все волости, как на совет сходятся на вече, и что решат старейшие [города], то и пригороды принимают…»

Первое известное упоминание новгородского веча, созванного князем Ярославом Мудрым, относится к 1016 г. Именно в Великом

Новгороде вечевые порядки получили наибольшее развитие. В Новгородской, а затем и в Псковской республиках собранию горожан принадлежала высшая законодательная власть, право распоряжаться городскими финансами и распределением земли.

Как правило, на вече горожане собирались в строго отведенном месте: в Новгороде и Киеве – у Софийских соборов, в Пскове – у Троицкой церкви. В случае серьезных разногласий часть горожан, недовольных принятым решением, собиралась в другом месте. Например, в Великом Новгороде вече созывалось и на Ярославовом дворище, на Торговой стороне. Непременными атрибутами веча были вечевой колокол и «степень» – помост, возвышающийся над вечевой площадью. Решение определялось одобрительными криками присутствующих; в ряде случаев исход спора решался в ходе уличных столкновений.

Вечевые республики были ликвидированы – в Великом Новгороде в 1478 г., в Пскове – в 1510 г. В. В.

РУ?ССКАЯ ПРА?ВДА, Правда Русская – памятник древнерусского права.

Представляет собой три, возникшие в разное время, но тесно связанные между собой свода обычаев, законов и судебных решений, которые принято называть редакциями Русской Правды: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Древнейшей является Краткая Правда, состоящая из четырех частей.

Наиболее важными считаются две первые части: «Правда Ярослава» (статьи 1–18), составленная при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром (одни исследователи относят ее появление к 1016 г., другие – к 1030-м гг.), и «Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого) (статьи 19–41), составленная во 2-й пол. 1060-х гг. или в 1072 г., когда между братьями Ярославичами установились союзнические отношения. Как целостный юридический свод Краткая Правда оформилась в последней четверти 11 в., когда все четыре части были объединены в одном списке.

Пространная Правда делится на две части: «Суд Ярослава Владимировича» (статьи 1–52), составленный на основе Краткой Правды и судебной практики кон. 11 в., и «Устав Владимира Всеволодовича» (статьи 53–121), созданный в 1113 г. при киевском князе Владимире Всеволодовиче Мономахе. Как единое целое Пространная Правда оформилась к сер. 12 в.

Третья (Сокращенная) редакция Русской Правды появилась в 14–17 вв., уже в московский период русской истории (единого мнения среди ученых о времени ее составления нет).

Правды Краткая и Пространная сообщают, что преступление в 11–12 вв. называлось на Руси «обидой». За его совершение перед судом отвечали только свободные люди. За кражу, совершенную рабом (челядином или холопом), нес ответственность его хозяин. Если было совершено убийство, то родственники убитого могли мстить убийце. Власти стремились ограничить кровную месть, предлагая возможным мстителям брать с убийцы деньги. Основным видом наказания был штраф («вира» – в пользу пострадавшего или его семьи и «продажа» – в пользу князя, разбиравшего дело). Размер штрафа зависел от того, какое положение в обществе занимал пострадавший. Например, за убийство свободного человека преступник должен был уплатить 40 гривен, а за убийство княжеского дружинника – 80 гривен, за убийство смерда или холопа – 5 гривен. Самое тяжкое наказание – «поток и разграбление». Оно заключалось в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества. Этому наказанию подвергались разбойники, поджигатели и конокрады.

Важное место в Русской Правде занимают отношения между людьми по поводу собственности. В «Уставе Владимира Всеволодовича» особое внимание уделялось процентам по долгу. До составления этой части Пространной Правды проценты были весьма велики. Они делились на годовые, третные и месячные (проценты, взимавшиеся при займе на год, на треть года и на месяц). Годовой процент составлял 50 %, а взимание процентов по долгу осуществлялось вплоть до погашения всей задолженности. Например, если человек брал в долг 6 гривен, он ежегодно вносил кредитору 3 гривны в счет процентов. Если же он не мог заплатить разом 9 гривен (долг и процент), то выплачивал проценты в течение многих лет, попадая в конце концов в полную зависимость от ростовщика, который мог продать неисправного должника в рабство. «Устав Владимира Всеволодовича», принятый после восстания в Киеве против ростовщиков, ограничил срок взимания процентов тремя годами, в течение которых должник выплачивал стоимость долга и один годовой процент. А. К.

ВИ?РА – денежный штраф за убийство свободного человека в Древней Руси.

Первые упоминания платы за убийство (если убийцу не удалось убить) на Руси встречаются еще в договорах с греками (911, 944). В юридическую практику вира введена Ярославом Мудрым в «Правде Ярослава» для случаев, когда родственники убитого добровольно отказывались от мести. Сыновья Ярослава окончательно заменили кровную месть вирой.

Виру преступник выплачивал князю или его посадникам. Десятую часть виры князь передавал епископу. Собирал виру вирник – должностное лицо княжеской администрации. Если убийца не мог уплатить штраф сам, либо не был найден, виру выплачивала крестьянская община, на чьей территории обнаружен труп.

Размер виры зависел от социального положения убитого. За свободного человека, по Русской Правде, выплачивалось 40 гривен, за человека, служащего князю, – 80 гривен, за убийство женщины – половинная вира. Убийство холопов вирой не наказывалось. А. К.

ПО?ЛЕ – в судопроизводстве Древней Руси поединок, решавший исход судебного разбирательства.

Поле как разновидность «Божьего суда» упоминается в русских юридических памятниках 13–16 вв. Престарелые, малолетние, женщины и монахи могли выставлять за себя наемных бойцов. В таком случае противная сторона тоже должна была выставить бойца-наймита. Проигравшим считался не только поверженный, но и отказавшийся от поединка противник. А. К.

ПО?СЛУХ – в судебной практике Русского государства 9–17 вв. поручитель, обязанный засвидетельствовать высокую репутацию обвиняемого или пострадавшего. При заключении сделки послух нес материальную ответственность вместе с человеком, за которого ручался. А. К.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

это выборная должность в Новгороде. Как выбирали тысяцких и что входило в их обязанности

Новгородская республика занимает отдельное положение в истории Древней Руси. По целому ряду причин на этих землях княжеская власть не стала абсолютной. Правление в Новгороде осуществлялось общим сбором взрослых свободных мужчин. Такой сбор назывался вече. На вече решали о том, какого князя призвать на княжение и на какой срок, здесь же осуществлялся выбор кандидатов на должности, позволявшие управлять городом и республикой в целом. Одна из таких должностей называлась "тысяцкий". Это название произошло от слова «тысяча» и обозначало начальника (предводителя) определенного количества людей.

Выборы в Новгороде. Оспода

Все должностные лица в Новгороде не назначались, а выбирались на вече. Именно вече устанавливало договорные отношения с другими землями, призывало князей, объявляло войны и заключало мир; по распоряжению этого совета собиралось войско или гражданское ополчение, устанавливались налоги, выбирались архиепископы, наделялись торговыми правами иностранные представители и т. д. Вече созывалось достаточно часто, но постоянную власть в Новгороде осуществляла оспода. тысяцкий в древней Руси этоВысшие должности в осподе занимали обеспеченные купцы и богатые землевладельцы. Им помогали другие выборные лица в Новгороде, их должности назывались посадник, старосты канчанские, соцкий, тысяцкий. Это были фактические правители Новгорода. Возглавлял осподу архиепископ, который наряду с церковными делами контролировал проведение вече, наблюдал за порядком на собраниях, решал земельные и политические вопросы.

Как выбирали тысяцких. Житьи люди

Тысяцкий – это выборная должность. Первоначально тысяцкого выбирали из житьих людей – мелких и средних землевладельцев, которые обладали собственными участками земли, но не считались при этом знатью. Житьи люди редко самостоятельно обрабатывали свои земли. Обычно земельные участки сдавались ими в аренду, а полученная прибыль вкладывалась в различные торговые предприятия. Возглавлять городской совет они не могли. Если посадники – это обычно выходцы из самых богатых семей Новгорода, то тысяцкие набирались из средних сословий. Период, на который выбирался тысяцкий в Древней Руси – это один год. Действующий посадник, тысяцкий назывались степенными людьми. Те, кто ранее занимал эти должности, но уже сложил свои полномочия, назывались старыми.тысяцкий этоПосле XIV в. тысяцких набирали только из бояр, а должность постепенно из выборной стала назначаемой. Поскольку тысяцкий в Древней Руси – это в первую очередь исполнительная власть, бояре не хотели, чтобы эту должность занимали люди низших сословий. Позднее, с укреплением княжеской власти на территории Новгородского княжества и возвышением Московского княжества, должность стала назначаемой, и на место тысяцкого становились люди из близкого окружения князя.

Военные обязанности тысяцких

тысяцкий в Новгороде

Тысяцкий - это одна из ключевых должностей в Новгородском княжестве. Поскольку в то время не было четкого разделения власти, тысяцкие частично выполняли обязанности и законодательной, и исполнительной, и судебной власти. Полномочия тысяцкого определялись вече и контролировались осподой.

В первую очередь тысяцкий в Новгороде возглавлял городское народное ополчение. Такие добровольные вооруженные отряды состояли из свободных горожан, которые призывались в военное время к оружию. Тысяцкий наблюдал за ведением общей подготовки ополчения, следил за порядком в войске, был ответственен за сооружение оборонных укреплений. В его ведомстве находился военный суд – прообраз современного трибунала. Тысяцкий суд осуществлялся над ополченцами за военные преступления, разбой, мародерство и дезертирство. Под контролем тысяцкого находился городской арсенал. Тысяцкие подчинялись посадникам - главным исполнительным лицам в Новгородской республике.

Гражданские обязанности тысяцких

Частично исполнительная и судебная власть в Новгороде также представлялась тысяцкими. Именно эти должностные лица принимали решение о созыве народного собрания, объявляли народу о принятых на вече решениях. Тысяцкий в Новгороде осуществлял полицейский надзор за правопорядком. В его ведомстве находились сотни мелких агентов и доносчиков, которые властям передавали все сведения о жизни города. Кроме этого, подчиненные тысяцкого имели право проводить облавы и устраивать обыски, они же призывали к суду, извещали о преступлениях, оповещали народ о принятых властью решениях.посадник тысяцкий

Судебные обязанности тысяцких

Гражданские судебные решения принимались тысяцкими преимущественно в торговой сфере. В их ведомстве были судебные тяжбы, касающиеся разрешений на различные торговые операции и торговые споры. Кроме этого, тысяцкий принимал решения и выносил приговоры в делах, касающихся мелких правонарушений и охраны правопорядка.

После покорения Новгородской республики вечевая форма самоуправления прекратила свое существование. Вместе с ней ушли в прошлое и старые выборные должности новгородской вольницы.

fb.ru

РАССКАЖИТЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ » Буквы.Ру Научно-популярный портал

120214 2009 1 РАССКАЖИТЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ Древнерусское государство, сформировавшееся к XI в., имело следующие особенности.

1.  Глава государства имеет функции, обусловленные общественным договором. За выполнение функций он получает вознаграждение. Для выполнения функций он нанимает служащих. Общественный договор со временем приобретает письменную форму, называется «ряд». Глава государства носит титул великого князя, главы регионов именуются просто князьями. Верховная власть передается по наследству, на основе обычая, называемого «лествичное право», по которому княжеская власть переходит от князя к младшему брату, а затем к старшему племяннику. Лествичное право обеспечивало занятие княжеского престола только взрослыми мужчинами, которые могли быть наемными управляющими, самостоятельно осуществлять руководство государством, в первую очередь — быть военными руководителями.

2.  Функции государственного управления в Древней Руси обусловлены потребностями общества. Внешние функции: оборонительная (защита территории), международное сотрудничество (заключение торговых соглашений). Внутренние функции: правоохранительная (разрешение конфликтов, формирование правовых норм), идеологическая (поддержка государством религии, вначале языческой, затем христианской). В Древнерусском государстве не было разделения властей, все функции осуществлялись одними и теми же людьми. Руководитель какой-либо территории был и верховным судьей в данной местности.

3. За выполнение государственной властью определенных функций жителями Древней Руси выплачивалось вознаграждение, обычно в натуральном выражении (продукты, меха). Размеры вознаграждения первоначально определялись традициями, и если князь требовал больше обычного, местные жители считали себя вправе не подчиняться. Налоги собирались лично главой государства/региона или через служащих. Сбор налогов лично главой государства именовался «полюдье», происходил раз в год, в зимнее время. Полюдье являлось одной из форм вознаграждения князю за исполнение общественно полезных функций и формой общения людей со своим правителем.

4. Возникает институт государственных служащих, так называемых служилых людей, которые нанимались князем для выполнения государственных функций. Основная функция служилых людей заключалась в участии в военных действиях. В награду за военную службу княжеские дружинники получали право собирать дань с жителей Руси, участвовать в дележе военной добычи. Государственные служащие, составляющие дружину князя, могли быть иностранцами (варягами, прибалтийцами, венграми, выходцами с Кавказа) или местными людьми, не занятыми в производстве материальных благ (сельском хозяйстве, ремесленничестве)..

5.  Представители местного самоуправления не входили в государственную администрацию. В особо важных случаях великие князья созывали совет из земских бояр, старейшин и нарочитых людей. Бояре — это местные крупные земле владельцы. Старейшины — знатные горожане. Нарочитые люди — представители народа. Подобный совет созывался при выборе новой религии в 987 г., при формировании свода законов. Однако это не был постоянно действующий представительный орган, кроме того, решающий голос всегда был у князя.

6.  Появляется административно-территориальное деление, возникает иерархия управления. В связи с созданием единого Древнерусского государства увеличивается территория, подчиненная верховному правителю, и численность управляемого населения. Возникает необходимость в создании дополнительных уровней управления в соответствии с нормой управляемости. Государство в Древней Руси было поделено на волости, которые подчинялись верховному правителю, — великому князю киевскому. В городах представителями князей были наместники. Управление в Древней Руси представляло собой трехуровневую иерархическую организацию. Высший уровень — общегосударственный (великий князь), средний уровень (региональный) — князья, низший уровень — наместники.

7. В Древнерусском государстве появляются вооруженные силы, которые делятся на две категории. Первая категория — княжеская дружина — профессиональные военные, постоянно находились в боевой готовности. Дружина охраняла границу, проводила небольшие военные операции. Другая категория армии — земское ополчение — набиралось во время крупных военных операций из всего свободного мужского населения. Двойственный характер формирования армии, с одной стороны, ослаблял военную мощь государства, с другой стороны, позволял контролировать военные действия местному самоуправлению.

К XI в. Древняя Русь представляла собой единое государство с централизованным управлением. Глава государства — великий князь —> издавал общегосударственные законы, имел право объявлять войну и мир, осуществлял международную политику. Столичное княжество находилось под его прямым управлением. Столицей Древнерусского государства в 882 – 1169 гг. был Киев. В Древней Руси система государственного управления находилась в стадии зарождения, поэтому во многом государственная система зависела от личности верховного правителя.

Управление регионами первоначально осуществляли местные лидеры (племенные вожди как Мал Древлянский или приглашенные варяги как Рогволд Полоцкий), которые вершили в своих княжествах суд, охраняли границу, собирали дань. К 988 г. все земли восточных славян оказались под властью представителей одной династии — Рюриковичей, т. е. назначение региональных руководителей происходило по семейному признаку. Это позволило преодолеть сепаратистские тенденции на различных территориях государства, укрепить централизованное управление. С другой стороны, назначение родственников в качестве правителей регионов не всегда способствовало укреплению центральной власти. Сыновья или братья великого князя часто считали себя фигурами равными главе государства и отказывались подчиняться. Например, Ярослав Мудрый, назначенный своим отцом наместником Новгорода, отказался платить дань центральному правительству, что привело к междоусобной войне. Основным органом государственной администрации в Древней Руси была дружина. Служилые люди делились на старшую и младшую дружину.

Старшая дружина — воеводы, тиуны — возглавляли военные операции, составляли совет при князе, собирали дань, служили наместниками и послами. Место в старшей дружине можно было заслужить или унаследовать. Старшими дружинниками могли быть знатные иностранцы, которые самостоятельно набирали подчиненных.

Младшая дружина — мечники, детские — служили непосредственно князю, выполняли текущие поручения. Служилые люди могли быть лично свободными, если заключали ряд с нанимателем, или холопами, если служили без ряда. В XII в. появляется термин «дворяне», который первоначально означает «слуги княжеского двора». Вече — высший орган городского самоуправления. Вече заключало ряд с князем, принимало решение о наборе ополчения. Состав веча определялся местными обычаями. На уровне местного управления существовали должности тысяцкого и посадника, которые в некоторых городах были выборными. Первоначально тысяцкий был начальником, стоявшим во главе тысячи воинов. По другим сведениям тысяцкий означал главу тысячи горожан. Тысяцкий обычно отвечал за оборону городской крепости, осуществлял городской суд. Посадник стоял во главе посада, городского района за стенами крепости. Посадник осуществлял гражданское руководство на подчиненной территории. Значение посадников варьировалось в зависимости от города. В некоторых городах посадник (Новгород, Псков) — выборная должность, представитель местного самоуправления. В других городах (Владимир) посадник мог быть представителем старшего города или удельного князя. В этом случае посадников могло быть несколько, их полномочия были равны полномочиям наместников.

Земская община — основа местного самоуправления, участвовала в судебных разбирательствах, распределении земли. Все вольные подданные великого князя по средневековому праву имели право отъезда, т. е. могли по собственному желанию поменять место службы и отъехать в другое государство. Для Западной Европы того времени были характерны принципы феодальной монархии: вассальная система, государство состоит из автономных земель, управляемых аристократами; король — первый среди равных, осуществляет общую организацию; население делится на три сословия, гражданские права зависят от сословной принадлежности; крестьяне находятся в крепостной зависимости. В Древней Руси в указанное время не существовало подобной феодальной организации общества. Все жители Древнерусского государства были изначально свободными (холопами были либо пленники, либо должники). Общество не было разделено на сословия, княжеские дружинники занимались торговлей, горожане или крестьяне могли сделать карьеру на службе. Земля находилась в частной собственности, принадлежала общине или крупным землевладельцам. Князья могли иметь отдельные участки земли в личной собственности, но в целом не распоряжались всеми земельными наделами в государстве.

Наемный характер государственной власти в Древней Руси выражался в изначально появившемся противоречии между местным населением, так называемой земщиной, и приезжей княжеской администрацией, которая не имела крепких связей с регионом, была лично предана князю и материально зависела только от места при князе. Противоречие между местными жителями и наемными управляющими выражалось в пренебрежении к интересам друг друга.

Основным правовым документом Древнерусского государства являлась Русская Правда, принятая при великом князе Ярославе Мудром (1019/4), которая представляла собой уголовный и гражданский кодекс. В Древнерусском государстве не было нормативных документов, регулирующих государственное управление. Государственная власть опиралась на традиции. Семейные и часть гражданских отношений регулировались Номоканоном и, таким образом, оказывались под юрисдикцией православной церкви. После принятия христианства законы в Древней Руси стали более гуманными. Например, были отменены судебные поединки, свою правоту больше не нужно было доказывать с помощью меча. Это, в свою очередь, повысило авторитет государственной власти и суда.

Итак, Древнерусское государство возникло на основе общественного договора, в Древней Руси имелись традиции демократии, гуманизма, справедливости. Постепенно Русь превращается в самое развитое в культурном, экономическом и военном отношении государство Европы. В то же время Древнерусское государство находится в стадии становления и поэтому внутренняя организация общества не способна автоматически регулировать проблемы, справляться с негативными тенденциями сепаратизма, противостоянием между интересами всего государства и отдельных регионов, что характерно для территориально крупных государств

 

 

Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября Парламентом, состоящим из Государственного Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы обеих палат Парламента был определен особыми законами.

23 апреля 1906 года были изданы «Основные государственные законы», изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи (ст. 1 – 2), государственный язык (ст. 3), существо верховной власти (ст. 4 – 25), порядок законодательства (ст. 84 – 97), принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений (ст. 98– 124), права и обязанности российских подданных (ст. 69 – 83), положение православной церкви (ст. 62 – 66) и др.

В первой главе основных законов раскрывалось существо «верховной самодержавной власти». До последнего момента Николай II сопротивлялся изъятию из текста положения о неограниченной власти монарха в России. В окончательной редакции статья об объеме царской власти была сформулирована следующим образом: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть…». Отныне российский император должен был делить законодательную власть с Думой и Государственным Советом. Однако прерогативы монарха остались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства» (только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы), он утверждал законы, назначал и увольнял высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождем российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство.

В девятой главе, устанавливавшей порядок принятия законов, определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государем Императором». Законопроекты, непринятые обеими палатами, считались отклоненными. Законопроекты, отклоненные одной из палат, могли быть вновь внесены на ее рассмотрение только с разрешения императора. Законопроекты, неутвержденные императором, могли быть вновь рассмотрены не ранее следующей сессии.

Императору всероссийскому принадлежала верховная самодержавная власть, власть управления также принадлежала императору во всём её объеме, но законодательную власть император осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной думой и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако, статья 87 Основных законов представляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая 6 необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал своё действие.

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Согласно ст. 57 продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами Государя Императора.

В ст. 58 укзаано, что Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам. Общее число Членов Совета, призываемых Высочайшею Властью к присутствованию в Совете из среды его Членов по Высочайшему назначению, не должно превышать общего числа Членов Совета по выборам, на основании ст. 59 Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу. Государственный Совет проверяет полномочия своих Членов по выборам. Равным образом, Государственная Дума проверяет полномочия своих Членов (ст. 60).

Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов распущена указом Государя Императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва (ст. 63).

В соответствии со ст. 64 Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их Учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору (ст. 65).

Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их Учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными (ст. 66)

Ведению Государственного Совета и Государственной Думы и обсуждению их в порядке, Учреждениями их определенном, подлежат те дела, которые указаны в Учреждениях Совета и Думы (ст. 67).

Основные законы отличались и неясностью формулировок в отношении ряда норм, регламентировавших деятельность Государственной Думы. Текст основных законов был крайне неопределенен в трактовке понятия сессии. В статье 99 говорилось о том, что «продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами Государя Императора». Без ответа оставался вопрос о том, сколько может быть сессий в течение года. И краткосрочные, и длительные перерывы в деятельности Думы объявлялись указами императора в одних и тех же выражениях. Когда третья Дума возобновила заседания после рождественских каникул 20 января 1909 г., это было сочтено продолжением прежней сессии, хотя указ 20 декабря 1908 г., объявивший этот перерыв, буквально повторил указ, закрывший первую сессию данного созыва.

Между тем строгое определение сессии имело принципиальный характер. Неутвержденные императором законопроекты не могли быть внесены на повторное обсуждение в течение той же сессии (статья 112 Основных государственных законов, статья 53 «Учреждения Государственной Думы», статья 51 «Учреждения Государственного Совета»). Депутат в течение сессии мог быть лишен свободы только с разрешения Думы (статья 16 «Учреждения Государственной Думы»).

Упущена была в Основных законах и норма, регулировавшая порядок прекращения деятельности Думы в связи с истечением пятилетнего срока ее полномочий. Указанная неопределенность явилась причиной длительного обсуждения в Совете министров 10 и 11 мая 1912 г. проекта указа о роспуске третьей Думы. Обсуждались два варианта: в одном из них объявлялся перерыв в заседаниях Думы вплоть до издания указа о времени новых выборов, в другом — речь шла собственно о роспуске. Преимущества первого варианта виделись министрам в следующем: «оттенялась разница между нынешней Государственной Думой и первыми двумя, распущенными вследствие неудовлетворительности их состава», «сохранялась возможность призвать Государственную Думу к занятиям, если в этом возникла бы надобность». Главным недостатком данного варианта, по мнению участников дискуссии, являлось устранение различия между перерывом и полным прекращением полномочий членов Думы. Недостатки зторого варианта, кстати, более соответствовавшего прямому смыслу нормы о пятилетнем сроке полномочий Думы, мотивировались тем, что действовавшее законодательство нигде не упоминало о законодательных периодах. В итоге обсуждения большинство склонилось к первому варианту, который и был подписан Николаем II 8 июня 1912 г. [

Неурегулированным законодательством остался и вопрос о преемственности законодательных работ различных созывов Думы. Мировая практика выработала три варианта решения данной проблемы. Принципы континуитета, преемственности были реализованы во Франции, Бельгии, Люксембурге. Принципами диcконтинуитета даже с распространением на отдельные сессии характеризовались отношения различных легислатур в Англии, Германии, Австрии, Италии. В ряде стран применялась смешанная система, подразумевавшая континуитет для сессий и дисконтинуитет для различных законодательных периодов (Греция, Норвегия, Венгрия). Российская практика в отсутствии законодательных норм тяготела к третьему варианту.

Особое место в Основных государственных законах от 23 апреля 1906 г. отводилось 87-й статье. Названная статья позволяла царскому правительству провести законопроект в порядке указа, и он с момента опубликования начинал действовать. Правда, для применения этой статьи имелся ряд ограничений. Неправомочно было, ссылаясь на ст. 87, вносить изменения в Основные государственные законы, Положения о выборах в Государственную думу и Государственный Совет, «Учреждение Государственной думы» и «Учреждение Государственного Совета» (эти «Учреждения…», как и Основные государственные законы, определяли место обеих палат в системе высших органов власти Российской империи). Помимо этого, правительству запрещалось принимать указы, имевшие силу закона, в период работы Думы и Совета. Подобные указы получили неофициальное название чрезвычайных, так как для их принятия требовалось наличие чрезвычайных условий, не терпящих отлагательств.

Основные государственные законы заложили основы новой политической системы, впоследствии получившей название третьеиюньской монархии. Сами Основные законы выделялись особой юридической силой. Для их изменения устанавливался особый порядок, они могли быть пересмотрены только по инициативе императора, в текст законов нельзя было внести коррективы в порядке чрезвычайного законодательства. Законы утверждали основы правового положения подданных, регулировали порядок образования, построения и деятельности государственных органов, служили базой для текущего законодательства. De jure Основные государственные законы 1906 г. являлись конституцией. Таковыми они рассматривались как представителями власти, в частности С.Ю. Витте оперировал определением «консервативная конституция»1, так и либеральными историками государственного права2. Так, Н.И. Лазаревский подчеркивал: «Наши основные законы 23 апреля 1906 г. вполне подходят под тип конституционных законов, как они выработаны практикой западных держав.»3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бушуев С.В. История государства Российского. –М.: Книжная палата, 1994.

  2. Данилова А.А. История России IX – XIX вв. Справочные материалы. М., 1999.

  3. Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960. Т. 3.

  4. Зуев М.Н. История России. М., 2007.

  5. Лазаревский Н.И. Конституционное право. Спб., 1908. Переизд. СПб., 2000.

  6. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2002.

     

     

     

     

bukvi.ru


Смотрите также