Тема 2 Дипломатия древних Греции и Рима. Дипломатия древней греции
1. Международные связи древней греции
Дипломатия Древней Греции
В своем историческом развитии Древняя Греция, или Эллада, прошла ряд сменявших друг друга общественных укладов. В гомеровский период эллинской истории (XII–VIII века до нашей эры), в условиях складывавшегося рабовладельческого государства еще сохранялся родовой строй. Для Греции классического периода (VIII–IV века до нашей эры) характерным типом политического образования являлись города-государства, по-гречески «полисы». Между этими самодовлеющими мирками возникали самые разнообразные формы международных связей.
Проксения. Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции была «проксения», т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в нем по сравнению с прочими иностранцами известными правами и преимуществами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Со своей стороны проксен принимал на себя нравственное обязательство по отношению к городу, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интересам и быть посредником между ним и властями своего города. Через проксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену.
Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнего мира.
Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под покровительством божества — Зевса-Ксения (гостеприимца).
Амфиктионии. Столь же древним международным институтом были и «амфиктионии». Так назывались религиозные союзы, возникшие возле святилища какого-либо особо чтимого божества. Как показывает само наименование, в эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища (амфиктионы — вокруг живущие), вне зависимости от их родственных отношений. Первоначальной целью амфиктионии были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, защита храма и его сокровищ, накоплявшихся от частных и общественных приношений, а также наказание святотатцев — нарушителей священных обычаев.
В случае надобности собравшиеся на празднества совещались по общественным делам, представлявшим интерес для всех членов данной амфиктионии. Во время празднеств запрещалось вести войны и провозглашался «божий мир» (иеромемия). Таким образом, амфиктионии превращались в религиозно-политический институт международного характера.
Амфиктионии в Древней Греции существовало много. Самой древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония. Она образовалась из двух амфиктионии: Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры. В Дельфийско-Фермопильскую амфиктионию входило 12 племен. Из них каждое имело по два голоса.
Верховным органом амфиктионии было общее собрание. Оно созывалось два раза в год, весной и осенью, в Фермопилах и Дельфах. Решения общего собрания были обязательны для всех амфиктионов. Уполномоченными лицами собрания, фактически руководившими всеми делами, были иеромнемоны, назначаемые государствами по числу голосов амфиктионии, т. е. в количестве 24. Одной из главнейших обязанностей иеромнемонов было соблюдение «божьего мира» и устройство религиозных празднеств.
В конце V и IV веков до нашей эры появляется еще новая коллегия — «пилагоров». Через посредство пилагоров и иеромнемонов входившие в состав амфиктионии города приносили друг другу клятвы и принимали на себя известные обязательства по отношению к амфиктионам. Дельфийско-Фермопильская амфиктиония представляла значительную политическую силу, оказывавшую большое влияние на международную политику Греции. В руках Дельфийско-Фермопильской амфиктионии сосредоточивалась и светская и духовная власть. Дельфийские жрецы объявляли и прекращали войну, назначали и смещали общих правителей, входивших в амфиктионию. Иеромнемоны считались провозвестниками воли Аполлона. Согласно преданию, у дельфийских жрецов имелись «тайные книги», в которых содержались древние предсказания. Читать их разрешалось только тем, кто признавался потомком самого Аполлона, т. е. жрецам и царям.
Могущественным орудием в руках греческого жречества были священные войны, которые оно направляло против всех, причинявших какой-либо ущерб святилищу Аполлона. В священной войне должны были принимать участие все члены амфиктионии, связанные присягой. Текст этой присяги гласил: «Не разрушать никакого города, принадлежащего амфиктионии; не отводить воды ни во время мира, ни во время войны; общими силами выступать против всякого нарушителя присяги, разорять его город; наказывать всеми средствами, имеющимися в распоряжении, всякого, дерзнувшего нарушить достояние бога рукой или ногой».
Все политические договоры, прямо или косвенно, утверждались дельфийским жречеством. По всем спорным вопросам международного права тяжущиеся стороны обращались в Дельфы. Сила жречества заключалась не только в его духовном, но и в материальном влиянии. Дельфы располагали огромными капиталами, образовавшимися из взносов городов, от доходов с массы паломников, от храмовых ярмарок и ростовщических сделок. Все это объясняет ту страстную борьбу, которая велась между греческими государствами за влияние и голоса в Дельфийской амфиктионии в V–IV веках до нашей эры.
Договоры и союзы. Третьим видом международных связей Греции служили договоры и военно-политические союзы — «симмахии». Из них самыми значительными были Лакедемонская и Афинская (Делосская) симмахии.
Лакедемонская симмахия образовалась в VI столетии до нашей эры как союз городов и общин Пелопоннеса. Во главе союза стояла Спарта. Высшим союзным органом было общесоюзное собрание (силлогос), созываемое городом-гегемоном (Спартой) один раз в год. Все города, входившие в союз, имели в нем по одному голосу, вне зависимости от их величины и значения. Дела решались по большинству голосов, после долгих прений и всяческих дипломатических комбинаций.
Другим крупным союзом эллинских городов была Афинская, или Делосская, симмахия, во главе которой стояли Афины. Делосская симмахия образовалась во время греко-персидских войн для борьбы с персами. Делосская симмахия отличалась от Лакедемонской двумя чертами: во-первых, входившие в нее союзники платили особый взнос (форос) в общественную казну на Делосе; во-вторых, они более зависели от своего гегемона — Афин. С течением времени Делосская симмахия превратилась в афинскую державу (архэ).
Отношения между обеими симмахиями с самого начала были враждебными. В конце концов, во второй половине V века это привело к общегреческой Пелопоннесской войне.
Послы и посольства. Возникавшие между общинами и полисами конфликты разрешались при посредстве специальных уполномоченных лиц, или послов. В гомеровской Греции они назывались вестниками (керюкс, ангелос), в классической Греции — старейшинами (пресбейс).
В государствах Греции, как, например, в Афинах, Спарте, Коринфе и др., послы избирались Народным собранием из лиц почтенного возраста, не моложе 50 лет. Отсюда и происходит термин «старейшины». Обыкновенно послы избирались из состоятельных граждан, пользовавшихся авторитетом, имевших проксенов в других городах, степенных, рассудительных и красноречивых. Чаще всего посольские поручения давались архонтам данного города и в особенности архонту-полемарху (военачальнику).
Известны случаи, когда послами назначали актеров. Актером, например, был знаменитый оратор Эсхин, представлявший афинское государство у македонского царя Филиппа II. Избрание актеров для выполнения высокой и почетной миссии посла находит свое объяснение в большом значении, какое в античных обществах имели красноречие и декламация. Искусство актера придавало большой вес и убедительность словам делегата, выступавшего на многолюдном собрании, на площади или в театре.
Число членов посольства не было установлено законом: оно определялось в зависимости от условий данного момента. Все послы считались равноправными. Лишь позже вошло в обычай выбирать главного посла — «архистарейшину», председателя посольской коллегии. На содержание послов за время их полномочий отпускались некоторые денежные суммы, «дорожные деньги». К послам назначался определенный штат прислуги. При отправлении им давались рекомендательные письма (симбола) к проксенам города, в который выезжало посольство. Цель посольства определялась вручаемыми старейшинами инструкциями, написанными на грамоте, состоявшей из двух сложенных вместе листов (δίπλωμά). Отсюда и происходит самый термин «дипломатия».
Инструкции служили основным руководством для послов. В них указывалась цель посольства; однако в пределах данных инструкций послы пользовались известной свободой и могли проявлять собственную инициативу.
Послы, прибывшие на место своего назначения, одни или вместе с проксеном направлялись к должностному лицу данного города, ведавшему дипломатическими делами. Они предъявляли ему свои грамоты и получали от него соответствующие указания и советы.
В ближайшие после регистрации дни (в Афинах обычно через пять дней) послы выступали в Совете или Народном собрании с объяснением цели своего прибытия. После этого открывались публичные дебаты или же дело передавалось на рассмотрение специальной комиссии.
Как правило, к иностранным послам относились с почтением, обеспечивали им хороший прием, предлагали подарки, приглашали на театральные представления, игры и празднества. По возвращении в родной город члены посольства отдавали отчет в Народном собрании о результатах своей миссии. В случае одобрения им выдавались почетные награды. Самой высокой из них был лавровый венок с приглашением на следующий день обедать в притании, особом здании близ Акрополя, в котором обедали почетные гости государства. Каждому гражданину предоставлялось право при отчете посла высказывать свое мнение и даже выступать против посла с обвинениями.
Одной из главных обязанностей послов в Греции, как и вообще в античных государствах, было заключение союзов с другими государствами и подписание договоров. На договор в древнем мире смотрели, как на нечто магическое. Нарушение договора, по суеверному убеждению людей древности, влекло за собой божественную кару. Поэтому заключение договоров и ведение дипломатических переговоров в Греции были обставлены строгими формальностями. Договорные обязательства скреплялись клятвами, призывавшими в свидетели сверхъестественную силу, якобы освятившую подписанный договор. Клятвы давались обеими сторонами в присутствии магистратов того города, где подписывался договор. К клятве присоединялось еще проклятие, падавшее на голову нарушителя договора.
Возникавшие на почве нарушения договора споры и столкновения передавались на рассмотрение третейской комиссии. Она налагала на виновников нарушения денежные пени, которые вносились в казну какого-либо божества — Аполлона Дельфийского, Зевса Олимпийского и др. Из надписей известны такие взыскания, равнявшиеся десяти и более талантам, что в то время составляло очень крупную сумму. В случае упорного нежелания подчиняться требованиям третейского суда против непокорных городов предпринимались принудительные меры, До священной войны включительно.
После принятия соглашения каждой стороне вменялось в обязанность вырезать текст договора и клятвы на каменном столбе-стеле и хранить в одном из главных храмов (в Афинах — в храме Афины Паллады на Акрополе). Копии наиболее важных договоров хранились в национальных святилищах — Дельфах, Олимпии и Делосе. Договоры писались на нескольких языках, по числу договаривающихся сторон. Один текст обязательно поступал в государственный архив. В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стела, на которой был вырезан договорный текст, разбивалась, и тем самым договор расторгался.
studfiles.net
Дипломатия древней Греции. Всемирная история. Том 4. Эллинистический период
Дипломатия древней Греции
Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в нем по сравнению с прочими иностранцами известными правами и преимуществами в отношении налогов, торговли, суда и всякого рода почетных привилегий.
Со своей стороны проксен принимал на себя нравственное обязательство по отношению к городу, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интересам и быть посредником между ним и властями своего города. Через проксенов велись дипломатические переговоры. Приходившие в город посольства обращались прежде всего к своему ироксену.
Институт проксении получил в Греции очень широкое распространение и лег в основу всех последующих международных связей древнего мира. Все чужестранцы, проживающие в каком-нибудь городе, даже изгнанники, находились под покровительством божества — Зевса-Ксения (гостеприимца).
Таким же древним международным институтом в Греции были и амфиктионии — так назывались религиозные союзы, которые возникали возле святилища какого-либо особо чтимого божества. В эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища («амфиктионы» — вокруг живущие) независимо от их родственных отношений.
Первоначальной целью амфиктионий были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, защита храма и его сокровищ, накопленных от общественных и частных приношений, а также наказание святотатцев — нарушителей священных обычаев.
По мере необходимости собиравшиеся на празднества совещались по общественным делам, которые представляли интерес для всех членов данной амфиктионии. Во время празднеств запрещалось вести войны, провозглашался «божий мир» — иеромения. Таким образом, амфиктионии превращались в религиозно-политический институт международного характера.
В Древней Греции существовало много амфиктионий. Самой древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония. Она образовалась из двух амфиктионий — Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры. В Дельфийско-Фермопильскую амфиктионию входило 12 племен. Каждое из них имело по два голоса.
Верховным органом амфиктионии было общее собрание. Оно созывалось два раза в год — весной и осенью — в Фермопилах и Дельфах. Решения общего собрания считались обязательными для всех амфиктионов. Уполномоченными лицами собрания, которые фактически руководили всеми делами, были иеромнемоны, назначаемые государствами по количеству голосов амфиктионии, т. е. их было 24. Главнейшей обязанностью иеромнемонов было соблюдение «божьего мира» и устройство религиозных празднеств.
В конце V — начале IV веков до н. э. в Древней Греции появляется новая коллегия — пилагоров. Через пилагоров и иеромнемонов входившие в состав амфиктионии города приносили друг другу клятвы и принимали на себя известные обязательства.
Дельфийско-Фермопильская амфиктиония представляла собой значительную политическую силу, которая оказывала огромное влияние на международную политику Греции. В руках Дельфийско-Фермопильской амфиктионии была сосредоточена и светская, и духовная власть. Дельфийские жрецы объявляли и прекращали войну, назначали и смещали общих правителей, входивших в амфиктионию.
Иеромнемоны считались провозвестниками воли Аполлона. Согласно преданию, у дельфийских жрецов имелись «тайные книги», в которых содержались древние предсказания. Читать эти книги разрешалось только тем, кто признавался потомком самого Аполлона, т. е. жрецам и царям.
Могущественным орудием в руках греческого жречества были «священные войны», которые оно вело против всех, кто причинял какой-либо ущерб святилищу Аполлона. В «священной войне» должны были принимать участие все члены амфиктионии, связанные присягой.
Текст присяги гласил: «Не разрушать никакого города, принадлежащего амфиктионии. Не отводить воды ни во время мира, ни во время войны. Общими силами выступать против всякого нарушителя присяги, разорять его город. Наказывать всеми средствами, имеющимися в распоряжении, всякого, дерзнувшего нарушить достояние Бога рукой или ногой».
Все политические договоры прямо или косвенно утверждались дельфийским жречеством. По всем спорным вопросам международного права обращались в Дельфы. Сила жречества заключалась не только в его духовном, но и в материальном влиянии. Дельфы располагали огромными капиталами, которые образовывались от взносов городов, от доходов с паломников, от храмовых ярмарок и ростовщических сделок.
Всем этим и объясняется та борьба, которая развернулась между греческими городами-государствами за влияние и голоса в Дельфийской амфиктионии.
Третьим видом международных связей Греции служили договоры и военно-политические союзы — енммахии. Наиболее значительными из них были Лакедемонская и Афинская (Делосская) симмахии.
Лакедемонская симмахия образовалась в VI веке до н. э. как союз городов и общин Пелопоннеса. По главе союза стояла Спарта. Высшим союзным органом было общесоюзное собрание (силлогос), созываемое городом-гегемоном Спартой один раз в год. Все города, входившие в союз, имели в нем по одному голосу от их величины и значения. Дела решались по большинству голосов после долгих прений и всяческих дипломатических комбинаций.
Другим крупным союзом эллинских городов-государств была Делосская симмахия, которую возглавляли Афины. Делосская симмахия отличалась от Лакедемонской, во-первых, тем, что входившие в нее союзники платили особый взнос в общественную казну на Делосе, а во-вторых, тем, что они более зависели от своего гегемона — Афин.
Возникшие между полисами конфликты разрешались через уполномоченных лиц или послов. В разное время они назывались вестниками («керюкс», «ангелос») или старейшинами («пресбейс»). В Афинах, Спарте, Коринфе и других полисах послы избирались народным собранием из лиц почтенного возраста, не моложе 50 лет.
Обыкновенно послы избирались из состоятельных граждан, пользовавшихся авторитетом, имевших проксенов в других городах, рассудительных и красноречивых. Чаще всего посольские поручения давались архонтам данного города или чаще архонту-полемарху (военачальнику).
Известны случаи, когда послами назначали актеров. Например, знаменитый оратор Эсхин был актером. Эсхин представлял афинское государство у македонского царя Филиппа II. Избрание актеров для выполнения высокой и почетной миссии посла находит свое объяснение в большом значении, какое в античных обществах имели красноречие и декламация. Актерское искусство придавало большой вес и убедительность словам делегата, выступавшего на многолюдном собрании, на площади или в театре.
Число членов посольств не было строго регламентировано. Оно определялось в зависимости от условий данного момента. Все послы считались равноправными. Лишь позже вошло в обычай выбирать главного посла — архистарейшину, председателя посольской коллегии.
На содержание послов за время их полномочий отпускались некоторые денежные суммы, так называемые «дорожные деньги». К послам назначался определенный штат прислуги. При отправлении им давались рекомендательные письма («симболы») к проксенам города, в который выезжало посольство. Цель посольства определялась вручаемыми старейшинами инструкциями, написанными на грамоте, которая состояла из двух сложенных вместе листов («диплома»). Отсюда происходит слово «дипломатия».
Инструкция служила основным руководством для послов. Однако они пользовались известной свободой и могли проявлять собственную инициативу.
Прибывшие на место своего назначения послы вместе с проксеном направлялись к должностному лицу данного города, ведавшему дипломатическими делами. Они предъявляли ему свой грамоты и получали от него соответствующие указания и советы.
В ближайшие после регистрации дни (в Афинах обычно через пять дней), послы выступали в Совете или народном собрании с объяснением цели своего прибытия. После этого открывались публичные дебаты или же дело передавалось на рассмотрение специальной комиссии.
Как правило, к иностранным послам относились с почтением, им оказывали хороший прием, предлагали подарки, приглашали на театральные представления, игры и празднества. По возвращении в родной город члены посольства передавали в народное собрание отчет о результатах своей миссии.
В случае одобрения послы получали почетные награды. Самой высокой из них был лавровый венок с приглашением на следующий день обедать в притании — особом здании близ Акрополя, в котором обедали почетные гости города-государства. Каждому гражданину предоставлялось право при отчете посла высказать свое мнение и даже выступить против него с обвинениями.
Одной из главных обязанностей послов в Греции было заключение союзов с другими государствами и подписание договоров. В античных полисах на договор смотрели как на нечто магическое. Нарушение договора, по убеждению людей древнего мира, влекло за собой божественную кару. Поэтому заключение договоров и ведение дипломатических переговоров в Элладе было обставлено строгими формальностями. Договорные обязательства скреплялись клятвами, призывавшими в свидетели божественную силу, якобы освятившую подписанный договор. Клятвы давались обеими сторонами в присутствии магистров того города, где подписывался договор. К клятве присоединялось проклятие, падавшее на голову нарушителя договора.
Возникавшие на почве нарушения договора споры и столкновения передавались на рассмотрение третейской комиссии. Она налагала на виновников нарушения денежные пени. Штраф вносился в казну какого-либо божества — Аполлона Дельфийского, Зевса Олимпийского и др. В случае упорного нежелания подчиняться требованиям, третейского суда против непокорных городов предпринимались строгие меры, вплоть до «священной войны».
После принятия соглашения каждой стороне вменялось в обязанность вырезать текст договора и клятвы на каменном столбе-стеле и хранить в одном из главных храмов. В Афинах это был храм Афины Паллады на Акрополе. Копии наиболее важных договоров хранились в национальных святилищах — Дельфах, Олимпии и Делосе.
Договоры писались на нескольких языках — по числу договаривающихся сторон. Один текст обязательно поступал в государственный архив. В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стела, на которой был вырезан договорной текст, разбивалась. Тем самым договор расторгался.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
4. Дипломатия древней греции.
12-8 вв до н э сохранялся родовой строй, 8-4 вв до н э – тип политического образования города гос-ва «полисы», между ними разнообразные формы международных связей. Греки создали в древности сложную систему дипломатических отношений, многие слова, относящиеся к дипломатии, заимствованы из греческого языка. Греческие посольства состояли, по крайней мере, из 2х послов, т. к. каждый из них представлял свою партию. Перед направлением послов обычно посылались два вестника, обеспечивавших иммунитет послов и придававших миссии религиозную санкцию. Греческие города посылали и принимали послов специального назначения, которые снабжались верительным грамотами, выдавшимися народным собранием.
В независимой Греции переговоры велись в условиях относительной гласности, а заключенные договоры высекались на каменных плитах и выставлялись для всеобщего обозрения (система открытых договоров). Нарушение договора считалось оскорблением Зевса. Арбитраж был обычной процедурой для разрешения споров. В качестве арбитров выступали известные люди - философы или победители Олимпийских игр. Греки создали институт проксенов, защищавших права иностранцев, живущих в том или ином городе. Проксен назначался иностранным государством, интересы которого он должен был защищать, но был гражданином того города, в котором он жил. Проксен оказывал гостеприимство и всяческое содействие гражданам и в особенности послам государства, интересы которого он защищал, был посредником между ним и собственным государством. За это он пользовался определенными правами и привилегиями в представляемом им государстве - правом приобретать там имущество, правом на непосредственное сношение с его советом, народным собранием и другими органами власти, правом на общественное гостеприимство, почетным местом на общественных празднествах и т.п. институт Амфиктионии – религиозный союз возле святилища какого-то особо чтимого божества, (живущие вокруг), верховный орган – общее собрание, представители назначались гос-вом, собирались 2 раза в год, решения были обязательны, во время празднеств прекращались войны («божий мир»).
Число членов посольств было различным, на начальном этапе все послы были равны, позднее стали выбирать архстарейшину. Инструкция для посольств: сложенные две дощечки – дипломата. Основная цель заключение союзов и подписание дог-ов.
К V веку до н.э. греки разработали разветвленную систему международных отношений. Были выработаны нормы, связанные с объявлением войны, заключением мира, ратификацией договоров, арбитража, нейтралитета. Действовали определенные правила обмена послами, приема в гражданство, выдачи преступников. Кроме того, имелись нормы, определявшие правила ведения войны (аналог Женевской конвенции), а также порядок мореходства.
Одной из главных обязанностей послов в Греции было заключение союзов с другими государствами и подписание договоров. В античных полисах на договор смотрели как на нечто магическое. Нарушение договора, по убеждению людей древнего мира, влекло за собой божественную кару. Поэтому заключение договоров и ведение дипломатических переговоров в Элладе было обставлено строгими формальностями. Договорные обязательства скреплялись клятвами, призывавшими в свидетели божественную силу, якобы освятившую подписанный договор. Клятвы давались обеими сторонами в присутствии магистров того города, где подписывался договор. К клятве присоединялось проклятие, падавшее на голову нарушителя договора. Договоры писались на нескольких языках — по числу договаривающихся сторон. Один текст обязательно поступал в государственный архив. В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стела, на которой был вырезан текст договора, разбивалась. Тем самым договор расторгался.
Однако, английский дипломат Г. Николсон считал греков плохими дипломатами, ввиду следующих причин:
соперничество между полисами парализовало их инстинкт самосохранения
хитрость и интриги подрывали основу переговоров - доверие
разделение властей - исполнительной и законодательной – было недостаточным
studfiles.net
1.2 Дипломатия Древней Греции и Рима. Основные этапы становления дипломатической службы
Похожие главы из других работ:
Дипломатия в период формирования феодализма
§2. Византийская дипломатия
Дипломатия Юстиниана (527-565 гг.). Образцом для варварских королевств была дипломатическая служба в Восточной Римской(Византийской) империи. Сохранив старые римские традиции, все более изощряясь в новой, сложной и опасной обстановке...
Дипломатия в период формирования феодализма
§1. Дипломатия арабов
Франкские историки рассказывают о посольствах, которыми обменивались Карл Великий и багдадский халиф Харун-ар-Рашид, и о подарках, которые они посылали друг другу. С арабами франки были знакомы уже давно. В течение столетия...
Место ведущих международных финансовых организаций в системе оказания помощи развивающимся странам
3. Участие международных финансовых организаций в решении экономических проблем Греции
...
Место ведущих международных финансовых организаций в системе оказания помощи развивающимся странам
3.3 Перспективы экономического развития Греции при взаимодействии с МФО
По мнению экспертов МВФ Греции до конца 2018 г. потребуется дополнительная помощь на 85 млрд. евро, то есть на 25 млрд. евро больше, чем предполагалось. После чего уровень госдолга страны приблизиться к уровню 200 % ВВП...
Многонаправленная дипломатия по урегулированию региональных конфликтов
2. Многосторонняя дипломатия
Существует множество определений понятия дипломатия. Некоторые приведены, например, в таких известных книгах, как «Дипломатия» Г. Никольсона, «Руководство по дипломатической практике» Э. Сатоу. Большинство исходит, во-первых, из того...
Основные этапы становления дипломатической службы
1.1 Дипломатия Древнего Востока
Дипломатия в древнем мире выполняла внешнеполитические задачи государств, экономической основой которых было рабовладение. Рабовладельческий строй не оставался неподвижным...
Основные этапы становления дипломатической службы
2.1 Византийская дипломатия
Образцом для варварских королевств была дипломатическая служба в Восточной Римской (Византийской) империи. Сохранив старые римские традиции, все более изощряясь в новой, сложной и опасной обстановке...
Основные этапы становления дипломатической службы
2.2 Дипломатия Руси XII-XV вв.
Принципы дипломатии, существовавшие на Руси в указанный период времени вносят свой вклад в развитие дипломатической службы в целом. Стоит отметить, что здесь развивается посольская служба, которая, в свою очередь обладала рядом особенностей...
Отношения между Россией и Грецией
Глава 2. Отношения России и Греции на современном этапе
...
Страны PIGS
1.4 Кризис в Греции
Головной болью для европейских лидеров стал в течение последних нескольких месяцев бюджетно-долговой кризис в Греции. По итогам предыдущего года совокупный долг Греции превысил 300 миллиардов евро (125 % ВВП)...
Страны PIGS
2.2 Пути выхода из кризиса в Греции
Правительство страны планирует в 2011 году сократить бюджетный дефицит до 7% ВВП. Параллельно греческие власти намерены повысить налоги на сумму более 7 миллиардов евро и снижением расходов на 2 миллиона евро. Проект бюджета предполагает...
Участие Греции в международных организациях
§1. Отношение Греции как члена ЕС к Азербайджану.
В области международных отношений Греция придает огромное значение Закавказью, так как этот регион являет собой коридор между Европой и Азией. Греция имеет хорошие отношения со всеми 3-мя странами...
Фактор силы в международных отношениях
4. Сила и дипломатия.
Взаимоотношение силы и дипломатии в истории всегда было неоднозначным. Гуго Гроций - голландский юрист, один из ранних кодификаторов международного права, почти четыреста лет назад утверждал...
Финансовый кризис в Европейском союзе
1.4 Экономические последствия кризиса в Европейском союзе для Греции, Испании и Ирландии
Любое событие, происходящее на востоке, откуда производится основная часть добычи нефти, является очень чувствительным. Сразу после "Эффекта домино" стала появляться информация от глав государств Европы...
Финансовый кризис в Европейском союзе
2.1 Пути выхода из кризиса в Греции
Правительство Греции планировало к 2011 году сократить бюджетный дефицит до 7% ВВП, параллельно власти страны планировали повысить налоги на сумму более 7 миллиардов евро и снизить расходы на 2 миллиона евро. Проект бюджета предполагал...
mo.bobrodobro.ru
Тема 2 Дипломатия древних Греции и Рима
Лекция. Дипломатия античных Греции и Рима. Влияние полисной системы на дипломатию Греции. Многопартийные посольства греческих античных демократий. Ораторское искусство как непременное требование к дипломату. Многосторонняя дипломатия: амфиктионы и симмахии. Институт проксении.
Дипломатия республиканского и имперского Рима. Роль Сената. Внутренняя дипломатия. Договоры с варварскими народностями. Святость договоров: pacta sunt servanda. Развитие права народов как международного права, регулирующего отношения с иностранцами.
Взгляды античных историков на международные отношения. Геродот, Фукидид (равновесие сил), Цицерон. Сакральный характер дипломатии.
Семинар № 2 Перечень вопросов для обсуждения на семинаре:
=Древнее происхождение дипломатии как искусства переговоров.
=Архивные документы Амарны.
= Законы Ману и дипломатия древней Индии.
= Основные черты дипломатии древнего и средневекового Китая.
= Дипломатия Древней Греции. Институт проксении.
= Многосторонняя дипломатия: амфиктионы и симмахии.
= Дипломатия имперского Рима. Роль Сената.
= Внутренняя дипломатия.
=Развитие права народов как международного права, регулирующего отношения с иностранцами.
=Святость договоров: pacta sunt servanda.
Литература
Всеобщая история дипломатии. М. ЭКСМО, 2009.
Л.П. Карсавин. Культура средних веков. М.: 2003.
В.И. Попов. Современная дипломатия. М.: Международные отношения, 2003.
А.В. Торкунов (под.ред). Дипломатическая служба. М.: РОССПЭН, 2004.
Г. Никольсон. Дипломатия. Пер.с англ. М., 1941.
Т.В. Зонова. Современная модель дипломатии. Истоки становления и перспективы развития. М.: РОССПЭН, 2003.
История дипломатии. Под ред. Потемкина. М.:ОГИЗ, 1941-1945 или М.: Политиздат, 1959 – 1979
Интернет-ресурсы
http://www.mid.ru
http://www.unc.edu/depts/diplomat/
http://www.diplomacy.edu
Тема 3 Дипломатия средневековой Европы и Византии.
Лекция. Византийская «симфония» и ее влияние на дипломатические теории. Кодекс Юстиниана и Номоканон о характере государственного строя в Византии. Дипломатическая служба Византии. Ведомство дрома. Организация посольств и дипломатических миссий. Религиозная составляющая дипломатии средневековой Европы и дипломатия Византии.
Роль Святого Престола в международных отношениях. Становление дипломатии Ватикана. Апокрисарии, легаты, нунции. Роль Ватикана в выработке дипломатического протокола. Реестр древности монархий 1504 г. Формирование государств нового типа в эпоху Возрождения. Процессы секуляризации. Становление суверенитета правителя. Снижение роли Святого Престола как регулятора международных отношений.
Католические теории организации дипломатии и международных отношений на Западе Европы. Концепция «республики христианских народов». Роль понтифика как верховного суверена в Европе. Развитие римского права народов (jus gentium) как международного права.
Семинар № 3 Перечень вопросов для обсуждения на семинаре:
=Дипломатия Юстиниан
=Теория “симфонии” властей
=Кодекс Юстиниана и Номоканон
=Посольское дело в Византии и ведомство дрома
=Международное положение папства и образование папского государства
= Святой престол в международных отношениях
=Папа Григорий VII и “папская революция”
=Противостояние Священной Римской Империи и папства
=Концепция “Христианской республики”
Литература
Всеобщая история дипломатии. М. ЭКСМО, 2009.
Г.Г. Литаврин. Как жили византийцы. М., 1978.
Т.В. Зонова. Современная модель дипломатии. Истоки становления и перспективы развития. М., 2003.
Т.В. Зонова. Дипломатическая служба Св.Престола// Т.В. Зонова. Дипломатическая служба Италии// Т.В. Зонова (под ред.). Дипломатия иностранных государств. М.: РОССПЭН, 2004.
История дипломатии. Под ред. Потемкина. М.:ОГИЗ, 1941-1945 или М.: Политиздат, 1959 - 1979.
Г. Никольсон. Дипломатическое искусство. Пер. с англ. М., 1964.
Интернет-ресурсы:
http://www.mid.ru
http://www.unc.edu/depts/diplomat/
http://www.diplomacy.edu
http://usinfo.state.gov/usinfo/
http://www.usdiplomacy.org/
http://www.afsa.org/
Тема № 4 Национальные дипломатические школы
Лекция. Факторы становления новой модели дипломатии на Апеннинском полуострове, возникшей на основе теории равновесия сил. Теории Николо Макиавелли и Альберико Джентили. Гуго Гроций и появление международного права. Взгляды Ватикана на новую дипломатию. Появление постоянных дипломатических представительств в итальянских государствах. Возникновение центральных внешнеполитических институтов. Появление профессиональных государственных чиновников-дипломатов. Система оплаты дипломатов из государственной казны. Развитие дипломатической документации - верительные грамоты, реляции, документы, обеспечивающие дипломатическую неприкосновенность.
Французская дипломатическая школа. Дипломатия Франции периода Ренессанса. Взгляды на дипломатию Людовика XI. Роль кардинала Ришелье в становлении французской системы дипломатии и ее институтов. Возникновение Министерства иностранных дел Франции. Зарождение концепции “государственного интереса”. Расширение сети постоянных представительств Франции. Тайная дипломатия французских королей. Учреждение дипломатической академии. Франсуа Кальер и его труды по дипломатическому искусству. Дипломатия Талейрана и его наставления дипломатам. Посол Третьей республики Жюль Камбон и его труд «Дипломат».
Вестфальская система.
Дипломатический стиль тоталитарных государств. Идеологии фашизма и нацизма и их становление как основы государственного строительства. Фашизация дипломатической службы Италии и нацификация дипломатического ведомства Германии.
Семинар №4 Тестовые задания:
-происхождение дипломатии как категории исторической
-дипломатические системы Древнего мира (Египет, Ассирия, Вавилон)
-дипломатия Индии и Китая
-дипломатия Древней Греции
-многосторонняя дипломатия греческих государств
-дипломатия Древнего Рима
-развитие права народов как права, регулирующего взаимоотношения в Древнем Риме
-теория “симфонии” властей, Кодекс Юстиниана и Номоканон
-посольское дело в Византии и ведомство дрома
-дипломатия папского государства
-“папская революция” и процесс секуляризации
-концепция “Христианской республики”
Литература
История дипломатии. Под ред. Потемкина. М.:ОГИЗ, 1941-1945 или М.: Политиздат, 1959 - 1979.
Н. К. Капитонова. Дипломатическая служба Великобритании// Т.В. Зонова (под ред.). Дипломатия иностранных государств. М.: РОССПЭН, 2004.
Ю. В. Дубинин. Дипломатическая служба Франции// Т.В. Зонова (под ред.). Дипломатия иностранных государств. М.: РОССПЭН, 2004.
Т.В. Зонова. Дипломатическая служба Италии// Т.В. Зонова (под ред.). Дипломатия иностранных государств. М.: РОССПЭН, 2004.
О.П. Селянинов Тетради по истории дипломатической службы государств. М. МГИМО, 1992.
Дополнительная литература
Ф. Кальер. Каким образом договариваться с государями. М.: МИА, 2001.
Ж. Камбон. Дипломат. М.:ОГИЗ, 1946.
Ш.-М. Талейран. Мемуары. М.: ИМО, 1959
Дубинин Ю.В. Дипломатическая быль. Записки посла во Франции. М., 1997.
А.П. Каждан. Византийская культура. М.: Наука, 1968
Тема № 5 Дипломатия Англии и США
Лекция Английская дипломатическая школа. Учреждение института государственных секретарей. Роль английской монархии в выборе послов. Появление центрального внешнеполитического ведомства Форин Офис. Парламентаризация дипломатической службы. Роль Тайного совета при монархе. Имущественный ценз при приеме на дипломатическую службу. Демократизация дипломатической службы. Доступ женщин к дипломатической карьере. Учреждение независимой Комиссии гражданской службы, осуществляющей конкурсный прием на дипломатическую службу. Внепартийность английской профессиональной дипломатии. Дипломатическая служба Ее Величества. Министерство иностранных дел и по делам Содружества.
Дипломатическая школа США. Особенности исторического становления американской дипломатической службы. Создание внешнеполитического ведомства. Первые посольства. Прерогативы президента в отношении Государственного департамента. Проблемы создания карьерной дипломатической службы. Госдепартамент - «пигмей среди гигантов». Место Госдепартамента во внешней политике США. Доктрина Монро. Соотношение кадровых и некарьерных дипломатов. Spoils system. Формирование кадрового состава дипломатической службы США. Роль университетов и научных центров в разработке проектов развития американской внешней политики и дипломатии.
Венский конгресс и Венский регламент.
Роль папства в новое время
Семинар №5 Перечень вопросов для обсуждения на семинаре:
=Становление итальянской школы дипломатии
=Теоретики эпохи Возрождения о дипломатии и международном праве
=Возникновение центральных внешнеполитических институтов, постоянных миссий, профессиональных чиновников-дипломатов
=Французская дипломатическая школа
=Роль кардинала Ришелье в становлении французской дипломатии
=Талейран и его взгляды
=Вестфальская система
=Становление английской дипломатии
=Появление Форин Офис
=Формирование дипломатической службы Англии
=Особенности становления американской дипслужбы
=Госдепартамент и его место во внешней политике США
=Формирование кадрового состава дипслужбы США
=Роль университетов и научных центров в разработке американской внешней политики
Литература
Всеобщая история дипломатии. М. ЭКСМО, 2009.
История дипломатии. Под ред. Потемкина. М.:ОГИЗ, 1941-1945 или М.: Политиздат, 1959 - 1979.
Н. К. Капитонова. Дипломатическая служба Великобритании// Т.В. Зонова (под ред.). Дипломатия иностранных государств. М.: РОССПЭН, 2004.
Ю. В. Дубинин. Дипломатическая служба Франции// Т.В. Зонова (под ред.). Дипломатия иностранных государств. М.: РОССПЭН, 2004.
Т.В. Зонова. Дипломатическая служба Италии// Т.В. Зонова (под ред.). Дипломатия иностранных государств. М.: РОССПЭН, 2004.
Дополнительная литература
О.П. Селянинов Тетради по истории дипломатической службы государств. М. МГИМО, 1992.
Т.В. Зонова. Современная модель дипломатии. Истоки становления и перспективы развития. М., 2003.
В. М. Матвеев. Дипломатическая служба США. М.: Международные отношения, 1987.
В.И. Попов. Современная дипломатия. М.: Международные отношения, 2003.
Дубинин Ю.В. Время перемен. Записки посла в США. М., 2003.
Тема №6 Дипломатия средневековой России
Лекция. Становление дипломатии средневековой Руси. Договоры киевских князей. Византийское наследие. Внутренние сношения между княжествами. Боярская Дума. Посольский приказ и деятельность. Взгляды на миссию Русского государства как центра православия. Культурная миссия Посольского приказа. Эффективность переводческой службы. Церемония приведения к присяге и религиозный плюрализм. Характерные черты средневекового дипломатического стиля и протокола. Организация посольств, выезжающих за границу. Система вознаграждения труда дипломатов. Прием иностранных дипломатов.
Семинар №6 Тестовые задания:
-Становление итальянской школы дипломатии
-Теоретики эпохи Возрождения о дипломатии и международном праве
-Французская дипломатическая школа
-Роль кардинала Ришелье в становлении французской дипломатии
-Талейран и его взгляды
-Становление английской дипломатии
-Парламентаризация дипломатической службы Англии
-Формирование английской дипломатической службы
-Особенности становления американской дипслужбы
-Госдепартамент и его место во внешней политике США
-Формирование кадрового состава дипслужбы США
-Роль университетов и научных центров в разработке проектов развития американской внешней политики и дипломатии.
-Общая структура Госдепартамента США
-Вестфальская система
Литература
Всеобщая история дипломатии. М. ЭКСМО, 2009.
А.В.Торкунов (под.ред). Дипломатическая служба. М.: РОССПЭН, 2004
В.В. Похлебкин. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет. М.: Международные отношения, 1995.
Т.В. Зонова. Этапы становления российской дипломатической службы // Дипломатическая служба. М.:РОССПЭН, 2002.
Тема № 7 Дипломатия Российской империи
Лекция. Дипломатические реформы Петра I. Европеизация: упразднение Посольского приказа и создание Коллегии иностранных дел. Учреждение постоянных дипломатических представительств. Новый стиль петровской дипломатии. Европейское рангирование.
Дипломатические реформы Екатерины II. Изучение опыта французского дипломатического ведомства. Дипломатическая переписка в связи с признанием титула императрицы. Греческий проект Екатерины II. Совершенствование конкурсной системы приема на дипломатическую службу. Манифест Александра I об учреждении министерств. А. Воронцов – первый министр иностранных дел империи. Дипломатический стиль эпохи Нессельроде. Внедрение положений Венского Регламента 1815 г. в российскую дипломатическую службу. Дипломатические реформы А. Горчакова. Внедрение начал гласности решений дипломатического ведомства и появление первого дипломатического ежегодника. Требования обязательного высшего образования для поступления на дипломатическую службу. Бюрократизация механизма выработки и принятия внешнеполитических решений в конце XIX - начале XX вв. Проект дипломатической реформы А. Извольского. Институционализация связей с прессой. Российская дипломатия в условиях первой мировой войны. Февральская революция 1917 г. и демократизация внешнеполитического ведомства.
Семинар № 7 Перечень вопросов для обсуждения на семинаре:
=Характерные черты дипломатического стиля Древней Руси
=Византийское наследие
=Посольский Приказ и его деятельность
=Организация посольств, выезжающих за границу, прием иностранных дипломатов.
=Дипломатические реформы Петра I. Европеизация: упразднение Посольского приказа и создание Коллегии иностранных дел.
=Новый стиль петровской дипломатии. Европейское рангирование.
=Дипломатия времен Екатерины II. Греческий проект Екатерины II.
= Видение российской дипломатии А.М. Горчаковым.
=Манифест Александра I об учреждении министерств. А. Воронцов – первый министр иностранных дел империи
=Совершенствование системы подготовки дипломатических кадров.
=Проект дипломатической реформы А. Извольского.
=Февральская революция 1917 г. и демократизация внешнеполитического ведомства.
Литература
История дипломатии. Под ред. Потемкина. М.:ОГИЗ, 1941-1945 или М.: Политиздат, 1959 - 1979.
Н. Молчанов. Дипломатия Петра Великого. М.: Международные отношения, 1984.
В.В. Похлебкин. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет. М.: Международные отношения, 1995.
М. Палеолог. Царская Россия во время мировой войны. М.: Международные отношения, 1991.
Т.В. Зонова. Этапы становления российской дипломатической службы // Дипломатическая служба. М.:РОССПЭН, 2002.
Тема № 8 Советская дипломатия
Лекция. Марксистское видение будущего дипломатической службы. Идеологизация дипломатии. Провозглашение отказа от тайной дипломатии. Слом старого дипломатического аппарата и учреждение Народного комиссариата по иностранным делам. Чичерин-наркоминдел и его работа по созданию советского внешнеполитического ведомства. Структура НКИД. Первая в истории женщина-посол. Новый протокол. Чистки 30-х – 40-х гг. Реформы дипломатической службы СССР в 40-х годах. Работа советских дипломатов в годы Второй мировой войны. Создание Министерства иностранных дел СССР
Семинар № 8 Тестовые задания:
-Характерные черты дипломатического стиля Древней Руси
-Посольский Приказ и его деятельность
-Организация посольств, выезжающих за границу, прием иностранных дипломатов.
-Дипломатические реформы Петра I. Европеизация: упразднение Посольского приказа и создание Коллегии иностранных дел.
-Новый стиль петровской дипломатии. Европейское рангирование
-Дипломатия времен Екатерины II.
- Видение российской дипломатии А.М. Горчаковым.
-Манифест Александра I об учреждении министерств. А. Воронцов – первый министр иностранных дел империи
-Проект дипломатической реформы А. Извольского.
-Провозглашение отказа от тайной дипломатии. Слом старого дипломатического аппарата и учреждение Народного комиссариата по иностранным делам.
-Чичерин - наркоминдел и его работа по созданию советского внешнеполитического ведомства.
-Новый протокол
- Чистки 30-х – 40-х гг. Реформы дипломатической службы СССР в 40-х годах.
-Работа советских дипломатов в годы Второй мировой войны. Создание Министерства иностранных дел СССР
Литература
Всеобщая история дипломатии. М. ЭКСМО, 2009.
А.В. Торкунов (под.ред). Дипломатическая служба. М.: РОССПЭН, 2004.
Очерки истории Министерства иностранных дел России. М.: Ольма-Пресс, 2002.
В.И. Попов. Современная дипломатия. М.: Международные отношения, 2003.
В.В. Похлебкин. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет. М.: Международные отношения, 1995.
Г.Н.Михайловский. Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства. 1914-1920. М.: Международные отношения, 1993.
Тема № 9 Дипломатия биполярного мира
Лекция. Дипломатия биполярного противостояния. Профессионализм советских дипломатов. Реформы дипломатической службы в 1980-х – начале 1990-х гг. Универсализация дипломатических институтов и национальные традиции. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Влияние процессов деколонизации на дипломатическую службу. Крах биполярного мира и реформы дипломатических служб. Влияние на дипломатию процессов интеграции и регионализации. Процессы демократизации и публичная дипломатия. Национальный стиль в дипломатии.
Литература
Очерки истории Министерства иностранных дел России. М.: Ольма-Пресс, 2002.
Т.В. Зонова. Современная модель дипломатии. Истоки становления и перспективы развития. М., 2003.
Т.В. Зонова. Новые проблемы дипломатии //Современные международные отношения и мировая политика. М.: Просвещение, 2004.
Громыко А.А. Памятное. ТТ.1-2. М., 1988
Луньков Н. Русский дипломат в Европе. 30 лет в 10 европейских столицах. М., 1999.
А.В. Торкунов (под.ред). Дипломатическая служба. М.: РОССПЭН, 2004
studfiles.net
2. Дипломатия в классический период греции (XII–VIII до нашей эры).
Зарождение дипломатии в гомеровской Греции (XII–VII века до нашей эры). Своими корнями международное право и дипломатия Греции уходят далеко в глубь веков. Зачатки международных связей выступают уже в «Илиаде» в виде межплеменных соглашений: глава Аргоса и «златом обильных» Микен Агамемнон склоняет военачальников — князей других ахейских городов — к походу на Трою. Вожди совещаются, принимают общее решение и отправляются в дальний поход. Агамемнон от имени всех ахейцев заключает договор с Приамом, царем Трои. Договор скрепляется клятвами, обращением к богам, принесением жертвы и распределением жертвенного мяса между предводителями ахейских и троянских дружин.
Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Перед началом войны ахейские послы отправляются в Трою с требованием возвращения похищенной Парисом Елены.
Троянский глашатай вручает предложение о мире Ахейскому собранию. В собрании эти предложения подвергаются всестороннему обсуждению всего народа.
Приведенные примеры показывают, что в гомеровской Греции уже существовали в зародыше те дипломатические связи, которые впоследствии развились в обширную систему международных отношений.
Периклов проект созыва панэллинского мирного конгресса (448 г. до нашей эры). В Греции классического периода центры международной жизни раньше всего сложились в богатых приморских городах Азии (Милет, Эфес, Галикарнас), на Эгейских островах и Балканском полуострове (Афины, Коринф, Спарта).
В Афинах оживленные дипломатические отношения начинаются со времени тирании Пизистрата (VI век до нашей эры) и в особенности с греко-персидских войн (V век до нашей эры). Все крупные государственные деятели Греции были в то же время и дипломатами. Дипломатами были Пизистрат, Фемистокл, Аристид, основатель Делосской симмахии, Кимон и в особенности Перикл. При Перикле начались серьезные трения между Афинами и Спартой из-за гегемонии в эллинском мире. Следствием этого была война между Афинами и Спартой, окончившаяся Тридцатилетним миром (445 г. до нашей эры). Этот мир закрепил в Греции систему политического дуализма. В своем стремлении к гегемонии обе стороны, воздерживаясь до поры до времени от агрессивных действий, старались усилить свое влияние дипломатическим путем.
В 448 г. до нашей эры глава афинского государства Перикл выступил с предложением созыва в Афинах панэллинского (общегреческого) конгресса. На конгрессе предполагалось разрешить три вопроса, волновавшие всех греков: о восстановлении разрушенных персами храмов, обеспечении свободного морского плавания и упрочении мира во всей Элладе. Одновременно созывом конгресса Перикл рассчитывал содействовать превращению Афин в политический и культурный центр всей Эллады.
Для осуществления этого проекта из Афин было отправлено посольство в составе 20 человек во все греческие города с приглашением прислать своих представителей на предстоящий конгресс. Депутация разделилась на четыре части. Одни отправились в малоазиатские города и острова; другие — на берега Геллеспонта и Фракии; третьи — в Беотию и Фокиду; четвертые — в Пелопоннес. Афинские послы убеждали граждан каждого города принять приглашение своих представителей на конгресс в Афины. Предложение Перикла не нашло отклика. Особенно сильное сопротивление оказали пелопоннесцы из боязни усиления Афин.
Дипломатическая борьба в эпоху Пелопонесской войны (431–404 гг. до нашей эры).Усиление Афин, нарушавшее систему политичского дуализма в пользу Афин, послужило причиной Пелопонесской войны (431–404 гг. до нашей эры). Пелопоннесская война обострила все внутренние и внешние противоречия эллинского мира. Для всевозможных дипломатических комбинаций открывалось самое широкое поле.
Открытию военных действий предшествовала ожесточенная Дипломатическая борьба, продолжавшаяся целых пять лет (436–431 гг. до нашей эры). В ней приняли участие все греческие государства, которые входили в Лакедемонскую и Афинскую симмахии.
Ближайшим поводом к войне послужил эпидамнекий инцидент. То было столкновение чисто местного значения, возникшее на почве географической тесноты эллинского мира. Вскоре, однако, местный спор перерос в конфликт общегреческого значения. Канва событий такова.
В богатом и многолюдном городе Эпидамне (современный Дураццо), колонии острова Керкиры на западном берегу Греции, в 436 г. до нашей эры произошло столкновение демократов с олигархами. Последние призвали себе на помощь соседей-варваров. Теснимые противниками, эпидамнские демо-краты, не получая помощи от Керкиры, своей метрополии, отправили посольство в Дельфы за советом, не передать ли им своего города Коринфу, оспаривавшему права у Керкиры на Эпидамн. Дельфийское жречество высказалось за такое решение.
Тогда керкиряне со своей стороны отправили посольство в Коринф с требованием передать вопрос об Эпидамне на решение третейского суда. Не получив определенного ответа от Коринфа, поглощенного подготовкой к войне, керкиряне отправили посольство в Афины, прося принять их в Афинскую симмахию и признать их право на Эпидамн. Керкирские послы доказывали афинянам, что если Керкире не будет оказана помощь, они вынуждены будут подчиниться коринфянам. Тогда Афинам придется сражаться с двумя сильнейшими морскими державами Греции — Коринфом и Керкирой.
Вслед за посольством Керкиры в Афины прибыло и коринфское посольство. Оно обвиняло керкирян в наглости и корыстолюбии и протестовало против принятия их в Афинскую симмахию. Афиняне решили не принимать керкирян в свою симмахию, а заключить с ними лишь оборонительный союз. Формально они не нарушали условий Тридцатилетнего мира, который запрещал одной симмахии расширяться за счет другой. Вступая с керкирянами в дружественный союз, Афины рассчитывали достигнуть сразу двух целей: 1) посеять вражду между двумя сильнейшими в то время морскими державами Греции — Керкирой и Коринфом — и тем самым ослабить этих главных своих противников и 2) закрепиться в важнейших гаванях на западном торговом пути в Италию и Сицилию.
Расчеты Афин на поединок Керкиры и Коринфа оправдались. В разразившейся Керкиро-коринфской войне обе воюющие стороны были обессилены. Но военная помощь, оказанная Афинами Керкире, вызвала протест Пелопоннесского союза по поводу нарушения Афинами договора 445 г.
К этому присоединился и второй конфликт между пело-поннесцами и афинянами — из-за колонии Потидеи на Хал-кидском полуострове. На Потидею имели виды и афиняне и коринфяне. На сторону последних стал и македонский царь Пердикка. Он был обижен на афинян за их союз с его братом и врагом Филиппом и поднял против афинян пограничные племена. Воспользовавшись этим случаем, большая часть городов Халкидского полуострова восстала против афинян. Однако отправленная Афинами эскадра в 30 кораблей разбила войска потидеян и коринфян и положила конец восстанию.
Союзная конференция в Спарте (432 г. до нашей эры).После этого коринфяне, потидеяне и Пердикка направили посольства в Спарту с требованием немедленного созыва общесоюзного совещания (силлогос) по поводу нарушения Афинами договора 445 г. Этот протест поддержали и другие греческие города, недовольные Афинами. В результате в 432 г. в Спарте было созвано совещание всего Пелопоннесского союза.
Совещание 432 г. было настоящей дипломатической конференцией. На ней резко столкнулись интересы ряда греческих государств. Прения носили бурный характер. Первыми выступили коринфские делегаты. Они обрушились на своего гегемона Спарту. Заинтересованные в немедленном открытии военных действий против Афин, они обвиняли спартанцев в бездеятельности, медлительности и неосведомленности в общегреческих делах. «Вы, — говорили коринфские представители спартанцам, — отличаетесь рассудительностью, но вы плохо знаете, что творится за пределами вашей страны». Другое дело — афиняне. Осведомленностью, быстротой и сообразительностью они далеко опередили всех остальных греков. Благодаря этому они одну часть греков уже поработили, а другую намерены покорить в скором времени. «Афиняне всегда на словах выступают против войны; на самом же деле они усиленно к ней готовятся».
Коринфяне делали вывод о необходимости создания антиафинской коалиции и немедленного открытия военных действий против Афин, похитивших греческую свободу. С ответом на речь коринфян выступили афинские делегаты.
В высшей степени искусно построенная аргументация афинских послов развертывалась по двум линиям. С одной стороны, они доказывали, что гегемонию в эллинском мире и среди варваров афиняне приобрели не насилием и интригами. Они достигли ее вполне законным путем во время национальной войны с персами, проявив в защите общегреческих интересов «величайшее рвение и отвагу».
Приходится удивляться не тому, говорили послы, что Афины занимают руководящее положение в эллинском мире. Удивительно то, что при такой мощи они столь умеренно пользуются своими преимуществами и проявляют больше справедливости, чем это вообще свойственно человеческой природе. «Мы полагаем, что всякий другой на нашем месте лучше всего показал бы, насколько мы умеренны».
Афинские делегаты предлагали Союзному собранию учесть, с каким могущественным государством предстоит борьба членам Пелопоннесского союза, коль скоро они склонятся к решению предпочесть миру войну. «Подумайте, сколь велики неожиданности войны. Не принимайте на себя ее тяжелого бремени в угоду чужим замыслам и притязаниям. Не нарушайте договора и не преступайте данной вами клятвы».
После этого все союзные послы покинули собрание. Оставшись одни, спартанцы стали обсуждать вопрос в закрытом совещании, взвешивая доводы за и против немедленного объявления войны Афинам. Мнения самих спартанских представителей по этому вопросу разделились.
Первым выступил царь Архидам. «Человек рассудительный и благоразумный», он высказался за осторожную политику. Исходя из чисто военных соображений, Архидам советовал не доводить дела до вооруженного конфликта с первоклассной морской державой — Афинами, при недостаточности союзнического флота. «Не следует, — говорил он, — ни проявлять слишком много военного задора, ни обнаруживать излишней уступчивости. Нужно умело устраивать собственные дела, заключая союзы не только с греками, но и с варварами. Главное, всеми способами необходимо увеличивать свою денежную и военную мощь».
Против Архидама выступил эфор Сфенелаид. Он предлагал голосовать за немедленное объявление войны. Только быстрым налетом, полагал он, можно захватить Афины врасплох и выполнить свой долг перед союзниками. По окончании речи Сфенелаид поставил вопрос на голосование уполномоченных государств, которые присутствовали на конференции. Большинство высказалось за предложение эфора, признав, что мирный договор 445 г. нарушен Афинами и что неизбежным следствием этого нарушения является война.
Таким образом, усилия дипломатов не предотвратили Пелопоннесской войны. Однако они оказали существенное влияние как на ее подготовку, так и на все последующее течение событий. Во всяком случае благодаря дипломатии общегреческая катастрофа была отсрочена на целых пять лет.
Никиев мир (421 г. до нашей эры).Обмен посольствами продолжался и после объявления войны. Разница состояла лишь в том, что переговоры велись воюющими странами «без глашатаев», т. е. полуофици-альным путем. В 423 г. обессиленные войной противники пришли к соглашению и заключили перемирие, завершившееся так называемым Никиевым миром 421 г. Текст Никиева мира интересен как образец дипломатических документов античной Греции. В передаче Фукидида текст договора гласит: «Настоящий договор заключили афиняне и лакедемоняне с союзниками на следующих условиях, утвержденных клятвами каждого города… Да не позволено будет лакедемонянам с их союзниками браться за оружие с целью нанесения вреда афинянам и их союзникам, ни афинянам с их союзниками — для нанесения вреда лакедемонянам и их союзникам, какими бы то ни было способами».
Далее определялись права городов, возвращаемых лакедемонянами афинянам и обратно. Эти города объявлялись независимыми. «Городам, — гласил подписанный текст договора, — быть независимыми, пока они уплачивают дань, установленную Аристидом. Да не позволено будет по заключении договора ни афинянам, ни их союзникам браться за оружие во вред городам».
Вторым центральным пунктом Никиева мира был вопрос о возвращении захваченных территорий и об обмене военнопленными. В последнем были больше всего заинтересованы спартанцы, которые потеряли в сражении при Сфактерии свой отборный корпус.
«Лакедемоняне и союзники обязуются возвратить афинянам Панакт, афиняне лакедемонянам — Корифаси… и всех лакедемонских граждан, содержащихся в заключении в Афинах или в какой-либо другой части Афинского государства, а равно и всех союзников… Также и лакедемоняне с их союзниками обязуются возвратить всех афинян и их союзников». Особой статьей были оговорены права Дельфийского храма.
Договор заключался на 50 лет. Он должен был соблюдаться заключившими его сторонами «без коварства и ущерба на суше и на море» и скреплялся присягой: «буду соблюдать условия и договор без обмана и по справедливости». Присягу условлено было возобновлять ежегодно и в каждом городе отдельно. В конце договора имелась оговорка, которая позволяла в случае нужды вносить в текст необходимые изменения. Договор входил в силу за шесть дней до конца месяца Елафеболиона. В конце следовали подписи лиц, заключивших договор.
В том же году между Афинами и Спартой было заключено еще одно характерное для рабовладельческих государств «Дружественное соглаше-ние». Оно предусматривало взаимопомощь обеих сторон в случае нападения какой-либо третьей Державы или восстания рабов, которые всеми без исключения правительствами античных государств признавались опасной силой. В этом сказался вполне определившийся рабовладельческий характер греческого государства того времени. На Древнем Востоке в известном договоре Рамсеса II с Хаттушилем III также предусматривалась взаимная помощь двух царей в случае внутренних восстаний. Но там имелись в виду мятежные выступления подвластных племен. Здесь, в Греции периода Пелопоннесской войны, Афины и Спарта заключают соглашение о взаимной интервенции против класса рабов. Несмотря на свою политическую борьбу, они оказываются солидарными перед лицом враждебного класса рабов, выступления которых угрожали основам античного рабовладельческого строя.
Через несколько лет вооруженный конфликт между Афинами и Спартой возобновился и принял чрезвычайно широкие размеры. Исходным моментом второго периода Пелопоннесской войны послужила военная экспедиция Афин в Сицилию (415 г. до нашей эры). Посылка этой экспедиции была серьезной ошибкой афинской дипломатии, предварительно не изучившей политического состояния Сицилии и слепо доверившейся сообщениям сицилийских посольств, которые прибыли в Афины просить помощи против Сиракуз.
Сицилийская катастрофа имела своим последствием государственный переворот в Афинах (411 г. до нашей эры) и глубокие изменения в международных отношениях греческого мира. «Вся Эллада пришла в сильное возбуждение ввиду тяжелого поражения Афин». Каждое государство спешило объявить себя врагом Афин и примкнуть к антиафинской коалиции. Все враги Афин, замечает Фукидид, были убеждены, что «дальнейшая война будет кратковременной, а участие в ней почетным и выгодным».
Дружественный договор Спарты с Персией (412 г. до нашей эры). Однако враги Афин скоро убедились, что могущественная Афинская республика даже и после сицилийской катастрофы продолжает сохранять свою морскую мощь. Победить Афины можно было лишь при наличии большого флота, которого ни Спарта, ни союзники не имели. Постройка же флота предполагала наличие богатой казны, которой также не обладали ни Спарта, ни ее друзья. Единственный выход из создавшегося положения антиафинская коалиция видела в том, чтобы обратиться за денежной помощью к персидскому царю Дарию II.
Царь охотно принял на себя роль международного банкира. Дарий считал создавшееся положение как нельзя более благоприятным для восстановления своего могущества в Эгейском море и Малой Азии. В качестве дипломата персидского царя в эти годы выступал человек незаурядных способностей — Тиссаферн, царский наместник (сатрап) в Приморской области, в которую входили греческие города.
По предложению Тиссаферна в Спарту было отправлено сразу два посольства: от островных греков, которые отпали от Афинского союза, и от самого Тиссаферна. Оба посольства предложили лакедемонянам мир и союз. Тиссаферн надеялся достичь сразу двух целей: ослабить Афины и при поддержке Спарты обеспечить более регулярное поступление дани царю от подвластных ему греческих городов Малой Азии. Имея за своей спиной Афины, малоазиатские греки уплачивали дань крайне неаккуратно и притом постоянно грозили отпадением. Кроме того, при поддержке Спарты Тиссаферн рассчитывал наказать своих врагов, проживавших в Греции.
В результате недолгих переговоров в 412 г. в Лаке демоне был заключен союз между Спартой и Персией на выгодных для царя условиях. Согласно этому договору, персидскому царю передавались «вся страна и все города, какими ныне владеет царь и какими владели его предки». По другой статье, все подати и доходы указанных стран и городов, которые до тех пор получали Афины, отныне передавались персидскому царю. «Царь, лакедемоняне и их союзники обязуются общими силами препятствовать афинянам взимать эти деньги и все остальное». Следующая статья гласила, что войну против Афин должны вести сообща царь, лакедемоняне и их союзники. Прекращена война может быть только с общего согласия всех участников договора, т. е. царя и Спартанской симмахии. Всякий, кто восстанет или отложится от царя, Спарты или союзников, должен считаться общим их врагом. Текст договора был скреплен подписями Тиссаферна от имени Персии и Халкидеем, спартанским навархом (начальником морских сил), от имени Спарты.
Договор 412 г. был навязан Спарте ее безвыходным положением. Он вскоре вызвал недовольство самих спартанцев, потребовавших его пересмотра. С другой стороны, и Тиссаферн не вполне точно соблюдал принятое им на себя обязательство — выплачивать содержание лакедемонским морякам.
Начались новые переговоры. В результате между спартанцами и персами был заключен договор в городе Милете. По сравнению с прежним соглашением Милетский договор был более выгоден для Спарты. Царь подтвердил свое обязательство поддерживать и оплачивать войско Лакедемонского союза, находящееся на персидской территории.
Впрочем, и этот договор не мог вполне удовлетворить лакедемонян, ибо они претендовали на общегреческую гегемонию. Притом в силе оставалась весьма растяжимая статья, передававшая царю все города и все острова, какими владел не только он сам, но и его предки. «По смыслу этой статьи, — говорит Фукидид, — лакедемоняне вместо обещанной всем эллинам свободы вновь наложили на них персидское иго».
Требование Спарты устранить эту статью вызвало гнев Тиссаферна. Персидского сатрапа уже начинал беспокоить твердый тон спартанских дипломатов. С этого времени персидская дипломатия делает поворот от Спарты в сторону Афин, своего недавнего врага.
Система политического дуализма Алкивиада. Советником Тиссаферна был афинянин Алкивиад. В это время он состоял на спартанской службе, но тяготился тамошними порядками и подготовлял почву для своего возвращения в Афины. Алкивиад советовал Тиссаферну вернуться к исконной дипломатии восточных царей: поддерживать в греческом мире систему политического дуализма и, таким образом, не допускать чрезмерного усиления ни одного из греческих государств. Если, говорил Алкивиад, господство на суше и на море в Греции будет сосредоточено в одних руках, царь не будет иметь себе союзника в греческом мире. Вследствие этого, в случае обострения отношений с греками, он будет вынужден вести войну один с большими расходами и риском. Гораздо легче, дешевле и безопаснее для царя предоставить эллинским государствам истощать друг друга.
С точки зрения интересов персидской политики, в данный момент целесообразнее было поддерживать не спартанцев, а афинян. Диктовалось это тем соображением, что афиняне стремились подчинить себе лишь часть моря, предоставляя в распоряжение царя и Тиссаферна всех прочих эллинов, живущих на царской территории. Между тем, в случае перехода гегемонии к Лакедемонскому союзу, спартанцы не только освободили бы эллинов от афинского гнета, но, весьма вероятно, пожелали бы также освободить их и от персидского ига. Из всего этого Алкивиад делал практический вывод: не торопиться с окончанием войны, истощить афинян до последней степени, а потом, соединившись с ними, разделаться также и с пелопоннесцами. Первым шагом к этому должно было явиться уменьшение жалованья пелопоннесским морякам, по крайней мере, наполовину.
Алкивиад своей политикой преследовал прежде всего личные цели. Он мечтал вернуться в Афины и заменить демократический строй республики олигархией. Достигнуть этого он и его друзья надеялись при помощи Тиссаферна и царской казны. Предательская деятельность Алкивиада достигла своей цели. Персия стала оказывать поддержку Афинам против Спарты.
После смерти Алкивиада афинскому стратегу Конону удалось организовать в 395 г. до нашей эры антиспартанскую коалицию в составе Афин, Коринфа, Фив и других городов. Началась долгая и ожесточенная Коринфская война (395–387 гг. до нашей эры). В результате ее гегемония Афин возродилась, зато Спарта была вконец разорена и истощена.
Анталкидов мир (387 г. до нашей эры). Победы Конона оживили Афины. Экономическая и политическая жизнь Афинского союза возрождалась. Между Афинами и Пиреем были сооружены новые укрепления (Длинные стены). Афинская рабовладельческая демократия с ее стремлением к панэллинской гегемонии подняла голову. Возрождение демократических Афин пугало не только спартанцев. Оно тревожило и персидских сатрапов и самого персидского царя, склонного скорее поддерживать спартанских олигархов, чем Афинскую республику с ее демократическими порядками. С этого времени между спартанцами и афинянами возобновляется яростная борьба за влияние на персидского царя. Спартанцы отправили к персидскому сатрапу Тирибазу посольство во главе с Анталкидом. Этому хитрому и ловкому дипломату было поручено любой ценой добиться заключения мира между персидским царем и лакедемонянами. Афиняне и союзники со своей стороны снарядили посольство к тому же Тирибазу. Анталкид предлагал мирные условия, приемлемые как для царя, так и для лакедемонян. «Лакедемоняне, — говорил он, — не оспаривают у царя греческих городов, которые находятся в Малой Азии. С них достаточно того, чтобы прочие города получили автономию. Раз мы согласны на эти условия, чего ради царь станет воевать с нами и расходовать деньги?» Тирибаз пришел в восторг от речей Анталкида. Но против предложения спартанского дипломата решительно восстали афиняне и фиванцы. Они рассматривали требование автономии городов как коварный маневр, направленный к уничтожению всех военно-политических союзов в Греции.
Тем не менее дипломатический маневр Анталкида увенчался успехом. Обе стороны, истощенные борьбой, вынуждены были согласиться на условия, продиктованные царем Артаксерксом. Тирибаз объявил, чтобы все желающие немедленно прибыли к нему, чтобы выслушать присланные персидским царем условия мира. По прибытии послов Тирибаз, указывая на царскую печать, удостоверявшую подлинность документа, прочел следующее: «Царь Артаксеркс полагает справедливым, чтобы ему принадлежали все города Малой Азии, а из островов — Клазомены и Кипр. Всем прочим городам, большим и малым, должна быть предоставлена автономия, кроме Лемноса, Имброса и Скироса, которые по-прежнему остаются во власти Афин». Таковы были условия знаменитого царского, или Анталкидова, мира (387 г.), который узаконял политическую раздробленность, а следовательно, и слабость Греции. В конце мирного текста имелась многозначительная приписка: «Той из воюющих сторон, которая не примет этих условий, вместе с принявшими мир объявляю войну на суше и на море и воюющим с ней государствам окажу поддержку кораблями и деньгами».
studfiles.net
Дипломатия Древней Греции. — МегаЛекции
Дипломатия Древнего Востока.
Ср-ми укрепления дружественных связей между великими державами часто были междинастические браки. Иногда эти браки одной из сторон могли сулить территориальные приращения, могли отклонить угрозу нападения или снискать надежного союзника. Дипломатия древнего Востока имела свои особые приемы и средства, которые были необходимы для мирного разрешения международных споров.
1. Известны различные типы международных соглашений.
2. Были специальные должности: послы, гонцы, переводчики и т.д., которые хорошо разбирались во внешней политике, знали языки, и были выгодны государству, чтобы вести его игру.
3. В странах древнего Востока существовало признание особого иммунитета неприкосновенности посла, или лица, приближенного к правителю, который отправлял его в другую страну. Часто у послов было покровительство богов.
4. На древнем Востоке существовала сложная система отправки и приема посланников-целые обряды, которые вырабатывались в течение столетий.
Дипломатия древнего Востока была четко отлаженной системой, которая регулировала взаимоотношения государств в с особыми формулировками, обрядами и традициями. Персона «дипломата» чаще всего была священной. От него зависела внешняя политика, а значит и спокойствие государства
Дипломатия Древней Греции.
1.эпиграфические памятники. (Посветительные надписи, отчеты нар.собрания о выполнении разл.миссий; надписи о сборах дани с полисов; надписи-договоры о перемирии, надписи о началах воен.действий, о заключении мира и т.д. Afinus Tribute Lists(ATL)-это огр.памятник, вкл-ий 4 тома афинских податных надписей. В 1930-50гг. в Афинах велись активные раскопки(в осн.англичане, немцы). Были найдены камен.плиты с надписями, на к-ых по годам были расписаны размер дани, участники дани греческаяполисов, входивших в 1-й Афинский морской союз(478-404гг.). Первонач-но он был организован как Делосская Симмахия. Симмахия-это воен.союз ряда полисов с целью нападать или отражать нападения. Центр союза нах.на о-ве Делос. Там был храм Апполона, особо почитаемого бога. После 27-ми летней Пелопонесской войны Спарта победила, и одним из условий мира был роспуск Афин.союза. Полисы, которые входили в Афин.мор.союз, ежегодно свозили в общ.казну дань – форос. И списки этой дани ежегодно публиковались и выставлялись на всеобщ.обозрение. Они то и составляли корпус ATL). В 1960-70гг. немецкие антиковеды изд.трехтомное собрание отрывков, сообщ. о междун. договорах в Древнем мире. Редактором и автором идеи стал Герман Бенгтсон. Там в хронол.порядке собран материал, сообщ. о межгос. и междун.отношениях древности.
2.археологические источники.(Если открытые предметы иск-ва и быта обнаруж-ся в дружеств.гос-вах, а сами явл-ся изготовл-ми в ином гос-ве, то это говорит о контактах между отдел.полисами Греции, между Египтом, Римом. Макаров рассм. остродонные сосуды: с пом. них он узнавал об отношениях стран).
3. нумизматический материал (Широкое хождение монет позв. говорить об экон., торг. и культ. связях как внутри греческаямира, так и за его пределами, и зачастую явл-ся ценнейшим источником).
4.нарративные источники (К этой группе источников относятся сочинения греческая, рим. авторов, вост.писателей, сообщ-х о межгос. и междун.связях в Античности. Самые первые историки в Греции появл. не на Балканах, а в Малой Азии, Ионии(С.-В.Малой Азии). Первыми ионийскими были логографы. «Логос»-слово, наука, учение, история. «Графо»-я пишу. Сведения о них фрагментарны.)
Первый историк, к-го Рим.авторы наз.отцом истории – Геродот(485-425гг). Родом из Галикарнаса(Иония).Геродот нап. «Музы», или «История». Первые 4 книги Геродот поясвящ.описанию народов: персы, египтяне, греческаянароды, скифы. С 5 по 9 книги Г. опис. Историю Греко-перс. войн. Он опис.события с 500 по 477гг. Геродот-очень внимат.историк, опирающийся на рассказы свидетелей, или докум.памятники, которые сообщ.о закл-нии мира и развязывании войн, о торг., экон. и дипл.отношениях как у греков, так и на востоке. В н-ых случаях Геродот цитирует тексты дог-ров, которые до нас не дошли. Фукидид(460-399). Это Афинский историк. Он сам пишет об этом в начале своего сочинения. К нач.Пелоп.войны ему было около 30 лет (когда в 424г. он стал стратегом, ему уже должно было быть не менее 30 лет). Исполняя должность стратега, Ф.должен был остановить движение спартанцев на север Греции. Но он покинул гл.город Амфиполь в самый ответственный момент___20 лет провел в изгнании. Только после окончания Пелоп.войны он по амнистии вернулся в Афины_около 400г.). Далее он умирает либо в Афинах, либо в путеш-вии на Халкидику. Все 20 лет изгнания Ф.собирал материалы для своего единств.сочинения – «История Пелоп.войны». Род Ф. по отцу: Фракийские цари. Во Фракии(на о-ве Фасос) он имел золотые прииски. Ф. говорит, что родовые деньги позв.ему свободно перемещаться по вражеской стране, собирать материалы, подкупать кого-то для получения инф-ии о войне. Ф.посетил Спарту, объехал Север Греции, был на Сицилии. «Я пишу свое произв-е не для услады слушателей. Я пишу на веки вечные, и пусть те кто будут заним-ся войной или политикой, учтут ошибки прошлого». Всего в «Ист.Пел.войны» 8 книг, написанных Фукидидом. Первая книга опис. Историю Пел.войны от Микенского времени до 30-х гг.5 вв. Вторая – восьмая книги: с 431-411гг. Восьмая книга обрывается на полуслове. Историю продолжил Ксенофонт. Ф.не сообщ. о культ.ситуации того времени, у него нет упоминания о Сократе, Аристофане, Софокле. Все, что его беспокоит,-история Пел.войны. Ф. дает ценнейший материал по диплом.связям 5в., особ-но посл.трети 5в. Ф. не встает на сторону Афин, и в описании договоров тоже старается быть объективным. Именно поэтому его наз.первым рациональным историком. Парадокс: в своем произведении Ф. ни разу не исп.слово «история». Вместо него- «описание». Ф. обвин. Геродота в необъективности. Напр. известно, что за чтение истории на улицах Афин Геродот получил 10 талантов(260 кг золота). Ксенофонт. Греческаяисторик, философ, политик и полководец. Жил на рубеже 5-4вв., был учеником Сократа. Участ. В воен.походе «10-ти тысяч», к-ый описал в своем произведении «Анабасис». Рассказ-ся, как греческаявоины соверш.переход. «Анабасис» - 1.движение от моря вглубь терр-ии;2.подъем(геогр.). Произведения: «Анабасис» и «Греческаяистория». греческаяист. Ксенофонт нач. с описания событий 411г.,им.на том месте, где прервалось сочинение Фукидида. Ксен.опис.воен.события, учитывая также культ., полит. и прочие стороны греческаяжизни. Ксенофонта счит.менее объективным историком, чем Ф. Тем не менее труды Ксенофонта явл-ся ценным источником по истории дипломатии 5-нач.4вв. Историки 5-4вв: Феопомп, Аттик, Феохор, Эфор. Их сочинения не сохр., нам переданы лишь их фрагменты. Полибий(200-120гг). Греческаяисторик. Прожил больш.часть жизни в Риме. Сын греческаяполитика, получил достойное образование. Влюбился в Рим, стал дипломатом. Выполнял диплом.миссии в разл.эллинистических гос-вах. Это позв.ему собирать материал для своего сочинения «Всеобщая история в 40 книгах». До нас дошли только 18 книг, ост-ные – фрагментами. Он расск.о событиях Пунических войн между Римом и Карфагеном(60-е гг.3в.-40-е гг.2в.). В итоге Рим побеждает Карфаген. Полибий явл-ся самым главным источником по дипломатии и межгос.отн-ям в эпоху Эллинизма.
Дипломатия Древнего Рима.
Др. Рим – базис современной западной цивилизации (римское право, дипломатия).
Разветвленный дипломатический механизм, но существовала своеобразная внешнеполитическая установка – не было равных переговоров. Рим – главный, цель его – господство над всеми, даже послов других стан держали за пределами Рима.
Рим. Сенат устанавливал определенное количество времени для переговоров, после чего должен был быть результат, иначе чужой посол – шпион.
МИД – Коллекция фециалов – жрецы, которые хранили договоры, следили за соблюдением протокола. (напр. Правильно объявить войну и мир)
Сенат назначал послов – нунциев – с кратковременными миссиями (дипломатических представительств не было), которые по возвращении делали Сенату доклад.