Древних славян сказки. II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел (стр. 1 из 8). Древних славян сказки


Славянские сказки - персонажки, трактовка

Славянские сказки – бездонный кладезь мудрости, который, однако, за минувшие столетья претерпел существенные изменения, как естественные, обусловлены культурными особенностями развития нашего народа, так и искусственные, привнесенные (в первую очередь, имеются ввиду искажения, сознательно введенные христианами, о чем будет сказано ниже). Тем не менее, многие легенды, эпосы и сказки славянской мифологии до сих пор (не иначе как чудом!) сохранили в себе изначальные образы и символы, которые могут многое поведать нам о наших предках, их мировоззрении и мировосприятии.

Во-первых, необходимо понять, что русско-славянские сказки (здесь в качестве примеров будут рассматриваться только сказки восточных регионов, хотя, в целом, нижеизложенное справедливо для всех славянских сказок) образны, то есть в них никогда ничего не говорится буквально. Логичен вопрос – к чему такие сложности? Но ответ еще более очевиден – в славянских сказках, как и в устном фольклоре любой другой культуры, заключены устои и каноны славянского общества. Сказки рассказывают о том, как достойно жить, как поступать в тех или иных ситуациях, как вообще устроен мир и как найти в нем свое место. Но чтобы понять такую сказку – нужно знать «ключи», то есть значения тех или иных образов. Это очевидная защита от представителей других культур, которые, даже овладев нашим языком, не смогут понять мудрость устных преданий.

В качестве примера такой образности можно привести песиглавцев, которые встречаются во многих эпизодах и сказках славянской мифологии (и не только, кстати, славянской). Очевидно, что песиглавцы – вовсе не люди с песьими головами. Речь идет о представителях иных народов, которые, образно выражаясь, лают, то есть говорят на непонятном языке. Так как в сказах о песиглавцах герои отправлялись далеко на запад, можно предположить, что в этих эпизодах запечатлены встречи с германскими племенами, чей язык в Средние Века приобрел характерную резкую, «лающую» интонацию.

В образах – мудрость веков

Многие славянские народные сказки весьма практичны. К примеру, сказку о Колобке все знают с детства, однако, немногим понятно ее истинное назначение. Дело в том, что сказка о Колобке была призвана рассказать ребенку о базовых астрологических принципах, о фазах луны и основных небесных созвездиях. Считается, что наши предки делили зримую часть небесной ленты (или всю небесную ленту) на шестнадцать частей. В соответствии с этим фактом есть версия, которая говорит о том, что славянская народная сказка о Колобке изначально была несколько длиннее, и Колобок в своем путешествии встречал шестнадцать зверей. Это лиса (Чертог (созвездие) Лисы), волк (Чертог Волка), аист (Чертог Бусла) и так далее. Также в оригинальной версии каждый из зверей откусывал часть Колобка, что, как нетрудно догадаться, образно описывало ущербность лунного диска. Однако затем по просьбе Тарха богиня Джива (или Лада) «долепливала» Колобка до изначального состояния, что в свою очередь описывало нарастающую луну. К сожалению, с течение времени эта легенда, как и многие другие сказки славянских народов, сильно изменилась, потеряв первоначальный смысл.

Не менее серьезная метаморфоза произошла и со славянской сказкой о Репке. Дело в том, что в современной версии присутствует шесть героев, тогда как изначально их было восемь: Репку тянули соответственно Дед, Бабка, Отец, Мать, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка. Включая Репку, получается девять, то есть число абсолютной гармонии. Дед здесь выступает Роданом (главой и мудростью Рода), Бабка – это традиции Рода, Отец – защита и опора, Мать – любовь и забота, Внучка – потомство, будущее Рода, Жучка (собака) – достаток, Кошка – лад, Мышка – благосостояние. При этом сама Репка выступает достоянием Рода, достичь которого могут лишь все члены Рода, когда трудятся сообща, вместе.

Любопытно, что эта древняя славянская сказка существенно изменилась в позднем средневековье, когда влияние христианства уже было бесспорным. Христиане «выбросили» из сказки Отца и Мать, ибо их защита и опора – это церковь, а их забота и любовь (о которой они в действительности ничего не знают) – это их жестокий бог.

А теперь – о самом интересном

Также стоит отметить, что зачастую образы славянских сказок повествовали о событиях и явлениях, о которых «современная наука» узнала относительно недавно. К примеру, все мы отлично знаем славянские сказки о Змее Горыныче, который описывается как огромное летучее чудовище со множеством голов. При этом Горыныч с легкостью разрушает селения, убивает и похищает людей. В сказках зовут его сыном Вия, и этот момент особенно важен. Есть версия, согласно которой Змей Горыныч, монструозный разрушитель со множеством голов – это обыкновенные смерчи, которые, как известно, образуются группами. Любопытно, что много тысячелетий назад климат в нашем регионе был другим и в той области, которую сегодня принято называть Среднерусской возвышенностью, действительно могли существовать подобные атмосферные явления. Также имеют место исследования, согласно которым возникновение особо разрушительных торнадо на Земле совпадает с моментом, когда Плутон находится к нашей планете на минимально возможном расстоянии. Причем здесь Плутон? А притом что именно Плутон наши предки звали Землей Вия…

А теперь вспомним всем известную славянскую сказку о Садко. В этой сказке есть примечательный эпизод, в котором герой попадает к Морскому Царю и знакомится там с восьмью его дочерьми. Морской Царь, безусловно – Нептун, в смысле – планета. Так вот до недавнего времени считалось, что у Нептуна восемь спутников. На данный момент их четырнадцать, но многие из них относятся к так называемым транснептуновым объектам, и если оценить удельную массу каждого спутника, то становится очевидно, что действительно крупных из них восемь. Возникает закономерный вопрос – если согласно «официальной исторической теории» пару тысяч лет назад славяне были варварами, то откуда им было известно, как устроена Солнечная система?

Также можно вспомнить другой замечательный образ славянской сказки о Бабе Яге. Не имеет значения, о какой именно сказке идет речь, важен эпизод, где описывается «избушка на курьих ножках». Почему-то принято считать, что «курьи» ножки значит «куриные». Вероятно, эта подмена понятий также произошла в эпоху становления христианства на Руси. Дело в том, что если русский человек хочет сказать куриные ножки, он говорит… куриные ножки! Слово «курьи» имеет другую семантическую основу, «курьи» – значит «курящиеся», то есть «дымящиеся». И что же может скрывать в себе образ «избушки на курящихся (дымящихся) ножках»? Не напоминает ли это взлетающий космический челнок, подобный тем, что сегодня запускают с Байконура?

На самом деле, в славянских сказках можно обнаружить огромное количество подобных образов. И даже если 90% подобных утверждений – надуманные, оставшихся десяти вполне хватает для того, чтобы начать задавать вопросы. Вопросы, которые нынешняя церковная власть справедливо называет «неудобными» для себя. Но люди мыслящие, люди разумные вполне способны почерпнуть многое об истиной истории и культуре своего народа даже на основе тех крупиц, что у нас остались.

Купить обереги можно тут:

Цена:1700 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:2100 руб.

Метал: серебро

Вес: до 7-9 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.

Цена:27700 руб.

Метал: золото

Вес: до 12 гр.

Смотрите так же:

radogost.ru

Славянские сказки

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

славянские сказки

Не так давно, ещё каких-то десять-двадцать лет назад одним из любимейших детских занятий было слушать сказки. Перед сном они ложились в свои постели, чтобы насладиться рассказами мам и пап о богатырях, принцессах и принцах, сказочных существах и далёких царствах. А что есть теперь у современных детей? Вымученные порождения американских комиксов?

О происхождении и символике сказок и их героев

Сказки появились на русских землях давным-давно. Множество столетий, если не тысячелетий назад. Наши праотцы складывали былины и легенда, чтобы пересказывать их своим детям, а те, в свою очередь, несли их сквозь поколения. Основами для таких рассказов становились вовсе не вымыслы, как правило, наши предки использовали символизм и в своих сказках они предпочитали завуалированно пересказывать величайшие события. Потому наши сказки наполнены, как добром и поучительными вещами, так и горечью и утратами.

Да, безусловно, с ходом времени сказки «обрастали» различными домыслами, присказками, изменялись, но, тем не менее, они хранили свою главную суть – быть мудростью для будущих поколений. Словно путеводной нитью с их помощью мы связаны с нашими предками. Это можно назвать истинной силой народного эпоса.

Символизм русских сказок невероятно обширен и богат. Вспомните, например, Царя Гороха, которого также именовали, как ТархаТархович. Разве сложно угадать в этом историческую параллель с царем, известным как Объединитель, Таргитаем? Известнейший греческий историк Геродот говорил, что отцом его был Зевс, в нашем фольклоре известный как Перун Громовержец, а матерью Борисфена, дочь реки Днепр, также известная как Дана Богиня Воды.

Вспомните уже ставшего знаковым персонажа – Змея Горыныча. В старинных былинах он был известен, как трёхголовый змей, что нёс смерть, разрушение и хаос. Не будет излишним предположить, что прообразом этого змея стали киммерийцы, что яро почитали бога Змея и делились на три племени. Они также разоряли окрестные земли, сея огонь и гибель. Язычники представляли собой огромную напасть, с которой боролся русский человек. Возводились заставы, строились укрепления, и насыпались валы, которые затем именовались Змиевы. Эти валы имели в длину десятки километров и помогли одолеть противника.

змей горыныч

Прообразом Бабы-Яги в свою очередь стала скифская царица, что вела за собой состоящие с нами в родстве племена. Кочевые племена, под её руководством, долго разоряли окрестные земли, обосновавшись в Северном Причерноморье. Более пяти сотен лет держала она в своей руке эти земли, став обликом ужаса и страха.

Кощей Бессмертный- это имя, под которым в русских сказках известен верховный правитель кагана Хазарий. Его дворец был выстроен на острове, что с обеих сторон укрывался водами Волги. Из-за его трудно досягаемости и появились рассказы о том, что смерть Кощея спрятана в яйце, яйцо в утке, утка в зайце … в общем, всем нам это прекрасно известно. Также Кощей «знаменит» тем, что крал прекрасную царевну, унося её в чертоги своей обители. В течении четырёх сотен лет хазары увели за собой в плен великое множество русского народа.

баба яга

Сказки – основа воспитания будущих поколений

Множество образов, которые рождались как из бед и лишений, так и из героических подвигов, навечно остались в умах русского народа. Чтобы никогда не забывать того, что было, чтобы мудрость эта прошла сквозь века, складывались былины, легенды, рассказы, которые затем бесконечное число раз пересказывались у костров. Люди воспевали свою историю и культуру, вкладывали в это свою душу.

Нельзя сказать, что практически все русские сказки имеют под собой какую-то историческую основу. Нужно обязательно помнить, что складывались они для того, чтобы быть учением грядущим поколениям, потому в их числе есть и просто поучительные истории, которые, естественно, могут быть утрированы во сто крат.

Многие из нас помнят эти сказки, помнят голос мамы или папы, голос бабушки или дедушки, что рассказывали нам перед сном о Трёх Богатырях, вечных защитниках Руси, о Царевне Василисе Прекрасной, об Иване Царевиче, и о множестве других сказочных героев. Они воспитывали в нас умение отделять хорошее от дурного, проявлять смелость и уважение, они воспитывали в нас любовь к родной земле. Потому ценность этих легенд, басен, былин и сказок невероятна для простого русского человека.

Что же есть ныне у современных детей? Человек-Паук и Бэтмен? Вилли Вонко и Дракула? Это уж точно не наши персонажи, и написаны они были не нами и не для нас. Но они входят в каждый дом, постепенно вытесняя из жизни наших детей так горячо любимых нами героев. Что хорошего может узнать из американского комикса русский ребёнок? Мы сами смеёмся над воспитанием американцев, их трусостью и глупостью, но подсовываем собственным детям эту ерунду. Как, в таком случае, можно рассчитывать, что из них вырастет здоровой и крепкий духом человек?

Славянские сказки

Следует немедленно отказаться от этих плодов западной пропаганды, что оказывает негативное влияние на детские умы. И может быть тогда дети во дворе перестанут играть в черепашек-ниндзя и прочую чушь, они вновь будут помнить славных героев, как Добрыня Никитич.

Читайте подрастающим поколениям наши русские сказки, что достались вас от бабушек и дедушек, ведь в них заключён колоссальный смысл и мудрость, так вы познакомите своего ребёнка с культурой русских земель, которая уж точно не хуже, чем американская. Она в разы богаче её, она в разы превосходит её своей глубиной и силой.

Оставьте западных героев для западных детей, пусть они сами продолжают развращать своих детей супергероями в обтягивающих костюмах, злодеями, что порой бывают гораздо добрее и умнее, чем положительный персонаж. Не давайте им привить нашего будущему своему систему ценностей и приоритетов, ведь это позволит им превратить нас, знаменитых своей загадочной душой, в обычную серую и безликую массу, в обывателей и потребителей, коими в большинстве своём и является люди, живущие на Западе.

Источник

slavicnews.ru

Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел

МИНИСТЕРСТВО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Научно- практическая конференция МАИ

Творческая работа:

«Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел».

Выполнил: ученик 6 А класса

лицея №21

Кировского района

города Уфы

Вильданов Тимур

Проверила: учитель русского

языка и литературы лицея № 21

Кировского района г. Уфы

Буевич Марина Леонидовна

Уфа -2006- 2007уч. год

Тема: Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел.

План:

1. Введение.

2. Устройство мира древних славян.

3. Уровни славянской мифологии.

4. Пантеон богов.

5. Отражение славянских мифов в сказках.

6. Заключение.

Тезисы.

Вильданова Тимура.

1.Тема: «Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел.»

2.Актуальность темы: Изучение и исследование мифов древних славян, и их отражение в русских народных сказках и современной жизни человека 21 века.

3.Цель работы: Изучение славянских мифов и попытка объяснить себе рождение сказочных персонажей с их характером, темпераментом, образом жизни и мировоззрением.

4.Краткое изложение темы:

· Введение.

· Устройство мира древних славян.

· Уровни славянской мифологии.

· Пантеон богов.

· Отражение славянских мифов в сказках.

· Заключение.

Введение .

Если вы читаете или говорите по-русски, хотите вы этого или нет, чувствуете или нет - вы находитесь в мире славянской культуры.

А ведь многие обычаи как раз оттуда, из наших языческих времён. Там, в этом загадочном и необыкновенно интересном мире, коренится наше мировоззрение. Неужели же справедливо, что мы во всех подробностях изучаем египетских, греческих, римских Богов, а своих даже не знаем.

Именно желание узнать об образе жизни и мышления славян,о зарождении славянской мифологии, заставило заняться меня этой работой.

Работа над данным исследовательским проектом помогла мне не только подробно ознакомиться с первоисточниками по славянской языческой мифологии, но и доказать актуальность и своевременность выбранной мною темы: Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел.

Вследствие этого возникла необходимость в постановке конкретной цели проекта:

Представить языческую мифологию в качестве основного способа осмысления природного и человеческого мира древних славян, раскрывая историю и вымысел.

Эффективное осуществление поставленной цели возможно только при решении следующих задач:

-Показать языческую мифологическую систему, чтобы понять мировосприятие древних славян.

-Представить Древний пантеон и культ богов.

-Ознакомиться и сравнить богов древних славян с фольклорно-этнографическим материалом А.Н.Афанасьева.

-Продемонстрировать навыки самостоятельного исследования в работе с художественными произведениями.

Практическая значимость моего проекта в том, что данный материал может быть использован на уроках, где учащиеся глубоко занимаются изучением отечественной истории, литературного творчества.

Устройство мира древних славян.

Древние славяне были людьми ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильнее было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» - созвучно современному русскому «ведать», «знать». Это мирная религия высококультурного земледельческого народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.

НАЧАЛО славянской культуры относится к VI в. На ранних этапах развития, природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры, владели секретами обработки металла, применяли земледельческие орудия. У этого народа были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза – формирования древнерусской народности – эти культурные достижения прошлого не были забыты.

Важная черта образа жизни и мысли древних славян - представление о неразрывном единстве-родстве живущих с предками-праотцами и богами как условии гармонии миров: земного и небесного. Хрупкость такого равновесия ощущалась людьми и олицетворялась ими в битве Правды и Кривды.

Противопоставление белый - черный воплощено в пантеоне - Белобог и Чернобог, гаданиях, приметах. Белый соотносится с положительным началом, черный - с отрицательным.

Для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмизм т.е. не делили на сферы человеческого, божественного и природного, понимание мира как никем не созданного, вечного.

Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. - много позднее, чем у других европейских народов. До этого она существовала не менее полутора тысячи лет. Наследие столь мощного пласта славянской культурной архаики заявляло, продолжает заявлять о себе и со всей очевидностью, и исподволь: в образе мышления, стиле и фразеологии речи, мимике и жестах, неосознаваемых движениях души, соприкасающейся с миром родной природы. Ее значение состоитеще в том, что с образами персонажей того далекого мира мы знакомимся в раннем детстве, когда человек наиболее открыт этому мирозданью.

С древних времен, рядом с земледелием и скотоводством, население Древней Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в VII-VIII вв. Летопись не приводит времени их появления. Они были “изначально” – Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев – все на речных, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI в. они – центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады-хоромы (замки). В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась “Гардарикой” – страной городов. Формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Таким образом, до второй половины IX в., до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.

Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.

На первом этапе природа населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Считая воду стихией, из которой образовался мир, славяне населяли ее различными божествами – русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца – Даждьбог, бог ветра – Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов.

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир, смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что предки продолжают и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

На третьем этапе развития языческой религии появляется “Бог богов”, удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI в. повелителем Вселенной признавали бога-громовержца Перуна. В договорах X в. с греками, русские князья клялись двумя богами: Дружинным – Перуном (впоследствии – княжеским богом), а купцы – Велесом – богом скота (впоследствии богом богатства и торговли). У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т.е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействию на психику.

Языческая обрядность включала различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве – на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.

Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы, но их храм был скорее местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий.

Уровни славянской мифологии .

Что же такое мифология?

Миф (греч. слово,предание)-сказание, передающее представления и верования людей в древности о происхождении мира и жизни на земле, о бргах и героях.

mirznanii.com

Славянские сказки

“Ложью” у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: “Вот целая лужа бензина”, а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении — Правда, в первом же сказана не совсем Правда, т.е. Ложь. “Ложь” и “ложе”, “ложа” — имеют однокоренное происхождение. Т.е. то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или — поверхностное суждение о предмете. 

И все же, почему к Сказам применено слово “ложь”, в смысле, поверхностная правда, неполная правда? Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави, те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Т.о., можно сказать, что Сказка — это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь. Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), “вытаскивают” Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живем. В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: “Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что”. Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? — До поры, нет. Хотя, у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

“Урок” у славян означает нечто, стоящее У Рока, т.е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощенного на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить, прежде чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т.о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намек на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

КОЛОБОК

Попросил Рас Деву: — Испеки мне Колобок. Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — “ам”, и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?

Для детишек еще пара-другая загадок: Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц) Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц) Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце) Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести сзодиакальным знаком Льва.

РЕПКА

Текст сказки наверняка все помнят c детства. Разберем эзотерику сказки и те грубые искажения образности и логики, которые были нам навязаны.

Читая эту, как и большинство других якобы “народных” (т.е. языческих: “язык” — “народ”) сказок, обращаем внимание на навязчивое отсутствие родителей. Т.е., перед детьми предстают сплошь неполные семьи, чем с детства внушается мысль, что неполная семья — это нормально, “все так живут”. Растят детей одни только дедушки и бабушки. Даже в полной семье стало традицией “сдавать” ребенка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость. Многие скажут мне, что и сейчас времена не лучше, т.к. демократия — тот же рабовладельческий строй. “Демос”, по-гречески, — не просто “народ”, а народ зажиточный, “верхушка” общества, “кратос” — “власть”. Вот и выходит, что демократия — власть правящей верхушки, т.е. то же рабовладельчество, только имеющее в современной политической системе стертое проявление. Кроме того, религия также является властью верхушки для народа, и также активно участвует в воспитании паствы (сиречь: стада), для своей и государственной верхушки. Что мы воспитываем в детях, рассказывая им сказки под чужую дудку? Продолжаем “готовить” новых и новых крепостных для демосов? Или рабов Божиих?

С эзотерической точки зрения, какая картина предстает в современной “Репке”? — Линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идет тотальное разрушение гармонии Рода, Семьи,благополучия и радости семейных взаимоотношений. Какие люди вырастают в неблагополучных семьях?.. И этому учат нас новоявленные сказки.

Конкретно, по “РЕПКЕ”. Двое, самых главных для ребенка героев, отец и мать, отсутствуют. Рассмотрим, какие Образы составляют суть сказки, и что же конкретно было убрано из сказки на символическом плане. Итак, действующие лица: 1) Репка — символизирует Корни Рода. Она посаженаПредком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода. 2) Дед — символизирует Древнюю Мудрость 3) Бабка — Традиция, Дом 4) Отец — защита и опора Семьи — убран из сказки вместе с образным значением 5) Мать — Любовь и Забота — убрана из сказки 6) Внучка (дочка) — Потомство, продолжение Рода 7) Жучка — охрана достатка в Роду 8) Кошка — благостная обстановка Дома 9) Мышка — символизирует благосостояние Дома. Мыши заводятся только там, где есть избыток, где каждую крошку не считают. Эти образные значения связаны между собой, как матрешка — одно без другого не имеет уже смысла и полноты.

Вот и думай потом, ведомо или неведомо были изменены русские сказки, и на кого они “работают” теперь.

КУРОЧКА РЯБА

Кажется — ну, какая глупость: били-били, а тут мышка, хлоп — и сказке конец. Зачем все это? Действительно, только детям несмышленым рассказывать…

Сказка же эта о Мудрости, об Образе Вселенской Мудрости, заключенной в Золотом Яйце. Не каждому и не во всякое время дано познать эту Мудрость. Не всякому она “по зубам”. Иногда приходится согласиться на простую мудрость, заключенную в Простом Яйце.

Когда вы рассказываете ту или иную сказку своему ребенку, зная ее скрытый cмысл, Древняя МУДРОСТЬ, заключенная в этой сказке, впитывается “с молоком матери”, на тонком плане, на подсознательном уровне. Такой ребенок будет понимать многие вещи и соотношения без лишних объяснений и логических подтверждений, образно, правым полушарием, как говорят современные психологи.

О КАЩЕЕ и БАБЕ-ЯГЕ

В книге, написанной по лекциям П.П.Глобы, находим интересную информацию о классических героях русских сказок: “Имя “Кощей” произошло от названия священных книг древних славян “кощун”. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Хранителя этого бессмертного наследства и называли “кощеем”. Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. (…) А в страшного злодея, колдуна, бессердечного, жестокого, но могущественного, … Кощей превратился сравнительно недавно — во время введения православия, когда всех положительных персонажей славянского пантеона превратили в отрицательных. Тогда же возникло и слово “кощунство”, то есть следование древним, нехристианским обычаям. (…)

И Баба-Яга у нас популярная личность… Но до конца очернить ее в сказках так и не смогли. Не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь ложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели. Роль “русской Ариадны” делает нашу бабульку удивительно похожей на одно авестийское божество,… Чисту. Эта женщина-очистительница, своими волосами подметающая дорогу, сгоняющая с нее хравстру и всякую нечисть, очищающая дорогу судьбы от камней и мусора, изображалась с метлой в одной руке и клубком в другой. … Ясно, что при такой должности быть оборванной и грязной она никак не может. Тем более, своя банька есть”. (Человек — Древо Жизни. Авестийская традиция. Мн.:Арктида, 1996г.)

Это знание отчасти подтверждает славянское представление о Кащее и Бабе-Яге. Но обратим внимание читателя на существенную разницу в написании имен “Кощей” и “Кащей”. Это два принципиально разных героя. Тот негативный персонаж, что используется в сказках, с которым борются все действующие лица, во главе с Бабой-Ягой, и Смерть которого ” в яйце”, это — КАЩЕЙ. Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа — “Ка”, означающая “собирание внутрь себя, союз, объединение”. Например, руническое слово-образ “КАРА” — не означает наказание, как таковое, а означает нечто не излучающее, переставшее сиять, почерневшее, потому что собрало все сияние (“РА”) внутрь себя. Отсюда же слово КАРАКУМ — “КУМ” — родственник или множество чего-либо родственного (песчинок, например), а “КАРА” — собравшие сияние: “собрание сияющих частичек”. Это уже несколько иной смысл, нежели предыдущее слово “кара”.

Славянские рунические образы необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного читателя. Этими образами в целостности владели лишь Жрецы, т.к. запись и прочтение рунического образа — дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца.

Баба Йога (Йогиня-Матушка) — Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям. В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто — Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту — Йогиней-Матушкой.

Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов. В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост. Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.

Очень интересным, с эзотерической точки зрения, является сказочное Наставление-Урок, сопровождающее не одну русскую народную сказку:

Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо Что.

Оказывается, не только сказочным молодцам давался такой Урок. Это наставление получал каждый потомок из Родов Свята Расы, что восходил по Златому Пути Духовного Развития (в частности, осваивая Ступени Веры — “науку образности”). Второй Урок Первой Ступени Веры человек начинает с того, что заглядывает внутрь себя, чтобы увидеть все многообразие красок и звуков внутри себя, а также изведать ту Древнюю Родовую Мудрость, которую получил при своем рождении на Мидгард-Земле. Ключ к этому великому кладезю Мудрости известен каждому человеку из Родов Великой Расы, он заключен в древнем наставлении: Пойдите Туда, не зная Куда, Познайте То, не ведомо для вас Что.

Этому славянскому Уроку вторит не одна народная мудрость мира: Искать мудрость вне себя — вот верх глупости. (Чаньское изречение) Загляните внутрь себя, и вы откроете весь мир. (Индийская мудрость)

Русские сказки претерпели множество искажений, но, все же, во многих из них осталась Суть Урока, заложенного в небылице. Она небылица в нашей реальности, но быль — в другой реальности, не менее реальной, чем та, в которой мы живем. Для ребенка понятие реальности расширено. Дети видят, ощущают гораздо больше энергетических полей и потоков, чем взрослые. Необходимо уважать реальности друг друга. То, что для нас — Небыль, является Былью для малыша. Потому так важно посвящать ребенка в “правильные” сказки, с правдивыми, изначальными Образами, без наслоений политики и истории.

Наиболее правдивыми, относительно свободными от искажений, на мой взгляд, являются некоторые сказки Бажова, сказки няни Пушкина — Арины Родионовны, записанные поэтом почти дословно, сказы Ершова, Аристова, Иванова, Ломоносова, Афанасьева… Наиболее чистыми, в своей первозданной полноте Образов, мне кажутся Сказы, из 4 книги Славяно-Арийских Вед: “Сказ о Ратиборе”, “Сказ о Ясном Соколе”, данные с комментариями и пояснениями по словам, которые вышли из русского повседневного употребления, но сохранились неизменными в сказках.

С любовью Оксана Моторина

 

Источник

 

Понравилась статья? Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные анонсы.  

laduhki-lady.ru

Славянские ведические сказки

 ******************************************************************

 

  

    Здравствуйте, милые мои родичи!

   Низкий свой поклон вам творю, до Земли родимой кланяясь! Ежели зашли на эту страничку, так слушайте, внемлите, никуда не спешите. Потечет речь моя, что реченька, в сказ добрый превращаясь, который будет соединять небо и землю солнечными нитями-лучами. А расскажу-поведаю вам о наших далеких предках-прадедах. Жили они  когда-то на нашей родной земле, которая звалась Русь-Лебедия или страна Россия светлая. Жили ладно да в любви: старших уважали, малых не обижали, слабым помогали, у сильных силушку перенимали да преобразовывали ее в добрые дела.

   А учились они так жить у неба-батюшки да у земли-матушки, у Солнышка ясного да у реченьки светлоструйной, у деревьев учились да у цветов, у старцев добродушных да у деток маленьких с ясными, лучистыми глазами и звонким смехом.

   Но прошли те времена, как снег по весне истаяли. Настало наше, современное время. Но в душу каждого из ныне живущих древние прадеды посеяли добрые семена. В каждом таком семечке хранятся все те знания, или веда, что помогала древним родичам: прапрабабушкам да прапрадедушкам жить с гармонии с природой и собой.

   Лежат семена той солнечной веды в душах наших, да никак не могут прорасти. Хотите ли помочь им стать добрыми всходами, чтобы научится творить лад да любовь на Земле? Коли вы, други мои милые, ответили «да»,  то собирайтесь-ка, снаряжайтесь-ка, в путь-дороженьку отправляйтесь-ка. Нет, нет…не нужно будет далеко идти. Веда прадедов в сказы да в сказки добрые однажды вплелась ниткой солнечной. Почитайте эти солнечные сказки…прочувствуйте! Да преобразите души свои, сделав их чище и светлее. И тогда вы непременно увидите проросшие росточки древней славной веды в своих душах.

   А я – сказительница Ладолея – льющая лад, беру эти сказы и сказки от истока, что речкой чистой из самой древности течет, да сплетаю их из цветов луговых да трав медвяных, из солнечных лучей да чистой родниковой водицы. И не забываю благодарить за этот дар Род наш светлый, что сотворил однажды на Земле пространство Света, Добра и Любви.

 

С Добром,

Ладолея

 

Сказка про солнечных людей

 

Сказка о Луне земной сестре

 

Сказка про людей, чьи дома похожи на осиные гнёзда

 

 

Сказка о ненависти и любви

 

Сказка о Божьем семечке

 

 

 

Сказка-ладница. Проделки страха

 

*******************************************************************

 

 

rayar-ladoleya.umi.ru

ОТРАЖЕНИЕ ВЕРОВАНИЙ ДРЕВНИХ СЛАВЯН В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

ОТРАЖЕНИЕ ВЕРОВАНИЙ ДРЕВНИХ СЛАВЯН В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Цветкова Мария Юрьевна 1

1МБОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Реутов Московской области.

Гришина Ирина Геннадьевна 1

1МБОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Сказка – один из любимых моих жанров фольклора. Сюжет их увлекателен и несложен для понимания.

Когда читаешь сказки, то порой возникают вопросы. Например, почему в сказках животные говорят человеческим языком; откуда в них взялись существа, которых нет в реальной жизни - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, ведьмы, колдуны, которые или вредят героям, или помогают; почему в русских сказках часто встречается число «три»?

Из поколения в поколение передавались рассказы о событиях давно минувших дней, таким образом превращаясь в сказки. Не зря говорится: "Сказка ложь, да в ней намек, добру-молодцу урок". В сказке не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история отечества. Прежде всего в текстах народных сказках мы находим отражение языческих традиций, обрядов.

Я думаю, что этот вопрос актуален до сих пор.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с приметами, суевериями, обычаями, происхождение которых для нас остается загадкой. Как оказалось, обряды, приметы и суеверия в жизни современных людей сохранились со времен язычества. Там, в этом загадочном и необыкновенном мире древних славян, сформировалось наше мировоззрение.

Суеверия древних славян до сих пор живы, несмотря на то, что мы живем в 21 веке – веке интенсивно развивающихся компьютерных и информационных технологий. Если нам перебежит дорогу черная кошка, то стараемся не переходить дорогу. Многие из нас боятся смотреть в разбитое зеркало – так как это признак несчастья. Сметать рукой крошки со стола — не будет достатка. Вещь, одетая наизнанку означает: битым быть и др.

Я считаю, что верования древних славян живы в подсознании русских людей.

Известно, что сказки народ начал сочинять давно, во времена язычества. Поэтому моя гипотеза: выяснить, как верования древних славян нашли свое отражение в русских народных сказках.

Объект исследования – русские народные сказки.

Предмет исследования – художественные особенности русских народных сказок.

Цель моей работы - выяснить, в каких художественных особенностях русских народных сказок нашли отражение верования древних славян.

Задачи:

  • изучить информацию дополнительной литературы и познакомиться с верованиями древних славян;

  • внимательно перечитать русские народные сказки и выявить их художественные особенности;

  • определить, как отразились верования древних славян в русских народных сказках.

При этом я использовала методы исследования - работа с дополнительной литературой:

- анализ,

- обобщение,

- синтез.

  1. Верования древних славян

Время оставило слишком мало источников, по которым историки и археологи могли бы восстановить картину столь давнего прошлого. Пополнить сведения о древних славянах помогают разные источники:

Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы, поклонении стихиям.

В сознании древнего язычника жили одновременно два мира

 

реальный (человеческий) мир

мир, населенный душами предков

 

Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало, так как их племена не были объединены в одно общее государство, поэтому древние славяне не были едины и в своих верованиях.

  1.  
    1. Дикие животные – прародители

Оказывается, в далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Древние люди были убеждены, что убивать, принимать в пищу животных-предков было нельзя.Я выяснила, что отдельные племена своим предком считали Волка и почитали его как божество. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо “волк” говорили “лютый”, а себя называли “лютичи”.

Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости.

Хозяином языческого леса был Медведь – самый сильный зверь.Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.

Среди домашних животных славяне более других почитали Коня, ведь предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.

Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца.

  1.  
    1. Магическая сила амулетов, оберегов и магия

Древние славяне жили в единстве с природой. А в древности всему, что происходит вокруг, приписывалось мистическое происхождение.

У язычников всегда на первом месте был страх перед могучими и непостижимыми природными силами. Поэтому необходимо было придумать и способ защиты от, так называемых, «проделок судьбы», «злого рока» и «темных сил». Таким образом, славянские обереги, подвески-амулеты использовались везде: в предметах быта, в украшениях, в одежде.

Как выяснилось, оберегидревних славян помогали защитить человека от болезней и злых духов. Кроме того, благодаря таким оберегам человек мог общаться с природой и с высшими силами, которые всегда служили помощниками для него.

В древних курганах было найдено множество подвесок-амулетов, оберегов, которые носили на груди, подвешенными на цепочках.

Как, например, бубенчики подвесок-амулетов при малейшем движении начинали покачиваться и издавать звон, что, вероятно, имело некое магическое значение. Также найдены подвески в виде фантастического зверя, в изображении которого сочетаются черты животного и птицы.

Обереги древних славян защищали и жилища. Чаще всего охранные символы размещали во дворе дома, перед входом в дом, в самых уязвимых и мало защищенных местах жилища. Они изображали солнце, «громовые знаки», фигуры с изображением конской головы на крыше строений, подковы.

Эта традиция сохранилась и до сегодняшнего дня. Резные украшения на избах или наличниках окон - это не только произведения искусных мастеров. Их истинным предназначением считалась защита жилища от злых духов и дурного глаза.

  1.  
    1. Древнеславянские божества

Анализируя информацию разных источников, я выяснила, что древние славяне были язычниками и поклонялись множеству богов. Главным божеством восточных славян был Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия. В народном воображении представлялся божеством-воителем, оружие которого направлено против злых духов. Также древние славяне поклонялись богу Солнца (Ярило) или Даждьбог, а бог Велес считался покровителем скота, который в летописи назван «скотьим» богом.

При раскопках славянских поселений находят каменных и деревянных идолов – фигуры богов. Наиболее примечательным памятником славянского язычества является четырехглавый Збручский идол, найденный в 19 веке на реке Збруч, притоке Днестра. Изваяние представляет собой трехметровый четырехгранный столб. Три горизонтальных яруса изображений символизируют деление Вселенной на небо - мир богов, землю, обжитую людьми, и преисподнюю (подземный мир), таинственные обитали которой держат на себе землю.

В летописях нет никаких сведений о языческих храмах. Однако археологические раскопки дают представление о восточнославянских языческих святилищах.

Так, одно из таких святилищ найдено около озера Ильмень, недалеко от Новгорода. Здесь стоял деревянный идол Перуна, который, как сообщает летопись, после крещения Руси в 988 году был срублен и сброшен в реку Волхов.

  1.  
    1. Умершие предки – покровители рода

Я выяснила, что древние славяне обожествляли не только явления природы, но и умерших предков. Они верили в Род. Род, по понятиям славян, объединяет добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, создание и разрушение.

Некоторые ученые даже полагают, что Род в древности был верховным божеством у славян. Под именем Рода подразумевалась, вероятно, душа умершего родоначальника; он был покровителем всего рода и каждого родича.

  1.  
    1. Мир подземный

С течением времени на смену тотемным божествам пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом. К примеру, леший, считающийся хозяином леса, напоминал человека. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но, если его рассердить, может, наоборот, завести человека в лесную чащу и погубить. С принятием христианства леший, как и другие духи природы, стал восприниматься враждебно.

«В основах религии было то, что по смерти смертнаго, остается навсегда нечто такое, что связует мир внешний с миром духовным … тени (души) являлись три раза в году на землю». «Все языческие народы были полны веры, что и за гробом кушают {8 с.106, 108}».

Оказывается, почти у всех древних народов существовало убеждение, что верховное божество существовало не одно в своем невещественном мире. Некоторые из них по существу своему были чистые, находились между верховным светом и людьми. Далее, отдельные духи утратили свою чистоту, но сохранили свое могущество и бессмертие.

Вот из этого созданного людьми понятия, возникает существование духов чистых и нечистых, духов света и тьмы, добрых и злых, влияющих на дела мира и людей.

Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами на протяжении многих столетий.

Так, например, если язычники имели множество богов и полубогов, которые покровительствовали и управляли морями, сушей, реками, полями, лесами, то у первых христиан-славян – это лешие, домовые, русалки, кикиморы, водяные. Все эти духи, по понятию суеверов, вмешивались в дела людей и по большей части причиняли зло. Люди верили в волшебников, колдунов – лиц, посредствующих между людьми и духами.

Под именем Баба-Яга древние славяне почитали адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе. Ей приносили кровавую жертву. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества. Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, которая живет в лесу, в избушке на курьих ножках, летает в ступе, пестом следы заметает, говорит грубо.

Верования древних славян представим в виде следующей схемы:

 

Дикие животные (тотемы)

Магическая силу амулетов, оберегов и магия

 

 

Верования древних славян

 

 

Мир подземный

Род

Древнеславянские божества

 

  1. Практическая часть.

Сопоставительный анализ верований древних славян и художественных особенностей русских народных сказок

Познакомившись с информацией из дополнительной литературы об истории древних славян, я узнала, что наши предки были язычниками.

Чтобы определить, оказало ли язычество влияние на творчество народа, я внимательно перечитала известные русские сказки, сопоставляя верования славян и особенности народных сказок.

2.1.Проявление тотемизма в сказках

Я узнала, что древние люди считали, что каждое племя, род происходит от какого-то предка-животного. Такой предок назывался тотемом,а верования – «тотемизмом».

 

Тотемизм

 

 

В волшебных сказках

В сказках о животных

 

Рассмотрим эти проявления тотемизма в сказках.

В сказках о животных

Я считаю, что особенно ярко тотемизм проявился в сказках о животных, где главными действующими лицами являются различные звери и птицы.

Герои-животные из сказок очень похожи на людей.

Например,

в сказке «Лиса-повитуха» Лиса говорит, что идет принимать младенца, как настоящая повитуха, а сама крадет мед;

в сказке «Лиса и Журавль» Журавль зовет Лису в гости и подает на стол окрошку в кувшине с узким горлышком в отместку за скупость ее.

В сказках животные говорят человеческим языком и характеры у них такие же, как у людей: лиса хитрая, заяц трусливый, медведь глуповатый, волк жадный.

В волшебных сказках

В сказках не редко встречается множество волшебных-мистических персонажей — то ужасных и грозных, то загадочных и непонятных, то добрых и миролюбивых. В наше время эти сказки кажутся причудливым вымыслом. Однако древние славяне свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством.

Я выяснила, что тотемизм нашел отражение и в волшебных сказках.

В них животные (тотемы) помогают человеку, служат ему верой и правдой. Например, в сказке «Сивка-Бурка» герою сказки служит конь.

В сказке «Царевна-лягушка» на пути Ивана-царевича в Кощеево царство встречаются медведь, заяц, селезень, щука, и, хотя Иван был голоден, он не стал их убивать. Я считаю, что здесь также отразилась память о родовых тотемах: убивать и принимать в пищу предков-животных было нельзя.

Животные – покровители рода помогали человеку. Так, и в сказке спасенные Иваном животные помогают ему одолеть Кощея.

В сказке «Хаврошечка» тотемным животным выступает корова, помогающая падчерице. Падчерица не ест мяса коровы и с почетом ее хоронит. В данном случае отношение к корове определяется представлением, что тотем может спасти человека, предупредить его об опасности; причинение вреда тотему наносит вред и связанному с ним человеку.

  1.  
    1. Защита от злых духов. Обереги, амулеты и магия

Древние славяне верили не в одного бога. Они считали, что мир населен множеством богов и духов, одни из которых помогали человеку, другие, наоборот, вредили.

Злые духи, по мнению наших предков, приходили из загробного царства. Древние славяне стремились защищаться от них заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами», магией.

Я выяснила, как это убеждение древних людей отражено в народных сказках. В сказках есть предметы-обереги, которые защищают героев, помогают им уйти преследований, например, Бабы-Яги или Кощея Бессмертного. Так, в сказке «Баба-Яга» силой оберегов наделены гребешок и полотенце, которые дал героине кот за то, что она накормила его ветчиной.

Во время погони за девочкой полотенце превратилось в широкую реку, а гребешок – в дремучий лес.

Оказывается, в русских народный сказках действует и магия.

Так, например, в сказке «По щучьему велению» магическими являются слова: «По щучьему велению, по моему хотению» - и все, что хотел герой сказки - Емеля, сбывалось.

  1.  
    1. Божества

По убеждению наших предков, судьба человеку определялась богами. Попытка изменить что-либо в этой судьбе наказывалась, поэтому оставалось только покоряться судьбе.

Эта вера в судьбу отразилась, например, в сказке «Царевна лягушка»: когда Иван-царевич увидел, что его стрела оказалась у лягушки, на которой он должен был жениться, герой хотел сначала от нее отказаться, но отец ему говорит: «Бери! Знать, судьба твоя такая».

  1.  
    1. Способ защиты от враждебных сил - запреты

Оказывается, чтобы уйти от враждебных сил, древний человек должен был соблюдать различные запреты (табу), которые накладывались на отдельные действия человека, на прикосновение к определенным предметам. За нарушение запретов следовало наказание.

В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» не послушал братец Аленушку, испил водицы из копытца и стал козленочком.

В сказке «Гуси-лебеди» нарушила девочка запрет родителей уходить из дома – и гуси унесли ее брата к Бабе-Яге.

  1.  
    1. Потусторонний мир в волшебных сказках

По-своему наши предки представляли, что такое смерть. Они считали, что это простой переход из мира человеческого в мир подземный, такой же реальный, как земной. Древние люди полагали, что беда к людям приходит из потустороннего мира.

Сопоставив с верованиями древних славян, я выяснила, как это убеждение отразилось в сказках?

Чаще всего в сказках героям вредят Кощей Бессмертный и Баба-Яга. Дворец Кощея находится в царстве мертвых, и сам он похож на мертвеца.

Описание Бабы-Яги тоже похоже на описание мертвеца, например, в одном из вариантов сказки «Царевна-лягушка» говорится: «… на печи, на десятом кирпичи, лежит Баба-Яга – костяная нога, зубы – на потолке, а нос в потолок врос». Избушка у нее тесная, потому что это не просто дом, а гроб (гроб в народе называют домовиной, то есть дом для покойника).

Таким образом, в сказках герои-мертвецы Кощей Бессмертный и Баба-Яга действуют как живые. Это еще раз подтверждает представление древних славян о том, что человек и после смерти продолжает жить, только переходит в другой мир.

Заключение

Мне очень понравилось читать и анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

В результате, мною была проанализирована информация по верованию древних славян и художественных особенностей русских народных сказок.

Сопоставительная таблица

Верования древних славян

Русские народные сказки

Дикие животные – прародители.

Славяне считали, что тотемные животные являются могущественными божествами, которым следует поклоняться.

Герои-животные из сказок о животных очень похожи на людей. В сказках они говорят человеческим языком и характеры у них такие же, как у людей: лиса хитрая, заяц трусливый, медведь глуповатый, волк жадный.

В сказке «Лиса и Журавль» Журавль зовет Лису в гости и подает на стол окрошку в кувшине с узким горлышком в отместку за скупость ее.

Убивать и принимать в пищу их было нельзя.

В сказке «Царевна-лягушка» на пути Ивана-царевича в Кощеево царство встречаются медведь, заяц, селезень, щука, и, хотя Иван был голоден, он не стал их убивать. Спасенные Иваном животные помогают ему одолеть Кощея.

Они помогают и защищают человека.

В волшебной сказке «Сивка-Бурка» конь служит герою сказки верой и правдой.

Магическая сила амулетов, оберегов.

В сказке «Баба-Яга» силой оберегов наделены гребешок и полотенце, которые дал героине кот за то, что она накормила его ветчиной.

Магия.

В сказке про Емелю магическими являются слова: «По щучьему велению, по моему хотению» - и все, что хотел Емеля, сбывалось.

Божества.

По убеждению наших предков, судьба человеку определялась богами. Попытка изменить что-либо в этой судьбе наказывалась, поэтому оставалось только покоряться судьбе.

В сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич, увидев, что его стрела оказалась у лягушки, на которой он должен был жениться, хотел сначала от нее отказаться, но отец ему говорит: «Бери! Знать, судьба твоя такая».

Мир подземный.

Наши предки считали, что смерть -это простой переход из мира человеческого в мир подземный, такой же реальный, как земной. Древние люди полагали, что беда к людям приходит из потустороннего мира.

Чаще всего в сказках героям вредят Кощей Бессмертный и Баба-Яга. В сказках герои-мертвецы Кощей Бессмертныйи Баба-Яга действуют как живые.

Это еще раз подтверждает представление древних славян о том, что человек и после смерти продолжает жить, только переходит в другой мир.

Таким образом, я подтвердила свою гипотезу: верования древних славян действительно нашли отражение в русских народных сказках.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что данный материал может быть использован на уроках, где учащиеся занимаются изучением отечественной истории, литературы, обществознания, русского языка, что позволит в какой-то мере восстановить древнейшие языческие представления наших предков.

Народные сказки, хороводы и песни, былины, красочные и глубокие по смыслу свадебные обряды, народные вышивки, художественная резьба по деpевy – всё это может быть исторически осмысленно нами только с учетом знаний о наших древних предках.

Вопросы для любознательных

1. Назовите источники, за счет которых пополняются сведения о древних славянах?

2. Что такое «тотем»?

3. Что означает фраза: «Сказка ложь, да в ней намек, добру-молодцу урок»?

4. Назовите русскую народную сказку, где показано, что за нарушение запретов действует наказание?

5. Как в русских народных сказках действуют герои-мертвецы Баба-Яга и Кощей бессмертный?

6. Какие Вы знаете народные приметы, суеверия, обряды?

7. Какие еще русские народные сказки Вы знаете?

Список использованной литературы

  1. Энциклопедия для детей. История России, т. 5, ч. 1. М.: «Аванта+», 1995.

  2. Энциклопедия для детей. Русская литература, т. 9, М.: «Аванта+», 2001.

  3. Прот В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1966.

  4. Русские народные сказки. Ростов-на-Дону: «Владис», 2001.

  5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

  6. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. М.: «Просвещение», 1995.

  7. Фольклор народов России, т.1, М.: «Дрофа», 2002.

  8. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М., совместное советско-канадское предприятие «КНИГА ПРИНТШОП», 1989.

  9. Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие/сост. В.П. Аникина. М.,: Высш. Шк., 2006.

  10. Русская устная проза. Учеб. пособие/сост. В.Г. Смолицкий. М., Просвещение, 1985.

  11. Русские народные сказки:

- «Лиса-повитуха»;

- «Лиса и Журавль»;

- «Сивка-Бурка»;

- «Царевна-лягушка»;

- «Хаврошечка»;

- «Баба-Яга»;

- «По щучьему велению»;

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- «Гуси-лебеди».

Просмотров работы: 2274

school-science.ru

Легенда и мифы древних славян о Богах

Северная сказка. Славянские книги

Боги так же реальны, как земля под ногами? 

Наши предки полагали, что Боги также реальны, как земля под ногами, как воздух, которым мы дышим, как солнце, ярко катящееся по небосводу, как ветер и дождь. Все, что окружает человека – это природа, созданная Родом, это гармоничное проявление Божеского присутствия.Судите сами – Земля то спит, то просыпается и плодоносит, то опять засыпает – это Мать Сыра Земля, щедрая толстушка, проживает свой длинный день, равный по продолжительности целому году.Солнце не стоит на месте, а неутомимо двигается от рассвета до заката? Это рыжий Хорс, Бог Солнечного Диска, выполняет, подобно усердному конюху, ежедневную пробежку своим огненным Небесным Коням. Сменяются времена года? Это стоят на страже, сменяя друг друга, мощные и вечные Коляда, Ярило, Купало, Авсень.Это были не просто легенды и сказки, древние славяне пустили в свою жизнь своих Богов, как родственников.

Богов можно просто попросить о помощи?

Воины, собираясь на битву, просили помощи у солнечных богов Хорса (Бога Солнечного Диска), Ярило (Бога Солнечного Света), Даждьбога (Бога Дневного Света). «Мы – дети и внуки Даждьбога», утверждали славянские мужчины.Боевая славянская магия – подарок от этих ярких, солнечных, полных мужской силы Богов. Славянские воины сражались только днём, а подготовительный обряд заключался в том, что воин, обратив свой взор к Солнцу произносил: «Как вижу я (имя) этот день, так дай мне, Всемогущий Даждьбог, увидеть и следующий!»

Женщины обращались к своим Богиням – к Макошь, Богине Судьбы, к Ладе, Покровительнице семьи и брака, к Матери Сыра Земля, Подательнице Плодородия.Каждый, живущий по законам Рода, мог обратиться к Предку – Хранителю, Чуру. Доныне сохранилось выражение – оберег: «Чур меня!» Возможно, на самом деле Боги приходят, если их по – прежнему продолжают звать? Возможно, легенды и мифы древних славян - это не просто сказки? Богов можно просто встретить? 

Славяне считали, что часто Боги приходят в явный мир в зверином или птичьем облике. Да – да, речь идет об оборотнях. Многочисленные фэнтези – страшилки, в угоду публике, исказили первоначальное знание об этих мистических существах. В «ужастиках» и «мультиках» оборотни действуют в виде шпионов, наемных воинов, беспощадных ночных страшилищ. Все это увлекательная неправда.

Оборотни занимали важнейшее место в духовной жизни славян. Медведи, волки, олени и птицы – все могли на поверку оказаться Богами, сошедшими в этот мир. Даже люди могли превращаться, но не об этом сейчас речь.

Этим животным поклонялись, они считались покровителями рода, эти тайные учения передавались из поколения в поколения, следы этого сохранились и до наших дней. Вот рушник с оленями, вот расписные короба с птицами, вот шкура волка – и все это до сих пор считается мощными оберегами.Само слово «оборотиться» означало приобрести священное сознание и стать существом, наделенным огромной физической силой и сверхъестественными способностями.

Чур, предок–охранитель чаще всего являлся в виде волка. Культ волка до сих пор один из сильнейших, сохранившийся до наших времен.Могучий Велес, Бог Магии, Мудрости и Музыки часто появлялся в образе бурого медведя, Коляда – в образе черной или рыжей кошки, непременно с зелеными глазами. Иногда он появляется в виде черного лохматого пса или черной же овцы. А летний Купала часто оборачивается петухом – не даром на всех полотенцах, связанных с купальскими праздниками – знаменитые русские петухи. Лада, Богиня Домашнего очага, может прилететь к Вам в виде голубя или показаться белым лебедем – в старых песнях Лада оборачивалась Птицей Сва.Сварог, Бог-кузнец, оборачивается в Яви рыжим конем, поэтому на капище, посвященному верховному богу славян, непременно должен быть образ стремительной лошади.Наверно, недаром, в самой архаичной северной росписи – мезенской, корни которой уходят в тысячелетия, основными мотивами являются конь и птица. Это супруги Сварог и Лада оберегают и современных людей от зол и несчастий, приносят любовь в дом.

Именно так, в лесу или даже во дворе можно было встретить Бога – оборотня, и прямо попросить его о помощи.Так поступил и герой северной сказки «О том, как Макошь долю Горюне вернула" (книга "Боги и Люди")Совсем закручинился Горюня, все думает, помог бы кто, спросить бы у кого. И вот как-то раз отправился он живицу собирать. Надрезал одну сосну, другую, стал туески закреплять, чтоб живица в них стекала. Вдруг видит, волк из-за сосны вышел и смотрит на него очень внимательно, а глаза-то у волка голубые, и шкура серебром отливает.

— Это ж сам Чур, прародитель рода,— смекнул Горюня и бухнулся ему в ноги. — Батюшка Чур, помоги, научи, как мне от злой недоли избавиться!Волк поглядел- поглядел, потом обошел вокруг сосны и вышел уже не волк, а седенький такой старичок, но глаза те же, голубые и смотрят внимательно.

— Я,— говорит,— давненько за тобой наблюдаю. Родители твои как померли, в Навь отошли, матушка твоя, горюя о тебе сиротинушке, невзначай твою долю с собой унесла, а как поняла, что наделала, так и мается до сих пор. Но помочь вернуть тебе счастливую долю только Макошь может, богиня судьбы. У нее богини Доля и Недоля в помощницах, только ей подчиняются. Парень ты в душе чистый, не озлобился от своей горькой недоле, не сломила она тебя, к счастью стремишься, проси Макошь, что она решит, так и будет.— Спасибо, батюшка Чур, за мудрый совет, — кланяется Горюня.

Вот такие рассказывают северные сказки о простом и понятном деле – как познакомиться с Богом и попросить у него помощи и поддержки.Вот и думай после этого, есть ли Бог, если он по улице запросто гуляет!Возможно, Боги никуда и не уходили, а просто живут рядом, ожидая, когда неверие перейдет все границы и качнется маятник вновь?

Желаю вам найти Бога – если не на улице, то, хотя бы, в себе.Ирина Иванова, главный редактор издательства «Северная Сказка»,Книги, оживленные мудростью предков.

znaxar.com


Смотрите также