Демотическое письмо в древнем египте. Демотическое письмо — история, происхождение и особенности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое Демотическое письмо древних египтян. Демотическое письмо в древнем египте


Демотическое письмо древних египтян

— третья стадия развития египетского шрифта, образовалось из сокращения письма иератического (см.). Термин δημοτικά γράμματα образован древними авторами (Геродотом и др.) в противоположность ίερά γρ. или ΐερογλυφικά. Сами египтяне называли Д. письмо (на розеттском камне) "сехи ен шаи" — "письмо для (обыкновенных) рукописей" в противоположность "сехи ен нутер джеху" — "письмо для слова божия", соответственно чему у Климента Алекс. и Порфирия Д. письмо названо γρ. έπιστολογραφικά. Отличительные черты Д. письма: упрощенность и стертость знаков до неузнаваемости и безразличия, обилие лигатур, избыток определительных знаков, уменьшение числа и смешивание фонетических. Огромная трудность разбора отчасти облегчается установленностью чтения некоторых чаще встречающихся групп и лигатур. Язык демотич. рукописей заметно отличается от того, на котором написаны иероглифич. и иератич. тексты. Это — переходная ступень к коптскому, объясняющая многие формы последнего. В нем замечается развитие вокализма, большая грамматическая определенность, особенно в синтаксисе. Таким образом, иероглифич. и иератич. тексты должны были не просто переписываться, а переводиться на демотический яз., получивший со времен эфиопского владычества официальную санкцию. Первые письменные Д. памятники (большей частью контракты) очень трудны для понимания; более доступны относящиеся к птолемеевской и римской эпохе, от которой сохранилась богатая и интересная Д. литература самого разнообразного содержания. За разбор Д. письма взялись еще раньше, чем за разбор иероглифов: курсивный шрифт его менее пугал, да и Д. часть розеттского камня сохранилась лучше иероглифической. Акерблэду удалось в 1802 г. составить Д. алфавит. Затем страшные трудности надолго остановили ученых. Дем. литературой занимались: de Saulcy, Baillet, Pierret, Maspéro и, особенно, Brugsch и Revillout. Первому принадлежат: "Grammaire démotique" (1855), "Scriptura Aegyptiorum demotica" (1848), "Hieroglyph.-demotisch. Wörterbuch" (1867-82) и много мелких статей; второму — "Chrestomatie démotique" и "Nouvelle chr. d." (1878), в которых собрано много важных памятников, точно так же, как и в журнале, редактируемом Revillout: "Revue égyptologique". Очень вероятно, что из Д. письма образовался курсивный меройский шрифт, употреблявшийся в Эфиопии в римское время. Как на наследство Д. письма можно указать 6 букв, удержавшихся в коптском алфавите.

Б. Т.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Демотическое письмо — история, происхождение и особенности

Древнеегипетская система письма, использовавшаяся в течение очень длительного времени – около 3500 лет – прошла долгий путь развития. От первых пиктографических знаков она последовательно дошла до появления скорописного (курсивного) письма, которое принято называть демотическим. Что оно представляет собой, как возникло, развивалось и как прекратило существование, мы рассмотрим в этой статье.

Что такое «демотическое письмо»

Значение слова «демотический» – «народный» – отражает происхождение и назначение этого вида письменности. Факт наличия у египтян особого скорописного шрифта был известен уже Геродоту, который и дал ему название «демотика граммата», что в переводе с древнегреческого означает «народное письмо». Оно представляет собой беглую скоропись. В палеографии – вспомогательной исторической дисциплине, изучающей различные надписи – такой тип письменности называется курсивом.

До нас дошло довольно много памятников демотического письма. Записи делались на папирусе либо на остраконах – глиняных черепках или подходящих осколках известняка (папирус – довольно дорогой материал, и далеко не каждый мог себе позволить пользоваться им). Знаки наносились справа налево.

Первые попытки дешифровки

Ученые пытались подступиться к прочтению демотики еще до того, как добились первых успехов в дешифровке иероглифов. Поначалу более простым казалось именно демотическое письмо. Что это такое, правда, никто долго не мог понять.

Огромной удачей для дешифровщиков была находка в 1799 году Розеттского камня. На памятнике была обнаружена надпись, сделанная на египетском и греческом языках. Египетская иероглифическая часть ее оказалась продублирована демотическим текстом. Некоторых успехов в прочтении загадочных письмен добились только И. Окерблад и С. де Саси, которым удалось расшифровать отдельные знаки. Так, Окерблад смог прочесть в демотическом тексте все собственные имена, сохранившиеся в греческой части, благодаря чему распознал 16 знаков. Однако система письменности оставалась загадкой.

Триумф Ж.-Ф. Шампольона

Французский ученый, которому принадлежит честь окончательной дешифровки древнеегипетской письменности в 1822 году, вел работу параллельно над иероглифами и демотической надписью. Но и он довольно долго ошибался в оценке характера и возраста демотики. Так, Шампольон предполагал, что это наиболее древнее египетское письмо, а также длительное время придерживался мнения, что оно, в отличие от иероглифов, имеет полностью алфавитный характер. Все это оказалось неверно.

Тем не менее настойчивость, блестящее владение коптским языком (это прямой наследник египетского), метод перекрестного анализа разных частей надписи и интуиция талантливого ученого в конце концов принесли ему заслуженный успех.

История демотического письма

Выяснилось, что это курсивный шрифт, наиболее поздний из всех видов египетского письма. Возник он приблизительно в VII веке до н. э. как дальнейшее упрощение иератической скорописи и сохранил в основном структуру и метод, присущие другим видам письменности египтян – иератике и иероглифике. Язык «народного письма» имеет некоторые отличительные черты, отражая процесс эволюции: если в ранних текстах он близок так называемому новоегипетскому, то в памятниках позднейшего времени – римского и византийского периодов – гораздо ближе уже коптскому языку.

Особенного распространения демотическое письмо достигло в эллинистический период – время правления Птолемеевской династии (последняя треть IV в. до н. э. – 30 г. до н. э.). По-видимому, грамотными были тогда очень многие египтяне.

В римский период демотических текстов постепенно становится все меньше, при этом возрастает количество документов, написанных по-гречески. Мало-помалу египетское «народное письмо» стало выходить из употребления. В наиболее поздних памятниках знаки греческого алфавита зачастую даже внедрены в демотическую запись. Последний известный науке образец демотического текста написан в 452 году. Употреблялось оно более тысячи лет.

Особенности демотики

«Народному курсиву» древних египтян свойственны некоторые черты, отражающие его переходный характер при сохранении в целом консервативной, очень древней по происхождению письменной традиции.

Во-первых, количество письменных знаков существенно уменьшилось по сравнению с иератикой, при одновременном возрастании числа составных знаков (так называемые лигатуры).

Во-вторых, участилось употребление фонетических, алфавитных знаков. Кроме того, отмечены попытки при помощи знаков для согласных передать на письме гласные звуки (в египетском письме не существовало самостоятельных знаков для передачи гласных, это связано с особенностями его морфологии и грамматики; сходная традиция сложилась в арабской письменности).

Эти тенденции привели к многозначности большого количества отдельных знаков и лигатур, и, наоборот, к множественности вариантов написания одной и той же фонемы. В итоге демотическое письмо оказалось чрезвычайно запутанным и сложным для прочтения. Не исключено, что оно оказалось сложно и для пользовавшихся им людей: неспроста же они вставляли греческие буквы в египетский демотический текст – вероятно, многозначность уже мешала письму, вызывая сомнения и колебания в выборе того или иного знака. Греческим же алфавитом пользоваться было несравненно легче.

Где использовалось «народное письмо»

Конечно, изначально демотика не предназначалась для написания литургических текстов или царских указов. Это действительно было народное письмо, использовавшееся при частной переписке, оформлении различных сделок, хозяйственных отчетов, иногда юридических документов и прочих «деловых папирусов».

Во время персидского завоевания Египта, длившегося с 525 по 332 гг. до н. э., демотика выходит за рамки частной жизни. Известны хроники персидского владычества, такие как запись сановника Уджагорресента, оставившего подробный рассказ о захвате персами Египта.

В эллинистическую эпоху сфера употребления демотического письма в Древнем Египте значительно расширилась. Используя его, стали писать официальные документы, религиозные и магические тексты, разнообразные сочинения медицинского и научного содержания. Появились литературные произведения на демотике, такие как знаменитые Сказки о Сатни-Хемуасе, дидактическое Поучение жреца Анхшешонка своему младшему сыну или Сказания о фараоне Петубасте (историческое лицо).

Эта система окончательно вытеснила древнюю иератику как вид скорописи. Демотические тексты даже стали высекаться на камне – ярким примером тому является Розеттский камень. Эта благодарственная стела от жрецов, славящая царя Птолемея V Эпифана, относится к 196 г. до н. э.

Наследие и перспективы изучения

Демотический курсив египтян не сумел выйти за рамки тысячелетней традиции архаичной и громоздкой египетской системы письма. Он был вытеснен простым и удобным греческим алфавитом. Однако демотика все же не исчезла бесследно. Сначала она распространилась на юг, в Нубию и Северный Судан, где послужила основой для создания мероитской письменности, употреблявшейся в течение семи веков. Кроме того, шесть знаков демотического шрифта сохранились в коптском алфавите, так как передавали звуки, которые не могли быть выражены при помощи греческих букв.

Ну а египтологам предстоит еще много работы по изучению демотического письма. Количество находок велико, и далеко не все они описаны. Существуют хрестоматии текстов на демотике, словари, но хотя бы относительно полного палеографического сборника пока нет. Так что впереди у египтологов – воистину непаханое поле для деятельности.

fb.ru

Демотическое письмо Википедия

См. также: Египетское письмо Тип письма Языки Место возникновения Период Происхождение Развилось в ISO 15924
Демотическое письмо
лого-консонантное (фоноидеографическое)
египетский демотический
Династический Египет
ок. VII в. до н. э. — V в. н. э.
египетская иероглифика   иератическое письмо
мероитское письмо (курс.)
Egyd
См. также проект «Лингвистика»
Образец демотического письма на Розеттском камне.

Демоти́ческое письмо (устар. энхориальное письмо) — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях развития египетского языка.

Содержание

  • 1 Название
  • 2 Происхождение
  • 3 Периодизация
  • 4 Характерные особенности
  • 5 Тексты, написанные демотикой
  • 6 Расшифровка и изучение
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Название[ | код]

Название этого вида письма позаимствовано у Геродота (II. 36), который назвал его др.-греч. δημοτικ̀α γράμματα — народное письмо. Демотическим называют также определённый период в развитии египетского языка, предшествовавший коптскому, однако не все тексты демотического периода написаны демотическим письмом. Термин димотика употребляется также применительно к современному греческому языку (не имеющему отношения к египетскому). Название демотики по-египетски встречается в 14-й строке иероглифического текста Розеттского камня: sš n s‘j письмо писем.

Происхождение[ | код]

Демотика возникла в середине VII века до н. э. в Нижнем Египте в начале правления XXVI (Саисской) династии из курсивной иератики, а затем постепенно вытеснила иератическое письмо из административных и юридических документов и распространилась по всему Египту.

Периодизация[ | код

ru-wiki.ru

Демотическое письмо древних египтян - это... Что такое Демотическое письмо древних египтян?

 Демотическое письмо древних египтян — третья стадия развития египетского шрифта, образовалось из сокращения письма иератического (см.). Термин δημοτικά γράμματα образован древними авторами (Геродотом и др.) в противоположность ίερά γρ. или ΐερογλυφικά. Сами египтяне называли Д. письмо (на розеттском камне) "сехи ен шаи" — "письмо для (обыкновенных) рукописей" в противоположность "сехи ен нутер джеху" — "письмо для слова божия", соответственно чему у Климента Алекс. и Порфирия Д. письмо названо γρ. έπιστολογραφικά. Отличительные черты Д. письма: упрощенность и стертость знаков до неузнаваемости и безразличия, обилие лигатур, избыток определительных знаков, уменьшение числа и смешивание фонетических. Огромная трудность разбора отчасти облегчается установленностью чтения некоторых чаще встречающихся групп и лигатур. Язык демотич. рукописей заметно отличается от того, на котором написаны иероглифич. и иератич. тексты. Это — переходная ступень к коптскому, объясняющая многие формы последнего. В нем замечается развитие вокализма, большая грамматическая определенность, особенно в синтаксисе. Таким образом, иероглифич. и иератич. тексты должны были не просто переписываться, а переводиться на демотический яз., получивший со времен эфиопского владычества официальную санкцию. Первые письменные Д. памятники (большей частью контракты) очень трудны для понимания; более доступны относящиеся к птолемеевской и римской эпохе, от которой сохранилась богатая и интересная Д. литература самого разнообразного содержания. За разбор Д. письма взялись еще раньше, чем за разбор иероглифов: курсивный шрифт его менее пугал, да и Д. часть розеттского камня сохранилась лучше иероглифической. Акерблэду удалось в 1802 г. составить Д. алфавит. Затем страшные трудности надолго остановили ученых. Дем. литературой занимались: de Saulcy, Baillet, Pierret, Maspéro и, особенно, Brugsch и Revillout. Первому принадлежат: "Grammaire démotique" (1855), "Scriptura Aegyptiorum demotica" (1848), "Hieroglyph.-demotisch. Wörterbuch" (1867-82) и много мелких статей; второму — "Chrestomatie démotique" и "Nouvelle chr. d." (1878), в которых собрано много важных памятников, точно так же, как и в журнале, редактируемом Revillout: "Revue égyptologique". Очень вероятно, что из Д. письма образовался курсивный меройский шрифт, употреблявшийся в Эфиопии в римское время. Как на наследство Д. письма можно указать 6 букв, удержавшихся в коптском алфавите.

Б. Т.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Демосфен
  • Демоты

Смотреть что такое "Демотическое письмо древних египтян" в других словарях:

  • Египетское письмо — См. также: Египетское иероглифическое письмо, Иератическое письмо и Демотическое письмо Египетское письмо …   Википедия

  • ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ — древнейшее гос во в долине р. Нил, его территория простиралась от Средиземного м. на севере до 1 го порога Нила на юге. Территория страны исконно делилась на 2 части: Нижний Е. Дельту Нила и Верхний Е. узкую плодородную долину реки, ограниченную… …   Православная энциклопедия

  • Египет — I (греч. Αϊγυπτος; лат. Aegyptus; фр. Egypte; англ. Egypt; нем. Aegypten; итал. Egytto; арабск. Masz). Положение, границы. Страна Е. (в узком, историческом смысле слова) лежит между 24°5 и 31°35 северной широты и 28°50 и 34°41 восточной долготы… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ — вторая после Месопотамии по времени возникновения великая мировая цивилизация. Культуры Египта эпохи неолита, знакомые с земледелием, ирригацией и оседлым сельским образом жизни, сложились ок. 5000 до н.э. Вероятно, примерно к 3500 до н.э.… …   Энциклопедия Кольера

  • ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ — ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, древнее государство в Северо Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Территория Египта один из древнейших очагов цивилизации. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (кон. 4 3 тыс. до н. э.), Среднего (до… …   Энциклопедический словарь

  • Калиграфия — Страница из рукописного Корана (XII в., Андалузия) Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία  «красивый почерк»)  вид изобразительного искусства. Древняя отрасль прикладной графики, эстетическое оформление рукописного шрифта, также  учебная дисциплина.… …   Википедия

  • Искусство каллиграфии — Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία «красивый почерк») вид изобразительного искусства. Древняя отрасль прикладной …   Википедия

  • Копты — (Qubt) имя, употребляемое арабскими писателями для обозначения египтян христиан, вошедшее с XVII в. во всеобщее употребление в Европе (Coptae, Coptitae) и представляющее искажение Αίγύπτιος . По телосложению, языку и характеру К. несомненные… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Шампольон Жан Франсуа — (Champollion) (1790 1832), французский филолог, археолог, основатель египтологии, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Изучив трёхъязычную надпись на Розеттском камне, разработал основные принципы дешифровки древнеегипетского… …   Энциклопедический словарь

  • Египет — НАЗВАНИЕ (евр. Мицраим (Быт 10:6)) В остальных случаях название этой страны передается в Синод. пер. Библии как Е. Слово мицраим представляет собой форму двойств. числа (служ. в евр. яз. для обозначения парных понятий, как, напр., глаза), в этом… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

dic.academic.ru

Демотика - это... Что такое Демотика?

Демоти́ческое письмо — одна из форм письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях египетского языка.

Название

Название этого вида письма позаимствовано у Геродота (II.

36), который назвал его др.-греч. δημοτικ̀α γράμματα —народное письмо. Демотическим называют также определённый период в развитии египетского языка, предшествовавший коптскому, однако не все тексты демотического периода написаны демотическим письмом. Термин демотика употребляется также применительно к современному греческому языку (не имеющему отношения к египетскому). Название демотики по-египетски встречается в 14 строке иероглифического текста Розеттского камня: sš n s‘j письмо писем.

Происхождение

Демотика возникла в середине VII века до н. э. в Нижнем Египте в начале правления XXVI (Саисской) династии из курсивной иератики, а затем постепенно вытеснила иератическое письмо из административных и юридических документов и распространилась по всему Египту

Периодизация

Демотическое письмо употреблялось около 1200 лет. На протяжении этого времени оно изменялось и развивалось. Историю демотики принято делить на три периода:

  • Ранняя демотика (VII в. до н. э. — конец IV в. до н. э.)
  • Птолемеевская демотика (V в. до н. э. — I в. до н. э.)
  • Римско-византийская демотика (I в. до н. э. — середина V в.)

Характерные особенности

Демотика представляет собой упрощённый скорописный тип письма. Знаки писали горизонтально справа налево. Основные отличия демотики от иератики:

  • Сокращение общего числа знаков
  • Увеличение количества лигатур
  • Увеличение количества слов, написанных алфавитными знаками
  • Первые попытки передачи гласных звуков знаками, обозначающими согласные

Трудность прочтения демотических текстов состоит в том, что один знак с одной стороны имеет несколько значений, а с другой — несколько вариантов написания, сильно отличающихся друг от друга.

Тексты, написанные демотикой

В первый период развития демотики на ней писали только письма, а также хозяйственные и юридические документы. В эпоху Птолемеев на демотике появляется множество других текстов, среди которых: религиозные, научные, магические, медицинские, административные, а также литературные произведения. Наиболее известные тексты:

  • Поучение Ахншешонка
  • Сказания о Сатни-Хемуасе
  • Сказания о фараоне Петубасте
  • Канопский декрет (трёхъязычный)
  • Розеттский декрет (трёхъязычный)

В римский период количество демотических текстов сокращается. Юридические и административные документы стали писать только по-гречески. Встречаются тексты, написанные демотическими знаками вперемешку с греческими буквами, что является переходным этапом к созданию коптского алфавита. Последняя надпись на демотике, найденная на острове Филе, относится к 452 г.

Расшифровка и изучение

Расшифровка демотического письма началась раньше, чем иероглифического. Большую роль в расшифровке сыграл И. Д. Акерблад, который в 1802 верно определил значения 14-ти знаков в демотической надписи на Розеттском камне. Демотикой также занимался С. де Саси. Затем демотикой долгое время практически не занимались. В XIX веке Г. Бругш издал иероглифическо-демотический словарь, а Э. Ревиллью — основные письменные памятники. В XX веке демотическое письмо изучали Ф. Гриффис, Х. Томпсон, М. Малинин, В. Шпигельберг и В. Эриксен. Последний издал хрестоматию демотических текстов и словарь. Однако полной демотической палеографии до сих пор нет. В 1979 на международном конгрессе египтологов была принята система транслитерации текстов, написанных демотическим письмом. Она основана на транслитерации иероглифических текстов, которая дополнена тремя новыми знаками, системой передачи лигатур, а также обозначениями окончаний и суффиксальных местоимений. В 2001 Дж. Джонсон издал новый демотический словарь.

Литература

  • Erichsen W. Demotische Lesestücke. Bd. I—II. Leipzig, 1937—1939.
  • Unification des systèmes de translittération utilisés en démotique: résultats du colloque // L'Égyptologie en 1979. Vol. 1, Paris, 1982. P. 91-92.
  • Johnson J. H. The Demotic Dictionary. Chicago, 2001.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Египетская письменность. Демотическое письмо древних египтян

Демотическое письмо древних египтян

 

— третья стадия развития египетского шрифта, образовалось из сокращения письма иератического (см.). Термин δημοτικά γράμματα образован древними авторами (Геродотом и др.) в противоположность ίερά γρ. или ΐερογλυφικά. Сами египтяне называли Демотическое письмо (на розеттском камне) "сехи ен шаи" — "письмо для (обыкновенных) рукописей" в противоположность "сехи ен нутер джеху" — "письмо для слова божия", соответственно чему у Климента Алекс. и Порфирия Демотическое письмо названо γρ. έπιστολογραφικά. Отличительные черты Демотического письма: упрощенность и стертость знаков до неузнаваемости и безразличия, обилие лигатур, избыток определительных знаков, уменьшение числа и смешивание фонетических. Огромная трудность разбора отчасти облегчается установленностью чтения некоторых чаще встречающихся групп и лигатур. Язык демотич. рукописей заметно отличается от того, на котором написаны иероглифич. и иератич. тексты. Это — переходная ступень к коптскому, объясняющая многие формы последнего. В нем замечается развитие вокализма, большая грамматическая определенность, особенно в синтаксисе. Таким образом, иероглифич. и иератич. тексты должны были не просто переписываться, а переводиться на демотический яз., получивший со времен эфиопского владычества официальную санкцию. Первые письменные Д. памятники (большей частью контракты) очень трудны для понимания; более доступны относящиеся к птолемеевской и римской эпохе, от которой сохранилась богатая и интересная Д. литература самого разнообразного содержания. За разбор Д. письма взялись еще раньше, чем за разбор иероглифов: курсивный шрифт его менее пугал, да и Д. часть розеттского камня сохранилась лучше иероглифической. Акерблэду удалось в 1802 г. составить Д. алфавит. Затем страшные трудности надолго остановили ученых. Дем. литературой занимались: de Saulcy, Baillet, Pierret, Maspéro и, особенно, Brugsch и Revillout. Первому принадлежат: "Grammaire démotique" (1855), "Scriptura Aegyptiorum demotica" (1848), "Hieroglyph.-demotisch. Wörterbuch" (1867-82) и много мелких статей; второму — "Chrestomatie démotique" и "Nouvelle chr. d." (1878), в которых собрано много важных памятников, точно так же, как и в журнале, редактируемом Revillout: "Revue égyptologique". Очень вероятно, что из Д. письма образовался курсивный меройский шрифт, употреблявшийся в Эфиопии в римское время. Как на наследство Д. письма можно указать 6 букв, удержавшихся в коптском алфавите.

 

libanomaly.ru

Что такое Демотическое письмо древних египтян

Значение слова Демотическое письмо древних египтян по словарю Брокгауза и Ефрона:

Демотическое письмо древних египтян — третья стадия развития египетского шрифта, образовалось из сокращения письма иератического (см.). Термин δημοτικά γράμματα образован древними авторами (Геродотом и др.) в противоположность ίερά γρ. или ΐερογλυφικά. Сами египтяне называли Д. письмо (на розеттском камне) "сехи ен шаи" — "письмо для (обыкновенных) рукописей" в противоположность "сехи ен нутер джеху" — "письмо для слова божия", соответственно чему у Климента Алекс. и Порфирия Д. письмо названо γρ. έπιστολογραφικά. Отличительные черты Д. письма: упрощенность и стертость знаков до неузнаваемости и безразличия, обилие лигатур, избыток определительных знаков, уменьшение числа и смешивание фонетических. Огромная трудность разбора отчасти облегчается установленностью чтения некоторых чаще встречающихся групп и лигатур. Язык демотич. рукописей заметно отличается от того, на котором написаны иероглифич. и иератич. тексты. Это — переходная ступень к коптскому, объясняющая многие формы последнего. В нем замечается развитие вокализма, большая грамматическая определенность, особенно в синтаксисе. Таким образом, иероглифич. и иератич. тексты должны были не просто переписываться, а переводиться на демотический яз., получивший со времен эфиопского владычества официальную санкцию. Первые письменные Д. памятники (большей частью контракты) очень трудны для понимания. более доступны относящиеся к птолемеевской и римской эпохе, от которой сохранилась богатая и интересная Д. литература самого разнообразного содержания. За разбор Д. письма взялись еще раньше, чем за разбор иероглифов: курсивный шрифт его менее пугал, да и Д. часть розеттского камня сохранилась лучше иероглифической. Акерблэду удалось в 1802 г. составить Д. алфавит. Затем страшные трудности надолго остановили ученых. Дем. литературой занимались: de Saulcy, Baillet, Pierret, Masp&eacute.ro и, особенно, Brugsch и Revillout. Первому принадлежат: "Grammaire d&eacute.motique" (1855), "Scriptura Aegyptiorum demotica" (1848), "Hieroglyph.-demotisch. Wörterbuch" (1867-82) и много мелких статей. второму — "Chrestomatie d&eacute.motique" и "Nouvelle chr. d." (1878), в которых собрано много важных памятников, точно так же, как и в журнале, редактируемом Revillout: "Revue &eacute.gyptologique". Очень вероятно, что из Д. письма образовался курсивный меройский шрифт, употреблявшийся в Эфиопии в римское время. Как на наследство Д. письма можно указать 6 букв, удержавшихся в коптском алфавите. Б. Т.

Расскажите вашим друзьям что такое - Демотическое письмо древних египтян. Поделитесь этим на своей странице.

xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai