Модели воспитания в древнем риме. Система воспитания и обучения в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 2. Особенности воспитания в древнем риме. Модели воспитания в древнем риме


§ 2. Особенности воспитания в древнем риме

Римское воспитание подразделяется на несколько этапов. На первом оно носило ярко выраженный практический характер. В этот процесс активно была вовлечена семья как важный соци­альный институт. Именно здесь хранилась верность традициям предков.

Семейное воспитание имело своей главной целью формирова­ние нравственности. Значение дома, семьи подчеркивалось всю­ду. Абсолютную власть в семье имел отец. У древних римлян су­ществовал обычай: родившегося ребенка клали к ногам отца и именно он решал, брать его или нет. Если отец поднимал ребен­ка, это означало, что он будет жить, его будут воспитывать. Пер­венец мужского рода получал имя родителя и считался его про­должением.

Отец нес ответственность за моральное и физическое воспита­ние сына. До 16 лет ребенок изучал домашнюю работу, осваивал искусство владения оружием. Отец руководил и религиозным вос­питанием, так как римляне почитали домашних богов. Их изобра­жения имелись дома, и глава семьи исполнял своеобразные жре­ческие обязанности.

Мать являлась равной участницей в управлении домом, сама растила своих детей, не передавая их в руки нянь. Особое внима­ние она уделяла воспитанию дочери, которая находилась под не­усыпным вниманием матери вплоть до замужества.

В семье в детях воспитывали любовь к прошлому, почитание предков, национальных героев. Высоко ставилось почтение и по­виновение богам, родителям и старшим вообще, скромность, любовь к родине. Не встать перед старшими считалось позором.

Таким образом, в системе домашнего воспитания римляне от­давали предпочтение влиянию отца и матери, идеалам героев прошлого и настоящего. В этом проявлялся практический харак­тер воспитания. Непосредственно подражая своим родителям и следуя героическому идеалу, римский юноша должен был стать благочестивым, почтительным, храбрым, мужественным и чест­ным.

К нравственной дисциплине римской семьи добавлялось рели­гиозное воспитание, поскольку в повседневной жизни религиоз­ные верования сопровождали все важные моменты жизни ребенка.

Военный образ жизни Древнего Рима также отразился на ха­рактере воспитания: оно было довольно суровым. Детей воспиты­вали в строгой дисциплине, приучали к выносливости.

Зажиточные земледельцы и горожане обучали детей чтению, письму и законам. На первых порах обучение осуществлялось в семье. И лишь позже появились школы, которые в основном были частными.

Второй этап в развитии воспитания связан с завоеванием Римом Греции, когда влияние афинской культуры стало более заметным. Образованные римляне тогда, как правило, говорили на греческом языке, были восприняты философия и литература эллинов. Появляется особое понятие римской добродетели, кото­рая означала не только мужество, верность долгу, умеренность в образе жизни, но и преданность государству, соблюдение зако­нов и обычаев. Детям рассказывали о знаменитых битвах, крупные государственных деятелях, их знакомили с общественной жизны0 страны. Однако составные части греческого воспитания — гимна' с гика, обучение музыке, пению, танцу — не прижились, несмот' ря на то что усвоению духовных богатств греков уделялось боль' июе внимание.

Под влиянием эллинской традиции развивались и педагоги' ческие идеи. Сенека, например, в «Письмах на моральные темы/ и «Нравственных письмах к Луцилию» раскрыл важность нрав' стенного воспитания.

Из 12 книг трактата Квинтилиана «Ораторское образование» f педагогическом отношении немалый интерес представляют дв</ его работы: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторичес ком обучении». Воспитание, считал он, помогает ребенку статР лучше. Природная доброта человека и воспитание должны бытр соединены. Це.лъ_этого процесса Квинтилиан видел в основатель-' пой подготовке к исполнению гражданских обязанностей, в фор' мировании свободного человека. Квинтилиан писал о необходи­мости бережного отношения к ребенку, выступал против физи--ческих наказаний, рекомендуя учителю соблюдение меры в шк хвале и наказаниях.

В рамках рабовладельческого способа производства развитие частной собственности и товарно-денежных отношений обрекали человека на отчуждение. Такая тенденция проявилась довольна рельефно в период Римской империи. В этих условиях своеобраз^ пым средством протеста против существующей системы угнетен пия становится зарождающееся христианство.

Носителями новых идей являлись раннехристианские общи^ пы, которые возникли в восточных провинциях Римской импе^ рии в I в. н.э. и дали начало третьему этапу развития воспи^ тания. Для ранних христиан было характерно особое внимание поспитанию детей, которое строилось на идее о приходе Спасите^ ля и обретении счастья в Царстве Небесном. Ранние христиане5 проповедовали идеи равенства, отказа от собственности, выска-' зывали глубокое уважение к труду.

В основу воспитания было положено собрание канонические сочинений Ветхого и Нового Завета, входящих в Библию. Древ^ пие библейские тексты Ветхого Завета II и I тысячелетий до н.э. и четыре Евангелия Нового Завета, повествующие о жизни И учении Иисуса Христа, попутно излагали цели воспитания и спо­собы их достижения. В основе этого процесса лежало учение а любви ко всем людям как пути спасения и вечной жизни. Еван­гелие также давало людям нравственные ориентиры в форме за­поведей.

В целом христианское воспитание являлось новой формой вос-питания, складывающейся в период заката Римской империи.

Известным священнослужителем и руководителем школы хри­стианского богословия в Александрии во II в. н.э. был Климент Александрийский. Он был автором дошедшей до нашего времени книги «Педагог», в которой обоснована идея о том, что помимо внешней образованности человек должен обладать религиозным чувством. Климент считал, что целью воспитания является вклю­чение ребенка в христианский образ жизни. Он описал также пра­вила поведения ребенка.

Среди раннехристианских мыслителей этого периода наиболее известен Иоанн Златоуст, который особое внимание уделял вос­питанию чувств и души человека. Христианскими методами вос­питания он называл наставление и беседу.

В формировании христианской педагогики заметную роль сыг­рал современник Иоанна Златоуста Августин Аврелий (Блажен­ный). Он считал, что ведущее место в образовании должно занять изучение Библии и христианской догматики. Августин утверждал, что одна из главных задач воспитания состоит в нравственном совершенствовании личности на основе христианских идеалов и ценностей. Само воспитание он понимал как средство помощи человеку в достижении вечной священной истины, помощи в сли­янии с Богом.

Раннехристианская педагогическая концепция предусматрива­ла доминирование семейно-религиозного воспитания. Процесс же об­разования в общественных учебных заведениях должен был конт­ролироваться верующими родителями и духовными наставниками.

В целом можно отметить, что еще в античный период суще­ствовало направленное социальное воспитательное воздействие со стороны государства и общества на людей всех возрастных групп.

studfiles.net

Система воспитания в Древнем Риме — Общая и профессиональная педагогика

Эллинские системы воспитания становились востребованными в других странах. Ближе других к ним подошла система воспитания в Древнем Риме.

Одним из главных аспектов воспитания в Древнем Риме было внимание к грамматике, литературе, риторике; преобладал грамматический идеал образования. Так, ко II в. до н.э. складывается классическая латинская литературная культура.

Ведущую роль играло домашнее воспитание. За воспитание детей глава семьи нес ответственность перед общиной. Мальчики под наблюдением отца до 16 лет изучали домашнюю и полевую работы, искусство владения оружием. В семьях римской знати господствовало домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.

В период расцвета Римской империи приоритет получила государственная система воспитания. Из программы воспитания беспощадно исключались изящные искусства — музыка и пение. Элементарное образование давалось в тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко наряду с мальчиками учились и девочки.

В эпоху эллинизма и затем в период римской цивилизации сформировалась программа семи свободных искусств с делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Тривиальные школы — это школы для всех детей, а квадриумы — школы для детей из более состоятельных семей, прошедших домашнее обучение. Школы повышенного типа — грамматические, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и в Греции, риторические школы. В обучении красноречию ценилась прежде всего внешняя эффектность, форма, а не содержание.

Педагогическая мысль Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона (106 — 43 до н.э.), Сенеки (4 до н.э. — 65 н.э.), Квинтилиана (35 — 96), Плутарха (45—127).

Наиболее известным из римских педагогов был Марк Фобий Квинтилиан. Сохранившиеся фрагменты его сочинения «О воспитании оратора» позволяют судить об основных педагогических взглядах автора. В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Мыслитель считал, что дети свободных граждан имеют большие природные способности, тупость и неспособность среди них — редкое явление.

Ребенок должен воспитываться в школе, учителю следует подходить к каждому воспитаннику «осторожно» и «внимательно» («Ребенок — драгоценный сосуд»). Сам учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, незаслуженно «не раздавать наград и наказаний», быть примером для учеников. Каждый учитель должен пройти все ступени обучения. Учитель школы повышенного типа должен иметь опыт работы в элементарной школе.

Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Для этого он рекомендовал брать в дом мамок и нянек с хорошим произношением, подбирать товарищей для игр ребенка, внимательно следить за поведением окружающих ребенка детей и препятствовать общению с «дурными» товарищами.

Изучение языка и музыки, по Квинтилиану, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. В целях воспитания логического мышления, стройности и последовательности мысли он считал необходимым изучение математики (арифметики и геометрии). Обучение должно строиться с опорой на теоретические наставления, подражание и упражнения. Важно, чтобы основы знаний закладывались «прочно, основательно, не спеша».

Главной задачей образования Квинтилиан считал формирование свободного человека. Его известный труд «Наставление в ораторском искусстве» — один из главных источников изучения в современной ему системе римского образования. Он открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения.

В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства. Мыслитель исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он теоретически обосновал и применял в своей практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Значительное влияние на развитие образования в Римской империи оказали мыслители, продолжавшие культурную традицию классической Греции. Блестящий оратор Цицерон разделял философские идеи стоиков, как и Сенека, критикуя формализм школьной системы, которая воспитывает «ум, но не душу». Сенека видел далеко идущие последствия такого подхода.

Историк Плутарх требовал с детства уважать в человеке личность: бить ребенка означало «поднимать руку на святыню».

Эпоха Рима, особенно в последний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства.

В этот период была разорвана связь между человеком и обществом, и человек почувствовал себя бесполезным из-за развала традиционных социальных и религиозных институтов, из-за неопределенности будущего. Философия стала прежде всего заниматься поиском образа жизни, освобождающего человека от внешнего угнетения, дающего внутренний душевный покой и делающего человека хозяином своей судьбы.

ifreestore.net

Система воспитания и обучения в Древнем Риме

Московский Педагогический Государственный Университет

Кафедра педагогики начального обучения    

Реферат по истории зарубежной педагогики

Тема: Система  воспитания и обучения в Древнем  Риме    

                                                                   Студентки 1 курса, 3 группы

                                                                        Очно - заочное отделение ФНК

Макаровой Галины Николаевны   

         

Москва 2007

Содержание

                                                          Стр 

I. Вступление                                                                                        3                     

     II. Основная часть                                                                               4-14

     III. Заключение                                                                                    15                

     IV. Список использованной литературы                                        16                         

Вступление 

      Создание  культурных ценностей предполагает формирование такой личности, которая может их усвоить, т.е. понять литературные образы, оценить архитектурные постройки, воздвигнутые статуи. Эта личность воспитывается с детского возраста через систему образования и воспитания, адекватно соответствующую общественным потребностям. Создание такой адекватной системы стало органической частью  римской  культуры.                       

Основная  часть

      Государственное устройство Рима  имело следующие формы - во главе стоял царь. Высшим органом власти являлся сенат- совет старейшин, другим высшим органом власти было народное собрание или собрание курий - куриатные комиссии.

         Основной социально-экономической  ячейкой римского общества была  семья. Римская семья, по мере ослабления родовых связей усиливалась и в течение столетий продолжала оставаться основной хозяйственной и общественной единицей. Структура семьи была традиционна на протяжении столетий. Во главе семьи стоял отец семейства (pater familias). Власть его над личностью жены и детей была неограниченной. Он имел над ними право жизни и смерти.

      Римская семья в основном занималась земледелием, также в жизни римлян огромное значение играло участие в военных  походах, которые обычно начинались в марте и заканчивались в октябре. В Риме была и другая прослойка - плебеи, это были те, кто пришел в Рим после его основания или жители покоренных территорий. Они не были рабами, это были свободные люди, но они не входили в состав родов, курий и триб, а потому не принимали участия в народном собрании, не имели никаких политических прав.

     Эти особенности  жизни патриархального  родового Рима обусловили и  характер воспитания, который можно  определить краткой формулой:

воспитание  в родовом Риме было семейным воспитанием землевладельцев-воинов, защищавших свои земельные участки. Мальчики под руководством отца учились земледелию, а девочки под руководством матери приучались к домашним работам. Воспитание было построено на суровой дисциплине, на безусловном подчинении отцу-главе семьи. Мальчики обучались также военному искусству. В некоторых семьях отец обучал мальчика чтению, счёту, письму.

    Республиканский период характеризуется острой борьбой  патрициев и плебеев за гражданские  права, за землю, в результате этой борьбы права плебеев увеличиваются. В сенате вводится должность народного трибуна, которые отстаивали права плебеев. Их личность считалась священной и неприкосновенной. Трибуны имели большие права и власть: они не подчинялись сенату, могли накладывать вето на постановления сената, имели большую судебную власть. В 3 веке до н.э. окончательно оформляется римская патрицианско-плебейская община. Органами государственной власти являлись сенат, народное собрание, магистратуры-органы исполнительной власти. Высшей военной и гражданской властью обладали консулы они также обладали высшей судебной властью и управляли провинциями, их тоже избирали народные собрания на один год. Еще одной важной должностью государственного управления были цензоры, которые выбирались раз в пять лет и осуществляли перепись населения, перевод граждан из одного разряда в другой, в их компетенцию входили религиозные вопросы.

    В результате пунических войн и победы Рима его территория сильно разрослась и следовательно обострились  те проблемы, которые были характерны для Римской цивилизации на протяжении всей ее истории  а именно: проблемы гражданства и получения земли.

       Войны не только территориально прирастила Рим, но и изменила менталитет римлянина, благодаря включению в состав государства множества этнических групп трех частей света: Европы, Азии и Африки. Так или иначе, римляне стали воспринимать достижения, культуру этих народов, и особенно это относится к культуре греков- эллинов.

   Сосредоточение  населения в городах вызвало  появление школ. Расслоение его по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило деление школ на элементарные и грамматические школы, а позднее и риторские школы.

      Начальный период римской империи, продлившийся с 30 г. до н.э. по 284 г. н.э. получил название период принципата, это название пошло то именования Октавиана Августа. Правление Октавиана - это период взлета науки, литературы и особенно римской историографии.

          В императорском Риме рабовладение сильно растет.  Римская империя в результате завоеваний достигает больших размеров. Держать в повиновении угнетенные народы и огромное количество рабов становится труднее. Римские императоры стремятся превратить элементарные школы в орудие подготовки верноподданных, устанавливая за этими школами бдительный государственный контроль. Грамматические школы и школы риторов превращаются в государственные, задачей которых является подготовка преданных императорской власти чиновников.

           В последние века императорского Рима, когда усиливается расслоение рабовладельческого строя, Рим переживает период упадка, что отражается также на воспитании и образовании: в школах начинает господствовать формализм, риторика вырождается в чисто внешнее красноречие, в истории витиеватость прикрывает бедность, пустоту содержания. Нравственность падает.

       Духовной  жизни римлян соответствовало и  воспитание. Семья была основой воспитания, В семейном кругу женщина пользуется большими правами и глубоким уважением, какого еще не знала история. Поэтому  в Риме и появляются женщины в  качестве воспитательниц. Однако в Риме воспитание не было гармоническим развитием телесных и душевных сил; оно было направлено на предметы расчетливого ума, на потребности гражданина и государства. Если у греков воспитание было направлено на достижение красоты и добра, то у римлян - практичности и полезности. Домашнее воспитание было строгим. В присутствии детей не позволялось ни говорить, ни делать ничего непристойного. Женщинам и юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить вино, а нарушение этого закона каралось как тяжкое преступление.

      В позднейший период в римских домах, образованных, стали появляться педагоги, которые пользовались большим уважением. Педагог был нравственным наставником  отрога и его постоянным спутником.

      Преподавание  в зрелый период Рима развивалось в соответствии со всей жизнью римлянина. Высшие политические должности - военные и ораторские. С покорением Греции в римское воспитание начинают проникать и греческие взгляды. Греческий язык и греческая литература стали обязательными предметами даже в домашнем воспитании. Греческие учителя целыми толпами стремились в Рим в качестве преподавателей языка и литературы. В 1 в. до н.э. в Риме уже находилось несколько учебных заведений для упражнения греческой декламации, а изучение греческой науки с той поры стало существенным предметом римского образования. Вместе с греческим развивалось  и латинское образование. В школах соблюдалась, большая строгость, телесные наказания господствовали.

    Выходя  из отроческого возраста и надев  мужскую тогу, молодой римлянин покидал школу и в качестве слушателя поступал в практическую школу народных собраний и судебных прений. Выбор звания, как и вся жизнь римлянина, обуславливалась принципом пользы. Предпочитались доходные искусства. Но какому бы званию ни посвящался римлянин, все подготовительное его учение состояло в практическом руководстве и наставлении.

    Жажда деятельности, храбрость, справедливость и умеренность, гордость и чрезмерное самолюбие - основы римского характера, чему направлялось воспитание. 

Воспитание, образование и педагогическая мысль

в Древнем Риме

    В Древнем Риме существовала смешанная греко-римская культура, многие образованные римляне владели греческим языком. Традиции образования детей и юношества у римлян, как и у других древних народов, естественно, имели в своей основе практику семейно-домашнего воспитания. Отцы воспитывали и обучали как своих собственных сыновей, так и приемных..         Описание традиционного римского образования нашло отражение в сочинении Катона Старшего (234— 149 до н.э.) «Книги, посвященные сыну», написанном в виде как бы пособия по сельскому хозяйству, врачеванию, военному искусству, праву и риторике.  Со II в. до н.э. в Риме стал преобладать грамматический идеал образования. На второй план отходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати — нобилей — продолжало господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.  Однако далеко не все могли позволить себе пригласить на дом учителя. Греческие учителя грамматики уже во II—I вв. до н.э. чаще всего вели занятия не на дому, а в своих собственных школах. В Риме существовали школы с обучением, как на греческом, так и на латинском языке. Классическая латинская грамматика была составлена Элием Донатом значительно позже, в IV в . н.э. и называлась «Искусство грамматики». Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжении всего Средневековья.    Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах.

       В Римской империи в первые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок ею освоения, и методы обучения. Римский писатель и ученый Варрон (116—27 до н.э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. К V в. н.э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободных искусств», ставших сердцевиной образования в эпоху Средневековья. Школьные предметы были названы «свободными искусствами», потому что предназначались для детей свободных граждан.  На исходе римской истории утвердилось двухчастное деление школьного курса всеми свободных искусств» на тривиум и квадривиум.

    Система народного образования предполагала четкое выделение трех ступеней обучения, каждая из которых имела свою законченную программу, преследовала четкую цель подготовки и была предназначена для соответствующего социального слоя.  Обучение начиналось с 7 лет и продолжалось около 4— 5 лет. На этой стадии девочки и мальчики обучались вместе; вносилась небольшая штата, вполне доступная самым широким слоям населения. Школы были частные, утвержденных программ не было, каждый учитель руководствовался лишь своими представлениями. Учитель собирал свой класс или в закрытом помещении, или в саду, или в углу портика за занавеской на городской площади. Он излагал урок, а ученики повторяли его вслух. Основная цель обучения — научить ребенка читать и писать, дать начала арифметики и некоторые элементы латинской литературы. Выпускник такой массовой школы, в которой могли обучаться представители средних и низших слоев городского населения и даже рабы, получал сведения, необходимые в повседневной жизни, коммерческой деятельности, на военной службе.         Средняя ступень обучения называлась школой грамматика. Она имела самостоятельное значение, а не являлась своего рода автоматическим продолжением начальной школы, хотя попадали в нее лишь дети, прошедшие начальный курс обучения. В школе грамматика 4 года обучались дети в возрасте 12—13 лет, Обучение проводилось за высокую плату и было доступно лишь родителям со средним достатком. Школы грамматиков были частными, однако стихийно вырабатывалось нечто, напоминающее общую программу обучения. Она предполагала пять главных дисциплин: родную (латинскую) литературу, греческий язык, с элементами греческой литературы, основы римского права, элементарную философию, математику с началами астрономии .  Процесс обучения происходил в неболиших группах, преподаватель работал индивидуально с каждым учеником, что повышало эффективность обучения. Выпускник грамматической школы считался достаточно образованным человеком, подготовленным для пополнения имперской бюрократии, командного состава армии, муниципальной службы.

stud24.ru

Система воспитания в Древнем Риме

Министерство образования и  науки РФ ФГБОУ ВПО 

«Ярославский государственный  педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Институт педагогики и психологии

Кафедра управления образованием

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

На тему: «Система воспитания в Древнем Риме»

 

 

Выполнила Назмутдинова Ольга, 917 группа

       Проверил  Молоков Д.С.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2012

 

Содержание:

  1. Введенение…………………………………………………..
  2. Воспитание и образование Древнего Рима………………
  3. Заключение………………………………………………….
  4. Список литературы………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Рим, по преданию, был основан в 752 г. До н. э. В конце VI в. до н. э. он стал столицей Римской республики, которая на протяжении нескольких столетий вела захватнические войны. С 31 г. до н. э. Рим превратился в столицу огромной империи, город с миллионным населением. В 330 г. н. э. императорская резиденция была перенесена в Константинополь. В V в. разрушенный германским племенем вандалов "вечный Рим", как говорили о нем, стал провинциальным городом, пока не возродился в VIII в. в качестве резиденции пап и столицы папской области.

    Каждое общество на любом крупном этапе своей истории создает особую систему воспитания и образования как одно из основополагающих направлений культуры. Любая система воспитания и образования есть система воспроизводства основных носителей и потребителей сложившегося образа жизни, производства и культуры, которые в своей совокупности составляют данное общество и должны решать возникающие перед ними задачи. В примитивных структурах, где решаются относительно простые задачи, создается простая система воспитания и образования. В высокоорганизованных обществах она достигает большой сложности. Римская средиземноморская империя по всем своим параметрам была одним из самых высокоорганизованных обществ древнего мира, и система воспроизводства его основных носителей была одной из самых сложных и богатых в древности.

     Римская система воспитания и образования отвечала развития рабовладельческого строя, она сложилась в VI-V вв. до н.э. Это был период быстрого развития рабовладения и классового расслоения населения (патриции - рабовладельцы, свободное привилегированное населения и плебеи - всадники, беднота. Социально-классовое расслоение населения Древнего Рима наложило свой отпечаток и на систему воспитания. Для бедного населения здесь существовали элементарные частные и платные школы, для детей привилегированных слоев населения - грамматические школы. Элементарные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободно рожденного населения (плебеев).         Там учили писать, читать и считать, знакомили с законами государства. Богатые и знатные люди предпочитали обучению своих сыновей грамоте в домашних условиях.

 

 

Воспитание и  образование Древнего Рима

    Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.

    Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество!богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома

и т д. Отец был в семье  неограниченным властелином. Он был  вправе даже продать своих детей  в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

    Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

    На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

    Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.

    Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578 - 534 до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам".

    Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира.

Вместе с тем римская  система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного  воспитания и наличии наряду с  общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.

   В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

    Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших.

    Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

    В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно - философию. В последнем случае нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

Заключение

    Воспитательные средства в Древнем Риме были те же, из которых в Греции возникли впоследствии и науки, и искусства; но в Риме эти зародыши развивались в совершенно ином направлении. Римский мальчик учился управлять конем и колесницей, отчасти упражнялся в охоте и, главное, готовился быть хорошим воином; в этом заключались первые элементы гимнастики. В праздничных гимнах, в песнях в честь предков, в маскарадных фарсах лежали основы для различных отраслей музыки и поэзии как важных образовательных средствах. Но этим задаткам искусства не суждено было достигнуть того правильного развития, какое мы видим у греков.

    Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан.

    На почве римского образования впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад Древнего Рима в развитие ораторского искусства. Именно поэтому педагогические идеи сыграли столь важную роль в возникновении педагогики нового времени, её развитии. В целом же педагогические взгляды видных римских теоретиков воспитания явились основой для дальнейшего развития мировой педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998.
  2. Константинов Н.А, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики". "Просвещение", Москва, 1982 г.
  3. Хрестоматия по истории древнего Рима.- М., 1956

 

 

 

 

 

 

stud24.ru

Воспитание в древнем риме - Документ

ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII – VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.

Здесь дети получали религиозное воспитание. Девочки находились под надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" – так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме – месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 – 5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.

Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578–534 до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам".

Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения большее влияние оказывала традиция античного мира.

Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства – музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.

В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, ариф­метика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской – абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевающих.

Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными, грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников – ограниченное, обучение – преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить уча­щихся на группы (классы), В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях – легионах.

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно – философию. В последнем случае нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ – готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДРЕВНЕГО РИМА

Становление философской мысли, в недрах которой развивались педагогические идеи, происходило под сильным влиянием эллинской традиции. От этой традиции отталкивались ее критики и сторонники.

Одним из первых представителей римского просвещения явился Катон Старший (234 – 149 до н. э.). Будучи эллинофобом, он тем не менее опирался на греческие каноны при составлении римской риторики. Катои особенно настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания. Он сам обучал своего сына грамоте, законам, гимнастике. Хотя Катон владел образованным рабом, которому можно было поручить обучение сына, он не прибег к его услугам ("не подобает рабу бранить моего сына") В присутствии ребенка Катон избегал непристойных выражений. Он охотно играл с детьми.

Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Цицерона (106 – 43 до н. э.) Полноценного образования достойны немногие, говорил Цицерон, большинство римлян нуждаются прежде всего в "хлебе и зрелищах". Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это – всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрять развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.

Римская философия и педагогическая мысль достигли расцвета в I – II вв. н. э.

Один из ее представителей, Сенека (4 до н. э. – 65 н. э.), критиковал формализм школьной системы, которая воспитывает "ум, но не душу". Он считал, что образование должно формировать, прежде всего, самостоятельную личность ("пусть говорит он [ученик] сам, а не его память").

Проблемы нравственного воспитания изложены Сенекой в "Письмах на моральные темы" и "Нравственных письмах к Луцилию".

"Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла", – писал Сенека, полагая, что воспитатель всегда должен иметь в виду необходимость движения к такому знанию (идеальной нравственной "норме") путем назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории.

Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не считал каноном образования "семь свободных искусств". Он писал: "Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его – деньги... Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?"

Крупный мыслитель той же эпохи Плутарх (ок. 45 – ок. 127) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Супруга Плутарха отказалась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих детей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его словам, бить ребенка означало "подымать руку на святыню".

С этими идеями перекликается и трактат т. н. Псевдо-Плутарха "О воспитании", где также даются советы проявлять мягкость к "благонравным детям", оставаться матери кормилицей собственных детей. Псевдо-Плутархвыдвигал идею всесторонне обученного человека в духе требований образованного римского общества. По сути, предлагалось дать "беглое" знание тогдашних наук, то есть формировать дилетанта.

Яркая фигура римской философской и педагогической мысли – Квинтилиан (42 – ок. 118). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, Демосфен, Цицерон и др.). Главный труд Квинтилиана – "Ораторское образование". Из 12 книг этого трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчика" и "О риторическом обучении". Квинтилиан ратовал за общедоступность образования, полагая, что все нормальные дети римских граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности школьного обучения, считая, например, что ученики-тупицы – на совести педагогов.

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения.

Первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и частично греческой грамматикой (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квитилиана, в таком случае затем лучше усваиваются правила родного языка).

В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес "похвалой" и "забавами", чтобы "ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру" ("золотую середину").

В программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка.

Обширная программа по этим и другим предметам предлагалась в грамматической и риторической школах. Как замечал в этой связи Квинтилиан, искусство оратора требует знания многих наук. В грамматической школе предлагалось изучать одновременно ряд учебных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамматика. В риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось "искусство красноречия".

На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

Обучение следовало вести индуктивным путем – от простого к сложному, на основе работы памяти. Предлагался ряд приемов мнемонического характера для развития "точности" памяти. Таков, например, был "топологический прием", когда реальное или воображаемое помещение делилось на несколько десятков "мест для запоминания".

Размышляя о природе человека, Квинтилиаи высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая, однако, такие свойства единственными (дети "от природы склонны к худшему"). Побороть дурные наклонности помогает воспитание. Чтобы достичь высоких результатов в педагогике, считал Квинтилиаи, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно.

Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Дети – "драгоценный сосуд", с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать присутствия детей в "неблагопристойных местах". При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Ввиду важности свободного воспитания необходимо тщательно выбирать няньку для младенца, которой следовало обладать достойными нравственными качествами. Учитель должен заменять ученику отца, приучать питомца мыслить и действовать самостоятельно.

Отталкиваясь от педагогических идей Плутарха, Квинтилиан, однако, делал упор на необходимости полезного обществу образования. Цель воспитания Квинтилиан видел в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина он считал афинского политического деятеля Перикла.

Квинтилиан отдавал предпочтение организованному школьному обучению но сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"). Он, например, утверждал, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей".

textarchive.ru