История и общество Азии. Самая древняя династия в китае
Династия Ся. Самая первая. Самая легендарная. Самая спорная |
История Китая насчитывает многие и многие тысячелетия, это одна из самых древних цивилизаций. Каждый этап в истории этого государства связан с правлением определенной династии, и каждый этап по-своему удивителен, по-своему важен. Но больше всего споров, эмоций и мнений вызывает самая первая династия Китая, Ся. Почему так? Потому что до наших дней об этой династии дошло не так уж много сведений, еще меньше – фактических подтверждений существования этой династии. Поэтому ученые, в том числе, и китайские, разделились на два лагеря. Одни стремятся доказать, что Ся – это не легенда, а вполне реально существовавшая династия. Вторые утверждают обратное. Кто прав? Истина, пока что, покрыта песками времени, но археологические изыскания ведутся, и вполне возможно, мы уже очень скоро узнаем: была ли Ся первой династией Китая, или это легенда?
Все дело – во времени
Да, если бы не прошло так много времени с тех пор, возможно, споров было бы намного меньше. Но 21 век до нашей эры – это срок более чем солидный. Фактически, это времена Всемирного потопа, описанного в Библии, да и история возникновения династии перекликается с библейскими преданиями. В Китае тоже был свой Потоп. Впрочем, как и во многих других местах Земного шара – уровень Мирового океана в то время действительно повысился, что вызвало наводнения во многих регионах, о чем свидетельствуют различные письменные источники, сведения из которых во многом пересекаются друг с другом.
Династия Ся. От начала и до конца
То, что Ся была первой правящей династией Китая, не значит, что до нее в стране не было правителей. Традиционно историю Китая начинают с периода правления пяти правителей, пяти императоров, каждый из которых обладал мудростью и справедливостью. Эра их правления описывается как время добродетели и мудрости, настоящий золотой век. Именно эти правители научили народ находить кров над головой, пищу, делать одежду и так далее.
Последний из пяти императоров, Шун, отрекся от своего престола в пользу молодого героя Юя из рода Ся. Именно Юй стал первым императором династии Ся.
За какие такие заслуги Юю передали трон? Потоп всему причиной. Долгое время китайцы боролись с наводнениями, и только молодому герою Юю из рода Ся удалось, после долгих усилий, вернуть разбушевавшиеся воды в прежние границы.Для того чтобы обустроить дамбы и водоотводящие каналы,Юю понадобилось 13 лет. После успешного покорения водной стихии Юй Ся получил новое задание, от тогдашнего императора Яо – разделить Китайскую империю на 9 провинций. С этим заданием Юй тоже справился. Было еще немало доблестных дел, и за те услуги, которые герой оказал государству, император сделал его своим регентом. А позже – и наследником.
Престол императора Юй получил в 2205 году до нашей эры. Так было положено начало династии Ся.
Благодаря воистину героическим поступкам Юя, ему приписывалось мифическое происхождение, он считался чуть ли не Богом на земле. Также, в некоторых легендах ему приписываются магические силы (перевоплощение в медведя) и связь с драконами. Если говорить о магии, то и сегодня существует даосская практика Юй-бу – защитный ритуал перед дальней дорогой. Она берет свое начало как раз со времен правления Юя, о чем свидетельствуют тексты «Ян-цзы фаянь» и альманахи Шуйхуди, Фанматань.
За время своего правления Юй взял в жены Госпожу из Туашань, которая родила ему сына, Ци. Но молодой отец был настолько занят правительственными делами, в частности, продолжением борьбы с последствиями потопа, что сын впервые увидел отца уже в 9-летнем возрасте.
Юй правил 45 лет. После его смерти престол перешел его сыну, Ци. Так в Китае впервые появилась наследственная монархия – до этого здесь практиковались выборы вождей и племенных союзов. Кроме того, эта династия создала рабовладельческую форму правления, тоже впервые за историю Китая.
Сын продолжил начинания отца. За время правления династии Ся стали впервые возводить городские стены, создали уголовный кодекс и тюрьмы, былаорганизована армия.Развивались и науки, в частности, астрономия – во время правления Ци был создан календарь, что на то время было солидным достижением.
На смену Ци пришел его сын, Тай Кан. Однако он не стал последователем предыдущих правителей. Порочный образ жизни и праздность привели к тому, что Тай Кана лишил власти вождь одного из племен по имени Хоу-И, благо, это было несложно – народ Китая не жаловал своего правителя. На престол взошел младший брат Тай Кана, Чжун Кан, который был более приемлемым вариантом для китайского народа. После него править стал его сын, Сян, однако он был убит. Тем не менее, династия на этом не прервалась, так как жена императора Сяна родила сына, вскоре после смерти мужа. Шао Кан, повзрослев, смог вернуть власть.
На этом сведения о династии Ся заканчиваются, хотя достоверно известно, что всего насчитывается 17 правителей. Известно о последнем императоре, Цзе Гуй, который правил в период с 1818 по 1766 гг. до н.э. Память о себе он оставил дурную – праздная жизнь, разврат, пренебрежение государственными делами привели к тому, что указы императора стали игнорироваться правителями разных областей Китая. В итоге правитель области Шан выступил войной против императора, и после решающей битвы в Минь-тяо император бежал. Вскоре он умер. Так закончилась эпоха правления династии Ся, на смену которой пришла династия Шан.
Что говорят археологи?
Вся история династии Ся, даже те немногочисленные сведения, известные сегодня, основаны на легендах. До сих пор не обнаружено ни одного достоверного письменного источника, в котором бы упоминалась эта династия. Что касается археологических подтверждений, то некоторые ученые склонны связывать династию Ся с археологической культурой Эрлитоу-3 (бронзовый век), которая была обнаружена в долине реки Лохэ. Отождествление объяснимо – совпадает и возраст обнаруженных изделий из бронзы, и территория. Так, изученные документальные свидетельства (уже не легенды) говорят о царстве Ци, которое было оставлено династией Шан, а эта династия, как уже было сказано выше, стала правопреемницей Ся. И царство Ци располагалось там же, где были обнаружено поселение Эрлитоу, на территории современной провинции Хэнань.
Что мы знаем об Эрлитоу?
Это урбанистическая, то есть, городская культура раннего бронзового века, которая существовала с 2100 по 1800 гг. до н.э. Свое название она получила по названию местности Эрлитоу, расположенной в Яньши.
Эрлитоу был довольно крупным административным центром – в ходе раскопок были обнаружены остатки дворцов. Но самое главное, здесь были обнаружены и мастерские, где выплавляли бронзу, а также сами орудия труда, посуду, украшения из этого металла. Важность культуры в том, что именно она стала переходной от неолита к Бронзовому веку.
Помимо бронзовых изделий, при раскопках были обнаружены и гончарные – разнообразная посуда, уже покрытая изображениями и искусной резьбой.
Однако при раскопках были обнаружены и разнообразные орудия труда из камня, костей, раковин – еще одно подтверждение того, что выплавка бронзы в те времена только начиналась, и металл не успел заменить камень, хотя и довольно активно использовался, во многих сферах жизни.
Была ли династия Ся?
Естественно, мы не можем ответить на этот вопрос – ведь даже историки, археологи до сих пор ведут споры по этому поводу. И закончатся они, по всей видимости, только когда будут обнаружены письменные свидетельства. Но неоспоримо одно: в то время, когда, по легендам, правила династия Ся, был создан точный календарь, строились первые города, выплавляли первую бронзу, справлялись с наводнениями, активно реформировали общественный строй. Кроме того, многочисленные раскопки позволили обнаружить и другие поселения, относящиеся к тому же периоду, в тех же местах, о которых говорится в древних текстах. Поэтому вполне возможно, что династия Ся действительно существовала, и она была первой династией в Китае. Переходной от культуры неолита к типичной китайской.
Китайская цивилизация, как описано в мифологии, начинается с ПанГу. Он —Творец Вселенной и родоначальник легендарных императоров и героев — Хуан-Ди, Яо, Шунь. Он тот, кто научил древних китайцев общаться и находить пищу, одежду и крышу над головой.
Первая китайская цивилизация была создана вокруг плодородных районов Хуанхэ (Huanghe — Желтая Река) более четырех тысяч лет назад.
В это время начинают приобретать форму первые китайские иероглифы, и в отличие от любого другого места в мире, культурное развитие происходит без каких-либо длительных перерывов и по сей день. Культурное развитие центрального Китая и Восточной Азии находилось под влиянием контрастов двух, несхожих между собой, общин.
В Северной и Западной частях страны можно найти огромные пустоши, где обитает кочевой народ. По сравнению с жителями других регионов, кочевники были экономически бедны, но их военная сила была лучше. В южных и восточных частях страны, в плодородных речных районах давало жизнь интенсивное сельское хозяйство и создание Великой общины.
Эти два типа общин были связаны вместе обменом товаров, но конфликты, все же, были частым явлением. Сельскохозяйственные районы были подвержены постоянным нападениям северных варваров.
Огромная площадь, которая, в конечном счете, стала Китаем, протянулась от джунглей на юге до степей и пустынь на севере.
На юге, Юньнань — плато, покрытое горами и тропическими лесами образовало барьер. Этот барьер не мог предотвратить движение монгольских жителей на Юг, но это удалось сделать в Юго-Восточной Азии, за исключением частей Нань Юэ — непроницаемой для имперских войск. На западе труднодоступные высокогорья Тибета были также оставлены в покое до середины первого столетия после Христа.
Между Юньнань-плато и горами Исин-Линг, Южно-китайского растительного пояса, расположена Янцзы (Yangzijiang — Голубая река). Различные типы растительности постепенно вырабатывались и культивировались, и в скором времени, люди могли наслаждаться плодами сотен апельсиновых деревьев и экстрактов из различных видов чайных растений.
Но значение этого в китайском культурном развитие не определяется. С Севера было ввезено просо, из юго-Восточной Азии — рис, которые сделали этот район историческим. Просо и соевые бобы играли важную роль в сельском хозяйстве.
Интересно! Основные районы Древнего Китая были расположены возле Желтой Реки — Хуанхэ, покрытые «рыхлой почвой». Они протянулись от степей и пустынь Монголии.
Именно в этом регионе были найдены первые предметы раннего развития Китая и Восточно-азиатского сельского хозяйства. Эти плодородные районы также легли в основу первой цивилизаций Китая. «Рыхлая почва» способствовала быстрому росту, но климат с его обильными и мгновенными осадками создавал проблемы фермерам. Хуанхэ — «Горе Китая» быстро затопила низины и разрушила многие плантации.
В истории Древнего Китая еще с древности были известны многие легенды. Китайская легенда говорит, что гигантская Бог по имени ПанГу разделил небо и землю на две части своим могучим мечом. Китайский народ населял землю и до Христа, как показывают нам то рассказы, которые зародились с начала времен. В Китае наиболее известный историк Сыма Цянь, который умер около 85 до н.э., говорит нам о Желтом Императоре Хуанди, который жил более чем за 2600 лет до Христа.
Три властителя и пять императоров
Легенда утверждает, что первой императорской династии Ся ( 2070-1600 до н.э. ) предшествовала череда трех властителей и пяти императоров. Фуси (Fuxi) — первый из трех государей, как правило, изображен рядом с женой-сестрой богиней Нюй-Гуа (N?gua). По древне-китайским поверьям, у Фуси и Нюй-Гуа были хвосты драконов. Шун — последний из пяти императоров, отрекся от престола в пользу Юй — первого императора Династии Ся (2070-1600 до н.э.).
Интересно! Первой императорской династией Китая считается Ся (2070-1600 до н.э.), начиная примерно с двадцать первого по шестнадцатый век до н.э..
Ся-династия была основана кланом Си, которые были потомками основателя клана — Юй. Из-за отсутствия письменных источников, историки до сих пор не получили правильного представления о жизни людей того времени. Согласно более поздней традиции, Юй потратил тринадцать лет, чтобы раскопать каналы и поддержать дамбы.
Когда умер император Шунь (2256-2205 гг. до н.э.), власть досталась прямому потомку Хуанди. Это был Юй, который основал первую императорскую династию Ся в Китае. Юй был первым, кто передал власть своему сыну, а не самому способному приближенному. Это делает Ся первой китайской династией.
Юй был идеалом героя и правителя, ему приписывается мифическое рождения и связь с драконами. Он стал Богом на земле. После его смерти и смерти его сына Ци (2197-2189 гг. до н.э.) золотой период истории Китая был закончен, было положено начало борьбе за власть и императорский трон.
Тай Кан (2189-2159 гг. до Р.Х.) — сын Ци, вел порочный образ жизни и в итоге, вождь одного из племен, по имени Хоу-и воспользовавшись народным негодованием, лишил его власти. На императорский престол взошел его младший брат Чжун Кан (2159-2146 гг. до н.э.). Сын Чжун-кана — Сян (2146-2118 гг. до н.э.) был убит Цзяо. Но династии Ся было не суждено на этом завершиться. После смерти мужа императрица Мин родила сына Шао Кана (2118-2058 гг. до н.э.).
Вскоре он, пережив немало приключений, вернул себе власть. Потомки Шао-кана остаются в тени, за неизвестность фактов. Последний император династии Ся, Цзе Гуй (1818-1766 гг. до н.э.), был во власти дурных наклонностей и управлению государством посвящал настолько мало времени, что правители различных областей стали игнорировать его приказы. Правитель области Шан выступил походом против Цзе-Гуйя.
Столкновение произошло в Минь-тяо, начавшееся сражение, было решено в пользу династии Шан, т.к. основная часть войска горе-императора перешла на его сторону. Всеми покинутый, Цзе-гуй бежал в Нань-гао и после этого, умер. По приказу Чэн-тана столица государства была перенесена в Бо. Так было положено начало правлению новой династии Шан (Инь).
Научными раскопками были найдены предметы начала бронзового века в районе Аньян, провинции Хэнань, но в 1928 году, было трудно отделить миф от реальности в отношении династии Ся. Но с тех пор, в 1960-х и 1970-х годах, археологи обнаружили и городские объекты, бронзовые орудия, и гробницы, которые указывают на существование цивилизации Ся, в тех же местах, о которых говорится в древне -китайских исторических текстах. Период династии Ся, был обозначен как эволюционная стадия между культурой Неолита и типичной китайской цивилизацией из династии Шан.
Правители Династии Ся:
№
Правители
Примечание
Период правления
Годы
1
Юй (Y?)
Также известный как Dayu, Великий Юй. пра-пра-внук Хуанди. Решил проблему постоянных наводнений.
(2032 — 2025 до н. э.)
45/7
2
Ци (Q?)
Сын Юя. Установилась наследственная система престолонаследия от отца к сыну.
(2025 — 2015 до н. э.)
10
3
Тай Кан (T?i K?ng)
Сын Ци.
(2015 — 1986 до н. э.)
29
4
Чжун Кан (Zh?ng K?ng)
Младший брат Тай Кана
(1986 — 1973 до н. э.)
13
5
Сян (Xi?ng)
Сын Чжун Кана
(1973 — 1945 до н. э.)
28
6
Шао Кан (Sh?o K?ng)
Посмертное сын Сяна
(1905 — 1884 до н. э.)
21
7
Чжу (Zh?)
Сын Шао Кана
(1884 — 1867 до н. э.)
17
8
Хуай (Hu?i)
Сын Чжу
(1867 — 1841 до н. э.)
26
9
Манг (M?ng)
Сын Хуай
(1841 — 1823 до н. э.)
18
10
Се (Xi?)
Сын Манга
(1823 — 1807 до н. э.)
16
11
Бу Цзян (B? Ji?ng)
Сын Се
(1807 — 1748 до н. э.)
59
12
Цзюн (Ji?ng)
Младший брат Бу Цзяна
(1748 — 1727 до н. э.)
21
13
Цзинь (J?n)
Сын Цзюня
(1727 — 1706 до н. э.)
21
14
Кун Цзя (K?ng Ji?)
Сын Бу Цзяна
(1706 — 1675 до н. э.)
31
15
Гао (G?o)
Сын Кун Цзя
(1675 — 1664 до н. э.)
11
16
Фа (F?)
Сын Гао
(1664 — 1653 до н. э.)
11
17
Цзе (Ji?)
Сын Фа. Император — тиран, на нем закончилась династия Ся
(1653 — 1600 до н. э.)
53
Интересно! История Китая
azialand.ru
Династия Китая
Династия Цинь стала первой императорской династией Китая. Она находилась у власти всего лишь одно десятилетие, однако ее роль в развитии этой страны просто невозможно переоценить.
Княжество Цинь возникло в эпоху Западного Чжоу ( про династию Чжоу ) , когда существовавшая до этого феодальная система дала сбой и из нескольких сотен мелких княжеств, подвластных единому центру, стали выделяться самые сильные и равные между собой. В результате долгой борьбы в 221 г. до н.э. правитель Цинь Ши Хуан-ди захватил все оставшиеся княжества и образовал единое централизованное государство, объявив себя императором, а свою страну империей.
Легизм
Философской основой государства стал легизм - одно из философских течений, возникших в эпоху Восточного Чжоу. Легисты разработали целую систему государственного и политического устройства, в основе которого должен быть строгий и единый для всех закон, выражая интересы новой знати. Поэтому легистов еще называли законниками. Их главной идеей было равенство всех перед Законом и Небом. Такая трактовка позволяла раздавать титулы не оп рождению, а по реальным заслугам. Выдвигались на важные посты только те, кто зарекомендовал себя, в первую очередь, на военной службе. Легизм предлагает правителю сосредоточить всю власть в своих руках и установить частную собственность на землю. Предусматривалась также возможность продавать должности чиновников, чтобы обогатить казну. Этими идеями aziaxpress.ru умело воспользовался император, они и легли в основу политики государства Цинь.
Легисты требовали прекращения междоусобных войн, и, провозгласив себя императором, Ши Хуан объявил вечный мир, приказал собрать у населения все оружие и переплавил его в памятники.
Император Ши Хуан
Император разделил территорию страны на области (всего их было 36), во главе которых стояли губернаторы. Внутри областей выделялись уезды, состоящие из "тинов", которые включали в себя по 10 общин. Каждому крестьянину империи предоставили надел земли. Такое четкое административное деление, конечно же, способствовало централизации государства. Этой же цели служило введение единой системы мер и весов, денег и письменности. Были не только унифицированы иероглифы, но и изменилась технология письменности. Из стволов бамбука делали тонкие пластины, которые раскладывали в ряд и соединяли кожаными ремешками верху и по краю. Получившееся полотнище сворачивали в рулон и хранили в глиняных сосудах.
Еще до объединения Китая Ши Хуан уделял много внимания организации администрации страны. Во главе государства стояли два министра, которые руководили центральными ведомостями. Чиновники этих ведомостей управляли своими подразделениями в волостях.
В системе ведомств существовали 20 рангов. Каждый чиновник получал фиксированное жалование (чаще всего зерном). Самые низшие ранги были доступны простым людям, их можно было даже купить, а к высшим рангам относилось лишь несколько человек во всем государстве. Некоторые представители высших рангов имели право на взимание налогов с крестьян.
Так же замечательно была отлажена и система государственных повинностей - все развернувшиеся в стране нововведения требовали много средств. Повинности заключались не только в сборе налога. Крестьяне были обязаны, например, работать в государственных мастерских
Важным достижением эпохи Цинь было развитие строительства. Именно в это время для защиты от давних противников китайцев гуннов началось строительство всем известной Великой Китайской стены. Строились дороги, была создана единая система путей сообщения.
Установление связей шло не только внутри империи, но и с соседними племенами. Важную роль в древнекитайском обществе играла торговля. На севере и западе китайцы покупали скот и рабов, на юге и востоке - драгоценные металлы. Именно число крупных торговцев определяло мощь и силу государства, а сами они все чаще стали занимать важные должности при дворе.
Стоит отметить, что все эти глобальные реформы были проведены в самые кратчайшие сроки и имели немалый эффект во многом за счет жесточайшей эксплуатации простых крестьян.
В последние годы своей жизни император Ши Хуан очень беспокоился о судьбе страны после его смерти. Он много путешествовал по стране, посещал храмы, совершал жертвоприношения и восхваливал свои деяния. Большое внимание он уделил постройке своего погребального комплекса - колоссальной гробницы, изучение которой продолжается до сих пор.
В народе тем временем росло недовольство политикой правительства. После смерти Ши Хуана в 210 г. до н.э. на престол вступил его сын, однако настоящая власть была в руках одного из министров. Начались многочисленные восстания, в результате которых власть перешла в руки Лю Бана - основателя следующей императорской династии Хань.
Если понравилась статья помогите проекту, поделитесь в соц сетях.
ссылка при копировании обязательна http://aziaxpress.ru/
aziaxpress.ru
Китай. Династия Ся - Факты об азии
Китай. Династия Ся
Любая цивилизация, насчитывающая не одно тысячелетие своего существования, время от времени становится объектом научных споров. Такая же участь постигла и китайскую династию Ся (Xia). Наряду с династиями Шан (Shang) и Чжоу (Zhou) династия Ся считается одной из самых ранних в Китае. Нам, живущим в 21 веке, сложно представить, что династия Ся зародилась тоже в 21 веке, но до нашей эры. Однако на протяжении многих веков факт существования династии Ся подкреплялся лишь китайскими старинными текстами, в которых упоминались первые из правителей Ся. В результате чего в 20 веке нашей эры некоторые ученые стали задаваться вопросом, а существовала ли династия Ся на самом деле или же эта династия выдуманная, легендарная и мифическая. Скептики от науки оперируют двумя аргументами. Во-первых, от династии не осталось никаких археологических свидетельств. А во-вторых, упоминания о Ся в древних текстах носят весьма сомнительный характер. Но так ли это на самом деле?
Археологические доказательства?
Чтобы подтвердить или опровергнуть утверждение о легендарности династии Ся, в последние несколько десятилетий в Китае была предпринята целая серия археологических раскопок, в результате которых удалось найти некоторые артефакты. Раскопки начались еще в 1950-х годах. Археологи сумели обнаружить бронзовые орудия, захоронения и даже целые городские поселения, которые, как предполагается, относятся к временам династии Ся. Однако связь находок с той династией, что была описана в древних текстах, пока окончательно не подтверждена. Ученые едины во мнении, что извлеченные при раскопках артефакты доказывают существование промежуточного звена между цивилизациями позднего неолита и утверждением династии Шан. Возможно, что именно эта переходная культура и есть та самая династия Ся.
Исторические вехи
Опираясь на письменные источники, можно сделать вывод, что подданные династии Ся представляли собой конфедерацию племен. Они жили на территориях, которые в наше время заняты городскими округами Суншань, Ишуй и Лошуй. Согласно источникам, после того как легендарный правитель Срединного царства Юй Великий (Yu) отошел в мир иной, на престол вступил его сын Ци (Qi). Этот факт расценивается, как начало наследственной монархии в Китае. В одном из важнейших письменных источников по истории Древнего Китая старинном труде "Бамбуковые анналы" ("Zhúshū Jìnián") говорится, что за 471 год существования династии Ся в ней сменилось 17 правителей. При этом трон передавался от отца к сыну.Имеющиеся историографические данные позволяют сделать выводы и о системе правления во времена династии Ся. Наряду с центральной властью, сосредоточенной в руках главы династии, существовали также вполне независимые политические группы. Некоторые из них подчинялись правителю, а некоторые составляли своеобразную оппозицию и периодически восставали против него. Зыбкая ситуация, конечно же, мешала установлению стабильной власти. Правители из династии Ся так же, как и сменившие их правители Шан и Чжоу, пока еще не осознавали значимости наличия централизованной власти. Впоследствии, к этому первым придет Цинь Шихуан / Qin Shihuang – основатель династии Цинь (Qin) и первый император объединенного Китая.Времена правления династии Ся полны потрясений и конфликтов, как внешних, так и внутренних. Особенно бурными на волнения были последние годы существования династии, а ее последний представитель – не добродетельный Цзе (Jie) – и вовсе растерял свой авторитет, вызвал народный гнев и лишился морального права управлять подданными. В общем, в 17 веке до нашей эры династия Ся логично подошла к концу своего существования. Воспользовавшись моментом, восточно-китайское племя Шан под руководством добродетельного Тана (Tang) свергло Цзе с престола, на этом дело Ся и кончилось. Впрочем, так ли это было или нет, точного ответа до сих пор дать никто не может, а династия Ся так и остается одной из загадок китайской истории.Источник