Демократия древнего востока. Общества древнего востока: общая характеристика права и институтов государства (Египет, Вавилон).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Политические и правовые учения Древнего востока. Демократия древнего востока


Военная демократия

Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют «военной демократией». Термин этот был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской и был без особой критики воспринят Марксом и Энгельсом. «Короче, слово basileia, - писал Маркс, - которое греческие писатели употребляют для обозначения гомеровской, так называемой царской власти (потому что главный отличительный признак ее - военное предводительство), при наличии наряду с ней совета вождей и народного собрания означает только военную демократию».

В согласии с этим и Энгельс справедливо соединяет воедино три непременных элемента военной демократии: военного вождя (наделенного еще судебными, но совершенно лишенного административных полномочий), совет вождей и народное собрание.

Народное собрание, каждый участник которого одновременно с тем воин, ополченец, - столь же важный и столь же непременный орган власти, как и оба другие. Какую бы политику ни проводило собрание, было ли оно (по Гомеру) послушным инструментом в руках знати и базилевса или, как это не раз случалось, выходило из под этой власти, - ни военный вождь, ни совет не имели никаких средств насилия по отношению к нему, никаких средств принуждения, кроме тех, которые были созданы традицией, влиянием, опорой на сородичей, личным авторитетом.

Военная демократия приходится, как можно полагать, на тот период истории, когда мы видим древнюю родовую организацию еще в полной силе, но вместе с тем когда появилось уже имущественное неравенство с наследованием имущества детьми (в противовес роду), зародилась знать и царская власть, стало обычным превращение военнопленных в рабов.

Вожди ахейских племен (по рассказу Гомера) неоднократно похваляются и своим богатством (в особенности стадами), и своим происхождением, и своей удалью; они уже научились вести счет деньгам и соответственно с тем прикидывать, скольким волам и талантам соответствуют жеребая кобыла, треножник, молодая рабыня.

Они неохотно говорят о народе или говорят о нем с презрением, но вот слова, сказанные самим Одиссеем: «Когда же грозно гремящий Зевс учредил грозный для ахеян путь... от критян был избран я с кораблями итти к Иллиону: и было отречься нам невозможно: мы властью народа окованы были.

Строй военной демократии отличается большим разнообразием форм. В одних случаях он находится в зависимости от полисного устройства, как то было повсеместно в Греции, в Месопотамии, на Западе и Северо-Западе Индии и т.д. В других случаях военная демократия возникает в условиях кочевого или полукочевого образа жизни, как то было у славян и германцев.

Обычаи

Указывая на множество общих дел, присущих древним обществам, Энгельс пишет об ирокезах, что у них «домашнее хозяйство ведется рядом семейств сообща и на коммунистических началах, земля является собственностью всего племени... тем не менее нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал».

Самые же важные обычаи первобытного общества не могли быть ни открыты, ни изобретены, ни даже порождены повторением известных процессов. Равенство членов общества, как оно тогда понималось, вытекало из отношений первобытнообщинного строя как естественноисторический результат объединения индивидов в первоначальные формы коллектива.

Только последующие процессы, порожденные главным образом имущественной дифференциацией, с неизбежностью привели к замене равенства людей в обществе их неравенством.

Когда мы читаем у Гомера: «...Как два человека, соседи, за межи раздорят, Оба с саженью в руках на смежном стоящие поле, Узким пространством делимые, шумно за равенство спорят», - сама собой возникает картина общественного поля, делимого на части, пока еще равные.

Не существует, однако, сколько-нибудь единого критерия распределения земли. Диодор говорит об испанских вакцеях, что они переделяли землю ежегодно: каждый получал свою долю урожая, так как последний считался общинной собственностью. Присвоение (самовольное) каралось смертью. Тот же принцип действовал повсюду при разделе добычи; каждый, кто участвовал в набеге или войне, получал равную долю. Даже на пиру полагалось получать равную со всеми часть, и потому Плутарх не без оснований замечает, что первоначально греческое слово «пир» означало «дележ».

У гомеровских греков каждый член общины имеет равное право на часть земли и получает ее в составе семейного надела; сама же семья должна положиться на жребий, который определит для нее, где и какой будет надел. И только так же «сыны израилевы», как о том говорится в Книге чисел, должны были делить по жребию, завоеванную землю, с тем чтобы большие семьи получали большие участки, меньшие семьи - меньшие участки.

Каким же образом возникает обычай преимущественного наделения землей аристократии, предоставления добавочных участков базилевсу (греческое «теменос»)? Как возникает обычай неравенства?

Но существует и другое истолкование описанной Гомером сцены, и от него не так-то просто отмахнуться: что если речь идет о соседях, приобретших земельный участок (куплей-продажей, дарением, наследованием) и не могущих по тем или иным обстоятельствам (овраги, заболоченные места и т. д.) договориться о справедливом разделе их общей собственности? Мы, как видно из нашего комментария держимся иной позиции.

Первые проявления неравенства мы видим в пищевых запретах, которые у охотничьих племен обеспечивают взрослым мужчинам и старикам лучшую пищу, предоставляя худшую женщинам и детям.

Причины такого предпочтения понятны. Но было непросто утвердить все это. На помощь - и притом вполне сознательно - была призвана первобытная магия с ее заклинаниями и проклятиями. А так как ее было все же недостаточно, возникают тайные обряды, тайные сообщества, оберегающие привилегии, применяются насильственные меры. Возникают хорошо известные тайные мужские союзы, главной целью которых является устрашение женщин, возникают даже тайные мужские охотничьи языки, весьма распространенные запреты, предупреждающие женщин против прикосновения к орудиям охоты и т. п.

Индивидуализация труда, рожденная новыми орудиями, приручение стад, военная добыча и т.п. - все это создало условия, при которых происходит необычайно быстрое (и в значительных размерах) накопление движимого имущества в немногих руках, а вместе с тем и углубление неравенства.

Тем, кто уже и до того добился для себя известных отличий и преимуществ, предоставлялись великолепные возможности упрочить, расширить их. Так возникает добавочная часть военной добычи (чаще всего скот), которой похваляется Одиссей у Гомера. Глава дома, как и председательствующий на пиру, равно претендуют на лучший кусок и смертельно обижаются, если их обходят вниманием. Постепенное развитие указанных начал ведет к добавочному наделу для главы рода, а отсюда естествен переход к добавочному земельному наделу для «царей» или «героев».

На известной ступени развития, с выделением судебной власти и усложнением судебного процесса, с отделением обычая от религии и искусства, с которыми он находился в самом ближайшем родстве, возникает уже то, что можно с известным основанием называть «доправовой культурой». Обычаи находят более или менее точное формулирование, устанавливаются по обсуждении вопроса и при известной процедуре, могут даже систематизироваться и фиксироваться на доске, камне и т. д.

То обстоятельство, что правило поведения, пусть даже такое, какое с неизбежностью вытекает из трудового процесса (как условие его эффективности), должно пройти через сознание, даже и опутанное ложными представлениями о силах природы и т.п., создает бесконечное разнообразие одного и того же обычая.

Каковы же наиболее существенные черты обычая по сравнению с правом? На это можно ответить следующим образом. Как родовой строй, так и обычай представляют собой свойственную данным историческим условиям естественно выросшую структуру, не знающую отношений господства и порабощения; соответственно с тем не существует никакого другого способа принуждения к выполнению обычая, кроме тех, которые созданы самим обычаем, не существует еще никакого различия между правами и обязанностями. Для индейца, пишет Энгельс, не существует вопроса, является ли участие в общественных делах или кровная месть его правом или его обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли правом или обязанностью сон, еда или охота.

studfiles.net

1. Античность и её отличия от Древнего Востока

1.Античность и её отличия от Древнего Востока.

Античность- это история всего Средиземноморья (включая Германию, Британию и часть Балкан) Др.Греция+ Др.Рим= античностьХронолог. Рамки: 11в. до н.э.- 5в. н.э(476г)- начинается другая эпоха средневековье.

1146г.- слияние греческого и римского мира, завоевание Греции Римом.Различия А и ДВ:

  1. Организация власти и управление (монархия- деспотия, республика- город- гос-во)
  2. Полис: город, город- гос-во, коллектив граждан..
Власть выборная, ежегодно сменяемая, запрещено избирать на 1 должность 2 раза.

Главный орган управления- Народное собрание. В нем участвуют только взрослые мужчины. Существует демократия- народовластие, конкретнее прямая(представительная) демократия- она только для маленьких государств. На ДВ власть никогда не зависела от народа. В античности любой член народного собрания мог поднять волнующий его вопрос. Прямая демократия способствовала на народном собрании- прямому голосованию. Член НС мог представить свой законопроект- должен был прийти с веревкой на шеи- была юридическая стабильность.

^ : - демократия не для всех.

Группы населения: рабы, метеки, граждане.

Граждан меньшинство, т.к получить гражданство тяжело, гражданином был только в своем полисе, гражданином считался ребенок родившийся в семье граждан полиса и они были в браке, и если одна мать.

^ - не граждане, - не могут избирать и быть избранным,- не могли иметь собственной земли,- платили высокие налоги.

Положение женщины:- формально обладали правами, но не могли избирать и быть избранными, не участвовали в НС. В Риме женщина- слабая, эмоциональная и нуждается в заботе. А в Греции- женщина неполноценна.

^ - коллектив мелких свободных собственников. Если в гос-ве много независ свобод собствен. это выгодно: -конкуренция- повышение качества товара, - снижение цены. Только экономически свободный человек- свободен политически.

^ :только граждане имели в собственности землю. Метеки- арендаторы.

Рабство: рабы- только чужеземцы, труд рабов основа экономики, рабы- единный эксплуатируемый класс.

4.Природа и население Древней Греции.

С 3 сторон окружена морями: Эгейское. Ионийское. Адриатическое.Критское. большую роль играли моря, их побережья необычайно изрезаны и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобны для мореплавания.

Соседи: Македония, Эливия, Фракея.В целом это горная страна, на долины и равнины приходится лишь 20% всей территории. Не могло быть ирригационной системы- не было централизованной власти, политическая раздробленность. Многочисленные горные хребты кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни.Греция не богата полезным ископаемыми: мрамор, медь, железная руда, глина хорошего качества, дерево.

Почвы каменисты, среднеплодородные и трудны для возделывания. Однако обилие тепла и мягкий субтропический климат делал их благоприятными для возделывания винограда и оливков. В Биотии, Лаконии, Фесали были долины где выращивали ячмень, иногда пшеницу. Был дефицит хлеба.

Греция была покрыта лесами. Их вырубали для топлива, строительства жилья. Земельных участков. Пахота возможна была на быках. Здесь разводили коз, овец, свиней, коров.

Население. Характерной чертой является однородность населения. Области Греции были заселены 4 племенными союзами: ахейцы, дорийцы, ионийцы, эонийцы. Каждая племенная группа говорила на своем диалекте. Но диалекты сильно не отличались.5.Периодизация истории Древней Греции.

1.Крито- минойский период (3 тыс.дон.э- 12 век до н.э.): развивались по древневосточному пути.

2. Гомеровский (темные века) период (XI—IX вв. до н. э.): племенные перемещения в южной части Балканского полуострова, разрушение микенских государств, реанимация родоплеменных отношений, формирование первых элементов полисного устройства.

3. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.): формирование общества и государства в форме полисов. Великая греческая колонизация и освоение греками Эгеиды, прибрежных территорий Средиземного и Черного морей.

4. Классический период (V—IV вв. до н. э.): расцвет полисного строя и греческой цивилизации. Греко- персидские войны, пелопонесская война. Грецаразделена на 2 лагеря: Афины и Спарта, потеря независимость

5. Период эллинизма (2 половина 4в.- 30г. До н.э): восточные походы Александра Македонского. Эллинизм- это синтез греческих и восточных политических. Экономических, культурных и общественных отношений.

10. Формирование полиса.

Период становления полиса охватывает две исторические эпохи в истории Древней Греции - гомеровскую и архаическую, то есть время с XI до конца VI в. до н.э.

Предпоссылки:

  1. уничтожение микенской цивилизации
  2. уничтожение царской власти
  3. внедрение железа в экономику- развитие индивидуального производства- появление ЧС
  4. борьба народа за права- передел надела земли, допуск демоса к управлению
Переход греческого общества от родового строя к полисному происходил по трем основным линиям, которые находились в тесной взаимосвязи:
  1. от сельского общинного поселка к городу, как торгово-ремесленному, административному, культурному и религиозному центру;
  2. от разлагавшегося позднеродового общества к классовому обществу античного типа, в котором гражданский коллектив был четко отграничен от массы бесправных рабов и неполноправных чужеземцев;
  3. от власти местных царьков-басилевсов, опиравшихся на узкий слой родовой аристократии, к правильному демократическому государству, управляемому непосредственно суверенным народом - гражданами.
Особенности полиса:
  1. античная форма собственности на землю- только граждане имели право на землю
  2. полисная идеология- граждане для полиса, полис для гражданина
  3. полис как закрытая политическая организация- только для граждан

11. великая греческая колонизация (8-6в до н.э).

Это своеобразное историческое явление было порождено развитием формирующегося полиса и стало одним из важнейших факторов распространения полиса по всему миру, а также одним из способов разрешения внутриполисных проблем. Благодаря колонизации грекам удавалось разряжать накаляющуюся социальную обстановку и обеспечивать баланс между количеством населения и размером территории, на которой это население могло существовать.

Причины:

1. Аграрный дефицит(малоземелье)- составлены списки а колонизацию.

2.социальная борьба в полисах(колонизация усилилась после свержения тирании, началась борьба между демократическим и олигархическим строем)

3. торговый интерес

Направления:

1. С-В(Сев.Причерноморье)

2. Зап. (юг Италии, Сицилия)

3. Юж. (Кереника)-самое слабое.

Характер:

1. Аграрный 2. Торговый 3. Смешанный

15. Реформы Солона и Клисфена.

Реформы Солона. Солон. Выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт. Был аристократического происхождения. Его реформы затронули все стороны афинского общества.

1). Экономическая область.

  • Преследовал цель активизировать хозяйственную жизнь Афин. Были приняты меры по водоснабжению Аттики. Особое внимание уделил оливководству.
  • В законодательстве Солона нашли место статьи, поощряющие занятие ремеслом.
  • Он способствовал активизации афинской торговли, ввел эвбейскую весовую и денежную систему.
  • Вел активную борьбу против излишеств: запрещалось дорогостоящие погребения, бесцельное принесение в жертву животных.
  • Отменил долги. Запрещалось рабство за долги ……? «страхование времени»- указ об отмене долгов, земля возвращалась
  • Защищал частную собственность

2). Социальная область.

  • Ввел разделение всего свободного коренного населения Афин на 4 разряда по величине земельного дохода: 1 разряд- лица получающие 500 медимном- пятисотниками; 2 разряд- 300 мер- всадники; 3 разряд- 200 мер- зевгиты; 4 разряд-самые нищие – менее 200 мер- феты. Принадлежность к какому либо разряду обеспечивало наличие определенных прав и обязанностей.1-2 разряд служили в коннице, 3- тяжеловооруженная пехота, 4-лишь голосовали в Нар.Собран.
  • Вел свободу завещание при отсутствии прямых наследников и введение земельного максимума, т.е запрещалось иметь больше чем установлено законом.
3). Военно- политическая область
  • До Солона военная организация зависела от происхождения(знать), то теперь она поставлена тесно с афинским делением.
  • Нар.Собрание стало обсуждать важные госдела , принимать законы.
  • Утвержден был новый совет 400
  • Ввел суд присяжных-гелиея(из 4 разряда)- старше 30 лет и с безупречной репутацией.
РеформыКлисфена. 508-500г.
  • Ввел новое административное деление Аттики. Аттику разделил на 10 областей(фил), каждая из которых состояла из 3 районов(триттий), а район включал несколько административных единиц (демам).Пользуясь этим включил в состав граждан метеков и вольноотпущенников.
  • Ввел совет 500. В который входили 50 чел от от каждой филы.

17.Греко-персидские войны. Афинский морской союз.

Причины: Персидское царство, во главе которого стоял царь Дарий I, было тогда самым сильным государством мира. Под его властью находились и греческие города Малой Азии. Персы подчинили их тиранам, заставили платить большие налоги. Греки с трудом терпели этот гнет. В 500 году до н. э. в Милете вспыхнуло восстание, которое охватило и другие города. Восставшие обратились за помощью к свободным полисам. Но только Афины и Эретрия (город на острове Эвбея) прислали 25 кораблей. Вначале греки одержали несколько побед, но затем были разбиты.

^ . Дарий поклялся отомстить афинянам и эвбейцам, но планы его были грандиознее - он стремился покорить всю Грецию. Дарий отправил в полисы послов с требованием "земли и воды", то есть полного подчинения.

Многие выразили покорность. Только Афины и Спарта решительно отказались. Спартанцы бросили царских послов в колодец, сказав: "Если хотите, можете сами взять там землю и воду!"

В 490 году до н. э. персидский флот подошел с севера к Аттике, и войско высадилось у маленького селения Марафон. Афиняне немедленно отправили туда свое ополчение. Из всей Эллады на помощь им пришли только граждане маленького городка Платеи в Беотии. Персы числом воинов значительно превосходили греков.

^ Афинский полководец Мильтиад построил воинов в фалангу таким образом, что греки сумели сломить сопротивление персов. Эллины преследовали их до самого моря. Здесь они напали на корабли, которые стали быстро отходить от берега, бросая своих воинов. Греки одержали блестящую победу.

Как рассказывают легенды, получив приказ, один из молодых воинов побежал в Афины. Граждане города томились в неизвестности, и следовало как можно быстрее сообщить им радостное известие о победе. Ни разу не останавливаясь, не выпив ни глотка воды, воин пробежал 42 км 195 м. Таково было расстояние между полем боя и Афинами. Появившись на площади, он остановился, крикнул: "Радуйтесь, афиняне, мы победили!" - и тут же упал бездыханным. В наши дни существует соревнование в беге на расстояние 42 км 195 м, которое называется марафонским бегом.

Победа при Марафоне изменила настроение всех греков. Она разрушила легенду о непобедимости Персии. Сами афиняне гордились победой в битве при Марафоне больше, чем какой-либо другой в своей истории.

4^ т. После битвы при Марафоне война не закончилась. Греки только получили передышку. В эти годы в Афинах большим влиянием стал пользоваться талантливый и энергичный политик Фемистокл. Спасение Греции он видел во флоте. Как раз в это время в Аттике открыли богатое серебром месторождение. Фемистокл предложил доходы от его разработки потратить на строительство военных кораблей. Построили 200 триер.

5. ^ . Только через 10 лет персы смогли начать новый поход на Грецию. Возглавил его сменивший Дария царь Ксеркс. Армия Ксеркса двигалась на Элладу с севера по суше, а огромный флот сопровождал ее вдоль берега моря. Против грозного врага объединились многие полисы, вручив верховное командование Спарте.

6^ ). Сражение решили дать в ущелье между Северной и Центральной Грецией у Фермопил. Горы в этом месте близко подходят к морю, и проход очень узкий. Его защищали несколько тысяч греков, в том числе отряд из 300 спартанцев. Командовал всем войском спартанский царь Леонид. Персов было во много раз больше. Ксеркс прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: "Сложи оружие". Леонид ответил тоже двумя словами: "Приди возьми".

Кровавый бой длился два дня. Персы не могли прорваться. Но нашелся предатель, который провел их по горным тропам. Враги оказались в тылу греков. Когда Леонид узнал об этом, он приказал всем отходить, а сам со спартанцами и добровольцами остался. Эллины бились с безумной отвагой. Все они погибли в жестоком бою. Но и врагов полегло немало.

Позже в Фермопильском ущелье поставили статую льва (Леонид погречески значит "львенок") и камень с надписью: "Путник, извести Лакедемон, что мы лежим здесь, честно исполнив закон".

^ Персидская армия двинулась к Афинам. Жители оставили город. Женщин, детей и стариков отправили на соседние острова, все мужчины находились на кораблях. Теперь вся надежда была на флот. Он насчитывал примерно 400 кораблей, половина из них - афинские. Сражение произошло в Саламинском проливе между островом Саламин и берегом Аттики. На рассвете персидские суда вошли в пролив. Афинские корабли стремительно ударили по передовым кораблям противника. Легкие триеры без труда обходили тяжелые вражеские суда. Персы сражались за добычу и награду от царя, греки - за свободу и жизнь. Афиняне видели столбы черного дыма, поднимавшегося над подожженными персами домами и храмами их города. Рядом на островах находились их родители, жены, сестры, дети. Грекам предстояло или погибнуть, или превратиться в рабов. Это увеличивало их силы, никто не думал об опасности.

Большинство вражеских кораблей погибло, остальные отошли. Несмотря на численный перевес врага, греки одержали победу. Ксеркс с уцелевшими кораблями отступил в Малую Азию, но часть армии оставил в Греции.

^ Теперь можно было думать об изгнании всех персов из Греции. В 479 году до н. э. произошло сражение у городка Платеи в Беотии. Бой был долгий и кровопролитный. Но греческие гоплиты были лучше обучены, имели более совершенное оружие, сражались за свободу. И они одержали победу. По преданию, в тот же самый день греки одержали и вторую победу - у мыса Микале около Милета. Они напали на противника одновременно с моря и суши, уничтожили сильную персидскую армию и сожгли большую часть вражеских кораблей.

Битвами при Платеях и Микале закончился первый период греко-персидских войн. Персы больше в Европе не появлялись. Военные действия были перенесены в Малую Азию. Началось постепенное освобождение расположенных здесь греческих городов.

9. Результаты. Руководство союзными силами греков перешло теперь в руки Афин. В 449 году до н. э. был заключен мир. Персидский царь признал независимость всех греческих городов Малой Азии. Персидский флот не имел права появляться в Эгейском море. Афины вышли из войны сильнейшим морским государством Греции.

Почему в войне победили греки? Ведь численно их силы намного уступали войску огромной Персидской империи. Самая главная причина победы состояла в том, что греки защищали свою родину и независимость. А армия персов в значительной степени состояла из подневольных воинов. Иногда даже приходилось гнать их в бой плетками. Большую роль сыграло также военное превосходство греков. Их воины были лучше вооружены и обучены.19.Развитие рабовладения в Греции V в. до н.э.

Для торгово- ремесленных полисов было характерно внедрение рабства. Основной контингент греч.рабов состоял из людей негреческого происхождения, которых греки называли- варварами- фракийцев, скифов, лидийцев и сицилийцев.

Можно выделить 3 региона поставщиков рабов:

  1. Сев.Причерноморье
  2. Фракия
  3. Малая Азия
Основные источники:
  1. Военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители.
  2. Продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники
  3. Само воспроизводство рабов.(браки между рабами запрещались, к тому же рабыни были наложницами своего хозяина)
Рабов можно сдавать в аренду на неизвестный срок. Раб был собственностью господина- он мог морить его голодом, подвергать любым наказаниям, вплоть до убийства. Рабы не были однородными: среди них были рабы которые занимались ремеслом , торговлей.

20. Пелопонесская война: причины, поводы, первый период войны.(431-404г до н.э)

Греция разделена на 2 лагеря: 1. Афинский морской союз 2.Пелопаннеский союз

userdocs.ru

общая характеристика права и институтов государства (Египет, Вавилон).

Поиск Лекций

Вопрос

Предпосылки формирования государства в первобытном обществе

В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылкидля его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной.

Причины возникновения государства:

1. переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2.разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3.появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4. появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества.

1200000 лет назад появился австралопитек.

Его занятия: -собирательство(Ж), загон скота.

Постоянный доход давало собират-во *** роль ж основополагающая.

Постепенно ж начинает приучать диких животных и осваивать зерновые культуры. Постоянный доход ж приводит к матриархату – ведение рода по женской линии. Ускоренное развитие на руб. новокаменного и бронзового века. Причины: освоение огня*** термич обработка пищи.

Изобретение лука***промысловая охота***м –глава семьи + появление протозаконов (запретов-табу): секс. Жизни, убийство животных, покушение на жизнь элиты. Появл излишки пр-ва****войны. Новая соц структура. Вождь, совет старейшин, народное собрание, вожд для войны, шаман. Возник элита, проблема передачи по денег и положения детям*** институт наследования только в гос-ве. 1 гов-ва возник на бл востоке.

 

Вопрос

Военная демократия. Значение этого исторического этапа.

1. Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют "военной демократией". Термин этот был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской и был без особой критики воспринят Марксом и Энгельсом. "Короче, слово basileia, -писал Маркс, - которое греческие писатели употребляют для обозначения гомеровской, так называемой царской власти (потому что главный отличительный признак ее - военное предводительство), при наличии наряду с ней совета вождей и народного собрания означает только военную демократию"'.

Военная демократия (англ. military democracy) — термин, введённый в научный оборот Льюисом Морганом в своём труде «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от первобытно-общинного строя к государству. Полноправными членами общества считались взрослые и здоровые мужчины. Они должны были явиться на народное собрание с оружием. Без него воин не обладал правом голоса. Военная демократия существовала практически у всех народов, являясь последним этапом догосударственного развития общества. К военной демократии можно, например, отнести римскую общину периода царей, а также греческие полисы «гомеровской эпохи». Археологически эпоха военной демократии соответствует периоду начала использования металлов, что повлекло за собой изменения в экономическом и политическом развитии обществ.

 

В индоиранской традиции был обычай, согласно которому мужчина, сумевший дальше всех пустить стрелу, избирался вождём[источник не указан 242 дня]. Эхо этой традиций можно проследить в ахеменидской Персии, где Дарий I использовал образ царя-лучника в своих монетах дариках.

«Аккламация» Вильгельма I Гогенцоллерна в Версале императором Германской империи

 

У древних германцев избрание вождя утверждалось поднятием правой руки — аккламацией и поднятием вождя на щите. Процедура избрания королей Франкского государства, Восточно-Франкского королевства, императоров Священно-Римской империи и Германской империи отличалась только тем, что избранного монарха не поднимали на щите.

 

Термин широко использовался Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, вследствие чего получил также широкое распространение в марксистской историографии.

Вопрос

Общества древнего востока: общая характеристика права и институтов государства (Египет, Вавилон).

Египет.

Фараон: нач воиска, военный совет, жрецы, джати( отвеч. За земельный фонд, его распределение и контрол управление в центре и на местах): козначейтво, дом оружия, дом печати.

Гибкая система управления. На местах номархи. Имелось собств право. Источники: обычаи, законы фараона. Система права слабо развита: нет деления по отраслям, имущ-во делится на движ и недвиж, обязательств право( договоры займа, найма, к-п, аренды земли), наследов по закону и по завещанию, угол право( измена, заговор, мятеж, разглош гос тайны, уб. Св. животного, чародейство, убийство, кража, прелюбодеяние, изнасилование). Наказания: см к, членовред, избиение палками, заключ в тюрьму, отдача в рабство, штаф. Правосудие: 7 центр палат, на местах в адм палате.

Вавилон.

Насильств образов г, племена захвачены кочевниками****города-гос-ва. Строгая гос структура. Основа с/х община( совет старейшин, собрание общинников9 избр главы общины), глава общины ( админ, суд и финн функции), царь. Он опирался на визаря, правитель дворца, нач финансов, военнонач). Лучшая суд система( сборник хаммурапи). Статьи в хаот порядке, нет деления на отрасли, деление на преступления( госуд, религиозн, воинские, против личности, против собств, должностные, против семьи). Принцип талиона. Наказания( см к, членовред, телесные, налож позорющего знака, в рабство, от должнгости, штраф).

Развитие государственности относят к 4-3 вв. до РХ, а разделение на Восток-Запад появилось в эпоху Римской империи, противопоставив разные формы цивилизации. Первые цивилизации возникли в долинах великих рек. Особенность – увеличение экстенсивного культурного воздействия на территорию. Создается особый тип гос. устройства. Ось любой ирригационной цивилизации (Индии, Египта, Месопотамии) - река. Но основой возникновения таких цивилизаций можно считать свободу выбора человека.

Целевой характер. Например, по Кодексу царя Хаммураби – развитая бенефициарная система владения землей.

Признаки Права:

- практически все законы и правовые акты представляют собой запись обычаев;

- право очень тесно связано с религией;

- талион, кровная месть;

- низкий уровень юр. техники: казуистичность, отсутствие системы.

poisk-ru.ru

Политические и правовые учения Древнего востока

Политические и правовые учения Древнего востока

Политическое учение в строгом смысле появилась только в эпоху формирования классовых обществ и государств.

В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и на Западе (у древних Египтян, индусов, вавилонян, персов евреев и т.д.) восходит еще к мифологическим истокам и конечно оперирует мифологическими представлениями. Мифические представления о земных порядках в целом опыт мифических подходов, к организации общественной жизни людей оказали влияния на последующую политико-правовую мысль. ^ Под заметным влиянием мифологии и религиозных представлений развивалась политико-правовая мысль древней индии. С этим связанно доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнего общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древне-индийских памятников 2 тыс. до н.э. и именуются ведами, в переводи с санскритского – знания. В ведах говорится о делении общества на 4 сословия, которое созданы богами. Согласно такой мифологической концепции определяет конституцию (строение) общества, место и роль различных сословий (Варн), а так же права и обязанности. Вараны были свободными, поскольку рабы находились вне сословий, но были не равноправны: брахманы и жрецы, кшатрии и войны были господствующими, а 2 остальные вайшьи, включавшие крестьян, ремесленников и торговцев и шудры (свободные низы). Брахманизм получает дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике – упанишада 9-6 вв до н.э. Все Варны и их члены должны были следовать божественному представлению о законе, долге, обычае. Идеология брахманизма пронизана многочисленными правовыми сборниками, которые составлялись различными правовыми сборниками.

Примерно ко 2 в до н.э. доносится письменное оформление на основе древних учений правового памятника – законов Ману. В них воспроизводятся и защищаются соответствующие положения вед и других памятников, а деления общества на Варны, их неравенстве и т.д. Особое обоснование придаётся руководящему положению брахманов, их прав. Царь должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знаниям вед и изначальному искусству управления. Главное назначение царя быть охранителем Варн и всех, кто следует этому учению.

Существенная роль отводилась наказанию. Наказания, будучи сыном божественного владыки, в своём земном облике обозначало палку, именно в этом значении наказание определяет смысл «искусства управления», означающего «руководство во владении палкой». Законы Ману содержат настоящие понигерии к наказанию, как воплощаемые и охраняемые всех живых существ, богов и людей. Неравенство прав и обязанностей членов различных каст, включает и неравенство перед законом, особыми привилегиями пользовались брахманы. Используя представления о переселении душ после смерти, законы Ману перечисляют и загробные кары, которым подлежат нарушители.

С критикой брахманизма выступил Будда, он отверг мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей. С позиции признания нравственного равенства людей Будда как саму систему Варн, так и принцип их неравенства. Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских представлений о праве наблюдается в трактате Артхашастра 4-3 вв до н.э. автором которого считается Каутилья – влиятельный советник Чандрагубты 1.

Относя к наукам философию этот трактат подчеркивал, что философия исследует учения о ведах законные и незаконные учения о ведах о пользе и вреде, о госуправлени. В Архашатсвре наряду с традиционным паритетом к закону и признания тог, что он основан на истине, явное предпочтение отдаётся практической пользе и обусловленным ею политическим мероприятиям, административно-властным представлениям, в документе царю рекомендуется отдаться любви, однако именно полезностью выступает в качестве определяющей основы и ведущего принципа политических действий, соответствующих задаче сильной, карающей власти.

^ Основателем даосизма, одного из влиятельных течений философской мысли считается Лао-Цзы 6 в до н.э. Его взгляды изложены в произведении Дао дэ цзынь (книга о Дао и дэ). В отличие от традиционно теологических трактований Дао как проявление «небесной воли» Лао-Цзы характеризует от небесного владыки естественный ход вещей. Дао определяет законы неба, природы и общества, оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость в отношении и к Дао все равны. В таком отношении естественного права. Существенная роль отводится принципу недеяния – воздержания от активных действий. Всё неестественное (культура, управление, законодательство) это отклонение от Дао. Влияние естественного на общественную жизнь в целом по данной концепции осуществляется на путях такого следования Дао, которое скорее означает отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов на основе и с учетом каких то позитивных требований Дао.

Фундаментальная роль во всей истории политико-правовой мысли учений Китая сыграли учения Конфуция (551-479 до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь Юнь» (Беседы и высказывания), составленной его учениками, на протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ей заучивали наизусть дети, к её авторитету оперировали взрослые в делах семейных и политических. Опираюсь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналисскую концепцию государства. Государство трактовалось им как большая семья, власть императора (сына неба), уподоблялась власти отца, а в отношения правящих, так и подданных – семейным, где младший зависит от старших. Данная Конфуцием иерархия строилась на принципе неравенства людей: «темные люди, низкие, младшие должны подчиняться благородным мужам, лучшим, высшим старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию управления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

Являясь сторонником ненасильственных методов управления, Конфуция призывал правителей и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. В целом добродетель это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в которые входят правила ритуала, человеколюбия, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю. Вся эта нормативная целостность, включающая основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона, представляет собой единство моральных и правовых явлений.

Отрицательное отношение к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью на практике и теории правосознания с жестокими наказаниями.

Существенную социально-политическую нагрузку имеет принцип «исправления имён». Цель: привести имена (обозначения социальных, политических и правовых статусов различных групп населения в иерархии государства в соответствии с реальностью, обозначать место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее имя, чтобы государь был государем, сановник-сановником, отец-отцом, сын-сыном). Уже в скорее после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным учением этической и политической мысли Китая, а во 2 веке до н.э. признанно официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

Основатель Маоизма Мо Цзы (479-400) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идёя принадлежности народу верховной власти. Он в поисках единого образца справедливости выдвинул идею договорного происхождения государства и правления. Эта идя единой для всех справедливости и единой законодательной власти была направлена против произвола местных властей и сановников, больших людей, устанавливающих свои порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию. Важное место в учении Мо Цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством для понимания его подхода в целом к политико-правовым явлениям было изречение: «Бедность – это корень беспорядков в управлении».

Основные идеи древне китайской идеологии были изложены в трактате 4 в до н.э. в книге правителя области Шан были изложены известным деятелем того времени Шан Яном. Это был видный теоретик «легизма» и один из основателей школы «Законников» он был правителем в области Шан. Он выступил с основанием управления, оперяющейся на закон (фа) и суровые наказания. В целом, эта концепция управления, предлагаемая им была пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценке их качеств и уверенностью, что по средствам насильственных мер их можно подчинить тому или иному порядку. При чем законодатель не только не связан законами, но даже восхваляется за это, а именно «мудрый творит законы, а глупый ограничен ими». Существенное значение в деле организации управления сам он наряду с примитивными наказаниями придавали в жизнь принципы коллективной ответственности. Этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, связанных семейно-родовыми связями и распространялся на несколько общин (дворов). На так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Таким образом, это сыграло значительную роль в укреплении централизованной власти и стало существенным моментом в практике госуправления и законодательства Китая. Цзын Чань, Шень Бу-хай, Хан Фей и др.

В частности в рамках легистской доктрины Хан Фей выступал за дополнение законом искусства управления. Это означало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управления. Ко 2 веку до н.э. официальная идеология Китая совмещала положения как легизма так и конфуцианства.^ 9-6 вв. до н.э.

В истории возникновения древнегреческой политико-правовой мысли выделяют 3 периода:

  • Ранний 9-6 вв. Связан с возникновением государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений в творчестве Гомера, Гесиода и формируется философский подход к проблемам государства и права (Пифагор, Гераклит).
  • 5-1пол4 вв до н.э. Время расцвета древнегреческой философской, правовой мысли в учениях Платона, Сократа, Аристотеля и ко.
  • Эллинизм 2пол 4-1 вв до н.э. Начало упадка древнегреческой государственности. Греческие полисы попадают под власть Македонии, затем Рима. В этот период основные учения Эпикур, Полибий
^ В поэмах Гомера 8в. до н.э. воспитывалась вся Эллада. Зевс выступал как верховный заступник всеобщей справедливости, сурово карающий тех, кто творит насилие и несправедливый суд. Употребляемые Гомером понятия как справедливость, обычное право весьма существенны для характеристики понимания греческого строя, которое было принято называть тогда Гомеровским обществом. Идеи права и справедливости в дальнейшем приобретают еще большее значение в поэмах Гиссиода 7в. до н.э. оги в его толковании выступают как олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил. Для Гомера и Гиссиода характерна была попытка рационализации об этическим нравственном порядке в человеческих делах и своё дальнейшее развитие получают в творчестве 7 мудрецов Древней Греции (7-6 вв) Фалес, Питакк, Периандр, Беант, Солон, Клеобул и Хилон. Эти мыслители подчеркивали роль господства справедливости законов в полисной жизни.

С идей необходимости преобразований выступил Пифагор, пифагорейцы Архит, Лизис, Фелолай. Гераклит, критикуя демократию они обосновали аристократические идеалы правления «лучших» (умственную, нравственную элиту). При освещении проблем права пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия равенства, которое было существенно для понимания роли права, как равные меры при регулировании общественных отношения. Справедливость состоит в воздании равным за равные. Идеалом пифагорейцев являлся полис, в котором господствуют справедливые законы. Пифагор учил: «после божества, более всего стоит уважать родителей и законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно».

Заметное место в истории и античной мысли занимает учение Гераклита. Жизнь полиса и его законы должны следовать логосу (слову). Божественный закон как источник человеческого закона это тоже самое, что обозначается в других случаях как слово разум, цветок, природа, слово. Имея ввиду именно эту разумную природу закона полиса Гераклит подчеркивал, что народ должен сражаться за закон, как за свою стену. Своеволие же следует гасить скорее, чем пожар. Он критиковал демократию, где правит толпа и нет места лучшим. ^ Развитию политико-правовой мысли в 5 веке содействовало углубление философского анализа политики, государства и права. У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотрения возникновения и становления человека, человеческого рода и общества как части естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и опираясь на свой опыт приобрели все основные знания и умения. Человеческое общество появляется в ходе долгой революции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом контексте полис, общества, законодательство созданы искусственно, а не даны природой. В то же время само их происхождения представляет собой необходимый, а не случайный процесс. Правильно понятый характер связи искусственного с естественным является критерием справедливости в этике, политике и праве. В этом смысле он считает несправедливым всё то, что противоречит природе.

В государстве, согласно Демокриту, представлено общее благо и справедливость. Интересы государства он ставил превыше всего. Заботы граждан должны быть направлены к наилучшему устройству управления.

Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связана с именами софистов в 5 веке до н.э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии. Сам термин «софист» происходит от слова мудрый. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе в вопросах государства и права. Они не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские и политико-правовые взгляды. Уже в древности различали 2 поколения софистов: старшие (Протогор, Гиппи, Антифонт и др.) и младшие (Фросимах, Калликл, Ликофон и др.).

Многие из старших софистов придерживались демократических воззрений. Среди младших, наряду со сторонниками демократии встречались и приверженцы других форм правления (аристократии и тирании). Огромную славу многознающего софиста получил Протогор. Основное положение, разделявшееся многими софистами звучало так: «мера всех вещей это человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Из этого положения он делал выводы, о правомерности и справедливости демократического строя. Протагор признавал равенство всех людей по их одинаковой причастности к мудрости, добродетелям и искусству государственной жизни.

Горгий высоко оценивая достижения человеческой культуры относил к их числу и писанные законы.

Политика по Фросимаху область проявления человеческих сил и интересов сферы человеческого, а не божественного. Реальный критерий практической политики и принцип властвования он видел в выгоде сильнейшего. Говоря о государстве власть устанавливает законы в свою пользу. Демократия – демократические, тирания – тиранические. Установив подобные законы, власть объявляет их справедливыми. Обладание властью даёт большие преимущества и несправедливость в политических отношениях оказывается целесообразнее и выгоднее справедливости.

Сторонником аристократического правления был молодой софист Каликл. Он резко противопоставлял естественное право полисным законам и общепринятым обычаям. По природе справедливо, что сильный выше слабого и лучший круче худшего. Повсеместно природный признак справедливости таков: «Сильный повиливает слабым и стоит выше слабого». С позиции такого закона и естественного права силы он критиковал демократические законы и обычаи и лежащий в их основе принцип равноправия граждан.

Ликофрон характеризовал государственное общение как договор людей о взаимном союзе. Так же и закон оказывается простым договором.

Принципиальным критиком софистов был Сократ. Споря с софистами Сократ воспринял ряд и идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело. Как и софисты Сократ различал естественное право и закон полиса. Но в отличие от них он считал, что и естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. На этом пути он пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного. Политический идеал Сократа можно представить в виде принципа: «Править должны знающие». Последовательно придерживаясь своим представлениям о справедливости, законности и разумном правлении Сократ неоднократно сталкивался с властями и при демократии и при тирании, которые стремились пресечь его влиятельную оппозиции и довольно популярную критику. Против Сократа выдвинули обвинение в безбожии, нарушении законов и развращении молодежи. Осужденный на смерть Сократ остался верен своим принципам – не нарушать законов, не отвечать несправедливостью на несправедливость и отказался от побега. Его учения оказали заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли. ^ Платон один из величайших мыслителей античности и всей истории философии. Смысл философского учения Платона состоит в том, что истинное бытие это некие умопостигаемые и бестелесные идеи, а данные ощущению имперические тела, вещи и явления неистинны, поскольку вообще относятся к небытию, а чему-то подвижному. Истинное познание – познание бытия, оно доступно лишь «редким людям» - философам. Толпе же, неприсущее быть философом.

Идеальное государство трактуется Платоном в диалоге «Государство», как реализация идей и максимально возможное воплощение мира и людей в полисе. В «Государстве» Платон исходит из того соответствия которое по его представлениям существует между космосом, государством и человеческой душой. По самой идеи справедливости, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но напротив схож с ним.

К 3 началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему аналогичны в государстве – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствует 3 сословия – правители, войны и производители. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме этого справедливость требует соответствующей иерархической соподчинённости этих начал во имя целого: способности рассуждать (философом, которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать; яростному началу т.е. войнам должны быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу, оба этих начала управляют началом вожделеющем т.е. ремесленникам, земледельцам и другим производителям, которые по своей природе жаждут богатства. Определяя полис как совместное поселение, обусловленное общими потребностями Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами. Чтобы стражи были на высоте своих задач, их быт на солидарности, общности и коллективизма. Необходимые запасы они получают от 3 сословия. Живут и питаются стражи сообща, как во время походов. Им запрещается не только пользоваться, но даже прикасаться к золоту или серебру.

Решающее значение для идеального госустройства имеет по Платону ведение для стражи общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены с мужиками. Семья в обычном смысл для первых двух сословий не существует, детей воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности и труда Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. В своей работе «Государство» Платон верит в практическое осуществление своего проекта, хотя и признаёт трудности этого дела. Если даже идеальное государство будет создано, то не будет вечным и сменится другими формами правления.

Идеальному аристократическому устройству Платон противопоставляет 4 других. Характеризует в порядке прогрессирующей порчи государственности. Освещая этот цикл деградации Платон создаёт картину политической жизни и смены форм. Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, деление людей на свободных и рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух – эти тимократия (Критско-Спартанский тип государства) такое государство вечно воюет. Война – главный источник частных и общественных бед. Особенно были ненавистны войны между греками.

Порча тимократического государства приводит к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе. В неимущих зреет ненависть к богачам, которая приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократия строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему стремятся. Государство гибнет из за внутренних противоречий. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает тирания, а чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как ставленник народа. Тирания – наихудший вид, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Ряд проблем освещен в диалоге «Политик». Политика – царское искусство, требующее знание и умение управлять людьми. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей правление должно осуществляется через законы, осуществляющие подражание истины вещей с ведущими людьми. Помимо образцового государства, правитель, который руководствуется истинным знанием Платон выделял монархия, власть немногих и власть большинства, каждый из которых делится на 2: законная монархия – царская власть, противозаконная – тирания. Законная немногих – аристократия, незаконная – олигархия. Многих законная – демократия, незаконная. Итого 7 форм государства.

В работе «Законы» он рисует 2 государственный строй. Основное отличие – 5040 граждан 2 государства по жребию получает земельный участок и дом во владение (не в собственность). Надел считается общей собственностью государству, по наследству переходит лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества граждане делятся на 4 класса. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства, никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром, ростовщичество запрещено, исключается всякая роскошь. В число граждан не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслами и торговлей. Одной из предпосылок 2 государства является допущение, что граждане будут оснащены достаточным количеством рабов.

Платон выделяет 2 вида госустрйоства – где над всем стоят правители, где и правителям предписаны законы; где и правителям предписаны законы. Речь идёт о справедливых законах – «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства, а не какой то ограниченной группы, захватившей власть. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив власть правящих, с одной стороны и свободу управляемых, с другой. Подлежат учету география местности, климат, почва и т.д. Большое значение он придавал изучению науки о законах. В проекте 2 государства основная ставка делалась на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентировали публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи.^ Дальнейшее развитие политико-правовой мысли Платона связанно с именем его ученика и критика – Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Сама политика была тесно связанна с этикой. Научное понимание политики предполагало развитые представления о нравственности, знание этики, нравов. Этика предстаёт как начало политики (введение к ней). Аристотель различал 2 вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей является «арифметическое равенство», сферой применения – область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказание и т.п. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу того или иного члена этого общения.

Основным итогом этических исследований, существенным для политики являлось положение о том, что политическая справедливость возможна между свободными и равными людьми, которые принадлежат к одному сообществу, целью этого имеет место самоудовлетворённость. Для Аристотеля, как и для Платона государство представляло собой некое целое, но он критиковал платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множество элементов и чрезмерное стремление к их единству приводит к уничтожению государства. С позиции защиты частной собственности, семьи и прав индивида,

Аристотель критиковал оба проекта платоновского государства. Государство понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определённую совокупность граждан. Гражданин – тот кто может участвовать в законно-совещательной и судебной власти конкретного государства. Форму государства он критиковал, как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью государства. В этой связи государственная форма определяется числом властвующих. Кроме этого различались правильные и неправильные формы государства: в правильных правители имеют ввиду общую пользу, при неправильных только своё личное благо.

Тремя правильными являюсь: монархическое правление, аристократия и полития. Неправильные: тирания, олигархия и демократия. Из неправильных форм он выделял тиранию как наихудшую. Резко критикую демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель характеризовал умеренную, цензовую демократию. Давал высокую оценку правлению Салона. Полития как лучшая форма соединяла лучшие стороны олигархии и демократии, но она была свободна от их недостатков и крайностей, полития определялась, как «средняя» форма государства и этот средний элемент доминировал во всём. В нравах умеренность, в имуществе средний достаток, во властвовании – средний строй.

Государство, состоящее из средних людей будет иметь наилучший государственный строй. Основную причину всех возмущений, ведущих к переворотам, Аристотель видел в отсутствии надлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажение принципа политической справедливости. Демократия основывается на том, что относительное равенство влечет абсолютное. А олигархия неравенство. Подобные ошибки и ведут к переворотам. Сам принцип войн можно считать противным идее права. Этот тезис получил широкое распространение между критиками войн и сторонников «Вечного мира» (Кант, Фихте).

В своем же правопонимании Аристотель разделял положения Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяло политическую справедливость и служило нормой политических отношений между людьми. Понятие справедливости связанно с представлением о государстве т.к. право служит критерием справедливости. В целом право, как политическое явление Аристотель называл «политическим правом». Это означало невозможность неполитического права, отсутствие прав вообще в деспотических формах правление. Политическое право делил на естественное и условное (волеутсановленное). Естественное везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное первоначально могло бы быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определенно это безразличие прекращается. Существенным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и права. Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому закону, вырождению закона. Политическое правление это правление закона, а не людей. ^ Политико-правовая мысль нашла выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Для учений Эпикура были характерны мотивы аполитичности, он проповедовал неучастие в активной политической жизни. Главная цель госвласти – обеспечение безопасности людей. С таким пониманием связанна его понимание закона и государства. Как результата договора между людьми, их общей пользе, взаимной безопасности. В политическом плане Эпикуровской этики соответствует такая форма демократии, при которой господство закона сочетается с максимально возможно свободой каждого человека.

Стоицизм (Зенон). В истории стоицизма различают 3 периода: древнюю, среднюю и новую (Римскую) историю. Главными деятелями древней истории являются Зенон, Клианф, Хрисипп. Второй: Понетий, Посейдоний. Новый: Сенека, Император Марк Аврелий.

Мироздание управляется судьбой, судьба как управляющее и господствующее начало, есть разум мироздание или законно всего сущего в мироздании. Управляется провидением или разумом. Судьба в учении стоиков выступает в качестве естественного закона, который имеет божественный характер и смысл. Согласно Зенону естественный закон божественен и обладает силой повелевающий делать правильное и запрещающий противоположное.

В основе гражданских отношений лежит по их мысли естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство отсюда выступает как естественное объединение, а не искусственное. Отталкиваясь от универсального характера Зенон и Хрисипп в своих сочинениях о государстве, а вслед и греческие и римские последователи обосновали космполитичесие представления о том, что все люди граждане единого мирового государства космополиса, и человек гражданин вселенной.

Учения стоиков оказало влияние на взгляды Полибия его труды в «История в 40 книгах». В центре исследования Полибия был путь Рима к господству над всем средиземноморьем…

История возникновения госудаовенности полибий изображает как естественный процесс, совершаемый по закону природы. Согласно Полибию имеется 6 форм государства, которые занимают места в рамках цикла:

  1. Царская власть
  2. Тирания
  3. Аристократия
  4. Олигархия
  5. Демократия
  6. Охлократия
С точки зрения круга оборота форм охлократия самое говно. При охлократии выдвоярется господство силы, а толпа собирает убйств, изгнание, насилие, кругу смены гос форм замыкается. Полибий отмечал неустойчивость, присущую каждой простой форме поскольку она воплащает каке тоодно начлао, котормоу суждено вырождение в свою полную противоположность. Царству тирания, а демократии – охлократия. Исходя из этого полиьтий делает вывод, что совершейнейший формвом нужно признать такую, где соединяются особенности всех форм. ПОлиьий отмечает что наилучшим утсройством он отмечал Римское госудаосвто. В этой связи он анализирует позицию «3 властей» власти консудллоаЮ сината и народа. ^

Учения Цицерона

Марк Тулий Цицерон. В его творчестве внимание было уделено государству и праву. Специально этим вопросам посвящены работы «О государстве», «О законах». Государство он определял как дело, при этом он подчеркивает, что народ это не любое соединение людей, собранных вместе, а соединение многих, связанных интересами. Государство предстает как выражение не только общих интересов, а как согласованное общение этих членов. Основную причину происхождения государства Цицерон видел не только в страхе людей, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал представления о договорном характере происхождения государства. Влияние Аристотеля заметно в положении Цицерона о роли семьи, как первоначальной ячейке общества, из которой постепенно складывается государство. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение стоиков, что причиной возникновения государства то является охрана собственности.

Возникновение государства и права, не по мнению произвола людей, а согласно веянием природы означало носит божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы приводит к мнению, того что всем этим миром правит разум.

В зависимости от числа правящих различал 3 формы правления: царскую власть, аристократию (оптиматы) и демократию. Каждая из форм имеет свои достоинства и недостатки. Если бы был выбор, то предпочтение царской власти. Достоинства форм должны быть в их совокупности, а значит в наилучшей форме. В простых формах эти достоинства представлены односторонне, которые ведут к борьбе населения за власть, их вырождение в неправильные формы. Предотвратить можно только по средствам смешанного гос устройства, образуя путём равномерного смешения путём сложения всей хуйни. Аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов и консулов, властептиматов в сенате, народной – в народных собраний и трибунов.

В крайнем случае, когда стоит вопрос о благополучии государства, как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель должен установит в государстве порядок в роли полновластного правителя.

Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или другие несправедливости, но и оказывать помощь пострадавшим от несправедливости и трудится для общего блага. Восхваляя политическую активность граждан, Цицерон подчеркивал, что при защите свободы нет частных лиц, а так же долг гражданина защищать отечество в качестве война.

Апелляции к природе. Разуму характерны и для правовой теории. В основе права справедливость природы. Справедливость эта понимается как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство природы в целом и человека, в частности. Под природой имеется ввиду всё, окружающее человека. Различал естественное и позитивное право. Истинный закон это разумное положение, соответствующее природе, распространяющиеся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, оно, однако, ничего, когда это не нужно… Этот истинный закон один и тот же на все времена. Естественное право возникло раньше, чем писанные законы и государство. Право, устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Закон людей не может нарушать природы порядка. Соответствие или несоответствие человеческих законов природы выступает как критерий мерила справедливости или несправедливости. ^ Основные были Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Сенека был сенатором, воспитателем императора Нейрона, отстаивал идей свободы людей, независимо от общественного положения. Все равны т.к. сотоварищи по рабству т.к. во власти судьбы. Вселенная естественное государство с естественным правом. Членами этого государства являются все люди, признают они это или нет. Что касается отдельных образований, то они случайны и значимы только для ограниченного числа людей. Этически наиболее ценным согласно космополитической концепции является большое государство, разумность и понимание закона судьбы состоит в том, чтобы в противодействии случаю, признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Эта этическая максима значима как для отдельных людей, так и для сообществ. Похожие идеи развивали и другие римские стоики, Эпиктет и император Марк Аврелий. ^ В древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов (одной из коллегий жрецов). Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Позже юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции связанно с именем Гнея Флавия. Деятельность юристов включала:

  • Ответы на правовые вопросы частных лиц
  • Сообщение нужных формул и помощь в заключении сделок
  • Сообщение формул для ведения дела в суде
Юристы оформлял своё мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях.

Опираясь на источники действующего права (Обычное право, законы 12 таблиц, законодательство народных собраний, эдикты магистратов, конституции императоров и др.) юристы при разборе дел интерпретировали нормы в духе соответствия требованиям справедливости и в случае коллизии зачастую изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости.

Своего расцвета достигает в последний период республики и первые 2 века империи. Уже первые императоры стремились заручится поддержкой влиятельных юристов и подчинить своим интересам. В этих целях выдающиеся юристы получили право давать ответы имени императора со времен Августа. Такие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно стали обязательными для судей, а в 3 веке на отдельные положения юристов классиков ссылалась, как на текст самого закона.

Со второй половины 2 века намечается упадок римской юриспруденции связанный с тем, что приобретение императоров законодательной власти ограничивали деятельность юристов. Правда, положения юристов классического периода сохранили авторитет. Из большого числа юристов наиболее выдающимися были Гай, Попиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Специальным законом Валениана о цитировании юристов положениям этих юристов была придана законная сила. При разноречиях спор решался большинством, а если невозможно, то предпочтение отдавалось Попиниану. К таким относились Собин, Сцевола, Юлиан и Марелл.

mir.zavantag.com