Цветы древнего египта. Божественные цвета Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сады Древнего Египта. Цветы древнего египта


Египетский лотос, которого не было...

Утверждение о том, что по египетскому поверью «из лотоса рождается Солнце», верно лишь отчасти. Настоящий розовый лотос (Nelumbo nucifera), был завезен в Египет из Персии уже в Позднее время и крайне редко появляется в искусстве эллинистической эпохи.

Голубая водяная лилия (Nymphaea cerulea). Озеро в парке Египетского музея в Каире. (с) фото victorsolkin, 2005 г.

Утка, плывущая по заводи. Фрагмент росписи пола царского дворца в Ахетатоне. Штук, роспись, лак. 14 в. до н.э. Мюнхен, Египетский музей (с) фото - Вернер Форман

В Древнем Египте были известны два вида растения сешен - водяной лилии, которая по старинке в египтологической литературе именуются «лотосом»: белая (Nymphaea lotus) и голубая (Nymphaea cerulea). Именно белая водяная лилия была с Нового царства геральдическим растением Верхнего Египта, в то время как голубой лотос имел более священное значение и был в значительной степени связан с заупокойным культом, поскольку голубой в Древнем Египте – цвет траура.

Светильник в форме цветка белой водяной лилии. Из гробницы Тутанхамона. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Подставы с "немсет" - сосудами для возлияний, украшенные букетом голубых лилий. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2005 г.

По словам Геродота, цветки этой лилии, которую он также называет лотосом, были особенно ароматны и потому часто использовались на пирах; Геродот также указывает, что простые египтяне часто использовали в пищу сушеные семена лилии, которые были отнюдь не лакомством, а пищей в голодные годы.

Ритуальное "блюдо Нуна", с изображением водяных лилий и масок богини Хатхор. Фаянс. 15 в. до н.э. Турин, Египетский музей. (с) фото victorsolkin, 2004 г.

Кубок в форме цветка водяной лилии из гробницы Тутанхамона. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Благодаря тому, что цветок водяной лилии появляется над водой лишь с восходом солнца, он играл очень важное значение в гелиопольской космогонической традиции, в соответствии с которой именно в цветке лилии из вод Нуна, предвечного хаоса, появилось солнечное божество.

Тутанхамон, рождающийся из цветка водяной лили, подобно божественному Солнечному младенцу. Дерево, штук, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - Вернер Форман

"Косметическая" ложечка в форме девушки, несущей дары реки и букеты лилий. Дерево. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото - RMN

Лилия была символом возрождения, а потому связывалась с заупокойным культом. Так, венки, которыми украшали гроб и статуи умершего, довольно часто были выполнены из цветов водяной лилии, а четыре сына Хора, боги-покровители усопшего, связанные с северной частью неба, также изображались стоящими на цветке лилии, вырастающей из под престола Осириса, владыки иного мира.

Рамсес II, держащий золотую лилию с четырьмя духами, сыновьями Хора, перед Осирисом. Рельеф из храма Рамсеса II в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото victorsolkin, 2005 г.

Водяная лилия со стоящими на ней сыновьями Хора, растущая из "чистого" озера Кебеху, на котором покоится престол Осириса. Фрагмент виньетки из "Книги мертвых" Хунефера. Папирус. 13 в. до н.э. Лондон, Британский музей. (с) фото - egyptarchive.co.uk

Менат – противовес к ритуальному ожерелью богини Хатхор, владычицы любви, жизни предвечной матери, часто имел форму стилизованного тела богини, беременной солнцем или луной; в этом случае с одной стороны мената круглая «утроба» богини содержала изображение ее младенца, родившегося из цветка водяной лилии, а с другой стороны – сам цветок, распустившийся на рассвете.

Менат с изображением лунного младенца, сидящего на цветке лотоса в чреве богини-матери. Бронза. 7-6 вв. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото victorsolkin, 2004 г.

Лунная ладья, плывущая по озеру с лилиями. Пектораль из гробницы Тутанхамона. Золото, электрум, стекло, полудрагоценные камни. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - insecula.com

Голубая лилия считалась символом бога Нефертума, согласно изречению 266 «Текстов пирамид», - «ароматного цветка у носа Ра», изображавшегося с водяной лилией на голове. Изречение 81 из «Книги мертвых» говорит о трансформации духа умершего в цветок водяной лилии: «Я – этот чистый цветок лилии, который поднялся из рассвета, который у ноздрей Ра. Я появился, чтобы найти Хора, ибо я тот, кто чист, тот, кто явился из топи… О, цветок лилии, подобный Нефертуму…» Этот цветок часто помещали поверх приношений на жертвенном алтаре, поскольку его особенный аромат привлекал богов и души усопших предков.

Нефертум. Расписанный рельеф из гробницы фараона Хоремхеба в Долине царей. 14 в. до н.э. (с) фото - kv5.com

Статуэтка Нефертума. Серебряный сплав. 9-6 вв. до н.э. Берлин, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Нефертум, сын Птаха и Сехмет, почитавшийся в Мемфисе, считался покровителем ароматных масел и благовоний; известны названия семи священных масел, подвластные богу и использовавшиеся при бальзамировании. Кроме того, Нефертум связан с луной и белыми металлами, именно поэтому его статуи часто изготавливались из серебра. Судя по текстам на некоторых амулетах, Нефертум в гневной форме повелевает ядами, и может быть опасным для человека, подобно своей матери Сехмет.

Статуэтка гмппопотама, расписанного цветами и листьями водяной лилии. Фаянс. 19-18 вв. до н.э. Вена, Музей истории искусств. (с) фото - Вернер Форман.

Капитель колонны в форме букета голубых водяных лилий. Храм богини Исиды на острове Филе. I в. до н.э. (с) фото мое, 2002 г.

В отличие от распространенного мнения, в архитектуре Египте никогда не было «лотосовидной» капители. То, что зачастую выдают за лотос, на деле было стилизованным изображением распустившейся метелки папируса. Колонны с капителями в виде цветка водяной лилии или букета лилий встречаются со времени V династии, но крайне редки и, использовались, в основном, для декорировки жилых помещений дворцов и частных резиденций. Чуть большее распространение этот вид капители получил в Греко-римское время.

Реконструкция полихромной росписи капители из храма Исиды, сделанная на основе зарисовок Дэвида Робертса. Автор неизвестен.

(с) текст - Виктор Солкин victorsolkin.

Источник: http://community.livejournal.com/sophia_oriental/19410.html

Верхняя иллюстрация - царь Сети I, поливающий священной водой горшки с водяными лилиями и папирусом, посвященные богу Сокару. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото victorsolkin, 2007 г.

vibandaka.livejournal.com

ЦВЕТЫ | Солнце всегда

Июнь 7th, 2015 Фирюза Янчилина

Вы думаете в Египте не растут цветы? Ещё как растут. Самые разные и красивые.

1. Садовник Саид

Курортные города когда-то были кусочками пустыни на берегу Красного моря. Долгое время они не использовались по своему назначению. Но настало время, и зацвели оазисы. Многие туристы теперь не представляют свою жизнь без отдыха на курортах Египта.Большая заслуга в создании пустынных оазисов – садовников. Именно они, используя свои знания, опыт засадили цветники, вырастили деревья, цветущие кустарники и продолжают ухаживать за всей этой красотой.Садовник Саид – один из тех, кто заботиться о растениях. Он очень любит своё дело. Говорит, что «работает в цветах». Трудится в одном из отелей Хургады, а также ухаживает за частными цветниками – в свободное от работы время. Кстати, не стоит думать, что садовники – самоучки. Например, Саид учился в специальном учебном заведении (про образование в Египте читайте здесь) в Каире, то есть он – дипломированный специалист.

Said

2. Одуванчик

Иногда в Египте можно увидеть растения ну очень похожие на наши. Например, вот эти листики на фотографии чем-то напоминают родной одуванчик. При виде такого растеньица чувствуешь запах далёкой северной весны.

dandelion

3. Разновидности гибискуса

Гибискус – одно из самых известных растений Египта. Принадлежит семейству Мальвовых. Из лепестков получают каркаде, из которого можно приготовить вкусный кисловатый напиток, обладающий рядом лечебных свойств (об этом напитке читайте здесь).Всевозможных гибискусов много. В каждой стране произрастают свои растения. В Египте их тоже несколько. Отличаются они, в основном расцветкой, можно увидеть красные, розовые, желтые – разных оттенков. Вы встретите как «скромненькие», большие колокольчики, так и махровые цветы, в виде розочки.А вот из какого гибискуса готовят знаменитый каркаде? Скорее всего, из красных цветов, они наиболее распространены в Египте. Но вот чай получается не красным, а насыщенно розовым. Чем это объяснить, не знаю. Наверно, при высушивании в растении происходят какие-то изменения.В курортных городах обычно продают каркаде из Луксора, но вам предложат и цветки из Судана. Какие из них лучше, непонятно. В любом случае, вы можете купить первый попавшийся вам каркаде и не ошибетесь в выборе.

Hibiskus1

Hibiskus2

Hibiskus3

Hibiskus4

4. Подсолнухи

В Египте не всё экзотично. При желании можно увидеть и знакомые нам растения. Вот, например, кто-то в Хургаде выращивает подсолнухи (о том, как выращивают эти цветы дормены в Египте, читайте здесь). Это не такое уж частое явление, но радостные жёлтые цветы можно встретить в некоторых местах. Некоторые из них соседствуют с кактусами.Что-то в подсолнухах всё-таки есть, манящее. Наверно, воспоминания из детства.

Sunf1

Sunf2

Sunf3

5. Разноцветный цветок

В Египте вы можете встретить удивительный цветок, имеющий разные цвета в соцветиях. Каждый раз глядя на это чудо, поражаешься, какой замысловато-красивой бывает природа.Смотрите под ноги, любуйтесь, эти растения могут ползти прямо по земле.

f1

РЦ2

6. Бугенвилия

В Египте вы встретите поистине завораживающие цветы. Один из них – бугенвиллия, которую иногда называют лианой. Это вьющееся, круглый год цветущее растение можно увидеть повсюду. Если вы приехали отдыхать на Красное море (про прилив и отлив на Красном море здесь), то обязательно обнаружите его на территории отеля. А также на улицах. Они обвивают собой всё, что встретится на их пути. Эти неприхотливые растения приживаются даже в местах, которые почти совсем не поливаются.Глядя на бугенвиллию, которая может быть оранжевой, розовой, пламенеюще-красной, невозможно не испытать радость. А растение с белыми цветами, обвивающее голую акацию зимой, так напоминает родную цветущую яблоню весной (про яблоки в Египте читайте здесь).

b2

Б2

Б3

Б4

Б5

7. Розы

В курортных городах Египта много цветов, особенно в отелях (о курортном разнообразии Египта читайте здесь). Но как ни странно, не так много роз, как, например, в Москве. У меня ещё есть сравнение с Узбекистаном, где розы считались чуть ли не «сорными» цветами, их сажали везде и они прекрасно росли и обильно цвели почти в любой почве. Почему в той же Хургаде царственных цветов мало, трудно понять. Может, почва не подходящая, а может климат слишком сухой и жаркий (о жаре в Египте здесь).Но всё же розы можно встретить. Пусть и не очень величественные и не очень душистые, но они есть.

rose1

rose2

rose3

8. Цветы-помидоры

Гуляя по египетским улочкам, можно увидеть весьма любопытные растения. Например, вот этот кустарник с жёлтыми цветами. Сами цветы похожи на жёлтые колокольчики. А их плоды очень напоминают помидоры. Их наверняка есть нельзя! Только любоваться.P.S. Говорят, в Америке люди сажают малину часто не для того, чтобы её есть, а для красоты – ведь куст с красными ягодами смотрится интересно, оживляет территорию.

tomatf1

tomatf2

tomatf3

на Ваш сайт.

sunforever.ru

Божественные цвета Древнего Египта: tata_sangre

Обнаружив такую интереснейшею инфо о цветовосприятии и мироощущения древних египтян, интересно сравнить с теми же видениями Иттена Йоханнеса, как он "видит" цвета. можно заметить, что они не так сильно отличаются: Древние Египтяни придавади больше значения божественному, а Йоханнес - человеческому. Но все это о том же - о человеческой душе, проявленной через символизм.

В палитре древнеегипетского художника на протяжении трех тысяч лет было всего семь цветов, а похоже, что мир его был по-настоящему цветным.

B древнеегипетском языке для слов «цвет» и «сущность, характер» был один иероглиф — iwen. Цвет понимался как отражение истинной природы вещей, их души, а не внешнего облика. Такое восприятие цвета мы встречаем во всех областях жизни египтян. Нередко в текстах упоминается цвет как выражение сути явления, предмета. Например, «делать зеленое» буквально означает «творить добро»; «сделать красным», напротив, означает разрушение. Среди титулов фараона есть такой, как «Золотая гора». Интересно, что египтянин называл центр глаза (зрачок) «белым», хотя очевидно, что это не так. Быть может, он имел в виду чистоту и ясность взгляда?

Цветовая гамма Древнего Египта целостна. В ней нет явного предпочтения одному или нескольким цветам — каждый имеет свою функцию, свое предназначение. Символика каждого цвета многогранна и раскрывает его значение с разных сторон.

Удивительную силу притяжения имеют древнеегипетские фрески. И она не ослабевает, а, наоборот, усиливается, когда пытаешься приоткрыть их тайну.

Цвет глазами души. Символический язык древнеегипетской росписи. В белом цвете египтяне видели символ чистоты и святости. Именно в белых одеждах изображается Душа умершего на Суде Осириса, произносящая знаменитую Исповедь отрицания: «Я не делал худого людям. Я не был жесток с близкими. Я не подменял Правду Неправдою. Водам текущим я путь не пытался закрыть. Не потушил я огня, что гореть был назначен. Проявлению Божьему я не мешал. Я чист! Я чист! Я чист!..»суд осириса_полн

Белый цвет символизировал Душу, прошедшую через двери испытаний в этой и в той жизни и готовую к встрече с Божественным. Это образ человека чистого настолько, чтобы пропускать через себя Духовный Свет. На стенах гробниц мы видим изображение не физического облика людей, а их Ка — светящихся двойников в белом облачении. Белый не только обозначает чистоту, но и дарует очищение всему, с чем соприкасается. Особый ритуальный смысл имел белый цвет для жречества: для церемоний предназначались белые одежды и сандалии, из белого алебастра делались многие ритуальные предметы (чаши и сосуды, канопы и столы для бальзамирования). Благодаря своему цвету в церемониях очищения и жертвоприношения использовалось молоко. Белый цвет стал обозначением освященных вещей и особого, сакрального пространства.sarkofaq

Город Мемфис, священный город бога Птаха, древнейшую столицу Египта, египтяне называли «Белые стены». В настенных росписях гробниц и храмов (например, в гробнице Нефертари) можно встретить фрески на белом фоне — это тоже подчеркивает ритуальную чистоту и ставит изображаемое над земной реальностью, над временем.grobnica-nefertari

Белый — это цвет одежд бога Осириса, владыки мира иного, а также бога Птаха, «Ваятеля земли». В этом аспекте белый — изначальный цвет, рождающий все остальные цвета спектра, — говорит о полноте неземной власти.0627194осирис

Черный цвет в Египте не был противоположностью белому, как это привыкли воспринимать мы (свет и тьма — белое и черное). Строго говоря, черный не является цветом, скорее это отрицание всех цветов. Черный цвет — символ таинств мироздания, Сокровенного, которое находится за пределами нашего восприятия, а потому не может быть выражено земными средствами. Осирис, Повелитель Аменти — священной страны, царства мертвых, изображается с черным цветом лица. Он тот, кто владеет тайной смерти и нового рождения: «Именем своим, Господин Порядка всей Вселенной, ты ведешь с собою то, что есть, и то, чего еще нет; ты пребываешь во веки веков» (Книга Мертвых. Гимн Осирису).

Анубис1246859084_anubis

Таинства необходимо охранять от всего, что может оказаться недостаточно чистым. Бог Анубис, страж «Священной Страны Запада», всегда изображался в виде черной собаки. Он хранитель таинств и мистерий, доступных лишь прошедшим испытания. Анубис, покровитель и защитник мертвых, встречает души умерших у дверей загробного царства и помогает им не сбиться с пути, ведет их на суд Осириса. Анубис взвешивает сердце усопшего, чтобы выяснить, будет ли оно таким же легким, как перо богини Справедливости — Маат.fotoмаат

Та Кемет, «Черная земля», называли свою страну египтяне. «Загадка, тайна» («айгюптос», Египет), назовут ее позже греки. Черной землей называли также плодородные почвы нильской долины после разлива. бога плодородия земель, согласно древнему ритуалу, окрашивали в черный цвет. Черный символизировал скрытое, непроявленное, содержащее семена новой жизни, как земля весной до положенного срока прячет молодые ростки: «Взгляни в Сокровенное. Каждый день Бог заботится о том, чтобы Земля узнала тайны Его сотворения» (Анхшешонк).

Осирис

осирис2

Проявление творческой силы Бога в мире земном отражал зеленый цвет. Цветок зеленого папируса (гербовое растение Нижнего Египта — заболоченной Дельты) был символом мира, возникающего из Первичных Вод. Колонны в виде папируса поддерживали своды храмов, где каждый день ритуально повторялся акт созидания. Все сотворенное Богом несет миру благо, поэтому зеленый цвет стал синонимом понятия добра. С зеленым цветом лица изображались боги-творцы — Птах, созидающий с каждым ударом своего сердца, Хнум, ваятель людей и богов, Тот, творящий силой слова. Осирис, возродившийся после смерти и дарующий Душе человека вечную жизнь, тоже имеет зеленый цвет кожи. Есть изображения Осириса, прорастающего зелеными всходами.

хнум2хнум

Зеленый цвет — символ жизни и победы над смертью, это сама природа, возрождающаяся весной.

Солнечный бог Ра

ра

Символика красного цвета на первый взгляд кажется полной противоречий. С одной стороны — жизненная энергия, сила и радость, с другой — разрушение, опасность. Красный — цвет крови, наполняющей жизнью все существа; он символизирует жизненную силу, постоянно возобновляющуюся, неиссякаемую. Красным всегда изображался солнечный диск — зримое воплощение бога Ра: «Ты плывешь по небу, и каждое лицо видит тебя и путь твой изо дня в день. Лучи твои на всех лицах. Красные лучи твои не могут быть познаны, сияющие лучи твои не могут быть описаны словами» (Папирус Ани). Ра дарует свою животворную силу и благословение всему на земле, мир существует благодаря его любви, проявленной в солнечных лучах.

С символикой красного цвета связана также богиня Исида. Ее одежды рисовались темно-бордовым цветом. Исиду египтяне называли «оком Ра». Она олицетворяет Божественную Мать, Мать Мира. Исиду почитали во многих странах Средиземноморья, а в христианстве ее образ воплотился в Деве Марии, Богородице, укрывающей своим покровом весь мир. Исида — богиня-защитница, оберегающая живущих на земле и умерших. Она часто изображалась на саркофагах.

91649001

Красный цвет — это огонь. Огонь может согревать и давать жизнь, а может быть беспощадным, уничтожающим все на своем пути. Красный — символ борьбы, трансформации, разрушающей старые формы, чтобы дать место для развития новых. Он ассоциировался с «Красным богом пустыни» Сетом, богом необузданных сил природы — бури, грозы. Красной краской писались имена змея Апопа, опасных духов и опасных дней в календаре. Начиная со времен Древнего царства тела мужчин расписывались красно-коричневой краской. Цвет не копирует оттенки кожи, символически он говорит о жизненной силе, о необходимости борьбы добра со злом внутри самого себя и в мире.4-Ancient-Egyptian-soldier-primitive-art-original-oil-paintingisis5

Красный цвет может представляться противоположностью зеленому: это созидание и разрушение, добро и зло. Но на самом деле эти два цвета дополняют друг друга, как день и ночь, жизнь и смерть являются двумя сторонами единой Жизни. Их гармоничное звучание вместе говорило о всеобщем порядке, справедливом и благом.

Другая пара дополняющих друг друга цветов — желтый и синий — уносит нас совсем в иные сферы.Маска для мумии фараона Тутанхамона

маска тутанхомона

Желтый (золотой) цвет ассоциируется со светом, сиянием звезд. Золото благодаря своей неизменности стало символом вечного, всего того, что не подвержено земному времени, что имеет высшую ценность. Из золота изготовлялись маски для мумий, чтобы душа могла получить новую, нетленную плоть и существовать вечно. Желтыми всегда изображались тела богов.

«Золотой богиней» называли египтяне Хатхор — богиню любви и гармонии. Не ее ли позже греки назовут Золотой Афродитой?

Хатхор — любовь божественная, любовь, связывающая воедино вселенную, благодаря ей движутся звезды и растут цветы на земле. В образе священной коровы шествует она по зарослям тростника, указывая путь заблудшим душам. На своих рогах она поднимает на небо Солнечного младенца. Она дает душам умерших испить воды, тем самым даруя им новую жизнь. Хатхор — «женского сердца Владычица», душа каждой женщины принадлежит ей. Не потому ли еще со времен Древнего царства цвет тела жриц и знатных дам расписывались светло-золотистой краской?

Синий — цвет небес, космического пространства, предвечного океана Нуна. Лазурит — синий с золотыми крапинками драгоценный камень — ассоциировался с небом, наполненным звездами. Небесный свод египтяне представляли в образе богини Нут. Нут— владычица небесных светил, путешествующих по ее телу. Каждое утро она рождает молодое солнце и проглатывает звезды, на закате же она проглатывает солнце, и вновь являются миру звезды. Нут изображалась в виде темно-синей женской фигуры, покрытой золотыми звездами. Она склоняется над землей, ее руки касаются западного горизонта, как будто зовут души вернуться на свою небесную родину: «Даю тебе силу, чтобы ты мог улететь, чтобы мог подняться к небу и стать сияющей звездой на Востоке» (Тексты пирамид).богиня нутSkarabey_Feniks

d44a54208b15

Очень часто потолки храмов и гробниц синего цвета и расписаны звездами — как напоминание душе о ее небесном происхождении, о Бесконечной Вселенной, с которой она должна слиться: «Я войду в светящееся пространство, и полечу мимо Духа хранителя Земли, и буду подниматься по пути света, ведущему вверх, и доберусь до своей Звезды» (Тексты саркофагов).

Синий — символ глубоких воспоминаний, символ Вечности, символ традиции. Синими всегда изображались парики богов. Синие парики надевались на фараона и царицу во время церемоний как указание на их божественное происхождение.eg-tutan-anhsen-2 (1)

Синий цвет посвящен также богу Амону — «Скрытому», неведомому. Амон вдыхает жизнь во все существующее, он «душа всех вещей», он подобен свежему дуновению воздуха, глотку прохладной воды. Амон всегда с теми, кто «помещает его в свое сердце». Синий небесно-голубого оттенка — цвет божественного начала, пронизывающего весь Мир.

С голубым цветом ассоциируются воздух и вода. В египетской мифологии это два первичных элемента, благодаря которым рождается жизнь. В росписях гробниц часто можно встретить изображение человека, пьющего из источника, или струи воды, ниспадающие с небес. Вода освобождает душу от оцепенения, очищает ее и дает ей новое рождение. Вода и воздух могли символически изображаться как Анкх — ключ жизни. В церемонии отверзания уст Хор держит голубой Анкх у носа фараона, открывая ему дыхание жизни. Струи воды могли быть представлены «льющимися» Анкхами. Голубой цвет — символ небесного благословения, причастия.0b0183fe30f0427ed9bb517625cb1db5

Цвет глазами души. Символический язык древнеегипетской росписи.Один из любимейших цветов древних египтян — бирюзовый, удивительный цвет, сочетающий в себе качества небесно-голубого и зеленого. Пер-Рамсес, столицу Египта эпохи Рамессидов, называли «городом бирюзы», поскольку бирюзовой эмалированной плиткой были отделаны стены зданий. Из бирюзы и фаянса изготавливали амулеты и украшения, ритуальные предметы и сосуды для благовоний. Каждая принцесса перед замужеством совершала паломничество на Синай, к священным месторождениям бирюзы и малахита. Нередко бирюзовыми делали скарабеев. Египтяне считали, что скарабей самовозрождается, катя перед собой навозный шарик, заново создает сам себя. Скарабей становится символом возрождения, очистившейся молодой души. Его ассоциируют с молодым утренним солнцем — Хепри. Скарабея бирюзового цвета часто клали в саркофаг, заменяя им сердце умершего. Оперение бирюзового цвета имеет священная цапля Бену, сотворившая себя сама на заре мира. Ба, душа человека, изображалась в виде ласточки с бирюзовыми крыльями, что указывало на способность души вновь и вновь становиться молодой и сильной, поднимаясь к небу. Бирюза и ее символический заменитель — голубой египетский фаянс говорили о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о силе любви, которая, наполняя душу, дает ей крылья, возрождает.

бену

Древний Египет как никакая другая цивилизация древности создает впечатление вечности и целостности. Природа Египта — просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса — дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения. Но за красотой внешних форм древнеегипетский художник видел гораздо больше. Для него весь мир был огромной книгой, которую можно читать бесконечно, книгой о Боге, о пути человека к Богу. Можно считать глупым или наивным, что небо художник представляет в виде золотой коровы или что жука почитают как символ бога Солнца, однако жителям страны священного Нила не была свойственна наша логика.

Современный человек пытается понять мир путем измерений и расчетов; он разбирает его на части, анализирует. И все же Вселенная хранит для нас не меньше загадок, чем для людей древности. Египетский художник жил, мыслил и чувствовал символами, образами и полными поэзии метафорами. «Драгоценный камень и цветок лотоса, лягушка и цапля, лодка и пирамида волновали душу египтянина, поскольку через них он ощущал встречу с бесконечностью. Все низшее указывает символически на нечто высшее, каждый фрагмент — на целое, и все преходящее, в конечном счете, является только рассказом о Вечном» (М. Луркер. Египетский символизм).

Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства; таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру земному, сколько к миру богов, к иной, высшей реальности. Росписи египетских мастеров — яркий пример того, как архетипальные идеи, универсальные принципы природы могут быть изображены в зримых образах через метафоры, поэтические сравнения и непосредственно символический язык, пришедший в Египет из неведомых далей истории человечества.

http://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/egypt/art/color/

tata-sangre.livejournal.com

История садов Древнего Египта

Сады Древнего Египта

В IV тысячелетии до н.э. как самостоятельное государство, был основан Древний Египет. Его развитие тесно связано с долиной реки Нил, покрытой плодородным илом благоприятным для земледелия. В долинах Нила росли небольшие рощи платана, грецкого ореха, финиковой пальмы, инжира, тамарикса, тополя, смолистого дерева. Но этого было не достаточно для полноценного комфорта. Необходимым было создание садов, приносивших прохладу и тень. "Он беден, у него нет тени" - так говорят древние тексты. Отсутствие тени - одно из тягчайших бедствий неимущего населения этой страны. Устройство садов в условиях жаркого климата требовало искусственного орошения. Инжир, шелковица, миндаль, финиковые пальмы, виноград выращивали вдоль правильной, прямоугольной сети каналов, диктовавшей создание прямоугольных, симметрично распланированных садов.

Характерная особенность египетских садов состояла в том, что овощи и цветы занимали практически все свободное пространство между деревьями. Египетские садовники занимались не только культивацией, но и выгонкой ландышей, левкоев и роз. В египетских садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы. Цветок лилии был символом надежды и краткости жизни, из него добывали благовонное масло. Цветы широко использовали для художественного оформления празднеств, из них плели венки и гирлянды. А в период царствования царицы Клеопатры (69- 30 гг. до н. э.) особое внимание уделялось выращиванию разнообразных роз.

История садов Древнего Египта

Заупокойные храмы Ментухотепов (2160-2000 гг. до н. э.) и царицы Хатшепсут (1520-1500 гг. до н. э.) были первыми известными нам храмово-парковыми комплексами Древнего Египта. Именно они обеспечили ему прочное место в истории всемирной культуры.

История садов Древнего Египта

Храмовые террасы украшали садами, в которых пруды часто были центром композиции. Портики храмов покрывали рельефами, из которых видно, что, помимо большого количества сокровищ, из дальних странствий привозили деревья в кадках, диковинные плоды и другие редкости. В период расцвета Фив – древней столицы Египта, садовое строительство достигло особого размаха. В Фивах строили роскошные виллы с садами и прудами, окруженные стенами. Центром композиции являлся прямоугольный бассейн, иногда довольно внушительных размеров (60X120 м). В прудах росли водные растения, плавали птицы. Главное здание всегда помещалось на центральной композиционной оси. Все элементы сада - аллеи, пруды, цветочные клумбы, виноградники, открытые павильоны - были связаны в единый композиционный ансамбль. Это позволяет предположить, что сады создавали по заранее разработанному плану. Строителями египетских садов учитывались соотношения не только между отдельными элементами сада, но и между шириной аллеи и высотой деревьев. Городские улицы были прямыми, узкими, плотно застроенными. Пальмы и другие растения зачастую высаживали на крышах домов. Но были в столицах Египта и улицы для религиозных процессий, шириной от 40 до 60 м (улица Великого жреца в Ахетатоне). Эти улицы, ведущие к храму, всегда обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку. Вдоль главных улиц Ахетатона находились вырытые прямоугольные ямы, по которым мы можем судить о наличии пальмовых аллей. Поскольку город лежал на песочных холмах, ямы перед посадкой деревьев наполняли плодородной землей, доставленной с берега Нила. Помимо прочего, для поливки деревьев и кустарников в Ахетатоне были устроены колодцы.

История садов Древнего Египта

Существовало два основных типа египетских садов: при храмах и при жилых домах. Прославление неограниченной власти фараонов было идеологической целью садово-храмового строительства. В основе композиции - регулярность и прямолинейность планировки, обусловленная системой орошения. В садово-парковом строительстве Древнего Египта использовалось большое количество заморских растений и цветов, что свидетельствует о высоком развитии агротехники.

Источник: Искусство паркостроения – Львов: Вища школа, 1977

Дата публикации:  01 марта 2010г.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии:

www.vashsad.ua


Смотрите также