Краткая история Чувашской Республики. Чуваши древние
Народ Чуваши | История мира
Чуваши – одна из самых многочисленных народностей проживающих на территории Российской Федерации. Из примерно 1,5 млн. человек, более 70% расселено на территории Чувашской Республики, остальные в соседних регионах. Внутри группы существует разделение на верховых (вирьял) и низовых (анатри) чувашей, различающихся между собой по традициям, обычаям и диалекту. Столица республики — город Чебоксары.
История появления
Первое упоминание названия чуваши появляется в XVI веке. Однако многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чувашский народ является прямым потомком жителей древнего государства Волжская Болгария, существовавшего на территории средней Волги в период с X по XIII вв. Так же ученые находят следы чувашской культуры, датируемые началом нашей эры, на побережье Черного моря и в предгорьях Кавказа.
Полученные данные свидетельствуют о перемещении предков чувашей в период Великого переселения народов на занимаемую на тот момент финно-угорскими племенами территорию Поволжья. Письменные источники не сохранили сведения о дате появления первого булгарского государственного образования. Наиболее ранние упоминания о существовании Великой Булгарии датируются 632 г. В VII веке после распада государства часть племен двинулась на северо-восток, где вскоре обосновалась близ Камы и средней Волги. В X веке Волжская Болгария, была довольно сильным государством, точные границы которого неизвестны. Население составляло, по меньшей мере, 1-1,5 млн. человек и представляло собой многонациональную смесь, где наряду с болгарами также жили славяне, марийцы, мордва, армяне и многие другие народности.
Болгарские племена характеризуются в первую очередь как мирные кочевники и земледельцы, но в течение своей почти четырехсотлетней истории им приходилось периодически сталкиваться в конфликтах с войсками славян, племенами хазар и монголов. В 1236 году монгольское нашествие полностью разрушило болгарское государство. Позднее народы чувашей и татар смогли частично восстановиться, образовав Казанское ханство. Окончательное включение в состав русских земель произошло в результате похода Ивана Грозного 1552 года. Находясь в фактическом подчинении татарской Казани, а затем и Руси, чуваши смогли сохранить свою этническую обособленность, уникальный язык и обычаи. В период с XVI по XVII века чуваши, будучи преимущественно крестьянами, участвовали в народных восстаниях охвативших Российскую Империю. В XX веке земли, занимаемые этим народом получили автономию и в виде республики вошли в состав РСФСР.
Религия и обычаи
Современные чуваши – православные христиане, лишь в исключительных случаях среди них встречаются мусульмане. Традиционные верования представляют собой своеобразный вид язычества, где на фоне политеизма выделяется верховный бог Тура, покровительствовавший небу. С точки зрения устройства мира национальные верования изначально были близки к христианству, поэтому даже тесное соседство с татарами, не повлияло на распространение мусульманства.
Поклонение силам природы и их обожествление, привело к появлению большого количества религиозных обычаев, традиций и праздников связанных с культом древа жизни, смены времен года (Сурхури, Саварни), посевом (Акатуй и Симек) и сбором урожая. Многие из празднеств остались неизменными или смешались с христианскими торжествами, поэтому отмечаются и по сей день. Ярким примерами сохранения древних традиций считается чувашская свадьба на которые до сих пор надевают национальные костюмы и проводят сложные обряды.
Внешность и народный костюм
Внешний европеоидный тип с некоторыми чертами монголоидной расы чувашей мало чем отличим от жителей средней полосы России. Общими чертами лица считаются прямой аккуратный нос с низкой переносицей, округлое лицо с выраженными скулами и небольшим ртом. Цветотип варьируется от светлоглазого и русого, до темноволосого и кареглазого. Рост большинства чувашей не превышает средней отметки.
Национальный костюм в целом похож на одежду народов средней полосы. Основу женского наряда составляет вышитая рубаха, дополняемая халатом, передником и поясами. Обязателен головной убор (тухья или хушпу) и украшения, щедро украшенные монетами. Мужской костюм был максимально прост и состоял из рубахи, штанов и пояса. Обувью служили онучи, лапти и сапоги. Классическая чувашская вышивка представляет собой геометрический узор и символическое изображение древа жизни.
Язык и письменность
Чувашский язык относится к тюркской лингвистической группе и при этом считается единственным из сохранившихся языков булгарской ветви. Внутри национальности он разделен на два диалекта, отличаемых в зависимости от территории проживания его носителей.
Считается что в древности чувашский язык имел свою руническую письменность. Современный алфавит был создан в 1873 году благодаря усилиям известного просветителя и педагога И.Я. Яковлева. Наряду с кириллицей алфавит содержит несколько уникальных букв, отражающих фонетическое различие между языками. Чувашский язык считается вторым официальным языком после русского, входит в обязательную программу обучения на территории республики и активно используется местным населением.
Примечательно
Главными ценностями, определявшими уклад жизни, были трудолюбие и скромность.
Неконфликтный нрав чувашей отразился в том, что в языке соседствующих народов его название переводится или связывается со словами «тихий» и «спокойный».
Вторая жена князя Андрея Боголюбского была чувашской принцессой Болгарби.
Ценность невесты определялась не внешностью, а трудолюбием и количеством навыков, поэтому с возрастом ее привлекательность только росла.
Традиционно при вступлении в брак жена должна была быть на несколько лет старше супруга. Воспитание молодого мужа было одной из обязанностей женщины. Муж и жена были равноправны.
Несмотря на поклонение огню, древняя языческая религия чувашей не предусматривала жертвоприношений.
history-of-world.ru
Краткая история Чувашской Республики
Чувашская Республика является той срединной российской землей, где издревле в мире и согласии сосуществовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. Здесь стабильная политическая ситуация. Республика отличается выгодным географическим положением, располагаясь в среднем течении реки Волга, в центре европейской части России.
Первые люди на территории современной Чувашии появились около 80 тыс. лет назад, в межледниковый период. Археологами вдоль рек Чувашии открыты стоянки мезолита и неолита. Древние предки чувашей (из тюркоязычных племен хунну) пришли из Центральной Азии, в IX в. они образовали государство Волжская Булгария. В результате смешения с местным финно-угорским населением к концу XV в. сформировалась чувашская народность с синкретизированной культурой суваро-болгарского и финно-угорского компонентов.
Поселение городского типа на месте современных Чебоксар возникло на рубеже XIII-XIV веков. Установлено, что на большой карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани 1367 года и на третьей карте атласа Каталинского 1375 года на месте Чебоксар нарисовано изображение города без указания названия. На карте 1459 года, составленной Фра-Мауро для португальского короля Альфонса V на основании более ранних карт, на месте Чебоксар помещен город Веда-Суар (чув. Вата Савар; то есть "Средний Сувар").
По традиции официальную дату образования города принято определять по его первому упоминанию в письменных источниках. В русских летописях под 1469 годом рассказывается, что русская военная флотилия в ночь с 19 на 20 мая провела "на Чебоксари". После вхождения Чувашии в состав Русского государства в 1551 году в Чебоксарах были размещены русские полки. 23-24 июля 1555 года архиепископ Казанский и Свияжский Гурий по пути в Казань остановился в Чебоксарах и по поручению Ивана IV, в присутствии чебоксарских воевод и горожан, освятил место и окропил границы будущего кремля. На месте будущего кафедрального Введенского собора была установлена полотняная церковь. В том же году деревянный город-крепость был возведен. К 1574 году вдоль реки Чебоксарки, вплоть до Владимирской горки, разместилась нерусская слобода, в которой жили принявшие крещение служилые чуваши, называвшиеся теперь служилыми новокрещенами. Большинство коренных жителей города - чувашей - было переселено в деревню Шебашкар, расположенную в 12 верстах западнее города.
В XVI-XVII веках территория Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в начале XVIII века она была включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, по административной реформе 1775 года вошла в Казанскую и Симбирскую губернии. Чуваши участвовали во всех крупных выступлениях народных масс в Среднем Поволжье в XVI-XIX веков.
В развитии просвещения среди чувашей большая заслуга принадлежит инспектору чувашских школ Казанского учебного округа И.Я.Яковлеву (1848-1930), который основал в 1868 году Симбирскую чувашскую учительскую школу, подготовившую за время своего существования около тысячи учителей. Он разработал алфавит и на основе русской графики создал новую чувашскую письменность. На рубеже XIX-XX веков чуваши консолидировались в нацию. В 1906 году вышла первая чувашская газета "Хыпар" ("Вести"), демократическая по своему содержанию.
24 июня 1920 года декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР была образована Чувашская автономная область, а 21 апреля 1925 года постановлением президиума ВЦИК она преобразована в Чувашскую АССР. Первые годы существования автономной области, а затем и республики были отмечены значительными трудностями и испытаниями. Их пик приходится на 1921 год, отмеченный в Чувашии страшным голодом и восстанием крестьян, жестоко подавленным.
Вплоть до 30-х годов шло укрепление национальной государственности, имелись чувашские секции и отделы в центральных партийных, государственных, культурных учреждениях. В местах компактного расселения чувашей в других республиках и областях издавались журналы и газеты на чувашском языке, готовились педагогические кадры, функционировали чувашские театры и т.п. В то же время в 30-е годы в СССР активно завершалось становление административно-командной системы управления, и Чувашия стала ее составляющим элементом, где не только вся экономика, но и граждане были подчинены государству. Сторонники иных взглядов жестоко преследовались. Сегодня известно, что в Чувашии с конца 20-х годов по 1953 год было репрессировано более 14 тыс. человек. Как и во многих республиках, большинство потерпевших обвинялось в буржуазно-националистических действиях.
В годы Великой Отечественной войны Чувашия отправила на фронт 208 тысяч человек, половина из которых не вернулись домой. Мужество и героизм 54-х тысяч человек отмечены орденами и медалями, 85 жителей республики получили звание Героя Советского Союза, 13 человек стали полными кавалерами ордена Славы. На чувашской земле родилось более 50-ти выдающихся полководцев, генералов армии и адмиралов флота. Всенародной известностью пользуется полководец Василий Иванович Чапаев. Сегодня традиции героических дедов и отцов продолжают молодые люди. Чувашия гордится семью Героями России.
В период войны из западных и центральных районов страны в Чувашию было перебазировано более 20 промышленных предприятий. За напряженный труд в тылу Чувашия трижды получала переходящее Красное Знамя ГКО. В послевоенные десятилетия темпы прироста промышленного производства в республике опережали общесоюзные. В 50-60-е годы Чувашия из аграрно-индустриальной стала индустриально-аграрной республикой. В советские годы на её территории были построены многочисленные промышленные гиганты - агрегатный и тракторный заводы, хлопчатобумажный и химический комбинаты, гидроэлектростанция волжского каскада. Они придали жизни республики новый импульс и сегодня, несмотря на все сложности российской экономики, продолжают работать.
В 1970 году было начато строительство Чебоксарской ГЭС. 1972 год ознаменован началом строительства Чебоксарского завода промышленных тракторов – самого крупного в России.
В 1990 году Верховным Советом Чувашии принята Декларация о государственном суверенитете, в этом же году принят Закон «О языках Чувашской Республики», а Чувашская ССР преобразована в Чувашскую Республику.
В декабре 1993 года в Чувашской Республике впервые проведены выборы Президента, победу на них одержал Н.В. Федоров, который 29 августа 2005 года на очередной XXVI сессии по представлению Президента Российской Федерации В.В. Путина Государственным Советом Чувашской Республики был наделен полномочиями Президента Чувашии на четвертый срок.
24 июня 1995 года был учрежден День Чувашской государственности и состоялось его первое празднование.
В ноябре 2000 года Государственным Советом Чувашской Республики принята Конституция Чувашской Республики.
В XXI веке определилась модель развития Чувашской Республики. Это совершенствование экономики и социальной жизни путем развития интеллектуального ресурса и новых технологий, создания конкурентных чувашских товаров и их продвижения на российский и мировой рынки, интеграции чувашского народа в мировой культурный процесс. За перестроечные годы экономика республики научилась быть ответственной и самостоятельной. Республика научилась не просто выживать, но и стратегически развиваться. Создана устойчивая платформа для будущего роста. Войдя в XXI век, Чувашия имеет запас прочности, сформированный в конце XX века. В республику вкладывают инвестиции российские и международные партнеры. Это очень высокая оценка деятельности и народа Чувашии, и ее Правительства. Республика реально стала конкурентоспособной и привлекательной во многих отношениях.
21.mchs.gov.ru
Уникальный язык и необычное происхождение чувашей
Чуваши (самоназвание — чăваш, чăвашсем) — пятый по численности народ России. По данным переписи 2010 года, на территории страны проживает 1 млн 435 тысяч чувашей. Их происхождение, история и своеобразный язык считаются весьма древними.
По мнению ученых, корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли обширную территорию от Причерноморья до Урала. После разгрома государства Волжская Булгария (14 век) и падения Казани часть чувашей обосновалась в лесных краях между реками Сура, Свияга, Волга и Кама, смешавшись там с финно-угорскими племенами.
Чуваши делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги: верховые (вирьял, тури) на западе и северо-западе Чувашии, низовые (анатари) — на юге, кроме них в центре республики выделяют группу средненизовых (анат енчи). В прошлом эти группы различались по бытовому укладу и материальной культуре. Теперь различия все больше сглаживаются.
Самоназвание чувашей, по одной из версий, напрямую восходит к этнониму части "булгароязычных" тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš. В частности, название племени савиров ("сувар", "суваз" или "суас"), упомянутое арабскими авторами X века (Ибн-Фадлан), многие исследователи считают тюркской адаптацией булгарского названия "Suvar".
В русских источниках этноним "чуваш" впервые встречается в 1508 году. В XVI веке чуваши вошли в состав России, в начале ХХ века получили автономию: с 1920 года Автономная область, с 1925 года — Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1991 года — Республика Чувашия в составе Российской Федерации. Столица республики — г. Чебоксары.
Где живут и на каком языке говорят чуваши
Основная часть чувашей (814,5 тыс. человек, 67,7% населения края) проживает в Чувашской Республике. Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между ее притоками Сурой и Свиягой. На западе республика граничит с Нижегородской областью, на севере — с Республикой Марий Эл, на востоке — с Татарстаном, на юге — с Ульяновской областью, на юго-западе — с Республикой Мордовия. Чувашия входит в Приволжский федеральный округ.
За пределами республики значительная часть чувашей компактно проживает в Татарстане (116,3 тыс. человек), Башкортостане (107,5 тыс.), Ульяновской (95 тыс. человек.) и Самарской (84,1 тыс.) областях, в Сибири. Небольшая часть — за пределами Российской Федерации,
Чувашский язык относится к булгарской группе тюркской языковой семьи и представляет собой единственно живой язык этой группы. В чувашском языке выделяют верховой ("окающий") и низовой ("укающий") диалект. На основе последнего сформировался литературный язык. Наиболее ранним был тюркский рунический алфавит, замененный в X-XV вв. арабским, а в 1769-1871 — русской кириллицей, к которой затем добавили специальные знаки.
Особенности внешности чувашей
С антропологической точки зрения большинство чувашей относится к европеоидному типу с некоторой долей монголоидности. Судя по материалам исследований, монголоидные черты доминируют у 10,3% чувашей. Причем около 3,5% из них являются относительно чистыми монголоидами, 63,5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт, 21,1 % представляют различные европеоидные типы как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками.
С точки зрения генетики чуваши также являются примером смешанной расы – 18% из них носят славянскую гаплогруппу R1a1, ещё 18% – угро-финскую N, а 12% – западноевропейскую R1b. 6% имеют еврейскую гаплогруппу J, попавшую, вероятнее всего от хазар. Относительное же большинство – 24% – носит гаплогруппу I, характерную для северной Европы.
Елена Зайцева
Под чувашской народной религией понимается доправославная чувашская вера. Но четкого понимания этой веры нет. Как чувашский народ не однороден, так же чувашская доправославная религия неоднородна. Часть чувашей веровали в Тора и сейчас веруют. Это монотеистическая вера. Тора он один, но в веровании Тора существует Кереметь. Кереметь — это реликт языческой религии. Такой же языческий реликт в христианском мире как празднование нового года и масленицы. У чувашей кереметь был не богом, а образом зла и темных сил, которому приносили жертвы, чтобы они не трогали людей. Кереметь при дословном переводе означает “вера в (бога) Кер”. Кер (название бога) еметь (вера, мечта). Возможно часть верует в тенгрианство, что это такое, до конца не понятно. Тенгрианство, по чувашски тенкер, фактически означает тен (вера) кер (название бога), т.е. “вера в бога Кер”. Существовала еще языческая религия со множеством богов. При этом каждое поселение, город имел своего главного бога. По названию этих богов назывались селения, города, народы. Чуваши — по чувашски звучит Сьаваш (Сав-Ас дословно означает “асы(бога) Сав”), булгары — по чувашски пулхар (пулэх-ар — дословно означает “народ (бога) пулэх”), русы — Ре-ас (дословно означает “асы (бога) Ра”) и т.д. В чувашском языке, в мифах остались упоминания языческих богов – Ану, Ада, Кер, Савни, Сьятра, Мэрдэк, Тора, Ур, Аслади, Сав, Пулех и др. Эти языческие боги идентичны с богами древней Греции, Вавилонии или Руси. Например, чувашский бог Ану (вавилон. –Ану), чув. Ада (вавилон.- Адад), чув.Тора (вавилон.- Иштор (Аш-Тора), чув. Мэрдэк (вавилон.Мэрдэк), чув. Савни (вавилон. Савни), чув. Сав (греч. Зевс –Сав-ас, рус. Савушка). Многие названия рек, городов и сел носят названия богов. Например, река Адал (Волга) (Ада-илу озчает бог Ада), река Сьавал (Цивиль) (Сав –илу- бог Сав), река Савака (Свияга) (Сав-ака- луга бога Сав), село Моркаш (Моргауши) (Мэрдэк-аш — бог Мэрдэк), город Шупашкар (Чебоксары) (Шуп –аш-кар – город бога Шуп), село Сятракасси (улица (бога) Сятра) и многое другое. Вся чувашская жизнь пронизана реликтами языческой религиозной культуры. На сегодняшний день мы не задумываемся о религиозной культуре, и религия в жизни современного человека занимает не первое место. Но чтобы понять себя, мы должны понять народную религию, а это невозможно без восстановления истории народа. На моей малой родине (деревня Туппай Эсмеле Мариинско-Посадского района) православие было насильственно принято в середине 18 века, что привело уменьшению численности населения деревни на 40%. Чуваши всегда были приверженцами своей старины и не воспринимали насильственное навязывание другой культуры и религии. Рассмотрение народной религии показывает наслоение трех видов религий:
Монотеистичекая вера Тенгринство – вера в бога Тенкер, не что иное как вера в бога Кер, что возможно является результатом развития языческой религии с превращением в монотеистическую с богом Кер.
В разных частях Чувашии и Российской Федерации присутствуют реликты этих видов религии, соответственно, отличаются обряды и существует культурное разнообразие. Причем это разнообразие сопровождается также языковым разнообразием. Таким образом, существует предпосылки для предположения, что это разнообразие связано с влиянием разных культур или народов. Но как показал исторический анализ, что это предположение неверно. На самом деле такое разнообразие связано с тем, что в этногенезе чувашского народа участвовала только одна культура, один народ, но разные племена этого народа, прошедших разный исторический путь. Предками чувашей являются амореи,библейский народ, три или четыре волны миграции амореев в разные эпохи оседали на средней Волге, прошедших разные исторические пути развития. Чтобы понять историю чувашей необходимо проследить историю амореев от 40 в до н.э. до 10 в н.э. В 40 в до н.э. наши предки — амореи проживали на территории западной Сирии, оттуда в течение почти 5 тыс. лет амореи расселялись по всему миру, распространяя свою языческую веру и культуру, которая была в то время наиболее прогрессивной. Аморейский язык считается мертвым языком. Вплоть до начала н.э. на огромной Евроазиатском континенте господствовали две основные религии — кельто-друидская и языческая. Носителями первой были кельты, носителями второй были амореи. Граница распространения этих религий проходила по Центральной Европе — к Западу господствовали друиды, к востоку вплоть до Тихого и Индийского океана — язычники. Современная чувашская культура и язык является результатом многотысячной истории аморейского народа, потомками которых является чувашский народ. История чувашей очень сложна, разнообразна. Много гипотез и теорий происхождения чуваш, на первый взгляд противоположных. Все историки сходятся во мнении, что предками чувашей были савиры (сувазы, сувары). Во многих исторических документах говорится об этом народе, но географически располагая их во всех частях евроазиатского континента- от Баренцево моря до Индийского океана, от Атлантического до Тихого океанов. Современное русское написание имени народа чуваш, а самоназвание народа - сьаваш, которое состоит из двух частей Сав и аш. Первая часть обозначает название бога, вторая часть обозначает тип народа – асы. (Про асов можно почитать подробно в скандинавском эпосе). В чувашском языке часто звук с заменяется на ш. Таким образом, чуваши себя всегда считали поданными бога Сав или чувашей можно назвать савскими асами.Часто в этих мифах упоминались слова, которые не применялись в обычной жизни. Приходя домой я спрашивал отца значения этих слов и почему они сейчас не применяются. Например, ротаткан, как объяснил отец, это старочувашское слово обозначает белку, в современном чувашском языке используется слово пакша. Спанекаппи была родом из чувашей с марийского заволжья, где, наверное, сохранились древнечувашские слова и языческие мифы. Например, древнечувашское слово мешкэнэ, означает раб, тоже не встречается в современном языке, но применялось в древнем Вавилоне и также является аморейским словом. В разговоре я не встречал этого слова, а слышал только из уст Спанекаппи. Спанекаппи рассказывала мифы про мировое дерево с двумя вершинами, на одной вершине сидит сова, на другой орел, как у корней этого дерева расположен священный родник, по веткам бегает ротаткан, а листья обгладывает качака. Вершиной дерево упирается в небо. (У нас в деревне на мысе Таномаш стоит такое дерево, у корней бьет священный источник.) В небе живет бог Ану, люди, животные живут на земле, а гады под землей. Этот миф очень похож на скандинавский эпос. Там тоже белка называется ротатканом. Мировое дерево — ясень иккторсьил, если перевести с чувашского языка, то это дословно означает — двувершинное. Рассказывала Спанекаппи про богатыря Чемень, повзрослев я начал искать исторический прототип богатыря Чемень и пришел к выводу, что это полководец Семень, в честь которого был назван город Семендер. Рассказывала Спанекаппи про богатыря (не помню имя), который совершал подвиги, путешествовал подземный мир, где боролся и побеждал различных чудовищ, путешествовал в небесный мир к богам и тягался с ними. Все эти мифы я вспомнил уже через несколько десятилетий, когда читал про подвиги Гильгамеша из Месопотамской мифологии, настолько они были схожи. Но у меня всегда был вопрос, на который я не мог найти ответа, почему у чувашей нет полноценного языческого эпоса. Изучение исторического материала, размышление привели меня к выводу, что это результат сложной истории народа. Сказки, мифы и легенды, рассказанные нам в детстве Спанекаппи, были намного богаче тех, которые зафиксированы и напечатаны в книгах. Но эти мифы характерны только для чувашей марийского заволжья, которые отличались от остальных чувашей, как по мифологии, языку, так и по внешнему виду- светловолосые и рослые. Попытки понять, размышления и изучение исторического материала позволили мне прийти к определенным выводам, которые я хочу изложить здесь. Современный чувашский язык содержит большое количество тюркских слов из булгарского языка. В чувашском языке часто параллельно существуют два слова, имеющих одно значение — одно с тюркского, другое с древнечувашского. Например, слово картошка обозначается двумя словами — сьер улми (чув) и паранка (тюркс), кладбище – сьава (чув) и масар (тюркс). Появление большого количества тюркских слов связано с тем, что, когда булгары принимали мусульманство, часть булгар отказалась принять ислам и осталась в старой религии, и смешалась с чувашами-язычниками. Многие исследователи чувашский язык относят к тюркской языковой группе, я не согласен с этим. Если чувашский язык очистить от булгарского компонента, то мы получим древнечувашский язык, который окажется аморейским языком. Здесь я хочу привести свою точку зрения про историю чувашей, которая начинается с 40 века до н.э. В 40 в до н.э. предки чуваш амореи проживали на территории современной западной Сирии. (Вспомните упоминания о фресках в Сирии). С 40-го века до н.э. аморейские племена начинают интенсивно расселяться по всему миру. Имеются сведения о миграции амореев в 40-ом веке до н.э. на запад, на север Африки, где они совместно с лувийскими племенами участвовали в образовании первых Египетских царств. В 30 веке до н.э. следующие амореские племенама под названием карийцы (главным богом племени Кер) вторглись в Средиземноморье, заселили острова Средиземноморья, часть Балканского полуострова и племя этрусков (Ада-ар-ас – означает народ бога Ада) — часть современной Италии. Существуют общие элементы культуры этрусков и кавказских савиров. Например, у этрусков ритуальный бой воинов (гладиаторов) над могилой усопшего, у савиров - ритуальный бой родственников на мечах над усопшим. В 16-ом веке до н.э. следующее аморейское племя торийцы (которых называют северогреческим племенем, главный бог — Тора) вторглись на север Балканского полуострова. Все эти племена совместно с индоевропейскими племенами (пеласги, ахейцы) участвовали в создании Критской, Греческой и Римской цивилизаций с языческой религией и культурой. Ученые до сих пор бьются над разгадкой критской письменности. В прошлом году американцы пришли к выводу, что критское письмо- разновидность греческого. Но на самом деле это является одной из разновидностей аморейской письменности и написано на аморейском языке. Между 30-м и 28-м веками до н.э. аморейские племена мигрировали на восток, прошли через Месопотамию не останавливаясь, где было сильное шумерское государство, двинулись дальше на восток и дошли до северо-западного Китая. Придя в Туфянскую впадину, создали цивилизацию Турфянских сернов (Турхан сьере), заселили Тибет. Эти же амореи захватили всю территорию Китая, создали первое китайское государство и первую царскую династию в Китае, правили около 700 лет, но потом были свергнуты. Пришедшие амореи по внешнему виду отличались от китайцев — рослые, светловолосые. В последующем, китайцы, придя к власти, решили вытеснить из памяти воспоминания о правлении пришельцев, было принято решение уничтожить все упоминания о правлении амореев. Уже в более поздние времена в 14 веке до н.э. амореи были вынуждены покинуть Турфянскую впадину. Из-за тектонических движений (нового горообразования) изменялся облик северо-западного Китая, впадины были затоплены. Амореи мигрировали на север — в Сибирь, на Запад — на Алтай, и на юг. Через столетия, после прекращения тектонических движений, амореи снова заселили северо-западный Китай и уже в начале нашей эры пришли в Европу в составе союза племен под названием гунны, главную роль в этом союзе занимали савиры. Гунны принесли веру – тенгрианство, которая является развитием языческой религии амореев и превращением его в монотеистическую, где был один бог Тенкер (Тен-кер – с чувашского означает бог Кер). Только часть савиров осела на средней Волге, где уже проживали амореи первой волны миграции, пришедшие из Месопотамии, часть ушла в западную Европу. В 20-ом веке до н.э. более мощный поток аморейской миграции было направлено опять на восток. Под натиском этой миграции пало ослабевшее шумеро-аккадское государство. Придя в Месопотамию, амореи создали свое государство со столицей Вавилон. До прихода амореев на месте Вавилона была только небольшая деревушка. Но амореи не уничтожили шумеро-аккадское культурное наследие, в результате синтеза шумеро-акадского и аморейского культур возникла новая – вавилонская культура. Первые аморейские цари брали себе аккадские имена. Только пятый аморейский царь взял аморейское имя- Хамураппи, что с чувашского переводится как “старейшина нашего народа”. Письменность, переписка велась на аккадском языке, родственном аморейскому. Поэтому практически не сохранились документы на аморейском языке. В современном чувашском языке, культуре очень много общего именно с аморейской культурой и языком Вавилонии периода 20 по 10 век до н.э. В 10 веке до н.э. амореи были вытеснены из Месопотамии более воинственными племенами- арамеями. С уходом амореев из Месопотамии связано изменение культуры и хозяйственного уклада данного региона, изменение рациона питания и т.д, Например, амореи варили пиво, с их уходом пивоварение было заменено виноделием. Амореи ушли на север — заселили территорию Кавказа и далее на север европейской равнины и на восток — Иранское нагорье. На европейской равнине амореи Геродотом (5-ый век до н.э.) упоминаются под именем савроматы (сав-ар-эмэть), что в дословном переводе с чувашского означает –“народ, верующий(богу) Сав”. Эметь в чувашском языке означает мечта, вера. Именно савроматы, с моей точки зрения, составили первую волну мигрантов, наших предков, осевших на Волге. Савроматы были язычниками, савроматы расселились на огромной евроазиатской территории. Именно они привнесли на евроазиатскую территорию названия рек, гор, и местностей, значение которых сейчас непонятно. Но они понятны с аморейского языка. Москва (Ме-ас-кэкэек – с аморейск. “родина асов (бога) Ме, кэвэк -родина)” , Днепр (тэ ень-эпер – “дорога страны (бога) Тэ”, эпер - дорога), Одер, Висла, Цивиль, Свияга, и т.д. Аморейское название кремль (Кер-ам-ель с аморейского “священная земля (бога) Кер”), славянское название крепости — детинец. Чуваши марийского заволжья, которые отличаются от остальных чувашей, возможно, не смешались с амореями более поздней миграции на Волгу (гуннами и савирами) с других регионов. Именно с этим потоком аморейских мигрантов (савроматами) в чувашской культуре связано язычество, но оно было вытеснено из жизни амореями более поздних и многочисленных потоков миграции. Поэтому чувашскую языческую мифологию я узнал только из уст Спанекаппи, которая была родом из чувашей марийского заволжья, где влияние более поздних мигрантов-амореев не сказалось. Следующая волна мигрантов-амореев, пришедших на Волгу — это гунны, часть которых осела на территории родственных племен, принесли тенгрианство, часть ушла на запад. Например, племя под названием свевы во главе вождя Чегесь ушло на запад и осело на юге Франции и в Испании, свевы участвовали позже в этногенезе французов и испанцев. Название Сивилья принесли именно они (Сав-илу, означает бог Сав). Следующая волна аморейской миграции — это переселение савиров, которые проживали на северном Кавказе. Кавказские савиры многие отождествляют гуннскими савирами, но они, вероятно, осели на Кавказе при вытеснении из Месопотамии еще в 10-ом веке до н.э. К моменту переселения савиры уже отказались от языческой религии и приняли христианство. Принцесса савиров Чечек (цветок) стала женой византийского императора Исавра V, приняла христианство и имя Ирина. Позже после смерти императора стала императрицей и активно принимала участие в канонизации православия. На Кавказе (чувашское название Арамази) савиры приняли христинство в 682 году. Принятие христианства было насильственное, царь всех савир элтебер (по чувашски этот титул звучал йалтывар, дословно с чувшского означает — “совершать обычаи” ) Алп Илитвер срубил священные деревья и рощи, уничтожил идолы, казнил всех жрецов, из древесины священных деревьев сделал кресты. Но савиры не захотели перейти в христианство. Разобщенные савиры с принятием новой религии не смогли устоять арабскому нашествию через 24 гола в 706 году. До принятия христианства савиры были очень воинственным народом, постоянно участвовали в войнах с арабами, персами и выходили победителями. Основой воинственности и храбрости савиров была их религия, по которой савиры не боялись смерти, только воины погибшие в бою с врагами попадали на небо в божественную страну. С принятием христианства изменилась психология и идеология народа. Аналогичный процесс произошел с норвежцами и шведами (викингами) после принятия христианства. Арабы мечом и огнем прошли по стране савиров, уничтожая все, особенно уничтожая христианскую веру. Савиры вынуждены были уйти на север, расселились от Днепра до Волги и далее до Аральского моря. И уже через десятилетие эти савиры создали новое государство -Великую Хазарию, которая занимала территорию расселения кавказских савиров, гуннских савиров и их союзников (мадьяров). В 9-ом веке в Хазарии произошел военный переворот, к власти пришли военные с иудеями, государственной религией стало иудейство. После этого государство Хазария стала чуждым и враждебным государством для савиров, началась гражданская война. Для поддержания власти были призваны огузы. Без поддержки населения Хазария просуществовала недолго. Вторжение арабов привело к тому, что савиры отошли от языческой религии из-за уничтожения жрецов, которые ведали обычаями, но новая христинская религия не успела укрепиться в народе и приняла форму монотеистической религии веры в Тора. Последняя волна миграции была наиболее многочисленной. О переселении савиров с Кавказа (с гор Арамази — с чувашского переводится как — “земля (ам) народа (ар) асов (аз)”) говорится в мифах. В мифе чуваши спешно покинули места проживания по мосту Азамат, который упирался одним концом в горы Арамази, а другим на волжские берега. Савиры переселившись с еще неустоявшейся религией забыли про Христа, но отошли от языческой религии. Поэтому у чувашей практически нет полноценной языческой мифологии. Рассказанные Спанекаппи языческие мифы, вероятно, привнесены амореями первой волны миграции (савроматов), и сохранились только в малодоступных районах, таких как марийское заволжье. В результате смешения трех потоков потомков амореев и синтеза получили доправославную веру чувашей. В результате синтеза трех волн миграции потомков амореев (савроматов, савиров, гуннов), мы имеем разнообразие языка, различия внешнего облика, культуры. Преобладание последней волны миграции над другими привело к тому, что язычество и тенгрианство было практически вытеснены. Савиры с Кавказа мигрировали не только на Волгу, большая группа мигрировала и осела на огромной территории современной Киевской, Харьковской, Брянской, Курской областей, там создали свои города и княжества (например, княжество Новгорода Сиверского). Они совместно со славянами участвовали в этногенезе русских и украинцев. Еще в 17 веке нашей эры они упоминались под именем севрюков. Русские города Тмутаракань, Белая Вежа (с чувашского переводится дословно — “край (бога) Бел”), Новгород Сиверский были савирскими городами. Существовала еще одна волна миграции амореев, на рубеже двух эр. Эта волна, возможно, не привела к оседанию амореев на Волге. Амореи ушли далеко на север европейского континента – на север России и в Скандинавию под именем свеар, частично из Скандинавии вытеснили германские племена готов, которые переправившись на континентальную часть Европы в 3-ем веке н.э. создали государство Германриха, которое позже пало под натиском гуннов (савиров). Свеары с оставшимися германскими племенами участвовали в этногенезе шведов и норвежцев, а свеары на европейской территории России совместно с фино-уграми, славянами участвовали в этногенезе русского народа севера, в образовании Новгородского княжества. Чуваши русских называют вырос, что в дословном переводе означает “верховые асы” (по верхнему течению Волги), а чуваши себя называют - асы, верующие богу Сав. Именно участие савиров в этногенезе русского народа привнесло в русский язык много чувашских слов — верх (рус.) — вир (чув.), лепота (рус.) — леп (чув.), первый (рус.) — перре (чув.), стол (рус.) — сетел (чув.), кошка (рус.) — кушак (чув.), город (рус) — карта (чув.), келья (рус.) — кил (чув.), бык (рус.) — выкор (чув.), опушка (рус.) — упашка (чув.), опята (рус.) — уплянка (чув.), вор (рус.) — воро (чув.), добыча (рус.) — тупош(чув.), капуста (рус.) — купоста (чув.), отец (рус.) — атте (чув.), куш (рус)- кушар (чув.) и т.д. Необходимо отметить о вторжении амореев с Иранского нагорья в Индию. Это вторжение произошло в 16-15 веке до н.э. Вторжение, возможно, произошло совместно с индо-европейскими народами, в истории упоминается как вторжение ариев. С приходом амореев пало ослабевшее Хараппское государство и пришельцы создали свое государство. Амореи привнесли в Индию новую религию и культуру. В Махабхарате существует раннее упоминание савиров совместно с синдами. В античное время территория Синдов была известно под именем Совира. В древних ведах существует много слов схожих с чувашскими, но видоизмененных. (Например, как видоизменили название города Шупашкар при русском написании Чебоксары). Священный столб называется юпа, у чувашей тоже –юпа. Пятая книга ведов о жизнеописании – Пуран (Пуран с чувашского – жизнь), книга ведов Атхарва о лечении с чувашского означает (Ут – хорви, с чувашского- защита тела), другая книга ведов Яджур (йат-сьор — земное имя).
maxpark.com
Народ Чуваши
Чуваши
— название этноса, населяющего Чувашскую Республику со столицей в городе Чебоксары, расположенную в Европейской части России. Численность чувашей в мире составляет чуть больше полутора миллионов человек, из которых 1 миллион 435 тысяч живут в России. Различают 3 этнографические группы, а именно: верховые чуваши, населяющие северо-запад республики, средненизовые чуваши, живущие на северо-востоке и южные низовые чуваши. Некоторые исследователи говорят также об особой подгруппе степных чувашей, обитающих на юго-востоке Чувашии и в областях по соседству.Впервые в письменных источниках чувашский народ упоминается в 16 веке. В научном сообществе происхождение чувашей до сих пор вызывает разногласия, однако большинство ученых сходятся во мнении, что они, равно как и современные казанские татары, по сути наследники Волжской Булгарии и ее культуры. Предками чувашей называют племена поволжских финнов, смешавшихся в седьмом-восьмом веках с племенами тюрков, переселившимися на Волгу из степей Приазовья. Во времена Ивана Грозного предки современных чувашей являлись частью населения Казанского ханства, не утрачивая, впрочем, некоторой обособленности и независимости.
Происхождение этноса
Происхождение чувашей, имеющее в основе смешение этнических групп, отразилось на внешности народа: практически всех его представителей можно разделить на европеоидов со светлыми волосами и смуглых темноволосых монголоидов. Для первых типичны русые волосы, серые или голубые глаза и светлая кожа, широкие лица и аккуратный нос, при этом они несколько темнее европейцев. Отличительные признаки второй группы: узкие темно-карие глаза, слабо выраженные скулы и вдавленный нос. Черты лица, характерные для для обоих типов: низкая переносица, суженные глаза, маленький, рот.
Чуваши
Чуваши имеют свой национальный язык, который, наравне с русским, является официальным языком Чувашии. Чувашский язык признан единственным живым тюркским языком булгарской группы. Он имеет три диалекта: верховой (его еще называют «окающим»), средненизовой, а также низовой («укающий»). В середине девятнадцатого века просветитель Иван Яковлев подарил чувашскому народу алфавит, имеющий в основе кириллицу. Язык чувашей изучается в школах ЧР и ее ВУЗах, на нем вещают местные радио- и телепрограммы, издаются журналы и газеты.
Религиозная принадлежность
Большинство чувашей исповедуют православие, второй по значению религией является мусульманство. Тем не менее, традиционные верования имеют большое влияние на формирование мировоззрения. Исходя из чувашской мифологии, существует три мира: верхний, средний и нижний. Верхний мир — обиталище верховного божества, здесь же находятся непорочные души и души нерожденных младенцев. Средний мир — мир людей. После смерти душа праведника переходит сначала на радугу, а потом в верхний мир. Грешники низвергаются с в нижний мир, где варятся души нечестивцев. Земля, согласно чувашским мифам, квадратная и чуваши живут в самом её центре. «Священное дерево» поддерживает небосвод посередине, в то время как по углам земного квадрата он покоится на золотом, серебряном, медном, а также каменном столбах. Вокруг земли — океан, волны которого постоянно разрушают сушу. Когда разрушение достигнет территории чувашей, наступит конец света. Популярны были также анимизм (вера в одушевлённость природы) и поклонение духам предков.
Чувашский национальный костюм отличается обилием декоративных элементов. Чуваши мужчины носят рубаху из холста, штаны и головной убор, в холодное время года добавляются кафтан и овечья шуба. На ногах, в зависимости от сезона, валенки, сапоги или лапти. Чуваши женщины надевают рубашки с нагрудными медальонами, широкие татарские штаны, фартук с нагрудником. Особое значение имеют женские головные уборы: тухья для незамужних девушек и хушпу — показатель замужнего статуса. Они щедро расшиваются бисером и монетами. Вся одежда декорируется вышивкой, служащей не только украшением наряда, но и носителем сакральной информации о сотворении мира, символически изображая дерево жизни, восьмиконечные звезды и цветы. В каждой этнографической группе свои любимые цвета. Так, южане всегда отдавали предпочтение ярким оттенкам, а на северо-западные любят светлые ткани, мужчины чуваши низовых и средненизовых групп традиционно носят онучи белого цвета, а представители верховых групп предпочитают черные.
Традиции чувашей
Древние традиции чувашей сохранились до сей поры. Один из колоритнейших ритуалов — свадьба. На традиционной чувашской свадебной церемонии отсутствуют официальные представители культа (священники, шаманы) или власти. Свидетельствуют создание семьи гости. Согласно канонам, невеста должна быть старше мужа лет примерно на 5-8. Понятие развода в традиционной чувашской культуре не существует. После свадьбы влюбленные должны быть вместе до конца жизни. Не менее важным обрядом считаются похороны: по этому поводу режут барана или быка и за богато накрытый поминальный стол приглашают более 40 человек. Праздничным днем у многих представителей этого народа до сих пор является пятница, день, когда надевают лучшую одежду и не работают.
В целом, традиции чувашей подчеркивают самые характерные черты народа — уважение к родителям, родне и соседям, а также миролюбие и скромность. Само название этноса на большинстве языков соседей означает «спокойный», «тихий», что полностью соответствует его ментальности.
goturist.ru
Чуваши - Забытые истории
1. История чувашей
Чуваши – третий по численности коренной этнос Поволжско-Приуральского региона. Их самоназвание: чаваш.Первое письменное упоминание чувашского народа относится к 1551 году, когда, по словам русского летописца, царские воеводы «чувашу и черемису и мордву привели к правде». Однако к тому времени чуваши прошли уже долгий исторический путь.Предками чувашей были племена поволжских финнов, которые в VII-VIII веках смешались с тюркскими племенами булгар и сувар, пришедшими на Волгу из приазовских степей. Эти племена составили основное население Волжской Булгарии, павшей в начале XIII века под ударами монголов. В Золотой Орде, а позднее в Казанском ханстве чуваши относились к числу ясачных (податных) людей и управлялись ханскими наместниками и чиновниками. Вот почему в 1551 году чуваши добровольно вошли в состав России и деятельно помогали русским войскам в овладении Казанью. На чувашской земле были построены крепости Чебоксары, Алатырь, Цивильск, которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами.Эта сложная этническая история чувашей привела к тому, что каждому десятому современному чувашу присущи монголоидные черты, 21 % чувашей – европеоиды, остальные 68% относятся к смешанным монголоидно-европеоидным типам.В составе России чуваши впервые обрели свою государственность. В 1925 году была создана Чувашская автономная область, преобразованная в 1990 году в Чувашскую республику.В годы Великой Отечественной войны чувашский народ достойно выполнил свой долг перед Родиной. 75 воинов-чувашей удостоены звания Героя Советского Союза, около 54 тысяч человек награждены орденами и медалями.По данным переписи населения 2002 года, в России проживает 1 млн. 637 тысячи чувашей. Из них более 45% живут за пределами своей исторической родины – в Башкирии, Удмуртии, Татарстане и других областях Поволжья. Уважение к соседу всегда являлось замечательной национальной чертой чувашей. И это спасло республику от распрей на национальной почве. В современной Чувашии нет проявлений национального экстремизма, межнациональной розни. Видимо, сказались давние традиции дружного совместного проживания русских, чувашей и татар.
2. Религия
Изначальной религией чувашей было языческое многобожие. Потом из множества божков и духов выделился верховный бог – Тура.Но в XV-XVI веках у него появились могучие конкуренты – Христос и Аллах, которые вступили с ним в спор за души чувашей. Принятие ислама вело к отатариванию, ибо мусульманские миссионеры требовали полного отречения от национальности. В отличие от них, православные священники не принуждали крестившихся чувашей к отказу от родного языка и обычаев. Более того, обращенные в христианство освобождались на несколько лет от уплаты налогов и рекрутских наборов.Поэтому к середине XVIII века основная масса чувашей выбрала христианство. Часть чувашей, приняв ислам, отатарилась, еще часть осталась язычниками. Впрочем, крещеные чуваши по существу еще долгое время оставались язычниками. Служба на непонятном церковнославянском языке была им совершенно чужда, назначение икон непонятно: считая их идолами, которые доносили «русскому богу» о поступках чувашей, чуваши выкалывали изображениям глаза, ставили их ликом к стене.Однако же обращение чувашей в христианство способствовало развитию просвещения. В церковных школах, которые открывались в чувашских селениях, вводился родной язык. Накануне первой мировой войны в крае насчитывалось около тысячи служителей культа, тогда как народных учителей было только 822 человека. Так что большинство чувашей могло получить образование только в церковноприходских школах.Современные чуваши в массе своей – православные, но отголоски языческих обрядов сохранились до сих пор. Более южные области сохранили свое язычество. Праздничным днем у чувашей-язычников и в настоящее время является пятница. По-чувашски ее называют эрнЕ кун «недельный день», или уяв кун: «праздничный день». Готовиться к нему начинают в четверг: вечером все домашние моются, стригут ногти. В пятницу надевают белую рубаху, в доме не зажигают огня и не работают, сидят на улице, беседуют, одним словом, отдыхают. Свое древнее верование чуваши именуют «обычаем старых», а нынешние чуваши-язычники гордо называют себя «истинными чувашами».
3.Культура и традиции чувашей
Чуваши – тюркоязычный народ. В их языке наличествуют два диалекта: виръял – у «верховых» и анатри – у «низовых» чувашей.Чуваши, как правило, люди дружелюбные и терпимые. Еще в старину в чувашских селах говорили: «Хлеба у Бога каждый просит на своем языке. Почему же вера не может быть разной?» Чуваши-язычники терпимо относились к крещеным. Принимая в свою семью крещеную невесту, они позволяли ей по-прежнему соблюдать православные обычаи. Чувашская языческая религия разрешает все, кроме греха. Если у христиан грех можно замолить, у чувашей – нет. Значит, и не надо его совершать. Для чувашей очень многое значат родственные связи. Родственников зовут на любое торжество. В гостевых песнях пели: «Нет никого лучше наших родственников». Свадебные церемониалы у чувашей жестко регламентированы. Случайный человек попасть сюда не может – только приглашенные и только родственники. Важность родовых связей отразилась и в погребальных обычаях. За поминальный стол приглашают не менее 41 человека. Накрывают богатый стол и специально по этому поводу режут барашка или корову. Наиболее обидным сравнением у чувашей считается слово «мескен». Однозначного перевода на русский язык не существует. Смысловой ряд получается довольно длинным: робкий, жалкий, покорный, горемычный, убогий...Важным элементом чувашской культуры является национальная одежда. Каждая чувашская женщина непременно мечтает иметь «хушпу» — головной убор замужней женщины с твердым конусообразным или цилиндрическим остовом. Для девушек праздничным головным убором являлась «тухья» — шлемовидная шапочка с наушниками и подвесками, сплошь покрытая цветным бисером, кораллами и серебряными монетами. Для чувашского народа наиболее характерной национальной чертой является подчеркнутое уважение к родителям. Об этом часто поется в народных песнях. Гимн чувашского народа «асран кайми» начинается со слов: «незабываемые отец с матерью». Еще одной чертой чувашской культуры является отсутствие разводов в семьях. Так что другим народам есть чему поучиться у чувашей.
sergeytsvetkov.livejournal.com
Чуваши: история и традиции народа
Чуваши (самоназвание — чăваш, чăвашсем) — пятый по численности народ России. По данным переписи 2010 года, на территории страны проживает 1 млн 435 тысяч чувашей. Их происхождение, история и своеобразный язык считаются весьма древними.
По мнению ученых, корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли обширную территорию от Причерноморья до Урала. После разгрома государства Волжская Булгария (14 век) и падения Казани часть чувашей обосновалась в лесных краях между реками Сура, Свияга, Волга и Кама, смешавшись там с финно-угорскими племенами.
Чуваши делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги: верховые (вирьял, тури) на западе и северо-западе Чувашии, низовые (анатари) — на юге, кроме них в центре республики выделяют группу средненизовых (анат енчи). В прошлом эти группы различались по бытовому укладу и материальной культуре. Теперь различия все больше сглаживаются.
Самоназвание чувашей, по одной из версий, напрямую восходит к этнониму части "булгароязычных" тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš. В частности, название племени савиров ("сувар", "суваз" или "суас"), упомянутое арабскими авторами X века (Ибн-Фадлан), многие исследователи считают тюркской адаптацией булгарского названия "Suvar".
В русских источниках этноним "чуваш" впервые встречается в 1508 году. В XVI веке чуваши вошли в состав России, в начале ХХ века получили автономию: с 1920 года Автономная область, с 1925 года — Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1991 года — Республика Чувашия в составе Российской Федерации. Столица республики — г. Чебоксары.
Где живут и на каком языке говорят чуваши
Основная часть чувашей (814,5 тыс. человек, 67,7% населения края) проживает в Чувашской Республике. Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между ее притоками Сурой и Свиягой. На западе республика граничит с Нижегородской областью, на севере — с Республикой Марий Эл, на востоке — с Татарстаном, на юге — с Ульяновской областью, на юго-западе — с Республикой Мордовия. Чувашия входит в Приволжский федеральный округ.
За пределами республики значительная часть чувашей компактно проживает в Татарстане (116,3 тыс. человек), Башкортостане (107,5 тыс.), Ульяновской (95 тыс. человек.) и Самарской (84,1 тыс.) областях, в Сибири. Небольшая часть — за пределами Российской Федерации,
Чувашский язык относится к булгарской группе тюркской языковой семьи и представляет собой единственно живой язык этой группы. В чувашском языке выделяют верховой ("окающий") и низовой ("укающий") диалект. На основе последнего сформировался литературный язык. Наиболее ранним был тюркский рунический алфавит, замененный в X-XV вв. арабским, а в 1769-1871 — русской кириллицей, к которой затем добавили специальные знаки.
Особенности внешности чувашей
С антропологической точки зрения большинство чувашей относится к европеоидному типу с некоторой долей монголоидности. Судя по материалам исследований, монголоидные черты доминируют у 10,3% чувашей. Причем около 3,5% из них являются относительно чистыми монголоидами, 63,5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт, 21,1 % представляют различные европеоидные типы как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками.
С точки зрения генетики чуваши также являются примером смешанной расы – 18% из них носят славянскую гаплогруппу R1a1, ещё 18% – угро-финскую N, а 12% – западноевропейскую R1b. 6% имеют еврейскую гаплогруппу J, попавшую, вероятнее всего от хазар. Относительное же большинство – 24% – носит гаплогруппу I, характерную для северной Европы.
nazaccent.ru
Чувашия, Древний тюркский парод в сердце России
Проживающие в европейской части России чуваши имеют древние тюркские корни. Территория современной Чувашии когда-то принадлежала государству Волжских булгар, а с XVI в. эти земли вошли в состав Российского государства. На долю чувашей выпало немало испытаний, но бережное отношение к своим традициям позволило им сохранить свою культурную самобытность.
В ЦЕНТРЕ КВАДРАТНОГО МИРА
В чувашской мифологии земля квадратная и чуваши заселяют ее центральную часть, возле поддерживающего небосвод священного «древа жизни», а по краям небо держат четы столба — золотой, серебряный, медный и каменный.
Чувашия действительно занимает срединную часть — только не мифологической страны, а европейской части России.
Чуваши — тюркский народ, сочетающий в своем антропологическом типе элементы европеоидной и монголоидной рас. Исследователи указывают, что в так называемое предбулгарское время (до VIII в.) на территории современной Чувашии и в целом в Среднем Поволжье этнический состав населения был весьма неоднороден. Здесь присутствовали волжско-финские, пермско-финские народности с пришедшими из Западной Сибири угорскими и угро-самодийскими племенами, а также группами индоиранского (сармато-аланского) культурного круга. В X—XIII вв. на берегах Волги и Камы сформировалось государство Волжских булгар, куда наряду с булгарами входили суварские и местные финно-угорские племена — предки марийцев, мордвы и удмуртов.
В XIII в. эти земли были завоеваны монголо-татарами. Следующие за нашествием события (образование и распад Золотой Орды, возникновение затем Казанского, Астраханского и Сибирского ханств) способствовали дальнейшим передвижениям народов Волго-Уральского региона и ускорили образование отдельных этносов, в том числе чувашского.
В чувашских сказаниях сохранилась легенда о том, что последняя царица этого народа, Пике (XVI в.), самолично попросила защиты от татар у Ивана IV Васильевича Грозного (1530-1584 гг.). Так или иначе, но в 1551 г. действительно часть чувашских владений — Горная сторона — перешла под юрисдикцию Российского государства. Позднее к ним присоединились и жители Луговой стороны. На землях Чувашии выросли города, среди которых уже тогда выделялся город Чебоксары. Наряду с ним значимыми центрами являлись Алатырь, Цивильск, Ядрин. Ко II половине XVI в. чуваши вернулись на свои покинутые из-за набегов татар южные и юго-западные территории. Однако центром консолидации нации по-прежнему оставалась правобережная часть среднего течения Волги, к концу XVIII в. здесь проживало более 66,5% чувашей.
На сегодняшний день чувашскую народность принято подразделять на три этнографические группы, которые традиционно расселились в разных частях Чувашии. Это верховые и средненизовые чуваши, обитающие соответственно на северо-западе и северо-востоке региона. Низовые чуваши расселяются на его юге и за пределами Чувашской Республики. Современные чуваши в значительном количестве (около 100 000 чел.) проживают также в Татарстане и Башкортостане, в Ульяновской и Самарской областях РФ. Это пятая по численности народность нашей страны.
Территория Чувашской Республики находится на севере Приволжской возвышенности, относящейся к одной из крупнейших равнин Земли — Восточно-Европейской. Естественной границей региона является река Волга: почти вся Чувашия находится на ее правом берегу, за исключением части Чебоксарского района. Современный рельеф Чувашии сформирован в основном деятельностью многочисленных рек. На этой территории нет сильных перепадов высот: встречаются возвышенные участки и понижения, глубокие овраги, дюнные всхолмления и заболоченные низины.
Форма территории Чувашии вытянута с севера на юг. Она охватывает зоны лесостепи и южной тайги. Основные лесные массивы находятся в Присуръе и Заволжье.
ЧУВАШСКИЙ КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОБИЛЬ
Начиная с древних времен чуваши придают большое значение обеспечению достойной старости своим родственникам и воспитанию подрастающего поколения в духе национальных традиций. В Чувашии более низкий, чем в среднем по России, уровень преступности.
Чуваши — народ с давней традицией земледельческой культуры: земледелие, а также животноводство, пчеловодство, выращивание хмеля и обрабатывающие направления (переработка дерева, кожи, шерсти, волокна, сала и т. п.) стали основой хозяйства. Среди отраслей промышленности в Чувашии с XIX в. лидировала деревообработка. Одним из главных видов народного искусства являлась вышивка, в особенности шелком. Орнамент вышивки имел множество видов и смыслов, обозначая гармонию, трудолюбие, отвагу и множество прочих качеств.
Присоединение к России принесло чувашам новые налоги и повинности. Постепенно все управляющие посты стали занимать русские ставленники. Усугубил положение указ Петра I (1682-1725 гг.), по которому все чуваши были приравнены в правах к государственным крестьянам. Такое положение породило многочисленные недовольства. Чувашские крестьяне активно участвовали в народных волнениях, включая разинские и пугачевские восстания. А в 1842 г. чувашские и марийские крестьяне устроили собственный вооруженный бунт (Акрамовская война).
Ассимиляция чувашей в христианскую культуру шла тяжело, даже несмотря на различные поблажки и привилегии, вводимые правительством для добровольно сменивших веру. Традиционные верования долго не сдавали своих позиций. Ситуация усугублялась и тем, что старославянский язык церковных служб был очень далек от родного языка чувашей, относящегося к булгарской подгруппе тюркских языков.
На протяжении XVIII—XIX вв. Чувашия побывала частью Казанской, Нижегородской и Симбирской губерний. В XX в. для ее включения на правах автономной области в состав Советского государства многое сделал чувашский политический деятель Даниил Семенович Эльмень (1885-1932 гг.). 24 июня 1920 г. была образована Чувашская автономная область, которая к 1925 г. была преобразована в Чувашскую АССР со столицей в Чебоксарах.
Чебоксары являются самым крупным городом республики, признаннным в 2001 г. «самым благоустроенным городом России». В его исторической части есть местный аналог московского Арбата — пешеходный бульвар купца и мецената Прокопия Ефремовича Ефремова (1821-1907 гг.), сохранился самый старый храм Чувашии и единственный из дошедших до нас храмов XVII в. — Введенский собор (1657 г.). Но часть исторических зданий (город основан в 1469 г.) оказалась затопленной в связи со строительством Чебоксарской ГЭС: к 1987 г. на месте нескольких кварталов старого центра образовался залив.
В Чебоксарах находится музей легендарного красноармейского командира Василия Ивановича Чапаева (1887-1919 гг.), родившегося в селе Будайка Чебоксарского уезда, которое в настоящее время входит в состав города.
Особой достопримечательностью города можно назвать Чебоксарский завод промышленных тракторов, который во второй половине XX в. принес городу звание одного из крупнейших в мире производителей тракторной техники.
В 5 км от столицы находится Новоче-боксарск — город-спутник, второй по величине в республике. Был основан при химическом комбинате в 1960 г. Он также стоит на водохранилище, образовавшемся при строительстве Чебоксарской ГЭС (части Волжского каскада гидроэлектростанций).
На месте города Алатырь еще до строительства русской крепости Иваном Грозным в 1552 г. было поселение эрзян, долгое время это был русский город с частью мордовского населения, но в 1925 г. его присоединили к Чувашии. Алатыр-ский собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703 г.) и Николо-Знаменская церковь (1770 г.) являются памятниками федерального значения.
В настоящее время в республике активно развивается машиностроение, металлообработка, химическая и легкая промышленность. В Чувашии производится более 88% ткацких станков и более 22% бульдозеров по России. Однако развитая промышленность делает Чувашию одним из неблагополучных регионов РФ с точки зрения экологии. Поэтому решение экологических задач стоит в числе приоритетных направлений развития Чувашии, так же как строительство дорог, благоустройство городов и деревень.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
■ Для чувашей всегда много значила семья. Муж и жена были равноправны: женщина — божество в доме, а мужчина — его царь. Существовал запрет на выбор пары из числа родных вплоть до седьмого колена. Чем старше невеста, тем она ценнее. Чтобы дети были трудолюбивы, пуповину мальчиков резали на топорище, а девочек — на ручке серпа.
■ Чувашские мифы сохранили представление о том, что в давние времена на земле существовала одна вера и единый язык, а впоследствии единство распалось на 77 народов, у каждого из которых — своя вера и собственный язык.
■ Чувашский является единственным живым из группы булгарских языков, которые считают древнейшей формацией тюркской языковой группы. Для верхового диалекта характерно «оканье», а для низового — «уканье». Первый букварь чувашей увидел свет в 1881 г.
■ В мифологии каждого народа есть собственные представления о конце света. По чувашским мифам, он наступит, когда воды мирового океана, постоянно разрушающие берега четырехугольной земли, дойдут до центра квадрата, т. е. до владений чувашей.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
■ Природные: озера Аль, Сюткюль, Кюльхири, Светлое, Бездна, Белое, Чёрное, Большое Лебединое; Национальный парк «Чаваш Вармане» (1993 г.), Присурский заповедник, парк «Роща Гузовского»; дуб-кереметь (480 лет; из реестра старовозрастных деревьев России).■ г. Чебоксары: Введенский собор (1657 г.), церковь Михаила Архангела (1702 г.), ансамбль Свято-Троицкого монастыря (XVII—XVIII вв.), музей Чапаева (1974 г.), бульвар Ефремова, культурно-развлекательная зона Чебоксарский залив (1996 г), скульптура Мать-покровительница (самый крупный монумент Чувашии), мемориальный парк «Победа», памятник первому серийному трактору Т-330, художественный и национальный музеи.■ г. Алатырь: собор Усекновения головы Иоанна Предтечи (1703 г.), собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г.), Николо-Знаменская церковь (1770 г.), дом купца Антонова (1859 г.), казначейство (сер. XIX в.), земская управа (сер. XIX в.), производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г.), Казённый винный склад (1898 г.).■ г. Цивильск: Тихвинский богородский православный женский монастырь (XVII в.), собор Троицы Живоначальной (1734 г.).■ д. Тигашево: археологический комплекс — поселение волжских булгар (Х-ХII вв.).■ д. Шоршелы: Музей космонавтики (с 1972 г.; родина космонавта Андрияна Григорьевича Николаева, 1929-2004 гг.).