Пергамент древний. Особенности производства западноевропейской книги в Средние века. Пергамент. Бумага
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Значение словосочетания «древний пергамент». Пергамент древний


Папирус и пергамент

18.07.2015 г. | Сторчевой С.В.
Папирус и пергамент

 С самого начала своего существования люди стремилось основные моменты истории запечатлеть в письменном виде. При этом неважно было, какие будут использованы символические знаки. Предполагалось, что потомки смогут все прочесть. Однако, важен был материал, на котором будет все написано.....

 Современное человечество, пользуясь в нынешнее время бумажной промышленностью, мало задумывается о его прошлом происхождении, а ведь до появления удобной бумаги для печати, блокнотов, тетрадей и т.д. был пройден не малый путь. Кроме глиняных табличек, служивших первоначально для записи, человечество научилось использовать более легкие материалы для письменности — папирус и пергамент.

 Собственно, ПАПИРУС (лат. papyrus, от греч. papyros) — это многолетнее водное растение семейства осоковых. В тропической Африке, по берегам рек и озер. Из стеблей (высота до 5 м) в древности изготовляли ткани, обувь, плоты, челноки и т. п. Изготовлявшийся в древности и раннем средневековье писчий материал из стеблей папируса. Название «папирус» переносилось и на рукопись на этом материале. Тексты папирусов изучаются папирологией, египтологией, семитологией.

 Обширные заросли папируса в долине Нила с древних времен использовались египтянами в самых различных целях. В Древнем Египте папирус считался царским растением, его специально выращивали. Стебли папируса шли в пищу, из них изготавливали ткани, циновки, плоты. В начале третьего тысячелетия до н. э. из папируса стали делать писчий материал. Для его изготовления стебли папируса разрезали на узкие продольные полосы, которые выкладывали в виде листа, и спрессовывали. Высушенные листы склеивали в свиток. Папирус имел почти белый цвет, но со временем темнел и терял прочность.

 Боле прочным материалом для письма служил пергамент. ПЕРГАМЕНТ (нем. Pergament, от греч. Pergamos — название г. Пергам, где во 2 в. до н. э. широко применялся пергамент), — это кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Он использовался не только для письма, но и для изготовления музыкальных инструментов (напр., барабанов), некоторых деталей машин (напр., гонков ткацких станков), а также как жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей.

 Пергамент — материал для письма из недубленой кожи животных. По свидетельству греческого историка Ктесия в 5 веке до н. э. кожа животных употреблялась в качестве материала для письма у персов. Из Персии секреты изготовления пергамента пришли в Грецию, где для письма стали использоваться обработанные овечьи и козьи шкуры. Как материал для письма, пергамент отличается удобством использования, прочностью и долговечностью. Именно на пергаменте традиционно записывались священные книги иудеев и христиан. Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) можно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами (палимпсест), и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.

www.pdsem.mrezha.net

Журнал - Интернет-журнал "Филолог" - 1530336996

Главная > Выпуск № 18 > Из истории допечатной книги. Статья третья

Лариса Фёдорова

 

Из истории допечатной книги

Статья третья

 

8. Книги на пергаменте.

 

Пергамент – это недублёная кожа, выделанная из шкур молодняка крупного и мелкого рогатого скота (телят, ягнят, козлят), реже – из свиных шкур. В Риме этот материал часто назывался мембрана, а изготовители — мембранариями.

 

По свидетельству греческого историка V в. до  н. э. Ктесия, кожа уже в то время употреблялась в качестве материала для письма у персов. Оттуда она под именем дифтера перешла в Грецию, где для письма употреблялись обработанные овечьи и козьи шкуры.

 

Название произошло от именования столицы Пергамского царства Пергам. Город основали в XII в. до н.э., столицей он являлся в III - II вв. до н.э.

 

 

Реконструкция древнего Пергама

 

Это был один из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров того времени. Из памятников культуры следует отметить библиотеку, немногим уступавшую только Александрийской. Пергамская библиотека была основана во II веке до нашей эры царем Эвменом II (197 - 158 гг. до н.э.). Археологи нашли место, где располагалась библиотека,— это было круглое, 45-метровое в окружности хранилище рукописей и большой читальный зал. Здание библиотеки было обращено окнами на восток. По словам выдающегося архитектора античности Витрувия, это предохраняло книги от плесени, которая легко появлялась при влажных южных и западных ветрах, а также улучшало естественное освещение читального зала в утренние часы, когда обычно в библиотеке занимались читатели.

 

С изобретением одного из самых распространённых материалов для письма, каковым оказался пергамент (можно встретить и другое название: в работах по истории и источниковедению обычно пергамен – от лат. pergamen), связана история, рассказанная Плинием. По его свидетельству, царь Эвмен II решил создать в Пергаме библиотеку, которая была бы не хуже знаменитой Александрийской. Египетский царь Птолемей V специальным указом запретил вывозить из Египта и продавать папирус, который до этого момента был самым распространенным материалом для письма на всем Средиземноморье. Тогда в Пергаме в результате поисков замены папирусу и изобрели пергамент (в дальнейшем называемый «Пергамская харта»).

 

Правдоподобность этого рассказа учёные подвергают сомнению. Скорее всего, пергамские мастера владели особыми секретами, благодаря которым им удавалось изготовлять писчий материал, превосходивший по своим свойствам папирус.

 

Производство пергамента было очень трудоёмким процессом. Сырую шкуру вначале вымачивали в воде, чтобы она размякла, и удаляли наиболее грубый и жесткий волос. Потом вновь вымачивали, добавив известь или золу. Делалось это для того, чтобы от шкуры легче отставали остатки мяса и шерсти. Через несколько (от 3-х до 10) дней после такой обработки и промывания водой шкуры натягивались на рамы, и мастер, пользуясь специальным скребком в виде полумесяца, убирал оставшуюся шерсть с одной стороны и остатки мяса — с другой.

 

 

Сушили шкуры при постепенном растягивании, а затем шлифовали и выглаживали пемзой.

 

При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету. Для отбеливания пергамента в него также втирали муку, белки или молоко.

 

 

Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился. Самый тонкий пергамен изготовлялся из кожи еще не родившихся ягнят.

 

 

В пергаменте различают две стороны — белую и гладкую (бывшая внутренняя сторона шкуры) – и более грубую, имеющую желтоватый цвет (бывшая наружная, покрытая волосами сторона шкуры). Однако далеко не во всех сохранившихся образцах можно заметить различия сторон.

 

В эпоху раннего средневековья изготовлением пергамента занимались почти исключительно монахи: книги переписывались в монастырях, и в них же производился необходимый писчий материал.

 

Пергамент был значительно дороже папируса. Чтобы изготовить из него большую книгу, требовалось зарезать целое стадо животных, а одна книга могла стоить столько же, сколько стоило целое поместье. Так, например, для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных.

 

Преимущества пергамента были неоспоримы: он более гибкий, не ломался на сгибах, значительно более долговечен, прочен, свитки из него от частого перематывания или изменения условий хранения не разрушались; писать можно было на обеих сторонах, не опасаясь «проявления» чернил на обратной стороне.

 

Всё это содействовало созданию и распространению книг в более удобной форме, чем свиток, – кодексов (кодекс – книга, составленная из отдельных листов, скрепленных вместе; см. статью 1). Любопытна история этого слова. В переводе с латыни оно обозначает ствол дерева, бревно, чурбан. Греки и римляне нередко использовали для записей деревянные дощечки с воском (см. Книги на восковых дощечках). Пергамент легко складывался: несколько пергаментных листов складывали, разрезали, сшивали и получали книгу из 4—6 листов. В сложенном виде он напоминал именно такую дощечку, что и послужило основанием для названия. Обложки книг (тоже пергаментные) часто натирали кедровым маслом — для предохранения от порчи насекомыми. Кодексы можно было перелистывать, каким-то образом отмечать места, к которым нужно возвратиться, – для цитирования, например, что было важным в юридической и церковной практике. Кодекс из пергамента имел также и то преимущество, что деление сочинения на части («книги») не требовало отдельных свитков — все могло уместиться в одной книге, занимавшей гораздо меньше места, чем несколько свитков. Таким образом, кодекс был гораздо более удобным в пользовании. Эта форма книг существует до настоящего времени.

 

Пергамент хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства.  Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет и писали на нём золотой или серебряной пылью, растертой с водой и клеем. Примером такой книги может служить «Серебряный кодекс» – перевод Библии на готский язык, датируется VI в. Написан на пурпурном пергаменте серебром. Хранится в Швеции. Содержит текст Четвероевангелия.

 

 

Страница из «Серебряного кодекса»

 

 

Переход к форме кодекса значительно облегчил переписывание книг: с листом пергамента работать было гораздо проще, чем со свитками.

 

В средние века копирование каждого кодекса осуществлялось отдельным переписчиком. Дорогостоящий материал и индивидуальное каллиграфическое переписывание делало саму книгу дорогой и редкой. Переписка книг считалась очень важным, «богоугодным» делом, и монахи-копиисты освобождались от всех других работ в монастыре.

 

 

Пергаментный манускрипт VII в. н.э.

 

Дороговизна удобнейшего в то время для письма материала вызывала его постоянную нехватку, и в Средние века монахи-переписчики нередко смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется палимпсестом.

 

В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо. Так, большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, но сохранились и пергаментные версии.

 

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.

 

9. Книги на восковых дощечках

 

Дощечки, в которых сделаны углубления, куда заливался воск, (церы) использовались греками и римлянами для записей, которые не были предназначены для длительного хранения. На них писали черновики, записки, счета, расписки и даже письма. Привозимый из далёкого Египта папирус стоил дорого. Он шел только на книги.

 

Для письма служила металлическая или костяная палочка — стиль (лат. stilos), с одного конца острая, а с другого закругленная. Острым концом выцарапывали запись по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно. Отсюда пошло выражение: у него хороший стиль, то есть он хорошо пишет. И это несмотря на то, что палочки для письма давно вышли из употребления.

 

 

Таблички были выгодны не только из-за своей «дешевизны», но и потому, что могли служить очень долго. Написав письмо на восковой табличке, грек или римлянин обыкновенно получал ее обратно — с ответом. Можно было бесчисленное множество раз сглаживать тупым концом стиля написанное и писать снова.

 

Школьника тех времен надо представить себе сидящим, положив ногу на ногу. На колене двухстворчатая восковая дощечка. Левой рукой он придерживает ее, правой пишет под диктовку учителя. Ни один школьник не обходился без восковой таблички, привешенной к поясу. Множество таких табличек нашли у церкви святого Якова в городе Любеке (Германия). Кстати, здесь же нашли большое количество стилей, ножичков для подчистки пергамента и палочек, которые употреблялись для битья школьников по пальцам.

 

Восковые дощечки употребляли не только школьники: монахи отмечали в них порядок церковных служб, поэты писали на них стихи, купцы — счета, придворные щеголи — записочки к дамам или вызовы на дуэль. У одних это были неказистые буковые дощечки, обтянутые снаружи для прочности кожей и покрытые внутри грязным воском, смешанным с салом. У других это были изящные таблички из красного дерева. В Париже в XIII веке был даже особый цех мастеров, делавших таблички.

 

 

Портрет девушки со стилем и церами (предположительно юной Сапфо)

 

Но известны и восковые книги, вернее книжечки. По некоторым свидетельствам, они использовались даже в середине XVIII в.

 

Книжечка состояла из нескольких дощечек с выструганной серединой, в которую заливался растопленный воск желтого или чёрного цвета. В двух углах просверлены дырочки; в них продеты шнурки для скрепления дощечек. Конечно же, первая и последняя дощечки с наружной стороны воском не покрывались.

 

                         

 

Безусловно, время не пощадило книги на воске – мы имеем лишь то, что найдено учёными-археологами, например, в Помпее, где книги оказались внезапно засыпанными пеплом.

 

В 2000-ом году подобная находка была обнаружена и в России при проведении раскопок в Новгороде. Это были три дощечки размером 19 х 15 см, изготовленные из липы, толщиной в один сантиметр, скрепленные между собой. Две внешние церы– своеобразные обложки с изображением креста; на внутренней стороне – текст на воске. Между ними – дощечка с двусторонним текстом. Это была «Новгородская Псалтырь», созданная в конце X – начале XI в.

 

 

«Новгородская псалтырь»

 

Конечно, она сохранилась плохо: лучше сохранилась первая дощечка деревянного кодекса, а на других большие куски текста обвалились и дошли до нас в виде осыпи восковых кусочков с отдельными буквами или группами букв. При реставрации пришлось воск перенести на другую основу, потому что под снятым воском на дощечках обнаружили едва различимые процарапанные тексты, которые требовалось сохранить для дальнейшего изучения. Других свидетельств обнаружения в России книг на воске нет.

 

10. Книги на бересте.

 

Общеизвестен факт, что на Руси в качестве материала для письма широко использовалась берёста – наружная часть коры березы из которой делались пластины. Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Для написания букв использовался костяной стерженек – писало. В ушко стерженька продергивалась тесемка, чтобы подвешивать к поясу. В старину люди посылали друг другу берестяные письма – грамоты: письмо заказчика, письмо жены к мужу, т.е. будничные записи: «Поклон от Петра к Марье…» и т.п.

 

 

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. В настоящее время их найдено более тысячи.

 

Но существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. Так, в обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях (пергаменте – Л.Ф.) писаху, но на берестех» – писал Иосиф Волоцкий.

 

Из берёсты создавали и книги-свитки, и книги-кодексы. Берестяные книги наибольшее распространение получили у народов Северной Индии. Но они, датированные IX веком н. э., немногочисленны.

 

Интересен следующий факт. В Институт истории новосибирского Академгородка был передан необычный манускрипт под названием «Стихосложения». Рукопись исполнена на шелковистой бересте тончайшей выделки. Подарок сродни сенсационным находкам при раскопках в Новгороде, однако сибирская берестяная книга создана не в древние времена, а в наши дни в одном из старообрядческих селений на Нижнем Енисее. Оказывается, и теперь еще пишут на бересте, а традицию использования ее для письма принесли в Сибирь первопроходцы.

 

Как смогли убедиться читатели, в цикле «Из истории допечатной книги» представлены наиболее интересные, на наш взгляд, сведения о материалах, на которых писались книги. Хочется надеяться, что эти сведения окажут помощь учителю в разработке дидактических материалов для использования на уроках, а также во внеклассной работе.

philolog.pspu.ru

Значение словосочетания ДРЕВНИЙ ПЕРГАМЕНТ. Что такое ДРЕВНИЙ ПЕРГАМЕНТ?

Значение слова не найдено

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Я уже понял, что не приходить больше — это что-то отрицательное. Помоги мне понять насколько?

Довольноплохо

Неприятно, ножить можно

Предложения со словом «древний пергамент»:

  • А на истории — раскапывать скифские курганы, искать стрелы, щиты, копья и разгадывать древние пергаменты.
  • — Помните, в древнем пергаменте сказано, что лишь тот овладеет сокровищем, кто сможет проникнуть в тайну.
  • Достал и показал спрятанную в тайнике шкатулку, внутри которой находился древний пергамент, подтверждающий старинную историю.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

Особенности производства книги в средневековой Европе. Пергамент. Бумага

Монах-переписчик за работой. Блейд, Уильям: Пятикнижие печати с главой о судьях (1891) Источник: wikimedia.org 

В наследство от эпохи Средневековья нам досталось огромное количество предметов искусства, в т.ч. и рукописей, зачастую совершенно не похожих друг на друга. Но не нужно забывать, что их финальная красота — это в первую очередь результат мастерства тех, кто над ними работал. В контексте цикла статей, посвященных производству книги в Средние века, коснемся его первой стадии — изготовления пергамента и бумаги.

 

До XIII в. изготовлением книг занимались исключительно монахи: они взяли на себя весь процесс, начиная от выделки кожи и заканчивая украшением страниц. Но с появлением университетов в Европе возникла большая потребность в новых книгах, а значит, и в ценном и прочном пергаменте. Тут-то и подключились горожане-ремесленники — очень быстро они начали объединяться в цеха и открывать новые мастерские. Светские ремесленные мастерские не стали заменой монастырским — оба типа ателье сосуществовали на протяжении долгого времени.

Чтобы не создавать друг другу ненужной конкуренции, было выработано правило: «светские писцы могли переписывать книги только на национальном языке, а латинские кодексы остались специальностью духовенства». И это достаточно логично: поскольку на национальных языках писалась в основном литература светского содержания, такие книги производили светские ремесленники. А вот на латинском языке писали, как правило, книги религиозные, требующие особенно вдумчивого подхода и контроля качества работы, которым могли похвастаться монастырские мастерские.

Тогда была придумана хитрость, убыстряющая процесс изготовления рукописи, — палимпсесты.

Не секрет, что главный материал, из которого изготавливали страницы средневековых рукописей, это пергамент. Вплоть до XII в. книги вообще писали исключительно на пергаменте, а когда в XIII в. появилась бумага, он совершенно не потерял своей значимости. Пергамент и бумага быстро поделили сферы применения и четыреста лет существовали параллельно, можно сказать, в мире и согласии.

Пергамент был дорогим добротным материалом и использовался для создания богослужебных книг и роскошных рукописей. Бумага была менее прочной, но значительно более дешевой, поэтому рукописи, написанные на бумаге, имели большой спрос среди населения со скромным достатком или среди студентов. На бумаге писали и все остальные книги, которые пользовались широким спросом и не нуждались в длительной сохранности.

Изготовление пергамента, основного материала для книги, было весьма трудоемким делом. Как же всё происходило? Сначала нужно было заняться выделкой. Для этой цели использовались шкуры баранов, телят, кроликов, белок.

Помимо исследователей мало кто знает, что самый дорогой и нежный пергамент, «девичья кожа», производился из шкурок еще не родившихся ягнят.

Полученную шкуру следовало несколько дней отмачивать в бочке с известкой, далее очистить от волосков, снова отмочить в извести. После этого можно было натянуть шкуру на раму и произвести вторичную окончательную очистку с помощью специального скребка. Будущий пергамент отбеливали и обезжиривали свинцовыми белилами, выглаживали пемзой. После всех этих манипуляций получался ровный белый лист, на котором могли писать с одной либо с двух сторон. Пергамент использовался для создания богослужебных книг и роскошных рукописей

luisclx / pixabay.com (CC0 1.0)

Долгий процесс, не правда ли? А новые книги нужны были постоянно (за всю историю Средневековья спрос на них только увеличивался). Тогда была придумана хитрость, убыстряющая процесс изготовления рукописи, — палимпсесты. В рукописях-палимпсестах старый текст соскабливали с пергаментных страниц и заменяли новым. Стоит ли говорить, что из-за этого метода были уничтожены многие древние рукописи? Труды античных философов и историков усердно заменяли сочинениями отцов церкви, что было особенно распространено в монастырских мастерских. На наше счастье, сегодня ученые могут прочитать некоторые из первоначальных текстов, используя чувствительную фотопленку и химический анализ чернил.

Процесс производства бумаги также был трудоемким, требовал большого количества сырья и воды, хоть и был дешевле, чем процесс производства пергамента. Так называемые бумажные мельницы — мануфактуры, производящие бумагу, получали ее из хлопковых очесок и деревянных опилок. Сначала сырье нужно было очистить от грязи, затем раздробить в жерновах до однородной кашицы, отбелить. Заключительные этапы — формование в специальных рамках, а затем проглаживание и сушка получившихся листов бумаги.

Итак, изготовление материала для страниц средневековых рукописей оказалось делом непростым, но очень интересным. Что же было потом? Как в конце концов получалась законченная рукопись, украшенная прекрасным каллиграфическим письмом и сотнями разноцветных миниатюр? Дальнейшие этапы работы над книгой стоят отдельного разговора, и я обязательно расскажу вам о них в следующих статьях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

sciencepop.ru

Пергамент - это... Что такое Пергамент?

  • ПЕРГАМЕНТ — (греч.). Кожа некоторых животных, выделанная особым образом и употребляемая для барабанов, переплета книг, а в древности и для писания на нем; название свое получал от города Пергама, где усовершенствовали способ его приготовления. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЕРГАМЕНТ — (от названия древнего города Пергам, где во 2 в. до нашей эры начали изготовлять пергамент, служивший материалом для письма). Различают пергамент: животный недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и из свиных, используется для… …   Современная энциклопедия

  • ПЕРГАМЕНТ — (нем. Pergament от греч. Pergamos название г. Пергам, где во 2 в. до н. э. широко применялся пергамент), 1) недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Используется для изготовления музыкальных инструментов (напр.,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пергамент — Пергамент, О. Я. (1868 1909) конституционалист демократ. Выдающийся юрист. В 1905 г. был выбран председателем совета присяжных Одесского округа и в том же году сослан в Пермскую губернию. На выборгском процессе 1906 г. Пергамент был одним из… …   1000 биографий

  • пергамент — См …   Словарь синонимов

  • Пергамент — (от названия древнего города Пергам, где во 2 в. до нашей эры начали изготовлять пергамент, служивший материалом для письма). Различают пергамент: животный недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и из свиных, используется для… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, пергамента, муж. 1. только ед. Кожа животных, обработанная особым образом, употребляемая для изготовления барабанов и труб, в древности, до распространения бумаги, широко применявшаяся как материал для письма. 2. Древняя рукопись,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, телячья и другая кожа, приготовленная для письма; она заменяла бумагу, а ныне идет на грамоты и пр. Пергаментный свиток, из пергамента, харатейный. Пергаментщик, выделыватель пергамента. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Пергамент — (от нем. pergament < греч. pergamenos < pergamos г. Паргам в Малой Азии) 1) особо выделанная, очищенная кожа животных, применявшаяся в древности в качестве материала для письма; 2) прочный, похожий на бумагу материал, изготавливаемый из… …   Реклама и полиграфия

  • Пергамент — Пергамент, материал для письма из обработ. специальным способом кожи животных. Для удаления шерсти шкуру сначала замачивали в растворе извести, затем скоблили, потом мыли, сушили, распяливали и мяли, чтобы сделать эластичной. Такой способ выделки …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, а, муж. 1. Писчий материал из телячьей кожи, распространённый до изобретения бумаги, а также рукопись на таком материале. 2. Особо обработанная кожа молодых животных, применяемая в технике и для изготовления музыкальных инструментов.… …   Толковый словарь Ожегова

  • drevniy_mir.academic.ru

    Пергамен - это... Что такое Пергамен?

    Перга́мент, уст. пергамен (нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергам) — материал для письма из недублёной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.

    Этимология

    Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение. В речи историков иногда употребляется написание «пергамен», от лат. Pergamen.

    Происхождение

    С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы (Сефер Тора).

    На более распространённом виде пергамента «клаф» (лат. vellum) пишутся также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.

    По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

    По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. египетские цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

    Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) возможно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами (см. палимпсест), и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.

    Изготовление

    Изготовление пергамента, Германия, 1568г.

    В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергамене, и в средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.

    Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen) и веллум (лат. vellum, также велен, от франц. velin). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велен шли шкуры новорожденных и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.

    Пергамен был толще и грубее велена, но раннее средневековье практически не знало велена, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.

    Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.

    После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.

    При последней операции в пергамен втирался меловой порошок, впитывающий жир, не удалённый при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамен более светлым и однородным по цвету. К писцам и художникам пергамен поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради.

    В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писанная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергамене, выделка которого представляет своего рода совершенство. Кроме белого, употреблялся иногда для особенно роскошных рукописей цветной, всего чаще фиолетовый пергамен, на котором писали серебром и золотом. Таков, например, Codex argenteus — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергамене серебром и хранится в Швеции, в Упсале. Также в Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, писанное золотом по фиолетовому пергамену — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры. Реже употреблялся жёлтый пергамен (codex crocatus; от crocus — шафран) или чёрный.

    См. также

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Пергамент - это... Что такое Пергамент?

  • ПЕРГАМЕНТ — (греч.). Кожа некоторых животных, выделанная особым образом и употребляемая для барабанов, переплета книг, а в древности и для писания на нем; название свое получал от города Пергама, где усовершенствовали способ его приготовления. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЕРГАМЕНТ — (от названия древнего города Пергам, где во 2 в. до нашей эры начали изготовлять пергамент, служивший материалом для письма). Различают пергамент: животный недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и из свиных, используется для… …   Современная энциклопедия

  • ПЕРГАМЕНТ — (нем. Pergament от греч. Pergamos название г. Пергам, где во 2 в. до н. э. широко применялся пергамент), 1) недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Используется для изготовления музыкальных инструментов (напр.,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пергамент — Пергамент, О. Я. (1868 1909) конституционалист демократ. Выдающийся юрист. В 1905 г. был выбран председателем совета присяжных Одесского округа и в том же году сослан в Пермскую губернию. На выборгском процессе 1906 г. Пергамент был одним из… …   1000 биографий

  • пергамент — См …   Словарь синонимов

  • Пергамент — (от названия древнего города Пергам, где во 2 в. до нашей эры начали изготовлять пергамент, служивший материалом для письма). Различают пергамент: животный недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и из свиных, используется для… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, пергамента, муж. 1. только ед. Кожа животных, обработанная особым образом, употребляемая для изготовления барабанов и труб, в древности, до распространения бумаги, широко применявшаяся как материал для письма. 2. Древняя рукопись,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, телячья и другая кожа, приготовленная для письма; она заменяла бумагу, а ныне идет на грамоты и пр. Пергаментный свиток, из пергамента, харатейный. Пергаментщик, выделыватель пергамента. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Пергамент — (от нем. pergament < греч. pergamenos < pergamos г. Паргам в Малой Азии) 1) особо выделанная, очищенная кожа животных, применявшаяся в древности в качестве материала для письма; 2) прочный, похожий на бумагу материал, изготавливаемый из… …   Реклама и полиграфия

  • Пергамент — Пергамент, материал для письма из обработ. специальным способом кожи животных. Для удаления шерсти шкуру сначала замачивали в растворе извести, затем скоблили, потом мыли, сушили, распяливали и мяли, чтобы сделать эластичной. Такой способ выделки …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, а, муж. 1. Писчий материал из телячьей кожи, распространённый до изобретения бумаги, а также рукопись на таком материале. 2. Особо обработанная кожа молодых животных, применяемая в технике и для изготовления музыкальных инструментов.… …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru


    Смотрите также