Реферат История Древнего Египта 4. Доклад история древнего египта
Реферат - История Древнего Египта
Систематическоеи углубленное изучение истории Древнего Египта началось только в XIX веке.
Доэтого помощниками ученых были только библейские данные да произведения греческихи латинских авторов, у которых не было возможности использовать письменныедокументы Египта и которые в своих творениях излагали устную традицию чужогонарода.
Всвоей «Истории» древнегреческий историк Геродот довольно подробноописывает прошлое Египта, подробнее, чем он, например, описывал историювавилоно-ассирийского государства, но вместе с тем его труд носит бессистемныйхарактер.
Геродотпропутешествовал по Нилу от северных до южных границ страны, осматривалстаринные памятники, бывал на полях сражений, разговаривал с египтянами,которые знали греческий язык, о прошлом страны. В ответ же получал отрывочные инередко искаженные сведения, но проверить их у него не было возможности.
Конечно,многие из его собеседников специально преувеличивали подвиги своих предков — из-за гордости за свою страну. Так, например, его заверили, что один изфараонов, которого египтяне называли Сесострисом, проник на северных берегЧерного моря и покорил Скифию.
Однакона самом деле никогда войска египетских фараонов не доходили до Черного моря.
Вместес тем, многие сведения Геродота представляют собой большой историческийинтерес.
ВI-II вв. н. э. греческий писатель Плутарх посвятил вопросам египетской религиицелую книгу, которую назвал «Об Исиде и Осирисе».
Интереск прошлому Египта значительно усилился после того, как в 332 г. до н. э. он былзавоеван Александром Македонским и туда переселилось большое количество греков.Египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Египетскуюисторию», в которой дал хронологическую схему и по ней разложил рядсобытий истории Египта, перемешивая реальные факты с мифами.
Ипозже историкам приходилось пользоваться источниками подобного рода.
Вместес тем, в Египте сохранились многие исторические памятники — пирамиды, храмы,колоссы, обелиски, которые тоже немало могла рассказать о прошлом этой страны.
Крометого, нередко эти памятники были покрыты письменами, но в течение долгоговремени прочитать их никому не удавалось. И только в 1822 г. французский ученыйФ. Шампольон обнаружил ключ к чтению египетских иероглифов, что продвинулоисторическую науку о Египте вперед.
Чтоже касается памятников — пирамид, храмов и т. д. — то и здесь были некоторыепроблемы. Ведь большинство из них оказалось занесенными песком. Нужны были раскопкидля их открытия.
Современем были вскрыты целые города, а также скальные гробницы, в которых ссередины II тысячелетия до н. э. хоронили египетские фараонов. В отличие отпирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению, скальные гробницыделали под землей и засекречивали.
Хотяи эти гробницы в большинстве своем оказались все равно ограбленными. Уцелелатолько одна из них — гробница Тутанхомона (XIV в. до н. э.), которая английскимархеологом Г. Картером была обнаружена в долине царей (к западу от г. Фивы) в1922 г. В одной из четырех камер этой гробницы оказалась мумия самого царя — болезненного девятнадцатилетнего юноши. Положен он был в золотой саркофаг,который в свою очередь был последовательно вставлен в семь других гробов, сделанныхиз золота, камня и дерева. Поскольку в гробницу не поступал воздух, тампрекрасно сохранились даже венки и букеты из васильков и лотосов, которыепролежали в ней 3300 лет.
Впоследние десятилетия много внимания археологии уделяет и местная наука. Так,например, в 1954 г. египетский археолог М. З. Гонейм откопал пирамиду, вкоторой был погребен малоизвестный фараон III династии Сехемхет (XXVIII в до н.э.)
Ксожалению, саркофаг этого фараона, который был вырезан из полупрозрачногозолотистого алебастра, оказался пустым. Поскольку следов ограбления не былообнаружено, ученые посчитали, что мумию фараона при захоронении спрятали вкаком-то другом, более надежном месте.
Письменность Древнего Египта
Ещев IV тыс. до н. э. в Египте возникает пиктографическое (рисуночное письмо), а кначалу III тыс. до н. э. возникает иероглифика (термин греческого происхожденияи означает «священные письменные знаки», египтяне называли своюписьменность «священной речью»).
Ноуже в период Древнего царства начинают использоваться знаки в упрощенномнаписании, что позднее приведет к возникновению иератического письма, а в Iтыс. до н. э. — демотического (скорописи).
Первоначальноиероглифы обозначали целые понятия, позднее происходит переход к слоговому, ачастично даже к фонетическому письму, т.е. отдельные знаки стали обозначатьслоги и буквы. После закрытия всех языческих храмов по указу римскогоимператора Феодосия Великого (конец IV в. н. э.) египетская письменность быланапрочь забыта.
Расшифрована и вновь прочитана она былатолько в XIX в., после того, как французский филолог Франсуа Шампольон (1790 — 1832) разгадал тайну египетских иероглифов.
Египетские папирусы
Вте времена бумаги еще нигде не было. В Месопотамии писали, например, натабличках из сырой глины, которые потом обжигали. В некоторых странах писали напергаменте. Египтяне же изобрели дешевый и удобный писчий материал, по своимкачествам очень близкий к бумаге, — листы из папируса, которые можно былосклеивать в свитки любой длины. Ученые долгие годы пытались разгадать секретдревних мастеров. Он должен был быть простым, так как папируса требовалосьмного.
Папирусраньше обильно рос в болотистых районах Нижнего Египта, где теперь его нет. Ониграл в Египте огромную роль: из него изготовляли веревки, корзины, картонаж,плетенки, лодки и т.д., но главная ценность — изготовление материала дляписьма. Папирус рос очень быстро, давая новые побеги круглый год. По берегамНила были густые заросли папируса высотой до 2 — 3 метров.
Собиралипапирус ранним утром, затем отвозили в мастерскую. Привезенные стеблискладывали на землю и, прежде чем палящее солнце успевало подсушить их, быстронарезали на большие куски. Затем мастера специальными ножами осторожно сдирализеленую кожицу со стеблей, обнажая мягкую белую сердцевину. Теперь сердцевинунадо было разрезать вдоль на несколько тонких полосок, но очень точно иосторожно. На специальном ровном столе полоски укладывали в ряд, слегкавнахлест, на кусок плотной ткани, тщательно подгоняя друг к другу. Поверхпервого ряда, поперек него, клали второй, точно такой же ряд полосок. Все этопокрывалось тонкой материей хорошо впитывающей влагу, и в течение часа или двухработники непрерывно колотили по ней деревянными молотками, стараясь ничего несдвинуть с места. Затем они осторожно клали на ткань легкий пресс и оставлялина несколько часов. За это время сок, выступивший из папируса, крепко склеивалполоски, и они превращались в сплошной лист тонкой белой бумаги. Когда листпросыхал, его аккуратно нарезали на куски и склеивали в полосы разной длины,обычно от метра до двух, но нередко хозяин мастерской получал заказы и на оченьбольшие папирусы — до двадцати метров. Папирус разглаживали круглыми гладкимикамнями или лопаточками из слоновой кости, чтобы тростниковое перо могло легкодвигаться по нему, сворачивали в трубочки и перевязывали шнурами. На следующийдень его везли на продажу.
Папирус берегли: часто старые записиаккуратно смывались, листок высушивался, и затем опять использовался. Когдалисток папируса исписывали до конца, к нему подклеивали другой. Книгаполучалась все длиннее. Для хранения ее сворачивали в свиток. Некоторые книгиполучались до сорока метров.
Значения слов
Кеме- Черная
Эхнатон- угодный Атону
Ахетатон- Небосклон Атона
реххет — знающий вещи
медунечер — божественная речь
сеш- писать, рисовать
шемсу- («сопровождающий») так именовались спутники, слуги должностных лиц
мореУадж-Ур — («Зелень-Великая») Красное море
неджес- («маленький») человек незнатного происхождения, простолюдин
ахет- сезон, означавший четыре месяца разлива Нила.
В это время сельскохозяйственные работыпрерывались.
Писцы
"… Сделайсяписцом! Он освобожден от повинностей, он охраняем от всяких работ..."
Такнаписано в одном древнеегипетском папирусе, повествующем о том, как отец везетсвоего сына в город, чтобы отдать его в школу писцов. По дороге он подробнорассказывает о различных профессиях и убеждает, что профессия писца из них — лучшая. По его словам, только писцы не платят налогов, только они освобожденыот всех повинностей, напротив, «писец — это тот, кто облагает Верхний иНижний Египет, кто получает от них подати, кто исчисляет имуществовсякого».
Нодля того, чтобы стать писцом, надо было учиться пятнадцать лет. Нужно былоусвоить сложнейшую систему письма, очертания более семи сотен иероглифов,длинные сложные титулы фараона и вельмож и многое другое. Папирус был недешев,и сначала ученики писали на чем-нибудь другом, например на черепках битойпосуды. Писец пользовался всеобщим уважением, и не только как важноеадминистративное лицо, но и как человек образованный — рех хет. Вообще, к своейписьменности египтяне относились с большим почтением, называя ее меду нечер,так как считали, что она дана людям богами. Они старались написать молитву илимудрое изречение везде, где только было уместно. С неменьшим почтениемотносились египтяне к книгам. Они утверждали, что первую книгу написал великийбог мудрости Тот, почитавшийся как покровитель писцов; перед началом работы емувозносили молитву.
При храмах были обширные библиотеки, гдехранились самые разные книги: религиозные, медицинские, литературныепроизведения. Книгами были свитки папируса, которые постепенно разворачивалипри чтении. Хранились они в специальных футлярах. Египтяне писали иероглифами.На стенах гробниц их тщательно вырисовывали и раскрашивали. Писец был настоящимхудожником. Не случайно понятия «писать» и «рисовать»обозначались одинаково. Иероглифические тексты часто сопровождались красочнымикартинками. В книгах иероглифы писали черными чернилами. Отмечая начало новойстраницы, писец наносил первые знаки красными чернилами — отсюда, кстати,происходит известная «красная строка».
Письменность и искусство
Освязи египетского искусства с письменностью нужно сказать отдельно. Нигдебольше изображения и надписи не образуют такого прочного художественногосинтеза, как в Египте. И связь здесь не только декоративная, а более глубокая,обусловленная мировоззрением египтян и их пониманием искусства. Пиктография, тоесть картинное письмо, была общей первоначальной основой и письменности, иискусства Египта. Изображение для египтян — это прежде всего знак. Но знак не внашем понимании — как что-то условное, подсобное, а священный знак-образ,обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета — значилосберечь и увековечить его жизненную силу. Но и надпись — тоже знак.Письменность, как и искусство, была частью религии, делом жрецов; писцысчитались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы. Союзписьменности и искусства обусловлен общностью цели — закрепить и сохранить взнаке жизнь.
Письменностьпроделывала свою обычную эволюцию — от пиктографии к идеографии (где рисунокобозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Каквсегда, изобразительные значки при этом все больше упрощались,схематизировались и в конце концов теряли сходство с предметом. В Египте рановозникло алфавитно-слоговое письмо. Когда ученые в 19 веке взялись за его расшифровку,их сбивало с толку то обстоятельство, что среди схематических «букв»то и дело встречаются изображения не схематические — людей, животных, птиц,различных предметов, очень тонко и точно нарисованные, очень похожие на те,которые встречаются в самих изобразительных композициях. Думали сначала, чтоегипетские иероглифы — это символические письмена-рисунки. Но когда знаменитыйфранцузский ученый-полиглот Шампольон их расшифровал, оказалось, чтоизображения лишь присоединены к слоговому письму в качестве «детерминативныхзнаков», определителей. То есть если, положим, писалось слово со значением«плыть», то перед ним помещали рисунок корабля; если речь шла оплясках — помещали изображение танцовщицы, и т.д. По существу, надобности в этихдополнительных знаках не было — слово и так можно было прочесть. Сохраняязнак-образ, письменность сохраняла родство с искусством. Искусство же в своюочередь сохраняло свою родственность с пиктограммой — и внешнюю и внутреннюю.Что такое все эти вытянутые в «строки» вереницы сцен, опоясывающиестены усыпальниц, как не своеобразна «опись» богатств и деянийвельможи? Насколько деловыми были эти описи, можно судить по тому, что тут женередко приводились и точные цифры рабов и голов скота. Эта рассудочная«деловитость» египетского искусства была, в сущности, обратнойстороной его глубочайшей поэтической наивности; она проистекала из веры вбезусловную реальность художественных образов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта egypt.km.ru/
www.ronl.ru
Реферат - История Древнего Египта
Систематическое и углубленное изучение истории Древнего Египта началось только в XIX веке.
До этого помощниками ученых были только библейские данные да произведения греческих и латинских авторов, у которых не было возможности использовать письменные документы Египта и которые в своих творениях излагали устную традицию чужого народа.
В своей «Истории» древнегреческий историк Геродот довольно подробно описывает прошлое Египта, подробнее, чем он, например, описывал историю вавилоно-ассирийского государства, но вместе с тем его труд носит бессистемный характер.
Геродот пропутешествовал по Нилу от северных до южных границ страны, осматривал старинные памятники, бывал на полях сражений, разговаривал с египтянами, которые знали греческий язык, о прошлом страны. В ответ же получал отрывочные и нередко искаженные сведения, но проверить их у него не было возможности.
Конечно, многие из его собеседников специально преувеличивали подвиги своих предков — из-за гордости за свою страну. Так, например, его заверили, что один из фараонов, которого египтяне называли Сесострисом, проник на северных берег Черного моря и покорил Скифию.
Однако на самом деле никогда войска египетских фараонов не доходили до Черного моря.
Вместе с тем, многие сведения Геродота представляют собой большой исторический интерес.
В I-II вв. н. э. греческий писатель Плутарх посвятил вопросам египетской религии целую книгу, которую назвал «Об Исиде и Осирисе».
Интерес к прошлому Египта значительно усилился после того, как в 332 г. до н. э. он был завоеван Александром Македонским и туда переселилось большое количество греков. Египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Египетскую историю», в которой дал хронологическую схему и по ней разложил ряд событий истории Египта, перемешивая реальные факты с мифами.
И позже историкам приходилось пользоваться источниками подобного рода.
Вместе с тем, в Египте сохранились многие исторические памятники — пирамиды, храмы, колоссы, обелиски, которые тоже немало могла рассказать о прошлом этой страны.
Кроме того, нередко эти памятники были покрыты письменами, но в течение долгого времени прочитать их никому не удавалось. И только в 1822 г. французский ученый Ф. Шампольон обнаружил ключ к чтению египетских иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте вперед.
Что же касается памятников — пирамид, храмов и т. д. — то и здесь были некоторые проблемы. Ведь большинство из них оказалось занесенными песком. Нужны были раскопки для их открытия.
Со временем были вскрыты целые города, а также скальные гробницы, в которых с середины II тысячелетия до н. э. хоронили египетские фараонов. В отличие от пирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению, скальные гробницы делали под землей и засекречивали.
Хотя и эти гробницы в большинстве своем оказались все равно ограбленными. Уцелела только одна из них — гробница Тутанхомона (XIV в. до н. э.), которая английским археологом Г. Картером была обнаружена в долине царей (к западу от г. Фивы) в 1922 г. В одной из четырех камер этой гробницы оказалась мумия самого царя — болезненного девятнадцатилетнего юноши. Положен он был в золотой саркофаг, который в свою очередь был последовательно вставлен в семь других гробов, сделанных из золота, камня и дерева. Поскольку в гробницу не поступал воздух, там прекрасно сохранились даже венки и букеты из васильков и лотосов, которые пролежали в ней 3300 лет.
В последние десятилетия много внимания археологии уделяет и местная наука. Так, например, в 1954 г. египетский археолог М. З. Гонейм откопал пирамиду, в которой был погребен малоизвестный фараон III династии Сехемхет (XXVIII в до н. э.)
К сожалению, саркофаг этого фараона, который был вырезан из полупрозрачного золотистого алебастра, оказался пустым. Поскольку следов ограбления не было обнаружено, ученые посчитали, что мумию фараона при захоронении спрятали в каком-то другом, более надежном месте.
Письменность Древнего Египта
Еще в IV тыс. до н. э. в Египте возникает пиктографическое (рисуночное письмо), а к началу III тыс. до н. э. возникает иероглифика (термин греческого происхождения и означает «священные письменные знаки», египтяне называли свою письменность «священной речью»).
Но уже в период Древнего царства начинают использоваться знаки в упрощенном написании, что позднее приведет к возникновению иератического письма, а в I тыс. до н. э. — демотического (скорописи).
Первоначально иероглифы обозначали целые понятия, позднее происходит переход к слоговому, а частично даже к фонетическому письму, т.е. отдельные знаки стали обозначать слоги и буквы. После закрытия всех языческих храмов по указу римского императора Феодосия Великого (конец IV в. н. э.) египетская письменность была напрочь забыта.
Расшифрована и вновь прочитана она была только в XIX в., после того, как французский филолог Франсуа Шампольон (1790 — 1832) разгадал тайну египетских иероглифов.
Египетские папирусы
В те времена бумаги еще нигде не было. В Месопотамии писали, например, на табличках из сырой глины, которые потом обжигали. В некоторых странах писали на пергаменте. Египтяне же изобрели дешевый и удобный писчий материал, по своим качествам очень близкий к бумаге, — листы из папируса, которые можно было склеивать в свитки любой длины. Ученые долгие годы пытались разгадать секрет древних мастеров. Он должен был быть простым, так как папируса требовалось много.
Папирус раньше обильно рос в болотистых районах Нижнего Египта, где теперь его нет. Он играл в Египте огромную роль: из него изготовляли веревки, корзины, картонаж, плетенки, лодки и т.д., но главная ценность — изготовление материала для письма. Папирус рос очень быстро, давая новые побеги круглый год. По берегам Нила были густые заросли папируса высотой до 2 — 3 метров.
Собирали папирус ранним утром, затем отвозили в мастерскую. Привезенные стебли складывали на землю и, прежде чем палящее солнце успевало подсушить их, быстро нарезали на большие куски. Затем мастера специальными ножами осторожно сдирали зеленую кожицу со стеблей, обнажая мягкую белую сердцевину. Теперь сердцевину надо было разрезать вдоль на несколько тонких полосок, но очень точно и осторожно. На специальном ровном столе полоски укладывали в ряд, слегка внахлест, на кусок плотной ткани, тщательно подгоняя друг к другу. Поверх первого ряда, поперек него, клали второй, точно такой же ряд полосок. Все это покрывалось тонкой материей хорошо впитывающей влагу, и в течение часа или двух работники непрерывно колотили по ней деревянными молотками, стараясь ничего не сдвинуть с места. Затем они осторожно клали на ткань легкий пресс и оставляли на несколько часов. За это время сок, выступивший из папируса, крепко склеивал полоски, и они превращались в сплошной лист тонкой белой бумаги. Когда лист просыхал, его аккуратно нарезали на куски и склеивали в полосы разной длины, обычно от метра до двух, но нередко хозяин мастерской получал заказы и на очень большие папирусы — до двадцати метров. Папирус разглаживали круглыми гладкими камнями или лопаточками из слоновой кости, чтобы тростниковое перо могло легко двигаться по нему, сворачивали в трубочки и перевязывали шнурами. На следующий день его везли на продажу.
Папирус берегли: часто старые записи аккуратно смывались, листок высушивался, и затем опять использовался. Когда листок папируса исписывали до конца, к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения ее сворачивали в свиток. Некоторые книги получались до сорока метров.
Значения слов
Кеме — Черная
Эхнатон — угодный Атону
Ахетатон — Небосклон Атона
рех хет — знающий вещи
меду нечер — божественная речь
сеш — писать, рисовать
шемсу — («сопровождающий») так именовались спутники, слуги должностных лиц
море Уадж-Ур — («Зелень-Великая») Красное море
неджес — («маленький») человек незнатного происхождения, простолюдин
ахет — сезон, означавший четыре месяца разлива Нила.
В это время сельскохозяйственные работы прерывались.
Писцы
"… Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей, он охраняем от всяких работ..."
Так написано в одном древнеегипетском папирусе, повествующем о том, как отец везет своего сына в город, чтобы отдать его в школу писцов. По дороге он подробно рассказывает о различных профессиях и убеждает, что профессия писца из них — лучшая. По его словам, только писцы не платят налогов, только они освобождены от всех повинностей, напротив, «писец — это тот, кто облагает Верхний и Нижний Египет, кто получает от них подати, кто исчисляет имущество всякого».
Но для того, чтобы стать писцом, надо было учиться пятнадцать лет. Нужно было усвоить сложнейшую систему письма, очертания более семи сотен иероглифов, длинные сложные титулы фараона и вельмож и многое другое. Папирус был недешев, и сначала ученики писали на чем-нибудь другом, например на черепках битой посуды. Писец пользовался всеобщим уважением, и не только как важное административное лицо, но и как человек образованный — рех хет. Вообще, к своей письменности египтяне относились с большим почтением, называя ее меду нечер, так как считали, что она дана людям богами. Они старались написать молитву или мудрое изречение везде, где только было уместно. С неменьшим почтением относились египтяне к книгам. Они утверждали, что первую книгу написал великий бог мудрости Тот, почитавшийся как покровитель писцов; перед началом работы ему возносили молитву.
При храмах были обширные библиотеки, где хранились самые разные книги: религиозные, медицинские, литературные произведения. Книгами были свитки папируса, которые постепенно разворачивали при чтении. Хранились они в специальных футлярах. Египтяне писали иероглифами. На стенах гробниц их тщательно вырисовывали и раскрашивали. Писец был настоящим художником. Не случайно понятия «писать» и «рисовать» обозначались одинаково. Иероглифические тексты часто сопровождались красочными картинками. В книгах иероглифы писали черными чернилами. Отмечая начало новой страницы, писец наносил первые знаки красными чернилами — отсюда, кстати, происходит известная «красная строка».
Письменность и искусство
О связи египетского искусства с письменностью нужно сказать отдельно. Нигде больше изображения и надписи не образуют такого прочного художественного синтеза, как в Египте. И связь здесь не только декоративная, а более глубокая, обусловленная мировоззрением египтян и их пониманием искусства. Пиктография, то есть картинное письмо, была общей первоначальной основой и письменности, и искусства Египта. Изображение для египтян — это прежде всего знак. Но знак не в нашем понимании — как что-то условное, подсобное, а священный знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета — значило сберечь и увековечить его жизненную силу. Но и надпись — тоже знак. Письменность, как и искусство, была частью религии, делом жрецов; писцы считались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы. Союз письменности и искусства обусловлен общностью цели — закрепить и сохранить в знаке жизнь.
Письменность проделывала свою обычную эволюцию — от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Как всегда, изобразительные значки при этом все больше упрощались, схематизировались и в конце концов теряли сходство с предметом. В Египте рано возникло алфавитно-слоговое письмо. Когда ученые в 19 веке взялись за его расшифровку, их сбивало с толку то обстоятельство, что среди схематических «букв» то и дело встречаются изображения не схематические — людей, животных, птиц, различных предметов, очень тонко и точно нарисованные, очень похожие на те, которые встречаются в самих изобразительных композициях. Думали сначала, что египетские иероглифы — это символические письмена-рисунки. Но когда знаменитый французский ученый-полиглот Шампольон их расшифровал, оказалось, что изображения лишь присоединены к слоговому письму в качестве «детерминативных знаков», определителей. То есть если, положим, писалось слово со значением «плыть», то перед ним помещали рисунок корабля; если речь шла о плясках — помещали изображение танцовщицы, и т.д. По существу, надобности в этих дополнительных знаках не было — слово и так можно было прочесть. Сохраняя знак-образ, письменность сохраняла родство с искусством. Искусство же в свою очередь сохраняло свою родственность с пиктограммой — и внешнюю и внутреннюю. Что такое все эти вытянутые в «строки» вереницы сцен, опоясывающие стены усыпальниц, как не своеобразна «опись» богатств и деяний вельможи? Насколько деловыми были эти описи, можно судить по тому, что тут же нередко приводились и точные цифры рабов и голов скота. Эта рассудочная «деловитость» египетского искусства была, в сущности, обратной стороной его глубочайшей поэтической наивности; она проистекала из веры в безусловную реальность художественных образов.
www.ronl.ru
Реферат История Древнего Египта 4
МФ НОУ ВПО «Санкт-Петербургский
Гуманитарный университет Профсоюзов»Заочный факультетКонтрольная работаПо дисциплине: Всеобщая история
Тема: «История Древнего Египта»Выполнила:
Студентка 2 курса
Факультета СКД
Группа СКД 6-09
Колмогорцева Надежа Александровна
(89512977583)Проверил: Мурманск 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1. Введение 3
2. Хозяйство и быт Древних египтян 5
3. Раннее царство Древнего Египта 6
4. Каменные и медные орудия труда. Ремесла Раннего царства 7
5. Племена, жившие вокруг Египта 11
6. Страна и население 13
Вывод 16
Список используемой литературы 17
Введение Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Именно здесь зарождаются три древнейших центра цивилизаций: египетской на реке Нил, шумерской между Тигром и Ефратом и индийской на реке Ганг. О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые – египтологи – считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативности. Другие полагают, что исконные жители Египта – родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но в IV тыс. до н.э. в долине Нил сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования. Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемости непостижимость. Слово "Египет" происходит от древнегреческого наименования "Айгюптос". Современные египтяне, говорящие по-арабски, называют страну "Миср". Древние египтяне называли свою страну "Кемс" (черная) – по цвету темной почвы. Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был очень обильным – до 100 ц. с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5% территории Египта, на которой проживало 99,5% населения. Остальная территория представляла собой бесплодную и практически необитаемую пустыню. Культура развивалась изолированно, характерной её чертой была традиционность.
Зарождение египетской цивилизации восходит к III тысячелетию до н.э.: именно тогда фараон Мина объединяет разрозненные области-номы. Голова фараона увенчивается двойной диадемой – символом единства Юга Египта и области Дельты. Традиционно в истории Египта выделяют следующие периоды:
•Додинастический (5–4тыс лет до н.э.)
•Раннее царство (ок. 3000 – 2300 лет до н.э.)
•Первый распад Египта (ок. 2250 – 2050 лет до н.э.)
•Среднее царство (ок.2050–1700лет до н.э.)
•Второй распад Египта (ок. 1700 – 1580 лет до н.э.)
•Новое царство(ок.1580–1070лет до н.э.)
•Поздний период(ок.1070–332гг.до н.э.).
Хозяйство и быт древних египтян
Развитие древнеегипетской культуры обусловлено тем, что египтяне обитали в долинах крупных рек, на плодородных землях. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний, то есть увеличения государственной территории. Увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений, одомашненного скота. Крестьянское натуральное хозяйство велось на основе личной собственности и права наследования, хотя формально земля и вода принадлежали фараону, который собирал налоги с вельмож и храмовых хозяйств. Приоритет социальных связей и разрушение родовой замкнутости привели к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Бурное развитие культуры было обусловлено также высвобождением из непосредственного производства все большего числа людей, что возможно только при уничтожении эксплуатации остального населения, то есть с развитием рабовладельческого общества. Традиции гончарного искусства уходят корнями в глубокую древность. Древнеегипетские мастера с помощью гончарного круга изготавливали разнообразную посуду. Они изобрели фаянс, глазурь и стекло. За пределами Египта славились изделия ювелиров из золота, серебра, полудрагоценных камней, слоновой кости. Жилые дома в Древнем Египте отличались разнообразием в зависимости от достатка их владельцев: глинобитные хижины, большие двух- и трехэтажные дома в городах, особняки знати с усадьбой. Крыши были плоскими, в жаркое время года на них спали. В Древнем Египте высокого уровня достигла деревообработка. Из дерева были сделаны луки и колесницы, речные и морские суда, известные по изображениям и сохранившимся реальным предметам. Ремесленники изготавливали прекрасную мебель. В жилищах бедных мебели не было, обходились простыми циновками. Зажиточные люди пользовались кроватями, креслами, столиками, скамейками, ларями. Одежда древних египтян отличалась простотой и обычно ограничивалась набедренной повязкой или юбкой. Использовались рубахи (у мужчин – короткие, у женщин – длинные) и плащи.
Раннее царство Древнего Египта
О первых двух династиях до нас дошло очень мало сведений, и еще меньше материальных свидетельств. Последовавшие за Нармером-Менесом правители I династии распространили свою власть от Средиземного моря до первого порога Нила, где они вели войны с племенами нубийцев. Они также напрявляли военные экспедиции в Синай, чтобы защитить торговые пути, по которым в Египет поступала медь и малахит. Первые правители объединенного Египта вели войны с ливийцами. Уже тогда началось использование папируса для письма.
Известно, что усопших правителей в это время хоронили в прямоугольных гробницах - "мастабах" - в Саккаре и Абидосе. Причем, как правило, у каждого правителя было две гробницы - и в Саккаре (Нижний Египет), и в Абидосе (Верхний). Возможно, это делалось для того, чтобы не задеть чувства подданных ни в Верхнем, ни в Нижнем Египтах. Мастабу правителя, как правило, окружали мастабы родственников, придворных и слуг, образуя единый заупокойный комплекс.
Правление второй династии было отмечено ожесточенной борьбой за власть и гражданской войной, в результате которой власть переходила от одной группировки внутри царствующего дома к другой.
Каменные и медные орудия труда. Ремесла Раннего царства
Не вызывает сомнения, что добыча руды и изготовление орудий из металла явились сильным толчком для развития производства. Уже сравнительно давно при раскопках погребений времен I династии было обнаружено немало медных орудий, причем, из естественной меди, без искусственного приплава. Особенно много было обнаружено резцов и иголок, а также топоров, шильев, тесел, щипцов, значительное количество медных гвоздей и проволоки, медных обшивок, посуды, различных украшений.
Тем не менее, в полной мере оценить развитие обработки меди при I династии стало возможно в первой половине нашего века, когда в одной из богатых гробниц был обнаружен целый клад медных изделий. Число найденных орудий превысило 600. Впечатляло и разнообразие их видов - пилы, ножи, резцы, тесла, мотыги, шилья, иглы и т. д. Эти предметы клались в гробницы вместе с покойниками. Туда же были положены и медные пластины, вероятно, древние египтяне считали, что мертвецу на том свете, может, придется изготовлять какое-либо орудие.
Судя по всему, уже в период раннего царства египтяне в полной мере изготовляли и употребляли орудия из меди. Почти все эти орудия в том же виде встречаются и в последующий период египетской истории, который называют периодом Древнего царства.
Вместе с тем, в то же время еще широко применялся в качестве в качестве материала для производства орудий и камень. Об этом говорят многочисленные кремневые орудия - ножи, разнообразные скребки, наконечники стрел, - найденные в погребениях не только подданных, но и царей как I, так и II династий. Городище, которое находилось по соседству с царским кладбищем, при раскопках в пластах, относящихся к периоду Раннего царства, открыло перед археологами целые склады кремневых орудий.
В гробнице сановника середины той же династии был обнаружен клад кремневых орудий. В ней археологи нашли более 300 разнообразных орудий, в том числе и много деревянных серпов с кремневыми лезвиями. И все же каким бы способом ни пользовались в то время каменные орудия, первенство в качестве материала для орудий уже держала медь. Египет при первых династиях жил в медном веке, хотя и полном еще пережитками каменного.
Во времена Раннего царства широкое распространение и значительное совершенство получило строительство из кирпича-сырца. Как считают археологи, кирпичный свод египтяне умели возводить уже при I династии. В то же время в Египте широко использовали и дерево. По всей видимости, страна тогда была гораздо богаче деревом, чем позже. Об этом свидетельствует и изображение, относящееся ко времени около I династии, на котором показаны целые ряды густых деревьев в Западном нагорье. Подземные склепы царей I династии, обшитые внутри деревом и перекрытые очень толстыми бревнами, говорят о большом мастерстве в обработке дерева. Об этом же свидетельствуют и остатки домашней обстановки.
В ранне-египетском зодчестве камень применялся в ограниченном объеме. Однако его обнаруживали даже в гробницах частных лиц I династии, где он не был такой уж редкостью. От конца II династии сохранился большой царский склеп с каменным полом и такими же стенами, а также каменный костяк дверей храма. Необходимо отметить, что уже при I династии на отдельных плитах ясно видны следы обработки их медными орудиями. В большом количестве в период существования Раннего царства производилась посуда из глины с последующим обжигом. Кроме того, использовалась посуда из особого состава - так называемого египетского фаянса. Употреблялась и медная посуда. Вместе с тем при I и II династиях, более чем когда-либо прежде, была распространена каменная посуда, особенно изготовленная из более мягкого камня - преимущественно алебастра, который легко поддавался обработке орудиями из меди.
Необходимо отметить, что уже в те далекие времена древние египтяне умели изготовлять писчий материал - папирус. От середины I династии сохранился до нашего времени целый свиток волокнистой "бумаги", приготовленной из сердцевины высокого болотного растения вроде осоки - папируса. В папирусную "бумагу" оказались завернуты кремневые орудия. Как свидетельствуют находки археологов, в то далекое время древние египтяне уже умели изготовлять стекло.
Самый древний образец искусственно изготовленного стекла - бусину зеленоватого цвета диаметром около 9 мм - археологи обнаружили недалеко от древней столицы Египта Фив. И скорее всего именно Египет был родиной стеклоделия. Возраст находки - 5,5 тысяч лет. Есть очень много разных предположений, как человек открыл способ производства стекла. Но большинство ученых считает, что открытие непосредственно связано с гончарным производством. Как известно, горшки и кувшины лепят из глиняного "теста", и потом, чтобы они стали твердыми, их обжигают на огне. Однако отполировать и пригладить стенки горшков и чашек древним гончарам не удавалось, их изделия всегда получались шероховатыми и тусклыми. К тому же гончарная посуда, изготовленная таким способом, из-за пористости материала может "протекать". Но мастера-гончары не раз, вероятно, наблюдали, что в том месте, где к гончарному сосуду прилипали песок и сода, - вещества, с которыми гончарам частенько приходилось иметь дело, - на поверхности сосуда появлялась блестящая прочная корка. И тогда гончары принялись за опыты. Наконец было установлено, что если покрыть гончарное изделие смесью песка, соды и извести, после обжига смесь превращалась в плотную блестящую корку - глазурь. Эту глазурь уже смело можно назвать - стеклом - по своему химическому составу она от него ничем не отличается.
А следующий шаг - попытка изготовить что-то только из одной глазури. И здесь тоже, как это часто бывает, не последнюю роль сыграл случай. Как-то, вероятно, гончар покрыл свой горшок смесью песка и соды не слишком ровно, вместо тонкой блестящей корочки в одном месте получился сгусток, комочек глазури. Вот так и родилась новая область деятельности - стеклоделие, потому что этот комочек глазури был самым настоящим стеклом. Конечно, самым первым стеклянным изделием было далеко до современных прозрачных. Ведь для того чтобы стекло получилось прозрачным, температура обжига должна достигать 1500 градусов. Разумеется, этого египетские стеклоделы в то время никак не могла добиться.
Племена, жившие вокруг Египта
К сожалению, мы не очень много знаем о населении остальной Африки в IV - III тысячелетиях.
Большинство африканских племен и в это время, и значительно позже жили в условиях неолита. Больше всего сведений дошло до нас о тех племенах, которые непосредственно соприкасались с египтянами. Так, например, в долине Нила, южнее египтян, жили темнокожие племена, которые, наверное, говорили на языках кушитской ветви семито-хамитских языков. Их страна у народов древнего Востока чаще всего обозначалась именем Куш. Греки и римляне называли ее Эфиопией, а впоследствии она была известна как Нубия. Что же касается самих племен, которые населяли эту страну, то они имели различные названия. В науке их как правило называют нубийцами и эфиопами. Здесь однако следует отметить, что в настоящее время эфиопами обычно называют не население Нильской долины, а население современного государства Эфиопии, которое представляет этнически другой народ.
Нубийские эфиопы были скотоводы и земледельцы. На первых порах уровень из общественного развития был во многом похож на египетский, но позднее Египет начал резко вырываться вперед. Значительно позже, чем в Египте, здесь возникли классы и государство - до некоторой степени в связи с завоеванием значительной части страны Египтом. Если следовать дальше на юг, в пределы Судана, а также на побережье Сомали и Эритреи, где, видимо, находилась упоминаемая в египетских источниках страна Пунт, то там мы найдем следы обитания древних негритянских и - в глубине страны - пигмейских племен. По мнению ученых, в то далекое время связь египтян с ними носила только случайный характер.
К западу от Нильской долины находились племена ливийцев, которые говорили на языках ливийско-берберской ветви семито-хамитских языков. У них был несколько светлее цвет кожи, чем у египтян. Скорее всего, территория из расселения простиралась до самого Атлантического океана. Их потомками являются нынешние народности Северной Африки, которые говорят как на берберском, туарегском и других языках этой группы, так и на диалектах арабского языка. Ливийцы представляли собой охотников, бродячих скотоводов и земледельцев. Условия их жизни в сухих степях были мало благоприятными. Только в прибрежных долинах Северо-Западной Африки условия допускали занятия земледелием, но и здесь оно еще не могло развиваться во времена энеолита.
На северо-востоке египтяне соседствовали с семитическими скотоводческими племенами.
Страна и население
Рабовладельческое общество в Египте сложилось несколько раньше, чем это произошло в других странах. Здесь возникло и первое в мире государство.
Кстати, небезынтересно знать, что современные египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют "Миср". Название "Египет" происходит от древнегреческого наименования "Айгуптос". В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса (древнеегипетские города, как правило, называются не по их древнеегипетским названиям, а по греческим, употребляемым в произведениях древних авторов). По-древне-египетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли "Черная ", по цвету ее темной почвы, в отличие от "красной" земли окрестной пустыни.
Египет расположен в северо-восточной части Африки. В древности им считали только саму долину реки Нила. Теперь же к нему относится не только пересекающая всю страну с юга на север долина, но и также пустынное, сильно пересеченное Восточное, или так называемое Аравийское, нагорье, расположенное между Нилом и Красным морем, а на западе - Ливийское плоскогорье, представляющее собой безжизненную песчаную пустыню с редкими оазисами. С севера страну омывает Средиземное море. Восточное нагорье упирается в Красное море, которое отделяется от Средиземного только узким перешейком. На западе границы Египта проходят по малонаселенным пустынным местностям. В древности южной границей страны считались первые - по течению реки последние - пороги на Ниле, южнее которых была расположена Нильская Эфиопия, или Нубия.
По мнению ученых, климат Египта 10 - 12 тысячелетий назад был мягче, прохладнее, а атмосферных осадков здесь выпадало значительно больше. Затем, уже в послеледниковый период, климат здесь становится все более сухим, жарким, степи превращаются в пустыни, а растительный и животный мир постепенно беднеет. Уже в течение тысячелетия в Египте, даже на побережье Средиземного моря, количество осадков мало, а дальше от побережья дожди иногда не выпадают по несколько лет.
Нил - одна из величайших рек в мире, длина ее 6500 км. Площадь бассейна 2,8 млн. кв. км. Истоком Нила считается река Кагера, берущая начало в горах к востоку от озер Киву и Танганьика и впадающая в озеро Виктория. Из озера река вытекает под названием Виктория-нил. Слившись с рекой Бахр-эль-Газаль, она получает название Белый Нил, а после соединения с Голубым Нилом - собственно Нил. Впадает в Средиземное море. Единственный значительный приток собственно Нила - река Атбара. Вся долина Нила по существу является гигантским оазисом. Кстати, если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное хозяйственное значение, являются периодические разливы. Благодаря ливням, которые выпадают в тропической Африке, а также таянию снегов на горных вершинах, к середине июля вода в Ниле начинает прибывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства. На залитой земле оседает ил, который река приносит с верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из отложений речного ила. Эта почва очень легко поддается обработке и отличается исключительным плодородием. Для регулирования разливов и использования вод Нила для орошения сооружено несколько крупных плотин и водохранилищ.
Долина и дельта Нила с плодородными аллювиальными почвами являются одним из наиболее густонаселенных районов на земном шаре. Скорее всего египетская народность сложилась в процессе смешения различных племен Северо-Восточной Африки, а возможно также, и некоторых племен, впоследствии живших в Передней Азии. Если судить по дошедшим до нашего времени изображениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения. Цвет их кожи был смуглым, а волосы черные и гладкие. Древнеегипетский язык составляет особую группу в рамках семито-хамитской семьи языков. Больше всего изучены взаимоотношения древнеегипетского языка с семитическими языками, а меньше всего - с другими родственными ему группами языков, а именно с берберскими и кушитскими.
Вывод Для греков Египет стал символом тайной мудрости. Геродот и Страбон донесли эллинам египетские мифы. Египетской Исиде поклонялись женщины Римской империи. Библейские сюжеты связали Египет с иудео-христианской культурной традицией. И, наконец, в науке есть спорная и смелая гипотеза связи древнеегипетской культуры с культурами Южной Америки. Древние египтяне больших успехов достигли в астрономии. Они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть.
Список используемой литературы
1.Оганесян А.А. «Культурология». М., 2000г.
2. Солкин В.В. «Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов». М., 2000г
3. Солкин В.В. «Египет: Вселенная фараонов». М., 2001г
4.интернет источник http://egypt.km.ru/
bukvasha.ru
Доклад - Основные этапы государственной истории Древнего Египта
Вопрос 1. Основные этапы государственной истории Древнего Египта
Историю Древнего Египта принято делить на несколько периодов: Раннее, Старое (Древнее), Среднее и Позднее (Новое).
Эпоха Раннего царства — несколько столетий в 3 тысячелетии до н.э.
На протяжении периода Раннего царства Египет еще не представлял единого централизованного государства. Он состоял из нескольких десятков областей (номов). Номархи обладали почти неограниченной властью в своем номе, имели обширные владения и свой аппарат управления.
Во главе государства стоял царь, преемник верхнеегипетских завоевателей. Царя окружал многолюдный двор, состоявший из большого числа придворных чинов: вельмож, жрецов, чиновников. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца. Царский престол могла занимать женщина, эта традиция утвердилась еще при I–ой династии.
Главной задачей государственной власти являлась организация оросительного дела в Нильской долине, для чего был создан разветвленный аппарат управления.
Становление государственности шло параллельно с усилением царской власти, правителю стали приписывать все победы.
Итогом правления фараонов Раннего царства считается создание единого государства.
Старое (Древнее) царство – большая часть 3 тыс. до н.э.
Древнее царство характеризуется формированием централизованной рабовладельческой деспотии с фараоном во главе. В это время велись масштабные захватнические войны: с Сирией, Палестиной, Ливией, Нубией (современный Судан) и др. государствами и племенными союзами. В результате появилось большое количество рабов. Рабовладение в Египте Древнего царства значительно распространилось не только в верхах общества, но и в средних слоях населения. В эпоху Старого царства достигло невиданных масштабов строительство гробниц.
Строительство гробниц затрачивало огромные материальные и людские ресурсы, что не могло не повлиять на положение в стране. Постепенно наметился упадок государства, который выразился в ослаблении власти фараона, уменьшении централизации государства. Власть стала сосредотачиваться на местах в номах у местной знати, породнившейся с царствующей династией.
Итогом Древнего царства стало вновь распадение государства на отдельные номы. Как ни старались некоторые фараоны вырождающихся династий подавить сопротивление сепаратистски настроенных местных правителей, достичь успеха они не могли.
Египет Среднего царства IX-XVII династии
Распад Египта на отдельные номы усугубил экономический кризис в отдельных частях страны. Сложный комплекс осушительно-оросительных каналов мог функционировать лишь при условии централизованного координирования усилий по поддержанию всей сети в рабочем состоянии, нужен был централизованный механизм перераспределения ресурсов для восстановления каналов в наиболее пострадавших от наводнения и неурожая районах.
Кроме экономической заинтересованности, немаловажную роль в объединении Египта сыграли внешнеполитические факторы, так как внутренним упадком воспользовались соседние племена. Египет в этот период часто подвергался набегам соседних племен (ливийцев, нубийцев).
Для реконструкции ирригационных сетей требовалось огромное количество рабочей силы, поэтому крайне резко встал вопрос об увеличении количества рабов. Войны и захватнические походы вновь стали для Египта важной составной частью внешней политики. В период Среднего царства усилилось влияние профессиональных военных, которые до этого играли второстепенные роли в государстве.
Таким образом, характерным для Среднего царства становится резкое увеличение роли среднего и мелкого рабовладения, что требовало централизованных усилий для поддержания покорности рабов и обеспечения закономерности перехода их от одного хозяина к другому.
Новое царство (XVI-XII вв. до н.э.) XVIII-XII династии
После периода упадка начался самый блестящий период древнеегипетской истории. В это время была создана наиболее крупная по территории и экономически мощная египетская держава. Египет Нового царства – первая в мировой истории империя, полиэтническая монархия. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие территории. Египет состоял из 42 номов во главе с наместниками, назначаемыми фараоном.
Вопрос 3. Система государственной администрации
Древний Египет в период единства, консолидации страны по своему государственному устройству являлся самой централизованной монархией Древнего Востока, с высокоорганизованной бюрократической системой управления. Во главе этой державы стоял монарх, обладавший абсолютной, ничем неограниченной властью, его персона обожествлялась. Ему принадлежали законодательные, исполнительные и судебные полномочия.
Первым лицом после царя был верховный сановник (визир, джати, чати). Его назначение осуществлялось фараоном и сопровождалось изданием специального указа.
Функции чати:
надзор за состоянием военных крепостей, ирригационных сооружений,
надзор за сбором налогов,
разбор территориальных споров, контроль над судебными органами,
руководство всеми ведомствами (казной, домом оружия и т.д.), назначение на многие должности,
В структуре управления особое место занимало финансовое, налоговое ведомства, а также ведомство по организации общественных работ (рытье каналов, строительство дамб и т.д.).
На местах власть принадлежала намархам. Каждый ном сохранял некоторую самостоятельность, имел свой религиозный культ, знамя, герб.
Полномочия номарха:
возглавлял административный аппарат,
ведал судом и ополчением,
наблюдал за местной системой орошения
Таким образом, управление в Древнем Египте строилось на принципах бюрократического централизма с четким определением функциональных обязанностей чиновников и строжайшим подчинением по вертикали.
Вопрос 4. Суд и законы Древнего Египта
Самые первые законы были по предположению написаны Мином, основателем первой династии египетских царей (титул фараона царь Египта получил во времена Нового царства).
Египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее видах. Собственность была царская, храмовая, общинная, частная.
Брачно-семейные отношения
В Египте долгое время существовали пережитки матриархата. Женщины могли состоять на государственной службе, заниматься наукой, имели свои мастерские, столовые, выполняли функции жриц при гробницах, распоряжались своим земельным наделом и другим имуществом.
Браки между кровными родственниками запрещались, за исключением фараонов, которые могли жениться на сестрах и дочерях («Никакой закон не разрешает браки с сестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет»).
Уголовное право
Египетской право признавало преступлениями широкий круг деяний:
преступления против фараона (одно из самых тяжких),
неповиновение властям,
отказ участвовать в общественных работах,
взятка,
убийство, в том числе священного животного,
кража,
подделка документов (каралось отсечением руки) и др.
Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Цель наказания – устрашение.
Виды наказания:
смертная казнь,
членовредительство,
штрафы,
лишение имущества
Суд. В Древнем царстве преступления против родственников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Высшим судебным органом в ранние периоды, когда еще сильны были пережитки родоплеменных отношений, было народное собрание. С развитием государства и усилением роли фараона эта функция перешла к нему и чати.
Судебными полномочиями в Древнем Египте обладали также храмовые советы, которые получали на это разрешение от фараона.
Судопроизводство было довольно развитым; требовалось множество судей и писцов, так как подробно записывались все свидетельские показания. В судебном порядке, хоть и тайно, рассматривались даже провинности царицы.
Суд был бесплатным для подданных. Судья при вынесении решения руководствовался традициями, обычаями, законами царей, а суды оракулов – божественными предзнаменованиями