Единственным крупным политическим
событием, о котором нам рассказывают эдикты царя, была война с Калингой —
сильным государством на восточном побережье Бенгальского залива (современная
Орисса.) В своем эдикте Ашока сообщает, что во время войны было взято в плен
150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в
стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи.
Калинга оказала Ашоке упорное
сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось
добиться независимости. В специальном эдикте, посвященном завоеванию Калинги,
Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому
народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Маурьев. Ашоке
даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоеванной
области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император
лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным
словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских
жителей и беспричинного причинения страдании».
Многие последователи считают, что
калингская война заставила Ашоку отказаться от традиционной активной внешней
политики по созданию объединенного государства. По их мнению, император стал
мечтателем, не стремящимся к расширению и укреплению своего влияния и своей
власти. Однако эти взгляды не соответствуют данным источников. Ашока не
отказался от активной внешней политики, а лишь несколько изменил методы
действий. Не забывая о своем могуществе и применяя в необходимых случаях силу,
маурийский император в основном прибегал к идеологическим и дипломатическим
приемам. С помощью специальных чиновников и миссий он стремился укрепить свое
влияние в незавоеванных областях, обещая населению этих территорий любовь и
заботу императора, свое отцовское расположение и всяческую поддержку.
В одном из своих эдиктов Ашока, давая
наставления чиновникам, говорил «Люди из не завоеванных стран должны твердо
усвоить, что царь для нас как отец. Как он себе сочувствует, так и нам, как
дети ему дороги — так и мы. Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения
со многими странами В его эдиктах упоминается селевкский царь Антиох (Антиох II
Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь
Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные
страны были послать: маурийские послы (дута), которые рассказывали о
могущественном и добродетельном царе Ашоке
Очень тесными были связи с Цейлоном,
куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махендой для
распространения буддизма.
Царь Цеилона Тисса в ответ на это в
честь Ашоки принят его титул — «милый богам» (Деванампия) и направил свое
посольство в Паталипутру.
Особенности внутренней политики Ашоки
Подчинив себе всю Индию, кроме крайнего
юга, Ашока начал осуществлять программу реформ. Он поощрял строительство
ирригационных систем и развитие медицины, сооружал дороги и караван-сараи,
смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. В
соответствии с быстро распространявшимися идеями ненасилия Ашока запретил
жертвоприношения, связанные с убийством животных, и забой некоторых видов скота
на пищу. Для наблюдения за выполнением подданными норм дхармы назначались
специальные чиновники, в обязанности которых входили поощрение добрых отношений
между людьми и борьба с произволом должностных лиц. Покровительствуя буддизму,
Ашока не опускался до фанатизма и на протяжении почти всего царствования
проводил политику религиозной терпимости.
Ашока упорно трудился особенно для
распространения образования на своей земле. Наланда – самый известный
университет того времени, был центром образования в Магадхе – он был основан
царем Ашокой. Студенты этого университета очень уважались.
Все деньги, из государственной казны
расходовались на благосостояние людей. Он развивал сельское хозяйство, торговлю
и различные ремесла. Строились каналы для ирригации и шлюзы для торговых
кораблей, так в то время в основном торговля шла по водным путям.
Ашока прокладывал добротные дороги по
всей стране, для того, чтобы помочь росту торговли и развитию различных
ремесел. Для блага путешественников он сажал деревья с обеих сторон дороги.
Вырывались колодцы, строились навесы, и дома отдыха.
Была бесплатная медицинская помощь
– и для людей, и для животных. Ашока – первый в мире, кто построил
больницы для лечения животных. Он брал лекарственные растения и разнообразные
плодоносные деревья из определенных мест и сажал там, где их не было. В одной
из надписей он выразил желание, чтобы даже обитатели леса в его империи жили
счастливо.
Как сандаловое дерево изнашивает
себя, чтобы дать прохладную и ароматную пасту людям; как сахарный тростник дает
свой приятный сок людям, и становиться тоненькой высохшей кожурой; как свеча
сгорает полностью, но дает свет другим, так и вся жизнь царя Ашоки была посвящена
благу других.
Он упорно трудился без отдыха и учил
людей жить справедливо, по Дхарме, честно и нравственно. Страна была в мире и
согласии. Были социальные собрания, в которых собирались люди из всех каст и
сословий, свободно общались и не чувствовали разницы между собой.
Пациенты могли делать добровольные вклады в эти
учреждения, но никого не заставляли платить.
Ашока не только думал о счастье своих
подданных, но и стремился принести счастье всему человечеству. Он желал
завоевать сердца людей и служить миру через Дхарму, через добрую волю и добрые
деяния. Он решил направить все свои усилия, всю свою власть и богатство этой
цели.
Первая вещь, которую сделал Ашока в
распространении Дхармы среди людей – это совершение паломничеств. Это произошло
по пришествии двух лет после калингской войны. Его паломничество, начатое с его
посещения Самбодхи, святого места, где Будда ушел в паринирвану. Он посещал и
другие святые места в течение многочисленных паломничеств. Ашока так объяснил
цель своих паломничеств: «…чтобы встречать брахманов и шраман и делать им
подношения. Встречаться со старейшинами и одаривать их золотом. Встречаться с
людьми и проповедовать закон Дхармы, разговаривать о Дхарме». Это были важные
цели.
Ашока сделал для распространения
буддийского учения куда больше, чем любой из предыдущих
правителей. Он заставил своих подданных руководствоваться моральными заповедями
Будды: быть всегда справедливыми и проявлять к другим любовь и сострадание. Он
заявил, что все должны повиноваться своим родителям, уважать любую жизнь,
всегда говорить правду и оказывать почет учителям. Он не только построил
буддийские храмы и монастыри по всей Индии, но и создал лечебницы для людей и
животных, насадил множество садов. Ашока даже осудил войну, твердо заявив, что
единственное, что достойно завоевания, — это дхарма, учение Будды.
biofile.ru
Доклад - Царь Ашока в Древней Индии
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. МЕЧНИКОВА
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ
По Всемирной истории
НА ТЕМУ:
« Царь Ашока в Древней Индии »
Автор – Анастасия Залевская,
Студентка 1 курса 2 группы
Дневного отделения,
Культурология.
Одесса – 2008
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ВОЙНА С КАЛИНГОЙ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АШОКА…………….…4
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ АШОКИ…………………….6
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….…9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА………………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Ашока правил империей (к 264 г до н. э.) от Афганистан до Мадраса. Ашока, древнеиндийский царь [правил в 268—232 до н. э.] из династии Маурья. При жизни своего отца Биндусары был правителем наиболее важных наместничеств с центрами в Удджайне и Таксиле. Захватил трон отца после междоусобной борьбы.
При Ашоке государство Маурьев достигло особого могущества. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Индии. Об Атаке и его деятельности создавались легенды, в которых особенно прославлялась его заслуга в распространении буддизма. Эти буддийские сказания имели хождение во многих странах Азии.
Благодаря многочисленным эдиктам царя Ашоки мы имеем важные сведения об истории этого периода, о системе управления империей, о политике Маурьев. В эдиктах маурийский царь называется Пиядаси Деванампия, т. е. «царь Пиядаси, милый богам». Лишь в двух эдиктах царь выступает под именем Ашоки. Некоторые более поздние источники говорят о том, что Пиядаси было собственным именем сына Биндусары до захвата им (Престола, а став царем, он величался и как Ашока (дословно — «лишенный печали»).
Показательно, что в греческих надписях, эдиктах, найденных в Кандагаре, маурийский царь выступает под именем Пиядаси.
Цейлонские хроники рассказывают, что Пиядаси, будучи еще царевичем, был направлен в качестве правителя отцом — царем Биндусарой в Западную Индию. Согласно же североиндийским источникам царевич находился в Северо-Западной Индии, в Таксиле, куда Биндусара послал его для подавления восстания местных жителей против царских чиновников. Источники повествуют об упорной борьбе Пиядаси с братьями за власть. Цейлонские хроники сообщают, что соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.
Целью данного реферата было изучение основных положений внутренней и внешней политики Ашоки в древней Индии.
Моей задачей было показать каким образом Ашока стал правителем, как по ходу правления изменилось его мировоззрение и тем самым политика управления своим государством, а так же отобразить основные принципы, которых придерживался Ашока, завоёвывая другие государства. В научной литературе по данной теме информации мало, по этому по объему работа вышла не большая. В реферате упоминается об отношении Ашоки к буддизму, но данную тему я глубоко не рассматривала.
Список литературы использованной в написании реферата приведён в конце работы.
ВОЙНА С КАЛИНГОЙ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АШОКА
Единственным крупным политическим событием, о котором нам рассказывают эдикты царя, была война с Калингой — сильным государством на восточном побережье Бенгальского залива (современная Орисса.) В своем эдикте Ашока сообщает, что во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи.
Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвященном завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Маурьев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоеванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страдании».
Многие последователи считают, что калингская война заставила Ашоку отказаться от традиционной активной внешней политики по созданию объединенного государства. По их мнению, император стал мечтателем, не стремящимся к расширению и укреплению своего влияния и своей власти. Однако эти взгляды не соответствуют данным источников. Ашока не отказался от активной внешней политики, а лишь несколько изменил методы действий. Не забывая о своем могуществе и применяя в необходимых случаях силу, маурийский император в основном прибегал к идеологическим и дипломатическим приемам. С помощью специальных чиновников и миссий он стремился укрепить свое влияние в незавоеванных областях, обещая населению этих территорий любовь и заботу императора, свое отцовское расположение и всяческую поддержку.
В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорил «Люди из незавоеванных стран должны твердо усвоить, что царь для нас как отец. Как он себе сочувствует, так и нам, как дети ему дороги — так и мы. Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается селевкский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные страны были послать: маурийские послы (дута), которые рассказывали о могущественном и добродетельном царе Ашоке
Очень тесными были связи с Цейлоном, куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махендой для распространения буддизма.
Царь Цеилона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принят его титул — «милый богам» (Деванампия) и направил свое посольство в Паталипутру.
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ АШОКИ
Подчинив себе всю Индию, кроме крайнего юга, Ашока начал осуществлять программу реформ. Он поощрял строительство ирригационных систем и развитие медицины, сооружал дороги и караван-сараи, смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. В соответствии с быстро распространявшимися идеями ненасилия Ашока запретил жертвоприношения, связанные с убийством животных, и забой некоторых видов скота на пищу. Для наблюдения за выполнением подданными норм дхармы назначались специальные чиновники, в обязанности которых входили поощрение добрых отношений между людьми и борьба с произволом должностных лиц. Покровительствуя буддизму, Ашока не опускался до фанатизма и на протяжении почти всего царствования проводил политику религиозной терпимости.
Ашока упорно трудился особенно для распространения образования на своей земле. Наланда – самый известный университет того времени, был центром образования в Магадхе – он был основан царем Ашокой. Студенты этого университета очень уважались.
Все деньги, из государственной казны расходовались на благосостояние людей. Он развивал сельское хозяйство, торговлю и различные ремесла. Строились каналы для ирригации и шлюзы для торговых кораблей, так в то время в основном торговля шла по водным путям.
Ашока прокладывал добротные дороги по всей стране, для того, чтобы помочь росту торговли и развитию различных ремесел. Для блага путешественников он сажал деревья с обеих сторон дороги. Вырывались колодцы, строились навесы, и дома отдыха.
Была бесплатная медицинская помощь – и для людей, и для животных. Ашока – первый в мире, кто построил больницы для лечения животных. Он брал лекарственные растения и разнообразные плодоносные деревья из определенных мест и сажал там, где их не было. В одной из надписей он выразил желание, чтобы даже обитатели леса в его империи жили счастливо.
Как сандаловое дерево изнашивает себя, чтобы дать прохладную и ароматную пасту людям; как сахарный тростник дает свой приятный сок людям, и становиться тоненькой высохшей кожурой; как свеча сгорает полностью, но дает свет другим, так и вся жизнь царя Ашоки была посвящена благу других.
Он упорно трудился без отдыха и учил людей жить справедливо, по Дхарме, честно и нравственно. Страна была в мире и согласии. Были социальные собрания, в которых собирались люди из всех каст и сословий, свободно общались и не чувствовали разницы между собой.
Пациенты могли делать добровольные вклады в эти учреждения, но никого не заставляли платить.
Ашока не только думал о счастье своих подданных, но и стремился принести счастье всему человечеству. Он желал завоевать сердца людей и служить миру через Дхарму, через добрую волю и добрые деяния. Он решил направить все свои усилия, всю свою власть и богатство этой цели.
Первая вещь, которую сделал Ашока в распространении Дхармы среди людей – это совершение паломничеств. Это произошло по пришествии двух лет после калингской войны. Его паломничество, начатое с его посещения Самбодхи, святого места, где Будда ушел в паринирвану. Он посещал и другие святые места в течение многочисленных паломничеств. Ашока так объяснил цель своих паломничеств: «…чтобы встречать брахманов и шраман и делать им подношения. Встречаться со старейшинами и одаривать их золотом. Встречаться с людьми и проповедовать закон Дхармы, разговаривать о Дхарме». Это были важные цели.
Ашока сделал для распространения буддийского учения куда больше, чем любой из предыдущих правителей. Он заставил своих подданных руководствоваться моральными заповедями Будды: быть всегда справедливыми и проявлять к другим любовь и сострадание. Он заявил, что все должны повиноваться своим родителям, уважать любую жизнь, всегда говорить правду и оказывать почет учителям. Он не только построил буддийские храмы и монастыри по всей Индии, но и создал лечебницы для людей и животных, насадил множество садов. Ашока даже осудил войну, твердо заявив, что единственное, что достойно завоевания, — это дхарма, учение Будды.
ВЫВОДЫ
Таков был Ашока, величайший из царей. Он далеко опередил свое время. Он не оставил наследника или организацию людей, которые бы продолжили его работу, и через столетие после его смерти, великие дни его правления стали славной памятью разрушенной и распадающейся Индии. Каста священников-брахманов, самая высокая и привилегированная каста в индийском социальном обществе, всегда была оппозиционно настроена в отношении открытого и простого Учения Будды. Постепенно брахманы подорвали влияние буддистов в Индии. Старые чудовищные боги, бесчисленные культы индуизма возобновили свое влияние. Каста стала более строгой и сложной.
Его двадцативосьмилетнее правление было одним из ярчайших эпизодов в беспокойной истории человечества. Повсеместно в Индии он организовал рытье колодцев и сажал тенистые деревья. Он строил больницы и сажал сады для людей, а также сады для выращивания лекарственных растений. Он создал министерство, которое заботилось о благосостоянии коренных жителях и пришлых народов Индии. Он создал условия для образования женщин. Он делал щедрые пожертвования буддийским монахам и побуждал их к более глубокому исследованию их собственной литературы, так как очень быстро накопились искажения и суеверия в чистом и простом Учении Великого Индийского Учителя (Будды). Миссионеры, посланные царем Ашокой, были в Кашмире, Персии, на Цейлоне и в Александрии.
Сегодня утешает и вдохновляет мысль о том, что был, по крайней мере, один великий правитель, хорошо известный в истории, который нашел мужество, доверие и видение приложить это учение о ненасилии, мире и любви к управлению обширной империей, во внутренних и внешних делах, — Ашока, великий буддийский император Индии (III век до н.э.) — «Любимый Богами», как его называли.
В истории человечества это единственный пример победоносного завоевателя, который, на вершине своего могущества, еще имея силы продолжать завоевание новых земель, все же отрекся от войн и насилия и обратился к миру и ненасилию.
Это урок для современного мира. Правитель империи прилюдно повернулся спиной к войне и насилию и принял послание мира и ненасилия. Нет никаких исторических свидетельств, что какой-либо соседний царь воспользовался благочестием Ашоки как преимуществом для военного нападения, или что на протяжение его жизни в его империи был какой-либо бунт или восстание. Напротив, по всей земле был мир, и даже похоже, что страны за пределами его империи знали его благотворное руководство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА
1. Кудрявцев М. К., Община и каста в Хиндустане, М., 1971
2. Васильев Л.С. История востока. Т.1.М.: 2004
www.ronl.ru
Царь Ашока в Древней Индии
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. МЕЧНИКОВА ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РЕФЕРАТ По Всемирной истории НА ТЕМУ: « Царь Ашока в Древней Индии » Автор – Анастасия Залевская, Студентка 1 курса 2 группы Дневного отделения, Культурология. Одесса – 2008
ПЛАН ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2 ВОЙНА С КАЛИНГОЙ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АШОКА…………….…4 ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ АШОКИ…………………….6 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….…9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА………………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ Ашока правил империей (к 264 г до н. э.) от Афганистан до Мадраса. Ашока, древнеиндийский царь [правил в 268—232 до н. э.] из династии Маурья. При жизни своего отца Биндусары был правителем наиболее важных наместничеств с центрами в Удджайне и Таксиле. Захватил трон отца после междоусобной борьбы. При Ашоке государство Маурьев достигло особого могущества. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Индии. Об Атаке и его деятельности создавались легенды, в которых особенно прославлялась его заслуга в распространении буддизма. Эти буддийские сказания имели хождение во многих странах Азии. Благодаря многочисленным эдиктам царя Ашоки мы имеем важные сведения об истории этого периода, о системе управления империей, о политике Маурьев. В эдиктах маурийский царь называется Пиядаси Деванампия, т. е. «царь Пиядаси, милый богам». Лишь в двух эдиктах царь выступает под именем Ашоки. Некоторые более поздние источники говорят о том, что Пиядаси было собственным именем сына Биндусары до захвата им (Престола, а став царем, он величался и как Ашока (дословно — «лишенный печали»). Показательно, что в греческих надписях, эдиктах, найденных в Кандагаре, маурийский царь выступает под именем Пиядаси. Цейлонские хроники рассказывают, что Пиядаси, будучи еще царевичем, был направлен в качестве правителя отцом — царем Биндусарой в Западную Индию. Согласно же североиндийским источникам царевич находился в Северо-Западной Индии, в Таксиле, куда Биндусара послал его для подавления восстания местных жителей против царских чиновников. Источники повествуют об упорной борьбе Пиядаси с братьями за власть. Цейлонские хроники сообщают, что соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти. Целью данного реферата было изучение основных положений внутренней и внешней политики Ашоки в древней Индии. Моей задачей было показать каким образом Ашока стал правителем, как по ходу правления изменилось его мировоззрение и тем самым политика управления своим государством, а так же отобразить основные принципы, которых придерживался Ашока, завоёвывая другие государства. В научной литературе по данной теме информации мало, по этому по объему работа вышла не большая. В реферате упоминается об отношении Ашоки к буддизму, но данную тему я глубоко не рассматривала. Список литературы использованной в написании реферата приведён в конце работы.
ВОЙНА С КАЛИНГОЙ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АШОКА Единственным крупным политическим событием, о котором нам рассказывают эдикты царя, была война с Калингой — сильным государством на восточном побережье Бенгальского залива (современная Орисса.) В своем эдикте Ашока сообщает, что во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи. Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвященном завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Маурьев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоеванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страдании». Многие последователи считают, что калингская война заставила Ашоку отказаться от традиционной активной внешней политики по созданию объединенного государства. По их мнению, император стал мечтателем, не стремящимся к расширению и укреплению своего влияния и своей власти. Однако эти взгляды не соответствуют данным источников. Ашока не отказался от активной внешней политики, а лишь несколько изменил методы действий. Не забывая о своем могуществе и применяя в необходимых случаях силу, маурийский император в основном прибегал к идеологическим и дипломатическим приемам. С помощью специальных чиновников и миссий он стремился укрепить свое влияние в незавоеванных областях, обещая населению этих территорий любовь и заботу императора, свое отцовское расположение и всяческую поддержку. В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорил «Люди из незавоеванных стран должны твердо усвоить, что царь для нас как отец. Как он себе сочувствует, так и нам, как дети ему дороги — так и мы. Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается селевкский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные страны были послать: маурийские послы (дута), которые рассказывали о могущественном и добродетельном царе Ашоке Очень тесными были связи с Цейлоном, куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махендой для распространения буддизма. Царь Цеилона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принят его титул — «милый богам» (Деванампия) и направил свое посольство в Паталипутру.
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ АШОКИ Подчинив себе всю Индию, кроме крайнего юга, Ашока начал осуществлять программу реформ. Он поощрял строительство ирригационных систем и развитие медицины, сооружал дороги и караван-сараи, смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. В соответствии с быстро распространявшимися идеями ненасилия Ашока запретил жертвоприношения, связанные с убийством животных, и забой некоторых видов скота на пищу. Для наблюдения за выполнением подданными норм дхармы назначались специальные чиновники, в обязанности которых входили поощрение добрых отношений между людьми и борьба с произволом должностных лиц. Покровительствуя буддизму, Ашока не опускался до фанатизма и на протяжении почти всего царствования проводил политику религиозной терпимости. Ашока упорно трудился особенно для распространения образования на своей земле. Наланда – самый известный университет того времени, был центром образования в Магадхе – он был основан царем Ашокой. Студенты этого университета очень уважались. Все деньги, из государственной казны расходовались на благосостояние людей. Он развивал сельское хозяйство, торговлю и различные ремесла. Строились каналы для ирригации и шлюзы для торговых кораблей, так в то время в основном торговля шла по водным путям. Ашока прокладывал добротные дороги по всей стране, для того, чтобы помочь росту торговли и развитию различных ремесел. Для блага путешественников он сажал деревья с обеих сторон дороги. Вырывались колодцы, строились навесы, и дома отдыха. Была бесплатная медицинская помощь – и для людей, и для животных. Ашока – первый в мире, кто построил больницы для лечения животных. Он брал лекарственные растения и разнообразные плодоносные деревья из определенных мест и сажал там, где их не было. В одной из надписей он выразил желание, чтобы даже обитатели леса в его империи жили счастливо. Как сандаловое дерево изнашивает себя, чтобы дать прохладную и ароматную пасту людям; как сахарный тростник дает свой приятный сок людям, и становиться тоненькой высохшей кожурой; как свеча сгорает полностью, но дает свет другим, так и вся жизнь царя Ашоки была посвящена благу других. Он упорно трудился без отдыха и учил людей жить справедливо, по Дхарме, честно и нравственно. Страна была в мире и согласии. Были социальные собрания, в которых собирались люди из всех каст и сословий, свободно общались и не чувствовали разницы между собой. Пациенты могли делать добровольные вклады в эти учреждения, но никого не заставляли платить. Ашока не только думал о счастье своих подданных, но и стремился принести счастье всему человечеству. Он желал завоевать сердца людей и служить миру через Дхарму, через добрую волю и добрые деяния. Он решил направить все свои усилия, всю свою власть и богатство этой цели. Первая вещь, которую сделал Ашока в распространении Дхармы среди людей – это совершение паломничеств. Это произошло по пришествии двух лет после калингской войны. Его паломничество, начатое с его посещения Самбодхи, святого места, где Будда ушел в паринирвану. Он посещал и другие святые места в течение многочисленных паломничеств. Ашока так объяснил цель своих паломничеств: «…чтобы встречать брахманов и шраман и делать им подношения. Встречаться со старейшинами и одаривать их золотом. Встречаться с людьми и проповедовать закон Дхармы, разговаривать о Дхарме». Это были важные цели. Ашока сделал для распространения буддийского учения куда больше, чем любой из предыдущих правителей. Он заставил своих подданных руководствоваться моральными заповедями Будды: быть всегда справедливыми и проявлять к другим любовь и сострадание. Он заявил, что все должны повиноваться своим родителям, уважать любую жизнь, всегда говорить правду и оказывать почет учителям. Он не только построил буддийские храмы и монастыри по всей Индии, но и создал лечебницы для людей и животных, насадил множество садов. Ашока даже осудил войну, твердо заявив, что единственное, что достойно завоевания, — это дхарма, учение Будды.
ВЫВОДЫ Таков был Ашока, величайший из царей. Он далеко опередил свое время. Он не оставил наследника или организацию людей, которые бы продолжили его работу, и через столетие после его смерти, великие дни его правления стали славной памятью разрушенной и распадающейся Индии. Каста священников-брахманов, самая высокая и привилегированная каста в индийском социальном обществе, всегда была оппозиционно настроена в отношении открытого и простого Учения Будды. Постепенно брахманы подорвали влияние буддистов в Индии. Старые чудовищные боги, бесчисленные культы индуизма возобновили свое влияние. Каста стала более строгой и сложной. Его двадцативосьмилетнее правление было одним из ярчайших эпизодов в беспокойной истории человечества. Повсеместно в Индии он организовал рытье колодцев и сажал тенистые деревья. Он строил больницы и сажал сады для людей, а также сады для выращивания лекарственных растений. Он создал министерство, которое заботилось о благосостоянии коренных жителях и пришлых народов Индии. Он создал условия для образования женщин. Он делал щедрые пожертвования буддийским монахам и побуждал их к более глубокому исследованию их собственной литературы, так как очень быстро накопились искажения и суеверия в чистом и простом Учении Великого Индийского Учителя (Будды). Миссионеры, посланные царем Ашокой, были в Кашмире, Персии, на Цейлоне и в Александрии. Сегодня утешает и вдохновляет мысль о том, что был, по крайней мере, один великий правитель, хорошо известный в истории, который нашел мужество, доверие и видение приложить это учение о ненасилии, мире и любви к управлению обширной империей, во внутренних и внешних делах, - Ашока, великий буддийский император Индии (III век до н.э.) - "Любимый Богами", как его называли. В истории человечества это единственный пример победоносного завоевателя, который, на вершине своего могущества, еще имея силы продолжать завоевание новых земель, все же отрекся от войн и насилия и обратился к миру и ненасилию. Это урок для современного мира. Правитель империи прилюдно повернулся спиной к войне и насилию и принял послание мира и ненасилия. Нет никаких исторических свидетельств, что какой-либо соседний царь воспользовался благочестием Ашоки как преимуществом для военного нападения, или что на протяжение его жизни в его империи был какой-либо бунт или восстание. Напротив, по всей земле был мир, и даже похоже, что страны за пределами его империи знали его благотворное руководство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА 1. Кудрявцев М. К., Община и каста в Хиндустане, М., 1971 2. Васильев Л.С. История востока. Т.1.М.: 2004