Типы цивилизаций древних. 1.Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизаций.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 2 Истоки и основные типы цивилизации в древности. Типы цивилизаций древних


Тема 2 Истоки и основные типы цивилизации в древности

1/ Первобытная история: предпосылки формирования цивилизаций

2/ Древняя восточная цивилизация

3/ Западный тип цивилизации: античная цивилизация

Древней Греции и Древнего Рима

1. Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

studfiles.net

Типы цивилизаций. Понятие цивилизации :: SYL.ru

Понятия «культура» и «цивилизация» изучаются в школе, однако школьная программа не позволяет выделить на их изучение достаточного количества времени, между тем с ними приходится сталкиваться постоянно. Особенно это касается тех, кто собирается стать социологом, психологом или историком.

Что такое цивилизация?

типы цивилизаций

Под цивилизацией следует понимать относительно высокую степень культуры, которая появилась спустя какое-то время после варварства. Существует несколько подходов к данной терминологии и несколько концепций, с помощью которых выделяют типы цивилизаций. Само слово произошло от латинского civilis, что в переводе означает «гражданин».

Также под цивилизацией понимают какую-либо конкретную историческую популяцию, которая практиковала земледелие и ремесло, возводила города, использовала письменность, а также была объединена нормативностями порядка, установленного на существующей системе ценностей, разработанной обществом.

Что такое культура?

понятия культура и цивилизация

Понятия «культура» и «цивилизация» несколько различаются, поскольку первое включает в себя самую различную человеческую деятельность, все ее формы и способы самовыражения. Речь идет о накоплении обществом в целом и человеком в частности различных навыков и умений. Культуру также можно рассматривать как отображение человеческой объективности и субъективности.

Культура является общей совокупностью всевозможных форм деятельности, которые может осуществлять человек. Ученые именуют культурой целый набор кодов, которые навязывают человеку определенную модель поведения, при этом учитывая возможность появления собственных мыслей и переживаний. Источником появления культуры следует рассматривать познание и творчество, осуществляемые человеком.

Назад в прошлое

Древние цивилизации уже давно не дают покой историкам и культурологам всего мира, поскольку именно они создали технологии, которые сегодня уже окончательно утрачены. До сих пор нет точных данных о том, какая из цивилизаций возникла первой, каким образом это произошло, и что стало причиной ее зарождения.

Большинство историков склоняется к тому, что самый первый народ, который можно смело именовать цивилизацией, – шумеры, которые жили в период 3500-4000 лет до н. э. Спустя полторы тысячи лет существования она после междоусобных войн исчезла. Древние цивилизации оставили потомкам послание о том, что первая из них появилась на Крайнем Севере, но ее жители были уничтожены арктическими льдами. Упоминания об этой цивилизации можно найти в письменах индейцев, китайцев, египтян и даже эскимосов.

Типология цивилизаций

древние цивилизации

Чтобы хоть как-то типологизировать понятие цивилизации, были придуманы критерии, на основе которых рассматривались все жившие ранее народы. Речь шла об общих чертах духовной жизни, наличии общих интересов, способных повлиять на дальнейшее развитие, взаимослиянии культур, а также о взаимной зависимости экономического прогресса и исторической судьбы.

Благодаря всем этим критериям ученые сумели сформировать наиболее актуальные типы цивилизации: восточный, западный, современный, а также природные сообщества. Каждый из них обладает своими особенностями, полностью разобраться в которых сможет только весьма сведущий историк или культуролог.

Западные цивилизации

Западный тип цивилизации является особой разновидностью развития, которая включает в себя несколько этапов исторического и культурного роста Северной Америки и Европы. У такого типа существует целый ряд ценностей, среди них ориентация на новое, привитие уважения к личности человека, установка на индивидуальность каждой личности.

Выбор демократии, рациональность, уважение к чужой собственности и идеалы терпимости в данном типе стоят на втором плане, однако играют достаточно значимую роль. По мере своего развития западная цивилизация трансформируется в техногенную, предпочитая развивать каждого своего гражданина. Речь в данном случае о культурном и духовном развитии, нежели о физиологическом.

Восточные цивилизации

западный тип цивилизации

Восточный тип цивилизации исторически стал первым и сформировался к началу третьего тысячелетия до нашей эры. Его можно отличить по характерным признакам: ориентация на традиционализм, слабое разнообразие форм жизнедеятельности, жизнь человека в данном типе является чем-то предопределенным свыше (социумом, силами природы, высшим разумом и т. д.).

В этом типе психологическая установка человека обращена не на собственное развитие и познание окружающего мира, а на безмятежное созерцание всего сущего вокруг. Социум здесь построен на принципе коллективизма. Государство в данном случае преобладает над обществом, лишая последнего права выбора. Главный способ управления – принуждение.

Современные цивилизации

восточный тип цивилизации

Их также именуют техногенными. По мнению ученых, к этому типу пока что можно отнести только одну цивилизацию, которая сформировалась на территории Европы во времена средневековья, а затем распространилась по всему миру до конца XX века. Основами данного типа являются рациональность и ценность разума, которая здесь крайне важна, поскольку именно от него зависит прогресс техники и науки.

Главным признаком такой цивилизации является постоянное усовершенствование технологии, которое возможно благодаря постоянному использованию научного знания. Также здесь следует отметить научно-техническую революцию и обновление предметной среды, сформированной человеком, − именно в ней он на данный момент осуществляет свою деятельность.

С точки зрения некоторых ученых, в данном случае вообще сложно говорить о цивилизации как таковой, поскольку речь идет об исторических сообществах, которые жили в гармонии с природой, подчиняясь ее стандартному годовому циклу. Те народы, которые относились к такой цивилизации, сумели адаптироваться к природе так, чтобы поддерживать и воспроизводить жизнь в дальнейшем.

Члены таких исторических сообществ видели смысл собственной жизни в том, чтобы сохранить баланс между природой и человечеством. Для них важно было сохранить традиции, приемы труда, обычаи, которые никак не нарушали их духовного единства с окружающим миром. Такие сообщества, по мнению специалистов, не попадают под типы цивилизаций, поскольку вели кочевой или близкий к нему образ жизни.

Классификация с исторической точки зрения

исторические типы цивилизаций

Исторические типы цивилизаций подразделяются на три разновидности: постиндустриальный, индустриальный и доиндустриальный. Последний из них существовал примерно до начала XVIII века и развивался благодаря ремесленному производству, где использовались ручные орудия труда, а в качестве источника энергии выступала мускульная сила.

Индустриальная цивилизация появилась, когда человечество передает производство в руки машин. Общественные процессы синхронизируются, и управлять ими становится легче. Происходит максимализация духовных и материальных потребностей. Цивилизация динамически развивается, при этом она ориентирована на то, чтобы как можно скорее освоить внешнюю реальность.

Постиндустриальная цивилизация отличается огромным количеством информации, на основе которой можно создать новые орудия труда, которые освободят человечество и помогут ему обратить свое внимание на неизученные сферы жизнедеятельности. Социум в данном типе решает проблемы благополучия человека и его защищенности.

Внутреннее деление

типы обществ цивилизаций

Внутри каждой цивилизации могут существовать более мелкие образования. Типы обществ цивилизаций могут формироваться благодаря самым разным признакам. Чаще всего речь идет о религиозных, экономических и политических обществах, которые, сформировавшись в рамках одной цивилизации, могут действовать во благо или во вред ее представителям.

Также существует несколько уровней выделения цивилизаций. В первую очередь речь идет о глобальном (Запад, Восток), затем следуют региональный (юго-восточная) и локальный (в рамках одной нации). Эти уровни подразумевают, что представители цивилизации собираются вместе и пытаются разрешить текущие проблемы.

Нельзя сказать, что типы цивилизаций изучены до конца, поскольку сведений о том, как появилась самая древняя из них, нет до сих пор. Некоторые историки предполагают, что существовали и более древние цивилизации, однако никаких археологических находок, которые бы смогли это подтвердить, пока что найдено не было.

www.syl.ru

1.Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизаций.

Содержание

2.Генезис теории цивилизаций. Исторические представления мыслителей древности, средневековья и эпохи Просвещения.

3,4.Древнейшие цивилизации мира, их отличия от первобытности. Краткая характеристика цивилизаций Древнего Востока. Особенности древних цивилизаций.

5.Зарождение европейского средневекового культурно-исторического типа.

6.Христианство как центральная ось средневековой европейской цивилизации.

7.Тройственная социальная модель средневекового общества. Мироощущение и формы поведения людей различных социальных слоёв средневековой Европы.

8.Генезис средневекового города. Его особенности.

9.Понятие «эпоха Возрождения». Её периодизация. Особенности эпохи в разных странах.

10.Великие географические открытия и их значение для трансформации европейской цивилизации как планетарное явление.

11.Процесс первоначального накопления капитала и формирование экономического суверенитета собственника.

12.Возрождение, Реформация: формирование ценностей новобуржуазной цивилизации, изменение нравственных идеалов и общественной жизни в Европе.

13.Отличительные черты абсолютизма как формы государственного правления. Своеобразие абсолютизма в различных западноевропейских странах.

14.Роль буржуазных революций в становлении индустриальной цивилизации.

15.Многообразие культурно-исторических типов средневекового Востока.

16.Исламская средневековая цивилизация.

17.Современная западная постиндустриальная цивилизация: становление и перспектива развития.

18.Современные восточные цивилизации. Основные цивилизационные модели Востока.

19.Особенности становления и развития субцивилизации Киевская Русь.

20.Северо-Восточная Русь: особенности развития региона. Монголо-татарское иго и его влияние на жизнь Руси (13-15 вв.).

21.Москва и причины её возвышения (14-15 вв.).

22.Оформление самодержавия в России. Иван Грозный и феномен опричнины.

23.«Смута» и её смысл в истории России.

24.Начало формирования российского абсолютизма. Специфические черты жизни общества времён Алексея Михайловича.

25.Модернизация, её необходимость и суть. Петровские реформы как выражение модернизации. Значение петровских преобразований.

26.«Просвещённый абсолютизм» в России.

27.Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в.

28.Буржуазные реформы 60-70-х гг. – их суть и значение.

29.Россия в первые два десятилетия 20 вв.

30.От февраля к октябрю 1917 г.

31,33.СССР в 20-30е годы. Великая Отечественная война 1941-1945.

32.Эволюция политического режима в СССР в 30-50 гг.

34.Политическое и экономическое развитие СССР в 1953-1985 гг.

35.Перестройка в СССР (1981—1991).

36.Россия сегодня: проблема цивилизационного выбора.

1.Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизаций.

Цивилизация – это сообщество людей, объединённое осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которых характерны определённая социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности и оригинальный менталитет. Цивилизация развивается в той или иной природно-географической среде и ограничена временно-пространственными рамками. Есть определения Ц., подчёркивающие организационно-регулятивный аспект человеческой деятельности. Ц., по Баргу, этосовокупностьдуховных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру. Реальное выражение Ц. находит во взаимодействиях между людьми.

Изучая цивилизацию, можно составить представление о ней на основании следующих параметров:

  1. производительные силы (техника и технология),

  2. разделение труда,

  3. товарно-денежные отношения (разновидность рынка),

  4. взаимодействие «город-деревня»,

  5. политическая организация (одно государство или их совокупность в рамках одной цивилизации),

  6. возможность человека участвовать в общественной жизни,

  7. менталитет людей, составляющих изучаемое общество.

Исследователь Мотрошилова решающими признаками Ц. называет вмешательство человека в природные процессы, поступательное развитие товарного производства и обмена, развитие индивидуальной свободы человека в производстве, обмене, в повседневном быту, возможность участия в решении судеб нации, страны, мира, обеспечение свободных форм совместного бытия индивидов, всё более комфортная жизнь людей. Другие (Суханов) среди показателей меры цивилизованности выделяет уровень материального обеспечения, экологического благополучия и общения. Американский исследователь Хантингтон называет язык, историю, религию, обычаи, институты, самоидентификацию. Западные вузовские учебники называют производственную специализацию, передовые технологии, рост городов, наличие письменности, комплекс социальных институтов.

Содержание понятий «цивилизация» и «общество» очень близко, но это разные понятия. Общество – это система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Совокупность локальных цивилизаций не исчерпывает всех существовавших общественных структур.

Также не надо смешивать Ц. и культуру. К. – это процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, она охватывает все времена и этносы. Ц. – это результат, а не процесс. Она показывает, насколько она может реализовать достигнутое отдельными личностями в культурном развитии.

Ц. и этнос – тоже разные понятия. Э. – это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и имеющий своеобразный стереотип поведения. Ц. социальна в отличие от Э., который является природной общностью. Менталитет как тип мышления важнейший цивилизационный фактор. Это мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы освоения мира. Все цивилизационные процессы выражены в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации.

В настоящее время продолжается разработка типологиицивилизаций. Современные авторы предлагают выделять такие типы как «традиционная» и «инновационная», «космогенная», «техногенная», «антропогенная», «устная», «письменная», «книжная» и «экранная», «цивилизация баланса» и др. в зависимости от критерия выделения. В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному. По времени существования – древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные. По географическому положению: тот или иной регион – Цивилизация Междуречья, Ц. Мезоамерики; цивилизации «на великих реках» - Древнекитайская Ц. (на Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил) и т.п. По религиозно-нравственным ценностным ориентациям – исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская. По типу хозяйственной деятельности – аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная). По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур – более открытые, менее открытые. По уровню межцивилизационных взаимодействий – локальные, особенные, мировая. По особенностям цивилизационного развития – традиционные, нетрадиционные, устойчивые, неустойчивые (отсюда – условное деление на Запад и Восток). По направленности развития - непрогрессивные, циклические, прогрессивные. Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью этих терминов.

studfiles.net

Типы цивилизаций в древности

Количество просмотров публикации Типы цивилизаций в древности - 498

Новые исторические исследования во многом изменили наши представления о ранних этапах истории человечества. Археологические и лингвистические изыскания, современная методика научного поиска значительно отдалили вглубь тысячелетий время перехода к земледелию и обработке металлов, возникновения письменности, сложения “городских цивилизаций”. Но парадокс —временные дистанции возрастают, а сами древние цивилизации становятся нам все ближе и нужнее. Ибо без достижений древних цивилизаций наш мир немыслим. В силу своей плодотворности древние цивилизации представляются хотя и уникальными, но крепко связанными преемственностью с современным миром. К ним восходят многие исключительно важные открытия в материальной и духовной культуре человечества. Черпая из этого богатейшего источника, важно понять мудрость наших далеких предков, причины их удач и прозрений, ошибок и заблуждений, мотивы благородных и безнравственных поступков.

При всех несходствах и контрастах древние цивилизации объединены совокупностью важнейших признаков, которые придают им принципиальные отличия как от первобытности, так и от цивилизаций, пришедших на смену.

Древние цивилизации —это явление, противостоящее тому, что цивилизацией ещё не является —догосударственному, догородскому, дописьменному состоянию общества и культуры. Мы восхищаемся чудесами и первобытной культурой человечества —от пещерных и наскальных изо-

— 18 —

бражений до мегалитов Стонхенджа (Великобритания), изучаем их, постигая скрытые тайны, но сознаем, что люди, создавшие эти шедевры, не поведуют нам, какими словами называли они события и окружающий их мир, что завещали будущим поколениям.

А между тем уже приход к власти Саргона Древнего известен нам по письменным документам как драма с сюжетом, с “интригой”. Мы имеем представления о личности Аншурбанипала и Цинь Шихуаяди, понимаем мотивы Ашоки и Эхнатона, до интонаций угадываем настроения греко-римского мира. И дело не только в письменности. По сравнению с первобытностью переход к гражданскому обществу знаменовал качественно новый этап в развитии человеческой деятельности. Мир городов и городских цивилизаций, мир письменных традиций создает такую содержательную наполненность самого процесса исторического времени, какой до него не было. И по этому признаку самая архаическая цивилизация ближе к Афинам Перикла, к Риму Августа, чем к, казалось бы, “вчерашней”первобытности. Такова нижняя граница единства. Верхняя граница определена тем, что древние цивилизации —древние не столько по временному признаку, сколько по своей сути. Они наследовали от первобытных культур характерные для последних мифологические модели мышления, речи и действия гораздо более непосредственно, чем более поздние цивилизации.

Не менее впечатляющими выглядят и географические границы древних цивилизаций. Это не только классические цивилизации Востока и античного Запада, но и культуры Африки, центральной Азии, Дальнего Востока, Мезоамерики и Перу. Поразительно не схожи они друг с другом, но и удивительно органично спаяны. Более привычные стереотипы античных обществ, лучше известные нам события их политической истории, мифы и легенды Эллады, историки и философы Греции и Рима не должны заслонять достижения других цивилизаций Земли.

referatwork.ru

Понятие и типы цивилизаций

Содержание

Возникновение цивилизацийИндустриальная цивилизацияПонятие цивилизация в доиндустриальную эпохуТипы цивилизацийХарактерные черты цивилизацииЦивилизации и рабовладельческая формация

Возникновение цивилизаций . Понятие цивилизация обычно используется в нескольких значениях. Наиболее общим из них является обозначением в качестве цивилизации современного развитого, преимущественно западного типа, общества. При этом цивилизованное общество противопоставляется обществам, не достигшим ставших нормативными в современную эпоху уровня экономического развития, социального порядка и политической стабильности. Цивилизация выступает синонимом высшего на данный момент уровня развития общественной культуры.

Другим общим местом является применение термина цивилизация по отношению к различным категориям обществ, вышедших за рамки развития первобытнообщинного строя. В XIX в. американский этнограф Г.Л.Морган определил цивилизацию как стадию развития человечества вслед за дикостью и варварством . Он, а вслед за ним Ф.Энгельс, выделили в качестве признаков цивилизации: разделение умственного и физического труда, появление письменности, наличие городов как центров экономической и культурной жизни . Цивилизация в этом смысле выступает синонимом определенного уровня развития общественной культуры, а поскольку он не является модельным, как в первом случае, то такой подход позволяет говорить о разных типах цивилизаций . В этом случае говорят о многих – например, о китайской, античной, исламской, древнеегипетской, католической и т.п. – цивилизациях.

Причина такой дихотомии понятия цивилизация состоит в том, что человечество в своем развитии со времени появления человека современного типа прошло три крупных общественных стадии, разделенных двумя эпохами революционных сдвигов в экономике.

Первый переворот в хозяйственной жизни, часто называемый неолитической революцией , приходится на VIII-VII тысячелетия до н.э. Это был переход от охотничье-собирательского быта к земледелию и скотоводству или так называемому производящему хозяйству . Этот переход был настоящей революцией в развитии человечества. Хозяйственный переворот эпохи неолита изменил взаимоотношения человека с природой, привел к оформлению прочной оседлости с четко фиксированной территорией обитания, резкому росту на этой территории населения, потребности в новых формах его организации, общественному разделению труда, бурному развитию знаний о природе и обществе, усложнению духовного мира людей. Иными словами, создались условия для возникновения нового типа человеческих общностей – цивилизаций . До этого признаками, отделявшими одни сообщества людей от других, служили биологический (расово-антропологический ) и культурно-лингвистический (этнический ).

Второй экономической революцией в истории человечества был промышленный переворот XVIII-XIX вв. Он не только привел к изменению экономической основы общества с сельского хозяйства на промышленное производство, но и впервые противопоставил человека природе. Во-первых, это качественно изменило все лицо современного общества. Машинное производство, центрами которого сделались города, оказалось способным прижиться в любой географической и культурной среде. Возникнув в рамках европейской цивилизации Нового времени, получившей ныне название Индустриальной, новый тип производства и основанных на нем общественных отношений стал активно подчинять себе мир, разрушая или приспособляя к своим потребностям все прежние общественные культуры. Качественно новый уровень удовлетворения бытовых потребностей, благосостояния и резкий рост возможностей человека стали тем стандартом, на который стало ориентироваться почти все человечество. Поэтому в современном мире понятие цивилизация превратилось в оппозицию понятию традиционное общество , то есть общество, не достигшее указанного стандарта. Сохраняющиеся ныне традиционные общества являются остатками доиндустриальных цивилизаций предшествующей эпохи. Но все они сильно деформированы либо стремлением воспользоваться плодами современной индустрии и основанного на ней стандарта жизни, либо непосредственным воздействием на них Индустриальной цивилизации, либо борьбой с ее воздействием или его угрозой.

Индустриальная цивилизация . Католическая цивилизация средневековой Европы находилась на периферии территорий, которые были заняты наследницами более древних цивилизаций – Византийской и Исламской. Теснимая со всех сторон, она долгое время была лишена возможностей нормального экстенсивного расширения, периодически выбрасывая излишки населения в форме крестовых походов на Восток. Это накопило в ее недрах мощный заряд социальной энергии, которая нашла себе выход в двух формах. Южная Европа в конце концов смогла устремиться по пути экстенсивного расширения вокруг Африки в Индию и в Америку. Центральная и Западная Европа пошла по пути внутренней перестройки соционормативных принципов католицизма. Сочетание сложного комплекса факторов (а не простое совершенствование производства по пути товарно-денежных отношений) сделало города средневековой Европы носителями нового способа производства. Под его давлением уже в XV-XVI вв. наметилась перестройка общественных отношений, знаменовавшая рождение цивилизации Новой Европы. Окончательная победа нового типа общественных отношений произошла только с промышленным переворотом конца XVIII – первой половины XIX вв.

В Европе и Северной Америке человечество впервые оторвалось от обусловленности своей жизни природными сельскохозяйственными циклами. Был создан способ производства, способный прижиться на совершенно чуждой культурной почве, мобильный и ориентированный на расширенное воспроизводство. Поэтому новая цивилизация может называться Индустриальной. Ее появление имело колоссальные последствия для развития всего человечества.

С одной стороны, человечество противопоставило себя природе и космосу, что послужило стимулом их рациональному изучению, развитию наук, небывалому расцвету открытий и изобретений. В совокупности все это качественно изменило жизнь людей. Создавались условия для полного их нивелирования друг другу как автономных граждан, каждый из которых является потенциальным собственником. Во второй раз, вслед за античностью, но на иной производственной основе и в более широких масштабах было создано гражданское общество. Личная инициатива получила освобождение от контроля со стороны общинных и сословных объединений. Изменился и тип мышления, основным принципом которого стал рационализм. В то же время все эти перемены поляризовали людей на основе общественного разделения труда на две основные категории: 1) организаторов общественного производства, задающих тон в общественной жизни, и 2) работников, вынужденных довольствоваться предлагаемыми им экономическими условиями. Поэтому классовая борьба приобрела новые формы.

С другой стороны, новый способ производства начал активно воздействовать на общества традиционных цивилизаций, подчиняя их в своих интересах. Его “щупальца” в лице купцов, мореплавателей, авантюристов, колонизаторов, миссионеров в конечном счете опутали весь мир. Это изменило обычный ход развития цивилизаций Америки, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Индии, Китая, Японии, России. В большинстве регионов сложился симбиоз местной цивилизации с носителями буржуазного способа производства, выступавшими в роли алчных колонизаторов. Последних интересовали прежде всего природные или, как например в Африке, людские ресурсы.

Лишь Российская цивилизация с ее традиционно сильной центральной властью и относительной бедностью ресурсами ее основной территории оказалась вне поля устойчивого интереса носителей нового способа производства. Поэтому долгое время его приспособление к российским условиям происходило под контролем правительства и способствовало еще большему укреплению традиционных общественных отношений. Вопреки устоявшемуся под влиянием евразийской концепции мнению, что Российская цивилизация аккумулировала в себе черты своеобразного синтеза европейской и азиатской культур, следует подчеркнуть, что она сложилась в периферийной зоне Средневековой Европейской и Византийской цивилизаций. Сильная государственность, развившаяся после монгольского завоевания, имела основой необходимость препятствовать расширению Западной Европейской цивилизации. По этой причине объединителем русских земель выступила не территория исконно русской культуры (Новгородская земля, Белоруссия, Поднепровье), а периферийное Московское княжество, сумевшее воспринять монголо-татарские методы политической организации.

В новую фазу процесс подчинения мира родившимся в Европе способом общественного производства вступил по завершении промышленного переворота. Началась экономическая экспансия промышленно развитых стран в регионы традиционных цивилизаций. Она вела к разложению этих цивилизаций изнутри, насаждению в их общественной плоти европейского способа производства и соответствующих ему общественных классов. Процесс получил название вестернизации традиционных обществ. Но синтез западного и местного начал не был простым и односторонним.

Индустриальная цивилизация качественно повысила уровень энерговооруженности общества и этим подняла планку осуществления потребностей и возможностей личности. Стремление использовать ее достижения заставляет традиционные общества ориентироваться на западное общественное и политическое устройство, западную систему ценностей. Приспосабливаясь к потребностям индустриального производства, сложная структура традиционного общества начинает изменяться в сторону упрощения, уподобляясь гражданскому обществу с его ориентацией на индивидуальную частную собственность и обеспеченность прав личности. Только в виде таких полноправных граждан люди могут стать единым мировым сообществом. Поэтому буржуазный способ производства, стремящийся нивелировать межрегиональгые и этнические различия единой системой юридических и политических гарантий гражданского общества, объективно выступает объединяющим началом для всего человечества.

mirznanii.com


Смотрите также