Богиня Деметра. В древнегреческой мифологии богиня плодородия. Божество плодородия древнее
Бог плодородия – Перун, Велес или Мокошь?
Испокон веков люди во что-либо верили. Не находя объяснения многому вокруг себя, наши предки привыкли считать, что данные явления управляются высшими силами. Таким образом появилось огромное количество богов. На территории Древней Руси считалось, что каждая стихия, каждое дело, которым занимается человек, управляется своим собственным богом. Так, бог летнего солнца, природы – это Даждьбог, богиня воды – Дана, Додола или Перуница – управляла грозами и молниями, являясь одновременно женой Перуна, бог плодородия – Мокошь и т. д.
Каждое ремесло, каждая пора года и природная сила, каждое животное и растение имели своего бога. Это входило в основу языческой культуры людей. Богам приносились жертвы, их задабривали, им молились, прося защиты, покровительства и помощи.
Так, для получения хорошего урожая, для высокого плодородия славяне пели оды жене Велеса – Мокоши. Наравне с ней люди поклонялись Рожаницам – богиням, покровительствовавшим всему живому, в том числе женскому плодородию. Мокошь – бог плодородия у славян, вернее, богиня, встречается в древних летописях, но сведения, представленные там, не всегда понятны, а часто и довольно противоречивы. Мокошь иногда отождествляли с Матерью сырой земли. Высокая статная женщина с крупной головой и неправдоподобно длинными руками – вот изображение богини на древних вышивках, славянских рушниках и поделках.
Верховный бог Перун также почитался у древних славян как бог плодородия. Это верховное божество, сын Сварога, он был покровителем всего живого: лишь только ему было под силу ниспослать живительные капли дождя, подарив иссушенной земле долгожданную влагу. Именно Перун мог наказать людей засухой и неурожаем. Поэтому славяне свято верили, что лишь этот бог плодородия, молний и дождя может подарить им богатство. Люди также верили, что Перун способен своими золотыми молниями изгонять злых демонов, атаковавших человека, и ограждать его от волшебных чар.
Практически на одном уровне с Перуном или на ступень ниже него стоял бог Велес – муж Мокоши. Его считали заступником и охранником охотников, скотоводов, а позже и богатства. Велеса отождествляли с нижним миром – Навью. Считаясь покровителем мертвого мира, Велес почитался предками и как бог плодородия. Считалось, что души усопших могут попросить Велеса о хорошем урожае, поэтому в те времена на поле всегда оставляли ленту неубранных злаков – дар богу с целью задобрить его. Не зря многие изображения, где Мокошь протягивает руки к земле, интерпретируются как ее просьба к мужу о хорошем урожае. Этого бога почитали не только славяне: литовцы даже отмечали когда-то день памяти усопших, который назывался «Велесово время». Его до сих пор почитают и в Индии, называя Шивой.
Такая колыбель цивилизации, как Египет, также имеет своего бога плодородия. Ведь недаром египтяне считались одними из лучших земледельцев в мире, приспосабливая под плантации даже самые неплодородные почвы. Огромную роль в получении урожая для народа этой страны играет Нил. Но главный бог плодородия в Египте – это Мин. Его считали также покровителем мужской силы, изображая с неестественно большим детородным органом.
fb.ru
Богиня Деметра. В древнегреческой мифологии богиня плодородия :: SYL.ru
Любое природное явление древнегреческая мифология преподносила как деятельность разнообразных божеств. Именно поэтому культурное наследие Греции сочетает в себе достаточно точные исторические сведения о происходящих в разные периоды событиях с набором мифов. Греческая богиня Деметра, олицетворявшая плодородие и покровительствующая хлебным колосьям, считалась одной из самых благодатных богинь. Также она являлась покровительницей законного брака. С этой героиней мифов связано множество историй, которые затрагивают такие аспекты жизни человека, как оседлая жизнь, смена времён года и справедливость по отношению ко всем земным существам.
Согласно легендам, Деметра первая из земных существ запрягла быка в плуг и вспахала поле. Затем она бросила в почву семена овса. Люди, наблюдавшие за действиями богини, были уверены, что зёрна сгниют в земле под проливными дождями. Но, вопреки их ожиданиям, над поверхностью вспаханного поля показались дружные проростки овса. Позже Деметра обучила людей, как ухаживать за посевами. Также она подарила людям такие растения, как финики, инжир и смоква.
Происхождение Деметры, её братья, мужья и дети
Греческая богиня плодородия, которой и являлась Деметра, по своему происхождению была дочерью бога Крона и богини Реи. Она была единственной дочерью в семье. Братья Аид, Зевс и Посейдон были совершенно не похожи на юную деву, которой изначально суждено было покровительствовать земледелию. Отношения между ними были не совсем обычные: Аида богиня Деметра откровенно не любила, к Посейдону вовсе была равнодушна. Единственным из братьев, удостоившимся её почтения, был Зевс.
Деметра, несмотря на своё божественное происхождение, тяготела к материнству и браку. Первым её супругом стал критский покровитель земледельцев Иасион. Брак между ними был заключён на трижды вспаханном поле. От Иасиона богиня Деметра родила Плутоса, который изначально олицетворял обильные урожаи. Чуть позже сына Деметры стали ассоциировать с богатствами, сокрытыми под землёй.
Плутос был не единственным ребёнком богини плодородия. Вступление в брак с Зевсом, единокровным братом Дметеры, принесло ей великую радость – она стала матерью прекрасной дочери, которой было даровано имя Персефона. Согласно мифам, богиня Деметра очень любила дочь, оберегала её от всяческих волнений и бед. Персефона отвечала матери нежностью, она искренне боготворила природу и всё, что рождала земля.
О сыне Деметры из мифов известно немногое, а вот дочери богини древние сказители уделили много внимания. Одну из самых масштабных историй, объясняющих причину смены времён года, описывает миф о Деметре и Персефоне. Именно он был изложен Гомером в виде гимна.
Миф о похищении Персефоны
Как гласит история, Зевс обещал отдать Персефону в жены Плутону. Во время прогулки юной богини бог царства теней забирает её. Богиня Деметра услышала зов о помощи, кинулась в поле, но Персефоны уже не было. Дни и ночи в полном отчаянии металась она по всему свету, но дочери так и не нашла. Ночами она разжигала факелы на Этне (видимо, именно этим событием писатель объяснил одно из извержений вулкана). Лишь спустя девять дней Гелиос рассказал ей, кто похитил Персефону, а также о том, что всё это произошло с разрешения Зевса.
Богиня плодородия впадает в великое горе и одевается в траурные одежды. В порыве гнева Деметра заявляет, что заботиться о плодородии земель она больше не будет. Начался голод, который продолжался несколько месяцев. Земля не родила ни одного колоса, люди страдали без хлеба и фруктов. Но вернуть Персефону нельзя, ведь между ней и Плутоном уже заключён брак.
Видя, что всё это может обернуться тысячами жертв, Зевс принимает решение, что дочь Деметры будет находиться с матерью 9 месяцев в году, а остальное время проводить с мужем. С тех пор с возвращением дочери богини плодородия земля начинает цвести. Люди выращивают хлеб и овощи. А когда Персефона возвращается к Плутону, богиня плодородия и земледелия Деметра облачается в траур, наступает зима. Так в мифах объясняется смена времён года. Лишь в более поздний период создаются произведения, затрагивающие тему личных переживаний и мотивов самой Деметры, Зевса и Персефоны.
Деметра в литературных произведениях Европы
Но не только в произведениях древних мастеров слова упоминаются эти древнегреческие богини. О Персефоне и Деметре написано множество стихотворных произведений. Например, известный европейский поэт Шиллер написал содержательную поэму «Элевсинский праздник». Теннисон пересказал миф о Персефоне и Деметре понятным средневековым европейцам языком в достаточно большом произведении «Деметра и Персефона». Обеим этим богиням посвящено немало опер, оперетт и даже обычных песен. Наиболее известна из них опера Йоммелли «Деметра умиротворённая».
Деметра дарующая и карающая
Как известно, древнегреческие боги и богини могли не только одаривать человечество знаниями, умениями или какими-то благами. За непотребное поведение любой из них мог покарать провинившегося перед богами человека. Несмотря на добрый нрав и заботу о людях, богиня плодородия упоминается в мифах, рассказывающих о наказании людей за жестокосердие, предательство и жадность. Вспомнить хотя бы историю Эрисихтона, которого она наказала за жадность и неуважение к богам. Наказала жестоко, но он того действительно заслужил, так как сердце его было чёрствым, как прошлогодняя краюшка хлеба.
Здесь хотелось бы вспомнить две легенды, в которых описывается период, когда древнегреческие богини Деметра и Персефона были разлучены.
История о Деметре и Триптолеме
В дни странствий по миру в поисках Персефоны Деметра, измученная и голодная, вошла в Элвисин. Её радушно принял тамошний царь, именуемый Келеем. Маленький царевич Триптолем был болен, и супруга царя не отходила от его колыбели. В благодарность за еду и кров покровительница земледелия исцеляет младенца от хвори.
Проживая какое-то время в Элвисине и наблюдая за маленьким Триптолемом, Деметра начинает испытывать к нему материнскую любовь. Желая наградить его бессмертием, она кладёт его в огонь, чтобы очистить тело и душу мальчика от земных грехов. Но ритуал не был доведён до конца, так как мать царевича, испугавшись за сына, извлекла его из пламени. Тем не менее Деметра наделила Триптолема божественным началом.
С тех пор юноша разъезжал по всей земле, обучая людей искусству земледелия. Позже его назовут покровителем землепашцев. Храм в его честь будет отстроен вблизи храма Деметры в Элвисине. Таким образом, богиня действительно сделала его имя бессмертным.
Наказание Эрисихтона
Несколько иначе обстоят дела в мифе о Деметре и Эрисихтоне. В дни скитаний, когда Персефона пребывала в царстве Плутона, богиня плодородия и земледелия отдыхала в тени священной рощи, посаженной в честь неё. Эрисихтон, уверенный в своей безнаказанности, хотел вырубить деревья для постройки дворца. Деметра попыталась воззвать к совести мужчины, но он замахнулся на неё топором и приказал освободить дорогу для его рабов.
Разгневавшись на такое неуважение к её божественной персоне, богиня Деметра наложила на Эрисихтона заклятие вечного голода. С того момента жадный мужчина не выходит из-за стола, поедая все припасы в доме. Вскоре они закончились, и Эрисихтону пришлось продавать всё своё имущество, чтобы купить еды и утолить нестерпимый голод. Так он становится нищим. Но голод не утихает, и Эрисихтон принимает решение продать свою дочь в рабство. Обезумевшая от горя девушка сбегает от своих хозяев. Раз за разом возвращается она в отчий дом, но отец снова продаёт её. В конце концов Эрисихтон съедает самого себя. Так Деметра наказала его за жадность.
Как и другие древнегреческие боги и богини, Деметра была почитаема у простого народа и знати. В честь неё устраивались праздники, на которых прославлялись её доброта и щедрость. Изначально в мероприятиях принимали участие только жители Элвисина. Спустя несколько десятилетий культ богини земледелия и плодородия распространился по всей Древней Греции, и в городок стали съезжаться люди со всей территории государства.
Позже праздник Деметры отмечали в храме богини в Афинах в два этапа: весной проходили Малые Элфисины, посвящённые началу весны, а осенью – Великие Элфисины, длящиеся 9 дней и ночей. В первый день празднества приносились жертвы Деметре, жители Греции совершали омовения и очищение ритуалами. Обязательным условием празднования был пост. Затем в течение 5 дней было принято проходить большой красочной процессией от храма к морю. Также проводились атлетические соревнования.
На шестые сутки торжества организовывалось массовое шествие из Афин в Элевсин. Участники праздника облачались в нарядные одежды, их головы украшали миртовые венки. В руках люди несли факелы и земледельческие орудия труда. По дороге процессия часто останавливалась. Молодые девушки исполняли ритуальные танцы, а юноши состязались в ловкости и силе.
В Элвисине с наступлением ночи разыгрывали очень реалистичное представление по мотивам мифа о похищении Персефоны. Плач и стоны обезумевшей от горя Деметры изображали звуки, воспроизводимые с помощью медных духовых инструментов. Из темноты то и дело доносились неясные голоса и шорохи. Зрителей этого действа охватывал мистический ужас. Возвращение Персефоны к Деметре влекло за собой сполохи света от многочисленных лампад и факелов, радостные песнопения и танцы.
Помощники Деметры
Деметра, хоть и была покровительницей земледелия и плодородия, по верованиям греков не могла уследить за порядком на всей территории Древней Греции. Поэтому она обзавелась своеобразными помощниками в различных отраслях земледелия. Древнегреческая мифология рассказывает о нескольких божествах, олицетворяющих собой растительный мир. Так как они считались второстепенными и зачастую имели человеческое происхождение, имена их редко упоминались в литературных источниках. Зато сохранились барельефы и фрески, изображающие Деметру со свитой.
Предполагают, что все они являлись духами лесов, полей, цветов и деревьев. Именно они помогали богине плодородия слышать «шёпот земли», а также доносили до неё мольбы земледельцев об урожае или просьбы о помощи.
Скульптуры и другие изображения богини плодородия
К сожалению, в настоящий момент практически нет подлинных изображений Деметры, созданных во времена Древней Греции. Сегодня скульптурные изображения этой богини древнегреческой мифологии достаточно часто являются подделкой или изображением совсем других божеств или представительниц знатных родов. Археологи идентифицируют части статуй Деметры по таким признакам, как наличие на голове венка из колосьев, а также по поросёнку и корзине, наполненной колосьями и плодами, в руках. Нередко скульптурные или фресочные древнегреческие боги и богини выдаются за Деметру только потому, что в их руках или на одеждах изображён цветок мака.
Как бы странно это ни прозвучало, но подлинные изображения богини плодородия из Древней Греции легче всего найти на старинных монетах, фресках в погибшем городе Помпее, а также в склепах близ города Керчь в Крыму.
Боги плодородия в культуре других стран
Не только древнегреческие богини следили за порядком в растительном мире и помогали людям освоить все тонкости обработки почвы и выращивания культур. Примером тому могут послужить божества из римской мифологии, которые по своим характеристикам мало чем отличаются от древнегреческих богов. Полным аналогом Деметры в этой культуре считается Церера. Она, так же как и греческая покровительница земледелия, впервые вспахала полоску земли и показала, как нужно сажать семена и ухаживать за растениями.
Так же как и у Деметры, у Цереры было несколько богов-помощников, которые отвечали за отдельные стихии и растения. Например, Флора была покровительницей цветов. Изображалась она в венке и с пышным букетом в руках. Её изображения сохранились в Геркулануме, а также в Капитолии и Риме.
Леса и поля в понимании римлян находились под покровительством Сильвана. Также он считался защитником садов и пашен. Изображения Сильвана сохранились частично, но из них ясно, что изображали его с серпом в одной руке и ветвью дерева в другой. Поклонялись этому богу и ремесленники, занимающиеся деревообработкой.
Фруктовые сады Древнего Рима находились под покровительством сразу двух богов – Вертумна и Помоны, которые приходились друг другу супругами. Вертумн, бог овощей и фруктов (то есть плодов), изображался как статный мужчина с окладистой бородой, держащий в руках рог изобилия. Изображений Помоны, богини фруктовых садов, не сохранились, однако её можно увидеть на созданных в 18 веке барельефах в окружении других богов Древнего Рима.
www.syl.ru
история появления римского бога плодородия и земледелия
Бог Сатурн – это один из самых величественных представителей римского пантеона. Издавна его представляли созидателем всего сущего на земле. Долгое время именно Сатурн считался главным богом у древних римлян, покуда его место не занял бог войны Юпитер.
Итак, что же нам известно об этом чудотворце? Какие мифы и обряды связаны с ним? И почему даже сегодня его имя известно всем на свете?
Изгнанник Олимпа
Изначально считалось, что римский бог Сатурн был покровителем земледельцев. Именно поэтому на первых изваяниях он изображен или с садовым ножом, или с зерновым серпом. Некоторые ученые считают, что прообразом этого божества стал первый римский царь. Однако весомых доказательств в пользу этой теорий у них пока нет.
Более важно то, что с течением лет бога Сатурна начали сопоставлять с Кроносом. А причиной тому стало тесное соприкосновение римской цивилизации с греческой культурой и религией. Поэтому неудивительно, что вскоре среди народа родился новый миф об их божестве.
Согласно ему, Сатурн действительно был великим богом-титаном Кроносом. Сброшенный с престола своим сыном Зевсом (Юпитером), он был вынужден отправиться в изгнание. Покинув Грецию, он долго бродил по белому свету, покуда не набрел на удивительную деревню под названием Лация (Италия). Сатурну так понравились здешние земли, что он навсегда решил остаться в этих краях.
Великий мудрец и заступник
Поселившись в Италии, бог Сатурн одарил эту страну своим покровительством. Так, римляне уверены, что именно он научил первых земледельцев обрабатывать поля и сеять пшеницу. Из-за этого фермеры всегда преподносили ему жертвы, дабы умилостивить и задобрить великого бога. Ведь только так можно было рассчитывать на хороший урожай и защиту от вредителей. Со временем бог Сатурн также стал покровителем ученых и изобретателей. Они считали, что именно этот великий мудрец помогает им вращать колесо прогресса.
Любопытно и то, что Сатурна наделяли способностями древнегреческого бога Хроноса. Возможно, причиной тому было банальное созвучие имен Кронос и Хронос, а может, римляне умышлено возвеличили своего заступника. В конечном счете, римский народ уверовал в то, что бог Сатурн привел их страну к золотому веку. Поэтому ежегодно в конце декабря они устраивали великие гуляния – сатурналии. В этот период римляне дарили друг другу подарки и желали счастья и процветания.
Более того, в один из дней сатурналий рабы получали свободу и могли командовать своими хозяевами. Что правда, такая радость длилась лишь одни сутки, после чего все возвращалось на круги своя.
Великая честь, которую получил бог планеты Сатурн
Большинство богов древних цивилизаций безвозвратно стерлись из памяти человечества. И даже те, кто живет в мифах, рано или поздно позабудутся. Однако римских богов ожидала совсем иная участь – их имена стали несокрушимой легендой.
Так, в честь великого бога была названа одна из самых прекрасных планет в Солнечной системе. Опоясанная волшебным поясом, она навеки закрепит в сознании потомков имя бога Сатурна. И, глядя в бескрайную космическую даль, они всегда будут вспоминать о нем.