Ремесло древнего китая. Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство и ремесла. Ремесло древнего китая


Искусство и ремесла Китая

Для Китая – многонационального государства с древнейшей историей – с одной стороны характерно удивительное разнообразие жанров и форм искусства, развивавшегося на протяжении тысячелетий, а с другой – общность художественного стиля, будь то прикладное искусство, музыка, танец или архитектура.

На протяжении своей долгой истории Китай то переживал времена расцвета, то погружался в войны и смуту, переходил от одного строя общества к другому, и все эти периоды, конечно, не могли не отразиться на развитии культуры, каждый из значительных исторических этапов внес свой вклад в становление изящного и прикладного искусства Поднебесной.

Истоки традиционного китайского искусства берут свое начало в доисторические времена в быте первобытного общества и древних религиозных обрядах. Так, первыми образцами прикладного искусства можно считать сохранившиеся до наших дней тонкостенные глиняные сосуды разных форм, покрытые узорной росписью, сделанные около 3000 лет до нашей эры, а первыми проявлениями музыкального искусства – гортанные народные песни, из которых по прошествии столетий развились изящные причудливые оперы.

                                                          

В эпоху Шан (1766 – 1027 до н.э.) появились первые садово-парковые ансамбли, которые в последующие эпохи совершенствовались и стали носить характер художественного творения в большей степени, чем другие архитектурные сооружения. В шанский период стали изготовлять изделия из бронзы, сосуды украшались символичными для Китая животными, такими как драконы и фениксы. Примерно в это же время в Поднебесной стали разводить шелкопрядов, и китайцы стали производить шелк, ставший незаменимой принадлежностью аристократии.

В период Воюющих царств широкое распространение получили изящные лаковые изделия. Во времена Ханьской эпохи (202 до н.э. – 220) сформировались основные принципы китайской живописи, сохранившиеся до наших дней; в искусстве мифические сюжеты стали постепенно сменяться реальными.

Во время правления династий Тан (618 -907)  и Сун (960 - 1279) Китай переживал пик расцвета: эти эпохи прославились поэзией и живописью, отражавших идейные представления древних китайцев о красоте природы, достойной преклонения, а также текстильными изделиями и необычайной вышивкой. В этот период многие жанры и формы искусства достигли небывалых высот. 

Но, помимо бесценных и признанных всем миром художественных артефактов, украшавших дворцы и дома аристократов, в Китае удивительные образцы прикладного искусства можно найти и в других слоях общества. Так, вырезные картинки из бумаги, веера, расписные зонтики, фонари и воздушные змеи, будучи повседневными предметами быта простых жителей, при умелой и тонкой работе мастера превращались в настоящие произведения искусства. 

www.chinatrips.ru

ДРЕВНИЕ РЕМЕСЛА И ИСКУССТВА КИТАЯ

Издавна славились искусства и ремесла Китая. Произ­водство многих ремесел было массовым. Бронза, яшма, шелк, фарфор, лак — предметы роскоши, являющиеся главным экспортным товаром. Купцы не пользовались уважением, так как, ничего не производя, они перепрода­вали готовую продукцию. Ремесленники пользовались уважением. Самыми полезными для общества считались ученые, крестьяне, потом ремесленники. Ремесленники делали прекрасную посуду, шелка, орудия труда для земле­владельцев, оружие для солдат.

Китай известен прекрасной высококачественной керами­кой. Это объясняется богатыми запасами каолина и гончар­ной глины. Китайские мастера веками совершенствовали технику изготовления и росписи керамических изделий.

В Китае налаженная государственная промышленность занималась производством шелка. По Великому шелково­му пути везли шелк в Европу и Азию. В Китае люди пер­выми научились получать нить и ткать шелк. Вышитые ткани появилисьдве тысячи лет назад. Ремесленники про­изводили ткани в огромных количествах и разнообразных расцветок. Такую ткань первоначально использовали им­ператоры, чиновники, ученые.

Китайцы разводили гусениц бабочки-шелкопряда, ко­торые плели каноны из тончайших шелковых нитей. Да­лее нити окрашивали разными цветами и делали разные ткани. На тканях плели узоры, изображавшие животных и растения.

Шелк был настолько дорогим, что его использовали и в качестве денег при расчетах.

Важнейшими изобретениями китайцев были бумага и печатное дело. Китайская письменность — письменность не звуков, а понятий. Китайцы научились делать бумагу из коры и конопли.

Из бронзы делали ритуальные сосуды и оружие. Позже китайцы освоили железное литье.

В Китае музыка считалась важной частью цивилизован­ного общества. Считалось, что определенные мелодии мо­гут провоцировать на грубость. Такая музыка осуждалась, как развратная. Китайцы принимали великую музыку из нежных звуков. В музыкальных оркестрах были и дамы. Фигурки музыкантов укладывали даже в могилы, дабы со­провождать усопшего в загробной жизни.

В Китае был изобретен первый компас, представлявший собой кусок магнитной породы в форме ложки. На лист от­полированной бронзы клали этот магнит. Ложка-магнит вращалась, пока ее ручка не указывала на Северный полюс.

Театр — это древнее искусство танца и мимики. Первые артисты были кочевыми. Мальчика в возрасте 7 лет отда­вали в труппу, где до совершеннолетия ему выступать не разрешалось, но за это время он должен был освоить акро­батические номера и выучить 50 пьес. Артистами были только мужчины. Первоначально, так как читать не уме­ли, содержание пьес передавалось из уст в уста. Грим играл важную роль. Цвета грима были символичны, например: голубой — символ чистоты, розовый — невинности, чер­ный — зла и т. д.

В Китае существовал принцип, что искусство не дол­жно украшать. Почти все вещи в доме были наделены символами. Шелковая ширма предполагала увеличение углов в доме, тем самым увеличивался объем стен. Чем больше зеркал в интерьере, тем дом чище (от злых ду­хов).

Художниками становились, проходя следующие ис­пытания: уходили в горы, молились, постились и только потом, освободившись от грехов, чистыми приступали к творчеству.

Когда китайцы уходили далеко от дома, то брали с собой туески и в целях экономии места они выполнялись один меньше другого, и поэтому закладывались одна в другую — принцип матрешек, так что сама идея заимствована в Ки­тае, а на Руси поменяли форму и добавили роспись.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

На протяжении многих веков костюм почти не изме­нялся.

Простейшие формы костюма связаны с сырьевыми воз­можностями, климатическими условиями, основными за­нятиями китайцев.

Головные уборы были только у мужчин.

Аристократическая одежда отличалась:

1) качеством материала;

2) количеством ткани;

3) цветом;

4) вышивкой и рисунком.

ОДЕЖДА КРЕСТЬЯН

Нижняя одежда. Крестьяне носили просторные куртки с большим запахом и застежкой под правой рукой. Они

надевали длинные, довольно широкие штаны, подкатывая их во время работы.

Верхняя одежда. Халат — основа китайского костюма, с широкими рукавами — верхняя одежда крестьян. Во вре­мя работы рукава подворачивались и кренились специаль­ной лентой на груди. В холодное время года надевали сразу несколько халатов. Халат опоясывался. В дождь поверх одежды набрасывали плащ.

Цвета. Одежды крестьян были скромными и строгими.

Ткани. В своей одежде крестьяне использовали грубые ткани, дерюгу, ткани, получаемые из волокон растений. Позже, с появлением хлопка, они носят хлопковые одежды.

Плащ сплетали из соломы или травы, накидку из пле­теных листьев и соломы, защищавших от дождя и солнца.

Головной убор. Мужчины носили соломенные шляпы.

Обувь. Крестьяне носили легкие туфли, плетенные из соломы, с толстыми войлочными подошвами.

ОДЕЖДА АРИСТОКРАТИИ

Нижняя одежда. Члены императорской фамилии, выс­шие чиновники и ученые надевали халаты. Халат — рас­пашная одежда с цельнокроеными рукавами и длиной по щиколотку. Форма халатов, конфигурация пол, ширина рукава — различны. В парадных халатах присутствовали рукава, свисающие до пола. Культура ношения халата оп­ределяла воспитанность человека.

В нижней одежде были штаны, скрытые длинными ха­латами, так как у аристократов они считались неприлич­ной частью костюма. Их носили навыпуск, иногда подвя­зывали под коленями или заправляли в сапоги.

В каждом парадном придворном халате были и другие эле­менты — декоративные рукава, свисающие до самого пола.

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

Халаты подпоясывались. Пояс — знак отличия арис­тократов и чиновников.

Различали несколько видов халатов:

1. Рей — халат для всех сословий, характер орнамента иероглифический или растительный.

2. Куань-ин — одежда только для знати. Спереди на ха­лате располагался отличительный знак, иногда и со сторо­ны спины. Этот знак у гражданских лиц — птица; у воен­ных — изображение барса, льва, тигра.

3. Мань — парадная придворная одежда с застежкой вдоль всего бока под правой рукой. Мань надевался по­верх кунь-ин. Мань украшался навечно утвержденной и строго регламентированной вышивкой дракона в раз­личных вариациях в зависимости от сословной принад­лежности.

Верхняя одежда. Зимой надевали халат на подкладке или стеганный на вате. Иногда носили и меховые шубы.

Цвета. Согласно чинам, цвета костюма были строго рег­ламентированы: желтый — цвет императорской фамилии; воинов — красный, белый; молодых воинов — голубой; сановников — коричневый.

Ткани. Шелковые халаты — роскошь, предмет одежды привилегированных групп. Даже богатые купцы при неко­торых династиях, торговавшие шелком, сами не смели его носить. Многие пострадали, используя вещи из шелка как нижнюю одежду. Императорскими указами регулирова­лись поставки тканей для одежды.

Позже в Китае появляется хлопок, но шелк так и остал­ся привилегией богачей.

Плащ знати шился из шерстяной ткани или из птичье­го пуха.

Штаны шили из шелка.

Головной убор. Мужчины носили черную шелковую или фетровую шапочку. Как защиту от солнца — соломенную.

ДРЕВНИЕ РЕМЕСЛА И ИСКУССТВА КИТАЯ

Прическа. По японскому обычаю, мужчины носили косу, а впереди волосы выбривались, причем с XVII в. у маньчжур это считалось обязательным. К началу XX в. обычай сохранился частично только в низших классах.

Лица гладко выбривались.

Косметика. Мужчины в Древнем Китае белились и ру­мянились, отращивали ногти и красили их в красный цвет. О благосостоянии китайца можно было судить по длине его ногтей. Особенно длинным был мизинец. Ногти под­черкивали и приспособленность к труду.

Украшения. Костюм для китайцев никогда не был толь­ко делом вкуса. Даже украшения должны были указывать на социальное положение владельца. Место владельца в строгой общественной иерархии безошибочно определя­лось по драгоценностям.

Важнейшим элеметдом мужских украшений являлись поясные застежки и пластинки, как знаки общественного положения. Они появились на одежде в конце III в. до н. э. Застежки — главное украшение китайского мужского ко­стюма. В древности их делали из бронзы, инкрустирова­ли серебром, золотом, полудрагоценными камнями.

Позже мужские драгоценности стали важной частью официального костюма. Выбор материала для изготовле­ния этих драгоценностей четко регулировался законом.

Рукава парадных одежд (широкие и длинные) оттягива­ли специальные весомые предметы. Эти предметы были выполнены из дорогого металла и служили грузиками. Гру­зики не давали рукавам закручиваться. Обычно их выпол­няли из бронзы с позолотой.

Красивый золотой наперсток служил для защиты длин­ного ногтя на мизинце.

Широко использовались нагрудные цепочки и серьги.

Мужчины носили шейное ожерелье, чаще золотое, ук­рашенное благоположительной символикой.

ДРЕВНИЕ РЕМЕСЛА И ИСКУССТВА КИТАЯ

Ткани богато орнаментировались. Орнаментация тоже имела символический характер: дракон — выражение сли­яния земли и неба, повелитель дождя; огонь — внутренняя сущность; вода — его внешняя среда… В Китае самое зна­чимое место отводилось изображению персика. Персик — символ долголетия, орхидеи — символ учености.

Вышивка наносилась не только на одежду, но и на обувь.

Дополнения. Халат иногда выполнялся с воротниками и шарфами. Мужчины пользовались веерами для обма­хивания.

Обувь. Богатые мужчины носили туфли из ткани или кожи. Толстая подошва обуви изготавливалась из несколь­ких слоев проклеенной ткани или кожи. Мужчины также носили кожаные и тканевые сапоги.

на Ваш сайт.

modnitsi.ru

Китай в V - III веке до н.э. Развитие ремесла и промыслов. Древний мир.

Китай в V - III веке до н.э.  Развитие ремесла и промыслов

Добыча железа и умение его обрабатывать повлекло за собой быстрое развитие ремесла. Из железа изготовлялись как орудия труда, так и оружие. Царства Чу и Хань славились железными мечами, Чжао — лопатами, Цинь — пиками и острогами. К IV — III вв. до н. э. орудия и оружие из железа получают повсеместное распространение и начинают вытеснять бронзовые и медные.

В трактате “Гуань-цзы”, в основной своей части составленном, по-видимому, в IV — III вв. до н. э., утверждается, что в Китае в то время было известно 467 гор, где добывали медную руду, и 3609 гор, где добывали железо. Конечно, нельзя вполне доверять столь точному подсчету, однако общее представление об уровне развития горнорудного дела эти сведения дают.

Сыма Цянь в “Исторических записках” сообщает о существовании в это время крупных железорудных промыслов, принадлежавших частным лицам.

Высоким мастерством изготовления отличаются обнаруженные при раскопках могил периода Чжаньго разнообразные изделия из меди и бронзы: зеркала, сосуды, орнаментальные детали колесниц, предметы вооружения.

 

 

Бронзовый сосуд для жертвоприношений.  Около 480 г. до н. э.

 

Достигли высокого уровня развития ткацкое, особенно шелкоткацкое, а также керамическое, деревообделочное и лаковое ремесла, о чем свидетельствуют наряду с письменными источниками и памятники материальной культуры. Так, относящиеся к этой эпохе образцы тканей и, в частности, фрагмент живописи на шелке были обнаружены при недавних раскопках в окрестностях города Чанша — на территории царства Чу.

Здесь же были найдены разнообразные керамические изделия и множество предметов из лака, среди которых имеются столики, тарелки, чашки, рюмки, а также рукоятки секир и копий, ножны мечей, щиты и луки.

Получила свое дальнейшее совершенствование технология письменности, на которой мы остановимся подробнее. Ствол бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них черной тушью иероглифы сверху вниз. Потом, сложенные в ряд, их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю — получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках — цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетеных коробах ученых-книжников. И когда имеется информация, что чья-то библиотека “заполнила несколько возов” это не означает, что книг было чрезмерно много — просто древняя книга была достаточно громоздкой.

 

 

Голова дракона.  Бронзовое украшение дышла колесницы. V — III вв. до н. э.

 

Подобный способ записи имел свои недостатки — при длительном хранении ремешки истлевали, строчки-дощечки обрывались и перемешивались между собой. “Уже ко времени Почтительного к родителям Воинственного государя писания оказались с пропусками, а дощечки с письменами — вырванными”, — сообщает историк Бань Гу (I в.) о предшествующей эпохе, когда пришлось приводить тексты в порядок, разыскивая их по всей Поднебесной.

Быстро развивалось строительное дело. Создавались великолепные дворцы царей и знати, строились города, воздвигались мощные оборонительные сооружения. В это время на северных границах царств Цинь, Чжао и Янь были построены стены для обороны от набегов кочевых племен, ставшие впоследствии звеньями Великой китайской стены. Сооружались линии укреплений и внутри Китая.

Время Чжаньго ознаменовалось успехами в кораблестроении. Особенно славились изготовлением судов прибрежные царства. О древнекитайских судах дает представление хорошо сохранившаяся деревянная модель большой шестнадцативесельной лодки, которую обнаружили археологи при раскопках древних могил в Ху-нани. Уже в эту отдаленную эпоху китайцы изобрели примитивный компас, который первоначально употреблялся при сухопутных путешествиях, а затем стал применяться и китайскими мореплавателями.

Получило развитие дальнейшее общественное разделение труда. Философ Мо Ди сообщает о ремесленниках самых различных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, о мастерах ювелирного дела, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий и т. д. Наметилась некоторая специализация ремесленного производства по отдельным районам. Царство Ци славилось производством шелковых и льняных тканей, его столица — город Линьцзы — была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получили особенное развитие соляной и рыболовный промыслы. В области Шу (в Сычуани), богатой рудными месторождениями, город Линьцюн стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства были города Наньян в царстве Хань и Ханьдань — столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй был известен производством кожевенных изделий, город Чан-ша — ювелирными изделиями.

Таким образом, мы видим, что в то время появляется ремесленное производство, которое свидетельствует о сравнительно высоком уровне разделения труда, о появлении мастерских, работа которых была рассчитана не только на заказ, но и на рынок, а это в свою очередь является показателем дальнейшего развития товарного производства. Однако в целом хозяйство продолжало сохранять натуральный характер.

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0     

ancient.gerodot.ru

История развития ремесла китайцев. Плетение и изготовление бумажных изделий

Китайское ремесло имеет многовековую историю, замечательные национальные традиции и глубоко народный характер, будучи тесно связано с жизнью и бытом простого народа. Основными отличительными чертами китайского ремесла является наличие множества отраслей, большое многообразие форм изделий и высокая техника исполнения. Зародившись в далеком прошлом, китайское ремесло, в том числе художественное, на протяжении многих тысячелетий развивалось и обогащалось трудами талантливых народных мастеров, создавших традиционные виды ремесла и своеобразный национальный стиль. С незапамятных времен изделия китайских ремесленников славятся на весь мир. Уже с III тысячелетия до н. э. древние китайцы умели создавать замечательные изделия из глины, а позднее из бронзы и слоновой кости.

История развития ремесла

Во II тысячелетии до н. э. иньским ремесленникам было известно производство шелка, лаковых изделий, однако большего совершенства достигли они в производстве черной и белой керамики, а также в технике отливки бронзы. О высоком развитии ремесла свидетельствует и факт производственной специализации отдельных областей еще в период формирования централизованного китайского государства (V—III вв. до н. э.).

Дальнейшее более быстрое развитие получило ремесло с утверждением в Китае феодальных производственных отношений. Тогда такие продукты тРУДа ремесленников, как шелк, парча, железо, белая керамика и лакированные изделия, Китай начал вывозить по Великому шелковому пути далеко на запад, ведя торговлю ими даже со странами Средиземноморья. В VII — IX в. было уже много крупных городов, ставших центрами феодального ремесленного производства.

Расцвет ремесленного производства падает на XIV—XVII в., когда оно стало играть преобладающую роль в производстве промышленных товаров. В это время возникли новые отрасли производства, большого совершенства достигло художественное ремесло. Тогда в Китае насчитывалось уже свыше 50 городов с населением более 100 тыс. человек, а такие города, как Чанъань (ныне Сиань), Лоян, Пекин, Нанкин, Кайфын, Ханчжоу, имели свыше миллиона жителей.

Со второй половины XIX в. начинается кризис китайского ремесла, вызванный ввозом дешевых промышленных товаров из капиталистических стран, появлением капиталистических предприятий и превращением Ки< тая в полуколониальную страну.

Во время господства реакционного гоминьдановского режима ремесла Китая все больше приходили в упадок, многие замечательные мастера вынуждены были менять профессию и заниматься случайной работой. Однако ремесло и домашняя промышленность продолжали существовать наряду с капиталистическим производством. Почти все предметы широкого потребления и домашнего обихода, а также примитивные орудия труда для сельского хозяйства, охоты, рыболовства и средства передвижения являлись продуктами ручного труда многочисленных ремеслен- ников-кустарей.

Если после первой мировой войны индустриальных рабочих насчитывалось около 2 млн человек, то в кустарно-ремесленных предприятиях рабочих было 8—12 млн человек. Даже в таких индустриальных городах* как Шанхай, Гуанчжоу, ремесло уживалось рядом с технически превосходящей его крупной промышленностью. Еще больший удельный вес имело ремесло в районах, удаленных от центров крупной промышленности. Во многих провинциях Китая более 50% китайских крестьян для повышения своих доходов занимались кустарными ремеслами. Наиболее распространенными подсобными занятиями являлись ткачество и плетение.

Даже в экспорте товары ремесленного производства составляли значительный процент. Большую роль играл вывоз циновок, соломенных шляпг волосяных сеток для причесок, кружевных изделий, вышивок, вееров и других кустарных изделий.

Цехи и гильдии. Организация ремесленного производства в прошлом

Основной формой объединения ремесленников были цехи. Возникновение гильдий и цеховых организаций ремесленников по традиции относят к середине или концу I тысячелетия до н. э. Однако письменные уставы цехов и гильдий сохранились только с танского времени (VII—X вв).

Для цехового ремесленного производства было характерно детальное разделение труда. Ему была присуща сложная иерархия: низший слой составляли подсобные рабочие и ученики; затем шли подмастерья, мастера низшей категории и, наконец, мастера высшей категории, хранители производственных секретов; в последнее время до победы революции значительная часть их фактически превратилась в хозяйчиков.

Условия работы ремесленника и организация сбыта его изделий имели в старом Китае несколько форм. Наиболее распространенной формой была мастерская-лавка, в которой изготовлялись изделия для продажи. Другой формой была работа на заказ, при которой требовалось приспособление ремесленника к индивидуальным потребностям заказчика. В данном случае ремесленники, например портные, ювелиры, граверы, работали или у себя в мастерской, или на дому у заказчика. Работая на дому, они чаще всего получали весь необходимый материал от заказчика, а труд оплачивался частично натурой, частично деньгами. Третьей формой являлась работа странствующих ремесленников, занимавшихся в основном починкой. Неся на коромысле свою крошечную мастерскую, они ходили по улицам сел и городов, привлекая внимание населения либо разнообразными выкриками, либо звуками музыкальных инструментов. В числе бродячих ремесленников были сапожники, починщики фаянсовой и фарфоровой посуды, точильщики, уличные парикмахеры, слесари и столяры.

Иной характер носило домашнее деревенское ремесло. В силу того, что сельское хозяйство давно уже не могло полностью обеспечить средств к существованию для преобладающего большинства крестьянства, значительное развитие получили домашние ремесла.

Огромная армия кустарей и ремесленников была всецело во власти торгово-ростовщического капитала, перекупщиков и спекулянтов. Широкие массы ремесленников находились в крайне тяжелом положении. Продолжительность рабочего дня в ремесленных мастерских, где царила губительная для здоровья антисанитарная обстановка и ремесленнику приходилось не только работать, но есть и даже спать, составляла от 12 до 14—16 час. в сутки. Большая часть ремесленников работала от восхода до заката солнца, не имея выходных дней. Отдыхали они только во время больших национальных праздников, в общей сложности около двух недель в году. Заработная плата ремесленников нередко была ниже среднего прожиточного минимума.

Кооперация ремесленников в КНР

После образования КНР сельские и городские ремесленники были объединены в различного рода кооперативы.

В кооперативном движении кустарей и ремесленников Китая существовали три организационные формы. Простейшей формой были снабженческо-сбытовые производственные группы, где средства производства оставались в частной собственности членов группы, но они уже получали поддержку от государства. Наряду с этим создавались сбыто-снабженческие артели, которые организовывались ремесленниками для совместной закупки сырья и сбыта продукции. Высшей формой кооперативного строительства были производственные кооперативы, носившие социалистический характер, где средства производства являлись коллективной собственностью его членов. Доходы распределялись в таких кооперативах в зависимости от количества и качества затраченного труда.

В 1955 г. насчитывалось около 20 млн человек, занимавшихся кустарно-ремесленным трудом (из них 10 млн составляли крестьяне) и объединенных в кооперативы различных типов; для них ремесло, как и промыслы, являлось главным занятием.

Существующие в настоящее время кооперативы подразделяются на три основных типа. К первому типу относятся кооперативы, вырабатывающие промышленную продукцию. Как правило, они технически лучше оснащены, чем остальные, и по возможности механизируются. Ко второму типу относятся кооперативы, производящие ремонтные работы. Из них одни представляют собой стационарные мастерские, осуществляющие сложный технический ремонт, другие — мелкие передвижные мастерские, обслуживающие население на дому. Работники этих мастерских обычно переходят с места на место по улицам городов и деревень, как например точильщики, реставраторы посуды, сапожники. К третьему типу относятся кооперативы, изготовляющие предметы прикладного искусства. Продукция их очень разнообразна и носит массовый характер. Работники таких кооперативов территориально разбросаны, и в них широко применяется труд на дому. Изделия, изготовляемые в этих кооперативах, представляют собой большую художественную ценность.

Определенное значение для развития кустарного производства имело создание Центрального совета кустарной промышленности. Центральный совет провел большую работу по розыску старых мастеров и восстановлению ряда производств. Старые мастера, прежде ревниво сберегавшие секреты производства, сейчас стали охотно передавать свой опыт и секреты ученикам. Центральный совет периодически организует выставки кустарной продукции. Советом созданы художественные лаборатории, в которых обобщаются и развиваются традиционные методы работы китайских мастеров.

Начиная с 1958 г. подавляющая часть производственных кооперативов, укрепляясь путем объединения с родственными производствами, стала государственными предприятиями местного подчинения. Это движение охватило в основном кооперативы, занимающиеся резьбой по камню, дереву, слоновой кости и лаку, а также предприятия, изготовляющие перегородчатую эмаль, ювелирные изделия и др. Так, например, Пекинское государственное предприятие нефритовых изделий было создано в ноябре 1958 г. путем объединения трех производственных кооперативов и одной государственно-частной фабрики.

В шелкоткацком и ковровом производствах можно было наблюдать другой путь объединения, когда мелкие частные мастерские, объединяясь, становились смешанными государственно-частными предприятиями. Так, например, Тяньцзинская государственно-частная ковровая фабрика образовалась путем объединения 53 мелких частных предприятий. Одновременно шел процесс превращения государственно-частных предприятий в государственные. Только незначительная часть ремесленных производств, как например мастерские, изготовлявшие бумажные и шелковые цветы, вырезки из бумаги, вышитые скатерти, чехлы для диванов, наволочки и пр., до сих пор являются производственными кооперативами.

Плетение и изготовление бумажных изделий

Хотя невозможно хронологически точно определить появление плетения, несомненно, оно относится к числу древнейших китайских ремесел. Плетение и в настоящее время очень широко распространено по всему Китаю. Умело используются самые разнообразные местные материалы: бамбук, солома, камыш, тростник, листья пальмы. Многие ремесленники занимаются и художественным плетением, особенно в провинции Сычуань (центр этого вида ремесла — г. Цзыгун).Это изумительно тонкой работы плетения — полотна из волокон бамбука, на которых пишутся традиционные китайские картины, веера, подстаканники, коробочки, сумочки, корзины для цветов, судки для пищи и т. д. Из одного и того же материала мастер делает самые различные вещи. Широко используют цветную соломку. Из травы хуанцао изготовляют более 200 видов изделий: веера, подстаканники, тарелки для фруктов, сумки, шляпы, тапочки* корзинки. В уезде Енань провинции Шаньдун из соломенной тесьмы делают более 100 разных видов продукции (шляпы, веера и другие предметы). .Плетеные изделия находят широкий сбыт как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Ко II в. до н. э. относится изобретение бумаги. Бумагу изготовляли из отходов коконов шелкопряда, а также из волокнистого материала растительного происхождения (соломы, стеблей бамбука, древесной коры и т. д.). Используя подобные материалы, применяя своеобразные методы переработки, китайские мастера-бумагоделы достигли большого совершенства, особенно в изготовлении художественно выделанной бумаги, конвертов, пригласительных карточек, книжных заставок и т. д.

lib7.com

Древний мир. Страны и племена. Китай. Государство Шан (Инь). Развитие ремесел.

Именно в иньское время ремесло получило дальнейшее развитие. О том свидетельствуют, прежде всего, раскопки иньской столицы, от которой сохранились остатки жилых построек и дворца. Сооружения строились из дерева, только фундамент был из камня. При раскопках дворца были обнаружены различные мастерские иньских ремесленников. Там, где когда-то находилась мастерская умельцев-бронзолитейщиков, остались обломки бронзы, разбитые формы для литья, шлак и пепел. Судя по остаткам заготовок и другой утвари, можно предположить, что мастера производили бронзовое оружие, доспехи, шлемы, орудия производства, сосуды, различную кухонную утварь.

Также были обнаружены и мастерские резчиков по кости. Они выделывали наконечники для стрел, шпильки для волос и многое другое.

Археологи нашли мастерские ремесленников, выделывавших орудия из камня: ножи, топоры, наконечники для стрел и копья.

В рассматриваемый нами период значительного развития достигло гончарное производство. Раскопки дали много образцов различных горшков, кубков, чаш, тазов и пр. Для изготовления этой утвари использовалась глина различных сортов, в том числе и белая каолиновая. Гончарный круг в это время уже был достаточно известен иньским мастерам, хотя сосуды производились также и ручным способом. Глиняные изделия обжигались, украшались орнаментом, иногда покрывались глазурью.

Выше мы вели речь о развитии шелководства в иньское время. Об изготовлении шелковых тканей и развитии ткацкого дела свидетельствует существование таких иероглифов, которые обозначали понятия “шелковая нить”, “одежда”, “платок” и др.

Высокий уровень ремесла иньских мастеров, наличие множества ремесленных отраслей говорят нам о том, что ремесленное производство прошло уже немалый путь в своем развитии.

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0      

ancient.gerodot.ru


Смотрите также