Культура древней сирии. Религиозная система Древних Сирии и Финикии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Спасти культуру древней Сирии любой ценой. Культура древней сирии


Культура Сирии

Анализ понятия культура Сирии сразу дает понять, что мы имеем счастье коснуться стародавних памятников архитектуры, наблюдать смену и расцвет разнообразных культур, очень запутанно переплетшихся между собой в культурном наследии страны.

Страдающая культура Сирии

Вся история страны неоднородна и насыщена конфликтами. Культура Сирии связана с постоянной сменой завоевателей, каждый из которых привнес свою лепту в ее формирование и развитие. Несмотря ни на какие перипетии, культура государства просто обязана быть сохранена для потомков.

религия Сирии

Религия Сирии

Преобладающее большинство населения (90 %) считают, что религия Сирии ислам. Жители, исповедующие ислам подразделяются на суннитов (70 %) и более малочисленные течения, такие как шииты-двунадесятники, исмаилиты и алавиты. В стране также присутствуют различные течения христианства.

экономика Сирии

Экономика Сирии

Государство стремиться контролировать ведущие отрасли экономики. Основной доход экономика Сирии получает от продажи нефти и продуктов ее переработки, развита добыча газа, фосфатов, электроэнергетика. Сельскохозяйственное производство – животноводство, хлопководство, выращивание овощей и фруктов. На сегодняшний день Сирия вновь претерпевает экономический спад из-за конфликтной ситуации в стране и введенных санкций.

наука Сирии

Наука Сирии

Образование и наука Сирии развиваются не так активно, как хотелось бы. На территории государства действует четыре университета, старейший находится в Дамаске. Высшее образование студенты в основном получают за границей. Такое положение вещей конечно же в своей основе имеет нестабильную ситуацию в стране.

искусство Сирии

Искусство Сирии

Начиная со средних веков свое выражение исламское искусство Сирии в основном нашло в архитектуре. Изображение животных и людей в исламе запрещено, именно поэтому произведения скульптуры и живописи сохранились со времен до прихода мусульман. С периода колонизации Францией наблюдается отпечаток западной культуры. Красивейшие ткани, инкрустированные предметы личного пользования и интерьера, серебряные украшения и холодное оружие характеризуют декоративно прикладное искусство Сирии. Шедевром также можно назвать каллиграфию в священных письменах. Однако древняя история Сирии сохранила для нас и множество мегалитических достопримечательностей. И все это делает туризм Сирии очень привлекательным.

кухня Сирии

Кухня Сирии

Даже самым требовательным ценителям вкусной пищи кухня Сирии точно придется по вкусу. География Сирии повлияла на смесь традиций и культур и в гастрономии сформировала самобытную изобилующую самыми разнообразными блюдами кухню. Мясные блюда предпочитаются из ягненка, баранины, птицы. Большое количество приправ и оливкового масла, кисломолочные и зерновые блюда, свежие овощи присутствуют в ежедневном рационе сирийцев. Традиционно трапеза завершается пахлавой и горячим сладким кофе или чаем.

обычаи и традиции Сирии

Обычаи и традиции Сирии

Замечательное гостеприимство сирийцев является следствием вековой жизни в условиях пустыни, где человек не выживет без воды и крова. Обычаи и традиции Сирии не позволяет путнику отказаться от приглашения в гости на чашку чая, это может быть расценено, как обида. Привлекательна такая музыкальная традиция, как пение мужчин речитативом для аккомпанемента танцовщицам, исполняющим танец живота.

спорт Сирии

Спорт Сирии

Сирийцев привлекают занятия футболом, баскетболом и боксом. Футбольный спорт Сирии представлен четырьмя клубами.

travel247.ru

Культура Сирии

Культура Сирии

В материальной культуре сирийцев сохраняется немало традиционного. Старинные орудия сирийских земледельцев - это деревянная соха с железным сошником, несколько различающаяся своей конструкцией в разных областях, а также у оседлых и полуоседлых крестьян, мотыга, бревнообразная борона, серп, усаженная осколками камня или гвоздями доска либо каменный каток для молотьбы, частые деревянные вилы для провеивания, небольшие водяные мельницы или речные жернова для размола зерна.

Ирригационных приспособлений два - нория и насба. Нория - большое деревянное колесо, обод которого снабжен рядом ковшей. Оно устанавливается на берегу реки или канала и приводится в движение напором воды; при этом ковши, находясь внизу, наполняются, а вверху выливают воду в желоб ведущий к оросительному каналу. Насба - большой кожаный бурдюк с веревкой на блоке, поднимаемый силой тяглового животного; это сооружение характерно для равнинных потоков, скорость течения которых недостаточна для вращения нории. Тягловые животные - верблюды, волы, лошади, ослы. Они же, кроме волов, используются как вьючные и верховые животные, а у оседлого населения - подчас запрягаются в двухколесную арбу.

Типы крестьянских жилищ разнообразны. Чаще они построены из глины или сырцового кирпича, в горных районах - из камня на глиняном или известковом растворе. Обычный крестьянский дом состоит из одной-двух комнат, иногда с террасой. Многие дома лишены двора и хозяйственных построек, причина чего - малоземелье феллахов, экономящих каждый клочок земли. На глинобитном полу дома - сложенный из камней очаг, дым от которого выходит в отверстие в крыше. Традиционная домашняя утварь ограничивается ватными тюфяками и одеялами, медной, глиняной посудой, корзинами, плетенными из пальмового листа. Едят сирийцы, сидя на полу, скрестив ноги, спят в холодное время также на полу дома, а в жару - на плоских кровлях домов, где не так душно.

Жилище кочевников и передвижное жилище полукочевников - шерстяной шатер общеарабского типа.

Традиционный тип городского жилища - каменные или кирпичные дома с плоской кровлей, выходящие на улицу глухими стенами, а фасадом обращенные во внутренний двор, который обычно вымощен камнем и обсажен декоративными и фруктовыми деревьями. В богатых домах внутренний двор обрамлен аркадой, в домах победнее лишь у одной из стен имеется терраса - ливан. Окна домов летом в жаркие часы, а зимой на ночь закрываются жалюзи; иногда они также забраны металлической сеткой для защиты от насекомых. Новые городские дома строятся главным образом из железобетона, с большими, из 5-7 комнат квартирами, так как большинство семей многодетно. Обстановка жилища состоятельного горожанина выдержана обычно в восточном стиле: массивная мебель, ковры, блестящая посуда и украшения.

Одежда

Сельские жители чаще всего ходят в ниспадающих до пят полосатых рубахах - кунбаз или в более коротких рубахах и широких, но суживающихся ниже колен штанах. Нередко можно встретить сирийца в традиционной одежде кочевника: длинная широкая рубаха, распашной, часто украшенный позументами кафтан, сложенный по диагонали большой белый или клетчатый головной платок, перехваченный темным шерстяным жгутом (укаль). Обычно укалем обвивают голову дважды, но у людей побогаче встречаются тройные укали, затканные золотой нитью. Такие головные уборы носят не только кочевники, но и оседлые крестьяне, реже - горожане. По цвету одежды и орнаменту позументов можно определить, из какого района ее владелец. Женский костюм состоит из шаровар, рубахи, кофты или куртки, преимущественно из синей хлопчатобумажной ткани, и головного платка, повязываемого иначе, чем у мужчин. Очень красочна традиционная праздничная одежда женщин - разноцветные и вышитые платья, кофты, безрукавки, цилиндрические шапочки, покрывала. В городах основная масса населения одевается по-европейски, с подчеркнутой элегантностью. Но встречаются и женщины в национальной одежде и даже закрывающие лицо черным покрывалом, ношение которого в прошлом было для горожанок обязательно.

Пища сирийской семьи, естественно, зависит от заработка кормильца. В бедных семьях в ежедневный рацион входят лепешки, молочные продукты, различные крупы и зелень; мясо едят один-два раза в неделю. В более зажиточных семьях к столу почти ежедневно подается баранина, говядина или птица. Славится закуска мазза, или меззе, в изготовлении которой сирийские кулинары достигли высокого искусства. Некоторые варианты ее включают до 30 компонентов: бобы, орехи, овощи, соусы, соленья и т. п. Очень популярны у сирийцев орехи, а также восточные сладости и фрукты. Пиво и спиртные напитки употребляются мало.

Из-за большого выкупа за невесту (махр) сирийцы женятся поздно, обычно в 35-40 лет. Наряду с гражданским браком существует религиозный, по мусульманскому обряду. Обряды бракосочетания обставляются с большой торжественностью.

В городах после выполнения религиозного ритуала бракосочетания или регистрации брака жених из состоятельной семьи приглашает невесту в открытую машину, украшенную разноцветными лентами и цветами, и в сопровождении таких же разукрашенных машин с родственниками и друзьями везет ее дальним маршрутом к себе домой, где продолжается торжество.

Как правило, сирийские семьи многочисленны: в каждой 3-5 детей. Мать обычно не работает и занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. Дети воспитываются в духе почитания родителей и с раннего возраста помогают матери в ведении хозяйства и воспитании младших братьев и сестер. Слово мужчины (мужа, отца) - закон для семьи. Все свободное от работы время родители стремятся провести в семье, вместе с детьми.

В городах по вечерам до глубокой ночи можно наблюдать семьи за ужином и чаепитием на балконах своих домов или в многочисленных кафе под открытым небом, в ресторанах и лавочках, где играют в шашки, нарды и другие игры, пьют кофе, чай, соки, курят кальян, перебирают четки.

Система школьного образования в Сирии состоит из трех ступеней. Начальное образование в государственных школах является бесплатным и обязательным. Среднее образование не обязательно, но в государственных школах оно бесплатно. Школа отделена от церкви, однако имеются школы с богословским уклоном.

В стране несколько высших учебных заведений: Дамасский, Халебский, Латакийский университеты, Дамасский высший технологический институт. В Дамасском университете 12 факультетов.

В Дамаске находится Арабская академия наук, основанная в 1919 г. Ее сотрудники изучают проблемы арабского языка, истории, литературы и культуры, координируя свою деятельность с академиями в других арабских странах.

Находясь на перекрестке путей, в гуще исторических событий, всегда открытая и дружелюбная, Сирия, как губка, впитывала все, что привносили в нее многочисленные народы: египтяне, хетты, митанцы, ассирийцы, вавилонцы, финикийцы, византийцы, римляне, крестоносцы, турки, арабы и французы. Каждый из народов окрасил культуру Сирии яркими неповторимыми красками. Но, безусловно, наибольшее влияние оказала главенствующая в арабском мире религия – ислам.

Литература и фольклор.

Территория современной Сирии стала колыбелью многих цивилизаций и культур. Здесь родилась одна из первых форм письменности – угаритская. Сирийские деятели науки и искусства внесли весомый вклад в развитие эллинистической и римской культуры.

Золотой век сирийской литературы приходится на IV – VI вв. н.э. Можно отметить работы богослова Ефрема Сирина, оказавшие влияние и на древнерусскую христианскую литературу.

Постепенно, начиная с семнадцатого века сирийский язык вытесняется арабским, а Сирия становится центром поэзии арабского мира. С этим временем связаны имена таких просветителей, как Абу-ль-Аля аль-Маарри, Абу Таммам, Абу Фирас аль-Хамдани, Григорий Абу-ль-Фарадж Бар-Хебрайа.

Несомненно, многим известны занимательные и поучительные истории из Альф Лэйла уа Лэйла («Тысяча и одна ночь».), рассказанные Шахерезадой. В составлении некоторых их них принимали участие сирийские сочинители.

После установлении власти французов сирийская литература попала под влияние западной культуры. Появились новые жанры. В период подъема национально-освободительного движения многие поэты обличали французские и немецкие власти.

В середине двадцатого века в литературе Сирии, как и во всем мире, главенствовало реалистическое направление, связанное с именами Аль-Уджейли, Аль-Идлиби, Уидад Саккакини, Фадильас-Сибаи и др. Литература – это отражение истории страны. В 60-70 гг. с ростом патриотического движения, происходящего на Ближнем Востоке, появляются писатели, прекрасно раскрывающие эту тему в своих произведениях. Такие имена, как Гада Аль-Самман, Тамер Закарийя, Ж.Салем, Низар Тауфик Каббани, Хана Мина, Али Джунди, много значат для каждого сирийца.

Современная литература Сирии является одной из наиболее развитых в арабском мире. Ряд произведений современных сирийских авторов переведен на русский язык.

Современная сирийская литература, зародившаяся во второй половине прошлого века, является частые арабской литературы, понимаемой как совокупность литератур всех арабских стран, объединенных общностью языка, сходством исторических судеб и единством классического культурного наследия.

Современные сирийские литераторы, такие, как Ханна Мина, Мухаммед Харири, Шауки Багдади, Мухаммед Камель, Салех Тамер, Фарес Зарзур, Сайд Хаурания, в своих произведениях показывают жизнь простых людей, тружеников города и деревни, их борьбу за свободу и независимость своей страны.

Наряду с письменными записями в среде кочевников и крестьян сохраняются традиции устного творчества. До появления радио и телевидения по вечерам во всех сирийских кафе не было свободных мест – люди приходили послушать хакавати. Их истории были о воинах, героях и королях, о любви и дружбе, доблести и предательстве и заканчивались, как у Шахерезады, на самом интересном месте, поэтому люди с нетерпением ждали следующего вечера, чтобы услышать продолжение истории. Мест, где сегодня можно послушать хакавати, осталось не много, но одно из них – знаменитое кафе в Дамаске – «Науфара» на Qayamariya street.

Музыка.

Сирийская народная музыка, подобно любой другой арабской, основана на музыкальных балладах, в которых поется о любви и чести, семье и стране. Классическая арабская музыка исполняется на ауде, древнем струнном инструменте, похожем на лютню, в аккомпанементе маленького барабана и флейты.

Муващщах – форма стихотворного песнопения (по принципу вопрос – ответ), пришла из Андалусского халифата и прочно закрепилась в стране. Известным центром этого творчества по праву считается Алеппо. Муващщах является важнейшим элементом в суффическом ритуале – зикр. Известный певец Муващщах Сабах Фахри, золотой голос Сирии, включен в Книгу рекордов Гинесса за исполнение им безостановочное пение в течение 10 часов. В исполнении муващщах участвуют ауд, каман (щипковая скрипка), канун (гусли), дарбаке (там-там) и дафф (бубен).

Из народных танцев очень популярен дабке (танец ритмичных чеканных шагов). Взявшихся за руки людей, танцующих в дабке, нетрудно увидеть не только во время народных празднеств, но и на любой дискотеке. Не стойте в стороне, беритесь за руки и начинайте учить движения – весьма увлекательное занятие. Устоять на месте во время исполнения дабке крайне трудно.

Можно с уверенностью утверждать, что ни одна современная арабская мелодия не обошлась без заимствований из классической арабской музыки. Здесь, так же как и в других направлениях сирийской культуры, сказывается сильное влияние традиций, основанных в исламе. Из нынешних сирийских исполнителей, прославившихся на весь арабский мир наиболее известны Джордж Уасуфф и Асала Насри.

Театр.

Первые театры стали появляться во второй половине XIX в. Отцом-основателем сирийского сценического искусства стоит считать талантливого драматурга и композитора Абу Халиля Каббани, который многое сделал для развития сирийской оперетты. Из-за политических конфликтов и военных действий в регионе развитие театра как такового задержалось почти на столетие. Лишь в 1960 годы во время недолго периода мира, был создан Национальный театр. В его стенах ставятся пьесы не только европейских драматургов, но и сирийских авторов, получивших широкую известность в театральных кругах: Мамдух Удван, Сааделлах Ваннус, Хани Аль-Рахиб, Мухаммад Аль-Магут, Нихад Сервис.

В Дамаске есть также кукольный театр. В консерватории, созданной в Дамаске в 1960 г., обучается около 200 студентов по классу фортепьяно, скрипки, виолончели, народных инструментов. Работает балетная школа, созданная с помощью советских специалистов.

Кино

Первый показ в истории страны состоялся в 1908 году в одном из кафе Алеппо. В 916 году турецкая администрация открыла свой первый кинотеатр в Дамаске, который сгорел, не простояв и месяца. Потребовалось еще целых 12 лет, чтобы свет увидел первый сирийский фильм «Невиновный подозреваемый» 1928г.).

В целом процесс производства полнометражных фильмов в Сирии развит слабо, сирийская национальная кинокомпания выпускает в год всего несколько кинолент, но сирийские «мыльные оперы» пользуются большим спросом в арабских странах еще с семидесятых годов. Один из последних сериалов «Баб аль-Хара».

В кинотеатрах преобладают фильмы европейского и американского производства, но большинство сирийцев предпочитают индийские и египетские ленты.

В Дамаске уже 15 лет проходит ежегодный международный кинофестиваль, имеющий огромное значение для культурной жизни Сирии. В рамках фестиваля проходят премьерные показы работ не только сирийских режиссеров, но и кинематографистов со всего мира.

Архитектура.

Каждый, кто первый раз попадает на Восток, мечтает оказаться в гостях у Шахерезады, пройтись по узким улочкам старых арабских городов. Неповторимая атмосфера лабиринтов старых кварталов возвращает путешественника в прошлое, словно машина времени.

Несмотря на то, что планировка древних городов на Востоке в основном типична: крепостная стена с воротами, окружающая цитадель правителя, мечети и торговые ряды, - каждый имеет свою особенность.

Самые древние города имели строгое число ворот, ориентированных по четырем сторонам света. Это проявление древних верований и способ ориентации на местности. Позднее, осознав неудобство подобного расположения ворот, их стали строить на дорогах, ведущих к большим городам – признак развития торговли.

Внешнему оформлению домов как в древние времена, так и сегодня внимания уделяется мало. Но скромно оформленные, обветшалые, иногда недостроенные фасады зданий скрывают за своими порой даже неоштукатуренными стенами целые «восточные дворцы». Традиция невыпячивания своего богатства наружу заложена еще с османских времен, периода расцвета городского строительства. Внутренняя планировка арабских домов достаточно однотипна – жилые и подсобные помещения строятся таким образом, чтобы внутри получался открытый небу двор. Но иногда, войдя в скромные ворота, можно увидеть чуть ли не Сады Семирамиды.

Дома в Сирии строились всерьез, основательно и надолго для проживания нескольких поколений одной большой семьи. Поэтому в них проектировалось большое количество комнат, иногда более тридцати. Жилые помещения располагались на 2-3 этажах вокруг большого внутреннего дворика с фонтаном в центре в окружении цитрусовых деревьев, винограда, жасмина и цветов. Персидские ковры застилали полы. Особое внимание уделялось ливану (айван) – месту для приема гостей – сводчатой, с высокими потолками, глубокой нише во внутреннем дворике, где гости, расположившись на шелковых подушках, наслаждаясь напитками и сладостями, вели неспешную беседу с хозяевами.

Внутреннему убранству домов придавалось огромное значение – красивые орнаменты, резьба, скульптуры, мозаика, витражи, красочная роспись стен можно и сейчас увидеть в сотнях старинных домов, переделанных под рестораны, отели и музеи.

Сегодня так почти не строят из-за экономии и места и финансов. Современная массовая застройка типична для стран Средиземноморья: прямоугольный каменный или деревянный дом с большой крышей – террасой, закрытой от людских глаз. В большие города пришла западная архитектура – многоэтажные дома-высотки. Лишь кочевники-бедуины продолжают жить в черных или серых палатках из козьей шерсти, брезента или домах, сложенных из камней и глины.

Религиозная архитектура Сирии четко выражает требования веры и потребности прихожан, будь то христиане или мусульмане, в определенную эпоху строительства. Небольшие христианские церкви по соседству с огромными, часто в несколько тысяч квадратных метров мечетями, наглядно демонстрируют число приверженцев той или иной веры.

Многочисленные мечети выдержаны в арабском стиле Мечети, построенные в начале исламской эры, больше похожи на крепости, окруженные глухими стенами, представляя собой преграду, скрывавшую то, что внутри. Сама мечеть – это прямоугольное здание с куполом, который венчает полумесяц. В больших мечетях обязательно имеется внутренний двор, окруженный галереями, в котором располагается фонтан для омовения. К мечети пристраивают минареты (от арабского светиться). В эпоху становления ислама, с них не только сообщалось верующим о сборе на молитву, но и они служили маяками или сигнальными башнями. Первые минареты начали строить именно в Сирии. Их общее число должно быть меньше, чем в Запретной мечети в Мекке, где всего девять минаретов.

В оформлении мечети вы не встретите изображения ни человека, ни животных, это запрещено исламом. Максимальное украшение молельного зала - витиеватые узоры, напоминающие растения, геометрические фигуры и выполненные на камне или дереве куфические надписи изречений из Корана. Если христианский храм возводится согласно сторон света, то мечеть обязательно ориентирована по отношению к Мекке. Каждая стена, определяющая это направление, отмечается пустой богато украшенной нишей – михрабом. В главном молитвенном зале, справа от михраба, располагается минбар – высокое кресло на постаменте с крутой лестницей, именно с него по пятницам имам читает проповеди.

Меньшая популярность в Сирии учения Христа, нежели Муххамада, отразилась на малочисленности христианских церквей и соборов. Тем не менее, нельзя не отметить искусство мастеров камня в церквях Дамаска, фрески в Маар Мусе, монастырь святого Симеона Столпника под Алеппо и, конечно же, эффектную Маалюлю, источающую вселенское спокойствие.

Изобразительное искусство.

Современное изобразительное искусство начало складываться в 1930-е годы. Для него характерно стремление сохранить традиционные черты национального творчества, что особенно сказывается в области декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Вместе с тем заметно влияние и западного искусства. Основное направление в живописи последних лет - импрессионизм. Однако среди сирийских художников встречаются и представители кубизма, сюрреализма и т. д. Неуклонно растет число сторонников лозунга «искусство для жизни». Появляются произведения, в которых воплощаются национальные чаяния народа. В пейзажах, исторических и бытовых картинах чувствуется глубокий патриотизм. В сентябре 1971 г. в Дамаске состоялась первая выставка сирийских художников. Наиболее известны из них Назем Джафари, Мишель Кирши, Миляд Шаеб, Наими Исаил, Мамдух Кашляй, Фатех Мударрес.

Народные промыслы.

Одно из широко известных направлений сирийского искусства – традиционные ремесленные товары, изготавливаемые на протяжении веков.

Текстильные и кожевенные мастерские выпускают национальную одежду, обувь, скатерти, подушки, ковры и пледы. Особенно ценится вышивка сирийских рукодельниц, известная на весь Ближний Восток. В последние годы многие сирийские дизайнеры используют вышивку для украшения своих нарядов.

С давних времен дамасские ткани пользовались большим спросом не только у арабских, но и европейских и китайских торговцев. Декоративные мотивы включают изображения деревьев, цветов, перышек, волн и геометрических зигзагов или треугольников, используются красный, фиолетовый, розовый, каштановый цвета с яркими дополнениями зеленых, оранжевых и золотых оттенков.

Пользуясь своими собственными запасами глины, сирийские умельцы тысячелетиями изготавливали прекрасную глиняную и керамическую посуду. Первые изделия предназначались для хранения продуктов питания, воды и оливкового масла. Количество глиняных изделий в Сирии в древние времена было столь велико, что до сих пор на территории многих удаленных от столицы исторических памятников их осколки никто уже и не собирает.

История производства изделий из стекла насчитывает ни один век. С конца XIIв. Начался расцвет производства дорогих изделий из стекла – ваз, сосудов, светильников, лам, колб и кальянов. Центрами их изготовления были Алеппо, Дамаск, а также Ракка. Зеленоватое или цветное стекло расписывали синей и красной эмалью, украшали позолотой – сирийские ремесленники достигли невероятного уровня мастерства в изготовлении стеклянной продукции. Они усовершенствовали технику резьбы по стеклу, а также научились делать рисунки в толще стекла. Орнаментальные полосы включали пожелания владельцам и тексты из Корана. Восточное расписное стекло, популярное в странах Европы, называлось там дамасским, хотя его изготавливали на всем Ближнем Востоке.

Из дерева сирийским умельцам удается сделать неповторимой красоты мебель и предметы интерьера, инкрустированные перламутром.

Другим видом прикладного искусства является обработка металла. Медные, латунные, бронзовые панно, бытовые предметы, статуэтки, лампы и светильники с вставками из цветного стекла – все это вы найдете на местных базарах. А изделия из знаменитой на весь мир дамасской стали, увы, встречаются только в музеях.

Искусство бедуинов Сирии представлено серебряными украшениями, красочными тканями и холодным оружием.

lend-tour.ru

Спасти культуру древней Сирии любой ценой

В Национальном музее Сирии в Дамаске ведутся работы по размещению статуй в коробках для перевозки в надежное защищенное место. Ряд иракских артефактов – наследия культуры древней Ассирии, около 700 экспонатов, долгое время находились в коллекции Сирии.

С момент назначения на пост главы Министерства древностей, с начала гражданской войны в Сирии, Мамун Абдулкарим думает только об одном: как избежать очередного грабежа, который обрушился на культурные достопримечательности Ирака после беспорядков 2003 года.

«Разграбленный музей в Багдаде. Разрушенные города. Я сказал себе, что недопущу повторения этих событий в Сирии», — рассказал Абдулкарим издательству AFP.

Культура древней Сирии - экспонатыКультура древней Сирии — экспонаты

Во время военных действий в Сирии была разрушена часть культурных памятников архитектуры. В 2011 году, при сирийском конфликте Абдулкарим участвовал в проведении археологических исследований франко-сирийской миссии на руинах так называемых «мертвых» древних городов Сирии на севере. Постройки восходят ко временам римской и византийской эпох.

Сирия известна как родина множества цивилизаций на протяжении тысячелетий, от Хананеев до османов. Страна богата художественными и архитектурными сокровищами.

С момента назначения на должность хранителя древностей Абдулкарим и его коллеги работали над сохранением наследия культуры Сирии от расхищения в ходе конфликта, который унес более 200 000 жизней.

Правительство в Музее Дамаска в СирииПравительство в Музее Дамаска в Сирии

До сих пор в залах музея хранятся более 300 000 ценных исторических предметов и тысячи рукописей. Артефакты оставлены в надежном месте, защищенном от пожаров и наводнений. Некоторые экспонаты заимствованы в 34 музеях по всему миру. Всего около 80 000 экспонатов принадлежат музею Дамаска.Большинство из них были перевезены из восточного города Дейр Эз-Зор в августе 20133 года. Монеты помещены в коллекцию иракских древностей наряду с другими 700 предметами.

После разрушений в соседнем Ираке в Сирию удалось вывезти около 13000 артефактов, оставшихся в в Дер Эз-Зоре. Аль-Абдулла, бывший директор Департамента древностей в Дейр Эз-Зор, рассказал:

«Я работал в течение недели с сотрудниками, чтобы тщательно все упаковать и положить в грузовик, который находился под обстрелом. Мы ставили ящики на самолет рядом с погибшими и ранеными солдатами. Это было ужасно, но нам удалось спасти часть древней культуры».

Культура древней Сирии - экспонатыКультура древней Сирии — экспонаты

Книги – наследие культуры Ассирии были выставлены в публичной коллекции.

«Я не спал неделю после того как услышал решение об эвакуации артефактов», — рассказал Абдулкарим, — «если бы самолет не долетел, я потерял бы трех друзей и попал бы в тюрьму за утерю 13000 экспонатов».

Несмотря на усилия сотрудников музея тысячи артефактов по всей стране были потеряны. 700 из них остались в стенах исторических зданий, пострадавших от боевых действий.

Культура древней Сирии. МонетыКультура древней Сирии. Монеты

Глава музея Дамаска поделился информацией о том, что в стране разрушаются мусульманские мавзолеи, люди приезжают из Ливана, Ирака и Турции и скупают артефакты у местных жителей по 30 центов. Затем предметы перевозятся в Европу и продаются на аукционах. Сотрудники музея Дамаска возмущены и заявляются, что необходимо установить эмбарго на наследие культуры древней Ассирии. Ведь исторические экспонаты принадлежат всему миру.

Абдулкарим призвал международное сообщество сплотиться для защиты сирийских артефактов. Он заявил, что для этих целей должна быть создана международная организация, способная защитить культуру древней цивилизации.

Источник: AFP

Новости археологии, Сирия

drevniy-egipet.ru

Культура Сирии

Культура Сирии

<var:title>

Культура Сирии

Будучи одним из древнейших государств мира, Сирия стала колыбелью многих цивилизаций и культур. В Сирии зародилась угаритская клинопись и одна из первых форм письменности — финикийская (XIV век до н. э.). Сирийские деятели науки и искусства внесли весомый вклад в развитие эллинистической и римской культуры. Среди них — Антиох Аскалонский, Тит Ливий и Плутарх.

Расскажи своим друзьям

Tweet

В современном сирийском обществе особое внимание уделяется институту семьи и религии, а также образованию.

Современная жизнь Сирии тесно переплетается с древними традициями. Так, в старых кварталах Дамаска, Алеппо и других сирийских городов сохраняются жилые помещения, расположенные вокруг одного или нескольких дворов, как правило, с фонтаном в центре, с цитрусовыми садами, виноградными лозами, и цветами. За пределами крупных городов жилые кварталы часто объединяются в небольшие поселки. Здания в таких районах в основном очень старые (часто насчитывают несколько сотен лет), они постоянно передаются из поколения в поколение.

Сирийцы внесли существенный вклад в развитие арабской литературы, в особенности поэзии, и музыки. Сирийские писатели XIX века, многие из которых позже иммигрировали в Египет, внесли решающий вклад в возрождение арабской культуры (некий «аналог» эпохи Ренессанса в Европе — Нахда). К наиболее известным сирийским писателям XX века, внесшим крупнейший вклад в общеарабскую культуру, относятся Адонис, Гада аль-Самман, Низар Каббани и Закарийя Тамер.

Кинематограф в Сирии не очень развит, отчасти из-за того, что всецело находится в руках государства. В среднем Национальная кинематографическая организация Сирии выпускает 1-2 фильма в год, которые очень часто подвергаются цензуре. Как правило, запрещенные фильмы получают призы на международных кинофестивалях.

Среди известных режиссёров — Амирали Омар, Усама Мохаммед и Абдель Хамид. Многие сирийские деятели кино работают за границей. Тем не менее, в 70-х сериалы сирийского производства пользовались популярностью в арабском мире.

www.best-country.org

Древняя Сирия и ее культура

Древняя Сирия и ее культура

На данное время культурное наследие Сирии может исчезнуть без остатка, поэтому поговорим о том, какие тайны скрывает это земля. Что знают археологи о местных древностях? Что они еще могли бы узнать, если бы здесь воцарился бы мир?

В еще в бронзовом веке Сирия, страна, лежавшая на северо -западе «Блаженного полумесяца» ( так называется область на Ближнем Востоке, где некогда зародилось земледелие, находилась на стыке цивилизаций. К востоку от Сирии набирала силы Вавилонская держава, к югу простиралась страна фараонов Египет, к северу на территории Малой Азии лежало царство хеттов.

Каждое из этих государств стремилось подчинить Сирию себе, включить ее в сферу своего влияния. Политическое положение небольших сирийских государств было очень неустойчивым, но эта нестабильная ситуация давала им определенные преимущества. Ведь через Сирию пролегали основные торговые пути той эпохи – из Египта в Месопотамию и Малую Азию и обратно. Оживленная транзитная торговля была важнейшим источником богатства этих государств. Именно благодаря ей, они обретали свой политический вес.

В середине 2 тысячелетия до новой эры этот вес конвертировался в политическую форму. На территории Сирии возникло царство Митанни, одно из крупнейших и самых малоизвестных государств бронзового века.

На сегодняшний день почти нет никаких свидетельств этой культуры. Лишь письменные сообщения, дошедшие до нас, не дают забыть о ней. Надписи, оставленные ассирийцами, египтянами, хеттами. Важнейшие города Митанни до сих пор не найдены археологами. А ведь на протяжении почти двух веков цари Митанни правили Северной Сирией.

Происхождение народа, населявшего ее, спорно. Не ясно даже, как именовали свое царство сами жители Митанни. Египтяне, например, называли эту страну « Нахарина». «[ Вот захватил его величество чужеземцев] Нахарины жалкой» (из летописи Тутмоса 3).

Земля Метанни была очень плодородной. Крестьяне собирали по два урожая зерна в год. Традиционно здесь разводили также коров, овец и коз. Но особенно Митанни славилось своим коневодством. Колесницы, запряженные конями, часто помогали армии Митанни решать исход сражения в свою пользу.

А что же знают археологи о культуре и жизни сирийцев?

Пару лет назад немецкими археологами была обнаружена сирийская гробница. Ученные обнаружили в ней женский скелет и уникальные сокровища, которые были с ней погребены. Как оказалось, это была царская усыпальница, сохранившаяся в первозданном виде до наших дней и пролежавшая не тронутая более трех с половиной тысяч лет.

Эксперты называют находку «сенсационной»! Древние сокровища принадлежат, когда – то могущественному царству Катна, некоторые ученные утверждают, что царства Катна имеет другое название Митанни. Но это всего лишь предположение, не подтвержденное никакими фактами.Что же до сокровищ, которые были найдены в гробнице, то они были выставлены в музее федеральной земли Баден-Вюртемберг в Штутгарте.

Сокровища из царской усыпальницы

Сокровища загробного царства

Среди сокровищ были всевозможные вещицы — это глиняной кувшин, наполненный драгоценностями: золотом, янтарем, жемчугом…Из украшений: кольца, диадемы, ременные пряжки, броши….

Всех удивила статуэтка, в виде сделанной из камня обезьянки, державшей в своих лапках сосуд для благовоний.

Печать, напоминающая жука-скарабея. Увесистое сокровище, кисть человеческой руки, сделанная из золота.

В усыпальнице были обнаружены каменные фигуры придворных либо это родные усопшей.Так — же, среди экспонатов были две школьные таблички, это свидетельствует о том, что в стране развевалась письменность.

Часть фигурки сокола

Украшение в виде двух утиных голов

Львиная голова из янтаря

Найденные предметы в гробницы отражают жизнь царского двора. Это фарфоровые предметы, скульптуры разной величины людей и животных, посуда из камня, настенные росписи.

Статуи правителей Катны

Post navigation

Рубрики

Свежие записи

Рекомендуем ознакомится: http://ancientart.ru

worldunique.ru

Религиозная система Древних Сирии и Финикии — МегаЛекции

Лишь в 30-е годы XX века были найдены письма второй половины XV века до н.э. финикийских царей египетским фараонам, которым они были подвластны, а также несколько надписей последующей эпохи. Это значительно добавило материала для изучения культуры Сирии и Финикии. Также свидетельствами служили сообщения Геродота, Лукиана и других греческих и римских писателей. Финикия представляла собой узкую прибрежную часть Сирии, начиная от Тигра и кончая Угаритом. В древности здесь были расположены десятки приморских городов, каждый из которых был политическим центром прилегающей к нему области. Сами финикияны называли свою страну Ханааном, а себя сидорянами.

Сирия лежит на стыке трёх материков. Континентальной частью она связана с Передней Азией; восточные области граничат с сирийско-месопотамской степью; северная часть — с Малой Азией; южная часть вместе с Палестиной соприкасается с Аравийским полуостровом. Также как и Палестина, Сирия и Финикия с древности являлись местом, где сходились и перекрещивались морские и караванные торговые пути. А посему за эти страны шла борьба между соседними крупными цивилизациями, окружавшие их со всех сторон. В предыдущей главе про Древний Египет мы неоднократно коснулись темы завоеваний Сирии и Финикии Египтом. Население Сирии и Финикии было чрезвычайно смешанным. Судя по древнейшим источникам, по египетским, финикийским и хеттским надписям, по данным Библии и античных авторов — древнейшее население Сирии и Финикии уже в третьем тысячелетии до н.э. представляло крайне сложный этнический конгломерат. Основная часть — западно-семитские племена; «северные» и «южные» племена; «восточные» племена хурриты, арамейцы, амориты, хананеи и другие.

Образование государств на территориях Сирии и Финикии началось по-видимому ещё в III тысячелетии до н.э. То есть, религиозную систему, свойственную этим государствам можно считать немногим менее древней, чем религиозные системы Месопотамии и Египта. По крайней мере точно известно, что в конце III тысячелетия, начале II тысячелетия до н.э. в Сирии и Финикии уже было несколько маленьких государств, центрами которых были крупные торговые города. Финикияне славились торговлей и мореплаванием. В египетских надписях и документах они упоминаются начиная с эпохи Древнего царства. Каждое финикийское царство, известное по названию главного города, жило самостоятельной жизнью. Из наиболее сильных это Уграит, Гебал, Сидон, Тир, Библ. Все они имели тесные отношения с Египтом.

По древневосточным представлениям, подданные обязывались чтить богов царя и завоеватели первым делом вводили в покорённых странах культ своих божеств. Так Рамзес III основал в Финикии и Сирии храмы в честь Амона Ра. Культ Амона был распространён на значительной части Сирии и Финикии. Он упоминается в документах вместе с местной богиней Баалат и иногда называется «солнцем».

Религию Сирии и Финикии часто называют семитической — поскольку в районе Средиземного моря в этих местах с древности жили многочисленные семитские племена, составлявшие основную массу населения. Религиозная система Древних Сирии и Финикии представляла собой в основном своеобразный религиозный синкретизм[90] египетской и семитских религий.

В этом отношении интересна письменность Финикии и Сирии. Она изначально впитала в себя клинопись Вавилона и египетскую иероглифику. Особая переходная система от иероглифики к финикийской письменности была обнаружена на Синайском полуострове, где было откопано в одном из храмов нечто среднее между египетскими иероглифами и финикийскими знаками. Скорее всего на этой почве возник финикийский алфавит, состоявший из 22 знаков алфавита, служивший для обозначения лишь согласных звуков[91]. Из финикийского алфавита впоследствии возник древнегреческий алфавит, а значит, финикийский алфавит лежит в основе большого количества более поздних систем письменности.

Города, расположенные в Сирии и Финикии представляли единую торгово-транспортную систему с Древней Палестиной с побережьем Средиземного моря и с Египтом — ещё с конца третьего тысячелетия. На этих территориях преобладали семитские племена. А частная собственность на землю в некоторых областях была введена достаточно поздно. Так в Древней Палестине частное землевладение соседствовало с общинным ещё в VIII веке до н.э. Переходу на частную собственность способствовало вторжение древних евреев. Общность древней культуры и преобладание семитского населения позволяет некоторым образом обобщить древнюю религиозную систему Сирии, Финикии и Палестины. Тем более что самое позднее с XV века до н.э. эти государства попадают под влияние Египта.

В общем то для Сирии и Финикии, как и для большинства древних государств (часть из которых мы рассмотрели: Месопотамия, Египет) свойственен иерархически организованный пантеон богов. Различия лишь в «централизации» этих богов и их культов. Так в Древнем Египте мы наблюдали максимальную централизацию; в Месопотамии она несколько ниже. В древних Сирии и Финикии божества разбросаны по городам и у каждого города как правило свой культ.

Однако, как и в других древних государствах, эти местные культы имели частные функции, а общая сборка государственных духовно-религиозных институтов осуществлялась под эгрегориальным водительством общегосударственных богов, замыкающих внутригосударственные религиозные иерархии. В то же время, в поздние времена появляются надгосударственные (общегосударственные: как для Сирии, так и для Финикии и некоторых других государств Древнего Востока) боги — в основном из Древнего Египта[92]. Финикийцы проводили культы египетских богов Пта, Тота и особенно Осириса, строили их храмы[93]. В храмах передавался опыт эгрегориальных мистерий, проходили разнообразные посвящения (по принципу: «каждый в меру понимания работает на себя — в меру непонимания на того, кто понимает больше»; больше всех понимали египетские “жрецы”). Таким образом египетское «культурное сотрудничество» иерархически-эгрегориально “накрывало” культы местных государственных богов до падения Египта. После падения Египта «культурное сотрудничество» перешло в иную — более “герметичную” практическую плоскость.

В принципе везде мы можем наблюдать почти одно и то же: духовно-эгрегориальную иерархию пантеона богов во главе с главным богом. При малой централизации в государствах Сирии и Финикии повсеместно допускалось одновременное существование государственной религии (официальной, как её ещё можно назвать) и народных религиозных культов, сохранивших разнообразные традиции ещё со времён общинного строя. Древнейшая религия Финикии и Сирии восходит к древним общинно-земледельческим культам. На которые наложились поздние культы государственных и надгосударственных богов.

В каждом царстве были обязательные культы государственных богов — Баал и Баалат — владыки и владычицы государства и царства. Официальная и народная религии как правило соединялись на уровне культа божеств растительности и плодородия. Основные народные культы были земледельческими и посвящались «благостным богам»: подателям дождя, плодородия, пахоты, посевов, урожая, жатвы, хлеба, вина. Почиталась богиня Анат — богиня охоты и битвы. В ходе эволюции пантеона богов, последние выстраиваются в узнаваемую всеми иерархию, появляется даже иерархическая классификация богов.

Ясно, что государственная религия, её культы — культы государственных богов — были уделом местного “жречества”, защищающего интересы царей и “элиты”. Здесь можно наблюдать некоторое подобие всех иерархически выстроенных взаимоотношений людей древнего мира времён национально-государственных религий, которые ярче всего были выражены в рабовладельческой системе Древнего Египта.

Проследить социальное неравенство и его эволюцию обычно проще всего по погребальным культам, следы которых наиболее доступны при раскопках. В Древних Сирии и Финикии хоронили в гробницах, пещерах, либо искусственных склепах: сначала на носилках, а затем — в саркофагах, которые назывались «домами вечности» часто египетского типа. Иногда к саркофагу приделывали жертвенник и клали с покойником амулеты, утварь и прочее. В общем, хоть и в менее выраженной чем в Египте форме, практиковался принцип чем богаче и знатнее в этой жизни — тем большая вероятность попасть в «благополучный загробный мир», что являлось мощнейшим инструментом эгрегориально-психологического и даже генетического уровня для закрепления у людей уверенности в том, что достоинство человека зависит от его происхождения. Ведь погребальный культ — один из самых основных, оставляющих самое сильное впечатление у людей. Работа этого принципа (по поддержке социальной иерархии через погребальный культ) описана в предыдущей главе про Древний Египет.

Ещё одна особенность древних религиозных систем Сирии, Финикии, Палестины и некоторых других государств Древнего Востока это — особая жестокость и грубость, доходящая до садизма, при проведении религиозных культов. Изображения богов показывают, что финикяне, например, представляли их страшно свирепыми и уродливыми чудовищами.Боги посылали засуху, болезни, мух, чтобы мучить людей, мышей, которые истребляли посевы. Поэтому богов необходимо было задабривать жертвами. Жертвы приносились везде: на горах, холмах, в долинах, в ручьях и озёрах. В жертву приносилось всё: от еды и животных — до людей. Главный дар богу — кровь. Часто люди обстригали себе голову в честь бога, поскольку волосы символизировали кровь. В Библе во время жертвоприношений богу Адонису река становилась кровавой.

Жертвоприношение — один из самых распространённых древних культов эгрегориальной магии, предназначенный не столько для «умилостивления богов» (то есть, стремления изменить что-либо в эгрегоре для более благополучного, желаемого течения событий в отношении которых по оглашению проводится культ[94]), сколько осуществить выброс негативных эмоций в толпе, принимающей участие в культе. В ходе такого рода мистерий жертвоприношения, одновременно с “разрядкой” эмоций происходит некоторая перестройка эгрегориальной алгоримики под контролем тех, кто руководит культом[95]. Неприятности разного рода (как то засуха, падёж скота, неудачи на войне и пр.) являются следствием объективной неправедности жизни людей под водительством тех самых иерархов, которые являются хозяевами эгрегориальных культов и мистерий. Чтобы отвести от себя гнев толпы на злых богов, издревле применяются обряды жертвоприношений, якобы нужных этим богам.Таким образомхозяева культов жертвоприношения разрывают обратные связи Свыше (от Бога Истинного) на людей, проявляющиеся в разного рода катастрофах. В результате, вместо того, чтобы задуматься над тем, что их в жизни неправедно и, поняв что надо изменить в нужную сторону — люди грешат на злых богов, а иерархи продолжают вести своё “стадо” к грядущей пропасти очередной катастрофы. Часто такие государства кончали своим полным крахом, на их земли приходили завоеватели, которые вели себя не лучше — и так продолжалось дальше до наших дней.

Здесь правильно будет привести ответ Свыше на всякого рода людские жертвоприношения, взятый из Корана (выделено жирным — нами):

 

Коран 22

37 Не дойдет до Бога ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Бога за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!

 

В Коране сказано, что все жертвоприношения (их мясо, их кровь) удел эгрегориалной магии (они не доходят до Бога): до Бога доходит лишь праведность (богобоязненность) — стремление к праведности и истине и следование им в жизни.

Есть в Коране и более жёсткое требование к верующим с призывом прямо относить жертвоприношения к деяниям сатаны (выделено жирным нами):

 

Коран 5

90 О вы, которые уверовали! Вино, майсир[96], жертвенники, стрелы — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, — может быть, вы окажетесь счастливыми!

Но вот в Библии всё иначе. Особая жестокость и кровавость жертвоприношений, совершавшихся в таких древних городах как Библ, интересна ещё и тем, что грядущая в не таком далёком будущем (в первую очередь в районе Ханаана) культура Библии (особенно Торы), изобилует разнообразным злом и жаждой жертвоприношений исходящими от кровожадного еврейского бога. То есть, составители первых редакций Торы взяли и скопировали стереотипы взаимоотношений с богами, которые были у народов в основном семитских племён в этих местах (Сирия, Финикия, Палестина) — просто перенеся старые стереотипы на нового еврейского бога. Поскольку культура кровавых жертвоприношений была устойчиво закреплена веками на духовном и генетическом уровне этих племён, составители Библии соблазнились употребить жестокость для продления неправедной культуры в будущее но уже в новой форме и с новыми целями. При таком переходе было принесено множество крупных жертв и в первую очередь это — сама египетская государственность.

Как мы уже говорили, с конца VIII века до н.э. после ослабления влияния Египта Финикия навсегда потеряла независимость и попала по очереди под власть великих держав древности: Ассирии, Халдеи, Персии, Македонии, Селевкидов и Рима.

Таким образом после того, как древнеегипетские “жрецы” бросили управление Египтом и перешли на методы завоевания мира с помощью «холодной» войны, государства, которые они “курировали” до этого — были оставлены сильным завоевателям. И история стала вершиться как бы «сама собой», без вмешательства Египта и его иерархов. Однако, «культурное сотрудничество» тем и удобно для настоящих «герметистов» глобального уровня, что управление с его помощью не видимо не только простым людям, но оно не видимо полностью даже посвящённым верхушкам местных “жреческих” структур, которых было немало в каждом древнем государстве и в каждом большом городе при храмах. Да и посвящения проходили под контролем самых посвящённых египетских “жрецов”. Ведь даже до сих пор “жречество” Древнего Египта многими считается самым знающим и одарённым в нашей цивилизации.

Поэтому те, кто думает, что влияние самого важного эзотеризма культуры и религии, представленной Древним Египтом (его высшей “жреческой” иерархией), на государства Востока типа Финикии, Сирии и Палестины[97] закончилось с падением Египта — они ошибаются. Основной эзотеризм только начал себя проявлять как долговременный глобальный сценарий ушедшего из Египта древнеегипетского жречества с момента вторжения древних евреев в Палестину (Ханаан).

megalektsii.ru

Памятники, уничтоженные в Сирии

Джихадисты из запрещенного в России «Исламского государства» взорвали в сирийской Пальмире двадцатиметровую Триумфальную арку, возведенную в эпоху императора Септимия Севера в конце II века нашей эры в честь победы над парфянами.

Мы выясняли, какие бесценные памятники и архитектурные сооружения Ближнего Востока из-за террористов утрачены навсегда.

1. Храм Баал-Шамина до уничтоженияХрам Баал-ШаминаХрам Баал-Шамина (Баалшамема) был воздвигнут в I веке нашей эры в честь языческого бога бурь и плодородных дождей, почитавшегося в Финикии, Ханаане и Сирии, и сочетал в себе черты греко-римской и ближневосточной архитектуры. Считался одним из наиболее сохранившихся в Пальмире сооружений и был частично восстановлен.

2. Подрыв храма Баал-Шамина «Исламским государством»подрывДжихадисты из «Исламского государства» захватили Пальмиру в середине мая 2015 года и обезглавили 81-летнего археолога Халеда Асаада, который служил смотрителем древнего города и не собирался его покидать.

3. Руины храма Баал-Шамина после взрываруиныВ конце августа 2015 года террористы взорвали храм Баал-Шамина, мотивируя это борьбой с политеизмом. Помимо храма были уничтожены римские колонны, находившиеся неподалеку.

4. Триумфальная арка Септимия Севера в ПальмиреТриумфальная арка Септимия Севера в ПальмиреОдним из символов Пальмиры была двадцатиметровая Триумфальная арка, возведенная в эпоху императора Септимия Севера в конце II века нашей эры в честь победы над парфянами. На вершине арки было выбито имя императора, который распорядился начать строительство. К слову, именно эта арка была изображена на советском учебнике «История древнего мира» за пятый класс, написанном Ф.П. Коровкиным, а также на сирийской купюре достоинством сто лир. Арку восстановили в 1930 году. По плану, она сделана треугольной для того, чтобы скрыть поворот главной улицы, поскольку римские улицы должны были быть прямыми. Благодаря этому приему арка со всех сторон кажется перпендикулярной улице древнего города. Джихадисты из «Исламского государства» взорвали арку 5 октября. Так Сирия утратила один из своих главных символов.

5. Долина гробниц (Некрополи)Долина гробниц (Некрополи)В непосредственной близости от Пальмиры располагались некрополи, которые называли Долиной гробниц. Мавзолеи возводились в виде башен и внутри были обильно украшены рельефами с изображением усопших, многоцветными орнаментами и картинами на греко-римские сюжеты. В начале сентября 2015 года джихадисты из «Исламского государства» взорвали три башни из числа наиболее хорошо сохранившихся, построенные с 44 по 103 годы нашей эры, в том числе четырехэтажную башню Элабела с подземными помещениями.

6. Храм Бэла до уничтоженияХрам Бэла до уничтоженияХрам Бэла — одна из самых фундаментальных ритуальных построек Пальмиры — посвящен местному верховному божеству. По оценкам ученых, храм был возведен в 32 году нашей эры. Как и храм Баал-Шамина, он сочетал в себе элементы греко-римской и ближневосточной архитектуры: планировка святилища выполнена в ближневосточном стиле, а фасады сделаны по образцу римских и греческих сооружений.

7. Храм Бэла до взрыва (снимок со спутника)Храм БэлаДжихадисты из «Исламского государства» уничтожили храм Бэла вслед за храмом Баал-Шамина. Бесценный памятник архитектуры был взорван 30 августа 2015 года.

8. Храм Бэла после взрыва (снимок со спутника)Храм Бэла после взрыва (снимок со спутника)По данным со спутниковых снимков, от древнего храма, почти не тронутого временем, после взрыва остались лишь руины.

9. Храм Бэла в городе Дура-ЕвропосХрам Бэла в городе Дура-ЕвропосАнтичный город Дура-Европос располагался в Сирии на берегу реки Евфрат. Он был построен в 300 году до нашей эры и существовал вплоть до III века нашей эры. Город обнаружили археологи в начале XX века. Среди находок была и древнейшая синагога с уникальными росписями. Джихадисты разграбили остатки города, но большую часть экспонатов сирийским властям удалось вывезти в Дамаск.

10. Монастырь Святого Юлиана (Мар Эльян) до уничтоженияМонастырь Святого ЮлианаМонастырь Святого Юлиана располагался на пути между Пальмирой и сирийским городом аль-Карьятейн и принадлежал сирийской католической церкви. В монастыре с 1500-летней историей находилась могила святого, которая и привлекала паломников.

11. Роспись внутри древней части монастыря Мар ЭльянРоспись внутри древней части монастыря Мар ЭльянСтаринная часть монастыря была богато украшена фресками.

12. Монастырь Мар Эльян после уничтоженияМонастырь Мар Эльян после уничтоженияВ августе 2015 года джихадисты «Исламского государства» сровняли монастырь с землей при помощи бульдозеров. Находившиеся в нем монахи были взяты в плен, а затем казнены.

13. Апамейская колоннадаАпамейская колоннадаАпамея Сирийская на реке Оронт была названа в честь Апамы — жены правителя Сирии Селевка I. Город возник в начале III века до нашей эры. Главной его гордостью была двухкилометровая колоннада, построенная во втором веке нашей эры после уничтожения Апамеи во время землетрясения 115 года до нашей эры. Джихадисты уничтожили колоннаду и разграбили остатки древнего города.

14. Виды ХорасабадаВиды ХорасабадаНекогда столицей Ассирийского государства был Хорасабад — город, основанный неподалеку от современного Мосула в VIII веке до нашей эры. В древности он был известен под названием Дур-Шаррукин. Археологи нашли на его месте колоссальные скульптуры крылатых быков с человеческими головами, а также рельефные изображения ассирийских эпических героев Гильгамеша и Энкиду. Джихадисты уничтожили и статуи, остававшиеся в древнем городе, и те, что находились в музее Мосула.

15. Памятники древней ХатрыПамятники древней ХатрыГород Хатра, входивший в состав Парфянского царства, был построен в III веке до нашей эры, а в III веке нашей эры его уничтожили персы. Древний город считался наиболее хорошо сохранившимся памятником Парфии: в эпоху Саддама Хусейна велись работы по его восстановлению. Памятник даже включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Впрочем, это не помешало джихадистам из «Исламского государства» сровнять древний город с землей в апреле 2015 года.

16. Уничтожение скульптур в музее НиневииУничтожение скульптур в музее НиневииНиневия — столица Ассирийского государства — находилась на берегу реки Тигр. Город был известен с середины V тысячелетия до нашей эры и был уничтожен в 612 году до нашей эры. Многие скульптуры, найденные на руинах Ниневии, находились в музее Мосула, разгромленном джихадистами. Уничтожили террористы и бережно восстановленные стены и ворота древнего города.

17. Ассирийский барельеф из НимрудаАссирийский барельеф из НимрудаНеподалеку от Мосула находились и руины древнего города Нимруд, основанного в XIII веке до нашей эры и успевшего побыть столицей Ассирийского государства. Город был заново открыт в 1840 году, и там активно велись археологические раскопки.

18. Уничтожение руин НиневииУничтожение руин НиневииСерьезный ущерб Нимруду был нанесен американскими бомбежками в 2003 году. Дело США довершили террористы «Исламского государства», сровнявшие большую часть города с землей при помощи бульдозеров.

19. Монастырь Мар-БенхамМонастырь Мар-БенхамМонастырь Мар-Бенхам построен в IV веке нашей эры ассирийским царем Сенхаребом в качестве покаяния за убийство своих детей, принявших христианство. Боевики «Исламского государства» захватили храм в июле 2014 года в ходе масштабного наступления на севере Ирака. В марте 2015 года монастырь взорвали. Вместе с ним были утрачены хранившиеся монахами бесценные древние свитки.

20. Мавзолей Имам ДурМавзолей Имам ДурНаходившийся на территории иракской провинции Салах-эд-Дин неподалеку от города Самарра мавзолей Имам Дур построен в XI веке нашей эры и считался одним из знаковых образцов исламской архитектуры своего времени. «Исламское государство» уничтожило его вместе с шиитскими паломниками, пришедшими поклониться святыне.

21. Вид на мечеть пророка Юнуса в МосулеВид на мечеть пророка Юнуса в МосулеВ самом Мосуле находилась мечеть пророка Юнуса (Ионы), перестроенная в IX веке из христианского храма. По легенде, именно там был захоронен пророк, поэтому святыня привлекала и христианских, и мусульманских паломников.

22. Мечеть пророка Юнуса после взрываМечеть пророка Юнуса после взрываМечеть была уничтожена в июле 2014 года боевиками «Исламского государства».

источник

inima.org


Смотрите также