Квестор древний рим. Имтория Римского Легиона, Общества и Сената
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Квестор священного дворца. Квестор древний рим


Квестор Википедия

Кве́стор (лат. quaestor < quaerere — буквально «расспрашивать; расследовать») — один из римских ординарных магистратов.

Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii).

Когда же примерно в середине Республики уголовный суд перешёл к народным собраниям, а затем к quaestiones perpetuae, роль квесторов в этой области закончилась и стала развиваться их функция заведования государственным казначейством. В их обязанности стали входить хранение казённой наличности (pecuniam publicam custodire), ведение приходо-расходных книг (rationes referre) и т. д. После того, как квесторы сделались и хранителями гос. архива, присяга магистратов на верность законам стала совершаться перед квесторами.

Первоначально квесторов было двое, с 421 до н. э. — 4, причём к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже это число удвоилось, в 82 до н. э. достигло 20, а при Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии — 40. Из этого числа те, кто оставался в городе для заведования казной и архивом, были quaestores urbani (aerarii), другие прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий (выдача сумм на содержание, уплата жалованья и т. д.), третьи для той же цели посылались в провинции к проконсулам и пропреторам, a четвёртые наблюдали в приморских городах и некоторых других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Один такой квестор находился в Галлии, другой — в Остии (quaestor Ostiensis) и следил за зерновым снабжением (res frumentaria).

Квесторы осуществляли также продажу обработанных и размежеванных земельных участков (agri limitati), которые назывались уже agri quaestorii.

Требования к квесторам[ | код]

Закон 180 до н. э. Villia annalis установил минимальный возраст для получения квестуры — кандидат должен был предварительно отбыть 10 лет воинскую повинность или, по крайней мере, в течение этого времени предъявить себя к набору, а так как отбывание воинской повинности начиналось с 17 лет, то занять должность квестора можно было не ранее, чем в возрасте 27 лет.

См. также[ | код]

Литература[ | код]

ru-wiki.ru

Квестор, квесторов - Римской империи

.

Квестор был официальным в республике в Риме. Название подразделения происходит от слова "дорожка" (quaerere.) Суперинтенданта полиции была первая служба объятия Римской политическую карьеру в возрасте 30 лет после отбытия 10 лет военной службы.

Квестор Управление 447 лет до нашей эры было только два квесторов. Но с развитием государственного увеличивает их количество. С 421 года до нашей эры в 4 из 267, 8, от Суллы 20, и 40-кесарево, Сулла dykatatu переписи положить населения в возрасте, основанные на 30 лет для патрициев и плебеев. Квестор Управления автоматически дать место в сенате. 409 до н.э. они были избраны в trybusowych сборок (Комициями tributa), То право выбора их в племенных людей. Их срок полномочий, так как большинство офисов, год и началось 5 декабря.

Квесторов выступала на различных уровнях государственного управления. И поэтому они были квесторам kurulni, называемый городской (quaestores Урбани), Которые занимаются государственные архивы, все ключи, в казну, получили оплату и внесли платежи от имени сената.Кроме того, они, например, квесторам легион, и провинции, которые были назначены по жребию. И военные, управления денежными средствами, где первый был с командирами, а второй на namiestnikach.

В то время они были в начале республики, судьи и прокурора, следователя по уголовным делам. Были назначены консулами, чтобы помочь wypełanianiu обязанностей. Позже он был келарь в управлении государственной казны, отдавая ему судебной властей, а trybunom edylom. В целом их функции: наблюдение за государственные денежные средства, сбор и распределение денежных средств, сбор налогов, военного управления денежных средств (выплата заработной платы, продажа добычи и т.д.).

opee.ru

Кто такие квестеры? — prg-rb

http://slovari.yandex.ru/Р Большая советская энциклопедия Квесторы

Квесторы (лат. quaestores, от quaero ищу, разыскиваю, веду следствие) , в Древнем Риме должностные лица. В царскую эпоху К. были судьями в уголовных процессах, в эпоху республики младшими магистратами, помощниками консулов в финансовых, а до 240 до н. э. и в судебных делах. В эпоху империи ведали мощением дорог, устройством игр, обнародованием правительств, указов и прочее. Должность К. замещалась патрициями, с 421 до н. э. стала доступной плебеям и превратилась в первую ступень политической карьеры. Первоначально К. избирали консулы, после 447 до н. э. трибутные комиции. Сначала К. было 2, с 421 до н. э. 4 (2 служили в Риме, 2 находились при полководцах) , с 267 до н. э. 8. При Сулле число К. возросло до 20, при Цезаре до 40, при императорах было до 20 К.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Квестор

Кве#769;стор (от лат. quaestor, от quaerere букв. расспрашивать , расследовать ) один из римских ординарных магистратов.

Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii).

http://mirslovarei.com/content_yur/KVESTORY-2575.html Юридический словарь. Квесторы (лат. quaestores, от quaero — ищу, разыскиваю, веду следствие) — в Древнем Риме разновидность должностных лиц (магистратов) , которые имели разнообразную компетенцию: одни ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги. Сначала К. было два; к концу республиканского периода их число дошло до 20. В императорскую эпоху К. ведали мощением дорог, устройством игр, обнародованием правительственных указов и пр.

prg-rb.ru

Квестор

Кве́стор (лат. quaestor

Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii).

Когда же примерно в середине Республики уголовный суд перешёл к народным собраниям, а затем к quaestiones perpetuae, роль квесторов в этой области закончилась и стала развиваться их функция заведования государственным казначейством. В их обязанности стали входить хранение казённой наличности (pecuniam publicam custodire), ведение приходо-расходных книг (rationes referre) и т. д. После того, как квесторы сделались и хранителями госархива, присяга магистратов на верность законам стала совершаться перед квесторами.

Первоначально квесторов было двое, с 421 до н. э. — 4, причём к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже это число удвоилось, в 82 до н. э. достигло 20, а при Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии — 40. Из этого числа те, кто оставался в городе для заведования казной и архивом, были quaestores urbani (aerarii), другие прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий (выдача сумм на содержание, уплата жалованья и т. д.), третьи для той же цели посылались в провинции к проконсулам и пропреторам, a четвёртые наблюдали в приморских городах и некоторых других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Один такой квестор находился в Галлии, другой — в Остии (quaestor Ostiensis) и следил за зерновым снабжением (res frumentaria).

Квесторы осуществляли также продажу обработанных и размежеванных земельных участков (agri limitati), которые назывались уже agri quaestorii.

Требования к квесторам

Основная статья: Cursus honorum

Закон 180 до н. э. Villia annalis установил минимальный возраст для получения квестуры — кандидат должен был предварительно отбыть 10 лет воинскую повинность или, по крайней мере, в течение этого времени предъявить себя к набору, а так как отбывание воинской повинности начиналось с 17 лет, то занять должность квестора можно было не ранее, чем в возрасте 27 лет.

Литература

  • Квестор на сайте livius.org
  Магистратуры, должности и титулы в Древнем Риме Республика РанняяИмперия
ПоздняяИмперия
Ординарные Cursus honorum: Народный трибун → Квестор → Эдил → Претор, пропретор → Консул, консул-суффект, проконсул (Список консулов периода Республики) → Цензор (Список цензоров)
Экстраординарные Диктатор и начальник конницы (Список диктаторов и начальников конницы) · Интеррекс · Военный трибун с консульской властью · Децемвиры · Триумвир
Религиозные Великий понтифик · Коллегия понтификов · Священный царь · Авгур · Августал · Арвальские братья · Весталка · Гаруспик · Салий · Фециал · Фламин
Военные Военный трибун  · Примипил  · Центурион
Другие Принцепс сената · Плебейский трибун  · Ликтор · Легат
Император (Список императоров) · Консул (Список консулов периода Империи) · Претор · Префект претория  · Префект города  · Префект Египта (Список префектов римского Египта)  · Префект анноны  · Префект вигилов  · Легат  · Военный трибун  · Прокуратор  · см. также: Императорский совет · Принцепс
Верховная власть Доминус  · Август  · Цезарь  · см. также: Тетрархия
Республиканские магистратуры Консул (Список консулов периода Империи) · Претор
Центральные административныедолжности Препозит священной опочивальни  · Магистр оффиций  · Комит священных щедрот  · Комит частных дел  · Комит доместиков  · Магистр армии  · Квестор священного дворца  · Примицерий священной опочивальни  · Примицерий нотариев  · Начальник канцелярии
Провинциальная администрация Префект города  · Префект претория  · Викарий  · Ректор  · Корректор  · Консуляр
Титулы Vir illustris  · Vir spectabilis  · Vir clarissimus  · Vir perfectissimus  · см. также: Консисторий
См. также: Древний Рим, История Древнего Рима, Магистратура (Древний Рим) и Портал:Древний Рим

Квестор Информация о

КвесторКвестор

Квестор Информация Видео

Квестор Просмотр темы.

Квестор что, Квестор кто, Квестор объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Квестор священного дворца - это... Что такое Квестор священного дворца?

Квестор священного дворца (др.-греч. κοιαίστωρ (κυαίστωρ τοῦ ἱεροῦ παλατίου); лат. quaestor sacri palatii), позднеримское и византийское должностное лицо, ответственное за разработку законов.

В более поздней Византии обязанности квестора были изменены и он стал старшим судебным должностным лицом Константинополя. Должность квестора священного дворца была создана императором Константином I Великим со следующими обязанностями: разработка законов и ответ на петиции на имя императора. Хотя квестор работал в качестве главного юридического советника императора и, следовательно, мог оказывать большое влияние, его фактическое судебное право было ограничено. Таким образом, с 440 года он руководил судом в Константинополе совместно с префектом претория Востока, вместе с которым квестор разбирал заявки из провинций. По Notitia Dignitatum, квестор имел чин vir illustris и имел шестерых помощников (adiutores) из отделов sасга scrinia. В в середине VI века, по закону их количество было увеличено до 26 adiutores: 12 из scrinium memoriae и по семь от epistolarum scrinium и scrinium libellorum, хотя на практике эти цифры зачастую превышены.

Пожалуй, наиболее заметным был квестор Трибониан, который внес большой вклад в римское право при Юстиниане I. Должность квестора священного дворца существовала в Италии даже после распада Западной Римской империи. В время своих реформ, в 539 году Юстиниан I создал другую должность квестора, который получил в свое командование полицию и судебную власть в Константинополе, а также поручил надзор за иностранцами, приехавших в столицу империи.

На рубеже IX века, квестор потерял большую часть своих обязанностей в отношении других должностных лиц. Тогда появилась должность среднего квестора. В его обязанности включали: наблюдение за путешественниками и людьми из провинции, которые посещают Константинополь; надзор за нищими; приём жалоб от жильцов; руководство судом столицы. Должность исчезла в XIV веке.

Литература

  • Bury, John B. (1911). The Imperial Administrative System of the Ninth Century — With a Revised Text of the Kletorologion of *Philotheos. Oxford University Publishing.
  • Kazhdan, Alexander, ed (1991). Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford University Press. ISBN 978-0-19-504652-6 .
  • Kelly, Christopher (2004), Ruling the later Roman Empire , Harvard University Press, ISBN 978-0-674-01564-7.

dic.academic.ru

Квесторы - это... Что такое Квесторы?

Кве́стор (от лат. quaestor, от quaerere — букв. «расспрашивать», «расследовать») — один из римских ординарных магистратов.

Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii).

Когда же примерно в середине Республики уголовный суд перешёл к народным собраниям, а затем к quaestiones perpetuae, роль квесторов в этой области закончилась и стала развиваться их функция заведования государственным казначейством.

В их обязанности стали входить хранение казённой наличности («pecuniam publicam custodire»), ведение приходо-расходных книг («rationes referre») и т. д. После того, как квесторы сделались и хранителями госархива, присяга магистратов на верность законам стала совершаться перед квесторами.

Первоначально квесторов было двое, с 421 до н. э. — 4, причём к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже это число удвоилось, в 82 до н. э. достигло 20, а при Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии — 40. Из этого числа те, кто оставался в городе для заведования казной и архивом, были quaestores urbani (aerarii), другие прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий (выдача сумм на содержание, уплата жалованья и т. д.), третьи для той же цели посылались в провинции к проконсулам и пропреторам, a четвёртые наблюдали в приморских городах и некоторых других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Один такой квестор находился в Галлии, другой — в Остии (quaestor Ostiensis) и следил за зерновым снабжением («res frumentaria»).

Квесторы осуществляли также продажу обработанных и размежеванных земельных участков (agri limitati), которые назывались уже agri quaestorii.

Требования к квесторам

Закон 180 до н. э. Villia annalis установил минимальный возраст для получения квестуры — кандидат должен был предварительно отбыть 10 лет воинскую повинность или, по крайней мере, в течение этого времени предъявить себя к набору, а так как отбывание воинской повинности начиналось с 17 лет, то квестором можно сделаться не ранее 27 лет.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Официальный сайт клана Легион, проекта COSMICS

Содержание:

  1. Римский Сенат
    1. Численность сената
    2. Пополнение сената
    3. Исключение из сената
    4. Сословный статус и престиж сенаторов
    5. Знаки отличия сенаторов
    6. Сенатский ценз
    7. Место заседания сената
  2. Путь чести
  3. Магистраты
    1. Ликторы
    2. Трибун
      1. Народный трибун
      2. Военный трибун
    3. Префект
    4. Квестор
    5. Эдил
    6. Претор
    7. Консул
    8. Пропретор
    9. Проконсул
    10. Цензор
    11. Диктатор
    12. Начальник конницы
  4. Принципиат

Римский Сенат

СЕНАТ (лат. senatus, от senex — старец), в Древнем Риме один из главных органов Государства. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха (20-е гг. 2 в. до н. э.) сенаторы были присяжными заседателями в уголовных судебных комиссиях, в конце Республики они делили судебные полномочия со всадниками. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения (senatus consultum ultimum).

Численность сената

Первоначально римский сенат, как и советы других латинских городов, включал в себя 100 членов, после объединения римской и сабинской общин — уже 200 советников, царь Тарквиний Древний добавил еще 100 человек. Cенат, состоящий из 300 членов, сохранялся на протяжении почти всей Республики до диктатуры Суллы, который удвоил традиционную цифру. Цезарь пополнил сенат до 900 членов. Август снизил его численность вновь до 600.

Пополнение сената

В первые века Рима советников назначал царь. При Республике сенатский список составляли консулы, с 312 до н. э. (по Овиниеву закону)-цензоры. Сначала по обычаю, потом по закону цензоры записывали в сенаторы бывших комициальных (т. е. избранных в комициях) магистратов, а на оставшиеся свободные места приписывали достойнейших частных лиц.

Исключение из сената

Звание сенатора, в принципе, было пожизненным. Цензор вычеркивал то или иное имя из сенатского списка только за уголовное преступление или безнравственный поступок, осужденный обоими цензорами.

Сословный статус и престиж сенаторов

Официальное наименование сенаторов — «отцы записанные» (в список). В царскую эпоху сенат состоял только из знати — патрициев; в 1-ый год Республики, когда в него были допущены плебеи, потерял значение аристократической корпорации (престиж республиканского сенатора определялся понятием «почтенный», а не «знатный»). Долгое время сенаторы считались членами всаднического сословия и голосовали в народном собрании вместе со всадниками. Ок. 129 до н. э., когда был принят закон о сдаче сенаторами коней, образовалось высшее сенаторское сословие. Сыновья сенаторов числились всадниками.

Знаки отличия сенаторов

Как и всадники, сенаторы носили золотые кольца и рубашки-туники с продольными пурпурными полосами (шире всаднических). Сенаторы из бывших курульных магистратов имели красную обувь и тогу с пурпурной полосой.

Сенатский ценз

В источниках не зафиксирован ценз республиканского сената. Некоторые ученые полагают, что он все же существовал и равнялся двойному всадническому: 800 тыс. сестерциев. Август установил ценз в 1 млн. сестерциев.

Место заседания сената

Сенаторы собирались либо в специальном сенатском помещении, например, в Гостилиевой курии на Форуме, в курии Помпея на Марсовом поле, либо в том или ином храме (часто в храме Юпитера на Капитолии, в храме Беллоны за чертой города).

Cursus honorum

Cursus honorum («путь чести») — последовательность военных и политических магистратур, через которые проходила карьера древнеримских политиков сенаторского ранга. Развал этого института начался в последние полвека существования республики и завершился в первое столетие принципата.

После издания закона Виллия (180 г. до н.э.) cursus honorum строился на следующих принципах:

Установление временных промежутков между исполнением той или иной должности и ограничений на повторное замещение одной и той же магистратуры. Данное положение было призвано предотвращать чрезмерное сосредоточение власти в руках одних людей. По Сулловым законам повторно замещать магистратуру можно было по истечении 10 лет с момента окончания первого срока, хотя с прихода к власти Гая Мария (который смог избраться консулом пять раз подряд) наметилась тенденция к отмиранию этого принципа.

Установление минимального возраста для занятия той или иной должности. Большой честью для политика считалось получение магистратуры в «свой год», то есть при первой легальной возможности. Если политик не получал ту или иную магистратуру в «свой год» (напр., не становился претором в 39 лет), у него пропадал шанс получить в «свой год» и более высокие магистратуры (напр., стать консулом в 42 года).

Установление жёсткой последовательности замещения магистратур:

  • Военный трибун. Первая ступень карьеры римского политика, дававшая ему возможность командовать легионами и исполнять другие обязанности по военной службе. Замещалась путём ежегодного избрания юношей в трибутных комициях.
  • Квестор. Первая заявка политика на блестящую карьеру. Общий возрастной ценз — 30 лет, для патрициев (до Сулловых реформ) — 28 лет. Все магистратуры старше этой давали право на ношение плаща, отороченного пурпуром (toga praetexta).
  • Эдил. Факультативная ступень cursus honorum, которая обычно замещалась бывшими квесторами. Ежегодно избиралось по два эдила. Из четырёх эдилов двое были курульными (избирались из патрициев). Возрастной ценз — 36 лет.
  • Претор. Одна из ключевых магистратур, заключавшаяся в исполнении судебно-прокурорских функций. Возрастной ценз — 39 лет. Количество преторов в Риме возрастало с течением времени. Из шести-восьми преторов наибольшим почётом пользовались городской претор (praetor urbanus) и претор для чужеземцев (praetor peregrinus), решения которых имели высшую силу. Поскольку преторы обладали властными полномочиями (imperium), их сопровождали шесть ликторов.
  • Консул. Вершина карьеры римского политика. Консул имел право отменять решения городского претора, имел в своём распоряжении два легиона, председательствовал в Сенате. Возрастной ценз — 42 года для плебеев и 40 лет для патрициев. Консулов было двое, они избирались на год и могли ветировать решения друг друга. Консула сопровождало 12 ликторов.
  • Проконсул и пропретор. На следующий год после исполнения обязанностей консула или претора политик отправлялся управлять одной из провинций и командовать расквартированными в ней войсками. При этом его сопровождало то же число ликторов, что и при исполнении им магистратуры в Риме. Решения проконсула или пропретора могли быть отменены действующими консулом или претором.
  • Цензор. Заключительная ступень cursus honorum. В отличие от прочих магистратур, срок исполнения цензорских полномочий составлял полтора года. Цензоры избирались раз в пять лет. Цензоры следили за чистотой нравов и могли влиять на персональный состав Сената. Замещение этой должности считалось большой честью, хотя у цензора не было властных полномочий и, как следствие, его не сопровождали ликторы.

Помимо этих обычных магистратур, существовали и экстраординарные магистраты, которые не обладали властными полномочиями и не носили пурпурной тоги:

  • Народный трибун — избирался плебеями из своего числа и мог ветировать решения всех магистратов, кроме диктатора.
  • Сенатский принцепс («первый из сенаторов») — избирался из числа патрициев, прежде бывших консулами (и, как правило, цензорами), чтобы представлять Сенат в отношениях с послами других государств, открывать и закрывать заседания Сената, первым высказываться по каждому вопросу.

За пределы обычного cursus honorum выходила и должность диктатора, который назначался по соглашению консулов в чрезвычайных случаях сроком на шесть месяцев, в течение которых приостанавливались все прочие магистратуры. Он обладал высшими властными полномочиями и сопровождался 24 ликторами. Диктатор назначал себе в заместители т. н. начальника всадников (magister equitum), которого сопровождали шесть ликторов (по аналогии с преторами).

Магистрат

МАГИСТРАТЫ (от лат. magistratus — сановник, начальник), должностные лица Древнего Рима в эпоху Республики (509-30 до н. э.). Различались магистраты ординарные — регулярно избиравшиеся народным собранием, и экстраординарные — избиравшиеся или назначавшиеся в чрезвычайных обстоятельствах курульные и некурульные, а также высшие магистраты, избиравшиеся в центуриатных комициях, и низшие — в трибутных. Высшими ординарными магистратами были цензоры, проводившие перепись граждан и следившие за их нравами и поведением, консулы, преторы. Низшие ординарные магистраты — эдилы, отвечавшие за порядок и благоустройство в городе Риме, квесторы, ведавшие казной, и др. Особое положение среди ординарных магистратов занимали народные трибуны, контролировавшие деятельность всех властей и охранявшие граждан от их произвола. Высшие экстраординарные магистраты — диктатор, начальник конницы.

В силу своей власти магистраты имели право в вопросах, относящихся к их компетенции, издавать эдикты, имевшие обязательную силу до истечения срока их полномочий, вершить суд, налагать штрафы, совершать ауспиции. Высшие магистраты, исключая цензоров, обладали верховной властью (империем), дававшей право возглавлять войско, осуществлять уголовную юрисдикцию и иметь почетную охрану (ликторов). Магистраты с империем и народные трибуны созывали сенат и народное собрание и руководили их заседаниями, имели законодательную инициативу и право подвергать граждан аресту. В своей деятельности магистраты опирались на помощников и советников из числа приданных им государственных служащих (аппариторов), а также своих родственников, друзей, клиентов, рабов и отпущенников. Римские магистратуры (должности) были коллегиальными, исключая диктатора и начальника конницы, безвозмездными, подотчетными и годовыми (кроме полугодовой диктатуры). Не допускалось сосредоточение нескольких магистратур одновременно у одного лица. Решения магистратов могли отменить либо их коллеги, либо магистраты более высокого ранга, либо народные трибуны (за исключением решений диктатора). Важные решения магистрат должен был принимать, обсудив их предварительно в своем совете или в сенате. Приговор магистрата гражданин мог опротестовать в народном собрании (право провокации).

Баллотироваться в магистраты мог свободнорожденный римский гражданин из всаднического сословия, прослуживший не менее 10 лет в кавалерии или 20 лет в пехоте. Но с 1 в. до н. э., после появления профессиональной армии, военная служба от соискателей магистратур уже не требовалась. Законом Виллия (180 до н. э.) был установлен порядок прохождения магистратур (лестница должностей): квестура, претура и консулат, причем запрещалось занимать высшие магистратуры, минуя низшие. Из бывших магистратов, начиная с квестора, комплектовался сенат. Бывшие консулы и преторы возглавляли в качестве промагистратов управление провинциями; формально власть магистратов ограничивало народное собрание, фактически — сенат.

Система магистратур была обусловлена государственным строем римской гражданской общины, исключавшим монархический и бюрократический характер управления. В эпоху империи (30 до н.э. — 476 н.э.) чрезвычайные магистраты исчезают, а ординарных избирает сенат под контролем императора. Магистраты по-прежнему окружены почетом, но постепенно теряют реальную власть, которая сосредотачивается у императора и назначаемых им чиновников — префектов, прокураторов, наместников провинций.

ЛИКТОРЫ (лат. lictores), в Древнем Риме служители, сопровождавшие и охранявшие царей, позднее — высших магистратов. Ликторы с фасциями шли впереди сановников, расчищая путь в толпе. Они могли немедленно, если была необходимость, приводить приговор в исполнение. Число ликторов менялось в зависимости от статуса магистрата.

ТРИБУН (лат. tribunus) — должностное лицо в Древнем Риме.

НАРОДНЫЕ ТРИБУНЫ (лат. tribuni plebis, букв. — трибуны плебса), в Древнем Риме должностные лица, ежегодно избиравшиеся (с 494 до н. э.) из плебеев на собраниях по трибам. Сначала избирались два народных трибуна, а с 457 до н. э. — 10. Должность народных трибунов была введена для защиты плебеев от произвола патрицианских магистратов. По окончании борьбы патрициев и плебеев (с 3 в. до н. э.) народные трибуны рассматриваются как защитники прав и интересов всех рядовых граждан и сами становятся ординарными магистратами.

Трибуны имели право запрещать распоряжения или постановления любого магистрата (кроме диктатора и цензора) и сената (право вето), арестовывать и приговаривать к штрафу магистратов (кроме диктатора) и рядовых граждан, созывать заседания трибутных комиций и сената и председательствовать на них, издавать эдикты и предлагать законопроекты. Личность народного трибуна считалась священной и неприкосновенной. Народные трибуны были обязаны постоянно держать двери дома открытыми для граждан, нуждающихся в защите, и не покидать Рим более чем на сутки, их власть была ограничена городской чертой Рима.

В периоды обострения социальных противоречий в Риме народные трибуны, как правило, возглавляли демократическое движение, были инициаторами аграрных законов и демократических преобразований. Высший подъем римской демократии связан с деятельностью народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов. Вместе с тем нобилитет имел обычно своих ставленников среди народных трибунов, которые могли препятствовать деятельности своих коллег, пользуясь правом вето. Некоторое время в IV веке выбирались так называемые трибуны с консульскою властью, которые заменяли консулов (их могло быть не два, как консулов одновременно, а более, например, четыре), что явилось уступкой патрициата плебейству. В последствии, когда плебеи получили доступ ко всем магистратурам, необходимость в таких трибунах отпала. В период империи (30 до н. э. — 476 н. э.) должность народных трибунов сохраняется (до 3 в. н. э.), но теряла свое реальное значение. С этого времени император, обладавший пожизненной властью народного трибуна, рассматривался как защитник прав и интересов всех рядовых граждан.

Гай Юлий Цезарь стал первым пожизненным трибуном, что обеспечивало ему личную неприкосновенность. Октавиан Август, Тиберий и последующие принцепсы также принимали пожизненную трибунскую власть.

Народный трибунат просуществовал до III века.

ВОЕННЫЙ ТРИБУН (лат. tribunus militum) — командная должность в римском легионе. В эпоху Республики в каждом римском легионе было несколько (обычно шесть) трибунов, которые должны были командовать легионом по очереди. Как правило, военные трибуны происходили из знатных семей. Однако, поскольку они часто не имели достаточного опыта, а распыление командных функций существенно затрудняло руководство легионом, уже в эпоху, непосредственно предшествующую гражданским войнам (в частности, во время войны в Африке против царя Югурты), полководцы передоверяли руководство легионом легатам, как правило, опытным военноначальникам, своим друзьям или родственникам. Трибунам при этом оставались вспомогательные и совещательные функции, а также командование отдельными выделенными подразделениями в одну или несколько когорт. В эпоху Империи в каждом легионе был один военный трибун из числа сенаторов (второй по старшинству в легионе после легата) и пять — из сословия всадников.

ПРЕФЕКТ (лат. praefectus, от praeficio — ставлю во главе), в Др. Риме административная или военная должность (напр., префект претория — начальник преторианской гвардии).

КВЕСТОРЫ (лат. quaestors, от quaeso — ищу, веду следствие), в Древнем Риме были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii).

Когда же примерно в середине Республики уголовный суд перешёл к народным собраниям, а затем к quaestiones perpetuae, роль квесторов в этой области закончилась и стала развиваться их функция заведования государственным казначейством. В их обязанности стали входить хранение казённой наличности («pecuniam publicam custodire»), ведение приходо-расходных книг («rationes referre») и т. д. После того, как квесторы сделались и хранителями госархива, присяга магистратов на верность законам стала совершаться перед квесторами.

Первоначально квесторов было двое, с 421 до н. э. — 4, причём к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже это число удвоилось, в 82 до н. э. достигло 20, а при Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии — 40. Из этого числа те, кто оставался в городе для заведования казной и архивом, были quaestores urbani (aerarii), другие прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий (выдача сумм на содержание, уплата жалованья и т. д.), третьи для той же цели посылались в провинции к проконсулам и пропреторам, a четвёртые наблюдали в приморских городах и некоторых других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Oдин такой квестор находился в Галлии, другой — в Остии (quaestor Ostiensis) и следил за зерновым снабжением («res frumentaria»).Квесторы осуществляли также продажу обработанных и размежеванных земельных участков (agri limitati), которые назывались уже agri quaestorii.

Двое консульских квесторов были высшими офицерами и хранителями сумм, выделенных консулам. С должности квестора начиналась политическая карьера римлянина; бывшие квесторы вступали в сенат. Обычный возраст квестора — 27-30 лет. Квестура стала доступна плебеям с 421 до н. э.

ЭДИЛЫ (лат. aedils, букв. — храмовники), в Древнем Риме младшие магистраты. Институт эдилов появился в 494 до н. э., изначально — как низший римский магистрат из плебеев. Плебейские эдилы выполняли роль помощников трибунов. В 367 до н. э. к паре плебейских эдилов прибавили пару эдилов патрицианских или курульных; с этих пор 4 эдила заведовали 4-мя районами города Рима: следили за чистотой улиц, за состоянием храмов и общественных сооружений, за рыночными ценами и мерами веса и т. д. Особенное значение имела их обязанность устраивать общественные зрелища: стремясь к высшим магистратурам, эдилы с помощью пышных представлений «покупали» голоса будущих избирателей. Эдилитет — вторая ступень на лестнице должностей. Обычный возраст эдила — 36-37 лет. Курульный эдилитет стал доступен плебеям с 364 до н. э.

Курульные эдилы, устраивавшие за свой счёт Мегалезийские и Римские игры, носили тогу с пурпурной каймой и имели другие знаки почёта, в частности, курульное кресло и маски предков. Плебейские эдилы устраивали Плебейские игры и праздники Цереры и Флоры.

Август разделил обязанности эдилов между преторами и префектами Рима. После этого в империи до III века по-прежнему назначалось по шесть эдилов, затем должность была упразднена.

ПРЕТОРЫ (лат. praetores, от praeitor — идущий впереди, предводитель), высшие (после консулов) римские магистраты, ведавшие судопроизводством; первоначально — собирательное название высших римских должностных лиц: диктатора и консулов. В 367 (или 366) до н. э. была учреждена должность претора как младшего коллеги консулов, ведавшего судопроизводством по гражданским делам и замещавшего консулов в их отсутствие. В последнем случае преторы могли созывать народное собрание и сенат, председательствовать на них, предлагать законопроекты и командовать войском. С 242 до н. э. наряду с «городским претором» (praetor urbanus), занимавшимся тяжбами между гражданами, в центуриатных комициях ежегодно избирался «претор для чужестранцев» (praetor peregrinus), разбиравший дела между римскими гражданами и негражданами, а также между негражданами, проживавшими в Риме. Вступая в должность, преторы издавали эдикт с указанием правил и норм, которыми они будут руководствоваться при разборе судебных дел; такие эдикты стали затем одним из главных инструментов формирования и развития римского права.

После появления римских провинций (с 227 до н. э.) стали избирать дополнительно двух, а затем (с 197) — четырех новых преторов, управлявших этими провинциями в качестве наместников. При Сулле (82 до н. э.) управление провинциями у преторов было отобрано. Все преторы, кроме городского претора и претора для чужестранцев, стали председателями созданных Суллой судов присяжных. После года службы в Риме бывшие преторы отправлялись в качестве пропреторов управлять провинциями. Число преторов при Сулле выросло до 8, в эпоху империи — до 18. В эпоху империи преторы были обязаны устраивать общественные игры в Риме, а впоследствии также и в Константинополе. Полномочия преторов постепенно перешли к императору и его сановникам.

КОНСУЛЫ (лат. сonsules), верховные магистраты Древнего Рима. После падения царской власти (509 до н. э.) в Риме избирались в центуриатных комициях сроком на один год два консула, обладавшие унаследованной от царей верховной властью (империем), которая включала в себя высшие военные, судебные и административные полномочия. Первоначально консулы избирались только из патрициев, но с 367 до н. э. — также из плебеев. Появление новых магистратур — цензуры (443 до н. э.) и претуры (367 до н. э.) — лишило консулов обязанности проводить перепись (ценз), наблюдать за нравами и заведовать судопроизводством. Но все ординарные магистраты, исключая народных трибунов, подчинялись консулам, которые отвечали за безопасность Римского государства.

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции и т. д. В военное время консулы проводили воинский набор, назначали большую часть офицеров и возглавляли армию. В мирное время осуществляли надзор за остальными магистратами, проводили их выборы, руководили заседаниями сената и народного собрания, выдвигали проекты законов. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями. Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 до н. э. перешло к младшим коллегам консулов — преторам. Помощниками консулов были квесторы. Знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (лат. Sella curulis), инкрустированное слоновой костью, и сопровождение 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры. По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). По окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В период империи консулов назначал император; они пользовались почетом, но не реальной властью. Иногда в течение года назначалось несколько пар консулов (консулы-суффекты, «заместители»). В римской системе летосчисления годы обозначались именами правивших консулов. При наличии суффектов год датировался по первой, самой престижной, паре.

ПРОПРЕТОР (propraetor или pro praetore) — так назывался, в последнее время республики, наместник преторской провинции, избиравшийся из окончивших годичный срок службы преторов. П. имел самостоятельное командование и высшую юрисдикцию в своем районе, по объему власти ничем не отличаясь от проконсулов; только инсигнии его были ниже: 6 ликторов вместо 12, менее значительная cohors praetoria и т. п. В период принципата все императорские провинции, кроме Египта, поручались П.; полный титул их был legatus Caesaris pro praetore consulari potestate, что указывало на главную функцию — военное командование, в противоположность проконсулам, управлявшим мирными сенатскими провинциями. Так как в императорских провинциях интендантской частью заведовал особый прокуратор, то П. не имели квесторов. Получая определенное вознаграждение и опасаясь строгих наказаний, наместники цезарей ограничивали свои поборы и злоупотребления. Кроме того, значительным облегчением для провинции было то обстоятельство, что П. оставались в провинциях дольше одного года. С течением времени и сенатские провинции перешли в руки императоров, и таким образом исчезло различие в управлении.

ПРОКОНСУЛ (лат. proconsul, от pro — вместо и consul — консул) — государственная должность в Древнем Риме. Её занимали бывшие консулы. Первоначально проконсулы выполняли военные поручения вне Рима, а с образованием провинций осуществляли высшую юридическую, административную и военную власть в провинциях (с 27 до н. э. управляли в основном сенатскими провинциями). Полномочия проконсулам давались обычно на год.

ЦЕНЗОРЫ (лат. censor, от censeo — делаю опись, оцениваю), в Древнем Риме высшие магистраты. Должность учреждена Сервием Туллием, первоначально для регулирования податей и военной службы. В 434 до н. э. пятилетний срок службы цензора по предложению Эмилия Мамерка был сокращён до 18 месяцев, позже должность цензора стала пожизненной. Цензорами, как правило, становились бывшие консулы. Для плебеев должность стала доступна с 350 до н. э. и тогда стали выбираться соответственно 2 цензора (кроме 131, 120, 115, 102, 92, 86 и 65 гг. до н. э., когда были только плебейские цензоры). Все цензорские документы назывались tabulae censorum. Двум цензорам передавались невоенные и несудейские полномочия консулов:

  1. Собственно ценз — перепись римских граждан, оценка их имущества и распределение по имущественным классам и трибам;
  2. Смотр всадников и запись их во всадническое сословие;
  3. Составление списка сенаторов;
  4. Надзор за нравами (censura morum), наказание при этом называлось не poena, a ignominia или nota. Оно заключалось, смотря по общественному положению виновного, в исключении из сената (senatu movere) или из всаднического сословия (equum adimere) или в понижении в трибе (tribu movere) либо в исключении из всех триб вообще (tribubus omnibus movere, в таком случае виновный становился aerarius так как это могло сочетаться с более крупным обложением податью). Сюда входило и право издавания эдиктов против роскоши;
  5. Составление государственного бюджета на 5 лет, заключение финансовых сделок и договоров от имени государства. После процедуры ценза одним из цензоров совершался важный очистительный обряд — люстр: приносил жертву и произносил молитву за благополучие римского народа.
  6. Финансовый контроль: отдача на откуп общественных земель, государственных доходов и поземельных податей, а следовательно, и рудников, таможенных пошлин, торговли солью и т. д., а также наблюдение за всеми оплачиваемыми казною вещами и поставками, например за вооружением войск, их перевозкой и др.
  7. Надзор за сооружением и содержанием общественных зданий и заведений, при котором строительство и ремонт (opera publica) цензоры поручали предлагавшим минимальную плату.

С 351 до н. э. цензура стала доступна плебеям, с 339 один из цензоров по закону — обязательно плебей. С конца 4 в. до н. э. цензура — самая почетная магистратура. В 81 до н. э. Сулла упразднил должность и цензорат был восстановлен лишь в 70 до н. э.. Цезарь около 46 до н. э. вновь ликвидировал должность до повторного, но уже формального восстановления Августом, в последний раз ее исполнял император Веспасиан в 74 н. э.

ДИКТАТОР (лат. dictor — говорящий), в Древнем Риме (в республиканское время) высший экстраординарный магистрат, назначавшийся в случае крайней внешней или внутренней опасности, когда требовалось возродить царское единоначалие. Решение о назначении диктатора принимал сенат, назначал один из консулов. Диктатор получал власть на 6 месяцев. Он имел высший империй и 24 ликтора, ему подчинялись все должностные лица, кроме народных трибунов. Против приговоров диктатора не допускалась апелляция. По назначении, диктатор выбирал себе помощника — «начальника конницы»

Иногда назначались диктаторы с узкой компетенцией: для проведения консульских выборов (в случае отсутствия в Риме обоих консулов), для проведения священного обряда вбивания гвоздя и т. д. Первый диктатор-плебей появился в 356 до н. э.

Диктатура практиковалась с 501 до н. э. до конца 2-ой Пунической войны, через 120 лет восстанавливалась при Сулле и Цезаре (диктатуры которых не соответствовали законным нормам республиканской магистратуры). Окончательно диктатура была упразднена законом Антония после убийства Цезаря в 44 до н. э.

НАЧАЛЬНИК КОННИЦЫ, в Древнем Риме экстраординарный магистрат, помощник диктатора, назначаемый самим диктатором сразу по вступлении в должность. Начальник конницы имел империй и 6 ликторов, подчинялся диктатору и слагал полномочия вместе с ним. Уравнение власти диктатора Фабия и начальника конницы Минуция в 217 до н. э. носило чрезвычайный и противозаконный характер. Первый начальник конницы из плебеев был избран в 368 до н. э.

Принципиат

ПРИНЦИПАТ (лат. principatus, от princeps — первый, глава), условный термин, обозначающий политическую систему ранней Римской империи (1-3 вв. н. э.). Основы принципата были заложены реформами первого римского императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э.), вызванными глубоким социально-политическим кризисом Римской республики в 1 в. до н. э. Цель реформ — восстановить с помощью сильной центральной власти политическую и социальную стабильность, не порывая при этом со все еще сильными республиканскими (полисными) традициями. Август и его преемники сосредоточили в своих руках высшую военную, гражданскую и жреческую власть. Однако юридически она была оформлена как совокупность ряда традиционных республиканских магистратур и полномочий, которыми «наделяли» императора сенат и народное собрание, и не считалась наследственной.

Государственный строй официально именовался «республикой», а верховный правитель «принцепсом», то есть «первым гражданином» или «первым сенатором»( отсюда понятие «принципат»). Республиканские органы власти (народное собрание, сенат, магистратуры) сохранились, утратив значительную часть своих былых полномочий. Если раньше они фактически были подконтрольны римской правящей олигархии (нобилитету), то теперь — принцепсу и его ближайшим приближенным. Длительное сосуществование монархических и республиканских институтов не позволяет однозначно определять государственный строй Ранней империи ни как монархию, ни как республику. Нередко принципат называют «республиканской монархией».

Август усилил государственный аппарат, создав постоянную армию, полицию и бюрократию. Армия состояла из пограничных легионов с приданными им вспомогательными частями и дислоцированной в самом Риме преторианской гвардией. Расквартированные в Риме и самых крупных городах империи воинские части несли полицейскую службу. Государственная бюрократия комплектовалась императорскими рабами, вольноотпущенниками и откомандированными из легионов воинами. Высшие посты в государстве по-прежнему занимали принадлежавшие к привилегированным сословиям сенаторы и всадники. Государственный аппарат эпохи принципата был лучше организованным и более эффективным, чем при Республике, но современными исследователями он характеризуется как «рудиментарный» или «слаборазвитый», т. к. был слишком малочисленным для империи с населением в 50 млн. человек; органы государственного управления на уровне городских и сельских округов отсутствовали.

Полномочия высших администраторов были краткосрочны, а сами они не имели специальной подготовки, а нередко и опыта руководящей работы в своей области управления. Как правило, они по собственной инициативе не вмешивались в деятельность местного городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем. Большая часть повседневных дел решалась местными городскими магистратами и сенатами (куриями). Античный город (греческий полис, италийский муниципий) со своими собственными властями, законами и порядками был основой ранней империи, оплофтом полисных (республиканских) традиций. Большинство всадников, сенаторов и даже императоров были выходцами из местной городской знати Италии и провинций. Режим принципата позволил консолидировать властные элиты в центре и на местах, достичь баланса их интересов и расширить тем самым социальную базу государственной власти. Он обеспечил Римской империи в 1-2 вв. н. э. «Августов», или «римский мир» — два столетия невиданной в древнем мире политической и социальной стабильности.

Информация взята из следующих источников: "Большая Энциклопедия Кирила и Мифодия" и "ВикиПедия" Редакторскую правку произвел Серж aka ArGon

cosmics-legion.clan.su


Смотрите также