Барабан древний. Барабан: история, разновидности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Большой барабан. Барабан древний


Барабан - это... Что такое Барабан?

Бараба́н (вероятно, слово тюркского происхождения[1][2]) — семейство ударных музыкальных инструментов.

Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей.

Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла (стали, латуни), акрилового пластика[3] или даже глины[4].

Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда и трением[5]. Для использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются в ударную установку.

Барабаны других конструкций — стальной барабан, щелевой барабан — не имеют мембран и относятся к идиофонам.

История

Барабаны различных стран

При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется шестым тысячелетием до нашей эры, к этому же времени относят и наскальные рисунки в пещерах Южной Америки[6]. Возраст найденного в Моравии барабана датируется пятым тысячелетием до н. э., в Древнем Египте барабаны возникли за 4 тыс. лет до н. э. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере (около 3 тыс. лет до н. э)[7]. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни[8].

С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. У древних греков и римлян барабан тимпан (др.-греч. τύμπανον), предшественник современных литавр, использовался в культах Кибелы и Вакха. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. В XVI веке барабаны использовались в Британской армии в пехоте, у драгунов и кавалерии. Во времена Генриха VIII в каждой роте от 100 человек было двое барабанщиков. В XVII веке основными используемыми сигналами барабанщиков были «Внимание», «Строиться», «Готовность», «Марш», «Атака», «Отступить»[8].

В Японии была найдена датируемая VI—VII веками глиняная фигура барабанщика с тайко. Эти барабаны использовались на поле боя, чтобы испугать, ошеломить противника: один солдат нёс барабан на спине, а двое в него били. В решающей битве между Ци и Лу в 684 году до н. э. барабаны вдохновили солдат и переломили ход боя[9].

В XX веке произошли два значительных усовершенствования барабанов. В 1920—1940-х годах компания Gretsch производила корпуса барабанов по технологии многослоевого расслоения дерева[10], этот способ используется и сегодня. Около 1956 года Эвансом Марионом на замену кожаным мембранам были изобретены пластиковые, более устойчивые к влажности и лучше сохраняющие настройку[11].

В настоящее время продолжается как развитие и усовершенствование самого инструмента, так и поиски новых техник исполнения[12]. В 1930—1932 годах был изобретён Rhythmicon[13] — прототип современных драм-машин, ставших популярными в 1980-х. Драм-машины позволяют воспроизводить запрограммированный заранее звук и значительно увеличили возможности аранжировки. Тем не менее, они не смогли превзойти барабанщиков в исполнении музыки[6].

В России

Барабанщик гренадерской роты пехотного полка, 1756—1762
Пионерская дружина. Знаменосец, почётный караул, барабанщики. Почтовая марка СССР.

Впервые о применении барабанов в армии упоминается при осаде Казани 1552 года. В российской армии применялись накры (бубны) — медные котлы, обтянутые кожей. Такие «бубны» имели при себе начальники малых отрядов. Накры привязывали перед всадником, у седла. Били в накр рукояткой плети. По свидетельствам иностранных писателей, в российской армии были и большие «бубны» — их перевозили четыре лошади, а били в них восемь человек[14].

Малый барабан стал известен в российский войсках во времена Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова, когда были приняты на службу иностранные наёмные дружины[15].

Свой вклад в популяризацию барабанов внёс Пётр I. Он издал указ о придании каждому воинскому соединению от сотни специального барабанщика[6]. В обязанности барабанщика входило сопровождение войска на марше, передача сигналов в бою. По словам современников, Пётр сам неоднократно «выказывал отменную барабанную сноровку», был барабанщиком в своих потешных войсках[16].

Значение барабанщиков упало во время Восточной войны 1853—1855 годов. Русско-японская война показала, что боевая роль барабанов окончена. В 1909 году был издан указ об изъятии барабанщиков из штатов военного времени и сохранении их для надобностей мирной службы и обучения. Однако в 1910 году военный устав вновь установил выдвижение войсковых частей во время боевого похода с барабаном[15].

Во время активной деятельности пионерского движения, в частности, в СССР, барабан являлся не только инструментом, но и важным символом[17]. В 1923—1926 годах выходил пионерский журнал «Барабан», позднее объединённый с журналом Пионер[18].

Типы барабанов

Ударник оркестра под руководством Рика Бенджамина: играет на малом барабане, рядом расположены литавры, большой барабан и прочие инструменты

В современный оркестр могут входить следующие барабаны[19]:

Большой барабан (турецкий барабан) — двухсторонний, реже односторонний. На нём играют массивной колотушкой с мягким наконечником; звук его — сильный, глухой и низкий. Кроме колотушки, иногда используют палочки, метёлочки и др. Главное назначение большого барабана — одиночные удары (от pianissimo до подобного громовым разрядам fortissimo). Европейскими композиторами большой барабан сначала применялся в военном оркестре; с начала XVIII века — в оперном. Предшественник большого — турецкий барабан, применявшийся в «янычарской музыке». Большой барабан зачастую используется для её имитации. Бас-барабан имеет размер немного меньший, чем большой (концертный) барабан — 20—22" (50—56 см). Входит в ударную установку, на нём играют ногами с помощью педали.

Малый барабан — с двумя мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (от 10 до 34 в зависимости от применения), которые придают звуку сухой рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок. При отключении струн специальным рычажком этот характерный треск исчезает. Игра основана на рудиментах: дробь, быстрое тремоло. Играют на нём двумя деревянными палочками с утолщениями на концах. Применяются также удары по ободу (римшот), другие приёмы (напр., бласт-бит, gravity roll, характерные для экстремальных стилей музыки, или вращение палочек (англ.)русск. в маршевых оркестрах). Используют набор малых барабанов различных размеров, при игре — ставят на подставки, в маршевом оркестре — носят на ремне или специальной раме на уровне пояса. В оперный и симфонический оркестр малый барабан введён в XIX веке; часто используется в военных сценах. Сегодня — ведущий инструмент ритмической группы джаза.

Том-том (не путать с там-тамом (гонгом)) — цилиндрический барабан без струн. Он происходит от коренных американских или азиатских народов, использовался аборигенами для военных, религиозных целей. Изготавливался из полых стволов деревьев и шкуры животных. С начала XX века том-том входит в ударную установку (от 2 до 4 и более штук).

Литавры — система (от двух до семи и более) медных котлов, на которые натянута мембрана. Имеют определённую высоту звучания, регулируемую во время игры. Они стали известны в XV веке, в состав оркестра вошли позже. Кроме оркестра, предшественники литавр — накры использовались в кавалерии, для управления строем.

Барабаны различных стран

Азербайджанский вид барабана — Нагара

Барабаны известны во всех странах и во все времена. Народные барабаны просты в изготовлении и не требуют особых навыков для игры, поэтому существуют сотни их разновидностей. Фольклорная музыка в высшей степени мелодична и ритмична, барабаны — неотъемлемая её часть.[20]

В странах Африки игра на барабанах — важная часть большинства религиозных и светских церемоний. Игра на барабанах имеет давние культурные традиции[21]. Кроме того, барабаны широко используются для передачи сообщений — например, язык йоруба является тональным, для передачи простого послания может быть достаточно трёх различных тонов барабана и переходов между ними[22]. Среди барабанов Африки — ашико, кпанлого, джембе, бата и множество других.

В Латинскую Америку барабаны были привезены из Африки чернокожими рабами[23], и появились атабаке, куика, конга и прочие. К барабанам, произошедшим от европейских, можно отнести пандейру. В Южной и Центральной Америке также известны барабаны из цельного куска дерева, как тепонацтль. На Кубе были изобретены тимбалес.

На острове Бали и Индонезии народная музыка представлена оркестром гамелан. В нём используется барабан генданг[24], также используются пате в Самоа, лали в Фиджи.

Барабаны Японии носят общее название тайко, они делятся на 2 большие группы: бë-дайко (byou-daiko), у которого мембрана жёстко закреплена гвоздями без возможности настройки, и симе-дайко (shime-daiko), которые можно настроить при помощи шнуров или винтов[25]. Эти барабаны используются в традиционной музыке гагаку с VII века, а также буддистских и синтоистских церемониях[26].

В Китае барабаны, вероятно, произошли от туркестанских и тибетских инструментов. Среди них — баньгу, пайгу и другие.[27]

К барабанам, используемым в музыке Индии, относятся табла и мриданга[21]

В Кавказском регионе ударные инструменты тоже широко распространены. Под несколькими названиями известен вид бубна из кожи осётра с колечками — даф (деф, гавал). В народной музыке Армении и Азербайджана используют барабаны дхол и различные разновидности нагары[28][29]. В Турции появился и далее распространился под различными названиями (думбек, тарабука, дарбук) барабан в форме кубка дарбука[30].

Классификация по форме барабана

Кроме того, барабаны можно классифицировать по форме[31][32]:

  • Рамочные
  • В форме кубка
  • Цилиндрические
  • Котлообразные
  • В форме «песочных часов»
  • В форме конуса
  • Формы барабанов
  • Даф представляет собой рамку с натянутой мембраной

  • Барабан Чангу в форме песочных часов

  • Ашико с коническим корпусом

Звучание барабанов

Барабаны в репетиционной студии Аудиопримеры Описание Аудио (Ogg Vorbis) Описание Аудио (Ogg Vorbis)
Не заглушенный малый барабан 53 KB (инф.) Заглушенный малый барабан 37 KB (инф.)
Удар в обод 46 KB (инф.) Заглушенный бас-барабан 54 KB (инф.)
Навесной том 8 дюймов 59 KB (инф.) Навесной том 12 дюймов 41 KB (инф.)
Напольный том-том 39 KB (инф.) Фрикционный барабан Куика 75 KB (инф.)
Ритм на джембе 430 KB (инф.) Звучание африканского джун-джуна 251 KB (инф.)
Ритмы на нагаре (1.2 МБ (инф.) Звучание азербайджанской нагары
Типичный роковый бит с хай-хэтом 95 KB (инф.) Типичный роковый бит с райд-тарелкой 89 KB (инф.)

Изготовление

Изготовлением барабанов занимаются фирмы различного уровня[33]. Небольшие фирмы из десятка человек предлагают эксклюзивные инструменты, сделанные вручную. Крупные компании, известные по всему миру, производят не только ударные, но и другие музыкальные инструменты.

Для изготовления барабанов могут быть использованы различные виды материалов[34]: металл (сталь, бронза), бамбук, пластик. Подавляющее большинство барабанов сделано из дерева: клён, берёза, дуб, липа, ясень, красное дерево[3], из цельного куска или склеенной в несколько слоев фанеры. Некоторые производители комбинируют несколько видов дерева для изготовления одного резонатора, что позволяет получать лучшее соотношение цена/качество. На звук барабана в большей степени влияет плотность древесины и толщина стенок обечайки.

Кроме материала кадушки, также значительное влияние имеет качество и угол нарезки кромки, которая соприкасается с мембраной инструмента[35].

После подготовки обечайки на неё крепят фурнитуру — приспособления для крепления и натяжения мембраны[35]. Замки для закрутки болтов, крепления и отверстия изменяют звучание в худшую сторону, поэтому многие производители предлагают различные варианты системы крепления (например, RIMS), сохраняющих целостность кадушки.

Изготовление некоторых барабанов и бубнов для религиозных целей может сопровождаться различными ритуалами инициации, вкладыванием «души» в инструмент, и другими подобными действиями[36][37].

  • Фурнитура барабана.1. Крепление для стойки2. Верхний обруч3. Болт крепления обруча4. Замок болта5. Крепление пружины

  • Фурнитура с другой стороны.1. Жетон производителя2. Механизм натяжения3. Рычаг пружины

Настройка барабанов

Порядок затягивания болтов на 8-болтовом барабане (крест-накрест)

Настройка барабана — сложный процесс, которому посвящено много статей и руководств[38][39]. Барабаны могут быть разделены по звуковысотности на имеющие определённую высоту звучания (литавры, рототом) и инструменты с неопределённой высотой звучания (малый барабан, том-том и т. д.). Настройка касается и тех, и других инструментов.

Основной целью настройки является избавление от излишних обертонов. Барабан, который «в строе с самим собой», равномерно натянут, имеет чёткий звук, ясное, широкое, открытое звучание.

Дерек Йонгсма (англ.), ударник Bleeding Through даёт такие советы по настройке:

Настройка — очень важная составляющая игры на барабанах, которой множество музыкантов пренебрегает. Если барабаны должным образом не настроены, они могут издавать самые отвратительные звуки. Если барабаны настроены неправильно, то они будут гудеть или грохотать. Если пластик на барабанах слишком ослаблен, их звук может казаться мёртвым, но и слишком сильно натянутый пластик может звучать по-настоящему плохо.

Оригинальный текст  (англ.)  

Tuning is a very important part of drumming that a lot of players neglect. If drums are not properly tuned there can be all kinds of disgusting sounds. If drums are tuned unevenly they will buzz or rattle. If they are too loose they can sound dead, but too tight can sound really bad too!

— Метал мастеркласс от барабанщика Bleeding Through[40][41]

Барабаны джембе с различным креплением мембраны.

Мембрана барабана может крепиться к обечайке (корпусу) и регулироваться либо с помощью современных металлических обручей и болтов, либо системой верёвок или ремней. Жёсткое крепление с помощью гвоздей (как в бё-тайко) лишает барабан возможности настройки.

Современные производители выпускают множество модификаций мембран (с различным весом, толщиной, двухслойные и т. д.) Все они по разному влияют на звучание инструмента[42].

Если мембран две, одна из них может быть тоньше и предназначаться не для удара, а только для увеличения резонанса. Относительная настройка ударной и резонансной мембраны влияет на звучание барабана: если резонансная настроена выше ударной, продолжительность звучания (сустейн) увеличивается. На малом барабане большое значение также имеет настройка подструнника (пружин, придающих характерное звучание инструменту)[43].

Барабаны, у которых используются кожаные мембраны, можно настроить, нагрев кожу (натяжение) или обрызгав водой (ослабление).

Использование барабанов

Коллектив бразильских барабанщиц

Барабаны могут быть использованы как в составе ритм-группы, так и в качестве солирующего инструмента. Различные барабаны входят в состав ансамблей, в том числе — состоящих исключительно из ударных инструментов. Они обеспечивают необходимый инструментальный колорит и динамику, а также расширяют круг ритмических и ударных эффектов[44].

На барабанах можно играть, ударяя ладонью или палочками, изготовленными из древесины или синтетических материалов[45].

Игра ладонями требует умелого чередования фокусировки и рассеивания силы удара рукой, для высокого и низкого звука необходимо напряжение, для шлепка — расслабление кисти. Используется и игра пальцами с использованием перекатов, трения мембраны, щелчков и т. п[46].

При использовании палочек, в зависимости от ситуации и собственных предпочтений барабанщик может применять различные хваты палочек, и различные техники нанесения удара[47].

Традиционный хват палочек
  • Традиционный (варианты названия traditional, conventional, orthodox, rudimental grip) — исходит из традиций военных барабанщиков. Палочки держатся не симметрично — так, чтобы не мешал ремень барабана.
  • Симметричный захват (matched grip). Палки держатся симметрично, параллельно между собой или под углом. Этот захват используется наиболее часто, имеет несколько вариантов:
    • Французский захват (French grip).
    • Немецкий захват (German grip).
    • Американский захват.

Среди техник удара могут быть выделены следующие:

  • Техника Меллера (англ. Moeller method). Названа в честь американского барабанщика Sanford Augustus «Gus» Moeller. Базируется на естественной работе мышц, без лишних движений и напряжения.
  • Метод Гладстоуна[48]. Базируется на нахождении точки баланса палочки и контроле её отскока.
  • В зависимости от используемых групп мышц разделяют пальцевую, кистевую, локтевую техники[49].

Кроме палочек, при необходимости используют различные щётки, колотушки или специальные прутковые палочки, руты (в англоязычной литературе Rute).

Основой обучения и игры на барабанах служат барабанные рудименты — специальные приёмы игры, представляющие собой определённую последовательность различных (например, акцентированных и не акцентированных) ударов. Простейший барабанный рудимент — барабанная дробь, представляющая собой поочерёдные удары. Кроме него, к известным рудиментам относится Double Stroke Roll (двухударная дробь), представляющая собой чередование двух ударов одной рукой и двух ударов другой рукой.[50]

Ритмические партии накладывается на законченную функционально-гармоническую структуру, называемую квадратом[51]. Отрывки, исполняемые секцией ударных инструментов маршевого оркестра, называются каденциями (англ. drum cadence).

Барабаны в произведениях культуры

Копия барабана Дрейка

Барабаны упоминаются в различных произведениях искусства и культуры: песнях, книгах, картинах, даже на марках, памятниках, гербах и афишах.

Книги, сказки, легенды

В романе Гюнтера Грасса Жестяной барабан барабан — подарок герою является основой сюжета, снятый по этому роману фильм получил Гран-При МКФ и премию «Оскар».

The Walking Drum (англ.) — новелла в стиле вестерн Луиса Ламура, описывающая путешествие торгового каравана под звуки марша.

Мы часто пели во время марша, и нас всегда сопровождал звук походного барабана — звук, который я слышу всю свою жизнь, так глубоко он проник в мою душу…

Оригинальный текст  (англ.)  

We often sang as we marched, and there was always the sound of the walking drum, a sound I shall hear all my life, so deeply is it imbedded in the fibers of my being...

Л. Н. Толстой написал сказку «Работник Емельян и пустой барабан»[52], где барабан Емельяна ведёт за собой царское войско. После того, как барабан был сломан, солдаты разбегаются.

В Англии существует легенда о барабане Фрэнсиса Дрейка. Она гласит о барабане, взятом Дрейком в кругосветное путешествие. Сейчас барабан хранится в Баклэнд-Эбби, и, когда Англия будет в опасности и кто-то ударит в барабан, Дрейк вернётся, чтобы защитить страну. Легенда также утверждает, что звук барабана слышен во время войны или других значительных событий.[53][54][55]

Стихи, песни

Борис Гребенщиков спел про дарбуку[56]:

И больше ни слова про все эти звуки.Да пощадит Господь разум всех,Играющих на тарабуке!

А Марина Цветаева написала два стихотворения под названием «Барабан»[57]:

По богемским городам —Или то не барабан(Горы ропщут? Камни шепчут?)А в сердцах смиренных чешских —Гне — ваГром:— ГдеМойДом?

Пословицы, поговорки, фразеологизмы
  • Как барабан не труби — все равно толку не будет.
  • Солдатам, что малым ребятам, и барабан в потеху.
  • По барабану[58]
  • Флаг тебе в руки и барабан на шею[59]
Игры

Игры-симуляторы игры на барабанах входят в серии Rock Band, Guitar Hero, существуют игровые автоматы Drum Mania.

Примечания

  1. ↑ Барабан // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — Т. 1: А—Ж. — 688 с. — ISBN 5-691-00676-2
  2. ↑ М. Фасмер. барабан // Этимологический словарь русского языка. В 4 томах / Пер. с нем., доп. и посл. О. Н. Трубачёва. — 4-е изд. — М.: АСТ, Астрель, 2004. — Т. 1. А—Д. — 592 с. — ISBN 5-17-016833-0
  3. ↑ 1 2 «Анатомия» строения кадушки. drumspeech.com — Форум барабанщиков (2004—2010). — По мат. журн. Modern Drummer. Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 13 октября 2010.
  4. ↑ Например, мриданга.
  5. ↑ См. Фрикционный барабан.
  6. ↑ 1 2 3 Капитан Макс. Древнейшая профессия: барабанщик История ударных инструментов и их место в оркестре и жизни. История ударных инструментов и их место в оркестре и жизни // Вечерняя Москва : газета. — 16.05.2008. — № 84 (24862).
  7. ↑ Евгений Рябой. Гимн барабанному искусству (Часть 1). MusicBox № 17 (11 апреля 1999). Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 13 октября 2010.
  8. ↑ 1 2 Drum — статья Drum из Encyclopædia Britannica, Eleventh ed., 1910—1911.
  9. ↑ Сыма Цянь Исторические записки (Ши цзи) / Акад. наук СССР; Отд. истории; Ин-т востоковедения; Пер. с кит. и коммент. Р. В. Вяткина и В. С. Таскина. Под общ. ред. Р. В. Вяткина. — М.: Наука, 1984. — Т. 3. — С. 106.
  10. ↑ История компании Gretsch. drumspeech.com — форум барабанщиков (2004—2010). — По мат. журн. Drum!. Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 13 октября 2010.
  11. ↑ Trish Johnson-Frazzetto. Evans Drumheads Celebrates 50 years of Innovation  (англ.). daddario.com (January 19, 2006). Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 13 октября 2010.
  12. ↑ Ray Deegan. The Evolution of the Modern Drum Kit  (англ.). Drumtek (2004—2010). Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 13 октября 2010.
  13. ↑ Tony Verderosa. The techno primer: the essential reference for loop-based music styles. — Milwaukee: Hal Leonard Corporation, 2002. — P. 7. — ISBN 9780634017889
  14. ↑ Гаврила Успенский. Опыт повествования о древностях русских. — 2-е изд. — Харьков, 1818. — С. 372. — 797 с.
  15. ↑ 1 2 Военная энциклопедия / Под ред. Новицкого В. Ф. — СПб.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1911. — Т. 1. — 394 с.
  16. ↑ П. Дирин. Потешные полки Петра Великого // Русский архив : журнал. — 1882. — В. 5. — Книга 3. — С. 16.
  17. ↑ Пионерские горн и барабан. 76-82.ru — Энциклопедия нашего детства (2005—2010). Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 13 октября 2010.
  18. ↑ Пионерские журналы — статья из Большой советской энциклопедии (Проверено 13 октября 2010)/
  19. ↑ Г. Риман. Оркестр // Музыкальный словарь / Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. — CD-ROM.
  20. ↑ J. ALFRED NOVELLO THE MUSICAL WORLD. — London, 1837. — С. 81. — 2008 с.
  21. ↑ 1 2 Thomas D. Rossing Science of percussion instruments. — World Scientific, 2000. — С. 40-42. — 208 с. — ISBN 9789810241582
  22. ↑ How Bata Drums Talk and What they Say  (англ.). Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 28 апреля 2010.
  23. ↑ Джозеф Говард Барабаны в Америках. — 1967. — ISBN 9780825601804
  24. ↑ Musical instruments of Malaysia
  25. ↑ Taiko Resource: Taiko Drums
  26. ↑ Taiko Resource: Taiko Overview and History
  27. ↑ James Blades Percussion instruments and their history. — Bold Strummer, 1992. — С. 89-120. — 513 с.
  28. ↑ Нагара — статья в музыкальном словаре
  29. ↑ Дхол — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  30. ↑ The many names of the Doumbek
  31. ↑ Школа этнических барабанов ETHNOBEAT — инструменты
  32. ↑ 534m Membranophones. SIL. Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 4 января 2007.
  33. ↑ См. Список производителей ударных инструментов
  34. ↑ Mike Radcliff, ред. Andy Gone Корпус барабана. Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 29 апреля 2010.
  35. ↑ 1 2 "Анатомия" строения кадушки часть 2. Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 29 апреля 2010.
  36. ↑ Ерошкин Д. В. Шаманизм Южной Сибири
  37. ↑ Бата — afrocuba.ru
  38. ↑ Библия по настройке ударной установки :: drumspeech.com
  39. ↑ Настройка барабанов by Gene Okamoto
  40. ↑ Метал мастеркласс от барабанщика Bleeding Through Derek Youngsma. (часть 1)
  41. ↑ Metal masterclass from Bleeding Through’s Derek Youngsma | Rhythm Magazine | MusicRadar.com
  42. ↑ БАРАБАННЫЕ МЕМБРАНЫ («ПЛАСТИКИ») by Gene Okamoto
  43. ↑ Библия по настройке ударной установки [Scott Johnson] часть 4 :: drumspeech.com
  44. ↑ Барабан — статья в онлайн — энциклопедии Кругосвет.
  45. ↑ drumlessons.ru — уроки барабанов, статьи о искусстве игры на ударных
  46. ↑ Основы игры на конгах
  47. ↑ Виды захватов палочек :: drumspeech.com
  48. ↑ Статьи
  49. ↑ Billy Cobham: «Мысли вслух» | MusicBox № 20
  50. ↑ Упражнения в стиле маршевых оркестров для всех барабанщиков, часть 1
  51. ↑ Квадрат — статья в Энциклопедическом словаре джаза, рок- и поп-музыки
  52. ↑ Л.Н. Толстой Собрание сочинений в 22 т. — М: Художественная литература, 1982. — Т. 10. — С. 384-391.
  53. ↑ Drake’s Drum. Архивировано из первоисточника 24 января 2012.
  54. ↑ Drake’s Drum. Архивировано из первоисточника 24 января 2012.
  55. ↑ Drake’s Drum. Архивировано из первоисточника 24 января 2012.
  56. ↑ Теорема Шара
  57. ↑ Марина Цветаева — Барабан
  58. ↑ Викисловарь: по барабану
  59. ↑ Викисловарь: флаг тебе в руки и барабан на шею

Литература

  • К. Купинский. Школа игры на ударных инструментах. — Москва: Московская Типография №6, 1981. — 206 с. — ISBN 5-7140-0918-5
  • Макс Клоц Школа игры на ударных инструментах. — Планета музыки, Лань, 2008. — 64 с. — ISBN 978-5-8114-0879-5

Ссылки

dic.academic.ru

Барабан: история, разновидности

БарабанСколько людей – столько и мнений. Сколько народов – столько и языков и диалектов. Не всем удается выучить множество языков существующих на Планете, хотя конечно есть и полиглоты. Но есть язык, который понятен абсолютно всем – это язык музыки. Еще в древности люди пытались разнообразить свою жизнь и изготавливали примитивные музыкальные инструменты, пытались извлечь из них самые разнообразные звуки.

 

Постепенно первые музыкальные инструменты совершенствовались и изменялись, но принцип действия многих до наших дней остались неизменными. Принцип игры на барабанах абсолютно не изменился – это ударный инструмент, с помощью которого можно задать и поддерживать ритм.

 

Самый древний на сегодняшний день барабан был найден при раскопках Месопотамии (территория современного Ближнего востока). Возраст этих древнейших музыкальных инструментов более 7 тысяч лет и сделаны они были в виде небольших цилиндров. Так же первые барабаны появились и в Древнем Египте в 4 тысячелетии до нашей эры. В пещерах Южной Америки были найдены наскальные рисунки изображающие людей играющих на барабанах. Датируются эти рисунки 6 тысячелетием до н.э. В Древней Греции и Риме барабаны использовались во время военных походов, на галерах и во время празднований и служений в храмах.  Богатейшая и древняя история этого музыкального инструмента обуславливает разнообразие видов барабанов в наши дни.

 

Большой барабан, бас-барабан, малый барабан, том-том и  литавры – это барабаны, которые сейчас можно услышать в современном оркестре.

Африканские барабаны имеют очень важный элемент религиозных и светских мероприятий в каждом африканском племени.  Джембе, бата, кпанлого, ашико – и это еще не весь список барабанов народов Африки.

 

В Южную Америку барабаны пришли из Африки. Вместе с чернокожими рабами здесь появились барабаны конга, атабаке, куика. От европейских завоевателей достался барабан пандейра. Так же в странах Латинской Америки изготавливались барабаны из цельного куска дерева. Называются такие барабаны тепонацтль.

 

В Японии – стране, которая издревле была изолирована и недоступна для влияния из вне были свои традиционные музыкальные инструменты, в том числе и барабаны. Здесь барабаны делятся на 2 группы:  бё-дайко и сими-дайко. Эти барабаны и сейчас можно услышать на буддистских церемониях и в исполнении традиционных японских коллективов.

 

В каждой стране и у каждого народа есть свои традиционные барабаны: турецкая дарбука, индийская табла, китайский пайгу и множество других разновидностей этого нехитрого музыкального инструмента, который играет в ритме сердца каждого народа.

www.globalbeatschool.ru

Большой барабан - это... Что такое Большой барабан?

Большо́й бараба́н (итал. gran cassa, фр. grosse caisse, нем. grosse Trommel), также называемый иногда турецким барабаном — ударный музыкальный инструмент низкого регистра, мембранофон с неопределённой высотой звука.

Строение и техника игры

Большой барабан представляет собой широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами, (иногда только с одной стороны).

Звук извлекается ударом колотушки с массивной головкой, обёрнутой плотным материалом. При необходимости исполнения сложных ритмических фигур или тремоло используются также палочки от литавр, от малого барабана и других ударных инструментов.

Основной приём игры на большом барабане — простые ритмические фигуры и одиночные удары в огромном динамическом диапазоне — от едва слышного пианиссимо до подобного пушечным выстрелам фортиссимо.

Большой барабан — один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, в состав которого вошёл во второй половине XVIII века (одним из первых его применил в одной из своих опер Глюк), также используется в духовом оркестре, где к нему крепится одна из тарелок. Исполнитель одной рукой ударяет колотушкой по барабану, а другой держит свободную тарелку, которой ударяет по закреплённой. Обычно в духовом оркестре большому барабану отводится роль своеобразного «метронома», отбивающего сильные доли такта.

В партитуре симфонического оркестра партия большого барабана пишется на «нитке» (линии, на которой указывается только ритм) под партией тарелок, над партией там-тама.

Бас-барабан

В джазе и других современных музыкальных течениях применяется более низкая по звучанию разновидность большого барабана, которая называется бас-барабаном (или, на жаргоне музыкантов, — «бочкой»). Бас-барабан входит в состав ударной установки, ударяют по нему с помощью специальной педали, соединённой с колотушкой. В современных тяжёлых роковых течениях для ударов по бас-бочке может использоваться кардан (две педали, скрепленные с колотушкой карданом), что позволяет бить по бас-барабану намного чаще, нежели одной педалью. Так же, в роке практикуют игру на двух бас-бочках.

  • Педаль для бас-барабана

  • Бас-барабан с педалью

Библиография

  • Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. — М.: Музыка, 1975
  • Чулаки М. И. Инструменты симфонического оркестра. — СПб.: Композитор, 2005

Ссылки

dic.academic.ru

Барабаны- древняя магия в современном мире - 20 Июня 2012

 С древних времен люди знакомы с музыкой. Уже в неолите в пещерах встречаются наскальные рисунки, изображающие музыкальные инструменты. Для древних людей музыка была не только способом расслабиться, но и важной частью религиозной и светской жизни. Особые песни- молитвы, бой в барабан, ритуальный танец повсеместно использовались для призыва дождя, увеличения урожая, победы в войне и прочее. Сегодня музыка- часть современного человека, она как и человек стала современной, но все же часть от древней и некогда могучей магии в ней осталась и она продолжает действовать на нас своим волшебством.  Каждому народу присущий свой музыкальный слух, и от того музыкальные инструменты и стиль исполнения варьируются от региона к региону.

Одним из немногих инструментов, характерных для практически всех культур является барабан. Этот музыкальный инструмент –считается самым древним на земле. Первые барабаны были найдены в Месопотамии , сделанные в форме маленьких цилиндров.  Возраст их датируется 6 тысячелетием до нашей эры.

Барабаны издавна использовались в качестве сигнальных инструментов, а также для совершения религиозных обрядов и праздничных церемоний. Ритм барабанов   поднимал боевой дух воинов в время военных действий и служил для передачи сообщений.

Родиной барабана считается Ближний Восток. И поныне в странах Магриба, Аравийского полуострова, Азии барабан -неотьемлимая часть жизни.  Здесь его называют дарбука, тарбука, думбек, табла.  Делается восточный барабан  из глины или древа, сверху обтягивается кожей верблюда или других домашних животных. Игра на барабане традиционно сопровождает человека в течение всей его жизни: под ритм барабана отмечают рождение, взросление, свадьбу, и провожают в последний путь.

Восточный барабан- дарбука

Дарбука- барабан Ближнего Востока

В странах Африки игра на барабанах – издавна используются для совершения  религиозных и светских церемоний. Кроме того, барабаны исполняют коммуникативную функцию, прдставляя собой способ передачи сообщений— например, язык йоруба является ональным, для передачи простого послания может быть достаточно трёх различных тонов барабана и переходов между ними. Среди барабанов Африки — ашико, кланлого, , джембе,  бата и множество других.

В Латинскую Америку чернокожие рабы привезли африканские барабаны атабаке, куика, конга и другие. К барабанам, произошедшим от европейских, можно отнестипандейру. В Южной и Центральной Америке также извстны барабаны из цельного куска дерева- тепонацтль. На Кубе распространены тимбалес.

На острове Бали и Индонезии используют местные барабаны  генданг, в Фиджи- лали, в самое- пате. 

Барабаны Японии носят название тайко. Они делятся на две большие группы: бё-дайко( byou-daiko), у которго мембрана жестко закреплена гвоздями без возможности настройки, и симе-дайко(shime-daiko), которые можно настроить при помощи шнуров и винтов. 

В Китае барабаны называются баньгу, пайгу. 

К барабанам Индии относятся табла и мриданга.

В Кавказском регионе ударные инструменты,  а точнее вид бубна с колечками,  известны под названием даф( деф, гавал). В Армении и Азейрбайджане используют барабаны дхол и различные разновидности нагары.

Тайко- традиционный барабан японии

Традиционный барабан Японии дайко

Индийский барабан мриданга

Индийский барабан мриданга

theeast.at.ua

Древняя история барабана | IKMUSIC.RU

Один из самых древних видов музыкальных инструментов является барабан. Наверное, с самых начал развития музыкальной культуры на свет появился именно этот инструмент. Ученые провели разные экспертизы найденных барабанов при раскопках, установили их время создания. Первые маленькие барабаны цилиндрической формы были созданы еще более четырех с половиной тысяч лет назад. А наскальные рисунки в Перу повествуют о существовании барабанов еще позднее нежели найденные инструменты. История существования барабанов открывает человечеству не только свою музыкальную сторону, но и историю создания культуры разных племен, в которых барабан играл роль не только развлекательную, но и был главным участником разных ритуалов. Во многих племенах барабан является также средством связи, с его помощью передавалась разная информация, новости, проводились бои между жителями племени.

В давние времена барабаны чаще всего изготовляли из древесины и высушенной тыквы. Этот музыкальный инструмент не сложен в изготовлении и из-за этого, наверное, он такой древний, ведь создание такого инструмента не требовало каких-то особых навыков, знаний и умений, а все было достаточно просто и примитивно. Так что пользуясь обычными наблюдениями люди быстро поняли, что звучание идет лучше если предмет полый. После таких наблюдений начали изготавливать барабаны разных форм и размеров. Изготавливали их из множества различных материалов которые только попадались под руку. Для этого дела отлично подходили тыквы, кокосы, разнообразные стволы деревьев, позже стали обрабатывать древесину, делать ее длинной или округлой, натягивали сверху шкуру животных и приматывали ее к основе барабана. Последний метод позволил племенам достичь более четкого и звонкого звучания.

Все барабаны начиная с давних времен можно наблюдать во многих музеях мира, здесь же и можно проследить за историей развития данного ударного музыкального инструмента. Пронзительная игра на барабане всегда заставляет трястись душу, чувствовать напряжение и готовность к чему-то, а иногда по коже пробегают мурашки. Но каким бы улучшениям не поддавался барабан он всегда сохранял свое истинное величие и торжественность.

После долгих изучений ученые наконец поняли, что барабанный звук идет не из-за полости, а из-за натяжения мембраны. Так в скором времени было придумано некое приспособление, которое регулирует натяжение мембраны и в зависимости от того какое оно, из барабана можно выжать неимоверные звуки.

Спустя несколько лет в Новом Орлеане была изобретена барабанная установка с кучей настроек, которая позволяла барабанщику играть на нескольких инструментах параллельно. Они стали популярны при разных мероприятиях, маршах и митингах. Еще спустя некоторое время эти установки были оснащены тарелками, тамтамами и колокольчиками. И к двадцатым годам прошлого века барабанная установка достигла своей окончательно комплектации.

В шестидесятых барабан стал утверждаться в роли неотъемлемого аккомпанирующего и иногда сольного музыкального инструмента. Первые изменения без раздумий приняли рок-группы, добавив к своим барабанам еще и тарелки, колокольчики и басовый барабан. Все эти обновления добавили скорости исполнению и разности звучанию.

На сегодня уже изобрели даже электронные барабаны, которые пользуются огромной популярностью среди известны барабанщиков.

TEXT.RU - 100.00%

ikmusic.ru


Смотрите также