Арт древний китай. Искусство периода Чжоу
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Китая. Арт древний китай


Искусство Китая - Государственный музей искусства народов Востока

История Китая, по возрасту несколько уступающая таким древнейшим цивилизациям, как египетская и месопотамская, отличается удивительной стойкостью и непрерывностью преемственности культурных традиций. Экспозиция отражает состав музейной коллекции, которая насчитывает около 20 тысяч предметов, и позволяет представить развитие китайского искусства в хронологическом порядке. Историография Китая строится по династийному принципу. В разделе  искусства Древнего Китая представлены произведения периодов Шан (16-12 вв. до н.э.), Чжоу (12-5 вв. до н.э.), Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) и Хань (206 г до н.э.-220 г. н.э.), с показа которых открывается маршрут по залу. В Китае с древнейших времен сформировалось особое мировоззрение, в основе которого лежит дуалистическая концепция бытия. Китайцы считали, что гармонию вселенной создавали Инь и Ян (Земля и Небо, женская и мужская ипостаси Вселенной). В искусстве воплощением этого взаимодействия стал образ дракона с «пламенеющей жемчужиной», а также сочетание геометрических фигур, в частности круга и квадрата. Идею гармоничного состояния мира олицетворял узор лэйвэнь (напоминающий античный меандр), а также восемь триграмм багуа (комбинации прерывистых и непрерывных линий). Эти декоративные элементы можно увидеть на бронзовых и каменных сосудах древнекитайского искусства. Среди произведений кубки гу для возлияния жертвенного вина периода Шан, сосуды цзун, выполненные из священного для китайцев нефрита, четырехгранной формы с триграммами (символизирующие Землю) и круглые диски би (Небо), относящиеся к периоду Чжаньго.

Подставка для влажных кистей.Китай. 1954 г.Камень, резьба.

Сосуд для воды.Китай. XIX в.Нефрит, резьба, гравировка.

У Вэйфань.«Тушечница и пластина туши».Китай. 1954 г.Камень, резьба, тушь.

В разделе, посвященном искусству периода Хань, обращают на себя внимание произведения погребальной пластики, изображающих людей за разными занятиями и образцы ранней керамики с зеленоватой поливой. Уникальным произведением является терракотовая голова даосского святого с трехлапой жабой на темени. Традиция создания погребальной терракотовой пластики продолжилась уже в период Средневековья, в период Тан (7-10 вв.), когда государство после нескольких веков раздробленности объединилось в мощную империю.

Этот период связан с распространением буддизма, который сливается с традиционными учениями – даосизмом и конфуцианством, строительством храмовых комплексов и пагод, появлением книгопечатания, первых образцов фарфора (к сожалению, отсутствующих в нашей коллекции). Совершенствуется искусство керамики, о чем свидетельствуют изображения воинов, знатных придворных дам, верблюдов и лошадей, созданных в технике терракотовой пластики и декорированных росписью.

В залах представлена буддийская скульптура из бронзы от 4 в., когда складывается буддийский канон в Китае, до 17вв. Выделяется деревянная статуя Гуаньинь – буддийского Божества милосердия, выполненная из дерева в 10-12 вв. 

Стопки для кистейКитай. XVIII-XIX вв.Бамбук, резьба, гравировка.

Печать.Китай. 1746 г.Агальматолит, резьба.

Зимние домики для сверчков.Китай. XVIII-XIX вв.Тыква, слоновая кость, резьба.

Особое место в китайской культуре занимает керамика периода Сун (10-13 вв), отражающая эстетические и философские принципы чань-буддизма и даосизма, основанных на постижении законов бытия не логическим, а интуитивным путем. Художественный облик изделий отражал идею «незавершенности», «естественности», что проявляется в нарочито неровных очертаниях и причудливых свободных потеках глазури. Представлены изделия разных типов, таких как лунцюань, цычжоу, цзюнь, имеющих свои стилистические и технологические особенности. 

Женская безрукавка СЯПЭЙ.Китай ХIХ в.Шелковая ткань, шелковая и мишурная нить, вышивка, аппликация.

Женская безрукавка ЧАОГУА.Китай. Первая половина ХIХ в. Шелковая ткань, шелковая и мишурная нить, вышивка.

Неизвестный художник. «Фамильный портрет жены китайского  чиновника 6-го ранга».Китай. ХIV в.Шелк, тушь, водяные краски.

Китай является родиной фарфора, который до 18 века в Европе называли «китайский секрет». Развиваясь на протяжении веков, производство фарфора достигло своего совершенства в периоды Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). С 14 века создаются изделия, расписанные подглазурным синим кобальтом, а позже цветовая палитра усложняется полихромными эмалями и железными красками. Целый ряд изделий декорирован в колористических гаммах «зеленого семейства», «черного семейства» и «розового семейства».

Классическая китайская живопись представлена горизонтальными и вертикальными свитками, а также альбомными листами. При этом творческие методы старых художников были разными: они работали в технике монохромной живописи тушью, а также в полихромной водяными красками. Использовали манеру гунби (прилежная кисть), скорописную и бескостную. Именно в манере последней создал серию альбомных листов на тему «цветы-птицы» художник Юнь Шоупин (1633-1690). Подлинным шедевром является пейзаж в стиле «сухая тушь» художника Чжа Шибяо (1615-1698), в котором мастер передает ощущение прозрачности осеннего воздуха, легкое движение ветвей обнаженных деревьев. Среди горизонтальных свитков выделяется работа выдающегося художника 16 века Цю Ина «Поэма о покинутой жене». Особо ценилась в Китае каллиграфия, т.е. «искусство красивого письма». Композиция Чжу Юньмина, выполненная скорописью цаошу, отличается выразительностью линий, контрастным сопоставлением насыщенных мазков и беглых штрихов сухой кисти.

Театральный лубок «Огненная палица».Китай. Конец XIX-начало XX в.Бум., цв.ксилография, раскраска.Печатня Тунъишэндянь.

Цю Ин (1494? – 1552?)«Опьяневший Ли Бо пишет стихи для императора Сюань-Цзуна».Китай. Копия.Шелк, тушь, водяные краски.

Неизвестный художник.«Спрятал за пазуху мандарины, чтобы угостить мать», «Трудился как почтительный сын».Китай. XIX в.Шелк, тушь, водяные краски.

Один из разделов посвящен китайскому официальному костюму периода Цин. Здесь представлены халаты, в декоре которых отражалась космологическая символика, квадратные буфаны – знаки отличия чиновников по рангам, выставлены женские китайские и маньчжурские кофты, созданные в технике гобеленного ткачества кэсы или украшенные сложной вышивкой, называемой в Китае сюхуа (живопись иглой).

Костюм дополнялся бусами, украшениями для прически из серебра, футлярами для длинных ногтей, которые также экспонируются в зале.

Китайские табакерки – флакончики для нюхательного табака, создавались в 18-19 вв. из самых разных материалов, например камня, фарфора, стекла. Вызывают удивление табакерки, расписанные по стеклу изнутри крохотными кисточками через узкое отверстие в горлышке.

В разделе лаков можно видеть резной «пекинский» лак, расписной кантонский и фучжоусский «бестелесный» (т.е. имеющий тончайшую тканевую основу). Широко в экспозиции представлены китайские перегородчатые и расписные эмали, резная слоновая кость, художественная резьба по дереву и камню. 

Люй Хуаньчэн (1630-после 1705)«Приготовление грибов Линчжи в горах Суншань». Китай. Копия.Шелк, тушь, водяные краски.

Ван Чжэнь (Ван Итин, 1866-1938).«Юцзюнь менял свою каллиграфию на гусей».Китай. 1920 г.Бум., тушь.

О сохранении лучших классических традиций свидетельствуют образцы китайской национальной живописи гохуа, в создании которых принимали участие гениальные мастера 20 века Ци Байши, Сюй Бэйхун и Фу Баоши.

www.orientmuseum.ru

История и культура — Китай

Просмотров: 29780

Китай, государство в Восточной и Центральной Азии

Китай, Китайская Народная Республика, социалистическое государство в Восточной и Центральной Азии. Древнейшие памятники искусства на территории Китая восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Сохранились остатки обнесённых рвами неолитических поселений с глинобитными ямного типа жилищами на жердевом каркасе. Во многих районах Китая обнаружены тонкостенные, разнообразные по размерам и формам глиняные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), однотонные или искусно расписанные по поверхности полихромным геометрическим узором (ромбы, спирали; по месту находок расписная керамика получила наименование "Яншао", чёрные гладкие сосуды без рисунка - "Луншань", 3-2-е тысячелетия до н. э.). В период государства (Шан Инь; 2-е тысячелетие до н. э.) появились города, обнесённые стенами, с характерной для Китая прямоугольной планировкой, с храмами и дворцами наследственных правителей - ванов на центральной магистрали. Остатки дворца столицы близ современного г. Аньян указывают на зарождение в этот период каркасной системы в китайском зодчестве (на глинобитной платформе возводились столбы, перекрытые подкровельными горизонтальными балками). Дошедшие до нас в большом количестве бытовые и ритуальные сосуды 2-го тысячелетия до н. э. свидетельствуют о сложении самобытного стиля искусства. Они отличаются разнообразием форм, пластически обогащённых причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц, чудовищ, изощрённой фантазией узоров. В погребениях 2-го тысячелетия до н. э., помимо бронзовых сосудов, обнаружены сосуды из матовой белой глины, инкрустированное золотом, малахитом и бирюзой бронзовое оружие и резные изделия из нефрита. Подземные захоронения знати достигали крупных размеров (до 500 м2). Они состояли из 2 расположенных одно над другим помещений со стенами, украшенными инкрустацией и росписью. При входах ставились каменные статуи фантастических животных - стражей могил.

 Фрагмент свитка с портретом императора У-ди из династии Чжоу. Важный этап в развитии китайской культуры - середина 1-го тысячелетия до н. э. (период Чжоу - XI-III вв. до н. э. - и входящий в него период Чжаньго - V-III вв. до н. э.). Возникшие в 1-м тысячелетии до н. э. важнейшие религиозно-философские учения - конфуцианство и даосизм, обобщившие представления о структуре мироздания и общества, оказали значительное воздействие на всю последующую культуру Китая.

В середине 1-го тысячелетия до н. э. на базе прошлого опыта складываются принципы архитектуры и градостроительства, которые легли в основу средневекового китайского зодчества. Они были зафиксированы в письменных трактатах ("Чжоу ли", III в. до н. э.) с конкретными указаниями расположения зданий, ширины улиц и т. д. К середине 1-го тысячелетия до н. э. менялся и характер бронзовых сосудов, формы которых становились более мягкими и изящными, узоры более графичными и плоскими. Рельефные мотивы заменялись инкрустацией. В орнамент включались жанровые сцены (охота, жатва), связанные с ритуальными обрядами. Складывался и характерный для Китая вид живописи тушью на свитках. Высокими декоративно-живописными достоинствами отмечены также небольшие изящные расписные лаковые изделия этого периода.

Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство Цинь (221-207 до н. э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены. О разнообразии строительных приёмов периодов Цинь и Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) свидетельствуют глиняные модели домов из погребений знати (сильно вытянутые вверх 2-3-этажные дома, покрытые черепичными крышами, увенчанными коньком), многоярусные дозорные башни "лоу", усадьбы с постройками, расположенными в глубине прямоугольных в плане замкнутых дворов. Сложившиеся конструктивные и декоративные приёмы получили развитие в период средневековья (система кронштейнов - "доугунов", орнаментация черепичных наверший кровли и т. д.). В изобразительном искусстве периода Хань переплетаются черты культур многих соседних народов Азии с местными стилистическими особенностями. Гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно-исторического (навеянного конфуцианской идеологией) характера из погребений знати (семейства У в Уцзялине, 147 н. э., гробница в Иннане - обе в провинции Шаньдун) отражают всё многообразие представлений древних китайцев о структуре Вселенной, странах света. Реальные, жизненные наблюдения перемежаются в них с яркой фантастикой. Живопись, также сохранившаяся на стенах погребений (росписи из могилы знатного сановника в уезде Ваньду, 126-144), по стилю соответствует рельефам. Ханьская монументальная пластика также связана с оформлением погребений (фигуры крылатых львов, статуи боевых коней, воинов, чиновников образовывали подчас огромные процессии охранителей). Более непосредственны небольшие глин, фигуры (чиновники, слуги, музыканты) из погребений.

В искусстве периода раннего средневековья (IV-VI вв.) возник ряд новых тем и образов. Буддизм, пришедший из Индии в первых веках н. э. со своей иконографической системой и сюжетами, обусловил тягу к более монументальным формам в архитектуре, скульптуре и живописи, породил стремление к созданию грандиозных синтетических комплексов, способствовал появлению образов буддийских божеств. Буддийский храм в горах 11 век. Распространение буддизма повлекло за собой возникновение новых типов культ, сооружений - скальных монастырей (Юньган, Майцзишань, Цяньфодун близ Дуньхуана, Лунмынь), мемориал Башен - пагод и деревянных наземных храмов со скульптурной алтарной композицией. Скальные монастыри и храмы высекались по типу индийских в толще скал. Квадратные, прямоугольные или полукруглые в плане пещеры вмещали в себя многократно воспроизведённые скульптурные изображения Будды, его учеников, святых и др. Потолки и стены заполнялись гравированными рельефами и росписями. В скульптуре и настенной живописи проявляется интерес к духовному миру человека. Пагоды этого времени соединяют в себе местные и иноземные архитектурные приёмы. Пагода Сунъюэсы (провинция Хэнань, 520) сочетает ярусную чёткость и вытянутость пропорций древних дозорных башен Китая с гибкостью, мягкой кривизной силуэта и пластичностью индийских башнеобразных храмов. В станковой живописи на шёлке и на бумаге широкое распространение получает бытовой жанр, возникают первые пейзажные фоны. Устанавливаются 2 типа свитков - горизонтальные и вертикальные (самые ранние свитки созданы Гу Кайчжи, IV - начало V вв.; дошли в средневековых копиях). Появились теоретические работы, обобщившие опыт многих поколений (т. н. шесть законов живописи Се Хэ, V в.). IV-VI вв. - время расцвета каллиграфии, развивавшейся в стилистическом единстве с живописью.

Периодами наивысшего подъёма всех областей культуры Китая были VII-XIII вв. - время господства могущественных государств Тан (618-907) и Сун (960-1279). Эти периоды ознаменовались широкими торговыми и культурными связями со многими странами Востока. Зрелое средневековье творчески переосмыслило привнесённые в IV-VI вв. иноземные образы и формы. В период Тан большая роль по-прежнему принадлежала монументальной скульптуре и архитектуре, отличавшимся ясной гармонией и спокойным величием форм. Города (Лоян, Чанъань), достигшие огромных размеров, сохраняли прежнюю чёткость планировки с разделением на замкнутые в стенах кварталы, симметрично расположенные по сторонам центр, магистрали. Монумент, дворцовые и храмовые здания делились на несколько типов и возводились по одному простому принципу. В основе каждого сооружения - "дянь" (одноэтажный прямоугольный в плане павильон), "лоу", или "гэ" (многоэтажные здания с обходными галереями), "тай" (небольшая беседка на высоком каменном основании), "тин" (беседка в парке), "лян" (галерея) - лежит простейшая ячейка каркаса, образованная 4 столбами и системой балок перекрытия. Сочетание этих ячеек создаёт конструктивную и пространственную основу самых различных зданий. Стены не являются несущим элементом; изогнутые по краям, поддерживаемые покрытыми красным лаком столбами, балками и системой "доугунов" черепичные крыши как бы парят в воздухе (храм Фогуан в горах Утайшань, 857). Монументальная ясность и рациональность присущи танским кирпичным пагодам (Даяньта, 652, перестроена в 704, и Сяояньта, 707-709, - обе близ Сианя).

Градостроительные мероприятия периода Сун связаны с расширением торговли, увеличением населения. Кварталы северосунской столицы Бяньлян (ныне Кайфын) не имели стен, по сторонам главной магистрали выстраивались ряды лавок. Архитектура этого времени тяготела к большему изяществу форм, стройности пропорций. Для пагод сунского периода характерны более вытянутые пропорции, более сложные планы (Баочу, 968, и Люхэта, 970-1156, в Ханчжоу; Тета, или "Железная пагода", в Кайфыне, 1041-48; Бэйсыта в Сучжоу, 1031-62). В новой (с 1127) столице - Ханчжоу и других районах к югу от р. Янцзы культивировались комплексы небольших по размерам садов, имитирующих естественную природу. Монументальной скульптуре и погребальной пластике периода Тан свойственны те же гармония и мощь, что и архитектуре. Статуи пещерных храмов Дуньхуана и Лунмыня отличаются пластической красотой, жизнеутверждающим духом. Лица буддийских божеств (при соблюдении художниками общих иконографических законов) отражают китайский этнический тип. Формы тела и одежды приобретали мягкость и объёмность (статуя Будды Вайрочана в Лунмыне, VII в.). Рельефы и мелкая пластика из погребений отличаются большим сюжетным многообразием, остротой характеристик. В период Сун гармония физического и духовного начал постепенно утрачивалась. Пропорции тел удлинялись, жесты становились более манерными (женские статуи из пещерного храма Тайюань).

Высшим достижением искусства средневекового Китая является живопись, в которой с наибольшей полнотой воплощены гуманистические идеалы. Культовые настенные храмовые росписи, исполненные по образцам известных живописцев того времени (У Даоцзы, Янь Либэнь), отличаются светской направленностью (бытовые сцены, портреты чиновников, пейзажи). Установились определенные жанры в станковой живописи: портрет (Янь Либэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан, У Даоцзы), живопись "цветы-птицы" (Бянь Луань), анималистический жанр Хань Гань: Конь "Светоч в ночи" на привязи. 750. (Хань Гань). Пейзаж "шань-шуй" ("гуры-вуды") приобретал самостоятельное значение и тесно сплетался с возвышенной поэзией и древними представлениями о силах мироздания. Своеобразные художественные приёмы позволяли достигать больших обобщений, создавать впечатление цельности природы как части бескрайнего мира (высоко поднятая линия горизонта, противопоставление разномасштабных предметов, создание между дальними и ближними предметами воздушной среды в виде тумана, воды и облаков). Многокрасочны, ярки и нарядны плоскостные пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао; более пространственны и эпичны монохромные пейзажи Ван Вэя. В периоды "Пяти династий" (907-960) и Сун философская направленность пейзажной живописи влияет и на другие живописные жанры, в т. ч. на жанр "цветы-птицы" (Сюй Си, Хуан Цюань), передающий через малый фрагмент природы глубокие философские идеи (Цзин Хао, Цзюй Жань, Цуй Бо). Значительное место в это время занимала "живопись учёных" (Су Ши, Вэнь Тун, Ми Фэй) - поэтов, литераторов, считавших себя независимыми от академии, направления и писавших в свободной манере, стараясь (как и живописцы, связанные с идеалами будд, секты Чань, - Му-ци, Лян Кай, Ин Юйцзянь) отобразить в своём творчестве "дао" - скрытый смысл явления, движение Вселенной, её душу. Пейзажи периода Северной Сун (960-1127) изображают мир в его необъятности, суровым и величественным, отдалённым от человека (Го Си, Фань Куань, Ми Фэй, Ли Чэн и Гуань Тун). Творческие достижения живописцев обобщаются в трактатах, по своей поэтической форме созвучных живописи (трактат Го Си, середина XI в.).

В период Южной Сун (1127-1279) на смену грандиозным ландшафтам приходит пейзаж, приближённый к людям, воспевающий простую природу. Настроения, переданные пейзажем, овеяны большим лиризмом (картины Ли Тана, Ли Ди, Ма Юаня, Ся Гуя и др.).

Высокого расцвета в периоды Тан и Сун достигло декоративно-прикладное искусство. Появились многообразные изделия из фарфора: белоснежный фарфор из г. Синчжоу; фарфор, расписанный яркими цветными глазурями. Известны изящно-простые по формам серо-голубые и серо-зелёные керамические сосуды из мастерских сёл Лунцюань-яо, Гуань-яо и Гэ-яо, белые сосуды с рельефным орнаментом из Динчжоу-яо и чёрно-белые из Цычжоу-яо с изысканным монохромным рисунком. Распространились ткани "кэ-сы", узоры которых создавались по мотивам, заимствованным из живописи.

В период монгольской династии Юань (XIII-XIV вв.) продолжали сохраняться и развивались традиции танского и сунского искусства. Перестраивались ансамбли юаньской столицы Даду (позже Пекин), расширялась её территория. Создавались дворцовые комплексы, главные здания которых соединялись посредине галереей, образуя обширные, квадратные в плане дворы. В живописи наблюдалась известная стабилизация жанров. Пейзажи Ни Цзаня, Хуан Гунвана, Ван Мэна, У Чжэня и др. ещё более лиричны и интимны, чем сунские. Мастера направления "живописи учёных" использовали пористую бумагу, их палитра монохромна или неярка.

В периоды Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) окончательно утвердились принципы регулярной, строго симметричной планировки городов с огромными комплексами дворцовых и храмовых зданий (Пекин, Нанкин). Грандиозные масштабы и пространств, размах присущи и погребальным сооружениям (комплекс Шисаньлин близ Пекина, XV-XVII вв.). Типы построек с усовершенствованным стоечно- балочным каркасом оставались почти неизменными до кон. XIX в., хотя наряду с деревом шире применялись камень и кирпич (новый тип - кирпичный безбалочный храм "уляндянь" в Нанкине, 1398). Сооружения приобретали большую динамичность, декоративность; системы "доугунов" занимали всё подкровельное пространство и расписывались яркими красками. Дворцовые и храмовые сооружения XVIII-XIX вв. приобрели особую пышность, ещё более возросла роль декоративного убранства (загородный парк Ихэюань близ Пекина с лёгкими причудливыми беседками, многочисленной орнаментальной скульптурой). К концу XIX - началу XX вв. растущие вычурность и прихотливость узоров привели к утрате органичного соединения орнамента и формы.

Живопись периодов Мин и Цин отличается канонизацией художественных приёмов. Более свободно творчество мастеров, живших вдали от столицы и образовавших многочисленные художественные школы - чжэцзянскую (Дай Цзинь), сучжоускую (Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэн-мин) и др. Яркий мастер жанра "цветы-птицы" этого времени Сюй Вэй писал в свободной эскизной манере "се-и" ("живопись идей"). Мастера бытового жанра Чоу Ин, Тан Инь, Чэнь Хуншоу и др. создавали картины, иллюстрирующие старинные легенды и поэмы, в тонкой и подробной графической манере "гун-би". Широкое распространение в периоды Мин и Цин получили лубок, гравюра на дереве и книжная иллюстрация. В период Цин, отличавшийся эклектичностью, в разных стилях и манерах работали пейзажисты Ван Хой, Ван Шиминь, Ван Цзянь, Ван Юньци (группа "четырёх Ванов"), в традиционной манере жанра "цветы-птицы" писал Юань Шоупин.

В XIV-XIX вв. возросло производство многоцветного фарфора с пейзажными, жанровыми, растительными мотивами, выполненными подглазурной росписью кобальтом, надглазурными яркими красками ("доу-цай" - борьба цветов). Изготовлялся и белый фарфор (в Дэхуа), появилась перегородчатая эмаль. В традициях прошлого выполнялись изделия из красного резного лака (сосуды, мебель), вышивки, ткани "кэ-сы", резьба по камню, бамбуку и кости.

Во второй половине XIX в. в превращённом в полуколонию Китае резко обострились социальные противоречия. Во всех областях культурной жизни наблюдался общий упадок. Крупные города (Шанхай, Тяньцзинь, Нанкин, Гуанчжоу) застраивались эклектичными зданиями европейского типа, стилизованными в национальных традициях. Не менее эклектичным был и т. н. китайский ренессанс (дворцовый павильон Цинъяньфан в форме корабля в парке Ихэюань, библиотека - обе постройки в Пекине), механически соединивший черты китайской и европейской архитектуры.

Первыми мастерами, сумевшими приблизить традиционное искусство к жизни, были Жэнь Бонянь, У Чанши, Чэнь Шицзэн, Гао Цзяньфу, стремившиеся вновь утвердить красоту мира природы (см. Гохуа). Появилась живопись маслом европейского типа.

Октябрьская революция 1917 в России вызвала в Китае подъём демократических сил. В 20-х гг. появились плакат, гравюра нового типа, формировалась революционная карикатура. Наиболее широко гравюра Китая соприкоснулась с жизнью народа в 40-х гг., после создания Академии искусств имени Лу Синя (1938), когда сформировался круг современных мастеров (серии гравюр Гу Юаня, листы Ли Хуа, Ма Да и др.).

Образование Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 создало новые возможности для развития демократической культуры. Развернулись градостроительные работы. Были построены многие жилые и общественные сооружения, расширены улицы и площади. В проектировании и строительстве большую помощь оказывали специалисты СССР и других социалистических стран. В архитектуре 50-х гг. зодчие Китая соединяли традиционные декоративные элементы с современными строительными конструкциями (здание Всекитайского собрания народных представителей, гостиницы "Пекин" и "Дружба" - в Пекине). В живописи 50-х гг. значит, роль играло творчество Ци Байши, Пань Тяньшоу, Хуан Биньхуна и Сюй Бэйхуна. Не выходя за круг традиционных мотивов пейзажа, жанра "цветы-птицы", Ци Байши раскрывал красоту природы. Сюй Бэйхун создавал образы современников - портреты рабочих, деятелей культуры, стремясь соединить приёмы живописи гохуа с приёмами современной европейской живописи. В историческом, бытовом и пейзажном жанрах тот же метод использовали Ли Кэжань, Цзян Чжаохэ и др. Получили распространение многие отрасли декоративно-прикладного искусства. Значительное место занимали выделка художественных тканей и вышивка. Годы "культурной революции" были периодом упадка китайского изобразительного искусства. По существу, его единственной областью, имевшей право на существование, был политический плакат, целиком посвященной пропаганде "культурной революции" и "идей Мао". Оживление художественной жизни наблюдается с начала 1972, о чём, в частности, свидетельствует проведение Всекитайской художественной выставки и Всекитайской выставки кустарно-художественных изделий. В конце 70-х - начале 80-х гг. значительно расширилось строительство жилых и общественных сооружений. В Пекине возведены новые кварталы, многоэтажных домов, существенно изменившие облик столицы (снесён ряд средневековых стен и крепостных ворот). В русле традиционной китайской живописи успешно работают молодые живописцы У Юнлян, Сун Чжунъюань (жанр "люди"), Хо Чуньян, Юй Цзигао (жанр "цветы-птицы"). Лирические, нежные и тонкие по цветовой гамме пейзажи создают Сюй Си, Цзя Юфу и др. Разнообразие климатических условий нашло отражение в народной архитектуре Китая. На юге - лёгкие деревянные здания с высоко поднятыми углами крыш, на севере - массивные постройки с глинобитными стенами, в центральных районах - прямоугольные в плане каркасные хижины, в горных районах - дома пещерного типа. Самобытна архитектура и искусство автономных районов Китая - Тибета (см. Лхаса) и Синьцзяна.

Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 1-12 (кн. 2), Л.-М., 1966-77; О. Н. Глухарева, Б. П. Денике, Краткая история искусства Китая, М.-Л., 1948; С. Кочетова, Фарфор и бумага в искусстве Китая, М.-Л., 1956; О. Н. Глухарева, Искусство народного Китая. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство, М., 1958; М. Н. Кречетова, Резной камень Китая в Эрмитаже, Л., 1960; Н. А. Виноградова, Искусство средневекового Китая, М., 1962; её же, Китайская пейзажная живопись, М., 1972; Sirйn О., Chinese painting: leading masters and principles, v. 1-7, L.-N. Y., 1956-58; Watson W., Style in the arts of China, Harmondsworth, 1974; Chinesische Malerei seit der Kulturrevolution: eine Dokumentation, Kцln, 1975; Thilo Th., Klassische chinesische Baukunst, Lpz., 1977; Sickman L., Soper A., The art and architecture of China, Harmondsworth, 1978; Tregear M., Chinese art, L., 1980; Loehr M., The great painters of China, Oxf., 1980; Oort H. A. van, Chinese kunst een inleiding, Baarn, 1980; Violet R., Einfьhrung in die Kunst Chinas, Lpz., 1981.

Родительская категория: История | Культура Категория: Страны | Города

www.art-drawing.ru

Искусство Китая

МОСКВА. «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Китайское искусство прошлых эпох по праву заняло важное место в истории мировой культуры. Художественные образы, созданные на протяжении древности и средневековья китайским народом, настолько многообразны и отмечены такой яркой самобытностью, что мало кого оставляют равнодушным. Китайские мастера, отдаленные от нас многими столетиями, оставили после себя грандиозное наследие, включающее неповторимые по красоте памятники архитектуры, скульптуры, живописи, художественных ремесел. Китайские поэты и прозаики сумели донести до наших дней благоговейно-восторженное чувство красоты природы, интерес к многообразным явлениям жизни, и хотя художественная культура древнего и средневекового Китая вмещает в себя мир представлений, во многом отличный от сложившегося в европейских странах и живущий по собственным законам, особенности развития искусства Китая раскрываются во всем богатстве перед тем, кто не пожалеет усилий, чтобы почувствовать его аромат и постичь мировосприятие его создателей.

Одной из важных черт, отличающих китайскую культуру прошлого, является непрерывность ее развития и чрезвычайная жизнестойкость. Несмотря на войны, мятежи и набеги кочевников, художественная жизнь в этой стране вплоть до позднего средневековья не утратила ни своей активности, ни своеобразной монолитности, сплавляя в себе все внешние воздействия, сохраняя свою самостоятельность и оригинальность. Накопление художественных ценностей шло параллельно с формированием устойчивых приемов и методов. Китай — одна из немногих стран, где последовательное развитие культуры на протяжении тысячелетий обусловило такую прочность традиций, что художественную жизнь даже близких к нам времен нельзя понять без знании самых отдаленных от нас эпох.

Китайская культура — одна из древнейших. Территория Китая была заселена людьми уже на стадии раннего палеолита. Находки археологов показали, что она входила в область первоначального формирования человека современного вида. В своей исторической эволюции Китай прошел ряд важнейших стадий, общих с развитием других стран. От V тысячелетия до н. э. вплоть до середины XIX века Китай пережил первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную эпохи.

Чрезвычайно длительный древний период оставил важный след в духовной жизни страны. Именно в это время был заложен фундамент всей дальнейшей ее культуры. На протяжении последних, завершающих древний период столетий, когда сложились крупные рабовладельческие империи Цинь и Хань (III век до н. э.— III век н. э.), не только сформировались основные ее черты, но и произошло становление китайской народности — хань.

Купить большие искусственные деревья с плодами можно по низким ценам на gewas-green.ru.

sotnikov-art.ru

Искусство периода Чжоу

 

Первое китайское государство Шан-Инь в XI в. до н.э. было порабощено племенем Чжоу, которое основало новую одноимённую династию. Завоеватели завладели не только шанскими государственными богатствами, но и культурными ценностями. Но просуществовала династия Чжоу недолго. В VIII веке до н.э. в Китае начались долголетние междоусобицы, и период с V по III в. до н.э. стал называться Чжаньго («борющиеся царства»).

Несмотря на постоянные распри китайская цивилизация развивалась и распространялась на многие новые территории. Строилось множество каналов, соединяющих отдалённые районы Китая. Это способствовало развитию торговли. А с торговлей происходил обмен опытом и ценностями, культурными традициями. 

Открыв месторождения железа, китайцы перешли на новый этап развития: появились железные орудия труда и улучшилась техника земледелия. В обиход вошли железные деньги – круглые монеты, которые делали в виде заступа, меча или раковины. Появились новые ремёсла. Всё это способствовало развитию науки и культуры.

Конфуцианство и даоцизм

В I в. до н.э. в Китае возникли 2 учения – конфуцианство и даоцизм - сыгравшие огромную роль в художественной жизни не только Китайского государства, но и всего мирового устройства.

Конфуцианство, основанное Конфуцием, приветствовало сохранение традиций прошлых поколений. Философ выступал за порядок и равновесие во всём. Он разработал систему правил поведения человека – Ритуал: 1) почитать предков; 2) уважать старших; 3) стремиться к внутреннему самосовершенствованию. Конфуций установил строгие правила во всех видах искусств: в музыке, литературе, живописи. 

Даосизм был основан на учении о Дао. Последователи даосизма считали, что мир и Вселенная изменчивы по естественным требованиям природы. Равновесие может быть достигнуто только через гармоничное взаимодействие мужского («ин») и женского («янь») начал. Лаоцзы, основатель даоцизма, был уверен, что человек должен вести себя сообразно естественным требованиям Вселенной, иначе наступит хаос и смерть. В художественной жизни древнего Китая проявился созерцательный, поэтический подход к миру, проповедовавшийся Лаоцзы.

В период Чжоу стремительно развивается декоративно-прикладное искусство, которое предназначалось для религиозных ритуалов: колокола, бронзовые зеркала, нефритовые изделия. В Древнем Китае нефрит почитался больше других камней. Он охранял от злых сил, отравления ядами и порчи. Нефрит – полупрозрачный холодный камень – символизировал чистоту. 

Также археологи находили в захоронениях расписную лаковую утварь, шкатулки, подносы, украшенные богатой росписью.

Китай – единственный из древних государств занимался разведением шелкопряда и шелкоткачеством.

 

mithology.ru


Смотрите также