Архитектура колизей древнего рима. Искусство Древнего Рима. Театр и архитектура Колизея.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Колизей в Древнем Риме. Архитектура колизей древнего рима


Колизей в Риме | мир вокруг нас

 

Высокий уровень инженерно-технического мастерства римских строителей проявился в сложных сооружениях самых различных типов ,одним из которых является  Колизей

Колизей – это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений – символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. Строительство  началась в 70 году н.э. под руководством император Веспасиана, а завершил ее его сын, император Тит в 80г. Изначально «Колизей» назывался Амфитеатром Флавиев (по родовому имени его создателей). Открытие Колизея представляло собой стодневные игры, в которых сложили головы сотни гладиаторов и тысячи диких зверей.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения. Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. Вмещал он около пятидесяти тысяч зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Здание состояло из трех частей: арена для представлений, подиум для зрителей и подземная часть. В подземной части  располагались помещения для зверей, декорации, склады оружия и механизмы, доставляющие животных и гладиаторов на арену.

В 14 веке Колизей в Риме был частично разрушен землетрясением. Его неоднократно разворовывали и использовали как месторождение камня для других построек – мостов, дворцов, соборов.

В 1750 г. папа Бенедикт IV провозгласил Колизей святым местом и тем спас Колизей от полного уничтожения.

В XXI веке Колизей был признан одним из 7 Новых чудес света.

 

 

bookvaeshka.ru

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Колизей в Древнем Риме

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Колизей в Древнем Риме

Колизей – самый большой из римских амфитеатров, находится примерно в полутора километрах на юго-восток от Пантеона. Свое нынешнее название амфитеатр получил в Средние века, вероятно, от стоявшей неподалеку колоссальной статуи Нерона, а вначале он назывался Амфитеатром Флавиев, – по императорской династии, финансировавшей его строительство.

Факты о КОЛИЗЕЕ При первых преемниках Октавиана идиллия золотого века начинает теряться. Следующей вехой в римской культуре стало правление полубезумного тирана Нерона. Он решил придать Риму новый облик. Такой случай представился после самого грандиозного пожара за всю историю города. По одной из версий, поджог осуществили в ночь с 18 на 19 июля 64 г. по приказу Нерона. На месте нескольких сгоревших кварталов император повелел воздвигнуть грандиозный дворцово-парковый комплекс. В истории он получил название Золотой дом Нерона и был крупнейшей городской резиденцией монарха, когда-либо существовавшей в Европе. После гибели Нерона недостроенный дворец был заброшен. Вскоре на том месте, где было искусственное озеро, был возведен знаменитый римский Колизей.

Долгое время Колизей был главным местом увеселительных зрелищ, приуроченных к различным празднованиям. Наиболее любимыми среди них были бои гладиаторов и звериные травли. Часто арена заполнялась водой, и там устраивались морские сражения (наумахии).

Арена Колизея имела деревянный, обычно посыпанный песком пол, который мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой при помощи проведенного к зданию рукава акведука

ФОНТАН ТРЕВИ

Фонтан Треви— самый крупный фонтан Рима, высотой 25, 9 м и шириной 19, 8 м. Этот фонтан в стиле барокко был построен в 1732— 1762 годах архитектором Николой Сальви. Он примыкает к фасаду палаццо Поли (итал. Palazzo Poli), принадлежавшего, в частности, Зинаиде Волконской. Величественный фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое, и поэтому фонтан кажется ещё грандиознее. Из центральной ниши дворца как на колеснице выезжает Нептун, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и морские коньки. В нишах по бокам от Нептуна помещены аллегорические фигуры, а над ними — барельефы. На правом барельефе молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник. От этого источника проложили акведук, по которому вода поступала в Рим, и акведук, так же как и источник, получил название Acqua Vergine (Acqua — вода, Vergine — девушка).

Факты о ТРЕВИ Существует поверье, что человек, бросивший в него монетку, приедет в Рим ещё раз. Две монеты — любовная встреча. Три — свадьба (бракосочетание). Денежная сумма, которую ежегодно «вылавливают» коммунальные службы за год, достигает 700000 евро. Неофициальные приметы: четыре монеты — богатство. Пять монет — к разлуке.

ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ

Пиза нская башня — колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта. Мария Ассунта (Пизанский собор) в городе Пиза. Строительство башни было закончено в 1360 году. Башня получила прозвище «Падающая башня» и всемирную известность благодаря тому, что она сильно наклонена и как бы «падает» .

Факты о башне Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 55, 86 м от земли на самой низкой стороне и 56, 7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания — 15, 54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания — 4, 9 м, на высоте галерей — 2, 48 м). Её масса оценивается в 14 453 т.

Башня является колокольней католического собора Duomo Santa Maria Assunta и, без сомнения, является одной из самых замечательных колоколен Европы. Архитектура ансамбля имела большое влияние на монументальное искусство Италии XII—XIV столетий. 30 декабря 1986 года ЮНЕСКО присвоило статус Всемирного наследия всему архитектурному ансамблю Поля Чудес (Prato dei Miracoli): кафедральный собор (Duomo Santa Maria Assunta), баптистерий (Battistero San Giovanni), колокольня (Campanile Torre pendente) и кладбище (Camposanto Monumentale).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

present5.com

Колизей в Риме - главная достопримечательность столицы Италии

Практически «священным» долгом каждого иностранца, оказавшегося в Риме, является посещение фирменного знака древней Империи — грандиозной цирковой арены под названием Колизей. Вглядываясь в огромные и безжизненные глазницы амфитеатра, сегодня трудно поверить, что Вечный город помнит себя и без самой известной в мире развалины. Да и сама идея строительства вряд ли бы родилась в императорских умах, кабы не желание вычеркнуть из римской истории главу под названием «Нерон»…

Задаваясь вопросом: «Где находится Колизей?», в первое мгновение на ум приходит самый банальный ответ – конечно же, в Риме! Вот только столь величественное и древнее строение заслуживает гораздо большего внимания к себе со стороны современников. Ведь в ложбине между Палатинским, Целиевским и Эквиллинским холмами находится самый огромный из всех известных древнеримских амфитеатров, во многом, благодаря своим размерам, названный Il Colosseo.

Колизей. Страницы истории

После побед в Иудеи император Веспасиан, вообразив себя непогрешимым и непобедимым правителем, вознамерился уничтожить все следы своего предшественника на императорском престоле Нерона. На месте пруда с лебедями, ранее принадлежавшего Золотому Дому Флавиев, был отстроен грандиозных размеров амфитеатр. Самый огромный цирк Римской Империи принимал одновременно 70 000 зрителей. Его возведением занималось императорское семейство Флавиев на протяжении 8 лет (с 72 по 80 гг.), и завершал процесс сын Веспасиана Тит.

Колизей. МодельИгры в честь открытия растянулись на целых 100 дней, за которые 5 000 зверей и 2 000 гладиаторов были зарезаны либо растерзаны на арене. Изначально Колизей носил гордое имя Амфитеатр Флавиев, а известное ныне название закрепилось только в VIII веке. Кстати, доказательств того, что именно своим колоссальным размерам арена обязана названием нет. Вполне вероятно, что  35-метровый памятник Нерона себе любимому в образе бога Солнца имеет непосредственное отношение к привычному для сегодняшнего туриста названию. Как оказалось, стереть память людей о поэте и, вполне вероятно, поджигателе императорских кровей не так просто…

Минимализм, выполненных в трёх ордерах, трёх ярусов строгого овала Колизея с арками идеальной формы – результат разрушительного действия течения времени. Но были у амфитеатра и времена величия. Так, каждая арка арены сопровождалась статуей, а огромный проём между стенами затягивался холстом. Для управления сложнейшим механизмом специально нанималась отдельная команда моряков, и уже никакой дождь или солнце не мешали развлечениям. Игры в Амфитеатре Флавиев начинались с раннего утра парадом гладиаторов. Из первого ряда на происходящее взирало императорское семейство, далее размещались сенаторы, консулы, весталки и жрецы. Немного поодаль сидели представители римской аристократии, потом – среднего класса. Затем на смену мраморным скамейкам приходили деревянные лавочки крытых галерей. Самая верхняя из них предназначалась для женщин и плебеев, а на самом верху сидели рабы и… иностранцы.

КолизейПервым номером циркового представления выступали клоуны и калеки. Они тоже состязались, правда, без крови. Иногда на арене Колизея происходили соревнования женщин в стрельбе из лука. И только после них появлялись животные, катапультируемые из подвалов для большего эффекта, и гладиаторы. Невероятно жестокие бои приводили многочисленную публику в экстаз. Как ни странно, христиан в Колизее никогда не мучили. И это притом, что запрет смертельных боёв произошёл только через 100 лет после принятия христианства, а игры с дикими животными проводили вплоть до VI века.

Минималистической строгостью Колизей нынешний (особенно в сравнении с былым величием) обязан землетрясениям, пожарам, варварским набегам и «законным грабежам». Так, время правления императора Макрина запомнилось римлянам как период, когда горел Амфитеатр Флавиев. Хотя строение и было восстановлено по приказу Александра Севера. Празднование тысячелетнего юбилея столицы Италии в 248 году по приказу императора Филиппа проводилось ещё на арене. А уже в 405 году игры были запрещены в связи с их несоответствием духу христианства.

Начало периода упадка и запустения Колизея совпало с варварскими нападениями на Вечный город. В XI- XII веках амфитеатр выступал в роли крепости для разных аристократических семейств, в частности Аннибальди и Франджипани, борющихся за власть над «умами» рядовых римлян. Справедливости ради нужно сказать, что по требованию императора Генриха VII Аннибальди освободили строение, после чего Колизей был передан во власть народа и сената. Вплоть до 1132 года римские аристократы устраивали на арене ожесточённые бычьи бои, а потом началась разруха… Добрая половина римских (и не только) памятников архитектуры построена из обломков Колизея. На него смотрели как на неиссякаемый источник строительных материалов, забирая не только то, что само отвалилось, а и, выламывая целые глыбы, из стен. Так, Павел II строил из этих камней венецианский дворец, кардинал Риарио – дворец канцелярии, а Павел III – палаццо Фарнезе. Несмотря на обезображенный внешний вид, большая часть Амфитеатра Флавиев уцелела. Дабы некогда грандиозный Амфитеатр Флавие в Риме не стоял без дела, многие римские папы пытались найти ему применение. Например, Сикст V возжелал оборудовать здесь суконную фабрику, а Климент IX даже создал здесь завод для изготовления селитры.

Только при папе Бенедикте XIV в средине XVIII века отношение к памятнику древнеримской архитектуры изменилось к лучшему. Величественный и древний Колизей, как место гибели многих мучеников, был посвящён Страстям Христовым. Бенедикт XIV приказал установить на арене крест огромных размеров, а вокруг – целый ряд алтарей. Правда, уже в 1874 году крест и алтари были удалены с арены, но папы Лев XII и Пий VII продолжали заботиться о памятнике древнего зодчества. При них были укреплены рушащиеся стены и отремонтированы лестницы.

Нынешнее итальянское правительство ещё внимательнее относится к Колизею: по его приказу под руководством историков и археологов многие обломки стен были вставлены на место. А на самой арене после раскопок обнаружились те самые подвальные помещения, из которых катапультировались животные и появлялись гладиаторы. Несмотря на отсутствие внешней и внутренней отделки, состояние амфитеатра позволяет представить его бывшее величие. Кроме того, дабы памятник не разрушался дождями и тряской городского транспорта, его стены обработали водонепроницаемым составом, а деревянный пол восстановили.

Архитектура древнего Колизея

Амфитеатры в Риме строили и до появления самого большого из них, а поэтому архитектура Колизея мало чем отличается от архитектуры предшественников. В основе его плана лежит эллипс, средняя часть которого занята такой же овальной ареной. Далее концентрическими кольцами «раскручивались» зрительские места. От подобных себе строений Амфитеатр Флавиев отличался размерами: длина внешнего эллипса достигала 524 метров, длина и ширина арены – 85,75 и 53,62 метра, а высота стен – 48 – 50 метров. Стены из блоков из камня и травертинового мрамора были возведены на фундаменте толщиной 13 метров. Стальные связи общим весом в 300 тонн соединяли блоки друг с другом, а изнутри при отделочных работах использовались туф и кирпич. Для обустройства арочных проёмов применялись ордерные суперпозиции и ордерные аркады, бывшие традиционными для римской архитектуры древности.

Колизей - вид с юго-восточной стороныСтоит отметить, что архитектурное решение Колизея, именуемое vomitoria, и в наше время используется при строительстве стадионов: 80 входов, расположенных по всему периметру, позволяли зрителям занимать свои места за 15 минут и покидать арену всего за 5 минут. Каменные скамьи зрительских мест поднимались над ареной одна над другой. Самый первый ряд подий, предназначенный для императорского семейства, отделялся парапетом от арены, чтобы животные не напали на зрителей.

Для защиты от ливня и палящего солнца на крыше Колизея находились матросы флота императора, в задание которых входила натяжка огромного тента над ареной. По верхнему краю стены стояли мачты, к которым крепился тент. Многие места внешнего карниза и сегодня сохранили следы отверстий для мачт. Ну а зрительские места снизу подпирались сводами с коридорами, камерами и лестничными пролётами.

Даже, утратив две трети своей массы, Колизей продолжает оставаться громаднейшей достопримечательностью итальянской столицы и самой Италии. Многие века этот огромный цирк остаётся самым известным символом Рима всех времён и народов, а с 2007 года его даже включили в перечень Новых 7 чудес света. Да и стоит ли удивляться? Ведь даже современные паломники, прибывающие в город на семи холмах, как и пилигримы VII века, продолжают с завидным упорством утверждать: «Пока стоит Колизей – будет стоять и Рим, исчезнет Колизей – исчезнет сам Рим и весь мир вместе с ним»…

toitaly.info

Колизей - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info

Колизей — ПскоВики

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

Колизей ночью

Авторы проекта

Иванов Виктор, Яковлев Вадим, Степанов Вячеслав

Учебный проект

Колизей

Творческое название

Амфитеатр Флавиев. Поединок для публики.

Краткие сведения о проекте

Рассматривается история создания Колизея. Проведение гладиаторских боёв в Древнем Риме.

Ключевые вопросы

Как строился Колизей?

В чем заключаются архитектурные особенности Колизея?

Как проводились гладиаторские бои?

Колизей как туристический объект современного Рима?

Цель исследования

Изучение Колизея, как туристического объекта Древнего Рима; рассмотрение его архитектурных и культурных ценностей.

Методы исследования

Исследование проводится в группе с использованием компьютерных технологий, каждая из групп работает над конкретными вопросами, осуществляет подбор информации и иллюстрационного материала к ним.

Планирование исследования

1. Выбор темы

2. Сбор материала

3. Обработка материала

4. Оформление результатов

5. Представление проекта

Ход работы

1. Выбор одной из следующих тем:

- Колизей в Древнем Риме.

- Особенности архитектуры Колизея.

- Гладиаторские бои в Колизее.

- Колизей как современный туристический объект.

2.Сбор информации

Мы подобрали информацию и иллюстрации по каждой из тем.

3.Обработка информации

Из найденного материала мы выбрали наиболее интересный.

4. Оформление результатов

В качестве конечного продукта деятельности создана Wiki-страничка.

5. Представление проекта

Wiki-страничка была представлена классу, после чего прошло обсуждение того, что получилось, а что не получилось.

Результаты исследования

Колизей в Древнем Риме

Постройка амфитеатра началась при императоре Веспасиане, после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний:

«Предпринял он и новые постройки: ... амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом».

Строительство было завершено в 80 году сыном последнего императора — императором Титом. Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу:

«При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей» .

Первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), по родовому имени упомянутых императоров, нынешнее название (лат. Colosseum, итал. Colloseo) утвердилось за ним начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя (колосс), воздвигнутая Нероном в честь самого себя. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как гладиаторские бои, звериные травли, морские сражения (наумахии).

При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого.

Особенности архитектуры Колизея

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров. Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

План Колизея

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией. Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere "извергать"), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.

На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (лат. velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Гладиаторские бои в Колизее

Гладиаторские бои придумали не римляне, но именно они превратили их в кровавую забаву, привлекающую толпы зрителей. Древний этрусский ритуал сопровождал похороны знатных людей – это было жертвоприношение в честь покойного, где воины в бою решали, кто из них станет жертвой. Первые бои гладиаторов в Риме произошли в 264 году до н.э. и, так же, как у этрусков, сопровождали похороны знатного римлянина. Тогда в церемонии участвовало всего три пары гладиаторов, а проходили бои на рыночной площади. Спустя почти 50 лет о ритуале вновь вспомнили, и в честь умершего консула его сыновья устроили «погребальные игры». На этот раз дело происходило на римском Форуме, игры длились 3 дня, и в них участвовали 22 пары гладиаторов. Еще сто лет гладиаторские бои были частью погребальной церемонии, и только в 105 году до н.э. их ввели в ранг развлекательных мероприятий.

Гладиаторы

Римский Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши император Веспасиан уничтожить следы правления своего предшественника Нерона, императора-поджигателя.. В рамках этого проекта на месте огромного пруда, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 50 000 зрителей. Торжества в честь его открытия (в 80 году н.э.) продолжались непрерывно ровно 100 дней; за это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей.

Длительное время Колизей являлся главным увисилительным местом Рима и был использован для гладиаторских боев и других публичных зрелищ, в том числе имитации морских боев. Он был использован в течение следующих 500 лет. Также осуществлялись постановки спектаклей основанных на античной мифологии.

В 248 году император Филипп ещё праздновал в Колизее с большим размахом тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как не соответствующий духу христианства, ставшего после императора Константина Великого господствующей религией римской империи. Тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. И после этого начался закат Амфитеатра Флавиев, поскольку по назначению уже практически не использовался. В разные времена использовался как жилье, как помещение для религиозного ордена, как крепость и христианская святыня.Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению

Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея.

Колизей как современный туристический объект

Колизей, как одно из самых величественных сооружений, часто выступает символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов, в той же степени, в которой Эйфелева башня является символом Парижа, «Биг Бен» — символом Лондона, Спасская башня Кремля — символом Москвы, Пизанская башня — символом Пизы, а Карлов мост — символом Праги. При схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея.В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

Это интересно

Римский Колизей первоначально был известен под названием «Амфитеатр Флавия». Строительство этого огромного сооружения начал римский император Веспасиан (Vespasian) в 70 году нашей эры. Он был основателем династии Флавиев.

Римский Колизей был построен в 80 году нашей эры, уже после смерти императора. Открытие амфитеатра для широкой публики произошло во времена правления наследника трона - императора Тита (Titus). Исторические данные свидетельствуют о том, что торжества по поводу его открытия длились более 100 дней.

Амфитеатр Флавия был построен рядом с гигантской статуей Колосса и занял часть участка озера Неро. Название Колизея (Coliseum) произошло от названия статуи Колосса.

Римский Колизей вмещал одновременно до 50 000 человек. Первоначально он состоял из четырех этажей, первые три из которых имели широкие арочные входы, а четвертый - прямоугольные дверные проемы.

Высота каждого этажа достигала 9,7 – 12,8 метров. Общая высота всего сооружения составляла более 44 метров. Размер арены был равен 79 x 45 метров. Слово «арена» в переводе с латинского языка означает «песок». Арена Колизея была сделана из дерева и песка. Для защиты зрителей вдоль стен Колизея были натянуты высокие сетки.

Римский Колизей – это монументальное здание. Снаружи для его строительства были использованы куски травертинского камня, а для отделки интерьера - туф и кирпич. Фундамент был сделан из мраморных блоков. Общее количество мрамора, использованного для постройки, составляло 100 000 кубических метров. Исторические факты свидетельствуют о том, что для транспортировки мрамора на строительную площадку понадобилось 200 запряженных в телеги волов.

В Римском Колизее было 76 входов, кроме того, 4 дополнительных входа предназначались для императора, знати и гладиаторов.

Важным и примечательным является тот факт, что Колизей был спроектирован таким образом, чтобы все зрители могли разойтись за пять минут. Интерьер Колизея разделен на арену, где проходило представление, подиумы и кавею, куда запирали животных перед боем.

Места были распределены согласно социальному статусу зрителей. Места на первых трех ярусах обычно предназначались для знати, а простым людям отводились места в четвертом ярусе.

Навмахия

Под полом и ареной находились подземные палаты, где перед выступлением отдыхали гладиаторы. Были времена, когда деревянный настил римского Колизея убирался, а все основание площадью шесть акров заполнялось водой. Это позволяло организовывать здесь военно-морские сражения.

Римский Колизей – значительный символ и популярная туристическая достопримечательность Рима. Римский Колизей изображен на пятицентовой монете Евро.

Список источников информации

1. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/GLADIATORI.html

2. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/KOLIZE.html

3. http://www.mystic-chel.ru/europe/rome/159.html

4. http://www.proza.ru/2009/05/23/537

5. Эпоха гладиаторов (The Age of the Gladiators Savagery & Spectacle in Ancient Rome) Руперт Мэтьюз, перевод с англ. Дмитрий Вознякевич, М: Вече 2010г, 240с.

6. http://www.otdihinfo.ru/catalog/644.html

7. http://www.euguide.ru/735.html

8. http://krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/amfiteatr.html

9. http://krugosvet.ru/enc/istoriya/drevni_rim.html

10. http://xxl-online.ru/content/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5

wiki.pskovedu.ru

Искусство Древнего Рима. Театр и архитектура Колизея.

МКОУ СОШ пгт. Верхошижемье им. И.С Березина ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Искусство Древнего Рима. Театр и архитектура Колизея» Выполнила: Пантелеева Виктория 9 «б» класс Руководитель: Черных Елена Леонидовна 2017 год

МКОУ СОШ пгт. Верхошижемье им. И.С Березина ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Искусство Древнего Рима. Театр и архитектура Колизея»

Выполнила: Пантелеева Виктория 9 «б» класс

Руководитель: Черных Елена Леонидовна

2017 год

Оглавление Введение Глава 1.Характерные признаки Древнеримского искусства. 1.1. Исторические корни древнеримской культуры. 1.2. Искусства Древнего Рима. Глава 2. Римский театр. 2.1. Возникновение театра. 2.2. Устройство. 2.3. Жанры. Драматургия. 2.4. Спектакли и актеры. Глава 3. Архитектура Колизея. 3.1. Основатели. Строительство. 3.2. События. Использованная литература

Оглавление

Введение

Глава 1.Характерные признаки Древнеримского искусства.

1.1. Исторические корни древнеримской культуры.

1.2. Искусства Древнего Рима.

Глава 2. Римский театр.

2.1. Возникновение театра.

2.2. Устройство.

2.3. Жанры. Драматургия.

2.4. Спектакли и актеры.

Глава 3. Архитектура Колизея.

3.1. Основатели. Строительство.

3.2. События.

Использованная литература

Искусства Древнего Рима. К искусству Древнего Рима можно отнести архитектуру, скульптуру, театр, скульптурный портрет, рельефные изображения.  

Искусства Древнего Рима.

К искусству Древнего Рима можно отнести архитектуру, скульптуру, театр, скульптурный портрет, рельефные изображения.

 

Глава 2. Римский театр.

2.1. Возникновение театра .

Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора

урожая, справлявшимся по деревням еще в те времена, когда Рим представлял

собой лишь небольшую общину Лациума. Участники этих праздников,

ряженые, обменивались насмешливыми, грубоватыми песнями, называвшимися

фесценнинами. Позже, во время борьбы между патрициями и плебеями, в

фесценнинах стали находить отражение и социальные столкновения того

периода: по свидетельству  Горация, фесценнинские насмешки не щадили и

знати. О дальнейшем развитии этих первых ростков драмы любопытные

сведения дает римский историк Тит Ливий. В связи с моровой язвой в Рим

были приглашены (в 364 до н. э.) для совершения умилостивительной

церемонии этрусские актеры. Танцуя под аккомпанемент флейты, они

производили красивые телодвижения, но не сопровождали их ни словами, ни

жестами. Этрусским актерам стала потом подражать римская молодежь,

которая прибавила к пляске диалог и жестикуляцию. Этот обычай, постепенно

усовершенствуясь, привел к тому, что исполнители, получившие название

гистрионов (от этрусского слова ister - актер), уже не перебрасывались друг с

другом нескладными и грубыми стихами-экспромтами, подобными

фесценнинам, но исполняли сатуры, положенные на музыку, причем  пение

сопровождалось игрой на флейте и соответствующими жестами. Очевидно, эти

драматические сатуры (дословно "смесь", всякая всячина) представляли собой

небольшие драматические сценки бытового и комического характера,

включавшие диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент

должен был играть в них существенную роль.

2.2.Устройство. Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения, которые по окончании представления ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителейдо     К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра, вмещающие до 45 тысяч зрителей.      Римский театр отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг

2.2.Устройство.

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий.

Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения,

которые по окончании представления ломались. Сценической площадкой

был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого

роста Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э.

полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителейдо    

К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра, вмещающие до 45

тысяч зрителей.      Римский театр отличался от греческого. Размеры

орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг

2.3. Жанры. Драматургия. Первым драматургом Рима считают грека-вольноотпущенника родом из Тарента Ливия Андроника. Он ставит на Римских играх (в ритуал празднества к-рых были введены и сценич. представления) трагедию и, вероятно, комедию, переработанные им с греч. образца или, быть может ,переведенные с греческого языка на латинский. Этой постановкой начался новый период в истории римского театра. Трагедии Ливия Андроника (всего он написал до 14 трагедий, из к-рых до нас дошло лишь 23 полных стиха) пользовались большим успехом у римских зрителей. Хотя позднейшие поколения относились иронически к пьесам Ливия Андроника за их неуклюжий язык, для своего времени его произв. представляли собой выдающееся лит. событие и способствовали появлению новых драматургических произведений.

2.3. Жанры. Драматургия.

Первым драматургом Рима считают грека-вольноотпущенника родом из

Тарента Ливия Андроника. Он ставит на Римских играх (в ритуал

празднества к-рых были введены и сценич. представления) трагедию и,

вероятно, комедию, переработанные им с греч. образца или, быть может

,переведенные с греческого языка на латинский. Этой постановкой начался

новый период в истории римского театра. Трагедии Ливия Андроника

(всего он написал до 14 трагедий, из к-рых до нас дошло лишь 23 полных

стиха) пользовались большим успехом у римских зрителей. Хотя

позднейшие поколения относились иронически к пьесам Ливия Андроника

за их неуклюжий язык, для своего времени его произв. представляли собой

выдающееся лит. событие и способствовали появлению новых

драматургических произведений.

2.4. Спектакли и актеры. Основным качеством театрального представления в древнем Риме считалась зрелищность.Ее достигали путем выведения на сцену десятков  и  сотен статистов в ярких пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоценными камнями, в настоящими воинскими доспехами, оружием. Считалось. что такая натуральность способствует успеху спектакля.       Актерское исполнение было значительно примитивнее, чем в греческом театре. Спектакли как и в греческом театре были условными женщин играли мужчины. Однако актеры во всех жанрах, кроме Ателланы играли без масок.

2.4. Спектакли и актеры.

Основным качеством театрального представления в древнем Риме считалась зрелищность.Ее достигали путем выведения на сцену десятков  и  сотен статистов в ярких пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоценными камнями, в настоящими воинскими доспехами, оружием. Считалось. что такая натуральность способствует успеху спектакля.      

Актерское исполнение было значительно примитивнее, чем в греческом театре. Спектакли как и в греческом театре были условными женщин играли мужчины. Однако актеры во всех жанрах, кроме Ателланы играли без масок.

Глава 3. Архитектура Колизея. 3.1 Основатели. Строительство . Колизей – одно из самых известных зданий римской архитектуры. Расположен он в Италии в центре Рима. Изначально он был известен как амфитеатр Флавиана.Император Веспасиан, основатель династии Флавианов, начал строительство Колизея в 72 году нашей эры. Окончили строительство в 80 году при правлении императора Тито, через год после смерти Веспасиана. Этот большой овальный амфитеатр построили на месте искусственного озера Неро.

Глава 3. Архитектура Колизея.

3.1 Основатели. Строительство .

Колизей – одно из самых известных зданий римской архитектуры. Расположен он в Италии в центре Рима. Изначально он был известен как амфитеатр Флавиана.Император Веспасиан, основатель династии Флавианов, начал строительство Колизея в 72 году нашей эры. Окончили строительство в 80 году при правлении императора Тито, через год после смерти Веспасиана. Этот большой овальный амфитеатр построили на месте искусственного озера Неро.

3.2 События. Императоры использовали Колизей , чтобы развлекать людей бесплатными играми, которые символизировали престиж и власть, а также помогали правителю повысить свою популярность. В Колизее организовывали поединки между гладиаторами, а также другие виды шоу, такие как охота на животных (носорогов, крокодилов, львов, слонов), постановки мифов или спектакли,имитирующие казнь человека. Игры проходили с утра и до вечера и могли длиться несколько дней подряд.

3.2 События.

Императоры использовали Колизей , чтобы развлекать людей бесплатными играми, которые символизировали престиж и власть, а также помогали правителю повысить свою популярность. В Колизее организовывали поединки

между гладиаторами, а также другие виды шоу, такие как охота на животных

(носорогов, крокодилов, львов, слонов), постановки мифов или спектакли,имитирующие казнь человека. Игры проходили с утра и до вечера и могли длиться несколько дней подряд.

Использованная литература. Всеобщая история искусств. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа., 1990. – 351 с. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия, Т.1. М., 1967. Интернет.

Использованная литература.

  • Всеобщая история искусств.
  • История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа., 1990. – 351 с.
  • Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия, Т.1. М., 1967.
  • Интернет.

videouroki.net

Архитектура Древнего Рима - часть 2

В римском порту Остии, где особенно остро ощущалась нехватка пространства, в многоэтажных инсулах жили все (сохранились остатки ряда не только благоустроенных, но и украшенных фресками и рельефами инсул). В других городах, где было достаточно пространства для застройки (таких, как Помпеи) инсул не возводили вообще, строили домики с садом или особняки. Сотни городов в Риме имели акведуки – водопроводы, подающие воду в город. Как правило, акведуки являлись монументальными сооружениями на арочных опорах. Самый длинный акведук – 132 км был возведен при императоре Адриане в Карфагене. В это же время появляются дома – лупанарии (публичные дома).

A в Древней Греции первыми предприятиями гостеприимства были таверны. Они являлись важным элементом религиозной и социальной жизни, но, в большей степени, предлагали путникам питание. Помещения для ночлега имелись, но, ни о каком комфорте не могло быть и речи. Часто место для ночлега предлагалось в одном помещении с животными, что–то вроде сараев, а спальное место представляло собой, как правило, просто солому на полу.

В Древней Греции были широко распространены два типа сооружений, предназначенных для приема на ночлег: каталогии (частные заезжие дворы) и пандокеи (государственные заезжие дворы) и были доступны всем.

Огромную роль в появлении предприятий гостеприимства сыграл Ближний Восток, Азия, Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым длинными потоками двигались караваны. Появилась необходимость в организации ночлега, отдыха людей и животных. Древние персы одними из первых организовали гостевые комплексы: караван-сараи (для людей и верблюдов). Весь комплекс был окружен крепостной стеной, которая являлась защитой от стихий и грабителей. В Персии все постоялые дворы принадлежали шаху. В них останавливались люди, разъезжающие по служебным делам. В Древнем персидском государстве постоялые дворы для государственных чиновников были организованы на хорошем уровне.

Об уровне развития гостиничного дела в Халдее свидетельствуют руины постоялого двора в местечке Ур (современная территория Ирана). Это был комплекс нескольких скромных помещений, вероятно, одноэтажных, с различным назначением – под кухни, спальни, конюшни для животных. Все помещения располагались вокруг внутреннего дворика, к которому вели три входа, сделанные в стене со стороны улицы. Здание караван – сарая при царском дворце в Кноссосе со сложной планировкой отражало высокий уровень цивилизации Микенского периода (1400 г до н.э.). Караван – сарай располагался на склоне, у дороги, ведущей к дворцу. Первый этаж, предназначенный для помещений обслуживания, имел холл с колонами и красивыми фресками на стенах. Рядом с холлом находился вход для путешественников, прибывающих пешком, со специальным бассейном для мытья ног. В подвальных помещениях здания располагались котлы для подогрева воды. Номера для гостей располагались на втором этаже. В здании имелись подсобные помещения, склады для товаров и пр.

2. АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

В Древнем Риме было построено сооружение, которое по значимости и оригинальности архитектурного замысла можно поставить в один ряд с форумом и Колизеем, — это Пантеон, расположенный на Марсовом поле.

Римляне, подчинив себе многие европейские народы, тем не менее, были уверены, что с чужими богами нужно считаться. С этой целью и задумали возвести Пантеон — храм всех богов.

Андриан отдал должное Агриппе, создавшему Пантеон, поэтому велел высечь на архитраве здания надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, в третье консульство сделал».

Внутрь храма вела массивная бронзовая дверь, а порог был изготовлен из зеленого африканского мрамора. Стены Пантеона облицованы цветным мрамором. По внутреннему периметру устроены восемь полукруглых и прямоугольных ниш, в которых находились статуи божеств. Перекрытия и внутренняя часть купольного потолка были отделаны позолоченными бронзовыми пластинками. Пол внутреннего зала Пантеона выложен порфиром и другими ценными породами камня.

Римский Форум – площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включала в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената). Форум служил местом общественной жизни и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.

Колизей, как одно из самых величественных сооружений, часто выступает символом Рима в той же степени, в которой Эйфелева башня является символом Парижа, «Биг Бен» — символом Лондона, Спасская башня Кремля — символом Москвы, Пизанская башня — символом Пизы, а Карлов мост — символом Праги.

При схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея.

Среди других примеров использования образа: Горящий Колизей изображён на заставке программы Nero. Причина кроется в созвучии фразы «Нерон сжигает Рим» (англ. Nero Burning Rome) и названия программы (англ. Nero Burning ROM). Песнярок-группыАрия «Колизей». Колизейвиграх Age of Empires, Civilization III, Civilization IV.

А вот фильмы про гладиаторов никогда не снимаются в Колизее — он недостаточно хорошо сохранился для съемок. Поэтому роль Колизея в кино чаще всего исполняет Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) — второй по величине в мире после Колизея и гораздо лучше сохранившийся.

Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум — замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.

Строившиеся в комплексе с форумами и на главных дорогах триумфальные арки — один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примерами являются арка Тита (70-е годы), арка Константина (IV в.), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепованным ордером.

Эта арка, поставленная около Коли­зея, превосходит другие не только своими размерами (21,5 м высотой, 25 м шириной), но и обилием украшений.

Некоторые детали (например, круглые и прямоугольные рельефы, фигуры и др.) взяты с архитектурных памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространенным явлением. Пластическое богатство и крупные размеры сооружения призваны убедительно выразить идеи могущества императора, властвующего как в самом Риме, так и в обширных имперских колониях.

Арочные и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях — мостах и акведуках. Городские водопроводы — акведуки — занимали особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды. Подававшаяся из холмистых окрестностей в городские резервуары вода протекала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам (лоткам), которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями.

Величественные аркады мостов и акведуков уже в республиканский период определили тип сооружений. Характерны для этих типов сооружений; акведук Марция в Риме, 144 г. до н.э. и др.Некоторые из них поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества не только в техническом, но и в архитектурно-художественном отношении. К ним следует отнести мост Траяна в Алькантре в Испании (98—106 гг. н.э.), акведук в г. Ниме во Франции (II в. н.э.), пересекающий р. Гард, и др.Протяженность Гардского моста-акведука 275 м. Он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49 м. Пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину — 24,5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней. Аркада отличается простотой форм и гармонией соотношений, ясностью тектоники, крупностью масштаба, выразительной фактурой. Монументально-изысканная красота композиции достигнута исключительно при помощи конструктивных форм.

С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине, состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение — тронный зал — поражало своими размерами. Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43—44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл.

mirznanii.com