"Не думай ни о чем, кроме развлечений, поскольку скоро настанет твой черед отправления в царство мертвых" (Джон М. Уайт, "Боги и люди Древнего Египта").
Боги Солнца
В язычестве прослеживается особый почет богам Солнца. Самые разные культуры возводили их на пьедестал, понимая уже в те далекие и темные времена, что без солнца нет жизни. Оно греет, знаменует начало нового дня, способствует росту урожая. Боги солнца считались верховными демиургами, праотцами всех богов. И Древний Египет отличался особым почтением к своим богам, особенно к Амон-Ра. Сегодня мы рассмотрим подробнее историю этого бога.
Бог Ра
В переводе с древнеегипетского Ра (иногда – Ре) означает «солнце». Начиная с 5-й династии фараонов, он начал особенно почитаться как верховный бог. Согласно легенде, изначально мир выглядел как необъятный океан, которым правил Нун. Он создал Ра, который сотворил мир, богов ветра, неба, земли. Ра приказал Шу (богу ветра) разделить небеса и землю на две части, тем самым сотворив мир таким, каким мы видим его сегодня. Слова Ра создали животных на земле и в воде, а из глаз божества вышли люди. Здесь прослеживается тонкая связь с христианством: "Вначале было слово".
Изначально Ра жил в образе человека среди людей. Однако однажды люди решили убить его, так как силы божества слабели, а их привлекали его серебряные кости и золотая плоть. Ра, узнав о коварстве людей, собрал всех созданных им богов и посоветовался с ними. Он попросил кровожадную богиню Сехмет спуститься на землю и убивать каждого, кого увидит. Но когда Египет утонул в реках крови, Ра сжалился и отозвал Сехмет. А чтобы она больше не убивала людей, превратил ее в богиню любви.
Тем не менее Ра, уставший от коварства людей и боли, все же покинул свою оболочку и вознесся на небо, отныне являясь людям только в божественном образе.
Каждую ночь Ра выходит на бой со змеем Апопом, который мечтает поглотить солнце и погрузить мир во тьму и хаос. И каждое утро он выходит победителем, когда в небе вновь появляется солнечный диск.
Ра в Египте изображается как фараон с головой сокола. Люди верили, что фараоны – это полубоги, поэтому в их именах всегда присутствовала частица «ра». Некоторые псевдокультуры и в настоящее время считают, что бог Ра живет в наших словах – радуга, радость, правда. Особенно это свойственно российским исследователям.
Легенда из будущего
Существует легенда, рассказывающая о боге Гебе, который пришел на смену Ра. Проведав, что где-то на Востоке Египта Ра спрятал свои сокровища в золотом ящике, Геб нашел его. А когда открыл, из ящика вырвалось пламя, которое обожгло Геба и убило всех присутствующих при его открывании. Многие исследователи были уверены, что речь шла об обычном генераторе электричества.
Амон
Изначально Амон, бог солнца, был покровителем города Фивы, где его считали верховным божеством. За пределами Фив его относили к гермопольской Огдоаде (восемь богов города Гермополя). Но со временем Амона начали почитать во всем Египте, что историки связывают с возросшим влиянием Фив.
Внимание! В демонологии Амон – имя одного из могущественных демонов.
Сам по себе бог Амон имеет достаточно скудно проработанный образ. Его жена, Мут, родила Хонсу – лунного бога. Саму Мут называли владыкой неба и изображалась она в двух ипостасях - в образе земной женщины и коровы. Сам бог Египта Амон также практически на всех изображениях предстает в облике мужчины.
В образе Амона и Ра прослеживается определенная схожесть – оба предстают в человеческих образах, в руках – скипетр (посох) и анкх (крест с петлей). Эти символы являются наиболее популярными и значимыми в Египте. Особенно интересным и загадочным по сей день символом является анкх - крест с петлей наверху.
Кроме этого, бог Амон также изображается с короной, увенчанной двумя симметричными перьями. Она имеет важное символическое значение. 2 пера на короне разделены вертикально, каждое поделено полосками на сегменты. Симметричные перья символизируют уравновешенность противоположностей, свойственную египтянам, – день и ночь, тьма и свет, Нижний и Верхний Египет и т. д. Число 7 (количество сегментов) является очень важной цифрой в Египте.
Когда же бог Амон достиг необходимой «величины», благодаря возросшему влиянию Фив, его соединили с Ра. Считалось, что Амон составляет с Птахом (покровителем искусства) и Ра единую триаду, как бы олицетворяя их обоих. Бог Амон-Ра отличался большей доброжелательностью, чем его половины по отдельности. Он всегда был готов протянуть руку помощи людям, за что его любили египтяне.
Бог всего сущего Амон-Ра
Амон-Ра, бог солнца, был известен и за пределами Египта, его оракулов слушали и почитали. Греки отождествляли божество с Зевсом. Именно оракул Амона провозгласил, что Андромеду нужно отдать на съедение чудовищу.
Священные символы этого божества – гусь и баран.
Жрицы Амона-Ра стали особенно влиятельны. Благодаря своим возможностям, они посадили на царский трон Хатшепсут – первую женщину-фараона в истории Египта.
Считалось, что фараон рождается от слияния царицы с мужем, в образе которого является бог. Таким образом, появляются имена фараонов с частицей «амон».
Любовь египтян к этому божеству вполне обоснована – если раньше попасть на небо к Ра могли лишь избранные, Амон-Ра уравнял всех, и богатых, и бедных. Хотя, конечно, он так же оставался покровителем фараонов и воспринимался народом как государственное божество. А вот Осириса, владыку загробного мира, любили все египтяне без исключения.
Несколько позже Амон-Ра начал почитаться как военный бог, который дарит успех в битвах. Причины этого, вероятно, кроются в экспансии Древнего Египта. В эти времена в храмах было сохранено множество сокровищ. Взятых в плен врагов египтяне лишали рук и фаллосов прямо в храмах, дабы восславить Амона-Ра (считалось, что эти части тела были основными символами божества).
Примечательно, что сами боги в Египте, которых насчитываются десятки, могли изображаться как в виде людей, так и в ипостаси животных.
Период кризиса
Однако с приходом к власти фараона Эхнатона все изменилось. Владыка, известный как религиозный реформатор, решил привести свой народ к единобожию (то есть восславить одного бога). Он построил великолепный белокаменный город Ахетатон, сделав его религиозной столицей. Новым верховным и единственным божеством провозгласил Амона, назвав его единым богом солнца.
Но это не привело к желаемым результатам. После того как фараоном стал приемник Эхнатона, культ бога Амон-Ра снова был возрожден.
Карнакский комплекс
По приказу правителей Египта, в честь Амон-Ра возводили множество роскошных храмов. Самые грандиозные из них были построены в Луксоре и Карнаке.
Храм Амон-Ра, построенный в Карнаке (Карнакский комплекс), вмещает в себя 80 000 человек и имеет площадь 260 000 кв. м. Это одно из самых известных строений, древних и впечатляющих своими масштабами, которые сохранились до наших дней. Его первые постройки датированы 28-м веком до нашей эры.
Заключение
Информация, представленная в этой статье, основана преимущественно на «Книге Мертвых» и книге «Тексты Пирамид». Первая представляет собой сборник магических обрядов, которые читались во время смерти царя с целью обеспечить ему загробную жизнь. Она создавалась на протяжении веков, потому являет собой некую смесь магии и нравственности, что прослеживается в текстах.
«Тексты пирамид» - еще один религиозно-заупокойный сборник, текстами которого покрывали стены пирамид. Здесь, как и в вышеописанной книге, можно найти заклинания, славословия, гимны, мифические формулы.
www.syl.ru
Бог Амон - повелитель Египта
Это был весьма необычный древнеегипетский бог. Его имя переводится как «сокрытый» или «тайный», а между тем солнце, воплощением которого он являлся, сияло над головами его почитателей, доступное всем взорам. Ему приписывали необыкновенную мудрость, но олицетворявшими её священными животными у него были гусь и баран. Будучи местным покровителем Фив — столицы Верхнего Египта, он простирал свою власть на всю страну. Бог Амон ― одна из центральных фигур египетского пантеона.
Божественная триада из древних Фив
Изображался бог Амон в виде фантастического существа с телом человека, а головой животного ― чаще всего столь любимого им барана. Известны, впрочем, и изображения с человеческой головой, украшенной короной с двумя высокими перьями. Обычно картину дополнял солнечный диск как символ того, что Амон является повелителем этого вечного светила. В руках его были крест с петлёй, обозначавшие жизнь. Для современного человека подобный облик может показаться лишённым смысла, но для древних египтян он был полон конкретной символики.
Как было сказано выше, основным центром его почитания были Фивы. Вместе со своей женой, богиней неба Мут, и сыном, богом луны Хонсу, они составляли так называемую фиванскую триаду и были полноправными вершителями судеб города. В некоторых источниках, правда, указывается, что его женой являлась вовсе не Мут, а другая богиня по имени Амаунет. Возможно, так и было, но за давностью лет никто точно уже не помнит.
Солнечный бог, победивший войну
Непросто было Амону завоевать первенство среди прочих многочисленных божеств, обитавших в верховьях Нила и претендовавших на лидерство. Например, в период Среднего царства, то есть в двадцать первом веке до нашей эры, когда в Египте правила XI династия фараонов, настойчиво заявлял о своих правах бог войны Монту. Был он весьма грозен и терпеть не мог конкуренции, однако со временем то ли постарел, то ли просто расслабился, но уже через каких-нибудь сто пятьдесят-двести лет, в правление следующей по счёту ― XII династии, потеснил его Амон. В начале их отождествляли или, попросту говоря, путали, но постепенно солнечный бог Амон изгнал грубого солдафона и прочно занял его место.
Надо сказать, что в этот же период царствовавший прежде бог солнца Ра также постепенно сдаёт свои позиции. Его имя переходит к главе фиванской триады, который с этих пор именуется как Амон-Ра.
Путь на вершину власти
Прошло двести с лишним лет, и заскучал Амон-Ра в своих Фивах. Чувствовал, что способен на большее. А тут ещё в период Среднего царства бог плодородия Мин попытался вступить с ним в борьбу, да так настырно, что их какое-то время даже отождествляли ― так тесно они сплелись в поединке. Но одолел бог Амон своего соперника, и тот вынужден был ретироваться.
Вскоре улыбнулась солнечному богу неслыханная удача. К началу шестнадцатого века до нашей эры переместился центр земной политической власти Египта в древние Фивы. Именно там основали свою резиденцию правители XVIII фиванской династии, и бог Амон сразу же приобрёл статус царя всех богов, а его культ сделался общегосударственным.
Почитание и превозношение верховного божества
Понимал ли он, что своим возвышением обязан игре случая, или приписал его исключительно личным заслугам ― неизвестно, но только с тех пор благосклонно внимал Амон подобострастному хору, награждавшему его всё новыми и новыми титулами. Сделался он и богом-творцом, и владыкой мира, и вообще - верхом совершенства.
Жрецы Амона дошли в своих славословиях до того, что стали утверждать, что земные владыки – фараоны - появляются на свет от брака между царицей-матерью и самим Амоном, являвшимся к ней на ложе в облике законного мужа. Сам Амон, хотя и смущался от таких подробностей, но в душе был горд, ведь фараон теперь считался его сыном, а следовательно, уступал ему в своём величии.
Соответственно вырос и статус его жены ― богини неба Мут. Стала она «первой леди» божественного пантеона и склонились перед ней прочие боги Египта. Амон же со своим сыном ― богом луны Хонсу - строго следил за всем, что происходило на берегах Нила. В Фивах ему был возведён самый большой в Египте храм, называвшийся Карнакским. Раз в году, во время торжеств, жрецы выносили из храма барку, на которой возвышался лучезарный Амон ― бог солнца и повелитель мира. В этот день фараон, считавшийся, как было сказано, его сыном и живым воплощением, от его имени, но своими устами изрекал волю божества и вершил суд.
Финал, повторяющийся в веках
Однако непостоянно счастье тех, кто обрёл его по воле случая. Прошли столетия, и в четырнадцатом веке до нашей эры окончилось царствование фиванской династии. Их сменили другие владыки, и центр политической власти переместился в иное место. Пришла пора заявить о себе прочим богам и низвергнуть с сияющих вершин привыкшую к верховной власти триаду: Амона, богиню неба Мут и их первенца, бога луны Хонсу. Снова стали они рядовыми египетского пантеона. Это старая история. Она повторяется столько веков, сколько существует мир. Ни одно правление не бывает вечным.
fb.ru
Бог солнца у египтян Амон Ра, главный бог в Древнем Египте
Во всех странах и городах, государствах и поселениях, где поклонялись языческим богам, самым воспетым был культ солнца. Солнце для язычников было верховным и самым важным божеством. Это не удивительно, ведь солнце приносило тепло и свет, олицетворяло начало нового дня и согревало поля, давая хороший урожай. Боги солнца били самыми почитаемыми и уважаемыми у язычников, как правило, считались верховными богами, прародителями всех богов, но назывались во всех культурах по-разному. Ничем в этом плане не отличался от других древних народов и Древний Египет.
Бог солнца у египтян считался верховным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы. Богу солнца покланялись поголовно все, от простого народа до фараонов. Думаю, что ни для кого не является секретом то, как звали бога солнца в Древнем Египте. Конечно, это Амон Ра. Первоначально было два бога солнца Амон и Ра, потом произошло слияние этих двух богов и появилось единое божество — Амон Ра.
Боги солнца Древнего Египта.
Древнеегипетский бог солнца Ра
По легенде, днем Ра плывет на божественной солнечной ладье по небесному Нилу, освещая землю, а вечером плывет по подземному Нилу, где вынужден каждый раз одолевать могущественное чудовище змея Апопа, а на рассвете возвращаться снова на небо. Битва между Ра и Апопом начинается в двеннадцать часов ночи и заканчивается к рассвету. Культ бога Ра начинает сформировываться во время правлении фараонов четвертой династии и считается всеобщей религией. При правлении фараонов пятой династии, культ бога солнца еще больше закрепился, и данных царей считали детьми Ра. Ра в переводе означает солнце, отсюда и возникло имя главного божества египтян. Поскольку фараонов считали детьми солнца, то в их имена обязательно включали слог «ра».
Почему бог солнца стал главным богом у египтян? Все очень логично. Считалось, что Ра сотворил мир, был праотцом всех богов и их царем, очень часто Ра изображался в обличии фараона, но с головой сокола. Сначала мир был огромным океаном, в котором правил бог Нун. Нун сотворил самого Ра. Ра создал бога ветра, бога земли и богиню неба. Он приказал богу ветра Шу поднять небеса и землю и разделить их на две части. От слов Ра родились люди и животные, и на земле, и в воде, позднее из глаз Ра вышли люди. Первоначально бог солнца жил со своими творениями на земле, приняв образ человека, позднее ушел на небеса.
Фото с сайта im2-tub-ru.yandex.net
Древние египтяне придавали огромное значение очам бога Ра. Глаза его изображались везде, где только можно и считались оберегающими амулетами. Очень часть очи Ра изображались не как глаза, а, например, в виде змеи или воина. Каждому глазу приписывались собственные магические свойства, казалось, что глаза бога Ра живут отдельной от него самостоятельной жизнью.
Бог Ра изображался в виде мужчины с головой сокола. В руках он держал посох и египетский крест с петлей – «анкх». Этот крест символизировал жизнь, бессмертие, вечность и мудрость, считался защитным знаком. Еще одним символом бога Ра считалась пирамида, чаще всего этот символ носили на теле в качестве амулета. Ра изображали не только в неодушевленных символах. Великого бога солнца отождествляли со священной птицей феникс, считалось, что подобно этой птице, Ра каждый вечер сгорает, а к рассвету восстает из пепла. Бог Ра в Древнем Египте (картинки позволяют в этом убедиться) был почитаемым и уважаемым Богом.
Древнеегипетский бог солнца Амон.
Величайший Ра был не единственным солнечным богом Древнего Египта. Первоначально бог солнца Амон считался богом только в одном из Египетских городов, а именно в Фивах. Со временем он приобрел статус общенародного бога солнца. Амон представлялся жителям Египта в виде человека, носившего корону с двумя золотыми перьями и закрученную тонкую бородку. В руках он держал скипетр и анкх. Подобно богу Ра, культ Амона тоже был велик, особенно после выхода его за пределы города Фивы. Амон в Фивах считался прародителем всех богов, началом всей вселенной.
Амон, так же как и Ра путешествовал на своей лодке по небу и подземному миру. Когда он плыл по небу, то освещал мир, когда спускался под землю, боролся с силами тьмы. Священным животным этого бога считались гусь и баран, которые являлись символами мудрости. Амон был самым почитаемым богом у фараонов, позднее ему стали приписывать покровительство войны и силы.
В эпоху Среднего царства культ Амона достигает своего апогея, он становиться верховным государственным богом, фараоны считаются его детьми, поэтому они поддерживают его культ всеми силами.
Древнеегипетский бог солнца Амон Ра.
А как зовут бога солнца в Египте сейчас? Конечно это сочетание двух имен великих богов Амона и Ра. В шестнадцатом — семнадцатом веках, во время Среднего царства культ бога солнца Амона настолько силен, что Амон становиться верховным государственным богом, правителем всех богов. Но другой бог солнца Ра прочно укрепился в умах и религии древних египтян. В связи с этим происходит слияние двух могущественнейших богов в одно божество – Амона Ра. Амон Ра обладал чертами обоих богов, их влиянием, силой и величием. Египтяне возвели в Фивах храм Амона Ра, куда ходили и фараоны, и простые люди.
Древние люди изображали Амона Ра, как правило, в виде мужчины, иногда в виде человека с головой барана или полностью в виде барана. Как и Амон, Амон Ра держал в руках крест с петлей, который являлся символом жизни и бессмертия.
Фото с сайта 1923.dm
Амон Ра, в отличие от своих половин по отдельности, был доброжелательным богом, способным и желающим протянуть свою божественную руку помощи любому нуждающемуся. Раньше загробным миром считалось царство мертвых, где царил вечный холод и тьма. Лишь избранные могли попасть на небо в царство Ра. Новый культ Амона Ра уравнял в религиозных правах все слои общества Египта, теперь в небесное царство после смерти мог попасть любой человек от фараона и жреца до человека самого низшего социального сословия. Новый бог солнца представлялся в роли заботливого и справедливого отца, создателя всего живого и покровителя всего сущего. Но несмотря ни на что, бог Амон Ра в Древнем Египте, первостепенно, оставался богом правителей, богом фараонов.
Ни для кого не будет секретом, почему египтяне почитали Амона Ра главным богом. Он воплотил в себе все важные и сильные черты обоих богов и был официально признан единственным государственным богом солнца.
Во время Нового царства почитание Амона Ра достигло максимального подъема, однако, в эпоху Позднего царства его превознесение начинает медленно сходить «на нет». Только в Фивах его будут всегда почитать, как и прежде.
Таким был бог солнца в египетской мифологии. Культ Амона Ра постоянно менял свою значимость, то поднимался, то падал. Несмотря на то, что он считался демократичным богом и уравнял всех людей в правах, хотя только и в загробном мире, он все равно оставался официально признанным богом фараонов и их покровителем, их отцом, их божественным воплощением после смерти. Бога солнца в Древнем Египте называли и называют Амон Ра, именно с этим именем он будет всегда ассоциироваться у людей.
perstni.com
Амон Мифология Древнего Египта
Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца.
Священное животное Амона — баран и гусь (оба - символы мудрости).
Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту.
Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду.
В XXI столетии до нашей эры при фараонах XI династии Среднего царства культ Амона сблизился
с культом бога войны Монту, одного из главных божеств-покровителей этой
династии; с возвышением XII династии Амон вытесняет Монту, приобретая
государственный характер, его отождествляют с гелиопольским богом солнца Ра
(Амон-Ра-Монту), однако имя Амона-Ра встречается уже в Текстах пирамид во времена Древнего
царства. Именно как Амон-Ра он становится общеегипетским божеством.
Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов,
и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов.
Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом.
Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог,
"царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных ("везир для бедных").
В эпоху Нового царства сложились представления об Амоне как о боге, составляющем
наряду с Птахом и Ра божественную триаду и одновременно являющемся единым богом,
воплощая в себе всех других богов, в том числе самих Птаха и Ра. Амон — бог-творец
всего сущего, владыка мира, в нем невидимо существуют все боги, люди и предметы,
правящий фараон — сын Амона от брака с царицей-матерью.
В период с 1075 по 945 год до нашей эры,
когда Египет управлялся фиванским жречеством, Амон превратился в самое
почитаемое божество, его культ распространился далеко за пределы страны, в Ливии
и Куше (Нубия). Воцарение XXV (Кушитской) и XXII (Ливийской) династий,
завоевание Египта ассирийцами в 671-663 годах до нашей эры,
завоевание Египта персами в 525-332 годах до нашей эры не поколебали позиций Амона, но
центр его культа был перенесен жрецами в город Танис, древнюю столицу Египта в дельте Нила.
godsbay.ru
Бог Амон (Древний Египет) - Русская историческая библиотека
После смут Первого переходного периода распавшийся во время него Египет был вновь объединён с юга. Так начался период Среднего царства. Политический центр страны на сей раз утвердился на юге, сначала в городе Гермонте (XI династия фараонов), а потом – в Фивах (XII династия). Вместе с этим на первое место в религиозной жизни страны выдвинулись ранее маловлиятельные боги этих южных городов – вначале гермонтский Монту, затем – фиванский Амон. (См. статью Боги древнего Египта.)
Основатель XII (фиванской) династии Аменемхат I (1991 – 1962 гг. до Р. Х.) уже носил имя, производное от Амона. Аменемхат в переводе означает «Амон во главе». Несомненно, что род Аменемхата I был особенно предан культу Амона, который, в свою очередь, многим обязан этому роду: без его энергичной поддержки Амон не смог бы столь быстро оттеснить старого местного бога Монту.
Религиозная политика царей XII династии сделала культ Амона общегосударственным. Эту линию спустя несколько веков, уже в эпоху Нового царства, XVIII династия и ее ближайшие преемники. Древнейшим храмом Амона в Фивах был Ипет-сут, современный Карнак.
Древнеегипетский бог Амон
Автор изображения
Вопрос о том, возник ли культ Амона в самих Фивах или был заимствован из другого нома, служит предметом ожесточённых учёных споров. Египтологи Лефебюр, Эрман, Макс Мюллер, Готье считали, что Амон является фиванским вариантом бога Мина, почитавшегося в городе Коптосе. К. Зете в особой монографии старался доказать: поклонение Амону было «завезено» в Фивы из Гермополя. Эту точку зрения весьма искусно опровергал английский египтолог Уэнрайт, который полагал, что включение Амона в гермопольскую огдоаду (Восьмерицу богов) – результат богословской спекуляции жрецов и что Амон «экспортирован» не из Гермополя в Фивы, а, наоборот, из Фив в Гермополь. Уэнрайт показал, что Амон, как и его коптосский прообраз, бог Мин, – в основе своей бог неба и грозы.
Амон очень рано был сопоставлен с гелиопольским Ра, верховным богом и демиургом (творцом мира). Путём этого сопоставления Амон тоже стал превращаться в верховное космическое божество. Найденная каменная статуэтка фараона VI династии Пепи I с высеченными на спине эпитетом: «любимый Амоном-Ра, владыкой Фив», показывает, что культ фиванского Амона-Ра существовал уже в конце эпохи Древнего царства.
В Лейденском папирусе №1350 времен XIX династии (XIII в. до Р. Х.) содержится гимн Амону, в котором отразились отдельные моменты фиванских теогонии и космогонии. Здесь утверждается, что Амон никем не создан, он создал сам себя, другие боги появились после него (IV, 9 – 11). Явившись в образе гуся, «великого гоготуна», он «начал говорить среди молчания». «Эннеада была в твоих [Амона] членах… все боги составляли части твоего тела». «Он [Амон] создал твари, чтобы они жили, он указал путь для людей, и их сердца живут, когда они видят его» (IV, 1 – 8).
И в другом тексте, в папирусе Булак №17, относящемся приблизительно к тому же времени, читаем об Амоне: «Ты один, который создал все, ты единственный, который сотворил живое, из глаз которого появились люди, из уст которого произошли боги». О Фивах в Лейденском папирусе №1350 сказано, что именно здесь посреди извечного водяного пространства впервые появился холм из пригодной для возделывания земли. В Карнаке, при входе в знаменитый «гипостильный зал», начертана иероглифическая надпись, гласящая, что Карнак – начальный микрокосм и основа макрокосма.
Итак, Амон – создатель богов и всего мира, а Фивы – начало мира.
Амон считался вездесущим божеством воздуха и ветра, наполняющих весь видимый мир, дающих дыхание жизни всему живущему. Такое представление развилось из его первоначального культа божества неба и грозы. Само имя «Амон» означает «сокрытый», «невидимый» (как воздух и ветер). Во многих египетских текстах Амон назван «великой душой», «сокровенной душой», «великой живой душой, что над всеми богами». Представление об Амоне как о духе, дающем жизнь, возможно, не осталось без влияния на христианство и ислам. Глава первая библейской книги Бытия начинается так:
1. «Вначале бог сотворил небо и землю. 2. Земля же была безвидна и пуста, и темна над бездной, и дух божий носился над водой».
Эти стихи весьма близки к основным положениям египетских космогоний.
Распространение поклонения Амону, как уже отмечалось, было связано с возвышением сначала XII династии, а потом, после Второго переходного периода, периода раздробленности Египта и захвата его северной части гиксосами, – XVIII династии, изгнавшей гиксосов и создавшей египетскую империю. Военные победы рассматривались как дар фиванского бога фараонам-завоевателям. Нагляднее и ярче всего об этом говорит текст, начертанный в XV в. до Р. Х. на великолепной стеле, стоявшей в Карнаке, а теперь хранящейся в Каирском музее. Она содержит речь самого бога Амона, обращенную к своему царственному сыну, фараону-завоевателю Тутмосу III:
«Говорит Амон-Ра, владыка Карнака… я даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными странами… Я ниспровергаю твоих врагов под твои сандалии… я отдаю тебе землю во всю ее длину и ширину, жителей запада и востока под твою власть… Я твой путеводитель, так что настигаешь их…» и т.д.
Таким образом, Амон-Ра – не только демиург, творец богов и людей, но и создатель египетской империи, дарящий победы и завоевания египетскому царю, владыка фараона и его армии.
Мотивы победоносной войны от имени и во славу Амона-Ра звучат во множестве самых разнообразных текстов. В знаменитой «Поэме Пентаура» описывается военная доблесть Рамсеса II в борьбе против хеттов (Кадешская битва). Фараон окружен бесчисленными врагами, ему грозит неминуемая гибель. И вот он обращается с молитвой к своему божественному отцу, Амону-Ра: «Разве надлежит отцу пренебрегать сыном? Разве я предпринял что-нибудь значительное без тебя? Я не ослушался ни одного твоего приказания. О сколь велик великий владыка Египта, позволяющий чужеземцам приблизиться к нему», и т.п. Окончив молитву, Рамсес II видит рядом с собой самого Амона-Ра. «Я с тобой, я твой отец, моя рука с тобой, я [один] полезнее, чем сотни тысяч людей. Я владыка побед, любящий доблесть», – произносит он. За этим следуют слова Рамсеса II – он уподобляет себя богу Монту (сравнивать себя с «отцом» Амоном царь не смеет).
Во времена Рамсеса II в древнеегипетской армии существовали четыре подразделения войск (полки, дивизии), носившие имена четырех великих божеств: Амона, Ра, Пта и Сутеха (Сета).
Храм Амона в Карнаке. Видеофильм
Культ Амона, стал не только государственным, но и глубоко народным. Найдено немало адресованных Амону просьб и молитв простых людей. В них звучат ноты страдания, мольба о помощи, призыв к милосердному и справедливому «царю всех богов». Эти тексты напоминают библейские псалмы. Образцы молитв, обращенных к Амону, содержатся даже в школьных прописях, по которым в древности занимались будущие писцы. Амон выступает здесь защитником угнетенных и обездоленных.
Если обобщить все сказанное об Амоне (бог-демиург, создавший себя, всех богов, людей, все сущее и самое землю, начиная с Фив; отец фараона, покровитель и защитник его войска, подчинивший Египту земли чужестранцев), то станет ясно, что это почти универсальное божество.
В Фивах находилось несколько крупных святилищ Амона. Они были и в других городах Египта. В Фивах поклонялись нескольким ипостасям Амона: например, Амону Луксорскому (Аманапету), в Карнаке – Амону Великому. Папирус Британского музея №10335 называет три разных фиванских ипостаси Амона. Это можно сравнить с различными образами богородиц в России (Казанская, Иверская и др.).
Амон изображался как человекообразный бог, окрашенный чаще всего в голубой цвет (цвет неба), и только в луксорской своей ипостаси (Аманапет) он представал, подобно Мину коптосскому, богом итифаллическим (с подчёркнутыми мужскими половыми признаками). Священными животными Амона были гусь и овен.
Бог Амон-Ра. Рельеф из храма в Дейр эль-Медине. Подчёркнут итифаллический характер Амона, как отца всякой жизни
В течение веков Амон (или Амон-Ра) был в Египте главным богом, стоявшим выше всех других богов. Значительная часть добычи, захваченной в победоносных войнах и походах, приносилась царем в дар этому богу, т. е. становилась собственностью храмов. Величие и значение Амона зиждилось на политической мощи Фив. Когда же гегемония Фив в Египте окончилась, и страна в XI веке до Р. Х. вновь распалась, на юге, в Фивах, стали правили верховные жрецы Амона, а в Нижнем (северном) Египте – фараоны XXI династии, резиденцией которых был Танис.
Ближайшими к Амону божествами считались члены «фиванской триады»: жена Амона – богиня Мут и сын – лунный бог Хонсу.
Мут была богиней озера Ашеру, чуть южнее Карнака. Она обычно изображалась женщиной с головой коршуна и нередко отождествлялась то с Сехмет, богиней Мемфиса, то с Бастет, богиней Бубаста. Иногда в качестве жены Амона выступала не она, а богиня Амаунет, упоминаемая вместе с Амоном в «Текстах пирамид» и входившая вместе с ним в гермопольскую огдоаду.
У фиванского Амона кроме триады была и своя эннеада (Девятерица богов), как у гелиопольского Ра. В лейденском гимне Амону говорится: «Эннеада была частью твоих членов… все боги были объединены с твоим телом» (IV, 1 – 8). В состав фиванской эннеады («Великой эннеады Карнака) помимо гелиопольских божеств входили Хатхор и Хор и некоторые божества Арманта.
rushist.com
Бог Древнего Египта Амон - Дневник воина Света
Если две грозных силы бьются насмерть, ищи третью сторону, которой выгодна эта бойня. Боги Марса против Богов Земли, суры против асуров, дети Земли против наследников Марса. И какой-то козел стоит в стороне и натравливает одних на других...
Все началось с тревожной новости, которая пришла аж с четырех сторон, от четырех Видящих. К Земле приближается нечто инопланетное, опасное. Это нечто идентифицировали как блуждающую планету Нибиру. Одна из Видящих разглядела два объекта, один большой и это сама Нибиру, другой маленький, по сравнению с самой планетой, – разведывательный модуль.
Все четыре источника предупреждали, что Планета приближается, и жатва неминуема. Одна видящая сказала срок – не позже недели.
В это же время на дорогах мира начались аварии автобусов с многочисленными кровавыми жертвами и смертями. Было понятно, что модуль уже здесь, снимает пробу.
Действовать надо было незамедлительно. Сеанс был проведен с одной из Видящих, находящейся на связи в удаленном режиме.
ВО время сеанса Нибиру была отклонена на 45% градусов, к тому же ей было придано ускорение. Видящая подтвердила, что сеанс был проведен успешно, Нибиру больше не представляет угрозы для Земли, по крайней мере в ближайшие времена. На вопрос, состоит ли цивилизация Нибиру из анунаков, Видящая дала положительный ответ. На вопрос, присутствуют ли инсайдеры Нибиру на Земле, так же был дан положительный ответ. На вопрос, являются ли Боги Египта теми самыми инсайдерами с Нибиру, не было однозначного положительного ответа. На вопрос, являются ли Боги Египта с головами животных инсайдерами с Нибиру, был дан положительный ответ.
И вдруг, Видящая сбилась и стала утверждать, что никакой угрозы для Земли от Нибиру нет, никакой Нибиру вообще нет.
Когда были опрошены остальные Видящие относительно Нибиру и угрозы от нее, со смехом было сказано – какая Нибиру, какая угроза, о чем вообще речь?!
Стало понятно, что была изменена реальность, последствия приближения и последующего изгнания Нибиру с Земной реальности были затерты из инфополя, откорректированы.
Однако, в этот момент пошла информация о Нибуру и анунакоах из других источников. Трансляторы вещали, что анунаки на Нибиру белые и пушистые, исключительно позитивные душки.
Но шел и другой поток информации, из других источников на "Египетскую" тему. Сначала на глаза попался материал уважаемого gilliotinus
«Египетским пирамидам мене чем 325 лет? - http://gilliotinus.livejournal.com/66493.html ». Следом пришел материал от ученого мужа с повадками жлоба, но не менее ценного источника информации, Сергея Алданова «Парфюмерия - http://aldanov.livejournal.com/905214.html ». После моего легкомысленного комментария к его материалу, произошла череда событий, обратившая мое более пристальное внимание на тему Древнего Египта. Тут же подоспел комментарий умницы Михаила Волка mishawalk1 и его отсканированного альбома по ссылке https://yadi.sk/d/0f8iGu-MftTw4 .
И лишь после изучения этого альбома, наступило время прочитать комментарии к материалу gilliotinus , а там оказывается размещен комментарий с ключевой фразой некоего, опять же очень уважаемого мной mechtatell2007 . Вот этот комментарий:
«Современная христианская Троица значительно отличается от Православной Троицы, описанной в Евангелиях до 1700 гг.Фраза "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь" лично мне, православному, ничего не говорит. Почему я должен славить какого-то абстрактного отца, его сына, и какого-то отдельного от них духа? Почему я должен обращать свою молитву чужому египетскому Амону?Давно-давно произошла подмена понятий, чтобы увести нас от Главного - от своих родичей, от своих корней.А на самом деле все очень просто, надо только почувствовать.Какого отца вы готовы славить даже после его смерти, приходить к нему на могилку, поминать за столом? Своего? Какой второй самый главный для вас человек? Сын этого отца, то есть вы? Или может быть матушка ваша? И третий вопрос - какая невидимая субстанция (дух), связывающая вас с отцом и матерью, имеет для вас громадное значение? Любовь.Давайте вспомним несколько фраз, которые мы часто слышим в сказках, легендах.Мы, русские, - дети Божии (в отличие от расы Рабов Господа).Солнце - наш Отец Небесный.Мать - сыра Земля.Бог - это Любовь.
Православные молитвы заканчивались "Во имя Отца, Матери и Светой Любви! У-Ра!"Только тогда молитва имела силу. Это и есть наша Русская Троица.»
Как говорится, пазлы сложились и что-то щелкнуло в душе и мозгу. Щелкнуло в пятницу вечером. А в субботу утром я молился уже по другому. В своей традиционной утренней молитве я прочел: «Солнце - наш Отец Небесный. Мать - сыра Земля. Бог - это Любовь.» И самое главное, я не сказал в конце «Аминь».
А уже через два часа я лежал почти убитый на диване с раскоординацией движений, расфокусировкой зрения. Удар пришелся с правой стороны, откуда и не ждал. Всегда! Атаки шли слева, со стороны темных сил, или зла, что собственно не одно и то же. Но это же и стало окончательным и прямым доказательством того, что Амон и был той самой третьей силой, невидимой и стоящей за всем, получавшим энергию любви от каждой молитвы любого молящегося, завершавшего свою молитву именем Амона – Аминь.
На несколько часов я отключился. И смог себя почувствовать более или менее в норме только к вечеру. Сразу сел в медитативную позу и ушел в глубокую медитацию. Мой внутренний взор был обращен к Амону: «Как же ты так мог, ты, тот, кто был выше и больше всех, как мог ты опуститься до банального обмана, как мог ты так низко пасть, что стал красть энергию молитв у каждого молящегося не тебе?!».
Амон из слепящей внутренний взгляд фигуры стал превращяться в серого замызганного божка. Взял его в руку и отправил на Божий суд. Там Амон мгновенно был развоплощен в теле Всевышнего.
Заинтригованный не до конца распутанными нитями клубка загадок, я обратился к бездонному колодцу знаний, интернету и вот что я там узнал:
АМОН (ìmn, букв. «сокрытый», «потаённый»), в египетской мифологии бог солнца. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное Амона - баран. Обычно Амона изображали в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Почитание Амона зародилось в Верхнем Египте, в частности в Фивах, а затем распространилось на север и по всему Египту. Жена Амона – богиня неба Мут, сын –бог луны Хонсу, составлявшие вместе с ним так называемую фиванскую триаду. Иногда его женой называли богиню Амаунет. Первоначально Амон был близок фиванскому богу войны Монту, считавшемуся при фараонах XI династии Среднего царства (21 в. до н. э.) одним из главных божеств пантеона. С возвышением XII династии (20-18 вв. до н. э.) Амон отождествляется с ним (Амон-Ра-Монту) и вскоре вытесняет его культ. В период Среднего царства с Амоном отождествляется также бог плодородия Мин. Вэпоху XVIII (Фиванской) династии Нового царства (16-14 вв. до н. э.) Амон становится всеегипетским богом, его культ приобретает государственный характер. Амона отождествляют с богом солнца Ра (Амон-Ра, впервые этоимя встречается в «Текстах пирамид»), он почитается как «царь всех богов» (греч.- Амон-Ра-Сонтер, егип. -Амон-Ра-несут-нечер), считается богом-творцом, создавшим всё сущее (и в частности, его ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов). В гимнах Амону говорится: «Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст»; «ты один обладаешь множеством рук, ты простираешь их к любящим тебя». Амон - «владыка мира, он владеет всей землёй, в его руках списки угодий и верёвка для обмера полей». В Амоне невидимо (что следует из самого его имени) существуют все боги, люди, предметы. Амон отождествляется с Гором (Амон-Ра-Гарахути), Хапи (Амон-Хапи), Нуном, Птахом, Хепри, Себеком, Хнумом и др. С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося как его сын во плоти (считалось, что фараон рождается от брака А.и царицы-матери, к которой бог является в образе её мужа). А. играет ведущую роль в коронационных мистериях. Рамсес II был провозглашён фараоном от имени Амона: «Это истинный сын мой по плоти моей, защитник на моём престоле, владыка Египта». Амон дарует победы войску фараона. В тексте, представляющем собой речь Амона, обращённую к фараону- завоевателю Тутмосу III, говорится: «Я даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными странами... Я ниспровергаю твоих врагов под твои сандалии...». Амон и фараон едины: оба они владыки мира, его заботливые правители. Эти представления служили укреплению существующего порядка, как установленного самим Амоном, и власти фараона. Амон почитается и как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетённых. Его называли «везир для бедных», вобращённых к нему молитвах говорится: «большие взывают к тебе, маленькие ищут тебя», «Амон, обрати ухо твоё к тому, кто беден в суде... Амон может стать везиром, чтобы освободить бедняка».
Р.И.Рубинштейн. Амон Изображался в облике мужчины с кожей голубого или золотого цвета, увенчанного шути — ступообразной короной, украшенной двумя страусиными перьями. Иногда Амон также предстает в облике своих священных животных — овна и гуся. «Скрытый от глаз богов так, что сутью своей неведом; тот, что выше небес, дальше мира загробного, истинным обликом богам неведомый» величайший, чтобы быть познанным, могущественнейший, чтобы быть узнанным» (из Лейденского гимна богу), Амон — изначально бог неба и грозы, позже — «великая сокровенная душа, что над всеми богами», предвечный и непознаваемый владыка вселенной, который, согласно некоторым текстам, произнесший в момент творения изначальное слово, поднявшись в облике птицы над водами хаоса.
Согласно изображениям, высеченным на стенах храма Хатшепсут (1479 — 1458 гг. до н. э.) в Дейрэль-Бахри, храма в Луксоре и Рамессеума, именно Амон приходился божественным отцом каждого фараона, зачиная его с царицей-матерью во время теогамии — божественного брака, заключаемого на небесах по воле бога.
На протяжении многих веков особой популярностью в Фивах пользовалась особенно милостивая ипостась бога — «Амон, слушающий просящего». Этому божеству были воздвигнуты бесчисленные стелы, многие из которых украшены изображениями ушей бога, «внимающего молитвам, отзывающегося на призыв несчастного, дающего дыхание жизни несчастному».
Верховный жрец храма Амона в Карнаке носил титул хем нечер тепи эн Амон, или «первый раб бога Амона», ему подчинялись бесчисленные слуги и огромное хозяйство владыки Фив. Во время III Переходного периода (1078 — 525 гг. до н. э.) управление храмом перешло в руки верховной жрицы, «супруги бога», которая давала обет безбрачия и выбирала свою преемницу из числа дочерей правящего фараона. Последняя известная «супруга бога», Анхнеснеферибра II, возглавляла жречество Амона вплоть до завоевания Египта персами в 525 г. до н. э.
К вопросу о названии уральской вершины Яман-Тау. Уральская родина египетского бога Амона (А.А. Тюняев).
Одна из гор Южного Урала – Яман-Тау – является высочайшей вершиной и достигает 1640 м. Если вторая часть имени – тау «гора» – не вызывает никаких сомнений, то значение первой – яман – опутано тайной.
В. Даль [1] в своём словаре даёт двойственное толкование слову «яман»:
Яман – вост. татарск. худо или плохо, нехорошо.;
Яман – сиб. домашний козёл и коза.
Эту же двойственность, со ссылкой на Даля, приводит в своём словаре и М. Фасмер [2].
Для того чтобы разрешить дилемму, рассмотрим этимологию слова «яман» подробнее.
Дополнительных доказательств тому, что слово «яман» означает «плохо», мы не находим.
Другое же толкование – яман «козёл» – имеет множество подтверждений. М. Фасмер сам же приводит, что яман «козёл, коза (домашние)», еман – то же и производит это слово из калмыцкого jaman «коза». То же значение он фиксирует за словом «иман» – «козёл», томск., байк., производя его из монгольского iman, imagan «коза». Существует вид баранов – куку-яман.
В эту же сторону свидетельствует глагол «ямдать» – «кочевать, менять место пастбища оленей», производный его из ненецкого jamda(s) «переселяться». О перемещении говорит и слово «ям» – «почтовая станция, селение, жители которого занимаются ямским промыслом», производимое из тюрк., ср. тур., уйг., чагат. – jаm «почтовая станция, почтовые лошади».
Резюмируя сказанное, «яман» в первую очередь означает «козёл, баран», как существо, кочующее и связывающее разные территории и разные миры (равнинный и горны, например). Негативный оттенок слово приобрело, возможно, тем же способом, что и ныне: козёл – это баран, но козёл – это и ругательство.
* * *Среди племён ананьинской культуры были распространены культы женского божества, неба, солнца. И что удивительно – на Конецгорском селище 4 – 3 вв. до н.э. ананьинской культуры на правом берегу реки Чусовая, близ деревни Конецгор Пермского района Пермской области была найдена «бронзовая статуэтка египетского бога Амона» [3].
Амон (mn) – древнеегипетский бог плодородия. Культ Амона – «царя богов» – с 11-й династии (1991 – 1785 гг. до н.э.) появляется в качестве бога Фив, в эпоху 18 – 20 династий процветал, а позже проник в Грецию и Рим.
Священным животным египетского Амона является баран с закрученными рогами. Амон изображался в виде человека с бараньей головой.
Рис. Египетский бог Амон в образе человека с бараньими рогами и в образе барана.
Возвращаясь к словам «яман, еман, иман», заметим, что, во-первых, консонантный корень у них общий с именем египетского бога Амона – «mn». Во-вторых, обозначаемое этими словами существо одно и то же – баран (козёл). В-третьих, матерью бога Амона является корова Исида.Согласно русской мифологии, корова Земун жила на острове Березань, которым является весь континент Евразия. В центре него находятся Рипейские горы – то есть Урал. Мимо гор, из вымени божественной коровы Земун [4], матери бога Велеса (Господа) течёт молочная река – Белая. Или другое её имя Агидель – славянская богиня, дочь Али и Ильма.
[см. Родословная славянских богов и народов]
А далее я обратил внимание на вот такой пассаж в двух определениях слова «Аминь»:
«Ами́нь (греч. от евр. истина) - слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие (несомненно, воистину, бесспорно, или просто - да). Вошло в христианское богослужение без перевода.
Аминь - наречие, производное от древнееврейского корня, содержащего представление о твердости, верности. Сказать аминь - значит заявить, что то, что сказано, признано верным, дабы скрепить данное утверждение или выразить участие в произнесенной молитве.
В Ветхом Завете аминь может иметь смысл, соответствующий нашему "да будет" (Иер. 28, 6). В этом смысле аминь переводится в Вульгате, но лишь в Псалтири: в остальных книгах этого древ
eaquilla.livejournal.com
золотая книга бога Солнца — Язычество
Амон – бог солнца у древних египтян. Приставка «Ра» в его имени и означает солнце. Амон является царем всех богов, а также высшим покровителем власти фараонов. С его именем связана знаменитая золотая книга Амон Ра – выдумка или реально существующая рукотворная реликвия, которая делится на две части: книгу живых и книгу мертвых. Амон Ра имел таких священных животных, как баран и гусь. Отсюда и изображения бога солнца в человеческом облике, но с головой барана и двумя большими перьями. На голове у Амона всегда красуется корона, а в руках – скипетр, символы власти.
Первоначально бог солнца древних египтян был покровителем города Фивы. В городе его считали небесным божеством, а за пределами города – частью гермопольской Огдоады. Он был сокрытым божеством, состоящим в паре с Амонет, и выступал в качестве воплощения ветра и воздуха на земле. Позднее образ Амона трансформировался в бога солнца на всей территории Египта.
О боге Амоне знали далеко за пределами Египта, его воспевали и отождествляли с Зевсом древние греки, ему писали гимны и оды. Именно оракул Амона-Ра оповестил, что Андромеду надобно отдать на съедение чудовищу. Также оракул египетского солнца назвал Александра Великого сыном Зевса-Амона, что способствовало развитию его мании величия и уверенности в собственном божественном происхождении.
С мифологической точки зрения проработка образа Амона является довольно скупой. Его женой является Мут. Если же говорить об Амонет, то она не имела своего женского образа и была лишь воплощением самого Амона. У Мут и Амона родился сын – лунный бог Хонсу. Втроем это семейство именовалось фиванской триадой. Во время первого переходного периода упоминания про Амона сводятся уже не просто как к богу, а как к демиургу, верховному божеству, которое и создало весь мир. После чего верховных жриц стали наделять титулом «супруги бога Амона», но вскоре такой титул стали иметь исключительно женщины по царской линии. Когда же Фивы в результате исторических процессов стали процветать и возвышаться в египетском царстве, автоматически возвысился и культ Амона. Он становится главным государственным богом.
В результате сопоставления и синкретизма Амона стали объединять с богом солнца Ра. Он становится Амоном-Ра. Под этим правлением божества верховные жрецы стали по-настоящему влиятельны и богаты. Это помогло благодаря заявлению оракула Амона-Ра возвести на престол единолично женщину – Хатшепсут. В период ее правления и вплоть до окончания правления Аменхотепа Третьего Амону-Ра стали возводиться огромные храмы грандиозных размеров и убранств.
Фараон Энхатон задумал свергнуть влияние Амона-Ра, но у него не вышла затея с запретом поклонения данному божеству. А с приходом к власти Тутанхамона культ Амона-Ра был реставрирован и вновь возведен в грандиозных размерах. Это привело к постепенному образованию теократии и приходу на престол верховного жреца Амона – Херихора. Такое слияние политического и религиозного было характерно для Египта, и стало еще более явным и выраженным в данный период.