История русской народной песни. Народные песни древние
История русской народной песни — Щи.ру
Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.
Истоки возникновения
Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.
История развития народной песни и музыки
Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).
Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.
В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.
Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).
Жанры русских народных песен
Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:
Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).
Герои русских народных песен
В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:
Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).
Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:
Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.
schci.ru
Русские народные исторические песни: появление, герои и определение
Исторические песни появились тогда же, когда и былины. Произошло это в XIV столетии. От былин они отличались тем, что в них пелось о каких-то конкретных событиях, имевших место в отечественной истории. В них присутствовали достоверные факты. А былины можно было назвать обобщенно-гиперболическими произведениями, передававшими информацию о незапамятных временах. Ни в одной исторической песне не наблюдалось каких-либо фантастических элементов, характерных для мифов. Напротив, их содержание отличалось реалистичностью, даже когда не совсем правдоподобно передавало свершившиеся факты.
Темы исторических песен
События, запечатленные в сохранившихся до настоящего времени исторических песнях, распространяются на несколько периодов – начиная c глубокой старины, когда еще страна была свободна от татаро-монгольского ига, и вплоть до конца минувшего века. Основные темы дошедших до нас произведений – это противостояние русских людей ордынскому нашествию, Ермак, Стенька Разин, Петр Великий, Полтавский триумф, отважность суворовских солдат, русско-французская война, освобождение южных славян от гнета Турции, Иван Васильевич, смута, Булавинское восстание, оборона города Севастополя и т. д. Герои исторических песен были знаменитыми и прославленными людьми. Их имена были известны каждому. Да и сейчас практически каждый человек в той или иной степени осведомлен об этих исторических личностях. Знакомиться с их деятельностью дети начинают еще со школьной скамьи.
Циклы песен, их особенности
Историческим песням свойственны доступный язык, лаконичность, обилие фактов и точная передача события, на котором базируется сюжет. Чем же они примечательны? Они насыщены патриотизмом, бережным отношением к отечественной истории, восхвалением подвигов русских солдат и тех, кто сражался за социальное равенство. Что же касается народной трактовки действий великих людей прошлого в подобных произведениях, то она не только приукрашивает, но и нередко корректирует факты, полученные из официальных источников тех периодов. Зачастую встречаются песенные циклы, базирующиеся на основополагающих событиях и происшествиях, закрепившихся в памяти людей. Они могут включать в себя несколько произведений. Русская народная историческая песня всегда производит на слушателей сильное впечатление, позволяет ознакомиться с некоторыми ранее не известными фактами. В этом и заключается ее уникальность. Некоторые впечатлительные люди не могут сдержать слез при прослушивании красивой, берущей за душу народной песни. Она уносит в прошлое, на много веков назад, можно сказать, что человек совершает своеобразное путешествие.
Откуда можно узнать об исторических песнях?
Однако, к сожалению, самые старые исторические песни до нас не дошли. О том, что такие произведения часто исполнялись еще задолго до появления Древнерусского государства, иногда оговаривались историки Византии. А исторические народные песни, распространенные в Новгородской и Киевской Руси, сейчас нам известны в очень сокращенном варианте. О них можно узнать из сохранившихся письменных источников.
Многообразие песен, народное творчество сегодня
Имеются немного переделанные тексты сказаний и песен, есть и эпизоды, которые, по сути, являются записями фрагментов устной поэзии. Все они представляют большой интерес для исследователей. В число песен, записанных ими в XVIII-XX столетиях из уст людей, входят несколько таких, в которых повествуется о знаменитых исторических событиях и личностях XI-XIV веков. Но есть и произведения, которые не содержат никаких конкретных сведений и фактов, и лишь ориентируясь на общее содержание, можно предположить, что они относятся к периоду обороны Руси от периодических нападений половцев, а также печенегов, которые происходили в X-XIII столетиях.
Как бы то ни было, исторические песни – это богатство народа, которым следует дорожить. К сожалению, некоторые пренебрегают им, не понимая его ценности. Но есть и другие люди, которые стараются сохранить и распространить старинное творческое наследие, и за это их можно уважать. Сейчас достаточно много фолк-групп, исполняющих исторические песни и играющих на древних инструментах. Благодаря их стараниям широкий круг слушателей узнает много интересного о нашей родине, о том, какой она была в прошлом. Разве это не замечательно?
Последствия ордынского ига
Монголо-татарское иго очень негативно сказалось на всех сторонах жизни страны, в частности, ее культура стала деградировать. Как следствие, разрушались прекрасные города, уничтожались шедевры прикладного искусства, поэзии и живописи. Многие люди стали безграмотными. Также пришло в упадок устное художественное творчество, которое неустанно развивалось в течение столетий и находилось на тот момент на высокой ступени. Однако войско Батыя не разорило Новгородскую землю, и именно там сохранился уникальный эпос. А что касается старинных исторических песен Северо-Восточной, Центральной, а также Южной Руси, то многие из них канули в Лету. Прекратилась та великолепная поэтическая культура древности, которая породила прекрасные произведения. К ним относятся, в частности, «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве» и несколько других. Данные исторические песни, кстати, известны людям до сих пор. Их изучают в школах и университетах, потому что это великие памятники русской культуры, которые должны остаться в памяти людей навсегда.
Влияние творчества странников-калик, упоминание религии в песнях
И нет ничего странного в том, что некоторые песни, повествующие об исторических событиях, произошедших до XVI века, к примеру знаменитое произведение о Глебе и Борисе, в той форме, в какой их записали исследователи, нередко имеют некоторые черты позднейшей школы странников-калик. Это люди, не имевшие определенного места жительства и бродившие по свету. Они исполняли, как правило, народные песни, в которых содержалась некая мораль. Нередко в них упоминалась религия. Но исторические песни, конечно, представляют больший интерес, чем творчество калик.
Следует учитывать то, что на Руси в средние века вера в Бога считалась основополагающим символом народной сплоченности. Она, по сути, являлась знаменем длительной борьбы против гнета жестоких кочевников-басурман, проживающих в степи. А чуть позже она стала ассоциироваться с всеобщим стремлением освободить родную страну от монголо-татарского ига. Поэтому некоторые исторические песни, помимо всего прочего, имеют упоминания о Боге. Не стоит удивляться этому.
Утрата ценных рукописей
Судить же об очень древних видах русских народных исторических песен довольно тяжело, учитывая драматические события, разворачивавшиеся в то время. В результате нашествия Батыя сгорело множество старинных и весьма ценных рукописей, о чем исследователи сейчас горько сожалеют. Теперь люди никогда не узнают, о чем повествовали уничтоженные произведения. Эти исторические песни утеряны навсегда.
fb.ru
Русские исторические песни
Наливное яблочко – золотое блюдечко
Жили себе старик со старухою, родили они себе три дочери. Две девки — умные, а третью — прозвали дурочкой. Отец …
У зари-то, у зореньки
У зари-то, у зореньки много ясных звезд, А у темной-то ноченьки им и счету нет, А у темной-то ноченьки им …
Колобок. Сборник Д. К. Зеленина
Жил-был старик со старухой. У них ничего не было, есть-то стало нечего. Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, замети …
Свет-луна
Жил-был царь. Было у него три сына. Созвал — их царь и говорит: «Пущайте по каленой стреле, на чей двор …
Займы. Русские пословицы и поговорки. В.И. Даль.
Долг платежом красен. Красны займы отдачею (а наймы уплатою). Всякие займы платежом красны. Долг платежом красен, а займы отдачею. Бери …
Песнь о вещем Олеге. А.С. Пушкин
Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; …
Солнце, месяц и Ворон Воронович. По А.Н. Афанасьеву
В обработке А.Н. Афанасьева Жил-был старик да старуха, у них было три дочери. Старик пошел в амбар крупку брать; взял …
Топанье и ляганье
В одном приходе не было попа. Собрались миряне попа выбирать. Выбирают из мужиков, а тут пришел мужичок Пахом. Все миряне: …
Королева-ведьма. Сказка. Пересказ А.Н. Афанасьева
В некотором королевстве жил-был король; у этого короля была дочь-волшебница. При королевском дворе проживал поп, а у попа был сынок …
Тебе сын, а мне пасынок
Жил старик со старухой, у них был один сын, да и того взяли в солдаты. Вдруг приходит к им весть, …
Еруслан Лазаревич
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него было много во дворце князей, бояр и разных вельмож. Один …
Мизгирь. Пересказ Е. Н. Опочинина
В старые годы, в старопрежние, в красную весну, в теплое лето случилась такая в мире тягота: стали проявляться комары да …
Весной Волга разольется
Весной Волга разольется, Волга матушка-река, А сердечушко забьется, Заливает берега. Припев: Сирень цветет, Не плачь, придет… Ой, Коля, грудь больно, …
Богатство — достаток. Русские пословицы и поговорки. В.И. Даль.
Деньги не голова: наживное дело. Не деньги нас наживали, а мы деньги нажили. Деньги – временем хлопоты. Богатому черти …
Пойду в речку за водой
Пойду в речку за водой, Возьму старого с собой. Ой, калина, ой, малина, Возьму старого с собой. Возьму старого с …
Задумал да старый дед
Задумал да старый дед В другой раз жениться. Сидел думал, думал, думал, В другой раз жениться. Если стару жену взять …
Пётр Великий и кузнец
Вот Петр Первый приезжает к кузнецу на лошади. — Подкуй-ка мне коня! — говорит. — Только сделай подкову хорошую! Стал …
Крылья
Не в котором царстве, не в котором государстве у отца у матери был нелюбый сын. «Поди, – говорит, – сынок …
Борона. Пересказ Е. Н. Опочинина
Мужик делал в избе борону, а хозяйка его сидела за куделькой. Вот мужик и спрашивает: — Так что ли, …
Козьма Скоробогатый. В обработке А.Н. Афанасьева
Жил-проживал Кузенька один-одинешенек в темном лесу; у него был худой домишко, да один петушок, да пять курочек. К этому …
rus.ruolden.ru
Исторические песни
К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”
вецкий Тугор - хан, живший в конце XI века, превратился в былине в сказочное чудовище Тугарина Змиевича, побежденного богатырем Алешей Поповичем (в летописи Александром Поповичем из города Ростова).
Глубокий след в былинном эпосе оставила борьба русского народа с монгольским игом. При этом были забыты почти все более ранние степные враги - печенеги и половцы. Так битва на реке Калке в 1224 году нашла отражение в былине “О Камском побоище” и “О Калине - царе”. Нашествие хана Бату и разрушение им Киева в 1234 году описываются в былине “Василий - пьяница и Батыга”.
Патриотическая идея защиты Родины, борьба с ее врагами - основная идея русского былинного эпоса, объединяющая отдельные разрозненные богатырские сюжеты в одно грандиозное целое.
Исторические песни являются эпическим жанром русского фольклора1. Крестьянские сказители называли эти песни “старинами” и “старинками”, хотя, по свидетельству собирателей народного творчества - строго отличали их от былин “киевского” и “новгородского” циклов.
Разница состояла прежде всего в содержании “старин”, более близком к исторической действительности и гораздо более точно, чем
1 Возникновение наиболее ранних из дошедших до нас исторических песен относится, по видимому, к середине XVI века, к эпохе Ивана Грозного
13
К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”
былины, описывающих какое-либоисторическое лицо или конкретное событие. Тексты исторических песен обычно короче былинных, приемы троекратных повторений традиционных эпических формул проводились в них менее последовательно.
Некоторая часть мелодий исторических песен продолжала речитативную традицию былинного эпического сказа, а также былинскоморошин с их короткими напевами почти частушечного склада. В большинстве же случаев мелодии исторических песен являлись подлинно песенными. Они преимущественно протяжны, заунывны, полны горестного раздумья. Некоторые из них приближались к стилю лирической или “протяжной” песни.
Как и былинные, большинство исторических песен являлись произведениями, отражающими героическое прошлое русского народа, борьбу русского государства за свою национальную независимость. Если былины “киевского цикла” воспевали борьбу русских богатырей - защитников земли русской со степными кочевниками, то та же тема национального единения Руси, защита родины от врагов красной нитью проходит через большинство последующих исторических песен. Таковы многочисленные варианты песни о покорении Иваном Грозным Казани.
В конце XVI - начале XVII веков много исторических песен слагалось среди казачества, игравшего возросшую роль, начиная с событий “смутного времени”. В многочисленных песнях, связанных с воспеванием вождя Крестьянской войны Степана Разина (1667-1671),
14
К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”
нашел свое отражение растущий антикрепостнический протест крестьянства против царского деспотизма и помещичьего гнета.
Песни о Степане Разине (относившиеся западными фольклористами к жанру “разбойничьих”) и крестьянской войне, занимали едва ли не центральное место среди русских исторических песен. Основная идея фольклора о Разине - это идея народного гнева, возмездия за то угнетение и произвол, которые испытывало на себе русское крестьянство со стороны господствующих классов. Во многих песнях о Разине нередко описываются сцены расправы с боярами, помещиками, “губернатором” и другими царскими чиновниками. Так, в песне о взятии Астрахани поется:
Что метался Стенька Разин на угольную на башню, С великова раскату воеводу долой сбросил, Ево маленьких деток он всех за ноги повесил.
Или:
Как грянули, прихватили прямо к губернатору на двор, Не успел-тогубернатор Стеньки встретити, Ах,посадил-тоСтенька Разин губернатора в тюрьму.Мало-тотого, его на виселицу.
Сходные сюжеты имеют песни и о другом вожде крестьянского движения - Емельяне Пугачеве. К сожалению, из-зажесткой цензуры песен о Пугачеве было записано и опубликовано в XIX веке немного. Народные певцы опасались сообщать их собирателям фольклора. По той же причине, вероятно, многие песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве утратили свою непосредственную связь с именами вождей
15
К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”
крестьянских восстаний, превратившись в так называемые песни “разбойничьи” или “волжские бурлацкий”. Такова замечательная песня “Не шуми ты, мати з еленая дубровушка”. Упоминание собственных имен в ней отсутствует, однако еще во времена А.С. Пушкина существовала традиция трактовки этой песни как любимой песни Емельяна Пугачева, что нашло свое отражение в пушкинской повести “Капитанская дочка”.
Не шуми ты, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.
Что заутро мне, доброму молодцу, в допрос итти Перед грозного судью - самого царя ...
Песня “Не шуми ты, мати зеленая дубровушка” - замечательный образец лирической (“протяжной”) крестьянской песни, с ее развитой сложной мелодикой широкого дыхания, полной огромного внутреннего напряжения. Из других исторических фигур наиболее яркое отражение в русской песне получила личность Петра Великого.
В XIX веке жанр исторической песни заметно сужается. Значительный интерес представляют лишь песни о самоотверженной борьбе русского народа с нашествием Наполеона в 1812 году.
Обрядовые песни
Обрядовые песни, по сравнению с эпическими, в своих истоках восходят к еще более древнему периоду. В текстах обрядовых песен просматривается тесная связь с древней языческой стариной. Вместе с
16
К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”
тем, напевы многих обрядовых песен по своей мелодике и ладовой структуре нередко являются остатками архаических музыкальных структур. Обрядовые песни можно разделить на «сезонные» или «календарные» (колядки, веснянки и др.) и обрядовые - бытовые (свадебные причеты и песни, похоронные плачи и т.д.).
С древнеязыческим мировосприятием связан и один из основных поэтических приемов, характеризующий русскую народную песню и особенно полно проявившейся в обрядовых, а также лирических - «протяжных» песнях.
Мы имеем в виду так называемый психологический параллелизм. Под этим термином подразумевается широко использованный в народной лирике прием сравнений (метафор), заимствованных из явлений природы, окружающей русского крестьянина: из мира птиц, зверей, растений, водной стихии и т.д. Так, девушки сравниваются с белыми лебедушками, молодец - с ястребом, соколом или горностаем; замужняя женщина - с утушкой серой; муж - с сизым селезнем; нежданные гости - с внезапно повеявшим ветром; вдова и сирота - с горькой кукушечкой; тоскующая женщина - с вытоптанной травушкой, со срубленной сосенкой. Калина-малина,красная смородина - символыдевушки-невесты.Завядшие цветики, поникшие ветви деревьев, замутившаяся вода реки - олицетворение горя, печали.
Корни этого художественного приема лежат в первобытных представлениях древних славян, одухотворявших силы и явления природы.
17
К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”
Среди дошедших до нашего времени обрядовых песен особый интерес представляют так называемые «календарные» или «сезонные» песни, тесно связанные с циклом земледельческих полевых работ. Сюда относятся «колядные», «масленичные», «пахотные», «русальные» и другие песни седой старины, языческой религии, с ее так называемым аграрным (земледельческим) культом почитания земли и солнца. Нетрудно заметить, что большинство народных обрядов древнего языческого культа было связано с основными повторными моментами движения земли вокруг солнца: с зимним и летним солнцестоянием, весенним и осенним равноденствием.
Древние обрядовые песни дошли до нас, однако, в сильно измененном виде. Немалую роль в этом сыграла церковь, которая в своей упорной борьбе с язычеством старалась приспособить старые народные обычаи к своим церковным праздникам. Благодаря этому возникло столь характерное для русского крестьянства «двоеверие», причудливо сочетавшее христианские обряды с остатками древней языческой старины.
«Календарные» обрядовые песни ярко характеризуют мировоззрение и психологию крестьянина старой Руси, с его постоянными заботами и тревожными думами о будущем урожае. Обрядовый цикл таких песен открывается колядками, с их традиционными пожеланиями всяческого хозяйственного благополучия в связи с наступающим Новым годом.
18
К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”
Пришла коляда Накануне Рождества, Дайте коровку, Маслену головку.
А дай бог тому, Кто в этом дому. Ему рожь густа Рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина Из зерна ему коврига, Из полузерна пирог ...
С думами о приближающихся весенних полевых работах связаны «заклинательные» обряды «проводов масленицы», сопровождавшиеся традиционным сжиганием соломенного чучела. Широкое распространение имел старинный обряд «выкликания весны», заключающееся в распевании девушками на утренней заре традиционных «веснянок» на скорый приход весны. Весенние хороводы, длившиеся семь недель, «семицкие», «троицкие» и «русальные» песни и, наконец, древнеязыческий праздник Ивана-Купалы,с его поэтическими обычаями разжигания костров, наряжания чучела и т.п., замыкали весенний обрядовый цикл.
Летние полевые работы, страдная пора нашли свое отражение в «жнивных» песнях, сопровождавших обряды «зажинок» и «дожинок» (распространенных в областях, граничивших с Белоруссией и Украиной). Особенно интересны так называемые «дожиночные» песни, свя-
19
К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”
занные с праздником урожая и обрядовым почитанием последнего снопа, украшаемого цветами и приносимого с песнями домой или к хозяевам, - если работа носила характер общественных «помочей» или барщины. Именно такой обряд воспроизведен П.И. Чайковским в его опере «Евгений Онегин».
Помимо узловых моментов земледельческого года, обрядовая песня сопровождала также ряд других важнейших событий в жизни и быту русского крестьянства и прежде всего - свадьбу. Свадебные песни представляют один из самых замечательных видов русского фольклора. Довольно значительная часть их, повествующая о горькой доле женщины, примыкает к песням лирическим («протяжным»), другая - «причетам», о которых будет сказано ниже.
Старинная русская крестьянская свадьба представляла собой сложный обряд, длящийся несколько дней и называемый в народе «свадебной игрой». Такая «свадебная игра» обычно содержала в себе несколько десятков традиционных обрядовых песен и причетов, являясь своеобразным театрализованным действом, в котором, помимо молодёжных хоров, принимали участие также специально приглашённые «плакальщицы» и «дружка» или «сватушка», а в более давние времена и скоморохи.
Началом свадебного обряда являлись «сговорки» (иногда им предшествуют еще «смотрины»), сопровождающиеся традиционными причитаниями невесты. В том случае, если невеста не умела причитать, - от ее лица выступала профессионалка-плакальщица.Накануне
20
К.Н. Костриков “Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века”
свадьбе проходил девишник, когда к невесте в последний раз перед выданьем сходились подруги и родные.
Причет являлся самостоятельной разновидностью бытовой обрядовой поэзии. Кроме свадьбы, традиционными «причитаниями» и «заплачками» сопровождались события крестьянской жизни, связанные с горем, несчастьем: таковыми являлись проводы рекрута и похороны. По своему происхождению похоронные «плачи», «причеты» связаны с глубочайшей древностью. Исполнялись они своего рода профессионалками, называемыми в народе «плачеями», «причитальщицами» и «вопленицами».
«Плачи» и «причитания» - рекрутские и похоронные являлись тем родом музыкального народного творчества, в котором с наибольшей силой выражались моменты обличительные, связанные с бесправным положением русского крестьянства.