Глава 3. Античный период. Древний Рим. 3 периода древнего рима
Вопрос 1. Царский период Древнего Рима — КиберПедия
1. В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:
· царский период - 753 - 510 гг. до н. э.;
· период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;
· период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.
Во время начального, так называемого царского,периода Римом последовательно правили семь царей: Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый.
2.Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.
Все полноправное население Рима - римский народ,populus romanus - делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три).
Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.
Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.
Каждый из патрициев обладал следующими правами: на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей; на наследование этого надела и родового имущества вообще; на получение от рода помощи и защиты; на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.
Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.
С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты.
Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками.
С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.
3.Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства,в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.
Первая часть реформы- деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии.
В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.
Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193.
Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы- деление свободного населения по территориальному принципу.
В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос. Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.
cyberpedia.su
Глава 3. Античный период. Древний Рим
Основные понятия главы:
• римская гражданская община;
• комиции;
• патриции;
• плебеи;
• республика;
• принципат;
• доминат;
• Сенат;
• нобилитет;
• всадничество;
• популяры;
• оптиматы;
• варваризация;
• провинциализация;
• федераты;
• колонат;
• латифундия;
• сепаратизм;
• христианство;
• арианство.
Вопрос 1. Истоки римской государственности. Периодизация истории Древнего Рима
Римская держава, сокрушившая эллинистические государства в I в. до н. э., которые были наследниками Древней Греции и великих восточных культур, имела куда менее продолжительную историю. Но именно она стала основой формирования нынешних стран Европы.
Римская община родилась на Апеннинском полуострове, выгодно расположенном с точки зрения географии. Теплый и влажный климат, богатые почвы благоприятствовали земледелию, скотоводству, близость морей способствовала установлению связей с соседями и развитию мореходства. Эти условия были комфортны для проживания людей, и они заселили эти места рано. Древнейшим на Апеннинах считается племя лигуров. Они обитали здесь, а так же на территории Пиренейского полуострова и Франции с эры неолита. Их происхождение до сих пор вызывает споры ученых.
Со II тыс. до н. э. основной массой населения полуострова стали индоевропейские племена италиков: латины, сабины, герники, вольски, эквы, самниты, марсы, марруцины, умбры, пицены, сикулы, сиканы и др. По поводу их прихода на Апеннины в науке нет единого мнения. Возможно, сначала произошло вторжение племен, создавших культуру бронзы II тыс. до н.э. Это так называемая террамарская культура. А уже затем расселилась вторая волна пришельцев, создавших в конце II тыс. до н.э. – начале I тыс. до н.э. культуру железного века. Ученые называют ее культурой Вилла Нова.
В I тыс. до н. э. картина расселения на полуострове снова изменилась. К италикам добавились греки, основавшие многочисленные колонии на юге и на островах. Не зря эти территории стали называть Великой Грецией. Полисное устройство, демократические порядки оказывали огромное влияние на италийское население, стоявшее намного ниже в своем развитии. На севере полуострова было отмечено появление кельтов или галлов. С южного направления на острова Сицилия, Сардиния, Корсика устремился поток финикийских переселенцев.
Но наиболее загадочным (до сих пор ученые не пришли к единому мнению) было появление на рубеже VIII—VII вв. до н. э. этрусков или тусков. Греки называли этот народ тирренами, а сами они именовали себя расенами. Этруски уже имели государственные структуры, классовое общество, процветающую культуру. На их фоне степень развития соседних племенных обществ была крайне низкой.
Рис. 36. Саркофаг этрусской гробницы
Рис. 37. Флейтист
Именно этруски, а так же греки оказали огромное влияние на становление римской государственности.
Принято делить всю историю Древнего Рима на три крупнейших периода:
1. Царский период – VIII в. до н.э. – VI в. до н.э.
2. Республиканский период – VI в. до н.э. – I в. до н.э.
3. Имперский период – I в. до н.э. – V в. н.э.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древний Рим 3
ПланВведение 1 История 2 Государственное устройство 3 Общество 3.1 Законы3.2 Социальная структура римского общества3.3 Брак и семья3.4 Положение женщин3.5 Образование3.6 Войско 4 Культура 4.1 Язык4.2 Религия4.3 Искусство, музыка, литература 5 Быт 6 Наука 7 Историография 7.1 Советская историография
9 Первоисточники 9.1 Фрагменты 10 Позднейшие фундаментальные труды Список литературы
Введение
Древний Рим (лат. Roma antiqua ) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma ), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila ), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) хризмой (нательный крест).
1. История
Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.
· Царский период (754/753 — 510/509 до н. э.).
· Республика (510/509 — 30/27 год до н. э.)
· Ранняя Римская Республика (509—265 гг. до н. э.)
· Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)
· Империя (30/27 г до н. э. — 476 г. н. э.)
· Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. — 235 г. н. э.)
· Кризис III века (235—284 гг.)
· Поздняя Римская империя. Доминат (284—476 гг.)
Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация — области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном — крупным государством, основанным финикийцами. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев, которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября 476 г. считается традиционной датой падения Римской империи.
Ряд исследователей (в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.
Её определял прежде всего патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.
2. Государственное устройство
Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратами, сенатом и комициями.
Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятный по тем или иным «знамениям».
Комиции же имели право голосовать только за (U ti R ogas — UR) либо против (A ntiquo — A), но не могли обсуждать и вносить свои корректировки в предложенный законопроект. Утверждённый комициями законопроект получал силу закона. По законам диктатора Квинта Публилия Филона 339 до н. э., утверждённый народным собранием (комициями) закон становился обязательным для всего народа.
Высшая исполнительная власть в Риме (империй) делегировалась высшим магистратам. При этом вопрос о содержании самого понятия империй остаётся дискуссионным[1]. Ординарные магистраты избирались на комициях.
Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы, избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора, все должности в Риме были коллегиальными.
3. Общество
Законы Социальная структура римского общества
На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев и рабы.
С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет.
Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas ) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus — новый человек[2]). Граждане стали также делиться на лат. cives nati — граждан по рождению и лат. cives facti — граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертин), то есть рабы, которым была дарована свобода.
3.3. Брак и семья
В ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей[3], при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции.
Глава семьи назывался pater familias, в его власти (patria potestas) находились дети, жена и другие родственники (в семьях высшего класса к семье также относились рабы и прислуга). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными гражданами и главами своих семейств[3].
До поздней Республики существовал вид брака cum manu, «под рукой», то есть дочь выходя замуж, попадала во власть главы семьи мужа. Позднее эта форма брака вышла из употребления и браки стали заключаться sine manu, без руки, при которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Древнеримский брак, особенно в высших сословиях, заключался часто из финансовых и политических интересов.
mirznanii.com
3. Период Республики. Культура Древнего Рима
Похожие главы из других работ:
Библиография Казахстана: становление и развитие
2.1 Национальная библиотека Республики Казахстан
библиографический книжный палата издание Если смотреть на развитие главных библиотек стран СНГ с исторической точки зрения, то прослеживаются следующие этапы. В XIX веке главной их задачей было накопление, хранение и учет фонда...
Древнегреческая и древнеримская скульптура
Скульптура Римской республики
После установления республиканского строя Рим приобрел основные черты гражданской общины, т.е. полиса. Ранняя Римская республика была аристократической и патрицианской...
Искусство Древнего Рима
2.4. Живопись эпохи республики
Стены комнат во многих домах уже в эпоху республики покрывались росписями декоративного характера, часто бессюжетными повторявшими цвет мраморных плит, какими нередко облицовывали стены в роскошных постройках. Порой изображались колонны...
Искусство Древнего Рима
1. Искусство Римской республики
История Рима начинается как история небольшой родовой общины на Тибре, затем разрастается до истории Апеннинского полуострова и к середине 2 в до н.э. превращается в историю всего Средиземноморья. С VIII по VI в до н.э...
Культура Древнего Рима
Культура римской республики
После установления республиканского строя Рим приобрел основные черты гражданской общины, т.е. полиса. Ранняя Римская республика была аристократической и патрицианской...
Культура Древнего Рима
3. Период Республики
В эпоху ранней Республики (конец VI -- начало III вв. до н. э.) Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии...
Культура Древнего Рима
1.3 Культура Древнего Рима периода Республики (510 - 30 гг. до н.э.)
Политика. В первой трети VI в. до н.э. Рим, город на берегу Тибра, имел уже достаточно давнюю историю. Согласно римским историкам, он был основан в 753 г. до н.э. Долгое время город находился под властью этрусков, но в 510 г. до н.э...
Национальный музей Республики Башкортостан
3. Филиалы Национального музея Республики Башкортостан
Мемориальный дом-музей С.Т.Аксакова. В небольшом мезонине дома, где жила семья Аксаковых в конце 18 века, в 1984 году была открыта первая небольшая экспозиция, посвященная классику русской литературы Сергею Тимофеевичу Аксакову...
Общая характеристика античной культуры. Убеждения Ф. Ницще
3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ФЕОДАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ
античная культура новгородская иконопись ницше В XI веке на севере и северо-западе Руси наметилось формирование местных художественных школ. Раньше всего это обнаруживается в Новгороде...
Общественные нравы старого Китая: дружба и социокультурные связи
1.1 От распада феодализма к образованию Китайской Народной Республики
В середине XIX века для Китая завершилась полуторатысячелетняя эпоха феодализма (IV-XIX вв.). Историю чистой традиционности завершили полоса опиумных войн (1840-1842, 1856-1860) и Крестьянская война тайпинов 1850-1864 гг...
Объекты культуры Республики Беларусь
-Национальная библиотека Республики Белоруссии
...
Римский скульптурный портрет
2.2 Портрет эпохи Республики
Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. -- периода Римской Республики. Там же...
Скульптура Рима
3. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ
Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках)...
Современная культура Чувашии
2.1 Клубно-досуговая деятельность Чувашской Республики
Реализация государственной культурной политики, приоритетным направлением которой является достижение современного уровня и эффективности клубно-досуговой деятельности...
Эволюция театра в мировой культуре
Римский театр эпохи республики
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и перевели ее на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам. После первой Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н. э., было решено устроить драматическое представление...