Мозаика в древнем риме. Шпаргалка: Мозаика как подарок Древнего Рима.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мозаика как подарок Древнего Рима. Мозаика в древнем риме


Римская мозаика - это... Что такое Римская мозаика?

Римская моза́ика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве и берет начало со времен Древнего Рима.

История

Мозаику римляне переняли от древних греков.

Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э.[1]. Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий. Мозаика Cave canem из Помпей

Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которй чаще всего украшали пол и стены. Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.

Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos).[2] Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».

В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cave canem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой. Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок.

Наиболее известной римской мозаикой родом из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

В III веке н.э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает еще более широкое применение. Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.

Мозаичная техника

Первые мозаики были выполнены в технике галечного мощения, при котором использовались целые камушки. Затем чаще стали раскалывать гальку на более мелкие фрагменты (тессеры), из которых получались более точные, утонченные изображения. Opus tessellatum обозначает мозаичную технику с использованием тессеров размером более 4 мм. Opus vermiculatum с тессерами размером менее 4 мм позволяла прорисовывать более мелкие детали. В штучной мозаике (opus sectile) в отличие от вышеупомянутых техник используются различные по величине и форме пластинки (обычно центральный элемент представляет собой цельную пластинку, более мелкие тессеры обрамляют его). Opus regulatum представляет собой кладку одинаковых по размеру и форме фрагментов в ровные линии (подобно кладке кирпичей или шахматной доске).

Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана Изображение утки на полу в технике opus tessellatum «Сатир и нимфа», мозаика в доме Фавна в Помпеях. Opus vermiculatum Напольное покрытие римских терм в технике opus scutulatum

Цветовая палитра была расширена за счет применения таких природных материалов, как мрамор, сланец, разноцветный известняк, полудрагоценные камни. Однако эти материалы были достаточно дорогостоящими, поэтому мастера по-прежнему довольствовались цветами гальки. С открытием более дешевого стекла в качестве мозаичного материала работы стали более худжественными и яркими. Смальта стала традиционным материалом для создания мозаик.

Примеры римской мозаики

Примечания

Литература

  • Мозаика // Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 226-228. — 416 с. — 500 000 экз.
  • Umberto Pappalardo, Rosaria Ciardiello // Griechische und römische Mosaiken. — Hirmer Verlag. — 320 с. — ISBN 978-3-7774-3791-0
  • K. M. D. Dunbabin, Mosaics of the Greek and Roman World (1999)R. Ling, Ancient mosaics (1998)
  • B. Andreae, Römische Bildmosaiken (2003)

Ссылки

dic.academic.ru

Римская мозаика — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Римская моза́ика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве, она существует со времён Древнего Рима.

История

Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э.[1]. Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий. Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которой чаще всего украшали пол и стены. Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.

Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos).[2] Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».

В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cave canem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой. Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок.

Наиболее известной римской мозаикой из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

В III веке н.э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает еще более широкое применение. Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.

Мозаичная техника

Первые мозаики были выполнены в технике галечного мощения, при котором использовались целые камушки (именно такой способ составления изображений остался характерным для другой техники, так называемой флорентийской мозаики). Затем чаще стали раскалывать гальку на более мелкие фрагменты (тессеры), из которых получались более точные, утонченные изображения. Opus tessellatum обозначает мозаичную технику с использованием тессеров размером более 4 мм. Opus vermiculatum с тессерами размером менее 4 мм позволяла прорисовывать более мелкие детали. В штучной мозаике (opus sectile) в отличие от вышеупомянутых техник используются различные по величине и форме пластинки (обычно центральный элемент представляет собой цельную пластинку, более мелкие тессеры обрамляют его). Opus regulatum представляет собой кладку одинаковых по размеру и форме фрагментов в ровные линии (подобно кладке кирпичей или шахматной доске).

Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана Изображение утки на полу в технике opus tessellatum «Сатир и нимфа», мозаика в доме Фавна в Помпеях. Opus vermiculatum Напольное покрытие римских терм в технике opus scutulatum

Цветовая палитра была расширена за счет применения таких природных материалов, как мрамор, сланец, разноцветный известняк, полудрагоценные камни. Однако эти материалы были достаточно дорогостоящими, поэтому мастера по-прежнему довольствовались цветами гальки. С открытием более дешевого стекла в качестве мозаичного материала работы стали более художественными и яркими. Смальта стала традиционным материалом для создания мозаик.

Музеи римской мозаики

Крупнейшие современные музеи римской мозаики находятся в музеях Бардо (Тунис, 1888) и Газиантепа (Турция, 2011).

Примеры римской мозаики

  • Sousse neptune.jpg

    Нептун, управляющий колесницей

  • Ulysse mosaique.jpeg

    Улисс во время своего путешествия

  • Roman mosaic- Love Scene - Centocelle - Rome - KHM - Vienna.jpg

    Любовная сцена, 1-й век н.э.

Напишите отзыв о статье "Римская мозаика"

Примечания

  1. ↑ [www.britannica.com/EBchecked/topic/393310/mosaic/74111/Roman-mosaics Roman mosaics]. Britannica. Проверено 25 декабря 2010. [www.webcitation.org/6CKX4jQwt Архивировано из первоисточника 21 ноября 2012].
  2. ↑ [annales.info/ant_lit/plinius/36.htm#paragraf184 Плиний, «Естественная история», LX.184.]

См. также

Византийская мозаика

Литература

  • Мозаика // Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 226-228. — 416 с. — 500 000 экз.
  • Umberto Pappalardo, Rosaria Ciardiello // Griechische und römische Mosaiken. — Hirmer Verlag. — 320 с. — ISBN 978-3-7774-3791-0.
  • K. M. D. Dunbabin, Mosaics of the Greek and Roman World (1999)R. Ling, Ancient mosaics (1998)
  • B. Andreae, Römische Bildmosaiken (2003)

Ссылки

  • [www.sea-vacation.org/музей-мозаики-бардо-город-тунис/ Фотографии древнеримских мозаик] (музей Бардо, Тунис)
  • [www.livejournal.ru/travel/themes/id/200 Римская мозаика в друзских горах]
  • [ancientrome.ru/archaeol/article.htm?a=353 В центре Софии обнаружена римская мозаика]
  • [www.km.ru/science-tech/2012/09/25/issledovaniya-rossiiskikh-i-zarubezhnykh-uchenykh/693119-issledovateli-nashl Исследователи нашли большую римскую мозаику в Южной Турции]
  • [www.awdl.ru/59 Алла Умнова. "Антикварная Миниатюрная мозаика (или микромозаика)" - А.Витт и Д.Леонтьев, Москва: 2016]

Отрывок, характеризующий Римская мозаика

Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России. 28 го октября Кутузов с армией перешел на левый берег Дуная и в первый раз остановился, положив Дунай между собой и главными силами французов. 30 го он атаковал находившуюся на левом берегу Дуная дивизию Мортье и разбил ее. В этом деле в первый раз взяты трофеи: знамя, орудия и два неприятельские генерала. В первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но прогнали французов. Несмотря на то, что войска были раздеты, изнурены, на одну треть ослаблены отсталыми, ранеными, убитыми и больными; несмотря на то, что на той стороне Дуная были оставлены больные и раненые с письмом Кутузова, поручавшим их человеколюбию неприятеля; несмотря на то, что большие госпитали и дома в Кремсе, обращенные в лазареты, не могли уже вмещать в себе всех больных и раненых, – несмотря на всё это, остановка при Кремсе и победа над Мортье значительно подняли дух войска. Во всей армии и в главной квартире ходили самые радостные, хотя и несправедливые слухи о мнимом приближении колонн из России, о какой то победе, одержанной австрийцами, и об отступлении испуганного Бонапарта. Князь Андрей находился во время сражения при убитом в этом деле австрийском генерале Шмите. Под ним была ранена лошадь, и сам он был слегка оцарапан в руку пулей. В знак особой милости главнокомандующего он был послан с известием об этой победе к австрийскому двору, находившемуся уже не в Вене, которой угрожали французские войска, а в Брюнне. В ночь сражения, взволнованный, но не усталый(несмотря на свое несильное на вид сложение, князь Андрей мог переносить физическую усталость гораздо лучше самых сильных людей), верхом приехав с донесением от Дохтурова в Кремс к Кутузову, князь Андрей был в ту же ночь отправлен курьером в Брюнн. Отправление курьером, кроме наград, означало важный шаг к повышению. Ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне, в день сражения. То перебирая впечатления прошедшего сражения, то радостно воображая впечатление, которое он произведет известием о победе, вспоминая проводы главнокомандующего и товарищей, князь Андрей скакал в почтовой бричке, испытывая чувство человека, долго ждавшего и, наконец, достигшего начала желаемого счастия. Как скоро он закрывал глаза, в ушах его раздавалась пальба ружей и орудий, которая сливалась со стуком колес и впечатлением победы. То ему начинало представляться, что русские бегут, что он сам убит; но он поспешно просыпался, со счастием как будто вновь узнавал, что ничего этого не было, и что, напротив, французы бежали. Он снова вспоминал все подробности победы, свое спокойное мужество во время сражения и, успокоившись, задремывал… После темной звездной ночи наступило яркое, веселое утро. Снег таял на солнце, лошади быстро скакали, и безразлично вправе и влеве проходили новые разнообразные леса, поля, деревни. На одной из станций он обогнал обоз русских раненых. Русский офицер, ведший транспорт, развалясь на передней телеге, что то кричал, ругая грубыми словами солдата. В длинных немецких форшпанах тряслось по каменистой дороге по шести и более бледных, перевязанных и грязных раненых. Некоторые из них говорили (он слышал русский говор), другие ели хлеб, самые тяжелые молча, с кротким и болезненным детским участием, смотрели на скачущего мимо их курьера. Князь Андрей велел остановиться и спросил у солдата, в каком деле ранены. «Позавчера на Дунаю», отвечал солдат. Князь Андрей достал кошелек и дал солдату три золотых. – На всех, – прибавил он, обращаясь к подошедшему офицеру. – Поправляйтесь, ребята, – обратился он к солдатам, – еще дела много. – Что, г. адъютант, какие новости? – спросил офицер, видимо желая разговориться. – Хорошие! Вперед, – крикнул он ямщику и поскакал далее. Уже было совсем темно, когда князь Андрей въехал в Брюнн и увидал себя окруженным высокими домами, огнями лавок, окон домов и фонарей, шумящими по мостовой красивыми экипажами и всею тою атмосферой большого оживленного города, которая всегда так привлекательна для военного человека после лагеря. Князь Андрей, несмотря на быструю езду и бессонную ночь, подъезжая ко дворцу, чувствовал себя еще более оживленным, чем накануне. Только глаза блестели лихорадочным блеском, и мысли изменялись с чрезвычайною быстротой и ясностью. Живо представились ему опять все подробности сражения уже не смутно, но определенно, в сжатом изложении, которое он в воображении делал императору Францу. Живо представились ему случайные вопросы, которые могли быть ему сделаны,и те ответы,которые он сделает на них.Он полагал,что его сейчас же представят императору. Но у большого подъезда дворца к нему выбежал чиновник и, узнав в нем курьера, проводил его на другой подъезд. – Из коридора направо; там, Euer Hochgeboren, [Ваше высокородие,] найдете дежурного флигель адъютанта, – сказал ему чиновник. – Он проводит к военному министру.

wiki-org.ru

Мозаика как подарок Древнего Рима.

Мозаика как подарок Древнего Рима

Какие картинки всплывают в памяти при упоминании слова «мозаика»? Сначала вспоминается сам принцип построения мозаики: составление гармоничной композиции из множества разрозненных элементов. И тут же припоминаем детские годы, когда развлекались, складывая картинки из пластиковой мозаики. Потом школьные годы – создание мозаичных картин великим русским ученым М. В. Ломоносовым. А затем приходят на ум великолепные старинные дворцы, в которых мозаикой выложены стены, полы и даже дорожки в садах. А великий храм любви, усыпальница Тадж Махал! Его тоже можно назвать образцом мозаичного искусства. Ведь художественное оформление храма полностью составлено из небольших фрагментов, выполненных из разных материалов.

Можно сказать, что техника мозаики зародилась случайно. Когда после применения в строительстве декоративного камня оставались его небольшие фрагменты, этими разноцветными кусочками как строительным мусором посыпались дорожки в дальних уголках садов и парков. В итоге получался хаотичный разноцветный узор. Прошло немного времени, и кто-то обратил на это внимание. Позже при строительстве зданий мастера создавали картины, уже специально выложенные из цветного камня мелкого размера разных цветов и оттенков.

В свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания. Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены мозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцов мозаикой. Ведь в мозаичном искусстве применялись не только мрамор или стекло разных оттенков, а и полудрагоценные, а иногда и драгоценные камни. Всегда было приятно любоваться игрой красок на мозаичных картинах, которая менялась в зависимости от времени суток и отражения солнечных лучей.

Началом «золотого века» мозаичного искусства можно считать рассвет Древнего Рима. Его властность, военное могущество и высокое экономическое положение требовали достойного художественного оформления. Для истории римские мозаики стали не только древним элементом украшения зданий, дошедшим до нашего времени, а и ценным историческим документом. В Древнем Риме мозаикой украшались стены не только общественных заведений и домов богатых людей. Мозаичные картины украшали стены храмов и арки. Даже помещения римских бань «терм» были украшены мозаикой. Темы древнеримских мозаик самые разные: от изображения военных триумфаторов до любовных игр с мифическими созданиями; от изображения богов до сцен охоты. А также в мозаике изображались разные жизненные аспекты: гладиаторские бои, сценки театральных постановок, гонки на колесницах и т. д. Ну, и конечно же, мозаики в Древнем Риме изображали животных, причем как мифических, так и реально существующих, обитателей морского дна и множество цветов, растений и птиц.

Искусство римской мозаики было настолько совершенным, что в дошедших до нашего времени картинах, можно четко увидеть лица людей (узнать как выглядели исторические личности) и стиль одежды того времени, рассмотреть детали кораблей и колесниц, узнать породы собак и лошадей и т. д. По традиции, римские мастера мозаичного дела подписывали имена персонажей, изображенных на картинах, где-нибудь внизу. В большинстве случаев именно благодаря этим надписям многие памятники античной архитектуры имеют свои современные названия.

На руку долговечности римских мозаик сыграло то, что для их создания использовался качественный природный материал, и то, что картины создавались непосредственно на месте их установки. Древнеримские мозаичные картины были масштабными, но создавались в сравнительно непродолжительный срок. Ведь мозаичный мастер работал не один: мастер выкладывал основные элементы картины, а многочисленные его ученики и подмастерья занимались созданием основного фона. Фон на мозаичных картинах выкладывался в основном из кубиков белого мрамора. Причем кубики располагались не ровными рядами, а полукругами или арками. Считалось, что таким образом вся картина будет выглядеть более естественно и непринужденно.

Развитие науки и искусства в Древнем Риме открыли художественные особенности стекла. И вскоре на мозаичных полотнах стали появляться элементы, выполненные из прозрачных или полупрозрачных стеклянных фрагментов. Но ничто в мире не вечно, и с распадом Римской Империи культурная столица цивилизованного мира тех времен из Рима перекочевала в Византию. Здесь мозаичное искусство получило вторую жизнь на качественно новом уровне. Начался второй «золотой век» мозаики в стекле и смальте. Именно с Византии началась эпоха купольной мозаики, когда из стекла разного цвета возводились прозрачные купола. А темой узоров мозаики на куполах было христианство.

Римские мозаики оказались на удивление прочными. Особенно хорошо сохранились напольные мозаики. Ведь после разрушительных набегов варваров от дворцовых сооружений часто практически ничего не оставалось. А те каменные остатки, которые сохранялись, были разобраны для других хозяйственных нужд. Так, покрываясь грязью, землей и песком, напольные мозаики на протяжении веков находились в полной сохранности под естественной защитой слоев почвы и пыли. А современные археологи во время раскопок в Италии, Тунисе и Турции до сих пор с каждым днем открывают для нашего взора все новые и новые великолепные картины из древности, воспевая великое искусство древних мастеров мозаики.

mirznanii.com

Шпаргалка - Мозаика как подарок Древнего Рима.

Мозаика как подарок Древнего Рима

Какие картинки всплывают в памяти при упоминании слова «мозаика»? Сначала вспоминается сам принцип построения мозаики: составление гармоничной композиции из множества разрозненных элементов. И тут же припоминаем детские годы, когда развлекались, складывая картинки из пластиковой мозаики. Потом школьные годы – создание мозаичных картин великим русским ученым М. В. Ломоносовым. А затем приходят на ум великолепные старинные дворцы, в которых мозаикой выложены стены, полы и даже дорожки в садах. А великий храм любви, усыпальница Тадж Махал! Его тоже можно назвать образцом мозаичного искусства. Ведь художественное оформление храма полностью составлено из небольших фрагментов, выполненных из разных материалов.

Можно сказать, что техника мозаики зародилась случайно. Когда после применения в строительстве декоративного камня оставались его небольшие фрагменты, этими разноцветными кусочками как строительным мусором посыпались дорожки в дальних уголках садов и парков. В итоге получался хаотичный разноцветный узор. Прошло немного времени, и кто-то обратил на это внимание. Позже при строительстве зданий мастера создавали картины, уже специально выложенные из цветного камня мелкого размера разных цветов и оттенков.

В свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания. Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены мозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцов мозаикой. Ведь в мозаичном искусстве применялись не только мрамор или стекло разных оттенков, а и полудрагоценные, а иногда и драгоценные камни. Всегда было приятно любоваться игрой красок на мозаичных картинах, которая менялась в зависимости от времени суток и отражения солнечных лучей.

Началом «золотого века» мозаичного искусства можно считать рассвет Древнего Рима. Его властность, военное могущество и высокое экономическое положение требовали достойного художественного оформления. Для истории римские мозаики стали не только древним элементом украшения зданий, дошедшим до нашего времени, а и ценным историческим документом. В Древнем Риме мозаикой украшались стены не только общественных заведений и домов богатых людей. Мозаичные картины украшали стены храмов и арки. Даже помещения римских бань «терм» были украшены мозаикой. Темы древнеримских мозаик самые разные: от изображения военных триумфаторов до любовных игр с мифическими созданиями; от изображения богов до сцен охоты. А также в мозаике изображались разные жизненные аспекты: гладиаторские бои, сценки театральных постановок, гонки на колесницах и т. д. Ну, и конечно же, мозаики в Древнем Риме изображали животных, причем как мифических, так и реально существующих, обитателей морского дна и множество цветов, растений и птиц.

Искусство римской мозаики было настолько совершенным, что в дошедших до нашего времени картинах, можно четко увидеть лица людей (узнать как выглядели исторические личности) и стиль одежды того времени, рассмотреть детали кораблей и колесниц, узнать породы собак и лошадей и т. д. По традиции, римские мастера мозаичного дела подписывали имена персонажей, изображенных на картинах, где-нибудь внизу. В большинстве случаев именно благодаря этим надписям многие памятники античной архитектуры имеют свои современные названия.

На руку долговечности римских мозаик сыграло то, что для их создания использовался качественный природный материал, и то, что картины создавались непосредственно на месте их установки. Древнеримские мозаичные картины были масштабными, но создавались в сравнительно непродолжительный срок. Ведь мозаичный мастер работал не один: мастер выкладывал основные элементы картины, а многочисленные его ученики и подмастерья занимались созданием основного фона. Фон на мозаичных картинах выкладывался в основном из кубиков белого мрамора. Причем кубики располагались не ровными рядами, а полукругами или арками. Считалось, что таким образом вся картина будет выглядеть более естественно и непринужденно.

Развитие науки и искусства в Древнем Риме открыли художественные особенности стекла. И вскоре на мозаичных полотнах стали появляться элементы, выполненные из прозрачных или полупрозрачных стеклянных фрагментов. Но ничто в мире не вечно, и с распадом Римской Империи культурная столица цивилизованного мира тех времен из Рима перекочевала в Византию. Здесь мозаичное искусство получило вторую жизнь на качественно новом уровне. Начался второй «золотой век» мозаики в стекле и смальте. Именно с Византии началась эпоха купольной мозаики, когда из стекла разного цвета возводились прозрачные купола. А темой узоров мозаики на куполах было христианство.

Римские мозаики оказались на удивление прочными. Особенно хорошо сохранились напольные мозаики. Ведь после разрушительных набегов варваров от дворцовых сооружений часто практически ничего не оставалось. А те каменные остатки, которые сохранялись, были разобраны для других хозяйственных нужд. Так, покрываясь грязью, землей и песком, напольные мозаики на протяжении веков находились в полной сохранности под естественной защитой слоев почвы и пыли. А современные археологи во время раскопок в Италии, Тунисе и Турции до сих пор с каждым днем открывают для нашего взора все новые и новые великолепные картины из древности, воспевая великое искусство древних мастеров мозаики.

www.ronl.ru

Мозаика как подарок Древнего Рима

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

Какие картинки всплывают в памяти при упоминании слова «мозаика»? Сначала вспоминается сам принцип построения мозаики: составление гармоничной композиции из множества разрозненных элементов. И тут же припоминаем детские годы, когда развлекались, складывая картинки из пластиковой мозаики. Потом школьные годы – создание мозаичных картин великим русским ученым М. В. Ломоносовым. А затем приходят на ум великолепные старинные дворцы, в которых мозаикой выложены стены, полы и даже дорожки в садах. А великий храм любви, усыпальница Тадж Махал! Его тоже можно назвать образцом мозаичного искусства. Ведь художественное оформление храма полностью составлено из небольших фрагментов, выполненных из разных материалов.

Можно сказать, что техника мозаики зародилась случайно. Когда после применения в строительстве декоративного камня оставались его небольшие фрагменты, этими разноцветными кусочками как строительным мусором посыпались дорожки в дальних уголках садов и парков. В итоге получался хаотичный разноцветный узор. Прошло немного времени, и кто-то обратил на это внимание. Позже при строительстве зданий мастера создавали картины, уже специально выложенные из цветного камня мелкого размера разных цветов и оттенков.

В свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания. Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены мозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцов мозаикой. Ведь в мозаичном искусстве применялись не только мрамор или стекло разных оттенков, а и полудрагоценные, а иногда и драгоценные камни. Всегда было приятно любоваться игрой красок на мозаичных картинах, которая менялась в зависимости от времени суток и отражения солнечных лучей.

Началом «золотого века» мозаичного искусства можно считать рассвет Древнего Рима. Его властность, военное могущество и высокое экономическое положение требовали достойного художественного оформления. Для истории римские мозаики стали не только древним элементом украшения зданий, дошедшим до нашего времени, а и ценным историческим документом. В Древнем Риме мозаикой украшались стены не только общественных заведений и домов богатых людей. Мозаичные картины украшали стены храмов и арки. Даже помещения римских бань «терм» были украшены мозаикой. Темы древнеримских мозаик самые разные: от изображения военных триумфаторов до любовных игр с мифическими созданиями; от изображения богов до сцен охоты. А также в мозаике изображались разные жизненные аспекты: гладиаторские бои, сценки театральных постановок, гонки на колесницах и т. д. Ну, и конечно же, мозаики в Древнем Риме изображали животных, причем как мифических, так и реально существующих, обитателей морского дна и множество цветов, растений и птиц.

Искусство римской мозаики было настолько совершенным, что в дошедших до нашего времени картинах, можно четко увидеть лица людей (узнать как выглядели исторические личности) и стиль одежды того времени, рассмотреть детали кораблей и колесниц, узнать породы собак и лошадей и т. д. По традиции, римские мастера мозаичного дела подписывали имена персонажей, изображенных на картинах, где-нибудь внизу. В большинстве случаев именно благодаря этим надписям многие памятники античной архитектуры имеют свои современные названия.

На руку долговечности римских мозаик сыграло то, что для их создания использовался качественный природный материал, и то, что картины создавались непосредственно на месте их установки. Древнеримские мозаичные картины были масштабными, но создавались в сравнительно непродолжительный срок. Ведь мозаичный мастер работал не один: мастер выкладывал основные элементы картины, а многочисленные его ученики и подмастерья занимались созданием основного фона. Фон на мозаичных картинах выкладывался в основном из кубиков белого мрамора. Причем кубики располагались не ровными рядами, а полукругами или арками. Считалось, что таким образом вся картина будет выглядеть более естественно и непринужденно.

Развитие науки и искусства в Древнем Риме открыли художественные особенности стекла. И вскоре на мозаичных полотнах стали появляться элементы, выполненные из прозрачных или полупрозрачных стеклянных фрагментов. Но ничто в мире не вечно, и с распадом Римской Империи культурная столица цивилизованного мира тех времен из Рима перекочевала в Византию. Здесь мозаичное искусство получило вторую жизнь на качественно новом уровне. Начался второй «золотой век» мозаики в стекле и смальте. Именно с Византии началась эпоха купольной мозаики, когда из стекла разного цвета возводились прозрачные купола. А темой узоров мозаики на куполах было христианство.

Римские мозаики оказались на удивление прочными. Особенно хорошо сохранились напольные мозаики. Ведь после разрушительных набегов варваров от дворцовых сооружений часто практически ничего не оставалось. А те каменные остатки, которые сохранялись, были разобраны для других хозяйственных нужд. Так, покрываясь грязью, землей и песком, напольные мозаики на протяжении веков находились в полной сохранности под естественной защитой слоев почвы и пыли. А современные археологи во время раскопок в Италии, Тунисе и Турции до сих пор с каждым днем открывают для нашего взора все новые и новые великолепные картины из древности, воспевая великое искусство древних мастеров мозаики.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kulturoznanie.ru/

samzan.ru

Мозаика как подарок Древнего Рима.

Мозаика как подарок Древнего Рима

Какие картинки всплывают в памяти при упоминании слова «мозаика»? Сначала вспоминается сам принцип построения мозаики: составление гармоничной композиции из множества разрозненных элементов. И тут же припоминаем детские годы, когда развлекались, складывая картинки из пластиковой мозаики. Потом школьные годы – создание мозаичных картин великим русским ученым М. В. Ломоносовым. А затем приходят на ум великолепные старинные дворцы, в которых мозаикой выложены стены, полы и даже дорожки в садах. А великий храм любви, усыпальница Тадж Махал! Его тоже можно назвать образцом мозаичного искусства. Ведь художественное оформление храма полностью составлено из небольших фрагментов, выполненных из разных материалов.

Можно сказать, что техника мозаики зародилась случайно. Когда после применения в строительстве декоративного камня оставались его небольшие фрагменты, этими разноцветными кусочками как строительным мусором посыпались дорожки в дальних уголках садов и парков. В итоге получался хаотичный разноцветный узор. Прошло немного времени, и кто-то обратил на это внимание. Позже при строительстве зданий мастера создавали картины, уже специально выложенные из цветного камня мелкого размера разных цветов и оттенков.

В свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания. Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены мозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцов мозаикой. Ведь в мозаичном искусстве применялись не только мрамор или стекло разных оттенков, а и полудрагоценные, а иногда и драгоценные камни. Всегда было приятно любоваться игрой красок на мозаичных картинах, которая менялась в зависимости от времени суток и отражения солнечных лучей.

Началом «золотого века» мозаичного искусства можно считать рассвет Древнего Рима. Его властность, военное могущество и высокое экономическое положение требовали достойного художественного оформления. Для истории римские мозаики стали не только древним элементом украшения зданий, дошедшим до нашего времени, а и ценным историческим документом. В Древнем Риме мозаикой украшались стены не только общественных заведений и домов богатых людей. Мозаичные картины украшали стены храмов и арки. Даже помещения римских бань «терм» были украшены мозаикой. Темы древнеримских мозаик самые разные: от изображения военных триумфаторов до любовных игр с мифическими созданиями; от изображения богов до сцен охоты. А также в мозаике изображались разные жизненные аспекты: гладиаторские бои, сценки театральных постановок, гонки на колесницах и т. д. Ну, и конечно же, мозаики в Древнем Риме изображали животных, причем как мифических, так и реально существующих, обитателей морского дна и множество цветов, растений и птиц.

Искусство римской мозаики было настолько совершенным, что в дошедших до нашего времени картинах, можно четко увидеть лица людей (узнать как выглядели исторические личности) и стиль одежды того времени, рассмотреть детали кораблей и колесниц, узнать породы собак и лошадей и т. д. По традиции, римские мастера мозаичного дела подписывали имена персонажей, изображенных на картинах, где-нибудь внизу. В большинстве случаев именно благодаря этим надписям многие памятники античной архитектуры имеют свои современные названия.

На руку долговечности римских мозаик сыграло то, что для их создания использовался качественный природный материал, и то, что картины создавались непосредственно на месте их установки. Древнеримские мозаичные картины были масштабными, но создавались в сравнительно непродолжительный срок. Ведь мозаичный мастер работал не один: мастер выкладывал основные элементы картины, а многочисленные его ученики и подмастерья занимались созданием основного фона. Фон на мозаичных картинах выкладывался в основном из кубиков белого мрамора. Причем кубики располагались не ровными рядами, а полукругами или арками. Считалось, что таким образом вся картина будет выглядеть более естественно и непринужденно.

Развитие науки и искусства в Древнем Риме открыли художественные особенности стекла. И вскоре на мозаичных полотнах стали появляться элементы, выполненные из прозрачных или полупрозрачных стеклянных фрагментов. Но ничто в мире не вечно, и с распадом Римской Империи культурная столица цивилизованного мира тех времен из Рима перекочевала в Византию. Здесь мозаичное искусство получило вторую жизнь на качественно новом уровне. Начался второй «золотой век» мозаики в стекле и смальте. Именно с Византии началась эпоха купольной мозаики, когда из стекла разного цвета возводились прозрачные купола. А темой узоров мозаики на куполах было христианство.

Римские мозаики оказались на удивление прочными. Особенно хорошо сохранились напольные мозаики. Ведь после разрушительных набегов варваров от дворцовых сооружений часто практически ничего не оставалось. А те каменные остатки, которые сохранялись, были разобраны для других хозяйственных нужд. Так, покрываясь грязью, землей и песком, напольные мозаики на протяжении веков находились в полной сохранности под естественной защитой слоев почвы и пыли. А современные археологи во время раскопок в Италии, Тунисе и Турции до сих пор с каждым днем открывают для нашего взора все новые и новые великолепные картины из древности, воспевая великое искусство древних мастеров мозаики.

globuss24.ru

Римская мозаика — Википедия РУ

Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э.[1]. Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий.

  Мозаика Cave canem из Помпей

Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которой чаще всего украшали пол и стены. Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.

Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos).[2] Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».

В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cave canem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой. Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок.

Наиболее известной римской мозаикой из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

В III веке н. э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает еще более широкое применение. Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.

Первые мозаики были выполнены в технике галечного мощения, при котором использовались целые камушки (именно такой способ составления изображений остался характерным для другой техники, так называемой флорентийской мозаики). Затем чаще стали раскалывать гальку на более мелкие фрагменты (тессеры), из которых получались более точные, утонченные изображения. Opus tessellatum обозначает мозаичную технику с использованием тессеров размером более 4 мм. Opus vermiculatum с тессерами размером менее 4 мм позволяла прорисовывать более мелкие детали. В штучной мозаике (opus sectile) в отличие от вышеупомянутых техник используются различные по величине и форме пластинки (обычно центральный элемент представляет собой цельную пластинку, более мелкие тессеры обрамляют его). Opus regulatum представляет собой кладку одинаковых по размеру и форме фрагментов в ровные линии (подобно кладке кирпичей или шахматной доске).

Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана Изображение утки на полу в технике opus tessellatum «Сатир и нимфа», мозаика в доме Фавна в Помпеях. Opus vermiculatum Напольное покрытие римских терм в технике opus scutulatum

Цветовая палитра была расширена за счет применения таких природных материалов, как мрамор, сланец, разноцветный известняк, полудрагоценные камни. Однако эти материалы были достаточно дорогостоящими, поэтому мастера по-прежнему довольствовались цветами гальки. С открытием более дешевого стекла в качестве мозаичного материала работы стали более художественными и яркими. Смальта стала традиционным материалом для создания мозаик.

http-wikipediya.ru