История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

8. Древняя Русь в середине 11-начале 12 века. Внутри- и внешнеполитическое развитие. 12 век древняя русь


Киевская Русь в XII веке

Переяславль-Залесский - древнерусский город на берегу Плещеева озера (ныне р. ц. Ярославской области Переславль-Залесский). Основан в 1152 году Юрием Долгоруким в качестве крепости, прикрывавшей Ростово-Суздальскую землю. В 1175 -1302 годы - столица Переяславского княжества. Здесь составлен Летописец Переяславля-Суздальского. В 1302 году вошёл в состав Московского княжества. Неоднократно разрушался: в 1238 году татарами Бату-хана, в 1293 году городецким князем Андреем Александровичем, в 1382 году ханом Тохтамышем, в 1408 году эмиром Едигеем. Город украшен многими храмами и монастырями. Первый храм был заложен основателем города (1152) и получил имя Спас-Преображенский. В 1585 году построена шатровая церковь Петра-митрополита. В XVI веке воздвигнуты Горицкий и Данилов монастыри. В окрестностях города сохранились земляные валы городка Клещино (XII в.).

Дмитров - древнерус. город на р. Яхроме. Впервые упом. летописями (ок. 1154 в связи с рождением у сузд. кн. Юрия Долгорукого сына Всеволода Большое Гнездо, имевшего церк. имя Димитрий, в честь которого Дмитров и был построен. В 1180 г. его сжёг черниг. кн. Святослав Всеволодич. Дважды (1238 и 1293) был сожжён и опустошён татаро-монголами. В 1272 г. Дмитровом владел гал.-дмитров. кн. Давыд Константинович, затем -его сын Борис Давидович и внук Дмитрий Иванович, которого с Дмитров, удела согнал Дмитрий Иванович Донской. В XIII - XIV вв. Дмитров - центр одноимённого удел. кн-ва. С кон. XIV в. и до самой смерти (1428) им владел сын Дмитрия Донского - Петр Дмитриевич, после чего Дмитров был присоединён к Москве.

Салница (Русско-половецкие войны, XI—XIII вв.). Река в Донских степях, в районе которой 26 марта 1111 г. произошла битва между объединенным войском русских князей под командованием князя Владимира Мономаха (до 30 тыс. чел.) и половецким войском. Исход этого кровопролитного и отчаянного, по свидетельству летописи, сражения решил своевременный удар полков под командованием князей Вла­димира Мономаха и Давыда Святославича. Половецкая конница попыталась отрезать русскому войску путь домой, но в ходе сражения потерпела сокрушительное поражение. Согласно легенде, русским воинам помогали разить неприяте­лей небесные ангелы. Битва на Салнице стала крупнейшей победой русских над половцами. Никогда еще со времен по­ходов Святослава (X в.) русские воины не заходили так дале­ко в восточные степные районы. Эта победа способствовала росту популярности Владимира Мономаха — главного героя похода, весть о котором дошла «даже до Рима».

Регионы: | Весь мир | Англия | Герм. | Китай | Византия |

см. Русь в XI веке

1100. Съезд князей в Витичеве.
1101.09. В городе Саков русские князья заключили мир с половцами.
1103. Князья Владимир и Святополк с дружинами собрались на Съезд в Долобске перед походом на половцев.
1103.04.11 Начало целой серии походов против половцев (1103 - 1120 гг). 11 апреля в районе города Сутень (к востоку от днепровских порогов) произошло сражение войска под командованием русских князей Святополка и Владимира Мономаха с половецким войском под командованием хана Урусобы. В начале сражения русские окружили половецкий авангард под ко­мандованием богатыря Алтунопы и полностью истребили его. Затем, ободренные успехом, они обрушились на главные по­ловецкие силы и нанесли им сокрушительное поражение. По свидетельству летописца, никогда еще русские не одержива­ли столь блестящей победы над половцами. В битве пали Урусоба и 19 других ханов. Эта победа положила начало наступательным действиям русских против половцев.
1104 - 1109 Паломничество игумена Даниила в Палестину.
1108 Феодосий причислен к лику святых и провозглашен "игуменом всех монахов на Руси".
1108 Князь Святополк закладывает в Киеве "златоверхий" Михайловский монастырь, в котором его впоследствии похоронят.
1108 Смерть Никиты, епископа Новгородского.
1107. Взятие Суздали волжскими болгарами.
1110. В эти годы пишется "Повесть временных лет".
1111. Владимир Мономах одержал блестящую победу над половцами при Сальнице.
1113. В Киеве начались волнения зависимых (кабальных) людей против произвола купцов-ростовщиков, которым покровительствовал князь Святополк. Киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха, который принял меры ппо упорядочению прибыли ростовщиков. "Устав Владимира Всеволодовича". Сын Владимира Мстислав стал князем Новгородским.
1113. Начало княжения Владимира Мономаха (1113 - 1125 гг). Подробнее (см. Карамзин История государства Российского - глава 7)
1113. Князь Мстислав закладывает Николо-Дворищенский собор в Новгороде.
1115. Перенесение мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь в Вышгороде.
1115. Смерть Олега Святославича Черниговского, врага Владимира. Обострение отношений между новгородской олигархией и киевской властью (до 1136 г.).
1116. Сильвестр, игумен Михайловского Выдубицкого монастыря, переписывает и продолжает "Повесть временных лет", т. к. Владимир Мономах решает более не поручать ее составление инокам Печерского монастыря.
1116. Основание Владимира на Клязьме.
1116. Новая победа киевлян над половцами.
1117. Всеволод, сын Мстислава, -   князь Новгородский.
1117 - 1119 Строительство в Новгороде Богородице-Рождественского собора Антониева монастыря.
1119 - 1120 Строительство Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде.
1125.ранее "Поучение детям" Владимира Мономаха.
1125.05.19 Владимир Мономах скончался на 73 году от рождения. Киевский престол занимает Мстислав, старший сын Владимира Мономаха (1125 - 1132).
1128. Ликвидация Мстиславом Владимировичем независимости Полоцкого княжества (в течение 1128 - 1130 гг).
1128. Голод в Новгородской, Псковской, Суздальской, Смоленской и Полоцкой землях.
1128. Ефросинья, внучка князя Всеслава Полоцкого, ставшая монахиней, основывает Спасский монастырь в Полоцке.
1130. Первые княжеские жалованные грамоты, данные новгородским монастырям.
1131. Начало успешных походов на Литву (1131 - 1132 гг).
1132. Умер князь киевский Мстислав Владимирович - Этот момент считается началом периода раздробленности и феодальных войн. В Киеве начинает княжить Ярополк, сын Владимира Мономаха (1132 - 1139).
1135. "Уставная грамота" новгородского князя Всеволода Мстиславовича об управлении торговыми людьми.
1136. Ростислав, основатель династии смоленских князей учреждает Смоленскую епархию.
1136. Изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода по решению веча. Начало эпохи независимости Новгорода. - Отпадение Киевской Руси от Новгорода.
1136.около Юрий Долгорукий воссоздает ростовскую епархию, прекратившую существование после смерти Исайи.
1139. Волнения в Киеве. Власть в Киеве захватил  внук Святослава Всеволодом Олеговичем (Ольговичем)  (1139 - 1146), отстранив Вячеслава, который должен был наследовать престол после смерти своего брата Ярополка Владимировича. Начало борьбы между потомками Святослава Черниговского и киевскими Мономаховичами.
1140. Начало строительства Кирилловского монастыря под Киевом.
1144. Объединение Галицко-волынских уделов в единую Галицкую землю.
1146. Началось княжение в Киеве Изяслава (1146 - 1154), сына Мстислава, которого киевляне пригласили наследовать престол после смерти Всеволода Ольговича, свергнув его брата Игоря Ольговича. Начало ожесточенной борьбы княжеских кланов за киевский престол (Мономаховичи, Ольговичи, Давидовичи) - продолжалась до 1161 г.
1147. Первое  летописное упоминание о Москве, основанной Юрием Долгоруким, сыном Владимира Мономаха, князем Суздальским.
1147. Смерть Игоря Ольговича, убитого толпой киевлян (за год до смерти постригся в монахи).
1147. Раскол между киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля из-за того, что по желанию Изяслава Мстиславича собор русских епископий сам, без благословения патриарха Константинопольского, ставит митрополитом Климента Смолятича.
1149. Борьба новгородцев с финнами за Водь. Попытки суздальского князя Юрия Долгорукова отбить у новгородцев югорскую дань. Началась (1149 - 1151) борьба за титул великого князя Киевского между Изяславом Мстиславичем и его дядей Юрием Долгоруким, князем Ростовским и Суздальским.
1149. Закладка "Юрьева в поле" (Юрьев Польский).
1150. Перенесение в Чернигов останков Игоря Ольговича, убитого киевлянами в 1147
1151 Война великого князя Киевского Изяслава в союзе с Венгрией против Владимира Володаревича, князя Галицкого.
1152. Основание Костромы и Переяславля Залесского.
1152.около Строительство в Новгороде варяжской церкви св. Олафа.
1154 Юрий Долгорукий - великий князь Киевский. Его сын Андрей Боголюбский наследует титул князя Ростово-Суздальского, а затем укрепляет свою новую столицу Владимир на Клязьме.
1155. Основание Дмитрова и села Боголюбова.
1155. Окончательное изгнание Климента из Киева Юрием Долгоруким, который просит патриарха поставить нового митрополита. Патриарх присылает на это место епископа Константина I. Новгород добивается автономий в церковных делах благодаря верности своего епископа Нифонта патриарху Константинопольскому во время киевского раскола.
1156. Аркадий, преемник Нифонта, становится первым епископом, избранным новгородским вечем.
1157. Восстание смердов в Киеве (1157 - 1159).
1157.06. Начало княжения Андрея Боголюбского (1157 - 1174 гг). Он был избран (!) князем ростовским и суздальским, которые позже трансформировались в Московию. Акт избрания Андрея Боголюбского можно рассматривать в качестве первого проявления нового нарождающегося народа - русских. (См. статью)
1158 - 1160 Строительство Успенского собора во Владимире.
1158. Начался конфликт между Андреем Боголюбским и митрополитом Киевским из-за того, что князь хотел иметь особого митрополита для Владимира-Залесского. Однако патриарх Константинопольский подтверждает, что киевский архиепископ является "митрополитом всея Руси" и что Владимир имеет право лишь на то, чтобы иметь собственного епископа.
1160. Восстание новгородцев против Святослава Ростиславича.
1164. Поход Андрея Боголюбского на волжских болгар. Победа новгородцев над шведами.
1164. Андрей Боголюбский переносит во Владимир икону Богоматери, находившуюся ранее в женском монастыре в Выштороде.
1165. Новгород получает полное право самостоятельно избирать своего архиепископа.
1165. Строительство храма Покрова Богородицы на Нерли.
1166. Поучение архиепископа Новгородского Илии (о церковном обряде и ведении литургии).
1167. Киевский престол занимает (1167 - 1169) Мстислав Изяславич, князь Волынский.
1168. Митрополит Константин II осуждает на заточение печерского игумена Поликарпа после распри между ними по поводу обязательности поста в праздничные дни.
1169. Заложен Пантелеймонов монастырь на Афоне
1169. Патриарх отзывает Константина II за его неумелые действия в отношении русских священников. Поликарп при поддержке Андрея Боголюбского, становится архимандритом.
1169.03. Захват Киева Андреем Боголюбским "на щит". Киев взят и разграблен войском Андрея Боголюбского, который ставит на киевский престол своего младшего брата Глеба и таким образом отнимает у киевской княжеской власти верховную политическую роль, символически выражаемую титулом великого князя. Этот титул Андрей присваивает себе и переносит на Владимирское княжество. Начало упадка Киевской Руси.
1170. Поражение суздальцев от новгородцев.
1170. Начало культа иконы Знамения Богородицы в Новгороде
1171 После смерти Глеба Андрей Боголюбский отдает киевский престол смоленским Ростиславичам; в Киеве Начинает княжить Роман.
1173 Смерть в Иерусалиме Ефросиньи; она становится святой покровительницей своего родного Полоцка, а позднее и всей Белоруссии.
1173 Смоленский князь Мстислав Храбрый Восстает на Андрея Боголюбского.
1174. Убийство  боярами Андрея Боголюбского в его дворце в Боголюбове из-за соперничества между новой столицей Владимиром и прежними центрами княжества Ростовом и Суздалем. Первое упоминание в летописи названия "дворяне".
1174 - 1176 Ростов и Суздаль, призвав на помощь племянников Андрея Боголюбского, вступают в конфликт с Владимиром и Переяславлем, которые обращаются к его младшим братьям и в конце концов одерживают верх. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо присваивает себе титул великого князя Владимирского.
1176. Начало княжения Всеволода Большое Гнездо в Судали (1176 - 1212 гг).
1176.06.27 Липицкая битва 1176 года - в этом году ростовчане и их бояре, зная о скорой кончине больного великого кн. владимирского Михаила (Михалка) Юрьевича, послали в Новгород Великий за сидевшим там кн. Мстиславом Ростиславичем. Тот немедленно прибыл в Ростов и, собрав рать, двинулся к Владимиру, желая занять город и предупредив тем самым избрание др. претендентов на великий стол. Но владимирцы уже целовали крест брату Михалка - Всеволоду Большое Гнездо, который двинул свои войска навстречу Мстиславу. Из Суздаля Всеволод сделал попытку примириться с Мстиславом. Он предложил остаться каждому в том городе, который его избрал, Суздаль же сам пусть выбирает князем кого захочет. Получив отказ, Всеволод у Юрьева-Польского соединился с переяславцами. Между тем Мстислав уже шёл на Всеволода. Битва произошла 27 июня у Юрьева, между реками Липица и Гза. Всеволод наголову разбил войско Мстислава, который с большим уроном бежал в Ростов.
1181. Основание Вятки и Твери.
1184 Начало строительства немецкой церкви св. Петра в Новгороде.
1185. Неудачный поход князя Игоря на половцев, послуживший поводом для написания Слова о полку Игореве - последнего перед катастрофой призыва русских земель к объединению  (см. карту Поход Игоря Северского)...
1187 Смерть Ярослава Осмомысла; Андрей Венгерский предпринимает попытки овладеть Галицией.
1187 В Галиции княжит Владимир Ярославич (1187 - 1197) несмотря на претензии Андрея II Венгерского, который после смерти Осмомысла пытался подчинить себе Галицию.
1188. Нападение новгородцев на немецких купцов в Новоторжке.
1190 Местная канонизация епископом Иоанном своего далекого предшественника Леонтия Ростовского, замученного язычниками в 1076.
1191. Походы новгородцев с корелою на ямь.
1192 Варлаам основывает в Новгороде Спасо-Преображенский монастырь.
1193. Неудачный поход новгородцев против югры.
1195. Договор новгородцев с немцами и готландцами.
1196. Признание князьями новгородских вольностей.
1197. Роман Мстиславич (князь Волынский с 1170) объединяет Волынь и Галицию под своей властью. (см. Галицко-Волынское княжество)
1197. Покорение новгородцами удмуртов.

 

см. Русь в XIII веке

 

 

www.hrono.ru

Русь в XII-м веке

Русь в XII -м веке

Возникновения удельных княжеств

Ослабление Киева и возникновение новых центров власти

Киевский период русской истории (IX-XI вв.) был ознаменован значительным развитием хозяйства. На старопахотных землях вместо подсечно-огневой системы земледелия стало вводиться трехполье - регулярная система землепользования. Появились новые полевые, огородные и садовые культуры. Возрастало поголовье скота. Значительно выросли города, развилось ремесло. К XII в. в стране было уже около 300 городов. Происходила специализация производства и разделение труда. Рост богатств заставлял стремиться не просто сохранить их в своем роде, а передать родному сыну. Складывалось очень важное для русской истории представление об “отчине ”, как наследии отца, означавшее замену родоплеменных ценностей семейными.

С середины XII в. начинается упадок Киевского княжества. Он был связан с целым рядом причин:

1) Постепенно терял свое значение торговый путь “из варяг в греки”. В Византии, так же как и на Руси, происходил процесс усиления местных центров власти за счет Константинополя - традиционного потребителя русского экспорта - мехов, меда, рабов. В XIII в. этот путь окончательно уступил свою роль главного связующего звена между севером и югом Европы “янтарному пути” из Поморья в Венецию. В результате защита этого пути, являвшаяся одной из главных причин образования единого древнерусского государства, теряла смысл. Местные князья уже не были в такой мере заинтересованы в поддержке киевского князя, который контролировал путь “из варяг в греки”. Они уже не с той охотой давали ему людей для войска, говоря, что это помешает крестьянам в их работах.

2) С другой стороны, князья стали достаточно сильны, чтобы самим защищать свои земли. Главным источником богатств местных князей становились уже не дары леса, собранные во время полюдья, а деньги, продукты ремесла, хлеб, которые они получали со своих имений, а также в виде налогов с крестьян и городов. Бояр к князьям теперь привязывала не только возможность обогатиться во время “полюдья”, но и право получить за службу земли для ведения хозяйства, на которые можно было посадить холопов и закупов - крестьян, попавших в долговую зависимость.

3) Киевское княжество становилось все более опасным местом для жизни. Его постоянно атаковали князья, желавшие добиться великого княжения. Его тревожили половцы, не осмеливавшиеся нападать на города, но постоянно грабившие села. Поэтому население стало уходить оттуда, двигаться на северо-восток, к малонаселенным землям по Оке и Верхней Волге, не так давно присоединенным к древнерусскому государству. Пустели и города Приднепровья, жившие торговлей с крестьянами, а также работой на бояр богатых киевских князей.

По традиции Киев еще был целью устремлений князей. Сын Владимира Мономаха Мстислав предпринимал попытки восстановить единство Киевской Руси. Но при князьях Юрии Долгоруком и его сыне Андрее Боголюбском в середине XII в. центр страны все более ощутимо перемещался вслед за ее жителями на северо-восток во Владимиро-Суздальское княжество.

Основная же политическая и хозяйственная жизнь шла теперь в отдельных княжествах. К концу XII в. их насчитывалось уже несколько десятков. Княжество рассматривалось как “отчина”, собственность князя, поэтому в своем завещании он раздавал его по частям своим сыновьям, которых обычно было несколько. Так уже через 2-3 поколения из одного княжества образовывалось 10, а то и 20. Этот процесс тормозили централизаторские тенденции отдельных князей, подчинявших своих соседей и восстанавливавших былую целостность государства. В результате в отдельных княжествах стали образовываться свои доминирующие центры власти, свои великие княжения. Наиболее сильными были великие князья владимиро-суздальской земли на северо-западе и галицко-волынской земли на юго-западе Руси.

Для дальнейшей истории России особый интерес представляет история владимиро-суздальской земли, граничившей на юге с Рязанским и Черниговским княжествами (к северу от Оки), на западе - со Смоленским княжеством, на севере - с новгородской землей. Еще в IX-Х вв. на этой территории наряду с племенами вятичей и кривичей жили финно-угорские племена. В XI-XII вв. они были частично оттеснены в другие места, частично ассимилированы славянами. Наибольшую ценность владимирской земли представляли собой ополья - окруженные лесом зоны старопахотной земли, хорошо защищенные от внешних вторжений. Города Владимиро-Суздальского княжества возникли гораздо позднее городов юга.

Возникновение феодализма на Руси

С течением времени поземельные интересы играли все большую роль в жизни русского общества. В XII-XV вв. формируется система частного, боярского и монастырского землевладения сначала на основе передачи князем боярам и монастырям части своих административных и судебных прав, например сбор дани, а затем и за счет расширения их собственных хозяйств, в которых работали зависимые крестьяне, должники бояр и монастырей, или искавшие у них защиты. Такая передача князем части своих прав боярам и монастырям создавала между ними новые феодальные отношения.

Особенности русского феодализма

Отсутствие четкого правового характера феодальных отношений (Феодальный иммунитет).

Русский феодализм не приводил к диалогу центров власти. Реальной политической силой в стране были князья, города не являлись свободными (как это было в Западной Европе), церковь не являлась самостоятельной политической силой и не могла играть роль третейского судьи, бояре воспринимались не как вассалы, а как слуги.

Возникновение власти-собственности на территории подвластной князю.

Цивилизационная альтернатива: “Вызов” востока и ”вызов” запада

Развитие российской цивилизации определялось не только выбором веры, но и выбором естественной и политической среды, к которой население и государство должны были приспосабливаться и которую они пытались преобразовать в своих интересах. Для России, расположенной между Европой и Азией, было крайне важно, в какую сторону она повернется лицом - на Восток или на Запад. Киевская Русь сумела сохранить нейтральное положение между ними, но новая политическая обстановка XIII в., нашествие монголов и крестовый поход европейских рыцарей на Русь, поставившие под вопрос дальнейшее существование русского народа и его культуры, заставляли сделать определенный выбор. От этого выбора зависела судьба страны на многие столетия вперед.

Вызов востока

В 1223 г. монголы впервые появились в причерноморских степях и разгромили объединенное войско русских и половцев у реки Калки. В 1227 г. Чингисхан умер, разделив перед смертью свои огромные владения между сыновьями. Верховная власть была предоставлена старшему сыну, Удэгэю, правившему в Каракоруме. Сын Чингисхана Джучи умер еще при жизни отца, и предназначенный ему улус (владения) был передан его сыну Батыю; это была земля на запад от Урала, которую еще предстояло завоевать. В 1236 г. Батый с монголо-татарской ордой разгромил Булгарское царство, подчинил половцев и алан (осетин) на Северном Кавказе, а также захватил земли мордвы. Зимой 1237 г. он подошел к пределам Рязанского княжества. Рязанские князья обратились за помощью во Владимир и Чернигов, но там не понимали опасности монголо-татарского нашествия. Ведь в последние десятилетия перед этим степняки перестали угрожать внутренним районам Руси. На помощь никто не пришел. Один за другим были разгромлены города Рязань, Пронск и другие. Жители рязанской земли защищались героически, но их сопротивление было сломлено.

Все русские земли оказывали завоевателям отчаянное сопротивление поодиночке, но поодиночке и гибли. Ожесточенное сражение развернулось под Коломной, упорно защищалась Москва под руководством воеводы Федора Нянки. Город был взят, сожжен, жители его истреблены “от старца до сущего младенца”, были уничтожены и разграблены все села и монастыри близ Москвы. Такая участь постигла все остальные города владимиро-суздальской земли. В течение двух лет Батый покорил всю северо-восточную Русь. В 1239-1240 гг. были завоеваны юго-западные русские земли, взят и разорен Чернигов, Переяслав-Южный, Глухов, а в декабре 1240 г. столица Руси - Киев.

Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская земля стала улусом татарского хана. Важно отметить, что власть татарского “царя”, как его называют русские летописи, не отменяла и не заменяла власти русских князей. Русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих княжеских прав. Таким образом, Орда не устанавливала своего управления на Руси, не посягала на русскую систему власти и управления. Власть русских князей над населением их земель не только сохранилась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на огромную военную мощь татарского хана.

Особые отношения сложились у татарских ханов с православной церковью. Как и большинство язычников, они чтили местных богов и покровительствовали жрецам, считая, что это умилостивит чужих богов и привлечет их на сторону монголо-татар.

Вызов запада

В 1240 г., в момент, когда восточная и средняя Русь подверглась опустошительному монголо-татарскому нашествию, северный сосед Великого Новгорода, шведы, вместе с подчиненными им финскими племенами напали на новгородскую землю. Русь оказалась зажатой между двумя агрессивными силами: с востока ей угрожала империя Чингисхана, а с запада - Священная Римская империя германских императоров Гогенштауфенов. Организатором и вдохновителем “натиска на восток” явилась католическая церковь, призывавшая к крестовому походу немецких, шведских и датских феодалов. Основной целью этого похода на Русь было отрезать ее от торговых путей, захватить Неву, выход к Балтийскому морю и подчинить всю новгородскую землю.

mirznanii.com

Древняя Русь в середине 11-начале 12 века. Внутри- и внешнеполитическое развитие

Количество просмотров публикации Древняя Русь в середине 11-начале 12 века. Внутри- и внешнеполитическое развитие - 2703

Политическое единство Древнерусского государства сохранялось какое-то время после смерти Ярослава Мудрого (1054 ᴦ.). Изяслав занимал Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир, Вячеслав – Смоленск. Сыновья Ярослава, согласно завещанию, совместно управляли Русью. После смерти в 1057 ᴦ. Вячеслава Ярославича смоленского старшие сыновья составили своеобразный триумвират, распределяя доходы по своему усмотрению и устраняя неугодных князей. Первый пример устранения неудобного человека с помощью церкви – пострижение в монахи дяди Судислава.

Постепенно внутри княжеского рода разгораются распри. Обострилась борьба за волости. Братьям-триумвирам удалось удержать власть в своих руках и даже приумножить земли (Ярославичи устанавливают контроль над Полоцком, почти отпавшим от Киевской Руси в это время).

В 70-е годы XI в. осложнились отношения уже между братьями. После смерти Святослава в междоусобице приняли участие и племянники. Потомство Ярослава разрослось и им стало тесно. Начался передел контроля над волостями. Основная цель противников в этой борьбе – захват наиболее богатых волостей. При этом обе стороны не были разборчивы в средствах: привлекали половцев, Византию, калечили противника и т.д. Своеобразным центром, куда бежали проигравшие борьбу князья, стала Тмутаракань.

Киевское княжение Всеволода Ярославича (1078–1093) было временем относительной стабильности во внутри- и внешнеполитической жизни Руси. В это время сын Всеволода черниговский князь Владимир Мономах (получивший свое прозвище по матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха) окончательно подчинил вятичей – последний восточнославянский союз племенных княжеств, сохранивший еще собственных князей. После смерти Всеволода в 1093 ᴦ. наступает период обострения усобиц и борьбы с половцами.

Постоянные междоусобицы заставили князей искать компромисс. В 1097 ᴦ. на съезде южнорусских князей в Любече было заключено соглашение, по которому Святополк, Владимир и Олег с братьями Давыдом и Ярославом Святославичами должны были владеть отчинами – областями, переданными их отцам в управление по завещанию Ярослава Мудрого. На съезде также была достигнута договоренность о совместных действиях по обороне Руси от внешней опасности.

Вскоре после съезда усобица вновь разгорелась. В 1100 ᴦ. была предпринята очередная попытка примирения: инициатор распри Давыд Игоревич был перемещен в незначительный город Бужск. Распри на время затихают.

В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого авторитетного на Руси князя – Владимира Мономаха. Владимир был внуком Ярослава Мудрого по отцовской линии. Его дедом по материнской линии был византийский император Константин Мономах. По имени византийского деда Владимир Всеволодович также получил прозвище Мономах. На дату приглашения в Киев Мономах правил в своей вотчинœе Переяславле. Ему было уже 60 лет, и он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Владимира Мономаха уже давно знала Русская земля.

Став киевским князем (1113–1125) Мономах утихомирил восстание (См. дополнительный хрестоматийный материал). Он издал добавления к ʼʼРусской Правдеʼʼ, которые получили название ʼʼУстав Владимира Мономахаʼʼ. ʼʼУставʼʼ упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место ʼʼУставʼʼ уделял правовому положению закупов. Это позволяет сделать вывод, что закупничество стало очень распространённым явлением, и закабаление земледельческого населœения происходило постоянно.

Мономах, как и всœе русские князья, уделял большое внимание борьбе с кочевниками. Ещё в 1111 ᴦ. он организовал общерусский поход против половцев. Русские воины зашли далеко в половецкие степи и на Дону разбили половцев. Половцы ушли к отрогам Кавказа и в правление Владимира больше не тревожили Русской земли. Мономах совершил около 83 больших и малых военных походов на Руси и в половецкие степи. Он был инициатором целого ряда княжеских съездов, где решались вопросы прекращения княжеских усобиц и охраны границ Русской земли (См. дополнительный хрестоматийный материал) (См. дополнительный иллюстративный материал).

При Мономахе Киев украсился новыми постройками. Близ Киева был построен Выдубицкий монастырь, церковь на реке Альте.

В 1113 ᴦ. в Киеве – Печёрской лавре монах Нестор создал одну из известнейших древнерусских летописей ʼʼПовесть временных летʼʼ. В 1116 ᴦ. по приказу Мономаха игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в ʼʼПовесть временных летʼʼ была внесена легенда о призвании варягов – норманнов, что отвечало политическим интересам Мономаха. Легендарный рассказ о призвании Рюрика, установившего мир среди славян, должен был помочь обосновать законность призвания киевскими боярами во время восстания 1113 ᴦ. в Киеве на великокняжеский престол Владимира Мономаха, так же установившего мир и покой в Киеве.

Владимир Мономах поддерживал тесные связи со многими европейскими правителями. Сам он был сыном византийской принцессы, первая супруга его была Гида, дочь английского короля Гарольда; сын Мстислав был женат на дочери шведского короля, одна дочь – замужем за венгерским королём, другая – за греческим царевичем.

С именем Владимира Мономаха связано и появление на Руси символов царской власти – короны (шапки Мономаха), скипетра, державы. По преданию, их прислал в дар Мономаху его дед – византийский император Константин Мономах.

Славно потрудился Владимир Мономах во славу Русской земли. По словам летописца, ʼʼслава о его доблести сияла как солнце и прошла по всœем странамʼʼ.

К XI в. за государством восточных славян окончательно закрепилось название ʼʼРусьʼʼ, ʼʼРусская земляʼʼ. Всех восточных славян стали звать ʼʼрусичамиʼʼ, ʼʼрусинамиʼʼ, ʼʼрусскимиʼʼ.

Владимир Мономах смог объединить под своей властью 3/4 территории Древнерусского государства, на время прекратить княжеские усобицы. Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета. В границах Руси уже сложились и выросли самостоятельные государства. Русь неудержимо распадалась. На Руси начинался период феодальной раздробленности.

referatwork.ru

Киевская Русь в XI–XII веках. Русская история

Киевская Русь в XI–XII веках

Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собою в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от так называемой эпохи удельно-вечевой. Изучая период дохристианский, мы приходим к тому заключению, что единодержавия в то время не было; Русь несколько раз дробилась на княжества (после Святослава, Владимира Святого). При жизни князя-отца сыновья сидели наместниками в главных городах и платили отцу дань. По смерти отца земля дробилась на части по числу сыновей, и лишь политическая случайность приводила к тому, что в конце концов восстанавливалось единодержавие. Братья, враждуя из-за наследства, обыкновенно истребляли друг друга. После такой борьбы между сыновьями Святого Владимира Русь разделилась на две части: по левую сторону Днепра владел Мстислав, по правую – Ярослав. По смерти же Мстислава Ярослав владел всей землей; умирая (1054) он разделил землю таким образом: старшему сыну, Изяславу, дал Киев и Новгород, то есть два конца торгового пути (очевидно, что Изяслав был самый богатый, самый могущественный князь), второму сыну, Святославу, – Чернигов, третьему, Всеволоду, – Переяславль (недалеко от Киева), четвертому, Вячеславу, – Смоленск, пятому, Игорю, – Владимир-Волынский; но у Ярослава был еще внук от старшего сына, Владимира Ярославича, доблестный Ростислав, о котором сложилось много легенд, – ему Ярослав ничего не дал.

Тогда Ростислав бросился сам на Тмутаракань, захватил ее и оставил за собою. Ярослав велел почитать Изяслава как старейшего, но Изяслав не сумел поддержать свой авторитет, восстановил против себя киевлян, которые его изгнали. Возвратясь затем в Киев, Изяслав был вторично изгнан оттуда братьями; он бежал на запад; киевский стол занял Святослав и княжил там до смерти. Затем Киев опять переходит к Изяславу, а Чернигов в это время достается Всеволоду. После смерти Изяслава киевский престол занял Всеволод, а второй город – Чернигов – Всеволод отдал своему старшему сыну Владимиру. Детей Святослава он совсем вычеркнул из общего наследия, как изгоев, которые не имели права на великокняжеский престол, ибо отец их не мог бы стать великим князем, если бы соблюдал старшинство и не прогнал с престола старшего брата своего, который его пережил. В 1093 году умер Всеволод, оставив после себя сына Владимира, прозванного Мономахом по имени своего деда со стороны матери. Владимир не встретил бы препятствий со стороны киевлян, если бы захотел занять отцовский великокняжеский престол, но, не желая новых усобиц и соблюдая родовое старшинство, Мономах предоставляет киевский стол старшему из своих двоюродных братьев, Святополку Изяславичу, который, как старший в роде, имел на великокняжеский стол все права. Этот князь, однако, не умел соблюдать спокойствие в Русской земле и потому не пользовался народным расположением; во время его княжения Святославичи, признанные изгоями со стороны своих дядей Изяслава и Всеволода, стали добиваться политической полноправности и заявили притязание на черниговский стол, занятый Мономахом. После долгих смут Любечским съездом 1097 года права Святославичей на Чернигов были восстановлены, и вместе с тем съезд поделил все русские волости между князьями на началах справедливости. Но справедливость была вскоре попрана главным ее блюстителем, Святополком, который вместе с Давидом Игоревичем совершил известное насилие над Васильком. Это насилие повлекло за собой новые усобицы, для прекращения которых был назначен новый съезд. В 1100 году в городе Уветичах, или Витичеве, Святополк, Мономах и Святославичи заключили между собой союз для восстановления мира на Руси.

Когда Витичевским съездом был водворен порядок во внутренних делах, тогда стало возможно подумать и о делах внешних – о борьбе с половцами. Владимир и Святополк съехались на берегу Долобского озера (1103) и решили двинуться общими силами на половцев. Эти съезды – Любечский, Витичевский и Долобский – показывают нам, что в важных спорных вопросах князья – внуки Ярослава – прибегают к съездам как к высшему учреждению, имеющему право безапелляционного решения. События же, их вызвавшие, свидетельствуют, что Русь во время княжения Святополка не пользовалась спокойствием и что нарушителем этого спокойствия часто был сам великий князь. Понятно, почему по смерти Святополка (1113) даже летописец, всегда готовый хвалить покойного князя, хранит о нем полное молчание.

После смерти нелюбимого князя киевляне посылают звать на великокняжеский престол Владимира Мономаха, но Мономах, не желая нарушать раз признанных прав Святославичей, отказывается от великокняжества. Однако киевляне, не любившие Святославичей, не принимают ни Святославичей, ни отказа Мономаха и отправляют к нему новое посольство с тем же предложением, угрожая возмущением в случае его упорства, и тогда Владимир вынужден был согласиться и принять Киев. Так воля граждан нарушила права старшинства, передав их в руки достойнейшему помимо старейшего. Однако это нарушение старшинства, хотя и вынужденное, должно было вызвать новые усобицы, и если при жизни сильного и всеми любимого Мономаха Святославичи должны были затаить свою ненависть к невольному похитителю их прав, то они передали эту ненависть своим детям; она-то и послужила причиной кровавых усобиц между потомством Святослава и потомством Всеволода, но эти усобицы произошли значительно позднее. Потомки Святослава Черниговского не препятствовали тому, чтобы после смерти Мономаха (1125) занял киевский стол сын его Мстислав. Да и не легко было оспаривать у него великокняжеский стол: Святославичи, по тогдашним понятиям, потеряли свои права на Киев, оттого что не противились занятию киевского стола Мономахом; этим они понизили род свой перед родом Мономаха и утратили не только в настоящем, но и в будущем всякое право на великокняжеский стол. Со стороны черниговских князей также не последовало возобновления притязаний на Киев и тогда, когда (в 1132 году) Мстислав умер и старшинство перешло в руки брата его, Ярополка Владимировича, что вполне согласовалось с желанием киевлян, которые не хотели никого, кроме Мономаховичей. Черниговские князья не могли протестовать, ибо они были бессильны, пока мир господствовал в роде Мономаха. В княжение Ярополка, однако, этот мир был нарушен. Перед смертью Мстислав обязал своего брата и преемника Ярополка отдать Переяславль его старшему сыну, Всеволоду Мстиславичу. Вступив на великокняжеский престол, Ярополк поспешил исполнить предсмертную волю брата, но это вызвало неудовольствие со стороны младших сыновей Мономаха – Юрия Ростовского и Андрея Владимиро-Волынского. Узнав о перемещении племянника в Переяславль, они сочли это шагом к старшинству помимо их (у князей Киевской Руси XI–XII веков было лествичное восхождение со стола менее важного на стол более важный, и так до Киева) и поспешили выгнать Всеволода из Переяславля. Тогда Ярополк водворил туда второго Мстиславича – Изяслава, княжившего в Полоцке. Но и это распоряжение не успокоило младших князей: в каждом племяннике, который сидел в Переяславле, они видели наследника старшинства, будущего князя киевского. Чтобы успокоить братьев, Ярополк вывел и Изяслава из Переяславля и послал брата своего, Вячеслава, но тот скоро сам оставил эту область, и она была уступлена Юрию Ростовскому.

Враждою между дядьями и племянниками в потомстве Мономаха не замедлили воспользоваться Святославичи и решились предъявить свои права на великое княжение. Обстоятельства сложились благоприятно для Святославичей: Ярополк Владимирович скончался в 1139 году и место его заступил брат его, Вячеслав, человек бесхарактерный и неспособный. Таким ничтожеством великого князя воспользовались Святославичи в лице Всеволода Ольговича; он подступил к Киеву; Вячеслав не мог сопротивляться и уехал в Туров, а Всеволод занял его место. Довольно понятно, почему Мономаховичи допустили внука Святослава занять старший стол, – линия Мономаха в это время не имела главы, все старшие Мономаховичи (Вячеслав, Юрий, Андрей) были слабые, неэнергичные люди, и единственный предприимчивый человек, могущий защищать интересы своего рода, был старший сын старшего Мономаховича – Изяслав Мстиславич Владимиро-Волынский, но он находился во вражде со старшими членами рода и потому не вступился за права своего дяди Вячеслава. Этому способствовало еще и то обстоятельство, что старшая сестра Изяслава была замужем за князем Всеволодом Ольговичем, а по понятиям того времени старший зять почитался за отца.

В 1144 году Всеволод Ольгович в присутствии Ольговичей, Давидовичей и одного Мономаховича – Изяслава Мстиславича – объявил, что поступок Мономаха и сына его Мстислава, которые, не обращая внимания на род Святослава, отдали Киев один – сыну своему, другой – брату, дает ему право передать старшинство своему брату Игорю помимо Мономаховичей. Со всех присутствующих была потребована клятва в признании Игоря Ольговича на столе киевском. Такая же клятва была взята и с киевских граждан в 1146 году, но клятва эта была скоро нарушена. Едва Игорь сел на стол, как киевляне отправили посольство звать на киевский стол Изяслава Мстиславича. Последний немедленно двинулся к Киеву, объявив, что терпел на старшем столе Всеволода, как мужа старшей сестры своей, но что других Ольговичей на киевском столе не потерпит. Киевляне перешли на его сторону. Игорь был взят в плен и погиб, а Изяслав занял великокняжеский стол.

В лице Изяслава род Мономаха снова восторжествовал над родом Святослава. Но самовольный захват Изяславом киевского стола вооружил против него двух старших Мономаховичей, двух его дядей, – Вячеслава, который некогда сидел в Киеве, но был изгнан Всеволодом Ольговичем, и Юрия, князя Ростовского. Юрий, недовольный тем, что старшинство досталось его племяннику, а не брату, начал с Изяславом борьбу и одержал верх. Изяслав удалился во Владимир-Волынский, а в Киеве стал княжить Юрий. Но и он не долго удержал за собой киевский стол; Изяславу удалось изгнать его и снова вернуть себе Киев, а чтобы обеспечить себя от обвинений в беззаконном захвате престола, он пригласил в Киев старшего дядю, Вячеслава, который, довольствуясь почетом, предоставил всю власть племяннику. Но Юрий не оставил своих притязаний на Киев, несмотря на то что Изяслав обставил дело вполне законно, воспользовался первою удобною минутою и подступил к Киеву. Изяслав и Вячеслав оставили город, и Юрий вторично завладел им, но опять-таки ненадолго. Киевские граждане любили Изяслава и при первом его появлении перешли на его сторону. Юрий снова уехал из Киева, а Изяслав, верный прежнему намерению, стал княжить именем Вячеслава. В 1154 году Изяслав умер; престарелый Вячеслав вызвал другого своего племянника, Ростислава Смоленского, и киевляне присягнули ему, заключив, однако, договор, что он будет чтить своего дядю Вячеслава, как делал это его покойный брат. После же смерти Вячеслава киевляне приняли Изяслава Давидовича, представителя Святославичей, но тут снова вступает Юрий, и престол в третий раз переходит к нему.

В 1157 году Юрий умирает, и киевляне, не любившие этого князя, хотя он и был Мономахович, снова зовут на киевский стол Изяслава Давидовича, но один из младших Мономаховичей, Мстислав Изяславич Владимиро-Волынский, опасаясь, что киевский стол уйдет из рук Мономаховичей, изгнал Изяслава из Киева и водворил там своего дядю Ростислава, а после смерти его в 1168 году сам занял великокняжеский престол. В то же время претендентом на старшинство является сын Юрия Андрей, которого Мстислав обошел, как раньше отец его Изяслав обошел дядю своего Юрия. Одинаковые отношения вызвали одинаковые последствия – упорную вражду. Победа в этой борьбе осталась на стороне Андрея; в 1169 году Киев был взят, а Мстислав удалился в свою Волынскую область. Киев был ограблен и сожжен, и сам победитель не остался в нем, а ушел на север...

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

2. Русь в 10 - начале 12 веков. Создание и развитие Древнерусского государства в 9-12 веках.

В IX в. у славян было 2 крупных объединения:

  1. у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;

  2. условен в Поволховье с центром в Ладоге.

В 862 г. в Ладогу (по летописи — в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.

Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.

Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.

В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда.

По смерти его правят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.

      1. 3. Культура Киевской Руси

Важную роль сыграло в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с Византией. Возникли церковные школы и монастыри. В живопись проникают греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть — от бога»).

В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. — Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях — храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском — Георгиевский собор, в Новгороде — церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище.

Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий».

В XI в. появляется первое крупное произведение литературы — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В 1073 г. из различных цитат составлен «Изборник» Святослава Ярос-лавича. Создается житийная литература, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора. В начале XII в. появляется первая русская летопись — «Повесть временных лет». Владимир Мономах написал «Поучение» своим сыновьям. В Суздальской земле Даниил Заточник создает «Слово» и «Моление». Вершина древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О распространении письменности свидетельствует множество текстов на берестяных грамотах Новгорода. В Новгороде найдена древнейшая русская рукопись — цера, книжечка с псалмами. Другие древнейшие рукописи — Реймсское и Остромирово евангелия.

Наряду с официальной, сохранялась и народная культура — скоморохи, народные гуляния. Влияние церкви на народ было еще слабым.

studfiles.net

Русь в 12 веке кратко

На рубеже 11 и 12 веков Киевская Русь была достаточно развитой державой. На ее территории было создано развитое народное хозяйство, жители государства научились выращивать множеств видов сельскохозяйственных культур, активно начало развиваться скотоводство. Была принята специализация производства и разделение труда. Успешно развивались как села, так и города, всего на Руси было более трех сотен крупных городов, поэтому государство продолжало оправдывать данное западными европейцами название – Гордарика, страна многих городов.

Однако в политической жизни Руси начались серьезные проблемы. Киевское княжество постоянно подвергалось нападениям с востока, и хотя русичам удавалось сдержать наступление противника, земля подвергалась разорению, а люди стремились переселиться в более спокойные регионы. Кроме того, процессы децентрализации, зародившиеся еще при князе Владимире Великом (и даже ранее), достигли своего апогея. В первой половине века князья Киевской Руси стремились развивать только свои собственные территории, и не заботились о благоустройстве самого Киева. В составе Руси их удерживал только авторитет последних великих князей – Владимира Мономаха и его сына Мстислава.

Русь в 12 веке кратко характеризируется как государство, пережившее свой расцвет, и пришедшее к упадку, который больше всего сказался на его центре. Если раньше основной торговый путь «из Варяг в Греки» приносил большое богатство Киеву, то в 12 веке его значение существенно упало. С учетом политики других русских князей и постоянных набегов кочевников, Киев не мог сам по себе удержать власть во всех княжествах. Развалу способствовала и экономическая самостоятельность русских княжеств – в них производилось все необходимое для поддержания нормальной жизни.

Со временем раздробленность лишь усугубилась. Наиболее мощными княжествами осталось Галицкое, Новгородское и Владимиро-Суздальское (северо-западная Русь). Однако Галицкое княжество начало враждовать с литовцами, остальные два постоянно воевали между собой. Последнее из княжество уже к началу 13 века развалилось на множество мелких, и перестало представлять собой единую силу. Такая раздробленность сильно ослабила бывшую Киевскую Русь в целом. К концу 12 века вместо 14 княжеств образовалось около 50-ти. Им становилось все сложнее обороняться от кочевых племен, а в будущем такое положение дел предопределило исход борьбы против Золотой Орды в пользу захватчиков.

antiquehistory.ru

8. Древняя Русь в середине 11-начале 12 века. Внутри- и внешнеполитическое развитие.

Политическое единство Древнерусского государства сохранялось какое-то время после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.). Изяслав занимал Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль, Игорь - Владимир, Вячеслав - Смоленск. Сыновья Ярослава, согласно завещанию, совместно управляли Русью. После смерти в 1057 г. Вячеслава Ярославича смоленского старшие сыновья составили своеобразный триумвират, распределяя доходы по своему усмотрению и устраняя неугодных князей. Первый пример устранения неудобного человека с помощью церкви - пострижение в монахи дяди Судислава.

Постепенно внутри княжеского рода разгораются распри. Обострилась борьба за волости. Братьям-триумвирам удалось удержать власть в своих руках и даже приумножить земли (Ярославичи устанавливают контроль над Полоцком, почти отпавшим от Киевской Руси в это время).

В 70-е годы XI в. осложнились отношения уже между братьями. После смерти Святослава в междоусобице приняли участие и племянники. Потомство Ярослава разрослось и им стало тесно. Начался передел контроля над волостями. Основная цель противников в этой борьбе - захват наиболее богатых волостей. При этом обе стороны не были разборчивы в средствах: привлекали половцев, Византию, калечили противника и т.д. Своеобразным центром, куда бежали проигравшие борьбу князья, стала Тмутаракань.

Киевское княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) было временем относительной стабильности во внутри- и внешнеполитической жизни Руси. В это время сын Всеволода черниговский князь Владимир Мономах (получивший свое прозвище по матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха) окончательно подчинил вятичей - последний восточнославянский союз племенных княжеств, сохранивший еще собственных князей. После смерти Всеволода в 1093 г. наступает период обострения усобиц и борьбы с половцами.

Постоянные междоусобицы заставили князей искать компромисс. В 1097 г. на съезде южнорусских князей в Любече было заключено соглашение, по которому Святополк, Владимир и Олег с братьями Давыдом и Ярославом Святославичами должны были владеть отчинами - областями, переданными их отцам в управление по завещанию Ярослава Мудрого. На съезде также была достигнута договоренность о совместных действиях по обороне Руси от внешней опасности.

Вскоре после съезда усобица вновь разгорелась. В 1100 г. была предпринята очередная попытка примирения: инициатор распри Давыд Игоревич был перемещен в незначительный город Бужск. Распри на время затихают.

В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого авторитетного на Руси князя - Владимира Мономаха. Владимир был внуком Ярослава Мудрого по отцовской линии. Его дедом по материнской линии был византийский император Константин Мономах. По имени византийского деда Владимир Всеволодович также получил прозвище Мономах. На момент приглашения в Киев Мономах правил в своей вотчине Переяславле. Ему было уже 60 лет, и он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Владимира Мономаха уже давно знала Русская земля.

Став киевским князем (1113 - 1125) Мономах утихомирил восстание (См. дополнительный хрестоматийный материал). Он издал добавления к "Русской Правде", которые получили название "Устав Владимира Мономаха". "Устав" упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место "Устав" уделял правовому положению закупов. Это позволяет сделать вывод, что закупничество стало очень распространённым явлением, и закабаление земледельческого населения происходило постоянно.

Мономах, как и все русские князья, уделял большое внимание борьбе с кочевниками. Ещё в 1111 г. он организовал общерусский поход против половцев. Русские воины зашли далеко в половецкие степи и на Дону разбили половцев. Половцы ушли к отрогам Кавказа и в правление Владимира больше не тревожили Русской земли. Мономах совершил около 83 больших и малых военных походов на Руси и в половецкие степи. Он был инициатором целого ряда княжеских съездов, где решались вопросы прекращения княжеских усобиц и охраны границ Русской земли (См. дополнительный хрестоматийный материал) (См. дополнительный иллюстративный материал).

При Мономахе Киев украсился новыми постройками. Близ Киева был построен Выдубицкий монастырь, церковь на реке Альте.

В 1113 г. в Киеве - Печёрской лавре монах Нестор создал одну из известнейших древнерусских летописей "Повесть временных лет". В 1116 г. по приказу Мономаха игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в "Повесть временных лет" была внесена легенда о призвании варягов - норманнов, что отвечало политическим интересам Мономаха. Легендарный рассказ о призвании Рюрика, установившего мир среди славян, должен был помочь обосновать законность призвания киевскими боярами во время восстания 1113 г. в Киеве на великокняжеский престол Владимира Мономаха, так же установившего мир и покой в Киеве.

Владимир Мономах поддерживал тесные связи со многими европейскими правителями. Сам он был сыном византийской принцессы, первая супруга его была Гида, дочь английского короля Гарольда; сын Мстислав был женат на дочери шведского короля, одна дочь - замужем за венгерским королём, другая - за греческим царевичем.

С именем Владимира Мономаха связано и появление на Руси символов царской власти - короны (шапки Мономаха), скипетра, державы. По преданию, их прислал в дар Мономаху его дед - византийский император Константин Мономах.

Славно потрудился Владимир Мономах во славу Русской земли. По словам летописца, "слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам".

К XI в. за государством восточных славян окончательно закрепилось название "Русь", "Русская земля". Всех восточных славян стали звать "русичами", "русинами", "русскими".

Владимир Мономах смог объединить под своей властью 3/4 территории Древнерусского государства, на время прекратить княжеские усобицы. Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета. В границах Руси уже сложились и выросли самостоятельные государства. Русь неудержимо распадалась. На Руси начинался период феодальной раздробленности.

studfiles.net