История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация на тему Индия и Китай в древности (10 класс). 10 класс древняя индия


Индия и Китай в древности (10 класс)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Урок в 10 классе по теме «Индия»

Урок в 10 классе по теме «Индия»

Сай Любовь Михайловна, учитель географии МБОУ СОШ №6 ст.Новолеушковской Павловского района Краснодарского края

Цели:

  1. Изучить особенности ЭГП, населения и хозяйства Индии.

  2. Способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран.

  3. Совершенствовать умения анализировать, показывать, убеждать.

  4. Способствовать развитию эмоциональной сферы личности учащихся, познавательного интереса к географическим знаниям.

Подготовительный этап:

  1. Предложить всем учащимся письменно ответить на вопрос: «Что бы вы хотели узнать об Индии?»

  2. Отправить «туристов» в путешествие по Индии (дать четырем учащимся задание: подготовить выступления по вопросам: ЭГП, хозяйство, население, культура и религии).

  3. Собрать вопросы учащихся, сгруппировать их по четырем основным разделам темы и предложить другим четырем учащимся подготовить на них ответы.

  4. Собрать вырезки из журналов об Индии, подготовить из этих иллюстраций плакат «Эта многоликая Индия».

  5. Подготовить наглядные пособия: герб и флаг страны, подобрать индийские мелодии, бейджики для «туристов»; приготовить блюда индийской кухни и напечатать рецепты их приготовления; подготовить выставку индийского чая; слайд «Афанасий Никитин в Индии»; женскую национальную одежду, украшения; слайды с видами природы страны.

  6. Заготовить таблицу в тетрадях:

ЭГП

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Домашнее задание: с.196-202, таблица в тетради.

  3. Изучение нового материала в ходе урока-конференции.

Учитель. Сегодня мы проводим необычный урок, урок-конференцию. Возвратились из Индии наши «туристы». Они изучали страну и дадут нам о ней самые интересные сведения. Мы будем внимательными слушателями, любопытными корреспондентами, но одновременно сделаем краткие записи в своих тетрадях. Вам предлагается таблица. В ходе урока вы ее должны будете заполнить. (Читает эпиграф к уроку)

Прекрасна подлунная, и недра в горах,

И почвы земной изобилье.

Прекрасна земля, - я падаю в прах

Перед земною пылью.

Р.Тагор

(Звучит индийская мелодия)

Учитель. Более 500 лет назад, в середине 15 века, русский купец из Твери Афанасий сын Никитин совершил смелое путешествие в загадочную Индию, о богатстве и обычаях которой ходили тогда на Руси сказочные преданья. Об индусах рассказывали как о людях «рогатых, трехногих, шестируких, с глазами и ртом на груди, с песьими головами, трехсаженного роста». Он составил для соотечественников описание своего путешествия, известное под названием «Хождение за три моря». Все рассказанное Афанасием Никитиным об Индии было новым, неведомым; описания и суждения его были предельно кратки и точны. По содержанию и тону повествования можно судить об авторе как о человеке, который много знает, смотрит на мир глазами мудреца, лишенного религиозной и национальной ограниченности. На чужбине он глубже понял величие Руси и русского народа, проникся глубоким уважением к народам Востока, к их культуре, их обычаям и нравам. Он писал: «Индусы не едят никакого мяса: ни яловины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же они в день дважды, а ночью не едят: ни вины, ни сыты не пьют. С мусульманами не едят и не пьют. А еда у них плохая и один с другим не пьет и не ест, и с женой не ест. Едят рис да киричи с маслом, да травы разные, а варят их с маслом и молоком. А едят все правою рукой, левою не примется ни за что; ножа не держат, а ложки не знают. В дороге каждый себе варит кашу в отдельном горшке. А от мусульман скрываются, чтобы не посмотрел ни в горшок, ни в еду. Если же мусульманин посмотрит на еду, то индусы уже ее не едят. А когда едят, то покрываются платом, чтобы никто не видел его…Приходя и уходя, кланяются по-монашески. Обе руки тычут до земли и ничего не говорят.

Таковы сведения об Индии 500-летней давности. Сегодня мы получим современные данные об этой стране. На нашем уроке присутствуют туристы, недавно вернувшиеся из поездки по Индии, они и расскажут нам о своих впечатлениях, ответят на наши вопросы. (Представить участников конференции). А мы, как благодарные слушатели, будем вносить данные в таблицу.

Ученик: Рассказ об ЭГП страны. Индия – одно из древнейших государств мира. В течение почти двух веков она была колонией Великобритании. Добилась независимости в 1947 году, а в 1950 году была провозглашена республикой. По государственному строю Индия – федеративная республика, состоящая из 25 штатов, каждый из которых имеет законодательное собрание и правительство, но при сохранении сильной центральной власти. ЭГП Индии благоприятно для развития ее хозяйства. Вблизи южной оконечности полуострова Индостан пролегает морской путь из Средиземного моря в Тихий океан. Индийский океан связывает страну с развивающимися государствами, расположенными на его берегах, и с Австралией. Сухопутные границы с Бангладеш и Пакистаном не имеют естественных рубежей. Индия одной из первых колониальных стран добилась независимости в 1947 году. При этом на месте бывшей колонии Великобритании по религиозному принципу образовались два суверенных государства – Индия и Пакистан. Позднее из состава Пакистана выделилось независимое государство Бангладеш. Так вот, между Индией и Пакистаном остался ряд нерешенных территориальных вопросов, что осложняет отношения между этими странами. Граница Индии с Китаем труднодоступна – она проходит по хребтам Гималаев. От территории бывшего СССР. От территории бывшего СССР Индию отделяла узкая полоска афганской земли, где смыкаются горные системы Гиндукуша, Памира, Гималаев, что создавало серьезный барьер для сухопутного транспорта. Через Индию проходят важные международные авиалинии из Европы в Азию и Австралию.

Итак, территория Индии по форме напоминает гигантский треугольник, как бы отгороженный от остальной Азии высокой стеной Гималаев. В литературе эту обширную область часто называют Индийским субконтинентом. Хотя длина морских границ значительно меньше сухопутных, именно они играют главную роль в экономике страны. Вдоль ее берегов пролегает мировой торговый путь, открывающий большие возможности для расширения связей со странами Востока и Запада.

Учитель. По вашей теме получено несколько вопросов.

Вопрос: Откуда пошло название страны?

Ответ: Согласно легендам тысячелетней давности, на территории нынешней Индии жил легендарный герой Бхарата. Его имя и легло в основу названия страны – Бхаратварша. Позднее появился краткий вариант – просто Бхарат. История знает много случаев, когда тот или иной народ именовал свою страну по-своему, а чужеземцы – по-своему. Это произошло и в Индии. Еще в древности жители Ирана, приходя в Бхарат, встречали на своем пути большую реку, получившую наименование Хинд. Это название реки они перенесли и на страну. Так появился Хиндустан, где последняя часть слова «стан» означает «страна». Таким же путем шло и образование слова «Индия», в основе которого – название все той же реки, только в европейском варианте – Инд. И сегодня название страны на языке хинди звучит как Бхарат, а Индия – по-английски.

Вопрос: Что означает герб страны?

Ответ. На гербе Индии изображена капитель знаменитой Львиной колонны в Сарнатхе. Эта колонна была установлена в 3-м веке до н.э. близ города Варанаси царем Ашокой – великим объединителем индийских земель. Колонна установлена в том месте, где впервые начал проповедовать Будда. Здесь он обратился к людям четырех частей света с заветом мира и свободы. Современный герб символизирует приверженность Индии к древнему завету всеобщего мира и благоденствия. Львы символизируют мощь, мужество, доверие. Капитель оформлена в виде лотоса – образа бурлящей жизни и творческого вдохновения. Внизу – изречение «Побеждает лишь правда».

Учитель: Предоставляю слово (имя), который занимался изучением хозяйства страны.

Ученик. В природном отношении Индия – одна из богатейших стран мира. Недаром в колониальное время ее называли «Жемчужиной британской короны». Здесь благодатный климат, колоссальные агроклиматические ресурсы. Запасы таких видов минерального сырья как железная и марганцевая руда, хромиты, титан, цирконий, мусковит – имеют мировое значение. Велики запасы угля, руд цветных металлов. Золотоносный пояс в Коларе протянулся на 800 км. Вблизи Хайдарабада добывают алмазы. Многие районы и шельф перспективны на нефть. Реки – источник орошения и гидроэнергии. Обширны земельные ресурсы. Условия климата позволяют собирать два-три урожая в год.

Сегодня Индия – одна из лидеров стран третьего мира. С одной стороны – это промышленно развитое государство, которое обеспечивает свои потребности в тракторах, автомашинах, электронике, горношахтном оборудовании и других видах промышленной продукции, производство которой требует высокого уровня науки и техники. С другой стороны, ведущей отраслью экономики остается сельское хозяйство, где занято 70% всех трудовых ресурсов. По объему с/х производства Индия занимает 4-е место в мире. Она – крупнейший в мире производитель чая, арахиса, сахарного тростника, бобовых, джута, специй, риса, табака, пшеницы и хлопковолокна. В Индии два главных с/х сезона летний и зимний. Главные земледельческие зоны расположены на Индо-Гангской низменности. Именно с повышением урожайности в рамках «зеленой революции» связаны надежды Индии на полное решение продовольственной проблемы.

В Индии насчитывается около 200 млн. КРС, больше, чем в любой другой стране. Однако корова здесь – священное животное, употреблять мясо которого запрещено религией. Часть скота давно состарилась и не играет никакой роли в хозяйстве: не дает ни мяса, ни молока, не используется в качестве тягловой силы.

Индустриализация Индии началась с развития легкой промышленности. Сейчас преобладают отрасли тяжелой промышленности. За годы независимости созданы черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

Наиболее мощный промышленный комплекс сформировался на востоке – от Калькутты вдоль долины реки Дамодар. Крупными индустриальными центрами являются также Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас. Эти четыре главных промышленных центра распространяют свое влияние на запад. Восток, север и юг Индии, а также на всю страну. Они образуют как бы вершины большого четырехугольника и связаны между собой транспортными магистралями, которые играют роль главных «осей развития».

Учитель. Спасибо за выступление. Вам поступили вопросы.

Вопрос: Я читал о том, что бывший Советский Союз помогал Индии строить промышленные предприятия. Это так?

Ответ: Да. Это – металлургические комбинаты в Бхилаи и Бокаро; заводы тяжелого машиностроения в Ранги; горношахтного оборудования в Дургапуре; алюминиевый завод в Корье; нефтеперерабатывающий завод в Матхуре, всего более 60-ти объектов. Индия поставляет в Россию много различных готовых изделий, сырья. Например, джут – ценный материал. Оказывается, по труднейшей дороге в тысячи километров из Индии в нашу страну во время войны беспрерывно шли военные грузы, сырье и джут. Из него шили даже палатки для защитников Сталинграда. После получения независимости дружба с Россией все больше расширялась.

Вопрос: Осталась ли корова священным животным?

Ответ: В среднем житель Индии потребляет всего 1,5 – 2 кг мяса в год. Это объясняется не столько отсутствием товарного животноводства, сколько религиозными воззрениями индуизма, которые всячески поддерживают вегетарианство, запрещают употреблять в пищу говядину и убивать коров (в древней Индии они были символом плодородия и благоденствия). Следуя законам индуизма, индийские крестьяне не забывают состарившийся скот, а просто выгоняют его со двора. В результате миллионы голодных «священных» коров бродят по дорогам, полям, городским улицам, мешая дорожному движению и стравливая посевы, но оставаясь неприкосновенными.

Вопрос: Каковы основные экологические проблемы Индии?

Ответ: Резкое сокращение площади тропических лесов: в долине Ганга и в дельте Ганги и Брахмапутры их практически не осталось; наносит вред окружающей среде и добыча полезных ископаемых; добыча нефти на шельфе всегда создает угрозу загрязнения океана.

Вопрос: Какую роль играет чаеводство в экономике страны? (Обратить внимание учащихся на выставку чая).

Ответ: Чаеводство – одна из важнейших отраслей экономики страны. В Индии насчитывается свыше 35 тысяч чайных плантаций, на которых занято несколько миллионов человек. На долю чая приходится около 10% инвалютных поступлений от экспорта. Чай по праву можно назвать индийским национальным напитком. В каждой придорожной корчме круглые сутки можно заказывать миниатюрный глиняный горшочек дымящегося чая с буйволиным молоком. Индийский чай популярен и в нашей стране. Отличить его можно по специальному товарному знаку «Девушка с корзиной» (показывает).

Учитель. Спасибо за содержательные ответы. Теперь мы хотим узнать о населении страны.

Ученик. По численности – это вторая страна в мире после Китая. Переписи населения свидетельствуют о быстром росте населения. Сейчас в стране проживает около миллиарда человек. Быстрый рост населения создает дополнительные трудности для хозяйства страны. В связи с этим правительство Индии осуществляет крупномасштабную программу, направленную на сокращение рождаемости под девизом «Нас двое и нам двоих». Часть кинопродукции под знаком перевернутого красного треугольника – символа программы планирования семьи – просто не находит своего зрителя так же, как и газеты, брошюры на английском языке. Бедные слои населения неграмотны, не имеют доступа к фильмам. Но плакаты, изображающие хорошенькую девочку, указывающую пальчиком на свою преуспевающую семью: «Папа, мама, брат и я – вот счастливая семья", не очень эффективны, особенно в сельской местности. Более того, неграмотные крестьяне – особенно женщины – истолковали плакат по-своему: «Чем-то, видать, прогневили богов! Такие богатые, а детей нет». Очень крепки еще традиции многодетных семей, кроме того, дети в сельской местности – большое подспорье во всех работах. Государственная программа планирования семьи в Индии рассчитана на долгое время. С каждым годом дети получают все больше возможностей для обучения в правительственных школах, для развития своих способностей.

Этнический состав населения Индии исключительно многообразен. Индия – самая многонациональная страна в мире. В ней живет множество народов, принадлежащих к различным языковым семьям. Десятки миллионов человек насчитывают хиндустанцы, бихарцы, пенджабцы. Официально здесь зарегистрирован 281 язык. К основным относится 15 языков. Но почти 100 млн. индийцев говорят на других языках и наречиях, а общее число диалектов 1600. В Индии нет языка, который бы абсолютно преобладал по числу говорящих на нем. Государственным языком считается хинди. В качестве языка межнационального общения используется английский. Кроме того, каждый штат имеет свой наиболее распространенный язык. Кстати, в Индии английский язык настолько изменился, что его можно считать здешним языком, англичане так говорить не умеют и не сразу все понимают. Поэтому иногда попытка расспросить о чем-то превращается в большую проблему. Но дело не в одном языке – мимика людей, манера их поведения настолько отличается от европейских, что до смысла ответа добраться бывает трудно.

Рассказ «очевидца». Например, тамилы, желая подтвердить сказанное, так энергично вертят головой, при этом издавая жалобные звуки вроде «не-а, не-а», что кажется, будто вам возражают. Русский врач, беседуя с индийским, обсуждали свойства аспирина. «Я даю аспирин, чтобы сбить температуру. Что он головой замотал, что он – против аспирина? – спрашивал русский у переводчика. И чем настойчивее он объяснял, тем отчаяннее мотал головой индийский доктор. Когда он начинал уже просто стонать и, казалось, настолько возмущен аспирином, что кинется немедленно к больному и вырвет аспирин у него из рук, индийский доктор, улыбнувшись, произносил: «Олл райт!»

Южные индийцы, если желают выразить свое одобрение, покачивают головой. Стоит целая шеренга людей, смотрит, как наши артисты последний раз перед сценой репетируют, и как бы демонстрируют неодобрение. Артисты даже нервничали: «Что не так?» А люди в действительности покачивали головой как бы приговаривая: «Ну и молодцы! Ну и красавицы!» Зато когда спросили сторожа, в своем ли кабинете мистер Рао, тот вытянул губы трубочкой и три раза коротко свистнул. Правда, тут же перевел это на понятные слова: «Ушел, сэр!»

Учитель. Сюрпризом нашего урока является гостья из Индии. Попросим рассказать ее о жизни индийских женщин.

«Гостья» из Индии. На мне сари. Индианка просто неотделима от этой одежды. Сари – это кусок ткани длиной 5-7 метров, особым образом обмотанный вокруг тела так, что один конец остается свободным: его можно перебросить через одно или оба плеча, накрыть им голову, спрятать лицо от постороннего. Под сари надевается плотно прилегающая к телу кофточка – чоли. Сари делает всех женщин привлекательными и нарядными. Обувь у индианок простая. Обычно она состоит из подошвы и нескольких полосок кожи. А крестьяне и вовсе могут всю жизнь проходить босиком. А вот без чего не обходится ни одна индийская женщина, так это без украшений: кольца, браслеты, заколки для волос. Хоть тоненькая нитка бус, да обязательно будет украшать ей шею. Но жизнь простой индианки далеко не всегда такая же яркая и красивая, как ее сари. Уж очень много всяких условностей. До сих пор ей не разрешается вступать в разговор с чужим мужчиной, вечером оказываться вне дома, без сопровождения отца, мужа или брата, надевать короткое европейское платье или юбку. Побыв несколько минут с гостями, жена уходит, угощая, не садится за стол вместе со всеми, а только прислуживает. Зато семьи отличаются стабильностью. Индуистские семьи очень большие, т.к. детей много, а поскольку с жильем плохо, близкие и дальние родственники живут вместе, помогают друг другу. О детях заботятся не только мамы, папы и бабушки, но и тети и дяди. Великий индийский писатель Тагор, например, жил в доме, где обитало более ста человек, находящихся между собой в родственных связях.

Жена становится членом семьи мужа, берет его фамилию. Казалось бы, все как у всех, если бы не надо сначала «купить» жениха. Да, выплата приданого родителями невесты в большинстве случаев сохраняется. Из-за этого приходится влезать в долги, а если в семье несколько детей? Например, сын владельца хорошего земельного участка может стоить до ста тысяч рупий, сын юриста или врача – 50-70 тысяч рупий. Можно найти мужа и за несколько тысяч, но он будет «похуже».

По закону девушка должна выходить замуж не раньше 18 лет, а юноша жениться с 21 года, но на деле невесте обычно едва ли больше 15-ти, а жениху – 20. Но и это заметно отличается от того, когда девочки вступали в брак с 10 лет, а первый ребенок рождался в 12-13 лет.

Но не дай Бог в Индии стать вдовой. Конечно, современной индианке не угрожает «сати» - самосожжение вместе с трупом умершего мужа, а по закону 1954 года она повторно может выйти замуж. Но это по закону. А согласно древним обычаям, вдова не участвует вместе с другими членами семьи в праздниках, чтобы не принести беды. К родителям вдова не имеет права вернуться, а в доме мужа ее положение часто становится невыносимым.

Учитель. К последним выступающим поступили вопросы. Кто будет отвечать?

Вопрос. Какую национальную одежду носят мужчины?

Ответ. Мужчины носят одежду, состоящую из длинной белой рубахи и дхоти – куска ткани, которым оборачивают бедра. В последнее время многие индусы носят европейский костюм.

Вопрос. Как отмечают праздники жители страны?

Ответ. В Индии много праздников. И есть очень забавный. Приходит он в самом начале весны, и когда наступит, все задумываются: в чем выходить на улицу? Потому что только ты вышел – из-за спины выскочил кто-то, плеснул на тебя краской, разведенной в воде. Смотришь – навстречу мужчины, женщины, у кого синее пятно на платье, у кого вся спина оранжевая. И никто не обижается. Шутки, смех, детский визг. Катят по улицам разукрашенные автомобили, велосипеды с разноцветными флажками, бегут лошадки с лентами в гривах, бредут быки с позолоченными рогами. Это Холи – праздник весны!

Учитель. Спасибо за интересные ответы. А сейчас мы пополним свои знания о культуре и религиях этой древней страны.

Ученик. Индия – страна древней и самобытной культуры, уходящей конями вглубь тысячелетий, внесшая огромный вклад в человеческую цивилизацию. Сложный этнический состав сильно сказался на материальной культуре индийцев. Индию с полным правом можно назвать музеем под открытым небом: в стране тысячи прекрасных храмов, дворцов, мавзолеев, мечетей, фортов. Тоже относится и к богатейшей духовной культуре – древнему эпосу, с детства знакомому каждому индийцу, традиционным формам изобразительного и театрального искусства, классического танца. Индия – родина шахмат, здесь возникла десятичная система счисления, учение йоги. Веками складывались и другие традиции. Так, широко известны женская одежда сари, культ змеи кобры. Еще 2000 лет назад Индия славилась своими тканями. Индийские ткани сохранили и обогатили древние традиции, стали использовать новые материалы.

Очень большое влияние на индийский образ жизни, включая как общественные, так и семейные отношения, оказывает религия; свыше 4/5 индийцев исповедуют индуизм и 1/10 – мусульманство. Один из важнейших догматов индуизма – деление на касты, возникшие в свое время на основе общественного разделения труда. Существует несколько основных каст: брамины-жрецы, кшатрии-воины, вайшьи-торговцы, шудры-земледельцы. Эти касты делятся на 3500 подкаст. Не только между кастами, но и между подкастами существуют свои социальные барьеры, недопустимы, в частности, браки. Что же касается хариджан (неприкасаемые), то они не только находятся в самом низу этой сословной пирамиды, но даже не включаются в нее. С незапамятных времен уделом этих, отверженных обществом, было выполнение самой тяжелой и «нечистой» работы. Это неприкасаемые, которые никогда не смешивались с остальными индусами – в каждой деревне они до сих пор живут отдельно в своеобразном гетто, и никто из них не смеет пересечь его границу, воспользоваться общим храмом, священным бассейном при нем, общим колодцем. Сейчас касты отменены конституцией страны, но традиции еще существуют.

Ганг считается индуистами священной рекой. Каждая его капля, убеждены они, несет спасение. Каждый индуист мечтает, чтобы его прах был предан священным водам Ганга.

Одна из бывших сект индуизма, а теперь самостоятельная религия – сикхизм. Она отрицает идолопоклонство, кастовое деление, проповедует равенство перед богом всех обращенных в эту веру. Они обязаны иметь длинные волосы, которые никогда не стригут, гребень, браслет, короткие штаны и меч, чтобы защищать слабых и быть готовым к битве. Волосы взрослые сикхи связывают в узел и обертывают голову тюрбаном. Сикхизм провозгласил равенство женщины с мужчиной, выступил против жестокого обычая «сати» - самосожжения вдов. В Пенджабе женщины пользуются большими правами, чем в остальной Индии.

В 3-м веке до н.э. пришел сюда буддизм. В городе Лехе 12 буддийских монастырей, где собраны замечательные произведения искусства. В монастырях города служат 5000 лам. Раньше здесь господствовало многомужество и теперь все реже можно встретить женщину, имеющую несколько мужей.

Парсы переселились в Индию из Персии в 7-м веке. Сейчас в стране их около 100 тысяч. Парсы – огнепоклонники. Они исповедуют зороастризм.

Нередко на улицах городов можно встретить мужчин с продольными или поперечными полосками на лбу. Это ортодоксальные индуисты. Иногда вы можете встретить людей, закрывающий повязкой рот и нос. Это джайны. И делают они это для того, чтобы вдохнув, невольно не погубить мелких насекомых.

Каждому индийцу знакомо имя Тагора – великого писателя и поэта. Его песня «Душа народа» стала гимном Республики Индии. Жил в Индии Николай Рерих, русский художник. Запущены искусственные спутники Земли. Индийцы гордятся своей древней культурой, бережно сохраняют ее памятники, старые традиции. Люди знают свою историю, помнят о подвиге национальных героев.

Ученик отвечает на вопросы по данной теме.

Вопрос. Назовите столицу индийского кино. Какие актеры наиболее популярны?

Ответ. Город Бомбей называют столицей индийского киноиндустрии. Известные актеры – Митхун Чакраборти, Шарукх Хан, Айшварья Рай.

Вопрос. Какова история Тадж Махала?

Ответ. Тадж Махал в Агре считается жемчужиной среди индийских гробниц. Его называют памятником «верной супружеской любви». Он был построен для погребения Мумтаз-Махал, жены императора Щахджахана. Это была красивая, одаренная государственным умом женщина. Император во всех делах прибегал к ее советам. Смерть царицы сломила волю Шахджахана. Он охладел к жизни, забросил дела государства, погрузился в грусть. Сын воспользовался таким состоянием отца, захватил власть, а родителя заключил в тюрьму. Отсюда узник мог наблюдать, как идет строительство мавзолея для его покойной жены. Когда он умер, наследник похоронил отца рядом с его женой в мавзолее Тадж Махал.

Вопрос. Что означает точка на лбу у индусов?

Ответ. Тилак – знак, который рисуется на лбу красками различных цветов. Означает принадлежность к той или иной касте. Иногда такой знак накалывают или наносят пережженным коровьим навозом на лоб или плечи символические знаки. Например, шиваиты наносят на лоб три параллельные белые линии. Другой пример. Из сандалового дерева изготовляют пасту, которой наносят узор на лбу невесты. Желтым порошком посыпают головы новобрачных во время свадебной церемонии. Замужняя женщина рисует себе на лбу кружочек оранжевого цвета.

Ученица. Читает стихотворение Р.Тагора «Индия – Лакшми».

О ты, чарующая людей,

Ты, о земля, сияющая в блеске солнца лучей,

Великая Мать матерей,

Долы, омытые Индом шумящим, ветром –

Лесные, дрожащие чащи,

С Гималайскою в небо летящей снежной короной своей.

В небе твоем солнце взошло впервые, впервые леса

Услышали веды святые,

Впервые звучали легенды, песни живые, в долах твоих

И в лесах, в просторах полей;

Ты – вечно богатство цветущее наше,

Народам дающая полную чашу,

Ты –Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты –

Жизни нектар, молоко матерей!

Учитель. А сейчас мы познакомим вас с блюдами индийской кухни.

Ученица. Я приготовила пуди. Я взяла 330 г муки, 3 г соды, 90 г воды, 45 г растительного масла и соль. Из муки, соды и воды замесила крутое пресное тесто как для домашней лапши, раскатала его пластом толщиной 1 мм. Затем выемкой резала большие круглые лепешки и пожарила их во фритюре. Пуди подают как самостоятельное блюдо или вместо хлеба.

Ученица. А я приготовила халуа: взяла 200 г манной крупы, 50 г сливочного масла, 100 г сахарного песка, 50 г изюма, 120 г грецких орехов и ванилин. В распущенное сливочное масло засыпала тонкой струйкой манную крупу и, все время помешивая, пассеровала до золотистого цвета. Перебранный и промытый изюм замочила в холодной воде в течение 30 минут. Орехи очистила, мелко порубила и вместе с изюмом, сахаром и ванилином добавила к манной крупе, перемешала. Всю массу прогревала на слабом огне в течение 30 минут. Это блюдо подают в холодном виде на десерт, а также можно подавать, положив на пуди.

(Ученицы показывают, как индийцы едят, угощают гостей).

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в удивительную Индию. Пора посмотреть наши записи и попытаться ответить на вопросы для закрепления материала.

(Можно предложить 1-2 учащимся прочитать свои записи в таблицах).

Итак, вопросы, касающиеся экономико-географического положения страны:

  1. Когда страна добилась независимости?

  2. Какова форма правления в стране?

  3. В чем выгоды ЭГП?

Вопросы по теме «Хозяйство»:

  1. С развития какой отрасли началась индустриализация? А сейчас?

  2. Что производит современная Индия?

  3. Каковы условия для развития сельского хозяйства?

  4. Почему Индия остается страной больших контрастов?

Вопросы по теме «Население»:

  1. Почему государственная программа планирования семьи пока малоэффективна?

  2. Каков государственный язык в стране?

  3. Что отличает Индию от других стран?

  4. Почему контрасты в размещении населения сказываются на природе?

Вопросы по теме «Культура. Религии».

  1. Какие индийские традиции вам известны?

  2. Представители какой религии преобладают в стране?

  3. О каких религиях вы узнали сегодня?

  4. Какие культурные памятники вам известны?

  5. Какие писатели, поэты, художники вам известны?

Итог урока.

Литература

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.10 класс, учебник. М., Просвещение, 2012.

  2. Сахаров С.В. Что я видел в Индии. М., Малыш.

  3. Корнеев В.А. Индия. М., Мысль, 1996.

  4. Лебедев В.А. Согретые солнцем. М., Просвещение, 1993.

  5. Материалы еженедельного приложения к газете «Первое сентября» (№67-69, 1995)

  6. Там, где женщины носят сари. (Работница, Т.Денисова).

  7. Журнал «Вокруг света» (выпуски разных лет).

  8. Сунгунова Е.И. Пир на весь мир. Сборник. М., Терра, 1997.

Хозяйство

Население

Культура. Религии.

doc4web.ru

Древняя Греция, Индия, Китай, Япония. страница 2

  1. Как называется состояние просветления, отрешения от земных страстей, достижение высшего порядка – Абсолюта в буддизме?

А) ступа Б) якшини В) нирвана Г) чайтья

  1. Перечислите 7 чудес света.

  2. Перечислите известные вам виды искусства? (не менее 5 видов)

  3. Что такое фреска?

  4. Из предложенных вариантов ответа выберите архитектурные памятники Индии.

А) Галикарнасский мавзолей Б) Ступа в Санчи В) Чайтья в Карли Г) Пагода Даяньта

Ответы проверочной работы по МХК в 10 классе по темам: Древняя Греция, Индия, Китай, Япония.

  1. Дорический ордер – чёткость геометрических линий, некоторая тяжеловесность форм и подчёркнутая мужественность.

Ионический ордер - отличается особой живописностью, декоративностью, подчёркнутой стройности, граничащей с женственностью.

Коринфский ордер – чрезвычайно нарядный, даже вычурный; далёкий от гармоничной ясности.

  1. Фидию

  2. Кариатида 

  3. б) пиктографическое письмо;

  4. 1.Дедал;

  5. 1.Пантеон

  6. 3.Мирон.

  7. 2.система водоснабжения

  8. 3. базилика

  9. 2. апсида

  10. 2. Египте

  11. 1 - София Киевская,

2. - Храм Покрова Богородицы на Нерли,

3.- Дмитриевский собор во Владимире,

4. - Церковь Спаса на Ильине Улице,

5. - Успенский собор Московского Кремля,

6. - Покровский собор. Собор Василия Блаженного,

7.- Архангельский собор,

8.- Благовещенский собор,

9. - Колокольня Ивана Великого,

10. - Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов

  1. 25 метров

  2. 5 тыс.км.

  3. Пагода

  4. Б) погребальный холм

  5. Б) Япония

  6. В) пещерный храм

  7. Икебана – это искусство составления букетов;

  8. Нэцкэ – это миниатюрная японская скульптура

  9. Индии

  10. 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б;

  11. 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Г

  12. Б) буддизм

  13. В) нирвана

  14. Пирамида Хеопса

Висячие сады Семирамиды

Храм Артемиды

Статуя Зевса в Олимпии

Галикарнасский мавзолей

Колосс Родосский

Александрийский маяк

  1. Скульптура, танец, ИЗО, архитектура, театр, музыка и т.д.

  2. Фреска – рисунок по сырой штукатурке.

  3. Б) Ступа в Санчи В) Чайтья в Карли

infourok.ru

Разработка урока "Индия и Китай древности"

Разработка урока 10 класс по «Всеобщей истории».

Тема урока : Индия и Китай в древности.

Цели урока:

Образовательные – при помощи игры закрепить знания, полученные на прошлых занятиях, способствовать формированию умения работать с историческими источниками и дополнительной литературой.

Развивающие – учить формулировать, публично излагать, оспаривать и доказывать свою точку зрения; способствовать развитию творческих способностей, логического мышления.

Воспитательные – в ходе необычного общения усилить заинтересованность детей в знаниях данной темы.

Оборудование: комплект материалов и заданий по Индии и Китаю, карты стран.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Ход урока

I Организационный момент

Класс делится на две части. Первая половина получает задание подготовиться дополнительно по истории Древнего Китая, а вторая – по истории Древней Индии. Каждой делегации даются задания и материалы по стране, в которую они прибыли, т.е. команда, готовившая материалы по Китаю, получила задание по Индии и т.д.

Приезжая в другую страну, люди о ней знают меньше, чем о своей. Во время ответов одной делегации, другая делегация может исправлять ошибки, оспаривать точку зрения, доказывать свою правоту. Таким образом, встреча делегаций пройдет интересно, шумно и плодотворно. Активные ребята получат оценки за урок.

Изучение нового материала.

Древняя Индия в период расцвета

Задолго до нашей эры по всему миру начала распространяться молва об Индии как о стране чудес. И возникла она не случайно. Много удивительного и прекрасного было создано в древности трудом целых поколений индийцев.

В Индии уже в III тыс. до н.э. возникла высокая по тому времени культура. Но так было только на северо-западе страны. На остальной ее территории бродили редкие охотничьи племена, и царил еще каменный век. Самые густонаселенные районы современной Индии – долина реки Ганга и морское побережье – тогда были покрыты джунглями и болотами. Только в начале I тыс. до н.э., освоив технику добычи и разработки железа, индийцы стали вырубать джунгли и осушать болота.

Греки, побывавшие в Индии еще в IV-III вв. до н.э., с удивлением рассказывали, что в этой стране добывается сладкий на вкус белый камень, который тает, когда его кладут в рот. Это был сахар, индийцы первыми научились выращивать сахарный тростник и получать из него сахар. Также они выращивали шерсть на деревьях (хлопок). Индия поставляла в Европу различные пряности, высоко ценившиеся благовония, прочные и яркие растительные краски.

Велико было искусство древнейших мастеров. Об этом говорят большие статуи, отлитые из меди, оружие, которое было известно далеко за пределами страны, инструменты, серебряная посуда. Уже тогда Индия славилась своими хлопчатобумажными и шелковыми тканями. Плотники умели строить многоэтажные деревянные дома. Корабельные мастера создавали речные и морские суда, некоторые из судов могли перевозить сотни пассажиров. Строители сооружали плотины, каналы для искусственного орошения полей.

Решите кроссворд «В Древней Индии»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого индийского мудреца, основателя религии. – смотрите документ.

hello_html_m32df1dc2.jpg

«Век за веком»

В Индии цивилизация впервые появилась в долине реки Инд около 2500 г. до н.э. В I тыс. до н.э. цивилизация сложилась в долине реки Ганг и затем распространилась на плоскогорье Декан.

Древние индийцы историю человечества делили на четыре века. Что вам известно об этом делении? Объясните.

Примерный ответ:

I век всеобщего благополучия

Люди не знали болезней и нужды, не было необходимости трудиться, т.к. природа сама давала человеку все, что ему было нужно. Не было угнетения, все были равны, добродетельны и справедливы.

II век

По преданиям индийцев, добродетель в людях уменьшилась на одну четверть. Им уже пришлось тяжким трудом добывать себе пропитание.

III век

Еще на одну четверть уменьшилась добродетель, и на людей обрушились болезни и стихийные бедствия.

IV век

Жить людям стало совсем тяжело. Индийцы называли этот век «темным» и «грешным». Только одна четверть прежней добродетели осталась у людей. Одни угнетают других. Возникает царская власть.

«Угадай!»

Определите, какие высказывания относятся к Древней Индии, а какие – к Древнему Китаю.

Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам.

Для защиты от вторжений врагов на границе этой страны была возведена огромная стена длиной около 3000 км.

В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется и по сей день: сахар, ткани из хлопка, десятеричная система исчисления, шахматы.

Письменность этой страны состояла из нескольких тысяч иероглифов.

Правила поведения людей и государственного управления были основаны на учении философа Конфуция.

Правильный ответ: Китай – 2, 4, 5; Индия – 1, 3.

Делегация Китая

Древний Китай

Древнекитайская цивилизация возникла в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. Почвы в долинах рек и их притоков были достаточно мягкие, что создавало условия для развития земледелия (в основном китайцы занимались выращиванием риса). Плодородие речных долин обеспечивалось огромными и сложными ирригационными системами, сооружением которых занималось в Китае государство. Помимо земледелия у китайцев были развиты скотоводство, рыболовство, производство шелковых тканей, сбор лекарственных трав.

В I тыс. до н.э. на Великой китайской равнине существовало несколько государств, правители которых часто воевали друг с другом. Однако жители всех этих государств считали себя единым народом, так как имели общую культуру и сходные обычаи.

Китайская пагода

Решите кроссворд «В Древнем Китае»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого китайского мудреца. – смотрите документ

В Древнем Китае поклонялись восьми бессмертным магам. Бессмертные жили высоко в горах и обладали сверхъестественными способностями: могли превращать предметы в золото, воскрешать мертвых, становиться невидимыми. Чжунли Цюань – глава бессмертных, возвращавший умершим жизнь одним движением своего веера, Чжан Голао становился невидимым.

«В гости к китайскому императору»

Фигурка Будды, вырезанная из камня, имелась в доме почти каждого китайца. Буддизм пришел в Китай из Индии в I веке н.э. В неспокойные времена падения одних императорских династий и возвышения других учение Б удды, проповедовавшего отказ от земных желаний, ведущий к состоянию блаженства, нирване, когда достигается освобождение от мирских горестей, было очень популярным. Буддисты верили, что человек рождается много раз, в том числе и в облике животного. Однако с достижением нирваны бесконечная цепь перерождений может быть разорвана.

В середине I века до н.э. при приеме Сыном Неба одного из послов, прибывшего к ханскому императорскому двору, чужеземцу были пожалованы:

15 лошадей;

200 медных монет;

77 комплектов одежды;

8 тыс. кусков шелковых тканей;

Личная одежда;

Головной убор;

Меч, украшенный драгоценной яшмой;

Кинжал, лук и стрелы;

Колесница с упряжью

Как вы думаете, что хотел продемонстрировать китайский император столь щедрыми подарками?

Ответ: император хотел не только показать свое расположение к послу, но и продемонстрировать собственное богатство и могущество.

Над строительством Великой Китайской стены (конец III века до н.э.) трудилось 300 тысяч человек. Ее ширина составляет 5 м, а длина – 6700 км.

«Реши тест» - смотрите документ

«Ответь на вопрос»

С какой целью в Китае построена Великая Китайская стена?

Ответ: чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, т.к. в стене находились смотровые сигнальные башни. О нападении сообщалось очень быстро с помощью сигнальных костров.

«Угадай!»

Определите, какие высказывания относятся к Древней Индии, а какие – к Древнему Китаю.

В этой стране все население делилось на замкнутые наследственные группы – касты.

В 221 г. до н.э. эту страну объединил правитель царства Цинь.

В VI в. дон .э. в этой стране жил Будда – основатель новой религии.

В III веке до н.э. большую часть этой страны объединил царь Амона.

В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется и по сей день: бумага, шелк, рис, чай, компас, фарфор, порох.

Правильный ответ: Китай – 2, 5; Индия – 1, 3, 4.

Закрепление изученного:1.Найдите на карте древнейшие города в долине Инда. Покажите на карте территорию древнейшего государства в Китае.2. Почему по древнейшей истории Египта и Междуречья имеется множество письменных памятников, а по древнейшей Истории Индии очень мало?З. Чем отличались постройки в Мохенджо-Даро от зданий в городах Египта и Междуречья?4. Чем можно доказать, что уже в III (З) тысячелетии до н.э. в Индии И во II (2) тысячелетии до н.э. в Китае существовала цивилизации?5. Сосчитайте, сколько столетий существовала цивилизация Индийских городов.

  1. Тесты.

1. Продолжите один из законов царя Хаммурапи. «Если человек сделал пролом в доме [другого человека], [то] перед этим проломом…» : а) …его следует убить и закопать; б) …он должен построить новый дом; в) …его следует наказать 60 ударами плети; г) …он должен высадить фруктовый сад;

2. Какой событие имело место в указанный период? III – II тыс. до н.э. :а) существование Хараппской цивилизации; б) заселение индоариев берегов рек Инд и Ганг; в) создание санскрита; г) длительность Ведического периода;

3. Что означает слово «варна»? а) «тип», «особь», «раса»; б) «цвет», «вид», «разряд»;

в) «этап», «период», «длительность»; г) «ариец», «белокожий»;

4. Назовите религию по цитируемому определению. Это политеистическая религия, при которой поклоняются многим богам, которых представляли в антропоморфном виде, т.е. в облике и со свойствами людей:а) буддизм; б) брахманизм; в) ведизм; г) индуизм;

5. Назовите последнего императора династии Маурьев: а) Ашок; б) Цинь;в) Шан; г) Чжоу;

6. Определите хронологические рамки эпохи «борющихся царств».

а) V – начало III века до н.э., б) V – начало II века до н.э., в) V – III век до н.э.

г) начало V – конец II века до н.э.

7. Какое государство в 221 году до н.э. подчинило себе всю территорию «борющихся царств»? а) государство Чжаньго; б) Западное Чжоу;в) государство Цинь; г) империя Хань;

8. При каком императоре началось строительство Великой Китайской стены?

а) при императоре Кун Цзы; б) при императоре Хань; в) при императоре Лю Бане;

г) при императоре Цинь Шихуан;

9. Что образовало этико-правовой каркас китайского общества, сохранившийся до наших дней? а) учение Лао Цзы; б) учение Конфуция; в) признание даосизма государственной религией; г) проповедь Зороастр;

10. Какая религия оказала большое внимание на мировые религии – христианство и ислам? а) зороастризм; б) джайнизм; в) буддизм; г) ведизм;

11. Дайте определение. Брахманизм – это …

а) одна из трех мировых религий, зародившаяся в Индии в VI веке до н.э.

б) древняя религия индоарийских племен, ранняя стадия формирования религии индуизма, которую исповедует большинство населения Индии;

в) религия в Древней Индии, развивавшая принципы ведизма, ставшая ранней ступенью индуизма;

г) религия, возникшая в Индии в VI веке до н.э., отвергающий авторитет Вед, допускает в свою общину представителей всех варн;

12. Какое учение проповедовало о пути, позволяющем достичь единства с природой и высшей мудрости? а) «дао»; б) «осевое время»; в) «конфуцизм»; г) «джайнизм»;

13. Назовите период, в который свершились важнейшие духовные процессы, вылившиеся в резкий поворот в истории, - исход из мифологической эпохи, зарождение рационального мышления, создание в духовно-культурном отношении человека такого типа, который сохранился и по сей день: а) «осевое время»; б) 221 – 199 гг. до н.э.; в) середина VI в. – начало III в. до н.э.; г) период «борющихся царств»;

14. Назовите личность, чьи биографические сведенья представлены. «…сын царя одного из небольших государств в среднем течении реки Ганг. С детства мальчика ограждали от всех сложностей и несчастий реальной жизни. Однажды повзрослевший юноша вышел из дворца и увидел, что мир полон страданий. Он был потрясён. Он удалился от мира, посвятив себя поискам истины и избавления от страданий» .а) Индра; б) Сиддхартха Гаутама; в) Цинь Шихуан; г) Кун Цзы;

15. Кто разработал систему методов достижения сущности, включающую особый характер питания, тренировку тела, отношение к любви?а) исламисты;б) индуисты; в) буддисты;г) даосы; Ответы к самостоятельной работе

1.А, 2.А, 3.Б, 4.В, 5. А, 6.А, 7.В, 8.Г, 9.Б, 10.А, 11.В, 12.А, 13.А, 14.Б, 15.Г

Рефлексия

Домашнее задание. Параграф 4.

Приложение

Речные цивилизацииПервые государства в Индии появились за 2 тысячи лет до н.э., то есть на 1000 лет позднее, чем в Междуречье или Египте. В Китае цивилизация возникла ещё через 500 лет. И в Индии, и в Китае цивилизации возникли в долинах Инда и Хуанхэ. Реки играли такую же важную роль в жизни древних индийцев и китайцев, как в жизни египтян и шумеров. В Индии и Китае тоже появились свои мифы о потопе.Во время разливов Хуанхэ нередко разрушала берега и прокладывала себе новое русло. Поселения обрушивались в воду. Гибли люди и скот. Китайцы называли Хуанхэ бичом Китая, горем Китая, рекой тысячи бедствий, рекой, надрывающей сердце. Не случайно герой китайских мифов Великий Юй прославился сооружением плотины и запруды.Плодородные наносы рек Индии и Китая постоянно обновляли почву. Она не истощалась и давала богатый урожай.

Миф о великом Юе

Давным-давно случилось в Китае страшное бедствие: вся страна была затоплена, только холмы и возвышенности выступали из воды. А царь был дряхлым, и помощники не знали, что делать. Прошло девять страшных лет, а вода не спадала. Люди забирались в горы, но там им грозил голод.Тогда назначили начальником строительных работ Великого Юя. Принёс он в горах жертвы в честь богов, а потом осмотрел всю страну. По суше Юй ехал на колеснице, по воде плыл на лодке, болота преодолевал на ходулях, на горы взбирался в башмаках с шипами.А затем Великий Юй взялся за работу. Он углублял каналы и русла рек. Для свободного течения Хуанхэ прорубил гору. Если проходил Юй мимо своего дома, то затыкал уши, чтобы не слышать, как плачет его маленький сын. Он не лил себе заходить домой, чтобы не прерывать работу. Много лет трудился пока вода не направилась в море. И народ спустился с гор.

Что общего в природных условиях Египта, Междуречья, Индии, Китая?Почему именно там возникли древнейшие цивилизации?

Хараппская цивилизация — древнейшая в Индии. В долине Инда археологи раскопали несколько древнейших городов. Неизвестно, как они назывались, кто их построил и почему они опустели. Самый большой город открыли в месте, которое получило название Холм мертвых (Мохенджо-Даро в современном Пакистане). Под холмом оказались широкие, прямые улицы с двухэтажными кирпичными домами. В отличие от Междуречья, кирпичи индийских городов обожжены. На перекрёстках улиц углы домов закруглены — так было удобнее пешеходам и транспорту. Вдоль улиц проложены глиняные трубы для стока грязной воды. Почти и каждом доме была комната для омовения с кирпичным полом и стоком для воды. Ни в Египте, ни в Междуречье до сих пор не обнаружено столь же древних и благоустроенных городов.В домах найдены золотые и серебряные украшения, оружие и инструменты из меди и бронзы, глиняная посуда и статуэтки, детские и игрушки.Самыми ценными находками стали прямоугольные каменные печати с надписями. Вот только разгадать эти надписи учёные пока не могут.Раскопки городов позволили установить, что древнейшая в Индии цивилизация существовала в ХХУ (25) — ХУIII (18) веках до н.э.

Первые государства в Китае. О древнейшей речной Цивилизации в долине Хуанхэ известно немало, потому что о ней рассказывают не только вещественные, но и письменные памятники. Китайскую письменность не пришлось дешифровывать. И в наше время китайцы пишут иероглифами, которые произошли от иероглифов древности.На берегах Хуанхэ раскопаны богатые захоронения знатных людей, целые подземные дома. Вместе с умершим хоронили десятки вещей из бронзы и золота, колесницы с лошадьми, рабов, которых приносили в жертву.Ко II (2) тысячелетию до н.з. относятся и самые древние памятники китайской письменности гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах. Жрец-гадатель выцарапывал на них острым орудием свое обращение к богам и сжигал на огне. Появлялись трещины, по ним жрец якобы определял ответ богов. Гадательных надписей найдено много, более 100 тысяч. Вот которые из них:

Царь приказал всем обрабатывать поле.Гадание подтвердило, что надсмотрщикам пора дать приказ рабам убирать просо.Принести в жертву тридцать человек, десять быков.Гадание показало, что правильно отпустить рабов, а не приносить их в жертву.Правильно ли принести в жертву военнопленных?Гадали на черепахе, захватим ли много пленных и раковин.

Значит, во II (2) тысячелетии до н.э. в среднем течении Хуанхэ жили уже не первобытные племена. Здесь существовали письменность, неравенство между людьми, государственная власть. Население занималось земледелием, скотоводством, ремёслами, торговлей. Как и в других странах Древнего Востока, в Китае вначале возникло множество небольших государств.Все ранние цивилизации Древнего Востока — в Египте, Междуречье, Индии и Китае — появились в период бронзового века и широкого развития земледелия в долинах рек. Повсюду первоначально образовывалось множество небольших государств которые вели между собой борьбу, а затем объединялись в одно большое царство. Самым ранним и наиболее сильным государством был Египет.

infourok.ru