Исламский фундаментализм, сплачивающий различные дви жения, возник в мусульманских странах как реакция на годы существования, в качестве колоний, объединяющим началом также служат поиск подлинно исламского самоопределения и провал как капиталистической, так и социалистических систем в деле создания справедливого и процветающего общества в странах мусульманского мира.
Социализм создал громоздкую и бездеятельную бюрократию, являясь лишь прикрытием для диктатуры. Капитализм же, с другой стороны, оказался крайне либеральным и привел к возникновению чудовищного неравенства в доходах, богатстве и вообще качестве жизни, что подтолкнуло общество к тому или иному виду исламской революции.
Многие из "консервативных", равно как "революционных" исламских стран богаты нефтью, и колоссальная финансовая помощь была направлена на экспорт и поддержку фундаменталистских движений во многих уголках мира. Что касается немусульманских стран, то в них мусульмане нередко подвергаются маргинализации и даже дискриминации. И фундаменталистские движения обеспечили основу самоопределения и ощущения своей причастности к великому делу для молодежных масс, утративших веру в то общество, где они живут. Фундаментализм дает им надежду и возможность бороться ради достижения перемен.
Хотя весь спектр фундаменталистских движений слишком широк для простой классификации, с точки зрения теолого-правовой он разделяется всего на две основные группы:
Сейчас большинство шиитских движений фундаментализма, такие как хеболлах, тяготеют к революционности, а суннитские движения либо консервативны, либо - революционны. В настоящее время появляются данные, указывающие на то, что в некоторых частях света "революционные" и вместе с ними "консервативные" режимы оказывают поддержку одному и тому же движению.
В Иране мусульмане выразили свое сознание революционно. Большинство современных шиитских фундаменталистских движений тяготеют к революционности.